Кто и когда открыл кносский дворец
Минойская, или Крито-Микенская цивилизация, – это цивилизация бронзового века, зародившаяся на острове Крит в Эгейском море. Она существовала в период с III по I тыс. до н. э.
Минойская цивилизация считается первой высокоразвитой культурой в районе Эгейского моря. Процветала торговля, и торговые маршруты простирались на большие расстояния. Помимо этого, минойцы известны благодаря обилию оставшихся после них произведений искусства, которые помогают изучать культуру, общество и религию этой древней цивилизации.
Зарождение минойской цивилизации
Термин «минойская культура» появился уже в наше время. Как называли себя сами минойцы, неизвестно. Известно, что название было использовано британским археологом Артуром Эвансом для описания цивилизации, занимавшей город Кносс на острове Крит. Эванс начал раскопки этого участка в 1900 г. Считается, что именно он нашел легендарный дворец царя Миноса, в честь которого и дали название культуре.
Фреска «Священная процессия», фрагмент, Кносский дворец (источник: Фреска «Священная процессия», фрагмент, Кносский дворец (источник:В греческой мифологии Минос фигурирует как царь, построивший знаменитый Критский лабиринт, где жил Минотавр – легендарное мифическое существо с телом человека и головой быка.
Согласно археологическим исследованиям, остров Крит был уже обитаем в эпоху неолита, то есть около 7000 г. до н. э. Но лишь спустя несколько тысячелетий, около 3000 г. до н. э., Минойская цивилизация достигла расцвета. Исследователи делят ее историю на три периода:
- Раннеминойский (3000 – 2100 гг. до н. э.).
- Среднеминойский (2100 – 1500 гг. до н. э.).
- Позднеминойский (1500 – 1100 гг. до н. э.).
Есть и другая система деления, предложенная греческим археологом Николаосом Платоном. Согласно ей, выделяют четыре периода, основываясь на эволюции архитектурных стилей.
О начальном этапе раннеминойского периода археологам известно мало. Информация, которой располагают ученые, поступила благодаря раскопкам древних поселений и захоронений. В течение этого периода минойцы основывали маленькие поселения на побережье. Мертвых они хоронили в пещерах на территории острова. Об искусстве этого этапа нам рассказывают найденные украшения, металлические изделия и керамика.
Кносский дворец в древнегреческой мифологии
Кносский дворец неразрывно связан с одним из самых популярных древнегреческих мифов, в котором повествуется о гигантском кровожадном человеке-быке – Минотавре. Это чудовище, которое раз в девять лет пожирало семь прекрасных девушек и юношей, обитало в огромном лабиринте. Справедливости ради стоит отметить, что этот миф появился тогда, когда развалины Кносского дворца уже были погребены под слоем земли. Тесей, правивший Афинами, смог убить в ожесточенной схватке Минотавра, и с тех пор жители близлежащих островов и городов перестали присылать на Крит своих юных жителей.
Найти путь из лабиринта, который предположительно находился возле Кносского дворца (или непосредственно под ним), помогла Тесею знаменитая нить Ариадны. Из каких источников древним грекам, передававшим из поколения в поколение миф о Тесее, Минотавре и Ариадне, было известно о существовании Кносского дворца и минойской цивилизации, до сих пор остается загадкой. Перед раскопками Артур Эванс полагался исключительно на достоверность этого мифа и, как показало время, он оказался абсолютно прав, а может, в мифе о чудовище есть доля истины….
Тесей, Минотавр и нить Ариадны
Согласно древнегреческому мифу, удивительный дворец-лабиринт построил для царя Миноса величайший мастер древности Дедал. Это тот самый уникальный мастер, который фигурирует и в другой легенде: именно он создал для своего сына Икара крылья, чтобы тот смог осуществить мечту человечества о полете в небеса.
Царь Минос сперва жил в этом дворце сам, а потом поселил в нем ужасного человека-быка Минотавра. О его происхождении мы узнаем из древнегреческих легенд. Согласно одной из них, бог Посейдон послал царю Миносу огромного и свирепого быка, которого тот должен был принести в жертву богам. Но бык был таким совершенным творением природы, что царь ослушался Посейдона: он не захотел терять быка. А жена Миноса Пасифая и вовсе прониклась к божественному быку противоестественной страстью и от связи с ним родила страшное чудовище – Минотавра. Он имел человеческое тело и голову быка, был невероятно свиреп и питался исключительно юными и прекрасными отпрысками знатных афинских семейств.
Царь Минос заключил Минотавра в своем дворце и каждые девять лет посылал ему на съедение по семь афинских юношей и девушек. Минос наложил эту страшную человеческую дань на афинян за то, что они убили его сына Андрогея. Несчастные жертвы входили в роскошный дворец-лабиринт, и уже никогда не выходили из него.
H.A.Guerber, The story of Greeks, 1896
Прекратил это злодеяние древнегреческий герой Тесей, сын бога Посейдона. Он решил победить злобное чудовище и покончить с человеческими жертвами. Он вошел в лабиринт, нашел в огромном дворце Минотавра, сразился с ним и победил его в схватке. А не заблудиться в лабиринте ему помогла дочь царя Миноса, царевна Ариадна. Девушка влюбилась в прекрасного Тесея и дала ему с собой моток нитей. Разматывая нить Ариадны, Тесей смог сориентироваться в лабиринте и выйти назад, да еще и вывел за собой спасенных им юношей и девушек.
Кносский дворец: памятник древности или аттракцион?
Конечно, не факт, что в легенде упоминался именно этот дворец, но Артуру Эвансу хотелось считать, что это так. Правда, более поздние исследователи указывали на то, что древнегреческие мифы, в которых упоминается страшный Минотавр, старше, чем найденный на Крите дворец. Но их оппоненты утверждали, что дату первой постройки установить сложно: за свою долгую историю Кносский дворец несколько раз разрушался и отстраивался вновь, и лишь около 1380 года до нашей эры был разрушен и заброшен окончательно. Так это или нет, но с подачи Артура Эванса Кносский дворец прочно связался в сознании людей XX, а затем и XXI века с мифом о Минотавре.
Отношение же ученого мира к Артуру Эвансу довольно сложное и неоднозначное. С одной стороны, он действительно совершил исключительно важное открытие целой минойской цивилизации. А с другой – обошелся с древними руинами не так, как это принято в научном мире.
Параллельно с раскопками археолог вел воссоздание фрагментов дворца в таком виде, как представлял себе он сам и его сподвижник, архитектор Теодор Файф. Так что сейчас дворец представляет собой скорее аттракцион для туристов, чем подлинный памятник древней архитектуры. Современным посетителям непросто отделить эффектный новодел Эванса от древних построек. Но именно благодаря своей зрелищности Кносский дворец является самым посещаемым туристическим объектом на Крите. В отличие от тех древних руин, которые были не тронуты и остались в первозданном виде.
Кносский дворец
Кносский дворец (Knosses) – уникальный памятник минойской цивилизации (самой древней в Европе), расположенный на северном берегу острова Крит и являющийся его главной достопримечательностью. Каждый год сюда приезжают миллионы туристов, чтобы прикоснуться к истории, которая насчитывает около четырех тысячелетий.
Сэкономь на путешествии!
Видео: 3D реконструкция Кносского дворца
Основные моменты
Восстановленный северный вход в Кносский дворецМало кто знает, что впервые увидеть Кносский дворец ученым довелось только в конце XIX века. До этого времени обитель греческого царя Миноса была известна только по легендам. Сюжеты многих из них выглядели настолько неправдоподобными (например, о том, что Минос содержал здесь в лабиринте Минотавра, которого царица родила от священного быка Посейдона), что давали повод усомниться: Кносский дворец когда-то реально существовал или является порождением мифов?
Этот вопрос так и остался бы, наверное, без ответа, если бы не выдающийся археолог Артур Эванс, который задался амбициозной целью доказать его существование. В результате раскопок был обнаружен не просто замок, а целый город из далекого прошлого. Прошло уже столько лет, а Кносский дворец не перестаёт волновать умы и сердца множества любознательных и неравнодушных людей – историков, археологов, архитекторов и просто ценителей старины, любителей путешествий. Здесь, недалеко от столицы острова – города Ираклиона и всего в нескольких километрах от побережья Критского моря, словно остановилось время. Во время осмотра достопримечательности туристов не покидает ощущение, что перед ними открывается величественная Древняя Эллада. Она не осталась за завесой тысячелетий, а продолжает удивлять нас и сегодня!
Археологические раскопки
Фреска «Парижанка», жрица божества, XV век до н. э. Археологический музей ИраклионаДо 1914 года Крит принадлежал Турции. Предположение о древней цивилизации на острове делал еще в начале девятнадцатого века британец Роберт Пэшли. Но турецкие власти не давали согласие на проведение археологических работ. На месте, где сегодня мы видим Кносский дворец, раньше были сельскохозяйственные угодья. В этом районе испокон веков находили кольца, амфоры, глиняные горшки. Землями владел турок, в его планы продажа земель не входила, и раскопки проводить он не собирался.
Холмом заинтересовался местный кладоискатель Минос Калокеринос. В 1878 году он начал раскопки со стороны западных кладовых и обнаружил глиняные сосуды, наполненные бобовыми, амфоры и другие предметы обихода. Находки он подарил музеям, пытаясь привлечь внимание властей к сокровищам. С ним переписывался Генрих Шлиман, известный немецкий археолог-самоучка, который принимал участие в раскопках Трои, нашел золотые сокровища и клад Приама. Калокеринос догадывался, что эти земли хранят сокровища древней цивилизации, но полномасштабные работы проводить не мог.
Честь открытия минойской культуры принадлежит уже упомянутому Артуру Эвансу. Он долгое время работал хранителем в музее Эшмала при Оксфордском университете. Его заинтересовали иероглифы на разных артефактах с острова Крит. Эванс обращался в ведущие общества, занимавшиеся древностями: Берлинский музей и Лондонское общество. Так он собрал около 60 различных иероглифов.
В 1894 году Эванс все-таки выкупил земли, а в 1897 году началась греко-турецкая война. 16 марта 1900 года – официальная дата открытия минойской культуры. В последующие двадцать лет активно проводились раскопки. Многие найденные артефакты, оригиналы фресок, статуэтки сегодня хранятся в Археологическом музее Ираклиона. Артур Эванс и назвал цивилизацию минойской.
Руины Кносского дворца
Многие ученые скептически и неодобрительно относятся к деятельности Артура Эванса на территории Кносского дворца. При восстановлении он чаще руководствовался фантазией, чем исторической достоверностью. Кроме того, британцев интересовал больше «новодворцовый» период, и бесценные следы более ранней истории исчезли бесследно.
Несмотря на споры вокруг персоны археолога, именно благодаря ему мы сегодня можем прикоснуться к истории самой древней цивилизации в Европе.
Из истории Кносского дворца
Древние греки упоминали о Кноссе как о самом главном городе острова Крит. При раскопках поселений римлян были найдены монеты с надписями «Кнос» или «Кносион», с изображениями минотавра и лабиринта. И, собственно, Кносский дворец – не первое сооружение на данной территории. Ученые доказали, что в период 2000-1700 гг. до нашей эры здесь уже стоял дворец. Он был разрушен землетрясением (приблизительно в 1700 г. до нашей эры). Это был так называемый «стародворцовый» период.
«Новодворцовый» период (1700-1450 гг. до нашей эры) совпадает с расцветом цивилизации. Кносс насчитывал порядка 90 тысяч жителей, а дворец являлся сердцем города, административным и культурным центром.
Кносский дворец, реконструкция
Интересно, что минойским сооружениям не свойственны укрепления и защитные сооружения. Напрашивается вывод, что местные жители чувствовали себя в безопасности и не боялись нападения. Кносс находится на пересечении морских торговых путей. Есть доказательства, что минойцы занимались пиратством, их связывали дружественные отношения с Древним Египтом.
Между 1628 и 1500 г. до нашей эры на острове Фира произошел вулканический взрыв. За ним последовали землетрясение и цунами. Некоторые ученые связывали с Критом знаменитую Атлантиду. Утверждали, что минойцы и есть исчезнувшие атланты. Но впоследствии археологи обнаружили следы вулканического пепла под минойскими строениями. А это значит, что дворец восстанавливали, и он простоял еще около ста лет. В 1450 г. мощнейший пожар разрушил сооружение окончательно.
Мифы, связанные с Кносским дворцом
Кроме версий об Атлантиде, это место связывают еще с одной очень интересной историей. Имя Миноса, царя Кносса, упоминается в произведениях Гомера и других его современников. Историки утверждают, что это реальная историческая личность, но он не был жителем Крита, а прибыл из Греции. Это был могущественным правитель, который объединил остров и победил пиратов. Минос добился процветания и благополучия Крита. В распоряжении царя был огромный флот и многотысячное войско. Другая версия говорит, что «минос» – понятие собирательное, обозначает титул правителя острова.
Согласно мифам, Минос – сын Зевса и Европы. Зевс велел Астерию, который на то время был правителем острова Крит, взять в жены Европу, а ее детей усыновить. Минос унаследовал власть. Как-то царь попросил Посейдона дать ему красивого быка, которого пообещал принести богу моря в жертву. Бык был необыкновенно красивый – огромный и белый. Миносу не хотелось расставаться с таким красавцем. И он пожертвовал коня. Посейдон рассердился и внушил жене Миноса противоестественную страсть к быку. Как она ни сопротивлялась влечению, ничего поделать не смогла. В результате родилось страшное чудовище Минотавр – человек с головой быка. По одной версии, бедная женщина при родах умерла, по другой – ее заточили с сыном в лабиринт. Сооружение, из которого невозможно было выбраться, построил Дедал (отец Икара). Пленников бросили в центр лабиринта.
После победы Миноса над Афинами, царь потребовал у Эгея, правителя города, дань – отправлять раз в девять лет 14 юношей и девушек на съедение Минотавру. Два раза приносилась страшная жертва, а на третий – в числе пленников поехал Тесей, сын Эгея, правителя Афин. В героя влюбилась Ариадна, дочь Миноса. Она знала, что даже если любимому удастся победить чудовище, Тесей не выберется из лабиринта. Девушка подарила герою волшебный клубок. Тесей шел и разматывал его, в центре лабиринта нашел спящего Минотавра и убил его. Сматывая нитки, Тесей вышел к Ариадне.
Перед поездкой юноша договорился с отцом, что в случае удачи сменит черные паруса на белые. Но забыл об уговоре. Когда Эгей увидел возвращающиеся корабли с черными парусами, в отчаянии прыгнул со скалы в море. Оно стало называться Эгейское. Версии о смерти Миноса – противоречивые. Однако едины в одном: даже после кончины правитель решал судьбы людей, только уже в царстве мертвых.
Есть версии, что Кносский дворец – это и есть знаменитое обиталище Минотавра. И глядя на схему дворца, располагающего внушительным числом самых разных помещений, начинаешь в это верить. Правда, скептики утверждают, что Кносский дворец постоянно достраивался, а минойцы имели слабое представление о симметрии зданий.
Легенда о минотавре
Обустройство дворца и интересные находки
Принцип возведения дворцов того времени на острове Крит был примерно одинаков для всех. Помещения сооружались вокруг центрального двора. Кносский дворец был самым впечатляющим, это была резиденция правителей острова. Размеры сооружения впечатляют: 180 на 130 метров. Местами сооружение занимает пять этажей. Во дворце действовала система водоснабжения и канализации, и не только! Здесь было еще много того, что мы самонадеянно считаем достижениями исключительно современной цивилизации: туалеты со смывом и даже акустические системы.
Архитектуру Кносского дворца некоторые исследователи называют не иначе, как странной. Только представьте себе: тут сосредоточено несколько тысяч комнат, соединенных между собой таким количеством переходов, подъемов и спусков, которые никто не задается целью пересчитать – дело явно безнадежное.
Главный вход в Кносский дворец предположительно был с Западного двора. Здесь сохранились фрагменты «стародворцового» периода. Сразу привлекают внимание выложенные камнем отверстия – три «бублика». Согласно одной версии, их использовали во время жертвоприношений, согласно другой – для хранения зерна. Далее через коридор – проход в Центральный двор, это место еще называют «Дорогой Процессий». На стенах – фрески с изображением молодых людей с подношениями. Главным божеством у минойцев считается богиня плодородия Астарта. На территории дворца были найдены скульптуры и фрески с ее изображением.
Северная сторона дворца
Центральный двор выложен огромными плитами. Тут, по версии ученых, проводились ритуалы, церемонии и посвящения. На верхние этажи ведет лестница. Здесь предположительно находились приемный покой и парадные залы, украшенные колоннами и пилястрами. С главного этажа видны узкие продолговатые помещения. Ученые склоняются к версии, что это – кладовые. Тут же находится ряд квадратных ям. Согласно основной версии, в них хранилось оливковое масло, так как остались более интенсивные следы от пожара. На стенах зала – изображения символов, звезд, лабриса. Последний был не только двухсторонней секирой, но и символом власти правителя.
Самый популярный у туристов – Тронный зал Кносского дворца. Здесь можно увидеть каменный трон, перед ним стоит круглая чаша, вдоль стен – каменные скамьи. Помещение рассчитано примерно на 16 человек. Служило, как представляется сегодня, для аудиенций. Интересно, что во время раскопок в зале были найдены разбросанные глиняные сосуды. Что произошло здесь – останется навсегда загадкой.
Тронный зал Кносского дворца
Обязательно нужно посетить Зал фресок. Тут находятся копии, многие оригиналы были найдены в плачевном состоянии. Они были реставрированы и находятся в Археологическом музее в Ираклионе. Минойские фрески отличаются реалистичностью и насыщенными цветами. Самые знаменитые: «Игры с Быками», «Принц с лилиями», «Дама в голубом», «Голубая обезьяна», «Голубая птица», «Бык», «Носитель ритона» и многие другие. Популярные герои изображений – быки, грифоны, люди.
Фрески в Кносском дворце Трехчастное святилище
Трехчастное святилище знаменито тем, что здесь были найдены глиняные таблички с так называемым «письмом Б». Различают два вида письменности: линейное письмо А и Б. Ни одно не было расшифровано. Рядом со Святилищем – две темных комнаты с углублениями в полу. В подобных хранилищах были найдены статуэтки, глиняные вазы.
Артур Эванс полагал, что Западная часть Кносского дворца – церемониальная, а Восточное крыло – царские покои. Многие историки это оспаривали. Зал двух секир узнаваем благодаря угловому портику с шестью колоннами. Ванная комната царицы отделена стеной с окном. Можно полюбоваться прекрасной фреской «Дельфины». Здесь были найдены драгоценности, изделия из слоновой кости. Рядом косметическая комната и помещение с отверстием (предположительно канализационным). Бассейны для омовения не имеют дренажной системы.
Дерево проросшее сквозь плиты Вид на руины
Мастерская Ремесленника, Гончарная мастерская, склад гигантских пифосов, театр – все это особенно впечатляет туристов, посетивших Кносский дворец, поскольку возраст некоторых экспонатов около 4 тысяч лет. Сосуды высотой в человеческий рост искусно украшены рельефами.
Театр Склад гигантских пифосов
На территории Кносского дворца была найдена игра, похожая на нарды или шашки, украшенные слоновой костью, золотом, серебром, горным хрусталем. Скульптуры и драгоценности отличаются искусным выполнением. На фресках – тонко вырисованные персонажи. Неудивительно, что минойская культура оказала огромное влияние на восточное Средиземноморье, а после вторжения греков-ахейцев – на остров Крит и остальную Грецию.
Практическая информация для туристов
Восстановленная фрескаКносский дворец расположен в 4 км от города Ираклион. Можно доехать на машине, возле дворца есть бесплатная и платная стоянки. Рядом с автобусной станцией в киоске можно приобрести билеты на автобус (2-2,5 евро). Транспорт ходит регулярно. При подъезде к городу из автобуса уже хорошо виден этот памятник архитектуры. От предстающих взору пейзажей просто захватывает дух. Развалины монументальных античных строений, будто раскиданные среди огромных сосен, потрясают воображение. Кносский дворец окружают величественные горы, отчетливо просматривающиеся на фоне синего неба.
Собираясь на экскурсию, не забудьте взять головные уборы, поскольку температура здесь всегда выше, чем у моря. Обязательно захватите большое количество воды. Позаботьтесь об удобной обуви – ходить придется много.
Можно заказать экскурсию или знакомиться с достопримечательностью самостоятельно. Везде есть таблички с описаниями Кносского дворца. Однако опытные туристы, которые уже бывали здесь, советуют брать с собой путеводитель, потому что территория Кносского дворца огромна и многим информация на табличках кажется недостаточной.
Около достопримечательности имеются сувенирные лавки и кафе, где можно что-то прикупить на память и перекусить.
Здесь всегда много туристов, ориентируйтесь на небольшую вывеску-указатель.
Часы работы: с мая по октябрь – с 8 до 19 часов; с ноября по март – до 15 часов.
Как библиотечные рукописи привели Артура Эванса на Крит
Эванс, служивший до того ученым хранителем Эшмоловского музея искусства и археологии при Оксфордском университете, много лет занимался изучением документов, относящиеся к истории древней Греции. Именно там – в хранилище, среди музейных артефактов – он и нашел некие древние документы, расшифровал их и сделал смелое предположение, что на острове Крит, недалеко от современного Ираклиона, под землей может быть найден целый древний город. Его догадки укрепились еще больше, когда до него дошел слух, что один из критских купцов обнаружил в тех местах руины необычных построек и очень большие горшки (видимо, пифосы).
Получив эти сведения, археолог собрал все свои личные средства и отправился на Крит. В 1899 году он приобрел в собственность большой холм в той местности, где были найдены руины, и нанял двух шотландских специалистов (археолога Дункана Маккензи и архитектора Теодора Файфа), а также три десятка рабочих-землекопов.
23 марта 1900 года команда начала раскопки. Успех был стремительным: спустя всего несколько часов после начала работ нанятые Эвансом рабочие обнаружили остатки некоего древнего сооружения. Сперва археолог считал, что ведет раскопки целого поселения, но потом оказалось, что это единое гигантское сооружение, равное по размеру древнему городу.
Фото: Шарифулин Валерий/ТАСС
Находка, которая была названа позже Кносским дворцом, принесла безвестному ранее историку мировую славу.
Позже Артур Эванс целых 30 лет вел раскопки на Крите. На пространстве пяти квадратных километров ему удалось откопать множество разнообразных строений: дворцы, виллы, каменные дома. Это был древний Кносс – главный город острова во II тысячелетии до нашей эры, ее культурный и политический центр. Археолог нашел также предметы быта, искусства и культуры, датируемые 1300-1500 гг. до нашей эры. В результате его исследований была открыта одна из величайших древних цивилизаций, существовавшая между первобытными эпохами и античностью. Она получила название минойской, по имени легендарного царя Миноса, фигурировавшего в древнегреческих мифах. Ученый предположил, что именно Миносу принадлежал Кносский дворец, который он откопал.
Функции критских дворцов
Поскольку неизвестно, были ли у минойцев правящие династии, идею того, что дворцы предназначались как резиденции для царей, ставят под сомнение. Но они точно выполняли и другие, не менее важные функции. К примеру, некоторые помещения использовались как склады и хранилища. Возможно, дворцы предназначались для хранения и распределения сырья.
Также во дворцах проходили представления и культовые церемонии, фестивали для зрителей. А еще в них вершилось правосудие.
Поскольку дворцы могли служить центрами экономики, минойцы разработали свою систему письма, чтобы фиксировать то, что происходило в этих дворцах и вне них. У них было два вида письменности: иероглифическое письмо и линейное письмо А. Первое было основано, вероятно, на древнеегипетских иероглифах, а второе – на письменности Месопотамии. Это еще одно свидетельство того, что минойцы имели обширные связи с другими странами Восточного Средиземноморья. Линейное письмо А позже было вытеснено линейным письмом Б и троянским письмом.
Торговые связи минойцев
Около 2600 г. до н. э. остров Крит становится крупным культурным и торговым центром. К этому моменту минойцы уже установили связи с другими средиземноморскими регионам, включая Египет, Сирию и Малую Азию. Благодаря торговле они получили доступ к меди, олову, слоновой кости и золоту. Это подтверждают найденные археологами артефакты того периода. А благодаря обнаруженным памятникам архитектуры можно сделать предположения об организации минойского общества.
Дворцы того периода располагались в общинах. Вероятно, на этом этапе минойское общество было децентрализованным, то есть отсутствовала центральная власть. К тому же нет свидетельств и того, что у них были могущественные землевладельцы.
Отсутствие классового деления общества подтверждают и захоронения раннеминойского периода. В это время минойцы строили так называемые толосы – круглые в плане сооружения, выполнявшие роль святилищ или гробниц. Археологические находки свидетельствуют, что эти толосы использовали для погребения всех членов общины и жителей целых деревень. Когда внутри не хватало места, кости со старых захоронений собирали и выносили за пределы толоса.
Тайны лабиринта Минотавра: тот ли дворец откопал Артур Эванс?
Сегодня исполняется ровно 120 лет со дня величайшего археологического открытия, равных которому насчитывается не больше десятка за всю историю науки. 23 марта 1900 года британский историк и археолог Артур Джон Эванс обнаружил на греческом острове Крит остатки легендарного лабиринта Минотавра.
Кносский дворец – величайший памятник архитектуры
Можно с уверенностью сказать, что Кносский дворец, возле которого и в наши дни можно встретить многочисленные группы археологов, является одной из самых интересных достопримечательностей современной Греции. Бродящих среди руин туристов довольно часто посещает ощущение, что они столкнулись с чем-то фантастическим и необъяснимым. Быть может, оно появляется после прочтения мифа о Минотавре, а быть может, сама атмосфера, которая характерна для загадочного Крита, вводит человека в состояние, чем-то схожее с медитацией. Крит и развалины Кносского дворца довольно часто упоминаются в туристических проспектах. Не посетить это строение, которое было некогда одним из самых величественных и, по предположениям энтузиастов, являлось дворцом Атлантов – непростительная ошибка.
В наши дни, дворец – это огромное количество построек, которые расположены поблизости внутреннего двора. Особый интерес вызывает то, что все они спроектированы древними архитекторами на разных уровнях. Каждый уровень был соединен между собой внушительного размера лестницей или коридором. Некоторые помещения расположены глубоко под землей, объяснить смысл такой постройки и предназначение здания не представляется возможным. Ну чем не легендарный лабиринт Дедала? В качестве опор для этажей дворца использовались колоны. Археологи утверждают, что Кносский дворец был жилищем древнего царя, его супруги и свиты. Кроме этого, в Кносском дворце располагался театр, в котором за боем двух разъяренных быков (!) могли наблюдать около шестисот человек.
Удивительно, среди руин специалисты нашли, пожалуй, самую древнюю на нашей планете канализацию, а также, систему водоснабжения. Благодаря тому, что длительное время Кносский дворец был погребен под землей и являлся недоступным для грабителей, в нем сохранились уникальные фрески, на которых изображены мифические существа. Среди развалин были извлечены из под земли бесценные экспонаты, выполненные из золота и дорогих камней. Интересно и то, что практически на всех артефактах, найденных на территории древнего Кносса, изображен бык. Кстати, еще одно изображение, которое довольно часто встречается на стенах здания, черепках и сосудах - двойная секира. По-гречески это оружие звучит, как «лабрис». Большинство лингвистов считают, что именно от этого названия и произошло слово «лабиринт». Не это ли очередное подтверждение правдивости мифа о Минотавре?
Несмотря на многочисленные открытия, ученым до сих пор не удалось объяснить, какая религия была основной в древнем и, некогда влиятельном, городе, а Кносский дворец - это своего рода лабиринт, можно даже сказать, ребус, решить который невозможно даже в наш век технологического прогресса.
Путешественник, решивший увидеть своими глазами Кносский дворец – место, с которым связано столько легенд, мифов и тайн, должен знать, что вход на его территорию платный. Цена входного билета по меркам Евросоюза – символична, и составляет всего 6 евро. Работает дворец-музей под открытым небом с 8 утра и до 6 вечера ежедневно. В дни, которые признаны национальными праздниками Греции, попасть к Кносскому дворцу можно абсолютно бесплатно.
Внутри Тронного зала
Бесплатный вход доступен и для молодых людей, которым еще не исполнилось восемнадцати лет. Правда, как и по всей территории Греции, юноши и девушки, которым разрешен безбилетный доступ к памятникам истории и архитектуры, должны проживать в одной из стран, входящих в Евросоюз.
Расцвет Минойской цивилизации
Среднеминойский период стал эпохой наивысшего расцвета цивилизации. Около 1700 г. до н. э. минойские дворцы оказались разрушены неизвестным бедствием. Считается, что причиной разрушения могло стать землетрясение или вторжение врагов. Однако вскоре после этого события цивилизация начала восстанавливаться и через столетие достигла небывалого процветания.
Старые разрушенные дворцы не только отстроили, но и расширили. Минойцы основывали новые поселения и маленькие дворцы на территории всего острова. Дворцовые комплексы отличались тем, что располагались вокруг центрального двора и отличались проработанной кладкой. Интересно, что защитных стен вокруг них не было.
Стены и потолки минойских дворцов украшали фресками . Сюжеты фресок включали церемонии, обряды и изображения природы. И сегодня эти фрески считаются выдающимися образцами древнего искусства. Примеры можно видеть в знаменитом Кносском дворце и музеях. Самые известные – «Парижанка», «Акробаты с быком», «Танцовщица», «Дамы в голубом» и «Принц с лилиями». Часто встречаются изображения дельфинов, медуз, морских ежей.
Инженерные решения древних зодчих
Сейчас Кносский дворец – самый знаменитый памятник Крита. Его изображения украшают путеводители по острову, местные открытки и сувениры. В нем сохранились потрясающие по красоте фрески, яркие и искусные, демонстрирующие не только изысканность, но и неуемную роскошь. На картинах древние мастера изображали девушек среди лилий, юношей, собиравших цветы и наполнявших ими вазы. Красота была возведена в культ. Благодаря фрескам можно даже сделать вывод о критской моде того времени. Четыре тысячелетия назад женщины носили длинные пестрые платья с завышенной талией и глубоким декольте, а также остроконечные шляпы. Волосы они стригли по моде: иногда так коротко, что их прически выглядят вполне актуальными и сегодня.
Эвансу удалось установить, что Дворец был построен с использованием невиданных для тех времен инженерных решений: там были и великолепные банные помещения, и водоотводные каналы, и хитроумная система вентиляции, и системы искусственного и естественного освещения, и многое другое.
Дворец расположен на площади 2,5 гектара и имеет невероятно сложную и запутанную структуру. Он многоуровневый, изобилует массой помещений и коридоров, некоторые из которых заканчиваются тупиками или имеют кольцевую структуру: то есть в итоге выводят в те же комнаты, с которых начинался путь. Среди бесчисленных поворотов и хаотически размещенных комнат легко заблудиться. Это дало повод Эвансу заявить о том, что он нашел мифологический лабиринт Минотавра.
Фото: Шарифулин Валерий/ТАСС
Кносский дворец на острове Крит.
Кносский дворец была не просто резиденцией царя Миноса и высших сановников государства, но и административным и экономическим центром, вокруг которого раскинулся древний город Кносс.
Согласно исследованиям, Кносский дворец на Крите был восстановлен 1700—1450 гг. до н. э. — во время высочайшего расцвета Минойской цивилизации. Отстроенный заново дворец стал величайшим сооружением своего времени, ярчайшим свидетельством архитектурного мастерства и развитых инженерных технологий минойцев, которых Гомер называл «Eteocretans» («истинными критянами»), потомками царя Миноса.
Восстановленный Кносский дворец пережил свой второй период расцвета, он просуществовал ещё 250 лет, но вновь был разрушен землетрясением, вызванным извержением вулкана на острове Санторини. Сильнейшие приливные волны нанесли непоправимый урон не только Кносскому дворцу, но и всей Минойской цивилизации, прекратившей своё существование. Многие жители Крита переселились в Микены, Кносский дворец не восстанавливался, но сам город Кносс отстроился заново.
Многие учёные, изучая запутанный план дворцового комплекса, уверены, что сам дворец и является сложнейшим легендарным лабиринтом. Дворцовый комплекс правильнее называть древним городом, а не просто дворцом, на площади 16 000 кв. метров расположилось более 1300 различных помещений.
Сегодняшним своим видом Кносский дворец во многом обязан английскому археологу Артуру Эвансу, начавшему в 1900 году раскопки курганов на Крите и масштабные раскопки Кносского Дворца и его окрестностей. Увлечённый своим открытием, Эванс не только руководил всеми археологическими работами, но и взял на себя смелость «воссоздать» некоторые части дворцового комплекса, за что его впоследствии многие критиковали.
Видимо, оттого, что Кносский дворец был разрушен, а затем через сотни лет его восстанавливали совершенно другие строители, возникает ощущение невероятного хаоса всего комплекса.
Планировка всего сооружения порой кажется абсолютно нелогичной и невероятно запутанной – помещения, находящиеся на разных уровнях, соединены петляющими коридорами, лестницами, расположенными в самых неожиданных местах, имеется множество потайных комнат, залов, тупиковых проходов.В постройке дворца очень мало симметричных деталей, некоторые комнаты прорублены в скалистой породе, другие отделаны грязевым кирпичом, многие фрески и декоративные элементы размещены вопреки законам гармонии, но технология строительства находилась на высочайшем уровне.
Некоторые архитектурные элементы очень эффектны и привлекают внимание современных архитекторов, историков и обычных туристов. Одними из них являются «иррациональные» колонны, имеющие необычную форму и сужение снизу, колонны выкрашены в красный цвет охры и чёрный цвет окантовки сверху и снизу.
В Кносском дворце археологи обнаружили такие гидротехнические сооружения 20 — 21 веков до н.э., как водопроводы в толще стен дворца, сточные системы канализации, проходящие под полом дворца, а также на лестницах имеются специальные сточные каналы для воды, таким образом была внедрена древнейшая канализационная система для банные помещения, туалетов, выходящая далеко за пределы дворцового комплекса.
Предполагается, что жизнь в Кносском дворце была довольно бурной и разнообразной – археологоги обнаружили залы для торжественных приёмов, личные покои царской семьи и придворных, ремесленные мастерские, помещение театра, способное вместить около 500 зрителей, арена для боя быков.
Удивительно, что все здания лишены привычных нам окон. Для проникновения света и вентиляции строители предусмотрели многоуровневые отверстия в потолках.в стенах дворца была сделана вентиляция.
Кносский Дворец это сложная система храмов, залов, театра, различных комнат, коридоров, проходов и складов, находящихся на разных уровнях и соединяющихся бесчисленными лестницами и переходами, в которых можно заблудиться, как в лабиринте.
Артур Эванс был изумлён красотой фресок Кносского дворца, и отметил удивительное сходство между фресками дворца минойского Крита и египетским изобразительным искусством. Дальнейшие исследования доказывают самобытность Минойской культуры, самостоятельно сформировавшейся на Крите. Минойцы пользовались сверхточным календарём, превосходившим египетский, минойцы были лучшими мореходами своего времени.
Минойская цивилизация была первой до греческой письменной цивилизацией Крита и материковой Греции и первой развитой цивилизацией в Европе.
Кносский дворец - место, где обитал мифический Минотавр.
Совсем недалеко от современного города Ираклиона, раскинувшегося на легендарном острове Крит, находятся развалины самого известного и популярного среди туристов памятника древнегреческой архитектуры Кносского дворца.
Несмотря на неумолимый ход времени, многочисленные землетрясения, грабежи и войны, стараниями археологов на свет появились руины гигантского здания, которое довольно часто упоминается в мифах и легендах. Раскопки Кносского дворца и реставрационные работы начались еще на заре ХХ века, руководил ими известнейший в те времена археолог Артур Эванс.
Именно благодаря этому человеку, современные путешественники могут увидеть место, где при помощи нити Ариадны, великий греческий герой и правитель Афин Тесей, смог победить Минотавра и не затеряться в огромнейшем лабиринте.
Падение Минойской цивилизации
В середине XV в. до н. э. многие дворцы Крита были разрушены. Кносс оказался уничтожен в следующем столетии. Вероятной причиной стало извержение вулкана в Средиземном море, повлекшее сильное землетрясение и цунами. Предположительно, вулканический взрыв произошел на острове Тера, или Тира, (Санторини) в 100 км к северу от Крита.
В отличие от первого разрушения, второе стало роковым для Минойской цивилизации. Волной цунами были уничтожены здания, а вулканический пепел покрыл растения, лишив людей урожая. Однако некоторые ученые ставят под сомнение версию того, что извержение стало причиной упадка цивилизации: последние археологические раскопки свидетельствуют, что оно не так сильно повлияло на людей и культуру, как считалось ранее.
Есть и другие теории, объясняющие упадок Минойской цивилизации. Известно, что минойцы сильно полагались на торговлю. Возможно, были нарушены поставки зерна на остров, из-за чего начался массовый голод. Другая версия гласит, что причина в наступлении железного века, а бронза, которой торговали минойцы, перестала быть востребована, что опять же привело к упадку торговли и голоду.
Если ранее политическим центром был Кносс, то вскоре эту роль взял на себя греческий город Микены. И на острове Крит и на большой земле утвердилась микенская культура, ставшая синтезом минойской и греческой. Впрочем, и она была уничтожена в XII в. после Троянской войны. Минойцы полностью ассимилировались с греками, и древняя цивилизация окончательно прекратила свое существование, сохранив память о себе в многочисленных артефактах острова Крит.
Спасибо за внимание! Можно не подписываться и не лайкать, но если сделаете это, автор поймет, что старается не зря :)
Кносский дворец - история
По мнению историков, огромный храм в городе Кноссе был возведен еще за две тысячи лет до наступления нашей эры. Археологические раскопки показывают, что на его месте ранее существовало поселение древних людей. К слову, храм, построенный благодаря огромным усилиям, просуществовал лишь около трехсот лет.
Причиной его разрушения стало сильнейшее землетрясение, которое кроме «раннего» Кносского дворца стерло с острова практически все строения. Сразу после природного катаклизма древние греки вновь взялись за работу и построили новый, просто таки гигантский дворец, руины которого и были обнаружены Артуром Эвансом в начале ХХ - го века.
Строительство нового дворца пришлось на расцвет города Кносса и минойской цивилизации. Минойская цивилизация, пожалуй, является одной из самых загадочных и малоизученных. Даже в наше время ученые не могут достоверно сказать, что означает само слово «минос». Некоторые говорят, что это «царский трон» и «власть» на Крите, а другие, высказываются, что это имя человека, правившего городом Кноссом во времена его расцвета, и построившего Кносский дворец. Увы, город Кносс и его роскошный дворец были вновь разрушены очередным землетрясением, которое, скорее всего, стало причиной цунами, накрывшего весь Крит. Детальное изучение развалин Кносского дворца позволило сделать вывод, что главной причиной гибели города стал пожар, распространившийся на все здания. Интересно то, что причина возникновения пожара неизвестна.
Более вероятной считается версия, согласно которой жители Кносса сами спалили родной город или знали о приближающемся бедствии. В пользу этой версии, которая и встречается в современных учебниках истории, говорит то, что во время раскопок на территории древнего Кносса не найдено скелетов людей и домашних животных. Горожане наверняка знали о пожаре и заблаговременно перебрались на побережье. Некоторые историки, опираясь на найденные в Палестине артефакты, сходные по форме с артефактами, обнаруженными на Крите, делают довольно смелое заявление: первыми жителями, населявшими Кносс, были Атланты. Эта версия довольно спорная, хотя само строительство огромного дворца, возраст которого примерно такой же, как и у египетских пирамид, говорит в пользу нее. Скорее всего, эта загадка истории в ближайшее время не будет разгадана, лишь с появлением новых технологий, позволяющих более подробно изучать морские глубины и то, что скрыто под многовековыми наслоениями, историки наконец-то дадут утвердительные ответы на вопросы: «Существовала ли Атлантида?» и «Где жили древние Атланты?».
Читайте также: