Краткая история великого новгорода для туристов
Великий Новгород – город с тысячелетней историей. Несомненно, это центр древнерусской культуры, о котором стоит знать каждому русскому человеку.
Находится он между Москвой Санкт-Петербургом, на реке Волхов. Этот город был очевидцем многих исторических событий, имевших огромное значение для Руси. Именно здесь зарождалось Древнерусское государство, именно через этот город проходили наиболее важные торговые пути (в том числе и «из варяг в греки»). Этот путь удалось проложить в начале X века благодаря походам князей Игоря и Олега в Византию.
Население древнего Новгорода составляли непосредственно финно-угорские племена, которые дали причудливые названия географическим объектам. Позже, в VIII веке, к ним присоединились славяне.
Государственные отношения складывались в том числе из-за борьбы с заморскими купцами – прямыми конкурентами новгородских торговцев. К середине 800-х годов здесь уже был центр политического и военного взаимодействия племен. Также существовала система государственного налогообложения – дань и сборы варягам составляли основную часть «бюджета» Новгорода. Считается, что в 862 году русский народ призвал варягов. Династия Рюриковичей началась именно в Новгороде, когда Новгородцы призвали скандинавского князя с его дружиной помогать управлять государством, выполняя важнейшие функции правителя.
Витославлицы музей народного деревянного зодчества Витославлицы музей народного деревянного зодчестваРоль христианства для истории города
В 980г. на престол взошел Владимир, и Новгород уже не имел никаких привилегий по отношению к другим областям Киевской Руси. Жесткая политика нового правителя повлияла на процесс принятия Новгородом христианства. С тех пор оно считалось государственной религией. В Новгородском Кремле стали строить православные церкви. В середине X века Ярославом Мудрым была построена София. Принятие христианства оказало огромнейшее влияние на дальнейшее развитие Новгорода (он стал центром культуры и духовности на Руси).
Новгород – столица древнерусской демократии
В современном обществе существуют демократические начала, у всех есть право голоса и свобода выбора. Именно в Новгороде было положено начало демократии, здесь существовало вече – всенародное собрание, на котором решались важнейшие вопросы (этот орган власти был чем-то схож с Государственной Думой). Новгород был независимым и самостоятельным политическим центром, однако в середине XIV века новгородские бояре присягнули на верность московскому князю. Так Новгородская республика была присоединена к Московскому княжеству. Это событие связано с именем Ивана III. А вот Ивана IV здесь невзлюбили. Его фигуры нет на историческом памятнике «Тысячелетие России». В 1570 году жестокий царь расправлялся с новгородцами, грабил монастыри и церкви, устанавливая здесь опричнину. Существует поверье, что вода в реке Волхов красная из-за крови тех людей, над которыми правитель жестоко расправлялся и сбрасывал с моста.
Свято-Юрьев мужской монастырь Свято-Юрьев мужской монастырьОткуда историки берут сведения о развитии Новгорода
Основные источники сведений о древнем городе – летопись и огромное количество берестяных грамот. Наряду с Москвой Новгород имел достаточно богатую летописную традицию, здесь кипела политическая жизнь, здесь были главные исторические памятники культуры нашей страны.
По летописям также можно судить об уровне жизни купцов и бояр новгородских, о том, какие были права наследования их имущества. Многие государственные акты зафиксированы в летописях, отсюда историки могут узнать о политическом устройстве древней республики. Особый интерес у них вызывают договорные грамоты Новгорода с варягами – там описаны права и обязанности приглашенного на престол князя для выполнения важнейших политических функций правителя.
Многочисленные берестяные грамоты, которые были найдены при раскопках, свидетельствуют о том, насколько грамотным было население Новгорода. Купцы, крестьяне, ремесленники писали друг другу письма, делились ежедневными заботами.
Исторические памятники Новгорода или что нужно посетить опытному туристу
Новгород является одним из важнейших культурных центров нашей страны.
Новгородский Детинец с его величавыми башнями и памятниками архитектуры входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО, за его стенами скрываются необыкновенной красоты памятники древней архитектуры и культуры нашей страны:
1. Новгородская София. Собор построен Ярославом Мудрым в середине XII века, стал символом могущества власти русского князя и вечевой республики.
Собор Новгородская София Собор Новгородская София2. Знаменитый памятник под названием «Тысячелетие России» . Этот памятник олицетворяет тысячелетнюю историю государства. На монументе изображены фигуры деятелей Древней Руси и России, здесь представлены важнейшие исторические этапы – от Рюрика до Петра I. Памятник поражает своими величием и красотой.
Памятник Тысячелетие России Памятник Тысячелетие России3. Небольшая церковь Андрея Стратилата. Постройка велась в XV-XVII веках. Внутри церкви сохранились фрески, богатые орнаментальными мотивами.
Церковь Андрея Стратилата. Автор Lite. CC BY-SA 3.0 Церковь Андрея Стратилата. Автор Lite. CC BY-SA 3.04. Надвратная церковь Сергия Радонежского. Построена в XV веке. Является единственной сохранившейся с древних времен надвратной церковью в нашей стране.
Церковь Сергия Радонежского (Вид с южной стороны). Автор Ludvig14. CC BY-SA 4.0 Церковь Сергия Радонежского (Вид с южной стороны). Автор Ludvig14. CC BY-SA 4.05. Грановитая палата . Построена в середине XV века. Внутри здания в наши дни представлена выставка, состоящая из экспонатов ювелирного искусства XI-XIX вв.
Интерьер Владычной (Грановитой) палаты 1881—1886 годов. Автор Барщевский Иван Фёдорович. ОД Интерьер Владычной (Грановитой) палаты 1881—1886 годов. Автор Барщевский Иван Фёдорович. ОД6. Звонница Софийского собора со знаменитыми новгородскими колоколами.
Софийская звонница в Новгороде, вид с Пешеходного моста. Автор User№101. CC BY-SA 3.0 Софийская звонница в Новгороде, вид с Пешеходного моста. Автор User№101. CC BY-SA 3.0С чего начиналась история государства? С Новгорода, его летописей и берестяных грамот, с его памятников культуры и архитектуры. Великому Новгороду 1159 лет. Это древнейший город с богатой историей. Здесь зарождалось наше государство.
А также:
- Узнайте, почему Великий Новгород называют Родиной России.
- Читайте о средневековом торговом Ганзейском союзе. .
- Посмотрите наш новый онлайн-проект «Экзамен на отлично» со Сбыславом, Евфимией и Агафьей - для всех, кто интересуется историей России!
Здесь не носили лаптей, а ходили в кожаных сапогах, здесь мостили улицы с древних времен, простолюдины вели оживленную переписку, а князей звали и прогоняли когда хотели. Здесь можно постоять на том самом месте, откуда, по преданию, сбросили в реку кровожадного языческого бога Перуна , искупаться в озере, на берегу которого пел свои чарующие песни купец Садко, поучаствовать в ристалищах современных новгородских витязей. Здесь, и только здесь вы в полной мере ощутите связь времен и исконную атмосферу Земли Русской.
Старейший город России, колыбель русской демократии, средневековый центр торговли и ремесел, крупнейший партнер Ганзейского Союза в XII-XVII вв., связующее звено между средневековой Европой и Русью и рубеж на границе двух цивилизаций - все это Великий Новгород.
Слово «новгородцы» впервые звучит в летописи под 859 годом. Предметом научных споров до сих пор остаются точная дата возникновения Новгорода и местоположение «старого» города. В последнее время преобладает точка зрения, по которой роль старого города отдается Городищу, расположенному на правом берегу Волхова, в 2 километрах от современного города. Именно там, вероятно, находилась резиденция князя Рюрика, призванного в IX в. на княжение в Новгород и положившего начало династии Рюриковичей. В X в. город был перенесен на новое место и назван Новгородом. После покорения Киева князем Олегом во главе новгородской дружины и образования единого государства Киевская Русь, Новгород становится вторым по значению центром нового государства. В свое время здесь княжили Владимир Красное Солнышко и его сын Ярослав Мудрый.
Но уже в 1136 в Новгород обретает принцип вольности в князьях: отныне они сами решают, какого князя пригласить, а длительность его пребывания на новгородском столе зависит от того, придется ли он по нраву новгородцам. С конца XIII века князь не приглашался. В этот период Великий Новгород - столица Новгородской вечевой республики. Вече решает вопросы войны и мира, принимает законы и заключает договоры с другими землями, а также избирает Владыку - архиепископа Новгородского, который с 15 века фактический глава Новгородской вечевой республики. Конец новгородской республики приходится на 1478 г., когда московское войско одержало победу над новгородцами в битве на реке Шелонь. Новгород и все его земли вошли в состав централизованного государства Московская Русь, территория которого от этого увеличилась в 5 раз! Тем не менее, до начала 18 века Новгород не теряет значения центра международной торговли и ремесел, чему способствовало выгодное географическое положение на пересечении путей из стран Балтии в Средиземноморье («из варяг в греки») и через Поволжье на Восток. Торговые связи Новгорода распространялись от Фландрии и ганзейских городов до Югорской земли и от Скандинавии до Астрахани и Константинополя.
Император Константин Багрянородный в своем трактате «Об управлении империей» рассказывает, что россы плывут в Константинополь, в первую очередь из города «Немогард, в котором сидит Святослав, сын Игоря». Несомненно, речь идет о Новгороде, а то обстоятельство, что в греческом тексте употреблен странный для византийского уха глагол «сидит» в смысле «правит», свидетельствует, что сведения получены от самих руссов и буквально переведены императору его толмачами. Информация относится ко времени до вокняжения Святослава Игоревича в Киеве (около 964 года) и является тем самым первым упоминанием о ныне существующем российском городе в византийской литературе. В 1045 году было начато строительство главного храма Новгорода, нареченного Святой Софией в воспоминание о главном соборе Константинополя. Русь копировала Византию не в строительстве, а в живописи.
В конце 1300-х годов в Новгород прибыл Феофан Грек. Он привез с собой совершенно уникальный, неслыханный на Руси стиль письма. Его экспрессивная манера характеризуется свободой и раскованностью, невероятной подвижностью, иногда эскизностью. Художник, прекрасно владевший навыками «школьной» живописи, отказался от классической гармонии и покоя в пользу максимальной выразительности композиций, поз, жестов.
За минувшие столетия история Новгорода была богата событиями. Вот лишь вкратце основные события Земли Новгородской:
- 859 г. — Новгород впервые упоминается в «Повести временных лет» в связи со знаменитым путем «из варяг в греки».
- 862 г. — призвание варяга Рюрика на княжение.
- 1019 г. — князь Ярослав Мудрый дарует Новгороду независимость от Киева и права вольного города.
- 1044 г. — при князе Владимире начинается строительство каменных стен Кремля (Детинца).
- 1045 г. — в Детинце закладывают первый каменный храм Святой Софии.
- 1136 г. — Новгород становится «волен во князьях» и превращается в республику, во главе которой стоит вече.
- 1242 г. — Ледовое побоище, победа новгородцев во главе с князем Александром Невским.
- 1471 г. — битва на реке Шелони, поражение новгородцев от москвичей и начало присоединения Новгорода к Москве.
- 1478 г. — конец Новгородской республики.
- 1570 г. — разгром Новгорода Иваном Грозным.
- 1611-1617 гг. — оккупация Новгорода шведами.
- 1706 г. — основание первого в Новгороде Греко-латинского училища братьями Лихудами.
- 1727 г. — Новгород становится губернским центром.
- 1862 г. — открытие памятника «Тысячелетие России».
- 1865 г. — открытие музея общества любителей древности, первого провинциального музея в Российской империи.
- 1941-1944 гг. — оккупация фашистскими войсками.
- 1951 г. — в ходе археологических раскопок найдена первая берестяная грамота.1993 г. – первым из российских городов Новгород вступил в Ганзейский союз Нового времени.
- 1997 г. — Новгород награжден почетным знаменем совета Европы за достижения в экономическом и социальном развитии.
- 1999 г. — Новгороду возвращено историческое название — Великий Новгород.
- 2001 г. – В Великом Новгороде открыт первый в России городской Офис Туризма и туристско-информационный центр «Красная Изба».
- 2009 г. - Великий Новгород отпраздновал свой 1150-летний юбилей.
- 2009 г. - первым из российских Великий Новгород принял Международный форум «Ганзейские дни Нового времени».
- 2012 г. – Великий Новгород стал основным центром празднования 1150-летия зарождения российской государственности.
- 2014 г. - Великому Новгороду исполняется 1155 лет.
Начиная с 50-х годов XX века в черте города и на Рюриковом Городище систематически проводятся масштабные археологические раскопки, в которых участвуют местные и приезжие ученые, а также студенты и школьники. За это время было найдено более 2000 свинцовых печатей, огромное количество оружия, украшений, предметов быта и разнообразных музыкальных инструментов. Главная же гордость новгородских историков — более 1000 берестяных грамот самого разного содержания и в прекрасной сохранности. Среди них попадаются деловые письма, любовные послания, записи кулинарных рецептов, комментарии к Библии, коммерческие расчеты и даже каракули учеников. Эти находки указывают на поголовную грамотность жителей средневекового Новгорода, включая женщин и простолюдинов, и помогают лучше понять образ жизни наших далеких предков. Тонкая, тщательная работа по дереву, металлу, коже и стеклу, богатство и обилие предметов и многочисленность берестяных посланий не может не восхищать. Все это говорит нам о былом величии, могуществе и важности Великого Новгорода — политического, религиозного, торгового и культурного центра древней Руси.
На протяжении веков Великий Новгород - ведущий партнер Ганзы - торгового союза немецких городов, контролировавшего важнейшие торговые пути по Балтике и северным морям. Торговля Ганзы с Русью осуществлялась через Новгород - дальше на Русь ганзейские купцы не ходили, весь товар распродавая именно в Новгороде, откуда его развозили уже к своей выгоде русские купцы. Партнерские отношения Новгорода и Ганзы, крайне выгодные для обеих сторон, регулировались специальными договорами и уставом Ганзейского двора - «Скра». В договорах прописывались гарантии безопасной торговли. Наиболее существенными были статьи о предоставлении «чистого пути» ганзейским купцам в Новгородскую землю, а новгородцам - по Балтике. Важнейшие статьи русского средневекового экспорта: меха и воск, мед и лен - высоко ценились по всей Европе. Многие западноевропейские монархи и знатные особы носили роскошные шубы и шапки из новгородских драгоценных мехов - горностая, соболя, куницы; свечи из русского воска мерцали в огромных алтарях готических соборов. С Запада импортировались дорогие ткани, сукна, а также цветные металлы, используемые во многих ремеслах, которыми особенно славились новгородские мастера.
Ганзейские купцы везли греческие, французские, испанские и, конечно, рейнские вина. Ввозили и балтийскую сельдь, соль, а в неурожайные годы и хлеб.
В Новгороде находилась одна из крупнейших в Европе Ганзейских контор, расположенная на Ярославовом Дворище - месте средневекового Торга. В ее состав входили Готский и Немецкий дворы. Окруженные тыном из толстых бревен, дворы напоминали крепости. Внутри дворов находилась вся необходимая для длительного пребывания ганзейских купцов в Великом Новгороде инфраструктура.
В 1980 г. на традициях Средневековой Ганзы, которую по праву называют прообразом Евросоюза, основан Ганзейский союз Нового времени. В 1993 г. Новгород стал первым российским членом Ганзейского Союза Нового времени и ежегодно представляет свои средневековые традиции на Международных Ганзейских днях. В 2009 году город отметил свое 1150-летие и стал хозяином XXIX международного форума «Ганзейские дни Нового времени», который прошел под девизом «Расширяя границы…».
Новгородская цивилизация - новый сайт, адресованный всем, кто интересуется отечественной историей вообще, и новгородской историей в частности.
*Благодарим Анатолия Андреева и Артура Виснапа за предоставленные фотоматериалы.
Новгород - крупнейший центр международной торговли эпохи средневековья
Установление постоянно действующего пути "из варяг в греки" способствовало развитию Новгорода как крупного пункта транзитной торговли. Об этом свидетельствуют находки кладов, содержащих западноевропейские и восточные монеты, а также цветные металлы, драгоценные ткани, сосуды для вина и оливкового масла из Западной Европы и Византии. В то же время новгородская пушнина, мед, воск, лен и пенька были известны по всей Европе, включая Англию.
На рубеже XI-XII вв. в Новгороде появились собственные купеческие корпорации ("Иваньское сто") и иностранные торговые дворы -- Готский (Гутагород), принадлежавший жителям о. Готланд, и Немецкий (Петергоф). Новгородцы, в свою очередь, имели нечто подобное в Висбю (о. Готланд). Могущественный Ганзейский союз зародился из торговли Готланда с Новгородом.
XIII-XV вв. - это время расцвета Новгорода. По меркам того времени это был крупный город с населением 25-30 тысяч, сопоставимый с Любеком, Веной и Прагой.
После вхождения Новгородской земли в состав Московского государства иноземные гостиные дворы были закрыты. Лишь в начале XVI столетия вновь начинает действовать Ганзейская контора, а затем появляются и другие торговые представительства.
Краткая история великого новгорода для туристов
Обратите внимание, в настоящее время посещение музеев и экскурсий возможно только при соблюдении масочного режима и дистанции между людьми не менее полутора метров.
Великий Новгород не случайно называют городом-музеем Древней Руси. Ни один город России не сохранил такого количества прекрасных памятников зодчества и монументальной живописи.
Здесь трудно, а порой – невозможно определить, где кончается город и начинается музей. Около 50 ценнейших памятников древнерусского зодчества XI-XVII веков стали частью живой структуры современного городского мира. А история этих древних новгородских храмов, монастырей, оборонительных сооружений насчитывает много прекрасных и трагических страниц.
Действующие храмы и монастыри Великого Новгорода
Порадуйте близких вкусными и полезными сувенирами из Великого Новгорода: пряником, иван-чаем, квасом и медом!
Новгород - центр просвещения
Основой просвещения является письменность. В 1951 г. в культурном слое Новгорода были обнаружены первые 10 берестяных грамот. Сегодня их около 1000. Эти кусочки коры -- убедительное свидетельство массовой грамотности населения, готовности его к восприятию не только устного, но и письменного слова.
Начало обучению грамоте положил в Новгороде князь Ярослав Мудрый, создавший при епископском дворе школу. Софийский собор, крупнейшие монастыри -- Юрьев, Антониев, Хутынский -- были центрами летописания и книжности. Остромирово (1057) и Мстиславово (XII в.) Евангелия, пасхальные таблицы Кирика (XII в.), сборник гражданских и церковных установлений -- Кормчая книга (1280), Геннадиевская библия (1499), Четии Минеи архиепископа Макария (XVI в.) -- вся эта важная часть культурного наследия России ведет свое происхождение из Новгорода.
Одна из крупнейших библиотек средневековой Руси, насчитывавшая более полутора тысяч рукописных книг, была собрана и хранилась в Новгороде в Софийском соборе. В царствование Петра I, когда начинает бурно развиваться светское образование, в Новгороде просвещение по-прежнему рассматривается через призму православия. В 1706 г. известными греческими просветителями братьями Лихудами на Владычном дворе было открыто первое в городе постоянное учебное заведение, а в 1740 г. на его базе -- создана Новгородская духовная семинария, разместившаяся в Антониевом монастыре.
Современный Новгород
В Новгороде удачно сочетается старое и новое. После Второй мировой войны историческая часть застраивалась так, чтобы средневековые храмы не оказывались в "колодцах" многоэтажных кварталов. Сегодня Новгород, стоящий на трассе Москва-Петербург, имеет хорошие экономические и культурные связи с обеими столицами, Карелией, Прибалтикой, привлекает иностранных инвесторов. Новгород входит в число российских городов, входящих в состав Нового Ганзейского союза.
Город имеет современные средства связи, галереи, училище искусств, два театра, филармонию, балетный коллектив, музыкальные и танцевальные ансамбли. Открыты казино и дискотеки. Выходят несколько газет, есть собственные теле- и радио каналы.
Новгород - это университетский город. Университет имени Ярослава Мудрого является одним из крупнейших научных центров на северо-западе России.
В городе готовят спортсменов высокого класса в таких видах спорта, как спортивная гимнастика, гребля, плавание, бокс. Современный Новгород является центром российского и международного туризма.
Краткая история великого новгорода для туристов
Адрес:
Кремль, 4, Великий Новгород, Новгородская область, 173007
Режим работы:
10:00 – 18:00
Выходные: Вт, последний Чт месяца
Open: 10 a.m. – 6 p.m.
Closed: Tue. and last Thu. of the month
GPS-координаты:
58.52075300, 31.27449000
в обычные дни
Аудиогиды на русском, английском, немецком и французском языках! (250 рублей) |
В Кремле, на первом этаже здания бывших Присутственных мест размещается уникальная экспозиция по истории Великого Новгорода и Новгородского края. Орудия труда, бытовая утварь, изделия ремесленников, воинское снаряжение, берестяные письма вводят посетителя в мир Древней Руси.
В экспозиции также представлены древнейшие русские музыкальные инструменты, свидетельствующие о высоком уровне музыкальной культуры древнего Новгорода, шашечные и шахматные фигуры, детские игрушки, сохранившиеся только в Великом Новгороде, фрагменты деревянных мостовых, появившихся в Новгороде задолго до того, как их стали настилать в Париже и Лондоне.
Видео «Берестяные грамоты» (сюжет программы «Из варяг в греки». Новгородское областное телевидение)
в обычные дни
Новгород - выдающийся центр средневековой культуры
Развитые международные связи Новгорода, его положение центра огромной территории, своеобразное сочетание княжеских и демократических традиций в общественной жизни создали предпосылки того уникального явления, которое мы называем художественной культурой средневекового Новгорода. Все, что присуще христианской культуре средневекового мира -- каменное зодчество, монументальная и станковая живопись, прикладное и ювелирное искусство -- получили блестящее развитие. Более того, Новгород -- один из немногих городов, где можно увидеть рядом произведения византийско-киевского круга -- Софийский, Николо-Дворищенский и Георгиевский соборы, росписи Феофана Грека -- и памятники романского и готических стилей: великолепные Магдебургские врата (XII в.) с XV века украшали западный вход в главный храм города, а резиденция архиепископа имела парадную палату, нервюрные своды которой были спроектированы немецким зодчим.
Новгород, избежавший разорения во времена монголо-татарского нашествия, сохранил величайшие духовные и художественные ценности, востребованные русской культурой в период ее нового подъема в XIV-XV вв. Отсюда происходят самые древние на Руси памятники искусства -- иконы "Апостолы Петр и Павел" (XI в.), "Спас на престоле" (XI в.), "Св. Георгий-воин" (XI в.), серебряные сионы и кратиры из Софийского собора, редчайшие образцы золотого шитья.
Расцвет культуры Новгорода, имевшего собственные строительные артели, иконописные, златошвейные и ювелирные мастерские, приходится на XIV-XV века.
История города
Великий Новгород — один из древнейших городов России, расположенный на ее Северо-Западе у истоков реки Волхов и озера Ильмень. Его история неразрывно связана со всеми важнейшими этапами жизни русского государства. Дважды в середине IX века и в конце XV века он стоял у колыбели русской и российской государственности. Великий Новгород — родина российских демократических и республиканских традиций, важный духовный оплот православной Руси.
Великий Новгород — один из наиболее значительных центров просвещения и крупнейший европейский художественный центр. На протяжении столетий он был надежной крепостью на северных и западных границах Руси. История Новгорода уходит своими корнями в далекое прошлое.
Исконным населением новгородской земли были финно-угорские племена, оставившие память о себе в названиях многочисленных рек и озер. В VI веке в новгородскую землю пришли немногочисленные племена славян-кривичей, а в VIII веке в процессе славянского заселения Восточно-Европейской равнины сюда пришло племя словен.
Экономическая жизнь и политическое взаимодействие племен оказались связанными с мощным международным Балтийско-Волжским торговым путем, проходившим по Волхову, Ильменю и Мсте.
Борьба с господствовавшими в международной торговле скандинавскими купцами-воинами способствовала ускорению процесса складывания государственных отношений. К середине IX века у истоков Волхова сформировался центр политического общения племен, живших на многочисленных реках, впадающих в озеро Ильмень, сложилась система их военного взаимодействия. Сбор и выплата варягам дани заложили основу государственного налогообложения. В 862 г. для исполнения судебных и правоохранительных функций вождями племен был приглашен скандинавский князь с дружиной, положивший начало княжеской династии Рюриковичей, более семи с половиной веков управлявшей всеми русскими землями.
В начале X столетия новгородские племена словен и кривичей вместе с князем Игорем и скандинавскими дружинами начали поход на юг для обеспечения равноправной торговли с Византией. Были завоеваны Смоленск и Киев, на границе опасного Дикого поля — степей, был заложен опорный пункт для дальнейшего движения на Константинополь.
Походы Игоря и его воеводы Олега позволили достигнуть поставленной цели — проложить торговый путь «из варяг в греки» Последствием стало объединение восточнославянских племен и формирование древнерусского государства со столицей в Киеве
Первые киевские князья стали полноправными хозяевами южнорусских земель и продолжали нести службу в Новгородской земле. Сложившуюся традицию нарушил князь Святослав Игоревич, сосредоточивший свои политические интересы на низовьях Дуная. В середине X в. отсутствие полноценной государственной власти в Новгородской земле ускорило переселение вождей племен в политический центр у истоков Волхова, началось формирование Новгорода как города.
В 970 г. новгородцы обратились к Святославу с требованием дать им князя, угрожая, в противном случае, найти его в другой земле. Компромиссом стало направление в Новгород сына Святослава и рабыни — Владимира.
После смерти отца Владимир был изгнан из Новгорода, но в 980 г. он вернулся со скандинавским отрядом и завоевал город. После утверждения Владимира на киевском престоле положение Новгорода в Киевской Руси перестало отличаться от других земель.
Это позволило княжеской власти без особого труда утвердить в Новгороде христианство в качестве официальной государственной религии. В конце X в. здесь была построена тринадцатиглавая деревянная Церковь св. Софии Премудрости Божией. В необычном многоглавии храма возможно нашло отражение традиционное мировоззрение новгородцев, связанное с господствующими у них дохристианскими языческими культами. Новгородская София побудила князя Ярослава Мудрого построить в 1037 г. тринадцатиглавый каменный Софийский собор в Киеве.
Принятие христианства постепенно превратило Новгород в мощный духовный центр Руси. Заслуги новгородских владык в защите и развитии православия были отмечены в середине XII столетия возведением их в сан архиепископов и сделали новгородскую владычную кафедру наиболее важной в русской православной церкви.
С Новгородом связана жизнь и деятельность одного из выдающихся деятелей русского средневековья — Ярослава Мудрого. Руками новгородцев он дважды был посажен на великокняжеский престол в Киеве. В течение десяти лет Новгород был местопребыванием великого князя, фактической столицей русских земель, принадлежавших Ярославу.
При Ярославе Мудром возобновило свою деятельность Новгородское государственное вече, новгородская аристократия — потомки родоплеменных вождей — получили особые судебные права и налоговые льготы, была создана древнейшая редакция Русской Правды.
Важным этапом в формировании республиканских традиций стало обретение новгородской аристократией самоуправления. С конца XI в. новгородцы начинают избирать себе посадников, а затем и тысяцких, участие которых в политической жизни государства постепенно расширяется.
В 1136 г. новгородцы вместе с псковичами и ладожанами на вече изгнали князя Всеволода Мстиславича и объявили о своей «Вольности в князьях». Это привлекло к Новгороду внимание многих русских князей, стремившихся занять великокняжеский стол, и на пути к нему получить поддержку Новгорода. Каждый претендент старался завести своих сторонников в городе. Формировались партии, ожесточенно враждовавшие между собой. Широкое развитие получило народное вече на Ярославовом дворище с участием всех жителей города, вечевые собрания в городских концах.
Разрушить новую традицию попытался великий владимирский князь Андрей Боголюбский. В 1169 году он объединил дружины южнорусских князей и бросил их на уничтожение Новгорода. Город не имел профессиональной армии, укреплений и не успел собрать ополчение. Силы нападавших и защитников города оказались очень неравны. Тем не менее армия Андрея была не только разгромлена, но и взята в плен. Новгородцы связывали эту победу с помощью и заступничеством чудотворной иконы Божией Матери «Знамение», почитающейся с тех пор в качестве национальной реликвии русского народа.
В середине ХIII в. обрушившееся на Русь татаро-монгольское нашествие во многом коснулось и Новгорода. Поход Орды на Новгород в 1238 г. закончился неудачей для завоевателей. Героизм и мужество защитников нового Торга, оказавшегося на пути Орды, задержали татарскую конницу почти на месяц. Начавшаяся весенняя распутица заставила захватчиков повернуть назад. Тем не менее, по воле великого князя Александра Невского Новгород в полной мере разделил экономическое бремя, возложенное Ордой на Русь. Огромная и достаточно плотно заселенная новгородская земля выплачивала большую часть причитавшегося с Руси «татарского выхода», снижая тем самым угрозу новых разрушительных набегов на южнорусские земли.
Избежавший разрушения город сыграл важную роль в защите северо-западных рубежей Руси от шведской и немецкой крепостной агрессии. В 1240 г. новгородское ополчение разгромило шведскую военную экспедицию при слиянии рек Невы и Ижоры, а в 1242 г. новгородцы вместе с владимирской дружиной разгромили на льду Чудского озера объединенные силы Ливонского и Тевтонского крестоносных орденов. Рыцарской армии был нанесен самый большой урон за всю историю средневековых войн. Одержанная победа была закреплена разгромом Ливонского ордена а Ракворской битве в 1268 году.
Усилия новгородцев и псковичей разрушили планы католической Европы по духовному закабалению Руси, ослабленной ордынским нашествием, позволили сохранить православие как основу народного духа.
На протяжении столетий Новгород собрал вокруг себя огромные территории. Перед лицом все громче звучавших объединенных тенденций со стороны Москвы, Твери, Великого княжества русско-литовского новгородская аристократия пыталась сохранить и обеспечить независимость новгородского государства. Новгород успешно боролся с армиями Михаила Тверского и Дмитрия Донского, в период братоубийственной междоусобной войны в начале XV века принял у себя и укрыл ее организатора и вдохновителя Дмитрия Юрьевича Шемяку.
Борьба двух тенденций особенно обострилась в ее родине XV столетия, когда Новгород в нарушение ранее подписанного соглашения с Москвой, призвал на княжение великого князя Казимира, государя католической Литвы. Москва в 1471 году ответила на новгородское «предательство» военным походом, выявившим глубокий раскол внутри самого новгородского общества. Архиепископский поляк отказался сражаться против великого князя Московского, а «переветник» Упадыш заклепал пушки железом, чем вывел из строя всю новгородскую артиллерию.
Убедившись в нежелании большинства жителей Новгородской земли защищать интересы узкого круга новгородской аристократии, великий государь московский Иван III совершил в 1478 г. поход на Новгород «миром». Город сопротивления не оказал, правящие круги просили лишь гарантировать им безопасность, сохранить имущество и земельные владения.
Присоединение Новгорода к Москве положило начало единому российскому государству, открыло новую страницу русской истории.
XV век стал новой страницей и в истории самого Новгорода. Все новгородские землевладельцы были выселены в другие земли, а их владения розданы московским дворянам.
Продолжали развиваться ремесло, торговля, новый расцвет переживала культура, впитавшая в себя многие традиции древнего города.
Возможно, сохранение новгородских традиций вызвало особое раздражение у нездорового, мнительного царя Ивана Васильевича Грозного, подвергшего в 1570 году новгородскую землю невиданному по своей жестокости опричному разгрому. По всей земле были замучены тысячи людей, разграблены церкви и монастыри, деревни и села пришли в запустение.
XVII век начался для Новгорода с новых несчастий. В 1611 — 1617 гг. он был оккупирован шведами, вновь разграбившими и разрушившими город. После шведского разорения Новгородская земля уже не смогла восстановить былую мощь.
Еще на протяжении столетия Новгород был важной крепостью на северо-западных границах России. Строительство Петербурга в начале XVIII века и перенос столицы империи на берега Невы привели к утрате и этого значения древнего города. Он сохранил лишь роль важного духовного центра русского православия.
История Великого Новгорода
С древнейших времен через Приильменье приходил международный Балтийско-Волжский торговый путь, который способствовал формированию у истоков Волхова центра политического взаимодействия местных финно-угорских племен и пришедших сюда в VI-VIII вв. славян.
В 862 году для исполнения судебных и правоохранительных функций вождями племен был приглашен скандинавский князь Рюрик с дружиной. Так было положено начало династии, управлявшей всеми русскими землями более семи с половиной веков.
В начале X столетия походы князя Игоря и его воеводы Олега из Новгорода на юг позволили проложить торговый путь "из варяг в греки", что ускорило объединение восточных славян в единое государство, известное как Киевская Русь.
Память о тех далеких временах закреплена в названии реки Веряжи, а место, где было положено начало русской государственности -- Рюриково городище -- является одной из достопримечательностей Новгорода.
Новгород - древнейший христианский центр России
Роль Новгорода в христианизации северо-западных и северных земель огромна. Заслуги новгородских владык в защите и развитии православия были отмечены возведением их в сан архиепископов (XII в.). Это сделало новгородскую кафедру одной из наиболее важных в русской православной церкви.
Победы дружин Александра Невского 1240 и 1242 гг. над шведами и Тевтонским орденом оградили Русь, ослабленную монголо-татарским нашествием, от католической агрессии.
Вокруг Новгорода постепенно сложилось плотное кольцо монастырей, постриженники которых нередко занимали видные церковные должности в разных русских землях, включая Москву; а благие деяния основателей монастырей -- Антония Римлянина, Варлаамия Хутынского и др. -- служили основанием для канонизации преподобных.
В XV в. власть новгородских владык приобретает новый оттенок: она распространяется на все стороны жизни города. Архиепископ становится фактически главой боярской олигархической республики. Новгород этого времени напоминает Ватикан, где светская власть полностью подчинена духовной. В отличие от Ватикана, под управлением Новгородского архиепископа оказалась огромная территория, равная современным Франции, Бельгии и Нидерландам вместе взятым, или территории штата Техас.
Только победа Москвы и вхождение Новгорода в состав централизованного государства положили конец этой самобытной республике.
Новгород в годы Второй мировой войны
Достаточно взглянуть на картину советских художников Кукрыниксов "Бегство фашистов из Новгорода", чтобы понять, что пережил город в период с августа 1941 по январь 1944 года, оказавшись на линии фронта -- руины, остовы зданий, грандиозные пепелища. Казалось, можно поставить точку в истории древнего города, покинуть его и начать обустраиваться на новом месте.
Однако судьбе было угодно дать Новгороду еще один шанс: начались его восстановление и реставрация, медленное возвращение к жизни людей и памятников. Город включили в список наиболее ценных исторических городов России. По рекомендации Правительственной комиссии, состоявшей из выдающихся ученых и архитекторов, были созданы специализированные реставрационные мастерские.
7 ноября 1944 года, когда еще шла война, в кремле был вновь открыт разобранный фашистами памятник "Тысячелетие России".
Новгород - родина российской демократии
При князе Ярославе Мудром потомки племенных вождей, осевших в Новгороде, получили особые права и налоговые льготы, а в конце XI в. -- самоуправление. Возродилось вече -- народное собрание новгородцев. Избрание посадника из числа новгородских бояр положило начало формированию республиканских традиций.
В 1136 г. новгородцы впервые на практике осуществили провозглашенную ими ранее "вольность в князьях": вече изгнало князя Всеволода Мстиславича из города. Появились партии и группировки, враждовавшие между собой, стремившиеся к избранию "своего" князя.
В 1169 г. Великий владимирский князь Андрей Боголюбский попытался вернуть Новгород на традиционный путь, но потерпел полную неудачу. Разгрому и пленению его дружин, по преданию, способствовала икона "Богоматерь Знамение", ставшая после этого святыней города.
Республиканская форма правления окончательно сформировалась в XIV в. В это время власть принадлежала немногим боярским семьям и контролировалась вечевым порядком. После реформы 1416-1423 гг. институт посадничества превращается в общебоярский орган -- Совет Господ, вечевой Новгород -- в Великий Новгород, который ученые нередко сравнивают с Венецией, где Совет дожей концентрировал всю полноту власти.
Новгородская олигархическая республика, стоявшая на пути формирования единого Российского государства с центром в Москве, потерпела жестокое поражение в 1471 году, а в 1478 г. Великий князь московский Иван Васильевич III именно здесь, во Владычной палате Новгородского кремля, констатировал практическое воплощение идеи самодержавия.
Читайте также: