Комнаты отдыха для купцов в караван сараях вдоль шелкового пути
Караван-сараями являлись строения, возведённые по всему маршруту Шелкового пути и служившие приютом для странствующих купцов. Здесь караваны останавливались на привал, а затем продолжали свой путь. Из Китая до Турции, караван-сараи на Шелковом пути обеспечивали торговцам не только качественное питание, отдых и время для подготовки к продолжению пути, но и возможность обмена товарами на местных рынках с другими путешественниками, что способствовало культурному и языковому обменам. Таким образом, караван-сараи играли значимую роль не только в восстановлении сил путешественников на Шелковом пути, но также в культурном обогащении и развитии сотрудничества.
Совсем немного известно о происхождении караван-сараев. Этимологическое значение слова происходит от персидского словосочетания kārvān (караван или группа странствующих) и sara (дворец или крепость) с добавлением турецкого суффикса –yi. Один из первых таких построек находится в оазисе города Пальмира, в Сирии, который был возведён в III веке до н. э. и служил приютом для путешественников, пересекающих сирийскую пустыню. Его впечатляющие руины до сих пор являются памятником на пересечении торговых путей Персии, Индии, Китая и Римской империи. С развитием торговых путей и увеличением их прибыли, караван-сараи становились все более необходимыми, и с X по XIX века их строительство развивалось на всей территории Центральной Азии, особенно в периоды политической и социальной стабильности. Простираясь от Китая до индийского субконтинента, Ирана, Кавказа, Турции и до самой Северной Африки, России и Восточной Европы, создавалась сеть караван-сараев, многие из которых сохранились до наших дней.
Однако самым важным фактором наследия караван-сараев является их роль первоосновы взаимодействия культур на Шелковом пути. Караван-сараи не только облегчали странствия по длинным и труднопроходимым дорогам, но и предоставляли возможность путешественникам встречаться и делиться историями и опытом, культурой, идеями и убеждениями. Изучение языков было необходимо для обмена дорожными историями, а местная еда, одежда и нормы гостеприимства стали дополнением к товарам и обычаям торговцев. Кроме того, традиции и идеи взаимодействовали друг с другом и воздействовали на быт народов, проживающих на Шелковом пути. В связи с распространением ислама в Центральной Азии в ранние средние века, на территории многих караван-сараев были построены мечети. Буддизм, христианство и иудаизм также передавались религиозными учёными, путешествующими по торговым маршрутам Шелкового пути. Языки и религии, подтверждают обмен, происходящий в процессе развития Шелкового пути. Города, в которых находились караван-сараи, становились культурными и интеллектуальными центрами, например, Самарканд, Казвин, Бурса, Алеппо и Акко, а отдалённые города, но находящиеся на главном маршруте, становились местными центрами обменов между цивилизациями и культурами.
Многие факторы внутреннего устройства караван-сараев влияли на развитие отношений между странниками, например, наличие паровых бань (хаммам) и восточных базаров. Более того, здесь зародилась торговля, а для многих купцов рынок караван-сараев стал первым местом торговли. В крупных караван-сараях с двумя въездными воротами восточные базары проходили через весь центр. Внутренние восточные базары снабжались товарами проезжих купцов, откуда товары зачастую попадали на базары вблизи караван-сараев. Такие практические и коммерческие аспекты торговли создали глубокую нематериальную связь, которая выражалась в форме обменов, создавая оазис гостеприимства на Шелковом пути.
Караван-сараи на Шелковом пути способствовали формированию новых культур. Расположенные по всей Центральной Азии, они обеспечивали безопасность и отдых купцам, а также имели большое экономическое, социальное и культурное значение для местных городов. Встречи путешественников с востока и запада в караван-сараях влияли на беспрецедентный процесс обмена языками, религиями и традициями, которые вошли в основу культур Центральной Азии.
Дворцы Шелкового пути - караван-сараи в Турции
Во время прихода сельджуков на Анатолийские земли, активно начали строиться караван-сараи или древние отели для купцов, следующих по великому Шёлковому пути, берущем начало в Китае. В переводе с турецкого слово «сарай» означает «дворец», но места для отдыха более напоминали безупречные крепости, защищавшие путешествующие караваны от нападений и воровства. В свое время множественные товары в виде шелков и пряностей из Дальней Азии в больших количествах доставлялись в европейские страны.
Караваны, состоящие из верблюдов, погонщиков и купцов выходили на рассвете и за световой день могли преодолеть около сорока километров, поэтому караван-сараи строились примерно на таком же расстоянии друг от друга.
Все проекты «дворцов» утверждали султаны и другие высшие государственные чины, ведь безопасность торгового пути являлась своеобразным лицом экономических отношений государства. Многие подобные отели имели на своей территории небольшие мечети, чтобы путники, исповедующие ислам, могли беспрепятственно совершать ежедневные намазы. Более того здесь работали даже ветеринары, следящие за здоровьем прибывающих животных. Тут вели свою службу имамы, а вся территория находилась под охраной, контролируемой военным начальником.
По средине внутреннего двора стоял масджид. Первый этаж отводился для отдыха вьючных животных. В общем огромном каменном помещении, где имелись по периметру печи и камины, их привязывали к специальным кольцам, вмонтированным в квадратные столбы. Верблюды, лошади и путники обеспечивались свежей едой и чистой одеждой. Помимо всего, им предоставлялись услуги хамама, а для сна отводились комнаты на втором этаже. Вне зависимости от того к какой религии или национальности принадлежали купцы, максимальное время отдыха составляло три дня.
Первоначальные здания «сараев» назывались султан-ханами, так было заведено среди сельджуков, которые возвели наибольшее количество данных сооружений. Но после прихода страны в упадок, караван-сараи стали возводиться визирями или богачами-торговцами. Одним из примеров является древний отель, стоящий на дороге Аксарай — Невшехир.
Он был назван в честь тех, кто копировал книжные листы без использования специальных станков (до их изобретения) — Агзыкара-хан. Копировальщики при ошибках или описках стирали символы пальцами, предварительно смазанными слюной, из-за этого их рот и губы всегда были черного цвета, отсюда и получилось такое прозвище — черные рты (агзы кара). Приказ к возведению был отдан популярным в Алании Алляеттином Кейкубатом в 1239 году. «Хан» напоминал настоящую фортовую постройку.
По прошествии столетий караван-сараи начали превращаться в небольшие поселки, а при развитии морских торговых доставок и совсем утратили свое истинное значение, так как Шелковый путь оказался не удел. Но в былые времена они являлись показателями высокой культуры и развитой местности, так как все проживание и обслуживание предоставлялось абсолютно бесплатно.
Караван-сараи – памятники Великого Шёлкового пути
«Годы независимости ознаменовались возросшим интересом общества к далёкому прошлому нашего Отечества, к тому вкладу, который мужественные предки туркменского народа внесли в историю цивилизации», – пишет в предисловии книги «Туркменистан – сердце Великого Шёлкового пути» Президент Гурбангулы Бердымухамедов.
«Через территорию Туркменистана в древности и в средние века проходили важнейшие международные торговые маршруты из Китая на Ближний Восток через Амуль, Мерв, Сарахс, Абиверд, Нису, из стран Среднего Востока на Русь через Дехистан и Куняургенч, в Индию через Земм, - продолжает автор. – На территории нашей страны есть десятки исторических городов, больших и малых, которые могут открыть величие Шёлкового пути».
Действительно, сохранившиеся на туркменской земле памятники, в том числе те, что были свидетелями кипевшей вдоль торговых трасс жизни, способны ещё многое рассказать нашим современникам и потомкам. И начало 2018 года, проходящего под девизом «Туркменистан – сердце Великого Шёлкового пути», самое время рассказать и о них самих, чтобы ещё раз ощутить связь времен и поколений, бесценного наследия нации и её будущего.
Эта тема раскрывается в упомянутой книге Президента Гурбангулы Бердымухамедова на примере фактов из национальной истории, сюжетов из древних преданий и старинных легенд, событий современной жизни страны. Как подчёркивает глава государства, туркменскому народу принадлежит одна из основополагающих ролей в зарождении и активном функционировании Великого Шёлкового пути.
Возрождая этот древний маршрут сегодня, наша страна, взявшая на себя роль интегратора в регионе и на континенте, активно развивает транспортно-логистическую систему, выступающую фундаментом для налаживания международного политического, экономического и гуманитарного диалога на принципах добрососедства, взаимопонимания и равноправного партнёрства, сообщает Государственное информационное агентство Туркменистана.
В скором времени нас ждут важные, поистине исторические события – закладка афганского участка газопровода Туркменистан–Афганистан–Пакистан–Индия, а также оптико-волоконной линии связи по этому же маршруту и линии электропередачи Туркменистан-Афганистан-Пакистан. Одновременно состоится церемония ввода в строй железной дороги Серхетабат-Тургунди, которую наше государство строит полностью за счёт собственных средств, материально-технических и кадровых ресурсов. Все это – вехи в деле становления Великого Шёлкового пути в современном формате, ведь время не стоит на месте, и наша страна задаёт новые направления партнёрства, реализуя свою миротворческую миссию на практике.
Сегодня Туркменистан уверенно заявляет о себе и как о международном туристическом центре, где под личным патронатом Президента Гурбангулы Бердымухамедова создается инновационная инфраструктура отрасли, её эффективная модель.
Одно из самых популярных направлений – путешествие по маршруту Великого Шёлкового пути, объекты которого включают памятники, внесённые в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Новое качество данной исторической трассы, ставшей феноменом человеческой цивилизации, воплощается не только в торгово-экономических отношениях государств, но и в их культурном диалоге, гуманитарных контактах, а также в области спорта. Прекрасным примером этого могут быть и прошедшие с большим успехом Игры «Ашхабад 2017», собравшие не только команды 64 стран Азии и Океании, спортсменов-беженцев, но и многочисленных журналистов, зрителей и туристов со всего света.
Продолжением спортивной составляющей международного взаимодействия Туркменистана станет в этом году инициированное Президентом Гурбангулы Бердымухамедовым авторалли по маршруту Великого Шёлкового пути – от Амуля до Хазара.
Зарубежные участники ралли смогут не только приобщиться к наследию туркменского народа, но и воочию увидеть новую жизнь, которая приходит в эти легендарные места вместе с коренными социально-экономическими преобразованиями, научно-техническим и индустриальным развитием регионов страны, укрепляющей свои позиции в качестве важного транспортного узла на Великом Шёлковом пути в современную эпоху.
Глава государства также отмечает необходимость широкой популяризации в мире, в том числе через СМИ, историко-культурного достояния туркменского народа, внесшего значительный вклад в развитие цивилизации.
И сегодня читателям предлагается первый материал из тематической серии, посвящённой книге Президента Гурбангулы Бердымухамедова, название которой стало девизом 2018 года.
В эпоху средневековья по всем маршрутам Великого Шёлкового пути от Средиземноморья до Китая для отдыха и охраны торговых караванов через каждые 30-40 километров сооружались специальные постоялые дворы, защищённые глухими стенами и мощными бастионами. Они строились с таким расчётом, чтобы караван, покинув утром одну стоянку, к ночи достиг следующей. Имелись даже особые справочники с указанием расположения дорожных гостиниц, самое распространённое название которых – караван-сарай. Иногда они включались в укрепления военных отрядов. Городские здания караван-сараев в обороне не нуждались и сооружались рядом с базарами — в узловых точках городов.
Караван-сараи появились на территории Туркменистана ещё в доисламский период. Сохранились руины торговых крепостей сасанидского и, возможно, парфянского времени: основная их функция была, по-видимому, оборонная, но они были уже приспособлены к приёму и обслуживанию купеческих караванов.
Но массовое строительство зданий такого типа началось только в мусульманскую эру – с первых лет исламизации Средней Азии во второй половине VII века. Здесь стали возводиться военные крепости, которые арабы назвали - «рабат», или «рибат». В них размещались отряды воинов «гази» – «борцы за веру». Позже там стали находить прибежище купцы с их караванами и прочие путники - рабаты получили дополнительную функцию постоялых дворов. Это привело к смешению терминов, и с IX века караван-сараи часто стали называться рабатами. К тому времени первоначальный смысл данного слова был уже забыт.
В Туркменистане и соседних странах до XI века функции караван-сарая нередко выполнял традиционный жилой замок-кёшк, окружённый хорошо защищённым двором. К концу XI века сформировался наиболее характерный для этого региона тип постоялого двора. Планировочная схема прямоугольных или квадратных, но всегда симметричных сооружений, включает внутренний двор, обведённый по периметру помещениями для постояльцев, складами, навесами для вьючных животных и фуража.
Кроме монументальных караван-сараев, близкими по типу сооружениями XI-XII веков были замки-жилища и пограничные крепости, воздвигавшиеся в различных местах Центральной Азии на больших торговых путях.
Расцвет строительства караван-сараев – рабатов в Дехистане, Хорасане и Хорезме наступил в эпоху правления султанов из династии Великих Сельджуков и сменивших их хорезмшахов-Ануштегинидов, то есть в XI–XIII веках. По свидетельствам путешественников и географов того времени, таких сооружений насчитывалось несколько тысяч. Далеко не все они были монументальными, но те, что строились государством и воплощали собой его престиж, удивляли современников великолепием архитектуры, богатством оформления и комфортом. Ещё в VIII веке один из последних омейядских наместников Хорасана – Асад ибн Абдаллах был отмечен за возведение гостиниц-караван-сараев в степях: «Приходит туда странник с востока, приходит другой с запада, и не находят они там недостатка».
Строительство крупных караван-сараев на важных торговых путях являлось прерогативой государственной власти, оно входило в обязанности «идеального» правителя и демонстрировало его заботу о процветании страны. Добрая слава султана, хана или эмира была прямо пропорциональна количеству и великолепию воздвигнутых по его приказу караван-сараев: путник, въезжающий после утомительного пути в тенистый и нарядный, окружённый аркадами двор караван-сарая, должен чувствовать себя личным гостем благочестивого правителя, заботящегося о его безопасности и комфорте.
Вот почему архитектура больших «царских» караван-сараев была далека от расчётливой утилитарности. Они стали действительно «караванными дворцами», поражавшими роскошью отделки и размерами, на украшение и оборудование которых государство не жалело средств. Да и своим устройством мало отличались от настоящих дворцов, яркими примерами которых являются два знаменитых караван-сарая, воздвигнутых при Великих Сельджуках: Даяхатын на пути из Амуля в Гургандж и Рабати-Шараф на пути из Серахса в Нишапур.
Междугородние караван-сараи были массивными фортификационными сооружениями с толстыми стенами и крепкими воротами. Здесь кроме комнат для отдыха путников, располагались торговые лавки и стойла для верблюдов, лошадей и рогатого скота, мастерские, купальни. На территории караван-сараев несли службу отряды воинов, защищавших их и обитателей от нападения разбойников.
Кроме того, они являлись торговыми факториями, где товары можно было продать или обменять. Для развлечения постояльцев играли музыканты. Нередко здесь можно было купить и хмельные напитки, приготовленные из винограда, выращенного на холмах Андалузии, Хереса и Шампани, богат и выбор бургундских, хиосских, кипрских, и фалернских вин, особенно ими интересовались купцы из дальних стран. Для мусульман со стороны ворот обязательно устраивалась молитвенная комната. Некоторые караван-сараи во внутреннем дворе имели небольшие мечети. Услуги на караванных путях предоставлялись бесплатно. Только в городах путники оплачивали ночлег.
Следы старинных, хорошо наезженных за многие века трактов хорошо прослеживаются в Каракумах. Через пустыню тянулись несколько цепочек колодцев, чьи названия частично сохранились и на современных картах Туркменистана. Особенно много их было по трассам из Нисы и Мерва на север и северо-восток – в Гургандж и Хиву. Лучше других на этом направлении сохранился монументальный караван-сарай возле колодца Тумшуклы-гуйы, среди высоких, закреплённых зарослями саксаула барханов. Он расположен в 150 километрах от Султан-кала – сельджукской части Мерва.
Это типичный памятник той эпохи, целиком построенный из глиняных кирпичей, но с фасадами, оформленными в виде стройных полуколонн, тесно прижатых между собой. Так называемые гофрированные стены были самобытным приёмом зодчих Мерва и Хорезма – нигде в других странах Азии их не встретить. Исключение составлял уникальный памятник XI-XII веков – Рабати-Малик, расположенный в пустыне между Бухарой и Самаркандом.
Углы караван-сарая возле Тумшуклы фланкируют круглые бастионы, а один из них значительно мощнее других. Он и сегодня, утратив свою верхнюю часть, возвышается на 10 метров и является сигнальной башней, предназначенной быть ориентиром для караванов. Ночью на её вершине горел огонь, помогая караванам не сбиться с пути. Такими маяками, как правило, снабжались все возведённые в пустыне станции, но в поздние времена, когда караванная торговля сошла на нет, эти сооружения были заброшены, люди стали ошибочно принимать их за минареты. Вот и за данным караван-сараем закрепилось народное название Минара.
Дорога протяженностью 210 километров между Амулем и Мервом соединяла два крупных оазиса на левом берегу Амударьи и в дельте реки Мургаб, но проходила через каракумские пески и такыры. На этом важном отрезке Великого Шёлкового пути не было других альтернативных трасс и каких-либо заметных поселений, однако имелось достаточное количество караван-сараев и более мелких станций у колодцев для отдыха и ночлега. Все они ныне разрушены, часть полностью развеяна или погребена песками, но сама колея сохранилась и хорошо просматривается почти по всему маршруту.
Рекогносцировка этого района и полевое археолого-топографическое исследование вдоль дороги впервые осуществила в 1952-1953 годах Южно-Туркменистанская археологическая комплексная экспедиция (ЮТАКЭ) под руководством академика Михаила Массона. Итоги этой работы отражены в его фундаментальном труде «Средневековые торговые пути из Мерва в Хорезм и Мавераннахр». С тех пор выявленные памятники специалистами больше не посещались и на много лет выпали из их поля зрения.
Заново «открыть» эти объекты удалось только через 60 лет совместными усилиями Национального управления по охране, изучению и реставрации памятников истории и культуры при Министерстве культуры Туркменистана и Института археологии Лондонского университетского колледжа (UCL). Установлены точные географические координаты потерянных памятников, проведена их фотосъёмка, сделаны необходимые обмеры.
Цепь рабатов прослеживается на местности в полном соответствии с указаниями средневековых арабских дорожников-путеводителей, среди которых выделяется пункт ат-Тахмаладж с руинами караван-сарая, похожего на замок-кёшк. Он расположен посреди обширного такыра. Это квадратное глиняное здание с гофрированными фасадами на высокой платформе с девятью купольными помещениями верхнего этажа. Недалеко, всего через 5 километров, возвышается самый большой в Средней Азии караван-сарай XI века, известный как Акча-кала.
Единственный вход в него был оформлен в виде монументального портала, а главный фасад сплошь декорирован полукруглыми гофрами. На углах - квадратные бастионы. Этот комфортабельный «отель» имеет два двора. Первый, более обширный, обведён двумя рядами галерей, предназначенных для животных и товаров. Слева и справа от входа располагались просторные купольные помещения общего пользования.
Второй двор меньших размеров со сводчатыми айванами, открытыми галереями и жилыми комнатами-худжрами – позади них. Было здесь и специальное молитвенное помещение с михрабом. Большинство многочисленных комнат и залов имело сводчатые перекрытия. Этот, некогда роскошный караван-сарай является совершенно уникальным для Средней Азии памятником. Академик Галина Пугаченкова, подробно изучавшая величавые руины Акча-калы, датировала его XI веком.
Кроме того, особняком стоит караван-сарай Даяхатын – наиболее известный сегодня благодаря публикациям в научных трудах и СМИ. Он находится далеко от населённых мест – в пустынной зоне на левом берегу Амударьи, на пути из Амуля в Гургандж. Его архитектура по своим конструктивным и стилевым особенностям является замечательным примером мастерства зодчих сельджукской эпохи.
Даяхатын сохранился гораздо лучше других подобных сооружений и сейчас является объектом реставрационных работ туркменских специалистов.
All inclusive в Средневековом Казахстане
В поселке Шенгельды, недалеко от Капшагая, археологи раскопали средневековый караван-сарай X века. Чем уникален этот исторический памятник и какие открытия таят его исследования — читайте в нашем репортаже.
1 000 лет спустя казахстанские археологи раскопали в поселке Шенгельды остатки этой средневековой гостиницы, чтобы изучить жизнь и культуру наших далеких предков.
Жителям села Шенгельды не понаслышке известно о богатой истории их родного края. В своих повседневных трудах они давно сталкиваются с остатками материальной культуры прошлого. Вскапывая огород или прокладывая дорогу, местные периодически натыкались на небольшие осколки керамики и глиняные трубы — фрагменты средневекового водопровода. В середине 60-х возвышенность в центре села решили разровнять, чтобы выкопать на этом месте резервуар для оросительной системы. Бассейн несколько раз пытались заполнить водой, но она всё время уходила под землю. Вскоре на месте работ появились странные находки. Местный аксакал Акылбек Исабаев вспоминает, как затея с постройкой резервуара закончилась неудачей:
— Здесь выводили колонку, чтобы сделать оросительную систему. Уровень земли в этом месте был намного выше, но ее раскопали. Местные пацаны бегали на стройку и находили здесь керамику, монеты и даже осколок старинной сабли. Вскоре на место прибыли специалисты и зафиксировали, что под холмом находится какое-то древнее поселение. Работы прекратили, тем более, что почва всё равно воду не держала, но раскопки тогда тоже не начали из-за отсутствия финансирования.
На небольшом возвышенном пустыре за мечетью идет напряженная работа. Под палящим утренним солнцем бригада рабочих аккуратно, слой за слоем, снимает почву, обнажая очертания сооружений и кирпичную кладку зданий. Внезапно работники замечают осколок керамики и кисточками расчищают его от пыли. Ученые тщательно фиксируют место находки. Так постепенно из земли на поверхность поднимаются остатки средневекового караван-сарая.
В ходе раскопок археологи обнаружили два строительных горизонта. Нижний культурный слой караван-сарая датируют X–XI веком. Это период существования Восточно-Караханидского ханства. Предполагается, что в это время на территории современного поселка Шенгельды было городище, расположенное на пересечении торговых путей. На короткий период времени торговля в этой местности, по-видимому, пошла на убыль, но затем снова возродилась в XII–XIII веках. После этого караван-сарай окончательно прекратил свое существование. Ученые считают, что его упадок может быть связан с разрушением в ходе монгольского нашествия или последовавшим за ним периодом войн между потомками Чингисхана.
— Мы предполагаем, что постройки караван-сарая занимали площадь около 4 000 квадратных метров. Это был четырехугольник с крепостными стенами по периметру и угловыми оборонительными башнями. Это типичная форма для караван-сараев, подобные комплексы существовали на огромной территории от Китая до Ирана. Вдоль крепостных стен располагались жилые помещения — гостиничные номера для купцов и жилье для обслуживающего персонала. В центре находился скотный двор, где привязывали лошадей, верблюдов и других вьючных животных. Во дворах караван-сараев часто выкапывали колодец, но сюда вода поступала по магистральному водопроводу — кубурам. Мы сейчас раскапываем хозяйственную часть караван-сарая, где пекли хлеб и готовили пищу. Могу сказать, что размер кухни здесь не уступает современным пятизвездочным отелям, — рассказывает руководитель экспедиции Мейрам Сейткалиев.
Главное отличие караван-сарая в поселке Шенгельды от тысяч подобных объектов, исследованных в Алматинской области и других регионах страны, заключается в его уникальном туристическом потенциале. Хорошо сохранившиеся средневековые постройки обычно раскапывают вдалеке от цивилизации, магистральных дорог и популярных туристических маршрутов. Этот караван-сарай — исключение: он находится в центре большого поселка, в непосредственной близости от Капшагайской трассы и всего в 7 километрах от популярных зон отдыха на Капшагайском водохранилище.
— Археологические объекты, которые остаются практически нетронутыми в центре современной жилой застройки, можно по пальцам пересчитать. Несмотря на все внешние воздействия и то, что здесь работали бульдозеры, средневековые постройки неплохо сохранились. Этот пустырь чудом уцелел от разрушения среди окружающих домов. Здесь вокруг хорошо развитая инфраструктура, отличная дорога. Такой караван-сарай можно превратить в археологический парк под открытым небом — вроде того, что сделали в Таразе, — добавляет археолог.
Первую разведку в Шенгельды археологи провели еще в 2014 году. Сделав несколько небольших раскопов, они убедились, что здесь находилось древнее поселение, и выявили наиболее перспективный участок для будущих работ. Спустя четыре года акимат Алматинской области в рамках программы «Рухани жаңғыру» выделил 17 миллионов тенге на исследование городищ на территории сел Шенгельды и Кыргауылды. На раскопки караван-сарая только в этом году планируют потратить около 10 миллионов тенге. За последние годы это самый крупный бюджет, выделенный государством на археологические работы в Алматинской области. Высокая цена работ связана с тем, что раскопки на объекте ведутся вручную, без использования спецтехники, чтобы не разрушить хрупкие памятники древности.
Команда компании «Археологическая экспертиза» начала раскопки караван-сарая в июне. В них участвуют около 15 человек, но всего 4 из них — научные сотрудники, остальные — рабочие из числа местных жителей, которых специально для этого обучили. Для них это неплохая сезонная подработка.
Помимо ручного труда, на раскопках в Шенгельды применяют самые современные методы исследований, значительно облегчающие труд археологов. Благодаря тахеометру ученые могут быстро составить топографическую карту. Аэрофотосъемка с помощью дрона позволяет зафиксировать расположение объектов на местности перед началом раскопок и на различных этапах работ. Проводя геосканирование, ученые выявляют плотные структуры под землей, определяя контуры древних построек. С помощью веб-камеры за работой на участке можно наблюдать в режиме онлайн.
Применяя современные методы, ученые определили линию, где проходила крепостная стена караван-сарая, и заложили вдоль нее раскоп. Находки не заставили себя долго ждать. Археологи нашли множество осколков керамики — остатки горшков, чаш, кувшинов и другой посуды. По форме гончарных изделий и орнаменту, украшавшему их, ученые определили датировку памятника — более ранняя керамика X–XI веков имеет сложные орнаментальные мотивы.
— Обнаруженная нами керамика свидетельствует о том, что в средневековом городище на месте Шенгельды бурно развивались торговля и ремесленное производство, — говорит Мейрам Сейткалиев. — На изделиях мы нашли геральдические штампы (например, часть туловища льва), характерные для регионов Каялыка и Тараза, откуда сюда приходили караваны. Кроме того, попадался керамический шлак и брак, что может говорить о наличии местного производства. Возможно, в будущем мы раскопаем здесь гончарные мастерские.
Цифровые технологии позволяют воссоздавать изначальную форму древних артефактов практически сразу после их обнаружения. Предметы оцифровываются, и в компьютере создается их трехмерная модель. По маленькому осколку ручки кувшина в форме девичьей косы ученые по аналогиям воссоздали облик удивительного гончарного изделия, по форме напоминавшего женское тело. В будущем такую модель можно использовать для реконструкции этого кувшина.
Большой интерес у ученых вызывают не столько предметы быта, сколько конструктивные и архитектурные особенности средневековых построек. Археологи раскопали большое количество ям для хранения зерна и других продуктов, а также вкопанные в землю тандырные печи. Хозяйственные постройки занимали значительную часть площади караван-сарая.
Вместе с начальником экспедиции мы проходим вдоль глубокой траншеи в земле. Там внизу, на глубине 3–4 метров, находится древний горизонт почвы — уровень земли 1 000 лет назад. Фактически мы стоим на вершине оборонительной башни и крепостной стены, защищавшей караван-сарай от внешних угроз. Если внимательно посмотреть на разрез, видно, что почва здесь состоит из темных и светлых участков. Это строительные блоки, из которых возводили стену.
— Оборонительные сооружения строили из глиняных блоков. Это была пакса — глинистый грунт, заготовленный специальным способом. Его заливали сверху по форме. Когда слой затвердевал, заливали следующий, и так постепенно наращивали высоту. Это похоже на современное строительство высотных зданий из бетона. Стены могли нарастить до 3–5 метров, а толщиной они были около 3 метров. За таким укреплением можно было переждать нападение врагов, тем более, что в караван-сарае были запасы пищи, а вода поступала по кубурам.
Жилые постройки в средневековом городище также возводили из глины, но их основание строили из кирпича. Археологи уже расчистили несколько кирпичных кладок древних построек. Кирпич сильно отличается от современного — более тонкий и длинный, — но даже за 1 000 лет, проведенных под землей, он не утратил своей прочности.
— Мы сохраняем оригинальные кирпичи, ведь в дальнейшем они могут пригодиться при реконструкции сооружений. Мы раскопали только 10% этого объекта и в следующем году готовы продолжить работу. Сейчас будем обрабатывать полученные данные. Несведущему в науке человеку территория раскопок может показаться нагромождением куч земли, но мы планируем создать трехмерную модель караван-сарая, которая будет удобна и понятна для восприятия. В будущем по ней можно сделать реконструкцию отдельных сооружений и создать на месте раскопок археологический парк, интересный для туристов.
Знаменитые караван-сараи Ирана
Караван-сараями являлись строения, возведённые по всему маршруту Шелкового пути и служившие приютом для странствующих купцов. Здесь караваны останавливались на привал, а затем продолжали свой путь. Из Китая до Турции, караван-сараи на Шелковом пути обеспечивали торговцам не только качественное питание, отдых и время для подготовки к продолжению пути, но и возможность обмена товарами на местных рынках с другими путешественниками, что способствовало культурному и языковому обменам. Таким образом, караван-сараи играли значимую роль не только в восстановлении сил путешественников на Шелковом пути, но также в культурном обогащении и развитии сотрудничества. Некоторые из них преимущественно вблизи границ, были укреплены как военные крепости или оборудованы аванпостом.
Караван-сарай Каср-э Бахрам.
Караван-сарай Каср-э Бахрам расположен в национальном парке пустыни в городе Гармсар. Этот карван-сарай построен во время династии Сасанидов. Был реставрирован при правлении Шах Аббаса. Это важное сооружение комплекса Сия-кух имеет прямоугольную форму и построено, главным образом, из камня и в некоторых местах из кирпича. Этот караван-сарай имеет по две пары северных и южных ворот. Четыре башни, построенные в 4-ёх углах и две башни между восточным и западным углами, служили защитной опорой этого грандиозного каменного сооружения.
Питьевая вода караван-сарая Каср-е Бахрам обеспечивалась за счет источника "Шах" и, протекая через каменный канал длиной 9 км, поступала в гарем и в бассейн, расположенный за гаремом в южном углу. Протекая через внутренний бассейн гарема вода двигалась в сторону караван-сарая.
Караван-сарай Зейн-нуд-Дин.
Караван-сарай Зейн-нуд-Дин является одним из тех 999, построенных по указанию Шаха Аббаса. Это один из сохранившихся всего лишь двух караван-сараев круглых в плане. Вторая его особенность в том, что это пример придорожного караван сарая в пустыне, а не в городе. После восстановления и небольшой реставрации, караван-сарай Зейн-нуд-Дин стал туристическим объектом. В 2006 году ЮНЕСКО отметило его, за прекрасную реставрацию здания и восстановление внутреннего декора в стиле периода Сефевидов. Круглый, с внутренним открытым двором, караван-сарай с наружи укреплен выступающими сторожевыми башнями. Их ритм и количество рисуют в плане шести спицевое колесо. Пара прямых, тесно сдвинутых башен, грозно охраняют входные ворота между ними. Здание выстроено из земляного кирпича. Кирпичной раскладкой искусно выложены орнаменты простых линий штрихов. С наружи фасады золотисто-коричневого цвета, оштукатурены глиной с соломой, и они сливаются по тону с окружающим пустынным пейзажем. Комплекс караван – сарая Зейн-нуд-Дин состоит из двух кругов помещений. Во внешнем круге помещений, примыкающих к наружным стенам, находились загоны для животных. От холла входных ворот, направо и налево уходит изогнутый по кругу коридор, замкнутый в единое кольцо. Сегодня, внутри стены справа и слева, оборудованы длинные узкие номера.
Караван –сарай Тей Тей.
Караван-сарай Ханат.
Этот караван-сарай находтся в самом Тегеране и построен более века назад. Находится на одной из людных улочек, ведущих к улице Мавлави. При входе глазу открывается огромный двор со старинными нишами по переферии. Этот караван-сарай построен из глиняного кирпича в эпоху каджаров, в нем отдыхали торговцы и богатые люди.
Караван-сарай Робат Шараф.
Караван-сарай в провинции Хорасан-Резави,располагается на пути между Нишапуром и Серахсом (в прошлом Великий шелковый путь), в 130 км от Мешхеда.Караван-сарай внешне выглядит как укрепление для защиты караванов от набегов бандитов. Однако в действительности охраняемыми были только въездные ворота, а изнутри постройка больше напоминала дворец. Она имеет прямоугольную форму, размеры 110×75 м, глинобитные стены высотой 6 м и шесть круглых башен. Данный караван-сарай состоит из двух внутренних дворов, каждый из которых имеет четыре айвана и шабестан; стены сложены из китайского кирпича и имеют куфические надписи. В центре Робате располагался бассейн, в южной части — конюшни для лошадей, остальное же пространство предназначалось для проживания. Каждый внутренний двор представлял собой фактически отдельную гостиницу. Одна из них содержит три небольших мечети и была изначально предназначена для большей части путешественников. В другой располагались три резервуара с водой и комнаты для богатых путешественников с повышенным комфортом. Архитектура внутреннего двора и четырёх айванов типична для архитектуры иранских мечетей тех времён. Михрабы в мечетях имеют надписи и выполнены из глины и гипса. Надписи относятся в основном к сельджукскому периоду.
Караван-сарай: приют утомлённого путника
В былые времена путешествия были рискованным делом, так как на длинных дорогах караваны подстерегали разбойники, да и вожди местных племен не прочь были поживиться за счет путников, хотя борьба с грабежами велась властями жестко и в многочисленных населенных пунктах вдоль торговых дорог располагались воинские гарнизоны. Однако и власти Багдадского халифата, и, позднее, Османской империи не могли полностью контролировать положение в отдаленных районах государства.
Караван-сараи, располагавшиеся поблизости от мест расквартирования воинских гарнизонов, обеспечивали путешественникам спокойствие и безопасность.
Караван-сараи обычно располагались на расстоянии 30-40 километров, то есть одного дневного перехода верблюжьего каравана. Они обеспечивали путешественникам и торговцам отдых и безопасное пребывание.
До изобретения автомобилей и поездов товары и грузы по всему Ближнему Востоку доставлялись именно такими караванами. Верблюдов использовали в основном для дальних вояжей. Грузы и товары на близкое расстояние доставляли на мулах.
Караван-сараи в Османской империи
Особое внимание развитию системы караван-сараев уделялось в Османской империи. Сеть охраняемых пунктов быстро расширялась в завоеванных османами регионах - Сирии, Палестине, Египте и на Аравийском полуострове.
Типичный караван-сарай представлял из себя несколько двух-трехэтажных зданий, окруженных толстой каменной или кирпичной стеной, на углах которых могли располагаться наблюдательные башни. В стенах были сделаны несколько входных ворот. В центре четырехугольника, образованного стенами располагался открытый двор. В комплекс караван-сарая входили хамам (турецкая баня), помещения для складирования грузов, мечеть, фонтан для совершения ритуальных омовений, а так же жилища доктора, ветеринара, кузнецов и ремесленников-ремонтников. Первые три дня пребывания в караван-сарае были бесплатными. Более длительное пребывание уже нужно было оплачивать. Все здания в караван-сарае были двух и трехэтажными. На уровне первого этажа располагались стойла для вьючных и верховых животных, на втором –помещения для товара, а не третьем –жилые. На этажи вели деревянные лестницы, пристраивавшиеся снаружи.
Первые караван-сараи появились в Анатолии в XI веке.
Один из немногих «образцовых» караван-сараев – караван-сарай Рустем-паши в Эдирне. Сейчас он используется как студенческое общежитие, но большая часть его оригинальной планировки и архитектуры – строения с узкими лестницами, ведущими на этажи, сгруппированные вокруг двора, сохранилась и по сию пору.
Первые постоялые дворы
В городах аналогом караван-сараев были постоялые дворы – ханы. Ханы начали строить при сельджуках, которые, в свою очередь, научились этому у персов.
Предтечей ханов и караван-сараев считаются рибаты – укрепленные передовые посты для военных гарнизонов на побережье Северной Африки.
Первые ханы были построены в Бурсе, когда она была столицей Османской империи. Они назывались по наименованию товаров, которые складировались и продавались в них: Шелковый хан, Рисовый хан и т.п. Самый старый из них – Эмир хан, построенный Орханом Гази в 1321 году.
Ханы появились в Стамбуле вскоре после того как он стал столицей.
Их главным отличием было отсутствие оборонительных сооружений, ведь торговцам, находящимся под защитой городских стен важно было обеспечить лишь сохранность товара.
Стамбульские ханы больше чем ханы Бурсы и среди них встречаются даже четырехэтажные здания. В настоящее время в Стамбуле сохранились здания около 70 ханов. Здания 12 старых ханов располагаются в районе Эминоню около Крытого рынка. Более того сам Крытый рынок сформировался вокруг зданий ханов.
Эти здания не являются туристической достопримечательностью и заняты небольшими магазинами и мастерскими.
Еще больше постоялых дворов не сохранилось. Они были сделаны из дерева и не один раз сгорели вместе со всеми товарами во время бесчисленных стамбульских пожаров. Тогда никто и не думал компенсировать торговцам их ущерб. Впрочем, турецкие торговцы и сейчас не слишком полагаются на страховые компании. Если товар сгорел, то такова воля Аллаха.
Читайте также: