Когда тит брал иерусалим
В конце XIII века до н. э. в Палестине появились еврейские племена, вытесненные из верхней Месопотамии. Они создали довольно сильное государство Израиль, которое в 925 году до н. э. распалось на два независимых царства: южное — Иудею, и северное — Израиль.
В 63 году до н. э. на территорию Палестины вторгся римский полководец Помпеи. После трехмесячной осады он взял Иерусалим, и Палестина стала римской провинцией с прокураторским управлением. Тяжелые налоги и поборы, произвол чиновников вызывали недовольство населения, неоднократно поднимавшего восстания против римского владычества. В 66 году (н. э.) началась освободительная война иудеев против римлян. Главной движущей силой стали городская беднота, средние слои горожан и крестьянство, действия которых возглавляли зелоты (ревнители) и сикарии (кинжальщики), демократические религиозно-политические группировки.
Восставшие уничтожили в Иерусалиме римский гарнизон, местную знать и овладели городом.
Римская армия численностью около 20 тысяч человек под командованием префекта Сирии Гая Цестия Галла подошла к Иерусалиму и заняла часть города, но после неудачного штурма Храмовой горы вынуждена была отступить, потеряв около 6 тысяч человек. Тогда римский император Нерон направил в Иудею для подавления восстания армию численностью около 60 тысяч человек под командованием Флавия Веспасиана. Так началась Иудейская война 66–73 годов.
В 67 году римляне вторглись в Галилею и встретили упорное сопротивление иудейского войска во главе с Йосефом бен Маттитайхом (Иосифом Флавием), который происходил из знатной еврейской семьи. Впоследствии он сдался в плен к римлянам и помогал им в покорении Иудеи, а потом ярко описал ход войны в своем сочинении «Иудейская война», ставшем ценным историческим источником.
В 69 году Веспасиан стал императором и передал командование своему сыну Титу, который не уступал отцу в военных талантах и к тому же был отличным инженером.
В апреле 70 года Тит осадил Иерусалим, в котором к власти пришли представители зелотов и сикариев. Иерусалим к тому времени представлял собой огромную и сильную крепость, имевшую тройную линию стен. Вдоль одной стены тянулись неприступные обрывы, другую защищал ров. Над стенами возвышались четырехугольные массивные башни, которые были сложены из обтесанных белых мраморных глыб, так тщательно соединенных между собой, что казались одной скалистой массой. (Флавий И. Иудейская война. СПб, 1991. С. 399.)
Внутри города находились хорошо укрепленные замок Антония и храм Соломона, окруженный четырьмя стенами. Гарнизон Иерусалима насчитывал до 24 тысяч воинов. В городе было изготовлено 300 копьеметалок и 40 камнеметов. Население Иерусалима к моменту осады достигало почти 1 млн. человек.
Для обороны города были созданы две группировки: одна под руководством Симона, примерно 5 тысяч человек; вторая — примерно 6 тысяч тяжеловооруженных воинов под руководством Иоанна. К нему примкнули также 2400 зелотов. Обе эти группировки враждовали между собой. (Флавий И. Иудейская война. С. 408.)
Римская армия состояла из четырех легионов и большого числа войск союзников-сирийцев. Общая численность войска — 60 тысяч человек (Харботл. Битвы мировой истории. М., 1993. С. 174.) Римляне имели большое количество метательных машин.
Римские легионы разместились в трех лагерях в 1–1,5 км от города, а вспомогательные войска расположились между лагерями. В промежутках между валами находились лучники и пращники, перед фронтом установлены метательные машины.
Иудеи в свою очередь установили на стенах свои метательные машины, которыми обстреливали римлян, мешая им вести работы.
Римляне окрашивали камни, которые метали в иудеев, в темный цвет, чтобы их не было видно в воздухе, и поэтому их стрельба из метательных машин наносила иудеям большой урон. (Флавий И. Иудейская война. СПб., 1991. С. 411.)
Тит разделил войска на три части: одна часть строила подступы к стенам города, другая ее прикрывала, а третья в это время отдыхала.
Подступы были крытые, из бревен, сверху их накрывали землею и сырыми кожами, чтобы защитники Иерусалима не смогли их поджечь. Под самыми стенами были сооружены четыре насыпи, на которых располагались четыре башни. Внутри них размещались тараны, приводимые в движение с помощью веревок и колес. Бревно одного такого тарана имело семь сажен длины, а железный баран, посаженный на конце бревна, весил 5 тысяч пудов. Его доставляли 30 лошадей, и приводили в движение 700 человек. (Герои и битвы. М., 1995. С. 41.)
Защитники города обвешивали стены кожаными мешками, наполненными шерстью, чтобы уменьшить удары таранов; перерезали косами канаты, ловили таран и оттягивали его особыми захватами и даже сделали вылазку и подожгли одну из башен. Во время боя, завязавшегося при этом, был ранен Тит.
Самый большой таран римляне назвали Никон («Победоносный»). С его помощью удалось пробить отверстия в первой стене. На пятнадцатый день осады римляне овладели ею.
Войдя через проломы в город, Тит приказал разрушить стену, надеясь, что иудеи прекратят сопротивление. Но защитники города стали нападать на римских солдат на улицах, обстреливать их из домов и одновременно делать вылазки против римлян, находившихся вне стен. Тесный проход в стене не давал возможности римлянам отступить сразу, тогда Тит расположил стрелков на концах улиц и сам стал в центре страшной давки, стреляя из лука до тех пор, пока его солдаты не отступили. Таким образом, римляне были отброшены от второй стены, но через три дня вновь заняли северную часть стены, а в южной части разместился гарнизон. После этого Тит стал разрабатывать план взятия приступом третьей стены.
Основной задачей был захват цитадели Антония, которая господствовала над местностью; она была очень хорошо укреплена, поэтому целых 17 дней против нее продолжались осадные работы. В то же время Тит посылал Иосифа Флавия для предложения мира при условии капитуляции Иерусалима, но иудеи не согласились на это, хотя понимали, что город ждут страшные испытания. Многие бежали из города.
В результате больших усилий римляне построили четыре вала, на которых были поставлены стенобитные машины. Тогда Иоанн приказал провести под укрепления, находившиеся напротив цитадели Антония, подземный ход и подпереть его изнутри столбами, заложить туда дрова, обмазанные смолой и асфальтом, и поджечь. Когда подпоры сгорели, в провал обрушились машины и воины.
Спустя два дня иудеи напали на другие валы и в ожесточенной схватке добрались даже до лагеря римлян, но часовые удержали свои посты. Отчасти их стойкость объяснялась тем, что по закону покинувших пост наказывали смертью.
Тит решил установить блокаду города. Специальная линия протяженности около 10 км отрезала Иерусалим от внешнего мира; перебежчиков и торговцев овощами казнили. В Иерусалиме начался жестокий голод.
Страшную картину осады запечатлел И. Флавий: «Голод похищал у народа целые дома и семейства. Крыши были покрыты изможденными женщинами и детьми, а улицы — мертвыми стариками. Мальчики и юноши, болезненно-раздутые, блуждали, как призраки, на площадях города и падали на землю там, где их заставала голодная смерть» (Флавий И. Иудейская война. СПб., 1991. С. 436).
Люди гибли, их трупы распространяли заразу. Живые питались травой, кожей, падалью. Бывали случаи, когда матери убивали и поедали своих младенцев.
Римляне возвели напротив цитадели Антония новый вал, хотя им приходилось доставлять лес издалека, так как все деревья вокруг Иерусалима были вырублены до этого. Иудеи пытались разрушить и поджечь вал, но эти попытки не принесли успеха.
С помощью стенобитных орудий римляне обрушили стену в том месте, где Иоанн прокопал ход под прежний вал римлян. Но напротив пролома иудеи быстро соорудили новую стену, хотя и слабее первой. Римляне начали осадные работы снова.
Захватить цитадель Антония помогла вылазка нескольких римских солдат: 5 июля в третьем часу утра двадцать два солдата и один трубач тайно проникли через развалины в цитадель Антония, убили спавшую передовую стражу, заняли стену и велели трубачу дать сигнал. Остальные стражники бросились бежать, а Тит, услышав сигнал, скомандовал к оружию и во главе отборного отряда вошел в замок. Иудеи бросились в храм, римляне устремились за ними по подземному ходу. Иудеи понимали, что с падением храма наступит конец, и сражались с удивительным мужеством. Им удалось с большими жертвами оттеснить римлян к замку Антония.
Тит приказал разрушить фундамент цитадели Антония, чтобы открыть своему войску широкую дорогу к храму. Эта работа заняла семь дней. Затем римляне начали строить валы вокруг храма для установки осадных машин.
Иудеи отчаянно обороняли Иерусалимский храм, красу и гордость Иерусалима. Действие таранов здесь было мало эффективным, так как стены были выложены из огромных по величине камней. Тогда Тит приказал поджечь ворота, а затем загорелся и сам беломраморный храм, от которого остались только часть ограды да пара дверей. Римляне подожгли даже казнохранилище, в котором находились огромные богатства, и галерею, где спасались женщины и дети. По данным Флавия, там погибло 5 тысяч человек. (Флавий И. Иудейская война. СПб., 1991. С. 484.) При этом солдаты грабили все попадавшееся им на пути.
Иоанн Гисхала, Симон сын Гиора и другие воины-иудеи успели пробиться в Верхний город, или Сион, где организовали последний очаг сопротивления.
Римляне окружили Сион валом, установили тараны и пробили бреши в стене. Сион был взят, его защитники бежали в подземные ходы, надеясь там спастись. Симон и Иоанн, предводители иудеев, были взяты в плен, Иерусалим разграблен и разрушен до основания.
Так исполнилось предсказание Иисуса Христа, который сказал ученикам, показывая на здания города: «Видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне, все будет разрушено».
Поданным Иосифа Флавия, предсказание было, возможно, преувеличенным, во время осады погиб 1 миллион 100 тысяч человек, 97 тысяч было взято в плен. Всех, кто не достиг 17 лет, продали в рабство, остальных отправили в египетские рудники, раздарили в провинции, где они нашли смерть в гладиаторских театрах от меча или от хищных животных. (Флавий И. Иудейская война. СПб., 1991. С. 484.)
В июне 71 года в Риме было пышно отпраздновано покорение Иерусалима, в честь этой победы установили триумфальную арку. Пленников, в том числе Иоанна Гисхала и Симона Гиора, провели по улицам в роскошных одеждах, были пронесены трофеи, взятые из храма: золотой стол, золотой семисвечник, пурпурные завесы и Святая Святых и книга законов Тора. Симон Гиор был принесен в триумфальную жертву, его сбросили с Тарпейской скалы.
За всю свою историю Иерусалим подвергался более чем 30 осадам. Но эта превзошла по своим масштабам все предыдущие.
Оборона Иерусалима носила активный характер, она включала в себя общие и частные вылазки, защиту подступов к стенам с помощью < метательных машин, оборону крепостных стен и башен, устройство | подкопов с целью разрушения осадных сооружений противника, воз-. ведение отсеченных стен в проломах, устройство всевозможных засад и ловушек.
Только большое численное превосходство войск и наличие мощной осадной техники обеспечило римлянам победу. (Разин Е. А. История военного искусства. М., 1994. С. 435.)
После взятия Иерусалима римляне утвердились в Галилее, но сопротивление иудеев продолжалось до 73 года, когда пала их последняя твердыня — крепость Масада.
Победа над Иудеей была настолько важна для Рима, что в ее память были отчеканены монеты с надписями: «Иудея побежденная», «Иудея плененная». В течение долгих веков римские евреи обходили триумфальную арку Тита, чтобы не видеть позора своей отчизны. (Флавий И. Иудейская война. СПб., 1991. С. 502.)
Список рекомендуемой литературы и источников
2. Герои и битвы. Общедоступная военно-историческая хрестоматия. — М., 1995. С. 37–44.
3. Иосиф Флавий. Иудейская война. — М., 1993.
4. Мещерский Н. А. История Иудейской войны Иосифа Флавия в древнерусском переводе. — М.-Л., 1958.
5. Разин Е. А. История военного искусства. — СПб., 1994. — Т. 1. — С. 424–435.
6. Ранович А. Социальная революция в Иудее в 66–73 годах // Вестник Древней Истории. — 1937. -№ 1. — С. 126–132.
9. Светоний Г. Т. Жизнь двенадцати цезарей. — М., 1990.
Иоганн из Иерусалима: видения и жизнь
Иоганн из Иерусалима: видения и жизнь Примерно тысячу лет назад близ монастыря бенедиктинцев в Везеле родился ребёнок, которого окрестили именем Иоганн. История его жизни на протяжении столетий была известна лишь посвящённым, которые из поколения в поколение передавали
«ВЕЛИКАЯ ОСАДА» МАЛЬТЫ
«ВЕЛИКАЯ ОСАДА» МАЛЬТЫ После потери Родоса Орден Святого Иоанна Иерусалимского уже в который раз остался без убежища. Семь лет странствовали рыцари, побывав за это время на Кипре, в Мессине, Ницце и других местах. А потом испанский король Карл V — император Священной
«За взятие Будапешта»
«За взятие Будапешта» Третьим городом, за взятие которого была учреждена медаль, была венгерская столица Будапешт – последний европейский сателлит Гитлера.Наступление на Будапешт началось 29 октября 1944 года. К концу декабря будапештская группировка была
«За взятие Кенигсберга»
«За взятие Кенигсберга» Среди медалей, учрежденных в честь взятых с боя городов, есть и медаль «За взятие Кенигсберга» – единственная, отчеканенная не в связи со взятием или освобождением столицы, а учрежденная в награду за взятие города-крепости.По масштабам операции
«За взятие Вены»
«За взятие Вены» 13 апреля, через три дня после падения Кенигсберга, войска 2-го Украинского фронта освободили столицу Австрии – Вену. Вена была первой европейской столицей, которую гитлеровцы захватили еще в 1938 году, и где власть захватчиков продержалась дольше
«За взятие Берлина»
«За взятие Берлина» Следующим сражением, в честь победоносного окончания которого была учреждена медаль, стала битва за Берлин.«Предстоящая битва за Берлин, – писал Г. К. Жуков, – была особой, ни с чем не сравнимой операцией. Войскам фронта нужно было прорывать сплошную
Взятие Измаила
Взятие Измаила В декабре 1790 года русские корабли разбили турецкие наземные батареи, захватили укрепленные города Тульча и Исакча и таким образом освободили выход к Дунаю. Дорога к Измаилу была открыта для русского флота. План взятия крепости Измаил включал в себя атаку с
Взятие Измаила
Взятие Измаила В декабре 1790 года русские корабли разбили турецкие наземные батареи, захватили укрепленные города Тульча и Исакча и таким образом освободили выход к Дунаю. Дорога к Измаилу была открыта для русского флота. План взятия крепости Измаил включал в себя атаку с
СТАРЫЙ ГОРОД ИЕРУСАЛИМА
СТАРЫЙ ГОРОД ИЕРУСАЛИМА Иерусалим – центр мира. (Карта 1585 г., на которой мир изображен в виде трилистника с Иерусалимом в его центре.)Итак, мы в Иерусалиме, том самом, который – «радость всей земли» (Псалмы, 47:3; 121), «Мать всем нам» (Послание к Галатам, 4:26), «Центр мира», «Дом
ПО ПУТИ ИЗ ИЕРУСАЛИМА В СДОМ
ПО ПУТИ ИЗ ИЕРУСАЛИМА В СДОМ В шуме ливня — звук многих имен, ропот и неистовство гибнущего хора, и вряд ли нечто рукотворное сравнимо с громом по чрезвычайности и доходчивости, с какими он сообщает человеческому уху, что есть еще на свете явления природы, которые никогда
Исторический фон
Узнав о поражении войск, римский император Нерон послал одного из лучших военачальников империи Веспасиана во главе с 60 тысячами воинов подавить восстание, в 67 году римские войска вторглись в Галилею.
Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.Самая жестокая схватка римских легионов: осада Иерусалима
Жители античной Иудеи вообще и её столицы, города Иерусалима, в частности, римлян сильно не любили. Но терпели. С 6 года н.э., когда Иудея стала римской провинцией, по 66-й год, здесь не случилось ни одного крупного восстания. Местные жители терпели бы римлян и дальше, если бы не император Нерон, а точнее его супруга Поппея Сабина. Она весьма благосклонно относилась к Гессию Флору, очередному римскому прокуратору Иудеи. И тот решил, что ему всё дозволено.
Поппея Сабина в фильме «Камо грядеши», 2001 г. Поппея Сабина в фильме «Камо грядеши», 2001 г.Гессий Флор потребовал у первосвященников Иерусалимского храма взятку в 18 талантов золота. Иудейский талант был мерой веса, равнявшейся 44.8 кг. Такую сумму можно было набрать лишь из храмовой сокровищницы, что противоречило всем религиозным правилам. Чтобы к его требованию прислушались, Флор сам подошёл к вратам храма, причём не один, а с войсками. И когда священники ему снова отказали, приказал убить всех собравшихся перед храмом.
Иерусалимский храм, современная реконструкция Иерусалимский храм, современная реконструкцияПогибло 3600 человек, а храм римляне разграбили. После этого по всей Иудее вспыхнуло восстание. Нерон отправил на его подавление Тита Флавия Веспасиана, который успел прославиться завоеванием Британии. Нерон старался держать этого слишком популярного в армии и народе полководца как можно дальше от Рима. Тот побывал проконсулом провинции Африка, а вот теперь удачно подвернулось иудейское восстание. Впрочем, Нерону это не помогло, и после его гибели именно Веспасиан стал очередным римским императором.
Современные реконструкторы в доспехах римских легионеров I в. н.э. Современные реконструкторы в доспехах римских легионеров I в. н.э.Веспасиан с армией в 60 тысяч солдат высадился в Сирии и двигался на юг, осаждая и захватывая иудейские крепости и города. Он не спешил, предпочитая тактику измора, чтобы сохранить жизни римских легионеров. К тому же в 68 году, в самый разгар войны, ему пришлось срочно возвращаться в Рим. После того, как Нерон покончил с собой, в столице началась гражданская война. Веспасиан объявил себя императором летом 69 года, но лишь к декабрю ему удалось навести относительный порядок в империи.
Тит Флавий Веспасиан-младший. I в. н.э. Тит Флавий Веспасиан-младший. I в. н.э.За два года передышки повстанцы сумели очень хорошо подготовить Иерусалим к осаде. Веспасиан не мог покинуть Рим, поэтому он отправил подавлять мятеж своего сына Тита Флавия-младшего. Весной 70 г. н.э. тот выдвинулся из Александрии с частями легионов: III Галльского и XXII Дейотара. Римские армии объединились в Цезарии — там к тому времени находились V Македонский, X Стремительный и XV Аполлонов легионы, к которым вскоре присоединился XII Молниеносный. Через Самарию римские войска продвигались к Иерусалиму, замыкая его в кольцо.
Маршрут продвижения римских легионов в апреле 70 г. н.э. Маршрут продвижения римских легионов в апреле 70 г. н.э.Иерусалим изначально строился как неприступная крепость. Город располагался на холмах и был окружён тройным кольцом крепких высоких стен. Осада началась 23 апреля. Римляне сперва обстреляли городские стены из катапульт и онагров. Пробить брешь они не смогли, зато выяснили, где находится самый слабый участок внешней городской стены. Но сконцентрировать все силы в этом месте не получилось — горожане за пару лет передышки успели сделать 40 камнемётов и 300 баллист. Осадившим город римлянам пришлось самим спешно возводить защитные стены из разобранных на камни пригородных строений.
Обстрел стен Иерусалима римскими катапультами. Современный арт. Обстрел стен Иерусалима римскими катапультами. Современный арт.Под прикрытием этих укреплений, римляне подтащили к западной стене тараны и 7 мая пробили её. Легионеры продвигались осторожно, не бросаясь очертя голову в путаницу узких улочек. Они сосредоточились на преодолении второй стены, которая тянулась от крепости Антония до Западных ворот Иерусалима. За четыре дня они пробили и её, но тут мятежники пошли в контратаку. Они не только отбросили римлян за первую стену, но ещё и заделали пролом. Только через три дня римляне с большим трудом снова пробились за вторую стену и остановились.
Римляне штурмуют стены Иерусалима. Современная иллюстрация. Римляне штурмуют стены Иерусалима. Современная иллюстрация.Штурм длился уже три недели и войска сильно устали. Чтобы запугать осаждённых, Тит провёл римскую армию парадом перед стенами Иерусалима, после чего предложил сдаться по-хорошему. Получив отказ, он решил больше не посылать легионеров на прямой штурм, а построить несколько насыпей и по ним перебраться в город. Но оборонявшиеся сумели уничтожить эти насыпи, после чего римляне обнесли осаждённый город стеной по периметру и стали ждать, пока мятежники не ослабнут от голода и лишь тогда возобновили атаки.
Рельеф на триумфальной арке Тита, возведённой в 82 г. н.э., с изображением трофеев, взятых в Иерусалиме Рельеф на триумфальной арке Тита, возведённой в 82 г. н.э., с изображением трофеев, взятых в ИерусалимеЗа несколько месяцев римлянам удалось продвинуться через крепость Антония к Храмовой горе. Защитники Иерусалимского храма забаррикадировали все выходы и бросали камни с крыши здания. 10 августа по приказу Тита храм был подожжён и сгорел дотла, вместе с укрывшимися в нём людьми. Но битва за город на этом не закончилась. Лишь 7 сентября пали стены дворца Ирода, где прятались последние выжившие. Осада и штурм Иерусалима продлились 5 месяцев, при этом погибло, по современным оценкам, 350 тыс. горожан, а все выжившие (около 100 тыс. человек) были проданы в рабство.
Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал на ютубе . Также если вам нравятся наши статьи вы можете поддержать нас, став нашим патроном на Patreon.
Осада Иерусалима (70)
После захвата города, был разграблен и сожжен Иерусалимский храм, главная святыня иудаизма. Почти весь город был разрушен до основания, уцелели лишь несколько построек среди них Западная Стена иерусалимского Храма. Жители города были убиты, а выжившие проданы в рабство.
Иерусалим
Основная статья: Иерусалим Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.
Примечания
- Сражения по алфавиту
- Осады
- Сражения Римской империи
- Сражения в Израиле
- История Иерусалима
- Иудейские войны
- Сражения I века
- События 70 года
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое "Осада Иерусалима (70)" в других словарях:
Осада Иерусалима (1099) — У этого термина существуют и другие значения, см. Осада Иерусалима. Осада Иерусалима (1099) В рамках 1 го крестового похода … Википедия
Осада Иерусалима (637) — У этого термина существуют и другие значения, см. Осада Иерусалима. Осада Иерусалима Дата февраль(?) 637 Место Иерусалим, Палестина … Википедия
Осада Иерусалима (поэма) — У этого термина существуют и другие значения, см. Осада Иерусалима. «Взятие Иерусалима Птолемеем Сотером». Миниатюра … Википедия
Осада Никеи (1097) — Осада Никеи происходила с 14 мая по 19 июня 1097 года во время 1 го крестового похода. Никея Никея, современный город Изник на северо западе Турции, занимала выгодное географическое положение. Город стоял на восточном берегу Асканского озера, что … Католическая энциклопедия
Осада Магдебурга (1631) — Осада Магдебурга Тридцатилетняя война … Википедия
Осада Акры (1189–1191) — У этого термина существуют и другие значения, см. Осада Акры (значения). Осада Акры (1189 1191) Третий крестовый поход … Википедия
Осада Никеи (1097) — У этого термина существуют и другие значения, см. Осада Никеи. Осада Никеи (1097) В рамках 1 го крестового похода … Википедия
Когда тит брал иерусалим
Войти
Нет аккаунта? ЗарегистрироватьсяАвторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Нет аккаунта? Зарегистрироваться Всё сбудется, стоит только расхотеть. /Ф.Раневская/Командующие
Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.
Силы римлян
Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.
Силы еврейских повстанцев
Точное число жителей Иерусалима и солдат находящихся в городе, трудно оценить. Иосиф Флавий сообщает о миллионе жителей, а древнеримский историк Тацит сообщает о 600 000 человек. На самом деле эти оценки сильно преувеличены, людей в городе было гораздо меньше.
Содержание
Осада
Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.
Разрушение Иерусалима и Храма в 70 году н.э.
Картина Карла Брюллова "Нашествие Гензериха на Рим" и вопросы leonovvaleri относительно меноры, вызвали во мне интерес к Иерусалиму, в частности, к его разрушению в 70 году н.э.
В 66-70 годах произошло восстание евреев против римского владычества. Восстание, охватившее не только Израиль, но и соседние области и государства, было названо Первой Иудейской войной.
Иудейская война была описана еврейским историком Иосифом Флавием в одноимённом труде (ч.7). Труд составляет семь томов, война описана Флавием подробно, но меня в данный момент интересует только осада Иерусалима и разрушение Иерусалимского храма в период с марта по сентябрь 70 года. Воспроизвожу события, как запомнила, и своими словами.
Иосиф Флавий: в фас и в профиль.
Флавий был очевидцем описываемых событий и их непосредственным участником. У него было еврейское имя Йосеф бен Матитьягу, и он был одним из вождей восстания, в опасную для жизни минуту, он перешёл на сторону римлян, взяв себе римское имя (как у императора).
Флавий, как писатель, имел ярко выраженную проримскую позицию, и многие историки считают "Иудейскую войну" сочинением заказного плана, "своего рода платой Флавия императору Веспасиану за свободу и достаток".
В Еврейской энциклопедии говорится, что "существуют две противоположные оценки евреями личности Иосифа Флавия. Одни считают, что он был «предателем, покинувшим свой народ в беде и перешедшим в стан врага» , другие полагают, что поведением Иосифа Флавия руководила "фарисейская вера в будущее еврейского народа, который выживет, только подчинившись Риму".
Так или иначе, но областной военачальник Галилеи Йосеф бен Матитьягу (Иосиф Флавий), первосвященник Анна и Иоанан Гискальский возглавляли восстание еврейского народа.
Восстание охватило Израиль, Египет, Сирию и грозило распространиться дальше.
Правитель Сирии Гай Цестий Галл двинулся к Иерусалиму c для подавления восстания, он даже вошёл в город, но был отбит евреями под предводительством военачальника Симона бар Гиоры и отступил.
На смену Цестию императором Нероном была прислана армия Веспасиана количеством в 60 000 римских и союзнических воинов. Веспасиан захватил город Иотапату, погибло 40 000 иудеев, многие либо сдавались в плен, либо сами лишали себя жизни. В числе пленных был Иосиф бен Матитьягу, взявший в плену имя Иосиф Флавий.
Другие города Галилеи постигла та же участь, а уцелевшие отряды восставших евреев укрылись в Иерусалиме. Иерусалим в то время состоял из нескольких частей, укреплённых стенами с башнями: Старый или Верхний город, Нижний город, Новый город.
Веспасиан отправился в Рим, чтобы стать императором, а своего сына Тита оставил продолжать войну. Тит подошёл к Иерусалиму с двух сторон и начал осаду, которая надолго затянулась. Вместе с Иосифом Флавием Тит стал убеждать жителей Иерусалима сдаться. Они ответили ему стрелами, одна из которых попала в Иосифа Флавия.
Тит Флавий Веспасиан или просто Тит.
В осаждённом Иерусалиме среди защитников активизировались три партии во главе с вождями. Враждуя между собой, они всё же с одинаковым упорством и неустрашимостью выступали против римлян. В праздник Пасхи вождь одной из партий Иоанн захватил храм, другие партии вынуждены были ему подчиниться, но общая власть была поделена между Иоанном и Симоном. ; священническая партия зелотов принуждена была подчиниться ему, и власть была разделена только между ним и Симоном.
Тит приказал выставить осадные машины, но иудеи всячески сопротивлялись: они устаивали вылазки, отчаянно бились, но вскоре наружная стена Иерусалима всё-таки обрушилась. Тит вошёл в город. Но осаждённые иерусалимцы пять дней и ночей обороняли вторую стену от непрерывных штурмов римлян. Хоть нападавших было больше, евреи превосходили их силой духа и всё-таки отбили римлян от стен Иерусалима. За несколько часов успехи римлян, добытые с большим трудом, были уничтожены, а сам Тит едва не погиб.
Иерусалимцы ликовали, они верили, что сам Бог помогает им в борьбе за целостность Иерусалима и его Храма. Евреи ослабили бдительность, и через четыре дня Тит и его воины сумели разрушить вторую стену и осадили Старый город. Тит приказал построить вокруг Иерусалима стену с башнями, чтобы к городу вообще нельзя было подъехать, стена была выстроена исключительно быстро. В городе кончились припасы, и начался голод.
Иерусалимский храм.
Тит опять послал Иосифа Флавия к осаждённым, чтобы убедить их сдаться. Евреи отказались. Тит пришёл в ярость и приказал распинать на кресте всех, кого брали в плен. Терзаемые голодом, иерусалимцы выходили из города, чтобы нарвать себе для еды хотя бы травы, но римляне хватали их и распинали. Жители смотрели на эти зверства со стен, но всё равно не сдавались.
Они предпринимали попытки по-всякому вредить врагу: делали опасные для себя вылазки, рыли подкопы, мешали осадным работам и жгли римскую технику.
Осаждённые продолжали с неслыханным мужеством и даже фанатизмом терпеть голод и находить в себе силы отбиваться от врага. Каждый день осады в городе умирало множество людей. Иосиф Флавий приводит в пример случай, когда обезумевшая от голода мать зарезала своего ребёнка и съела его. Флавий приводит число, умерших от голода - 115 880 человек.
Римляне сжимали кольцо вокруг Храмовой горы, но иерусалимцы не думали сдаваться. Больше того, они убивали всех, склонных к сдаче. Чем сильнее наступали римляне, тем больше росло мужество евреев. Римляне были обозлены таким упорством, они жаждали победить упрямцев и разграбить сокровища Храма. Тит не мог усмирить кровожадность воинов, а они даже вспарывали животы пленным, надеясь в желудке и кишках найти проглоченные золотые монеты.
Д. Робертс. Иудейская война 66-70 годов осада и разрушение Иерусалима римскими войсками.
10 августа 70 года в результате метко брошенной в окно горящей головни загорелись деревянные части Храма, и вскоре огонь перекинулся на весь Храм. Тит стал кричать солдатам, чтобы они потушили пожар, но за треском горевших построек его никто не услышал.
Испуская ликующие крики, римляне бросились в город, истребляя на своём пути всё живое. Шесть тысяч жителей пытались спрятаться в Храме в зале наружной колоннады, римляне подожгли зал. Служители Храма старались противостоять, выступая против римских воинов железными палками, но пламя быстро охватило Храм и всю Храмовую гору. Иерусалимский храм был разрушен. Пять месяцев осады увенчались успехом.
Римляне в знак победы над иудейской верой водрузили на священном месте свои знамена и принесли языческие жертвы.
Иосиф Флавий писал, что добрый и сердобольный Тит сожалел о разрушении Храма, что это было "делом случая или воли Божией". Но современники считали, что в разрушении Храма виноват только Тит.
Один из поэтов, прославляя победу Тита, даже поставил разрушение Храма ему в заслугу: "Почерневший от пыли иерусалимского боя, он бросает зажженную стрелу и истребляет все".
Со слов аквитанского писателя V века Сульпиция Севера, Тацит также приписывал разрушение Храма Титу: "Говорят, что Тит созвал военный совет и спрашивал, должно ли разрушить такое здание, как Храм. Некоторые полагали, что не следует уничтожать посвященного богу здания, превосходящего великолепием все другие человеческие сооружения, что сохранение Храма будет свидетельством кротости римлян, а его разрушение опозорит их неизгладимым пятном жестокости".
Раду Олтян. Разграбление Храма римлянами.
После разрушения иерусалимского храма Иоанан Гисхальский и Симон Бар-Гиора. Иоанн и Симон с уцелевшими воинами ушли в Верхний город. Они предложили Титу сдать город, если он отпустит их с оружием в пустыню. Тит отказал им и возобновил войну. Новый город был подожжён. Укрывшиеся в нём стали просить у римлян пощады, но иудейские фанатики не допускали даже мысли о подчинении римлянам.
Восемнадцать дней римляне приступами брали Верхний город. Наконец, с помощью таранов в стенах и башнях были сделаны проломы. Иоанан и Симон укрылись в подземных галереях. Овладевшие городом римляне перерезали живых, разграбили всё, что могли и подожгли город. Иерусалим горел два дня. После пожара Тит приказал сровнять развалины города и Храма с поверхностью земли. Оставил только три башни для охраны расположений войск.
Оставшихся в живых иерусалимцев Тит осматривал лично. Стариков и слабых убивали на месте, сильных и рослых отбирали для триумфальной процессии, для пополнения гладиаторов, для работы в египетских каменоломнях. Мальчиков и юношей до 17-ти лет определяли для продажи в рабство. Многие иудеи лишали себя жизни и погибали от голода и болезней. Скрывавшиеся в подземелье вожди Иоханан и Симон, обессиленные от голода, сами вышли оттуда, их схватили, заковали и отправили в Рим.
Оставив на месте Иерусалима ровное место, заваленное мусором и отходами жизнедеятельности римского войска, Тит вернулся в Рим, где ему были устроены триумфальный приём и праздничное торжество.
Лоуренс Альма-Тадема. Триумф Тита
Тит проехал по Риму в колеснице, как триумфатор, а за ним вели пленных, в их числе были Иоанан и Симон. Симон позже был казнён, а Иоанн брошен в темницу, где и умер.
После взятия Иерусалима, иудейская война, возглавляемая сикариями ( боевая еврейская группировка), ещё продолжалась в Палестине. Но римляне наступали, дольше всех продержалась Масада, древняя крепость на побережье Мёртвого моря. Крепость была сильно повреждена, и римляне были готовы зайти через проломы, но сикарии не стали дожидаться своей гибели или захвата в плен, они сожгли свои дома, уничтожили ценности, убили женщин и детей, а потом себя.
42. Разрушение Иерусалима (70 г.)
Между тем голод в Иерусалиме принимал ужасающие размеры. Запасы хлеба давно истощились. Богатые жители отдавали свои сокровища, бедные — последнее достояние за кусок хлеба. В памяти народной сохранились потрясающие рассказы об этом времени. Марта, богатая вдова первосвященника Иошуа бен-Гамалы, некогда ходившая в храм не иначе, как по дороге, устланной роскошными коврами, вынуждена была утолять свой голод подбираемыми на улице отбросами; другая богатая женщина была доведена голодом до того, что зарезала и съела своего собственного ребенка. Улицы были покрыты трупами или падавшими от изнеможения людьми. Хоронить мертвецов не успевали.
Валявшиеся повсюду трупы заражали воздух. Голод, зараза и неприятельские стрелы одновременно опустошали ряды защитников города, но уцелевшие все еще не теряли мужества. Эта храбрость и стойкость иудеев удивляли даже воинственных римлян.
Наконец, неприятель направил свои осадные машины против укреплений храма.
После взятия главной башни — «башни Антония», римляне увидели перед собой толстые стены, окружавшие храмовое подворье. Так как пробить эти стены оказалось невозможным, то Тит отдал приказ поджечь наружные ворота, от которых тянулся ряд колонн до самого храма. Бой закипел в обширном храмовом подворье; иудейские воины сражались как львы, и каждый шаг по пути к святыне стоил неприятелю потоков крови. Вдруг один римский солдат схватил горящую головню и бросил ее внутрь храма, через окно. Деревянные части храмовых покоев тотчас загорелись — и скоро весь храм был уже охвачен пламенем. Тит, поспешив туда, громко упрашивал солдат потушить пожар и отстоять великолепное здание, но за оглушительным треском падавших построек, отчаянными воплями осажденных и звоном оружия нельзя было расслышать голос главнокомандующего. Ожесточенные римляне бросились в не сгоревшие еще храмовые покои с целью грабить находившиеся там сокровища, но могли проникнуть туда только по трупам иудейских воинов, завязавших с ними отчаянный бой на месте пожарища. Тут уже страсти были разнузданы, и победители дали волю своей злобе. Стариков, женщин и детей бесчеловечно убивали, многие иудеи нашли себе смерть в пламени, куда сами бросались. Храм, гордость Иудеи, был превращен в груду пепла; он погиб в те же дни (9 и 10 Ава), в которые некогда был разрушен и первый, Соломонов храм, взятый Невухаднецаром. Уцелели от принадлежностей святыни только канделябры, стол с дарами и кадильница, все из чистого золота. Тит велел взять их и хранить, как знаки победы (трофеи).
Этим завоевание Иерусалима еще не кончилось. В одном квартале столицы, называвшемся «Верхним городом», заперлись с остатками своих отрядов богатыри Иоханан Гисхальский и Симон Бар-Гиора. Они объявили, что тогда только сдадут эту часть города Титу, если им позволят свободно выйти оттуда с оружием в руках. Когда Тит не согласился на это, война возобновилась. Верхний город был взят римлянами и разрушен. Скрывавшиеся в подземелье вожди Иоханан и Симон вышли оттуда, измученные голодом, и попали в руки римлян. Их отвезли в оковах в Рим.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Глава 3. Разрушение
Глава 3. Разрушение По решению Амфитриона, юного Геракла отправили в городок Киферон к востоку от Фив, расположенный на горе и окруженный густыми, непроходимыми лесами. Поручили Гераклу пасти киферонские стада, и так, на лоне природы, превратился Геракл в могучего юношу
Конец библейской Иудеи и разрушение Иерусалима
Конец библейской Иудеи и разрушение Иерусалима В) Конец библейского иудейского царства и разрушение Иерусалима.Знаменитое разрушение иерусалимского храма — это событие, включающее в себя несколько слоев, отражения нескольких реальных событий. Наиболее значительным
1. Разрушение коммуникаций
1. Разрушение коммуникаций Одной из главных задач, поставленных советским режимом перед партизанами в самом начале войны, было разрушение немецких коммуникаций. Достижению этой цели придавалось огромное значение на протяжении всей войны. Как отмечено в предыдущих
Разрушение оси
Разрушение оси В течение нескольких недель, с конца июля до окончательного коллапса Италии, случившегося 8 сентября 1943 года, опасные заблуждения, вызванные шизофреническим состоянием ставки, стали особенно очевидными. Две войны велись, так сказать, бок о бок, одна на
Разрушение Крита
Разрушение Крита Насильственное падение Крита особенно драматично — и поучительно. Расположенный к югу от европейского материка, Крит на какое-то время был заботливо отгорожен морем от воинственных орд. Но в конце концов и ему пришел конец; последняя цивилизация,
12.4. Нечестивое разрушение и сожжение святилища царем Клеоменом — это разрушение храма при гибели Самсона-Земщины, то есть варварское разрушение и сожжение храма Иваном Грозным
12.4. Нечестивое разрушение и сожжение святилища царем Клеоменом — это разрушение храма при гибели Самсона-Земщины, то есть варварское разрушение и сожжение храма Иваном Грозным Геродот рассказывает следующую историю, оказавшую, по его словам, большое влияние на судьбу
РАЗРУШЕНИЕ СТЕН
РАЗРУШЕНИЕ СТЕН Стабилизации ситуации в Ираке не способствовало и то, что в 2012–2013 гг. АКИ провела кампанию «Разрушение стен», в ходе которой было совершено восемь дерзких нападений на иракские тюрьмы для освобождения бывших боевиков организации.Джессика Льюис Макфейт
Разрушение домов
Разрушение домов Еще одна традиция инквизиции, корнями уходящая в античность, – это разрушение жилищ и уничтожение собственности врагов и преступников. Цель этого – добиться, чтобы память об этих людях была полностью уничтожена. Подобное действие относится к
Разрушение Карфагена
Разрушение Карфагена 146 год до н. э. В результате третьей пунической войны (от слова Poeni или Puni — на латинском языке «финикийцы») Карфаген, колония финикийского города Тира, создавший морскую империю в Западном Средиземноморье, взят и разрушен римской армией в 146 г. до Р.
Разрушение мифов
Разрушение мифов Советские историки рассматривали победу как закономерное следствие «великой жизненной силы советского строя, его превосходства над отживающим свой век строем капитализма», а важнейшим фактором этой исторической победы — «мудрую политику
4. Разрушение Иерусалима и Храма
4. Разрушение Иерусалима и Храма Четырнадцатого числа еврейского месяца нисана (соответствует апрелю) 70 г. в связи с праздником Пасхи в Иерусалим прибыло множество паломников. Тит во главе 60-тысячной армии стал обозом под стенами города и 24 числа нисана начал его осаду.
Читайте также: