Когда каневский уехал в израиль
В «полтинник» Леонид Каневский совершил неожиданный кульбит. Он уехал. В Израиль. На ПМЖ. Было это в мае 1991 года. Правда, сначала немного помотался по Европам, какое-то время преподавал в Швеции, в драматической школе.
В СССР его сопровождала слава. Бывают крохотные роли звездней главных. Надо знать, где сниматься. Каневский знал. Он сыграл у Гайдая в «Бриллиантовой руке». Абракадабру, которую изрекает его турок-грек, суммарно-восточный человек в майке и с шерстяными плечами, молодежь знала наизусть. Помните непереводимую игру слов – «цигель, цигель, ай лю-лю»? А легендарное «шъорт побъери!»? Но это все были милые пустячки, а подлинная, грандиозная известность пришла к Каневскому с погонами задумчивого телевизионного майора Томина, который в последних сериях милицейского эпоса «Следствие ведут знатоки» дослужился до полковника. Но как песенному капитану-горемыке у Высоцкого никогда не подняться выше, так и Каневский-Томин обречен навечно остаться в народном сознании в гордом майорском звании. Было еще довольно много ролей, в том числе в шлягерном «Д'Артаньяне и трех мушкетерах», но «Знатоки» затмевали все остальное.
В Израиле нюх милицейского опера помог актеру Каневскому сделать правильный выбор. Он связал свою судьбу и карьеру с театром «Гешер», которым руководит Евгений Арье. Театр известный, популярный. Спектакли играются и на русском языке, и на иврите. Недавно с новым спектаклем «Дело Дрейфуса» театр «Гешер» гастролировал в США. Мы побеседовали с Леонидом Каневским.
-- Вы выучили иврит? Или просто запоминаете слова, написанные русскими буквами?
-- Нет, конечно. Поначалу это было драматично и кроваво. Первые год-два мы репетировали по-русски, а потом переходили на иврит. Но затем, слава Богу, освоили иврит и играем на нем иногда, даже боюсь сказать, с большим удовольствием, чем на русском. Какие-то спектакли репетируем сразу на иврите, нам их легче так играть.
-- Кого вы играете в «Деле Дрейфуса»?
-- Парикмахера. Замечательного человека, парикмахера Арнольда из местечка. Прелестная комедия, прелестные люди, ностальгическая история, связанная с нашими дедушками, бабушками и с сегодняшними евреями, которые по-прежнему живут в маленьких городках. Забавная история, драматичная и трагичная.
-- Я знаю, вы никогда не сбриваете усы. Наверное, чтобы вам не сказали фразу из незабвенного гайдаевского фильма: «Дурик, зачем усы сбрил?»
-- Нет, усы у меня по другому поводу. Это было связано со спектаклем Театра на Малой Бронной «Весельчаки», где мы со Львом Дуровым играли двух стариков, бывших артистов. Замечательный спектакль по пьесе американского драматурга Нила Саймона. Именно тогда я отпустил усы и с тех пор не сбриваю.
-- Если потребуется, пойдете на такую жертву?
-- Была одна роль, которая требовала этого, но мы с режиссером договорились, и я их не сбрил. Я чрезвычайно рад, потому что очень к усам привык.
-- То есть вы оказались в одной компании с Фиделем Кастро, который из прин-ципиальных соображений тоже не сбривает бороду?
-- Не надо! Я не в одной компании с Фиделем Кастро!
-- Я был бы глубоко не прав, если бы не спросил о тех знаменитых фильмах, которые принесли вам, Леонид, всенародную славу. Это картины «Бриллиантовая рука» и, естественно, телесериал «Следствие ведут знатоки». Думаю, что и сейчас, вернись вы в Россию, в вас безошибочно признали бы майора Томина…
-- Наш сериал «Знатоки», как мне сказали на российском телевидении, занимает согласно рейтингу шестое место, невзирая на все новые сериалы, так что не дают забывать о нас и обо мне, в частности. Приятно, что даже молодежь интересуется, будет ли у «Знатоков» продолжение.
-- А сколько лет снимался тот сериал?
-- 21 год.
-- Феноменально! Это значит, что уже два-три поколения выросли на этом сериале. Продолжаете ли вы общаться с вашими коллегами по съемкам?
-- Да, конечно. Когда бываю в Москве, мы общаемся. А что касается известности, то не скрою от вас, уже по приезде из Израиля в Россию выручал нескольких человек. Так что с милицией у меня связи нормальные. Майора Томина помнят и уважают.
-- Замечательно. Сегодня появились новые кумиры, ваши наследники из телесериала «Менты»…
-- В августе прошлого года я приезжал в Юрмалу, на фестиваль «Балтийская жемчужина». Там встретился с замечательными ребятами из «Ментов», четырьмя прекрасными актерами. Мы подружились. Теперь они должны приехать в Израиль. На меня они смотрели как на икону.
-- Гениальная идея: сделать продолжение, совместить «ментов» и «знатоков» и посадить вас начальником. А то их начальник такой хмурый, сердитый дядька. Кузнецов очень хорошо играет, я люблю этого актера. Но неплохо бы и над ним тоже начальника поставить. Генерал Томин – хорошо звучит…
-- Ход найти можно. Такая идея бродит. Главное – сохранить силы. Если найдутся деньги, то идея воплотится.
-- Еще один неизбежный вопрос: ваш отъезд из России. С чем он связан, как все произошло, что вас на это толкнуло?
-- Когда меня сразу по приезде спрашивали, как проходит моя абсорбция, я краснел. Я не понимал, что значит это слово – абсорбция. Я же не химический препарат. Я приехал жить и работать. Я не убегал, не рвал корней. 1991 год. Возникла идея нового театра. Если вы помните, тогда в Москве театры опустели. И тут у замечательного режиссера Жени Арье возникла идея создать русскоязычный театр в Израиле. Он предложил мне присоединиться. Мне уже было 50 лет, было сложно решиться, меня не понимали. Говорили: «Ты что, с ума сошел»? Но мне было интересно на новом этапе вернуться в 63-й год, когда мы создавали «Ленком». Так же рождался театр «Гешер». И мы не ошиблись. Театр оправдал себя. Театр «Гешер» существует успешно, с замечательной труппой, с замечательным режиссером.
-- Вы восторженно говорите о своем театре, об актерах. А ваши взаимоотношения с режиссером – они столь же плавные и гармоничные?
-- У нас замечательный режиссер Женя Арье, который приехал в Израиль и бросился в работу, как в прорубь, не зная языка. То, что он прекрасный режиссер, подтверждается каждой новой работой. Каждый его спектакль – мощное событие на театральном горизонте. Ну, а те отзывы, которые он заслужил в Европе и в Америке, – от гениального до уникального, даже не буду повторять. Отношения у нас самые серьезные, какие бывают у актера с режиссером, которые понимают друг друга, у которых один художественно-творческий язык. Мы ценим друг друга и очень нежны друг к другу. Я счастлив, что работаю в театре, где мне уютно, комфортно, иногда нервно, где я себя чувствую так, как будто работаю в хорошей молодежной студии.
-- Я хочу перевести разговор в приватную сферу. Где вы живете и чем занимается ваша семья, ваши близкие?
-- Живу в Тель-Авиве. Жена – Аня Березина, дочь – Наташа Каневская. Наташа – будущий художник, она сейчас заканчивает университет. Слава Богу, не пошла в артистки. И жена тоже не артистка, она – филолог.
-- Вы живете в квартире или в доме?
-- Я живу в квартире, которую снимаю.
-- Что-нибудь делаете по дому?
-- Обожаю цветы. Это хобби появилось у меня в Израиле. У меня большой балкон, где я выращиваю цветы, у меня их полный дом.
-- Поразительное занятие для майора Томина – выращивание цветов!
-- Да, но для майора Томина, который теперь уже может заняться частным сыском, открыть свою контору.
-- Ну, а если родина прикажет, то цветы в сторону, фуражку на голову?
-- Фуражка есть.
-- Вы привезли всю форму с собой?
-- Конечно. Это все подарки. И от московской милиции, и от милиции всего Советского Союза. Фуражка, погоны, всякие забавные предметы. Так что я не порываю своей связи с майором Томиным, отношусь к нему с большой симпатией. Кстати, продолжаю работать в кино в Израиле. Снялся в пяти картинах на иврите. Полгода назад меня пригласили на пробы и утвердили на интересную роль. Молодой израильтянин приехал сюда из Грузии. Он написал сценарий о своей жизни вроде феллиниевского «Амаркорда». Я играю такого пожилого хулигана из России. Там все – грузины, выходцы из России, которые много лет назад приехали в Израиль. Я прихожу на общую репетицию, где собрались и израильские актеры. Выясняется, что всю роль мне предстоит играть на грузинском языке, а роль довольно большая. Вы же говорите по-русски? Вот и у нас, объясняют мне, все пожилые люди говорят на родном языке. Короче, иврита мне оказалось мало, и я должен был учить грузинский язык.
-- Леонид, а климат Святой Земли вас устраивает? Привыкли?
-- Я всю жизнь говорил, что человек должен жить в теплом климате. Потому что в холоде человек напрягается, мрачнеет лицо, сужаются сосуды. А в теплом климате человек расслабляется, у него появляются другие эмоции. Но, конечно, здесь бывает жарковато.
приложение для киносвиданий Выбери фильм и получай приглашения на свидания в кино
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.
Александр Каневский рассказал, почему уехал в Израиль в девяностых
В 60–70-е годы были очень популярны персонажи Штепсель и Тарапунька. Автором эстрадных интермедий для них был писатель и драматург Александр Каневский, родной брат знаменитого актера Леонида Каневского. Живя в Москве, он также писал сценарии для «Фитиля», «Кабачка «13 стульев», возглавлял московский театр «Гротеск». С 1991 года живет и работает в Израиле.
Фото: ИД "Собеседник" ИД "Собеседник"– Александр, популярность брата, наверное, доставляет вам невероятное чувство гордости за семью, за фамилию. Как вы оба сосуществуете в искусстве?
– Нас надо внести в Книгу рекордов Гиннесса: мы ни разу в жизни с ним не поссорились! Он первым из нас уехал в Москву, поступил в Щукинское училище. А после его окончания остался жить и работать в столице. По распределению попал в Ленком. В первые годы его самостоятельной взрослой жизни у нас в семье очень жалели брата, посылали разные вкусности: мол, бедненький, младшенький, живет один. И он, хитрец, часто это использовал Как-то звонит мне с требованием: «Напиши монолог к Дню женщин. Меня пригласили выступить в праздничном концерте». Я всегда был занят, поэтому отмахивался: «Возьми из моего сборника». Он звонил маме и жаловался, что я ему отказал. Мама тут же приезжала ко мне: «Не обижай братика! Немедленно напиши!» Возмущенный, я звонил ему: «Ты почему маме жалуешься? Она же нервничает!» А он спокойно отвечал: «А ты напиши, не волнуй маму». Приходилось писать.
фото из личного архива семьи Каневских
«Испытание славой брат выдержал с честью»
– В начале семидесятых на телеэкраны вышел телесериал «Следствие ведут знатоки», в нем Лёня сыграл одну из главных ролей – майора Томина, который очень полюбился зрителям. Популярность этого сериала стремительно росла от серии к серии, и еще более стремительно росла известность моего брата. С ним невозможно было идти по улице, заходить в рестораны, садиться в поезд – начиналась массовая манифестация. На Петровку, 38 приходили письма, адресованные майору Томину, с просьбой приехать и покончить с безобразиями в их городе. Конечно, я горжусь своим младшим братом, но поначалу у меня закрадывались опасения, что такая сумасшедшая популярность может изменить его характер. Однако он с честью выдержал это тяжелейшее испытание медными трубами, которое некоторые мои коллеги, увы, не прошли, – остался все тем же приветливым, контактным и отзывчивым человеком.
– А потом и вы переехали из Киева в Москву. Чем занимались?
– В Москве меня тепло встретили и поддержали друзья: Гриша Горин, Аркадий Хайт, Эдуард Успенский, Аркадий Арканов, Леонид Якубович Ну и конечно, мой младший братик Лёня. Они помогали мне внедриться в московскую жизнь, делились своими деловыми связями в издательствах, на радио и телевидении. Я закрутился в московском водовороте, продолжал сотрудничать с «Фитилем», киностудией «Союзмультфильм», писал миниатюры для передачи «Кабачок «13 стульев», выступал на радио и телевидении
И тут началась перестройка. Замаячила новая жизнь. Возникли частные предприятия, кооперативные рестораны, магазины Конечно, мой авантюризм не мог остаться в стороне от этого парада инициатив, и я решил открыть свой собственный театр. Вместе с Эдиком Успенским мы пошли на прием к Юрию Лужкову (он был тогда заместителем мэра) и стали просить помещение для театра, он поверил в нас и помог получить прекрасное здание на Таганке. Театр назвали «Гротеск». Меня выбрали художественным руководителем. В состав учредителей вошли брат Леонид, Эдуард Успенский, Леонид Якубович, композитор Григорий Гладков и певец Павел Дементьев. Кстати, для Лёни Якубовича наш театр послужил трамплином в шоубизнес: он стал вести гала-концерты, конкурсы, фестивали, после чего был признан талантливым профессиональным шоуменом, и началась его успешная карьера на телевидении. Наш театр стремительно набирал обороты, приобретая все больше и больше поклонников, потому что мы там много напридумывали: стены фойе были увешаны смешными рисунками самых известных художников-карикатуристов; вместо звонков, зазывающих зрителей в зал, звучали «смехи» – первый смех, второй смех, третий В туалетах висели объявления: «Пожалуйста, не бросайте окурки в наши писсуары – мы же не писаем в ваши пепельницы » и многое-многое другое.
«Уехали в Израиль без багажа»
– А почему вы решили все здесь бросить и уехать?
– Прежде чем уехать в Израиль, я побывал в Америке, меня пригласили выступить в Нью-Йорке на радиостанции «Свобода» и рассказать о своей повести «Теза с нашего двора». Там же я познакомился с Сергеем Довлатовым, который очень тепло отозвался об этой книге. Потом он и несколько сотрудников радиостанции предложили мне остаться в Нью-Йорке, работать у них в редакции, вести отдел юмора. Я был тронут, благодарил, но остаться отказался.
– Но тем не менее поехали покорять Израиль
– Почему? Первое и самое главное – я перестал видеть будущее, а для меня это катастрофа, я не могу жить без завтра. Плюс – беспросветный парад непрофессионализма, который стал особо виден, когда предприятия начали выходить на самоокупаемость. Второе – это разгул общества «Память», которое выталкивало из страны ученых, писателей, инженеров – талант и интеллект покидал страну, а она их даже не пыталась удержать. Никто из правительства не выступил с призывом: мол, ребята, не обращайте внимания на антисемитов, не уезжайте. И тогда я решил: раз мы не нужны – едем! Я еще не знал, куда, я уезжал отсюда.
«Хочу, чтобы русский юмор процветал на Земле обетованной»
– В Израиле вы продолжили заниматься творчеством?
– Над какими книгами работает сейчас писатель Каневский?
– Самым плодотворным у меня был прошлый год – вышло в свет четыре книги: сборник рассказов и повестей «Человек с того смеха», сборник пьес «Два шага до аншлага», трагикомический детектив «Елена прекрасная». И еще я выпустил сборник коротких рассказов, фельетонов и афоризмов «Веселый винегрет» – он маленький по формату, помещается в дамской сумочке, его можно читать в трамвае, автобусе, электричке.
А в этом году я подготовил к печати сборник сценариев: от сюжетов киножурнала «Фитиль» и сатирических мультфильмов до четырехсерийного телесериала, плюс несколько развернутых синопсисов эксцентрических кинокомедий. Придумано уже веселое название и смешная «хулиганская» обложка, но не хочу озвучивать их заранее. Я суеверен!
Телеведущий Каневский объяснил бегство из России
Писатель и драматург Александр Каневский с 1991 года живет и работает в Израиле. Автор многих сценариев "Фитиля" и "Кабачка "13 стульев", один из ведущих "Вокруг смеха" откровенно рассказал почему эмигрировал.
По словам Александра, он перестал видеть будущее в своей стране, и это было равносильно катастрофе, драматург не может "жить без завтра". "Плюс – беспросветный парад непрофессионализма, который стал особо виден, когда предприятия начали выходить на самоокупаемость", – отметил Каневский.
Также еще одним основанием для отъезда стал разгул Национально-патриотического фронта "Память" – русская ультраправая антисемитская организация, которая, по словам Александра Семеновича, выживала из страны ученых, писателей, инженеров. Талантливые люди покидали страну, а правительство не старалось их удержать. "И тогда я решил: раз мы не нужны – едем! Я еще не знал, куда, я уезжал отсюда", - рассказал писатель.
Майор Томин говорит на иврите, или почему Леонид Каневский краснел при слове "абсорбция"
В «полтинник» Леонид Каневский совершил неожиданный кульбит. Он уехал. В Израиль. На ПМЖ. Было это в мае 1991 года. Правда, сначала немного помотался по Европам, какое-то время преподавал в Швеции, в драматической школе.
В СССР его сопровождала слава. Бывают крохотные роли звездней главных. Надо знать, где сниматься. Каневский знал. Он сыграл у Гайдая в «Бриллиантовой руке». Абракадабру, которую изрекает его турок-грек, суммарно-восточный человек в майке и с шерстяными плечами, молодежь знала наизусть. Помните непереводимую игру слов – «цигель, цигель, ай лю-лю»? А легендарное «шъорт побъери!»? Но это все были милые пустячки, а подлинная, грандиозная известность пришла к Каневскому с погонами задумчивого телевизионного майора Томина, который в последних сериях милицейского эпоса «Следствие ведут знатоки» дослужился до полковника. Но как песенному капитану-горемыке у Высоцкого никогда не подняться выше, так и Каневский-Томин обречен навечно остаться в народном сознании в гордом майорском звании. Было еще довольно много ролей, в том числе в шлягерном «Д'Артаньяне и трех мушкетерах», но «Знатоки» затмевали все остальное.
В Израиле нюх милицейского опера помог актеру Каневскому сделать правильный выбор. Он связал свою судьбу и карьеру с театром «Гешер», которым руководит Евгений Арье. Театр известный, популярный. Спектакли играются и на русском языке, и на иврите. Недавно с новым спектаклем «Дело Дрейфуса» театр «Гешер» гастролировал в США. Мы побеседовали с Леонидом Каневским.
-- Вы выучили иврит? Или просто запоминаете слова, написанные русскими буквами?
-- Нет, конечно. Поначалу это было драматично и кроваво. Первые год-два мы репетировали по-русски, а потом переходили на иврит. Но затем, слава Богу, освоили иврит и играем на нем иногда, даже боюсь сказать, с большим удовольствием, чем на русском. Какие-то спектакли репетируем сразу на иврите, нам их легче так играть.
-- Кого вы играете в «Деле Дрейфуса»?
-- Парикмахера. Замечательного человека, парикмахера Арнольда из местечка. Прелестная комедия, прелестные люди, ностальгическая история, связанная с нашими дедушками, бабушками и с сегодняшними евреями, которые по-прежнему живут в маленьких городках. Забавная история, драматичная и трагичная.
-- Я знаю, вы никогда не сбриваете усы. Наверное, чтобы вам не сказали фразу из незабвенного гайдаевского фильма: «Дурик, зачем усы сбрил?»
-- Нет, усы у меня по другому поводу. Это было связано со спектаклем Театра на Малой Бронной «Весельчаки», где мы со Львом Дуровым играли двух стариков, бывших артистов. Замечательный спектакль по пьесе американского драматурга Нила Саймона. Именно тогда я отпустил усы и с тех пор не сбриваю.
-- Если потребуется, пойдете на такую жертву?
-- Была одна роль, которая требовала этого, но мы с режиссером договорились, и я их не сбрил. Я чрезвычайно рад, потому что очень к усам привык.
-- То есть вы оказались в одной компании с Фиделем Кастро, который из прин-ципиальных соображений тоже не сбривает бороду?
-- Не надо! Я не в одной компании с Фиделем Кастро!
-- Я был бы глубоко не прав, если бы не спросил о тех знаменитых фильмах, которые принесли вам, Леонид, всенародную славу. Это картины «Бриллиантовая рука» и, естественно, телесериал «Следствие ведут знатоки». Думаю, что и сейчас, вернись вы в Россию, в вас безошибочно признали бы майора Томина…
-- Наш сериал «Знатоки», как мне сказали на российском телевидении, занимает согласно рейтингу шестое место, невзирая на все новые сериалы, так что не дают забывать о нас и обо мне, в частности. Приятно, что даже молодежь интересуется, будет ли у «Знатоков» продолжение.
-- А сколько лет снимался тот сериал?
-- 21 год.
-- Феноменально! Это значит, что уже два-три поколения выросли на этом сериале. Продолжаете ли вы общаться с вашими коллегами по съемкам?
-- Да, конечно. Когда бываю в Москве, мы общаемся. А что касается известности, то не скрою от вас, уже по приезде из Израиля в Россию выручал нескольких человек. Так что с милицией у меня связи нормальные. Майора Томина помнят и уважают.
-- Замечательно. Сегодня появились новые кумиры, ваши наследники из телесериала «Менты»…
-- В августе прошлого года я приезжал в Юрмалу, на фестиваль «Балтийская жемчужина». Там встретился с замечательными ребятами из «Ментов», четырьмя прекрасными актерами. Мы подружились. Теперь они должны приехать в Израиль. На меня они смотрели как на икону.
-- Гениальная идея: сделать продолжение, совместить «ментов» и «знатоков» и посадить вас начальником. А то их начальник такой хмурый, сердитый дядька. Кузнецов очень хорошо играет, я люблю этого актера. Но неплохо бы и над ним тоже начальника поставить. Генерал Томин – хорошо звучит…
-- Ход найти можно. Такая идея бродит. Главное – сохранить силы. Если найдутся деньги, то идея воплотится.
-- Еще один неизбежный вопрос: ваш отъезд из России. С чем он связан, как все произошло, что вас на это толкнуло?
-- Когда меня сразу по приезде спрашивали, как проходит моя абсорбция, я краснел. Я не понимал, что значит это слово – абсорбция. Я же не химический препарат. Я приехал жить и работать. Я не убегал, не рвал корней. 1991 год. Возникла идея нового театра. Если вы помните, тогда в Москве театры опустели. И тут у замечательного режиссера Жени Арье возникла идея создать русскоязычный театр в Израиле. Он предложил мне присоединиться. Мне уже было 50 лет, было сложно решиться, меня не понимали. Говорили: «Ты что, с ума сошел»? Но мне было интересно на новом этапе вернуться в 63-й год, когда мы создавали «Ленком». Так же рождался театр «Гешер». И мы не ошиблись. Театр оправдал себя. Театр «Гешер» существует успешно, с замечательной труппой, с замечательным режиссером.
-- Вы восторженно говорите о своем театре, об актерах. А ваши взаимоотношения с режиссером – они столь же плавные и гармоничные?
-- У нас замечательный режиссер Женя Арье, который приехал в Израиль и бросился в работу, как в прорубь, не зная языка. То, что он прекрасный режиссер, подтверждается каждой новой работой. Каждый его спектакль – мощное событие на театральном горизонте. Ну, а те отзывы, которые он заслужил в Европе и в Америке, – от гениального до уникального, даже не буду повторять. Отношения у нас самые серьезные, какие бывают у актера с режиссером, которые понимают друг друга, у которых один художественно-творческий язык. Мы ценим друг друга и очень нежны друг к другу. Я счастлив, что работаю в театре, где мне уютно, комфортно, иногда нервно, где я себя чувствую так, как будто работаю в хорошей молодежной студии.
-- Я хочу перевести разговор в приватную сферу. Где вы живете и чем занимается ваша семья, ваши близкие?
-- Живу в Тель-Авиве. Жена – Аня Березина, дочь – Наташа Каневская. Наташа – будущий художник, она сейчас заканчивает университет. Слава Богу, не пошла в артистки. И жена тоже не артистка, она – филолог.
-- Вы живете в квартире или в доме?
-- Я живу в квартире, которую снимаю.
-- Что-нибудь делаете по дому?
-- Обожаю цветы. Это хобби появилось у меня в Израиле. У меня большой балкон, где я выращиваю цветы, у меня их полный дом.
-- Поразительное занятие для майора Томина – выращивание цветов!
-- Да, но для майора Томина, который теперь уже может заняться частным сыском, открыть свою контору.
-- Ну, а если родина прикажет, то цветы в сторону, фуражку на голову?
-- Фуражка есть.
-- Вы привезли всю форму с собой?
-- Конечно. Это все подарки. И от московской милиции, и от милиции всего Советского Союза. Фуражка, погоны, всякие забавные предметы. Так что я не порываю своей связи с майором Томиным, отношусь к нему с большой симпатией. Кстати, продолжаю работать в кино в Израиле. Снялся в пяти картинах на иврите. Полгода назад меня пригласили на пробы и утвердили на интересную роль. Молодой израильтянин приехал сюда из Грузии. Он написал сценарий о своей жизни вроде феллиниевского «Амаркорда». Я играю такого пожилого хулигана из России. Там все – грузины, выходцы из России, которые много лет назад приехали в Израиль. Я прихожу на общую репетицию, где собрались и израильские актеры. Выясняется, что всю роль мне предстоит играть на грузинском языке, а роль довольно большая. Вы же говорите по-русски? Вот и у нас, объясняют мне, все пожилые люди говорят на родном языке. Короче, иврита мне оказалось мало, и я должен был учить грузинский язык.
-- Леонид, а климат Святой Земли вас устраивает? Привыкли?
-- Я всю жизнь говорил, что человек должен жить в теплом климате. Потому что в холоде человек напрягается, мрачнеет лицо, сужаются сосуды. А в теплом климате человек расслабляется, у него появляются другие эмоции. Но, конечно, здесь бывает жарковато.
приложение для киносвиданий Выбери фильм и получай приглашения на свидания в кино
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.
Александр Каневский рассказал, почему уехал в Израиль в девяностых
В 60–70-е годы были очень популярны персонажи Штепсель и Тарапунька. Автором эстрадных интермедий для них был писатель и драматург Александр Каневский, родной брат знаменитого актера Леонида Каневского. Живя в Москве, он также писал сценарии для «Фитиля», «Кабачка «13 стульев», возглавлял московский театр «Гротеск». С 1991 года живет и работает в Израиле.
– Александр, популярность брата, наверное, доставляет вам невероятное чувство гордости за семью, за фамилию. Как вы оба сосуществуете в искусстве?
– Нас надо внести в Книгу рекордов Гиннесса: мы ни разу в жизни с ним не поссорились! Он первым из нас уехал в Москву, поступил в Щукинское училище. А после его окончания остался жить и работать в столице. По распределению попал в Ленком. В первые годы его самостоятельной взрослой жизни у нас в семье очень жалели брата, посылали разные вкусности: мол, бедненький, младшенький, живет один. И он, хитрец, часто это использовал… Как-то звонит мне с требованием: «Напиши монолог к Дню женщин. Меня пригласили выступить в праздничном концерте». Я всегда был занят, поэтому отмахивался: «Возьми из моего сборника». Он звонил маме и жаловался, что я ему отказал. Мама тут же приезжала ко мне: «Не обижай братика! Немедленно напиши!» Возмущенный, я звонил ему: «Ты почему маме жалуешься? Она же нервничает!» А он спокойно отвечал: «А ты напиши, не волнуй маму». Приходилось писать.
фото из личного архива семьи Каневских
«Испытание славой брат выдержал с честью»
– В начале семидесятых на телеэкраны вышел телесериал «Следствие ведут знатоки», в нем Лёня сыграл одну из главных ролей – майора Томина, который очень полюбился зрителям. Популярность этого сериала стремительно росла от серии к серии, и еще более стремительно росла известность моего брата. С ним невозможно было идти по улице, заходить в рестораны, садиться в поезд – начиналась массовая манифестация. На Петровку, 38 приходили письма, адресованные майору Томину, с просьбой приехать и покончить с безобразиями в их городе. Конечно, я горжусь своим младшим братом, но поначалу у меня закрадывались опасения, что такая сумасшедшая популярность может изменить его характер. Однако он с честью выдержал это тяжелейшее испытание медными трубами, которое некоторые мои коллеги, увы, не прошли, – остался все тем же приветливым, контактным и отзывчивым человеком.
– А потом и вы переехали из Киева в Москву. Чем занимались?
– В Москве меня тепло встретили и поддержали друзья: Гриша Горин, Аркадий Хайт, Эдуард Успенский, Аркадий Арканов, Леонид Якубович… Ну и конечно, мой младший братик Лёня. Они помогали мне внедриться в московскую жизнь, делились своими деловыми связями в издательствах, на радио и телевидении. Я закрутился в московском водовороте, продолжал сотрудничать с «Фитилем», киностудией «Союзмультфильм», писал миниатюры для передачи «Кабачок «13 стульев», выступал на радио и телевидении…
И тут началась перестройка. Замаячила новая жизнь. Возникли частные предприятия, кооперативные рестораны, магазины… Конечно, мой авантюризм не мог остаться в стороне от этого парада инициатив, и я решил открыть свой собственный театр. Вместе с Эдиком Успенским мы пошли на прием к Юрию Лужкову (он был тогда заместителем мэра) и стали просить помещение для театра, он поверил в нас и помог получить прекрасное здание на Таганке. Театр назвали «Гротеск». Меня выбрали художественным руководителем. В состав учредителей вошли брат Леонид, Эдуард Успенский, Леонид Якубович, композитор Григорий Гладков и певец Павел Дементьев. Кстати, для Лёни Якубовича наш театр послужил трамплином в шоубизнес: он стал вести гала-концерты, конкурсы, фестивали, после чего был признан талантливым профессиональным шоуменом, и началась его успешная карьера на телевидении. Наш театр стремительно набирал обороты, приобретая все больше и больше поклонников, потому что мы там много напридумывали: стены фойе были увешаны смешными рисунками самых известных художников-карикатуристов; вместо звонков, зазывающих зрителей в зал, звучали «смехи» – первый смех, второй смех, третий… В туалетах висели объявления: «Пожалуйста, не бросайте окурки в наши писсуары – мы же не писаем в ваши пепельницы…» и многое-многое другое.
«Уехали в Израиль без багажа»
– А почему вы решили все здесь бросить и уехать?
– Прежде чем уехать в Израиль, я побывал в Америке, меня пригласили выступить в Нью-Йорке на радиостанции «Свобода» и рассказать о своей повести «Теза с нашего двора». Там же я познакомился с Сергеем Довлатовым, который очень тепло отозвался об этой книге. Потом он и несколько сотрудников радиостанции предложили мне остаться в Нью-Йорке, работать у них в редакции, вести отдел юмора. Я был тронут, благодарил, но остаться отказался.
– Но тем не менее поехали покорять Израиль…
– Почему? Первое и самое главное – я перестал видеть будущее, а для меня это катастрофа, я не могу жить без завтра. Плюс – беспросветный парад непрофессионализма, который стал особо виден, когда предприятия начали выходить на самоокупаемость. Второе – это разгул общества «Память», которое выталкивало из страны ученых, писателей, инженеров – талант и интеллект покидал страну, а она их даже не пыталась удержать. Никто из правительства не выступил с призывом: мол, ребята, не обращайте внимания на антисемитов, не уезжайте. И тогда я решил: раз мы не нужны – едем! Я еще не знал, куда, я уезжал отсюда.
«Хочу, чтобы русский юмор процветал на Земле обетованной»
– В Израиле вы продолжили заниматься творчеством?
– Над какими книгами работает сейчас писатель Каневский?
– Самым плодотворным у меня был прошлый год – вышло в свет четыре книги: сборник рассказов и повестей «Человек с того смеха», сборник пьес «Два шага до аншлага», трагикомический детектив «Елена прекрасная». И еще я выпустил сборник коротких рассказов, фельетонов и афоризмов «Веселый винегрет» – он маленький по формату, помещается в дамской сумочке, его можно читать в трамвае, автобусе, электричке.
А в этом году я подготовил к печати сборник сценариев: от сюжетов киножурнала «Фитиль» и сатирических мультфильмов до четырехсерийного телесериала, плюс несколько развернутых синопсисов эксцентрических кинокомедий. Придумано уже веселое название и смешная «хулиганская» обложка, но не хочу озвучивать их заранее. Я суеверен!
Леонид Каневский: Томин мне не надоел
После первого же телефонного разговора с Леонидом Каневским осталось впечатление, что я знаю его сто лет.
А он знает не только меня, но и моих папу с мамой и бабушку с дедушкой. Как это он умудряется моментально настраивать струны отношений? Знаменитому майору Томину из сериала «Следствие ведут знатоки», контрабандисту из фильма «Бриллиантовая рука», ведущему программы НТВ «Следствие вели…» на днях исполнилось 70 лет.
– Вы, как я понимаю, не из тех юбиляров, что на свой день рождения уезжают подальше от длинных речей и горячих объятий?
– Нет, я к этому отношусь по-другому, для меня это причина лишний раз собрать друзей, пообщаться, сказать ласковые и нежные слова друг другу. Это же все люди, с которыми связана жизнь, но часто видеться с ними нет возможности. А тут выпал хороший повод.
– В России 70 лет принято почему-то считать старостью. Что вы думаете о своем возрасте?
– Как раз думать об этом и не хочется… Моя жена говорит, что это ошибка паспортистки. Если не зацикливаться на возрасте, если ты его не чувствуешь, то зачем о нем вспоминать?
– И все же: что вы знаете в свои семьдесят, чего не знали в двадцать или тридцать?
– Наверное, многого по-прежнему не знаю. Но в определенных вещах помудрел. Например, по степени включения в разные конфликтные ситуации. Когда-то я даже не думал, смогу убедить человека или не смогу, все равно врубался во всякие споры. С годами стал понимать, что делать этого не стоит. Не поддается человек убеждению – отступаю. То же самое с родителями. Я горячился, злился, если мне не удавалось их переубедить. Теперь понимаю, что в 60–70 лет – говорю о себе сейчас как о постороннем – уже никого не переделать. Очень сожалею, что не сразу научился принимать родителей такими, какие они есть.
– С вашей дочерью Наташей вы находите общий язык?
– Всегда! С небольшими исключениями. Наверное, потому что мы оба Тельцы.
– Леонид Семенович, сейчас буду про майора Томина спрашивать и боюсь, что вы скажете, как надоел этот Томин, ну сколько можно.
– Томин мне не надоел, я к нему отношусь с большой симпатией, но говорить много действительно не хочется – уже все сказано. То, что сериал «Следствие ведут знатоки» до сих пор вспоминают в каждом интервью со мной, лишнее подтверждение: все мы – авторы сценария, режиссер, актеры – попали в точку. Мы вошли в дома, стали частью семьи. Не было города в Советском Союзе, где бы я и Гера Мартынюк (в сериале майор Знаменский. – Авт.) не общались с личным составом милиции. И все прекрасно знали, что я люблю париться, а Мартынюк обожает пельмени, поэтому к нашему приезду и то, и другое всегда было готово.
– Это иллюзия, что если герои в картине дружат, то они и в реальной жизни не разлей вода?
– Мы с Герой не только вместе снимались, но еще и трудились в одном театре – на Малой Бронной, отношения у нас были и остаются очень теплыми, он и на юбилей ко мне приходил. Эллочка Леждей (играла в сериале эксперта-криминалиста Зинаиду Кибрит. – Авт.) работала в другом театре, поэтому с ней виделись реже. Но относились нежно. Под конец жизни она сильно болела, к сожалению.
– С вашей супругой Анной Ефимовной вы вместе уже больше тридцати лет. Какая она: с юмором, как ее отец Ефим Березин, знаменитый Штепсель, или, наоборот, очень серьезная, как вроде бы положено быть переводчику?
– Она и с юмором, и серьезная. А еще добрая, отзывчивая, мудрая и надежная. Поэтому и рвусь всегда домой. В фильме «Бриллиантовая рука» я несу тарабарщину якобы на иностранном языке, которую придумал сам, чтобы продлить свое существование на экране. Автор сценария Яков Костюковский даже сказал потом, что готов за эту выдумку признать меня соавтором. Я это к тому, что там в одной фразе звучит, если вы не знаете, фамилия моей жены – «березина команит». Так что увековечил не только себя, но и ее.
– Вам непросто было выкроить время для интервью. Значит, вы по-прежнему востребованы?
– Скоро на одном из российских каналов покажут сериал, где я играю старого, матёрого сыскаря. Начал сниматься в двух сериалах в Израиле. Вместе с Кларой Новиковой и Эммануилом Виторганом много гастролируем со спектаклем «Поздняя любовь». Там очень хорошие костюмы, декорации (их, кстати, делала моя дочь Наташа, по профессии театральный художник), люди ходят на этот спектакль с удовольствием. Объездили с ним Сибирь, были на Украине, в Белоруссии, Германии, теперь собираемся на Дальний Восток. И продолжаю играть в тель-авивском театре «Гешер». Он очень популярен у театралов, попасть к нам трудно.
– Каково это – жить на две страны, как вы? Когда вы в России, то скучаете по Израилю, когда в Израиле – скучаете по России?
– У нас своя квартира в Москве, и уже 18 лет мы снимаем квартиру в Тель-Авиве. И там, и там я дома. А дом – это где семья, где спокойно, комфортно и безопасно. За это время наша с женой компания друзей стала еще больше: мы перезнакомили между собой старых московских и новых тель-авивских приятелей, теперь они дружат не только с нами, но и между собой, ездят друг к другу. Мне это очень приятно, так как дружба занимает почетное место в моей жизни.
Телеведущий Каневский объяснил бегство из России
Писатель и драматург Александр Каневский с 1991 года живет и работает в Израиле. Автор многих сценариев "Фитиля" и "Кабачка "13 стульев", один из ведущих "Вокруг смеха" откровенно рассказал почему эмигрировал.
По словам Александра, он перестал видеть будущее в своей стране, и это было равносильно катастрофе, драматург не может "жить без завтра". "Плюс – беспросветный парад непрофессионализма, который стал особо виден, когда предприятия начали выходить на самоокупаемость", – отметил Каневский.
Также еще одним основанием для отъезда стал разгул Национально-патриотического фронта "Память" – русская ультраправая антисемитская организация, которая, по словам Александра Семеновича, выживала из страны ученых, писателей, инженеров. Талантливые люди покидали страну, а правительство не старалось их удержать. "И тогда я решил: раз мы не нужны – едем! Я еще не знал, куда, я уезжал отсюда", - рассказал писатель.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Каневский объяснил бегство из России
По словам Александра, он перестал видеть будущее в своей стране, и это было равносильно катастрофе, ведь драматург не может "жить без завтра". "Плюс беспросветный парад непрофессионализма, который стал особо виден, когда предприятия начали выходить на самоокупаемость", – отметил Каневский.
ПО ТЕМЕ
Яковлева сбежала после жутких писем из тюрьмы
Бывшая жена Вороненкова рассказала об оргиях
Еще одним основанием для отъезда стал разгул Национально-патриотического фронта "Память" – русская ультраправая антисемитская организация, по словам Александра Семеновича, выживала из страны ученых, писателей, инженеров. Талантливые люди покидали страну, а правительство не старалось их удержать. "И тогда я решил: раз мы не нужны – едем! Я еще не знал, куда уезжал отсюда", - рассказал писатель.
Израиль встретил чету хорошо. Какое-то время писатель занимался организацией фестиваля смеха "Балаган". При поддержке мэра Тель-Авива Александр Семенович открыл центр смеха, в котором организовал детский музыкальный театр. Издавал юмористические журналы для взрослых и детей и сатирическую газету. Далее драматург создал театр комедии "Какаду". А в 2003-м Каневский вернулся к писательскому труду, сообщает Sobesednik.
Читайте также: