Когда гайдн побывал в париже
Биография
Юность
Пение в хоре было для Гайдна хорошей, но единственной школой. По мере развития его способностей ему стали поручать трудные сольные партии. Вместе с хором Гайдн часто выступал на городских празднествах, свадьбах, похоронах, принимал участие в придворных торжествах. Одним из таких событий было отпевание Антонио Вивальди в 1741 году.
В 1749 году у Йозефа стал ломаться голос, и его выгнали из хора. Последующий десятилетний период был для него весьма трудным. Йозеф брался за разную работу, в том числе был слугой итальянского композитора Никола Порпоры, у которого он также брал уроки композиции. Гайдн старался восполнять пробелы в своём музыкальном образовании, усердно занимаясь изучением творений Эммануила Баха и теорией композиции. Написанные им в это время сонаты для клавесина были изданы и обратили на себя внимание. Первыми крупными его сочинениями были две мессы brevis, F-dur и G-dur, написанные Гайдном в 1749 году ещё до ухода его из капеллы собора св. Стефана; опера «Хромой бес» (не сохранилась); около десятка квартетов (1755), первая симфония (1759).
В 1759 году композитор получил должность капельмейстера при дворе графа Карла фон Морцина, где под началом Гайдна оказался небольшой оркестр, для которого композитор сочинил свои первые симфонии. Однако вскоре фон Морцин начал испытывать финансовые трудности и прекратил деятельность своего музыкального проекта.
В 1760 году Гайдн женился на Марии-Анне Келлер. Детей у них не было, о чём композитор весьма сожалел. Жена очень прохладно относилась к его профессиональной деятельности, использовала его партитуры на папильотки и подставки для паштета. [3]
Служба у Эстергази
За почти тридцатилетнюю карьеру при дворе Эстергази композитор сочинил большое количество произведений, его известность растёт. В 1781 году во время пребывания в Вене Гайдн познакомился и подружился с Моцартом. Он давал уроки музыки Сигизмунду фон Нейкому, который в дальнейшем стал его близким другом.
11 февраля 1785 года Гайдн был посвящён в масонскую ложу «К Истинной Гармонии» («Zur wahren Eintracht»). Моцарт не смог присутствовать на посвящении, так как был на концерте своего отца Леопольда.
Снова свободный музыкант
Проезжая через Бонн в 1792 году, он познакомился с молодым Бетховеном и взял его в ученики.
Затем Гайдн поселился в Вене, где и написал свои две знаменитые оратории: «Сотворение мира» (1798) и «Времена года».(1801)
Творческое наследие композитора включает 104 симфонии, 83 квартета, 52 фортепианные сонаты, оратории («Сотворение мира» и «Времена года»), 14 месс, 26 опер [4] .
Йозеф Гайдн
Йозеф Гайдн – известный австрийский композитор, написавший огромное количество произведений: свыше 100 симфоний, более 80 струнных квартетов, 52 сонаты для клавира, около 30 опер и др.
Франц Йозеф Гайдн
Гайдна очень часто называют «отцом» симфонии и квартета. До него было создано немало подобных произведений, но только в его творчестве эти жанры стали классическими. Так, симфонии окончательно оформились в четырехчастный цикл с определенной последовательностью частей, каждая из которых имеет свой характер и строение. Первая часть этих произведений идет в быстром темпе и звучит, как правило, энергично и взволнованно. Вторая часть – медленная. Третья -менуэт, отличающаяся оживленным, танцевальным характером. В четвертой, финальной, части музыка вновь исполняется в быстром темпе и передает ликующе-праздничное настроение.
Состав оркестра также установился в творчестве Гайдна. Его основу составляют четыре группы инструментов. В струнную, ведущую группу входят скрипки, альты, виолончели и контрабасы. Деревянная группа представлена флейтами, гобоями, кларнетами и фаготами. Группа медных инструментов включает в себя валторны и трубы. Из ударных Гайдн использовал в оркестре только литавры.
Итак, великий композитор появился на свет в 1732 году в деревне Рорау, расположенной неподалеку от столицы Австрии, Вены. Отец Йозефа, будучи простым ремесленником, тем не менее обладал небольшими музыкальными способностями, и потому в его доме часто собирались любители музыки, чтобы попеть, потанцевать и послушать пение гостеприимного хозяина, аккомпанировавшего себе на арфе.
Музыкальность главы семейства передалась по наследству его детям. Маленький Йозеф своим прекрасным слухом, памятью, чувством ритма уже в пять лет привлек к себе внимание профессиональных музыкантов. Когда мальчик стал постарше, его определили сначала в церковный хор небольшого городка Хайнбурга, а затем в хоровую капеллу при кафедральном соборе Святого Стефана в Вене. Способности Йозефа при постоянной практике быстро развивались, и вскоре ему стали поручать трудные сольные партии. Свободное время Гайдн посвящал игре на скрипке и клавикорде и достиг на этом поприще значительных успехов. Однако его попытки сочинять музыку не находили поддержки со стороны руководителей церковного хора: они не желали дать талантливому мальчику хотя бы несколько уроков, которые помогли бы ему.
Когда у Йозефа стал ломаться голос и он не смог больше петь в хоре, его бесцеремонно уволили. Это событие ознаменовало начало самостоятельной жизни юноши, полной невзгод и лишений, непрерывного и упорного труда. Чтобы не умереть с голоду, юноша брался за любую работу музыканта: давал за гроши уроки музыки, играл на скрипке на праздничных вечерах, а иногда и на дорогах.
В это время он сочинил на заказ несколько своих первых крупных произведений, в том числе музыкальную комедию под названием «Новый хромой бес», квартеты (произведения для двух скрипок, альта и виолончели), симфонии. Однако все заработки были лишь от случая к случаю, а чтобы стать профессиональным композитором, Гайдну предстояло еще долго учиться.
Не имея средств заплатить известному итальянскому педагогу, композитору и певцу Никколо Порпора, Гайдн поступил к нему аккомпаниатором, вместе с тем исполняя обязанности и лакея. За это Никколо Порпора давал молодому человеку ценные советы по композиции. А тот на своем старинном разбитом клавикорде прилежно изучал произведения прославленных композиторов.
Забегая вперед, скажем, что судьба была благосклонна к Гайдну и в дальнейшем в полной мере вознаградила его за все пережитые трудности. Так, в 1761 году молодого, но уже довольно известного в Вене композитора пригласил принять руководство капеллой богатый венгерский князь Эстерхази. В результате Гайдн провел 30 лет в должности капельмейстера (дирижера) в небольшом венгерском городке Эйзенштадте, а в летнее время – в загородном дворце в Эстерхазе.
В обязанности капельмейстера входило управление оркестром и певцами. Гайдн должен был также по заказу князя сочинять симфонии, оперы, квартеты и другие произведения. Причем нередко капризный Эстерхази приказывал написать новое сочинение уже к следующему дню. Впрочем, талант и необычайное трудолюбие позволяли Гайдну с честью выходить из подобных ситуаций. Одна за другой появлялись оперы, а также симфонии, среди которых – «Медведь», «Детская» и «Школьный учитель».
Пребывая на посту капельмейстера, композитор мог прослушивать в живом исполнении создаваемые им произведения. Это давало ему возможность исправлять все то, что недостаточно хорошо звучало, и запоминать, что получалось особенно удачным.
Мастерство Гайдна со временем достигло совершенства. Его музыка неизменно приводила в восторг многочисленных слушателей. Имя композитора стало широко известно и за пределами его родины – в Англии, Франции, России. Но поехать куда-нибудь за пределы княжеского поместья, напечатать свои произведения или просто подарить их Гайдн не имел права без согласия на то князя, а последний не собирался делиться своим талантливым капельмейстером с кем-либо еще. Он привык, чтобы Гайдн вместе с другими слугами в любое время ожидал в передней его распоряжений.
Как быстро пролетало для композитора то время, когда ему все же удавалось побывать в Вене и повидать знакомых и друзей. В числе последних был и Вольфганг Амадей Моцарт, с которым Гайдн не только беседовал, но и исполнял различные произведения. Но такие встречи проходили крайне редко, в основном Гайдн вынужден был пребывать в настоящем заточении в княжеском дворце.
Существует легенда, что однажды музыканты оставались из-за прихоти князя в летнем дворце до поздней осени. Наступили холода, а с ними и болезни. Болотистая местность, окружавшая Эстерхазу, постоянно вызывала заболевания малярией. Измученные недугами музыканты страдали и от разлуки со своими семьями, т. к. в летнее время видеться с родными им было запрещено, а зависимое положение не позволяло уйти со службы. Однако князь делал вид, будто ничего этого не замечает. И тогда Гайдн сделал своему нечуткому хозяину своеобразный намек. Он написал симфонию, которая впоследствии получила название «Прощальной». Во время исполнения данного произведения музыканты один за другим покидали оркестр и гасили свечи у своих пюпитров. В конце концов остались двое скрипачей (в том числе и сам Гайдн), которые, закончив играть, тоже погасили свечи и ушли со сцены. После этого князь «милостиво» отдал распоряжение собираться в город.
В 1791 году, когда Гайдну было уже около 60 лет, князь Эстерхази умер. Его наследник, не питавший особой любви к музыке, распустил капеллу. Однако он испытывал своеобразную гордость за то, что Гайдн, ставший к тому времени известным композитором, числился его капельмейстером. Подобные чувства побудили молодого Эстерхази назначить Гайдну пенсию, достаточную для того, чтобы тот мог безбедно жить, не поступая на новую службу. Таким образом, композитор наконец-то получил долгожданную свободу и независимость.
Отрывок из первой части Симфонии ми-бемоль мажор Й. Гайдна
Спустя некоторое время Гайдн отправляется с концертами в Англию. Здесь его ожидает триумфальный успех: он получает заслуженное признание и у профессиональных музыкантов. Университет в городе Оксфорде избирает его своим почетным членом.
Во время обратного путешествия в Австрию композитор познакомился с юным Бетховеном, которому он в дальнейшем дал несколько уроков композиции.
Всего же Гайдн побывал в Англии дважды. За эти годы он написал свои знаменитые 12 «Лондонских симфоний». Талант его достиг наивысшего расцвета. Глубже и выразительнее стали его произведения, богаче и разнообразнее краски оркестра.
Несмотря на огромную занятость, Гайдн успевал слушать много новой для себя музыки. Особенно сильное впечатление произвели на него оратории немецкого композитора Генделя, его современника. Именно под влиянием его сочинений Гайдн, вернувшись в Вену, написал две оратории: «Сотворение мира» и «Времена года». После этого он уже почти ничего не создал, т. к. силы его иссякли.
Последние годы своей жизни композитор провел в маленьком домике на окраине Вены. Здесь он умер в 1809 году и был похоронен в столице Австрии. В дальнейшем его останки перенесли в Эйзенштадт, где он провел столько лет своей жизни.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Йозеф Гайдн (1732–1809)
Йозеф Гайдн (1732–1809) Гайдна справедливо считают отцом симфонии и квартета, великим основателем классической инструментальной музыки, родоначальником современного оркестра.Франц Йозеф Гайдн родился 31 марта 1732 года в Нижней Австрии, в небольшом местечке Рорау,
Йозеф Гайдн
Йозеф Гайдн Йозеф Гайдн – известный австрийский композитор, написавший огромное количество произведений: свыше 100 симфоний, более 80 струнных квартетов, 52 сонаты для клавира, около 30 опер и др. Франц Йозеф ГайднГайдна очень часто называют «отцом» симфонии и квартета. До
Гайдн Франц Иозеф
Гайдн Франц Иозеф Гайдн (Haydn) Франц Иозеф [вероятно, 31.3 (крещен 1.4). 1732, дер. Popay, Нижняя Австрия, — 31.5.1809, Вена], австрийский композитор. Один из представителей венской классической школы . Сын каретного мастера. В 1740—49 Г. пел в хоре собора св. Стефана в Вене, где обучался также
Клаус Йозеф
Клаус Йозеф Клаус (Klaus) Йозеф (р. 15.8.1910, Маутен, Каринтия), австрийский государственный деятель. В 1934 окончил юридический факультет Венского университета. В 1939—45 в немецко-фашистской армии. В 1949—61 глава местного правительства провинции Зальцбург. В 1952 стал председателем
Шахт Йозеф
Шахт Йозеф Шахт (Schacht) Йозеф (15.3.1902, Ратибор, — 1.8.1969, Нью-Джерси), исламовед, исследователь мусульманского права. Один из основателей и редактор журнала «Studia Islamica» и 2-го издания «Энциклопедии ислама». По происхождению немец. Покинув в 1934 фашистскую Германию, Ш. переехал в
Рот Йозеф
Рот Йозеф Рот (Roth) Йозеф (2.9.1894, Броды, ныне УССР, — 27.5.1939, Париж), австрийский писатель. Изучал в Вене германистику и философию. В 1916—18 участник 1-й мировой войны 1914—18, затем занимался журналистикой, выступал против фашизма с позиций буржуазного гуманизма. В 1933 эмигрировал во
МОР, Йозеф
МОР, Йозеф (Mohr, Josef, 1792–1848), австрийский католический священник и органист 806 Тихая ночь, святая ночь. // Stille Nacht, heilige Nacht. Назв. и строка рождественской песни, слова Мора (1816), муз. Франца Грубера
ПИЛСУДСКИЙ, Йозеф
ПИЛСУДСКИЙ, Йозеф (Pilsudski, Josef, 1867–1935),в 1919–1922 гг. глава («Начальник») Польского государства, в 1926 г. осуществил авторитарный государственный переворот51аЯ вышел из красного трамвая на остановке «Независимость».Так будто бы сказал Пилсудский польским
Содержание
Список сочинений
Камерная музыка
- 12 сонат для скрипки и фортепиано (в том числе соната ми минор, соната Ре мажор)
- 83 струнных квартета для двух скрипок, альта и виолончели
- 7 дуэтов для скрипки и альта
- 40 трио для фортепиано, скрипки (или флейты) и виолончели
- 21 трио для 2 скрипок и виолончели
- 126 трио для баритона, альта (скрипки) и виолончели
- 11 трио для смешанных духовых и струнных инструментов
Концерты
35 концертов для одного или нескольких инструментов с оркестром, в том числе:
- четыре концерта для скрипки с оркестром
- два концерта для виолончели с оркестром
- два концерта для валторны с оркестром
- 11 концертов для фортепиано с оркестром
- 6 органных концертов
- 5 концертов для двухколёсных лир
- 4 концерта для баритона с оркестром
- концерт для контрабаса с оркестром
- концерт для флейты с оркестром
- концерт для трубы с оркестром
- 13 дивертисментов с клавиром
Вокальные произведения
Всего 24 оперы, в том числе:
14 ораторий, в том числе:
- «Сотворение мира»
- «Времена года»
- «Семь слов Спасителя на кресте»
- «Возвращение Товия»
- Аллегорическая кантата-оратория «Рукоплескания»
- ораториальный гимн Stabat Mater
Симфоническая музыка
Всего 104 симфонии, в том числе:
Произведения для фортепиано
- Фантазии, вариации
- 52 сонаты для фортепиано
Йозеф Гайдн
Этот композитор творил с надеждой на то, что его произведения помогут людям стать хотя бы немного счастливее и послужат им источником бодрости и вдохновения. С такими мыслями он приступал к своему любимому занятию. Йозеф Гайдн стал «отцом» симфонии, первооткрывателем других музыкальных жанров, он впервые написал на немецком языке светские оратории, а его мессы стали вершиной венской классической школы.
Сын каретного мастера
Йозеф Гайдн был удостоен многих почетных званий, стал членом музыкальных академий и обществ, а пришедшая к нему слава была заслуженной. Никто и предположить не мог, что сын каретного мастера из Австрии добьется таких почестей. Родился Йозеф Гайдн 31 марта 1732 года в небольшой австрийской деревне Рорау. Его отец не имел никакого музыкального образования, но самостоятельно освоил игру на арфе, неравнодушной к музыке была и мать будущего композитора. С раннего детства родители обнаружили у Йозефа хорошие вокальные данные и слух. Уже в пятилетнем возрасте он звонко подпевал отцу, а потом научился играть на скрипке и клавире и пришел в церковный хор исполнять мессы.
Дальновидный отец отправил малолетнего Йозефа в соседний городок к родственнику Иоганну Матиасу Франку – ректору школы. Тот обучал детей не только грамматике и математике, но и давал им уроки пения и игры на скрипке. Там же Гайдн овладел струнными и духовыми инструментами и научился играть на литаврах, сохранив на всю жизнь благодарность своему учителю.
Трудолюбие, упорство и природный красивый дискант сделали юного Йозефа известным в городе. Однажды туда приехал венский композитор Георг фон Рейтер, чтобы отобрать для своей капеллы малолетних певчих. Йозеф Гайдн произвел на него впечатление и в 8 лет попал в хор крупнейшего собора Вены. Восемь лет молодой Гайдн постигал мастерство пения, тонкости композиции и даже пытался сочинять духовные произведения для нескольких голосов.
Тяжелый хлеб
Самый сложный период для Гайдна начался в 1749 году, когда ему пришлось зарабатывать на жизнь уроками, петь в разных церковных хорах, аккомпанировать певцам и играть в ансамблях. При этом молодой человек никогда не унывал и не терял тяги к постижению всего нового. Он брал уроки у композитора Николо Порпоры, а платил ему тем, что сам аккомпанировал его молодым ученикам. Гайдн штудировал книги по композиции и разбирал клавирные сонаты, до глубокой ночи усердно сочинял музыку разных жанров. А в 1951 году в одном из пригородных венских театров поставили зингшпиль Гайдна под названием «Хромой бес». В 1755 году у него появился первый струнный квартет, а через четыре года – первая симфония. Эти жанры в будущем станут важнейшими во всем творчестве композитора.
Странный союз Йозефа Гайдна
На службе у князя
Переломным в творческой жизни Йозефа Гайдна стал 1761 год, когда он подписал рабочий контракт с князем Паулем Эстергази. Долгих 30 лет композитор занимал пост придворного капельмейстера аристократического семейства. Князь с родственниками жил в Вене только зимой, а остальное время приводил в своей резиденции в городке Эйзенштадте или в поместье в Эстергази. Поэтому Йозефу пришлось на 6 лет уехать из столицы. Когда князь Пауль умер, его брат Николаус расширил капеллу до 16 человек. В родовом имении работало два театра: один предназначался для исполнения опер и драм, а второй – для кукольных представлений.
Конечно, положение Гайдна было сильно зависимым, но для того времени это считалось совершенно естественным. Композитор ценил свою теперь уже безбедную жизнь и всегда помнил о юношеских годах нужды. Иногда его охватывала хандра и желание скинуть с себя эти путы. По контракту Йозеф Гайдн был обязан сочинять те произведения, которые пожелает князь. Композитор не имел права их никому показывать, делать копии или писать для кого-то другого. Он должен был все время находиться вместе с Эстергази. Из-за этого Йозефу Гайдну так ни разу и не удалось побывать на родине классической музыки в Италии.
Но и у такой жизни была вторая сторона. Гайдн не испытывал материальных и бытовых трудностей, поэтому мог спокойно заниматься творчеством. Весь оркестр находился в его полном распоряжении, благодаря чему у композитора была прекрасная возможность для экспериментов и исполнения своих сочинений почти в любое время.
Поздняя любовь
замок-театр князя Эстергази
Четыре десятка лет Йозеф Гайдн посвятил симфонии. Он написал более сотни произведений в этом жанре. В театре князя Эстергази он поставил 90 опер. А в итальянской труппе этого театра композитор нашел и позднюю любовь. Молодая неаполитанская певица Луиджа Польцелли очаровала Гайдна. Страстно влюбленный Йозеф добился продления с ней контракта, специально для нее упрощал вокальные партии, прекрасно понимая ее возможности. Но Луиджа не принесла ему настоящего счастья – она была слишком корыстолюбива. Поэтому даже после смерти жены Гайдн благоразумно на ней не женился и даже в последнем варианте завещания уменьшил отведенную ей первоначально сумму вдвое, заметив при этом, что есть более нуждающиеся люди.
Слава и мужская дружба
В это же время жизнь великого композитора была озарена дружбой с Вольфгангом Амадеем Моцартом. Нужно отметить, что их отношения никогда не омрачались ни малейшим соперничеством или завистью. Моцарт утверждал, что именно от Йозефа он впервые узнал, как нужно создавать струнные квартеты, поэтому посвятил «папе Гайдну» несколько произведений. Сам же Йозеф считал Вольфганга Амадея величайшим из композиторов-современников.
Общеевропейский триумф
После 50-ти лет привычный уклад жизни Йозефа Гайдна резко поменялся. Он получил свободу, хотя продолжал числиться у наследников князя Эстергази придворным капельмейстером. Сама капелла была распущена потомками князя, и композитор уехал в Вену. В 1791 году его пригласили на гастроли в Англию. Условия контракта предполагали создание шести симфоний и исполнения их в Лондоне, а также написание оперы и двадцати других произведений. Гайдну предоставили в распоряжение один из лучших оркестров, в котором работало 40 музыкантов. Полтора года, проведенных в Лондоне, стали для Йозефа триумфальными. Вторые английские гастроли прошли с не меньшим успехом и оказались для него вершиной творчества. За две этих поездки в Англию композитор сочинил почти 280 произведений и стал доктором музыки Оксфордского университета – старейшего учебного заведения Англии. Король даже предложил композитору остаться в Лондоне, но тот отказался и вернулся в родную Австрию.
К тому времени на родине ему поставили первый прижизненный памятник недалеко от деревни Рорау, а в столице был организован вечер, на котором прозвучали новые симфонии Гайдна и фортепианный концерт в исполнении ученика маэстро – Бетховена. Впервые они встретились в Бонне, когда Гайдн ехал в Лондон. Поначалу занятия шли напряженно, но Вольфганг всегда относился к пожилому композитору с величайшим уважением, а затем посвятил ему фортепианные сонаты.
В последние годы Йозеф Гайдн увлекся хоровой музыкой. Этот интерес у него возник после посещения грандиозного фестиваля в честь Георга Фридриха Генделя, организованного в Вестминстерском соборе. Гайдн тогда создал несколько месс, а также оратории «Времена года» и «Сотворение мира». Исполнением последней в Венском университете было отмечено 76-летие композитора.
Музыкальный протест
В начале 1809 года состояние здоровья маэстро совсем ухудшилось, он стал почти инвалидом. Неспокойными оказались и последние дни его жизни. Вена была захвачена войсками Наполеона, недалеко от дома Гайдна упало ядро снаряда и больному композитору пришлось успокаивать слуг. После капитуляции города Наполеон отдал приказ поставить возле дома Гайдна часового, чтобы никто не тревожил умирающего. В Вене до сих пор ходит легенда, что ослабленный композитор почти каждый день играл австрийский гимн в знак протеста против французских захватчиков.
Не стало Йозефа Гайдна 31 мая того же года. Через несколько лет потомки князя Эстергази решили перезахоронить маэстро в церкви города Эйзенштадт. Когда гроб вскрыли, под сохранившимся париком не обнаружили черепа. Оказалось, что друзья Гайдна его тайно изъяли перед погребением. До 1954 года череп находился в музее венского Общества любителей музыки и только в середине XX века был соединен с останками.
ФАКТЫ
Музыканты капеллы князя Эстергази часто подолгу оставались в разлуке со своими семьями. Однажды они обратились к Гайдну, чтобы тот озвучил князю их желание повидаться с родственниками. Маэстро придумал, как это сделать. Гости пришли послушать его новую симфонию. На пюпитрах были зажжены свечи и раскрыты ноты. После первых звуков, валторнист отыграл часть своей партии, сложил инструмент, потушил свечу и ушел. Один за другим так сделали все музыканты. Гости лишь недоуменно переглядывались. Настал момент, когда затих последний звук, и погасли все огни. Князь понял оригинальный намек Гайдна и дал возможность музыкантам отдохнуть от беспрерывного служения.
Большую часть жизни Йозеф Гайдн страдал от полипов в носу. Как-то раз его друг-хирург предложил удалить их и избавить композитора от мучений. Тот поначалу согласился, зашел в операционную, увидел нескольких санитаров-здоровяков, которым предстояло держать маэстро, настолько испугался, что с криками выбежал из помещения, так и оставшись с полипами.
Память
- В честь Гайдна назван кратер на планете Меркурий.
В художественной литературе
-
«Консуэло» опубликовал жизнеописание Гайдна, Моцарта, Россини и Метастазио в письмах.
В нумизматике и филателии
-
Монета и почтовая марка
20 шиллингов 1982 года — австрийская памятная монета, посвящённая 250-летию со дня рождения Йозефа Гайдна
Йозеф Гайдн (1732–1809)
Гайдна справедливо считают отцом симфонии и квартета, великим основателем классической инструментальной музыки, родоначальником современного оркестра.
Франц Йозеф Гайдн родился 31 марта 1732 года в Нижней Австрии, в небольшом местечке Рорау, расположенном на левом берегу реки Лейты, между городками Брук и Хайнбург, вблизи венгерской границы. Предки Гайдна были потомственными австро-немецкими ремесленниками-крестьянами. Отец композитора, Матиас, занимался каретным делом. Мать — урожденная Анна Мария Коллер — служила кухаркой.
Музыкальность отца, его любовь к музыке унаследовали дети. Маленький Йозеф уже в пять лет обратил на себя внимание музыкантов. Он обладал прекрасным слухом, памятью, чувством ритма. Его звонкий серебристый голос приводил всех в восхищение.
Благодаря своим выдающимся музыкальным способностям мальчик попал сначала в церковный хор небольшого городка Гайнбурга, а затем в хоровую капеллу при кафедральном (главном) соборе Св. Стефана в Вене. Это было знаменательным событием в жизни Гайдна. Ведь иной возможности получить музыкальное образование он не имел.
Пение в хоре было для Гайдна очень хорошей, но единственной школой. Способности мальчика быстро развивались, и ему стали поручать трудные сольные партии. Церковный хор часто выступал на городских празднествах, свадьбах, похоронах. Приглашали хор и для участия в придворных торжествах. А сколько времени уходило на выступления в самой церкви, на репетиции? Все это было тяжелой нагрузкой для маленьких певчих.
Йозеф был понятливым и быстро воспринимал все новое. Он даже находил время заниматься игрой на скрипке и клавикорде и достиг значительных успехов. Только вот его попытки сочинять музыку не встречали поддержки. За девять лет пребывания в хоровой капелле он получил от ее руководителя всего два урока!
Когда у Гайдна стал ломаться голос, и он не смог больше петь в хоре, его бесцеремонно уволили. Для юноши началась самостоятельная жизнь, полная невзгод и лишений, а главное — непрерывного и упорного труда.
«Когда я, наконец, потерял свой голос, — пишет Гайдн в автобиографической заметке, — мне пришлось целых восемь лет едва перебиваться обучением юношества».
Впрочем, и уроки появились не сразу. До того пришлось пережить отчаянное время поисков заработка. Понемногу удалось найти кое-какую работу, хотя и не обеспечивавшую, но все же позволявшую не умереть с голода. Гайдн стал давать уроки пения и музыки, играл на скрипке на праздничных вечерах, а иногда и просто на больших дорогах. По заказу он сочинил несколько своих первых произведений. Но все эти заработки были случайными. Гайдн понимал: чтобы стать композитором, нужно много и упорно учиться. Он начал изучать теоретические труды, в частности книги И. Маттезона и И. Фукса.
Полезным оказалось содружество с венским комиком Иоганном Йозефом Курцем. Курц был в то время весьма популярен в Вене как талантливый актер и автор ряда фарсов.
Курц, познакомившись с Гайдном, сразу оценил его талант и предложил сочинить музыку к составленному им либретто комической оперы «Кривой бес». Гайдн написал музыку, которая, к сожалению, не дошла до нас. Мы знаем лишь, что «Кривой бес» исполнялся зимой 1751–1752 годов в театре у Каринтских ворот и имел успех/ «Гайдн получил за него 25 дукатов и считал себя очень богатым».
Смелый дебют молодого, еще мало известного композитора на театральной сцене в 1751 году сразу принес ему популярность в демократических кругах и… весьма дурные отзывы ревнителей старых музыкальных традиций. Упреки в «шутовстве», «легкомыслии» и прочих грехах были позднее перенесены различными ревнителями «возвышенного» на остальное творчество Гайдна, начиная с его симфоний и кончая его мессами.
Последним этапом творческой юности Гайдна — перед тем как он вступил на самостоятельный композиторский путь — были занятия с Никола Антонио Порпорой, итальянским композитором и капельмейстером, представителем неаполитанской школы.
Порпора просматривал композиторские опыты Гайдна и делал ему указания. Гайдн, чтобы вознаградить учителя, был аккомпаниатором на его уроках пения и даже прислуживал ему.
Под крышей, на холодном чердаке, где ютился Гайдн, на старом разбитом клавикорде он изучал произведения прославленных композиторов. А народные песни! Сколько он их переслушал, бродя днем и ночью по улицам Вены. Тут и там звучали самые различные народные напевы: австрийские, венгерские, чешские, украинские, хорватские, тирольские. Поэтому произведения Гайдна пронизаны этими чудесными мелодиями, в большинстве своем веселыми и жизнерадостными.
В жизни и творчестве Гайдна постепенно назревал перелом. Его материальное положение стало мало-помалу улучшаться, жизненные позиции крепнуть. Вместе с тем великое творческое дарование принесло свои первые значительные плоды.
Примерно в 1750 году Гайдн написал маленькую мессу (в фа мажоре), выказав в ней не только талантливое усвоение современных приемов данного жанра, но и очевидную наклонность к сочинению «веселой» церковной музыки. Более важным фактом является сочинение композитором первого струнного квартета в 1755 году.
Толчком послужило знакомство с любителем музыки, помещиком Карлом Фюрнбергом. Окрыленный вниманием и материальной поддержкой со стороны Фюрнберга, Гайдн написал сначала ряд струнных трио, а затем и первый струнный квартет, за которым вскоре последовало около двух десятков других. В 1756 году Гайдн сочинил концерт до мажор. Меценат Гайдна позаботился также об упрочении его материального положения. Он рекомендовал композитора венскому аристократу из Чехии и любителю музыки графу Йозефу Францу Морцину Зиму Морцин проводил в Вене, а летом жил в своем имении Лукавец около Плзеня. На службе у Морцина, в качестве композитора и капельмейстера, Гайдн получал даровое помещение, питание и жалованье.
Служба эта оказалась кратковременной (1759–1760 годы), но все же помогла Гайдну сделать дальнейшие шаги в композиции. В 1759 году Гайдн создает свою первую симфонию, а вслед за ней в ближайшие годы четыре других.
Как в области струнного квартета, так и в области симфонии Гайдну предстояло определить и кристаллизовать жанры новой музыкальной эпохи: сочиняя квартеты, создавая симфонии, он проявил себя смелым, решительным новатором.
Во время пребывания на службе у графа Морцина Гайдн влюбился в младшую дочь своего приятеля, венского парикмахера Иоганна Петера Келлера, Терезу и всерьез собирался соединиться с ней узами брака Однако девушка по причинам, оставшимся неизвестными, покинула родительский дом, и ее отец не нашел ничего лучшего, чем сказать: «Гайдн, Вы должны бы жениться на моей старшей дочери». Неизвестно, что побудило Гайдна ответить положительно. Так или иначе, но Гайдн согласился. Ему было 28 лет, невесте — Марии Анне Алоизии Аполлонии Келлер — 32. Брак был заключен 26 ноября 1760 года, и Гайдн стал несчастным мужем на долгие десятилетия.
Его жена вскорости проявила себя женщиной в высшей степени ограниченной, тупой и сварливой. Она абсолютно не понимала и не ценила великое дарование своего мужа. «Ей было все равно, — выразился Гайдн однажды в старости, — кто ее муж — сапожник или артист».
Мария Анна безжалостно истребила ряд нотных рукописей Гайдна, употребляя их на папильотки и подкладки под паштеты. Притом она была очень расточительной и требовательной.
Женившись, Гайдн нарушил условия службы у графа Морцина — последний принимал в свою капеллу только холостых. Впрочем, ему не пришлось долго скрывать перемену в своей личной жизни. Финансовое потрясение заставило графа Морцина отказаться от музыкальных удовольствий и распустить капеллу. Над Гайдном нависла угроза опять остаться без постоянного заработка.
Но тут он получил предложение от нового, более могущественного покровителя искусств — богатейшего и очень влиятельного венгерского магната — князя Павла Антона Эстергази. Обратив внимание на Гайдна в замке Морцина, Эстергази оценил его талант.
Недалеко от Вены, в небольшом венгерском городке Эйзенштадте, а в летнее время в загородном дворце «Эстергаз», провел Гайдн тридцать лет в должности капельмейстера (дирижера). В обязанности капельмейстера входило руководство оркестром и певцами. Гайдн должен был также по требованию князя сочинять симфонии, оперы, квартеты и другие произведения. Нередко капризный князь приказывал написать новое сочинение к следующему дню! Талант и необычайное трудолюбие выручали Гайдна и здесь. Одна за другой появлялись оперы, а также симфонии, среди которых «Медведь», «Детская», «Школьный учитель».
Руководя капеллой, композитор мог прослушивать в живом исполнении создаваемые им произведения. Это давало возможность исправлять все то, что недостаточно хорошо звучало, и запоминать — что получалось особенно удачным.
За период службы у князя Эстергази Гайдн написал большинство из своих опер, квартетов и симфоний. Всего Гайдн создал 104 симфонии.
В симфониях Гайдн не ставил перед собой задачи индивидуализировать сюжет. Программность композитора чаще всего основана на отдельных ассоциациях и изобразительных «зарисовках». Даже там, где она более цельна и последовательна — чисто эмоционально, как в «Прощальной симфонии» (1772 год), или жанрово, как в «Военной симфонии» (1794 год), — отчетливые сюжетные основы у нее все же отсутствуют.
Громадная ценность симфонических концепций Гайдна, при всей их сравнительной простоте и непритязательности — в очень органичном отражении и претворении единства духовного и физического мира человека.
Это мнение выражено, и очень поэтично, Э. Т. А. Гофманом: «В сочинениях Гайдна господствует выражение детски радостной души; его симфонии ведут нас в необозримые зеленые рощи, в веселую, пеструю толпу счастливых людей, перед нами проносятся в хоровых плясках юноши и девушки; смеющиеся дети прячутся за деревьями, за розовыми кустами, шутливо перебрасываясь цветами. Жизнь, полная любви, полная блаженств и вечной юности, как до грехопадения; ни страданий, ни скорби — одно только сладостно-элегическое стремление к любимому образу, который носится вдали, в розовом мерцании вечера, не приближаясь и не исчезая, и пока он находится там, ночь не наступает, ибо он сам — вечерняя заря, горящая над горою и над рощею».
Мастерство Гайдна с годами достигло совершенства. Его музыка неизменно вызывала восхищение многочисленных гостей Эстергази. Имя композитора стало широко известно и за пределами его родины — в Англии, Франции, России. Шесть симфоний, прозвучавших в 1786 году в Париже, получили название «Парижских». Но поехать куда-либо за пределы княжеского поместья, напечатать свои произведения или просто подарить их Гайдн не имел права без согласия князя. А князь не любил отлучек «своего» капельмейстера. Он привык, чтобы Гайдн вместе с другими слугами ожидал в определенное время его распоряжений в передней. В такие моменты композитор особенно остро чувствовал свою зависимость. «Капельмейстер я или капельдинер?» с горечью восклицал он в письмах друзьям. Однажды ему все же удалось вырваться и побывать в Вене, увидеть знакомых, друзей. Сколько радости доставляли ему встречи с любимым Моцартом! Увлекательные беседы сменялись исполнением квартетов, где Гайдн играл на скрипке, а Моцарт на альте. С особым удовольствием Моцарт исполнял квартеты, написанные Гайдном. В этом жанре великий композитор считал себя его учеником. Но такие встречи были чрезвычайно редки.
Довелось Гайдну испытать и другие радости — радости любви. 26 марта 1779 года в капеллу Эстергази были приняты супруги Польцелли. Антонио, скрипач, был уже не молод. Его жене — певице Луидже, мавританке из Неаполя, было всего девятнадцать лет от роду. Она была очень привлекательной. Луиджа жила с мужем несчастливо, также как и Гайдн. Измученный обществом своей сварливой и вздорной жены, он влюбился в Луиджу. Эта страсть продлилась, постепенно слабея и тускнея, до старости композитора. По-видимому, Луиджа отвечала Гайдну взаимностью, но все же в ее отношении проявилось больше корысти, чем искренности. Во всяком случае, она неуклонно и очень настойчиво выманивала у Гайдна деньги.
Молва даже называла (неизвестно, справедливо ли) сына Луиджи Антонио сыном Гайдна. Старший сын ее Пьетро стал любимцем композитора: Гайдн по-отечески заботился о нем, принимал деятельное участие в его обучении и воспитании.
Несмотря на зависимое положение, уйти со службы Гайдн не мог. В то время музыкант имел возможность работать только в придворных капеллах или руководить церковным хором. До Гайдна еще ни один композитор не решался на независимое существование. Не рискнул расстаться с постоянной работой и Гайдн.
В 1791 году, когда Гайдну было уже около 60 лет, умер старый князь Эстергази. Его наследник, не питавший большой любви к музыке, распустил капеллу. Но и ему было лестно, чтобы композитор, ставший известным, числился его капельмейстером. Это вынудило молодого Эстергази назначить Гайдну пенсию, достаточную для того, чтобы «его слуга» не поступал на новую службу.
Гайдн был счастлив! Наконец-то он свободен и независим! На предложение поехать с концертами в Англию он дал согласие. Совершая путешествие на корабле, Гайдн впервые увидел море. А сколько раз он мечтал о нем, стараясь представить себе безбрежную водную стихию, движение волн, красоту и изменчивость окраски воды. Когда-то в молодости Гайдн даже пытался передать в музыке картину разбушевавшегося моря.
Необычной была для Гайдна и жизнь в Англии. Концерты, в которых он дирижировал своими произведениями, проходили с триумфальным успехом. Это было первое открытое массовое признание его музыки. Университет в городе Оксфорде избрал его своим почетным членом.
Гайдн дважды посетил Англию. За эти годы композитор написал свои знаменитые двенадцать «Лондонских симфоний». «Лондонские симфонии» завершают эволюцию симфонизма Гайдна. Талант его достиг наивысшего расцвета. Глубже и выразительнее зазвучала музыка, серьезнее стало содержание, богаче и разнообразнее краски оркестра.
Несмотря на огромную занятость, Гайдн успевал слушать и новую музыку. Особенно сильное впечатление произвели на него оратории немецкого композитора Генделя, его старшего современника. Впечатление от музыки Генделя было так велико, что, возвратившись в Вену, Гайдн написал две оратории — «Сотворение мира» и «Времена года».
Сюжет «Сотворения мира» чрезвычайно прост и наивен. Две первые части оратории повествуют о возникновении мира по воле Бога. Третья и последняя часть — о райской жизни Адама и Евы до грехопадения.
Характерен ряд суждений современников и ближайших потомков о «Сотворении мира» Гайдна. Эта оратория имела при жизни композитора огромный успех и очень приумножила его славу. Тем не менее прозвучали и критические голоса. Естественно, наглядная образность музыки Гайдна шокировала философов и эстетиков, настроенных на «возвышенный» лад.
Серов восторженно написал по поводу «Сотворения мира»: «Что за гигантское создание — эта оратория! Там есть, между прочим, одна ария, изображающая сотворение птиц, — это решительно высшее торжество звукоподражательной музыки, и притом „какая энергия, какая простота, какая простодушная грация!“ — это решительно выше всякого сравнения».
Ораторию «Времена года» следует признать еще более значительным произведением Гайдна, чем «Сотворение мира». Текст оратории «Времена года», как и текст «Сотворения мира», был написан ван Свитеном. Вторая из больших ораторий Гайдна более многообразна и глубоко человечна не только по содержанию, но и по форме. Это целая философема, энциклопедия картин природы и патриархальной крестьянской морали Гайдна, славящей труд, любовь к природе, прелести деревенской жизни и чистоту наивных душ. К тому же сюжет позволил Гайдну создать очень стройную и законченную, гармоничную музыкальную концепцию целого.
Сочинение громадной партитуры «Времен года» далось дряхлеющему Гайдну нелегко, стоило ему многих волнений и бессонных ночей. Под конец его мучили головные боли и неотвязность музыкальных представлений.
Умер Гайдн в 1809 году и похоронен был в Вене. Впоследствии его останки перенесли в Эйзенштадт, где он провел так много лет своей жизни.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
26. ДЖОРДЖ ВАШИНГТОН (1732–1799)
26. ДЖОРДЖ ВАШИНГТОН (1732–1799) Джордж Вашингтон родился в 1732 году в Уэйкфилде в штате Вирджиния. Он был сыном зажиточного плантатора и в двадцать лет унаследовал большое поместье. С 1753 по 1758 год Вашингтон служил в армии и принимал активное участие в войне между французами и
Йозеф Гайдн
Йозеф Гайдн Йозеф Гайдн – известный австрийский композитор, написавший огромное количество произведений: свыше 100 симфоний, более 80 струнных квартетов, 52 сонаты для клавира, около 30 опер и др. Франц Йозеф ГайднГайдна очень часто называют «отцом» симфонии и квартета. До
Вудс Роджерс (1679—1732)
Вудс Роджерс (1679—1732) Вудс Роджерс (Woodes Rogers) – известный английский корсар, морской офицер, колониальный администратор и кругосветный мореплаватель. Во время кругосветной экспедиции прославился своими набегами на испанские суда в Тихом океане и прибрежные поселения в
Проект крепости Опочка, 1732 г.
Проект крепости Опочка, 1732 г. В проекте Опочки (это крепость у р. Великой) оборона рвов перед равелином (Фиг. 68) производится из эскарповых казематов а, прикрывающихся спереди особыми казематамизаслонами з, расположенными в устьях рвов равелина, что напоминает позднейшие
1732 г. Дюфе
1732 г. Дюфе Работы Стивена Грея успешно продолжил в 1733–1737 гг. и подтвердил француз Шарль Дюфе (1698–1739). Много внимания Дюфе уделил заряду электричеством человеческого тела и извлечению из него огромных искр — научной цели в этом не было, но публика была шокирована этими
Балтазар Пермозер (1651–1732)
Балтазар Пермозер (1651–1732) Самый яркий этап в развитии архитектуры Дрездена относится к первой половине XVIII века. Именно тогда сложились ансамбли и поныне составляющие красу и славу города. По словам хрониста Искандера, Цвингер — одно из семи чудес Дрездена, и, пожалуй,
Йозеф Гайдн
Йозеф Гайдн (1732—1809 гг.) композитор Вся прелесть музыки – в мелодии.Квартет – это беседа четырех неглупых
Гайдн Франц Иозеф
Гайдн Франц Иозеф Гайдн (Haydn) Франц Иозеф [вероятно, 31.3 (крещен 1.4). 1732, дер. Popay, Нижняя Австрия, — 31.5.1809, Вена], австрийский композитор. Один из представителей венской классической школы . Сын каретного мастера. В 1740—49 Г. пел в хоре собора св. Стефана в Вене, где обучался также
Пьер БОМАРШЕ (1732–1799) французский драматург
Пьер БОМАРШЕ (1732–1799) французский драматург В любви недостаточно даже «слишком». * * * По моему разумению, если начальство не делает нам зла, то это уже немалое благо. * * * Ежели принять в рассуждение все добродетели, которых требуют от слуги, то много ли найдется господ,
Джордж ВАШИНГТОН (1732–1799) первый президент США
Джордж ВАШИНГТОН (1732–1799) первый президент США В 1787 году конгресс США склонялся к тому, чтобы законодательно ограничить численность постоянной армии десятью тысячами человек. — Превосходная мысль, — сказал Вашингтон. — А заодно ограничим законом численность
ГАЙДН Йозеф
ФРАНЦ ЙОЗЕФ ГАЙДН
Энциклопедия Кольера. — Открытое общество . 2000 .
Полезное
Смотреть что такое "ГАЙДН Йозеф" в других словарях:
Гайдн, Йозеф — Запрос «Гайдн» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Йозеф Гайдн … Википедия
Гайдн Йозеф — … Википедия
Йозеф Гайдн — (1732 1809 гг.) композитор Вся прелесть музыки в мелодии. Квартет это беседа четырех неглупых людей. (Источник: «Афоризмы. Золотой фонд мудрости.» Еремишин О. М.: Просвещение; 2006.) … Сводная энциклопедия афоризмов
Читайте также: