Клод моне отдых в саду
Живерни (Giverny) — деревня в Верхней Нормандии, которая известна в первую очередь как место, где находится музей-усадьба-сад жудожника Клода Моне (Claude Oscar Monet).
В Живерни много интересных достопримечательностей, большинство которых так или иначе связано с именем Клода Моне и с импрессионизмом.
В окрестностях Живерни нужно посетить Музей импрессионизма, посмотреть на бронзовый бюст Моне, а также зайти в старинную церковь с захоронением художника и членов его семьи.
По живописной местности Живерни проложен целый ряд пешеходных троп, чтобы лучше познакомиться с красивой природой этого края.
Главным местом посещения является усадьба Клода Моне. В этом утопающем в цветах уголке «отца импрессионизма» можно лучше понять его творчество и увидеть, как перед глазами возникают «живые картины» — сюжеты знакомых полотен Моне.
Можно даже представить, что вот он, живой, прогуливается среди нас.
Дом и сад Клода Моне являются произведением искусства: художник посвятил добрую половину жизни созданию и обустройству цветников, прудов, лужаек, ставших для него настоящей мастерской на открытом воздухе.
Сегодня каждый уголок этого романтического места поддерживается в великолепном и ухоженном состоянии, как при жизни Моне. К счастью, эта ухоженность не бросается в глаза: тенистые уголки с густыми зарослями и пруд с кувшинами оставляют совершенно естественное впечатление «творческого беспорядка» природы.
Как из Парижа добраться до Живерни
Садитесь на вокзале Сен-Лазар в поезд и едете до Вернона. Время в пути – 50 минут ( расстояние между ними – 87 км).
Посмотреть расписание и купить билет онлайн
От Вернона до Живерни ходит автобус-шаттл, который отправляется через пятнадцать минут после прибытия поезда. Дорога занимает 20 минут. Стоимость билета в одну сторону – 4 евро.
Промокод от Травелата
При покупке тура на Travelata
-скидка 300 руб. на туры от 20 000 руб. - по промокоду AF300putevye
-скидка 500 руб. на туры от 40 000 руб. - по промокоду AF500putevye
Сад с кувшинками
Мы начали осмотр с Водного сада.
Тропинка огибает пруд, проходит через Японский мостик. Можно бесконечно любоваться и отдельными цветами, и многоголосой полифонией растений.
Обойдя пруд, мы по подземному переходу прошли под рекой
Приусадебный сад
Здесь нет больших разлинованных клумб, наоборот, здесь все, как в живой природе: много мелких ярких цветов, разбросанных в кажущемся беспорядке. Каждое создает свой мазок, вплетается в общее звучание.
Я бродила по саду Моне, и меня не покидала мысль: какой это был счастливый человек. Он родился гением – первое везение. Художник, увидевший мир по-другому, ловец света и солнечных бликов, отражатель впечатлений и мимолетной красоты. Второе везение – у него были друзья-единомышленники: он пришел не один, не был трагически одинок, не бился в одиночку со всем миром. Новое искусство витало в воздухе. Они шли широким фронтом. И победили.
При страстной его увлеченности он занимался бы любимым делом при любых условиях. Но во второй половине жизни перед ним уже не стоял вопрос о хлебе насущном, не отвлекал от главного. Только творчество, лакомое, вожделенное творчество. Картины и сад. Кувшинки, которые он рисовал до конца жизни, уже полуслепым, не различая контуров – только световые пятна. Можно сказать, сколько ему было дано Богом – столько и отдал. Может быть, чуть больше.
Он мечтал в Париже создать некое пространство, попадая в которое, человек отрешался бы от суеты, погружался в созерцание кувшинок, ниспадающих ивовых ветвей, игру солнечных бликов на воде. Так возник музей Оранжери – место, где мы застываем и приходим в себя.
В музее Оранжери в Париже
Кувшинки Клода Моне
Оранжери – отголосок Живерни.
Сад Клода Моне: мастерская великого художника и садовода
О том, как для Клода Моне был важен сад, говорят его слова: «Кроме живописи и садоводства я ни на что не гожусь!».
В саду Моне столько всего интересного, столько замечательного для нас, садоводов-любителей, что я не могу пройти мимо и не рассказать вам о нем.
Художник-новатор, один из основателей импрессионизма Клод Моне (1840-1926) прожил долгую, насыщенную разными событиями жизнь, и 43 года из них он посвятил своему саду в Живерни . Эта небольшая деревушка в 80 километрах от Парижа стала местом притяжения, меккой для людей, интересующихся ландшафтным искусством и садоводством.
Сам художник считал сад своей мастерской, он создавал его для рисования. Моне тратил на него силы, время, деньги от поступлений за проданные картины. Он создавал свой мир, в котором бесконечно мог изображать природу, воду, отражения, тени, свет.
Сад Клода Моне в Живерни, Франция Сад Клода Моне в Живерни, ФранцияСвое поместье он полюбил сразу. Узнав случайно, что неподалеку от того места, где он тогда жил, сдается участок с домом, он тут же арендовал его, а затем и выкупил. Это был 1883 год.
Моне путешествовал, искал вдохновение и сюжеты в разных местах, но понял, что настоящее счастье находится дома. По его словам, он перестал искать природу, а пригласил ее к себе.
Фрагмент картины «Сад в Живерни» Фрагмент картины «Сад в Живерни»С того времени он рисовал картины, черпая сюжеты и вдохновение в Живерни, рисуя сад, пруд, окружающую природу.
Знаменитые ирисы и розы Знаменитые ирисы и розыОн жил большой семьей в каменном доме с зелеными ставнями со своей второй женой Алисой, двумя сыновьями от первого брака и шестью детьми от первого брака второй жены. Несмотря на то, что семья постоянно нуждалась в деньгах, художник продолжал писать картины по зову сердца, а не то, что можно было с легкостью продать.
Зеленые ставни дома Клода Моне Зеленые ставни дома Клода МонеВ саду он действовал так же, по зову сердца, не взирая на правила и обычаи, которые царили тогда в ландшафтном дизайне. Ему нужна была натура: цвет, свет, для этого он создавал собственный мир, наполненный яркими красками и бликами.
Первым делом на центральной аллее усадьбы он убрал хвойные и фруктовые деревья, заменив их на розы и сакуры. Он с фантастической страстью заказывал и высаживал огромное количество семян, группируя растения по цвету крупными куртинами, полосками, устраивая прямоугольные цветники с обеих сторон прямых дорожек.
Фрагмент картины «Тропинка в саду Моне, Живерни», 1902 г Фрагмент картины «Тропинка в саду Моне, Живерни», 1902 гСад Моне соединил в себе прямолинейность французских садов и живописность английских в сочетании с неповторимым стилем самого художника.
Его клумбы нередко были одной высоты, растения сочетались по цвету, как краски в палитре, переливались и бликуя между собой.
Буйство цвета в саду Моне Буйство цвета в саду МонеВ разные сезоны все новые и новые краски раскрашивали окружающий пейзаж в саду Моне. Буйство тюльпанов и нарциссов. Ошеломляющее цветение глицинии, рододендронов, сиреней. Знаменитые ирисы в окружении пионов. Осеннее царство георгин, настурций и астр.
Розы, розы, розы! Арки, увитые прекрасными цветами, штамбы, кусты. Моне с легкостью сочетал их с простыми цветами окрестных полей: маками, васильками.
Моне высаживал растения очень близко друг к другу, одним из первых использовав принцип плотной посадки. Настолько плотную посадку растений редко используют даже в современных садах.
Со временем дела Моне пошли в гору, и он смог купить соседний участок, отделенный от основного железной дорогой. Железную дорогу убрали, но на ее месте осталась автомобильная, и участок Моне так и остался разделен. Поэтому к знаменитому пруду, окруженному плакучими ивами и живописными зарослями можно пройти только через подземный туннель под дорогой.
Пруд в саду Моне Пруд в саду МонеМоне повернул ручей, обустроил пруд в японском стиле, завершив пейзаж мостиком, увитым глицинией. Однако мостик покрашен зеленым, а не в традиционный для японского садового искусства красный цвет. Он высадил здесь все известные сорта водных лилий, и они зацвели. Именно здесь проводил Клод Моне особенно много времени, написав в общей сложности более двухсот семидесяти картин с прудом и кувшинками.
Фрагмент картины «Японский мостик», 1896 г Фрагмент картины «Японский мостик», 1896 гКлод Моне стремился поймать, отразить любое изменение света в своих картинах, он мог рисовать один и тот же пейзаж бесконечное количество раз, ловя мгновения. Можно сказать, что он писал не объекты, а впечатления от них в определенное время суток, ощущения от ускользающего света.
Фрагмент картины «Водяные лилии», 1907 г Фрагмент картины «Водяные лилии», 1907 гКлод Моне отдавался страсти садоводства всем сердцем. За долгие годы он приобрёл специальные знания по ботанике и садоводству, и даже вывел несколько новых гибридов растений вместе со своими помощниками.
После смерти художника в 1926 году сад перешел в наследство младшему сыну Мишелю, но тот практически не бывал в Живерни. За садом ухаживала и поддерживала в надлежащем виде Бланш Моне, жена старшего сына Жана и одновременно падчерица Клода Моне, одна из дочерей Алисы. Она стала художницей, ученицей и помощницей своего отчима, ухаживала за ним. Она прожила до 82 лет, и после ее смерти сад пришел в запустение.
Но к счастью, в 70-х годах были начаты масштабные реставрационные работы по восстановлению дома и сада, и сейчас поклонники творчества Моне могут вновь наслаждаться знаменитыми видами и пейзажами.
Сад Клода Моне - самое масштабное творение великого художника, пример творческого подхода и ярко выраженной индивидуальности при создании сада.
Рекомендую почитать другие статьи моего канала:
Если вам близка тема красоты и гармонии в саду, подписывайтесь на канал, ставьте 👍, будем дружить и обмениваться мнениями😁
Дом Клода Моне
Художник Клод Моне: невыдуманная история картины
Именно здесь, на цветущих берегах Сены, его талант раскрылся в полную мощь. То были семь чудесных лет, полных вдохновения, душевной гармонии и творческих успехов, давший неоценимый импульс развитию всего европейского импрессионизма.
Однако, сегодня мы бы хотели рассказать Вам, дорогой читатель, о том, какая удивительная судьба ожидала одно из чудеснейших полотен, созданных Клодом Моне в живописных окрестностях города Аржанте.
Клод Моне,«Отдых в саду, Аржантей», 1876, каталог Вильденштейна Клод Моне, «Камилла, читающая на лугу, полном цветов», 1876, каталог Вильденштейна Клод Моне, «Охота», 1876, каталог Вильденштейна Клод Моне,«Отдых в саду, Аржантей», 1876, каталог ВильденштейнаИтак. Ни для кого не секрет, что уже в начале XX века работы Моне стоили дорого. Баснословно дорого. Надо ли удивляться, что некий Дэвид Джоел, посетивший Музей и художественную галерею Норвичского замка (Англия) и поражённый красотою пейзажа кисти художника, не смог приобрести эту работу. Шутка ли: цена «Берега Сены в Аржантёе» составляла 500.000 фунтов! Каковы же были радость и удивление мистера Джоела, когда через пару лет он увидел эту же картину, но с «ценником», «похудевшим» до «каких-то» 40.000 фунтов! Не раздумывая ни минуты, герой нашего рассказа приобрёл полотно. И с той поры на долгие годы расстался со спокойной жизнью.
Видите ли в чём дело, дорогой наш читатель: уже десятки лет подряд ни одна картина Моне не выставлялась на торги, пока её подлинность не подтвердит семейство Вильденштейнов. Для справки: данный «клан» потомственных конезаводчиков, историков и арт-дилеров (помимо прочего) владеет компанией по купле-продаже произведений искусства XX столетия. И не какой-нибудь, а одной из самых влиятельных в мире.Клод Моне(?), «Берега Сены в Аржантёе»,1875 Клод Моне(?), «Берега Сены в Аржантёе»,1875
С тех пор как глава означенного семейства опубликовал каталог произведений Клода Моне (а случилось это в 1974 году), лишь входящие в него картины официально признаются подлинниками кисти Моне. И никто (кроме выходцев из семьи Вильденштейнов) не имеет возможности вносить изменения в этот пятитомник.
Колоссальные возможности и обширные связи Вильденштейнов — не то, с чем можно шутить. Многие пытались — ни у кого не получилось. Ещё ни разу в жизни ни одна картина Моне, не значащаяся в «Каталоге», не была продана на аукционе. Зато посвящённым людям известен прецедент занесения в эти фолианты некоего полотна, которое в итоге оказалось подделкой.
Клод Моне, «Мост в Аржантёе», 1874, каталог Вильденштейна Клод Моне, «Бассейн в Аржантёе», каталог Вильденштейна Клод Моне, «Железнодорожный мост в Аржантёе», каталог Вильденштейна Клод Моне, «Мост в Аржантёе», 1874, каталог ВильденштейнаТак вот. Господин Джоел написал о своей покупке арт-дилерам Вильденштейнам, предложив включить свою картину в каталог. На что получил решительный отказ с формулировкой «jamais». То есть: «никогда».
Но герой нашей истории не сдался. Более двадцати лет Дэвид пытался доказать значимость оригинала, не щадя времени и сил. Но всё впустую. Многострадальную картину отправляли на всевозможные исследования в разнообразные лаборатории и научные центры, считали красочные слои с помощью ультрафиолета и искали цветочную пыльцу, заручались экспертными оценками, и конечно же проводили спектральный анализ. Который однозначно подтвердил: картина «Берег Сены в Аржантее» — работа Клода Моне. Однако, позиция Вильденштейнов была непреклонна: извольте документально подтвердить, что данное полотно существовало при жизни Клода Моне, то есть была написана не позже 1926 года. Что же, Дэвид Джоел не отступился и в этот раз.
Один из томов каталога Вильденштейна «Клод Моне» Аверс картины «Берега Сены в Аржантёе»,1875 Первым аргумент - печать с надписью «Латуш» Один из томов каталога Вильденштейна «Клод Моне» Клод Моне,«Дама под зонтиком», 1875, каталог Вильденштейна Клод Моне, «Валь де Фалез (Живерни)», 1885, каталог Вильденштейна Клод Моне, « Алиса Ошеде в саду», 1881, каталог Вильденштейна Клод Моне,«Дама под зонтиком», 1875, каталог ВильденштейнаА теперь, дорогой читатель, угадайте, что ответил экспертный комитет Вильденштейнов. Причём ответил в тот же день, когда получил «на руки» всю доказательную базу. Правильно: категорическое: «Нет». Потому что «эта картина — совсем не в стиле Моне». А сын основателя династии, Гай Вильденштейн (человек, на минуточку, 1945 года рождения) выразился ещё откровеннее. Мол, раз его отец при жизни не признал картину как подлинное творение Моне, значит и он скажет своё твёрдое «Нет». И не станет рассматривать никаких доводов в принципе.
Прошло много лет, но эта история всё ещё будоражит умы причастных и посвящённых. Позже власти города Парижа предъявили господину Гаю Вильденштейну обвинение в мошенничестве и отмывании денег, а окрылённый сим фактом мистер Джоел возобновил борьбу за доброе имя (и солидную стоимость) любимой картины в очередном французском суде. Но это, дорогой читатель, уже совсем другая история.
Если Вы захотите узнать ещё больше интересного о работах великих мастеров прошлого, которые Вам не расскажут ни работники музеев, ни просторы Интернета — просто дайте нам знать об этом в комментариях.
🎯 Автор: Лёля Городная. Если Вам понравилась статья, поставьте «палец вверх» и подписывайтесь на канал , чтобы не пропустить следующие публикации. Спасибо, что уделили время прочтению статьи .
Усадьба Клода Моне в Живерни
На территории сада Клода Моне в Живерни находится усадьба художника — его дом-музей, войдя в который каждый посетитель должен представить себе дом, заполненный шумной оравой из восьми детей, гуляющего Клода Моне между мастерской и садом, атмосферу кухни ранним утром, когда овощи только что были доставлены из огорода и рынка, а также прибытие друзей из Парижа.
На первом этаже расположены: голубая гостиная, кладовая, студия-гостиная. Посещение усадьбы начинается с читального зала, также называемого «маленькой синей гостиной», который связан с кладовой, где в настенных шкафах хранились чай, оливковое масло, специи и яйца. Затем посетители заходят в первую мастерскую художника, в которой он работал до 1899 года. Позже эта комната превратилась в уютную гостиную, где подавали кофе гостям, удобно расположившимся в тростниковых креслах в английском стиле, окруженных знакомыми фотографиями и картинами мастера.
Первая лестница ведет на этаж, на котором находятся отдельные комнаты. Здесь расположена спальня Моне, которая в 2013 году была полностью реконструирована. Предметы и произведения искусства Моне демонстрируются в спальне и в прилегающей ванной комнате, в том числе репродукции картин его друзей: Сезанна, Ренуара, Синьяка и Кайботта. Далее визит посетителей продолжается через гардеробные в спальню жены художника и ее крохотную швейную комнату. Последняя комната на этом этаже — спальня Бланш Хошеде-Моне, которая была открыта для публики в 2014 году. Как и в спальне Моне, Юбер Ле Галл отвечал за сценографическое воссоздание, вдохновленное интерьерами того периода.
Столовая была восстановлена с той точностью, какой она была во времена жизни здесь Клода Моне. На желтых стенах можно полюбоваться коллекцией японских картин. Мебель, также окрашенная в желтый цвет, в то время считалась очень современной. В стеклянных шкафах выставлена голубая глиняная посуда и желто-синий набор, заказанный Моне для особых случаев. На кухне с голубой руанской плиткой расположена впечатляющая плита с несколькими духовками и медной посудой, которая, кажется, ждет возвращения своих хозяев.
Клод Моне и его сад
"Сад цветущий,подруга и чаша с вином - вот мой рай. Не хочу очутиться в ином.
Да никто и не видел небесного рая!
Так что будем пока утешаться в земном"
Как говорится, это была любовь с первого взгляда. Когда знаменитый импрессионист Клод Моне проезжал на поезде мимо деревеньки Живерни, он был потрясен роскошной зеленью этой местности. Художник понял, что проведет здесь остаток жизни. Именно Живерни стала главным местом для вдохновения живописца, а сады, на благоустройство которых Моне потратил полжизни, сегодня считаются настоящим достоянием Франции.
Фотопортрет французского художника-импрессиониста Клода Моне. | Фото: thevintagenews.
Клод Моне поселился в Живерни в 1883 году. Тогда с деньгами в семье было трудно, и у него едва хватило средств, чтобы арендовать усадьбу. Но спустя несколько лет дела художника пошли в гору, его картины стали хорошо продаваться, и в 1890 Моне сумел выкупить поместье. Став полноправным хозяином этого места, художник расширил дом и занялся созданием еще одного своего шедевра – цветочного сада.
Усадьба Живерни - место проживания Клода Моне. | Фото: thevintagenews.
Художник вырубил хвойные деревья и заменил их на кусты роз, огород был перенесен вглубь участка, чтобы не портить своим видом цветник. Работа по обустройству сада заняла не один год. Вначале ему помогали дети и жена, а потом Моне нанял целую группу садовников. Художник тщательно продумывал целые цветочные ансамбли.
Центральная аллея усадьбы Живерни. | Фото: mishanita.ру
Цветочные клумбы перед домом. | Фото: mishanita.ру
Французский государственный деятель Жорж Клемансо как-то отметил: «С удивительной тонкостью художник света переделал природу таким образом, чтобы она помогала ему в творчестве. Сад был продолжением мастерской. Со всех сторон вас окружает буйство красок, что является хорошей гимнастикой для глаз. Взгляд перескакивает с одного на другое, и от постоянно сменяющих друг друга оттенков зрительный нерв возбуждается всё больше, и ничто не может усмирить этот восторг».
Клод Моне (справа) на японском мостике в своей усадьбе. | Фото: thevintagenews.ком
Самые известные полотна Моне были написаны именно в Живерни. Жена художника Алиса Ошеде также говорила: «Сад — это его мастерская, его палитра». Сам импрессионист признавался журналистам в интервью, что все, что он зарабатывал, уходило на сады.
Смерть возлюбленной Алисы в 1911 году очень потрясла Моне. На этой почве у художника начала развиваться катаракта. Его картины становились все более размытыми, но живописец не прекращал писать и работать в саду.
Японский мостик (Пруд с водяными лилиями), светло-синий. Клод Моне, 1899 год. | Фото: philoboulot.фр
Пруд с лилиями. | Фото: thevintagenews.ком
Когда в 1926 году Клод Моне ушел из жизни, усадьбу унаследовал его сын Мишель. К сожалению, он не разделял страсти отца к цветам. Картины были распроданы, дом пришел в запустение, а великолепные цветники поросли бурьяном.
Пруд с лилиями. | Фото: thevintagenews.ком
В 1966 году Мишель Моне погиб в автомобильной аварии. Он не имел наследников и, согласно его завещанию, усадьба Живерни переходила в собственность Академии изящных искусств (Académie des Beaux Arts). Тогда академия не располагала средствами на восстановление поместья, которое пребывало в плачевном состоянии. Знаменитый японский мостик, разрушенный грызунами, с каждым годом сгнивал все сильнее, предметы мебель были сломаны вандалами, сад превратился в заросший участок.
Усадьба Живерни сегодня. | Фото: kudatotam.ру
В 1976 году восстановлением усадьбы Клода Моне занялся Жеральд Ван дер Кемп (Gérald Van der Kemp), прославившийся восстановлением Версаля. Энергичный реставратор обратился за помощью к американским меценатам, и средства на были найдены. Понадобилось много лет, прежде чем усадьба Живерни вернула свой прежний блеск. На сегодняшний день сады Клода Моне считаются национальным достоянием Франции.
Черт, я хочу туда) обязательно посмотрите видео те , кто любит сады ♥
как обычно, культурология.ру ))
И еще вам совешо прекрасной музыки на сон
Клод моне отдых в саду
Масштабные картины в технике "жикле"
Картины на выставке представляют собой репродукции в технике ''жикле''.
''Жикле'' - высококачественное цифровое воспроизведение изображения на холсте.
Благодаря технологии ''Жикле'' многие музеи мира имеют возможность показать почитателям искусства шедевры живописи, не дошедшие до нашего времени или находящиеся на реставрации.
Все картины снабжены подробным описанием истории создания.
Экскурсии по выставке
Почему Моне признан "отцом импрессионизма"? Как связаны японское искусство гравюр укиё-э и картины художника? Что еще любил Моне, кроме своего сада в Живерни и водных видов? Какие трагедии случились в личной жизни великого живописца? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете на выставке.
30.09 в 19:00
01.10 в 19:00
02.10 в 13:00/15:00/17:00
03.10 в 13:00/15:00/17:00
Что еще посмотреть в Живерни
Кафе перед музеем импрессионизма
Да, есть в Живерни и такой музей. Его прежнее название – Музей американского искусства, там были представлены американские художники. Сейчас музей поменял тематику, предмет его изучения – история импрессионизма и смежных течений живописи. В мае 2019 года музею исполнилось 10 лет.
Импрессионисты из Америки стали селиться в Живерни сразу после того, как сюда перебрался Клод Моне. Учитывая, что французские художники – друзья Клода Моне – тоже были в Живерни частыми гостями, можно представить, сколько людей с мольбертами бродили в окрестностях скромной нормандской деревушки в конце 19 века – а потом сидели за столиками кафе. В окрестностях Живерни проложены прогулочные тропинки, их схему можно взять в информационном центре.
Если идти дальше по улице Клода Моне, можно дойти до церкви Сент-Радегонд, на приходском кладбище которой похоронен Клод Моне и члены его семьи.
Сад Клода Моне в Живерни. Живые картины великого импрессиониста
Сад Клода Моне
Город Живерни знаменит садом Клода Моне, который в свое время был увлечен садоводством. В XIX веке великий художник купил дом в Живерни и стал ухаживать за местным садом. Читал специальную литературу, создал искусственный пруд, разводил лилии и другие цветы. Давая простор растениям, Моне создал пестрый ковер из самых разных цветов — никакой геометрии и четких линий, вся цветовая гамма переплетается и сливается в разных цветах.
Здесь художник черпал вдохновение, многие картины Моне изображают те самые лилии на пруду. В настоящее время сад открыт для всех посетителей. На территории парка есть редкие растения, привезенные как самим Моне, так и его друзьями: например, японские пионы и бамбук были привезены специально для художника. Поражает своей красотой и цветочный тоннель из роз, который Моне создал практически на пустом месте. Знаменитый пруд расположен во второй части сада, за тоннелем и железной дорогой. Кроме водных лилий здесь произрастают ирисы, бамбук, и ивы, плачущие над бамбуковым мостиком.
История
Когда Клод Моне переехал в Живерни, у длинного дома, покрытого розовой штукатуркой, был парк площадью 1 гектар, состоящий из яблоневого сада и огорода. Большая дорожка, обрамленная кипарисами и елями, вела от самых ворот к входной двери. Покоренный этим садом, живописец-садовник немедленно приступает к работе и никогда не перестанет совершенствовать парк, чтобы сделать его садом из своих снов.
После долгих споров с женой он обрезает ели, к которым была так привязана его жена, и заменяет их металлическими обручами, которые все еще существуют сегодня. Центральная дорожка граничит с настурциями и ароматными розами, которые продолжают удивлять посетителей по сей день. Яблони заменяются вишневыми и абрикосовыми деревьями из Японии, а цветы покрывают землю тысячами видов: нарциссы, тюльпаны, ирисы, восточные маки, пионы.
Увлеченный садоводством, художник применяет свои живописные знания, чтобы создать эффект перспективы, выделить дом и осветить темные участки. В левой части сада он создает прямоугольные массивы сплошных цветов, подобно множеству цветов, размещенных на палитре. Изобретательный в своем саду, как и в своих картинах, Клод Млоне создал солнечный сад, который благодаря таланту современных садоводов процветает и в настоящее время.
Моне всегда был очарован игрой света и отражением облаков на воде. Его многочисленные картины, сделанные на его плавучей студии в Аржантее или на голландских каналах, показывают его увлечение перевернутыми отражениями в этих жидких зеркалах. В 1893 году Моне отводит узкое русло реки Эпте в свой сад, создав, таким образом, пруд, который сегодня присутствует в качестве картин на стенах величайших музеев мира.
Моне также построил здесь японский мост зеленого цвета. Восточная атмосфера создается благодаря выбору таких растений, как бамбук, гинкго билоба, кленовые деревья, японские пионы, белые лилии и плакучие ивы, которые обрамляют пруд. Моне так гордился своим водным садом, что любил принимать там своих гостей. Художник мог часами обдумывать его обустройство. Садовник, отвечающий за его содержание, убирал каждый мертвый лист, чтобы обеспечить идеальную красоту пруда.
Сад Клода Моне
Сад Клода Моне можно считать одним из его произведений, в нем художник чудесным образом реализовал идею преобразования природы по законам световой живописи. Его мастерская не была ограничена стенами, она выходила на пленэр, где повсюду были разбросаны цветовые палитры, тренирующие глаз и удовлетворяющие ненасытный аппетит сетчатки, готовой воспринимать малейшее трепетание жизни.
Жорж Клемансо, сосед художника
Живописная крохотная деревушка Живерни, расположенная неподалеку от места слияния Эпта и Сены, находится всего в 80 км к северу от Парижа. В 1883 году после долгих и неудачных попыток найти постоянное жилье именно сюда приехал и обосновался со своей семьей художник Клод Моне.
Местечко так очаровало его, что, несмотря на крайне сложное финансовое положение, Моне решился на покупку гектара земли. Это приобретение перевернуло всю его жизнь.
Моне увлекся садоводством. Оно интересовало его и ранее. И в Сен-Мишеле (Буживаль), и в Аржантейе, и в Ветейе, несмотря на скудные средства, художник умудрялся разводить небольшие садики с разросшимися цветниками. В Живерни его страсть достигла апогея.
Планировка созданного художником сада, менявшего свой облик в соответствии со временем года, была продумана до мелочей. Вместе с Алисой Гошеде (второй женой), ее шестью детьми и двумя своими сыновьями Моне создавал сад своей мечты.
Прежде всего, были проведены работы на подступах к дому: Моне вырубил аллею елей и кипарисов, посчитав ее слишком унылой. Но вырубил не под корень, а сохранив высокие пни, за которые могли цепляться побеги вьющегося шиповника. Вскоре плети так разрослись, что сомкнулись, и аллея превратилась в усыпанный цветами сводчатый туннель над тропинкой, ведущей к дому от ворот. Позже, когда пни разрушились, Моне заменил их металлическими дугами, постепенно зараставшими цветами.
Питая отвращение к большим декоративным клумбам, которые обычно устраивали на своих лужайках буржуа, Моне рассаживал группами или в виде бордюров ирисы, флоксы, дельфиниумы, астры и гладиолусы, георгины и хризантемы, а также луковичные растения, которые на ярко-зеленом фоне лужаек смотрелись как роскошный мозаичный ковер.
Опытный глаз художника позволял ему искусно «смешивать» цветы различных окрасок для достижения гармоничных сочетаний, контрастов и переходов. Клод Моне не любил распланированные или сдерживаемые в красочном буйстве сады. Он располагал цветы в соответствии с их оттенками и позволял им расти совершенно свободно.
С годами художника все больше увлекала ботаника, захватив его не менее, чем изучение световых бликов. В книге, посвященной Моне («Этот неизвестный Клод Моне»), его пасынок Ж.П.Гошеде отмечает, что при этом художнику важнее всего была не диковинка, а впечатление, произведенное ею. Впечатление от детали и от целого.
Непрекращающийся процесс создания сада воодушевлял Моне, и он добросовестно изучал торговые каталоги, постоянно заказывая все новую и новую рассаду, а кроме того, обменивался растениями со своими друзьями Клемансо и Сейботтом. Для получения достоверной информации из первых рук художник принимал у себя за обедом наиболее значительных специалистов-садоводов и особенно сдружился с Жоржем Трюффо.
Моне непрестанно искал редкие сорта, покупая их за очень существенные суммы. «Все мои деньги уходят в мой сад, – признавался Моне, – но я в полном восторге от этого растительного великолепия».
Круговорот цветов
«Le Clos Nonmand» был задуман «по-французски». Сад находится перед домом, и строгие прямые линии аллей рельефно контрастируют с пестрым ковром благоухающих весь год цветов. Каждому времени года соответствует своя цветовая гамма. Весной поляны светло-желтых нарциссов предваряют цветение тюльпанов, азалий, рододендронов, лиловой сирени и нежной глицинии.
Особое место в саду занимают любимые художником ирисы. Длинными широкими рядами высаживали их главный садовник, пять его помощников и, конечно, сам Моне. Поразительной красоты дельфиниумы, всевозможных оттенков и размеров маки и клематисы подводят живую палитру к летней расцветке. Лето проходит под знаком бурного цветения роз.
С середины осени сад, с молодым и пышным неистовством, горит своими прощальными красками, перед тем как поблекнуть до следующей весны. Утром и вечером неяркие лучи осеннего солнца ласкают герань и подчеркивают царственность роз, хрупких, как китайский фарфор. Огонь настурций – бесстыдных завоевателей всех дорожек сада – растекается над их просвечивающими листьями.
На пересечениях главных аллей лавандово-голубые клематисы гордо возвещают о своем появлении, в то время как вся остальная «мелочь» соперничает друг с другом за место на дальних дорожках. Изящные георгины завершают своим высокомерием картину вечной борьбы за то, чтобы хоть на мгновение продемонстрировать миру неповторимую радугу розового, пурпурного, оранжевого и ярко-желтого.
Водный сад
Вода всегда восхищала художника, и, завершив работу над цветником у дома, в 1893 году – через десять лет после своего приезда в Живерни – Моне покупает большой заболоченный участок земли с ручейком по другую сторону дороги. При поддержке местных властей Моне выкапывает там маленький пруд, вызвав тем самым неудовольствие соседей. Позже пруд будет увеличен до своих нынешних размеров.
Водный сад полон асимметрии и изгибов. Он напоминает японские сады, так любимые Моне, – недаром художник давно увлекался коллекционированием гравюр с их изображением. В 1895 году был возведен «японский мостик», увитый душистым сиренево-белым кружевом глициний. Водоем засадили кувшинками почти всех существующих в природе видов, а по краям была устроена живая изгородь из ирисов и стрелолиста. Пруд был густо обрамлен папоротниками, рододендронами, азалиями, пышными кустами цветущих роз.
Великолепные плакучие ивы, колонновидные тополя и экзотического вида бамбуковые заросли дополняли проникнутую безмятежным покоем картину. Пруд и все, что находится вокруг него, составляет единый пейзаж, разительно отличающийся не только от внешнего сельского мира, но и от многокрасочного цветника перед домом.
Здесь небо и облака, слившись в одно целое с зеленью и цветами, отражаются в зеркальной глади пруда. А граница между явью и грезами – всего лишь иллюзия… Всегда находившийся в поисках тумана и прозрачности, Моне посвятил себя в большей степени «отражениям в воде» – миру-перевертышу, реальности, пропущенной через водную стихию.
Весь живернийский период, продолжавшийся почти полвека, прошел под знаком Кувшинок.
«Прошло много времени, – писал Моне, – прежде чем я смог понять свои кувшинки. Я сажал их ради удовольствия, даже не помышляя, что буду их писать. И вдруг неожиданно ко мне пришло откровение моего сказочного, чудесного пруда. Я взял палитру, и с того самого времени у меня уже почти не было никогда другой модели».
Склонившись над поверхностью водоема, Моне бесконечно писал кувшинки, водные растения, плакучую иву. Около сотни этюдов и законченных полотен создано им на эту тему, и именно они, пожалуй, вызывают наибольшее восхищение, тем более что многие работы были выполнены во время обострения глаукомы, поставившей под угрозу зрение Моне, а потому близки к абстрактной живописи.
Кроме живописи и садоводства я ни на что не гожусь
Клод Моне
В Живерни часто приезжали Сезанн, Ренуар, Сислей, Писсарро, Матисс и другие художники. Моне любил принимать их у себя, с удовольствием демонстрируя сад, оранжереи и уникальную коллекцию японских гравюр. Зная о страстном увлечении художника садом, многие друзья дарили ему редкие, уникальные растения. Так, например, появились в Живерни привезенные из Японии экзотические древовидные пионы.
Успех полотен импрессиониста к тому времени стал очевиден. По мере того как денег становилось больше, Моне благоустраивал и расширял дом. Позднее им была построена в саду мастерская. Ежедневно художник вставал в пять часов утра, приходил сюда и без устали рисовал. Рисовал в любое время года, в любую погоду, в любой час дня. Увлекали его и прогулки по окрестностям: Моне любил алые от маков поля, тенистые дорожки вдоль Сены.
Восстановление сада Моне
Непросто сложилась судьба имения, столь дорогого сердцу художника.
После смерти Моне в 1926 году дом и сад в Живерни унаследовал сын Мишель. Жить там он не стал, а за имением ухаживала падчерица художника – Бланш. Потом – война и послевоенные годы разрухи, когда денег на содержание прекрасного сада не было. Усадьба в Живерни пришла в упадок. В 1966 году Мишель Моне передал ее Академии Изящных искусств. В том же году началась реставрация дома, продлившаяся долгих 10 лет и наконец благополучно завершившаяся, в значительной мере, стараниями Фонда Клода Моне.
В 1977 году Джералд Ван дер Кемп был назначен куратором Живерни. Андрэ Девиле и знаменитый дизайнер Жорж Труфо помогли ему восстановить сад во всей красе. Лучшие садовники Франции проделали колоссальную, очень кропотливую работу по реконструкции сада. Очень помогли свидетельства современников Моне, фотографии сада и, конечно, прекрасные картины художника. Оказали содействие и многие потомки Моне.
Многочисленные кредиты и пожертвования в конце концов позволили возродить имение, вернуть ему первозданный вид и былое великолепие. Теперь тысячи посетителей со всех концов света могут насладиться уникальным миром, созданным Клодом Моне.
По материалам книги Ж.-П. Креспель «Повседневная жизнь импрессионистов. 1863–1883»/ пер. с фр. Е.Пуряевой. – М.: Мол.гвардия, 1999.
Где находится Живерни
Живерни находится на северо-западе от Парижа, в 90 км от него (посмотреть на карте)
Экскурсии в Живерни и Руан на русском языке для небольшой компании
История усадьбы и сада Моне в Живерни
В Живерни Моне прожил 43 года до самой своей смерти в 1926 году. За эти годы перед домом был разбит дивный сад. Первоначальный участок ограничивался железной дорогой, за которой протекала узкая речушка в заросших берегах. Моне прикупил кусок земли за путями и построил к нему подземный переход (сейчас пути разобраны, поезд через Живерни больше не ходит). Речушку запрудили, развели кувшинки, установили мостик в японском стиле, по берегам посадили плакучие ивы, бамбук, цветы.
Схема усадьбы и сада Живерни
Великий садовник Клод Моне
Хочется поделиться атмосферой уютного провинциального городка вблизи Парижа, где в утопающем в цветах саду, оживают великие полотна Моне.
«Увидев Клода Моне в его саду, начинаешь понимать, как такой великий садовник мог стать таким великим художником», — напишет поэт-символист Гюстав Кан после своей поездки в Живерни.
Это удивительно, но именно так. Далеко не все знают, что Клод Моне был не только великим художником, но и великим садовником.
Однажды Моне проезжал на поезде мимо Живерни — небольшой провинции в окрестностях Вернона. Красота спокойной живописной провинции пленила гения и влюбила в себя навеки. И в 1883 году Моне поселился в Живерни. Поглощенный любовью к цветам, растениям, он создает свой знаменитый сад, который становится неиссякаемым источником сюжетов для его полотен.
Сегодня сотни тысяч туристов со всего мира едут в Живерни, чтобы вживую увидеть его сад. Это место вдохновенной красоты и силы. Поражает то, что эту невероятную красоту Моне создавал своими руками. Сам художник считал сад в Живерни своим величайшим шедевром.
После визита к Моне немецкий искусствовед Юлиуса Майер-Графф отметил: «Лучше всего Моне раскрывает себя своим садом, который он высадил вокруг загородного дома. Он создавал его по тем же принципам, что и свои живописные полотна. Каждый отдельный цветок вливается в общую гармонию красок».
Марсель Пруст писал: «Это сад не старого цветовода, а скорее сад колориста, если я могу его так назвать, сад, где совокупность цветов не есть создание природы, поскольку они посажены таким образом, что одновременно будут цвести только цветы гармонирующих оттенков, создавая бесконечное поле голубого или розового».
Очень приятно осознавать, что Клод Моне был счастливым человеком. Он был признанным и любимым…. Творил, любил и наслаждался пленительной красотой природы.
Часы работы усадьбы Моне и стоимость билетов
Рекомендую приезжать в Живерни к открытию, чтобы не стоять в большой очереди в кассу и не ходить в толпе по саду.
Очередь в музей Клода Моне. Полдень
Читайте также: