Клод лоррен отдых на пути в египет
«Бегство в Египет» - это картина маслом 1635года французского художника Клода Лоррена , расположенная в Художественном музее Индианаполиса в Индианаполисе , штат Индиана . На нем изображено бегство в Египет , когда Святое Семейство бежало в Египет, чтобы избежатьпреследований Ирода .
Утро, Клод Лоррен, 1666
Картину Клода Лоррена «Утро» можно смело назвать самым лирическим и тонким среди его полотен. Лоррен, своим возвышенным пейзажем поэтизирует Библейский сюжет — встречу пасущего стадо овец Иакова и дочерей Лавана, встречу, которая стала началом его долгой любви к Рахили.
Ассоциация пробуждающейся от сна природы с зарождающимся между юными сердцами чувством – вот что наиболее занимает мысли художника, и именно об этом его живописное повествование. Лоррен целиком и полностью поглощён воспеванием одухотворённого и величественного, идиллически-мирного пейзажа, только лишь изображение фигур на картине он доверяет своему единомышленнику Филиппе Лаури. Лёгкими и светлыми красками художник пишет небо и деревья, холмы и полуразрушенное здание. Панорама залита нежным, объединяющим всё вокруг, розовато-голубым светом.
Историческая справка
Клод много раз изображал Бегство в Египет, особенно в своих ранних работах. Он никогда не писал ничего, кроме пейзажей, но создавал их с таким мастерством, что поднял жанр на новую высоту. Его поэтическое видение природы было так высоко оценено его богатыми покровителями семнадцатого века, что помогло утвердить пейзажную живопись как самостоятельный жанр, точно так же, как религиозные и исторические картины.
Получение
Как часть коллекции Клоуза, «Бегство в Египет» демонстрировалось в IMA в течение десятилетий, прежде чем было официально передано в дар в 2003 году. С этого момента она стала частью постоянной коллекции и получила инвентарный номер 2003.171. В настоящее время он висит в галерее Fortune Уильяма Л. и Джейн Х.
СОДЕРЖАНИЕ
Художник Клод Лоррен, творчество, картины, биография
Клод Лоррен родился в 1600 году в герцогстве Лотарингия в семье крестьян. Будущий мастер классических пейзажей впервые приобщился к рисованию благодаря старшему брату, который был довольно искусным гравером по дереву. Маленькому Клоду едва исполнилось тринадцать лет, когда он в сопровождении одного из дальних родственников отправился в Италию, где и провел практически всю оставшуюся жизнь.
Путь в большую живопись мальчик начал с того, что стал слугой в доме римского художника-пейзажиста Агостино Тасси. Здесь он получил много необходимых познаний в технике. С 1617 по 1621 год Клод жил в Неаполе, будучи учеником Готфрида Вельса, и нет сомнений, что этот период наложил неизгладимый отпечаток на будущее творчество художника. Именно здесь молодой Лоррен увлекся изображением морских и прибрежных пейзажей, и этот жанр в будущем занял значительное место в его творческом наследии.
Вернувшись в Рим, Клод опять появился в доме Агостино Тасси, теперь уже в качестве одного из лучших учеников.
В двадцать пять лет Клод ненадолго вернулся на родину, где помогал расписывать соборы Клоду Дерюэ – придворному художнику лотарингского герцога.
С 1627 года и до конца своих дней художник прожил в Риме. Некоторое время он выполнял пейзажные фрески под заказ, декорируя соборы и особняки. Но постепенно он все больше сосредотачивался на станковой живописи, причем нередко проводил день за днем на пленере, изображая свои любимые пейзажи и архитектурные виды. Изображения людей давались ему если не с трудом, то уж точно без вдохновения. Редкие фигурки персонажей на его полотнах играют чисто вспомогательную роль, и в большинстве случаев рисовал их не он сам, а его помощники, друзья или ученики.
В этот период Лоррен освоил технику офорта и достиг вполне приличных высот, но к началу сороковых годов он постепенно теряет интерес к этой технике и полностью сосредотачивается на пейзажной живописи.
С 30-х годов у него стали появляться очень видные заказчики: сначала французский посол при папском дворе, затем – испанский король Филипп IV, а чуть позже – сам папа Урбан VIII. Клод стал модным и популярным, спрос на его произведения постоянно рос. К художнику пришел достаток, он снял трехэтажный особняк в центре Рима, по соседству с еще одним выдающимся художником – Никола Пуссеном.
За всю свою жизнь Клод Лоррен не был женат ни разу, но в 1653 году родилась его дочь Агнесс, и именно ей после смерти художника в 1682 году досталось все его имущество.
Описание
На этой ранней картине Клода изображены Иосиф , Мария и Иисус, спасающиеся от резни в Вифлееме . В прообразе его будущей роли младенец Иисус держит поводья осла. Хотя трио избегает резни, Клод изобразил их в безмятежной обстановке. Подобные пейзажи прославили Клода, сочетая деревенский словарь пастухов и высоких деревьев с реалистичными изображениями римской деревни. Он усовершенствовал свои изображения последнего, рискуя малярией , чтобы сделать зарисовки, которые позволили бы ему запечатлеть золотой солнечный свет кампаньи и атмосферные эффекты. Святое Семейство может быть предметом обсуждения, но на самом деле основное внимание уделяется свету, а не повествованию. Идеализированный акадский пейзаж Клода - это исследование света и атмосферы, в котором религиозная тема вторична.
Клод лоррен отдых на пути в египет
Классика запись закреплена
Картина: "Полдень (Отдых на пути в Египет)", 1661, художник Клод Лоррен (1600-1682), выставлена в музее: Эрмитаж. Холст, масло, 113x157 см.
Неслучайно художник избрал святой библейский сюжет для своего возвышенно-прекрасного пейзажа. Да и где ещё верующий католик мог разместить для отдыха Святое семейство – Деву Марию, младенца Иисуса, обручника Иосифа и сопутствующего им Ангела? Идеалистическая картина повествования с мирно пасущимся стадом, величественными деревьями, изящными мостами и завораживающими дальними планами всего лишь дополняет происходящее - временное пристанище самого Бога, маленького Иисуса.
Он играет на коленях у своей матери Марии, перед ним коленопреклоненный Ангел, чуть далее - умилённый старец Иосиф. Мальчик – пастушок, смутившись, поспешно удаляется - кто знает, может быть для того, чтобы рассказать людям о своей чудесной встрече?
Невероятно лёгкий и тёплый, нежно-золотистый свет пронизывает всё пространство картины, объединяет передний, средний и задний планы. Лоррен изобразил свой «Полдень» необычайно свежим, как майское утро, почти «райским» и умиротворённым.
Клод Лоррен родился в 1600 году в герцогстве Лотарингия в семье крестьян. Будущий мастер классических пейзажей впервые приобщился к рисованию благодаря старшему брату, который был довольно искусным гравером по дереву. Маленькому Клоду едва исполнилось тринадцать лет, когда он в сопровождении одного из дальних родственников отправился в Италию, где и провел практически всю оставшуюся жизнь.
Путь в большую живопись мальчик начал с того, что стал слугой в доме римского художника-пейзажиста Агостино Тасси. Здесь он получил много необходимых познаний в технике. С 1617 по 1621 год Клод жил в Неаполе, будучи учеником Готфрида Вельса, и нет сомнений, что этот период наложил неизгладимый отпечаток на будущее творчество художника. Именно здесь молодой Лоррен увлекся изображением морских и прибрежных пейзажей, и этот жанр в будущем занял значительное место в его творческом наследии.
Вернувшись в Рим, Клод опять появился в доме Агостино Тасси, теперь уже в качестве одного из лучших учеников.
В двадцать пять лет Клод ненадолго вернулся на родину, где помогал расписывать соборы Клоду Дерюэ – придворному художнику лотарингского герцога.
С 1627 года и до конца своих дней художник прожил в Риме. Некоторое время он выполнял пейзажные фрески под заказ, декорируя соборы и особняки. Но постепенно он все больше сосредотачивался на станковой живописи, причем нередко проводил день за днем на пленере, изображая свои любимые пейзажи и архитектурные виды. Изображения людей давались ему если не с трудом, то уж точно без вдохновения. Редкие фигурки персонажей на его полотнах играют чисто вспомогательную роль, и в большинстве случаев рисовал их не он сам, а его помощники, друзья или ученики.
В этот период Лоррен освоил технику офорта и достиг вполне приличных высот, но к началу сороковых годов он постепенно теряет интерес к этой технике и полностью сосредотачивается на пейзажной живописи.
С 30-х годов у него стали появляться очень видные заказчики: сначала французский посол при папском дворе, затем – испанский король Филипп IV, а чуть позже – сам папа Урбан VIII. Клод стал модным и популярным, спрос на его произведения постоянно рос. К художнику пришел достаток, он снял трехэтажный особняк в центре Рима, по соседству с еще одним выдающимся художником – Никола Пуссеном.
За всю свою жизнь Клод Лоррен не был женат ни разу, но в 1653 году родилась его дочь Агнесс, и именно ей после смерти художника в 1682 году досталось все его имущество.
Пейзаж со сценой отдыха на пути в Египет - Клод Лоррен
В основе этого библейского сюжета лежит текст Евангелия от Матфея: «Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего». (Мф.2:13-15).
Действие разворачивается на фоне умиротворяющего пейзажа. Художник был наделен даром улавливать тончайшие переходные моменты природы и виртуозно изображать их на своих полотнах. Перед нашим взором открывается пространная долина, виднеющаяся за поворотом почти недвижимой реки. Все пространство освещено мягким рассеянным светом. Кое-где на земле видна тень от легких облаков. Деревья и растения неподвижны, вторя усталым путникам, замерли в оцепенении полуденного покоя. Величественные деревья и античные руины окружены легкой прозрачной дымкой света.
Главные герои произведения, сосредоточенные в правом нижнем углу картины под лиственной сенью, кажутся второстепенными, по сравнению с природным великолепием. Ослик щиплет траву, юная Богоматерь держит на руках Младенца, тянущего руки к ангелу. Позади, подперев голову рукой, взирает на идиллическую картину праведный Иосиф. На картине присутствует множество разнообразных животных, характерных для итальянского пейзажа. Их упитанность и спокойствие наводит мысль на райское блаженство.
История создания
«Пейзаж со сценой отдыха на пути в Египет» («Полдень») относится к серии «Четыре времени суток». Он был написан для одного из постоянных заказчиков Лоррена — Генриха ван Хальмале — декана антверпенского собора. С 1783 года до начала XIX века произведение числилось в собрании курфюрстов Гессенских в Касселе. В 1807 году картина была собственностью Жозефины Богарне, первой жены Наполеона, у которой 1815 году приобретена императором Александром I. В настоящее время экспонируется в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Отношение автора к вере
Клод родился в крестьянской семье и рано осиротел, потом ему пришлось уехать в другую страну и много трудиться для своего наставника. Положение оторванности от родины, друзей и родных, слабое знание языка, заставило его искать утешения и умиротворения в созерцании природы. Как человек, воспитанный в христианских ценностях, художник знал, что «невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимых» (Рим.1:20).
Внимательно наблюдая за изменением состояний природы и бесконечной, неповторяющейся игрой света, художник создавал выдающиеся, проникнутые лирическим настроением и одухотворенностью пейзажи. Картины художник предпочитал писать против солнца, когда все предметы, пронизанные его светом и энергией, становятся как бы прозрачными. Можно сказать, что солнце, его согревающее тепло, освещающие землю лучи являются главными героями картин Лоррена.
Биография
Французский живописец и гравер, один из величайших мастеров классического пейзажа Клод Лоррен появился на свет в 1600 году в городке Шамань. Клод был третьим из пятерых детей в зажиточной крестьянской семье. Биограф сообщает, что мальчик мечтал стать кондитером. В возрасте десяти лет Клод остался круглым сиротой. Его старший брат Жан оформил опеку над мальчиком и забрал его к себе, в Фрайбург-им-Брайсгау. В этом немецком городке у Жана, резчика по дереву, была собственная мастерская, здесь Клод получил первые уроки рисунка и ксилографии.
Когда Клоду исполнилось 13 лет, он в сопровождении одного из дальних родственников отправился в Италию. Путь в большую живопись мальчик начал с того, что стал слугой в доме римского художника-пейзажиста Агостино Тасси. Здесь он получил много необходимых познаний в технике живописи.
С 1617 по 1621 год Клод жил в Неаполе, будучи учеником Готфрида Вельса. Этот период наложил неизгладимый отпечаток на будущее творчество художника. Именно здесь молодой Лоррен увлекся изображением морских и прибрежных пейзажей, и этот жанр в будущем занял значительное место в его творческом наследии. Вернувшись в Рим, Клод стал одним из лучших учеников Агостино Тасси.
В 1625 году Лоррен вернулся в Лотарингию, где работал помощником придворного художника лотарингского герцога Клода Дерюэ, выполнив фрески в Нанси.
В 1627 году Лоррен навсегда переезжает в Рим. Художник арендует жилье на Виа Маргутта - в квартале, населенном преимущественно приезжими живописцами. К 1629 году относится первая датированная картина «Пейзаж со стадом и крестьянином» (Музей искусств, Филадельфия). В период 1629-1635 годов мастер пишет фрески в палаццо Крешенци и палаццо Мути. Но постепенно художник все больше сосредотачивался на станковой живописи, нередко проводя день за днем на пленэре, рисуя свои любимые пейзажи и архитектурные виды.
В конце 1630-х годов Лоррен становится одним из ведущих пейзажных мастеров в Риме. У него стали появляться очень видные заказчики: сначала французский посол при папском дворе, затем – испанский король Филипп IV, а чуть позже – сам папа Урбан VIII.
В 1633 году Лоррен был принят в Академию святого Луки, в 1643 — в «Конгрегационе деи виртуози». Мастер входит также в «Клуб перелетных птиц» (Бент) - содружество иностранных художников в Риме, где за пристрастие к изображению солнечного света получил цеховое прозвище «огнепоклонник».
Ранние работы Клода Лоррена весьма скромны по размеру, но в дальнейшем художник предпочитал писать большие полотна. До нас дошло 250 полотен Лоррена. Художник писал медленно и вдумчиво, используя самые лучшие материалы с содержанием пигмента синего ультрамарина.
В 1650 году живописцу предлагали стать ректором Академии святого Луки, от такой чести Лоррен отказался, предпочитая спокойную работу.
Чтобы избежать участившихся подделок своих работ, Лоррен гравировал все картины и собрал их в «Книгу истины» — «Liber Veritatis», включающую 195 гравюр (в настоящее время принадлежит Британскому музею).
В 1663 году у мастера случился первый и настолько серьёзный приступ подагры, что он составил завещание, в котором не обошёл своим вниманием даже слуг. Однако, Лоррен прожил ещё почти двадцать лет, в течение которых создал свои главные шедевры. Смерть настигнет великого художника в процессе работы: "Пейзаж с Асканием, убивающим оленя Сильвии" так и останется незаконченным. Клод Лоррен умер 23 ноября 1682 года в возрасте восьмидесяти двух лет.
Клод Лоррен "Полдень"("Отдых на пути в Египет")
Иконоподобные изображения нередко используются и в юмористических целях, отчего также откладываются в голове и, в особо удачных случаях, начинают своеобразно ассоциироваться с религиозной тематикой.
Ещё одно изображение ангела. Здесь он уже не является не живым существом, а некоей бесплотной сущностью, что создаёт ещё более крепкие ассоциации с мистикой религии.
Очередное изображение художественного персонажа в образе святого. В наше время у всех людей свои идолы.
На картине вместе с пророком и Божьей Матерью изображён ангел. Черты его вполне человеческие, и отличают его лишь белые одеяния и небольшие крылья, однако мне в голову, обычно, приходит более фэнтезийный облик.
В современной культуре роль религии постепенно уменьшается, от чего искажение ликов святых, за которыми закреплён определённый образ, перестало резко осуждаться обществом. Поэтому подобные изображения встречаются довольно часто. Впрочем, в святом писании не описывается внешний облик пророка, а потому каждое его изображение имеет своё место.
Орацио Джентилески относится к числу мастеров, чье творчество ознаменовало одно из направлений итальянского караваджизма. Мастер родился в Пизе, его становление как художника было связано с флорентийской школой.
1590-х Джентилески переехал в Рим и, сблизившись с Караваджо, стал одним из его помощников. Он оказался одним из самых одаренных мастеров среди окружения Караваджо и, несмотря на его огромное влияние, разработал собственную манеру живописи, проявив творческую самобытность.
Идущий от горизонта свет
заходящего солнца освещает передний план, на котором изображена сцена прощания Святой Паулы с детьми перед отъездом в Святую землю.
Зеленые воды залива у горизонта ловят лучи заходящего солнца и растворяются на границе моря и неба. Все пространство полотна залито удивительным золотым светом. Картина вызывает ощущение умиротворения и спокойствия.
КЛОД ЛОРРЕН, пейзажист, оказавший влияние на Уильяма Тёрнера.
"Он (Клод Лоррен) умел не только мыслить, но и воспринимать
прекрасное, в душе же его всякий раз рождался мир, редко встречающийся в действительной жизни. Его картины проникнуты высшей правдой, но правдоподобия в них нет.
Клод Лоррен до мельчайших подробностей изучил и знал реальный мир, однако это знание было для него лишь средством выражения прекрасного мира своей души.Подлинно идеальное и состоит в уменье так использовать реальные средства, чтобы сотворенная художником правда создавала иллюзию действительно существующего" — Иоганн Вольфганг фон Гёте
Клод Лорре́н (фр. Claude Lorrain; настоящая фамилия — Желле или Желе (Gellée, Gelée); 1600 год, Шамань (фр.), Лотарингия — 23 ноября 1682 года, Рим) — французский живописец и гравёр, один из величайших мастеров классического пейзажа. Он родился в независимом в ту эпоху герцогстве Лотарингия (Lorrain) в крестьянской семье. Рано остался сиротой. Получив начальные познания в рисовании от своего старшего брата, искусного гравёра по дереву во Фрайбурге, в Брайсгау, в 1613—1614 годах отправился вместе с одним из своих родственников в Италию. Работая слугой в доме художника-пейзажиста Агостино Тасси, усвоил некоторые технические приёмы и навыки. С 1617 по 1621 годы Лоррен жил в Неаполе, учился перспективе и архитектуре у Готфрида Вельса и совершенствовался в пейзажной живописи под руководством Агостино Тасси, одного из учеников Пауля Бриля, в Риме, где после этого прошла вся жизнь Лоррена, за исключением двух лет (1625—1627), когда Лоррен вернулся на родину и жил в Нанси. (Сведения из Википедии).
Клод-Лоррен. РИМСКИЙ ПЕЙЗАЖ. 1639. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
И раз уж я сделала заявление о влиянии Лоррена на творчество Уильяма Тёрнера. О нем, влиянии, прочла у Питера Акройда в книге "ТЁРНЕР". Картина "Отплытие царицы Савской" кисти Клода Лоррена настолько понравилась Тёрнеру, что с тех пор, как увидел ее, Тёрнер ставил автора этого шедевра превыше всех художников.
Сlaude Lorrain. Отплытие царицы Савской. 1648
Пейзаж Лоррена по манере исполнения отличается от провозглашенного "отцом-основателем" классицизма - Никола Пуссена. В пейзажах Лоррена нет акцента на героев мифов, взгляд наш направлялся прежде всего на природу или архитектуру - они были притягательными в первую очередь, а присутствующие фигуры не доминируют, не отвлекают от красоты окружающего мира, но создают теплую атмосферу общения обыкновенных людей, не важно, крестьяне это или слуги важных персон. И присутствие этих самых "важных персон" не выделяется в контексте картины - полное единение людей и природы без излюбленных
Клод-Лоррен. Пейзаж со свадьбой Исаака и Ревекки. 1648 (?)
В отличие от Пуссена пейзаж у Лоррена - не фон помпезного пиршества или иного яркого и часто чрезмерно темпераментного проявления жизни мифических героев. У Лоррена пейзаж - герой, а люди, танцующие или работающие в нижней части картины совсем не герои, они - повод и дань традиции.
Клод-Лоррен. "Морской пейзаж с Аполлоном и Меркурием", 1642 Национальная галерея, Лондон, Великобритания.
Традиционным, а стало быть классическим, пейзаж Лоррена делают так называемые "кулисы" - обрамление пейзажа справа и слева изображениями высоких объектов: деревьев или зданий, их частей. Поэтому и называют Лоррена автором "классического пейзажа. Да и нет у Лоррена явно подчеркнутых композицией вписанных в треугольник, так любимый и рекламируемый Пуссеном как знак или признак КЛАССИЦИЗМА.
Клод-Лоррен. Отплытие святой Паолы Римской
Для Лоррена важен СВЕТ - возможно именно это и подействовало на будущее восхищение СВЕТОМ и обожествление его у Уильяма Тёрнера. Считается, что именно Лоррен первым из художников исследовал проблему солнечного освещения в разное время суток, года или при разной погоде. А это - тема хорошо знакомого нам английского художника Уильяма Тёрнера.
Клод Лоррен. Порт на закате. 1639
Думаю, что работы Лоррена оказали влияние не только на Тёрнера, но и на все развитие европейского пейзажа, а если вспомнить, чито работы Лоррена покупались и американцами, возможно и на некоторых американских художников. Покопаемся еще и в этом, но позднее. Сейчас продолжим смотреть пейзажи Лоррена.
Клод-Лоррен. Итальянский прибрежный пейзаж. 1642
Клод-Лоррен. 1646 год
Claude Lorrain. Juno Confiding Io to the Care of Argus, 1660
Клод-Лоррен. «Полдень» (Отдых на пути в Египет)(1661), Эрмитаж
Клод-Лоррен. «Вечер» (Товий и ангел) (1663), Эрмитаж
Клод-Лоррен. «Утро» (Иаков и дочери Лавана) (1666), Эрмитаж
Claude_Lorrain. Die Verstoßung der Hagar. (1668)
Клод-Лоррен. «Вид берега Делоса с Энеем» (1672), Лондон, Национальная галерея
Клод-Лоррен. «Ночь» (Борьба Иакова с ангелом) (1672), Эрмитаж
Claude_Lorrain. Paysage avec le voyage de Jacob. (1677)
Практически всю свою творческую жизнь Клод Лоррен прожил в Италии, где в молодые годы учился, и куда вернулся опытным художником - пейзажистом, когда ему было 27 лет.
Ему было 37 когда французский посл приобрел у него две картины. Теперь они висят в ЛУВРЕ.
Ему было 39 когда испанский король Филипп 4 заказал ему семь работ. Теперь они висят в ПРАДО.
Уже в 34 года он стал академиком - членом ХУДОЖЕСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ св. Луки.
В 50 лет ему было предложено место ПРЕЗИДЕНТА Художественной Академии - но он отказался в пользу свободного творчества.
Он жил и работал в эпоху БАРОККО, дружил со своим соседом Н.Пуссеном, провозгласившим КЛАССИЦИЗМ, а сам был верен себе, своим представлениям о живописи, о приоритетах, о композиции, о темах и поднимал роль ПЕЙЗАЖА из второстепенной до самостоятельной, главной теме своего и следующих за ним пейзажистов всех последующих времен и сторон света. СВЕТА - Да, света просила его душа у его кисти. И мы благодарны ему за это.
Последняя работа Клода Лоррена считается безусловным шедевром:
Клод-Лоррен..«Асканий, охотящийся на оленя Сильвины». 1682. (Музей Эшмола, Оксфорд)
«Книга истины» Освобождение св. Петра.
Жизнь ВЕЛИКОГО ПЕЙЗАЖИСТА 17 века Клод Лоррен закончилась в Риме в 1682 году.
Читайте также: