Картина завтрак в париже
Сегодня картина французского художника 19-го века Эдуарда Мане "Завтрак на траве" считается шедевром импрессионизма, а в 1863 для парижской публики полотно стало настоящим шоком.
Мане задумал «Завтрак на траве» во время воскресной поездки в Аржантей, на берег Сены. За основу композиции Мане взял фрагмент с гравюры Маркантонио Раймонди «Суд Париса» по рисунку Рафаэля.
Изначально Мане назвал свою картину «Купание», вероятно, чтобы дать более "мягкое" объяснение женской наготе. Но когда картина вызвала бурную шумиху своей откровенной сексуальностью, художник в шутку прозвали ее "пикник на четверых". Именно второе название, хотя и немного изменённое, прижилось.
Мане попытался выставить картину в Парижском салоне в 1863 году, но нагота женщин среди одетых мужчин так ошеломила критиков организаторов салона, что они отказали художнику. Таким образом, картина Мане оказалась среди 3000 картин недопущенных к участию в Парижском Салоне. Для них-то император Наполеон III приказал провести отдельную выставку, получившую название "Салон отверженных". Там публика и увидела шедевр Мане.
В "Салоне отверженных" участвовали художники, имена которых знакомы сегодня каждому ценителю искусства. Среди полотен таких мастеров как Писарро, Уистлер и Сезанн, картина Мане произвела настоящий фурор.
Благодаря нетрадиционному представлению наготы полотно стало главной достопримечательностью выставки. Но это вовсе не значит, что картина пришлась по вкусу зрителям. Говорят, что мужчины как можно быстрее проводили своих жен мимо полотна, а потом возвращались назад, чтобы поглазеть самим. В критиков работа Мане вызывала насмешки и возмущение.
На холсте изображены двое полностью одетых мужчин и обнаженная женщина, расположившиеся на лесной поляне для пикника. Тело женщины ярко освещено, ее взгляд направлен на зрителя. Мужчины, одетые по последней моде того времени, вовлечены в беседу и не замечают женщину. Перед ними лежит женская одежда, корзина с фруктами и круглая хлебная лепешка.Одетые мужчины — родственники Мане
Один из них - его брат Эжен Мане. А другой — будущий шурин, голландский скульптор Фердинанд Леенхофф.
На заднем плане полуобнаженная женщина купается в ручье. Ее фигура непропорционально велика и кажется, что она парит над остальными участниками сцены. Четко окрашенный фон создает впечатление, что картина была написана не на открытом воздухе, а в мастерской. Это впечатление усиливается благодаря использованию резкого освещения, не создающего полутеней.
Обнажённая женщина на картине Мане - Викторина-Луиза Мёран. Она была популярной музой парижских живописцев конца 1800-х годов. Викторине дали прозвище "Креветка" из-за миниатюрного телосложения, розового лица и рыжих волос. Она позировала Мане не только для "Завтрака на траве", но и для других полотен: "Портрет Викторины Мёран", "Уличная певица, "Мадемуазель. Викторина в костюме матадора", "Олимпия", "Женщина с попугаем", "Гитарист" и "Железная дорога".
Из-за откровенности полотен многие предполагали, что Мане и Мёран были любовниками, но это было всего лишь верхушкой айсберга сплетен. Популярная трактовка "Завтрака на траве" и "Олимпии" предполагала, что эти наглые голые женщины должны быть дамами свободного поведения. Это подпитывалось слухами, что Мёран была путаной и любила выпить. На самом деле, она дожила до 83 лет и добилась признания.
В "Завтраке на траве" не только столкнулись культурные элементы разных времен. Мане также отверг правила пропорции, что наиболее заметно по женщине на заднем плане, которая моется в реке. Она непропорционально большая по сравнению с мужчинами перед ней. С течением времени, мятежный стиль Мане вдохновил многих художников, таких как Джеймс Тиссо, Клод Моне, Поль Сезанн и Пабло Пикассо.
Стиль написания картины нарушал все академические традиции своего времени. Мазки кисти хорошо видны, некоторые части сцены кажутся незавершенными. Сам сюжет картины оскорблял чувства зрителей, не понимавших и не принимавших изображенную сцену.
К тому времени проституция в Булонском лесу Парижа получила широкую известность, однако отражение этой темы в живописи было под запретом. Открыто показав сексуальность, нарушавшую этические и эстетические нормы общества, Мане оказался в центре внимания возмущенной общественности. Отсутствие связей между персонажами, абсурдность сюжета и контрастная цветовая палитра шокировали критиков.
Пьер Огюст Ренуар. Завтрак гребцов
Перед нами – ресторан Фурнез , расположенный на островке посреди Сены в районе города Шату, что к западу от Парижа.
Рассматривая картину, мы словно попадаем на дружеский завтрак. Смотрите, какая непринужденность царит на веранде. Какие естественные позы приняли посетители ресторана. Кажется, это уже не первая их встреча; все радостны и довольны…
Однако первое впечатление обманчиво. Секрет картины в том, что изображенные на ней люди никогда не позировали Ренуара все вместе: они приезжали в Шату в разные дни.
Ещё удивительнее то, что у каждого из собравшихся на веранде людей есть имя. Художник сознательно писал своих знакомых и друзей.
С левой стороны мы видим Алину Шариго, играющую с собачкой; это будущая жена Ренуара .
Алина Шариго, Альфонс и Альфонсина Фурнез, а также Рауль Барбье. "Завтрак гребцов". Фрагмент. Алина Шариго, Альфонс и Альфонсина Фурнез, а также Рауль Барбье. "Завтрак гребцов". Фрагмент.За её спиной возвышается сын владельца ресторана Альфонс Фурнез , настоящий богатырь. Неподалёку непринужденно оперлась на перила его сестра , Альфонсина Фурнез . Она с интересом слушает человека в коричневом котелке. Это не кто иной, как Рауль Барбье – барон, герой войны, бывший мэр , а в общем-то, просто кутила и весельчак.
На переднем плане мы видим натурщицу Анжель Лего .
Анжель Лего, Гюстав Кайботт и Антонио Маджиоло. "Завтрак гребцов". Фрагмент Анжель Лего, Гюстав Кайботт и Антонио Маджиоло. "Завтрак гребцов". ФрагментРядом с ней сидит Гюстав Кайботт , известный художник и друг Ренуара. Над говорящими склоняется Антонио Маджиоло , итальянский журналист .
Позади этой группы – ещё люди; среди них – известная актриса Жанна Самари , героиня многих портретов Ренуара, Пьер Лестренге , работник министерства внутренних дел и близкий друг Ренуара, а также Поль Лот , запечатленный художником в серии картин, посвящённой танцам.
Жанна Самари, Пьер Лестренге и Поль Лот. "Завтрак гребцов". Фрагмент. Жанна Самари, Пьер Лестренге и Поль Лот. "Завтрак гребцов". Фрагмент.Девушка с бокалом – Эллен Андре , актриса и натурщица .
Эллен Андре, Шарль Эфрусси, Жюль Лафорг. "Завтрак гребцов". Фрагмент Эллен Андре, Шарль Эфрусси, Жюль Лафорг. "Завтрак гребцов". ФрагментПрямо над ней расположились Шарль Эфрусси, коллекционер и издатель известной газеты , и поэт-символист Жюль Лафорг .
Не стоит и говорить, что картина с первого взгляда пленила меня своей яркостью и живостью – и не в последнюю очередь благодаря знакомству с её героями.
Только взгляните, как увлеченно играет с собачкой Алина; ещё секунда – и она поцелует её в чёрный носик. Посмотрите, с каким интересом слушает Анжель Гюстава Кайботта, не замечая, что уже и сама привлекла внимание итальянца-журналиста. У Жюля Лафорга, похоже, разгорелся небольшой спор с Шарлем Эфрусси: уж не об издании ли его новых стихов? Весьма довольна темой разговора Жанна Самари. И только Эллен Андре, замершая с бокалом у рта, выглядит задумчивой и немного печальной.
Но самое прекрасное в этой картине – не люди. Я влюбилась в ясный день за пределами террасы, в пронизанные светом воды Сены, в белые парусники, скользящие по её волнам, в яркую зелень кустов и деревьев.
Но это ещё не все. Вглядитесь в картину. Как она полнится воздухом, ветром. .. Как колышется полосатый тент! Как накренились паруса! Как шелестят деревья.
Удивительный летний день, упоительная в своей свежести природа, знакомые лица, интересные собеседники… Пустите меня в картину. Я хочу приобщиться к жизни французской богемы .
ЗНАМЕНИТЫЕ “ЗАВТРАКИ” В ЖИВОПИСИ. ИМПРЕССИОНИЗМ
Наверное, самым знаменитым завтраком в истории живописи является скандальный “Завтрак на траве” французского импрессиониста Эдуарда Мане , написанный в 1863 году. Первоначально эта картина предназначалась для Парижского салона – ежегодной художественной выставки, но была отвергнута жюри за аморальность и непристойность. “Завтрак на траве” вместе с другими недопущеными к экспозиции картинами был все-таки выставлен в так называемом Салоне отверженных.
В 1868 году Эдуард Мане пишет “Завтрак в мастерской” , который стал поворотной точкой в его творчестве. Жанр этой картины трудно определить – она сочетает портрет, натюрморт и бытовую сцену. Также недоумение критики и публики вызвали несочетаемые предметы, представленные на картине: шлем, кот, меч, лимон…
На переднем плане изображен Леон Леенхофф, сын жены художника Сюзанны, рожденный еще до брака. Долгие годы предполагалось, что Леон – сын Эдуарда Мане, но новые исследования указывают на Огюста Мане, отца самого художника.
Мане удалось мастерски объединить разнородные предметы и создать гармоничную композицию независимых друг от друга элементов. Женщина с кофе и рама на стене напоминают Вермеера, вариации серого отсылают к Веласкесу, а нож на столе является эхом натюрмортов Шардена”.(Марк Дюпети, “Великие художники. Их жизнь, вдохновение и творчество ”
Клод Моне “Завтрак на траве” (1866)
В настоящее время картина находится в экспозиции Пушкинского музея в Москве.
Пьер-Огюст Ренуар “Завтрак гребцов” (1880-1881)
Одной из самых знаменитых картин в наследии Ренуара является “Завтрак гребцов”, написанный в небольшом городке Шату недалеко от Парижа, а его непосредственным местом действия стала веранда ресторана “Мезон Фурнез” (см. Завтрак гребцов в Мезон Фурнез )
По сути, эта картина – групповой портрет близких Ренуару людей, где каждый персонаж узнаваем. Все они изображены в непринужденных, как бы случайных позах, что передает спонтанность момента. На переднем плане блестяще выполненный в виде натюрморта сам завтрак – бутылки вина, недопитые бокалы, тарелки с грушами и виноградом. Наполненный радостными красками “Завтрак гребцов” начисто лишен парадности, присущей академической традиции конца XIX века. Картина оставляет впечатление удивительной легкости, а вместе с тем художник работал над ней на протяжении несколько месяцев. Его друзья специально приезжали в Шату, чтобы позировать Ренуару, а их встречи часто проходили именно так, как показано на картине. Она посвящена самому счастливому периоду жизни художника, когда он находился в самом расцвете сил в середине жизненного пути.
Эдгар Дега “Завтрак после купания” (1895- 1898)
Картина “ Чашка чая. Завтрак после купания ” , выполненная в технике пастели, относится к позднему периоду творчества художника, когда Дега стал по его собственному выражению “ знаменитым и неизвестным ”. В это время он замыкается в узком кругу близких друзей, уйдя во “внутреннюю эмиграцию”. Он был одним из немногих художников, чьи картины удачно продавались. Сам же художник проводил четкую грань между “товаром”, который характеризовался высокой степенью отделки и остальными более авангардными произведениями. Его многочисленные купальщицы этого периода отличает ассиметричность композиции, необычность поз, возросшая интенсивность цвета. В связи с резким ухудшением зрения художник все более обращался к пастельной технике, что позволяло меньше напрягать глаза. В работе с пастелью Дега отличала удивительная свобода и новаторство. Он часто обрабатывал картины паром, после чего размягченную пастель растушевывал кистью или пальцем, добавляя маски маслом или акварелью.
На протяжении всей своей творческой жизни Дега скрупулезно изучал человеческое тело. Говорят, что к концу сеанса его модели не только смертельно уставали, но и были разрисованы полосками –разметками, которые слепнувший художник наносил на их тела, чтобы точнее определять пропорции.
Ренуар однажды сказал:
“ Если бы Дега умер в пятьдесят, его запомнили бы как отличного художника, и не более того. Однако после пятидесяти его творчество настолько расширилось, что он на самом деле превратился в Дега ”ЗНАМЕНИТЫЕ “ЗАВТРАКИ” В ЖИВОПИСИ
Художник Диего Веласкес (1599 – 1660) по праву считается величайшим представителем золотого века испанской живописи. Уже в 18 лет он сдал экзамен на звание мастера и был принят в гильдию живописцев Севильи. Свои первые картины начинающий художник создавал в жанре бодегонес (bodegón – харчевня, трактир), который сочетал в себе элементы бытовых сценок из народной жизни и натюрморта. К ним относится и картина “Завтрак” (Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Старик, мальчик и молодой человек (существует мнение, что это автопортрет Веласкеса ) изображены за незамысловатым завтраком. Наиболее яркая часть композиции – строгий и скупой натюрморт на белой скатерти. Висящие на стене короткополая шляпа и шпага указывает на благородное происхождение одного из присутствующих. Несмотря на бедность обстановки, персонажи на картине излучают оптимизм и радость.
Эта картина идентична другому полотну художника, выполненному годом позже – “Крестьянскому завтраку” (Музей изобразительных искусств, Будапешт). Тот же акцент на белой скатерти, но натюрморт не так скуп – рыба, лимон, морковь, хлеб и вино, которое девушка сосредоточено наливает в прозрачный бокал. Пожилой человек и юноша заняты беседой. Запоминающиеся народные типы, полные естественного достоинства, выбор сюжета, контрастность освещения, плотность письма характерны для раннего творчества Веласкеса, на который оказали большое влияние работы Караваджо . До наших дней сохранилось всего 9 картин этого периода, в том числе и два “Завтрака”.
Франсуа Буше, “Завтрак” (1739)
Франсуа Буше (1703–1770), придворный художник Людовика XV, получивший звание “первого живописца короля”, был обласкан славой и почетом. Он проявил себя как яркий представитель эпохи рококо, которую во Франции называли временем Купидона и Венеры. Законодатель моды и образец стиля, любимец знати и протеже мадам Помпадур, Буше прославился как талантливый декоратор и художник. Его славу живописца составили многочисленные пейзажи и пасторали, картины на мифологические и библейские сюжеты.
Несколько особняком в его творчестве стоит “Завтрак” (Лувр, Париж ). Домашняя сцена в элегантной гостиной, где за кофейным столом (новый и модный на ту пору напиток) собрались члены одной семьи. Исследователи считают, что здесь Франсуа Буше изобразил собственную семью: жену (справа), сестру (слева), двоих детей и себя самого. Теплая атмосфера, царящая за столом, подчеркивается мягким золотым светом, пронизывающим комнату. Картина запечатлела на века счастливое мгновение внутренней близости, домашнего покоя и семейного счастья.
“Завтрак” в полной мере раскрывает многогранный талант Буше не только как живописца, но и как дизайнера и оформителя. Художник тщательно и подробно, с большим мастерством выписал все детали интерьера – большое позолоченное зеркало с резным декором, витые ножки стола, часы, фигурки на полочках.
П.А. Федотов , “ Завтрак аристократа” ( 1849—1850)
— Мы с самого детства все заражены одной болезнью.— Право? Да как же называется эта болезнь?
— Она называется просто: жизнь сверх состояния .
Зинаида Серебрякова , “За завтраком” (1914)
Зинаида Евгеньевна Серебрякова (1884 – 1967) занимает почетное место в истории русской живописи не только как замечательная художница, но и как одна из первых женщин, оставившая яркий след в изобразительном искусстве. По мнению Александр Бенуа, идеолога “Мира искусства” и дяди художницы, “в детских и женских портретах Серебрякова не знает себе соперников”. И картина “За завтраком” (Государственная Третьяковская галерея) – тому подтверждение.
Вскоре после революции Зинаида Серебрякова потеряла мужа и осталась одна с четырьмя маленькими детьми на руках. В 1924 году художница покинет страну и навсегда уездет во Францию. Спустя 2 года к ней присоединятся Александр и Катя, двое других детей по независящим причинам останутся в Советской России вместе с бабушкой. Долгими десятилетиями они смогут общаться только посредством писем, а увидятся только в начале 60-х годов незадолго до смерти художницы. Все дети Серебряковой посвятят себя искусству: Евгений станет архитектором и реставратором, остальные – художниками.
В 1955 году картина “За завтраком” была приобретена Третьяковской галереей у Лидии Руслановой, знаменитой певице русских народных песен и известной собирательнице картин русских художников и антиквариата.
Пабло Пикассо , цикл “ Завтрак на траве. По Мане ” (1950- 1960)
Как известно, Пикассо в разные периоды творчества обращался к живописи гениальных предшественников, создавая циклы картин-реплик на тему того или иного художника или отдельного произведения. Великие работы живописцев служили для него не только вдохновением, но и вызовом. В 1950-1960-е годы Пикассо создал серию картин “ Завтрак на траве. По Мане ” , самую обширную в тот период.
Ещё одна попытка попасть на Парижский салон
Зато Моне почти полностью написал её на открытом воздухе. Как и подобает истинному импрессионисту . Слишком ему хотелось передать, как ветер циркулирует между фигур. Как воздух вибрирует от жары. Как свет становится главным действующим лицом.
Удивительно, что государство приобрело работу художника в 1920 году, ещё при жизни художника, за 200 тыс. франков. Будем считать, что его критики таким образом взяли свои слова обратно.
Да и людей он стал писать все меньше и меньше. Разве что членов своей семьи. Люди если и появлялись на его картинах, то утопающими в зелени или еле различимыми в снежном пейзаже. Они уже не главные герои его картин.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Клод Моне готовится к Парижскому салону.
Клод Моне был восхищён скандальной картиной Эдуарда Мане. Тем, как его коллега передал свет на картине. В этом плане Мане был революционером. Он отказался от мягкой светотени. От этого его героиня выглядит плоской. Она чётко выделяется на тёмном фоне.
Мане сознательно к этому стремился. Ведь при ярком свете тело становится однородного цвета. Это лишает его объема. Однако делает более реалистичным. На самом деле, героиня Мане выглядит более живой, чем Венера Кабанеля или Большая Одалиска Энгра.
Моне был в восторге от таких экспериментов Мане. К тому же он сам придавал большое значение влиянию света на изображаемые объекты.
Картина была задумана по истине огромной. 4 на 6 метров. Обнаженных фигур на нем не было. Зато было много солнечного света, бликов, теней.
Работа шла тяжело. Слишком большое полотно. Слишком много этюдов. Большое количество сессий, когда друзья художника позировали ему. Постоянные перемещения из студии на природу и обратно.
Клод Моне. Завтрак на траве (этюд). 1865 г. Национальная галерея Вашингтона, США
Моне не рассчитал своих сил. До выставки оставалось всего 3 дня. Он был уверен, что ещё нужно слишком много сделать. В расстроенных чувствах он бросил почти законченную работу. Он решил её не показывать публике. Но на выставку попасть очень хотелось.
Клод Моне. Камилла (Дама в зеленом платье). 1866 г. Художественный музей в Бремене, Германия
Французские «Завтраки на траве» или как возник импрессионизм
Иногда отказ художника от традиционных техник и сюжетов ведёт к новым идеям не только в его творчестве, но и даёт идеи и вдохновение многим другим, и даже может послужить возникновению нового направления, стиля в изобразительном искусстве.
Импрессионизм одно из самых любимых мною направлений в искусстве.
В своей публикации хочу поделится с Вами интересными фактами о истории возникновения импрессионизма, а также предложить к сравнению две картины французских художников с одинаковым названием «Le déjeuner sur l’herbe» (Завтрак на траве).
Ряд французских художников второй половины XIX века — это не только зачинатели целого направления в истории искусства, но и основоположники изображения пикника (трапезы на природе) в живописи. Картины Эдуарда Мане «Завтрак на траве» (1863) и Клода Мане «Завтрак на траве» (1866) способствовали возникновению и дальнейшему развитию стиля импрессионизм в истории мирового искусства.
История импрессионизма началась в1863 году. 3000 полотен французских живописцев, среди которых была картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве» (1863), жюри не допустило к ежегодной выставке Парижского салона, одной из самых значительных художественных выставок Франции. Все эти картины были выставлены на так называемом «Салоне Отверженных», созданном по инициативе императора Наполеона III.
Чтобы избежать разногласий по поводу места развески, работы «отверженных» располагались строго в алфавитном порядке , в одном ряду с батальными сценами и обнажёнными девами висели работы ещё малоизвестных художников: Мане, Писсарро, Йонкинда и не числившиеся в каталоге работы Сезанна, Гийомена и Фантен-Латура.Так как срок для подготовки был очень коротким и не было основного организатора, каталог «Салона Отверженных» указывал не всех художников. Выставка вызвала огромный интерес у публики и бурное обсуждение в прессе.
Сам термин «импрессионизм» появился позже , уже в 1870-х годах, благодаря критику журнала «Le Charivari» Луи Леруа, который озаглавил свой фельетон о Салоне Отверженных «Выставка импрессионистов». За основу критик взял название картины Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце» (Impression, soleil levant).
Клод Моне «Впечатление. Восходящее солнце» 1872 год.
Сначала этот термин носил несколько пренебрежительный характер, указывая на соответствующее отношение к художникам, писавшим в новой «небрежной» манере, но затем стал известен во всём мире, как название целого направления в искусстве.
ДВА ЗНАМЕНИТЫХ «ЗАВТРАКА НА ТРАВЕ».
Эдуард Мане задумал «Завтрак на траве» ( размер 208 на 264,5 см.) во время воскресной поездки в Аржантей (Argenteuil), на берег Сены. За основу композиции Мане взял фрагмент с гравюры Марк Антонио Раймонди «Суд Париса» по рисунку Рафаэля.
Маркантонио Раймонди «Суд Париса» 1514 год.
Сюжет картины (двое полностью одетых мужчин с нагой женщиной на природе) вызвал скандал и обвинения в декадентстве и плохом вкусе. Публика была возмущена не только сюжетом, но и тем, как обнажённая женщина бесстыдно смотрит прямо на зрителя, а также узнаваемостью персонажей.
Эдуард Мане «Завтрак на траве» 1863 год.
Моделью женщины была Викторина Мёран, один из мужчин — брат Мане Густав, второй — будущий шурин Фердинанд Леенхофф. Мужчины одеты как денди, они так увлечены разговором, что, кажется, совсем не замечают обнажённой женщины. Перед ними лежит скинутая женская одежда, корзина с фруктами, хлеб. На заднем плане — вторая женщина в лёгкой одежде моется в реке, её фигура выглядит непропорционально большой по сравнению с фигурами на переднем плане. Картине как бы не хватает глубины, создаётся впечатление, что вся сцена происходит не на природе, а в студии, это впечатление усиливается светом, почти не дающим теней.В данное время картина находится Музее Орсе (Париж, Франция).
Картина написана в непривычном для того времени стиле, разрывающем академические традиции. Резкий свет, фотографические силуэты, почти без полутонов, нагота отличается от мягких и безупречных фигур Александра Кабанеля и Жана Энгра, смелые мазки кисти, ощущение незаконченности в некоторых местах полотна — всё это очень непривычно для живописи второй половины XIX века.
Картина «Завтрак на траве» Клода Моне должна была стать вызовом не только академизму , но и соратникам по кисти, например, Эдуарду Мане. Была выбрана та же тема и название, но другой стиль живописи, которым Моне хотел удивить зрителя. Он задумал написать работу в три раза больше известной картины (размер 400 на 600 см.) Работа над картиной началась весной 1865 года, Моне написал множество пейзажных этюдов окраины леса Фонтенбло, этой своеобразной студии импрессионистов.
Эти эскизы больших деревьев с отбрасывающими тень ветками и листьями, созданные примерно в одних и тех же местах, послужили ландшафтным фоном для будущего «Пикника».
Главной моделью для написания мужских фигур стал Жан Фредерик Базиль, французский художник, один из основателей импрессионизма, большинство женских фигур были написаны с возлюбленной Моне — Камиллы (впоследствии ставшей его женой). Одновременно с большой картиной Клод Моне создал уменьшенную версию (размер 130 на 181 см).
Клод Моне «Завтрак на траве» 1866 год.
На картине изображены 12 фигур полностью одетых людей, которые наслаждаются солнечным днём на лесной опушке, на фоне природного пейзажа. Лица большинства мужчин отвёрнуты от зрителя, а две дамы изображены со спины, что даёт возможность рассмотреть складки их платьев. В отличие от картин классического стиля, Моне изобразил людей полностью занятых своей беседой и никак не вступающими в контакт со зрителями. Художник сделал главными героями полотна своих друзей, собравшихся на пикник. Он не останавливается на мелких бытовых деталях, а использует свободные мазки при написании игры солнечного света на листве, платьях дам, постеленной на траве скатерти.
Изображение природы, естественный свет, видимый на волосах и плечах людей, размытие цвета на тщательно прорисованных листьях деревьев — это и есть импрессионистическая техника, получившая развитие в творчестве Моне и ставшей его главным художественным стилем. Любая картина Клода Мане — это единая цветовая композиция из бликов и пятен, как бы пронизанная дрожащим воздухом.
В настоящее время картину оценивают как шедевр Моне, подтолкнувший настоящую революцию в истории искусства. К сожалению, судьба большой картины оказалась плачевной. Некоторые части её в данное время утеряны. Но судить о всём замысле и композиции картины мы можем по уменьшенной версии, которая находится в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва, Россия)
Эдуард Мане, задав моду на живописание пикников, не терпел того, когда его сравнивали и ставили рядом с Клодом Моне, «этим выскочкой из Гавра». Между тем, картины Мане и Моне часто путали, вследствие чего последнему приходилось подписывать свои работы, в том числе и «Завтрак на траве», не просто фамилией, а вместе с именем.
Новое течение в живописи отличалось от академической живописи в техническом и идейном плане. Импрессионисты отказались от контура, заменив его мелкими раздельными и контрастными мазками. Краски не смешиваются на палитре, а нужный цвет получается путём правильного наложения их на холст.
Также работы импрессионистов отличаются от академизма, предпочтением работы на пленэре. Многие работы импрессионистов напоминают фотографический стоп-кадр, где никто не позирует специально, а жизнь идёт своим чередом. На картинах появились изображения маленьких семейных праздников, вечеринок, приятных времяпрепровождений за городом, женщин лёгкого поведения, моряков, артистов цирка и так далее (ряд картин Ренуара, Мане и Клода Моне). Брались сюжеты пребывания в кафе, флирта, танцев, прогулок на лодках, на пляжах и в садах, появилось видение будничности и современности. Были забыты библейские, литературные, мифологические, исторические сюжеты, которые приветствовались официальным академизмом.
Картина акварелью. Завтрак в Париже
Стоимость доставки рассчитывается по тарифам почты по вашему точному адресу + стоимость упаковочного почтового пакета.
Картина возврату и обмену не подлежит, кроме случаев механического повреждения при доставке. Механические повреждения подтверждаются фотографиями, высланными покупателем мастеру.
Картина, выполненная на заказ и одобренная по фотографии заказчиком, возврату и обмену не подлежит.
Пожалуйста, будьте внимательны при заказе картины, оговаривайте все условия, которые для вас важны.
Если вы пишете мастеру, что доверяете его вкусу при выборе сюжета или оформления в багет и паспарту, то последующие претензии по возврату или обмену выполненной на заказ картины - не принимаются.
Также прошу учитывать мое личное время, которое затрачивается, чтобы отвезти картину в мастерскую - оно закладывается в стоимость оформления.
Вы должны понимать, что несете ответственность по деталям своего заказа.
Работа высылается при 100% предоплате. Заказы выполняются при 30% предоплате от стоимости заказа.
Картина завтрак в париже
ТЕМА ЕДЫ В ЖИВОПИСИ – одна из самых популярных. Это и красочные натюрморты и разнообразные жанровые сцены. Многочисленные «завтраки», «обеды» и «ужины» можно найти среди работ любого художника. Но лишь некоторые из них стали знамениты и вошли в золотой фонд мировой живописи.
Самым известным и скандальным завтраком можно считать картину французского художника Эдуарда Мане «Завтрак на траве». Она была написана в 1863 году для традиционного Салона – ежегодной выставки. В этот год жюри особенно было строгим и отклонило много представленных на их суд работ. Император Наполеон Ш, недовольный качеством не допущенных к выставке работ, решил устроить в том же здании одновременно с официальным Салоном «Салон отверженных». Появившись там, полотно «Завтрак на траве» произвео эффект разорвавшейся бомбы. Мане стал самым обсуждаемым художником Парижа.
Эдуард Мане. «Завтрак на траве». 1863 г.
В 1868 году из-под кисти мастера выходит картина «Завтрак в мастерской». В своей работе художник соединил портрет, натюрморт и бытовую сцену. Многие критики упрекали художника за сочетание в одном произведении кота, меча, лимона и шлема, называя её «арт-винегретом».
Эдуард Мане. «Завтрак в мастерской». 1868 г.
Другой импрессионист Клод Моне, поддавшись соблазну запечатлеть раннюю трапезу на природе, пишет картину «Завтрак на траве». Картина была оставлена художником на хранение в качестве залога хозяину гостиницы, в которой останавливался мастер. К сожалению, полотно хранилось в неподобающих условиях и заплесневело… Художнику ничего не оставалось делать, как обрезать испортившиеся фрагменты. Но Моне все же решает написать новую картину с тем же сюжетом и теми же героями.
Клод Моне. «Завтрак на траве». 1865 г.
Вино, груши, виноград… - Ну, чем не богемный завтрак ? Конечно же это знаменитая картина Пьера Огюста Ренуара «Завтрак гребцов».
Все застыли в ожидании подачи фирменного блюда хозяйки ресторана Фурнез – салата «Мимоза».
Кстати, художник написал не просто веселую компанию. Он изобразил себя (человек, облокотившийся на перила), своих друзей и будущую супругу (юная дама с собачкой).
Пьер Огюст Ренуар. «Завтрак гребцов». 1881 г.
Пьер Огюст Ренуар. «Завтрак в ресторане Фурнез». 1875 г.
Картина «Чашка чая. Завтрак после купания» Эдгара Дега – поздняя работа мастера.
Эдгар Дега. «Чашка чая. Завтрак после купания». 1895 г.
Первая женщина-импрессионист Берта Моризо не обошла своим вниманием тему завтраков: романтика, красота и утренняя трапеза.
Берта Моризо. «После завтрака».
Произведения художника Жана Эдуара Вюйара ( его завтраки) –очаровательная пестрота. И это не случайно – ведь его матушка была портнихой и немного модисткой.
Жан Эдуар Вюйар. « Завтрак у мадам Вюйар). 1895 г.
Жан Эдуар Вюйар. «Завтрак в Виллервиле. 1910 г.
Вы убедились, что завтрак может быть разнообразным – от обнаженной девушки до светских «гребцов». Такой неординарный подход к простой бытовой теме лишь только подтверждает нашу любовь к художникам-импрессионистам.
Художник Диего Веласкес – представитель золотого века испанской живописи – свои первые картины создавал в жанре бодегонес , который сочетал в себе элементы бытовых сценок из народной жизни и натюрморта. К ним относится картина «Завтрак».
Старик, мальчик и молодой человек изображены за незамысловатым завтраком. Наиболее яркая часть композиции: строгий и скупой натюрморт на белой скатерти. Висящие на стене короткополая шляпа и шпага показывает на то, что один из присутствующих - человек благородного происхождения. Несмотря на бедность обстановки, персонажи на картине излучают радость и оптимизм.
Диего Веласкес.«Завтрак». 1617 г.
Картина, идентична другому полотну художника, выполненному годом позже под названием «Крестьянский завтрак». Тот же акцент на белой скатерти, но натюрморт не так скуп: рыба, лимон, морковь, хлеб и вино, которое девушка наливает в прозрачный бокал. Пожилой человек и юноша заняты беседой.
Диего Веласкес. «Крестьянский завтрак». 1618 г.
Франсуа Буше – придворный художник Людовика ХУ - получил звание «первого живописца короля». Его славу живописца составили многочисленные пейзажи и пасторали. Особняком в его творчестве стоит картина «Завтрак». Домашняя сцена в элегантной гостиной, где за кофейным (модный на ту пору напиток) столиком собрались члены одной семьи. Картина запечатлела счастливое мгновение домашнего покоя и семейного счастья.
Франсуа Буше. «Завтрак». 1739 г.
Пабло Пикассо. Цикл картин «Завтрак на траве. По Мане». 1950-1960 гг.
Когда Пабло Пикассо впервые увидел картину «Завтрак на траве» Эдуарда Мане, он сказал себе: «Это моя проблема на будущее».
Пикассо в разные периоды своего творчества обращался к живописи гениальных предшественников, создавая циклы картин на тему того или иного художника или на тему какого-либо произведения. Великие работы живописцев служили ему не только вдохновением, но и своеобразным вызовом. В 1950 – 1960 годы Пабло Пикассо создал серию картин «Завтрак на траве. По Мане». Цикл вариаций включал 26 полотен, 6 линогравюр, 140 рисунков и ряд скульптурных композиций. Пикассо прежде всего интересовали сюжетно-смысловые трансформации оригинала. На первых картинах и рисунках изменения не велики – художник сохраняет и облик персонажей и их позы, но в дальнейшем тема оригинала постепенно видоизменяется, превращаясь в другие. На картинах меняется облик персонажей, их взаимоотношения, окружающая среда и даже эпоха. Также разнообразно и изобразительное решение «завтраков». Своими странными и дерзкими произведениями Пикассо ведет свой «диалог сквозь века» с Мане, своим примером передавая эстафету последующим поколениям художников.
В Х1Х веке Павел Федотов прославился как мастер бытовой живописи. Особо значение в его работах имели детали, которые помогали внимательному зрителю раскрыть истинный замысел сюжета. Множество незаметных на первый взгляд предметов на картине «Завтрак аристократа» позволяют сделать выводы о характере и образе жизни персонажа. Тему «пускания пыли в глаза» Федотов неоднократно затрагивал в своих работах. Нынешним зрителям убранство комнаты, изображений на картине, мало о чем говорит, однако, современники автора понимали, что аристократ окружен модными и дорогими предметами. Тем сильнее становился комический эффект от скудного завтрака этого франта – куска черного хлеба, который впопыхах хозяин пытается прикрыть книгой. Федотов назвал свою картину «Не в пору гость». Мы не видим посетителя и не знаем, кто на самом деле был незваным гостем – видна только его рука, отодвигающая занавесь. Палевый цвет перчаток указывает на то, что действие происходит утром или днем (вечером полагалось носить белые перчатки). Молодой «аристократ» одет по последней моде: восточный стиль в те времена считался шиком. На юноше дорогой шелковый халат, парчовая шапочка с бухарским орнаментом, шелковые шаровары и сафьяновые турецкие туфли. Но, как говорится «на брюхе шелк, а в брюхе – щелк!». Несмотря на дорогие предметы одежды и интерьера, на бедственное положение героя, кроме куска черного хлеба, указывает и ещё одна красноречивая деталь: на столе лежит кошелек, он вывернут наизнанку, и мы видим, что он пуст. На стуле лежит рекламный листок с надписью «устрицы», что рядом с куском черного хлеба на столе выглядит комично.
Павел Федотов. «Завтрак аристократа», 1849- 1850 г.
Зинаида Серебрякова. «За завтраком», 1914 г.
На полотне изображены трое из четырех детей художницы: старший восьмилетний Женя пьет воду, семилетний Шура на мгновение отвлекся от еды и повернулся к зрителю, и трехлетняя Таня в ожидании супа положила руку на тарелку. Самой маленькой годовалой Кати нет за столом. Бабушка, мать Серебряковой, разливает суп из фарфоровой супницы В семье художницы придерживались европейского распорядка приема пищи: рано утром маленький завтрак из булочки и стакана молока, а в 12 часов – большой завтрак, больше напоминающий обед. Именно он и изображен на полотне. Картина наполнена спокойствием, пронизана любовью матери к своим детям.
Просмотренная Вами галерея самых знаменитых «завтраков» известных мастеров живописи красноречиво говорит о том, что еда, изображаемая художником на холсте, может многое рассказать об её авторе, манере и технике его письма, об исторических периодах запечатленного им на картине времени, о пристрастиях в моде и еде, о социальном статусе её персонажей. Внимательный и чуткий зритель даже по незначительным деталям картины, будь - то еда, предметы быта, окружающая обстановка, всегда сможет уловить глубинный смысл произведения, задуманного автором. Вот почему подобные произведения остаются в памяти на века и являются культурным наследием всего человечества.
«Завтрак на траве» Клода Моне. Как зарождался импрессионизм
Так что же произошло с картиной? Начнём с истории её создания.
Нам она может показаться обычной. Обнаженная женщина с двумя одетыми мужчинами. Снятая одежда небрежно лежит рядом. Фигура и лицо женщины ярко освещены. Она уверенно смотрит на нас.
Публика не хотела такой правды о своём досуге. Картину освистывали. Мужчины не разрешали своим жёнам на неё смотреть. Беременных и слабонервных и вовсе остерегали к ней приближаться.
Читайте также: