Картина венера на отдыхе
Я тут совершенно случайно заметила, что сочетание цветов сутажа, которые я использовала в своей недавней работе поразительным образом напомнили мне сочетание цветов на одной известной картине. Да и общее ощущение от затейливости и замысловатости линий, которые позволяет создать качественный сутаж, подтолкнули меня достать с полки альбом по искусству, взять большую лупу и внимательно рассмотреть все детали этой восхитительной картины. Ну и, естественно, не поделиться с вами тем, что я обнаружила, рассмотрела, узнала в сети и из книг, мне категорически нельзя!
Мне же плюсы в карму уже надо зарабатывать, а вам лишние знания не повредят. Мы здесь будем говорить о высоком, учиться отличать Vinus Urania от Vinus Pudica, попытаемся заглянуть в глаза новорожденной богине, почувствуем свежесть дуновения западных ветров Зефира и Ауры, рассмотрим пальчики стоп весенней богини целомудрия Оры, послушаем споры неоплатоников, покачаемся на волнах моря в унисон всему ритму картины. Усаживаемся поудобнее, завариваем чашечку ароматного чая, откладываем телефон и начинаем рассматривать картину.
Сюжет одной из самых знаменитых картин Сандро Боттичелли связан с мифом о рождении богини любви из морской пены. Картина была написана темперой на холсте в 1482 г. по заказу герцога Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, троюродного брата Лоренцо Великолепного, для своей виллы в Кастелло. Она висела над камином и выполняла функцию стенного панно. Позднее картину значительно срезали сверху и слева (ныне: 172,5 х 278,5 см), из-за чего пострадала пространственность композиции (до этого картина обладала большей глубиной, а фигуры — большей свободой движения).
Чтобы понять весь замысел картины, нам придется не только оживить в памяти этот античный миф, но и познакомиться с духовными исканиями флорентийских гуманистов эпохи Медичи. Их кумиром был древнегреческий философ Платон. Круг его почитателей, в который входили мыслители, поэты, художники и сам Лоренцо Великолепный Медичи, именовался Платоновской академией.
Душой кружка был философ Марсилио Фичино, который с помощью сложных философских построений доказывал, что идеи Платона предвосхитили христианство. У Платона было утверждение, что существуют две Венеры, названные им Небесной и Вульгарной (Земной) и, поскольку это утверждение символизировало глубинное человеческое чувство, его никогда не забывали. Это утверждение — оправдание женской наготы. С древнейших времен навязчивая, неподвластная разуму природа физического желания искала выхода в образах, и придать этим образам форму, благодаря которой Венера перестает быть Вульгарной и становится Небесной, было одной из постоянных задач европейского искусства. Это также было и насущной задачей неоплатоников. Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, а миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу, ибо, согласно учению Фичино, «красота — это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь — связующая сила, движущая мир к Богу».
Вот это благоговение, молитвенный восторг перед явлением божества (не важно — языческого или христианского), несущего миру любовь и красоту, и призван герцог Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи известного уже художника Сандро Боттичелли в своем творении.
«Девушка божественной красоты
Колышется, стоя на раковине,
Влекомой к берегу сладострастными Зефирами,
И Небеса любуются этим зрелищем».
Возможно, вдохновившись этими стихами из поэмы «Стансы к турниру» философа и поэта Анджело Полициано, Боттичелли и отразил на полотне эту сцену рождения богини любви.
Но, честно говоря, художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям это был Кипр, по другим — Кифера). Несущая богиню раковина вот-вот коснется земли, ее подгоняют к берегу дуновения западного ветра Зефира и его подруги Ауры. На берегу, держа наготове затканное цветами покрывало, Венеру ждет Ора — одна из четырех богинь времен года - Весна. Шею Оры обвивает гирлянда из вечнозеленого мирта — символ вечной любви, у ее ног цветет анемон — первый весенний цветок, также один из символов Венеры. Картинка, конечно, темновата, то анемон увидеть можно.
С неба падают розы, которые, по древнему преданию, появились на свет вместе с Венерой, ибо роза прекрасна, как сама любовь, а ее шипы напоминают о любовных муках.
Морская гладь, небесный простор, девственно-пустынный берег, огромная раковина, на краю которой стоит юная женщина несравненной прелести, развевающиеся волосы, летящие драгоценные ткани, деревья, травы и цветы… Вся картина соткана из изысканно-красивых мотивов.
Теперь давайте рассмотрим передний план картины.
Расположенные по диагонали фигуры ветров и Оры с двух сторон устремляются к Венере. Они воплощают собою две разные стороны великого чувства, которому суждено целиком воплотиться в Венере.
Покуда Ора, служанка целомудрия, спешащая прикрыть наготу богини, олицетворяет романтическую, целомудренную сторону любви, Гении воздуха, сплетающиеся в объятии, своим страстным дыханием пробуждают в прекрасном создании еще неведомые желания и чувства.
Ветры и Ора захвачены движением; они преданно служат богине, но и энергия Ветров, и порыв Оры — все растворяется, гасится в абсолютном покое, окутывающем Венеру. Плавные очертания ее тела, подобного мягкостекающей капле, покатость узеньких плеч, горделивая стройность шеи, вдоль которой сбегают золотые струи волос…Все это заключено в единый упруго-музыкальный контур. Даже ее маленькие стройные ноги, еще неуверенно ступают в шаткой «колыбели» раковины. Взгляните на ее стопы: они даже не пытаются поддерживать тело Венеры, практически вся ее тяжесть смещена вправо. Она не стоит, а парит. Таков ритм всей картины, но он не проявляется больше нигде, чтобы не нарушить классическую схему.
В целом Венера являет собою странновато-манящее сочетание величия с почти ребяческой робостью. Еще секунда — и дочь моря ступит на землю, ее нагое тело окутает покрывало, по лицу пробегут облачка ощущений, и чудо рождения закончится. Переход от рождения к бытию как бы окрашен для Боттичелли грустью прощания. Так, радуясь наступающему дню, мы не можем не сожалеть об угасшей красоте рассвета. Так, взрослея, не можем не вздыхать о минувшем детстве.
Теперь давайте повнимательнее рассмотрим лицо Венеры. По отдельности в нем не найти ни единой прямой черты, все извилисто и волнисто, и все в целом чарует неповторимостью. Оно завораживает нас совершенной первозданностью, но это не пустота, а высочайшая духовная насыщенность, таящая в себе всю полноту грядущих возможностей, всю глубину будущих чувств. Это белизна чистого листа, который скоро заполнят слова или ноты, чистота холста, к которому вот-вот прикоснется кисть.
Ясный высокий лоб, изящный, немного приподнятый носик, слегка капризный изгиб девственно свежих губ, готовых каждый миг заплакать или улыбнуться. Согласно Данте, уста есть вторая из главных красот Прекрасной Дамы.
А первая? А первая — ее глаза. Чуть грустное недоумение сквозит в продолговатых прозрачных глазах юной богини. Ее взгляд отрешен и направлен внутрь. Он себя словно бы скользит мимо всех предметов, рассеян и нефиксирован, как у едва проснувшегося ребенка…
Прекрасная статуя — вот слова, которые приходят на ум при взгляде на неподвижную фигуру богини. Плоть Венеры — жемчужно мерцающая и кажущаяся твердой — похожа на мрамор. Но она напоминает не только античную статую. Удлиненные пропорции и характерный изгиб тела в виде латинской буквы «S» обращают нас к искусству готики. Боттичелли с легкостью отходит от классических канонов и создает нечто большее, чем безупречная красота, — пленительное, зыбкое, томительное очарование, которое невозможно передать словами.
А еще Боттичелли был первым ренессансным мастером, запечатлевшим полностью обнаженное женское тело во всей его чувственной прелести. Каждая деталь этого произведения подобна музыке. Ритм композиции присутствует во всей картине — и в изгибе юного тела, и прядях волос, так красиво рвущихся к ветру, и в общей согласованности ее рук, в отставленной ноге, в повороте головы и фигурах, которые ее окружают. Золотые, как волосы Венеры, стебли камыша вторят изгибам тела богини, лепестки анемона закругляются, как пальцы босых ног Оры, ребристая раковина раскрывается, словно цветок розы. «Рифмуются» золотые штрихи на крыльях Ветров и на листьях апельсиновых деревьев; волнистые кудри Оры и Зефиров подобны прибрежным волнам.
Современникам великого Боттичелли замысел картины был более понятен, чем нам: ее сюжет содержит философские выводы относительно того, что слияние божественного и человеческого осуществляется через любовь. Две Венеры: Венера Небесная «Vinus Urania», олицетворяющая собой любовь небесную, божественную, возвышенную и Венера Земная «Vinus Pandemos», олицетворяющая плотскую, физическую любовь, являются сутью одной Венеры Сандро Боттичелли — Венеры Целомудренной или Стыдливой «Venus Pudica».
Как их различить? В двух словах: символом женского целомудрия образа Венеры Небесной является морская раковина или черепаха.
А вот козел, как символ распутства, укажет нам на Венеру Земную.
Charles Cleyre «Vinus Pandemos», 1854
Разумеется, это далеко не все и далеко не самое главное. Чтобы было понятнее рассматривать другие картины, вот вам значения главных символов:
- мирт и яблоко, анемоны, фиалки — символы вечной любви;
- мак или гранат — эмблема плодовитости;
- воробей, голубь, лебедь и ласточка — вестники весны;
- черепаха, морская раковина — символ женского целомудрия;
- дельфин — атрибут морской богини, рожденной из морской пены
- роза, прекрасный цветок с колючими шипами — как напоминание о дуализме любовных страданий и любовных наслаждений.
Итак, мы с вами уже узнали, что Венера воплощает философские выводы неоплатоников относительно того, что слияние божественного и человеческого осуществляется только через любовь. Но вот исследователей и зрителей занимает более важный и человеческий вопрос: существовал ли у боттичеллиевской Венеры реальный прототип? Возможно, художник увековечил в своем лучшем творении лицо любимой женщины? Увы, о частной жизни Боттичелли известно лишь то, что семьи у него не было, о его возлюбленной мы ничего не знаем.
Однако Боттичелли был свидетелем великой любви, которой радовалась вся Флоренция, которую воспевали поэты — возвышенной любви Джулиано Медичи и Симонетты Веспуччи. Эта любовь окончилась трагически: юная Симонетта угасла от чахотки, а через два года, точно в день ее смерти, заговорщиками был убит и Джулиано. В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала, легендой, и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты — возможно, Музы художника, объекта платонической любви и тайной страсти самого Боттичелли.
Но даже если мы никогда не узнаем, чьи прекрасные черты запечатлел Боттичелли, несомненно одно: лицо Венеры — самое одухотворенное из всех, написанных художником, идеальное воплощение того особого «боттичеллиевского» типа, который безошибочно узнается в произведениях мастера.
Тициан
Тициан «Любовь земная и любовь небесная», 1514 Тициан «Любовь земная и любовь небесная», 1514До сих пор ведутся споры о том, что и кого изобразил Тициан на этой картине, но это полотно пленяет своей красотой и монументальностью. От него веет спокойной, тихой жизнью, которой желают новобрачным. Задумка Тициана была достигнута, ведь эта картина – подарок на свадьбу.
Неизвестно точно, кого изобразил Тициан, известно, что дама в белом платье – это идеальный образ невесты, а обнаженная женщина – это Венера или вечная небесная любовь, которой должны достичь молодожены.
Пейзаж позади невесты изображает тяжелую дорогу в горы. Путь к вечной любви не легок! А за небесной Венерой мы видим спокойную равнину, с источником жизни – водой, и кроликов, которые счастливо размножаются. Купидон смешивает воду, объединяя прелести земной и небесной любви.
Картина настолько успокаивает, что, наверное, каждый хотел бы любоваться ей дома. Так и Рокфеллер предлагал галерее Боргезе 4 млн лир за нее, хотя все собрание галереи на тот момент оценивалось в 3,6 млн. Но сделка не состоялась, и мы можем своими глазами увидеть эту картину в галерее Боргезе в Риме.
BadComedian опять получил страйк на youtube
Вот что он пишет по этому поводу:
" Спокойно новый обзор успел пожить немного. Таки да - в очередной раз обзор заблокировали для большой части моей аудитории (НЕ У ВСЕХ).
Когда начались нападки на обзор фильма от Киноданс, когда его блокировали и ограничивали, продюсер Александр Роднянский встал на мою сторону и защищал свободу слова:
"Критика, даже острая и неприятная для авторов обозреваемых фильмов, является неотъемлемой частью здоровой индустрии" (с)
С тех пор многое изменилось, мои обзоры уже ни разу не критика, ни разу не острая, а вообще - хейт гопника и мусор. Собственно, на здоровье. Если я могу высказываться, почему Роднянский не может иметь мнения обо мне? Всё честно. Но тут произошла странность. Когда обзор был сделан на фильм Роднянского…обзор подрубили.
Зрители скидывают скриншоты где значится, что заблокировал NETFLIX, но вот в чём странность: даже самый крупный тайтл NETFLIX "Тайлер Рейк: Операция по спасению" обозревается на западе без проблем. Он доступен и никак не ограничивается NETFLIX, а ведь NETFLIX вложил в этот фильм миллионы долларов. Блокировок нет (обзоры такие же, как у меня, - с кадрами из фильма). Возьмём другой пример: популярный, по сути главный продукт NETFLIX на данный момент, "SQUID GAME" - спокойно обозревается (каждая серия!), без каких-либо ограничений обзоры этого шоу доступны на ютубе. Выходит, что "Чернобыль" Козловского NETFLIX ценит больше, чем свои самые крупные тайтлы? Выходит так.
Странность ещё заключается в том, что ограничения накинули ВРУЧНУЮ и не в первый день релиза. То есть кто-то на западе увидел нарушение, но решил подождать и не стал банить обзор сразу, дабы не злить большую часть аудитории. И только когда хайп утих, ЗАПАДНЫЙ правообладатель решили накинуть ограничения из-за авторских прав за использование 7 СЕКУНД фильма "Чернобыль" в обзоре какого-то там российского блогера, которого на западе никто и не знает. Использование в обзоре на русском языке.
И если Роднянский называл меня "заражённым советской ностальгической фобией" (с), приведу пример, чтобы соответствовать его представлениям: естественно, РОДНЯНСКИЙ аки Сталин не знал про репрессии и ущемления. Уверен, что так получилось случайно, а виноваты клятые предатели, что просто подставили хорошего человека. Вполне возможно, что всё это случайность, но вот в данный момент Александр Ефимович может подтвердить свою идеологему о свободе высказываний не словом, а делом.
На эту операцию может потребоваться несколько секунд.
Информация появится в новом окне,
если открытие новых окон не запрещено в настройках вашего браузера.
Нужно авторизоваться на сайте
Для работы с коллекциями – пожалуйста, войдите в аккаунт (откроется в новом окне).
Вставить картинку на сайт:
Скопируйте и вставьте в исходный код сайта
Прекрасные Венеры -- от Джорджоне до Поля Дельво.
"Спящую Венеру" Джорджоне написал незадолго до своей смерти в 1510 году. Для многих она стала образцом красоты и чистоты, недосягаемым идеалом, вдохновляющим на творчество. Обычно при упоминания "Спящей Венеры" Джорджоне называют еще две картины -- "Венеру Урбинскую" Тициана и "Олимпию" Эдуарда Мане. Но, поверьте, на самом деле картин, вдохновленных "Спящей Венерой", гораздо больше. Формат Дзена просто не дает возможности показать или хотя бы упомянуть их все.
Так получилось, но Джорджоне не успел дописать Венеру. Точнее, сама фигура была завершена, но вот над фоном пришлось работать уже Тициану. Именно он написал пейзаж, практически полностью переписав пейзаж Джорджоне, он же написал постель, на которой лежит Венера, а также в ногах богини Купидона со стрелами, который до наших дней на картине не сохранился. Таким образом, картина хранит на себе следы трудов сразу двух художников (точнее, даже трех), и не удивительно, что через годы Тициан уже сам обратился к похожему сюжету.
"Венера Урбинская" была написана по заказу герцога Урбинского Гвидобальдо II делла Ровера. Исследователи до сих пор спорят, изображена ли на картине невеста герцога, или его мать, или возлюбленная Тициана, но практически все сходятся на том, что картина символизируют любовь земную и супружескую. Видите маленькую собачонку у ног Венеры? Она является символом верности и брака.
Казалось бы, на этом все -- можно переходить к Мане. Ан, нет. На "Венере Урбинской" Тициан не остановился. Вот еще одна его картина "Венера и сатир". Узнаете?
Рафаэль
Рафаэль Санти"Мадонна с щегленком", 1506 Рафаэль Санти"Мадонна с щегленком", 1506Рафаэль написал эту картину по случаю свадьбы своего друга Лоренцо Нази, и спустя 40 лет мир чуть было не потерял этот нежный шедевр. Гора, рядом с которой стоял дом Нази, обрушилась, разрушив дом, и картина раскололась на 17 частей. Сын Лоренцо нашел ее уже в мусоре и велел собрать как можно лучше. После тщательных исследований реставраторы осмелились восстановить ее только 2008 году.
Рафаэль яркий представитель раннего Возрождения, на его творчество сильно повлияли Леонардо да Винчи и Микеланджело, с которыми он был лично знаком. В этой картине особенно прослеживается влияние Леонардо: композиция в форме треугольника, практически отсутствует игра светотени, мягкие тона, знаменитый эффект сфумато (контуры предметов слегка размыты, как мы видим их в реальной жизни).
Мадонна в традиционных ало-синих одеждах с нежностью наблюдает, как играет Иоанн Креститель с Иисусом. Он протягивает ему щегла. Эта птичка - символ страстей (страданий) Христовых, так как живет в терновнике. Видимо, поэтому мальчик принимает его без особой радости, но спокойно и серьезно.
5 шедевров живописи, которые вы должны понять
Многие картины называют шедеврами, но стоя перед ними в музеях и галереях, мы думаем: "Ну, не знаю. Что в ней такого?". Разберемся, что же в них такого!
Леонардо да Винчи
Часто можно встретить статьи, которые раскрывают “тайну Моны Лизы”. Чем всех пленяет этот портрет на протяжении веков? Попробуем и мы найти ответ.
Леонардо да Винчи “Мона Лиза”, 1519 Леонардо да Винчи “Мона Лиза”, 1519“ Мона Лиза ” покорила публику сразу. Современники да Винчи , которые видели этот портрет, отмечали, что это лучший образец портрета, что художник мастерски изобразил человека: глаза блестят, ресницы как настоящие, цвет лица как у живой. Одним словом, у современников было впечатление, что портрет написан “как фотография”. К моменту написания картины Леонардо достиг пика своего мастерства. Изображение анатомических особенностей уже не было для него какой-либо задачей. И. подбираемся ко второму моменту. он мог позволить себе заняться душой портрета. Да Винчи попытался изобразить одухотворенную женщину. Тут надо отметить, что под одухотворенностью понималось во времена Возрождения. Это не умная, набожная, благочестивая, думающая или еще какая-нибудь женщина. В период Возрождения человек воспевался как подобие Бога. Соответственно, изображая Мону Лизу, Леонардо да Винчи стремился изобразить не подлинный характер этой женщины, а одухотворенного человека в общем, цельное существо подобное Творцу. Похоже, что ему это удалось, и теперь каждый, кто хочет найти в Джоконде какие-то человеческие черты характера, находит их: она и святая, и распутница с кокетливой улыбкой, и собеседник, и мать, и прекрасная возлюбленная. Каждый видит в ней то, что хочет, потому что ее внутренний мир на порядок выше.
И третий пункт - улыбка. Во времена да Винчи художники не писали портреты улыбающихся людей, в принципе. В основном потому, что не умели. Ведь рисовать зубы - это сложно. Да Винчи увлекался анатомией настолько, что решил замахнуться на улыбку. Поэтому современники были сражены вдвойне. Они просто не видели улыбающихся портретов.
Шедевр Джорджоне Спящая венера
«Спящая Венера» – одна из известнейших картин этого художника.Он написал её незадолго до смерти.
Ни одна из картин итальянского Возрождения не имела столько повторений и вариантов, как «Спящая Венера» Джорджоне. Не говоря уже о современниках художника, она поразила воображение Дюрера и Кранаха Старшего. Пуссена и Веласкеса, Рембрандта и Рубенса, Энгра и Делакруа, Мане и Гогена.
Она стала и своеобразным итогом всех размышлений Джорджоне о человеке и окружающем его мире, в ней нашла воплощение идея о свободном, ничем не омраченном существовании человека среди поэтической природы. В 1525 году М. Микиэль писал о ней:
«Картина на холсте, изображающая обнаженную Венеру, которая спит в пейзаже, и Купидона, написанная Джорджоне из Кастельфранко, но пейзаж и Купидон были закончены Тицианом».
«Спящая Венера» была написана художником для патрицианской семьи Марчелло и до конца XVII века находилась в их коллекции, а в Дрезденскую галерею картина поступила в 1699 году. От времени она сильно пострадала, и в местах выпадения краски ее покрывают более поздние записи. В XIX веке реставраторы почти заново переписали часть правой стороны, где у ног Венеры некогда был изображен маленький Купидон, впоследствии Oбнаруженный с помощью рентгеновских лучей.
Образ, ставший олицетворением гармонии духовного и физического, слияния божественного и телесного начал в единую красоту. Но зритель забывает о том, что смотрит на бессмертную богиню. Он видит только красоту обнаженного человеческого тела, которое создает у смотрящего ощущение нравственной чистоты и непогрешимости Венеры. Его взгляд приковывают правильные линии тела молодой женщины, и безмятежность, сквозящая во всем облике богини, постепенно передается и смотрящему.
Вся природа, окружающая Венеру, передана художником в том же ритме и эмоциональном настрое, что и портрет богини: то же спокойствие и умиротворение, та же созвучность частей. Прекрасный мир соответствует красоте женщины. Их неповторимое очарование есть проявление божественной воли; все земное и все небесное является результатом одного творческого акта.
За богиней простирается столь любимый Джорджоне пейзаж венецианской провинции: вдали на пригорке видна маленькая деревушка, за ней зеленеет равнина с одиноким стройным деревцем, а на горизонте вырисовывается далекая цепь холмов с замком и синяя полоска озера.
В картине нет внешнего движения, но на самом деле оно пронизывает собой все полотно. Зритель видит Венеру во сне, т. е. в состоянии, когда человек не совершает никаких действий. Лицо спящей богини прекрасно и не омрачено ни одной тревожной мыслью. Природа тоже находится в статичном состоянии. Но зритель, внимательно присмотревшись и поймав ритм образа, начинает замечать, как мерно и едва слышно дышит богиня во сне, чувствовать тепло ее тела. Все вокруг оказывается наполненным жизнью.
Джорджоне органически соединяет человека и окружающий мир в единое целое, но при этом картина не создает у зрителя ощущения законченности. Джорджоне выводит пейзаж за рамки холста, тем самым подчеркивая, что изображенное – это всего лишь часть огромного целого, постичь которое невозможно, как невозможно и отразить его полностью. И человек находится в нерасторжимой связи с этим миром.
Образ этой прекрасной женщины-богини лишен налета эротики даже в самой малейшей степени. Наоборот, мало кому из художников Возрождения (да и последующих веков) удавалось создать более возвышенный и целомудренный
Пинтуриккио
Картину с фрески Пинтуриккио из Апартаментов папы римского Александра VI Борджиа . Что примечательно, на фреске в образе Мадонны изображена любовница папы Джулия Фарнезе, папа римский преклонил перед ней колена и молится, а на руках у Мадонны Христос, списанный с дочери папы и Джулии.
Пинтуриккио «Мадонна», 1493 Пинтуриккио «Мадонна», 1493Рим 15 века - это страсти, интриги, убийства, отравления, заговоры. И не последнюю роль в этих коварных сплетениях играло семейство Борджиа. Роман Джулии и кардинала Родриго Борджиа завязался еще до его папства. Способствовал этому брат Джулии Алессандро, чтобы заручиться помощью всесильного кардинала в карьере. Джулия прекрасно выполнила свою роль, она добилась для своего брата сначала поста кардинала, а затем епископа с помощью открытого любовного шантажа: «Хочешь меня поцеловать в руку, дай мне это кольцо. А поцелуй в губы будет стоить епископства для моего брата.» Такие письма писала Фарнезе своему святейшему любовнику. После своей смерти Джулия завещала брату свою кровать, с помощью которой он добился успеха в карьере.
Джорджоне
Обнаженная Венера, с которой начались все лежащие голые красавицы. Эта сцена известна каждому из нас. Все мы видели хотя бы одну картину, на которой изображена абсолютно голая женщина, возлегающая на красивых драпировках. Многих художников пленил образ спящей Венеры руки Джорджоне. Первый из них его ученик Тициан. Джорджоне успел написать только саму Венеру, все остальное было дописано Тицианом, и в дальнейшем Тициан написал не одну Венеру, а за ним Веласкес, Энгр, Гойя, Мане. Чем же эта Венера покорила мужчин, что было нового в ней для всего мира живописи.
Джорджоне “Спящая Венера”, 1510 Джорджоне “Спящая Венера”, 1510Джорджоне первым изобразил Венеру, как просто женщину. Если мы не знаем, что это греческая богиня, то никогда и не поймем. Нет никаких атрибутов античности. Это красивая обнаженная женщина, которая почему-то задремала голенькая у скалы. Она выглядит как современница Джорджоне, а не Пифагора. Полностью голая красотка выглядит на удивление целомудренно, т.е. художнику удалось запечатлеть чистую красоту тела. В дальнейшем, художники экспериментировали с уровнем греховности Венеры.
Это одна из первых картин с заметным пейзажем, который затягивает зрителя вглубь картины. Изображение объемно, присутствует игра света и тени: белоснежное тело контрастирует с темной скалой. Все это привычно для нас, но в начале 16 века эта работа стала новой вехой в живописи. Джорджоне создал свой шедевр уже зная недавно написанные трактаты о перспективе, законах света и цвета. Тогда, все это было на пике актуальности. Живопись окончательно ушла от иконоподобных плоских изображений.
Увидеть первую спящую Венеру вы можете в Дрезденской галерее.
Две Венеры
Конец пятнадцатого века ознаменован в искусстве живописи появлением на свет великих художников, таких как Леонардо да Винчи, Джорджоне, Тициан, Микеланджело, Рафаэль, Дюрер.
Два величайших мастера эпохи венецианского Возрождения: Тициан и Джорджоне вышли из мастерской Джованни Беллини . Два таких похожих и таких разных мастера. Об авторстве многих их картин до сих пор идут споры, чьей рукой написан тот или иной шедевр, Джорджоне или Тициана? Сюжеты многих их картин очень схожи, но на этом, как мне кажется, и заканчивается их схожесть, дальше идут различия. Различия во всем: в судьбе, в творчестве, в манере письма.
Итак, Тициан родился в Пьеве ди Кадоре, маленьком селении в горах провинции Беллуна. Он был вторым сыном Грегорио Вечеллио, происходящего из известного рода адвокатов. Неполных десяти лет от роду он покинул родину, чтобы добраться до Венеции и изучить искусство живописи. С первых шагов по стезе живописи Тициан проявил себя как необычайно талантливый художник, умеющий соединить беллиниевское величие и степенность с натурализмом заальпийских художников, к которым он испытывал величайшее почтение.
Запись о смерти 1576 г. гласит, что художник скончался в возрасте « ста и трех лет», таким образом, годом рождения должен быть 1473 год. Однако, биографы его времени, Людовико Дольче и Джордже Вазари, которые, похоже, наоборот, стремятся превознести раннее становление художника, относят дату его рождения к периоду между 1488 и 1490 годами. Именно эта датировка принята в настоящее время большинством ученых. И это единственное темное место в его биографии.
«Божественный» Джорджоне (1477 – 1510), так назвал художника Сальвадор Дали. В отличие от Тициана в биографии этого художника, как и в сюжетах его картин, остается много неясного. Джорджоне прожил очень недолго, и еще при жизни был признан гением. Он коренным образом изменил представление о самой живописи, и о месте художника в обществе. Джорджоне родился близ Венеции, обучался в мастерской Беллини. Родом из бедной семьи, он был наделен острым умом, музыкальностью и пользовался успехом у женщин.
Сравним две картины этих художников, картины очень похожие по сюжету. «Венера Урбино» Тициана и «Спящая Венера» Джорджоне. Созданная для Гвидобальдо, сына урбинского герцога, «Венера Урбино», один из шедевров тициановской классики, скорее всего, признана служить аллегорией супружества. Эта Венера – богиня плотской любви, раскинувшаяся в алькове и предлагающая зрителю свою великолепную наготу. В руке она держит букет роз – традиционный атрибут богини, как и стоящий на подоконнике мирт. Однако, черты лица богини совершенно индивидуальны, взгляд ее не рассеян, она смотрит на зрителя открыто и призывно. Если сравнить картину сл «Спящей Венерой» Джорджоне становится очевидным, что Тициан исключил любой намек на идеализацию. Тициан изобразил свою Венеру во внутренних покоях богатого венецианского дворца, со всеми атрибутами повседневной жизни: двумя горничными, вынимающими из сундука наряды госпожи.
На картине Джорджоне царит таинственность далекая от обыденной жизни. Созданию атмосферы таинственности, окутывающей полотно, способствует пустынный город на заднем плане. этот мотив возник сначала в его знаменитой «Грозе».
Когда наш взгляд скользит от фигуры к пейзажу и обратно, открывается своеобразие метода Джорджоне. Художник мыслил природу, человека и его создания в единстве, охватывал единым взором непрерывную целостность земли и ее растительного покрова, световоздушной среды, облаков, людей, мостов и городских построек. Такое восприятие было не менее важным завоеванием нового искусства, чем открытие перспективы.
Глаза богини закрыты, она спит или грезит, не подозревая, что за ней наблюдают. Нашему взору предстает богиня загадочная и прекрасная, мечтательный идеал, недостижимый в своей законченности.
Тициановская Венера воспринимается не как мифологический персонаж, а как дивный этюд реально существовавшей обнаженной женщины. Создавая образ античной богини любви, Тициан наполнил его новым жизненным смыслом. Запечатленная в реальной обстановке, Венера как бы отделена от пространства комнаты, благодаря чему она существует в своем особом мире, где граница идеального и реального оказывается зыбкой. Замкнутый контур ее фигуры, необычайная мягкость и плавность очертаний усиливают впечатление погруженности ее в свой мир, мир совершенной гармонии и высшей красоты. Создавая богатейшую колористическую гамму, построенную на соотношении звучных и глубоких тонов, Тициан своим мастерством приподнял реальность до уровня идеала.
Чувством гармонии, совершенством пропорций, линейным ритмом, мягкой светописью одухотворенностью и психологической выразительностью своих образов и вместе с тем логичностью, рационализмом Джорджоне близок Леонардо, который, несомненно, оказал на него и непосредственное влияние, когда проездом из Милана в 1500 г. был в Венеции. Но Джорджоне более эмоционален, чем великий миланский мастер, и как типичный художник Венеции интересуется не столько линейной перспективой, сколько воздушной средой и главным образом проблемами колорита.
От Джорджоне Тициан воспринял тонкое чувство колорита, проникся поэтической атмосферой его произведений и после смерти Джорджоне в 1510 году завершил работы учителя.
Своей «Венерой Урбино» Тициан разрушил границы традиционной мифологической картины, приблизил миф к своему времени, заставляя его служить вполне определенным целям: свидетельствовать о важности эротического аспекта брака.
Совместная работа над фресками фасада здания Немецкого подворья положила начало расхождению в живописной манере этих величайших художников. Контраст между «Справедливостью» Тициана и фрагментом фрески «Обнаженной» Джорджоне наглядно демонстрирует это различие.
Оба художника, без сомнения, талантливейшие мастера, но с моей точки зрения Венера Джорджоне вызывает большее восхищение. В женщине должна быть загадка. А здесь эта загадка присутствует. Почему обнаженная богиня лежит на фоне дикого пейзажа? Спит она или грезит? Отдыхает или ждет кого то? От прекрасного тела богини веет таинственностью, а загадка всегда притягивает больше, чем открытость и понятность.
В ноябре 2001 года тициановскую «Венеру Урбино» привозили в Москву, К сожалению, мне не удалось попасть на выставку и увидеть оригинал. Но на меня эта картина произвела глубокое впечатление (хотя, думаю, репродукция или фотография не способна передать всё мастерство автора), мне кажется, от джорджоновской Венеры впечатление было бы большее. У меня дома висит очень хорошая копия Венеры Джорджоне. И даже от копии впечатление очень сильное.
Считается, что смерть помешала Джорджоне закончить картину, и для завершения работы был приглашен Тициан. Действительно, пейзаж, как бы расслаивающийся по мере удаления, и синеватые горы на заднем плане напоминают манеру Тициана. Ранняя смерть Джорджоне способствовала тому, что звезда Тициана вспыхнула с необыкновенной яркостью.
Если еще раз сопоставить Венеру Урбинскую с Венерой Джорджоне, то могу сказать, что прекрасная женщина, изображенная Тицианом, представлена величавой, исполненной чувством собственного достоинства, но ее изображение уже не вызывает ощущения тайны, как в картине Джорджоне.
Позднее Тициан написал для Филиппа Испанского несколько вариантов темы Венеры и Данаи. Серии мифологических сцен были посланы испанскому королю, известному религиозному фанатику. Эти картины уже относятся к позднему стилю Тициана, в них выразилось новое понимание мира эроса. за четвертым творческим десятилетием, которое истощило внутренние силы художника, вновь последовало время расслабленности. Как и в тридцатые годы, Тициан посвятил свое творчество главным образом прославлению женской красоты. В сопроводительных письмах при посылке мифологических картин Филиппу II Тициан назвал одну из своих картин "Поэзией", и в самом деле, все эти произведения в высшей мере поэтичны. Стареющий мастер придал всему изображенному красочный блеск высшего совершенства. Спокойствие и дистанция позволили выразить легкость и просветленность этого мира красоты.
Борис Кустодиев. Русская Венера
Картина "На террасе" написана в доме художника "Терем". Лето 1906 года. На террасе «Теремa» – дома, построенного художником неподалеку от Кинешмы, для летнего отдыха своей семьи. Пьют чай сам Борис Михайлович с женой, Юлией Евстафьевной; Василий Александрович Кастальский (1866 - 1942), близкий друг и муж сестры, Александры Михайловны, сын Кирилл и Ирина с няней.
В 1925 холст был перевернут и на его обратной стороне написана картина "Русская Венера".
Картина «Русская Венера» была написана Борисом Кустодиевым в 1926 году, за год до смерти, в его ленинградской квартире, которая служила ему и мастерской. В это время Кустодиев уже был практически полностью поражен своим тяжелым недугом.
Испытывая сильные боли, которые причиняет туберкулез позвоночника, Кустодиев в своей картине попытался изобразить собирательный образ русской деревенской красавицы.
Наверное, ни один другой русский художник той эпохи не имел большего морального права отобразить архетипический образ национальной красоты. Несмотря на то что новая постреволюционная Россия не нуждалась в старых божествах, есть личная своевременность и закономерность появления этой работы в творчестве Кустодиева. Художник создал свой особый иллюзорно-солнечный радужный мир, который нуждался в богине, и на обороте ранней, двадцатилетней давности картины уже зрелый мастер пишет русскую Венеру.
Жизненная веселость образа не должны ввести зрителя в заблуждение. Пена, мрамор мыла, облака пара и подпись-картуш указывают на образную преемственность Венерам-Афродитам эпохи Возрождения и Античности. Но, по мнению самого художника, в полумраке русской бани нагота нашей богини оправдана, целомудренна и лишена кокетливой псевдостыдливости.
Как писалась картина.
Позировала Кустодиеву его дочь Ирина.
«Я решил писать большую картину — Венеру, русскую Венеру. Это будешь и ты и не ты, тип русской женщины. Она не будет лежать обнаженной на темном бархате, как у Гойи, или на лоне природы, как у Джорджоне. Я помещу свою Венеру — ты знаешь куда? — в баню. Тут обнаженность целомудренной русской женщины естественна, закономерна»
Полотно потребовалось большое, вся семья ломала голову, где достать его. А замысел уже торопил, "чесались руки". И Кустодиев решил писать на обороте старой картины «Терем».
А сколько мук было с паром и с пеной! Мыло, «мраморное» мыло с разноцветными прожилками само по себе очень живописно, но пена… Пена держалась считанные секунды. Разноцветные мыльные пузыри, только что родившись, исчезали. Художнику пришлось одной рукой взбивать пену, другой писать.
Долго не могли раздобыть веник. Ирина позировала, держа вместо веника линейку. Наконец, к всеобщей радости, достали веник из березовых веток, и художник в один час написал его на готовой уже картине.
Картина Поля Дельво "Спящая Венера"
Картина Поля Дельво "Спящая Венера". Венера, спящая в окружении скелета и манекена, изображена в залитом лунным светом городе. Она спит с раскрытыми ногами, ей грезится, что она соблазняет Смерть.
Это сочетание юной женской красоты и смерти, желания и ужаса придает картине столь беспокойный характер.
Дубликаты не найдены
4 года назадКартина Поля Дельво "Спящая Венера". Венера, спящая в окружении скелета и манекена, изображена в залитом лунным светом городе. Она спит с раскрытыми ногами, ей грезится, что она соблазняет Смерть.
Это сочетание юной женской красоты и смерти, желания и ужаса придает картине столь беспокойный характер.
показать ещё 0 комментариев Лучшие посты за сегодня 20 часов назадРождение Венеры в мировой живописи
Сегодня подумала о том, насколько у людей разное восприятие одних и тех же образов, и как тяжело придится сейчас детям - ведь на них выливается такой поток визуальной информации. Ведь когла читаешь книгу, то мысленно представляешь ее героев, обстановку, одежду, когда же смотришь фильм - то простора для фантазии уже не остается.
Представим на минуточку ситуацию - миф "Рождение Венеры" был бы не рассказан словами, а дошел бы до нас в виде комикса. Тогда бы мы себе точно предсатвляли -как выглядит Венера! Слава, богу, такого не случилось:)
И мы можем на картинах разных художников лицезреть таких различных Венер.
Наиболее известно - полотно Сандро Ботичелли
А сам миф звучит, кстати, так:
Рождение богини Афродиты (Венеры), было необычным: оно случилось, когда Гея, богиня земли, устав от измен своего супруга Урана, попросила младшего сына Кроноса облегчить свою судьбу. Тот оскопил отца серпом. Схватив отрезанные гениталии левой рукой (с которой с тех пор связаны плохие предзнаменования), он зашвырнул их вместе с серпом в море близ мыса Дрепан. Плодоносная сила Урана была настолько велика, что от капель крови, упавших на землю, родились эринии, гиганты и мелии (нимфы ясеня), а капель крови (вариант — крови в сочетании семенем), упавших в море — богиня Афродита.
Кровь Урана, в тот момент ещё бывшего верховным богом, попав в море, образовала белоснежную пену, из которой появилась на свет Афродита. Отсюда её эпитет — Пенорожденная.
Посмотрите на работы разных авторов
Франсуа Эдгар Пико
Жан Огюст Доминик Энгр
Почти во всех картинах есть и пена, и ракушка.
А моя самая любимая Венера тоже написана Константином Маковским
Так и видишь, как Венера потягивается, зевает, оглядывается вокруг и смотрит на мир:)
Но как бы то ни было, и мифы, и картины дарят нам вдохновение и радость творчества.
Читайте также: