Картина отдых на охоте ватто
Почитаемый при жизни и после смерти (в особенности Жюльеном и Кроза) к середине века Ватто был практически забыт; царившие тогда вкус к античности (Кейлус в 1748 упрекал художника в том, что вдохновлялся главным образом изображением архитектуры а С. Леклерка и Б. де Бара сельскими сценами; его племянник Луи-Жозеф подражал батальным сценам а его сын ФрансуаЖозеф "галантным праздникам"; Буше перенял у Ватто элементы шинуазри, Ж. Ф. де Труа опубликовал иллюстрации его галантных празднеств, а молодой Ж.-Б. Удри заимствовал его театральные сюжеты (декорации для Фагона 1725: "Итальянские комедианты в парке" частное собрание).
Искусство Ватто получило широкое распространение и в других странах: в Англии благодаря Мерсье (приблизительно до 1740) в Испании благодаря Кийару, не считая многочисленных подделок создававшихся в середине XVIII в Париже для прусского двора. Рисунки. Три самых крупных собрания рисунков Ватто (Стокгольм Британский музей Лувр) свидетельствуют о виртуозном владении сангиной и углем, которые в большинстве случаев накладывались на тонированную бумагу.
Художник был и неустанным наблюдателем: женские типажи, разнообразные изящные позы, совершенство штриха и изумительное красочное решение фантазия все это делает рисунки Ватто особенно привлекательной частью его творчества. Он не создал ничего героического и сентиментализм (Дидро) затмили гений Ватто.
Однако уже с 1810 интерес к Ватто начинает возрождаться во второй половине XIX в. он вновь становится популярен: ему отдают должное Гонкуры (1854), Бодлер (1855) и Верлен (1862), а лорд Харфорд покупает его картины, составившие гордость лондонского собрания Уоллес; в 1869 по завещанию Лаказа восемь картин Ватто (в их числе и знаменитый "Жиль") были переданы в Лувр где до этого времени хранились лишь немногие произведения художника (например Паломничество на остров Цитеру ).
Молодость Ватто; работа в мастерской К. Жилло (16991707). В 1699-1702 Ватто работал в Валансьенне в мастерской Ж. А. Жерена а затем в Париже где копировал картины голландских мастеров ("Старуха в очках" Г. Доу) и произведения на религиозные сюжеты, а также познакомился с творчеством фламандцев (Флейгельс Споэд).
За исключением картины "Истинное веселье" (1702-1703 Валансьенн музей), произведения этого периода известны лишь по гравюрам (деревенские сцены, напоминающие произведения Тенирса). В 1703-1708 Ватто посещает торговцев эстампами на ул. Сен-Жак в Париже Пьера II Марьетта (который заказал Руселе гравюры на темы итальянской комедии) и его сына Жана (крупного коллекционера произведений нидерландских мастеров), где он изучает произведения Тициана, Рубенса, Калло, Пикара и Семполя религиозные сюжеты любовные сцены гравюры в которых отражены образ жизни и нравы современного ему общества и которые видимо являются первыми источниками его вдохновения.
Вероятно у Марьетта Ватто познакомился с К. Жилло в мастерской которого работал с 1703 по 1707/08; этот период сыграл решающую роль в становлении художника. Ватто использовал уже существовавшие или новые сюжеты из итальянской комедии особенно популярной после закрытия отеля де Бургонь ("Арлекин повелитель луны" 1708 (?) Нанта Музей изящных искусств это произведение написано Ватто вероятно по эскизам Жилло; "Чтобы сохранить любовь красавицы" ок. 1706 в 1729 Кошен исполнил гравюру с этой картины).
Кроме того художник расширяет свой иконографический репертуар опираясь на школу Жилло в произведениях которого Ватто привлекали не столько суховатые композиции сколько то, с каким вниманием Жилло изображает сцены, заимствованные из народной и театральной жизни. Сохранилось два произведения Ватто этих лет: одно "Сатира на врачей ("Что я вам сделал, проклятые убийцы?")" (1704-1707 Москва Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина) является сатирой схожей с "Господином Пурсоньяком"; другое авторство которого лишь приписывается Ватто "Маленькие комедианты" (17061708 Париж музей Карнавале ныне Дублин Нац. гал.) создано под сильным влиянием Жилло. Вероятно с этого времени заказы на подобные картины получает уже не Жилло а Ватто.
Хранитель Люксембургского дворца заказывает Ватто "Гротески месяцев" для Медона (начаты 1699; эскизы Вена Альбертина) а также декорации замка Ла Мюэтт (Кабинет короля ок. 1708; эти декорации известны по гравюрам воспроизведенным в книге Oeuvre grave опубликованной в 1731).
Создав один из первых декоративных ансамблей свидетельствующих о вкусе к шинуазри и экзотическим стилям Ватто следует здесь традиции Берена но выступает и как новатор и предшественник Буше; в то же время в декорациях отеля Нуантель (Пульпри) проявляется его собственная фантазия он соединяет галантных персонажей с гротесками и арабесками (известны лишь два панно "Фавн" и "Соблазнитель" Париж частное собрание).
Вскоре Ватто оставил этот жанр молодому А. Патеру работавшему вместе с ним; однако позднее художник вновь обратиться к батальным сюжетам ("Новобранец" Париж собрание Ротшильда).
Ватто и парижские любители искусства (1710-1716). По возращении в Париж Ватто поселяется у тестя Жерсена Сируа портрет которого он впоследствии напишет ("В наряде Мецетена" ок. 1717 Лондон собрание Уоллес). Ватто пишет маскарады в духе Жилло а сблизившись с Ла Роком и Лесажем он расширяет свои познания в области театрального искусства.
Благодаря покровительству Ла Фосса он был принят в Академию ("Ревнивцы" известна по гравюре; Увеселительная прогулка вчетвером 1712 Сан-Франциско Музей искусства). О жизни Ватто в 1712-1715 сохранилось очень мало сведений; известно что он познакомился с казначеем Пьером Кроза который предоставил в его распоряжение свои земли в Ножан-сюр-Марн и позволил ему изучать рисунки фламандских художников, особенно Ван Дейка ("Обезоруженная любовь" ок. 1715 Шантийи музей Конде; "Осень" Париж Лувр).
Ватто оттачивает технику пейзажа который становится самостоятельным жанром в его творчестве ("Бобр в Жантийи" ок. 1715 Париж частное собрание). Кажется что в течение всего этого периода Ватто не столько ищет больших заказов сколько совершенствует свой стиль. По заказу Кроза он пишет "Времена года" (ок. 1715) из которых сохранилось лишь "Лето" (Вашингтон Нац. гал.). В своих работах Ватто синтезирует традицию Калло (которой восхищался еще Клод III Одран), рубенсизм, продолжающий опыты колористов эпохи Людовика XIV, и приемы венецианской живописи. Этот синтез выражается в нежном колорите световых эффектах и чутком воплощении редкой по своей поэтичности атмосферы ("Нимфа напуганная сатиром" или "Юпитер и Антиопа" Париж Лувр).
Позднее творчество (1716-1721)
В эти годы Ватто постоянно меняет место жительства он живет по очереди у Кроза, Сируа, Флейгельса и Эдма Жора. В 1717 он представляет в Академию где его считают художником "галантного жанра" картину "Паломничество на остров Цитеру" (Париж Лувр) которая является скорее меланхолическим намеком на тему Молодости и Любви с ее осенними тонами и персонажами изображенными спиной к зрителю. В конце 1719 Ватто приезжает в Лондон где встречает французских художников и получает заказы законченные впоследствии Ф. Мерсье. Летом 1720 он возвращается в Париж и поселяется у Ф. Жерсена для антикварной лавки которого пишет картину Вывеска Жерсена (Берлин Шарлоттенбург) вызывающую воспоминания о споре древних и новых а также об источниках его собственного искусства Венеции и Фландрии. Наконец весной 1721 Ватто поселяется в Ножан-сюр-Марн где живет в окружении Жерсена, Ла Рока, Патера. Перед смертью он раздает им свои рисунки. Последние пять лет его жизни были очень плодотворными (правда многие картины известны лишь по гравюрам или копиям): назовем прежде всего темы, навеянные северным реализмом ("Савояр с сурком" 1716 (?) Санкт-Петербург Гос. Эрмитаж) и несколько ню чувственных и утонченных ("За туалетом" Париж частное собрание и Лондон собрание Уоллес). Он пишет несколько портретов: "Антуан Патер" (Валансьенн музей) лицо которого поражает своей властностью и портрет "Дворянина" (ошибочно называвшийся "Жюльеном" Париж Лувр) являющийся одним из самых замечательных характерных портретов XVIII в. Кроме того Ватто исполняет несколько картин на религиозные ("Св. Семейство ("Отдых на пути в Египет")" Санкт-Петербург Гос. Эрмитаж) и мифологические ("Суд Париса" Париж Лувр) сюжеты. Но самые известные его произведения изображают встречи, развлечения, музыкальные моменты, словом все то, что можно отнести к "галантному жанру". В театральном мире ("Любовь во французском театре" Любовь в итальянском театре обе Берлин-Далем музей; "Актеры французского театра" Нью-Йорк музей Метрополитен и Санкт-Петербург Гос. Эрмитаж) он находит свои модели и свое поэтическое вдохновение; так одинокая и монументальная фигура "Жиля" (Париж Лувр) служит поводом для размышлений о печали и суетности мира. Наряду с изображениями отдельных фигур ("Мецетен" Нью-Йорк музей Метрополитен; "Безразличный" и "Финетта" обе Париж Лувр; "Взволнованная любовница" Шантийи музей Конде) он пишет многофигурные композиции, на которых музицирующие, поющие или "галантно" беседующие персонажи собрались под сенью парковой листвы или на дворцовых ступенях. Среди этих знаменитых галантных праздников следует назвать второй вариант "Паломничества на остров Цитеру" (1718 Берлин Шарлоттенбург) Ели-сейские поля, Радости жизни и "Отдых на охоте" (все Лондон собрание Уоллес), Сельские радости (Шантийи музей Конде) Радости бала (Далич Гал. колледжа) Безмятежная любовь, Общество в парке Концерт (все Берлин-Далем музей) Радости любви и "Сельское общество" (Дрезден Картинная гал.). Сам жанр пленэрных "галантных праздников" появился еще в конце XVII в. но в творчестве Ватто он воплотился по-иному, тонко и виртуозно: таинственные фигуры, туманная атмосфера смутный намек на водную гладь все это было отражением индивидуального восприятия художника высоко оцененного в кругу Кроза и не являющегося простым продолжением венецианской и рубенсовской традиций. В 1718 мечтательный лиризм его картин трансформировался в сторону более реалистичного изображения комедии человеческой жизни в чем можно видеть своеобразное возвращение к реализму северной живописи. Вместе с тем "Вывеска Жерсена" (1720) несомненный шедевр Ватто показывает насколько художник остается связан с прозрачным венецианским стилем от которого его отличает быть может лишь более четкое распределение масс: не было ли это признаком нового стиля грубо прерванного как это случилось с Пуссеном за полвека до того? "Стиль Ватто". Патер и Ланкре не были просто продолжателями искусства Ватто, ибо они знали его работали с ним, не будучи однако его учениками: у художника не было учеников. Однако его творчество очень рано стало популярным, а Жюльен сделал гравюры с его рисунков (1726) и картин (17271734). Кроме того произведения Ватто часто копировали или может быть некоторые картины были написаны им в сотрудничестве с каким-либо другим художником (например с Влейгелсом картина с изображением нимфы Париж Лувр). Ф. Менье
Бивуак
Оригинал находится в Государственном музее А.С. Пушкина, в Москве.
Жан Антуан Ватто – известный французский художник 18 столетия, один из основоположников нового стиля – рококо. Еще в молодости на начинающего художника оказали огромное влияние работы Рубенса, а также рисунки Тициана и Веронезе. Основам живописи Антуана учил Жак-Альбер Герен.
Ватто Отдых на охоте. 1720 г
Художник на холсте нарисовал,
Как где-то у лесной опушки
Устроили охотничий привал
И кавалеры, и подружки.
Не в парке помещает их Ватто,
А посреди самой природы,
Ещё эффект усиливает то,
Что действие от нас уходит
В окутанную нежной дымкой даль,
Где пары с солнцем исчезают.
И в сердце поселяется печаль
И больше нас не покидает.
Расположились прямо на траве
На отдых кавалеры, дамы.
Прошелестев, стих ветерок в листве.
Изящна цветовая гамма.
Запечатлел Ватто свою мечту
Во множестве полотен разных,
И зритель ощущает красоту
Излюбленных "галантных празднеств".
Свидетельство о публикации №112122005374
ТочнО стихов сопровожденье.
В картинах Ватто (всех) - движенье.
С уважением,
Спасибо за экспромт, Олег Николаевич! С наступающим Новым Годом! Всех Вам благ,
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Ватто. Отдых на охоте. 1720
И освещается лучами
Всё общество, что перед нами
Расположилось на траве.
Стих ветерок в густой листве.
Прекрасен отдых на природе,
Но пары вдаль от нас уходят,
Заканчивая свой привал.
Как всё Ватто нарисовал:
Закат, что тихо догорает;
И парочки, что исчезают;
Ландшафт, что полон красоты, -
Как проявление мечты!
Свидетельство о публикации №121042801423
Прекрасно представил картину, Ванечка!!
С любовью и добрым проникновением в неё.
Обнимаю.
Доброго и приятного дня,дорогой Артур!
Поздравляю с Первомаем и Светлой Пасхой Христовой!
Спасибо за добрые слова о прекрасной картине Ватто!
Обнимаю с дружеским теплом и улыбкой,
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Что такое Артхив
Артхив — это сообщество художников, коллекционеров и арт-дилеров. У нас удобно собирать и публиковать все, что связано с искусством, управлять коллекциями, покупать, продавать и продвигать картины.
Рецензии на произведение «Ватто. Отдых на охоте. 1720»
Спасибо за визит и тёплые слова, милая Леночка!
Новых творческих замыслов и свершений!
Пусть у тебя всё будет хорошо!
До новых встреч на сайте!
С сердечным теплом,
Замечательно все описал!
Спасибо, милая Ларочка! Всего доброго!
Спасибо за хороший экфрасис, Ванечка.
Доброго тебе утра и дня.
Здоровья и радости бытия.
С теплом души. Я
Большое спасибо, милая Верочка!
Всех жизненных благ!
С нежностью и теплом,
Отличный экфрасис,Иван
Спасибо.
С дружеским теплом.
Большое спасибо, Борис!
Хорошего дня и удачи!
С дружеским рукопожатием,
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Антуан
Ватто
Жан Антуан Ватто (фр. Jean Antoine Watteau, 10 октября (день крестин) 1684, Валансьен – 10 июля 1721, Ножан-сюр-Марн ) – выдающийся французский живописец и рисовальщик начала XVIII столетия, родоначальник нового жанра «галантных празднеств» (fetes galantes), ставшего прологом для появления в европейском искусстве стиля рококо.
Особенности творчества художника Антуана Ватто. Он стал первым (и по значению, и по хронологии) художником времени, которое называют «галантный век» или, по меткому выражению из стихотворения Валерия Брюсова, «век суетных маркиз» . Легкомысленные дамы и их рассеянно-учтивые кавалеры, меланхоличные музыканты, уличные торговцы и актёры – вот герои Ватто, которых он изображает со всевозможной грацией и утончённым психологизмом, но без тени грубоватого разоблачительства, свойственного жанровой живописи. Картины Ватто не столько повествовательны, сколько атмосферны – настроение в них важнее сюжета, подтекст важнее интриги, эмоция важнее действия. Ощущение мимолётности и непродолжительности счастья, затаённой печали заставляет говорить о «меланхолическом реализме Ватто» . Рисунок Ватто всегда лёгок, динамичен, его линии – прихотливы и мелодичны. Ватто первым обозначил рокайльную цветовую гамму: избегая контрастных сочетаний и локальных цветов, он предпочитал богатые, сложные и утончённо-изысканные созвучия оттенков, делал многослойные лессировки, создавал особую мерцающую фактуру. Несмотря на неприятие и непонимание со стороны многих современников и ближайших потомков (Дидро заявлял, что «готов дать десяток Ватто за одного Тенирса» , а французские студенты конца века, предпочитавшие героическую живопись Жака-Луи Давида, однажды закидали полотна Ватто хлебными шариками), сейчас творчество Антуана Ватто признано одной из вершин искусства XVIII века; как рисовальщик и колорист он опередил своё время – влияние Ватто ощутимо не только в живописи его соотечественников Буше и Фрагонара, но также у Хогарта, Рейнолдса, Гойи, художников-романтиков.
В середине июля 1721-го года в одном из домов парижского предместья Ножан-сюр-Марн умирал 36-летний чахоточный. Он лежал на постели в загородном доме некоего господина Лефевра, темной личности, известной в кругах парижской знати как «устроитель маленьких удовольствий короля». Общие друзья привезли больного накануне ночью, и прожжённый Лефевр сходу сообразил: не жилец! На бледном, с прозеленью, лице горел характерный, неестественно яркий румянец. «Как будто театральный грим!» - невольно подумал Лефевр, припоминая Коломбин, Меццетенов и Пьеро с картин своего постояльца, известных всему Парижу.
Между приступами изматывающего туберкулёзного кашля друзья умолили умирающего причаститься. Деревенский священник поднёс к его губам распятие. «Уберите! – истерично закричал Антуан Ватто (это был именно он). – Ваше распятие причиняет мне боль! Как можно так плоско и грубо изображать Господа. »
Нервный, неуживчивый, временами весёлый, но все-таки странный – таким Париж запомнил Антуана Ватто. Удивительно, что этот сумасброд и мизантроп имел так много влиятельных друзей, а его картины носили подчеркнуто легкий и праздно-изящный характер. Чтобы определить их невиданный доселе жанр, пришлось даже изобрести специальное название – «галантные празднества» . Но оценить в полной мере новаторство Антуана Ватто как художника смогут только потомки. Его гением будут буквально грезить романтики и символисты, Шарль Бодлер и Поль Велен. А Марсель Пруст скажет, что Ватто и Ла Тур сделали для славы Франции больше, чем все революционеры, взятые вместе.
Жан Антуан Ватто родился в 1684-м году в провинциальном городке Валансьен, знаменитом своими изумительными кружевами. Его отец Жан Филипп не имел отношения ни к искусству, ни к кружевам: он был кровельщик, работал на совесть, хорошо зарабатывал и, бывало, напившись в конце рабочей недели, изрядно поколачивал жену Мишель, родившую ему четверых детей. Тем невероятнее, что отец, человек грубый и вздорный, первым разглядел талант Антуана.
Любимым занятием подростка Ватто было сидеть на городской площади с карандашом и рисовать бродячих актеров, веселивших толпу. В Валансьене был муниципалитет, а при муниципалитете числился штатный художник, Жак Герен. К нему отец Ватто отдал сына учиться. Толку из этого не вышло: подмастерью доверяли разве что разводить краски, а вскорости Герена не стало. Ватто задумал было найти для себя более подходящего учителя. Но тут уж воспротивился отец: сколько можно праздно торчать на площади да пялиться на комедиантов? Не пора ли освоить настоящую мужскую профессию? Кровельщика, к примеру.
Но Жан Филипп Ватто не знал, что его сын не менее самоволен и упрям, чем он сам. Однажды, никого не предупредив, Антуан отправился в Париж. Он шёл туда пешком, а в его карманах насвистывал ветер. Похоже, Ватто ожидала жизнь уличного бродяги. И действительно, в свой первый столичный год будущий родоначальник «королевского стиля» рококо почти всё время провёл под открытым небом, а от непогоды прятался под сводами Нотр-Дам де Пари.
Вокруг Собора теснились лавки посредственных богомазов. За умеренную плату суеверные паломники скупали там образки святых. Отчаявшись найти более достойную работу, Антуан Ватто нанялся в одну из таких лавок. Он наловчился писать Николая Чудотворца, наиболее коммерчески востребованного святого, и потом шутил: «Я так изучил его лицо, что мог бы писать Николая с закрытыми глазами – для этого мне даже не нужен оригинал» .
Три франка в неделю плюс ежедневная миска супа – таков был доход художника, и тут уж было не до смеха. Но вмешался случай.
Каким-то чудом наброски 20-летнего Ватто попали в руки знаменитого французского декоратора Клода Жилло. Они были так не похожи на мазню ремесленников с моста Нотр-Дам, что Жилло сходу предложил Ватто место своего ассистента. И Антуан, не раздумывая, согласился: расписывать театральные декорации и украшать городские карнавалы было ему по нутру. Опытный и успешный Жилло вывел его в люди, обеспечил заказчиками и знакомствами. Но настал день, когда учитель и ученик разругались вдрызг. Причина разрыва до сих пор неизвестна. Всю последующую жизнь оба старались в разговорах даже не упоминать имен друг друга.
И все же Ватто невероятно везло с друзьями. После Жилло его покровителем стал наследственный живописец и хранитель коллекции Люксембургского дворца Клод Одран. Он привлекал Ватто к оформлению королевских резиденций в Версале и в Фонтенбло. А в Люксембургском дворце художник познакомился с редкой серией Рубенса, посвященной Марии Медичи. Ватто и раньше любил фламандцев, но Рубенс его потряс и «перепахал». Когда еще один его друг, аббат Нуартерр, преподнёс художнику в дар оригинал Рубенса, Ватто испытал почти религиозный экстаз: «Я потерял покой. Мои глаза беспрестанно ищут картину, которую я воздвиг на мольберт, как на аналой…»
А еще Антуан Ватто страстно мечтал попасть Рим. Для этого он даже лет в 25, переступив через самолюбие и комплексы, огласился участвовать в конкурсе для начинающих художников, объявленном Академией. Увы, ему присудили лишь золотую медаль. А в Рим отправился Антуан Гризон, взявший гран-при. Больше он не прославится ничем – его имя история сохранила лишь потому, что когда-то он обошёл великого Ватто.
Антуан оказался в Париже в эпоху, которую позже назовут безвременьем и упадком стиля. Королевский двор стремительно терял авторитет и влияние. Классицизм XVII века испустил дух. Но что это значило для художников?
Только то, что нужно было выстраивать новую систему координат, искать наощупь те идеи, которые могли бы по-настоящему вдохновлять. Героика и пафос больше никого не привлекали. Королевский двор перестал быть законодателем мод. Никто из художников не хотел становиться эпигоном классицизма. Никто не верил в «большие идеи».
Обмелевшая культурная жизнь сместилась из дворцов в дворянские усадьбы с их милыми забавами вроде домашних спектаклей и перемежаемого музицированием флирта. «Невыносимая легкость бытия» стала символом эпохи. А еще – она стала главной темой творчества Ватто. «Соблазнитель», «Кокетка», «Капризница» - вот его герои. На картинах Антуана Ватто кто-то любезничает («Затруднительное предложение»), кто-то ревнует («Две кузины»), кто-то пощипывает струны гитары и пялится в декольте («Песня любви»), а кто-то большой компанией устремляется на поиски любви («Отплытие на остров Цитеру»). Всё это в совокупности и получило название «галантных празднеств» – нового жанра, открывшего двери для нового стиля – рококо.
Когда после тридцати Ватто станет очень богат, он больше не будет помышлять о Риме. Вопреки здравому смыслу и ожиданиям друзей, разбогатев, он поехал не в Италию, а в Англию. Именно в богемном Лондоне Ватто в полной мере ощутил вкус признания. Однако общество оказалось к нему благосклонее, чем природа. Промозглый британский климат обострил чахотку. Болезнь прогрессировала. Смертельно больной Ватто вернулся в Париж.
Биографы обходят молчанием личную жизнь мастера. О ней почти ничего не известно. В 2007-м году французы сняли изысканный и скучный фильм «Тайна Антуана Ватто» о предполагаемой любви художника к актрисе Комеди Франсез Шарлотте Демар – загадочной женщине, присутствующей на многих полотнах Ватто и всегда изображённой со спины.
Но всю жизнь, даже будучи известен и богат, Ватто предпочитал жить «на краю чужого гнезда». Приехав из Англии за год до смерти, он останавливается у торговца предметами искусства, некоего Жерсена. У того была лавка с громким названием «Великий монарх». Ватто сам вызвался написать для лавки вывеску. Работал по утрам, а после обеда, обессиленный кашлем, валился без сил. И все же всего в недельный срок на свет появилась знаменитая «Лавка Жерсена» – её придирчивый Ватто считал лучшей из всех своих картин.
Жерсен станет первым (и очень тактичным!) биографом своего рано умершего друга. Впрочем, мы уже говорили, что всю короткую жизнь Антуану Ватто удивительно везло с друзьями.
Свидание на охоте. Фрагмент
Описание этой работы пока отсутствует. Возможно, оно появится позже. Следите за обновлениями в Артхиве.
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь .
Короткая ссылка
Одноклассники
Дата создания: 1718
Местонахождение: Коллекция Уоллеса, Лондон, Лондон
Работа в подборках: 1 подборка
Картина отдых на охоте ватто
Картина Ватто — это сама правда, сияющий свет, симфония красок и, в то же время, удивительная поэзия, какое-то вознесение обыденной житейской прозы в горние сферы сказки.
Александр Бенуа
Автопортрет. Гравюра Л. Крепи с утерянного оригинала Ватто. 1727 Школа изящных искусств, Париж
При воспоминании о работах французского художника XVIII века Антуана Ватто (1684–1721) в памяти оживают его чарующие небольшие картины с изображением «галантных празднеств», как когда-то современники назвали тот жанр живописи, в котором работал художник. Его сценки с костюмированными фигурками кавалеров и дам в зелени парков Парижа и его окрестностей подобны хорошо срежиссированным театральным представлениям под открытым небом. Живопись Ватто несет в себе отзвук празднеств, проводимых в парках дворцов эпохи «Grand siécle» Короля-Солнце — Людовика XIV, и отклик на кардинальные изменения в мироощущении и предназначении художника нового начавшегося столетия — века Просвещения. Она олицетворяет галантный XVIII век.
Антуан Ватто, художник, проживший всего тридцать семь лет и всего два десятилетия в XVIII веке, оказался способен одарить зрителя очень сильными и глубокими ощущениями новой эпохи, заставить почувствовать ее поэзию и красоту, исключительную цельность и многогранность. С его именем, как с именем любого другого большого мастера, ассоциируется понятие «манера Ватто». К искусству Антуана Ватто испытывали огромный интерес художники-романтики, восхищавшиеся его красочной чуткостью и умением передавать тонкое эмоциональное настроение каждой сцены. «Надо посмотреть еще нескольких Ватто, чтобы изучить его приемы ‹…› маленький Ватто, которого я повесил, окончательно убедил меня в превосходстве светлых тонов» [1] , — запишет в своем Дневнике Эжен Делакруа. Ватто был кумиром братьев Эдмона и Жюля Гонкуров, восхищавшихся грацией культуры XVIII века и привлекших к ней внимание в XIX столетии. Художник очень тонко выразил строй чувств, близкий эстетике этого века с его тягой к неуловимому. Горячими поклонниками искусства Ватто были французские импрессионисты, ценившие его правдивость в передаче прелести красок натуры и ее естественного освещения. Недоговоренностью и тягой к неуловимому, некоей полумаской искусства Ватто были увлечены русские мастера объединения «Мир искусства», для которых оно олицетворяло наивысшие достижения в европейском художественном наследии. Произведения Ватто рассказывают о времени, в котором он жил, о нем самом как о тонком и искреннем художнике, они «открывают» век Просвещения во Франции, в них сфокусированы многие непростые эстетические проблемы, стоящие перед искусством, и пленительная смелость в попытке их решения.
О судьбе самого Антуана Ватто известно немного. Он был человеком с нелегким характером, часто менял места жительства из-за неуживчивости и внутреннего беспокойства, но имел, однако, много друзей и всего лишь раз покинул Париж, когда в 1720 году посетил Англию.
Сельский праздник. Ок. 1704–1705 Художественный музей Джона Херрона, Индианаполис
Бивак. 1709–1710 Фонд Тиссен-Борнемисса, Мадрид
Биографы почти одинаково отзывались о нем: «Он почти всегда был задумчив… усидчивый труд положил на него отпечаток некоторой меланхоличности. В обращении его чувствовалась холодность и связанность, что порою стесняло его друзей, а иной раз и его самого, единственными его недостатками были равнодушие да еще любовь к переменам» (Жан де Жюльен). «…Ватто был среднего роста, слабого сложения, он отличался беспокойным, изменчивым нравом, твердой волей; по умонастроению был вольнодумец, но вел разумный образ жизни; он был нетерпелив, застенчив, в обращении холоден и неловок, с незнакомыми вел себя скромно и сдержанно, был хорошим, но трудным другом, мизантропом, даже придирчивым и язвительным критиком, постоянно не был доволен ни собою, ни окружающими и нелегко прощал людям их слабости. Говорил он мало, но хорошо; он любил читать, это было его единственным развлечением, которое он позволял себе на досуге; не получив хорошего образования, он недурно судил о литературе… Конечно, его постоянное усердие в работе, слабость здоровья и жестокие страдания, которыми была полна его жизнь, портили его характер и способствовали развитию тех недостатков, которые ощущались в нем, когда он еще бывал в обществе» [2] (Жерсен).
Мы можем, однако, предположить, что он был достаточно цельной натурой не только благодаря своему выдающемуся дарованию, но и исключительному трудолюбию, и, обретя свой независимый путь, он сумел стать при жизни известным признанным мастером, гордостью Королевской Академии живописи и скульптуры, ее действительным членом.
Антуан Ватто родился 10 октября 1684 года в Валансьене, провинциальном городе-крепости, расположенном на севере Франции. Отец его был ремесленником, он отдал юношу в обучение к местному живописцу Жерену, но в душе желал, чтобы сын унаследовал его профессию кровельщика.
Расположенный у слияния рек Шельда и Рондели, Валансьен был постоянным яблоком раздора между Фландрией, Испанией и Францией. Ватто покинул родной город между 1700–1702 годами, когда Валансьен отошел Франции. Однако затишье между военными действиями всегда оставалось здесь кратковременным явлением. Возможно, не желая пополнить число рекрутов на военную службу и мечтая учиться живописи, он уезжает в Париж. Точно неизвестно, уехал ли он из родного города один или вместе со своим учителем Метейё в повозке бродячих актеров-комедиантов.
Бивак. Ок. 1710 Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва
Въезд в Валансьен. Ок. 1710 Коллекция Фрик, Нью-Йорк
Именно Метейё, о котором не сохранилось сведений, называют биографы Ватто его первым учителем в Париже. Юный художник работает некоторое время в мастерской, расположенной у моста Нотр Дам, исполняя копии с картин, воиспроизводя народные картинки, раскрашивая гравюры. В Париже для него начинается нелегкий период становления как художника, он ищет учителей, однако излишнее руководство всегда претило его независимой натуре. Из воспоминаний его друга, торговца рамами и стеклом, владельца лавки у моста Нотр Дам Сируа, известно, что Ватто давал следующий совет Никола Ланкре, своему будущему ученику: «Обучение у какого-либо мастера — пустая трата времени; надо ставить себе смелые задачи, руководствуясь Учителем всех Учителей — Природой; сам я поступал именно так» [3] .
Савояр с сурком - как Антуан Ватто рассказывает нам о жизни французских бедняков XVIII века
Песня исполняется от имени маленького бродяжки, странствующего по дорогам с шарманкой и дрессированным сурком. Такое явление действительно имело место в Европе в XVIII и даже в начале XIX века. Нищие мальчики зарабатывали себе на пропитание тем, что ходили с сурком, который вытаскивал для дам высшего сословия билетики на счастье.
Антуан Ватто "Савояр с сурком" около 1716 года (Яндекс.Картинки) Антуан Ватто "Савояр с сурком" около 1716 года (Яндекс.Картинки)Мы знаем савояров, начиная от этого знаменитого савояра Ватто и кончая не менее знаменитой песенкой Бетховена. Хотя Бетховен жил на сто лет позже, но савояры всё ещё бродили по дорогам Европы и развлекали народ. Вот и этот мальчуган, небогато одетый, явился в какой-то провинциальный городок Франции со своим преданным другом.
Фрагмент картины Фрагмент картиныСавояр с зарождающейся улыбкой глядит прямо на нас, и в его лице есть совершенно определенное очарование. Этот рано повзрослевший ребенок, несмотря на тяготы жизни, светится счастьем и оттого притягивает наш взгляд.
Ватто необычайно уверенно, с изяществом и буквально несколькими штрихами создает пейзаж картины. Фон, несколько легких и точных касаний кисти, и вот мы уже ощущаем плотность, массу и угол этой каменной колокольни.
Фрагмент картины Фрагмент картиныА уж осенние деревья, создающие настроение всей картине, это вообще - легкие, быстрые мазки. Всё более ослабевающее касание кисти даёт сетку голых ветвей, за которыми мы ощущаем свободное пространство.
Фрагмент картины Фрагмент картиныЭти стволы и ветви отделены от домов, которые стоят в глубине. И мы очень четко ощущаем, как эти плоскости уводят наш взор в глубину картины.
"Савояр с сурком" - один из неоспоримых шедевров живописца из Государственного Эрмитажа. Подборку всех картин Антуана Ватто, которые хранятся в России, вы можете посмотреть ТУТ . Ставьте лайки, подписывайтесь - это очень мотивирует и способствует развитию канала. Пока пока.
Читайте также: