Картина карнавал в честь прибытия кристины в рим
12 декабря 2019 года в Садовом вестибюле Михайловского дворца открывается выставка картины А.П.Мясоедова (1806-1854?) "Карнавал в Риме" (1839). Новая экспозиция позволит проследить историю создания этого произведения, а также погрузиться в праздничную атмосферу Вечного города. Кроме самой работы на выставке будут представлены архивные документы, предоставленные Государственным архивом Российской Федерации, и акварель Э.П.Гау из собрания Государственного Эрмитажа с изображением картины А.П.Мясоедова в одном из интерьеров Зимнего дворца.
Картина изображает традиционное гулянье в Риме, на котором присутствовал великий князь Александр Николаевич, будущий император Александр II. Яркое полотно стало уникальным историческим, иконографическим и художественным памятником своего времени. Долго оставалось неизвестным, кого именно изобразил художник, однако список русских участников карнавала, как и детали праздника, удалось расшифровать благодаря архивным документам.
История праздника
Древнеримский историк Тит Ливий приписывает их авторство Квинту Клелию и Титу Ларцию. Во время их консульства в V в. до н. э. были учреждены празднества в честь царя царей Сатурна — божества доримского периода, покровителя аграриев и бога плодородия.
Отмечали Сатурналии во второй половине декабря, начиная с 17 числа. Длились торжества в разные времена до семи дней. На весь период города «замирали»: магазины закрывались, учеников школ распускали по домам, суды не судили, преступников не казнили, а провинившихся рабов и господ запрещалось наказывать.
Сатурналии, Антуан Франсуа Калле Сатурналии, Антуан Франсуа КаллеПервоначально это был крестьянский праздник — гуляния в честь окончания жатвы. Проводились один день, но очень быстро стали популярными среди всех сословий.
Тит Ливий пишет, что через 10 лет после первых Сатурналий срок их празднования увеличился до недели. В I веке до н. э. Октавиан Август сократил время фестиваля до трех дней, но сменивший его Калигула вновь утвердил 5-дневное празднование. Его последователь Тиберий Клавдий продолжил традицию предшественника.
После принятия императором Константином католического христианства в 312 году вышел официальный указ о запрете Сатурналий как языческого, губительного для душ крестьян праздника. Но фестиваль продолжали отмечать ежегодно вплоть до конца эпохи Республики.
Традиции Сатурналий
По преданию, подробно описанному древнегреческим мифографом Диодором Сицилийским, Сатурн — одно из мирских имен верховного бога Кроноса, отца Зевса. Задолго до основания Рима тот путешествовал по миру, пробуя себя в роли царей разных стран. Этим историк объясняет многочисленные легенды о таинственном исчезновении правителя во времена расцвета древнейших государств.
Сказания гласят, что Кронос под именем Сатурна создал райское место в одной из западных стран (так называемый Золотой век Древнего Рима). При его правлении на земле царствовали покой и порядок, не велось войн, а сельское хозяйство процветало
Итальянский быт вдохновил художника
Пимен Орлов с детства любил рисовать. Однако родители, а будущий художник родился в семье мельника, не разделяли его интересов. Поэтому мальчик ушёл из дома и поступил учиться к странствующему маляру. Они вместе ходили по деревням, предлагали свои услуги по росписи домов, храмов.
Естественно, Орлову понадобилось много усилий, чтобы туда поступить. Однако вскоре труды всё же увенчались успехом. Заветная мечта сбывается и он становится учеником Академии, где его учителем значится непревзойденный Карл Брюллов !
Художник увлёкся итальянскими красотами
Надо сказать, что тогда многие мастера подражали художественной манере Брюллова. Орлов же, не имея серьёзной материальной поддержки со стороны, и вовсе старался рисовать портреты так, как его учитель. Юноше родные не помогали и он был вынужден зарабатывать на жизнь собственным творчеством. Поэтому портреты, написанные Пименом Орловым в стиле своего знаменитого учителя, позволили ему иметь достаточно средств к существованию.
Из картин студенческой поры искусствоведы наиболее удачными считают портреты княгини Олениной и полковника князя Голицына. Именно за эту работу, а также за портреты госпожи Тимофеевой и девицы Эссен молодому живописцу присуждают серебряную медаль 2-й степени и дают звание свободного художника.
В красоты этой страны Пимен Орлов влюбляется решительно и бесповоротно, а его увлечение жанром исторической живописи подталкивает к решению навсегда остаться в этой дивной стране.
Орлову была назначена пенсия в триста рублей
Жизнь, что говорится, удалась. Пимен Никитич живёт и рисует в Риме. Он безумно счастлив. Довольно быстро ему удается завоевать известность своими картинами. Ценителям живописи нравится, что все его картины выполняются в традиционном итальянском варианте бытового классицизма, которому присуща преувеличенная красота в изображении персонажей и обстановки. Самое удивительное, что его работами одинаково восторгались как русская, так и итальянская публика.
У Орлова нет проблем с заказами. Его постоянными клиентами становятся местные жители. Нельзя сказать, что художник живёт богато, но средств хватает. В 1848 году он отправляет в Санкт-Петербург картину «Девушка, моющая белье» и император Николай I обращает на неё внимание. В результате художнику назначают годовую пенсию в 300 руб.
Через год всем пенсионерам Академии, и Орлову, в том числе, приказывают вернуться на родину. Однако он сумел уговорить руководство оставить его в Италии. Одной из причин, по которой в Академии согласились с его доводами, стала болезнь глаз, на которую мастер ссылался в своих письмах. Кроме того, художник уверял — у него имеется необходимость закончить уже начатые работы. Первой в списке значилась картина «Октябрьский праздник в Италии».
Самая известная работа художника
Картина «Октябрьский праздник в Италии», которую Орлов написал по заказу графа Владимира Апраксина, считается самой лучшей и известной работой художника. В январе 1847 года вельможа посетил мастерскую художника, сделал заказ и заплатил задаток в размере 1000 рублей ассигнациями. Орлов с восторгом принялся за написание полотна.
А через два года он напишет: «Картину мою невозможно писать иначе как в Риме, потому что она взята из быта его жителей и по причине множества местных деталей, входящих в нее, которых невозможно иметь у нас».
Результат превзошел все ожидания. Работа и верно смотрится великолепно! Как сейчас помню её копию, что висела над кроватью моей бабушки, большой эстетки и любительницы красивого. Бабуля свою любовь к полотну объясняла просто: уж больно все реально смотрится! Посмотри, как играет свет, как всё мягко выписано. Что верно-то верно. Этой картиной ученик где-то даже превзошел своего учителя.
Картина имела успех
Само название полотна красноречиво свидетельствует о том, что действие происходит в Италии. В пользу этого также говорят виднеющиеся контуры Рима. Сверху спадают гроздья винограда. Эти ягоды всегда особенно хорошо удавались Орлову при написании. Одна из героинь, изображённых на полотне, танцует и бьёт в бубен. Ещё двое, по всей видимости, влюбленная парочка, пьёт вино, нежно поглядывая друг на друга.
Надо отдать должное мастерству художника. Лёгкость, беспечность, изящество чувствуется в каждой позе, каждом движении и складке на платье. Неудивительно, что едва она была выставлена в Риме сначала в мастерской, а затем на Народной площади, на неё сразу же обратили внимание. Она имела успех и получила положительные отзывы в итальянской прессе. С картины были сделаны дагерротипы.
Затем работу показали императору Николаю I и президенту Императорской Академии Художеств великой княгине Марии Николаевне. Однако они не стали приобретать её в царские собрания. Видимо, что-то в ней не понравилось высоким особам. Зато простой люд от нее находился в восторге. Потом её приобрёл благотворитель и меценат Фёдор Прянишников… В результате она оказалась в Третьяковской галерее
Критики тепло отзывались о его творчества
Орлов так и не вернулся на родину. После своего триумфа он останется в Италии ещё на 16 лет. За это время напишет множество мастерски дивных картин: «Октябрь месяц в Риме» (в двух редакциях: «Итальянское Утро» и «Сцена из римского карнавала»); «Девушка, прогуливающаяся по Porte d’Anzio»; «Обет Мадонне», «Возвращение с жнитвы» и «Ave Maria», портреты великой княгини Ольги Николаевны, госпожи Третьяковой и др.
Большинство своих полотен Орлов выставлял в Риме, а часть отсылал в Россию. Местные критики очень тепло отзывались о его творчестве и на основании их отзывов, а также отзывов отечественных искусствоведов, в 1857 году получил звание академика портретной живописи.
Орлов умер в Риме 24 сентября (6 октября) 1865 года. Захоронение Пимена Никитича Орлова на римском кладбище Тестаччо до настоящего времени не сохранилось, — прах перенесен в общую могилу у Аврелиевой стены.
Картины Орлова представлены во многих музеях
Большинство произведений Пимена Никитича осталось в Италии и находится в частных собраниях западноевропейских коллекционеров. Однако они пользовались спросом и в России. Например, картины «Молодая римлянка у фонтана», «Итальянское утро» были куплены императором Николаем I. «Раскаяние бандита» приобрёл для своей коллекции собиратель Шулепников.
В настоящее время картины Орлова представлены во многих музеях России и стран СНГ — Третьяковской галерее, Тверской областной картинной галерее, Закарпатском областном художественном музее имени Й. Бокшая (Украина) и другие.
Карнавал в Риме
- Холст, масло . 96 х 74
- Ж-3564
Пост. в 1930 из ГЭ; ранее - в Зимнем дворце, в личной коллекции императора Александра II
Сведения о художнике-любителе А. П. Мясоедове крайне скудны и малодостоверны. Известно, что он писал исторические картины и портреты. В ГРМ хранится три его работы. Упоминаний о произведениях этого художника в других собраниях не обнаружено. "Карнавал в Риме" был написан Мясоедовым по заказу великого князя Александра Николаевича, впоследствии императора Александра II, и упоминается в записках графа Михаила Бутурлина, где он рассказывает о пребывании наследника русского престола в "вечном городе". Капитан Мясоедов, будучи зятем генерала Х. Ф. Солдейна, входил в свиту наследника во время путешествия. Великий князь и сопровождающие его лица, в том числе поэт В. А. Жуковский, изображены наблюдающими с балкона палаццо Русполи на Корсо за праздничной толпой. На обороте холста сохранилась бумажная наклейка со списком изображенных лиц (более ста имен). К сожалению, этот реестр трудно прочесть, так как чернила выцвели от времени.
Картина Мясоедова выставлялась на трехгодичной выставке 1842 года в залах ИАХ под названием "Римский карнавал, бывший во время пребывания государя наследника со свитою". Она выполнена в традициях так называемого профессионального примитива, когда достоверности изображения уделялось большее внимание, нежели художественной проработке, и представляет собой интереснейший исторический и иконографический документ. Карнавал – в католических странах время от дня Богоявления до Чистой среды (на первой неделе Великого поста). В Риме продолжается только 11 дней, предшествующих Чистой среде.
Праздник Сатурналии в Древнем Риме: как зарождалась культура карнавала
С XIX века ученые бились над вопросом, откуда родом культура карнавальных праздников. Многие считают, что нашли ответ в древнеримских Сатурналиях. По характеру проведения и традициям этот фестиваль ролей действительно напоминает маскарад. Некоторые историки даже считают, что знаменитые Венецианские карнавалы взяли за основу традиции Сатурналий.
Венеция, Италия Венеция, ИталияКарнавал в Риме
- Холст, масло . 96 х 74
- Ж-3564
Пост. в 1930 из ГЭ; ранее - в Зимнем дворце, в личной коллекции императора Александра II
Сведения о художнике-любителе А. П. Мясоедове крайне скудны и малодостоверны. Известно, что он писал исторические картины и портреты. В ГРМ хранится три его работы. Упоминаний о произведениях этого художника в других собраниях не обнаружено. "Карнавал в Риме" был написан Мясоедовым по заказу великого князя Александра Николаевича, впоследствии императора Александра II, и упоминается в записках графа Михаила Бутурлина, где он рассказывает о пребывании наследника русского престола в "вечном городе". Капитан Мясоедов, будучи зятем генерала Х. Ф. Солдейна, входил в свиту наследника во время путешествия. Великий князь и сопровождающие его лица, в том числе поэт В. А. Жуковский, изображены наблюдающими с балкона палаццо Русполи на Корсо за праздничной толпой. На обороте холста сохранилась бумажная наклейка со списком изображенных лиц (более ста имен). К сожалению, этот реестр трудно прочесть, так как чернила выцвели от времени.
Картина Мясоедова выставлялась на трехгодичной выставке 1842 года в залах ИАХ под названием "Римский карнавал, бывший во время пребывания государя наследника со свитою". Она выполнена в традициях так называемого профессионального примитива, когда достоверности изображения уделялось большее внимание, нежели художественной проработке, и представляет собой интереснейший исторический и иконографический документ. Карнавал – в католических странах время от дня Богоявления до Чистой среды (на первой неделе Великого поста). В Риме продолжается только 11 дней, предшествующих Чистой среде.
Коллекция Государственного Русского музея
Королева, воспитанная как мальчик, прожившая бурную жизнь: Кристина Шведская
Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. У художника Пьера-Луи Дюмениля-младшего есть картина "Диспут королевы Кристины с Рене Декартом". На ней изображена большая группа людей в зале, украшенном колоннами и скульптурами. Королева выделяется среди всех тем, что она тут - единственная женщина, и художник высветлил ее фигуру, поэтому взгляд сразу замечает ее.
Пьер-Луи Дюмениль-мл. "Диспут королевы Кристины с Рене Декартом" Пьер-Луи Дюмениль-мл. "Диспут королевы Кристины с Рене Декартом"Кристина сидит за столом, возле которого стоит глобус. Рядом с ней, в компании других мужчин - знаменитый философ Рене Декарт. Название картины раскрывает смысл данного собрания. Даже ничего не зная о королеве Кристине, по одной этой картине можно сделать вывод о том, что она была умной, образованной женщиной, поощряла развитие науки, поддерживала философские поиски и не считала себя ниже мужчин в интеллектуальном смысле. Более того - не думала, что занятия наукой и философией - не женское дело (как считало большинство ее современников).
Короче, она была умница.
Якоб Генрих Эльбфас "Портрет королевы Кристины" Якоб Генрих Эльбфас "Портрет королевы Кристины"Кристина была дочерью шведского короля Густава II Адольфа и его жены Марии Элеоноры Бранденбургской. Ее появление на свет было долгожданным, и при этом вызвало разочарование. Столь противоречивые чувства были связаны с тем, что до нее королева родила троих детей, и все они, увы, умерли в младенчестве. Вопрос наличия наследника престола становился все напряженнее. И вот - королева вновь беременна! Роды прошли благополучно. Но - ах! - родилась девочка.
Когда король понял, что других детей не будет, он решил воспитать Кристину как мальчика, будущего короля. То есть с младенчества гендерная самоидентификация девочки была запутана собственным отцом. А отношения дочери с матерью всю жизнь были отчужденными.
Филиппо Гаджлиарди "Приём в честь Кристины в палаццо Барберини" Филиппо Гаджлиарди "Приём в честь Кристины в палаццо Барберини"Король умер, когда Кристине было 6 лет. За ее воспитание взялся риксканцлер Аксель Оксеншерна, который делал упор на обучение наукам и политическому руководству. В свободное от учебы время принцесса занималась фехтованием, охотой, стрельбой - совершенно мальчишеские занятия. Ни о каких куклах речи не шло. В результате у нее выковались жесткий, резкий, решительный характер и завидное хладнокровие. Даже когда какой-то сумасшедший как-то бросился на нее с ножом во время службы в часовне, Кристина и глазом не моргнула.
Она знала семь языков и была очень уверенной в себе женщиной. Полученные знания создали в ней высокое самомнение. Ангельским характером она не отличалась, была очень мстительна.
Якоб Фердинанд Воет "Портрет королевы Кристины Шведской" Якоб Фердинанд Воет "Портрет королевы Кристины Шведской"Замуж Кристина не спешила, хотя и имела фаворитов, которым дарила поместья и ценные подарки. Истинной ее страстью были книги, их для нее покупали везде за любую цену. Королевская библиотека, благодаря ей, сильно обогатилась. Кристина вела философскую переписку с Декартом и, наконец, пригласила его в Стокгольм на диспут. Философ приехал, но эта поездка вышла ему боком - простудившись в сыром климате Швеции, он вскоре заболел пневмонией и умер.
Королева щедро финансировала науку в Швеции, особенно ее привлекали гуманитарные исследования, но она не забывала и об естественниках и математиках.
Вдруг в возрасте 28 лет Кристина отреклась от престола в пользу своего двоюродного брата Карла X Густава. Есть разные причины ее поступка. Став частным лицом, она уехала в Брюссель, где неожиданно приняла католичество, а потом поселилась в Риме, ведя роскошную жизнь, окруженная учеными, художниками и философами. Это была неординарная женщина, яркая и сложная личность. Умерла она в возрасте 62 лет.
Королева Кристина: забила на шведский трон ради безделья в Риме
Женщина, которая отказалась от шведского трона и своей религии ради дольче вита в Риме -- шведская королева Кристина-Александра, дочь великого протестантского короля и героя Густава-Адольфа. Ей совсем не хотелось повторять судьбу своей благочестивой мрачной матери, бедный двор северного королевства не устраивал ее своей скукой и провинциальностью развлечений. Это была совершенно современная дама: "Мое времяпрепровождение,- говорила она,- состоит в том, чтобы хорошо есть и хорошо спать, немного заниматься, приятно беседовать, смеяться, смотреть итальянские, французские и испанские комедии и вообще жить в свое удовольствие".
"Для Рима сеиченто приезд Христины был целым событием. Только что вошедший на престол папа Александр VII торжествовал в этом обращении королевы победу церкви. Ее ожидала пышная встреча в духе барокко.
Исполинский палаццо Фарнезе был приготовлен для приема Христины с ее свитой. У ворот города ее ждала карета, запряженная шестеркой и исполненная по рисунку Бернини, - подарок папы. Но Христина не нуждалась в карете - она въехала в город верхом, на мужском седле. Собравшиеся на улицах толпы народа в первый раз увидели эту женщину, которая была после того в продолжение 35 лет одной из странных достопримечательностей Рима. Она не была хороша собой. По описаниям современников, она была небольшого роста, худощава, плохо сложена, с очень смуглым лицом и большим носом. Особенно неприятное впечатление производил на римлян ее низкий и грубый голос."
"Папа Александр VII был на первых же порах несколько смущен теми малыми заботами о благочестии, которые проявляла новообращенная. Но он благоразумно отложил свои увещания до окончания карнавала. Карнавал того года остался надолго в памяти, благодаря особому разнообразию и пышности увеселений, придуманных для Христины. Он был даже назван в честь нее карнавалом королевы. Римская знать соперничала в великолепии устроенных ради нее празднеств.
Во всех празднествах и увеселениях Христине принадлежало первое место. В этом городе, где первым человеком был папа, всегда чувствовался недостаток в первоприсутствующем лице забав и развлечений. Казалось, судьба определила эту роль бывшей шведской королеве. Около нее собиралось все, что было в Риме блестящего и преданного наслаждениям. Христина легко нашла себе множество новых друзей, из которых самым верным и близким к ней сделался молодой, красивый и элегантный кардинал Адзолини. Коррадо Риччи сообщает ("La vita barocca"), что Адзолини заслужил расположение королевы, рыцарски расстелив у ее ног свою кардинальскую мантию, когда она однажды не решалась выйти из кареты на грязную площадь перед Сан Луиджи дельи Франчези. Среди всех удовольствий не была забыта и ученость. Знавшая 7 языков, штудировавшая классиков, владевшая лучшей библиотекой своего времени и писавшая афоризмы, Христина ознаменовала первые годы своего пребывания в Риме основанием Аркадской академии, о которой напоминает Боско Парразио на склонах Яникула.
Картина Александра Мясоедова «Карнавал в Риме»
Сегодня в пору задуматься о том, насколько непредсказуемо неожиданной и разной предстает власть в изображении искусства. В том смысле, что изображение по ее заказу может выглядеть отрицательным и наоборот комплементарным, просто так. Мне кажется, что в музеях это меняется достаточно часто, просто потому, что в разных политических климатах нужно всякий раз объяснять зрителю в чем выразительная сила выставленной единицы хранения.
Скажем, сейчас в Михайловском дворце экспозиция одной картины «Римский карнавал, бывший во время пребывания там Государя Наследника со свитою» Александра Мясоедова. В прежние времена написали бы что-то о двуличности сути кровавой династии Романовых. Сейчас привлекают внимание к безыскусной подлинности бытовых деталей. Впрочем, о деталях подробнее Катерина Картузова.
Уникальное полотно — картина «Карнавал в Риме». В этом году ей исполнилось 180 лет. Это главное произведение художника-любителя Александра Мясоедова.
Историческое название картины — «Римский карнавал, бывший во время пребывания там Государя Наследника со свитою». Будущий император Александр Второй действительно посетил карнавал в столице Италии, а вместе с ним его знаменитые сопровождающие. Вот наследник изображен, наблюдающим за праздничной суетой с балкона палаццо на улице Корсо. Рядом с его высочеством русский поэт Василий Жуковский, генерал-губернатор Дмитрий Голицын, писатель и граф Алексей Толстой.
Сотни жителей в маскарадных костюмах. Украшенные тканями и коврами балконы домов. Здесь и арлекины, и коломбины. Вокруг танцы, конфетти и букеты цветов.
На протяжении долгого времени было неизвестно, кого же изобразил художник. На обратной стороне холста им был нанесен список имён и фамилий персонажей картины, но со временем чернила выцвели. Расшифровать героев удалось благодаря архивным документам.
В центральной части — четырнадцать человек на тройке с бубенцами бурно приветствуют великого будущего императора. Предположительно, здесь изображены отставной штабс-капитан, генерал-майор, ученый. А последним на телеге сам художник Александр Мясоедов.
Не раз предпринимались попытки найти на картине изображение Николая Гоголя, участвовавшего в тот год в карнавале. Пока попытки тщетны. Присмотритесь. Может быть, найдете?
Полотно «Карнавал в Риме» было подарена Александру Второму и украшало его рабочий кабинет.
Коллекция Государственного Русского музея
Картина карнавал в честь прибытия кристины в рим
Вы используете устаревший браузер.
Пожалуйста, обновите его.
Картина карнавал в честь прибытия кристины в рим
Вы используете устаревший браузер.
Пожалуйста, обновите его.
Картина карнавал в честь прибытия кристины в рим
Войти
Нет аккаунта? ЗарегистрироватьсяАвторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Нет аккаунта? ЗарегистрироватьсяКартина «Карнавал в Риме» (1839) была написана художником-люби телем Александром Мясоедовым по заказу великого князя Александра Николаевича (будущего императора Александра II). В тот период Мясоедов был капитаном и входил в свиту наследника во время его путешествия по Италии.
Великий князь и сопровождающие его лица изображены наблюдающими за веселящейся толпой с балкона палаццо Русполи на улице Корсо.
Интересно, что на обороте холста до сих пор сохраняется бумажная наклейка со списком изображенных на картине персонажей (более ста имен). К сожалению, чернильная надпись выцвела от времени, поэтому прочесть кто есть кто - довольно сложно. Есть предположение, что одна из фигур - Гоголь.
Картина Мясоедова выставлялась в залах Императорской Академии художеств под названием «Римский карнавал, бывший во время пребывания государя наследника со свитою». Сегодня она находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербург е.
Читайте также: