Какую статую можно увидеть в некоторых парках культуры и отдыха
Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва
А.Н. Душкин, Я.Г. Лихтенберг. Проект станции «Дворец Советов» («Кропоткинская»). 1934. Наземный павильон. Интерьер кассового зала и подземного перехода
Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва
С.М. Кравец. Проект станции «Дворец Советов» («Кропоткинская»). 1934. Наземный павильон. Перспектива
Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва
Так во внутреннем вестибюле станции появились расширяющиеся кверху колонны с новаторской системой освещения. Мощные лампы вмонтировали прямо в столбы, за счет этого по всей платформе разливался мягкий свет. Поначалу на «Кропоткинской» даже установили кадки с живыми пальмами, как в настоящем египетском дворце, но растения под землей чувствовали себя неважно, и вскоре их убрали.
Вторая очередь строительства:
1935–1938 годы
Вторая очередь строительства:
1935–1938 годы
Вторая очередь строительства метрополитена пришлась на период с 1935 по 1938 год. Возведение станций превратилось из гонки на время с минимальными ресурсами в плановую работу. В стране полным ходом шла индустриализация, и архитекторы могли использовать в своей работе больше разнообразных материалов. В том числе дорогостоящих — например, фарфор и даже золото. Поэтому станции, построенные в это время, были особенно богато украшены и декорированы.
Март 1938 года
Станция «Площадь Революции» Арбатско-Покровской линии
А.Н. Душкин. Проект станции «Площадь Революции». 1935. Перронный зал. Перспектива
Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва
Проект станции разрабатывал архитектор «Кропоткинской» Алексей Душкин, а для работы над интерьером пригласили известного ленинградского скульптора Матвея Манизера. Вместе с командой молодых мастеров Манизер создал 80 бронзовых скульптур советских солдат, рабочих, крестьян и матросов — по четыре фигуры для каждого из 20 арочных проемов вестибюля.
А.Н. Душкин. Проект станции «Площадь Революции». 1935. Перронный зал. Перспектива со стороны боковой платформы
Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва
А.Н. Душкин. Проект станции «Площадь Революции». 1937. Наземный павильон. Интерьер аванзала
Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва
Статуи для «Площади Революции» одобрил лично Иосиф Сталин. Душкин писал: «На эту станцию при открытии прибыл генеральный секретарь И.В. Сталин, одобрил, ходил быстро вокруг скульптур и говорил «как живые, как живые» с грузинским акцентом…» Правда, из-за расположения в арочных сводах бронзовые герои революции оказались в таких позах, что в народе шутили: «Весь советский народ или сидит, или стоит на коленях».
Станция метро «Площадь Революции», Москва. Перронный зал. Скульптура «Матрос». 1952 год
Фотография: Л.К. Данилкин / Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва
Станция метро «Площадь Революции», Москва. Перронный зал. Скульптура «Мать с ребенком»
Фотография: И.И. Сосфенов / Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва
Станция метро «Площадь Революции», Москва. Перронный зал. Скульптура «Колхозница». 1952 год
Фотография: Л.К. Данилкин / Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва
Станция метро «Площадь Революции», Москва. Перронный зал. Скульптура «Шахтер». 1952 год
Фотография: Л.К. Данилкин / Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва
Станция метро «Площадь Революции», Москва. Перронный зал. Скульптура «Юноша с книгой». 1952 год
Фотография: Л.К. Данилкин / Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва
Станция метро «Площадь Революции», Москва. Перронный зал. Скульптура «Футболист». 1952 год
Фотография: Л.К. Данилкин / Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва
Станция метро «Площадь Революции», Москва. Перронный зал. Скульптура «Пионеры». 1952 год
Фотография: Л.К. Данилкин / Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва
Станция метро «Площадь Революции», Москва. Перронный зал. Скульптура «Пограничник». 1952 год
Фотография: Л.К. Данилкин / Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва
Станция метро «Площадь Революции». Перронный зал. Скульптура «Мужчина с ребенком». 1952 год
Фотография: Л.К. Данилкин / Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва
У некоторых статуй были реальные прототипы — например, для скульптуры революционного матроса позировал курсант Алексей Никитенко. Впоследствии он прошел войну, получил звание капитана военного корабля и стал Героем Советского Союза. Моделью для скульптуры студента стал Аркадий Гидрат — многократный чемпион Москвы и рекордсмен СССР по прыжкам в высоту. А в образе матроса-сигнальщика увековечили другого курсанта, Олимпия Рудакова. Позже, в 1953 году, он служил капитаном крейсера «Свердлов», который пригласили принять участие в торжественном военно-морском параде в честь коронации британской королевы Елизаветы II в городе Портсмуте. Во время церемонии Рудаков преподнес монаршей особе горностаевую мантию, памятный подарок от правительства СССР, и даже танцевал с Елизаветой вальс.
В 1947 году открылся восточный наземный вестибюль станции, и для образовавшегося проема четыре скульптуры, а также барельеф с изображением Ленина и Сталина пришлось убрать.
Какую статую можно увидеть в некоторых парках культуры и отдыха
Все проекты
Для бизнеса
Другие проекты
добавлена 8 сентября 2019 в 21:38
Как звали атамана, напавшего на деревню фильме: Свадьба в Малиновке?
573 участника
Результаты после участия
Марципан Александрийский
Венециан Македонский
Грициан Таврический
0 комментариев
24 раза поделились
добавлена 28 августа 2019 в 14:22
А Вы сидели за такой партой?
192 участника
Результаты после участия
0 комментариев
17 раз поделились
добавлена 28 августа 2019 в 14:21
Самая распространенная фраза учителя
188 участников
Результаты после участия
К доске идет.
Звонок для учителя
Достаем двойные листочки
0 комментариев
26 раз поделились
46 классов
добавлена 28 августа 2019 в 14:21
Все дети рождаются.
110 участников
Результаты после участия
голубоглазыми
дальтониками
свой ответ в комментариях
0 комментариев
23 раза поделились
25 классов
добавлена 28 августа 2019 в 14:20
80% долгожителей, доживших до ста лет это.
141 участник
Результаты после участия
свой ответ в комментариях
0 комментариев
25 раз поделились
добавлена 27 августа 2019 в 08:50
Как звали атамана, напавшего на деревню фильме: Свадьба в Малиновке?
573 участника
Результаты после участия
Марципан Александрийский
Венециан Македонский
Грициан Таврический
0 комментариев
24 раза поделились
добавлена 27 августа 2019 в 08:48
В каком фильме звучит ставшая популярной фраза: «Людк, а Людк»?
309 участников
Результаты после участия
Гуси-лебеди летят
Любовь и голуби
Летят журавли
Служебный роман
0 комментариев
16 раз поделились
35 классов
добавлена 27 августа 2019 в 08:46
Какая кличка у футболиста Роналдо?
64 участника
Результаты после участия
0 комментариев
6 раз поделились
добавлена 27 августа 2019 в 08:45
Какое оружие помогло зажечь олимпийский огонь на играх в Барселоне?
115 участников
Результаты после участия
1 комментарий
6 раз поделились
добавлена 27 августа 2019 в 08:44
Что бросает на ринг секундант боксера, желая остановить бой?
185 участников
Результаты после участия
Жалобные взгляды
0 комментариев
11 раз поделились
Обсуждаемые
Вы отметили максимальное количество друзей (64) на этой фотографии.
В данный момент вы не можете отметить человека на фотографии. Пожалуйста, попробуйте позже.
Фотография недоступна этому человеку
Чтобы отметить человека, наведите на него курсор и нажмите левую кнопку мыши. Чтобы отметиться на фото, наведите на себя курсор и нажмите левую кнопку мыши.
Девушка с веслом
Этот конкретный памятник, созданный Иваном Шадром, не имел ничего общего с общеизвестной и широко растиражированной в советское время скульптурой грузной женщины с веслом, вышедшей из-под резца Ромуальда Иодко. Памятники Иодко целиком отвечали требованиям советского времени, изображая женщину-труженицу. Эти скульптуры устанавливались во многих пионерских лагерях и городских парках отдыха по всей стране.
Иван Шадр выполнял заказ московского Центрального парка культуры и отдыха им. Горького на изготовление скульптуры «Девушка с веслом». Его «Девушка» очень отличалась от представлений советских чиновников о том, как должна выглядеть советская женщина. Скульптор изобразил её слишком живой, красивой и сексуальной, что было недопустимо.
На Ивана Шадра обрушился шквал критики. «Вечерняя Москва» выпустила разгромную статью, в которой скульптора обвиняли в эротической образности. Весло, по мнению автора, являлось фаллическим символом, ведь его вставляют в уключину. Критики посчитали грудь скульптуры эрегированной, а брызги фонтана, в центре которого скульптура была установлена, сравнили с извержением мужского семени.
Скульптору пришлось изваять новую статую, а первоначальная «Девушка с веслом» отправилась за его счёт в Ворошиловград (Луганск), где попала под артобстрел во время войны и была разрушена. Впрочем, московская скульптура, установленная вместо неё, тоже была разрушена в 1941 году во время бомбёжки Москвы.
К счастью. Иван Шадр успел сделать гипсовую копию своей самой первой скульптуры, а в 1950 году её перевели в бронзу. В 2011 изготовили её точную копию и установили в парке Горького.
Фетида, Наяда и Скамандр: портал «Узнай Москву» приглашает посмотреть на скульптуры в усадьбе Кусково
Какая скульптура в усадьбе Кусково самая большая, почему многие статуи в парковом каменном пантеоне изображают водных богов и что значит монограмма BS на некоторых изваяниях? Ответы на эти вопросы получат участники экскурсии, подготовленной порталом «Узнай Москву».
Во время полуторачасовой прогулки можно познакомиться с историей статуй и скульптурных композиций, сохранившихся в парке усадьбы с XVIII века. Новый маршрут, посвященный садово-парковой архитектуре, доступен на сайте и в одноименном мобильном приложении.
«Усадьба Кусково — это уникальный музей, где сохранился дворцово-парковый ансамбль XVIII века. На протяжении нескольких столетий это дворянское гнездо принадлежало представителям графского рода Шереметевых. Хозяин усадьбы, Петр Борисович Шереметев, собирал образцы скульптуры почти 40 лет. В 2019 году провели масштабную реставрацию каменных изваяний, вернув им исторический облик. Мы приглашаем всех желающих прогуляться по музею-усадьбе и не просто посмотреть на шедевры, представленные в парке, но и познакомиться с их интересной историей на портале “Узнай Москву”», — рассказал куратор ИТ-проектов в сфере культуры и бизнеса столичного Департамента информационных технологий Сергей Шакрыл.
Начать прогулку предлагают у павильона «Грот». Это уникальный памятник садово-парковой архитектуры. Внутри он отделан тысячами раковин из Средиземного, Красного, Японского и Черного морей, а купол здания венчает каменный фонтан. Неслучайно именно у «Грота» можно увидеть скульптуру нимфы Фетиды, дочери древнегреческого бога моря Нерея. В руках у Фетиды существо, похожее на рыбу. Согласно мифологии, нимфы нереиды жили в подводных пещерах — гротах. Статуя является ровесницей других скульптур в Кускове, она была создана в XVIII веке итальянскими мастерами. На протяжении нескольких столетий она находится на одном и том же месте.
Далее маршрут ведет к Итальянскому домику. Перед павильоном расположена статуя нимфы Наяды, дочери Зевса, покровительницы рек, ручейков и озер. Она изображена с сосудом, из которого выливается вода. По историческим свидетельствам, раньше территория усадьбы была заболоченной, поэтому многие скульптуры Кускова посвящены водной стихии. Статуя Наяды — одна из самых крупных в парке, в ней хорошо переданы пластика фигуры и отдельные детали. Высота скульптуры — более двух метров. Кроме того, Наяда — одна из двух парковых скульптур, имеющая авторскую монограмму BS (выбита в камне), которая является визитной карточкой работы итальянских мастеров.
Если обойти Итальянский домик справа, можно попасть в сад. Там на невысокой дерновой горке расположилась скульптура Дианы. Она широко известна как богиня охоты, растительного и животного мира, а также олицетворение Луны. На то, чему покровительствует Диана, указывают детали: на голове у нее полумесяц, а у ног — собака. Участники экскурсии также узнают, что Диана — сестра-близнец Аполлона, который в период поздней Античности олицетворял Солнце.
Пройдя по широкой поперечной аллее в сторону Голландского домика, гости музея-усадьбы окажутся на открытом пространстве регулярного парка — в партере. В центре декоративного газона — буленгрина — находится самая большая скульптура усадьбы, ее высота — 227 сантиметров. В камне увековечили Скамандра — бога реки, протекавшей когда-то в древней Трое. Это центр пантеона кусковских богов. Наиболее ранний архивный документ усадьбы говорит о том, что в 1763 году эта статуя уже была в Кускове. Прекрасно выполненная скульптура, как и Наяда возле Итальянского домика, имеет авторскую монограмму BS.
Помимо маршрута, посвященного садово-парковой архитектуре, на портале «Узнай Москву» есть обзорная прогулка по музею-усадьбе «Кусково». Во время экскурсии можно узнать больше о дворце Шереметевых, Большой каменной и Американской оранжереях, прудах и павильонах, посвященных разным странам Европы.
Кроме того, пользователям сайта доступны прогулки по другим столичным зонам отдыха — Парку Горького, саду «Эрмитаж», Измайловскому парку.
Портал также приглашает горожан в музей-заповедник «Коломенское», ландшафтный парк «Митино», Воронцовский парк и музей-заповедник «Царицыно».
Портал «Узнай Москву» — совместный проект столичных Департаментов информационных технологий, культуры, культурного наследия, образования и науки. Интерактивный гид по городским достопримечательностям содержит описания более двух тысяч зданий и сооружений, 644 памятников, 328 музеев, 233 мест (улиц, парков, бульваров), сведения о 208 исторических личностях и 128 тематических маршрутах. Можно прогуляться по столице с Сергеем Гармашем, пройтись по району Покровское-Стрешнево или по пастернаковским местам.
А для любителей викторин на портале собрано 66 познавательных квестов. Среди них — онлайн-квест по местам, где проходили съемки известных советских комедий. Отвечая на 10 вопросов виртуальной игры, пользователи узнают, где училась героиня фильма «Приходите завтра» Фрося Бурлакова и какой улицей любовался Иван Грозный с балкона многоэтажки в одной из сцен ленты «Иван Васильевич меняет профессию». Недавно на портале также появился квест, посвященный достопримечательностям разных городов России.
Пользователям также доступно одноименное приложение для смартфонов, которое можно скачать в App Store и Google Play.
Зеленый театр
Первый летний «воздушный» театр в Нескучном саду появился в 1830 году по распоряжению Николая I. Пушкин однажды пригласил сюда Наталью Гончарову, а на обратном пути поцеловал ее в парке, о чем написал в дневнике.
«Вы сидите в огромном зале, стены которого шумят зеленой листвой вековых деревьев, над вами прозрачный синеющий купол вечернего неба, над вами и вокруг вас сверкают звезды — вы видите огни неба и огни Москвы, раскинувшиеся далеко за рекой. Вы дышите чудесным свежим воздухом. Трудно на словах передать впечатление от этого замечательного театра. Приходите, посмотрите», — восхищалась в 1936 году «Комсомольская правда».
Настоящий фурор вызывали киносеансы — для них в Англии купили экран «Гигант» размером с трехэтажный дом, а научно-исследовательский Институт кинематографии разработал звуковую аппаратуру. В историю отечественного кино вошла дата 29 мая 1936 года, когда при полном аншлаге состоялась театрализованная премьера фильма Григория Александрова «Цирк» с Любовью Орловой в главной роли.
В военные годы площадка использовалась для проведения лекций-концертов со сбором средств на строительство танка Т-34 «За передовую науку!». После войны театр перестроили к Всемирному фестивалю молодежи и студентов 1957 года. При этом его передвинули в глубь парка на 25 метров, сделав более удобным проход по набережной.
Лебединой песней Зеленого театра стали в 1987 год съемки финала культового фильма «Асса» Владимира Соловьева, для которых на выступление группы «Кино» Виктора Цоя пришли более 12 тысяч человек. С 1989 года эту территорию занимает Театр музыки и драмы Стаса Намина.
Почему сад Нескучный, театр Зеленый, а девушка — с веслом: пять историй из Парка Горького
Центральный парк культуры и отдыха, недавно отметивший свое 90-летие, открылся в Москве 12 августа 1928 года. Имя Максима Горького ему присвоили в 1932-м, когда главный пролетарский писатель вернулся в СССР из итальянской эмиграции и по всей стране отмечалось 40-летие его творческой деятельности.
За 90-летнюю историю парка его концепция неоднократно менялась, а с ней — и список его главных достопримечательностей. «Мосгортур» подготовил рассказ о пяти местах и объектах, становившихся символами парка в разные времена.
Дом под юбкой
Дом № 17 по Тверской улице в Москве воздвигли в 1940 году, увенчав образец сталинского ампира скульптурой на крыше, изображавшей балерину с серпом и молотом в руках. Автором стал Георгий Мотовилов, считавшийся мастером рельефа.
Многие считали, что памятник посвящён приме Большого театра Ольге Лепешинской, жившей в этом же доме. Сам Иосиф Сталин старался не пропускать спектаклей с участием балерины.
Однако сама Лепешинская этот миф развеяла: она никогда в этом доме не жила, да и скульптуру с неё никто не лепил. Ольга Васильевна предположила возникновение слухов тем, что во время войны она часто дежурила на этой крыше вместе с Михаилом Габовичем, тушила сбрасываемые немцами зажигательные мины.
В 1958 году памятник убрали якобы из-за его аварийного состояния. Однако тот факт, что его даже не попытались реконструировать, породил другую версию исчезновения скульптуры. Согласно этой версии, высокому начальству не нравилось каждый раз проезжать «под юбкой», вот и вышел приказ о сносе.
Зимой 2018 года, через 60 лет после сноса, активисты обратились к руководству города с инициативой восстановления скульптуры балерины на ротонду дома. Активной поддержки данная идея пока не получила, но уже есть художники, готовые воссоздать копию, ведь оригинал хранительницы «Дома под юбкой» давно утрачен.
Какую статую можно увидеть в некоторых парках культуры и отдыха
Каталог «Перечень скульптур под открытым небом, расположенных на территории учреждений, подведомственных Департаменту культуры города Москвы» содержит следующие основные сведения: наименование и фотография скульптуры, автор, год и материал изготовления, описание и месторасположение скульптуры.
Скульптура, ваяние, пластика (от лат. sculptura, от sculpo - вырезаю, высекаю) - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму. Скульптура может быть изготовлена в любом жанре, самые распространенные жанры – фигуратив (портрет, исторический, жанровая композиция, религиозный, мифологический) и анималистический жанр. Материалы для изготовления скульптуры многообразны: металл, камень, глина и обожженная глина (фаянс, фарфор, терракота, майолика), гипс, дерево, кость и др. Методы обработки скульптуры тоже разнообразны: литье, ковка, чеканка, высекание, лепка, резьба и др.
Обычно походы на выставки и в музеи – это исключительно зальное мероприятие, проходящее в закрытых пространствах. Но отдельные виды искусства, например – скульптуру, можно увидеть и под открытым небом в обычных парках. Нередко такие парки становятся визитными карточками дворцовых ансамблей, различных учреждений и целых городов. По всему миру лучшие парки со скульптурами мотивируют горожан на приятные и познавательные прогулки, наслаждаясь при этом видами природы и свежим воздухом.
Вот лишь некоторые из них:
- Парк скульптур Экеберг (Осло, Норвегия), который находится неподалеку от центра Осло (открыт в 2013 г.). Работы Луизы Буржуа, Сальвадора Дали и Дженни Хольцер - это лишь часть шедевров, входящих в невероятное собрание скульптур парка Экеберг. Кроме визитов ради самих произведений искусства, гости приходят сюда и для того, чтобы просто насладиться живописными видами на норвежскую столицу, предстающими перед взором путника с самых высоких площадок парка.
- Музей под открытым небом Хаконе (Хаконе, префектура Канагава, Япония). Городок Хаконе знаменит в первую очередь прекрасными видами на гору Фудзияма, но с 1969 года это еще и место, где находится первый в Японии музей под открытым небом. В парке представлена большая коллекция творений британского мастера Генри Мура и почти сотня других работ японских и заграничных скульпторов, работающих в стиле модерн и контемп.
- Парк Сокрейтс Скалпчер (Лонг-Айленд, Куинс, Нью-Йорк, США). В 1986 году художник Марк ди Суверо вместе с инициативными гражданами занялись преображением бывшего полигона и образовавшейся на его месте незаконной свалки. Результатом их трудов стал выдающийся парк со скульптурами. Сегодня это место посещают почти 90 000 человек в год, на его территории постоянно проводятся новые выставки художественных работ, хотя здесь есть и свои бессменные экспозиции.
Современная ситуация в России
В России также имеются скульптурные парки, расположенные в разных уголках нашей страны:
- Скульптурный парк «Легенда» (создан в 2008 г.) - крупнейший скульптурный парк России и один из крупнейших в мире, расположен на территории рекреационного комплекса «Чистые пруды» (Пензенская област ь). Парк известен ежегодным проведением международных скульптурных симпозиумов. В парке «Легенда» имеется 275 уникальных произведений из мрамора, гранита, дерева, металла, бронзы, выполненных 178 скульпторами из 59 стран мира.
- «Парк скульптуры» (Калининград) - экспозиция под открытым небом на Центральном острове, созданная в 1984 году. На площади около 12 га представлена коллекция скульптурных работ, объединенных темой «Человек и мир». В экспозиции представлено более 30 произведений, которые размещены по тематико-жанровому принципу. Органично входят в парковый ландшафт скульптурная композиция М. Переяславца «Поющие дети», скульптуры В. Мокроусова «Петр I» и др. Главной достопримечательностью парка является ценнейшая дендроколлекция, насчитывающая более 1030 экземпляров деревьев и кустарников с большим видовым разнообразием (растения из Европы, Северной и Южной Америки, Японии, Монголии, Афганистана, Балкан). Парк скульптур является любимым местом отдыха горожан.
- Культурно-туристический комплекс «Самаровский останец. Археопарк» (г. Ханты-Мансийск), у подножия Самаровского ледникового останца, площадь 3,5 га. «Археопарк» включает в себя геологический памятник (обнажение останца), памятник археологии «Самаров городок» (XI, XIV, XVIII века) и парк скульптур, изображающих животных плейстоценового времени и палеолитических людей.
Современная ситуация в Москве
В Москве скульптуры в открытом пространстве можно встретить на территории парков «Красная Пресня» и «Перовский», музея-усадьбы «Останкино», парка «Коломенское», Зоопарка, а также музеев-заповедников «Измайлово» и «Царицино» и др. Самым известным скульптурным парком является Парк искусств «Музеон» — один из крупнейших в России музей скульптуры в Москве под открытым небом. В коллекции парка - более 1000 скульптур: памятники советской эпохи и периода соцреализма, работы отечественных авангардистов и современных художников, а также паблик-арт. Среди монументов - работы Евгения Вучетича, Владимира Лемпорта, Сергея Меркурова, Веры Мухиной и других известных скульпторов. Скульптуры расположены вдоль аллеи и на газонах, доступ к которым не ограничен: посетители музея свободно гуляют среди скульптур, прикасаются к ним и фотографируются.
А знаете ли вы что?
В 2009 году в Мексике, в водах, окружающих Канкун, Исла Мухерес и Пунта-Низук, был создан монументальный Подводный современный музей искусств MUSA (Museo Subacuatico de Arte). В нем находится более 500 постоянных скульптур, которые расположены прямо на морском дне площадью более 420 кв.м. В подавляющем большинстве это скульптуры людей в натуральную величину, но есть и другие экспонаты, например автомобиль, дом, стол и даже подводная мина. Подводный музей, созданный при участии британского скульптора Джейсона Тейлора, выполняет сразу несколько полезных функций: морально-этический аспект – показать человечеству сложность и многогранность взаимоотношений человека и окружающей среды и обратить внимание людей на защиту экосистемы коралловых рифов. С практической точки зрения, подводные скульптуры выполняют роль основы для будущих колоний кораллов и являются домом для морских обитателей.
Скульптура « Жертвы тоталитарного режима » ( « Памяти жертв репрессий » ) - уникальная скульптура художника, живописца и скульптора Евгения Чубарова, представляющая собой композицию из 283 каменных голов. Скульптура находится в парке искусств « Музеон » , в коллекцию которого она была передана в 1998 году. Высеченные из камня головы, исполненные в нарочито упрощённой форме, символизируют односельчан автора, которые подверглись « раскулачиванию » , репрессиям и переселению во времена массовой коллективизации. Головы расположены за решёткой из арматуры внутри отдельно стоящей бетонной стены. Для усиления эффекта скульптура установлена рядом с памятниками советских вождей.
Памятник А.С.Пушкину («Пушкинский дворик») – прелесть этого памятника в том, что он 1 метр 66 сантиметров в высоту – как сам Пушкин. То есть, вы можете к нему подойти и узнать, насколько вы выше или ниже Александра Сергеевича.
12 необычных парков со скульптурами
Если вы любите путешествовать по миру, то вам просто необходимо побывать в этих уникальных парках. Вся их прелесть и сказочность заключается в том, что это не просто ландшафты с растениями, а настоящие скульптурные парки. Самые невероятные, интересные и удивительные, а порой — даже вызывающие противоречивые чувства.
1. Парк глиняных скульптур, г. Тянь-Шань, Китай
Это, пожалуй, самый уникальный парк из всех. Главная его особенность в том, что на небольшом кусочке земли собрано более 5000 глиняных скульптур (!). И это все руками всего трех скульпторов! Главная идея этого парка: показать картины жизни древнего Китая. Подобных парков нет нигде в мире.
«Шестигранник»
В начале XX века большую часть территории нынешних партера и «Музеона» занимала городская свалка. К 1923 году ее расчистили и открыли на этом месте временную Всероссийскую сельскохозяйственную и кустарно-промышленную выставку (ВСХВ), предтечу ВДНХ. Границы выставки определили место будущего ЦПКиО.
Для возведения 225 павильонов были привлечены лучшие архитекторы страны разных поколений — среди них были Иван Жолтовский, Алексей Щусев, Вячеслав Олтаржевский, Александр Кузнецов. Ориентальный павильон Туркестана стал последней постройкой мэтра модерна Федора Шехтеля, а павильон «Махорка» — одной из первых работ авангардиста Константина Мельникова.
Большинство строений были деревянными. Исключение — центральный павильон машин и орудий, сделанный по проекту Ивана Жолтовского, Михаила Парусникова и Виктора Кокорина на железобетонном каркасе. Приверженец классицизма, Жолтовский выстроил в круг шесть ангаров, увенчанных фронтонами, обратив их к внутреннему дворику с фонтаном. Из-за формы павильон прозвали «Шестигранником». Выставка проработала всего три месяца и закрылась. Часть построек использовалась потом в ЦПКиО, но только «Шестигранник», пусть и в руинированном состоянии, дожил до 90-летия парка.
В 1925 году в нем прошла первая в истории страны международная автовыставка. Летом 1929-го сюда въехала экспозиция живописи и скульптуры Общества московских художников. В том же году «Шестигранник» переоборудовали в гигантскую фабрику-кухню, способную производить ежедневно 30 тысяч блюд. В одном из блоков заработала лимонадная фабрика, в другом хранились тележки мороженщиков. К 1936 году фабрика-кухня превратилась в популярный пивной ресторан, здесь открылся центр русского бильярда, начались танцевальные вечера.
В 1942 году «Шестигранник» был частично разрушен во время бомбежки. После войны его немного привели в порядок и использовали под хозяйственные нужды. В одном из ангаров с конца 1950-х до 1966-го прописалась моднейшая танцплощадка, которую вы наверняка видели в кино: там начинается действие «Стиляг», мелькает она и в кинокартине «Москва слезам не верит». К 1980-м этот архитектурный реликт был окончательно заброшен. В данный момент «Шестигранник» находится на реставрации, после которой должен стать выставочной площадкой музея современного искусства «Гараж».
Нашла лучший провинциальный парк культуры и отдыха. Показываю, чем он мне так понравился
Я не люблю парки. Мне не нравится, когда много людей и я вообще не понимаю парк. Вроде, это лес, но проще же сходить в лес. Вроде, это место для прогулок, но мне больше нравится гулять по городу и разглядывать архитектуру, нежели гулять среди аттракционов.
Когда мы гуляли по городу Чайковский, то наш путь пролегал через Парк культуры и отдыха, поэтому мы решили зайти туда и посмотреть.
Парк меня очень удивил. Наверно, это один из лучших парков в провинциальном городе, который я встречала.
Чайковский парк культуры и отдыха - центр по проведению культурно-массовых мероприятий города. Здесь проводятся различные праздничные и тематические мероприятия.
Парк создан решением Исполкома Чайковского городского совета Народных депутатов в 1979 году. За 40 лет многое изменилось, появилось красивое оформление парка, обустривается территория, строятся зоны с уличной едой, появляется музыкальное сопровождение.
Аполлон, управляющий квадригой на Большом театре
Во время реконструкции Большого театра претерпела некоторые изменения скульптура, украшающая его фронтон. Аполлон, управляющий квадригой, приобрел фиговый листок, а в его руке появился лавровый венок.
Интересен факт, что даже в советское время никого не смущала нагота предводителя муз и покровителя искусств. Однако реставраторы настаивают на том, что фиговый листок изначально находился на своём месте, но был утерян. Во время реконструкции художники лишь вернули историческую достоверность скульптуре авторства Петра Клодта.
Споры по этому поводу не утихают до сих пор. Многие ценители искусства считают, что можно было оставить скульптурное изображение в уже привычном виде.
К счастью, в борьбе за целомудрие памятников не пострадали сами художники. Борис ИофанБорис Иофан – молодой зодчий,автор проекта одной из утопий ХХ века – «Вавилонской башни» большевиков, сам оказался в опале.
Парашютная вышка
Летом 1929 года в парке, ближе к Крымскому Валу, возвели 35-метровую башню спирального спуска, по которому посетители съезжали на ковриках. Ильф и Петров высмеяли ее в своем фельетоне для «Правды», обозвав «сенсацией XIX века». Однако вскоре несовременный аттракцион получил новое предназначение.
18 августа 1933 года в СССР «с целью дальнейшей популяризации гражданской и военной авиации в массах» появился новый ежегодный праздник — День авиации. Апофеозом стал рекордный по численности одновременный прыжок 62 парашютистов с трех самолетов в Тушине.
С начала 1930-х советские парашютисты переписали на себя множество мировых рекордов, их имена знала вся страна. Парашютные вышки строились в каждом городе, а в Москве, Ленинграде и Харькове — в каждом районе. Так спиральная башня ЦПКиО превратилась в парашютную вышку (спуск при этом продолжал работать).
Совершить прыжок с этого тренажера с помощью подвешенного на тросе парашюта мог любой желающий, для этого нужно было только пройти инструктаж и заплатить один рубль. Это был один из самых дорогих и самых популярных аттракционов довоенного парка.
Во время Великой Отечественной войны вышка вновь сменила свое предназначение, став наблюдательным пунктом ПВО. Разобрали ее в начале 1950-х. Сейчас на этом месте стоит бронзовая скульптура «Балерина» Елены Янсон-Манизер, вдохновением для которой была прима советского балета Галина Уланова. А модель парашютной вышки выставлена в музее Парка Горького.
Парк скульптур Вигеланда вряд ли кого-то оставит равнодушным
Мнения об этом парке могут быть разными. Мои друзья, которые первыми там побывали, рассказывали о нём с бурными эмоциями. И фотки показывали. Им понравилось, а меня заинтересовало - по тем временам парк и скульптуры выглядели очень необычно.
И вот я сама добралась до парка. Эффекта неожиданности уже не было, но интерес остался. Погода стояла шикарная, и наша группа пошла любоваться на искусство :)
Парк скульптур Вигеланда, Осло Парк скульптур Вигеланда, ОслоЕсли кто-то не желает видеть обнаженную натуру - могут прямо сразу разворачиваться в обратную сторону - достаточно на ворота посмотреть, чтобы понять, что тебя ожидает.
Парк скульптур Вигеланда, Осло Парк скульптур Вигеланда, Осло Парк скульптур Вигеланда, Осло Парк скульптур Вигеланда, ОслоВо многих скульптурах можно увидеть смысл, но видимо некоторым посетителям мешают анатомические подробности статуй. Например, мои попутчики в большинстве своём пришли к мнению - порнография! И рассказы гида об истории создания парка, и его пояснения к некоторым композициям мнения не изменили. Хотя когда нас отпустили на самовыгул - все разбрелись, подальше друг от друга, и внимательно рассматривали "порнографические" сценки. К автобусу никто не побежал :)
Парк скульптур Вигеланда, Осло Парк скульптур Вигеланда, ОслоВ принципе - если бы скульптуры были одетыми - это был бы обыкновенный парк отдыха. А так, конечно, есть что-то вызывающее и шокирующее. Хотя никаких непотребностей лично я не увидела. А некоторые скульптуры прямо очень хорошо эмоции передают. Например - вот этот дядька, которого дети, видимо, достали.
Парк скульптур Вигеланда, Осло Парк скульптур Вигеланда, ОслоА этот ребенок стал символом Осло. Знаменитый "Сердитый малыш". Я и магнитик с ним купила - понравился :)
Парк скульптур Вигеланда, Осло - Сердитый малыш, символ города Парк скульптур Вигеланда, Осло - Сердитый малыш, символ городаВообще разглядывать все можно долго. Скульптурных групп очень много, и если решить внимательно изучить все - на весь день занятие.
Две «Девушки с веслом»
В середине 1930-х ЦПКиО обогатился скульптурой в соответствии с новым генеральным планом парка, который разработал будущий главный архитектор Киева (1944) и Москвы (1954) Александр Власов. За этот план в 1937 году на Всемирной выставке в Париже Власов получил Гран-при.
Парк наводнили не только слепки с классических шедевров, но и авторские работы ведущих советских скульпторов. Главное место среди них скоро заняла «Девушка с веслом» Ивана Шадра, чьи монументы украшали еще ВСХВ в 1923 году. Всесоюзную известность ему принесли многочисленные памятники Ленину и Горькому, образы трудового народа для первых советских денег и скульптура «Булыжник — оружие пролетариата», выполненная к десятилетию Октябрьской революции.
В 1935 году Шадр поставил в центре Фонтанной площади партера девятиметровую вертикальную доминанту — статую обнаженной спортсменки, совмещавшей в себе черты античных богинь-копьеносиц и идеализированного представления скульптора о женщине первого в мире государства рабочих и крестьян. Моделью стала юная спортсменка Вера Волошина. Во время войны она ушла в партизаны, оказалась в одном отряде с Зоей Космодемьянской и погибла с ней в один день. В 1994 году ей было присвоено звание Героя России.
Еще до войны в ЦПКиО появилась другая «Девушка с веслом», поскольку первую сочли вызывающе эротичной. По одной из версий, Сталин, лично оценив «советскую Венеру» во время посещения парка, сказал: «Убрать! Увидят и дальше не пойдут!»
Шадру позволили найти для его творения новое место. За счет скульптора первую «Девушку с веслом» возили по югу страны на открытой железнодорожной платформе. В Одессе статую предложили «приодеть» в трусы, в Николаеве она какое-то время постояла у местного яхт-клуба, но желающих дать ей постоянное пристанище после вышеприведенного резюме долго не находилось.
А новая «Девушка с веслом» заняла старое место в парке в 1936 году. Она не могла не отличаться от предшественницы, поскольку моделью на этот раз была гимнастка Вера Бедринская. В одном Шадр остался верен себе — статуя опять была обнаженной.
К сожалению, ни один из вариантов не сохранился. Бронзовые этюд и копия головы статуи, хранящиеся в Третьяковке, да многочисленные фотографии — вот все, что осталось от монумента, который и по сей день является одним из главных символов Парка Горького.
Квадрига Аполлона, Девушка с веслом и другие «неприличные» скульптуры Москвы, которые не пощадила цензура
Отписаться можно в любой момент.В советское время практически все сферы культуры цензурировались. Не стали исключением и скульптурные композиции в Москве. Даже самые известные памятники смущали чиновников своим внешним видом. Скульпторов заставляли их переделывать в соответствии с представлениями чиновников о советском реализме. Удивительно, но один из символов Москвы подвергся преображению уже в XXI веке.
Цветники Парка Горького
Одна из главных загадок современного Парка Горького — название Нескучного сада. По одной из версий, все дело в особенной системе охраны, которую использовал в саду его основатель Прокопий Демидов — вельможа-самодур екатерининской эпохи, очень любивший ботанику. Вы наверняка видели его портрет кисти Дмитрия Левицкого, хранящийся в Третьяковской галерее: на нем Демидов изображен с лейкой, цветочными горшками и раскрытым гербарием.
Сад — самый большой в Европе! — был мечтой Демидова. К ее воплощению он приступил середине XVIII века, купив земли на территории нынешнего парка. Над созданием пяти террас, каскадом спускавшихся к реке, два года трудились более семисот работников. Коллекция флоры охватывала все континенты, кроме Антарктики. Немецкий ученый-естествоиспытатель Петер Паллас за месяц работы в 1781 году составил подробный каталог, насчитав в демидовском саду 2224 растения. Однако сам нувориш-ботаник оценивал размеры своей коллекции так: «по каталогу — 4363, да сверх каталогу — 3634, а всего — 8000». Собранный им «травник» (гербарий) из растений собственного сада к моменту передачи Московскому университету насчитывал четыре тысячи наименований.
Легенда связывает название сада с одной из причуд его владельца, который расставлял в оранжереях набеленных обнаженных крепостных под видом античных статуй для борьбы с вороватыми посетителями. Как только кто-то протягивал руки к диковинным растениям или плодам, «статуи», к его ужасу, приходили в движение. Впрочем, есть версия, что усадьба предыдущего владельца этой территории, князя Никиты Трубецкого, уже называлась Нескучное — и сад просто унаследовал имя.
В 1931 году оранжерейное хозяйство Нескучного сада передали ЦПКиО. Это дало толчок к расцвету цветочно-коврового искусства — художник Васо Бежани создавал здесь огромные цветочные портреты Ленина, Сталина и Горького. Кстати, до 30 сентября их современные аналоги можно увидеть на выставке «Парк Горького: фабрика счастливых людей» в Московском музее современного искусства.
В 1938 году в парке появился розарий — большой открытый партер с клумбами, на которых росли 12 видов чайных роз. Сегодня старинные флористические традиции продолжает оранжерея в Нескучном саду, которая занимает более тысячи квадратных метров. Здесь выращивают растения для цветников Парка Горького.
«Рабочий и колхозница»
Согласно замыслу скульптора Веры Мухиной, рабочий и колхозница в первоначальном варианте были обнажёнными, их только слегка должна была прикрывать материя, развевающаяся за ними.
Однако приёмная комиссия не оценила творческий полёт мысли художника. При просмотре уменьшенной копии скульптора предупредили, что она получит заказ на изготовление полномасштабной скульптуры, только если оденет своих героев. Так на рабочем появился комбинезон, а на колхознице – сарафан.
Находились даже критики, считавшие прическу колхозницы слишком растрёпанной. Однако тут же находились и защитники, которые вставали на защиту права художника на самовыражение.
Читайте также: