Какой король переехал в версаль
До правления Людовика XIV резиденцией французских монархов был Лувр, но, спустя некоторое время, «король-солнце» задумал построить новый дворец в пригороде Парижа. Официальной причиной начала строительства называлась боязнь короля за свою жизнь. Он неоднократно повторял, что политические интриги не дают ему спокойно спать, поэтому резиденцию нужно перенести подальше от парижских заговорщиков.
На самом деле причина заключалась в другом.
Побывав на новоселье у министра финансов Фуке, Людовик XIV увидел дворец, который был гораздо красивее и роскошнее Лувра. А монархи не любят, когда кто-то демонстрирует свое превосходство.
В тот же вечер Людовик XIV приказал явиться к нему архитекторам Луи Лево, Жюлю Ардуэн-Мансару и парковому планировщику Андре Ленотру. Они получили задание: создать неслыханный по красоте дворец, который отражал бы все величие французского короля. Так началась история Версаля. А Фуке поплатился за уязвленное самолюбие Людовика XIV и был арестован в том же 1661 году.
Людовик XIV настойчиво акцентировал внимание архитекторов на том, что дворец должен был построен качественно и в кратчайшие сроки. Но так не получалось. В Версаль отправили тысячу рабочих. Потом эта цифра выросла в 30 раз. Когда страна ни с кем не воевала, то на возведение дворца отправлялись и солдаты. Люди в буквальном смысле работали и днем, и ночью. Из-за этого в темное время суток участились несчастные случаи со смертельным исходом. Поначалу эту информацию утаивали от короля, но когда правда всплыла на поверхность, монарх приказал выплатить семьям погибших щедрую компенсацию.
Деньги на возведение комплекса брались из казны. Но постепенно поток средств уменьшался. Тогда король переложил эту миссию на придворных. Каждый дворянин, которому выделялись апартаменты в Версале, во время Девятилетней Войны должен был самостоятельно оплачивать их строительство.
Спешное возведение и недостаток средств имели и обратную сторону. Множество каминов не функционировали, на окнах и дверях виднелись зазоры, из-за чего в помещениях «гулял» ветер, да и весь дворец был очень холодным.
Но самое удивительное то, что, при всем великолепии дворца, архитекторы не спроектировали ни одного туалета! У короля с королевой были для «этих» дел передвижные кабинки, а придворные справляли нужду, где придется. В галереях Версаля можно отыскать немало закоулков, ниш. Раньше они закрывались тяжелыми портьерами. Именно там аристократия устраивала «общественные туалеты».
Кстати, именно тогда «король-солнце» издал указ о том, чтобы в Версаль все являлись, щедро залитые духами. Одни крепкие «ароматы» перебивали другие. Многие экскурсоводы утверждают, что в отдаленных уголках Версаля до сих пор стоит смрадный запах.
Работы по возведению Версаля продолжились и после кончины Людовика XIV. Содержание дворца обходилось последующим монархам в копеечку. А во время Французской Революции 1789 года великолепный комплекс был безжалостно разграблен. Правда, когда к власти пришел Наполеон, он задумал возродить величие Версаля, но ему это не удалось.
Возвращение Бурбонов к власти самым положительным образом отобразилось на судьбе дворцового комплекса. Его восстановили, а затем сделали музеем.
А тут мы более подробно обсуждали Дворцы Франции: Версаль (Versailles)
Каково было жить в Версальском дворце при Дворе Людовика XIV
Жить как король или королева. или, что еще лучше, жить как король или королева в Версале. Золотой дворец мечты, где все кажется возможным. Разве это не здо́рово.
На самом деле в наших квартирах (даже в стареньких хрущёвках) и домах разных размеров больше комфорта, чем у Короля-Солнца в Версале, и он бы нам в этом точно позавидовал.
Версальский дворец. Из открытых источников Версальский дворец. Из открытых источниковМы уже говорили об общей гигиене в Версале, теперь поговорим об общих жилищных условиях, и они, прямо скажем, были не очень хорошими. Конечно, у Людовика XIV и его семьи были все удобства, армия слуг и много места, но это не относилось ко Двору в целом. Королевская семья, то есть король и королева, их дети и внуки, а также семья Месье , семьи Конде́ и Конти́, а также различные любовницы и все их слуги занимали 150 комнат в средней части замка.
У них были свои апартаменты, их точное местоположение менялось с годами, но тем не менее они были. Это не касалось всех, кто имел право жить в Версале. Было бесчисленное множество дворян, занимавших должности при дворе, и хотя Версаль определенно огромен, не было возможности принять их всех. И если кто-то не принадлежал к немногим счастливчикам или, скорее, к немногим важным господам, нельзя было ожидать великолепной квартиры. Надо было радоваться маленькой и холодной комнате.
Двор Людовика XIV. Из открытых источников Двор Людовика XIV. Из открытых источниковНе все должностные лица постоянно находились в Версале, чтобы служить своему королю, они служили в срок, но было достаточно сложно вместить всех, кому приходилось служить постоянно. Поэтому те, у кого была должность и свой кабинет, и кто должен был приходить с докладом к королю, не всегда жили в Версале. Большинство из них имели жильё в каком-то боковом здании. Иногда можно было получить деньги, чтобы снять комнату вне стен Версаля.
Конечно, у каждого чиновника имелся хотя бы один слуга. Так что Версаль был постоянно переполнен, и людям приходилось делить крошечные комнаты или апартаменты с другими, почти не оставляя себе возможности для уединения.
Двор Людовика XIV. Изображение: Pinterest Двор Людовика XIV. Изображение: PinterestЖизнь в Версале была настолько престижной, что люди предпочитали ее более просторным кварталам в городе или собственным отелям и замкам. В то время, как у кого-то вроде мадам де Монтеспа́н были роскошные апартаменты с кабинетом, приемной, прихожей (и не одной), гостиной, уже не говоря о спальне, у некоторых благородных дам были комнаты размером с кладовую, и они делили эту комнату с другой дамой. Ни расписных потолков, ни позолоченных дверей, ни дорогих гобеленов там не было, но это был Версаль, поэтому герцогиня была счастлива быть помещена в комнату размером с метлу под крышей, где очень жарко летом и ледяной холод зимой.
Изображение: Pinterest Изображение: PinterestМадам де Сталль, дама из окружения герцогини дю Мэн, описывала свои жилищные условия (как теперь принято говорить) в Со и Версале следующим образом:
«Я была поражена, увидев отведенное мне жилище. Это была антресоль, такая низкая и тёмная, что мне приходилось наклоняться, когда я шла и нащупывала дорогу. Нельзя было дышать из-за недостатка воздуха и согреться из-за отсутствия камина. Холод начал давать о себе знать, и у нас была только одна гардина на нас четверых, в которой можно было согреться, но я предпочла холод дурному характеру и безвкусным разговорам моей компании. Я запиралась в своей «пещере» и утешала себя чтением. Эта лачуга была не только моей: еще одна дама, которая ночевала в спальне герцогини дю Мэн, делила её со мной днем. У неё были часы для сна, и, поскольку она была замужем, это было единственное место, где она могла увидеть своего мужа наедине. В такие моменты мне приходилось уходить. Если было сыро или холодно, у меня не было убежища, кроме галерей. Моя комната в Версале, где мы провели зиму, была еще более невыносимой. В неё никогда не проникал луч солнечного света. Дама, более замкнутая, чем та, что была у меня летом в Со, находилась там днем и ночью. Нехватка места приводила к постоянным спорам, а дым от камина часто заставлял нас вообще покидать комнату.»
Личные потребности не играли никакой роли при выделении жилых помещений. Те, кому нужно было постоянно сопровождать хозяина или хозяйку, жили относительно близко. Тех, кому не нужно было присутствовать постоянно, размещали в соответствии с их рангом везде, где было место. Если кого-то нужно было переместить в другую комнату, это обычно приводило к ряду перемещений, и часто случалось, что кто-то в конце концов оказывался без места вообще и должен был ждать, пока какая-то из комнат освободится.
Утро в маленькой комнате. С картины художника. Из открытых источников Утро в маленькой комнате. С картины художника. Из открытых источниковИногда дело доходило до абсурда. Однажды мадам де Помпадур пожелала иметь друга в качестве соседа, и для этого пришлось переселить жителей ни много ни мало десяти квартир. Если они не были членами королевских семей, здесь не было места для младенцев, детей или подростков.
То, чему Людовик XIV наверняка позавидовал бы каждому из нас, – это центральное отопление. В королевских покоях с высокими потолками зимой никогда не было тепло. Там были огромные камины, но на самом деле это не помогало из-за открытых дверей и окон, которые не закрывались должным образом.
Версаль зимой. Из открытых источников Версаль зимой. Из открытых источниковКак пишет Лизелотта фон дер Пфальц, жена Филиппа Орлеанского, в одном из своих писем тётке в Пфальц 5 марта 1695 года:
«Здесь так холодно, что за королевским столом вино и вода замерзают в бокалах».
То, что немка не врёт, становится ясно из мемуаров герцога де Сен-Симона, в которых он писал, что зима 1709 года была настолько холодной, что
«…крепкие эликсиры и большинство спиртных напитков замерзало в бутылках…»Версальский дворец. Камин. Из открытых источников Версальский дворец. Камин. Из открытых источников
Наличие квартиры в Версале не означало, что можно было сделать эту квартиру уютной, сделав кое-какие изменения здесь или там. Каждое изменение требовало разрешения… даже для мелких вещей, таких как установка каких-то оконных жалюзи, чтобы летом не попадало солнце, а их установка не всегда разрешалась. Никаких оконных жалюзи на садовой стороне замка не допускалось, потому что это испортит общий вид. Нельзя было и просто красить стены. Требовалось разрешение, а если оно было получено, приходилось ждать появления королевских художников… дни, недели, месяцы.
Версальский дворец. Камин в зале Геркулеса. Из открытых источников Версальский дворец. Камин в зале Геркулеса. Из открытых источниковВ большинстве случаев король покрывал расходы на ремонт, а также спонсировал такие предметы, как зеркала и канделябры. Бедных господ, отвечавших за содержание дворцовых апартаментов, постоянно засыпали письмами придворные с требованием того или иного ремонта или предмета. Некоторые часами выстаивали у кабинета управляющего дворцовым хозяйством, чтобы всучить очередную жалобу прямо в руки, а не передавать через секретаря, который мог просто засунуть её в мешок для мусора.
Еще одна проблема дворцового жития – вездесущая пыль. Версаль во времена Людовика XIV постоянно строился. Всегда была часть замка, где велись строительные работы. Комнаты и залы реконструировались, стены разбирались, чтобы освободить место для чего-то еще, велись работы на фасадах, на лестничных клетках, в коридорах… и пыль была повсюду. Дамы в своих тяжелых парчовых платьях сметали подолами и шлейфами пыль, она проникала в ткани, в парики, в еду. Везде.
Двор наблюдает за строительными работами. Из открытых источников Двор наблюдает за строительными работами. Из открытых источниковСтроительные работы, конечно, тоже давали постоянный и назойливый шум. Вдобавок шумовой фон создавали все придворные, все слуги, все…
Очередная проблема жизни во дворце заключалась в освещении комнат. Больше всего пользовались апартаментами с большими окнами, хотя зимой в них действительно было очень холодно. но по крайней мере эти большие окна пропускали немного света. Комнаты же на первом этаже и на чердаке, как правило, были очень темными, если они не со стороны сада. А комнаты, выходящие во внутренний двор, почти не видели прямого солнечного света.
Версальский дворец. Из открытых источников Версальский дворец. Из открытых источниковИ еще были паразиты. Здесь не идет речь о неопрятных придворных, хотя их тоже было много, проблема была в настоящих мышах и крысах. В XVIII веке в Версале возникла серьезная проблема с крысами из-за запущенного ремонта. Крысы селились везде, где могли, и имели доступ к пище. Стаи крыс жили под полом кухонь, складских помещений и внутренних дворов.
Сами понимаете, если место очень многолюдно, болезни распространяются очень быстро. Версаль по своему устройству походил на чашу, полную бактерий. Люди редко мыли руки, да и и мылись, прямо скажем, не слишком часто. По нашим меркам, общая гигиена была неважнецкой. Таким образом, болезни могли распространяться быстро и легко. Их невозможно было сдерживать, и если происходил случай заболевания кого-то из жителей Версаля оспой или корью, целые крылья дворца закрывались, и люди спешно покидали это место.
Двор Людовика XIV. Изображение: Pinterest Двор Людовика XIV. Изображение: PinterestТот факт, что Двор больше не ездил так часто, как раньше, также способствовал распространению болезней. На протяжении веков французские короли меняли свои резиденции каждые несколько месяцев. Но к тому времени, когда Версаль стал резиденцией короля и правительства, Двор практически всегда оставался на месте. Это мешало уборке. Когда-то резиденции очищались и ремонтировались после того, как ее покидал король. Он переезжал в следующую, оставался там некоторое время, уезжал, и все повторялось сначала.
Версаль был оккупирован постоянно, поэтому основную уборку и ремонт нельзя было проводить спокойно. В некоторых частях замка уборкой и ремонтом часто пренебрегали, что приводило к неровным деревянным полам, крошащейся штукатурке, протекающим крышам и кучам грязи и пыли.
Версальский дворец. Виртуальная реконструкция Малой галереи. Из открытых источников Версальский дворец. Виртуальная реконструкция Малой галереи. Из открытых источниковИтак, у нас имеются маленькие комнаты, мороз зимой и невыносимая жара летом, несносные соседи по комнате, плохое освещение, неработающие, протекающие и дымящие камины, отсутствие чистоты и ремонта, масса бактерий и болезни, общий неприятный запах и паразиты, вечный шум, гам и суета….
Как Людовик XIV Версаль строил?
Когда речь заходит о французских монархах, сразу появляется ассоциация с поистине роскошным местом - Версалем. Сегодня этот дворец стал символом богатства и красоты, а ведь когда-то он был обыкновенным охотничьим домиком. История Версаля неразрывно связана с жизнью Людовика XIV.
Именно этот король Франции задумал создание архитектурного совершенства, что олицетворяло бы его власть и могущество. И, надо сказать, замысел монарха удался. В Версале продумана каждая деталь - от лепнины и картин до расположения фонтанов в садах. Но как же создавался этот шедевр? И почему его строили в невероятной спешке?
Жан-Леон Жером «Прием Конде в Версале» Жан-Леон Жером «Прием Конде в Версале»Версаль — вселенная Короля-Солнце
Трудно сыскать человека, не слышавшего ласкающее ухо слово "Версаль", хотя в переводе с латыни versare означает всего-навсего "распахивать". Чтобы знать его, не нужно быть любителем архитектуры и поклонником прекрасного — достаточно вспомнить Версальский договор. Но в первую очередь он связан с именем Людовика XIV, блистательного Короля-Солнце.
Ровно 330 лет назад, 6 мая 1682 года, Людовик XIV своим указом назначил Версаль (Versailles) основной резиденцией монаршего двора. Так он на 100 с лишним лет (до 1789 года) отобрал у Парижа лавры столицы Франции.
Но начнем с самого начала. Впервые в источниках Версаль упоминается в 1038 году, само его наименование указывает на то, чем он тогда был: маленьким хутором с пашней, новиной или целиной. В XVII веке в деревушке Версаль из примечательного были разве что руины небольшого замка да мельница. Земля и недвижимость были по большей части собственностью проживавшего в этих местах семейства Гонди (Gondi), меньшая доля находилась в королевском владении. Людовик XIII, который охотился в этой богатой дичью местности, бывало, ночевал в средневековом замке, а случалось, даже на мельнице.
Однако места эти ему приглянулись. Поэтому здесь, в 24 километрах от Парижа, в 1623 году король распорядился построить охотничий домик, в котором он впервые переночевал уже в следующем году. Охотничий домик был настолько скромен, что в нем не нашлось даже места для апартаментов королевы: его размеры были всего-навсего 24 на 6 метров. Маршал Франции, дипломат Франсуа де Бассомпьер (François de Bassompierre) в своих мемуарах отозвался о нем как об "убогом замке, при виде которого даже простой дворянин не испытывает зависти".
Здание смогли расширить лишь после того, как король прикупил у Гонди еще землицы. В период с 1631 по 1634 год стараниями архитектора Филибера Леруа (Philibert Le Roy) к охотничьему домику пристроили три флигеля, а чуть позже обветшалый замок и вовсе снесли. Новые стены в стиле барокко возвели из кирпича, песчаника и кровельного сланца. Этот охотничий замок и по сегодняшний день является центром роскошного дворцово-паркового ансамбля Версаля.
В 1660 году его сын Людовик XIV, более честолюбивый, чем отец, принимает решение перестроить Версаль. Последний довод в пользу переделки старого отцовского замка привел министр финансов Николя Фуке (Nicolas Fouquet), который выделял огромные суммы на возаедение Версаля, а позже был обвинен в растрате финансов и сгинул в темнице. Кстати, щедрый Фуке находится в списке претендентов на роль знаменитой Железной Маски.
Король-Солнце пожелал разместить в своей летней резиденции и загородном замке двор и устраивать пышные праздники. В 1661 году здесь начались масштабные строительные работы. Возведение Версаля длилось несколько десятков лет, зачастую для помощи в строительных работах призывали солдат.
Луи Лево (Louis Le Vau) был первым архитектором "стройки века", затем его сменил и в течение 30-ти лет руководил строительством premier architecte du roi - "первый архитектор короля" Жюль Ардуэн-Монсар (Jules Hardouin-Mansart). Андре Ленотр (André Le Nôtre, или Le Nostre) — специалист по так называемым "садам в регулярном стиле" или, как их называют сами французы, jardin à la française - "французским паркам", занимался проектировкой паркового ансамбля.
А вот оранжерея в форме буквы П была построена по проекту Ардуэна-Мансара. Здесь произрастали разнообразные редкие растения: более 200 садовников ухаживали за 3 тысячами апельсиновых, гранатовых и мандариновых деревьев. Грандиозная постройка, несмотря на жесточайшие меры экономии (доходило до курьезов: камины нельзя было топить), обошлась королевской казне в сумму, превышающую 80 тысяч ливров. В пересчете на нынешний курс, что сделать невероятно сложно, это несколько сотен миллиардов евро.
Самое большое помещение Версаля — Grande Galerie — называют Зеркальной галереей (La galerie des Glaces). Ее длина 73 метра, высота 12,8 метра, а ширина галереи — 10,5 метра. Помимо Версальского дворца, специально для метрессы Людовика XV мадам Помпадур здесь построили одно из многих любовных гнездышек — Малый Трианон (Le Petit Trianon). Впоследствии ее покои занимала Мария-Антуанетта.
Последним хозяином Версаля стал Людовик XVI, сложивший голову на плахе (точнее, на гильотине) Великой французской революции. По указу Луи-Филиппа, в 1837 году Версальский дворец отреставрировали и разместили в нем Музей истории Франции. Сегодня он включен в список исторического и культурного наследия ЮНЕСКО.
При Людовике XIII
Несмотря на то, что Версаль практически всегда связывают с именем Людовика XIV, строительство замка началось ещё при его предшественнике и отце, Людовике XIII. В 1623 году по приказу короля был возведен скромный охотничий домик.
Конечно, вы должны понимать, что слова “скромный” и “домик” здесь используются в масштабах определения короля. На самом деле это был типичный замок феодального образца. Территория была приобретена у Жана де Суази. Выбор на это место пал неслучайно. Людовик XIII был заядлым охотником, а здесь и угодья, и близкое расположение городской местности позволяли посвятить время этому хобби.
Размеры Охотничьего замка составляли 24 на 6 метров. Согласитесь, в сравнении с великолепными дворцами это действительно был “домик”. Располагался он там, где сегодня находится Мраморный двор. Через девять лет было принято решение расширить территорию королевских угодий, после чего к Охотничьему замку добавилось Версальское поместье.
Людовик XIII, вероятно, любил это место, поскольку именно его он решает превратить в одну из своих загородных резиденций. Видимо монарху не нравились миниатюрные размеры этого охотничьего домика. Вместить на ночь всю королевскую семью он не мог, а единственная спальня предназначалась лишь для короля.
Монарх хотел бывать в Версале вместе с семьёй и приближёнными, а потому замок начали активно достраивать. Вскоре он заметно преобразился. Что примечательно, восточное крыло и сегодня является ярким примером архитектурного классицизма - стиля, который так нравился Людовику XIII.
Филипп де Шампань «Портрет Людовика XIII» Филипп де Шампань «Портрет Людовика XIII»Обитель порока Измены, интриги и смертельные дозы яда: тайная жизнь королей в Версале
«Лента.ру» начинает серию публикаций о роскошных резиденциях королей, императоров и диктаторов. Эти великолепные дворцы, часто окруженные живописными парками, долгие десятилетия были доступны только их высокопоставленным владельцам и свите. Однако сейчас многие из резиденций превращены в музеи и представлены широкой публике. Первая статья посвящена легендарному Версалю — дворцу Людовика XIV, «короля-солнца».
От охотничьего домика до королевской резиденции
Когда речь идет о всем известных достопримечательностях, может показаться, что они существовали всегда. Однако еще в начале XVII века, при дедушке «короля-солнца» никакого Версаля не существовало. Точнее, местность с таким названием имелась неподалеку от Парижа (в юго-западном направлении от него), но пышного дворца с регулярным парком там не было и в помине.
Версаль впервые упомянут в документах аббатства Сен-Пьер де Шартр, датированных XI столетием. В XVI веке версальские владения (замок с охотничьими угодьями) переходят в собственность приближенного Карла IX Марсиаля Ломени, от него — к фавориту королевы Катерины Медичи Альберу де Гонди, графу де Ретц.
Статус Версаля изменился при короле Людовике XIII (отце будущего «короля-солнца»). Этот несколько странный монарх не отличался громкими успехами — ни во внешней и внутренней политике, ни в своей частной жизни. Фактически от его имени управлял страной его премьер-министр, кардинал де Ришелье. Сам сюзерен, по отзывам современников, едва ли не страдал агорафобией и стремился при всякой возможности уединиться, удалиться от двора. Его угнетали открытое пространство и большие залы Лувра и Пале-Рояля, где тогда обычно пребывал его двор.
Король приобрел версальские угодья, чтобы построить себе резиденцию. Он помнил эти места с детства: дворцовые документы зафиксировали, что юный Луи впервые побывал в Версале еще в шестилетнем возрасте: отец — король Генрих IV — взял наследника с собой на охоту. Двумя годами позже Генриха убили, и королем стал Людовик.
Решив построить себе загородную резиденцию, Людовик XIII в 1623 году приказал выкупить участок с мельницей и домом мельника на окруженном болотами версальском плато, принадлежавшем некому Жану де Суази. Первый версальский замок был по сути крошечным (по королевским меркам, разумеется) домиком длиной около 24 и шириной около шести метров. Сейчас такие «хоромы» можно назвать разве что дачей средней руки. Впрочем, стены были, как и положено замку, возведены из камня и кирпича, а крыша покрыта сланцевыми плитками.
Королю-агорафобу были по вкусу и маленькие размеры замка, и то, что к нему не так просто подобраться: путь назойливым посетителям преграждали топи и лесные заросли. Он намеренно не устроил в замке женской половины, чтобы приезжавшие к нему время от времени королева-мать и жена, Анна Австрийская, не могли остаться на ночь или на несколько дней и тем нарушить его уединение. Примечательно, что первой интригой в стенах Версаля стали тайные переговоры короля и Ришелье об отстранении королевы-матери от власти. Кардинал одержал верх в политической борьбе, и Марию Медичи выслали из страны.
Со временем Луи XIII решил расширить свою загородную резиденцию. В 1632 году земли вокруг замка выкупили у графа де Ретц. Сама постройка стала обширней, обзавелась флигелями и павильонами. Дворец окружили сады, разбитые ландшафтными архитекторами Буасо и Менуром. Однако Луи XIII недолго наслаждался своим загородным владением: в 1643 году король умер, оставив престол наследнику — четырехлетнему Луи XIV.
От забвения к возрождению
Версальский замок пустовал около 18 лет: молодому королю, растущему среди интриг придворных его матери Анны Австрийской, королевы-регентши, было не до загородных дворцов. Принцы королевской крови (родственники наследника), фаворит его матери кардинал Мазарини (премьер-министр королевства) и другие аристократы при поддержке Парижского парламента и испанского короля устроили волнения, которые длились с 1648 по 1652 год. В истории они известны под названием «Фронда».
Стабильности в стране не способствовала и война с Испанией, которая закончилась только в 1659 году подписанием Пиренейского мира и помолвкой Людовика XIV с испанской инфантой Марией-Терезией. В 1660 году король женился на инфанте, в 1661 умер Мазарини.
Начало возрождению Версаля и его превращению в самую блистательную из западноевропейских резиденций положила все та же свадьба короля и инфанты. Вскоре после женитьбы Луи XIV посетил отцовский охотничий замок и решил его облагородить и расширить. Он пригласил Шарля Эррара (тогда он просто назывался художником, а теперь его назвали бы декоратором или дизайнером интерьеров), чтобы перестроить дворец и разделить на две половины: для самого короля, его жены и будущего наследника-дофина, и для брата короля — принца Филиппа, герцога Орлеанского.
Тогда же начинается и скрытая куртуазная история Лувра. Людовик XIV не любил свою жену: его брак с испанской инфантой был делом государственной важности, но отнюдь не романтическим союзом влюбленных. Разумеется, монарх регулярно проводил время с супругой (доказательством чему были появившиеся у королевской четы шестеро детей, три сына и три дочери), однако сердце его принадлежало любовницам: как постоянным фавориткам, так и мимолетным увлечениям.
Первой «неофициальной хозяйкой Версаля» была Луиза Франсуаза де Лавальер, фрейлина жены брата короля, герцогини Орлеанской. По воспоминаниям современников, Луиза не отличалась красотой, ее лицо было рябоватым от оспы. Однако короля это не остановило: на его собственном лице были те же «украшения». Король устраивал во дворце праздники в честь фаворитки, осыпал ее подарками и возвел в герцогское достоинство. У монарха было четверо детей от Луизы, младший из которых, названный в честь отца, получил титул графа и стал адмиралом.
Даже слегка расширенный дворец все же был мал для все увеличивающегося двора Людовика XIV. Когда придворные приезжали в Версаль, многим просто негде было ночевать. Луи пригласил архитектора Лево, чтобы тот создал проект кардинальной перестройки дворца. Зодчий предложил все снести и выстроить новое здание в итальянском стиле, однако король не согласилсяТогда архитектор разработал план дворца, напоминающего «конверт», который обрамлял бы старый замок Людовика XIII. Этот план и был реализован — но перепланировка и улучшение растянулись на долгие годы. С 1661 по 1663 год на обустройство Версаля было израсходовано полтора миллиона ливров (ранее в такую сумму обошлось обустройство и содержание дворца Фонтенбло в течение 17 лет), в 1664 году — 781 000 ливров, в 1665-м — 586 000 ливров. Министр финансов Кольбер не раз высказывал королю свое недовольство «нецелевым использованием средств». Не исключено, что эти упреки стали одной из причин отставки Кольбера.
Солнце в зените
Кроме собственно дворца, в реконструкции нуждались сады и парк, его окружающие. При Людовике XIII Версаль окружали болота, и такое соседство совсем не нравилось королевскому двору. И молодому Луи XIV, и его приближенным хотелось чего-то изысканного и прекрасного. В 1664 году король устроил для своих придворных и иностранных послов первый праздник в череде множества многодневных гуляний с фейерверками, танцами, театральными представлениями. Не в последнюю очередь благодаря Версалю взошла звезда многих поэтов, драматургов и художников XVII столетия, в частности, Мольера. Интерьеры дворца расписывал художник Шарль Лебрен, один из известнейших живописцев своего времени.
Во дворце появились комнаты, ставшие эталонами дворцовой архитектуры так называемого «Большого стиля», который связывают с именем Людовика XIV. Это, в частности, грандиозная Зеркальная галерея, связывающая Салон Мира (приемную покоев королевы) и Салон Войны (приемную покоев короля). Другие помещения дворца, включая Банный кабинет с мраморными ваннами, парадные лестницы (Лестница Послов и Лестница Королевы), до сих пор поражают своим великолепием: отделка натуральным камнем, золоченая лепнина, живописные плафоны, зеркала и уникальный наборный паркет.
Версальским парком занимался знаменитый архитектор Ленотр: королевский заказ прославил его имя. Геометрически правильные газоны, клумбы с арабесками, дорожки и аллеи дали всем садам такого рода название «французских регулярных парков» — в противовес «английским пейзажным паркам», вошедшим в моду в эпоху классицизма, более века спустя.
Замысел Короля-Солнце
Идея короля предполагала, что Версаль будет исполнять практичную функцию. В ту пору в Париже постоянно вспыхивали антиправительственные восстания. Находиться в столице членам королевской семьи было попросту опасно. А потому Людовик XIV решает перенести свою главную резиденцию из Лувра в Версаль.
Конечно, последний к тому моменту значительно разросся, однако по-прежнему не мог составить конкуренцию роскошным королевским обителям. Для перестройки Версаля Людовик пригласил лучших архитекторов и мастеров садово-паркового искусства. Некоторые из них уже имели опыт создания поистине роскошных резиденций.
Адам Франс ван дер Мейлен «Прибытие Людовика XIV в сопровождении его гвардейцев в старый Версальский дворец в 1669 году» Пьер Патель «Версальский дворец», 1668 год Адам Франс ван дер Мейлен «Прибытие Людовика XIV в сопровождении его гвардейцев в старый Версальский дворец в 1669 году»Самый главный дворец в мире
6 мая 1682 года произошло то, что давно уже должно было произойти. Людовик XIV официально покинул свою столицу. С этого момента резиденция короля и место пребывания его двора переместились в Версаль. Париж остался без короля.
Людовик XIV с детства не любил Париж. Он помнил, как ему, еще мальчику, пришлось вместе с матерью бежать из охваченной волнениями столицы. В Версале — «охотничьем домике» своего отца, он бывал еще в детстве, потом приезжал охотиться, в 1660-е годы «домик» начали перестраивать, расширять, украшать, окружать огромным парком — и получилось то, что сегодня знает весь мир — великий дворец, вызывавший зависть, восхищение и желание подражать у правителей всего мира.
Для Людовика Версаль был важнейшим символом величия Короля-Солнца. Три главных дороги, по которым можно было въехать в город, приводили путника к огромной площади перед дворцом — но их воображаемая точка встречи была в спальне короля. Огромная парадная спальня должна была восприниматься как святилище, все обитатели Версаля, включая принцев крови, не имели права проходить мимо нее, не сделав поклон, — даже если короля не было во дворце.
Здесь вершился великий ритуал — Levee de roi — Королевский подъем. Каждое утро счастливцы, затаив дыхание, входили в спальню и следили за тем, как королю передавали панталоны, рубашку… пока Король-Солнце не поднимался во всем своем блеске и не выходил в салон «Бычий глаз», где его ожидал остальной двор.
Чтобы блеск Короля-Солнца можно было осознать во всей полноте, в Версале были залы, носившие имена мифологических героев, конечно, ассоциировавшихся с Людовиком — Геркулес, Марс, Аполлон… Ну, а уж Зеркальная галерея, где свет сотен свечей отражался в огромных зеркалах, была материальным воплощением сияния, исходившего от короля.
Жить в Версальском дворце было очень тяжело. Здесь было холодно и неуютно, протопить тысячу с лишним огромных комнат оказалось совершенно нереально. К тому же Людовик ввел продуманный им до мельчайших деталей этикет, следовать которому было очень нелегко. Железная воля короля помогала ему жить по этим правилам всю свою долгую жизнь, но и придворным, и преемникам Короля-Солнца было очень нелегко.
Людовик XV построил в Версальском парке Трианон — маленький (но стоивший миллионы) дворец, где можно было укрыться от жизни в Версале, Людовик XVI любил встать пораньше в своей «непарадной», частной спальне, побродить по двору, поболтать со слугами, заняться тем, что ему действительно нравилось, например, столярным делом, а когда приходил час — брел в парадную спальню, раздевался и ждал, когда его снова оденут. Мария-Антуанетта переодевалась в крестьянскую одежду ( впрочем, изысканно выглядевшую) и отправлялась в парк на свою «Ферму королевы», воображая себя поселянкой из какой-нибудь пасторали.
На строительство Версаля ушли миллионы. Еще миллионы — на многочисленные праздники, маскарады, балы, спектакли. Но все это было необходимо для королевского престижа – недаром злопамятный Людовик не простил своему сюринтенданту финансов Николя Фуке постройки замка, как некоторые считали, не уступавшего по роскоши Версалю — Фуке был обвинен в растрате казенных денег (похоже, справедливо) и отправлен до конца жизни в тюрьму.
Блеск Версаля стал символом блеска французской монархии, но вот прошло 107 лет без одного дня после переезда двора — и здесь же, в Версале, рядом со дворцом, открылось заседание Генеральных Штатов, созванных, чтобы решить вопрос ужасающего дефицита финансов — возникшего, конечно, не только из-за дворца, но и из-за него тоже…
А еще через полгода, 6 октября 1789 года, разъяренные толпы парижских женщин явились в Версаль, чтобы потребовать у Людовика XVI хлеба, — а в результате вынудили королевскую семью переехать в Париж. Так завершился «версальский» период французской монархии. Великая французская революция уже полыхала.
Сегодняшний выпуск «Уроков истории с Тамарой Эйдельман» посвящен Великой Французской революции. Той революции, которая за двести с лишним лет превратилась в пример, в образец развития революционных событий.
Когда молодые офицеры, ещё не подозревавшие, что мы будем называть их декабристами, стали создавать первые тайные общества, они постоянно обращались к опыту французской революции. Неужели у нас тоже будет стоять гильотина и мы зальём страну кровью? Появятся ли среди нас новые робеспьеры и мараты? Придёт ли новый Наполеон? А сможем ли мы добиться такой же свободы?
Французская революция стала неким эталоном — ужасным и прекрасным. Примером того, какой огромной свободы можно добиться, выступив против застрявшей в прошлом власти. И примером того, какой страшной ценой иногда приходится платить за эту свободу.
События Французской революции (взятие Бастилии, поход женщин в Версаль, революционные войны, казнь короля, восстание в Вандее, убийство Марата, борьба Дантона и Робеспьера) настолько прославлены, об этом столько всего написано, рассказано, снято, что действительно кажется, что перед нами — некий извечный механизм, который будет повторяться снова и снова.
Прошло сто лет после декабристов, и в 1917 году политики тоже начали искать в разворачивавшихся вокруг них событиях отражение французского архетипа. Кто будет Дантоном, а кто Робеспьером? Кто Маратом, а кто Наполеоном? На роль Наполеона назначали то Керенского, то Троцкого, то Тухачевского — на неприметного Сталина никто особого внимания поначалу не обращал.
С одной стороны, просто невозможно не обращаться к историям тех лет — настолько они яркие и захватывающие, а люди настолько сильные и интересные. Знаю по собственному опыту — меня хлебом не корми, дай рассказать о том, как граф Мирабо не позволил разогнать Национальное собрание, как парижанки вынудили короля переехать из Версаля и Париж, а Дантон по дороге на казнь крикнул: «Максимилиан, ты скоро последуешь вслед за мной!».
Амбиции и воплощение идеи
Хочу заметить, что до появления Версаля самым богатым и величественным замком во Франции считался не Лувр, а Во-ле-виконт, принадлежавший министру финансов Фуке. Его владелец не стеснялся окружать себя невероятно красивыми и дорогими вещами, а потому построил собственный грандиозный “дом”.
Существует мнение, что Людовик XIV завидовал Фуке, из-за чего решил отобрать у Во-ле-Виконта звание самого роскошного дворца своей страны. Как? Конечно, построить собственную резиденцию, что затмила бы все прежние архитектурные достояния Франции. Впрочем, и сам Фуке не был безгрешен, поскольку большая часть средств на строительство его дворца была взята из государственных средств.
Строительство Версальского дворца требовало огромных затрат, но Людовик XIV мог себе это позволить. Если пересчитать на современные деньги, то Версаль обошёлся амбициозному королю в сумму, превышающую 300 миллиардов долларов. Сложность представляла собой почва данной местности. Чтобы осушить болота и превратить их в цветущие парки и сады, на строительство гнали всех местных крестьян.
Читайте также: