Какие впечатления заставили юного толстого тосковать по италии после первого путешествия по европе
Он оставил в наследство своим соотечественникам прекрасные образцы драм, романов, лирических стихотворений, которые в течение долгих лет стыдно будет не знать всякому образованному русскому. Он был создателем нового у нас литературного рода — исторической баллады, легенды; на этом поприще он не имеет соперников.
Граф Алексей Константинович Толстой родился 24 августа 1817 года в Петербурге, в богатой дворянской семье. Мать его славилась в высшем обществе столицы своим умом, образованностью и красотою; к тому же она отличалась редкой добротой. Всю свою любовь она сосредоточила на своем сыне и посвятила много забот воспитанию его. Вскоре после рождения сына мать оставила Петербург и вместе с ним поселилась в своем малороссийском имении Красный Рог, Черниговской губ. Здесь в прекрасном барском доме, построенном знаменитым архитектором Растрелли, среди чудной малороссийской природы, протекло счастливое детство будущего поэта. Мальчиком он бегал по великолепному саду и смежным рощам, а юношей читал и мечтал, сидя под тенистыми деревьями парка. Недаром Алексей Толстой считал Малороссию своей родиной и любил всей душой этот „край, где все обильем дышит“.
Огромное влияние на мальчика имел его дядя, с материнской стороны, Алексей Алексеевич Перовский, человек весьма образованный, большой любитель изящных искусств, сам написавший целый ряд талантливых рассказов под псевдонимом Антона Погорельского. Перовский жил по соседству с Красным Рогом и имел богатую библиотеку, которой впоследствии пользовался Алексей Толстой.
Будучи единственным сыном, без товарищей игр, одаренный весьма пылким воображением, Толстой очень рано привык к мечтательности, которая вскоре превратилась в решительную склонность к поэзии. „С шестилетнего возраста, рассказывает Толстой в своей автобиографии, начал я марать бумагу и писать стихи, — так было поражено мое воображение произведениями наших лучших поэтов, найденными мною в каком-то толстом сборнике. Вид этой книги, отпечатавшейся в моей памяти, заставлял биться сердце всякий раз, когда она мне снова попадалась на глаза. Я таскал ее, бывало, с собою и прятался в саду или в лесу, чтобы, лежа под деревьями, зачитываться ею по целым часам. Скоро я знал ее наизусть, я упивался музыкой разнообразных ритмов и усвоил себе их технику“.
Когда мальчику минуло восемь или девять лет, он поехал с родными в Петербург, где был представлен Наследнику Цесаревичу Александру Николаевичу и допущен в круг детей, которые по воскресеньям составляли общество Цесаревича. С этого времени его соединяли с будущим Государем самые теплые дружеские отношения.
Через год мальчик впервые поехал с матерью и дядей за границу, в Германию. Между прочим, они посетили город Веймар, и дядя свел мальчика к великому немецкому поэту Гете. От этого посещения у Толстого сохранились в памяти величественные черты Гете и то, что он сидел у него на коленях. Запад с его высокой культурой и образованностью очень понравился Толстому и его родным и с этого времени они часто предпринимают поездки по Западной Европе.
Наибольшее впечатление произвела на мальчика Италия, которую он посетил впервые, когда ему было 13 лет. Роскошная природа Италии, замечательные памятники древности, выдающиеся произведения искусства, — все это поразило восприимчивую, склонную к энтузиазму, душу Толстого и вызвало в нем неописуемый восторг. „Невозможно, говорит он в своей автобиографии, изобразить силы моих впечатлений и переворота, совершившегося в моей душе, когда в первый раз увидел я те сокровища, о которых имел уже смутные понятия прежде, нежели встретился с ними. Мы начали с Венеции, где мой дядя купил во дворце Гримани бюст молодого фавна, приписываемый Микель-Анджело, — одна из великолепнейших вещей, какие я только знаю. Еогда бюст принесли в отель, где мы жили, я не отходил от него. Ночью я вставал посмотреть на него, и сильнейший страх мучил мое воображение. Я задавал себе вопрос, что мне сделать для спасения бюста, если вспыхнет пожар в отеле, и пробовал, могу ли я в таком случае унести статую на своих руках. Из Венеции мы поехали в Милан, Флоренцию, Рим и Неаполь, и в каждом из этих городов росли во мне мой энтузиазм и любовь к искусству, так что, по возвращении в Россию, я впал по Италии в настоящую тоску по родине, в какое-то отчаяние, вследствие которого я днем ничего не хотел есть, а по ночам рыдал, когда сны мои уносили меня в мой потерянный рай“. В Риме родные Толстого, между прочим, познакомились с знаменитым русским художником Брюлловым, которому маленький Толстой так понравился. что великий живописец нарисовал ему картину в альбом.
Не смотря на постоянные переезды, Толстой не переставал заниматься науками и, благодаря своим блестящим способностям, на семнадцатом году жизни выдержал выпускной экзамен в Московском университете по словесному факультету.
В 1836 г. после смерти дяди, назначившего Толстого своим наследником, он, по желанию матери, был причислен к русской миссии при германском сейме во Франкфурте-на-Майне, а потом перешел на службу во 2-е отделение собственной Его Величества Канцелярии. Вращаясь в кругу высшего придворного общества и ведя светскую жизнь, Толстой заводит также знакомства с писателями и художниками. В 1841 г. Толстой напечатал, под псевдонимом Краснорогского, свое первое произведение, написанное прозой — фантастическую повесть „Упырь“, которая, по словам Белинского, „носит на себе все признаки еще слишком молодого, но тем не менее замечательного дарования, которое нечто обещает в будущем“. После этого в разных журналах стали появляться его лирические и эпические стихотворения.
Между тем грянул гром, который заставил встрепенуться все русское общество: началась Крымская кампания. Многие молодые люди из высших кругов общества, движимые любовью к родине, стали в ряды ополчения. Толстой также перешел в военную службу, поступив в стрелковый полк Императорской фамилии. В сентябре 1855 г. Толстой выступил с полком в поход. В дороге он написал небольшое стихотворение, прекрасно характеризующее настроение его автора и тогдашнего общества:
„В колокол, мирно дремавший, с налета тяжелая бомба
Грянула. С треском кругом от нее разлетались осколки,
Он же вздрогнул — И к народу могучие медные звуки
Вдаль потекли, негодуя, гудя и на бой призывая“.
Полк был направлен не в Крым, а для защиты Одессы, Здесь писатель заболел тифом, и болезнь настолько обострилась, что боялись за его жизнь. К счастью, силы молодого организма взяли верх, и Толстой выздоровел.
Вскоре после Крымской войны Толстой вышел в отставку, оставшись лишь в придворном звании егермейстера. С этого времени Толстой предается исключительно литературной деятельности, к которой всю жизнь чувствовал непреодолимое влечение. Весь дальнейший период деятельности Толстого является необыкновенно плодотворным, и в течение короткого времени Толстой обогащает нашу литературу целым рядом крупных произведений. В 1859 г. напечатана его лучшая поэма „Иоанн Дамаскин“, сюжет которой взят из отдаленного прошлого, из мира отшельнических легенд христианского востока. В 1863 г. вышел в свет его знаменитый исторический роман, „Князь Серебряный“, ярко рисующий эпоху Иоанна Грозного; роман был переведен на многие европейские языки. Вслед затем появилась драматическая трилогия — „Борис Годунов“ в трех отдельных драмах: „Смерть Иоанна Грозного“, „Царь Феодор“ и „Царь Борис“; эту трилогию сам Толстой признает лучшим из того, что им было написано в стихах и прозе. Произведения Толстого были по достоинству оценены читающей публикой, и имя поэта пользовалось славой не только в России, но и за ее пределами.
Последние два года жизни Толстого были омрачены тяжелым недугом, для исцеления которого он вынужден был часто ездить за границу для лечения и пользования минеральными водами. Скончался Толстой 26 августа 1875 г. в своем любимом Красном Роге, на 59 году жизни.
Толстой оставил крупные следы в русской изящной словесности и как лирик, и как эпический поэт, и как драматург.
Лирика Толстого отличается безыскусственностью, искренностью и удивительной задушевностью. В ней, как нельзя ярче, отразился светлый облик самого поэта с его стремлениями ко всему высокому, благородному, идеальному. Внешняя красота не отделялась у Толстого от добра и истины, а сливались в один прекрасный образ идеального. Вера в идеал, стремление к идеальному всегда одушевляли поэта.
Нет! в каждом шорохе растенья
И в каждом трепете листа
Иное слышится значенье, Видна иная красота!
Я в них иному гласу внемлю,
И, жизнью смертною дыша,
Гляжу с любовию на землю,
Но выше просится душа.
Соответственно возвышенному настроению лирики Толстого, его стих отличается высоким тоном и торжественностью. Наряду с высоким строем поэзии Толстого, во многих его произведениях бьет свежим ключом струя неподдельного юмора, особенно в тех, которые написаны в народном духе, как в его притчах, присказках и песнях („Спесь“, „Ой, кабы Волга матушка да вспять побежала“, „Не Божиим громом горе ударило“ и др.). Б этих произведениях поэтом удивительно верно схвачены самый склад русского народного стиха и формы народной речи.
Ходит Спесь надуваючись,
С боку на бок переваливаясь.
Ростом-то Спесь аршин с четвертью,
Шапка-то на нем во целу сажень,
Пузо-то его все в жемчуге,
Сзади-то у него все раззолочено.
А и зашел бы Спесь к отцу, к матери,
Да ворота некрашены!
А и помолился бы Спесь во церкви Божией,
Да пол не метен.
Как эпический поэт, Толстой особенно выдается своими былинами и историческими балладами. Сюжетом для баллад служила ему седая русская старина — киевская и московская („Алеша Попович“, „Илья Муромед“, „Слепой“, „Три побоища“, „Василий Шибанов“, „Князь Михайло Репнин“ и др.). На поприще создания у нас баллад Толстой, после Жуковского, не имеет соперников. Замечательным эпическим произведением Толстого является и его исторический роман „Князь Серебряный“, в котором ярко и художественно изображена эпоха Иоанна Грозного.
Своей трилогией Толстой завоевал себе видное место в русской литературе и как драматург. Его драматические произведения отличаются высокими художественными достоинствами, исторической правдой и необычайно яркой очерченностью характеров действующих лиц. Пьесы Толстого выдаются захватывающей силой трагического действия и являются по сию пору украшением нашей сцены.
Отличительной чертой всех произведений Толстого является проникающая их гуманность и сочувствие к людям. Очень метко охарактеризовал эту сторону деятельности Толстого другой наш знаменитый писатель Тургенев: „Натура гуманная, глубоко гуманная! — вот что был Толстой — и как у всякого истинного поэта, жизнь которого неуклонно переливается в его творчество, — эта гуманная натура Толстого сквозит и дышит во всем, что он написал“.
Поездка в Италию
В июне Толстой на несколько дней покинул Кларан и отправился в Италию. Миновав Женеву, он добрался до французского города Шамбери. Оттуда писатель доехал по железной дороге до Ланлебур-Мон-Сени и пересел в дилижанс. Уснув в дороге, он проехал мимо Генуи.
В Турине молодой человек встретился с приятелями Дружининым и Боткиным. Они посетили два театра, кафе, а после пошли смотреть на уличных музыкантов. На следующий день Толстой побывал в Музее оружия и статуи и в Палате Депутатов, вечером был на концерте сестер Ферни. На следующий день Толстой с Боткиным дилижансом доехали до Кивассо и Ивреи, а после прошли пешком до Пон-Сен-Мартена. До Грессонэ они скакали на мулах, а после, совершая переход до Шамбав, наслаждались видом на Аостскую долину и горы, каштаны и виноградники.
Добравшись до перевала Большой Сен-Бернар, путники попали в высокогорный монастырь, где их радушно встретили монахи. Гости, среди которых были русские, французы и англичане, отужинали и приятно провели вечер в зале с камином. Толстой разговаривал с монахами, а про одного из них даже написал в дневнике: «Красноречивый монах». На следующее утро Толстой с Боткиным позавтракали, посмотрели церковь, сенбернаров и отправились в путь.
Спустившись с гор, они расстались, и Толстой доехал до швейцарского Мартиньи. Оттуда писатель пешком добрался до Эвьоны, где увидел залитую лиловым долину и водопад Писваш. Миновав Вильнёв, Толстой на лодке доплыл до Шильонского замка. Поздно ночью путник вернулся в Кларан.
Какие впечатления заставили юного А.К. Толстого тосковать по Италии после первого путешествия по Европе?
ЕГЭ (школьный) - довольно сложный раздел, здесь действительно попадаются вопросы, которые даже у специалиста с законченным высшим образованием поставят в тупик при подготовке правильного ответа. Но мы известны тем, что сложности нас не останавливают, а наоборот развивают и расширяют наши знания.
Вы спрашивали Какие впечатления заставили юного А.К. Толстого тосковать по Италии после первого путешествия по Европе?? - отвечаем:
Снова в Швейцарии. Люцерн
В Кларане Толстой встречался с приятелями, гулял по городку и окрестностям. Но на одном месте сидеть ему не нравилось. В середине июня они с Боткиным поехали в Лозанну, где пошли в казино и на бал. Потом Толстой несколько дней пробыл в Женеве, оттуда приехал в Берн и посетил гулянья, анатомический театр и зверинец.
Писатель прибыл в Люцерн, где уже отдыхали тетушки, и остановился в престижном отеле «Швейцерхоф» на берегу озера. Молодого человека поразил городок и красота пейзажей, которые он видел из окна. А наполнявшие отель англичане его раздражали: в них словно не было ничего живого.
В Люцерне произошла сцена, поразившая Льва Толстого. Однажды вечером он встретил на улице нищего, который играл на гитаре и пел песни. Толстой посчитал музыканта талантливым и пригласил выступить под окнами отеля. Вокруг собралась толпа и с увлечением слушала музыку, но когда нищий поднял шляпу, чтобы получить денег, его игру никто не отметил. Толстого взбесило поведение постояльцев отеля, он пригласил музыканта внутрь и угостил шампанским.
Этот вызывающий жест возмутил публику. Однако Толстой и сам злился на окружающих: он закатил скандал, что его с гостем провели в подсобное помещение, и добился, чтобы их посадили в главном зале. Расставаясь со смущенным музыкантом на крыльце отеля, Толстой с уважением жал ему руку. Вскоре он написал рассказ «Люцерн», в котором рассуждал, «кто больше варвар»: честно работающий нищий, или же презирающий его франт.
Толстой разочаровался в пафосном отеле и снял мансарду в скромном семейном пансионе. После этого он посетил еще несколько городов в Швейцарии и побывал на озере Цуг.
Германия. Возвращение домой
В июле Лев Толстой прибыл в Цюрих, проехал Шафгаузен и въехал в Германию. Миновав Фридрихсхафен, он оказался в Штутгарте. Там писатель познакомился со следовавшим в Баден-Баден французом Ожье и отправился вместе с ним.
В Баден-Бадене было много игорных домов. Толстой увлекся, спустил свои деньги и влез в долги. Занимать пришлось и у Тургенева, который также приехал в Баден-Баден. Толстой с благодарностью принял деньги, но проиграл и их, чего очень стыдился.
Толстой добрался поездом до Франкфурта и встретился с Александрин. Взяв у нее денег, писатель отправился в Дрезден, а оттуда — в Берлин. Из Штеттина он поплыл морем и через четыре дня, проиграв в дороге еще некоторое количество денег, прибыл в Петербург.
3. Сопоставьте поэтические декларации Фета «Одним толчком согнать ладью живую. », «Музе» («Пришла и села. Счастлив и тревожен. ») с близкими по тематике стихами Некрасова («Муза», «Вчерашний день, часу в шестом. », «Поэт и гражданин») и определите принципиальное различие между авторами в представлениях о назначении поэта и поэзии.
4. Сравните стихотворения «Тройка» Некрасова и «На заре ты её не буди. » Фета. В чём, повашему, заключается их сходство и различие?
5. Объясните, как поэзия Фета связана с бурной эпохой 1860х годов.
6. Почему поэзию Фета высоко ценил Лев Толстой?
7. Полностью прочитайте статью Ф. М. Достоевского «Г. <Добро лю> бов и вопрос об искусстве». Сформулируйте свою точку зрения по обсуждаемой в ней проблеме.
Литературоведческий практикум
ЛИРИКА А. А. ФЕТА
Самостоятельно выберите для анализа 2—3 стихотворения Фета, перекликающиеся по теме, предмету изображения. (Например: тема весны, тема творчества, тема любви, тема музыки и т. д.)
1. Подготовьте выразительное чтение наизусть одного или нескольких стихотворений. При этом постарайтесь передать музыкальность и благозвучие стихотворений, применённые в них элементы звукописи.
4. Приведите примеры необычных ассоциативных связей, на которых построено художественное изображение, ярких необыкновенных образов, пробуждающих чувства и воображение читателя.
Язык литературы
Выполните фонетический разбор стихотворения А. А. Фета «Шёпот, робкое дыханье. ». Покажите, что звуковая организация текста подчинена основной художественной задаче.
Вопросы для самопроверки
1. Почему А. К. Толстой считал своё детство безоблачно-прекрасным?
2. Какие впечатления заставили юного А. К. Толстого тосковать по Италии после первого путешествия по Европе?
3. Какое влияние оказал на племянника воспитавший его А. А. Перовский?
Вопросы для самопроверки
1. Как реализуется в лирике А. К. Толстого мотив исторической памяти? Что волнует поэта в прошлом родной земли?
2. Как создаётся романтический образ зарождения любви в стихотворении «Средь шумного бала, случайно…»?
3. Как удаётся поэту в стихотворении «То было раннею весной…» объединить темы любви, природы и времени?
4. В чём видел А. К. Толстой художественную ценность импровизационности, нарочитого несовершенства формы стиха?
Вопросы для самопроверки
1. Какой период русской истории и почему казался А. К. Толстому воплощением идеала национальной жизни? 2. В чём он следует историческим идеям Карамзина и Пушкина?
3. Каких героев поэт противопоставляет современной деспотически-бюрократической действительности?
Для индивидуальной работы
1. Прочитайте трагедию А. К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович». Какими изображены в ней главный герой царь Фёдор и его шурин Борис Годунов?
2. Познакомьтесь с пояснениями А. К. Толстого к его драматической трилогии. Какие историко-философские взгляды вы
354разились в них? Объясните, какова проблематика пьесы, чем заинтересовала писателя личность блаженного царя Фёдора.
3. В чём А. К. Толстой продолжает традиции исторической драматургии А. С. Пушкина и в чём отступает от них?
Вопросы для самопроверки
1. В кого направляет А. К. Толстой стрелы своей сатиры?
2. Как А. К. Толстой использует былинные образы в сатирических целях?
Для индивидуальной работы
1. Расскажите о жизненном и творческом пути А. К. Толстого, о своеобразии его эстетических и общественных взглядов.
2. Сопоставьте стихотворение А. К. Толстого «Ты знаешь край. » с «Родиной» М. Ю. Лермонтова. Определите их сходство и различие в раскрытии патриотической темы.
3. Дайте целостный анализ стихотворения Толстого «То было раннею весной. », обратив внимание на живописность, точность поэтических деталей, яркость словесного рисунка, лёгкость стиха, мелодичность, непосредственность (импровизационность) в изображении всеохватывающего любовного чувства.
4. Проанализируйте стихотворение А. К. Толстого «Меня, во мраке и в пыли…». Покажите, как в нём развивается тема перерождения человека, обретающего новое зрение.
5. Дайте характеристику историческим балладам Толстого. Какие взгляды на историческое прошлое России он в них утверждал? Подтвердите свой ответ целостным анализом баллады Толстого «Василий Шибанов» или другой его баллады (былины) по собственному выбору.
6. Можно ли причислить А. К. Толстого к поэтамромантикам? Почему? Каково место поэта в противостоянии гражданской поэзии и чистого искусства?
Музейусадьба А. К. Толстого в п. Красный Рог Почепского района Брянской области. Фотография. Э. Лукиной
Литературоведческий практикум
ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА А. К. ТОЛСТОГО
Страна томлений и ожиданий
Тогда, в 1862 году, он впервые «скакал по чугунке» (железной дороге. — Прим. ред.) и не верил своему счастью: «Как это вот я увижу, наконец, Европу. страну таких долгих томлений и ожиданий моих, таких упорных моих верований»? За два с половиной месяца Федор Михайлович собирался посетить больше 20 городов: Берлин, Париж, Лондон, Женеву, Дрезден, Кельн, Флоренцию и т. д., не надеясь, конечно, постигнуть все: «Пусть не разгляжу ничего подробно. зато из всего виденного составится что-нибудь целое, какая-нибудь общая панорама. Вся страна "святых чудес" представится мне разом…» Не получилось.
Тут, конечно, виною и слишком плотный маршрут («Да разве можно хоть что-нибудь порядочно разглядеть, проехав столько дорог в два с половиною месяца?»), и сам Достоевский. Со своим, мягко выражаясь, сложным характером, припадками эпилепсии и годами каторги за спиной.
Первое путешествие Льва Толстого в Европу
В 1857 году Толстой впервые отправился за границу. Он посетил Францию, Швейцарию, Италию и Германию.
Германия: вспышка уязвленного патриотизма
Берлин, в котором он в первую поездку был всего сутки, произвел «самое кислое впечатление». А все почему? Потому что он «двое суток скакал по чугунке сквозь дождь и туман до Берлина и, приехав в него, не выспавшись, желтый, усталый, изломанный, вдруг с первого взгляда заметил, что Берлин до невероятности похож на Петербург. Фу ты, бог мой, думал я про себя: стоило ж себя двое суток в вагоне ломать, чтоб увидать то же самое, от чего ускакал?»
Сделав вывод, что немцев с непривычки «весьма трудно выносить в больших массах», он улизнул в Дрезден. И что же? «Мне вдруг вообразилось. что ничего нет противнее типа дрезденских женщин». Виною тому, как признает сам писатель, оказалась больная печень: «И неужели, неужели человек, сей царь природы, до такой степени весь зависит от собственной своей печенки, — подумал я, — что за низость!»
Такая же история приключилась с Кельнским собором. Тогда он показался Ф. М. «галантерейной вещицей вроде пресс-папье на письменный стол сажен в семьдесят высотою». Но, полагает Достоевский, задержись он в Берлине, Дрездене и том же Кельне, все могло бы восприниматься иначе. Засияй над собором луч солнца, «и зданье наверно бы мне показалось в настоящем своем свете, а не так, как в то пасмурное и даже несколько дождливое утро, которое способно было вызвать во мне одну только вспышку уязвленного патриотизма».
Ф. М. еще не раз бывал в Германии. В одном только Дрездене провел в общей сложности два с половиной года. Но чуда не произошло. Он по-прежнему восхищался картинами Дрезденской галереи и презирал немцев.
Увидеть Париж… и не умереть
В начале 1857 года Лев Толстой разорвал роман с Валерией Арсеньевой, с которой он общался по большой части письмами. В середине января Толстой написал тетушке, что получил заграничный паспорт и отправляется путешествовать по Европе, но попрощаться не заедет: опасается встретить бывшую возлюбленную.
Писатель выехал из Петербурга 29 января. Миновав 1269 верст, он прибыл в Варшаву. Оттуда отправился железной дорогой, а 9 февраля прибыл на Северный вокзал Парижа. За границей молодой человек был впервые, его не сопровождали ни слуги, ни друзья. И хотя Лев Николаевич знал французский и немецкий языки и немного говорил по-английски, все равно волновался, что рядом не было знакомых.
Толстой поселился на улице Риволи: сначала в отеле Мерис, а потом в пансионе в 206-м доме, недалеко от которого жил Тургенев. Последний вместе с Некрасовым пригласили Льва Николаевича на карнавал в Гранд-Опера. Толстой умилился с французов, которые наряжались и танцевали по трезвости потому, что им весело. Ему понравилось чувство социальной свободы во Францию.
Толстой любовался достопримечательностями Парижа и слушал лекции в Сорбонне. Однако вскоре его стал отталкивать культ Наполеона, писатель замечал вокруг всё больше недостатков. В конце марта он отправился на публичную казнь. Его оттолкнул механизм гильотины, опротивела толпа, которая спокойно обсуждала зрелище. Особенно поразило его, что человек целовал Евангелие, а потом принимал смерть. Через два дня Толстой покинул Париж.
Неудавшийся эмигрант: путешествия Льва Толстого
Льва Толстого по какой-то причине принято считать домоседом. Преданность Ясной Поляне — неотъемлемая часть сложившегося образа, как и борода, и крестьянская рубаха. Но на самом деле граф не любил сидеть на месте: он «наездил» десятки тысяч километров, из них 18,5 тысяч — по Европе
В начале 1857 года 29-летний Лев Николаевич Толстой — небогатый помещик, молодой безбородый писатель — отправляется в первое европейское путешествие. Пять дней на почтовых лошадях он едет в Варшаву (в то время это еще Российская империя), а оттуда на поезде в Париж. «Путешествие по железным дорогам, — пишет он, — наслаждение, и дешево чрезвычайно, и удобно». Правда, через месяц его настроение меняется: «Железная дорога к путешествию что бордель к любви. Так же удобно, но так же нечеловечески машинально и убийственно однообразно». Спустя десятилетие писатель лишь укрепляется в своей мысли: дело в том, что в ноябре 1868 года «чугунка» пролегла недалеко от Ясной Поляны, нарушив уединение усадебной жизни семьи писателя.
Железные дороги в это время активно развивались. В русских составах поддерживалась 16-градусная температура — буржуйки топили чаще не углем, как у европейских соседей, а дровами (угля в России было значительно меньше, чем леса), а потому в вагонах было более дымно, зато чище. И хотя условия для путешествий становятся комфортабельнее (в 1879 году вагоны делятся на три класса: в первом и втором — синем и желтом — появляются диваны для сна и кресла, а в третьем классе — зеленом — остаются только скамьи), Лев Николаевич предпочитает передвигаться мальпостом, то есть на лошадях.
1. Рим январь 1861 г.
Молодой граф старается жить по средствам — снимает недорогую квартиру, обедает в недорогих ресторанах, но с русскими художниками Михаилом Боткиным и Николаем Ге встречается в недешевом Caffè Greco (интерьер кафе за последние 150–200 лет практически не изменился, и это по-прежнему одно из самых дорогих кафе в городе, находится оно по адресу: Via Condotti, 86. — Прим. «Вокруг света»). Рим давит его своими развалинами. «Боже мой! — восклицает Толстой. — Все камни и камни!», «…классическое искусство слишком уже высоко ценят…»
2. Дрезденавгуст 1857 г.
Первым делом Толстой спешит в Галерею старых мастеров: «Мадонна сразу сильно тронула меня» (речь о «Сикстинской Мадонне» Рафаэля. — Прим. «Вокруг света» ). На следующий день снова приходит к картине. И вновь в его дневнике: «Остался холоден ко всему, исключая Мадонны». Правда, позже он скажет, что такое искусство непонятно простому народу. Однако же пять больших гравюр — фрагментов «Сикстинской Мадонны» — висят в его кабинете в Ясной Поляне.
3. Берлин июль 1857 г.
Посещает клуб ремесленников. Лектор отвечал на записки, оставленные слушателями в «вопросном ящике». Спустя много лет на лестничной площадке в Ясной Поляне появился свой «почтовый ящик», куда любой желающий мог опускать свои рассказы и вопросы Льву Николаевичу. Правда, иногда эти письма становились предметом шуток. Так, в музее хранится записка, в которой на чей-то серьезный вопрос «Чем люди живы в Ясной Поляне?» кто-то из домочадцев приписал ответ вместо писателя: «Лев Николаевич жив тем, что будто бы нашел разгадку жизни…»
4. Москва осень 1857 г.
Молодому графу с его «увлечением щегольством» очень нравится московская жизнь. Его часто видят в новой бекеше с седым бобровым воротником, на голове — блестящая шляпа, надетая набекрень, в руке — дорогая трость. В моде у светской молодежи гимнастика, особенно прыжки через деревянного коня. «Бывало, если нужно захватить Льва Николаевича во втором часу дня, — вспоминал Афанасий Фет, — надо отправляться в гимнастический зал на Большой Дмитровке. Надо было видеть, с каким одушевлением он, одевшись в трико, старался перепрыгнуть через коня…»
5. Париж февраль — март 1857 г.
Толстому нравится бесцельно ездить в омнибусах (многоместных конных экипажах) и «шляться» по улицам, наблюдая повседневную жизнь парижан: «Чувство социальной свободы составляет главную прелесть здешней жизни, и о которой, не испытав ее, судить невозможно…» 5 апреля Толстой пишет: «Я живу все в Париже вот скоро два месяца и не предвижу того времени, когда этот город потеряет для меня интерес…» Однако это случилось буквально на следующий же день: Лев Николаевич стал свидетелем публичной казни на гильотине. Он настолько потрясен, что чувствует себя больным, а через два дня покидает столицу Франции.
6. Флоренция январь 1861 г.
После знакомства здесь с освобожденным декабристом Сергеем Волконским Толстой замышляет роман о возвращении декабристов. Но в итоге через восемь лет получится. «Война и мир»!
7. Баден-Баден июль 1857 г.
Лондон, Брюссель и Антверпен — все эти места Лев Николаевич планирует посетить. Но по пути его задерживают казино Баден-Бадена. В молодости Толстой был игроком отчаянным и не слишком удачливым. В те дни в дневнике множество записей типа: «Свинья. Убитый, больной, пристыженный, шлялся». Заставила опомниться графа лишь новость о разводе сестры , Толстой торопится вернуться в Россию. Но, по словам его брата Николая, Лев Николаевич настолько «профершпилился», что, покупая билет на пароход, был вынужден занять талер у встреченного знакомого…
В Южно-Кенсингтонском музее (ныне Музей Виктории и Альберта) построили несколько корпусов, но здание, в котором бывал Толстой, осталось. Клуб Athenaeum — попрежнему место отдыха джентльменов, только в последние 10 лет туда стали пускать и женщин. Brunel House (так сейчас называется Орсет-Хаус) — дом, где Толстой бывал в гостях у Герцена и, аккомпанируя себе на фортепиано, пел сочиненную им во время Крымской войны песню, запрещенную цензурой, но популярную в армии. У магазина анархистской литературы Freedom в районе Уайтчапель есть стена с портретами анархистов, среди них и портрет Толстого.
Свой среди чужих
— Хотя Лев Николаевич увез из Лондона «отвращение к цивилизации», именно сюда он чуть не эмигрировал, — говорит лондонский обозреватель «АРТ-ТВ» Елизавета Герсон. — В сентябре 1872 года на Толстого завели дело, грозили тюрьмой: его бык убил пастуха в Ясной Поляне. «…С презрением, которого я не могу не испытывать к судам новым… невыносимо жить в России… Я решился ехать в Англию навсегда или до того времени , пока свобода и достоинство каждого человека не будет у нас обеспечена», — пишет он тетушке. Писатель планировал продать за 20 000 Ясную Поляну и купить дом в Англии. Но обвинения сняли и извинились. Так Толстой и не стал эмигрантом.
Какие впечатления заставили юного А.К. Толстого тосковать по Италии после первого
Какие впечатления заставили юного А.К. Толстого тосковать по Италии после первого путешествия по Европе?
Сокровища искусства, открывшиеся душе тринадцатилетнего подростка во время его первого путешествия по Италии, произвели на него настолько сильные впечатления, что по возвращении в Россию он долго тосковал об этом «потерянном рае».
Париж: француз раздавит вас своим неизъяснимым благородством
Пришлось бежать в так долго воображаемый в мечтах Париж, где творил свою «Человеческую комедию» его любимый Бальзак, — город духовности и просвещения. На знакомство с ним был положен целый месяц, не считая недельной отлучки в Лондон.
Где-то здесь рядом — Виктор Гюго, только опубликовавший своих «Отверженных», по этим улицам ходит Теофиль Готье. Но Достоевский не ищет встречи с ними — он уже тоскует по России. Париж кажется ему скучным, а французы — фальшивыми: «Все имеют удивительно благородный вид. У самого подлого французика, который за четвертак продаст вам родного отца… такая внушительная осанка, что на вас даже нападает недоумение. Войдите в магазин купить что-нибудь, и последний приказчик раздавит, просто раздавит вас своим неизъяснимым благородством». Не пробыв в Париже и недели, он делает вывод: интересы парижан пусты, любовь их — лишь подделка.
Десять лет. я все мечтал выиграть. Мечтал серьезно, страстно. Теперь же все кончено!
Историк и литературный критик Эжен де Вогюэ рассказывал, как они сидели однажды на террасе Английского кафе и Достоевский, внезапно разгорячившись, произнес целую речь — о Европе вообще и Париже в частности: «Появится среди ночи пророк в Café Anglais и напишет на стене три пламенных слова. Они послужат сигналом гибели старого мира, Париж рухнет в крови и пожарах со всем, что составляет теперь его гордость, со всеми его театрами и кофейнями. » Через десять дней разоблачитель отбыл в Лондон.
Путешествие дилетанта
В феврале 1861 года 32-летний Лев Николаевич едет в Лондон из Парижа. Тоннеля под Ла-Маншем еще не существует — пассажирам приходится пересаживаться из комфортабельного поезда на гораздо менее удобный пароход. По словам одного из пассажиров, это «90 минут грязи, дискомфорта, давки, сырости, холода и крайне бедственного состояния».Английская столица того времени мало похожа на нынешнюю. Лондонскую канализацию уже строят, но Темза по-прежнему смердит. Вместе с канализацией лондонцы прокладывают и метро. Некоторые районы перерыты до неузнаваемости. В центре на узких улочках с трудом разъезжаются омнибусы, кареты и наездники. Проезжая часть завалена лошадиным навозом, пешеходы теснятся на узких тротуарах — не самое подходящее место для прогулок. К тому же на пароходе графа продуло, его мучает зубная боль. Однако же он не теряет времени и не забывает о главной цели путешествия — «узнать, как бы это так сделать, чтобы, самому ничего не зная, уметь учить других». У профессора Оксфордского университета Мэтью Арнольда Лев Толстой, «джентльмен из России, интересующийся народным образованием», получил рекомендательное письмо к преподавателям лондонских школ. День за днем Толстой объезжает учебные заведения Лондона, изучая все новые методики и общаясь с преподавателями, чтобы, как пишет Толстой, «никто не смел мне в России указывать по педагогии на чужие края и чтобы быть au niveau всего, что сделано по этой части».
Как на работу, Толстой ходит и в Южно-Кенсингтонский музей. Здесь богатая библиотека педагогических книг. Писатель проштудировал 49 из них и некоторым дал меткие характеристики: «тупоумная религиозность» (об «Уроках морали»), «образец бессмыслия» (об «Основах красноречия»), «дрянь дамская» (о «Книгах для чтения»). Единственное издание, удостоившееся высшей похвалы, — «Минеральные, животные и растительные вещества». О ней Толстой пишет: «Отличная книга, отвечающая на всякие вопросы детей».
Став временным членом литературного лондонского клуба Athenaeum, заседающего на улице Пэлл-Мэлл, Толстой попадает на лекцию английского классика Чарлза Диккенса, с которым давно мечтал познакомиться. По воспоминаниям Толстого, Диккенс «прекрасно читал и производил своей сухой, но сильной фигурой мощное впечатление». А вот трехчасовая речь премьер-министра Пальмерстона в палате общин в английском парламенте показалась ему скучной.
«Граф Толстой сильно завирается подчас; у него еще мозговарение не сделалось после того, как он покушал впечатлений», — пишет Герцен Тургеневу 12 марта 1861 года. Лев Николаевич покинет Лондон 17 марта 1861 года, вернется в свою Ясную Поляну и никогда больше «по Европам» не поедет. Устройство жизни в чужих странах он посмотрел, руины былых цивилизаций его не вдохновили, система обучения разочаровала, либеральных взглядов он не придерживался и в демократию не верил. Но уже тогда, в свои 30 с небольшим лет, верил в русский народ, считал его гораздо менее испорченным и более способным создать новый справедливый строй.
Достоевский: «Вся эта ваша Европа — одна фантазия»
16-летний Достоевский «беспрерывно в уме сочинял роман из венецианской жизни». В детстве рыдал над романами Радклиф. Зачитывался Расином, Бальзаком, Гете, Шиллером. В 22 года перевел Эжена Сю и Жорж Санд. Но попасть туда, где жили герои любимых книг, Ф. М. смог только в 41 год. С тех пор он выезжал в Европу еще не раз, прожил там в совокупности пять с половиной лет. И сделал вывод: жить за границей «очень скучно, где бы то ни было».
Лондон: все жаждет добычи и бросается на первого встречного
Город, пожалуй, произвел впечатление. Скорее пугающее. «Даже наружно какая разница с Парижем. Этот день и ночь суетящийся и необъятный, как море, город, визг и вой машин, эти чугунки, проложенные поверх домов (а вскоре и под домами), эта смелость предприимчивости, этот кажущийся беспорядок, который в сущности есть буржуазный порядок в высочайшей степени, эта отравленная Темза, этот воздух, пропитанный каменным углем, эти великолепные скверы и парки, эти страшные углы города, как Вайтчапель, с его полуголым, диким и голодным населением».
Он даже готов признать, что «во всем мире нет такого красивого типа женщин, как англичанки», но лишь для того, чтобы рассказать о квартале красных фонарей и снова столкнуть лбами «блеск и нищету»: «Улицы освещены пучками газа, о которых у нас не имеют понятия. Великолепные кофейни, разубранные зеркалами и золотом, на каждом шагу. Тут и сборища, тут и приюты. Даже жутко входить в эту толпу. И так странно она составлена. Тут и старухи, тут и красавицы, перед которыми останавливаешься в изумлении… Все это с трудом толпится в улицах, тесно, густо. Толпа не умещается на тротуарах и заливает всю улицу. Все это жаждет добычи и бросается с бесстыдным цинизмом на первого встречного».
Хрустальный дворец, Лондон
Среди лондонских достопримечательностей Достоевский отмечает Хрустальный дворец, который был выстроен из стекла и металла ко Всемирной выставке 1851 года. Это то самое здание, которому мечтал показать язык герой его «Записок из подполья».
На берегу Женевского озера
Писатель отправился в Швейцарию. Сначала ехал железной дорогой, а ночью пересел в дилижанс. Полная луна помогла почувствовать радость и любовь, о чем он написал в дневнике и в письме к Тургеневу. Швейцария дарила душе чувство обновления.
В чужой стране молодого человека тянуло к старым знакомым и друзьям. В Швейцарии это были Елизавета и Александрин Толстые — двоюродные тетки писателя. В Александрине молодой человек видел родственную душу, хоть и был младше на десять лет. На второй день после прибытия в Женеву Толстой отправился к ней с визитом на виллу Бокаж. Встреча принесла радость, и с тех пор Лев и Александрин проводили много времени вместе.
Вместе они поехали и в Кларан — деревеньку, где веком ранее жил Руссо, писатель-философ, восхищавший Толстого. Александрин вскоре вернулась к себе на виллу, а писатель остановился в Кларане на три месяца, где исследовал окрестности и наслаждался пейзажами. На Женевском озере он быстро забыл жуткие парижские впечатления и почувствовал себя счастливым. Его наполняла любовь к миру и к себе, а красота вокруг словно ощущалась физически.
В мае Лев Толстой совершил двухнедельное путешествие с Сашей Поливановым, сыном друзей. Они дошли до Авана, залюбовались там нарциссами, а потом мельник перевез их через реку. Путники пробыли день в Интерлакене, а оттуда отправились в Гриндевальд, где посетили ледниковые ущелья. В Розенлау Толстой заволновался, что у него кончаются деньги. От Майрингена путники отправились дилижансом, но опоздали на пароход, поэтому до Лейсингена дошли пешком по берегу Тунского озера. После этого они с Сашей заехали в Берн. Вернувшись в Кларан, Толстой работает над «Путевыми записками».
Читайте также: