Как в таджикистане относятся к русским туристам
Распад Советского Союза стал для русского народа крупнейшей социально-политической катастрофой ХХ века. Поскольку границы новых суверенных государств, образовавшихся на постсоветском пространстве, прокладывались по границам бывших союзных республик, не были учтены ни этническая и конфессиональная специфика, ни историческая справедливость, ни экономические связи регионов. Строившиеся в Российской империи и Советском Союзе города, в «русскости» которых до 1991 года никто и не сомневался, оказались в составе других государств, к тому же практически с самого начала взявших подчеркнуто националистический и русофобский курс.
В Прибалтике, Закавказье, Средней Азии русское население сразу после распада СССР оказалось в неблагоприятном положении. При этом если в Прибалтике русские в большей степени сталкивались с дискриминацией «сверху», в том числе и прописанной на нормативно-правовом уровне, то в Средней Азии и на Кавказе под угрозой оказались не только их социальный статус, но и имущество и даже жизнь. Тогдашние российские власти практически бросили ситуацию на самотек. Никто из власть имущих в то время не задумывался о судьбе русского и русскоязычного населения в бывших республиках СССР.
Категория «русскоязычное» используется не случайно – к русским по своему положению сразу же приблизились и все нетитульные группы населения, проживавшие в городах и являвшиеся носителями городской советской русифицированной культуры. Так, в Средней Азии и Казахстане это были все славяне, немцы, евреи, корейцы, значительная часть армян и татар. Именно в республиках Средней Азии положение русских ухудшилось очень быстро и стало крайне неблагоприятным. С чем это было связано?
Во-первых, культурные, этнические, религиозные различия между русским и русскоязычным населением среднеазиатских республик и местными жителями, особенно если говорить о сельской местности, небольших городах и «базовом» социальном слое, были наиболее значительными.
Во-вторых, в среднеазиатских республиках возобладала националистическая пропаганда, сочетавшаяся с возрождением религиозных ценностей. При этом местных националистов религия интересовала скорее как политический инструмент.
В-третьих, социальная структура среднеазиатских обществ была такова, что в условиях отсутствия прежних механизмов управления и контроля республики стремительно архаизировались. На первое место вышли клановые и родоплеменные отношения, а русское и русскоязычное население в традиционную клановую и племенную систему не вписывалось.
В-четвертых, именно в среднеазиатских республиках максимально ухудшилось экономическое положение, что практически сразу же привело к прогрессирующему обнищанию населения – и русского, и коренных этнических групп. В этой ситуации местным элитам было очень выгодно сваливать вину за неудовлетворительные условия жизни на советское прошлое, на «русских оккупантов», и хотя прямых призывов к изгнанию русских из республик их официальные власти не допускали, рядовые среднеазиаты все понимали правильно. Фактически республиканские власти дали им карт-бланш на действия против русского населения. Где-то русских стали методично выдавливать, где-то просто относились недоброжелательно, а где-то и переступали грань закона, совершая порой самые чудовищные преступления – изнасилования, избиения, убийства.
Если вспомнить более давнюю историю, то антирусский национализм в Средней Азии всегда имел место быть. Он активно проявлялся в кризисные для российского государства периоды, когда центральная власть ослабляла свою хватку, а националисты и бандиты всех мастей сбрасывали маски и давали волю самым низменным инстинктам. Достаточно вспомнить о знаменитой волне антироссийских восстаний в 1916 году, связанных с отказом туземного населения от участия в обязательных работах и с перераспределением земли. Затем была Гражданская война, во время которой басмачи первым делом старались расправляться с русским населением. Лишь Сталину железной рукой удалось на некоторое время приостановить произвол, но после его смерти все постепенно вернулось на круги своя.
На самом деле, этнополитическая ситуация в среднеазиатских республиках стала обостряться еще во второй половине 1980-х годов – до распада Советского Союза. Именно в это время начался рост националистических настроений среди среднеазиатского населения, усугублявшийся тотальной коррупцией органов власти и полным бездействием правоохранительных органов. Переломный момент наступил, когда произошли первые крупные столкновения на межнациональной почве, повлекшие за собой значительные человеческие жертвы.
В мае 1989 г. в Фергане (Узбекская ССР) начались столкновения между узбеками и турками-месхетинцами, которые переросли в настоящие погромы и привели к вводу войск в Фергану. Эти события привели к переселению значительной части турок-месхетинцев из Ферганской области Узбекистана во внутренние районы РСФСР, в первую очередь – в Ростовскую область, Краснодарский и Ставропольский края. Такой опыт изгнания целого народа привел к ажиотажу среди националистов.
С конца 1980-х гг. в Узбекистане очень сильно ухудшилось отношение узбеков к русскому населению, причем это имело место даже в таких многонациональных городах как Ташкент, который за столетие превратился в наднациональный город всесоюзного значения, ставший домом для людей самых разных национальностей – от собственно узбеков и русских до евреев, корейцев, армян и т.д.
Ухудшение социально-экономического положения на фоне националистической пропаганды привело к росту преступности – как организованной, так и уличной. Первыми Узбекистан стали покидать евреи, у которых появилась возможность эмиграции в Израиль. Затем потянулись и русские. Естественно, что первыми уезжали те, у кого были ресурсы для того, чтобы покинуть республику. Речь идет не только о материальных, но и о социальных ресурсах – профессии, образовании, наличии родственников в России.
Очень многим русским людям в начале 1990-х гг. приходилось едва ли не бежать из республик Средней Азии, бросив свое имущество или, в лучшем случае, продав его за бесценок. Покупатели часто сами назначали цену за квартиру, подчеркивая, что в противном случае вообще отберут ее бесплатно. До сих пор отсутствует статистика по числу убитых, искалеченных, пропавших без вести, изнасилованных русских и русскоязычных людей в республиках Средней Азии.
Впрочем, если говорить об Узбекистане, то к середине 1990-х гг. президенту Исламу Каримову удалось несколько стабилизировать ситуацию. Но уже в 2000-е годы началась новая волна оттока русского населения. Дело в том, что при Исламе Каримове, которому недавно поставили памятник в Москве, Узбекистан перешел на латинский алфавит, без знания узбекского языка стало невозможно занимать не только государственные должности, но и работать в бюджетных организациях. В итоге за период, прошедший с 1991 г. по настоящее время, численность русского населения в Узбекистане сократилась более чем в четыре раза. Сейчас русские составляют лишь 2,5 % населения страны, причем среди русских большая часть – пенсионеры, которые остались доживать, и люди среднего возраста, которым также очень сложно перебраться в Россию.
Еще сложнее ситуация складывалась в Таджикистане – одной из самых бедных и отсталых в экономическом отношении республик Средней Азии. В феврале 1990 г. в Душанбе прошел погром в русских кварталах. Дмитрий Рогозин, будущий вице-премьер российского правительства, в книге «Ястребы мира. Дневник русского посла» писал:
«В середине февраля 1990 года национал-исламисты буквально растерзали полторы тысячи русских мужчин и женщин в Душанбе. Женщин под грохот автоматных очередей и гогот насильников заставляли раздеваться и бегать по кругу на площади железнодорожного вокзала».
В 1992 году в Таджикистане началась кровопролитная гражданская война, в которой гибли не только таджики и памирцы, но и русские, которые оказались в самом тяжелом положении. Лишенные клановых и родовых связей, не имеющие своих вооруженных формирований и «крыши» в лице государственных чиновников или политических лидеров, русские в Таджикистане очень быстро становились жертвами как экстремистов, так и бытовых преступников.
Основная часть русских покинула Таджикистан еще в самом начале 1990-х годов, опасаясь за свою жизнь. Многим не повезло – они были убиты боевиками или преступниками. Даже прекращение гражданской войны не стало спасением для русского населения Таджикистана. Тем более, что и экономическое положение страны в 1990-е – 2000-е годы было просто ужасающим. Если даже этнические таджики отправлялись в Россию на заработки, бросая свои дома и семьи, что говорить о русских. За постсоветские десятилетия численность русского населения Таджикистана сократилась более чем в десять раз. Сейчас русских в республике лишь 1% от общей численности населения.
Между тем, снижение численности русских в среднеазиатских республиках оказало не позитивное, а резко отрицательное влияние на экономическое и социальное положение постсоветских государств. Во-первых, именно русские и русскоязычные составляли основной костяк квалифицированных специалистов – ученых, инженеров и техников, врачей, даже рабочих высокой квалификации. Представители титульных национальностей работали в партийных и государственных органах, в прокуратуре, милиции, преподавали гуманитарные специальности, а основная часть занималась либо низкоквалифицированным трудом на производстве, либо сельским хозяйством.
Во-вторых, националистический поворот в Средней Азии привел к резкому сокращению изучения русского языка в школах, отказу в ряде республик от кириллического алфавита, снижению общего качества образования. Но поскольку Узбекистан, Таджикистан, Киргизия так и не смогли создать развитые экономики и обеспечить значительную часть своего населения работой, их жители, особенно молодежь, потянулись на заработки в Российскую Федерацию. И здесь как раз и сказались незнание русского языка, низкий уровень образования. Не случайно даже представители обеспеченных слоев населения сейчас стремятся отдавать своих детей в немногочисленные русские школы – понимают, что это единственный способ дать им достойное образование в республике.
Сейчас в республиках Средней Азии пошел новый виток русофобии. Он связан с давлением со стороны Запада, стремящегося окружить Россию кольцом недружественных государств со всех сторон. Относительный порядок – и политический, и экономический – сейчас сохраняет лишь Казахстан. Его президент Нурсултан Назарбаев все 1990-е – 2010-е годы умело лавировал между Россией и Западом. В результате Казахстану удалось сохранить относительно развитую экономику и приемлемые условия жизни населения, что во многом является следствием и его многонационального состава населения. Но и из Казахстана продолжается исход русского населения. Процент русских за постсоветские десятилетия упал в два раза. Сейчас русские составляют лишь около 20% населения республики.
В октябре 2017 года президент Нурсултан Назарбаев принял решение о переходе Казахстана на латинский алфавит. Это решение – еще один нож в спину России, с которой Казахстан вроде как находится в союзных отношениях и является партнером по ОДКБ и ЕвразЭС. Хотя сам Назарбаев и его соратники уверяют, что переход на латиницу якобы осуществляется исключительно в целях удобства, так как латинский алфавит якобы лучше передает все многообразие казахского языка, всем понятно, что Астана пытается лишний раз подчеркнуть свою независимость от Москвы.
Исход русского населения из Средней Азии и Казахстана, на который старались не обращать внимания российские политики и в 1990-е , и в 2000-е годы, в итоге стал серьезнейшим политическим и социальным поражением России. Страна, которая не смогла обеспечить реальную (а не в виде вечных «озабоченностей» официальных представителей дипломатического ведомства) защиту соотечественникам, проживающим за рубежом, очень серьезно ухудшила свой имидж – и в глазах собственного народа, и в глазах мира в целом.
Дерусификация Средней Азии и Казахстана выгодна врагам России – и внутренним, и внешним. Запад, подталкивая республики Средней Азии избавляться от всего русского, создает «санитарный кордон» вокруг нашей страны, все дальше отодвигая границы сфер влияния России.
Таджикистан - Как таджики относятся к русским? (отзыв русской туристки)
Всем привет! Моя поездка в Таджикистан не была однозначной. Сначала мне все понравилось, но потом начались разочарования. И, к сожалению, одно из них касалось отношения таджиков к русским людям.
Что самое обидное, они не подавали внешнего вида, что у них есть какие-то проблемы. Более того, в начале моей поездки я даже не могла нарадоваться, как доброжелательно и гостеприимно ко мне относились местные жители.
Таджикистан - Как таджики относятся к русским? (отзыв русской туристки) Таджикистан - Как таджики относятся к русским? (отзыв русской туристки)Но чем дольше я находилась в Душанбе, и чем больше ездила по стране, тем больше понимала, что у многих таджиков в душе остались неразрешенные разногласия. Причем, в первую очередь это касалось более старшего поколения.
Скажу честно, за все время своей поездки, я ни разу не встретила негативного отношения со стороны таджикской молодежи. Наоборот, хоть они и в меньшей степени владели русским языком, но всегда были готовы мне помочь (например, подсказать дорогу или посоветовать, какие продукты стоит купить в магазине).
Молодые люди в Таджикистане были гостеприимны Молодые люди в Таджикистане были гостеприимныА вот люди более старшего поколения, которые еще застали период СССР, оказались не столь приветливы. Дело в том, что после развала Советского Союза, в Таджикистане поднялась волна протестов, в результате которых, многие русские спешно покинули страну.
Проблема была в том, что таджики не хотели видеть у себя в стране непрошенных гостей, коими по их мнению и являлись наши соотечественники. Хотя по факту, это были русские инженеры и строители, которые во времена СССР перебрались в Таджикистан, чтобы помогать развивать республику.
Но таджики - народ гордый, и "подачки" им были не нужны. Они считали, что сами справятся и смогут построить для своей страны светлое будущее. В итоге, всех "лишних" из страны убрали.
Вот только, по иронии судьбы, никакого развития в Таджикистане со времен развала СССР так и не произошло. И если честно, то даже самый богатый и развитый город республики - Душанбе, выглядит так, как будто за 30 лет в нем ничего не поменялось. Эдакая машина времени.
Так вот, один старый таджик, которого я встретила на рынке в Душанбе и у которого хотела купить фрукты (но в итоге, не стала покупать), когда услышал, что я русская, то честно признался:
"Когда развалился СССР, мы хотели независимости. Поэтому Вам и пришлось "уйти". Вот только, сами мы в итоге не справились.
И теперь наши старики на вас обиделись, что вы все же не нашли в себе сил и не остались, чтобы нам помочь."Уличный торговец на рынке в Душанбе Уличный торговец на рынке в Душанбе
Я не сильно увлекаюсь историей, но в курсе того, как на самом деле развивались события в Таджикистане после развала СССР. И знаю, что русским тогда пришлось не сладко. Поэтому после слов старого таджика, что "они, видите ли, обиделись на нас, что мы не остались", я перехотела что либо у него покупать.
Самое интересное, что это был не единичный случай. Когда я посещала местную деревню, то там пообщалась продавщицей в магазине (старой таджичкой, которая была на половину русская). Она подтвердила, что даже спустя тридцать лет старое поколение помнит былые обиды.
Тот факт, что ее отец был таджик, а мать русская - только усложнял ее жизнь в первое время после развала СССР. Но у нее тут был дом и семья, так что ехать ей было некуда. Сейчас у нее у самой муж таджик и уже взрослые дети.
В итоге, какого-то прямого негатива в Таджикистане я не увидела. Все люди (даже старшее поколение) разговаривали нормально, но могли между делом и припомнить былые обиды.
Хотя, возможно не стоит заострять на этом внимание, ведь старики всегда любят болтать невпопад. Может и здесь тот же случай? Напишите в комментариях, как Вы считаете. Ведь сейчас таджики едут в Россию на заработки - у них нет повода на нас обижаться.
Спасибо, что прочитали мою статью. Если хотите видеть больше историй из моих путешествий, то ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал! С уважением, Ваша - Вечная Туристка!
Таджикистан - Таджики, что за люди и как относятся к русским? Наш отзыв после поездки
Всем привет! Как говорится - встречают по одежке, а провожают по уму. До поездки в Таджикистан я знал всего несколько таджиков, которые работали у нас в городе.
Конечно, я не делал выводы о целой стране на основании пары человек, но определенные стереотипы у меня все же были. И только побывав в Таджикистане, я понял, насколько добрый и отзывчивый народ - таджики. Сейчас обо всем расскажу по порядку.
Таджикистан - Таджики, что за люди и как относятся к русским? Наш отзыв после поездки Таджикистан - Таджики, что за люди и как относятся к русским? Наш отзыв после поездкиИтак, в Таджикистане мы провели десять неполных дней. Этого времени было более, чем достаточно, чтобы проехать всю страну вдоль и поперек.
Мы побывали и в столице Таджикистана, и в местных кишлаках. Проехали не одну сотню километров и встретили не один десяток местных жителей. Смогли посмотреть как живут таджики у себя на родине и поняли, что они за люди.
Таджики - народ простой. Если вести себя прилично, то и к тебе отношение будет хорошее отношение Таджики - народ простой. Если вести себя прилично, то и к тебе отношение будет хорошее отношениеНачну с одного случая, который произошел с нами на горной дороге и который должны оценить все водители.
Горный пейзаж Горный пейзажЕсли первое колесо мы заменили запаской, то что делать со вторым - никто не имел понятия. Спасибо, что первая же местная машина, которая проезжала мимо (а чтобы Вы понимали, машины там встречались в лучшем случае раз в полчаса- час), остановилась и таджики пришли к нам на выручку.
Таджики помогают нам залатать дырку в колесе Таджики помогают нам залатать дырку в колесеРебята ловко вставили жгут на место прокола и уже через 20 минут мы продолжили свой путь. Конечно, за такой подходу делу им огромное спасибо - все сделали без лишних вопросов.
Русские, не русские - это не важно. Просто взяли и помогли, хотя по русски-то как раз почти и не говорили.
Ну, да ладно. Один этот случай нельзя считать показательным. Но дело в том, что подобное отношение - открытость и доброжелательность, мы встречали в других ситуациях.
Свадьба в Таджикистане Свадьба в ТаджикистанеВзять, к примеру, местную свадьбу, которую мы увидели в одном из таджикских кишлаков. Мы просто проходили мимо и остановились пофотографировать, а нас сразу пригласили внутрь.
Нам даже предложили сесть за стол, но мы были не готовы к такому повороту событий, да и одеты были не по праздничному, поэтому решили воздержаться.
Нас даже пригласили на местную свадьбу Нас даже пригласили на местную свадьбуНо зато, смогли посмотреть "изнутри", как гуляют свадьбу в Таджикистане и сделали отличные кадры. А главное, в очередной раз убедились в открытости местного народа.
Конечно, я понимаю, что и два примера не могут быть показательными. Да, что уж там - даже десять подобных ситуаций, при желании, можно назвать исключением. Но просто поверьте, за всю нашу поездку мы ни разу не увидели повода, который бы заставил нас считать как-то иначе.
В Таджикистане у нас не было никаких проблем с местным населением В Таджикистане у нас не было никаких проблем с местным населениемЯ не говорю, что все прошло идеально. Были некоторые "шероховатости", с которыми мы столкнули при общении с местными жителями и которые связаны с историей наших народов. Но нас сразу честно предупредили, что в Таджикистане лучше не вспоминать период распада СССР.
Люди в Таджикистане охотно позировали, чтобы я мог сделать хороший кадр Люди в Таджикистане охотно позировали, чтобы я мог сделать хороший кадрВсе-таки приведу еще один пример, который лично меня очень порадовал. Так как я люблю все снимать и фотографировать, то для меня было огромной радостью и облегчением, что буквально все местные жители охотно соглашались попасть в кадр, и даже специально позировали.
Ну, разве это не показатель открытости местного народа!
Вот так выглядят обычные местные жители Вот так выглядят обычные местные жителиКстати, Вам может быть интересно почитать мою статью - Как выглядят таджики у себя на родине - просто жмите на ссылку.
Как относятся к русским в Средней Азии
У многих моих знакомых существует предубеждение относительно небезопасности республик Средней Азии для русских туристов. В связи с этим мне постоянно задают вопросы, насколько там безопасно путешествовать и как относятся к русским. Решил ответить на этот вопрос отдельным постом и привести примеры, которые нас встречали во время путешествия.
Пожалуй, такой стереотип сложился из-за огромного количество мигрантов из стран Средней Азии, которые приезжают в Россию в поисках лучшей жизни и возможности прокормить свою семью. Здесь они занимаются в основном низкоквалифицированным трудом, живут прямо на стройках или в маленьких квартирах огромными группами, очень часто их можно встретить в грязной рабочей одежде. Возникает ощущение, что в поисках денег и пропитания они готовы на любое преступление. Как же они ведут себя с русскими у себя на родине?
Во-первых, важно понимать, что туризм является сферой национальных интересов. Туристы везут деньги, снимают жилье, покупают сувениры, кушают в кафе и ресторанах, поэтому нет смысла относиться к ним как-то плохо и создавать тем самым плохой имидж стране.
Во-вторых, практическое большинство населения стран Средней Азии довольно неплохо знает русский язык. Старшее поколение со времен СССР, молодое либо перенимает у русскоговорящих родителей, либо во время работы в России (по акценту можно судить, сколько лет проработал тот или иной человек у нас в стране), либо учат русский в школах.
В-третьих, экономика этих стран тесно связана с Россией и портить отношения совсем не выгодно.
Но я хотел бы рассказать еще и о конкретных примерах, как к нам относились в этих странах.
О ситуации в Казахстане, когда мы на три дня застряли в глине и не могли выбраться я рассказывал очень подробно.
Все это время, пока решался вопрос машиной, мы жили в рабочем городке строителей дороги, где нам выделили отдельную бытовку, обогрели и накормили. Жили мы там три дня и за это с нас не взяли ни копейки. По возвращению домой нам даже звонили и выясняли, как мы добрались.
В Узбекистане само собой в процессе общения или просто выяснения каких-то интересующих вопросов мы часто знакомились с местным населением. Очень часто подходили к нам сами и спрашивали, откуда мы и из какого города, а следом шел практически одинаковый монолог о том, что в этом городе жил и работал либо он сам, либо кто-то из друзей или родственников. Далее завязывалось очень тесное общение, в котором мы рассказывали друг другу, как они живут в Узбекистане, и как мы живем в России, но концовка была практически одинакова — нас приглашали домой в гости переночевать, а также на плов или шашлык. Мы с большим трудом отказывались, т.к. лишнего времени не было совсем, хотя было очень интересно пожить у кого-то из местных вот так, по приглашению.
В Таджикистане в Нуреке в одном из кафе, где мы останавливались поужинать, спросили у местного товарища, как утром можно посмотреть Нурекскую ГЭС, нам подробно все объяснили, а потом подозвали официантку и сказали, чтобы заплатят за наш ужин, и чтобы с нас деньги не брали. Естественно, мы начали отказываться, но тогда этот товарищ объяснил, что в свое время Россия ему очень сильно помогла и это лишь малая благодарность, что он может сделать.
В этом же Нуреке утром мы никак не могли найти кафе, чтобы позавтракать. Спросив у местной женщины на улице, где можно найти кафе, она позвала нас домой и накрыла стол. С трудом мы во время ухода отдали ей деньги, т.к. она категорически отказывалась, хотя жила эта семья очень бедно.
Заезжали мы недалеко от Душанбе в поселок Разведчик, куда alexio_marziano приезжал в детстве каждое лето. Знакомых там у него никого не осталось, но местные свели нас с председателем поселка (его Волга рядом с моим Прадиком на фото), который предложил нам остаться у него в гостях и зарезать барана по этому случаю. Мы также с трудом отказались от предложения, объяснив тем, что опаздываем на самолет.
В Хороге, услышав русскую речь, к нам подходил местный, как оказалось, учитель истории. И долго рассказывал, что он любит Россию и прививает эту любовь у своих учеников в школе. Приятный был дядька.
В Киргизии вот не было каких-то конкретных примеров подобного отношения и гостеприимства (негативных тоже), но в этой стране самое большое количество русских, оставшихся после распада Советского Союза. Людей не выживали из республики, не заставляли бросить нажитое за многие годы и бежать в неизвестность в Россию.
А теперь поговорим об обратной стороне медали, которую сейчас не очень любят вспоминать. Именно в Средней Азии русское население сразу после распада СССР оказалось в самом неблагоприятном положении. Под угрозой оказались не только их социальный статус, но и имущество и даже жизнь. Смешанные браки разводили, многие все бросали и переезжали. Среди моих знакомых есть много людей, которые в свое время переехали и обосновались в Самаре. Причем, с притеснениями столкнулись не только русские, а вообще русскоговорящее население, к которым относились все славяне, немцы, евреи, корейцы, дагестанцы, армяне и татары, то есть те, кто не разговаривал на местном языке.
Многие коренные жители считали, что Россия и русские только негативно влияли на экономику этих стран, а, прогнав их, все заживут лучше прежнего. Националистический поворот в Средней Азии привел к резкому сокращению изучения русского языка в школах, отказу от кириллического алфавита, снижению общего качества образования и миграции основного костяка квалифицированных специалистов — ученых, инженеров, техников, врачей. Как вы знаете, жить там никто лучше не стал, а совсем наоборот. Теперь же идет курс на восстановление отношений с Россией, хотя местных русских до сих пор притесняют — русским сложнее устроиться на работу или открыть свой бизнес, а также с помощью языковой политики, поэтому миграция все еще продолжается.
Вот так вот с Средней Азии двояко: с одной стороны русские желанные гости в стране, если вы приезжаете в качестве туриста, а с другой стороны продолжается тенденция на вытеснение русских как местного населения.
Восток - дело тонкое: какие правила не стоит нарушать туристу в Таджикистане
На этот раз он поделился соображениями о том, как важно соблюдать правила местного этикета. Порядок поведения на Востоке он хорошо усвоил за время долгих путешествий по Центральной Азии.
Таджикистан поражает путешественника величием гор и гостеприимством. Здесь быстро пропадает тревожное ощущение — "надо успеть дотемна". Кров путник найдёт там, где его застанет ночь.
22 декабря 2017, 16:00 Жители Таджикистана в большинстве владеют русским языком, так что и в коллективном такси на головокружительных серпантинах, и у прилавков шумных базаров, и за дастарханом в гостевой комнате туристу не избежать бесед. На какие особенности ему стоит обратить внимание, чтобы не случилось конфуза?В Таджикистане заведено вести долгие беседы
На первый взгляд жители Таджикистана, да и всей остальной Средней Азии, кажутся людьми простыми и по-детски непосредственными.
Незнакомые люди на улицах и базарах могут поприветствовать вас, как старого друга — на ты, и увлечь разговором. Но не стоит удивляться тому, что буквально каждый норовит задать один и тот же набор вопросов: откуда вы, когда приехали, были ли в самых красивых местах (они могут варьироваться от региона к региону), "какого ты года", есть ли у семья и дети, кем работаете и так далее. И на эти вопросы путешественнику придется отвечать, скорее всего, десятки раз.
© © Илья Буяновский Рынок, архивное фото Рынок, архивное фото © © Илья БуяновскийКажущаяся непосредственность — на самом деле следствие глубокой этической традиции. Заветы ислама и древние обычаи корнями еще из Согдианы оставили жителям неписаные инструкции буквально на каждый случай жизни.
11 февраля 2018, 19:05Гость в Таджикистане — посланник Аллаха
Немудрено, что с точки зрения путешественника самая заметная традиция Востока — это гостеприимство. Божьим посланником называл гостя еще Пророк, а дороги в горах Таджикистана появились по меркам его долгой истории недавно. На извилистых тропах рыскали волк и басмач, и гостеприимство было вопросом выживания.
Многие жители Средней Азии бывают в России и очень ценят, когда и россияне приезжают к ним. Русский турист здесь тоже иностранец, человек из иного мира, — но с ним можно говорить на одном языке и на обоюдно понятные темы, поэтому интерес со стороны таджиков абсолютно искренний. А в глухих горных кишлаках вы и сами — достопримечательность.
Большие таджикские семьи живут в таких же больших домах, где всегда найдётся комната для гостей. Там от пола до потолка высится запас цветастых ковров и подушек, которых хватило бы на многолюдную свадьбу, и хозяева не потревожат вашего сна. Таджики в горной глуши небогаты, но для гостя всегда найдутся лепёшки, масло, фрукты и чай.
Как в таджикистане относятся к русским туристам
Историк рассказал, откуда взялись стереотипы о российских туристах
Историк рассказал, откуда взялись стереотипы о российских туристах
Итальянцы - бабники, англичане много пьют, а русские отличаются неудержимым нравом. Откуда взялись эти стереотипы и так ли они верны? 14.03.2021, Sputnik Таджикистан
2021-03-14T16:15+0500
2021-03-14T16:15+0500
2021-04-07T14:30+0500
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
ДУШАНБЕ, 14 мар — Sputnik. Откуда возникают стереотипы о туристах, рассказал в диалоге с изданием Le Figaro историк и специалист по туризму Лоран Тиссо."У этого стереотипа тоже есть историческое объяснение. Как и Китай, Россия долгое время оставалась замкнутой в себе. Только после падения берлинской стены россияне стали путешествовать по Европе и Западу в целом. Причем с несколько "реваншистским" настроем, стремлением наверстать упущенное время, консьюмеризмом и высокомерием", - приводит перевод цитаты историка ИноСМИ.The Telegraph советует туристам экстремальный маршрут по Памирскому трактуТакже российские туристы не привыкли умалчивать о том, что им не нравится."Если они чем-то недовольны, то сообщат об этом", - добавил Тиссо.Другие проблемы со стереотипами у граждан Европы.Немцев обвиняют в безвкусице и особенно - к ношению носков и сандалей. Подобную безвкусицу объясняют созданием в 1774 году обуви Birkenstock, которая является почти что ортопедической и нацелена на максимальный комфорт. Век спустя ее стали носить все немцы как с носками, так и без.Французских туристов обвиняют в том, что от них плохо пахнет. Забавно, но благодарить за это нужно Людовика XIV и его двор. Как ни парадоксально, Версаль был самым грязным местом в стране. За своей чистотой там особо не следили, а ванны принимали редко.Еще одна причина предубеждения в отношении французов то, что Франция является крупнейшим сельхозпроизводителем в Европе.Пора валить: в какие страны хотят улететь из РоссииСчитается, что все итальянские туристы-мужчины - страшные бабники."Это вопрос культуры. Итальянцы — социальные люди. Поэтому их общественное положение зачастую складывается из контактов и влечения к ним других людей", - отмечает Лоран Тиссо.Британских туристов считают дебоширами и пьяницами. Историк отмечает, что этот стереотип восходит еще ко временам Древнего Рима, когда на территории Британии повсеместно открывались таверны, которые к Средним векам распространились по всей стране и стали называться пабами.Стереотип, которым характеризуют туристов из США, - их необразованность. Тут причин множество: сравнительная молодость страны, ее размер и статус."Наконец, после окончания холодной войны и до недавнего времени США были единственной мировой сверхдержавой. Этот статус усилил патриотический настрой американцев. Иногда в ущерб их интересу к другим государствам", - отметил специалист.Стало известно, в какие города России чаще приезжают китайские туристыКитайских туристов попрекают за плохие манеры, но Лоран Тиссо считает, что к ним надо относиться со снисходительностью."Китай долгое время оставался замкнутым в себе. Страна открылась, а жители начали путешествовать всего чуть более 20 лет назад. Поэтому они все еще не знают, как вести себя за границей. Кроме того, большинство плохо владеют английским (или совсем не владеют), что тоже осложняет интеграцию", - заметил эксперт.
Как русские стали чужими в Таджикистане и что с этим делать
Странные вещи, если честно. Нет, разжигания розни тут не будет, но о некоторых вещах стоит порассуждать. С прицелом на будущее.
Итак, вслед за геноцидом в девяностых, который мы фактически забыли и простили, в Таджикистане началась новая волна всего антирусского. Ладно, бог с ней, с новогодней елкой, дедом Морозом и Снегурочкой. Их там, собственно, отродясь не было, можно и пережить. Этнически. Хотя запрещать точно не стоило, хотя бы потому, что абсолютно аполитичные и незлые персонажи.
29 апреля, власти Таджикистана официально запретили гражданам своей страны носить русские фамилии и отчества. То есть те, которые оканчиваются на «-ов», «-ова», «-ович» и «-овна».
- Если ситуация не изменится, то через 10 лет наши дети разделятся на две группы, одна будет гордиться своими таджикскими именами, другая — будут носить чужие. Мы должны иметь национальные и патриотические чувства, - заявил заместитель руководителя органов записи актов гражданского состояния Джалолиддин Рахимов.
Но фамилии-отчества чем провинились? Тем, что напоминают о некоей общности с нами, русскими? Странно.
Уж простите, господа таджикские национал-патриоты, может, по примеру наших бывших прибалтийских собратьев вам есть что нам припомнить и выставить счета?
Однако, не русские свергли президента в далеком уже 1992 году, не русские развязали гражданскую войну, призвав на помощь всю исламистскую черноту, начиная от "Талибана" и заканчивая "Аль-Каидой".
Русские начали умирать от рук таджиков еще в 1990 году. На эту тему достаточно написано людьми, бежавшими в ужасе из Таджикистана. А сколько тех, кто не успел, кто погиб от рук озверевших от "свободы"?
В 1990-м году в Таджикистане проживала самая южная русская община бывшего СССР, насчитывавшая 437 тысяч человек. После гражданской войны и всеобщего обнищания в этой, ныне независимой республике осталось не более 40 тысяч русскоязычных граждан.
Окончательно избавляемся? Ваше право, господин Рахмонов.
Другой вопрос, будут ли русские из 201-й бригады спасать вашу шкуру, как они в свое время спасали Набиева. Хороший такой вопросец.
Но не буду вдаваться в дальнейшие подробности. Не стану разжигать.
Однако замечу, что все то, что делает господин Рахмонов, вполне попадает под категорию этноцида.
Если переводить на русский - поступает не по-соседски.
И здесь замечание уже не в сторону Рахмонова. Видимо, он хорошо себя чувствует в своем кресле, раз позволяет себе вносить такие предложения. Замечание в сторону наших властей.
Упомянутый выше Джалолиддин Рахимов заявил, что с жителями, которые хотят сохранить в фамилиях своих детей окончания, например, "ов", "ова","ович", "овна", ведется разъяснительная работа.
"Мы, беседуя с ними, объясняем, что цель — таджикизация фамилий. Если ситуация не изменится, то через десять лет наши дети разделятся на две группы, одна будет носить таджикские имена, другая – будет носить чужие. Мы должны иметь и развивать наши национальные и патриотические чувства"
Я так думаю, что мы, россияне, русские, в лице избранного нами Президента и сформированного им правительства, должны бороться с подобными вещами. Навязывание вместо русских имен таджикских, называя при этом эти имена "чужими", и говоря, что чужие имена могут внести раскол в общество - это просто так обойти нельзя.
С одной стороны, если человек - гражданин Таджикистана, то это его личное дело, какое имя давать своему ребенку. Однако, если этот человек - русский, то насильственно его отаджикивать как бы не совсем прилично и законно.
На многих сайтах уже зазвучали грозные призывы по отношению к толпищам таджиков, работающих в России и живущих за счет этих заработков. И, замечу, в независимой нищете Таджикистана, неплохо так живут. Я сталкивался несколько лет назад и с таджиками, и с узбеками, работающими в России. Да, откровенно скотское существование здесь оборачивается построенными домами и неплохой жизнью там.
Суть проблемы не в этом. Хотя и в дешевизне и неприхотливости гастарбайтеров тоже.
Проблема в том, что мы, Россия, обязаны защищать русских везде. И не обязательно с помощью танков и солдат. Можно проще и лучше.
Если человек хочет остаться русским, если он хочет, чтобы его дети носили русскую фамилию, имя, отчество, а ему насильно навязывают таджикское, здесь надо действовать иначе.
Программу помощи соотечественникам за рубежами России надо пересматривать, и пересматривать качественно. Украинские события показали, что мы не готовы к защите своих. Именно своих, тех, кто хотел бы приехать в Россию не в качестве беженца и жить на подаяние от добрых людей, пока ФМС оформит все документы.
Такой человек, в отличие от гастера, приедет не отсидеться на пособии. Он готов приехать, чтобы работать, платить налоги и быть обычным гражданином страны. Своей, замечу, страны, по праву своего рождения.
Значит, надо думать, как создать такие условия. И за счет кого.
Кстати, за счет кого - тут можно и на гастерах сэкономить. Уменьшить квоту на въезд и работу, и дело с концом. Из расчета 1 к 50. Один русский въехал - 50 таджиков дома остались. Да, лицензия одного такого гастера - 4 тысячи в месяц. Потеря для бюджета? Да, потеря. Но речь идет о том, чтобы русскому было хорошо или хотя бы удовлетворительно.
Думаю, что один русский стоит 50 таджиков. Тем более, что все заработанные ими деньги улетают за рубеж и обогащают "бригадиров".
Во времена СССР народ как-то не заморачивался на тему, где и как жить. Партия сказала "Надо!", народ пошел. У меня дед Байконур строил, отец в Джезказгане (старом) родился. Да так бы и остались все там, если бы после Байконура еще один объект не пришлось строить. А то еще не понятно, где бы я жил, и гражданином какой страны являлся.
Нашим властям очень сильно надо задуматься над политикой иммиграции. Очень сильно.
Россия показала, что если что - мы опять сильные и дурные. Как в старые добрые времена. И как в те же времена, любви и обожания нам это не прибавит.
Надо думать, пока еще летят первые ласточки. Запрещение русских обычаев за рубежом, запрещение языка, борьба со всем русским.
Потому что когда русских снова начнут убивать очередные борцы за чистоту крови нации, будет уже поздно.
Читайте также: