Как провести лан турнир
Нынче модно рассуждать о том, что многие «контактные» профессии скоро уйдут в небытие. Активно распространяется мнение, что вынужденная самоизоляция покажет работодателям и работадеятелям, насколько удобнее и выгоднее работать удаленно. Подобные речи завелись и в киберспортивных кругах. Как повлияет нынешняя ситуация на индустрию компьютерных соревнований и повлияет ли вообще? Давайте разбираться.
С большими показателями онлайна отгремел ESL One Los Angeles 2020 — Online Championship по Dota 2. И это могло бы означать, что практика проведения крупных LAN-турниров постепенно сойдёт на нет, ведь за финалом в пик активности наблюдало больше 500 тысяч зрителей. Согласитесь, немало. Сразу же пошли комментарии о том, что скоро проводить ланы будет невыгодно, и успеха организаторам офлайн-турниров больше не сыскать.
Я хочу поделиться с вами мнением, что есть несколько причин, почему это не так.
- Пинг. Говорить не о чем, штука важная. Одним из главных преимуществ LAN-турниров является возможность участия команд со всех концов мира. Онлайн-турнир такого масштаба устроить пока что вряд ли удастся. Единственным выходом на данный момент является деление на региональные лиги. Но, согласитесь, это совсем не то.
К слову о важности пинга, не стоит забывать, что буквально полторы недели назад UNiVeRsE ушел из Ninjas in Pyjamas, потому как не смог тренироваться с командой из-за высокого ms.
- Часовой пояс. Причина другая, а следствие все то же. Невозможность обеспечить комфортное участие в турнире командам из разных стран.
- Атмосфера. Кто станет отрицать, что увидеть воочию своих кумиров —важнейшее событие для болельщика. Перевод киберспоривных соревнований полностью (или даже в большинстве случаев) в онлайн приведёт к неминуемому спаду интереса аудитории. Ревущий стадион, единство с «такими же как ты», фирменный мерч, автограф-сессии после матча и т. д. Это неотъемлемые атрибуты любого спорта, и отказываться от этого глупо.
Важно отметить, что переход в онлайн повлечёт за собой очень серьезные экономические просадки в индустрии. Да, с одной стороны, организаторы станут тратить значительно меньше средств на устройство турнира, а спонсорские отчисления могут пойти на увеличение призовых. Но задумайтесь, сколько людей останется без работы. Обратите внимание, как отзывались орги об отмене того же ESL Los Angeles Major, сколько человек лишились работы и зарплаты. Это показательно для нас с той точки зрения, что индустрия разрослась за последние несколько лет и обзавелась своими специалистами. Велика ли вероятность того, что всех их оставят без работы? Нет. Подробнее об экономической стороне можно почитать тут: «Удар по бизнесу или возможность роста — как коронавирус повлиял на киберспорт и игровую индустрию».
Закончить хочу тем, что в этот раз команда Maincast отлично сработала. Аналитики старались вести себя как-ни-в-чем-не-бывало. И тем не менее, все в их поведении говорило, что это скорее вынужденная временная мера, нежели задаток на новый постоянный формат.
Ставка на киберспорт: поддержка команды и выход на новый уровень
Когда в пандемию команда Gambit выстрелила и резко взлетела в топ, на них совсем по-другому взглянули и топ-спонсоры: генеральным партнером команды стала компания «Лига Ставок» — один из лидеров букмекерского рынка страны.
«Gambit — топ, мы давно и долго следили за киберспортом, и очень рады нашему партнерству именно в период расцвета и доминирования кс-состава. Нам очень нравится аудитория киберспорта — молодые, яркие, активные и талантливые! Битвы, которые устраивает Gambit, по накалу точно круче отдельных традиционных спортивных турниров.
Конечно, мы отмечаем рост объема ставок на киберспорт: зрители болеют за своих фаворитов, верят в их победы, приходят к нам и делают ставки. Благо аудитория киберспорта легко разбирается в простой и понятной механике в нашем моб. приложении или на сайте» — Дмитрий Маневич, директор по маркетингу Лиги Ставок.
Ставки на спорт — это нормально. Как и в любом виде спорта, при выставлении ставки необходимо всегда учитывать несколько базовых моментов:
текущая форма и мотивация игроков
состав команды и ротация
опыт выступлений на чемпионатах
Если у вас есть свои фавориты среди киберспортсменов, но в предстоящем матче они будут находиться дальше всех от серверов, как ни крути, пинг повлияет на исход игры больше, чем профессионализм команд. Это то, что нужно учитывать при выставлении ставок. Сделать ставку можно на:
на победителя матча
на форы по картам (как сеты в теннисе)
на победителя карты
Если турнир проходит онлайн, мы рекомендуем узнать:
состав (не было ли замен)
локацию игроков (находятся ли они на буткэмпе или дома)
дают ли организаторы гарантию честной игры
На коэффициенты может повлиять то, на какой карте будут играть команды в Counter-Strike или каких героев они выберут в Dota-2.
В Dota-2 есть студия аналитики на платформе Twitch, в которой эксперты по ходу игры детально разбирают выбор героев и оценивают шансы команд на победу.
«Сотни тысяч игроков соревнуются в киберспорте, но эмоционально и по скиллу успешных — единицы. Психология в киберспорте — это мегаважно, большая составляющая победы.
На 23 октября — 7 ноября 2021 года запланирован лан PGL Major Stockholm 2021 — семнадцатый турнир серии Major по Counter-Strike в Стокгольме. Призовой фонд турнира — 2 000 000 $. Я надеюсь, что Gambit подойдёт к турниру в отличной форме. Сейчас это лучшая команда СНГ, номер 1 в мировом рейтинге HLTV по CS:GO» — Александр Череватый, ведущий трейдер по киберспорту Лиги Ставок.
В целом, в киберспорте мало информации для любителей. У некоторых команд есть свои сайты, небольшие архивы и даже истории встреч, но эта информация не всегда актуальна, а СМИ всё ещё не уделяют должного внимания кибер-соревнованиям и мало освещают действительно важные моменты. Даже базовая информация о том, какой тренер у той или иной команды, что у него за стиль игры, разрешено ли ему присутствовать и оказывать поддержку команде во время турнира, может оказать решающее влияние на исход матча. Тренеры — это не просто корректоры, а основа игровой системы в команде, и без них всё может рухнуть.
Начало. Работа с пожеланиями
Что необходимо сделать перед запуском любой развлекательной активности для коллег? Разумеется, уточнить, нужно ли им это. При положительном ответе предоставить опции. Так что первым делом мы провели опрос-голосование на тему "интересен ли вам в принципе чемпионат по киберспорту", попросили выбрать одну из игр (потенциальных дисциплин), указать приоритетные даты и время. Около 10% респондентов (это 60 человек) откликнулось в пользу «проводить», и эта цифра показалась нам достаточной, чтобы начать подготовку.
Пообщавшись с сотрудниками-любителями онлайн-игр, мы составили список возможных дисциплин для турнира: Counter-Strike: Global Offensive, DOTA2, Hearthstone, Fortnite, PUBG Mobile, Mobile Legends. Чемпионаты по этим известным многопользовательским играм успешно проходят сегодня по всему миру.
Часть коллег предрекала победу Counter-Strike или DOTA2 — одной из наиболее популярных высокоинтенсивных игр с тактическим элементом. Кто-то из ребят даже сравнил их с футболом и хоккеем — классические, понятные и знакомые большинству состязания, куда без них? Прогнозы оказались близки к истине: лидером голосования со значительным отрывом стала Counter-Strike, второе место досталось DOTA2. "Бронзу" получила Heartstone, карточная онлайн-игра по вселенной Warcraft.
Согласно условиям, голосовать можно было сразу за несколько вариантов. Некоторые коллеги интересовались разными играми из списка, и мы решили не ограничивать выбор.
Как провести лан турнир
Уж лучше микс. Мне играть не с кем(
Нравится Показать список оценивших
Подготовка команд. Формат турнира
В организации нам помогал центр киберспорта click-storm: логично и удобно было советоваться с теми, кто постоянно проводит подобные турниры, осведомлен в теме и может ответить на любые вопросы. Подрядчик также обеспечил техническую поддержку события.
На участие в турнире можно было записаться в составе уже сформированной команды либо же довериться случайному распределению, — что в плане командообразования тоже оказалось отличным вариантом. Когда мы собрали кворум, то провели для ребят вебинар с организаторами: в рамках этого мини-ивента участники освежали в памяти игру (если требовалось), привыкали к платформе и заранее регистрировались. Каждая команда назначила себе капитана — коллеги сами сделали выбор. Разумеется, завели чат для общения.
Турнирным форматом выбрали Double Elimination. Это компромисс между круговой системой (каждый сражается с каждым) и олимпийской сеткой (с выбыванием после первого поражения). Такой формат позволяет проиграть один раз и не выбыть из игры, но в то же время не затягивает турнир, как это возможно при круговой системе: наш чемпионат длился в итоге не более пяти часов.
Пример турнирной схемы Double Elimination для четырех команд.
На каждом этапе организации была предусмотрена своя форма коммуникации с сотрудниками: голосование за игру на корпоративном портале, запись в команду (в общем документе), публикация информации о времени и месте, приглашение на вебинар и на саму игру. Напоминание о событии мы несколько раз отправляли как участникам, так и потенциальным болельщикам — многим коллегам оказалось интересно посмотреть ход сражений.
Для регистрации на площадке достаточно было залогиниться через любую удобную социальную сеть в один клик, далее привязать Steam-аккаунт. Это позволяло проверить соответствие никнейма в игре с пользователем на площадке, убедиться, что никто не использует забаненный игровой аккаунт. После старта турнира на платформе автоматически открылись чаты между командами. Судьи выдавали реквизиты турнирных серверов.
Трансляция на Twitch или YouTube — важный элемент корпоративного кибертурнира, если на нем предусмотрены зрители. Речь об аналоге спортивного матча в прямом эфире с комментированием. Мы выбрали Twitch. На стрим пригласили опытного комментатора и фаната Counter-Strike, который легко и динамично рассказывал о ходе игр. Важно было, чтобы комментатор с уважением относился к участникам и отдавал себе отчёт, что сопровождает непрофессиональный турнир; выделял лучшие моменты, подбадривал и заряжал игроков. Как мы впоследствии узнали из отзывов, работой выбранного нами профессионала сотрудники остались очень довольны.
Как провести лан турнир
Первый лан турнир для нашей команды
Вчера команда "X5 Team" приняла участие в лан турнире "Командный турнир по CS GO РЦ HIVE 15 января".К сожалению,из-за огромного количества посторонних факторов,таких как:Нереальные лаги PC,задержка голосов в ТСе,сильный посторонний шум и конечно же не самые слабый соперник(заняли в результате 2 место,в финале проиграли 16-14),мы отлетели в первой же игре xD.Сетка была Сингл БО1,что означало отсутствие права на ошибку.Я уверен,если бы была система чемпионата(каждый с каждым),мы бы смогли выиграть пару игр(нет xD).Я думаю это не последний наш лан и очень надеюсь,что организаторы обновят PC,ибо лично мне было просто нереально играть(фпс было вроде норм,а фризило ужасно)
Про подготовку к этому лану:
Узнали,что мы едем на лан за 4 дня,в результате так и не успели попраккаться всей тимой ,играя вечно то с заменой,то в 3-4.Мы подготовили достаточно неплохие гранаты,потренили стрельбу,думаю эта подготовка поднимет личный скилл каждого игрока,не смотря на результат лана.
Итог:
Ну что можно сказать в итоге,да мы взяли всего 4 раунда,но я считаю не показали даже 30 процентов(ну лично я точно,думаю и те ребята,которые играли на fps_max 100 вместо домашнего fps_max 300 xD).Из-за менее чем 30 процентов(хотя какие 30,мы даже 10 не показали,я вообще не понимал как меня убивают челы) этот результат не стоит воспринимать всерьёз и говорить об уровне нашей команды.Ещё важно отметить то, что мы сыграли всего 1 карту на турнире и естественно не смогли показать все наши подготовленные карты.Нам нужно двигаться дальше,больше играть друг с другом и пытаться по возможности играть онлайн турниры,условиях для которых в миллион раз лучше,чем были на этом лане.На этом все,надеюсь след.лан будет уже на новых компах,мы приедем и покажем свой максимальный уровень игры.GL HF "X5 Team"
Разрешение на проведение турнира
Заполучите лицензию от издателя игры, по которой вы собрались проводить ваш киберспортивный турнир. Это очень просто (мы сообщим вам контактные данные в будущих постах) и при этом недорого. Эти ребята совсем не воротилы гигантских корпораций, они очень похожи на вас, так как им посчастливилось работать над игрой, которую они любят. Все, что вы делаете, построено на их трудах. Уважайте это. А еще лучше думать о приобретении лицензии, как о деловой инвестиции, дескать, вы налаживаете бизнес-отношения с ключевой фигурой в киберспортивном мире.
С другой стороны, когда дело доходит до переговоров с университетскими администраторами, владельцами баров и управляющими какими-то другими местами проведения мероприятий, иногда проще заплатить, чем выпрашивать одобрения по каждому пункту. Эти ребята будут очень подозрительны касаемо природы вашего мероприятия («Что еще за киберспорт?») и, скорее всего, примут упорную консервативную позицию и просто скажут «нет». Так что следует продумать план действий заранее, и используя максимум умений и обаяния, в конце концов организовать такой турнир, который постфактум обрадует всех до единого.
Как организовать киберспортивный турнир
Следующие несколько постов будут посвящены турнирам: во сколько они обходятся, как организуются и как их транслировать.
Я буду объяснять это на примерах двух турниров: LoneStar Clash, организованного Texas eSports Association в начале этого года в Остине, и Day[9] Launch Party по StarCraft II, который я организовал в 2010 году.
После того, как серия наших постов подойдет к концу, Day[9] Crew начнет сотрудничать с TeSPA дабы снабдить вас, наших читателей, всевозможными памятками, в которых будет написано о рекомендуемом оборудовании, примерных практиках, моделях бюджетов и материалах для маркетинга, дабы помочь вам учредить собственный киберспортивный турнир! Причем в таком месте, куда «никогда не ступала нога человека» – в школе, университете или даже целом городе.
Но для начала несколько пояснений.
Отклик участников и общие итоги
Наш первый кибертурнир в целом состоялся удачно: был очевиден опыт большинства игроков, все так или иначе уже играли в CS и освоились в Global Offensive довольно быстро. Атмосфера сложилась позитивная, весело было даже тем командам, которые проигрывали.
Ребята высоко оценили активность — те, кто по их собственному признанию не играли в CS лет десять, ощутили приятную ностальгию. Новичкам периодически не хватало подготовки (тут мы поставили для себя галочку): встречались вопросы в духе «не понятно, где консоль», «что такое банан» и т.д. Были и те, кто попросил на будущее составлять графики турниров, — чтобы можно было поработать в паузах между матчами.
Карточка события на сайте организаторов.
Чуть позже мы провели второй турнир по CS: GO. В его процессе стало хорошо заметно, что коллеги уже полностью освоились с сайтом, игрой, и все в этот раз знают, что им нужно делать. По сравнению с прошлым чемпионатом серьезно повысился упор на командную работу.
Запись с нашего второго корпоративного турнира:
С удовольствием почитаю о вашем личном опыте организации тимбилдингов в режиме удаленки. Если у вас есть интересные примеры, обязательно расскажите о них в комментариях!
Опыт тимбилдинга на удалёнке. Как мы проводили турниры по Counter-Strike для сотрудников
До начала пандемии мы регулярно устраивали мероприятия в офисе. Поздравления именинников, 23 февраля и 8 марта, Хэллоуин, турниры по спортивному покеру, вечеринки в честь релизов. А на удалёнке поддерживали командный дух дистанционно: наши ребята участвовали онлайн в кулинарных мастер-классах, челленджах, викторинах, квизах и конкурсах.
Идея кибертурнира появилась не спонтанно. Мы всегда открыты к новым форматам взаимодействия внутри коллектива, а коммуникация в онлайн-играх бывает не менее интенсивной, чем в более традиционных видах тимбилдингов. Но главное, инициативу поддержали сами коллеги: благодаря опросу мы убедились, что киберспорт в нашей компании интересен многим.
Привет, Хабр! Меня зовут Мария Зернова, я менеджер отдела внутренних коммуникаций и корпоративной культуры МойОфис. Наша команда отвечает за работу с HR-брендом, мероприятия, информирование коллег, уровень их вовлеченности и в целом счастье сотрудников.
Мы никогда не придерживались идеи «движуха ради движухи», поэтому в условиях пандемии ставили перед собой вполне конкретные цели: сплотить кроссфункциональную команду и найти новую площадку для неформального общения, чтобы собраться вне работы, — пусть даже удаленно. Чемпионат по киберспорту — состязание сотрудников в популярной компьютерной игре — показался нам отличным способом решить актуальные задачи и воодушевить коллектив. Вот как проходила наша первая организация этого события.
Пустые залы и трибуны: как коронавирус повлиял на зрелищность
С приходом пандемии зрительские охваты изменились. Для тех, кто наблюдает за игрой, онлайн-соревнования представляют собой один большой минус. В первую очередь, с технической стороны. Организаторы не раз предпринимали попытки ведения трансляций с камер, установленных перед игроками, но качество картинки хромает, освещение далеко от идеального, а пост-продакшн просто-напросто уходит в лету.
Во-вторых, киберспорт — это ещё и про комьюнити. Сопричастность: общение с единомышленниками и возможность в реале увидеть киберспортсменов, как это было на автограф-сессии Gambit.
И, главное, тысячи зрителей едут на соревнования по киберспорту ради эмоций, которые для одних игроков становятся помехой для победы, а для других — источником вдохновения. Офлайн болельщики, как и в других видах спорта, наблюдают не только красивую игру, но и накалённые нервы, радость побед, горечь поражений, эпические моменты матча, а игроки чувствуют живую поддержку и энергию на стадионе. Только посмотрите, как проходил Чемпионат Мира ESL One Cologne CSGO 2019.
В таких условиях важной движущей силой возможных изменений в киберспорте выступают издатели. Благодаря их поддержке и инициативам, мы сегодня можем стать свидетелями того, как меняется мир кибергейминга. Первой попыткой ответить на коронавирусные ограничения стал чемпионат по Dota-2 в Сингапуре, прошедший несколько месяцев назад. В марте 2021, после 14-месячной паузы, организаторы собрали команды из разных точек земного шара и… разместили их в гостиничных номерах. Улучшить этот формат смогли организаторы недавнего турнира по Valorant в Стокгольме — специально к чемпионату, они построили крутую студию, где игроки смогли наконец увидеть друг друга вживую. Хотя зрительский зал был цифровым, ощущения от стокгольмской игры уже были другими, и победа на этом турнире была дороже — мандраж испытали все команды.
Почему онлайн не заменит LAN-турниры в киберспорте
Пандемия COVID-19 изменила мир полтора года назад и продолжает влиять. В этих условиях организаторы спортивных соревнований вынуждены отказываться от проведения оффлайн мероприятий в пользу онлайна. Киберспорт не стал исключением, но для него переход произошёл легче, потому что и до пандемии большинство команд выступало на онлайн-соревнованиях. Команды, которые сумели быстро адаптироваться к меняющимся условиям, сделали колоссальный скачок за эти полтора года. Онлайн-формат сгладил разницу между игроками с разным опытом. Таким образом, COVID дал шанс молодым ребятам проявить себя. Что и сделала команда Gambit: пройдя мясорубку онлайн-соревнований и имея хороший опыт, игроки смогли показать свой уровень игры без потерь на эмоции и быстрее перейти из категории Тир-3 в Тир-2, а затем и в Тир-1, выйдя на профессиональный уровень топ-20 команд мира.
Первым делом можно подумать «был бы компьютер и сеть, а где проходит игра — значения не имеет». Однако разница между форматами колоссальная.
Злые языки
Игнорируйте тех, кто говорит вам, что у вас ничего не получится. Гоните их прочь из вашего ближайшего окружения, ведь вы работаете над вашим собственным мероприятием. Мир таков, что кто-то любит созидать, а кто-то – предвещать провал тем, кто созидает. Важно понимать, что многие из ваших критиков хотят вашей неудачи по личным мотивам, которые не имеют к вам никакого отношения. Они не хотят вашего успеха по той причине, что это поставит под сомнение их скучную, пассивную и безопасную жизнь. Ваш успех делает их еще более заурядными, чем они есть.
Вместо этого, берите себе в команду умнейших и позитивнейших людей, ведь вам работать с ними буквально бок о бок. Людей, которые знают, как добиться своего и довершить дело до конца. Не устанавливайте обязанности до тех пор, пока не протестируете людей в различных должностях. Учитесь делегировать полномочия и награждайте лучших исполнителей. Вдохновляйте людей предвосхищать ваши слова и действия, но и не забывайте лично контролировать процесс.
«Когда мы обнаружили, что трансляции наших матчей смотрит около миллиона зрителей в месяц – это был уже совсем другой уровень эмоций», – вспоминает Павел Шапкин, совладелец компании UCC. Его компания за три года вышла с регионального на международный уровень, подписала контракт с одним из мажоров из Galaxy Battles, за 2017 год разыграла на своих турнирах
$300 000, а также подписала контракт с крупнейшим киберспортивным холдингом ESL.
Мы поговорили с Павлом о системе организации киберспортивных турниров, поиске денег для призовых фондов и выходе из форс-мажорных ситуаций.
Интервьюер: Юлия Литвин
Респондент: Павел Шапкин
В UCC сейчас около 50 человек: какие специалисты нужны для организации киберспортивного турнира?
Для организации киберспортивного турнира необязательно, чтобы в компании трудилось 50 человек. Чисто теоретически все могут сделать и один-два человека. Все зависит от масштаба соревнования. Нам для организации высокого уровня чемпионатов хватает 50 человек. В будущем эта цифра вырастет.
Не берусь судить, как у других компаний, но в нашем случае организация чемпионата начинается с обеспечения призового фонда. Далее включается отдел продаж в связке с маркетингом. После того как мы находим партнеров и согласуем список участников, подключается спортивный отдел. Он определяет структуру соревнования, приглашает команды, в общем, создает предварительные договоренности со всеми, кто будет участвовать в этом турнире. Когда готова структура турнира, в игру вновь включается маркетинг, который на эту «рыбу» накладывает рабочие инструменты. Мы вместе с партнерами определяем, как наиболее эффективно продвигать их продукт.
Параллельно с этим нужно позаботиться о студии освещения, которая будет стримить турнир на всех необходимых языках.
Пожалуй, это все. Отдел продаж вместе со спортивным отделом осуществляет взаимодействие с отделом маркетинга и со студией, которая все это будет комментировать. Безусловно, существует несметное количество мелочей и деталей, без которых турнир провалится. Бизнес-процесс по организации турнира в нашей компании включает в себя 30 страниц А4. Подробнее об этом поговорим, когда нас пригласят преподавать.
Чем принципиально отличается организация мероприятия на региональном/российском/европейском уровнях?
В первую очередь, отличается уровень команд, которые играют на чемпионате. Если делать региональный турнир с командами низкого уровня, требования к организации тоже достаточно низкие – к примеру, не очень принципиально, какими будут трансляции. Если же речь идет о крупном международном турнире, то у команд уже есть определенные условия, райдеры. Согласовывается расписание, и это довольно сложно.
В целом чем выше уровень соревнований, тем интереснее его организовывать. Сейчас мы по CS:GO, Dota 2 организовываем турнир, в котором играют команды из топ-10 мира. Эти турниры привлекают огромное количество людей. Когда мы обнаружили, что количество зрителей наших трансляций приближается к миллиону в месяц – мы ощутили совсем другой уровень эмоций, и, что самое важное, это дало в руки и другой уровень ресурсов. Пришло осознание, что компания становится международной. Поэтому крупные турниры, несмотря на все сопутствующие стрессы, вдохновляют невероятно.
Раз уж мы заговорили про стрессы: часто ли возникают форс-мажорные ситуации? Как вы с ними справляетесь?
Самая неприятная ситуация – это когда команды снимаются с турниров. Например, на прошлом нашем чемпионате у одной из команд заболел игрок, ему срочно понадобилась госпитализация, и команда снялась с турнира. Уже есть определенные обязательства перед партнерами, анонсирован турнир и состав участников на всех новостных порталах. Приходится экстренно передоговариваться с партнерами, искать команду на замену. А когда турнир высокого уровня, количество команд ограничено и не так просто найти замену… Но это рабочие ситуации, мы с этим справляемся и идем дальше.
Что-то более стрессовое вспомнить тяжело. Хотя… Недавно мы помогали организовывать турнир на Филиппинах, который проходил на самом крупном крытом стадионе в мире. У него был статус чемпионата мира, и за десять дней до старта его лишили этого статуса. Представьте, какой это мощный удар – у организаторов отняли половину призового фонда ($500 000) и рейтинговые очки, которые начисляются только среди турниров, которые имеют статус мажоров. Несколько крупных команд сразу отказались участвовать. Представляю, какой это стресс, но, несмотря на это, турнир провели. Мы большой командой ездили на Филиппины и помогали организовывать. Из опыта – страшнее этого я еще ничего не видел.
Реально ли получить государственную поддержку в вашем бизнесе?
Да, реально, но, на мой взгляд, это не самая лучшая стратегия. Бизнес должен быть нацелен сам на себя, быть самодостаточным. Все-таки государственная поддержка – это всегда определенные обязательства, часто ограничивающие и тормозящие. Получать государственную поддержку можно, потому что киберспорт работает для молодежи 17-18 лет, а эта аудитория, как никто, важна для государства. Мы даже предпринимали попытки в этом направлении, но отказались, потому что слишком много бюрократии… Если кратко, это несопоставимый уровень расхода сил и результата.
Кто создает призовой фонд? Всегда ли окупаются турниры?
В киберспорте турниры организовываются очень интересно, и та же схема работает в классическом спорте. Сначала анонсируется призовой фонд турнира, и уже потом приглашаются команды. Призовой фонд оплачивается, как вы знаете, после окончания турнира. Что это значит? Это значит, что для бизнеса не обязательно иметь призовой фонд на старте турнира. Это рождает возможности для мошенничества. Поэтому случаи с невыплатами призовых, к сожалению, не редкость. Важно взять обязательства на себя и здраво оценить объемы призового фонда.
Известны случаи, когда компании сначала заявляют призовой фонд, рассчитывая его со временем заработать необходимые деньги, но не справляются. Такие случаи были в России и в мире. Мы знаем, что такое случается, и очень осторожно к этому относимся. К счастью, у нас все хорошо и все призовые фонды выплачиваются без проблем.
Что мешает отечественному геймингу развиваться?
Развитие киберспорта напрямую сопряжено с развитием Интернета. Соответственно, чем лучше в СНГ и России будет развиваться Интернет, чем качественнее будут связь и коммуникации, тем быстрее будет развиваться и киберспорт. Это первый момент.
Второй момент – платежеспособность аудитории. Компания, которая выстраивает бизнес в СНГ, априори работает на рынке с более низкой платежеспособностью клиентов, чем на европейском или американском рынках. Европейская аудитория платежеспособнее российской минимум в 4 раза, а американская аудитория – где-то в 20 раз. Если компании имеют доступ к большим деньгам, они обладают большими ресурсами для собственного развития. Поэтому здесь мы напрямую зависим от экономики региона, и чем лучше экономика в нашем регионе, тем лучше развивается бизнес. Это основной стопор, СНГ-компании не могут быть самодостаточными здесь, в СНГ-регионе. В любом случае для мощного развития важно выходить на западный рынок.
Над каким проектом вы работаете сейчас?
У нас в 2018 году запланировано очень тесное сотрудничество с компанией ESL (это крупнейший киберспортивный холдинг в мире). Он проводит самые крупные турниры, и у нас с ним подписан контракт о глубоком сотрудничестве. Мы на своих турнирах разыгрываем путевки на их чемпионаты. Все турниры, которые проводит ESL, имеют статус чемпионатов мира, мажоров, и сегодня мы создали такие условия, что команды, которые хотят играть на турнирах ESL, могут получить эти слоты на на наших турнирах – то есть выйти через наши квалификации на турниры ESL. Это главная стратегия на следующий год.
Еще в этом месяце мы вместе с нашими друзьями и партнерами впервые вывели на рынок наш продукт: киберспортивную жвачку Energgum. Это жевательный энергетик, работает как Red Bull. Она создана для тех, кому важно держать концентрацию. Также мы планируем создать свой IT-продукт. Подробности пока раскрывать не буду.
Вы участвуете в Esports Conference. О чем планируете рассказать?
Прежде всего, об опыте наших партнеров: как компании, которые с нами сотрудничают, заходили на рынок киберспорта, какие цели они перед собой ставили и каких достигали результатов. Также я расскажу, как эффективно взаимодействовать с киберспортивной аудиторией и у каких продуктов самый высокий потенциал на этом рынке.
Юридическая сторона вопроса
Хорошие бизнес-юристы стоят дорого, но ценятся на вес золота. Благодаря им вы можете просто-напросто позабыть о юридических проблемах. В общем, вам стоит «запастись» хотя бы одним таким человеком. Объясните своему юристу, что вы еще молоды и неопытны, и спросите, сколько будет стоить его совет и какие документы вам могут потребоваться. Купите немного его драгоценного времени. Вы сильно удивитесь тому, сколько полезной информации могут дать всего несколько часов.
Кроме того, ваш юрист может поинтересоваться, чем вы занимаетесь, и может предложить знакомство с потенциальными спонсорами. Юристы знают всех. Им выгодно способствовать налаживанию полезных связей между своими клиентами.
Если вы учитесь в университете, обратитесь в юридический отдел или к профессору соответствующей кафедры, который преподает предмет, связанный с предпринимательской деятельностью или правом. В общем, пользуйтесь бесплатным и профессиональным юридическим ресурсом на полную катушку. Представьте свой маленький турнирный бизнес предпринимательскому или юридическому классу, как попытку попробовать на прочность реальный мир. Извлеките выгоду из коллективного мозгового штурма.
LAN- и онлайн-соревнования: разница, которая может повлиять на исход
В мире киберспорта существует два типа турниров по принципу соединения — LAN- и онлайн-соревнования. В первом случае речь идёт об игре по локальной сети. Десятки тысяч зрителей и игроков собираются в зале или на арене, где стоит множество компьютеров. Онлайн-турниры тоже проходят по сети, но не по локальной, а через интернет — игроки соревнуются, не выходя из дома или тренировочной базы команды.
Офлайн болельщики, СМИ, эксперты и партнёры могут увидеть и сравнить чистый скилл команд, находящихся в одинаковых условиях: у игроков будет одинаковая техника (а, значит, читерство исключено), одинаковый пинг и одинаковая дальность серверов. Почему это важно?
Рассмотрим фактор пинга, то есть времени необходимого для отправки информации на сервер и обратно. Представим, что существует некий сервер, который находится во Франкфурте. Если все представленные на чемпионате команды расположены близко к этой локации, и у них хороший интернет, они будут находиться в равных условиях. Но если один участник будет во Франкфурте, а другой — в Иркутске, то у второго возникнет небольшая задержка в соединении. Этот фактор будет ключевым, особенно, если речь идёт о шутерах.
«Отставание картинки, когда разница между пингом 10 и 50 миллисекунд, может стать критичным. Это та самая миллисекундная задержка, которая позволяет выиграть, особенно, если ты снайпер» — объясняет Константин Пикинер — со-основатель и спортивный директор Gambit Esports, легендарный российский игрок в Counter-Strike: чемпион мира и многократный призёр международных соревнований.
Компьютер и монитор предоставляет турнирный оператор. Клавиатуры, мышки и наушники профессиональные игроки всегда привозят с собой — здесь всё привычно. Но особенность LAN-турниров есть в «акклиматизации» к залу, публике. Все геймеры в той или иной степени испытывают давление во время соревнований, но справляются с ним по-разному. Во время онлайн-турнира психологическое давление на игроков ниже, ведь они соревнуются в домашней обстановке на своих собственных компьютерах с предустановленными настройками и программами, многим проще сосредоточиться дома. Но насколько это хорошо для соревнования? Ответить однозначно на этот вопрос трудно. Эксперты отмечают, что такая атмосфера может расслаблять спортсменов в отличие от турниров на больших аренах с шумной толпой, которая мотивирует и подогревает игроков. В конечном счёте, выигрывают те команды, которые лучше справляются с эмоциями во время ответственного матча.
Константин Пикинер: «Игрокам, которые привыкли выступать на крупнейших LAN турнирах, во время пандемии стало труднее с точки зрения мотивации. Для того, чтобы настроится на нужный лад самым опытным и титулованным киберспортсменам необходимо наличие атрибутов крупного соревнования: большая сцена, тысячи зрителей, захватывающая дух церемония открытия, профессиональные ведущие, накал страстей и ощущение того, что игрок является частью чего-то большого и важного».
Налоги
Если некий филантроп все-таки решил спонсировать вас парой-тройкой десятков тысяч долларов, то вполне вероятно, что он сообщил об этом куда следует, т.е. в правительственные органы. Если спонсорский чек выписан на ваше имя и налоговый номер, этот платеж можно рассматривать как облагаемый налогом, и вы, возможно, несете за выплату этого налога персональную ответственность.
Дабы избежать этого, имеет смысл зарегистрировать небольшую организацию. Имейте в виду, что если вы намерены создать юридическое лицо, вам может потребоваться заполнить налоговую декларацию. Кроме того, возможно, вы захотите завести отдельный банковский счет и систему бухгалтерского учета, чтобы отчитываться перед государственными аудиторами насчет того, сколько денег прибыло на организацию турнира и как они были потрачены. Будьте предельно аккуратны в отношении того, кто имеет доступ к банковскому счету, и обязательно требуйте квитанцию перед тем, как выдавать сколько-нибудь стоящую сумму. Будьте готовы к неустанному контролю за всем и вся. Вы не представляете, насколько сложно реконструировать историю финансовых транзакций уже после завершения мероприятия.
Тысяча способов провести турнир
Dota 2 вышла на такой уровень популярности, что каждый день мы видим кучу различных матчей на различных турнирах. Человеку, далёкому от мира доты разобраться в этом довольно непросто, но тонна игр не имеет под собой реального турнирного веса.
(What does a viewer truly need?)
Ахиллесова пята нынешних организаторов, а возможно и самих участников турниров – система проведения. И речь идёт не только о самом формате турнира. Тут важны и призовые и наличие лан-финалов.
Что-то там сыграли, в плейофф попали
Отличными примерами таких турниров являются RaidCall EMS One и нынешний сезон The Premier League. Для тех, кто не в курсе, на этих турнирах действует система фасткапов. В течении сезона играется несколько сеток Single Elimination, по результатам команды набирают определённое количество очков. Вроде весело и задорно, но команде, которая открывает турнир, при условии, что она хочет победить, приходится провести на турнире порой по 10 часов. Это очень сурово, не говоря уже о том, что отсмотреть даже в качестве зрителя такой турнир просто нереально. Самым забавным фактом данного типа турниров является то, что команде, выигравшей парочку первых турниров для попадания в плейофф можно вообще не играть. Конечно, надо ещё выиграть эти парочку, но сам факт, делает такие турниры куда менее зрелищными. Зачастую в последних капах интересно смотреть лишь до полуфинала, потому как уже там всё ясно с точки зрения выхода из регулярки.
Столетние войны
Главным образом это касается The Defense и надо признать, что такие турниры отживают своё. Речь идёт о очень долгих и затяжных кубках. Из-за большого количества участников и отсутствие сжатых календарных сроков часть зрелищности теряется. С одной стороны выиграть такой ивент означает показать свой уровень на протяжении долгого времени, с другой, смотря такой турнир чувствуешь себя, как будто заснул на работе/в школе/на паре. Достаточно вспомнить памятной финал G-League между IG и LGD.Int, который был бы гораздо круче, проходя он не спустя 2 месяца после полуфиналов.
По проводам
Любой турнир, не имеющий лан-финала обречён на звание второсортного. Многие понят выигравших DreamHack дважды mTw и четырёхкратный успех NaVi на StarLadder, но тот факт, что Empire дважды побеждали на RaidCall Dota 2 League далеко не так известен. Причина – отсутствие лана. Хорошо, что в этот раз организаторы учли свои оплошности и проведут финал турнира на лане, что особенно важно, учитывая противостояние Европы и Америки.
Робин Гуд
Круговая система также имеет массу недостатков, тем не менее отлично компенсирует их при грамотном расчете. Во-первых не в коем случае нельзя ограничиваться только групповым этапом. То есть после круговой системы должно обязательно идти плейоф, само собой на лане. Пожалуй, лучшими примерами будет старладдер. Практический каждый матч имеет решающее значение и отдавать очки нельзя никому, особенно в начале, что делает практически весь сезон очень интересным. Даже матчи с участием аутсайдеров посмотреть весело, ведь они могут лишить лидеров нужных очков. Главное условие тут – узкая зона плейофф и бо1. Куда интереснее е смотреть борьбу за топ 4 без права на ошибку, чем вялую возню за топ 8, как в третьем сезоне.
Поднебесная
Самым лучшим форматом и системой проведения турниров на данный момент обладают китайские турниры. Во-первых тут даже в группе борьба идёт за каждое очко. Дело в том, что в Китае команда, занявшая первое место зачастую попадает выше по сетке плейофф, чем вторая и третья. Так Alliance, заняв первую строчку в круговом этапе G1-League, сразу вышли в финал. А самое главное – сжатые сроки. Турниры проводятся всё быстрее, что не даёт зрителю потерять интерес. Не стоит забывать и про огромные призовые. Плюс ко всему каждый раз система проведение немного разная, немного запутано, но не скучно.
Где и как тренируются киберспортсмены
Психологическая и физическая подготовка имеет решающее значение для выступления на соревнованиях, поэтому, как и в любом другом виде спорта, у команды киберспортсменов должен быть свой тренировочный лагерь. Финансовые возможности разные, но любая кибер-тим стремится найти базу, где было бы всё необходимое для подготовки к матчам: несколько спален, санузлов, спортзал и большая игровая комната. Самым важным при выборе тренировочной базы является, безусловно, скорость интернета (от 100 мб/с до 500 мб/с) и бесперебойное электричество.
Во время тренировок бывают абсолютно разные оппоненты, но чаще всего — топовые европейские команды, т.к. с командами из СНГ Gambit часто встречается на ключевых соревнованиях. Если спортсмены будут проводить вместе и тренировочные матчи, уровень знания друг друга будет настолько высокий, что интерес в соревнованиях пропадёт. Выбор тренировочного противника зависит и от того, с кем и на каких турнирах будут ближайшие встречи. После 7-8 часов тренировок команда проводит работу над ошибками и подводит итоги или вместе смотрит матчи, чтобы найти решения задач.
Команда Gambit работает шесть дней в неделю. Дни, когда игрок вовлечён в игровой процесс, бывают двух типов: турнирный и тренировочный. Тренировочный день начинается с часовой индивидуальной разминки. Далее — командный сбор: обсуждение разных игровых аспектов, постановка задач на предстоящий день, фиксация прошлых ошибок и разбор новых тактик. Основная часть тренировки: разминка, разбор и два блока по 3 часа интенсивных тренировок, где игроки воплощают в жизнь и оттачивают всё, что обсудили в начале дня.
Резюмируя, почему онлайн не заменит LAN:
равные технические условия для всех игроков
исключение читерства и более объективное судейство
качество трансляции и широкие возможности для создания медиа-контента
энергия полного стадиона болельщиков
умение игроков адаптироваться к новым условиям вне зоны комфорта
Можно ожидать, что в ближайшее время все игроки, так или иначе, столкнутся с одинаковыми проблемами, которые вызвал COVID. Он как великий уравнитель — новые игроки ещё не участвовали на ланах, а опытные киберспортсмены за полтора года успели забыть, каково это играть на стадионе, когда за тобой наблюдают десятки тысяч зрителей, затаив дыхание. Одним из таких была церемония открытия Чемпионата Мира 2017 года по League of Legends. За выдающийся графический дизайн организаторы турнира стали лауреатом телевизионной премии «Эмми». Вспоминаем яркие моменты в ожидании новых офлайн турниров.
Финансы
Организация турниров для многочисленной живой аудитории требует денег. Много денег. А турниры, которые смотрят одновременно вживую и через интернет, требуют еще больше денег. А это значит, что перво-наперво вам нужно раздобыть достаточно средств: или через спонсоров, или путем продажи билетов на мероприятие.
К тому же, вы должны понимать, что $30 000 на руках – это не то же самое, что $30 000, доблестно добытые от продажи билетов или выбитые из спонсоров. Скорее всего, вы продадите большую часть билетов за считанные дни, а не за три месяца до начала шоу. А ваши спонсоры и вовсе могут заплатить вам спустя полгода после завершения турнира.
Назревает резонный вопрос: как в таком случае заранее платить за организацию? Заблаговременно отложить депозит на оплату оборудования, еды и аренды места проведения мероприятия? Индивидуальные кредитные карточки? Краткосрочный заем? Вам стоит подумать об этом заранее. Проблема финансов – это центральная проблема любого бизнеса, не только организации мероприятий.
Некоторые люди сильно возмущаются, когда понимают, что спонсоры могут не дать денег наперед. «Почему они поступают так?», – спрашивают они. «Разве это не аморально?»
Нет. Ваше мероприятие для спонсоров – это что-то вроде авантюры. Им нужны твердые доказательства того, что вы способны провести турнир профессионально и привлечь на него обещанное количество посетителей. Особенно, если у вас нет послужного списка. Мы обязательно поговорим о том, как работать со спонсорами, в будущих постах.
Читайте также: