Как относятся к переезду жители матеры
Сюжетная основа
Действие начинается весной, но символическое понимание этого времени как зарождения новой жизни в данном случае неприменимо. Напротив, именно в этот момент деревню облетает новость о скором ее затоплении.
В центре повести – трагические судьбы ее коренных жителей: Дарьи, Настасьи, Катерины, «старинных старух», мечтавших закончить здесь свой век и приютивших никому не нужного Богодула (возникают ассоциации с юродивым, странником, божьим человеком). И вот все рушится для них. Ни рассказы о благоустроенной квартире в новом поселке на берегу Ангары, ни пламенные речи молодых (Андрея – внука Дарьи), что это нужно стране, не могут убедить их в целесообразности уничтожения родного дома. Старухи каждый вечер собираются на чашку чая, словно пытаются насладиться общением друг с другом перед расставанием. Прощаются с каждым уголком природы, таким дорогим сердцу. Дарья все это время пытается по крупицам восстановить жизнь, свою и деревни, старается ничего не упустить: ведь для нее «вся правда в памяти».
За всем этим величественно наблюдает никому не видимый Хозяин: и ему не под силу спасти остров, и для него это тоже прощание с Матерой.
И трагический финал: попавшие в туман, заблудившиеся посреди реки люди в лодке, потерявшие ориентир в жизни. Среди них – сын главной героини, Павел, так и не сумевший вырвать из сердца родные места. А еще оставшиеся на острове в момент его затопления старухи, а с ними - ни в чем не повинный младенец. Возвышающийся, не сломленный – ни огонь его не взял, ни топор, ни даже современная бензопила – листвень как доказательство вечной жизни.
Заключение
В повести «Прощание с Матерой» В. Г. Распутин, как представитель литературного направления «деревенской прозы», особое внимание уделяет описаниям природы острова, через пейзажи передает настроение героев. Автор вводит в произведение персонажей фольклорного происхождения – Хозяина острова и Богодула, символизирующих старый, уходящий мир, за который продолжают держаться старики.
В 1981 году повесть была экранизирована (режиссеры Л. Шепитько, Э. Климов) под названием «Прощание».
Рекомендуем не останавливаться на кратком пересказе «Прощания с Матерой» и прочитать полный вариант произведения.
Дарья прощается с избой
Главная героиня Дарья перед тем, как уезжать, тщательно выметает всю избу, убирается, а потом еще и белит хату на предстоящую счастливую жизнь. Уже уезжая с Матеры, больше всего расстраивается из-за того, что вспоминает, что где-то забыла подмазать свое жилище.
Стоит отметить, что церковь и православные ритуалы поддерживают не все жители деревни, а только старики. Но обряды не забыты никем, они существуют в душах как верующих, так и атеистов.
Популярные сегодня темы
Что такое равнодушие? Что такое жестокость? Это звенья одной цепи или это разные вещи? Есть много качеств присущих только человеку.
На самом деле вопрос о жанровой принадлежности Мертвых душ является вполне однозначным. Произведение является поэмой постольку, поскольку автор отнес свое творение именно к этому жанру.
Детство у всех проходит по-разному. У всех разный достаток в семье, есть полные и неполные семьи, а кто-то живёт в интернатах и не имеет родителей вовсе.
Основной проблемой произведения является цинизм и зависимость от денег. Эту проблему характеризует гробовщик, который жаждал смерти людей, чтобы получить прибыль от их похорон. Душа такого человека мертва
В своих произведениях Зощенко всегда довольно ярко и в сатирической форме критиковал мещанские взгляды, пошлость обывательской морали. Если не во всех, то во многих мы легко можем увидеть такие особенности
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Прощания с матёрой».
Жанр произведения «Прощание с Матёрой» – повесть. Повесть “Прощание с Матёрой” относится к такому пласту литературы, как «деревенская проза». Эту повесть можно назвать и притчей, наполненной философским содержанием реалистического направления. Деревенская проза включала в себя описание жизни и быта простых сельских жителей. В ней описывались насущные проблемы человека, их незатейливые запросы. Вместе с этим писатели поднимали огромные проблемы по сохранению старых традиций, касающиеся памяти прошлого, связь поколений.
История создания повести
Вторая половина 20-го века стала насыщенным на перемены временем в истории страны. А достижения научно-технической отрасли, способствовавшие переходу на более высокую степень развития, часто приводили к серьезным противоречиям в обществе. Один из таких примеров – строительство мощной электростанции, Братской ГЭС, недалеко от родного села писателя, Аталанки. В результате, оно попало в зону затопления. Казалось бы, какой пустяк: разрушить небольшое село ради того, чтобы принести немалую пользу всей стране. Вот только о судьбе его старых жителей никто не подумал. Да и экологический баланс в результате вмешательства в естественный ход развития природы был нарушен.
Санитарная бригада
Д арья выступает против этого, объединяя за собой всех старожил, которые так еще и не уехали с острова. Они представить себе не могут, как можно допустить подобное бесчинство.
Они посылают проклятья на головы обидчиков, призывают на помощь Бога и даже вступают в реальный бой, вооружившись обычными палками. Отстаивая честь своих предков, Дарья боевита и напориста. Многие смирились бы с судьбой, оказавшись на ее месте. Но ее не устраивает создавшееся положение. Она судит не только чужих людей, но и своего сына с невесткой, которые не задумываясь бросили все, что было нажито в Матере, и перебрались в город при первой возможности.
Бранит она и современную молодежь, которая, по ее мнению, покидает знакомый ей мир ради далеких и неизвестных выгод. Чаще всех остальных она обращается в Богу, чтобы он ей помог, поддержал ее, вразумил окружающих.
Самое главное, она не желает расставаться с могилами предков. Она убеждена, что после смерти встретится со своими родственниками, которые обязательно ее осудят за такое поведение.
Завязка повести
Мимо нередко провозили арестантов со всей страны, которые находили пристанище в том самом остроге. На берегу Матеры они останавливались, готовили незамысловатый обед и следовали дальше.
На целых два дня здесь развернулось сражение между партизанами, штурмовавшими остров, и армией Колчака, которая держала оборону в Матере.
Вариант 2
Все происходит на реке Ангара. Именно там и было решено построить одну из гидроэлектростанций. Здесь располагалось огромное количество разных домов, которые должны были снести. Конечно же, люди были против этого, но правительство даже, и слушать его не стали и делали все по-своему. И тогда Распутин и решил написать об этом произведение «Прощание с Матерой». Здесь описываются все события, которые происходили в это время. Кроме этого в произведении идет описание и переживания жителей и что они делали для того чтобы сохранить все свои дома.
За основу данного сюжета была положена реальная история, которая произошла в одной из деревень под названием Матера. Именно здесь и было решено построить гидроэлектростанцию. Жителям ничего не оставалось, как бросать свои дома и бежать в неизвестном направлении. Государству было совершенно наплевать на те чувства, которые испытывают жители деревни. Об их чувствах они даже не думали, а решали скорее все свои проблемы. С этого дня они начали потихоньку топить деревню. И если люди вовремя не уйдут отсюда, то могут в любой момент погибнуть. Но им кажется, что все совсем скоро измениться и кто-нибудь заступиться за них и они останутся здесь и дальше жить.
Но на этом государство не остановилось, помимо деревень они наняли людей, которые начали разрушать кладбище, а ведь здесь похоронены родные и близкие люди жителей деревни. И этого они допустить никак не могут. И для того чтобы это все предотвратить готовы на все.
А вот молодым людям наоборот данный момент кажется положительным, ведь теперь их мечта может сбыться, и они переберутся в город и у них начнется совсем другая жизнь. И для того чтобы поскорее перебраться в город они готовы сами поджечь свои дома и остаться без всего.
Старики и старушки совсем по-другому воспринимают данное событие. Им очень жаль все, что они зарабатывали всю свою жизнь, а теперь все это нужно покинуть и начать все заново. Если раньше они могли все это добыть и заработать. А вот сейчас они находятся на пенсии и собрать нужную сумму денег для того чтобы купить квартиру или дом они не могут себе позволить. Им очень жаль, что все так происходит. И что они не смогли ничего сделать для того чтобы предотвратить разрушение кладбища.
Краткий анализ
Год написания – 1976 г.
История создания – Валентин Распутин как писатель, пишущий о деревне, сам родившийся и выросший в сибирском селе, испытывал большую тревогу за будущее исчезающих поселений, за сохранение древних традиций. Когда началось строительство ГЭС на Ангаре и стали уничтожать маленькие деревни, писатель не мог остаться в стороне и написал «Прощание с Матёрой».
Тема – Вымирание деревни, связь поколений, совесть, семейные отношения.
Композиция – Повесть выстроена в форме диалогов и воспоминаний жителей. Происходит знакомство с главной героиней Дарьей, жителями деревни. Вся деревня живет в ожидании переезда, начинают жечь дома и перевозят жителей.
Жанр – Повесть.
Направление – Реализм.
Анализ повести Прощание с Матёрой произведения Распутина
Когда в середине XX века приступили к возведению Братской ГЭС. Маленькие деревни предполагалось затопить, а жителей переселить. Для государства не имели никакой ценности отдаленные небольшие поселения. Их безжалостно уничтожали не думая о дальнейших судьбах живущих в них людей. Рвали связь поколений, рушили уклад и традиции деревенского народа.
Переломным моментом в жизни деревни и человеческой нравственности становится отстраненное отношение молодежи ко всему происходящему. Молодому поколению не терпится уехать из глухой деревни, они находятся в предвкушении от жизни в городе. Все святое в молодом поколении гибнет вместе с их пренебрежительным отношением к родным местам.
Отношение стариков ко всему происходящему абсолютно противоположное. Они не могут так просто расстаться со своим деревенским укладом жизни, не могут покинуть своих родных, которые покоятся в деревенской земле.
Идею высокой нравственности продвигает автор на примере поступков героев. Ради получения наживы Петруха, вопреки всему, палит свой дом. Тогда как представительница старшего поколения перед отъездом наводит в своём доме чистоту, таким образом, проявляя заботу и уважение к своему прошлому.
Композиция
С первых строк повести начинается знакомство с деревней Матёрой, стоящей на одноимённом острове. Происходит знакомство с главной героиней, настоящей хранительницей старых традиций.
Происходит завязка повести. Все живут в ожидании прощания с родной деревней. Страшным кульминационным моментом является разрушение кладбища. Именно здесь выясняются нравственные ценности человека. Дарья считает, что только люди, в которых нет совести, способны на такие кощунственные действия. Она осуждает молодежь, готовую легко покинуть родные места. Она свято хранит и чтит память предков. В её речь писатель вкладывает слова о том, что у того, кто потерял память, предал своё прошлое, у того нет и жизни.
Печальна и развязка повести, где Павел, сын Дарьи, осознаёт неправильность такого решения. Он начинает понимать, что человек, вырванный с корнем со своей родной земли против воли, на другом месте, каким бы он ни был хорошим, будет лишь квартирантом.
Анализ произведения «Прощание с Матёрой». Проблематика повести В. Распутина «Прощание с Матёрой»
Время не стоит на месте. Общество и сама жизнь постоянно движутся вперед, внося свои коррективы в уже устоявшиеся правила. Вот только происходит это у всех по-разному и не всегда в соответствии с законами морали и совести.
История создания
Анализ произведения «Прощание с Матёрой» начинается с истории создания.
В 1960-х годах началось строительство Братской ГЭС. Жители маленьких деревень должны были переселяться в другие места, а сами деревни подлежали затоплению.
Писатель за основу сюжета взял реальную историю, когда в результате строительства жители покидали обжитые места, что оказалось для них очень тяжёлым испытанием. Год написания повести – 1976, время упадка и разрухи советских деревень, неперспективных для государства.
Маленькие населённые пункты, которые были признаны государством неперспективными, попросту уничтожались, государство мыслило более глобально, никто не задумывался о поломанных судьбах людей, на глазах которых рушилась связь поколений, уничтожались традиции крестьянской жизни.
Прозаики, пишущие о деревнях, забили тревогу, одним из таких писателей был Валентин Распутин.
Посмотрите, что еще у нас есть:для самых компанейских -
Тема повести Распутина «Прощание с Матёрой» – вырождение деревень, включающая в себя нравственную проблематику. Писатель описывает, как ведут себя люди в сложной ситуации: кто остаётся человеком, а кто превращается в «петруху».
Автор затрагивает проблемы взаимосвязи поколений, человеческую совесть, вечный поиск смысла жизни.Матёра – небольшая деревня – должна быть затоплена. Жителям об этом известно, но пока ещё всё идёт по-старому, герои повести на что-то надеются: вдруг ситуация изменится и всё пойдёт по-прежнему и они останутся жить на своей земле.
Наступает переломный момент в нравственности каждого человека. Молодежь рада покинуть глухую деревню, им хочется новой, городской жизни. В них нет ничего святого, молодежь без сожаления жжет свои родные дома, лишь бы поскорее перебраться в новые квартиры.
Старики и старухи по-другому относятся к такому переломному моменту своей жизни. Для них здесь всё своё, родное. На кладбище покоятся останки близких им людей. Старики чувствуют себя предателями по отношению к покойным. Чувствуют себя виноватыми в том, что не сумели сохранить последнее место упокоения своих родителей. Старики считают кощунством надругательство над деревенским погостом, они бросаются на его защиту.
Высокая идея нравственности, затронутая автором повести, определяет душевную чистоту этих людей. Пример тому: ради получения денег Петруха Зотов сжигает свой дом, бросив мать на соседей, а Дарья, главная героиня, перед отъездом убирает свой дом, как перед большим праздником. Она белит потолок и стены, чистит и моет его. Этим она показывает свое уважение и почтение дому, который всю жизнь был её защитой, в нём она прожила всю свою долгую жизнь.
Старикам тяжело прощаться со своим прошлым, они корнями вросли в эту землю. Поэтому и старик Егор, переехавший в город, потерял покой и сон, потерял свою связь с прошлым и не выдержал, умер в первые недели после переезда.
Молодые стремятся к будущему, мечтают о новой, счастливой жизни и легко расстаются с родными местами, где их ничего не держит.
Сцена прощания с домом
Важным моментом в понимании внутреннего мира Дарьи становится эпизод, в котором она «готовит к смерти» родной очаг. Параллель между убранством дома, который будет сожжен, и покойником очевидна. Распутин включает в произведение «Прощание с Матерой» подробное описание того, как героиня «омывает» и белит его, украшает свежей пихтой – все, как полагается при прощании с умершим. Она видит в своем доме живую душу, обращается к нему, как к самому дорогому существу. Никогда не понять ей, как человек (имеется в виду Петруха, сын ее подруги) может собственными руками сжечь дом, в котором родился и прожил.
Плотина для ГЭС
Они всеми путями противятся этому решению. Поначалу никакие уговоры не могут их убедить: ни властей, ни родственников. Их призывают к здравому смыслу, но они наотрез отказываются уезжать.
Их останавливают родные и обжитые стены домов, привычный и размеренный образ жизни, который не хочется менять. Память о предках. Ведь в деревне старое кладбище, на котором похоронено не одно поколение жителей Матеры. К тому же, неохота бросать множество вещей, без которых здесь было не обойтись, а в городе они окажутся никому не нужны. Это сковородники, ухваты, чугуны, кадки, да мало ли в деревне полезных приспособлений, которые в городе давно заменили блага цивилизации.
Стариков пытаются убедить, что в городе их поселят в квартиры со всеми удобствами: холодной и горячей водой в любое время года, отоплением, за которое не нужно переживать и вспоминать, когда последний раз топил печку. Но они все равно понимают, что с непривычки на новом месте им будет очень тоскливо.
Анализ произведения 3
Во второй половине 20 века наша страна переживала подъем научно-технического отраслей в разных видах промышленности. Строились заводы, электростанции, уничтожая села и деревни с их природными красотами. Такие изменения затронули и родные места писателя. Вот и началось создание повести «Прощание с Матерой».
Все события начались с того, что Матера должна прекратить свое существование. И все, что здесь находится уйдет под воду. А это означало смерть. Именно в последние дни все заботы людей обнажились. И может быть эта жизнь оборвалась, если бы не Дарья Пинигина, которая выступила в защиту своей деревни. Ее соседка Анна тоже любит свою Матеру и не хочет, чтобы она была разрушена. Она считает большим грехом отрывать человека от родного места.
Читать еще: Изо с детьми 5 лет. Для достижения последовательного и постепенного прогресса в освоении всех этих непростых, для малышей, задач учебный материал разбивается поурочно по принципу «от простого к сложному»Если Дарья чтит память о своих предках, то ее сын и внук совсем об этом и не думают. Андрей даже думает, что строительство плотину –хорошая задумка, ведь он сможет устроиться на работу. И вообще молодой человек думает, что лучше жить без памяти. Автор своим произведением как бы предупреждает, что такие люди, как Андрей будут создавать, губя все. А когда придет время задуматься над проблемой памяти, то будет поздно. И что же он скажет своим внукам? Именно над этим вопросом задумывается Дарья. Но вый поселок выглядит конечно лучше, чем Матера. Вероятно и бросать его будет легче. Дарью тревожит то, что люди совсем без труда уходят со своих мест. Старушка все оставшиеся дни старается собрать всю историю деревни, обдумывая ее. Она желает, чтобы весь опыт ее родной деревни остался в памяти. Понимает это и писатель, соединяя в Матере кладезь человеческих отношений.
Другие персонажи
- Пинигин Андрей – внук Дарьи.
- Богодул – приблудший «блажной» старик, «выдавал себя за поляка, любил русский мат» , жил в бараке, «как таракан» .
- Сима – старуха, которая приехала в Матеру меньше, чем 10 лет назад.
- Екатерина – одна из жительниц Матеры, мать Петрухи.
- Петруха – «беспутный» сын Екатерины.
- Настя и Егор – старики, жители Матеры.
- Воронцов – председатель сельсовета и поссовета в новом поселке.
- Хозяин острова, «царственный листвень» .
Связь поколений: важна ли она?
Откуда же берутся такие как работники СЭС и Петруха? Да и к уничтожению Матеры не все ее жители относятся так же, как эти пять старух. Клавка, к примеру, только радуется возможности переехать в благоустроенный дом.
Опять вспоминаются слова Дарьи о том, что значит для человека помнить о своих корнях, о предках, о законах морали. Уходят старики, а вместе с ними исчезают веками накопленные опыт и знания, в современном мире никому не нужные. Молодежь все время куда-то спешит, строит грандиозные планы, весьма далекие от того образа жизни, который был у их предков. И если Павел, сын Дарьи, еще чувствует себя в поселке неуютно: его тяготит и новый дом, построенный кем-то «не для себя», и бестолково расположенные здания, и земля, на которой ничего не растет, то ее внук, Андрей, уже совсем не понимает, что может удерживать человека на таком заброшенном острове, как Матера. Для него главное - прогресс и те перспективы, которые он открывает перед людьми.
Связь поколений - довольно избитая тема. «Прощание с Матерой» на примере одной семьи показывает, как она теряется: Дарья свято чтит своих предков, ее главная забота – перевезти могилки на землю. Павлу подобная мысль кажется странной, но все же он не смеет сразу отказать матери. Хотя просьбы так и не выполнит: других проблем хватает. А внуку и вовсе не понять, зачем это нужно. Так что же говорить о тех, кто «просто выполняет свою работу» по очистке территории – слово-то какое выдумали! Однако нельзя жить будущим, не помня прошлого. Для того-то и пишется история. И хранятся нравственные ценности, чтобы не повторялись ошибки в будущем. Это еще одна важная мысль, которую пытается донести до современника автор.
Главная героиня
Дарья до последнего стремится остаться в деревне, не хочет переезжать, потому что не представляет свою жизнь без Матеры. Она боится перемен, не хочет, чтобы в ее жизни хоть что-то менялось.
В похожей ситуации находятся практически все жители Матеры, которых пугает переезд и жизнь в большом городе.
Малая родина – что она значит для человека?
Распутина, как человека, выросшего в деревне, русского душой, волнует и другой вопрос: не утратит ли общество своих корней, берущих начало в отеческом доме? Для Дарьи и других старух Матера – это место, где берут начало их род, складывавшиеся веками традиции, заветы, данные предками, главный из которых – беречь землю-кормилицу. К сожалению, молодежь с легкостью оставляет родные места, а вместе с ними теряет духовную связь со своим очагом. К таким нерадостным размышлениям подводит анализ произведения. Прощание с Матерой может стать началом потери нравственной опоры, поддерживающей человека, и пример тому – Павел, оказавшийся в финале между двумя берегами.
Развязка повести
Он сокрушается, что от людей, которые тут жили несколько поколений, потребовалось столько напрасных трудов. Напрасных, потому что все, в конечном счете, будет уничтожено и уйдет под воду. Против технического прогресса, конечно, выступать бессмысленно, но человеческое отношение все же важнее всего.
Сюжет повести
Действие повести разворачивается в 60-х годах XX века. В центре повествования деревня Матера, которая находится посередине великой русской реки Ангары. В жизни ее жителей грядут перемены. Советский Союз строит Братскую ГЭС. Из-за этого всех жителей Матеры переселяют, а деревня подлежит затоплению.
Главный конфликт произведения заключается в том, что большинство, особенно те, кто прожил в Матере не одно десятилетие, не хотят уезжать. Практически все старики считают, что если они уедут из Матеры, то предадут память своих предков. Ведь в деревне находится кладбище, на котором похоронены их отцы и деды.
Прототипы Матеры
Писатель Валентин Распутин детские годы провел в селе Аталанке, расположенном в Иркутской области на реке Ангара.
Прототипом деревни Матера, предположительно, стал поселок Горный Куй, находившийся по соседству. Все это была территория Балаганского района. Именно его затопили в ходе строительства Братской ГЭС.
«Прощание с Матерой»
Картинка к сочинению Анализ повести Прощание с Матёрой
Анализ «Прощание с матерой» Распутин
Началось строительство новой гидроэлектростанции на Ангаре, и многие деревни, стоящие на её пути, должны были исчезнуть с лица земли. Таково решение правительства. О том, как относятся к этому старожилы, живущие в этих деревнях, и написал своё произведение Валентин Распутин. Как ведёт себя человек в таких ситуациях, какие нравственные ценности в нем преобладают, покажет анализ произведения. Этот материал может использоваться на уроках литературы в 11 классе.
Также читают:
«Прощание с Матерой»: проблемы
Незатейливый сюжет. Однако проходят десятилетия, а произведение Распутина по-прежнему не теряет актуальности: ведь автор поднимает в нем очень важные вопросы, касающиеся развития общества. Вот наиболее важные из них:
- Для чего родился человек, какой ответ должен давать в конце жизни?
- Как сохранить взаимопонимание между поколениями?
- В чем преимущества «деревенского» уклада жизни перед «городским»?
- Почему нельзя жить без памяти (в широком смысле)?
- Какой должна быть власть, чтобы она не потеряла доверия народа?
А также экологические проблемы: чем грозит человечеству вмешательство в естественное развитие природы? Не станут ли подобные действия началом к трагическому финалу его существования?
Краткое содержание «Прощание с Матерой»
Повесть «Прощание с Матерой» Распутин впервые опубликовал в 1976 году. Действие произведения происходит в 1960-х годах. В повести автор раскрывает темы взаимоотношения отцов и детей, преемственности поколений, поиска смысла жизни, вопросы памяти и забвения. Распутин противопоставляет людей старой и новой эпох: тех, кто держится за традиции прошлого, имеет тесную связь с малой родиной, и тех, кто готов сжигать избы и кресты ради новой жизни.
На сайте можно читать онлайн краткое содержание «Прощания с Матерой» по главам при подготовке к уроку литературы, проверочной работе.
Деревня погибает
Меньше других торопятся покинуть Матеру одинокие старухи, которые не хотят уезжать. Они становятся свидетелями того, как деревню начинают поджигать. Оставленные дома тех, кто уже перебрался в город, постепенно сгорают.
При этом, когда пожар утихомирился, и все начинают обсуждать, нарочно он случился или случайно, то все сходятся во мнении, что загорелись дома невзначай. Поверить в такое сумасбродство, что кто-то мог поднять руки на еще совсем недавно жилые постройки, никто не решается. Особенно не верится, что поджечь дом могли сами хозяева, когда уезжали с Матеры на большую землю.
Дарья Пинигина – старейшая жительница деревни
Хранительница вековых традиций, верная памяти о своем роде, с почтением относящаяся к местам, где прошла ее жизнь, - такой видится главная героиня повести. Сын с семьей уехал в поселок, одна радость – их приезд раз в неделю. Внук по большей части не понимает и не принимает ее убеждений, так как это человек другого поколения. Родными людьми для нее в результате становятся такие же, как она сама, одинокие старухи. С ними она коротает время и делится своими тревогами, мыслями.
С образа Дарьи начинается анализ произведения «Прощание с Матерой». Она помогает понять, насколько важно не терять связи с прошлым. Главное убеждение героини - без памяти нет жизни, так как в результате теряются нравственные основы самого существования человека. Так, ничем не выдающаяся старуха становится для Распутина и его читателей мерилом совести. Именно такие неприметные герои, по признанию автора, притягивают его больше всего.
Главные герои
- Пинигина Дарья Васильевна – коренная жительница Матеры, мать Павла, бабушка Андрея. Была «самой старой из старух» , «высокая и поджарая» со «строгим бескровным лицом» .
- Пинигин Павел – второй сын Дарьи, мужчина пятидесяти лет, живет в соседнем поселке с женой Софьей. «В колхозе работал бригадиром, потом завгаром» .
Краткое содержание
Глава 1
Ниже по Ангаре начали строить плотину для электростанции, из-за чего вода по реке должна была подняться и вскоре затопить Матеру – оставалось последнее лето, затем всем нужно было переезжать.
Глава 2
У Дарьи за самоваром часто сидели старухи – Настя и Сима. «Несмотря на годы, была старуха Дарья пока на своих ногах» , сама управлялась с хозяйством.
Настасья, лишившись сыновей и дочери, жила с мужем Егором. Их в городе по распределению уже ждала квартира, но старики все медлили с переездом.
Сима приехала на Матеру относительно недавно, у нее здесь никого не было, кроме внука Коли.
Глава 3
Санитарная бригада «вела очистку территории» на кладбище – мужчины убирали с могил кресты, тумбочки и оградки, чтобы затем сжечь. Старухи прогнали бригаду и до поздней ночи ставили кресты на место.
Глава 4
На следующий день после случившегося Богодул пришел к Дарье. Беседуя с ним, женщина поделилась, что лучше бы ей не дожить до всего происходящего. Прогуливаясь затем по острову, Дарья вспоминала о прошлом, думала о том, что хотя и прожила «долгую и мытарную жизнь» , но «ничего она в ней не поняла» .
Глава 5
Вечером приехал Павел – второй сын Дарьи, «первого прибрала война» , а третий «нашел смерть на лесоповале» . Дарья не представляла, как будет жить в квартире – без огорода, без места для коровы и куриц, собственной бани.
Глава 6
«А когда настала ночь и уснула Матера, из-под берега на мельничной протоке выскочил маленький, чуть больше кошки, ни на какого другого зверя не похожий зверек – Хозяин острова» . «Никто никогда его не видел, не встречал, а он здесь знал всех и знал все» .
Глава 7
Настасье и Егору пора было уезжать. В ночь перед отъездом женщина не спала. Утром старики собрали вещи. Настасья попросила Дарью присмотреть за своей кошкой. Старики долго собирались – им было очень тяжело оставлять родной дом, Матеру.
Глава 8
Ночью один из сельчан, Петруха, зажег свою избу. Его мать, Катерина, заранее перенесла скромные пожитки к Дарье и стала жить у старухи.
«И пока изба горела в рост, Хозяин смотрел на деревню. В свете этого щедрого пожарища он хорошо видел блеклые огоньки над живыми еще избами, <…> отмечая, в какой очередности возьмет их огонь» .
Глава 9
Приезжая в Матеру, Павел не задерживался тут надолго. Когда Екатерина перебралась к Дарье, ему «стало поспокойней» , так как теперь матери будет помощь.
Павел «понимал, что надо переезжать с Матеры, но не понимал, почему надо переезжать в этот поселок, сработанный хоть и богато <…> да поставленный так не по-людски и несуразно» . «Павел удивлялся, глядя на Соню, на жену свою» : она как вошла в новую квартиру – «будто тут всегда и была. В день освоилась» . «Павел хорошо понимал, что матери здесь не привыкнуть. Для нее это чужой рай» .
Глава 10
После пожара Петруха где-то пропал. В пожаре сгорел самовар Екатерины, без которого женщина «и вовсе осиротела» . Катерина и Дарья проводили все дни за разговорами, вдвоем им жилось легче.
Глава 11
Начался сенокос. «Полдеревни вернулось в Матеру» . Вскоре приехал Петруха в новом костюме – он получил много денег за сожженную усадьбу, но матери отдал только 25 рублей.
Глава 12
К Дарье приехал внук Андрей, младший сын Павла. Андрей работал на заводе, но уволился и теперь хотел поехать «на большую стройку» . Дарье и Павлу было трудно понять внука, рассуждавшего: «Сейчас время такое, что нельзя на одном месте сидеть» .
Глава 13
Петруха засобирался на стройку вместе с Андреем. В середине сентября приехал Воронцов и распорядился «не ждать последнего дня и постепенно сжигать все, что находится без крайней надобности» .
Глава 14
Дарья, разговаривая с внуком, высказалась, что люди теперь начали жить слишком быстро: «галопом в одну сторону поскакал, огляделся, не огляделся – в другу-у-ю» . «Только и ты, и ты, Андрюшка, помянешь опосле меня, как из сил выбьешься» .
Глава 15
Дарья просила сына и внука перенести могилки родственников. Андрея это пугало, казалось жутким. Павел обещал сделать это, но на следующий день его надолго вызвали в поселок. Вскоре уехал и Андрей.
Глава 16
Постепенно люди начали «эвакуировать из деревни мелкую живность» , сжигались постройки. «Все торопилось съехать, убраться с опасного острова подальше. И деревня стояла сирая, оголенная, глухая» . Вскоре Дарья забрала к себе Симу с Колей.
Глава 17
Односельчанка рассказала, что Петруха «занимается пожогом оставленных домов» за деньги. «Катерина, примирившаяся с потерей своей избы, не могла простить Петрухе того, что он жжет чужие» .
Глава 18
Павел, забирая корову Майку, хотел сразу забрать и мать, но Дарья твердо отказалась. Вечером женщина пошла на кладбище – могилы Павел так и не перенес – к отцу и матери, к сыну. Она думала о том, что «кто знает правду о человеке, зачем он живет? Ради жизни самой, ради детей, чтобы и дети оставили детей, и дети детей оставили детей, или ради чего-то еще? »
Глава 19
«Матеру, и остров и деревню, нельзя было представить без лиственницы на поскотине» . «“Царский листвень” вечно, могуче и властно стоял на бугре в полверсте от деревни, заметный почти отовсюду и знаемый всеми» . «И покуда стоять будет он, будет стоять и Матера» . Старые люди относились к дереву с почтением и страхом.
«И вот настал день, когда к нему подступили чужие люди» . Мужчинам не удалось ни срубить, ни сжечь старое дерево, его не брала даже бензопила. В конце концов, рабочие оставили лиственницу в покое.
Глава 20
Дарья, несмотря на то, что ее избу уже совсем скоро должны были сжечь, белила дом. Утром растопила печь, убиралась в доме. «Она прибиралась и чувствовала, как истончается, избывается всей своей мочью, – и чем меньше оставалось дела, меньше оставалось и ее» .
Глава 21
На следующий день на Матеру вернулась Настя. Женщина рассказала, что ее муж Егор умер.
Глава 22
После того как избы были сожжены, старухи перебрались в барак. Узнав об этом, Воронцов был возмущен и заставил Павла и Петруху срочно ехать забирать женщин. Мужчины выехали посреди ночи и долго блуждали в густом тумане.
…Ночью Богодул распахнул двери барака. «В раскрытую дверь, как из разверстой пустоты, понесло туман и послышался недалекий тоскливый вой – то был прощальный голос Хозяина» . «Откуда-то, будто споднизу, донесся слабый, едва угадывающийся шум мотора» .
Защита кладбища
Еще одна ключевая сцена, без которой невозможен анализ произведения «Прощание с Матерой», - это уничтожение могил на местном кладбище. Никакими благими целями нельзя объяснить столь варварский поступок властей, совершающийся на глазах жителей. К боли за то, что нужно оставлять могилы дорогих людей на потопление, добавилась еще одна - увидеть, как сжигают кресты. Вот и пришлось старухам с палками вставать на их защиту. А ведь можно было «эту очистку под конец сделать», чтобы жители не увидели.
Куда совесть делась? А еще – простое уважение к людям и их чувствам? Такими вопросами задается Распутин («Прощание с Матерой», кстати, не единственное произведение писателя на эту тему) и его герои. Заслуга автора в том, что он сумел донести до читателя очень важную мысль: любые государственные переустройства должны соотноситься с особенностями жизненного уклада народа, особенностями души человека. Именно с этого начинаются доверие друг к другу и любые взаимоотношения между людьми.
Значение повести «Прощание с Матерой»
Содержание одного из лучших произведений В. Распутина и спустя много лет звучит как предупреждение. Чтобы жизнь продолжалась дальше, а связь с прошлым не терялась, необходимо всегда помнить о своих корнях, о том, что все мы дети одной земли-матушки. И обязанность каждого – быть на этой земле не гостями или временными жителями, а хранителями всего того, что было накоплено предыдущими поколениями.
Взаимоотношения человека и природы
Повесть начинается с описания красоты острова, не тронутого цивилизацией, сохранившего свою первыбытность. Пейзажные зарисовки играют особую роль в передаче идеи автора. Анализ произведения «Прощание с Матерой» позволяет понять, что человек, давно считающий себя хозяином мира, глубоко ошибается. Цивилизация никогда не сможет одержать верх над тем, что было создано до нее. Доказательство – несломленный, могучий листвень, который будет оберегать остров до момента его гибели. Он не поддался человеку, сохранив за собой главенствующее начало.
Читайте также: