Как открыть архитектурное бюро в сша
С начала 2000-х годов Россия начала переживать строительный бум, что породило большую потребность в строительных компаниях, и услугах проектировщиков. Профессия архитектора и строителя стала весьма востребованной на рынке труда, повысились конкурсы в ВУЗы на эти специальности. Все эти факторы косвенно говорят о том, что архитектурные компании, занимающиеся проектировкой зданий и сооружений, и разработкой дизайн-проектов — весьма прибыльные и востребованные предприятия на современном рынке.
Как устроен офис
В нашем офисе 200 человек сидят в двух больших залах, соединённых центральной зоной с фронт-деск, выставкой макетов и рядами прозрачных переговорных. Все сотрудники (от новичка-интерна до самого Бьярке) работают бок о бок и имеют одинакового размера рабочие пространства. Команды группируются островками и перемешиваются, когда заканчивается один проект и начинается другой. Каждый отсоединяет свой компьютер и в охапку с проводами, книжками и фикусами перемещается на новое место.
Благодаря такой системе в какой-то момент замечаешь, что поработал и подедлайнил практически со всеми, и офис начинает ощущаться как единый организм, где люди связаны не по вертикали или горизонтали, а скорее трёхмерно отдельными связями по принципу нейронов. Подобное устройство организации особенно чётко проявляется в моменты, когда вдруг становится необходима чья-то консультация и экспертиза вне твоей компетенции. Твой коллега без какой-либо команды сверху запросто отставляет свои дела и идёт в противоположную часть здания, чтобы помочь разобраться с проблемой. В традиционных американских архитектурных корпорациях подобные просьбы неуместны из-за жёсткой формальной конкуренции и иерархичности системы. Конкуренция же между сотрудниками BIG ощущается в качестве, интенсивности и продолжительности работы и никогда — во взаимоотношениях.
Как туда попасть
До сих пор до конца не могу понять, как я здесь оказался. Хотя, с другой стороны, возможно, всё к этому шло уже последние два года, когда, работая над системой транспортно-пересадочных узлов МКЖД (Малая кольцевая железная дорога Москвы), я решил подтянуть английский у британского преподавателя мистера Фрейзера. А может быть, всё началось четыре года назад, когда, собрав чемодан, я уехал учиться в неизвестный мне далёкий угольный Шеффилд. Местная школа наперекор тогдашнему параметрическому тренду (предполагающему производство архитектурных форм путём написания компьютерных кодов) погружала студентов в пучины общественно ориентированной архитектуры. Или, может, стоит заглянуть вообще на семь лет назад, в день, когда 30-летний основатель BIG Бьярке Ингельс читал лекцию в МАРХИ, открывая для меня принципиально новый взгляд на современную архитектуру.
Как бы то ни было, ровно год назад я отправил своё портфолио в BIG с целью попасть на стажировку. Через минуту пришёл автоматический вежливый ответ с формулировкой «вы нам не очень подходите». Это была первая в моём списке компания, так что я спокойно вернулся к рассылке резюме. На следующий день в моём ящике неожиданно замерцало уже живое письмо от секретаря BIG NYC. В нём было извинение за предыдущий отказ, пара добрых слов в адрес портфолио и предложение пройти интервью на позицию junior designer! Оказалось, что моя заявка изначально даже не рассматривалась, так как с этого года по закону запрещено брать на стажировку человека с полным высшим и компьютер такие заявки отбраковывает. Моё попавшее в корзину письмо было открыто из-за необычной шеффилдской пометки MSc (Master of Science in Architecture). В ту ночь я так и не сомкнул глаз.
Интервью мы назначили на следующий день. В час по московскому времени я забаррикадировался в комнате и стал ждать звонка. Интервьюировал меня один из ветеранов американского офиса (ветеран в BIG — это больше восьми лет работы в компании). Сначала мы обсудили подробно моё портфолио: компанию интересовала моя роль в каждом из представленных проектов (везде, кроме конкурса на здание аэропорта в Саратове, это было 100%). Далее мне задали стандартные вопросы: «Почему именно BIG?», «Какие направления в архитектуре для меня приоритетные?», «Какие у меня планы на будущую карьеру?» Первые минуты я волновался из-за языка, но потом волна адреналина сделала своё дело и я начал с жаром рассказывать про тему своей диссертации, про то, какую роль сыграл BIG в моём архитектурном становлении, и прочее. Интервьюер, в свою очередь, предложил мне задать свои вопросы и рассказал вкратце о внутреннем укладе и культуре компании.
После этого интервью молчание с их стороны продлилось больше месяца. За это время я уже успел распрощаться с подмигнувшей мне мечтой, но всё же продолжал периодически посылать в компанию напоминания о себе. И ответ всё-таки пришёл! В нём было официальное предложение о работе на позиции junior designer с подробным описанием условий труда и моих будущих обязанностей. Дочитав письмо, я очнулся как будто уже в другой реальности. На следующий день я подписал заявление об уходе с работы и окунулся в подготовку. Мне предстояло собрать десятки документов, писем и свидетельств. Помимо этого, я устроил себе небольшой архитектурный тренировочный лагерь: записался на две пары экспресс-курсов по компьютерным программам, удвоил количество занятий английским, начал готовить себя к американской системе измерения длин и площадей.
Процесс получения визы тянулся месяц. Мой тип визы назывался «культурный обмен в профессиональной сфере», он позволяет работать полную неделю, но предполагает ежемесячный отчёт перед компанией-спонсором о полученном культурном опыте в США. Виза сама по себе не бесплатная и требует отдельного интервью с представителем спонсора и рекомендательных писем с мест работы и учёбы. Мне очень помог коллега из Австрии Майкл Шиллер, с которым мы разрабатывали систему велодорожек Бульварного кольца Москвы. Буквально за полчаса до ухода в отпуск он успел выслать мне из Вены рекомендательное письмо, которое стало финальной точкой в процессе сбора документов. Переслав их в Нью-Йорк, я стал ждать ответную посылку с оригиналом моего контракта и в последнюю неделю апреля отправился за ней в офис UPS. Последней битвой за переезд на новое место работы стал визит в американское посольство, где после короткого собеседования у меня наконец взяли паспорт для проставления визы.
Что особенного в компании
BIG — это молодая компания, основанная датчанином Бьярке Ингельсом в 2005 году. За год моего пребывания в Нью-Йорке BIG спроектировал последнюю башню комплекса Всемирного торгового центра (WTC 2 напротив мемориала 9/11), знаковый павильон галереи «Серпентайн» (Serpentine Gallery), мегакампусы Google в Калифорнии и Лондоне — не считая десятков других, менее масштабных проектов в США, Канаде, Европе и Китае. Один из них — проект, над которым я работаю вот уже восемь месяцев. Это школа в Вашингтоне, объединяющая под одной крышей гимназию с творческим уклоном и школу для детей с тяжёлой инвалидностью. Пространственную схему подобного здания в компании стремятся реализовать уже давно: веером раскрывающиеся блоки этажей с выходящими на террасы классами оставляют под собой пространство для школьного театра, спортзала и художественных студий.
Как российский архитектор уехал работать в Нью-Йорк Архитектор знаменитого бюро BIG New York рассказал The Village о том, как получил эту работу и чем теперь занимается
The Village начинает серию материалов о людях, которые сумели устроиться на работу, о которой многие могут только мечтать. В первом выпуске — российский архитектор, сумевший попасть в нью-йоркский офис бюро BIG. Эту компанию создал датчанин Бьярке Ингельс — новая суперзвезда архитектуры, пришедшая на смену Захе Хадид и Норману Фостеру. Ингельс спроектировал общественное пространство Superkilen в Копенгагене, а также новые дома в Эрестаде — например, там он смог построить многоквартирный дом, в котором бы каждый имел свой маленький садик. После успеха в Дании он вышел на американский рынок: его бюро работает над кампусом Google, башней Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и другими значительными проектами. The Village поговорил с россиянином, которому удалось попасть в команду BIG, о том, как он устроился на такую работу и что происходит в его офисе.
Антон Башкаев
архитектор в BIG New York
Образование
Бакалавр архитектуры, Московский архитектурный институт (2006–2011)
Магистр наук в архитектуре, The University of Sheffield (2011–2012)
Опыт работы
2012–2015 годы — архитектор в бюро АБТБ
2015–2016 годы — архитектор в Bjarke Ingels Group
Старт
После учебы в Московском архитектурном институте Ольга работала архитектором в нескольких компаниях. Параллельно брала личные заказы по дизайну интерьеров и частных домов, ее рекомендовали друзья и коллеги.
В 2004 году заказов набралось столько, что Ольга не успевала выполнять их сама. Тогда она уволилась, позвала друга вторым архитектором и наняла конструктора. В основном проектировали интерьеры и частные дома: для таких заказов лицензия не нужна. Год ребята работали втроем без юридического оформления.
В 2005 году Ольга зарегистрировала ООО «Уникум» и перешла на упрощенную систему налогообложения — 6% с оборота. Без ООО нельзя получить обязательную лицензию на проектирование.
На открытие ООО потратили 20 тысяч рублей: 10 — на оформление и 10 — на уставной капитал. За 70 тысяч рублей оформили лицензию через юридическую фирму. На весь процесс ушло 3 месяца.
Ребята закупили технику для работы: большие принтеры и сканеры, три мощных компьютера. Всю технику взяли б/у за 60 тысяч рублей.
Как зарегистрировать компанию в США из дома в три этапа — советы предпринимателя Статьи редакции
Генеральный директор и сооснователь Reveal Михаил Трофимов поделился опытом удаленного открытия компании в США.
Летом 2015 года перед тем как создать Reveal, мы разрабатывали продукт для платежной системы Stripe. А так как Stripe не поддерживается в России, нам пришлось выбирать альтернативные страны для открытия новой компании.
Список поддерживаемых стран в Stripe Почему СШАИзначально Америка казалась дорогим и сложным вариантом, поэтому мы рассматривали Сингапур, Эстонию с её электронным гражданством, Великобританию и другие страны. Но в итоге оказалось, что открыть компанию в США проще, дешевле и гораздо перспективнее для стартапа, чем где-либо ещё. Вся регистрация у нас заняла около двух недель и потратили мы примерно $300.
И конечно, имея компанию в США, можно спокойно подавать заявки в американский акселератор и общаться с любым инвестором. Для нас факт наличия компании в США позволил открыть многие двери и спокойно чувствовать себя на переговорах.
Что нужно сделатьЧтобы подключить платежную систему и начать принимать деньги, достаточно сделать три шага:
- Зарегистрировать LLC или C-Corporation.
- Получить налоговый идентификатор EIN (аналог нашего ИНН).
- Открыть счет в банке.
Мы открывали компанию в штате Делавэр формы C-Corporation. Это самый распространенный штат и самая распространенная форма деятельности для стартапа. Почему? Законы штата Делавэр очень удобны для стартапов и инвесторов, а C-Corp позволяет разделить вашу компанию на несколько миллионов акций.
Такой вариант подходит при привлечении инвестиций и раздаче опционов сотрудникам. И конечно, если вы вдруг соберетесь на IPO, вам так же понадобится корпорация. Более подробно об этом можно почитать здесь.
Чтобы открыть C-Corp в Делавэре, не нужны паспортные данные и личное присутствие. Нужно просто заполнить форму на одном из онлайн-сервисов и заплатить.
Мы открывали компанию через сервис Delaware Registered Agent. Также рекомендуют Legalzoom и Delawareinc, а вообще компаний с такими услугами сотни по запросу «delaware corporation».
Также есть такой сервис от Y Combinator, Clerky. Он заточен специально для стартапов, и в нем есть уже правильно настроенные шаблоны для открытия компании и всех последующих документов.
Нужно заполнить приблизительно такую форму Company NameВо-первых, нужно выбрать имя компании, которое не занято. Проверить это можно здесь. Имя корпорации обычно заканчивается на Inc. или Corporation.
Shares AuthorizedКоличество авторизованных акций — количество долей вашей компании. Y Combinator и другие юристы, специализирующиеся на стартапах, рекомендуют делить компанию сразу на 10 миллионов акций.
Стоимость одной акции. Тут очень важно указать $0.00001 за акцию, если вы выпускаете 10 миллионов акций. То есть суммарная стоимость вашей компании будет равна $100. Таким образом вы спасете себя от огромных налогов штата Делавэр, который рассчитывается на основе стоимости акций компании.
Registered AgentОбязательная услуга при открытии компании в штате Делавэр. Она оплачивается автоматически при открытии компании на 1 год и её нужно будет оплачивать ежегодно. По сути он выполняет роль посредника между штатом и вашей компанией.
Mailing AddressЗаполняете форму, оплачиваете, и через пару недель у вас будет сертификат о создании корпорации в штате Делавэр.
Получаем EINПрилагаю небольшую инструкцию по заполнению этой формы.
Открываем счет в банкеС банком всё сложнее.
Для открытия счета в американском банке в большинстве случаев необходимо личное присутствие. По сути это означает, что для того, чтобы открыть счет и начать принимать деньги, вам придется потратиться на поездку в США. Однако, как и в любом правиле, здесь есть свои исключения.
Silicon Valley Bank — насколько я знаю, это единственный банк, который позволяет открыть счет удаленно. Однако у них есть обязательное условие: компания должна быть проинвестирована аккредитованным инвестором. Получается замкнутый круг: чтобы найти инвестора, нужно показать выручку, а чтобы открыть счет и показать выручку, нужно найти инвестора.
Stripe Atlas — отличный сервис от Stripe, который поможет открыть Delaware C-Corp, счет в SVB и поможет с документами. Однако там довольно строгий отбор и далеко не всем получится попасть. Если вы участвуете в мероприятиях от Y Combinator, то там часто впридачу дают доступ к Stripe Atlas. Например, нам его дали, когда мы прошли в последний набор Startup School.
Несколько дней назад Stripe запустил Atlas на Product Hunt и сообщил, что все, кто пройдут по ссылке, попадут в программу Stripe Atlas вне очереди.
Payoneer — самый простой и надежный способ получить американский банковский счет. Регистрируетесь, вам на почту приходит пластиковая карта, и в личном кабинете вы находите реквизиты, которые можно заносить в Stripe.
Этот счет официально не будет счетом вашей американской компании, поэтому такой вариант подходит только как временное решение: получить первых клиентов, накопить на билет в США и открыть нормальный счет в банке.
Вам всё равно придется заплатить юристуИнкорпорироваться — самый простой этап на пути документальной работы для стартапа. После того, как вы создали компанию, получили первых клиентов и решили привлекать инвестиции, вам потребуется так называемый Post-Incorporation Setup. И туда входит:
- 83(b) Election and Instructions.
- Action of Incorporator.
- Board Consent.
- Bylaws.
- Confidential Information and Invention Assignment Agreement.
- Notice of Stock Issuance.
- Restricted Stock Purchase Agreement.
- Transaction Summary.
Часто к этим документам нужен индивидуальный подход, поэтому будьте готовы выложить около $1000 за этот пакет документов квалифицированному американскому юристу. Но в этом есть смысл только тогда, когда вы готовы к привлечению полноценного раунда инвестиций.
Сколько зарабатывают архитектурные бюро
ООльга, основатель архитектурного бюро
Еще 2012 году я перевела команду на удаленку, и экономлю на этом до 80% расходов. Сегодня бюро зарабатывает около 500 тысяч рублей в месяц.
ДДмитрий, основатель архитектурного бюро
В год у нас покупают около 400 проектов коттеджей. Самые популярные услуги — продажа уже готового проекта дома (по цене это $ 390–975) и разработка индивидуального проекта, еще делаем «геологию» и топосъемку, а также разработку 3D-материалов. Цена на индивидуальный проект зависит от метража и сложности и начинается от 450 долларов за архитектурный раздел и от 1200 долларов — за все разделы. Административные здания и коммерческая недвижимость стоят дороже.
Типичные бизнес-проблемы архитектурного бюро и их решения
Что объединяет бизнес по продаже игрушек, торговлю щебнем и архитектурное бюро? Ответ: бизнес-процессы. Их развитие примерно одинаковое в любой предпринимательской деятельности. Андрей Чуйков, основатель архитектурного бюро CNTR Architects, поделился своим опытом набивания шишек и решения проблем на пути к своему бизнесу.
Офис архитектурного бюро CNTR Architects Как я стал предпринимателемИдея создать своё архитектурное бюро и руководить компанией появилась из-за личных амбиций. Родители тоже повлияли на выбор деятельности. Оба были предприниматели, развивали мысли работать на себя.
Как это принято, после школы я поступил в университет, выбрав направление «Архитектура». Ещё во время учёбы в 9 классе я понял, что архитектура – это то, чем я хочу заниматься. В голове был план: поступить на бюджет, закончить бакалавриат, затем магистратуру и аспирантуру, а после открыть собственную компанию. Не всё пошло так идеально, как планировалось.
В 2005 году поступил в архитектурную академию. Первые два курса я работал на кафедре и набирался знаний. На третьем курсе начал получать первые заказы на проектирование – брал проекты на фриланс. В это же время работал в архитектурном бюро. Всё закончилось в 2010 году, когда я получил диплом бакалавра.
УрГАХУ - ВУЗ, где учился АндрейДальше мне захотелось изучить более внимательно архитектурную кухню, поэтому я перешёл в штат в проектное бюро. Там я начал пропагандировать свои подходы к качеству архитектурной среды. Проработав там чуть больше года, я ушёл в учебный отпуск писать магистерскую диссертацию. Личные заказы никуда не делись – приходилось делать дипломную работу и заниматься проектированием. После успешной защиты магистерской диссертации я поступил в аспирантуру.
План о создании личного архитектурного бюро я вынашивал со школьных лет. Проработав несколько лет как фрилансер и чуть больше года как наёмный сотрудник, я начал подготавливать почву для создания собственной компании: разработал айдентику и изучил HTML, необходимый для создания и понимания работы сайта. В 2011 запустил сайт, тогда и придумал название будущей архитектурной фирмы.
К 2013 году легко ориентировался в SEO-оптимизации, погрузился в нормы, разобрался с процедурами согласования проектных решений и получением разрешения на строительство. В целом, на обучение азам ведения бизнеса и особенностям архитектурной деятельности потратил 3 года, но это были очень концентрированные 3 года.
Летом того же года мы со знакомым сняли маленький офис. С тех пор я официально предприниматель – оформил ИП на ОСНО. До осени я работал самостоятельно. Первая заявка с сайта – крупный проект реновации территории для торговой компании из Уфы. Она стала стимулом к расширению команды.
После завершения контракта с торговой компанией из Уфы стало понятно, что большее количество клиентов в сфере архитектуры и интерьеров не интересует НДС. Было принято решение перевести ИП на УСН и открыть ООО. Это дало новый толчок для развития компании.
К 2015-му году компания выросла до 6 человек. В штате работали четыре архитектора, инженер и главный дизайнер. К тому моменту мы перешли на полный цикл проектирования: от эскизного проекта до рабочей документации. Активно сотрудничали с подрядчиками по разработке смежных разделов. Спроектировали многоэтажный жилой дом, начали вести авторский надзор, получив крупный экспертизный объект. Штат стал больше, как и количество новых проектов. Поэтому появились новые вопросы в построении бизнеса и командообразовании.
Проблема 1: Отсутствие управленческого образованияМне ещё не встречались архитекторы, которые имели бы управленческое образование. Вот и я не знал, как правильно вести бизнес. В нашем бюро не было никакой системы отчётности, документооборота и управления финансами. Все работали так, как чувствовали. Теперь я знаю, что этот этап называется «тусовка», и это нормальный период для развития компании. В нём есть и свои плюсы, и свои минусы. Каждый новый бизнес его переживает.
«Роли были распределены условно: есть задача – кто «поднял», тот и сделал».
В какой-то момент сотрудники задаются вопросом: «А моя ли это задача?». Как правило, это результат хаоса на этапе быстрого роста компании. Стало понятно, что нужно научиться управлять процессами. Для этого был привлечен сторонний консультант – финансовый директор одной из компаний Екатеринбурга. Нашей маленькой команде он дал базу финансовых знаний, которой хватило на 2-3 года.
Снова рост и вместе с этим недостаток знаний в области HR, маркетинга, налогового права и управления финансами. Разберу по порядку:
Проблема 2: Плохо выстроенный HRОглядываясь на пару лет назад, можно сказать, что команда довольно сильно поменялась. Тогда сотрудников набирали интуитивно, смотрели только на знания и навыки, в личные качества не вдавались. Так же потеряли нескольких «старичков». Компания росла, и им тоже нужно было меняться, но они не хотели. Нововведения и изменения, направленные на автоматизацию бизнес-процессов саботировались и не приживались. По истечении времени остались самые сильные специалисты, которые выросли в должности.
В 2017 кардинальные изменения привели к ребрендингу: компания стала называться CNTR Architects. Мы разработали новую структуру, усовершенствовали работу над штатом: теперь компания берёт только специалистов высокого уровня. Студентов принимаем исключительно через систему стажировки.
«Мой принцип командообразования – каждый сотрудник должен дополнять меня и быть в чём-то лучше».
Сейчас новых сотрудников набирает профессиональная HR-компания. Во-первых, так я экономлю время – работа по поиску сотрудника и предварительные собеседования ложатся на плечи HR. Во-вторых, HR-специалист предварительно проверяет человека на личные и профессиональные качества, единство взглядов с компанией. Мне остаётся только провести финальную беседу и принять итоговое решение о найме кандидата.
Проблема 3: Отсутствие финансового учётаПоначалу финансовый поток никто не отслеживал. Деньги, которые приходили, распределялись на зарплату, конкурсы и проекты. К 2015 году ситуация изменилась – появились компании и заказчики, которые не платили в срок, и с этим нужно было работать. Много времени стало уходить на механические операционные вопросы.
«Защищая компанию, ты защищаешь тех, кто работает в ней».
Из-за постоянной рутины настал внутренний кризис. Я уехал в отпуск, и появилась возможность проанализировать ситуацию вне офисной обстановки. Когда вернулся, в голове уже была чёткая картина: кто наш клиент и как решить проблему с застоем в компании. Когда я рассказал партнёрам о предстоящих переменах и обосновал их важность, все единогласно поддержали меня.
Мы выпустили регламенты на официальную переписку и стандарты корпоративной тайны. К 2016 году стали считать часы сотрудников. Сделали это для того, чтобы знать, сколько стоит час рабочего времени архитектора или дизайнера. К 2018 году откорректировали финансовую модель и устранили часть ошибок. У нас появилась чёткая система работы. Теперь мы считаем маржинальность, EBIT, и прибыль каждого объекта.
Сейчас цикл перестроения завершился. Мы выверили для себя один важный принцип: постоянное совершенствование процессов и навыков, повышение профессионального уровня и компетенций.
Проблема 4: Нет толкового маркетингаДо 2015 года клиенты приходили по рекомендациям знакомых, проще говоря, по «сарафанному радио». Шли и повторные заказы от состоявшихся клиентов. В 16-м году экономическая ситуация изменилась и «сарафанка» больше не приносила должного эффекта. Наступил кризис. Рынок архитектурных услуг стал очень сильно меняться, менялись подходы, многие коллеги стали уделять много внимания маркетингу и рекламе. К нам продолжали обращаться клиенты по рекомендации, но проекты не приносили ни эмоционального, ни профессионального, ни должного финансового результата. Даже была пара рекламаций, которые касались стилистики, непопадания в бюджет клиента и сроки.
«Мы ошиблись в том, что брали проекты, которые нам были не интересны. Просто потому что хотелось иметь больше работы. А ценность наших услуг заключалась в том, что мы любим и делаем хорошо».
Здесь помог ребрендинг. Мы стали уделять большее внимание качеству и технологичности продукции, технологиям, маркетингу и взаимодействию со СМИ. У нас сохранилось участие в творческих конкурсах, и мы стали принимать участие в тендерах. Сегодня у нас есть штатный PR-специалист, который занимается расширением информационного пространства вокруг компании.
Подводя итоги:● Советую начинающим архитекторам искать свою индивидуальность. Лучше привлечь в команду менеджера, а не уходить в управление проектами и бизнесом. На этапе «тусовки» ещё можно управлять бизнесом самостоятельно, в этом есть свой фан. Но имейте в виду, что по мере роста компании данный этап закончится. Уже в начале пути чётко распределите роли и зоны ответственности в команде.
● Если вы находитесь на этапе застоя, абстрагируйтесь и задайте себе вопрос: «Что мы делаем не так?». Посмотрите на задачи и сопоставьте их с целями. Например, мы всегда фанатично концентрируемся на задачах и целях клиентов, и стремимся сделать мир чуть лучше, а не просто рисовать картинки за деньги. Осознав это и откорректировав вектор развития, компания стремительно выросла.
● Любите и уважайте клиента, дружите с ним, общайтесь, интересуйтесь его мнением – это ваш лучший друг и маяк в развитии бизнеса.
● Посмотрите на структуру ведения бизнеса, документооборота, управления финансами. Автоматизируйте рутинные процессы. Не тяните – если только появилась нужда в создании регламентов и стандартов, сделайте их.
● Структурируйте информацию. Храните данные на сервере и дублируйте их в облако, соблюдайте порядок в папках. Иначе через пару лет придётся долго искать остро необходимый материал. Все официальные письма стоит сохранять.
● Грамотно распределите роли – каждый должен заниматься своим делом и отвечать за результат своей работы. Никто кроме вас не несёт ответственность ваше за будущее.
Что делать после работы
Моя жизнь в Нью-Йорке почти полностью — за вычетом сна, музеев и иногда стритбола — связана с BIG. Очень важную роль во всей этой истории играет, конечно, сам город. Он напоминает о себе днём захватывающими дух панорамами с 33-го этажа, а ночью — нескончаемыми сиренами пожарных машин. Я живу в Мидтауне Манхэттена и передвигаюсь по Нью-Йорку на велосипеде. Это позволяет гораздо детальнее изучить фактуру города, чем из-за стекла машины, и лучше прочувствовать взаимосвязь районов, чем если пользуешься метро. Небоскрёбы и несмолкающий бит нью-йоркских улиц стали неотъемлемым фоном всего, что происходило со мной за прошедший год.
Этот город легко понятен москвичу, но при этом на новом уровне бросает вызов твоей способности адаптироваться. Если сопоставлять его с европейскими городами, Лондон кажется мне наиболее уместным сравнением. Но только там ты всегда гость, а вот у Нью-Йорка нет хозяев. Или наоборот: каждый желающий владеет Нью-Йорком в меру своей смелости.
Переезд тут — это перманентное состояние, лишь изредка прерываемое спокойными периодами, когда уже просто устаёшь думать о поиске «места получше». Только на аренду одной небольшой комнаты здесь уходит полторы средней московской зарплаты, что в сумме с дорогой едой и транспортом делает Нью-Йорк местом, где сложно начинать карьеру, не отказывая себе во всём остальном.
Мне сложно что-либо уверенно говорить о своём будущем. Сейчас я ставлю себе целью ещё два-три года работы с BIG. Здесь всё зависит от визы, которую нужно заново получать, так что, возможно, надо будет на время перевестись в один из европейских офисов. В дальнейшем я бы хотел продолжить работу на более профессионально ответственном уровне в США или Австралии — возможно, сдать экзамен на архитектурную лицензию. Думаю о начале своего дела. В голове много идей, и я хочу как можно скорее приступить к их реализации.
Бизнес: архитектурное бюро
Ольга Смоленская открыла архитектурное бюро в 2005 году.
Маша Шаповал поговорила с основательницей архитектурного бюроВ 2012 году она перевела команду на удаленку и экономит на этом до 80% расходов. Сегодня бюро «Уникум» зарабатывает около 500 тысяч рублей в месяц.
Что делает проектное бюро
Нельзя просто так взять и построить дом. Когда приходит заказ на строительство нового здания или на реконструкцию уже имеющегося, нужны специальные люди, которые изучат территорию, ее окружение и сложившуюся застройку, продумают вид и планировку здания. Потом они же нарисуют эскизы и подготовят чертежи. Чтобы здание получилось безопасным, архитекторы работают в команде с инженерами и пожарными.
Когда концепция здания готова, к делу приступают конструкторы и инженеры. Конструктор рассчитывает нагрузку на материалы, инженеры продумывают проводку, канализацию и вентиляцию.
Проекты архитектора, конструктора и инженеров собирают в один, проверяют и исправляют ошибки, а потом сдают заказчику. Но это еще не значит, что по этому плану построят или реконструируют здание. До начала строительных работ проект должен пройти экспертизу, поэтому юристы согласовывают его с государственными органами.
Вся эта работа делается под крышей проектного бюро. «Уникум» — как раз такая организация.
Что говорят коллеги
Их открытость поразила и подкупила меня с самого первого дня. BIG позиционирует себя как большую семью: каждую неделю после шести здесь проходят лекции, встречи с ведущими архитекторами других бюро и внутренние презентации завершённых проектов в формате PechaKucha.
В офисе потрясающе дружелюбная атмосфера: новичков все подбадривают и стараются быстрее ввести в курс дела. Первые несколько месяцев я чувствовал языковой барьер и старался увеличить интенсивность изучения языка: заставлял себя больше говорить, слушал лекции, читал на английском. Полная адаптация произошла где-то через полгода, когда я вдруг заметил, что перестал подбирать слова и напрягать внимание, слушая других. Тем не менее у английского множество уровней погружения, и я пока всё равно плаваю у поверхности.
Поскольку фирма показала сумасшедший рост на очень ранней стадии, все ребята (за исключением нескольких недавно набранных senior architects) в среднем лет на десять моложе своих коллег, занимающих те же позиции в соседних американских фирмах. Отдельного упоминания заслуживает география сотрудников офиса: помимо американской половины, в BIG работают представители буквально всех стран Европейского союза, а также британцы, канадцы, австралийцы, китайцы, японцы, индонезийцы, колумбийцы, пуэрториканцы и чилийцы! За утренним кофе на кухне можно встретить девушку из Макао, а в очереди на печать обменяться новостями с гражданином Сан-Марино.
Сейчас я единственный россиянин в нью-йоркском офисе; в копенгагенском работает Саркис. Мы с ним пересеклись на пару месяцев в Нью-Йорке, но потом разделили сферы влияния. В Америке, по моему опыту, к русским относятся с любопытством, питающимся легендами былого противостояния с СССР, но без предубеждений. Многое зависит от ситуации, но в Нью-Йорке научились судить людей по их содержанию, а не по цвету кожи или происхождению. В этом смысле в Европе гораздо тяжелее: там мы ассоциируемся с новыми угрозами и страхами. Поэтому первая реакция после моего ответа на вопрос «Where are you from?» у американцев — это некоторая радость узнавания, а у европейцев — немного нервное удивление. Но поскольку у меня у самого такая же реакция на многое из того, что происходит в моей стране, я их, к сожалению, хорошо понимаю.
В BIG я почувствовал, что наконец попал в команду единомышленников, хоть все мы и из разных стран и должны, по идее, ощущать какие-то культурные барьеры. Эти люди, место и работа настолько идеально совпали с моим внутренним запросом, что мне сейчас тяжело представить себя в каком-либо другом месте.
Отдельной неотъемлемой и обязательной частью культуры BIG являются праздники и корпоративы. Триумфальная встреча датского и американского офисов в Швейцарии, глобальные мероприятия в арендованных клубах и барах, костюмированные вечера, празднования получения крупных заказов и, конечно, пятничные бары. Всё это на фоне затяжных рабочих сессий порой по 75 часов в неделю превращает офис в архитектурную коммуну. «Work hard, play hard», — повторяет в своих лекциях Бьярке. Кто-то забывает о таком режиме работы как о страшном сне сразу после истечения контракта. Другие же подсаживаются на него, образуя самоорганизующуюся автономную рабочую среду.
BIG — это гениальный подросток современной архитектуры, стремительно взрослеющий, ещё не знающий, чего от себя ожидать и способный выйти на новый уровень понимания современной архитектуры, оставив в прошлом уже ничего не значащую символику и пустые споры о том, что такое «настоящая архитектура». Для меня же это вдохновляющая среда и пока что лучшая школа профессиональных навыков.
Как открыть своё архитектурное бюро и добиться успеха
Архитектурное бюро RE studio проектирует лаконичные, светлые и чистые пространства, комбинируя современные решения с классическими планировками и цветовыми решениями. О том, каких принципов важно придерживаться в работе архитектора, как правильно выбрать своего дизайнера, чтобы не терять время зря, и что важно учесть при создании собственного бюро, рассказала архитектор и основатель бюро Катерина Виноградова.
О специализации бюро
В 2011 году вместе с архитектором Александром Волковым, я основала бюро, тогда оно называлось «Мастерская №17». В основном мы занимались частными и общественными интерьерами, малыми архитектурными формами, но в 2017 году бюро перестало существовать и я открыла собственную студию. Сейчас RE studio занимается всё тем же, но охотнее мы всё же берём частные и концептуальные проекты. В последнее время мы уходим из сферы интерьеров в проектирование объектов recycling, а также ландшафтный и экспозиционный дизайн. Немного меняем масштаб и стилистику. Что касается проектов частных домов, то мы предпочитаем минималистичный традиционный стиль — в нём много старых живых фактур и натуральных материалов.
Об особенностях работы
с частными заказами
Работать с частными клиентами всегда сложнее из-за того, что люди порой не понимают себя и не могут выразить свои желания, а также более придирчивы к деталям. Заказчик из сегмента be to be точно знает, что хочет видеть и для кого он это делает. Но в любом случае, если происходит химия между клиентом и архитектором, результат бывает невероятный. Поэтому от частных заказов мы не отказываемся. Да, это непросто, но и увлекательно.
О принципах в работе
Один из главных принципов в нашей работе — свести к минимуму количество манипуляций с пространством. Оставить только суть, самую важную идею для раскрытия концепции. Мы практически всегда обращаемся к традиционным аналогам, то есть выбираем классическую базу для планировок и внутренних отделок. Дальше мы пропускаем это сквозь призму своего видения. Смотрим, как можно по-другому использовать тот или иной объект, например, за счёт цвета или материала. Для нас важно первое впечатление от технического задания, площадки, клиента. В большинстве случаев оно самое верное. Если идея не приходит в первые 20 минут, скорее всего, впоследствии работа над проектом будет долгой и мучительной или же мы откажемся от него. Другой важный принцип в нашей работе — «не навредить». То есть как не испортить уже существующую среду (например, здания с историческим контекстом) и как в процессе не переусердствовать с дизайном, когда проектируешь с нуля.
Типы архитектурных бюро
- Архитектурно-планировочное бюро. Это предприятие занимается разработкой проектных документов в соответствии с требованиями СНиПов, и согласовывает проектную документацию в необходимых организациях.
- Архитектурно-дизайнерское бюро. Это компании, которые не только разрабатывают проектную документацию, но и дизайн — проекты помещений и прилегающих территорий. Т. е ландшафтный дизайн — одно из направлений деятельности.
- Архитектурно-производственное бюро. Занимается разработкой проектной документации производственных помещений.
Принимая решение об открытии архитектурного бюро, вы четко представляете, какие услуги готовы оказывать, и какую нишу занять. В зависимости от принятого вами решения, вы представляете, какие специалисты вам понадобятся и какова будет ваша целевая аудитория.
Особенности бизнеса
Первая особенность заключается в правильной кадровой политике. Если вы хороший архитектор, это не значит, что вы можете быть хорошим менеджером. Поэтому, если вы решились открывать архитектурное бюро, имея архитектурное образование, найдите себе в команду толкового менеджера, который будет заниматься вопросами переговоров с заказчиками, контролировать сроки выполнения заказов, взаимодействовать с государственными службами. Заниматься и управление и творчеством одновременно не получится.
Вторая особенность заключается в работе с заказчиками. На первоначальном этапе, стремясь увеличить количество клиентов, начинающий предприниматель берется за любые заказы. Архитектурная деятельность — это не только инженерные работы и расчеты, но и творчество, поэтому выполнять работу по проекту, которые вам самому не нравиться, невозможно. В таком случае, результат будет отрицательным, что негативно скажется на вашей, и без того, почти неизвестной, репутации. Творчество невозможно через силу. Поэтому, лучше браться только за те заказы, которые вам хочется реализовать, чтобы получить блестящий результат. В этом случае довольный заказчик приведет вам своих друзей и знакомых и сделает отличную рекламу. Так что, это тот случай, когда лучше меньше, но качественней.
Третий момент — это экономика проекта. Тщательно просчитывайте каждый проект. Затраты на реализацию не должны превышать бюджет, от этого зависит ваша прибыль. Старайтесь не работать себе в убыток или в «ноль». Нужно четко понимать, сколько стоит час работы каждого сотрудника, и нужно ли бросать силы всей команды на недорогой, но срочный проект.
Если заказов нет, то подумайте о том, где и в чем вы ошибаетесь. Возможно, вы зашли не в свою нишу, может быть, вы неправильно организовали рекламную компанию. В конце — концов, используйте простой для своего личностного и творческого роста. Участвуйте в творческих конкурсах, посещайте семинары коллег, проводите мастер-классы для неспециалистов или для детей, заявляйте о себе. Ответ придет сам. Вы поймете, как вам нужно изменить направление развития бизнеса, чтобы выйти в прибыль.
Как здесь работают
Мой первый рабочий день в компании пришёлся на 5 мая. В светлом просторном холле офиса на верхнем этаже нью-йоркского небоскрёба 1914 года на пересечении Уолл-стрит и Бродвея я просидел час в ожидании Кристи из HR-отдела. Всё это время я переводил восхищённый взгляд с белеющей посреди залива фигуры Статуи Свободы на излучающую волны тинейджерской радости и успеха фигуру Бьярке Ингельса в одной из стеклянных переговорных. Сразу после короткого брифинга и финальных подписей меня подхватил мой будущий проект-менеджер. С этого момента начались три месяца непрерывной работы по 12–15 часов в день с одним выходным в неделю. Как и всех молодых сотрудников, меня поставили делать макет: сначала участка здания и его окружения, потом эскизных объёмов и наконец — финального макета всей школы. Чем больше проходило времени, тем больше разнообразились задания. Появилось 3D-эскизирование, чертёж планов, работа со СНиПами (нормативными документами) и площадями здания, пояснительные схемы к презентациям.
Когда в августе после успешной защиты проект школы отправился на перерыв, я временно перешёл в другую команду. Ротация людей между командами очень высокая: такими темпами до рождественских каникул я успел поработать над спиральным небоскрёбом для Тишман и Шпеер (TSP) в Мидтауне Манхэттена, двумя жилыми башнями в Сан-Франциско и транспортным объектом в Майами. Здесь были нужны совершенно другие мои навыки: детальное моделирование фасадов, рендеринг и обработка финальных презентационных изображений и даже параметрическое моделирование в «Грассе» (плагин Grasshopper) — спасибо ребятам из «Софт Культуры», которые подтянули меня в этом направлении ещё перед отъездом.
Вообще, работа над проектом в BIG New York делится на пять стандартных для Америки этапов: предизайн (Predesign), эскизный проект (Schematic Design), разработка проекта (Design Development), рабочая документация (Construction Documents), авторский надзор (Construction Administration). В течение трёх-пяти лет проект продвигается от SD до CA, а команда, работающая над ним, меняет свой состав и численность. Возможно, одна из важнейших причин успеха BIG — это выверенная внутренняя организация. При достаточно свободных отношениях внутри офиса система работы с 3D-моделями, чертежами и подача графического материала жёстко регламентированы. Для каждого вида работ в компании существует соответствующий тьюториал, поэтому любой новоприбывший может быстро сориентироваться и сразу начать осваивать новый для себя тип работы.
Помимо этого, у нас проходят вечерние лекции BIG School, на которых специалисты в разных областях компьютерного проектирования делятся с остальными своими навыками и рассказывают, как лучше всего оптимизировать работу. BIG постоянно совершенствует внутриофисную координацию, поэтому за неделю выдаёт больше материала, чем большинство знакомых мне бюро. На это также влияет рабочий темп Нью-Йорка, где в общегородской системе ценностей ключевые роли играют работа и продуктивность.
Плюсы и минусы данного бизнеса
По подсчетам специалистов емкость архитектурного рынка России составляет 1 млрд. долларов США, из них — московского рынка — примерно 300 млн. долларов. Так что бизнес весьма перспективный. Из других положительных моментов выделяют:
- Бизнес не требует закупки товаров и сырья.
- Движущая сила бизнеса — творческие, технические и интеллектуальные способности сотрудников.
- Возможность поднять рентабельность бизнеса до 200%
- Невысокая конкуренция на рынке.
- Возможность организации удаленной работы.
Из отрицательных моментов указывают:
- Сложную систему получения разрешительных документов на деятельность.
- Высокая степень ответственности.
- Сложность в подборе кадров.
- Высокая степень зависимости от сотрудников.
Читайте также: