Как называется православный праздник когда иисус въезжает в иерусалим на ослике
Начало семнадцатого века до новой эры. Спасаясь от голода, небольшое пастушеское племя, семьдесят пять человек, покидает Хеврон и переселяется в дельту Нила, в лучшую египетскую землю – Гесем. Через семнадцать лет их старый вождь, Израиль, умирает. Благословляя сыновей перед смертью, патриарх обещает, что Бог возвратит их в землю отцов. Каждому из двенадцати колен он предсказывает его будущее, а Иудиным потомкам – рождение Человека, который будет для всех людей земли и Царем и Архиереем.
Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель, и Ему покорность народов. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое (Книга Бытия).
В конце декабря, за три месяца до Пасхи Христос пришел в Иерусалимский Храм на праздник Обновления. В этот день почти двести лет назад Дом Господень был освобожден и заново освящен после осквернения язычниками. По традиции люди стояли с пальмовыми ветвями в руках и торжественно воспевали хвалебные псалмы: «Да воскреснет Бог, и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его. Как исчезает дым, да исчезнут; как тает воск от лица огня, так да погибнут грешники от лица Божия, а праведники да возвеселятся».
Настроение было патриотическим. Иудеи обступили Иисуса в притворе Соломоновом и стали настойчиво спрашивать: «Долго ли Тебе держать нас в недоумении? Если Ты Христос, скажи нам прямо». Они надеялись, что Он соберет народное ополчение и, как в славные времена войны за независимость, двинется на гарнизон поработителей. Но Учитель из Назарета явно не собирался поднимать восстание. Он говорил им о вечной жизни, толковал Писание и, отвечая на вопрос, сказал: «Я и Отец – одно». Фанатики схватились за камни – им нужен был только вождь. «Но Он уклонился от рук их, и пошел опять за Иордан, на то место, где прежде крестил Иоанн», где начиналось Его Евангелие и Восхождение.
Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придет время, когда скажете: благословен Грядый во имя Господне! (Евангелие от Луки)
Весной в Вифавару пришли из Вифании, местечка, лежащего за Елеонской горой, и сообщили, что тяжело заболел друг Иисуса Лазарь. Апостолы были в ужасе: «Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?» Но, поняв, что Лазарь уже умер, и Христос хочет посетить дом усопшего и поддержать его сестер Марфу и Марию, они решили пребыть с Учителем до конца: «Пойдем и мы умрем с ним».
Они добрались, когда покойный уже четыре дня лежал в гробу. «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». – «Воскреснет брат твой». – «Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день». – «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек». Марфа позвала Марию. Увидев, что та идет плачущая, а за ней и другие плачущие, Иисус прослезился Сам: «Где вы положили его?» – Ему показали пещеру. – «Отнимите камень!» – Марфа пыталась возразить, говоря, что уже смердит, но Он настоял. Гроб открыли: «Лазарь! Гряди вон!»
Тишину разорвал единый вздох: обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, умерший стоял на пороге света и тьмы, покачиваясь словно призрак. После этого столько иудеев приняло Христа как Мессию, что церковные начальники и фарисеи, обычно враждовавшие между собой, собрались на общий совет.
Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом. Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб. С этого дня положили убить Его (Евангелие от Иоанна).
Середину марта Христос провел в маленьком городке Ефраиме, близ пустыни, а потом опять отправился в Вифавару. Потрясенные Вифанским чудом, ученики недоумевали, как могут быть такими бездушными слепцами священники и раввины – те, кому надлежало первыми выйти навстречу Спасителю. В ответ Христос рассказал апостолам притчу о богаче и Лазаре, который жил под забором у этого безымянного богача. После смерти нищий отнесен был ангелами на лоно Авраамово, а его состоятельный сосед попал в ад. Тяжко страдая, он попросил патриарха послать к пяти своим братьям Лазаря, чтобы и они не оказались в месте мучения. Но Авраам ответил: «У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. А если не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят».
Дней за десять до Пасхи Господь объявил двенадцати, что снова переходит Иордан:
Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет (Евангелие от Марка).
При входе в Иерихон они встретили слепого Вартимея, собиравшего у дороги милостыню. Услышав, что идет Иисус, нищий начал кричать: «Помилуй меня, Сын Давидов!» Впервые к Учителю из Назарета открыто обращались как к Мессии, к Тому, Кого ждали. Многие испугались и заставляли Вартимея замолчать, но он звал еще громче. И Господь исцелил его.
После этого чуда вокруг Христа собралось столько людей, что Его трудно было увидеть. Возглавляемые Иисусом, они двинулись к Иерусалиму. Все новые и новые богомольцы присоединялись к ним, пока, наконец, это торжественное шествие превратилось в огромный религиозный марш.
За шесть дней до Пасхи процессия вошла в Вифанию, где в честь Учителя был устроен настоящий праздник. Собралось немыслимое количество народу. Многие пришли из Иерусалима, специально, чтобы посмотреть на воскресшего Лазаря. Узнав об этом, первосвященники договорились убить и его, чтобы иудеи не уверовали в Иисуса.
За гостями ухаживала Марфа, а Мария, пытаясь выразить Господу всю свою благодарность и любовь, принесла фунт драгоценного нардового мира и помазала им ноги Христу. Иуда и несколько других апостолов возмутились: «Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим!?» Они по-прежнему рассчитывали на то, что их Наставник сядет на трон и, по традиции, начнет Свое царствование с щедрых подаяний.
Когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их. Всё же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной (Евангелие от Матфея).
Это было пророчество Захарии, произнесенное за несколько столетий до Рождества Христова. Отпущенные из вавилонского плена, иудеи заново отстроили Иерусалимский храм и в 515 году торжественно его освятили. Воодушевление было огромным. Люди нарезали пальмовых ветвей и все время пели пасхальный псалом Давида. Тот, под который основатель священной столицы Израиля вносил на Сион Ковчег Завета: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне!»
Тогда многие были уверены в том, что вот-вот придет Мессия. Может быть, это благочестивый царь Зоровавель – потомок Давида, строитель Храма и Иерусалимских стен. Но вскоре после праздника персы, испугавшись волнений, вызвали Зоровавеля в Вавилон, откуда он не вернулся. Наступил тяжелейший духовный кризис. Казалось, рушились тысячелетние надежды на спасение. Нашлось немало готовых взяться за оружие. И зазвучал голос пророка: «Не бойся, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима! Помазанник придет к тебе – но Безоружный, Мирный – на ослике, а не на боевом коне. Его предадут за цену раба, за тридцать сребреников, ученики Его разбегутся, а тело Его пронзят копьем… Но Он победит! Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли».
В воскресенье 2 апреля весь Иерусалим пришел в движение. Говорили, что пришел Христос, Пророк из Назарета Галилейского. Фарисеи были в ужасе: «Видите ли, что не успеваете ничего? Весь мир идет за Ним!» Первосвященники боялись не меньше – Он будет Архиереем, как говорили пророки – значит, вместо нас. Но народ ликовал:
Когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге. А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они, говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних! (Евангелие от Луки)
Наверное, никогда еще Господь не был так одинок. Вся эта эйфория была трагической ошибкой. Все происходившее вокруг было недоразумением. Толпа встречала не Его. Ослепшим людям нужен был вождь. Политический лидер. Сильный монарх. Покоритель вселенной. Им не нужна была подлинная Свобода. Им не нужен был Бог. Во всяком случае, Бог Страдающий.
Среди радостных воплей и всеобщего возбуждения никто не заметил, с каким печальным Лицом входил Господь в Свой Город. И только Мама увидела, как дрогнули и пролились уголки Его глаз, и расслышала Его тихий плач о Иерусалиме…
О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего (Евангелие от Луки).
На Руси празднование Въезда Господня в Иерусалим получило название Вербного Воскресения. За ним стоит рассказ о торжественном въезде Христа на осле в Иерусалим, который мы находим у всех четырёх евангелистов. Это событие памятно для нас, потому что с него начались все страдания Христа, окончившиеся его смертью и воскрешением.
Однако некоторые детали евангельского рассказа кажутся не совсем понятными. К примеру, почему Иисусу, который ходил со своими учениками из города в город пешком, в Иерусалим необходимо было въезжать верхом? И почему именно на осле? Ответить на эти вопросы могут историки.
Всё дело в том, что это событие, известное как Въезд Господень в Иерусалим, имеет все черты формального триумфального въезда в город, который практиковали все римские и иудейские правители.
Что такое Триумфальный въезд?
Изначально "триумф" имеет корни в обряде, который существовал еще у этрусков. Обряд заключался в победоносном въезде солнечного божества в город, которое часто олицетворял царь. Поэтому этот обряд пустил корни в эллинистическую культуру, где цари формально обожествлялись - это явное свидетельство упадка веры и мировоззрения людей той эпохи, о котором говорят и историки.
Вот как выглядел этот обряд: царь садился в колесницу, запряженную четвёркой белых лошадей, и под ликующие крики толпы въезжал в город через предназначенные для этого триумфальные ворота. Въехав в город, он направлялся в храм того бога, которого олицетворял, и приносил ему жертву.
Позднее триумфальные въезды стали практиковаться как военные шествия, в частности во время возвращения императоров из походов, которые несли с собой взятую награбленную добычу.
После воскресения Лазаря, за неделю до еврейской Пасхи Иисус Христос совершил то о чем говорили еще ветхозаветные пророки (Зах.9:9). Он торжественно вошел в Иерусалим.
Фото из открытых источников Фото из открытых источниковПо обычаю древнего мира, Царь который принимает царство, входит в столицу, очень величественно , чтобы провозгласить свое воцарение. Но Иисус вошел так как о нем предсказали пророки, а не как великий царь, или завоеватель на прекрасном белом коне, окруженный блестящей свитой. То есть не так, как ждал Его народ. Он вошел как Сын Божий, пришедший в кротости и смирении, для спасения всего человечества от ада и смерти.
Дело в том, что пророчества говорили о спасении всех людей, а иудейские богословы, учили, что спасен будет только
Н арод еврейский был создан Богом из Авраама, которому было100 лет, и 90летней Сарры. Для того, чтобы более тысячи лет, нести истинную веру, правильное Богопочитание в бушующем море язычества, захлестнувшего весь мир.
Когда настанет время, и человечество будет готово, на Землю придет сам Бог. Он вочеловечится, чтобы Своей смертью
попрать (растоптать) смерть, и спасти сначала души людей от ада и смерти, а затем, после всеобщего воскресения, спасен будет каждый человек, когда-либо живший на Земле. Конечно если в своей жизни, он жил по совести, данной нам Богом.
Вот как раз всеобщее спасение и воскресение отвергали иудеи. Считая достойными этих благ только себя.
Они ждали царя и завоевателя, который весь мир положит к ногам иудейского народа, а сам народ осыплет богатствами. То что пророки писали о всех людях Земли, стало неудобным, и отвергалось.
Поэтому въезжая в Иерусалим, и глядя на ликующие толпы народа, встречающие Его, Христос плакал. Он знал, что через несколько дней эти же люди будут кричать распни, распни Его. Обманутые в своих ожиданиях богатства и власти они убьют своего Бога и Спасителя. За это навлекут на себя страшные бедствия.
Фото из открытых источников Фото из открытых источниковИерусалим будет разрушен римскими войсками, погибнет более миллиона человек, а остальные будут изгнаны со своей родины.
Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Матфея 23:37,38 ).
Войдя в Иерусалимский Храм, Иисус Христос выгнал всех торговцев и менял. Тогда в Храме, точнее во дворе храма, где молился народ, продавали
не ладан и свечи, а овец, волов, козлов, голубей, для жертвоприношений. Сидели менялы, которые разменивали деньги со всего мира на священные сикли (шекели).
В рубрике "Коротко о празднике" мы рассказываем о двунадесятых праздниках Русской Православной Церкви.
1
Ослик, на котором Христос въезжает в город, — это символ смирения. Христос въехал в город не на коне, как победоносный царь, а на ослике, смиренно, как самый простой человек, ведь царство Его не от мира сего (Ин 18:36). Но иудеи этого не понимали. Они ликовали, кричали «Осанна!» и устилали его путь своими одеждами и пальмовыми ветвями, надеясь, что он тот самый Мессия, новый Царь Иудейский, который пришел освободить священный для них город от римлян, захвативших Иудею за 90 лет до этого (в 63 году до нашей эры).
4
Удивленный эллин (на его голове типичная для того времени шапка из коровьей кожи) взирает на пророка из Назарета. Евангелист Иоанн повествует, что эллины — речь идет о греческой общине — тоже пришли в Иерусалим на Пасху и хотели увидеть Христа (Ин 12:20—22).
Ликующий иудей, приехавший на праздник из Эфиопии. Эфиопские иудеи и по сей день живут в этой стране, считая себя потомками царя Соломона и царицы Савской.
Фарисеи — представители влиятельного направления в иудаизме, которое проповедовало точное соблюдение всех религиозных предписаний. Несмотря на то, что Христос постоянно обличал их лицемерие, фарисеи тоже встречали Христа в Иерусалиме как возможного Царя Иудейского — настолько им были ненавистны поклоняющиеся языческим богам римляне.
Книжник иудейский — представитель самой образованной прослойки общества, наделенный правом толковать закон иудейский. Книжники часто спорили с Христом, считая вместе с фарисеями, что Он нарушает религиозные предписания.
Римские воины, испуганные кричащей толпой. В то время Иудея была одной из самых неспокойных провинций Римской империи, поэтому во время Пасхи в Иерусалиме численность римского гарнизона возрастала в разы.
В каждом покоренном городе римляне в знак своей власти устанавливали статую римского правителя и обязывали местных жителей приносить жертвы своим богам за его благополучие. Этому требованию подчинялись даже правоверные иудеи.
На Пасху иудеи по закону должны были приносить в Иерусалимском храме жертву. Самые богатые из них закалывали телят, те, кто победнее, — ягнят, а самые бедные приносили в жертву голубей. Так как многие иудеи прибывали в город издалека, специально для них жертвенных животных продавали на улицах города.
Гора Елеон (Масличная гора), где находился Гефсиманский оливковый сад, в котором любил бывать Христос. С нее открывается вид на весь Иерусалим, и Спаситель, перед тем как войти в него, отсюда предрек ему скорое разрушение. Страшное пророчество сбылось в 70 году нашей эры, когда римляне полностью разрушили город во время Иудейского восстания. Здесь же Христос произнес свою последнюю проповедь (Лк 24).
Золотые Ворота, через которые вошел Христос. Через них человек попадал не в сам город, а именно на территорию храма. Таким образом, Господь прежде всего торжественно вошел в главную святыню всего Израиля, в дом Отца Своего Небесного, а в конечном итоге — и в Свой дом.
Эти ворота упоминаются в ветхозаветной книге пророка Иезекииля: когда потомок царя Давида войдет через них, они затворятся за ним навсегда.
Нынешние ворота были построены, вероятно, в 520-х годах н. э., — поверх обнаруженных рядом руин существенно более древних ворот периода Второго Храма. Они были закрыты мусульманами в 810 году и вновь открыты крестоносцами в 1102 году. Позже они были запечатаны Саладином, после того как в 1187 году он овладел Иерусалимом. А османский султан Сулейман Великолепный восстановил ворота вместе с городскими стенами, но в 1541 году замуровал. В таком виде они и остаются до сих пор.
Как называется православный праздник когда иисус въезжает в иерусалим на ослике
21 Сентябрь 2021
27 Август 2021
C 19 сентября 2021 года возобновляется работа Воскресной школы нашего Прихода. В программе занятия для взрослой и детской групп. Уроки будут проводиться по воскресным дням: взрослые - после еженедельной беседы с настоятелем, дети - с 11.00. Прошения о принятии в Воскресную школу необходимо подавать на имя директора школы иерея Сергия Зверева (через церковную лавку). В программу взрослой группы вводится новый предмет: «Введение в Литургическое Богословие».
В этот день верующие вспоминают событие, о котором рассказывает Евангелие, когда Иисус Христос верхом на ослице въехал в Иерусалим и весь город вышел Ему навстречу.
В то время Иудея находилась под владычеством римлян, и ее жители ожидали национального освободителя от иноземного господства. Они ожидали, что Мессия ‑ Спаситель Израиля ‑ явится на Пасху, Он же явился за несколько дней до Пасхи, торжественно въехав в Иерусалим на осле, показывая, что Он входит в Иерусалим с желанием мира, а не войны (на Востоке въезжать в город на осле ‑ символ мира, верхом на коне ‑ символ войны). Народ Иерусалима, зная о чуде, которое Иисус совершил накануне, воскресив Лазаря, встречал Его очень торжественно. Горожане, взяв в руки пальмовые ветви, приветствовали его криками "Осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!" Ни ученики, ни жители города не знали тогда, что Спаситель движется навстречу крестным мукам, смерти и воскресению.
Это событие, которое произошло за неделю до Его смерти, положило начало страстной неделе, которая завершается праздником Светлого Христова Воскресения.
Так как в России пальмы не растут, а другие деревья в это время года еще не распустились, традиционным символом этого дня русский народ избрал полураспустившиеся веточки вербы и называет этот праздник Вербным воскресеньем.
Российские протестанты считают, что этот праздник напоминает о греховности и непостоянстве человеческой природы. Они любят подчеркивать, что та же самая толпа, что славила Христа в этот день, будет через несколько дней требовать казни Иисуса и кричать: "Распни Его!".
Как называется православный праздник когда иисус въезжает в иерусалим на ослике
Воскрешение Лазаря
И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком (Ин. 11, 44).
Господь во время Своей земной жизни сотворил множество чудес. Но чудо воскрешения праведного Лазаря прославляется Церковью особо, как доказательство Божественной силы Иисуса Христа и свидетельство о грядущем воскресении мертвых.
Лазарь был другом Спасителя. Он жил в Вифании — селении, которое находилось на отдалении двух с половиной верст от Иерусалима. У Лазаря было две сестры — Марфа и Мария, знакомые нам и по другим евангельским событиям. Эта семья была любима Господом, и, приходя в Иерусалим, Он останавливался у них, чтобы отдохнуть и скрыться от следовавшей за Ним толпы.
И вот однажды Лазарь заболел и умер. По просьбе Марфы и Марии Господь с учениками и в окружении толпы последователей и завистников прибыл в Вифанию. Лазарь уже четыре дня находился во гробе. Марфа, которая отличалась большей живостью характера, услышав о приходе Спасителя, поспешила Ему навстречу рассказать о случившемся горе. Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой,— со слезами говорила она Спасителю.— Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. (Ин. 11, 21–25).
Марфа пошла и позвала сестру свою Марию, сказав ей: Учитель здесь, и зовет тебя (Ин. 11, 28). Мария же, придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам воскорбел духом и возмутился и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри. Иисус прослезился. Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его (Ин. 11, 32–36). По толкованию блаженного Феофилакта Болгарского, Господь допускает Своему человеческому естеству воскорбеть, «чтобы утвердить, что Он был Человек по истине, а не по провидению, а частью для того, чтобы научить нас полагать пределы и меру печали и беспечалью».
Когда прибыли ко гробу, Господь повелел, чтобы отвалили камень от входа (гробы в Палестине устраивались в виде пещеры, вход в которую закрывался большим круглым камнем). В палестинском жарком климате покойников хоронили в тот же день, когда человек умирал, так как очень быстро начиналось разложение. Лазарь находился уже четыре дня во гробе, и трупный смрад был так силен, что даже верующая Марфа на слова Спасителя с удивлением сказала:Господи! Уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? (Ин. 11, 39–40)
Когда отняли камень от пещеры, где лежал умерший, Спаситель возвел очи к небу и вознес молитву, чтобы показать окружающим людям, многие из которых говорили, будто бы Он творит чудеса силою князя бесовского, что Он совершает их в силу Своего полного единства с Богом Отцом. После этого Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет (Ин. 11. 43–44).
Приговор синедриона
…И не подумаете, что лучше нам,
чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб (Ин. 11, 50)
Весть об этом великом чуде мгновенно разошлась в народе. Враги Господа пришли в смятение. Первосвященники и фарисеи немедленно собрали синедрион — совет верховного иудейского судилища. Так как совет был закрытым, здесь были «все свои», то члены синедриона прямо поставили вопрос, что делать, чтобы сохранить свою власть и влияние в народе. Некоторые, выступая ревнителями благополучия иудейского народа, говорили о том, что толпа, увлеченная чудесами, может принять Христа за ожидаемого Мессию, который поднимет народное восстание против римлян. Восстание, безусловно, будет подавлено, и, как следствие, Иудея потеряет остатки государственной самостоятельности. Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб (Ин.11,. 49–50).
С этого дня положили убить Его (Ин. 11, 53).
«Осанна в вышних!»
Множество же народа постилали
свои одежды по дороге,
А другие резали ветви с дерев
и постилали по дороге… (Мф. 21, 8)
Итак, синедрион вынес Господу смертельный приговор. Узнав об этом, Господь удалился из Вифании и находился в городе Ефраим близ Иерихонской пустыни, пока не пришел час выходить на Свои вольные страдания. Этот путь начался со славного и торжественного входа в Иерусалим.
…Привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! (Мф. 21, 7–9)
«Осанна» в буквальном переводе с древнееврейского языка означает: «спаси же», «даруй спасение». Это восклицание аналогично нашему «да здравствует».
И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского (Мф. 21, 10–11).
Народ, наслышанный о чудесах Христовых, встречал Его как Мессию. Ликованию толпы не было предела. Наверное, никто, кроме Самого Христа, не знал в тот момент, что спустя всего несколько дней эти же люди, увидев, что Господь не собирается поднимать вооруженных восстаний и вести иудейский народ к мировому господству, разочаруется и отвернется от Него. Те же люди, что сейчас постилают под копыта осленка свои одежды и не умолкая возглашают: «Осанна в вышних!», спустя всего несколько дней, утомившись от слов Господа о Небесном Царстве и покаянии, закричат: да будет распят (Мф. 27, 22).
Неделя ваий
Величаем Тя, Живодавче Христе,
осанна в вышних, и мы Тебе вопием:
благословен Грядый во имя Господне.
Во время всенощного бдения, на полиелее, совершается освящение ваий (или ветвей вербы). Освященные ваии раздаются, когда люди подходят к Евангелию и иконе, и затем молящиеся стоят с ними во время чтения канона, символизируя встречу Господа, идущего в Иерусалим. Ветви вербы, которые употребляются в Русской Церкви вместо пальмовых ветвей, служат знамением победы Христа над смертью и предвещают Его Славное Воскресение.
В Вербное воскресенье по уставу разрешается вкушение рыбы. Как сказано в Типиконе: «На трапезе утешение, ядим рыбы и вино пием, благодаряще Бога».
От воскрешения Лазаря до входа в Иерусалим
Это предпразднство - Лазарева суббота, или день, когда мы вспоминаем воскрешение праведного Лазаря четверодневного. Он прожил потом ещё довольно долго и умер епископом Китийским на острове Кипр. И в воскрешении Лазаря, и во время торжественного входа в Иерусалим наряду с очень многим прочим мы видим, как утверждается Истина Богочеловечества Господа нашего Иисуса Христа, как сам Господь свидетельствует не в догматических формулировках, но в являемых Им поступках Истину о Нём как о Боге и о человеке - то, что потом, века спустя, будет сформулировано в отточенных, чеканных словах Вселенских Соборов, в особенности 3-го и 4-го. Мы ведь верим с вами в истинного Бога, который стал истинным человеком, в того, кто в личности своей, в ипостаси соединяет неслитно и нераздельно божественную и человеческую природу, в того, кто в едином - как говорят святые отцы - богомужном действии являет нам общение свойств: божественной природы и природы человеческой.
Обратимся к воскрешению Лазаря. Господь приходит в Вифанию, где жили Лазарь и сёстры его Марфа и Мария. Приходит после того, как получил весть о болезни и смерти Лазаря. Встречают Его сёстры с плачем, со скорбью, с невысказанным упрёком в том, что не совершилось здесь чуда исцеления, такого, какое совершалось во многих других весях, по которым ходил Господь наш.
И что же мы видим? Богочеловек плачет. Плачет над Лазарем. Потому что не в расслабленно-просвещенческом, но в христианско-богословском смысле ничто человеческое, кроме греха, Ему не чуждо. Скорбь о болезни и умирании, скорбь о том, что грехом человеческим смерть вошла в бытие мира и человеческого рода, Сыну человеческому не может быть чужда. Он - подлинный человек, и человеческая страдательность и сострадательность не может быть Ему чужда. Но Он же, будучи истинным Богом, Лазаря воскрешает. Лазаря, который пережил уже смерть не только как тление, то есть, разлучение души и тела, но начал переживать смерть как истление по слову преподобного Иоанна Дамаскина, то есть, как распадение тела на составляющие элементы, уже смердел, как мы знаем из евангельского повествования.
И это необыкновенное, величайшее чудо - когда человек, уже начавший разлагаться в своём телесном составе, силой Божией воскрешён к этой жизни - Господь совершает перед свидетелями с тем, чтобы никто из верующих в Него никогда не сомневался: Он есть истинный Бог. Не пророк, не учитель нравственности, не святой, заслуживший от Бога милость, но истинный Бог, Господин смерти и жизни, который возвращает от временной смерти к этой жизни того, кто на путях промысла Божия должен ещё послужить самим фактом своего пребывания на земле к славе Божией.
Вслед за этим мы видим, как по-разному люди отзываются на чудо, совершённое Спасителем. Одни уверяются, но, парадоксально, другие начинают ненавидеть, желают убить не только Христа, но и воскрешённого им Лазаря, который являл собой свидетельство силы и величия Божия. Мы вновь встречаемся с восстанием людей против Бога, с нежеланием даже в величайших чудесах и милостях иметь напоминание о том, что в жизни их Бог и Его правда есть, со стремлением вычеркнуть это до конца из своего существования.
Это же мы увидим и во время входа Спасителя в Иерусалим. Одни будут радоваться, кричать: «Осанна!» и постилать свои одежды, встречать Его пальмовыми ветвями и пребудут в этом даже до конца. Других хватит только на один день, и они потом или присоединятся к тем, кто будет вопить: «Распни, распни Его!», или молчать в эти страшные часы. Но будут и те, кто станет Христу говорить: «Заставь этих людей замолчать. Что они кричат? Зачем всё это происходит? Зачем Ты так входишь в нашу жизнь? Мы готовы были терпеть Тебя, когда Ты бродил по дальним посёлкам, что-то там такое совершал, какому-то нравственному духовному закону учил, но нам не мешал хотя бы здесь, в Иерусалиме, жить так, как людям жить полагается».
Господь входит в Иерусалим всё тем же богомужным действием. С одной стороны - это предельно скромное человеческое, в котором Он никак не выходит из меры своего истощания, действие. Он не окружён воинами, Его не вносят дориносима, на копьях, торжественно как триумфатора, Он не собирает армию против римлян или против Ирода. Ну что въезд на ослёнке встречаемого толпой, переменчивость которой известна каждому человеку? Но с другой стороны, Он входит в свой град, исполняя обетование пророков о своём царском достоинстве. В этот миг, в эти минуты Он - Царь святого града, что и должно было исполниться о Боге по отношению к городу, который Он избрал и благословил. Он входит для того, чтобы потом никто, кто видел это, кто будет читать, читает об этом в Евангелии, не мог сказать, что Он не был Царём во время своего земного служения, что это пророческое свидетельствование о нём не исполнилось. Оно исполняется.
Это праздник, когда Божья сила и божественное истощание, правда человеческая в Сыне человеческом и немощь человеческая в тех, кто Его возненавидел, встречаются друг с другом. Человеческая радость и человеческая переменчивость окружают это столкновение. Мы подходим к тем дням и к тем событиям, в которых всё достигает своего максимального предела.
Невозможно будет остаться вне всего того, что в эти дни будет в Церкви воспоминаться и совершаться. И по отношению к мере участия в богослужении, и к тому, чтобы Евангелие было нашим чтением, и день за днём мы шли вслед за Христом, потому что если на каких-то службах мы не сможем быть, то книги-то есть, и можно не остаться вне того, что будет петься и читаться в Церкви. Это время, когда мы максимально требовательны должны быть к себе. Все устали к концу поста. Наряду с некой натянутостью струны, которая предполагает резонанс души на то, что будет совершаться в Церкви, эта натянутость есть и угроза срывов в отношениях с людьми, в том, что лукавый может попытаться всё это обратить на взаимную немирность и обиды. Мы не можем позволить себе обижаться друг на друга и допускать мелочное своё ниспадение перед тем великим, что будет в эти дни совершаться. Дай нам Бог достигнуть всем Светлого Христова Воскресенья.
Икона праздника:
В центре иконы — Сам Христос. Он боком сидит на ослике и движением правой руки благословляет вышедших Ему навстречу людей.
Слева изображены апостолы, они смущенно переговариваются, не понимая, для чего их Учителю понадобилось так торжественно въезжать в столицу.
Справа на иконе — жители Иерусалима и гости, которые прибыли на праздник Пасхи. В руках они держат пальмовые ветви — символ торжества, которыми евреи встречали триумфаторов.
В нижней части иконы изображены дети, которые постилают под ноги ослика свои одежды — так евреи встречали помазанников на царство, а Богочеловек, согласно христианскому богословию, является Помазанником на Царство Божие.
Елеонская гора
Здесь Христос беседует с учениками за несколько дней до ареста (Мф 24), а позднее — вознесется на Небо (Деян 1). Гора на иконе символизирует духовное восхождение апостолов. Кроме того, по отношению к Самому Спасителю гора, как возвышенное место, указывает на Его Божественное схождение на землю ради принесения искупительной жертвы, то есть принятия крестной смерти.
Ослик
на котором Христос въехал в Иерусалим, несет в себе сразу несколько символических значений. Так, с одной стороны, он указывает на мирный характер наступающего Царства Божия и кротость Его Царя — Богочеловека. С другой стороны, блаженный Феофилакт Болгарский замечает: «Пророчество Он (то есть Христос. — Ред.) исполняет и в историческом, и в таинственном смысле: в историческом через то, что видимым образом воссел на ослицу, в иносказательном же — воссевши на осленка, то есть на новый, необузданный и непокорный народ, язычников». То есть святой подчеркивал, что образ оседланного Спасителем ослика указывал на будущее обращение ко Христу язычников.
Дети, постилающие одежду
в особенно торжественные моменты на пути, по которому идет царь, зафиксирован в Ветхом Завете. Так, например, когда пророк Елисей помазал Ииуя на царство, то его слуги взяли каждый одежду свою, и подостлали ему на самых ступенях, и затрубили трубою, и сказали: воцарился Ииуй! (4 Цар 9:13).
Пальмовая ветвь
Православная церковь вступает в Страстную седмицу, которую верующие проживают вместе со Спасителем. Эти важнейшие в истории человечества события много веков вдохновляют художников, и сегодня «Фома» знакомит вас с наиболее интересными их произведениями, посвященными последним дням земной жизни Христа в проекте «Холст, Пасха».
современного российского художника Игоря Сушенка
В Вербное воскресенье, так еще называют этот праздник, мы вспоминаем день, когда Христос пришел в Иерусалим на праздник иудейской Пасхи. Молва о Нем и Его чудесах уже разлетелась по всей Иудее, и за Ним шло множество народа. Особенно впечатлило всех чудо воскрешения Лазаря. Многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса. Это переполнило чашу терпения иудейских первосвященников, и они задумали убить и Его, и Лазаря.
В Иерусалиме Спасителя, как свидетельствуют евангелисты, встречали толпы горожан и паломников, пришедших в Иерусалим на Пасху со всего света — из Рима, Греции, с Кавказа и даже из Эфиопии. И все это пестрое людское море приветствовало Христа, держа в руках пальмовые ветви (символ победы у иудеев) и восклицая: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! («Спаси, помоги, благослови, Боже!» — хвалебное обращение к Богу).
3
Иудеи, съехавшиеся в Иерусалим со всего света на Пасху, славят «сына Давидова, Царя Иудейского», устилают Его путь своими одеждами и пальмовыми ветвями. Все они собрались здесь потому, что по законам иудаизма, каждый верующий должен был на Пасху принести жертву в Иерусалимском храме.
Что мы знаем о празднике
Дата: 21 апреля
Статус: двунадесятый праздник
Событие:
Весной 30 года от Р. Х. в Иеру салим со всех сторон стека лись паломники, чтобы встретить главный религиозный праздник — Песах (ветхозаветная Пасха). Сюда же отправляется и Христос вместе с учениками.
Весть о воскрешении Лазаря уже распространилась по улицам Иерусалима. Первосвященники, обозленные возрастающей популярностью Христа, стали думать, как бы погубить Его и Лазаря. Но пока одни замышляли убийство, другие вышли встречать приближающегося к городу Спасителя.
Многие надеялись, что Христос вступает в Иерусалим, чтобы положить конец унизительной римской оккупации, что Он взойдет на царский престол и восстановит иудейское государство в его былой славе и могуществе. Каково же было всеобщее удивление, когда Христос въехал в городские ворота не на боевом коне, как подобало бы грозному освободителю, а на обычном ослике. Так Господь еще раз показал, что Царство, которое Он желает установить, «не от мира сего».
Улицы тонут во всеобщем ликовании: огромные толпы людей встречают Христа как царя и Мессию. Они постилают перед ним пальмовые ветви и свои одежды, выкрикивая: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» («Осанна» значит «Спасай нас»). Кто бы мог подумать, что уже через несколько дней эти же люди будут кричать «Распни Его!» во дворе римского префекта Иудеи Понтия Пилата.
Читайте также: