Иван турист юрий салтыков
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Нет аккаунта? Зарегистрироваться Зеркальная Книга Христоносца избранные главы 16 Июнь 2008 @ 00:24 16 июня – родился ЮРИЙ САЛТЫКОВ (Иван Турист)16 июня 1964 г. в Ленинграде родился Юрий Салтыков, известный под сценическим псевдонимом Иван Николаевич Турист - бессменный шоумен и вокалист группы «Н.О.М.».
«Все кругом говорят – появился турист… Все кругом говорят – ходит турист…» Пётр Мамонов как в воду глядел! В конце восьмидесятых годов по Ленинградскому телевидению, передачи которого приходилось ловить на специальную антенну (вещание, помнится, было грязным, волна на волне), всё чаще и чаще, с завидной регулярностью, стали крутить видеоролики совершенно отвязной, мрачно-весёлой и необычной группы – «Н.О.М.» («Неформальное Объединение Молодёжи»). Это было невъе…нно круто! Песни «Насекомые», «Город», «Нина», «Королева-гадина», «Карлик» завораживали и приковывали внимание, невольно рождая ассоциации с творчеством ОБЭРИУтов и культовых «Звуков Му». Дебютный винил «Брутто» (1989) я до сих пор считаю одним из величайших альбомов восьмидесятых. Дальше – больше, «Н.О.М.» становился всё гротесковее, отвязнее, радикальнее. «Супердиск» и сопровождавшая выход этого винила концертная программа явился настоящим рок-событием 1992 года! Примерно с 1995 года «Н.О.М.», наконец, вышел на большие телевизионные экраны, став яркой приметой времени. Тогда вышла совершенно забойная концептуальная работа группы – «Во имя разума»: пожалуй, один из лучших и самых зрелых альбомов этого яркого коллектива. В 1997 году состоялся большой памятный эфир с трансляцией концерта «Н.О.Ма», праздновавшего своё 10-летие в рамках «Программы А», и развёрнутого интервью с брутальными музыкантами. Конечно же, особое внимание всегда приковывал к себе шоумен и вокалист группы по имени Иван Николаевич Турист. Заметим, возвращаясь к началу статьи: Николаевич! Я и не думал тогда, что это псевдоним. Турист выглядел подлинным скоморохом (не станем умалять достоинства его коллег – в группе были чертовски хороши все), он шаманил и бесновался, от него было не оторвать взгляда. Когда в период работы над программой «Жир» группа в результате конфликта распалась на две фракции – «Н.О.М.- ЖИР» и «Н.О.М. - ЕВРО», Иван Турист оказался (точнее - остался) в первом проекте. И история продолжилась.
Хочется пожелать сегодняшнему имениннику крепкого здоровья и дальнейших творческих достижений. А ещё сказать спасибо за неповторимые девяностые, проведённые, в том числе, под необычную музыку группы «Н.О.М.».
Водка
В системе понятий «НОМа» этот напиток не просто путь к веселью, необходимое топливо, благословение и проклятие (можно не продолжать список банальностей). Водка у группы — это, скорее, сакраментальный ключ к подсознанию, обязательный даже не инструмент, а персонаж любого действа. Самая печальная песня позднего «НОМа» «Подшиток» посвящена отчаянию человека, внутри у которого отныне «навсегда сухо». Отчетливее всего водочная философия выражена в серии роликов, цепочкой размечающих фильм «Фиолетовые гномы»: тут это уже что-то вроде социальной рекламы измеряемого в решительных глотках человеческого достоинства.
Лаконичное, но исчерпывающее концептуальное эссе о водке
Новое тысячелетие
В 2001 г. группа НОМ выпустила альбом «Очень отличный концерт». Помимо новых композиций на пластинку попал ремейк старой песни под названием «Сенька Мосг/хаз». Сложился стабильный концертный состав коллектива. Андрей Кагадеев взял на себя бас-гитару и вокал. Иван Турист отвечает за сценическое действо и перкуссию. Николай Гусев занимался программированием, а также играл на клавишных инструментах. Коллектив работал над фильмом «Пасека». Премьера картины прошла в 2002 г. Лента стала обладателем «Гран При» в рамках фестиваля «Стык».
«Я уже выпил свою цистерну и две чужих»: Иван Турист о правилах возлияния
В новой серии монологов героев алкогольного фронта — актер и бывший солист группы «НОМ» Юрий Салтыков, больше известный как Иван Турист, рассказывает о том, какими правилами стоит руководствоваться алкоголику и как он сам победил зеленого змия.
Я не употребляю алкогольные напитки вот уж пятый год исключительно благодаря медицинскому вмешательству: каждое лето я приезжаю в медцентр доктора Ганжа поставить укол. Пришел я к этому не сразу, но если кто-то спрашивает, почему я не пью, то честно отвечаю: потому что я алкоголик и мне нельзя, как аллергику нельзя клубнику. Не могу прямо сказать о причинах, заставивших меня бросить пить, потому и не люблю об этом рассказывать — всегда приходится кривить душой. Но если без подробностей, то жизнь поставила мне условие. Пришлось выбирать: либо продолжать бухать, либо что-то делать еще. Ведь алкоголизм — это такое страшное заболевание, и не все осознают, что они больны. Могу вас уверить: даже после того, как одному моему знакомому ампутировали обе ноги, он не бросил пить. А мне в какой-то момент сказали, что алкоголь не просто мешает моей карьере. Алкоголь встал на первое место. Я бухал, пока стоял, потом падал и засыпал, просыпался и решал бросить с понедельника — но ничего подобного, так не бывает.
Не люблю давать советы, потому что это дело личное. Кто-то вообще никогда не употребляет, как, к примеру, Владимир Зельдин, который в своем возрасте еще в театре играет и в интервью «Культуре» говорит, что никогда не пил. Большинство, однако, рано или поздно пробует алкоголь. Вообще, поначалу пить всегда интересно, потому что алкоголь — это запретный плод, который притягателен не потому, что сладок, а потому, что ты еще не знаешь, каково это — быть пьяным. Потом, когда ты осознаешь, что пьянство тебя разрушает, важно определить кое-какие правила. Они всем известны: руку не менять , пустую на стол не ставить, градус не понижать и не путать линии. Есть зерновая (если пьешь пиво, то дальше только виски или водка) и виноградная линия (если начал с вина, потом пей коньяк). Как-то раз, когда я работал сторожем в клубе «Арт-клиника», пили мы с товарищем пиво в маленьких бутылочках. Потом перешли на крепкое и выпили коньяку. Наверное, наутро наступило одно из самых чудовищных похмелий в моей жизни.
В творчестве группы «НОМ» дано исчерпывающее осмысление темы алкоголизма. Порой критическое, порой философское
Очень важно не пить с незнакомыми людьми, не соглашайтесь пить их напитки — это 100%-но будет клофелин. Когда я работал черным таксистом-бомбилой, наслушался много историй. Вез какую-то женщину как-то раз, она мне рассказала, как ее дочь с подругой возвращались домой, сели на Финляндском вокзале в машину к бомбилам (причем там на пассажирском месте тоже сидел какой-то парень), и парень угостил их то ли колой, то ли шампанским. Утром обе проснулись в разных местах без денег, телефонов и одежды. Ну что еще? Неприлично пить в метро или автобусе, особенно если пиво: у нас не производят хорошего пива, и отечественное отвратительно пахнет, а английское пить дорого. Это правило я, наверное, нарушал.
Враки, что алкоголь помогает творить. Он скорее нужен, чтобы поддерживать творческую беседу, но никогда не поможет созиданию. В группе «НОМ» мы между собой договорились никогда не пить перед концертом. Конечно, это правило мы тоже нарушали, но вывод был рано или поздно сделан: я стал забывать свои тексты. Процитирую Никулина: «Пьяного может сыграть только трезвый человек». И это правда: когда я пересматривал свои видео, в которых играл пьяных, лучше выходило, когда я был на самом деле трезв. Опыт, сын ошибок трудных: алкоголь — это саппорт, отдых и времяпрепровождение, но не помню случая, чтобы я выпил и написал песню. Даже Есенин бухал вечерами, а писал утром на свежую голову — это я тоже на «Культуре» увидел. Кстати, я бы предложил нашей промышленности выпускать телевизоры с одним каналом «Культура», и его только бы и прописал всем смотреть (ну еще, если бы владел английским, смотрел бы Euronews). В остальном наш телевизор — сплошное «Кривое зеркало», что тоже не способствует трезвости.
Но уж если начали пить, лучше пейте только хороший алкоголь. И не пейте непроверенные напитки — я в своей жизни попил дрянного алкоголя в постперестроечное время и научился определять: если водка пахнет лаком для ногтей, это гидролизный спирт. Много на этом потерял здоровья. Дошел до той стадии пьянства, когда стакан управляет тобой — это предциррозное состояние и последняя стадия алкоголизма, когда ты не можешь остановиться и всегда хочешь еще и еще.
Однако когда другие люди пьют, я отношусь к этому спокойно. До той поры времени, пока мне не начнут рассказывать одну и ту же историю 20-й раз и начинается это вот «Ты меня уважаешь?». Тут важна умеренность: хорошо поехать на дачу летом с друзьями, пожарить шашлыки — а они начинают пить. Я стараюсь не брюзжать на каждом углу, что пить вредно. Бесполезно убирать алкоголь с полок: его пили, пьют и будут пить, такой это веселящий напиток. Я не вправе учить, ведь, если и положена человеку своя цистерна алкоголя, я уже выпил свою цистерну и две чужих. Но если кто-то захочет бросить, то знайте: у меня 25%-ные скидки в клинику доктора Ганжа.
7 марта Иван Турист вместе с Федулом Жадным дает концерт в клубе «Китайский летчик Джао Да».
Водка, Копейкин и другие ключевые понятия группы «НОМ»
В эту субботу в клубе «Театр» выступит с большим концертом и представит DVD-версию фильма «Звездный ворс» «НОМ» — одна из самых удивительных, странных и диковинных российских групп за последние 25 лет. «Волна» составила краткий словарь творчества ансамбля.
История
Официально группа НОМ была создана 28 февраля 1987 г. В этом же году начались полноценные выступления. Андрей Кагадеев играл на ксилофоне и бас-гитаре. Песни группы НОМ исполнял Сергей Кагадеев. Он же отвечал за сценическое действо. Юрий Салтыков играл на перкуссии. Дмитрий Тихонов взял на себя бас-вокал, аккордеон, синтезатор и фортепиано. Сергей Бутузов играл на гитаре. Николай Родионов отвечал за флейту и барабаны. Владимир Постниченко стал в группе вторым барабанщиком. Он сокурсник по Военмеху Сергея Бутузова и Андрея Кагадеева.
Команда
Группа НОМ несколько раз меняла состав. Среди ее бывших участников: Сергей Кагадеев, Сергей Хазалов, Сергей Бутузов, Николай Родионов, Владимир Постниченко, Иван Турист, Алексей Рахов, Виталий Лапин.
Теперь представим действующих участников коллектива. Андрей Кагадеев отвечает за вокал и бас-гитару. Александр Ливер играет на синтезаторе. Николай Гусев взял на себя работу с ЭВМ. Николай Копейкин отвечает за бэк-вокал и сценическое действие. Вадим Латышев играет на ударных. Варвара Зверькова отвечает за бэк-вокал. Федул Жадный реализует сценическое действие. Алексей Зубков взял на себя гитару, гармонику, виолончель и балалайку.
Иван турист юрий салтыков
Видит Иисус, я бесконечно люблю трэш! Я даже НОМ смотрел!
НОМ или «Н.О.М.» (Неформальное объединение молодежи — название придумано в 80-е годы, чтобы не придирались комсомольские деятели, да так и осталось) — вокально-инструментальный ансамбль и творческое объединение, многие годы неиллюзорно доставляющее. Поют песни, снимают кино и рисуют картины.
Афоризмы
Песни и фильмы номовцев наполнены странными фрагментарными фразами, будто бы цитатами ниоткуда. Если у них и есть источник, сам факт его цитирования малообъясним. Реплика «Верни Наташу, сволочь!» в песне «Свинух» вроде бы из советского фильма «Профессия — следователь», таинственное «У карытцу машек» — якобы загадка из собрания фольклора Ивана Киреевского (причем, если верить музыкантам, ответ на нее оставался неизвестен и самому собирателю). Фразы вроде «Карлик, вам на какой этаж?», «Нина! Голова болит», «Меня зовут слоненок Гобо. Я раздавлю тебя!», «Володя, вынь руки из-под одеяла» — важнейшая часть «НОМ»-культуры. Это своего рода опознавательные знаки, хотя, что именно ими опознается, сказать решительно невозможно.
У песни «Карлик» есть и видеоверсия, но в ней сакраментальная открывающая фраза отчего-то отсутствует
Иван Турист снимает маску
Группу «НОМ» («Неформальное объединение молодежи») хорошо знают неформалы. Но далеко не только они – с момента своего основания в 1980-х годах этот коллектив стал неотъемлемой частью ленинградской, а потом и петербургской неофициальной культуры. Сегодня в архиве группы множество хитов, успешных альбомов – в том числе сборники лучших песен, что, в общем-то, положено звездам. «НОМ» звездами никогда не были, зато сразу же стали культовыми персонажами среди арт-богемы. В новом веке музыканты начали активно снимать кино – на сегодняшний день на их счету пять весьма оригинальных фильмов, из которых два высокобюджетные. Сегодня группа «НОМ» регулярно выступает на клубных площадках Петербурга и Москвы, участвует в крупных европейских рок-фестивалях.
В середине июня лицо группы Юрий САЛТЫКОВ, выступающий под именем Иван Турист, отметил 50-летний юбилей, а накануне с ним встретилась наш корреспондент.
Статья была опубликована в газете "Санкт-Петербургские ведомости" № 107 от 16.06.2014
Иван Турист//фото Нади Щербаковой
– Юрий, с самого начала своего творческого пути ваша группа сильно отличалась от коллег по Ленинградскому рок-клубу. Вы были аполитичными и подчеркнуто театральными. Вы дружили с другими рокерами?
– Нас в Рок-клубе не любили после второго альбома «К чортям собачьим». За что? За то, что мы не соответствовали представлению о том, каким должен быть русский рок. Первые наши концерты от начала до конца были выстроены драматургически: на каждую песню был свой персонаж, придумано действо. В наших программах нельзя было поменять песни местами – все строилось как спектакль. Все движения отрепетированы, продуманы. Новое как-то само проявлялось, спонтанно. Например, я еду на репетицию, выхожу на Сенной площади – там был блошиный рынок – и вижу цыгана, который продает микросхемы. Через некоторое время Андрей Кагадеев принес произведение «Цыган и микросхема». Так это все происходило. Просто объединились люди, которые именно так представляли себе искусство. Конечно, были протест и эпатаж. Мы все учились вместе. Дмитрий Тихонов (Александр Ливер), Сергей Кагадеев и я – одноклассники, Андрей Кагадеев и Коля Родинов тоже учились вместе, но на три года старше. Сергей Бутузов и Андрей Кагадеев вместе учились в институте. Стремление как-то выделиться началось еще в школе. Приведу пример. Люди моего поколения помнят, что тогда были модны «шапочки-петушки» с названиями фирм. Нас в школе учили шить (даже мальчиков), и Сергей вышил себе на шапке «НЕ АДИДАС», а я вышил «МТЗ-80». Это трактор.
– Можете вспомнить какие-то случаи из своей тогдашней концертной деятельности, о которых сейчас думаете: «. и как мы на такое решались?»
– Много совершали смелых поступков, возможно, иногда необдуманных. Андрей Кагадеев и Сергей Бутузов уволились с работы, я бросил третий институт, в котором учился – текстильный, о чем жалею. Помещение для репетиций нам предоставил молодежный центр в городе Пушкине (в ту пору много было таких молодежных центров). Как-то удавалось перебиваться на подножном корме. Вместе делали пристройку к административному зданию Софийского собора в Пушкине. Когда есть желание и любопытство к жизни, находишь время на все.
Были даже совместные выступления с Игорем Тальковым. Сергей Кагадеев пришел на репетицию и говорит: сегодня едем в Одессу на гастроли! Я не успел даже переодеться – в чем был, в том поехал. Нас встретил продюсер Одесской филармонии по фамилии Носков и сказал, дескать, пока можно отдыхать на пляже, а через два дня он нас позовет в «турне» по поселкам городского типа. Мы выступали первыми, после нас рок-группа Одесской филармонии «Парниковый эффект». Они часа полтора настраивали аппаратуру, а на концерте гитарист бил по струнам и включалась фанера.
В каком-то маленьком поселке мы очень захотели есть. Заходим в столовую, встречает бабушка: «Что вам?» – «Мы есть хотим». – «У нас еды нет, только водка». Выходим и спрашиваем у первой встречной женщины: «Скажите, а где нам поесть?» – «В любой дом зайдите, вас покормят». – «Мы так не можем, нас вон как много!» – «Ну пойдемте ко мне. » Во дворе сидит дедуля. Нас увидел и ушел. Вернулся с двумя кувшинами вина, потом завел нас в винный погреб. Концерт. После этого мы зареклись перед концертом что-либо пить. К тому же лето, духота, я проглотил мотылька. С утра к нам подходит Носков и показывает протокол, который они составили с директором совхоза о том, что мы выступали в нетрезвом виде. В общем, сказали, что мы больше здесь выступать не будем. Однако все концерты отыграли. В другую поездку мы не поехали, нас тоже приглашали с какой-то певицей изображать ее группу, но пела она под фанеру.
– Зато вы много гастролировали по Европе. Вас воспринимала европейская публика как этакий треш-бэнд из Страны Советов или просто как советских панков?
– Запомнился фестиваль в городе Нанте. Мы жили на учебном судне Макаровского училища, которое было пришвартовано у берега Луары. Нам выдали бейджи, по которым можно бесплатно ездить в общественном транспорте, но организаторы нас всегда сами подвозили на микроавтобусе. Однажды познакомились с водителем, он пригласил нас к себе в гости, и мы узнали, что на самом деле он – заслуженный скульптор в городе Нанте. И этот скульптор нас познакомил с мэром города. Европейцам нравилось, что мы не просто играли концерт, но показывали перформанс. Делали с песнями то, что делает без слов в своем пластическом театре Антон Адасинский.
На самом крупном европейском фестивале Sziget в Венгрии на нашем выступлении были примерно пять тысяч человек. Вот тогда я испытал эйфорию! В середине 1990-х мы по два раза в год ездили в Венгрию с гастролями, нас народ знал, покупали футболки с нашим логотипом, альбомы.
– Вы никогда не думали о коммерческой составляющей своего творчества? Неужели и правда возможно вытворять что заблагорассудится и как-то этим зарабатывать?
– Группа «НОМ» сразу стала образом жизни. После того как я ушел из своего первого института, сельскохозяйственного, я увлекся рок-музыкой, мы обменивались пластинками, все дела. Впоследствии перевелся в инженерно-строительный институт, но и оттуда ушел защищать родину с автоматом в руках. После армии пошел работать в автобусный парк и поступил в текстильный институт. Летом поехал с Сергеем Кагадеевым в стройотряд, где он был командиром. Там была самодеятельность, они песни исполняли, а я танцевал блатной брейк-данс. Возвращение отметили в шашлычной «Шампур», встретили группу пэтэушников. В общем, я очнулся в травматологическом отделении больницы Семашко. И через несколько дней мне предложили стать шоуменом группы «НОМ».
Псевдоним Иван Турист мне придумали Сергей Бутузов и Андрей Кагадеев, которые учились в «Военмехе», но очень любили фонетику, сочиняли разные фонетические шутки. На каком-то вокзале мы сфотографировались на фоне поезда с надписью «Интурист». Так и появился Иван Николаевич Турист. Имена придумали всем, но прилепилось ко мне да к Дмитрию Тихонову, он же Александр Ливер. Были моменты, когда приходилось мешки с цементом носить на седьмой этаж, шофером работал на стройке. Мне кажется, мы упустили момент, когда можно было добиться настоящей славы – когда вышел альбом «Во имя разума» (1996). Впрочем, история не имеет сослагательного наклонения.
Сейчас, спустя годы, разбрелись кто куда. Александр Ливер уехал во Францию. Не стало того чувства сплоченности, на котором все держалось.
– Вам кажется, что вас недооценили?
– Нет никакой недооцененности. В какой-то момент изменилась публика, стала приходить молодежь. Запомнились два моряка, которые подошли к нам после концерта. Они в этот день дембельнулись и не пошли пиво пить, а посетили наш концерт. Это и есть признание.
– Сегодня наблюдается всплеск интереса к синтезу искусств времен перестройки. Молодые люди стали открывать для себя группы «Поп-механика», «Колибри», Pep-See, «АВИА» и «НОМ». Все это, с одной стороны, ретро, но с другой – сейчас кажется своего рода символом творческой свободы.
– Да, вы совершенно правы!
– А как появилась идея создать свою киностудию «Номфильм»?
– В гастрольные поездки мы брали с собой видеокамеру, постоянно что-то снимали. На Ленинградском телевидении были сняты многие наши клипы для передачи «Поп-Антенна». Видеомагнитофон, на который мы эти клипы переписывали, нам любезно предоставил Антон Адасинский. Дальше была передача «Экзотика», благодаря которой снят фильм «Слоненок Гобо» и многие скетчи. «Слоненок» разошелся на цитаты. Все снимали своими силами. Постепенно созревали для полнометражных картин: «Фантомас снимает маску» и «Звездный ворс», которые были показаны широкой публике. Нашлись люди, которые этим заинтересовались и профинансировали. То, что нельзя выразить музыкой, можно выразить текстом или пластикой. То, что нельзя выразить в кино, я нахожу в театре. Все взаимосвязано.
– Вы даже умудрились получить приз за лучшее низкобюджетное видео на престижном фестивале MIDEM в Каннах.
– Да, клип был снят в 1995 году на песню «Укрблюз». Дело происходило в «Зеленом театре» в Центре Стаса Намина во время концерта с участием знаменитых отечественных артистов и музыкантов. Никто не знал, что мы снимаем. Ведущий концерта Александр Абдулов строго спросил: «Вы здесь откуда?!». А я ответил: «С украинского телевидения!». Клип на фестиваль в Канны отвез Артемий Троицкий. Он человек, который видит необычное.
– Что вам в данный момент интересно в музыке и в жизни?
– Мне интересно все: общаться с людьми и учиться у них, особенно у театральных, познавать что-то новое. В мир театра меня привела Людмила Корниенко. Первым меня поразил спектакль «Зажги мой огонь» про рок-героев ХХ века Джима Моррисона, Джанис Джоплин и Джимми Хендрикса, поставленный в московском Театре.doc. Я четыре раза на него ходил. Спектакль «Бабушки» в театре «Практика» – это шедевр. Сидят шесть бабушек и рассказывают о своей жизни, поют песни. Я вспомнил свою соседку тетю Симу, которая точно так себя вела. После танца в темноте включается свет и оказывается – это шесть молодых девушек. Еще «Бесы» мастерской Дмитрия Брусникина. Его показывали в подвальном кафе в районе Садовой и Гороховой, была атмосфера Петербурга Достоевского – кирпичные стены, низкие арочные потолки.
На фестивале «Территория» в Театре наций впервые довелось поработать с режиссером Талгатом Баталовым, а после он меня пригласил принять участие и в своем спектакле «Травоядные» (сатирическая сказка о Москве и немосквичах) по пьесе Максима Курочкина в Центре им. Мейерхольда.
А на премьере «Звездного ворса» Людмила познакомила меня с режиссером Юрием Квятковским, который буквально на днях позвал в свой спектакль «Норманск» по мотивам повести братьев Стругацких «Гадкие лебеди». Это будет «променад-театр»: действие одновременно происходит на трех этажах центра Мейерхольда – залах, коридорах, аудиториях, кафе. Зритель сам выбирает, когда присоединиться к происходящему. Такие эксперименты мне безумно интересны.
– Чем еще сегодня занят Иван Турист?
– Вот этим и занят. С 7 по 27 июня у меня каждый день репетиция в ЦиМе. В свой славный 50-летний юбилей устраиваю концерт талантливого поэта-песенника из Самары Федула Жадного. Также выступит группа «Олег» – мои коллеги по спектаклю «Травоядные» в московском клубе ArteFAQ. В конце июня я уеду в Ростовскую область на киносъемки. В фильме с рабочим названием «Веревка» у меня роль водителя самосвала. Я подумал, почему бы и нет? Я же работал водителем автобуса.
Что касается группы «НОМ», мне кажется, мы надоели друг другу. В петербургском клубе «Космонавт» выступим 10 июля, на следующий вечер – в московском клубе «ТЕАТР». А дальше поживем – увидим.
Настоящее время
Группа НОМ восстановила классическую концертную программу «Во имя разума». Первые концерты были даны в 2010 г. Вскоре по многочисленным просьбам коллектив вновь исполнил репертуар периода 1995-1996 годов. Прошло еще два концерта, в которых была реализована программа «Во имя разума», на канале «А1», а также в московском клубе под названием «Гараж». Телевизионная версия выступления на текущий момент – это одна из лучших видеозаписей коллектива.
В московском клубе под названием «Икра» состоялся концерт коллектива НОМ- EURO Сергея Кагадеева. На нем были исполнены композиции данного проекта. Кроме того, прозвучали песни классического периода НОМ. Вскоре было объявлено о воссоздании концертной программы под названием «Брутто». Коллектив впервые за двенадцать лет выступил с барабанщиком. К группе присоединился один из ее основателей - гитарист Сергей Бутузов. Концерты имели огромный успех. Многие из сыгранных впервые за двадцать лет композиций снова вошли в репертуар команды.
Группа отметила в 2011 г. 25 лет творческой деятельности. Было сыграно два праздничных концерта в Санкт-Петербурге и Москве. Коллектив приступил к съемкам клипов и скетчей для видеоальманаха под названием «Обезьяные рыло-2». Началась работа над следующим студийным альбомом. В 2012 г. прошел концерт с золотым составом в московском клубе под названием «Релакс». Далее последовал перерыв в выступлениях команды с Сергеем Кагадеевым. Вскоре пошли праздничные концерты ко 25-летию коллектива. В мероприятиях также участвовали коллективы, чьи каверы были включены в трибьют-компиляцию под названием НОМ-25.
На праздничных концертах прошла премьера видеоальманаха под названием «Обезьянье рыло-2». На Московском кинофестивале была представлена кинокартина «Звездный Ворс». Вскоре вышла очередная концертная программа группы - «В Мире Животных». Далее состоялась официальная премьера фильма «Звездный Ворс». Регулярный показ картины продолжался в течение всего 2013 г. Вскоре был представлен студийный альбом «В Мире Животных». Концерты в честь выхода пластинки состоялись в Санкт-Петербурге и Москве.
В мае 2013 года Сергей Кагадеев сообщил, что покидает коллектив. В 2014 г. Иван Турист также ушел из группы. Ему на смену пришел Федул Жадный - поэт-песенник и представитель Самары. Он известен благодаря своему карикатурному музыкально-маргинальному проекту.
Животные и насекомые
«Конь стучит копытом, свинка желудь ест/Во дворе корыто, за забором крест./Воробьишко плотный долбит клювом дерн,/В заводи болотной трудится бобер…» Мир «НОМа» населен всевозможными живыми тварями, в отличие от человеческих существ, не требующими осмеяния и разоблачения. Сами номовцы тоже не совсем люди, они всегда находятся в процессе то ли прямой, то ли обратной эволюции: неуверенно осваиваются в человеческом мире, применяя к нему животные навыки ориентирования, или наоборот — возвращаются в состояние обезьян (как сказали бы они сами, сладостно оскотниваются). Социальное пространство для них всегда скорее биологическое, и к настоящим животным эти суровые мужчины испытывают не свойственную им нежность. Новый, только что вышедший альбом так и называется «В мире животных». А самая пронзительная песня группы посвящена дионисийскому слиянию с насекомым царством.
deep_sky_object
Сергей Кагадеев сегодня покинул эту планэту. Покойся с миром. Классический НОМ — одна из моих самых любимых групп, поэтому пусть тут будет этот пост, на память.
Сценические псевдонимы: Хафизулла Единбекович Сагитдулов, Leopard;
20 октября 1964 — 9 сентября 2014;
Классический состав группы НОМ:
Андрей Кагадеев (Хафизулла Улсанбаирович Сагитдулов) — бас-гитара, ксилофон, голос
Сергей Кагадеев (Хафизулла Единбекович Сагитдулов) — вокал
Юрий Салтыков (Иван Николаевич Турист) — сценическое действо, перкуссия, голос
Дмитрий Тихонов (Александр Аверманович Ливер) — бас-вокал, фортепьяно, синтезатор, аккордеон
Владимир Постниченко (Готлиб Ульрихович Тузеаст) — барабаны
Сергей Бутузов (Владимир Виссарионович Батурин) — гитара
Николай Родионов — барабаны, флейта
Cудя по отчётам, 10 июля 2014 в Космонавте, на юбилейном концерте, почти все были в сборе: А.Ливер, И.Турист, А.Кагадеев, Н.Гусев + Н.Копейкин, В.Зверькова (С.Кагадеева как раз не было), а вот последний на сегодня концерт НОМ, 22 августа в Цоколе, происходил уже без Туриста.
Собственно Юрий Салтыков(Иван Турист) сейчас играет в московском Театральном центре имени Мейерхольда — в спектакле-квесте Норманск, по мотивам повести братьев Стругацких — Гадкие Лебеди. Так что формально Н.О.М. теперь это Андрей Кагадеев, Николай Гусев, Александр Ливер, Николай Копейкин, Варя Зверькова, гитарист Виталий Лапин (он пришел в Н.О.М. перед записью диска Во Имя Разума, вместо А.Рахова в 1996(ушедшего в возрождаемый АВИА), потом играл в Pep-See), и ударник из Кирпичей — Вадим Латышев, но я надеюсь, что Турист всё-таки не совсем ушёл.
Также известно, что ребята только что записали новый альбом — Семеро смертных. официальная премьера которого запланирована на ноябрь - 03/11/2014 @ A2.
Мои фотки с Сергеем Кагадеевым тут с зимнего концерта Н.О.М. — в Зале ожидания, 3 января 2010, и одна с их выступления в Авроре — 2 января 2014 (там Сергея не было).
НОМ — У карытцу машек (альбом «Брутто», 1989)
НОМ — Королева-гадина (альбом «Брутто», 1989)
НОМ — Поганый вальс (альбом «Брутто», 1989)
НОМ — Карлик (альбом «Брутто», 1989)
НОМ — Насекомые (альбом «Брутто», 1989)
НОМ — Ламца-дрица (альбом «Брутто», 1989)
НОМ — Случай в пионерской комнате (альбом «К чортям собачьим», 1990)
НОМ — Свинух (альбом «К чортям собачьим», 1990)
НОМ — Хор затейников из кондукторского резерва (альбом «К чортям собачьим», 1990)
HOM — Самба Гопкинс (альбом «К чортям собачьим», 1990)
HOM — Душа и череп (live, 1991)
НОМ — Город (альбом «Супердиск», 1992)
НОМ — Нина (альбом «Супердиск», 1992)
НОМ — Скотинорэп (альбом «Супердиск», 1992)
НОМ — Душа и Череп (альбом «Супердиск», 1992)
НОМ — Песня неженатого парня (альбом «Супердиск», 1992)
НОМ — 7% (альбом «Сенька-Мозг/хаз», 1994)
НОМ — Укрблюз (альбом «Во имя разума», 1996)
Спустя год после выхода лучшего по мнению многих альбома НОМ — «Во имя разума» (1996), коллектив разделился пополам, на «НОМ ЖИР» и «НОМ EURO». В состав «НОМ EURO» вошли Сергей Кагадеев, Владимир Постниченко, Денис Медведев («Два Самолета») и Николай Майоров (спонсор первых альбомов группы «Н. О. М.», экс-шофер группы). Участниками «НОМ ЖИР» стали Андрей Кагадеев, Иван Турист, Александр Ливер и Николай Гусев («Авиа»). Виталий Лапин принимал участие в обоих проектах, работая с «НОМ ЖИР» в студии и выступая с «НОМ ЕВРО» на сцене. На некоторое время Алексей Рахов стал участником «НОМ ЖИР», вскоре вновь покинув группу ради нового проекта — «Deadушки». Некоторые видео после разделения:
НОМ — Фиолетовые Гномы (альбом «Жир», 1997)
НОМ — Помидор (альбом «Очень отличный концерт», 2001)
НОМ EURO — Дэвид Коппердфильд, live @ Fuzz (1998) (альбом «EURO», 1997) - экспериментальный проект 90х
НOМ — Ты ушла (альбом «Превыше всего», 2009) - возвращение С.Кагадеева (он на вокале)
НОМ — «Хозяева СССР или Обезьянье рыло» (1995) (музыкальный фильм-сборник практически всех ранних клипов)
01. Нина
02. Свинух
03. Мушища
04. Город
05. У карытцу машек
06. Скотинорэп
07. Live in Porto negoro
08. Королева Гадина
09. Душа и череп
10. У карытцу машек-2
11. Хор затейников из кондукторского резерва
12. 7%
13. Я-дурак
14. Сенька-Мосгаз
15. Насекомые
16. Случай в пионэрской комнате
17. Карлик
18. Протез
19. Сволочь(Нина-2)
20. Укрблюз
21. Баллада о межпланетной любви
22. Марш косморазведчиков
НОМ — Концерт в Праге (Октябрь 1991)
НОМ — «Волшебный Магнит» (1992) - первый сборник ранних видео (53 минуты)
Содержание
На данный момент в основной состав группы входят: Иван Турист (покинул группу, вместо него - Федул Жадный), Андрей Кагадеев (басист и основной автор), Николай Гусев. Также группа иногда выступает расширенным составом — совместно с Александром Ливером (который в свободное время живет во Франции и солирует в женевской опере) и Николаем Копейкиным.
Широкой общественности стали известны с распространением интернетов, а также чуть ранее после телевизионной демонстрации клипа «Пасека» (творчески переработанная куиновская «Bicycle Race»), хотя еще задолго до этого активно зажигали: в начале 90-х на центральном телевидении — интервью в «Программе „А“» и видеоклип «Хор затейников из кондукторского резерва». И Samba Hopkins!
Творчество НОМ характеризуется иронично-глумливым взглядом на вещи и чуть более чем значительной долей абсурда. Некоторые называют НОМ русским «The Residents» и Monty Python.
- Иван Турист (IRL Юрий Салтыков) — шоумен, голосящий нарочито дурным голосом. Обладает хорошей мимикой и простым рабоче-крестьянским лицом. На самом деле профессиональный актёр. Покинул состав бенда в 2014 году, отправившись на вольные хлеба подальше от них всех. В данный момент играет в театре как большой.
- Андрей Кагадеев — автор, идеолог, басист.
- Сергей Кагадеев — некогда был основным вокалистом группы. Потом ушёл в свободное плавание. Обладал интересным голосом, пока был жив. Умер в сентябре 2014 г.
- Александр Ливер (в миру Дмитрий Тихонов) — клавишник, обладатель оперного баса, внешне напоминает сотону (и Фрэнка Заппу заодно)
- Варвара Зверькова — вокал. Спортсменка(тренер по триатлону), комсомолка и просто красавица. Дочка Александра Зверькова - автора песни "Королева-гадина", одного из идейных вдохновителей галереи "Свиное рыло", институтского знакомого и близкого друга Андрея Кагадеева.
Питерское хуйзнаетчто под названием НОМ, что расшифровывалось как неформальное объединение молодежи — то ли группа, то ли театр, то ли просто тусовка идиотов. то, что они делали, было совершенно невозможно запомнить, но тот факт, что это делали именно они, запоминался прочно. практически формула современного искусства. сейчас, когда я вижу на улицах рекламу чего-то под названием HOM — я вздрагиваю.
В начале Перестройки в глаза и уши еще вчера советского человека хлынуло море так называемой «чернухи», которая не имела ничего общего с искусством. Прискорбно, что к «Брутто» многие отнеслись именно таким образом. В то время как, за маской дурачества и самоиронии, скрывался тонкий юмор интеллигенции, которую еще в недавнем прошлом «душили, душили, душили…». Но как пел Егор Летов: «Простор открыт — ничего святого», и «поганая молодежь» чинит беспредел на постсоветском пространстве своими рифмами и театрализованными представлениями. А.Кагадеев с сотоварищами издеваются над прежними идеалами граждан: «В Париже поганом живут лишь поганцы». Они высмеивают их в песнях «Про козла» и «Насекомые», показывая всю нелепость тогдашнего режима. В «Брутто» впервые используются увеличительные и незнакомые никому слова: «кулачищи», «одлопез». Впоследствии, это становится своеобразной «фишкой» группы.
Отдельно хочется отметить композицию «Ты ушла» — таких неожиданных и монументальных поэтических ходов, как «…раскололась страсти статуэтка…», «…застегнув подтяжки унижения…», «…из углов поползли недоверия вши…» не часто можно сыскать даже у классиков жанра. Вслушайтесь, какая силища в этих образах!
Накати пятачину. Шесть с половиной процентов зверей, семь процентов людей и иных представителей человеческой расы — пидарасы. Лягва! На фронт! Попробуй поменять полярность! Шалом, я робот Могендавид. Монгол — пизда с ушами, Куда он дел паяльник? Пизды он, блядь, получит, Наш Байконур! Цурупяне! Будем жи-и-и-ить! Надо срочно позвонить Светозарову! Кто казенный осциллябр променял на маргарин? Хочешь жить, умей вертеться, Не умеешь — в капремонт! Отсоси у Марса! Семисвечным канделябром я обласкан и храним. А вот и не вымерли велосирапторы! Палеонтологи пусть не пиздят! Ах ель, что за ель, да что за шишечки на ней [1] ! А в каком-то там дворе это самое все. Пчолы! Ульи! Рай! Я есть инопланетный жрец, Держу в конечностях болиды, Стада кубических овец. И орбитальных мух подвиды! Со шкафа спрыгнет плюшевый медведь, Он из буфета «золинген» возьмёт, И то, чему настало умереть, Пускай сегодня ночью и умрёт. Вот соберем металлолом, тогда посмотрим, кто сильнее! Самый лучший коньяк не заменит портвейн, распивавшийся в школьном саду! Джумас — будущее для вас! Был за нас, стал Джумас! Это никакой не Щукрай, это стоматолог Абрам Щукнудель. Говённому доллару место в сортире! Боря стал теперь манул, Боря ловит воробьёв. Я рОздОвлю тебя!! Уголок Дурова, блядь, козлы! Володя, вынь руки из-под одеяла! Дай мне зайцыще ногою в яйцыще. Я Собчак, я Собчак, Петербурга мэр (бывший, дохлый), я Собчак, я Собчак, попрошу не путать, скажут, он, мол, не Собчак вовсе, а Колчак. О! Зразы, я бы съел какую-нибудь заразу! — Нина! — Голова болит! Вам всем банду громить фашистскую, сынки мои! Если жить нету мочи, вкус к работе исчез, что-то голову точит — покупайте протез! И что ты как гнуздянен? Давно бы перешел на жидкий табак. Шесть килограмм маргарина марсианским псам под хвост! Сама я со станции Старое Животное. Варила себе кашу на молоке, сметану с творогом. А ты вор! Вор! Говно мое ел! Креста не носиши, лоба не крестиши, храм — телеграфный столб кому. От диавола не отрикокси! У нас не едят червей! Помогите копейкой-пятерочкой, пожалейте больного ребеночка. — Карлик, вам на какой этаж? — На де-бя-тый! Микросхэмой побежал и закинул петушки! — Камандира, там эт… Красный огонёк! — Хуйняяя! А ну давай не подходи, а то включу аннигилятор! Пегфокагты. Вы их потегяли! А они денег стоят! Нехогошо. Рационально используй нейтроны! Открываюсчему! В ноябре, малиной бредя. Дремлют русские медведи. К Рождеству они уснут, К Пасхе встанут и посрут. Кто ж всю зиму воду мутит И в берлоге не лежит, Православных баламутит, Тот шатун, подлец и жид!
Рок-группа НОМ и ее творчество
Рок-группа НОМ – советский и российский музыкальный коллектив. Аббревиатура расшифровывается как «Неформальное Объединение Молодёжи». Стиль можно отнести к ироничному року. Участники обратились к драматизации идиотических проявлений реальности. Кроме того, коллектив является многоформатным, выпускает плакаты, книги и фильмы.
Дискография
Теперь вы знаете, чем примечательна группа НОМ. Альбомы, выпущенные коллективом, будут представлены далее.
Группа выпустила следующие студийные работы:
- «Брутто»;
- «К Чортям Собачьим»;
- «Супердиск»;
- «Сенька — Мосгхаз»;
- «Во Имя Разума»;
- «Жир»;
- Extracompact;
- «Очень отличный концерт»;
- «8 УЕ»;
- Russisches Schwein;
- «Альбом Реального Искусства»;
- «Более Мощный»;
- «Превыше Всего»;
- «В Мире Животных»;
- «Семеро Смертных».
В 2016 г. в свет вышла пластинка «Оттепель». Кроме того, группа выпустила следующие концертные альбомы: Live is Game, «Жир», «Концерт В Золотом Составе», «Семеро Смертных». Коллектив записал ряд саундтреков: «Жбан Дурака», «Пасека», «Фантомас Снимает Маску».
Братья Кагадеевы
«Неформальное Объединение Молодежи» зародилось в середине 1980-х в среде вроде бы не слишком свободолюбивого учреждения — Ленинградского военно-механического института. Придумали его однокурсники Андрей Кагадеев и Сергей Бутузов (гитарист, ушедший из группы к концу десятилетия). Среди присоединившихся позже был младший брат Андрея Сергей Кагадеев (в ранней мифологии группы их имена звучали как Хафизулла Улсанбаирович Сагитдулов и Хафизулла Единбекович Сагитдулов). Кагадеев-старший написал большинство лучших песен группы. Младший, первые годы выступавший в облике этакого помешавшегося хлыща, арлекина на денатурате с раскрашенным лицом и серьгой в ухе, был ее главным вокалистом. В середине 90-х братья рассорились и группа раскололась на две — «НОМ-Euro» (Сергей) и «НОМ-Жир» (Андрей). Впрочем, через несколько лет разлом как-то сам собой затянулся.
Читайте также: