Исследования в области истории и культуры народов населявших казахстан в эпоху бронзы провел
57. Первый металл, который научились использовать древние люди:
58. Человек впервые начал пользоваться орудиями из металла в период:
59. Эпоха появления первых металлических изделий из меди-
60. Первое общественное разделение труда, замена матриархата патриархатом относится к периоду
61. Ярким памятником энеолитического времени является поселение Ботай
- на севере Казахстана.
62. Слово энеолит означает
- меднокаменный век.
63. Примитивный ткацкий станок был изобретен в эпоху
64. О своеобразном мировоззрении людей эпохи неолита, об их вере в загробную жизнь мы узнаем из древних
65. Эпоху неолита иногда называют
- «эпохой глиняных горшков».
66. Производящий труд появился в эпоху
67. Ученые-археологи датируют медно-каменный век(энеолит) периодом
- 3000-2800 лет до н.э.
68. Древние люди передавали свои знания через рисуночное письмо названное
69. Форма религии, вера в родство с каким-либо животным, которое считалось покровителем рода
70. Свидетельством существования у древних людей культа матери-земли и материнского рода, являются найденные
71. Свидетельством существования у древних людей культа матери-земли и материнского рода, являются найденные
72. В эпоху энеолита происходит распад
- Матриархального рода
73. Эпоха бронзы охватывает период
- II тысячелетие до н.э.
74. Добавляя к медной руде олово, люди научились производить
75. Во II тыс. до н.э. на территории Казахстана была изобретена технология
- Получения бронзы
76. Стоянки андроновской культуры впервые обнаружены близ города
77. Впервые возле города Ачинска в Южной Сибири обнаружен памятник
- Андроновской культуры.
78. Памятники андроновской культуры распространены на обширной территории от
79. Предшественник древних городов Аркаим обнаружен
- На границе Кустанайской и Челябинской области.
80. Предшественником древних городов является поселение
81. Предшественник древних городов Аркаим относится к эпохе
82. Свыше 30 поселений и более 150 могильников андроновской культуры найдены на территории
- Центрального Казахстана
83. Андроновская и Бегазы-Дандыбаевская культуры относятся к эпохе
84. Одной из самых крупных культур эпохи бронзы в Евразии является
- Андроновская культура.
85. Племена эпохи бронзы на территории Казахстана ученые называют:
86. Человеку андроновского племени был характерен антропологический тип
87. Прототипом казахской юрты считается
- жилище андроновцев.
88. Основной вид хозяйства представителей андроновской культуры
89. В хозяйстве племен Андроновской культуры земледелие
- играло вспомогательную роль
90. Племена Андроновской культуры обрабатывали землю при помощи
91. В эпоху бронзы на всей территории Казахстана ведущей отраслью хозяйства становится
92. Завершающий период эпохи бронзы на территории Центрального Казахстана получил название
- Бегазы-Дандыбаевская культура.
93. В эпоху бронзы на территории Казахстана на смену Андроновской культуре пришла кочевая
- Бегазы-Дандыбаевская культура.
94. В эпоху бронзы на смену родовой коллективной собственности пришла собственность
95. В эпоху бронзы на смену родовой коллективной собственности пришла частная собственность на
96. В эпоху бронзы собственность на землю была
- родовой коллективной.
97. Хранителями древних традиций и знаний у племен эпохи бронзы были
99. Особенностью эпохи бронзы и ее богатым культурным наследием являются
- ювелирные изделия.
100. Комплексное изучение эпохи бронзы началось в 1946 г. под руководством видного ученого
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Изменения в хозяйственной и общественно-культурной жизни людей в эпоху бронзы
Для андроновцев главными занятиями были пастушеское скотоводство, мотыжное земледелие и ловля рыбы. Андроновцы жили оседло в долговременных полуземлянках. Их поселки располагались в долинах рек, богатых пастбищами и плодородными землями, пригодными для земледелия. В стадах преобладал крупный рогатый скот, овцы, лошади. Андроновцы стали первыми в азиатских степях наездниками. Скот большую часть года содержался на пастбищах под наблюдением пастухов, а зимой – в специальных загонах. Они обладали медными и оловянными рудниками и поставляли металл далеко на запад. Литейщики обеспечивали широкое производство орудий труда (серпов, топоров, кельтов) и оружия (кинжалов, втульчатых наконечников, копий с листовидным пером). Разрабатывались месторождения медной руды в Алтайских горах, а также в Казахстане.
Медную руду плавили в специальных печах в поселениях андроновцев в Атасу (Центральный Казахстан), Суукбулак, Канай (Восточный Казахстан). На территории Жезказгана андроновцы добыли 100 тысяч тонн меди. Андроновцы поклонялись силам природы. Умерших хоронили головой на запад или юго-запад. В местностях Тамгалы, Жасыбай, Хантау были найдены наскальные рисунки. Андроновцы жили в полуземлянках, которые явились прототипом казахской юрты. Дома замазывали глиной снаружи. Внутри дома устанавливали очаг – священное место. В земле рыли ямы и там хранили еду. В раскопках Северного Казахстана в поселении Чаглинка и Петровка нашли жилище андроновцев, которое было похоже на юрту. По расчетам учёного-геолога К.И. Сатпаева в бронзовом веке было выработано около миллиона тонн руды, из которого получили 100 000 тонн меди. В Восточном Казахстане добыто 1100 тонн олова. В эпоху бронзы первобытное общество начало постепенно распадаться. По мере того, как росли богатства отдельных семей, укреплялась их власть в обществе. Появилось имущественное неравенство.
В 1946 году под руководством Алкея Маргулана началась комплексное изучение эпохи бронзы. В Центральном Казахстане в местности Бегазы и Дандыбай были найдены множество памятников времен бронзового века. Позже эту эпоху стали называть культурой Бегазы-Дандыбай.
Коллективная собственность и совместное хозяйство укрепляли связи, взаимоотношения членов рода. Все дела решались на народном собрании: избирали вождей, решали вопросы соблюдения традиций и обрядов. Украшения андроновской культуры свидетельствуют о зарождения искусства на территории Казахстана во II тыс. до н. э. Археологическим символом андроновской культуры являются серьги и подвески в полтора оборота, свернутые из прогнутых узких медных пластин, обтянутых листовым золотом. В качестве амулетов-оберегов от злых сил женщины и мужчины носили клыки диких животных, раковины.
Собственностью считался скот, а земля была собственностью общества. Из-за увеличения поголовья скота андроновцам часто приходилось менять пастбища. В результате этого появилась кочевое скотоводство. Кочевые племена разводили овец и лошадей. Они могли круглый год находиться на подножном корму, т. е. тебеневать – добывать из-под снега корм. Лошади ценились особо. На них ездили верхом, пили молоко, ели мясо, использовали как транспорт. Изобретение металлических удил позволило увеличить поголовье лошадей. Лошадь давала преимущество в ведении хозяйства. Громоздкие предметы из керамики, стекла, металла заменялись предметами, изготовленными из более мягких и легких материалов: кожи, кошмы, дерева.
Богатая разнотравная степь постепенно превращалась в безводную, песчаную равнину, где росли колючки и кусты. Уменьшилось количество осадков, установился засушливый климат. Заниматься земледелием стало намного сложнее. Исчезли родники, реки пересохли. Скотоводы были вынуждены искать новые пастбища. Ранее неосвоенные земли стали заселяться людьми. Поселения эпохи бронзы располагались по берегам рек и озер. Обычно они состояли из 5-10, иногда – из 20 жилищ. Площадь жилища составляла 100 квадратных метров, а иногда – 300-400 кв.м. К концу эпохи бронзы широко стали использоваться медные и бронзовые серпы. Они были найдены на стоянке Мало-Красноярск Восточно-Казахстанской области, в Алексеевке Западно-Казахстанской области, в Степняке Северо-Казахстанской области, а также в Жетысу. На месте поселения Чаглинка в Кокшетауском регионе была найдена бронзовая коса. Жители древнего поселения занимались не только пастушеством, но и мотыжным земледелием. Дополнительным способом добычи пропитания у них были охота и рыболовство. В таких условиях жители степей перешли к новому способу хозяйствования – кочевому скотоводству. Так постепенно формировался кочевой образ жизни.
Между земледельцами и кочевыми племенами стали развиваться торговые связи. Кочевое скотоводство позволило получать излишки продуктов животноводства – мяса, молока, шерсти, кожи. В отличие от охотников и собирателей, которые пользовались готовыми дарами природы, кочевники сами производили продукцию. Скотоводы разводили лошадей, верблюдов, овец и коров. Осенью проводили народные собрания, где решали важные для всего народа, племени вопросы. Древнейшим праздником, дошедшим до нас, является Наурыз. Некоторые ученые считают, что Наурыз начали отмечать более 3000 лет назад.
Эпоха бронзы и ее особенности
Бронзовый век охватывают период 2800–900 лет до н.э. Именно тогда люди научились делать изделия и орудия труда из металла. Использование бронзы (сплав олова и меди) способствовало улучшению производительности и появлению новых видов хозяйства. Изделия из бронзы постепенно оттеснили каменные и медные орудия.
В Казахстане бронзовый век берет свое начало около 4000 лет назад. Бронзовый век делится на три периода:
- Ранний бронзовый век – XVIII–XVI вв. до н. э.
- Средний бронзовый век – XVI–XII вв. до н. э.
- Поздний бронзовый век – XII–VIII вв. до н. э.
Одной из самых крупных культур этого века является андроновская культура. Название происходит от деревни Андроново около города Ачинск, где в 1914 году А.Я. Тугариновым были обнаружены первые захоронения. Центральный Казахстан был основной территорией расселения племен в бронзовом веке. Там нашли свыше 30 поселений и 150 могильников. В Северном Казахстане археологами было найдено около 80 могильников и поселений.
Для андроновцев главными занятиями были пастушеское скотоводство, мотыжное земледелие и ловля рыбы. Андроновцы жили оседло в долговременных полуземлянках. Их поселки располагались в долинах рек, богатых пастбищами и плодородными землями, пригодными для земледелия. В стадах преобладал крупный рогатый скот, овцы, лошади. Андроновцы стали первыми в азиатских степях наездниками. Скот большую часть года содержался на пастбищах под наблюдением пастухов, а зимой – в специальных загонах. Они обладали медными и оловянными рудниками и поставляли металл далеко на запад. Литейщики обеспечивали широкое производство орудий труда (серпов, топоров, кельтов) и оружия (кинжалов, втульчатых наконечников, копий с листовидным пером), в том числе и за пределы андроновского ареала. Разрабатывались месторождения медной руды в Алтайских горах, а также в Казахстане.
Медную руду плавили в специальных печах в поселениях андроновцев в Атасу (Центральный Казахстан), Суукбулак, Канай (Восточный Казахстан). На территории Жезказгана андроновцы добывали 100 тысяч тонн меди. Андроновцы поклонялись силам природы. Умерших хоронили головой на запад или юго-запад.
В местностях Тамгалы, Жасыбай, Хантау были найдены наскальные рисунки. Андроновцы жили в полуземлянках, которые являлись прототипом казахской юрты. Дома замазывали глиной снаружи. Внутри дома устанавливали очаг – священное место. В земле они рыли ямы и там хранили еду. В раскопках в Северном Казахстане, в поселении Чаглинка и Петровка, нашли жилище андроновцев, которое было похоже на юрту. По расчетам учёного-геолога К.И. Сатпаева, в бронзовом веке было выработано около миллиона тонн руды, из которого получили 100 000 тонн меди. В Восточном Казахстане добыто 1100 тонн олова.
Лекция № 2. Эпоха бронзы на территории Казахстана
- Дать характеристику эпохи бронзы, выявить основные этапы ее развития на территории Казахстана.
1. Общая характеристика эпохи бронзы.
2. Андроновская культура эпохи бронзы.
3. Бегазы-Дандыбаевская культура Центрального Казахстана.
1. История Казахстана с древнейших времен до наших дней в 5 томах, Т.1,
2. Археологические памятники древнего Казахстана. Алматы, 1978.
3. Маргулан А.Х. Бегазы-Дандыбаевская культура Центрального Казахстана.
1. Эпоха бронзы наступает во II тысячелетии до нашей эры. В Казахстане хронологические рамки этой эпохи могут быть обозначены как XVIII – начало VIII века до нашей эры. Археологи делят это тысячелетие на три этапа:
- ранняя бронза – XVIII – XVI века до нашей эры;
- средняя бронза – XV – XII века до нашей эры;
- поздняя бронза – XII – начало VIII века до нашей эры.
Важнейшими изобретениями этой эпохи стали колесо, гончарный круг, ткацкий станок, повозка, жесткое седло. Человек начал осваивать золото и серебро. Все это вело к имущественной дифференциации, выделению трех основных социальных слоев – военоначальников, жрецов, рядовых общинников. Все это вело постепенно к разложению первобытнообщинного строя.
На территории Казахстана в эпоху бронзы существовали родственные по происхождению племена, оставившие яркие, самобытные культуры – срубную, андроновскую, бегазы-дандыбаевскую.
2. Рассмотрим для начала андроновскую культуру, названную так по первой находке у села Андроново в Красноярском крае известным археологом Андреяновым. Хронологически андроновская культура соответствует раннему (XVIII – XVI вв. до н.э.) и среднему (XV – XII вв. до н.э.) периодам эпохи бронзы. На территории Центрального Казахстана обнаружено более 150 могильников и 30 поселений андроновской культуры. В эпоху ранней бронзы появляются протогорода примером которых, могут служить поселения Аркаим, Кент и другие.
Андроновцы жили родовыми общинами, состоявшими из нескольких больших патриархальных семей. Несколько родственных общин составляли племя. Священная книга «Авеста» длает названия андроновских племен ариев, туров, дана, сайрима, саина, даха, хьона. Они населяли просторы не только Казахстана, но и Средней Азии.По данным археологических изысканий, андроновцы вели, в основном, оседлый образ жизни.
Важнейшую роль в жизни андроновских племен играло горное дело и металлургия. Казахстан в силу огромного количества полезных ископаемых еще в эпоху бронзы стал одним из центров горнорудного дела. Камень также оставался необходимым материалом для производства ступок, жерновов, пестиков. Широко использовались и костяные предметы – иглы, лопатки, трубчатые кости, из плюсневых костей лошади делали коньки.
Большое развитие у андроновцев получили домашние промыслы – ткачество, гончарное ремесло. Керамические изделия лепились вручную ленточной техникой, имели плоское дно.
Отличительная черта андроновцев – их погребальный обряд. Родовые кладбища располагались вблизи поселений. Погребальные сооружения андроновцев возводились в виде каменных оград (прямоугольных, круглых, овальных).
В области общественных отношений у андроновцев существовал патриархальный род с сильными пережитками матриархата.
В области верований мы видим у андроновцев культы огня, луны, солнца, звезд, духов предков, земледельческие и скотоводческие культы. Широкое распространение получило жертвоприношение.
3. Поздняя бронза (XII – начало VIII века до нашей эры) соответствует Бегазы-Дандыбаевской культуре, которая представляет собой дальнейшее, закономерное и последовательное развитие культуры бронзы Казахстана. Это новый, более высокий этап развития общества. Распространились скотоводство и мотыжное земледелие. Расширилось производство металлических изделий. Наиболее известные памятники – Бегазы, Дандыбай, Аксу-Аюлы 2, Аккойтас, Сангру 1,3.
Поселки бегазы-дандыбаевцев располагались у подножия скалистых холмов, недалеко от обильных источников воды и топлива. Ориентированы поселки, как правило треугольной осью с запада и северо-запада на восток и юго-восток, в направлении господствующих ветров. В долинах рек Токраун, Нура, Сарысу, Атасу, Ишим, Селеты и других густо располагались поселки древних рудокопов и металлургов.
Керамика – сосуды с воротничком. Они изготавливались в форме кувшина с шаровидным туловом, высокой шейкой, обжигались. Сырьем для производства изделий была глина с примесью гранитного песка.
Кроме горшков бегазы-дандыбаевцы изготавливали кувшины, миски, кубки, сосуды с носиком и т.д.
Много встречается в могильниках и жилищах бегазы-дандыбаевцев металлических и костяных орудий. Большое количество орудий применялось в горном деле. Это каменные штампы – матрицы, а также льячки, ступки, песты, терки, кайла, мотыги, молоты, а также бронзовые булавки, иголки, пуговицы, накладки, костяные футляры для игл, пуговицы. К ювелирным изделиям относятся обнаруженные у бегазы-дандыбаевцев серебряные и золотые браслеты, кольца, пикторали, подвески, серьги, пряжки, головные диадемы (приблизительно 86% золота, 13% серебра и 1% меди).
В эпоху поздней бронзы в больших количествах возводились культовые камни – менгиры. Ими обозначались места жертвоприношений, алтарей, народных сходов.
Рост населения привел к тому, что в эпоху поздней бронзы произошел переход к полукочевому скотоводству.
Переход к яйлажному, то есть полукочевому скотоводству привел к повышению продуктивности скотоводства, увеличению поголовья скота. В то же время население занималось ирригационным земледелием.
Эпоха поздней бронзы стала переходом от эпохи первобытности к эпохе государств. Усложнялись социальные отношения. Постепенно выделяется слой жрецов, появляется имущественная дифференциация, обособляются воины, особенно - воины-колесничие.
Несомненно, древняя история Казахстана – история не только материальных, но и духовных достижений, по праву занявшая высокое место в человеческой цивилизации. Древние племена эпохи бронзы были потомками неолитического населения Казахстана и в то же время стали предками сакских, усуньских, канглинских племен, к истории которых мы теперь перейдем.
Ключевые понятия:аридность, патриархат, яйлажное скотоводство, менгиры, цисты, скальные мавзолеи.
Казахстан в эпоху бронзы
1. Исторический период, когда орудия из бронзы вытеснили каменные и медные, в истории получило название эпоха бронзы.
2. Эпоха бронзы охватывает период: II тысячелетие до н.э.
3. Во 2 тыс. до н.э. (около 4 тысяч лет назад) на территории Казахстана была изобретена технология получения бронзы
4. Добавляя к медной руде олово, люди научились производить бронзу.
5. Эпоха бронзы делится на три периода:
§ Ранний бронзовый век – XVIII–XVI вв. до н.э.
§ Средний бронзовый век – XV–XII вв. до н.э.
§ Поздний бронзовый век – XII–VIII вв. до н.э.
Ø Андроновская культура
6. Одной из самых крупных культур эпохи бронзы в Евразии является: Андроновская культура.
7. Памятники андроновской культуры впервые были обнаружены: у села Андроново близ города Ачинска в Южной Сибири в 1914 году Б.Г.Андриановым.
R Первые захоронения Андроновской культуры были обнаружены в Западном Казахстане в 1927 году экспедицией М.П. Грязнова.
8. Памятники андроновской культуры распространены на обширной территории:от реки Урал на западе до Енисея на востоке, от тайги на севере до гор Памира на юге.
|
9. Ученые исследовали более 80 поселений в Северном и Западном Казахстане.
10. Поселения эпохи бронзы, обнаруженные в Северо-Казахстанской области:Петровка, Боголюбово, Чаглинка, Степняк.
§ Эти поселения были окружены рвами и валами. Для проезда внутрь были оставлены перемычки во рву, а в валу устроены ворота для проезда колесниц.
11. Поселение эпохи бронзы, обнаруженное в Западно-Казахстанской области: Алексеевка.
12. Поселение эпохи бронзы, обнаруженное в Восточно-Казахстанской области: Мало-Красноярка.
13. Предшественником древних городов является поселение: Аркаим
§ Так как поселение Аркаим имеет признаки, характерные для раннего города
ü Во-первых, развитая система фортификаций – укреплений.
ü Во-вторых, наличие строгого плана (макета), по которому строилось поселение.
ü В-третьих, вся территория поселения делится на несколько зон – жилую, производственную, общественную
14. Поселение Аркаим было обнаружено: на границе Кустанайской и Челябинской области
R Памятник эпохи поздней бронзы, мавзолей Тегискен был обнаружен в низовьях Сырдарьи, в Приаралье. Мавзолей был выстроен из сырцового кирпича. Покойника клали в центральное помещение и сжигали вместе с мавзолеем.
15. Свыше 30 поселений и более 150 могильников андроновской культуры найдены на территории: Центрального Казахстана
16. Одним из основных районов расселения племён эпохи бронзы былЦентральный Казахстан.
17. Племена эпохи бронзы на территории Казахстана ученые называют Андроновцами.
18. Общие и особенные черты во внешнем облике людей, живших в разное время в одном и том же регионе, изучает одна из отраслей исторической науки: Историческая антропология.
? Академик В.П.Алексеев пишет: «Андроновцы были очень носаты, а лица их почти без скул, с широко открытыми глазами, возможно, напоминали лица кавказцев. Грубого облика, но красивые люди, мощного телосложения, мужественного вида».
19. Антропологический тип людей, населявших территорию Казахстана в эпоху бронзы был европеоидный.
20. По найденному в Алексеевском могильнике в Кустанайской области черепу женщины периода андроновской культуры сделал реконструкцию антрополог М.М.Герасимов.
Ø Рудное дело и металлургия
21. Первый металл, внедренный в производительное хозяйство: Медь
22. В древние времена в Жезказганском регионе был выработан почти 1 миллион тонн руды, из которой было получено 100 тысяч тонн меди по подсчетам К.И.Сатпаева
§ Почти 1100 тонн олова было добыто на Нарымском и Калбинском рудниках Восточного Казахстана
F Древние рудокопы и металлурги при добыче руды в рыхлых породах использовали метод «кайлования» с помощью каменных молотков и отбойников.
F В плотных породах использовали метод «огневой проходки»
§ При котором перед рудной массой разводили огонь, затем когда она нагревалась, заливали холодной водой. В результате руда трескалась, после этого ее измельчали.
§ Поселение древних металлургов распологались вблизи рудников. Для выплавки руды строились сложные по конструкции котлы
§ Медную руду плавили в специальных печах. Остатки таких печей были обнаружены при раскопках поселений андроновцев на Атасу, Суукбулаке, Канай.
Ø Хозяйство и быт андроновцев
23. Основной вид хозяйства представителей андроновской культуры: скотоводство
24. Первоначально скотоводство пастушеских племен в течение многих столетий было придомным
v Около трех тысяч лет назад на территории Казахстана произошли изменения природных условий. Началось аридизация (усиления засушливости) климата, становилось все труднее заниматься земледелием. С увеличением поголовья скота, вытаптывались и скудели пастбища вблизи поселения. На смену исчерпавшему себя пастушескому скотоводству приходит полукочевое (яйлажное) скотоводство
v Постепенно, из придомного и полукочевого скотоводства древние жители стали переходить к кочевому скотоводству.
F Придомное (пастушеское) скотоводство " полукочевое (яйлажное) скотоводство " кочевое скотоводство.
25. В связи с суровым климатом на территории Казахстана люди стали держать скот, способный к дальним передвижениям и тебеневке: Лошадей и овец
§ У андроновцев преобладает коневодство в X – IX вв. до н.э.
26. В Казахстане верблюд был приручен в эпоху бронзы, т.е. во 2 тысячилетии до н.э..
§ Об этом свидетельствуют найденные кости этих животных в Центральном и Западном Казахстане.
27. В хозяйстве племен Андроновской культуры земледелие, хотя и было развито, играло вспомогательную роль.
§ Поэтому земледелие называлось мотыжным.
29. Бронозовая коса была найдена в Кокшетауском регионе в районе Чаглинки (Шагалалы)
30. В эпоху бронзы на всей территории Казахстана ведущей отраслью хозяйства становится: Скотоводство
Ø Жилища андроновцев
§ Поселения эпохи бронзы распологались по берегам рек и озер. В основном поселения состояли из 5-10, иногда из 20 жилищ. Площадь жилища составляла 100 м 2 , а иногда 300-400 м 2 .
31. Жилища анлроновцев деляться на две группы: полуземлянки и дома.
32. Для обогрева комнат и приготовления пищи использовались очаги в виде неглубоких ям, обложенных камнем. Мясо и молочные продукты хранили в ямах, вырытых в земле.
33. Прототипом казахской юрты считается: жилище андроновцев
Ø Общественное устройство
34. Племена эпохи бронзы, населявшие территорию Казахстана, жили в условиях родоплеменных отношений
35. В эпоху бронзы на смену родовой коллективной собственности пришлачастная собственность и появляется имущественное неравенство.
36. В эпоху бронзы в частной собственности находился скот
37. В эпоху бронзы на землю распространялась: общинная, родовая собственность.
§ Наличие богатых погребений является свидетельством того, что андроновское общество не было однородным. В нем появились знатные и богатые люди
Ø Ювелирное искусство
38. Особенностью эпохи бронзы и ее богатым культурным наследием являются ювелирные изделия
§ На территории Казахстана ювелирное искусство зародилось во II тыс. до н.э. (XVI – XIV вв. до н.э.)
R Археологическим символом андроновской культуры являются серьги и подвески
§ Женщины и мужчины носили в качестве амулета клыки диких животных
Ø Религиозное представление
39. Эпоха бронзы стала временем становления религии с особыми служителями культажрецами.
40. Жрецы были хранителями древних традиций и знаний у племен эпохи бронзы.
§ В раннем периоде андроновской культуры было распространено кремация трупа (трупосожжение)
42. Священным местом в жилище андроновцев считался очаг
§ Солнцеголовое божество андроновцев – Митра
43. Наскальные рисунки (петроглифы) андроновцев сохранились в местностях Тамгалы, Жасыбай, Хантау.
44. Огромное количество наскальных рисунков (петроглифов) эпохи бронзы обнаружено в Алматинской области в урочище Тамгалы.
Ø Бегазы – Дандыбаевская культура
45. Завершающий период эпохи бронзы на территории Центрального Казахстана получил названиеБегазы – Дандыбаевская культура.
46. В эпоху бронзы на территории Казахстана на смену Андроновской культуре пришла кочеваяБегазы – Дандыбаевская культура.
§ Главной особенностью памятников этой культуры считается наличие высокого уровня развития каменной архитектуры. Жилища и могильники, относящиеся к этой культуре, отличаются крупными размерами, искусством камнерезания.
§ Большинство погребений бегазы–дандыбаевской культуры – это курганы.
§ Глиняная посуда этого периода отличалась прямым горлышком и выпуклыми боками. Горшки украшались в основном игольчатыми и волнистыми узорами
47. Одним из основных районов расселения племён эпохи бронзы был:Центральный Казахстан
48. Комплексное изучение эпохи бронзы началось в 1946 г. под руководством видного ученого: А.Х.Маргулана
49. По периодизации памятники бронзового века Центрального Казахстана А.Х.Маргулан относит к Андроновской и Бегазы-Дандыбаевской культурам.
50. Андроновская и Бегазы-Дандыбаевская культуры относятся к эпохе бронзы
Исследования в области истории и культуры народов населявших казахстан в эпоху бронзы провел
Создание Академии наук КазССР. Тенденции в развитии общественных наук. Литература. Искусство.
Развитие науки. В послевоенные годы материальная база культуры была очень слабой. В 50-е годы положение в области культуры понемногу начало улучшаться.
В июне 1946 г. в научной и культурной жизни республики произошло знаменательное событие — на базе Казахского филиала АН СССР была создана Академия наук Казахской ССР. При создании нового научного центра в Казахстане организационную помощь оказали видные русские ученые С.И.Вавилов, И.П.Бардин, А.М.Пан- кратова и др. Первым президентом Академии был избран известный ученый, основатель казахской советской науки Каныш Имантаевич Сатпаев. В 1950—1965 гг. число научно-исследовательских институтов, их филиалов и отделений выросло с 34 до 84, а количество работающих в них научных сотрудников увеличилось с 3,3 тыс. до 18,2 тыс. В Усть-Каменогорске, Чимкенте, Караганде образовались крупные научные центры. Быстрыми темпами начали развиваться естественные и точные науки.
За несколько лет после образования Академии наук ученые Казахстана провели большую и плодотворную работу. В 1946—1949 гг. научные учреждения АН КазССР подготовили к внедрению в народное хозяйство более 900 предложений и научных разработок. Группа ученых под руководством К.И.Сатпаева открыла законы распространения минерального сырья в природе и составила металлогеническую и прогнозную карту. За эту работу они были удостоены Ленинской премии.
В 50-е годы была значительно расширена сфера исследований в общественных науках. Начали издаваться собрания сочинений Ч.Валиханова, И. Алтынсарина. В КазГУ был открыт факультет философии. В 1958 г. был создан Институт философии и права АН КазССР, в 1961г. — Институт языкознания, литературы и искусства. Философы начали изучать историю общественно-политической и философской мысли Казахстана в период до Октябрьского переворота, проводить исследования в области диалектической логики. В 1957—1959 гг. был опубликован двухтомник «История Казахской ССР». А.Маргулан провел исследования в области истории и культуры народов, населявших Казахстан в эпоху бронзы.
Вместе с тем в развитии общественных наук стали проявляться тенденции, которые в будущем привели эту отрасль науки к кризису. Причиной этих явлений было господство коммунистической идеологии. Общественные науки были нацелены только на восхваление деятельности коммунистической администрации. История партии превратилась в основную дисциплину, изучаемую во всех высших учебных заведениях. Партия требовала от ученых-обществоведов исследований, поддерживающих только коммунистическую идеологию.
Кто из ученых Казахстана подвергся политическим репрессиям
в первые послевоенные десятилетия?
В конце 50-х годов после принятия официальной партийной формулировки о том, что «в СССР социализм достиг полной и окончательной победы», в Казахстане, как и во всем Советском Союзе, общественно-политическая мысль развивалась только в рамках этой формулы. Ученые-обществоведы с разных позиций «доказывали», что капитализм «загнивает» и в ближайшем будущем «полностью исчезнет». Примеры увлечения казахской молодежи русским языком, чужой культурой, увеличение числа межнациональных браков, многонациональный состав населения Казахстана преподносились как «расцвет социализма» и «торжество ленинской национальной политики». Общественная мысль была полностью мобилизована на реализацию политических целей командной администрации. Приспособление к требованиям коммунистической идеологии превратило общественные науки в однобокое средство пропаганды.
Назовите имена известных писателей Казахстана, репрессированных в 30-е годы. Художественная литература.
В послевоенные десятилетия известные писатели, избежавшие репрессий, познакомили читателей с новыми своими произведениями, сформировалось новое поколение прозаиков и поэтов. Политические преследования известных деятелей культуры сильно тормозили развитие литературы и искусства, но не смогли полностью остановить его. Национальное искусство было на подъеме.
В 1947 г. Мухтар Ауэзов закончил две книги романа «Абай». За это произведение писателю была присуждена Государственная премия СССР. В 1955 г. вышло в свет продолжение этого фундаментального произведения — эпопея «Путь Абая». Труд был признан не только достижением автора, но и всей многожанровой казахской литературы.
Жизнь великого казахского поэта, философа, просветителя была описана в романе в тесной связи с жизнью и бытом казахского народа. Присуждение в 1959 г. Ленинской премии в области литературы и искусства М. Ауэзову явилось признанием культурной, художественной и научной ценности эпопеи «Путь Абая».
В 50-х годах достижением национальной прозы стал роман Г.Мусрепова «Пробужденный край». С помощью правдивых художественных образов в рамках исторической действительности писатель психологически верно отобразил изменения в Казахской степи — первых казахских рабочих, новую жизнь, преемственность вековых традиций.
Известный казахский писатель Сабит Муканов в романе «Сырдарья» описал жизнь, труд и мечты своих современников. В трилогии «Школа жизни» автор, продолжая традиции биографической повести, попытался дать оценку историческому пути народа.
В эти годы плодотворно работал Габиден Мустафин. Его повести «Шыганак» и «Миллионер», переведенные на русский язык, в Дни казахской советской литературы в Москве (1949 г.) привлекли внимание литературной общественности. Позже автор начал писать на исторические темы и создал романы «Караганда», «После бури».
В 50-е годы казахская поэзия обогатилась новыми темами, стала разнообразной. В эти годы известный казахский поэт А. Тажибаев написал несколько поэтических циклов, сатирическую поэму «Шайтан», глубокую философскую поэму «Портреты». Поэмы Х.Ергалиева «Девушка из нашего аула», «Курмангазы», Т.Жарокова «Лес в пустыне зашумел», К. Бекхожина «Мариям — дочь Жагора», Ж.Молдагалиева «Песня о песне» вошли в золотой фонд казахской советской поэзии.
Значительной вехой в литературной жизни Казахстана 50-х годов стали произведения русских, уйгурских, корейских, немецких писателей. Книга очерков И.Шухова «Целинники» стала известна широкой читательской аудитории. Завоевали признание читателей произведения Н. Алова, А. Ананьева, С.Мартъянова, И.Щеголихина. Уйгурский писатель Х.Абдуллин написал повесть «Гулистан». В создании уйгурской драматургии плодотворно трудился К. Хасанов. Появилась группа талантливых корейских писателей во главе с Ким Хван Хеном.
Казахские писатели, как и их коллеги из других союзных республик, верили в Коммунистическую партию и коммунистическое будущее страны. Поэтому в своих произведениях они восхваляли идеи революции, достижения социалистического строительства, создавали положительные образы большевиков. Тема дружбы народов вытекала из самой жизни и часто была источником для создания художественных произведений. После XX съезда КПСС, на котором был разоблачен культ личности И.Сталина, были восстановлены имена незаконно осужденных С.Сейфуллина, Б.Майлина, И.Джансугурова. Однако А.Байтурсынов, М.Жумабаев, М.Дулатов, Ж.Аймауытов, Шакарим Кудайбердиев и сотни других известных литераторов, поэтов и писателей не были реабилитированы, произведения этих авторов были запрещены.
Искусство. В послевоенные десятилетия развивалось казахское искусство. Ощущалась нехватка профессиональных деятелей искусства, но было много талантливых представителей из народа, которые обеспечили развитие этой отрасли культуры. Казахские театры пополнялись молодыми актерами, получавшими специальное образование в Москве, Ленинграде. На должности режиссеров, художественных руководителей приглашались специалисты из Центра. В 1952 г. в Казахском театре драмы В. Голубович поставил драму М.Ауэзова «Абай». Постановка была представлена к Государственной премии СССР. Пьесы
A. Абишева «Дружба и любовь», Ш.Хусаинова «Вчера и сегодня», А.Тажибаева «Одинокое дерево — не лес» заняли прочные позиции на сценах театров. Больших творческих успехов достигли актеры К.Бадыров, К.Куанышбаев, Е.Омирзаков, С.Кожамкулов, Х.Букеева и др. В Чимкенте, Караганде, Семипалатинске сформировались самобытные театральные коллективы.
Русский театр драмы, когда им руководил Я. С. Штейн, начал ставить спектакли на современные темы. Плодотворно трудились актеры театра Е.Диордиев, Ю.Померан- цев, Н.Трофимова. За выдающиеся заслуги в искусстве Б.Харламова была удостоена звания Народной артистки СССР. Стал широко известным Театр юного зрителя, возглавляемый Н.Сац.
Музыкальная культура Казахстана достигла значительных успехов. Сформировался творческий коллектив Казахской государственной хоровой капеллы. Государственный ансамбль песни и танца Казахской ССР стал лауреатом VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Оркестр национальных инструментов им. Курмангазы под руководством дирижера Ш.Кажгалиева исполнял классические произведения национальных и мировых авторов. Работала также Казахская государственная филармония. Успешно развивалось искусство оперы и балета. Знаменательным событием в мире культуры республики в 1946 г. стала постановка оперы «Биржан — Сара».
В 1949 г. за эту постановку композитор М.Тулебаев и группа постановщиков и исполнителей — К.Жандарбеков, А.Ненашев, К.Байсеитова, А.Умбетбаев, Б. Досымжанов, Ш.Бейсекова — были удостоены Государственной премии СССР. Композитор Е.Брусиловский написал оперу «Дударай», а совместно с М.Тулебаевым — оперу «Амангельды», К.Кужамьяров написал первую уйгурскую оперу «Назугум». В 1954 г. после написания симфонической поэмы "Ризвангуль" он стал лауреатом Государственной премии. В эти годы в Казахском Академическом театре оперы и балета сформировался многонациональный творческий коллектив. Здесь плодотворно работали певцы Е.Серкебаев, К.Кенжетаев, Е.Иванов, А.Круглыхина, дирижеры Г. Дугашев, Т.Османов, В.Чернов, танцоры балета Ю.Ковалев, С.Кошербаева. Развивалась также и симфоническая музыка. Композиторы В.Великанов, К.Мусин, Е.Рахмадиев, С.Мухамеджанов, Г.Жубанова и другие создали множество уникальных произведений.
После войны из-за нехватки в республике художественных учебных заведений молодые художники Казахстана обучались в вузах центральных городов (в республике было только Алматинское художественное училище). В полотнах К/Гельжанова «Жамал», «Атамекен», С.Мамбеева «В горах», «У юрты», М.Кенбаева «Песня чабана», «Беседа» отразились раздумья художника о современной действительности.
В своих картинах А.Степанов и А.Галымбаева попытались передать настроение человека. Такие мастера, как Н.Нурмухамедов, М. Лизогуб, К.Шаяхметов, А.Черкасский, О/Гансыкбаев, А.Кастеев, писали полотна на историческую, революционную, индустриальную темы. Не остались без внимания художников республики жанры графики и иллюстрирования книг. В республике сформировалась группа скульпторов. Были созданы и установлены на площадях городов скульптуры Абая, Джамбула и других писателей, общественных деятелей.
|*?Т | 1. Когда была создана Академия наук Казахской ССР? Назовите имена крупных ученых, принимавших участие в ее работе. Кто был первым президентом Академии наук?
2. Какие трудности в развитии испытывали общественно-социальные науки Казахстана?
3. Назовите известных писателей послевоенного периода и их произведения.
4. Каковы были достижения в театральном и изобразительном искусстве?
5. Каковы были достижения в области музыки?
6. Сделайте краткое заключение к теме и запишите его в тетрадь.
Новая волна репрессий охватила Казахстан в послевоенный период. В 40-50-е годы подвергались политическим преследованиям лучшие представители интеллигенции. Среди них — А. Жубанов, Е. Бекмаханов,К. Сатпаев, М. Ауэзов и др. После разоблачения культа личности
Сталина была оправдана большая группа государственных деятелей.
В развитии добывающих отраслей промышленности были достигнуты определенные успехи. Однако для казахстанской экономики ее сырьевая направленность утвердилась окончательно. Социально- бытовые условия жизни народа улучшались, но медленно. Освоение целины в северных областях Казахстана, с одной стороны, дало положительные результаты, с другой, — отрицательно повлияло на культурные и демографические процессы.
Вопросы и ответы по истории Казахстана. Вопросы 251-300
280. Археологическая сенсация и воспринятый как третий «золотой человек» открыт в царском погребении VIII в. до н.э.
- Шиликтинского кургана.
281. Наряду со «звериным стилем» в Центральном Казахстане, начиная с VII в. до н.э., развивается
- «полихромный стиль».
282. Железные доспехи сакского война были найдены археологами на городище
283. На городище Чирик-рабат археологами были найдены железные доспехи
- во II в. до н.э.
285. В VI-III вв. до н.э. жители Казахстана имели торговые отношения с Китаем, Индией и Персией о чем свидетельствуют изделия найденные в
- погребениях сакской знати.
286. Общие и особенные черты во внешнем облике людей, живших в разное время в одном и том же регионе, изучает наука
287. Антропологический тип людей населявших территорию Казахстана в эпоху бронзы был
288. Антропологический тип саков был
289. Реконструкцию обликов древних жителей Жетысу по их останкам сделал ученый-антрополог
290. В антропологическом облике у племен, населявших территорию Казахстана, стали доминировать монголоидные черты в
291. В эпоху железа у племен, населявших территорию Казахстана, в антропологическом облике стали доминировать черты
292. История Казахстана средних веков делится на три основных периода, первый период охватывает раннее средневековье
293. История Казахстана средних веков делится на три основных периода, второй период охватывает
294. История Казахстана средних веков делится на три основных периода, третий период охватывает
295. История Казахстана средних веков делится на три основных периода, третий период (XV-XVII вв.) охватывает историю создания
- Казахского государства.
296. Формирование казахской народности и укрепление историко-этнических границ Казахского ханства было завершено в течение
297. Одним из первых феодальных государств, существовавших в раннем средневековье на территории Казахстана, является
- Тюркский каганат.
- Китайских источниках.
300. С 542 г. в китайских источниках упоминается этноним
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Читайте также: