Иисус въезжает в иерусалим
В рубрике "Коротко о празднике" мы рассказываем о двунадесятых праздниках Русской Православной Церкви.
Что мы знаем о празднике
Дата: 21 апреля
Статус: двунадесятый праздник
Событие:
Весной 30 года от Р. Х. в Иеру салим со всех сторон стека лись паломники, чтобы встретить главный религиозный праздник — Песах (ветхозаветная Пасха). Сюда же отправляется и Христос вместе с учениками.
Весть о воскрешении Лазаря уже распространилась по улицам Иерусалима. Первосвященники, обозленные возрастающей популярностью Христа, стали думать, как бы погубить Его и Лазаря. Но пока одни замышляли убийство, другие вышли встречать приближающегося к городу Спасителя.
Многие надеялись, что Христос вступает в Иерусалим, чтобы положить конец унизительной римской оккупации, что Он взойдет на царский престол и восстановит иудейское государство в его былой славе и могуществе. Каково же было всеобщее удивление, когда Христос въехал в городские ворота не на боевом коне, как подобало бы грозному освободителю, а на обычном ослике. Так Господь еще раз показал, что Царство, которое Он желает установить, «не от мира сего».
Улицы тонут во всеобщем ликовании: огромные толпы людей встречают Христа как царя и Мессию. Они постилают перед ним пальмовые ветви и свои одежды, выкрикивая: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» («Осанна» значит «Спасай нас»). Кто бы мог подумать, что уже через несколько дней эти же люди будут кричать «Распни Его!» во дворе римского префекта Иудеи Понтия Пилата.
Смысл праздника и его значение в наши дни
Праздник Вербного воскресенья в очередной раз показывает нам смысл боговоплощения Христа. Господь приходит в мир не для принесения житейской радости людям, но для воссоединения человека с Творцом в вечности. Христос пришел не «бороться с режимом» римлян, а свидетельствовать людям воскрешением Четверодневного Лазаря о том, что за земной жизнью существование человека не заканчивается.
Поклонение, которое было воздано Богу при его въезде в Иерусалим говорит нам о том, что христианство – вера свободного выбора. Господь никого не заставляет верить в себя. Но события праздника показывают, что восторженная величием Бога человеческая душа сама ликует от радости встречи с ним и выходит к нему на поклонение.
Господь показал своим недоброжелателям, книжникам и фарисеям, что Он не лжемессия, а Тот, Кто действительно пришел освободить от печати смерти падшее человечество. Вербное воскресенье ознаменовало собой начало событий Страстной седмицы, во время которой Бог исполнил дело спасения рода человеческого. Он был схвачен, осужден, распят. Он умер, спустился в ад, вывел оттуда праведников и воскрес. Поправ смертью смерть. И сказав нам, что смерти больше нет, а есть вечная жизнь.
И всякий, исполняющий волю Бога, будет в этой вечной жизни с Ним. Вечно.
Икона праздника:
В центре иконы — Сам Христос. Он боком сидит на ослике и движением правой руки благословляет вышедших Ему навстречу людей.
Слева изображены апостолы, они смущенно переговариваются, не понимая, для чего их Учителю понадобилось так торжественно въезжать в столицу.
Справа на иконе — жители Иерусалима и гости, которые прибыли на праздник Пасхи. В руках они держат пальмовые ветви — символ торжества, которыми евреи встречали триумфаторов.
В нижней части иконы изображены дети, которые постилают под ноги ослика свои одежды — так евреи встречали помазанников на царство, а Богочеловек, согласно христианскому богословию, является Помазанником на Царство Божие.
Елеонская гора
Здесь Христос беседует с учениками за несколько дней до ареста (Мф 24), а позднее — вознесется на Небо (Деян 1). Гора на иконе символизирует духовное восхождение апостолов. Кроме того, по отношению к Самому Спасителю гора, как возвышенное место, указывает на Его Божественное схождение на землю ради принесения искупительной жертвы, то есть принятия крестной смерти.
Ослик
на котором Христос въехал в Иерусалим, несет в себе сразу несколько символических значений. Так, с одной стороны, он указывает на мирный характер наступающего Царства Божия и кротость Его Царя — Богочеловека. С другой стороны, блаженный Феофилакт Болгарский замечает: «Пророчество Он (то есть Христос. — Ред.) исполняет и в историческом, и в таинственном смысле: в историческом через то, что видимым образом воссел на ослицу, в иносказательном же — воссевши на осленка, то есть на новый, необузданный и непокорный народ, язычников». То есть святой подчеркивал, что образ оседланного Спасителем ослика указывал на будущее обращение ко Христу язычников.
Дети, постилающие одежду
в особенно торжественные моменты на пути, по которому идет царь, зафиксирован в Ветхом Завете. Так, например, когда пророк Елисей помазал Ииуя на царство, то его слуги взяли каждый одежду свою, и подостлали ему на самых ступенях, и затрубили трубою, и сказали: воцарился Ииуй! (4 Цар 9:13).
Пальмовая ветвь
Смысл праздника
Воспоминанию этого события и посвящен один из основных церковных праздников, который в Православной Церкви включен в число двунадесятых. Он празднуется в воскресенье, непосредственно предшествующее пасхальному и открывающее собой Страстную седмицу, то есть включается в разряд переходящих.
За пять дней до иудейского праздника Пасхи Господь подошел к селениям Виффагия и Вифания у Елеонской горы вместе со Своими учениками и поручил двум из них привести Ему молодого осла, на которого никто никогда не садился. Когда они исполнили повеление, Христос сел верхом на осла и стал спускаться с горы к Иерусалиму под приветственные возгласы учеников и народа, который встречал Господа, постилая свои одежды и срезанные с деревьев ветви на Его пути, радостно восклицая: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» (Мф. 21:9; Мк. 11:9; Лк. 19:38; Ин. 12:13).
Сама поездка на осле, согласно евангелистам, была осуществлением пророчества Захарии (см.: Зах. 9:9). У Матфея оно описано как реализованное вплоть до мельчайших подробностей, поскольку говорится не об одном, а о двух животных – ослице и осленке. При этом из текста можно даже понять, что Господь воссел на них одновременно (см.: Мф. 21:2–3, 5, 7). Для разрешения данного противоречия предлагается несколько вариантов: либо текст стиха был испорчен, и Господь сел только на осленка; либо слова «поверх их» относятся только к постеленным одеждам, поскольку другие синоптики однозначно говорят о поездке на молодом осле. Возможно, второе животное было необходимо, чтобы молодой необъезженный осел шел через толпу спокойно.
Евангелисты особо подчеркивают, что на осла до Христа никто никогда не садился, и это, безусловно, указывает на ритуальную чистоту животного и возможность принесения его в жертву Богу.
Однако чрезвычайно символично следующее. По традиции, все без исключения паломники входили в Иерусалим пешими – в знак смирения и почитания Святого города и храма. Евангелисты же говорят лишь о том, что Христос приблизился к Иерусалиму, сидя на осле, и не уточняют, как именно – верхом или пешим – Он вступил в город.
Большое значение имеют указания на использование встречающими Христа людьми ветвей, которые не упоминаются только в рассказе евангелиста Луки. Матфей и Марк говорят о том, что народ устилал перед Христом путь срезанными с деревьев ветвями, или побегами, или листьями финиковой пальмы (см.: Мк. 11:8; Мф. 21:8). При этом до конца неясно, как именно использовались эти ветви людьми: возлагали ли их на пути или держали в руках.
Кроме того, для последнего празднования были характерны ликование и радостные восклицания (см.: Ис. 12:6; 42:1–2; 44:23; Иер. 31:7; Зах. 9:9), также указывавшие на будущее воскресение мертвых (см.: Ис. 26:19). Очевидно, этим и объясняются возгласы «Осанна!»(буквально – «Спаси же!»), которые с молением о помощи обращены к Богу.
Если у синоптиков (у евангелистов Матфея, Марка и Луки) это событие отмечено как безоговорочно радостное, то у Иоанна — нет. Потому что мы знаем, что в толпе стоят люди, которые будут его выслеживать. Они и Лазаря снова собираются убить.
Синоптики смотрят глазами народа, а Иоанн показывает процессы внутренние, не видные людям.
Если у человека просто так забирают осла, ведь он на это не согласится! Он скажет: «Мне он тоже нужен! Это мой осел!»
Это означает, что, скорее всего, владелец осла предупрежден заранее.
И далее мы видим, что на дорогу постилают одежды и пальмовые ветви — это образ въезда императора.
История праздника и народные традиции
Кстати, помимо ветвей в Церкви была и традиция «шествия на осляти». Она пришла на Русь из Византии. На осле (как правило, молодом коне) ехал патриарх, а под уздцы его вел царь. Но до наших дней этот обычай не сохранился.
В народе праздник широко известен, и что стало неотъемлемым его атрибутом, так это ветвь вербы, с которой православные идут в храм и освящают. В домах веточки устанавливают в красном углу, рядом с иконами и хранят целый год, подобно палестинской пальмовой ветви. На Руси также существовал обычай «наряжать» сладостями на крестный ход к Вербному воскресенью небольшое дерево. После завершения богослужения древо разрубали на много частей и раздавали всем желающим.
На Руси празднование Въезда Господня в Иерусалим получило название Вербного Воскресения. За ним стоит рассказ о торжественном въезде Христа на осле в Иерусалим, который мы находим у всех четырёх евангелистов. Это событие памятно для нас, потому что с него начались все страдания Христа, окончившиеся его смертью и воскрешением.
Однако некоторые детали евангельского рассказа кажутся не совсем понятными. К примеру, почему Иисусу, который ходил со своими учениками из города в город пешком, в Иерусалим необходимо было въезжать верхом? И почему именно на осле? Ответить на эти вопросы могут историки.
Всё дело в том, что это событие, известное как Въезд Господень в Иерусалим, имеет все черты формального триумфального въезда в город, который практиковали все римские и иудейские правители.
Что такое Триумфальный въезд?
Изначально "триумф" имеет корни в обряде, который существовал еще у этрусков. Обряд заключался в победоносном въезде солнечного божества в город, которое часто олицетворял царь. Поэтому этот обряд пустил корни в эллинистическую культуру, где цари формально обожествлялись - это явное свидетельство упадка веры и мировоззрения людей той эпохи, о котором говорят и историки.
Вот как выглядел этот обряд: царь садился в колесницу, запряженную четвёркой белых лошадей, и под ликующие крики толпы въезжал в город через предназначенные для этого триумфальные ворота. Въехав в город, он направлялся в храм того бога, которого олицетворял, и приносил ему жертву.
Позднее триумфальные въезды стали практиковаться как военные шествия, в частности во время возвращения императоров из походов, которые несли с собой взятую награбленную добычу.
На осленке против смерти, или Об особенностях служб Лазаревой и Вербного
За Христом обычно находятся апостолы, впереди – дети. Они возлагают под ноги осла одежды и взбираются на деревья, срывая ветви. Жители Иерусалима, выходящие из ворот города, встречают Спасителя с ветвями в руках, среди них часто присутствуют женщины – опять-таки с детьми на руках. За стенами Иерусалима, в центре города, изображается купольное здание, иногда увенчанное крестом.
Наряду с композициями, в которых апостолы следуют за Христом, встречаются сцены, где представлены два апостола – Петр и Иоанн, по сторонам от Учителя.
В палеологовскую эпоху появилась новая иконография: Спаситель сидит на осле, обернувшись назад, к апостолам. Этот извод, отличающийся, как, впрочем, и другие, малочисленностью сюжетных деталей и изобразительной сдержанностью, получил широкое распространение в русском искусстве XV столетия.
История праздника и народные традиции
Кстати, помимо ветвей в Церкви была и традиция «шествия на осляти». Она пришла на Русь из Византии. На осле (как правило, молодом коне) ехал патриарх, а под уздцы его вел царь. Но до наших дней этот обычай не сохранился.
В народе праздник широко известен, и что стало неотъемлемым его атрибутом, так это ветвь вербы, с которой православные идут в храм и освящают. В домах веточки устанавливают в красном углу, рядом с иконами и хранят целый год, подобно палестинской пальмовой ветви. На Руси также существовал обычай «наряжать» сладостями на крестный ход к Вербному воскресенью небольшое дерево. После завершения богослужения древо разрубали на много частей и раздавали всем желающим.
Иисус въезжает в иерусалим
21 Сентябрь 2021
27 Август 2021
C 19 сентября 2021 года возобновляется работа Воскресной школы нашего Прихода. В программе занятия для взрослой и детской групп. Уроки будут проводиться по воскресным дням: взрослые - после еженедельной беседы с настоятелем, дети - с 11.00. Прошения о принятии в Воскресную школу необходимо подавать на имя директора школы иерея Сергия Зверева (через церковную лавку). В программу взрослой группы вводится новый предмет: «Введение в Литургическое Богословие».
Обратимся к евангельской истории
Ранняя весна 30 г. от Рождества Христова. В Иерусалим уже прибыл военный губернатор (прокуратор, точнее – префект) Иудеи Понтий Пилат, чтобы наблюдать за мятежными подданными. Скоро еврейская Пасха, и за шесть дней до нее Христос направляется к городским воротам, словно желая воссесть на принадлежащий Ему царский престол, впервые позволяя называть себя Царем. Это – последняя попытка обратить людей от политических заблуждений, указав истинный характер своего Царства «не от мира сего». Поэтому под Иисусом не боевой конь, но кроткий осел, символизирующий мир. А люди размахивают пальмовыми ветвями и кричат осанна! («спасай нас!»). Они ждут, что Он явит божественную силу, ненавистные римские оккупанты будут уничтожены – и придет вечное Мессианское Царство. Но Христос не будет истреблять римские легионы и изменять политическое устройство мира. Это бессмысленно, если нет обновления нравственного. Подобные попытки оборачиваются еще большей бедой.
Пройдет четыре дня, и неверные ученики в страхе разбегутся из ночного Гефсиманского сада, оставив связанного Учителя в руках стражи; а толпа, ныне приветствующая Мессию восторженными криками, будет в озлоблении вопить: «Распни, распни Его!» Он обманет ее надежды.
Подражая современникам Христа, мы тоже встречаем Его с зелеными ветвями в руках. Христиане Востока – с ветвями финиковых пальм, лавра, цветами. У жителей Севера они поневоле заменяются вербами – первыми зеленеющими деревьями. Они освящаются в канун праздника, на Всенощном бдении, после чтения Евангелия. В народе получили распространение различные «вербные» обычаи и обряды: хранить освященную в церкви вербу в течение года, украшать ей домашние иконы и ставить на подоконники, приносить на могилы родственников, окроплять вербной кистью, смоченной в святой воде, домашний скот, есть вербную кашу, сваренную с едва распустившимися почками ивы и ее сережками. «И тех же верб сквозные прутья, / И тех же белых почек вздутья / И на окне, и на распутье, / На улице и в мастерской. » (Б. Пастернак). В последнее время православный обычай приходить в храмы с вербами наблюдается у российских католиков.
В 1683 г. «осля» под патриархом вел одиннадцатилетний Петр Алексеевич; затем, до 1693 г. включительно, его водили оба брата-соправителя, Петр и Иван, после чего свидетельства о шествии исчезают. Повзрослевший Петр уничтожил это действо, считая его для себя унизительным, а вскоре упразднил и само патриаршество на Руси.
Минуло три века, изменились взаимоотношения Церкви и государства, и сейчас нет препятствий к совершению красочного «Шествия на осляти». Остается лишь открытым вопрос: кто поведет осла под патриархом?
Смысл праздника и его значение в наши дни
Праздник Вербного воскресенья в очередной раз показывает нам смысл боговоплощения Христа. Господь приходит в мир не для принесения житейской радости людям, но для воссоединения человека с Творцом в вечности. Христос пришел не «бороться с режимом» римлян, а свидетельствовать людям воскрешением Четверодневного Лазаря о том, что за земной жизнью существование человека не заканчивается.
Поклонение, которое было воздано Богу при его въезде в Иерусалим говорит нам о том, что христианство – вера свободного выбора. Господь никого не заставляет верить в себя. Но события праздника показывают, что восторженная величием Бога человеческая душа сама ликует от радости встречи с ним и выходит к нему на поклонение.
Господь показал своим недоброжелателям, книжникам и фарисеям, что Он не лжемессия, а Тот, Кто действительно пришел освободить от печати смерти падшее человечество. Вербное воскресенье ознаменовало собой начало событий Страстной седмицы, во время которой Бог исполнил дело спасения рода человеческого. Он был схвачен, осужден, распят. Он умер, спустился в ад, вывел оттуда праведников и воскрес. Поправ смертью смерть. И сказав нам, что смерти больше нет, а есть вечная жизнь.
И всякий, исполняющий волю Бога, будет в этой вечной жизни с Ним. Вечно.
События праздника
«Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» (Мф. 21:9)
Войдя в Иерусалим, Христос направился в храм, где перевернул все прилавки и выгнал торговцев с меновщиками. Здесь Господь напомнил людям о предназначении Божьего дома: «дом Мой домом молитвы наречется» (Мф. 21:13). В храме к Спасителю подошли слепые и хромые, немощные люди и получили исцеление от болезней. За всем происходящим в течение дня внимательно наблюдали недоброжелатели Исуса в лице фарисеев и книжников. Они были потрясены тем, что даже маленькие дети в храме воспевали осанну Сыну Давидову.
Поклониться Христу пришли и некоторые римляне из бывших в Иерусалиме. Фарисеи искали встречи с Иисусом и попросили помощи у Его учеников. Узнав об этом Господь сказал, что
«пришел час прославиться Сыну Человеческому» (Ин. 12:23).
Спаситель объявляет о Своей скорой крестной смерти и необходимости верующим в Бога следовать за ним через отречение от мира. На слова Господа «Отче! прославь имя Твое» (Ин. 12:28) ответил голос с небес: «и прославил и еще прославлю» (Ин. 12:28). Народ был потрясен эти явлением, не все поверили в «голос», посчитав его громом. Христос еще раз призывает людей следовать за «Светом», то есть Божественной Истиной, и уходит в Вифанию.
От Марка 11 глава
Каждый из авторов четырех Евангелий ставил перед собой различные цели, и это четко прослеживается в их изложении истории о въезде Иисуса в Иерусалим. Матфей обращает внимание на исполнение ветхозаветных пророчеств (Мф 21:4,5) и на те вопросы, которые волновали народ в связи с этим событием (Мф 21:10-11). Лука указывает на очевидную природу произошедшего. И если ученики перестанут кричать об этом, то возопиют камни (Лк 19:39-40)! Иоанн подчеркивает, что ученики полностью осознали значение всего, что свершилось в тот день, гораздо позже (Ин 12:16).
Въезд в Иерусалим — это одно из наиболее важных событий в повествовании Евангелий. Рассказывая о нем, евангелисты ни в чем не противоречат друг другу. При этом авторы вовсе не стремятся превратить свои рассказы в поминутный хронологический отчет, где жестко соблюдается последовательность всех действий; их цель — привести нас к определенным выводам. Количество присутствовавших людей названо приблизительно. Упоминание Матфея о том, что весь Иерусалим пришел в движение является всего лишь образным выражением, поскольку ни еврейские власти, ни римляне не выдвинули против Иисуса никаких обвинений в нарушении общественного порядка. Его въезд не был причислен к категории «беспорядков». Судя по рассказу Луки, для Иисуса значение Его въезда было очевидным, хотя неизвестно, поняла ли это толпа. (Обратите внимание на поразительный пример откровения Петра о личности Иисуса и последовавшее за этим явное недопонимание цели Его служения, как это явствует из рассказа о случившемся в Кесарии Филипповой, Мк 8:27-33; Мф 16:13-23.) Иногда ученики и народ, так же как и мы, способны понять значение происходящего, а иногда — нет. В Евангельских повествованиях мы найдем множество подобных примеров. Марк же направляет наше внимание на главное: Иисус — воплощенный Мессия,
Иисус въезжает в Иерусалим на необъезженном ослике (по пророчеству Захарии, Мк 11:2,7; Зах 9:9). Рассказ о приобретении осла — это еще одно указание на сверхъестественные познания и власть Иисуса (2-6). Обычно слово «Господь» в стихе 3 воспринимается в значении «Бог». Но были попытки доказать, что здесь имеется в виду «господин», т. е. «хозяин осла» (в таком случае этот хозяин должен был бы находиться рядом с Иисусом). Другие исследователи стремились представить приобретение ослика как заранее оговоренную сделку. Все эти толкования свидетельствуют об изобретательности их авторов, но не объясняют цели Марка: показать, что Человек, Который едет верхом на ослике, — больше чем обыкновенный смертный, хотя народ пока еще не знает об этом.
Ученики и народ расстилали одежды под ногами Иисуса (7-8), что напоминает нам древний обычай встречи царей (см.: 4Цар 9:12,). Вся сцена и крики осанна! (9) ассоциируются с Псалмом 117 (хотя только в Евангелии от Иоанна о ветвях говорится как о пальмовых). Слово, использованное в этом стихе, является транслитерацией арамейской формы еврейского слова, которое употребляется в Псалме 117:25 в значении «спаси» или «помоги». Поскольку этот Псалом читался на Праздник кущей и на Пасху, крики из толпы могли быть вызваны праздничным настроением. Кранфилд указывает на соответствие этих возгласов с возгласами на Празднике кущей, поскольку люди размахивали связками пальмовых ветвей, мирта и ивы в то время, когда в литургию включались восклицания «осанна!» [ranfield. Р. 351.].
«Благословен грядущий во имя Господне!» (11:9 б) — цитата из Псалма 117:26. Эта фраза относится к странникам, которые молятся, чтобы получить «благословение во имя Господне». Но понял ли кто-нибудь из приветствовавших Иисуса возможность взаимосвязи слов во имя Господне с Тем, Кого можно назвать Грядущим?
«Благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида!осанна в вышних!» (10) — это не цитаты, но возгласы, с помощью которых евреи, современники Иисуса, могли выражать свои глубокие чувства по отношению к свободе. Их мессианский подтекст совершенно очевиден. Правда, не совсем ясно, какую смысловую нагрузку в этих восклицаниях несут слова «грядущее царство».
Сцена заканчивается небольшим эпизодом, имеющим, однако, немаловажное значение для всей истории (11). Спокойный обзор внутренней части храма совершенно не согласуется с атмосферой шумного успеха при въезде в город, но в рассказе Марка о посещении храма ощущается приближение чего-то значительного.
С самого начала (1-6) и до конца (11) повествование Марка подчинено единой цели. Иисус полностью владеет ситуацией. Он начинает тот этап Своей деятельности, значение которого для нас совершенно очевидно, а для учеников станет понятным после Его воскресения и вознесения (Ин 12:16).
Вторая отличительная черта рассказа Марка — это ощущение движения вперед, к завершению, движения, которое происходит безо всякой инициативы со стороны учеников или собравшихся в Иерусалиме людей. Иисус является движущей силой событий и их главным действующим лицом. Все остальные, играя свои роли, не всегда понимают, что происходит на самом деле.
Поведение толпы вполне объяснимо: приподнятое настроение людей было скорее всего продиктовано приближением традиционных праздников. Сдержанность Марка, не пытающегося давать объяснений, и приглушенный тон конца этого отрывка соответствуют общей для всего повествования атмосфере сокровенности. Развязка неминуемо приближается, но только тот, кто понял, что скрывается за внешними действиями, и пройдет до самого конца, будет спасен. Толпа кричала Иисусу: «Спаси же!», но ей еще долго придется молить об этом в ожидании ответа. Люди повторяли: «Благословен грядущий во имя Господне!» и «Благословенно грядущее во имя Господа царство» (9-10), но потребуется много больше, чем участие в одной радостной процессии, чтобы обрести это. То, к чему направлены все устремления, еще впереди, а в данный момент необходимо просто следовать за Иисусом. Это требование актуально и по сей день!
Об энтузиазме и понимании, о группах и индивидуумах
Этот отрывок помогает нам понять разницу между энтузиазмом и истиной, между коллективным духом и индивидуальным восприятием. Коллективный дух и движение могут поддержать нас на первом этапе верования, а также помочь нам в трудные времена. Но они не способны заменить индивидуального понимания и личной преданности. Коллективный дух как таковой может помешать нам делать собственные открытия и воспрепятствовать проникновению истины до самых глубин нашей личности. Чем более волнующие переживания и ценный опыт приобретает наш коллектив (будь то свободное выражение своих убеждений, таинства или мистика), тем скорее нам следует убедиться в том, что наша общественная деятельность основана на нашем личном понимании Христовых истин, а наш духовный рост соответствует жизни группы. Нам необходим как личный рост, так и единение в вере. Очень часто забота о личном росте уходит на второй план. В представлении Марка Иисус указывает на истинную природу ученичества: Он Один полностью осознает смысл происходящих событий и воспринимает их истинное значение.
Мар 11:12-25
2. Смоковница и храм (11:12-25)
Марк вновь переплетает две линии повествования, заключая в рамку рассказа о смоковнице эпизод изгнания торговцев из храма в Иерусалиме (15-19).
Проклятие смоковницы (12-14, 20-25) — одно из самых трудных для понимания мест в Евангелиях, ибо оно является примером использования сверхъестественной силы в разрушительных целях. Исследователи предполагают, что Иисус искал смоквы в то время года, когда они еще не созрели, и тем не менее проклял дерево. В стихах 22-25 мы видим комментарий Иисуса по этому поводу. Он говорит о вере, молитве и прощении. Но если с верой и молитвой проклятие смоковницы еще можно как-то связать, то с прощением связать невозможно.
Поэтому неудивительно, что было предложено множество объяснений данного события. Одни ученые полагают, что эту легенду навеяла какая-то засохшая смоковница у дороги. Другие считают, что то была притча, рассказанная Иисусом и только затем переданная как реальная история. Третьи допускают, что событие произошло в то время года, когда на дереве могли остаться плоды (скажем, осенью, уже после сбора урожая). А слова Иисуса в этом случае были не проклятием, а предсказанием, что еще до наступления следующего урожая наступит Божье Царство. Ученики же либо не расслышали, либо неправильно истолковали Его пояснение.
Однако ни одно из предположений не согласуется с текстом, содержащим элементы личных воспоминаний, также как в стихах 20 и 21. Не укладывается в рамки легенды и стих 13: Ибо еще не время было собирания смокв.
Но допустим, мы имеем дело с притчей. Фиговое дерево [Фиговое дерево — второе название смоковницы. — Примеч. ред.] было популярным символом Израиля (Ос 9:10,16; Мих 7:1-6; Иер 8:13; 29:17). Иисус только собирался войти в храм, Ему еще только предстояло испытать разочарование от увиденного, как на пути Он встретил фиговое дерево. Коул указывает на то, что в Евангелии от Луки 19:41-44, в параллельном отрывке, Иисус пророчествует гибель Иерусалима. В Евангелии от Луки 13:6-9 предлагаемая притча повествует о том же.
Однако мы знаем, что не в обычае Марка отступать от используемых источников. Он стремится передавать все так, как это происходило на самом деле (с сохранением личных воспоминаний очевидцев). Если нас не устраивает ни один из вариантов этой истории, мы имеем все основания принять ее без комментариев, в том виде, в котором он преподнесена нам, а в разрушительном акте, описанном в ней, мы можем увидеть торжественное предупреждение о том, что случится на самом деле в 70 г. н. э., то есть — о разрушении Иерусалима. Слова Иисуса в арамейском оригинале могли быть просто констатацией факта, а не проклятием: «Никто не будет вкушать от тебя плода вовек».
Объяснение Иисуса (стихи 22-25) несомненно уводит от самого события. Но призыв к вере («имейте веру Божию», 23) здесь вполне уместен, особенно потому, что с момента проклятия и до того, как ученики увидели смоковницу засохшей, прошло очень короткое время. «Истинная вера способна передвигать горы» — явная гипербола, которую не надо воспринимать дословно и которая иллюстрирует необходимость абсолютной преданности в вере, чего, как указывает Марк, не имели многие из тех, о ком мы узнаем из Евангелия.
Неудивительно, что эта тема должна привести кразмышлениям о молитве, поскольку слова Иисуса о вере ведут именно в этом направлении, а молитва является выражением желания сердца (23). Ничего нельзя получить без молитвы, как показал Марк в начале (1:35), в середине (6:46) и в конце своего Евангелия (14:32-40). Молитва — это наивысший признак преданности в вере, ибо без веры нет и молитвы. Кроме того, молитва является также основным компонентом истинного ученичества.
Хотя «молитва меняет ситуации», она не должна стать упражнением в магии. Как и все в опыте учеников, она требует соответствующего окружения. Необходимая «среда» для молитвы — это дух прощения. Поскольку Бог простил нас, Его прощение дает нам силу подойти к Нему в молитве, а недостаток в нас духа прощения разрушает атмосферу, в которой творится молитва и в которой она получает ответ. Поэтому можно увидеть связь между историей со смоковницей и необходимостью молитвы о прощении.
Эпизод изгнания из храма меновщиков и торговцев (11:15-19) находится в непосредственной близости к развязке всей истории. Он таит в себе угрозу и для Иисуса, и для тех, кто стоит сейчас на стороне Его противников. Храм и поклонение в нем олицетворяют иудеев и их религию. Рассмотрев притчу о фиговом дереве, обратим теперь внимание на развитие притчи о Божьем суде над самим Израилем.
Начал выгонять продающих и покупающих в храме… (15-16). Имеется в виду система обеспечения жертвенных ритуалов. На внешнем дворе храма можно было купить жертвенных животных и птиц. Иудеи, приехавшие из других областей и стран, могли поменять там свои деньги, чтобы уплатить храмовый налог местными деньгами. Однако недовольство Иисуса заключалось в том, что все это происходило во дворе язычников. Цитата из Книги Пророка Исайи 56:7 раскрывает суть спора: место, уготованное для язычников («всех народов»), чтобы они могли помолиться, было использовано иудеями для торговли (и получения прибыли). «Вертеп разбойников» (17) -это выражение, взятое из Книги Пророка Иеремии 7:11, ясно указывает на гнев Иисуса.
Реакция первосвященников и книжников — погубить Иисуса (18). Прежние намеки автора на неверие и оппозицию теперь становятся откровенными: противники ищут способ исполнить свой замысел. Однако совершить задуманное было очень сложно, потому что (как подчеркивает Марк) весь народ удивлялся учению Его (18). Поразительно — религиозные лидеры сами боялись Его, но не покорились.
Теперь линия фронта четко обозначилась, и вечером Иисус с двенадцатью апостолами покидают город (19).
Реальность суда
Теперь мы подходим к самой невеселой части Евангелия. Возможно, многие из нас предпочитают более яркие стороны евангельской истории (в конце концов, это Благая весть!). Но благовестие является Благой вестью именно потому, что оно спасает нас от плохих вестей. В своей истории Марк напоминает, что мы можем допустить ошибку и стать на путь отказа от благодати Божьей, ибо такое совершается повсюду. Опасно относиться к истине безответственно, потому что это ведет к распаду нравственности. Известно множество тому свидетельств. В Библии представлены последствия такого отношения, и мы также можем выбрать неверную сторону благодати. Евангелие от Марка показывает, что для религиозных лидеров еще существовала возможность отказаться от политики непримиримой оппозиции по отношению к Иисусу. Позже сделать это будет все труднее.
Мар 11:27-33
3. Вызов власти Иисуса (11:27-33)
Мы опускаем стих 26 как более позднее дополнение к тексту. Действие опять происходит в Иерусалиме. На этот раз затрагивается вопрос о власти. Марку важно показать данное столкновение Иисуса с противниками, представляющими собой три группы, которые входили (в количестве семидесяти одного человека) в состав синедриона (или совета, высшего правового органа в иудаизме), — первосвященники и книжники и старейшины (27). Иисусу предстоит выдержать значительное испытание.
Вопросы — «какою властью Ты это делаешь?» (вопрос, возможно, касается непосредственно факта очищения храма) и «кто Тебе дал власть делать это?» (28) — не получают, и в то же время получают ответ. Иисус отвечает вопросом на вопрос (29), сопровождая его властным требованием — «отвечайте Мне» (30). Он делает выводы и подтверждает Свою власть на практике, а также испытывает, в состоянии ли Его противники распознать истинную власть. Вопрос о крещении Иоанна Крестителя мог спровоцировать столкновение синедриона с народом (31-32). Раз они не захотели или побоялись отвечать (глазами Марка мы видим Иоанна Крестителя как прототип Иисуса Христа), значит не имели права требовать ответа и на собственный вопрос.
И все же ответ был ими получен. Иоанн Креститель в своем служении провозгласил Грядущего (1:1-4). При крещении Иисуса голос с небес уже ответил на их вопрос о власти («Ты Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение», 1:11). Что же еще хотели они услышать?
Проблема для лидеров
На примере этих событий можно понять, как трудно быть лидером. Все знают, что лидер — это тот, кто идет впереди. Более того, когда большинство в чем-то не соглашается с ним, напрашивается циничный вопрос: «А было ли когда-нибудь большинство правым?» История предлагает множество примеров того, как лидеры внутри церкви и вне ее стали недосягаемы для своего народа. Политические события в Восточной Европе в недавнем прошлом являются хорошей тому иллюстрацией.
Решение проблемы не в том, чтобы считать народ всегда правым, но в том, что лидерам следует находиться на одном уровне с этим самым народом, а также быть открытыми новым истинам и новым путям, ведущим вперед. В их лидерстве не должны преобладать непреклонное стремление «руководить» и потребность «сохранить прошлое».
Проповеди и статьи
Митрополит Антоний Сурожский
Что же случилось? Народ Израилев от Него ожидал, что, вступая в Иерусалим, Он возьмет в свои руки власть земную; что Он станет ожидаемым Мессией, который освободит израильский народ от врагов, что кончена будет оккупация, что побеждены будут противники, отмщено будет всем.
Но что же остается одним и что завещает нам Христос Своей смертью?
Только Бог может Собой заполнить те глубины человеческие, которые зияют пустотой и которых ничем не заполнишь. Только Бог может создать гармонию в человеческом обществе; только Бог может превратить страшную пустыню в цветущий сад.
Что мы знаем о празднике
Дата: 21 апреля
Статус: двунадесятый праздник
Событие:
Весной 30 года от Р. Х. в Иеру салим со всех сторон стека лись паломники, чтобы встретить главный религиозный праздник — Песах (ветхозаветная Пасха). Сюда же отправляется и Христос вместе с учениками.
Весть о воскрешении Лазаря уже распространилась по улицам Иерусалима. Первосвященники, обозленные возрастающей популярностью Христа, стали думать, как бы погубить Его и Лазаря. Но пока одни замышляли убийство, другие вышли встречать приближающегося к городу Спасителя.
Многие надеялись, что Христос вступает в Иерусалим, чтобы положить конец унизительной римской оккупации, что Он взойдет на царский престол и восстановит иудейское государство в его былой славе и могуществе. Каково же было всеобщее удивление, когда Христос въехал в городские ворота не на боевом коне, как подобало бы грозному освободителю, а на обычном ослике. Так Господь еще раз показал, что Царство, которое Он желает установить, «не от мира сего».
Улицы тонут во всеобщем ликовании: огромные толпы людей встречают Христа как царя и Мессию. Они постилают перед ним пальмовые ветви и свои одежды, выкрикивая: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» («Осанна» значит «Спасай нас»). Кто бы мог подумать, что уже через несколько дней эти же люди будут кричать «Распни Его!» во дворе римского префекта Иудеи Понтия Пилата.
ИСТОКИ ХРИСТИАНСТВА
Библейская археология и забытая красота раннехристианской культуры. Подпишитесь и получайте в ленту невероятные истории тысячелетней давности.
Триумф Христа
Вербное Воскресенье, Триумф Христа. Что означал Его въезд в Иерусалим верхом на осле?
Всё дело в том, что это событие, известное как Въезд Господень в Иерусалим, имеет все черты формального триумфального въезда в город, который практиковали все римские и иудейские правители. Вот как выглядел этот обряд: царь садился в колесницу, запряженную четвёркой белых лошадей, и под ликующие крики толпы въезжал в город через предназначенные для этого триумфальные ворота. Въехав в город, он направлялся в храм того бога, которого олицетворял, и приносил ему жертву.
Позднее триумфальные въезды стали практиковаться как военные шествия, в частности во время возвращения императоров из походов, которые несли с собой взятую награбленную добычу. Так, в Иерусалим торжественно въезжали царь Ирод и Понтий Пилат.
До нашего времени дошло очень много сохранившихся изображений победоносных триумфальных шествий и въездов правителей в город, иконография которых всегда одинакова: правитель едет в колеснице, запряжённой четвёркой лошадей, в окружении ликующей толпы. Однако Иисус для своего шествия выбирает молодого осла. Почему? Ээто животное очень ценилось на востоке. Именно на осле въезжал в Иерусалим царь Давид, предок Иисуса Христа. У судьи Израиля Иаира было тридцать сыновей, «ездивших на тридцати молодых ослах» (Суд. 10, 4). Ахитеофел ехал на осле (2 Цар. 17: 23), Мемфивосфей, сын царя Саула, приехал к Давиду на осле (2 Цар. 19: 26). По восточным обычаям на войну царь ехал на коне, но когда он приходил с миром, он всегда садился на осла. Въезд Иисуса в Иерусалим на осле показывает, что он не воинствующий политик, о котором Иудеи тогда мечтали, а Мессия, который возвещал людям мир.
Ещё можно сказать, что этим он показал своё право на мессианство, которое было описано в пророчестве Захарии:
«Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, Праведный и Спасающий, Кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9:9). Значит, въезд на осле должен был связан со справедливостью и кротостью царя, описанного у Захарии.
Итак, в противоположность торжественным въездам эллинистических царей в город в колеснице, запряженной белыми лошадьми, Иисус въехал в город на осле, показав этим, что для настоящего Царя было важнее на самом деле. Всех с праздником!
События праздника
«Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» (Мф. 21:9)
Войдя в Иерусалим, Христос направился в храм, где перевернул все прилавки и выгнал торговцев с меновщиками. Здесь Господь напомнил людям о предназначении Божьего дома: «дом Мой домом молитвы наречется» (Мф. 21:13). В храме к Спасителю подошли слепые и хромые, немощные люди и получили исцеление от болезней. За всем происходящим в течение дня внимательно наблюдали недоброжелатели Исуса в лице фарисеев и книжников. Они были потрясены тем, что даже маленькие дети в храме воспевали осанну Сыну Давидову.
Поклониться Христу пришли и некоторые римляне из бывших в Иерусалиме. Фарисеи искали встречи с Иисусом и попросили помощи у Его учеников. Узнав об этом Господь сказал, что
«пришел час прославиться Сыну Человеческому» (Ин. 12:23).
Спаситель объявляет о Своей скорой крестной смерти и необходимости верующим в Бога следовать за ним через отречение от мира. На слова Господа «Отче! прославь имя Твое» (Ин. 12:28) ответил голос с небес: «и прославил и еще прославлю» (Ин. 12:28). Народ был потрясен эти явлением, не все поверили в «голос», посчитав его громом. Христос еще раз призывает людей следовать за «Светом», то есть Божественной Истиной, и уходит в Вифанию.
Праздник в православном богослужении
В древней (до X века) иерусалимской богослужебной практике в этот праздник вечером происходило торжественное символическое шествие с пальмовыми ветвями, которое возглавлял епископ, шествовавший, вероятно, верхом на осле – как в свое время Иисус.
Нечто подобное сохранило и соборное богослужение Константинополя IX–XII столетий. Итак, Божественная литургия начиналась не в Святой Софии, где была утреня, а в храме, посвященном 40 мученикам Севастийским, куда патриарх отправлялся верхом на жеребце.
Рассматриваемый праздник включен в цикл Постной триоди. Одной из его отличительных особенностей является отсутствие предпразднства и отдания. Хотя их функционально-литургическими заменами можно считать шестую седмицу Великого поста (особенно Лазареву субботу) и вечерню вечером в сам день праздника соответственно.
В русской богослужебной практике ХVI–XVII веков на протяжении длительного времени (вплоть до начала XVIII столетия) значительную роль играл чин шествия на осляти в Неделю ваий. Оно представляло собой усложнение предписанного Уставом праздничного крестного хода, во время которого патриарх или архиерей с крестом и Евангелием в руках ехал по городу верхом на осле или (обычно) на наряженной лошади.
Отдельного упоминания достойны молитвы на благословение и освящение ваий. Всего по рукописям известно четыре текста: «Собезначальне Слове непостижимаго Твоего Отца», «Господи Боже наш, иже кивотом», «Владыко, Господи, Боже наш, Вседержителю», «Господи Христе Боже наш, седяй на херувимех». Однако только последняя молитва содержится в принятых ныне в Православной Церкви богослужебных книгах. Непосредственное ее чтение предваряется тем, что предстоятель кадит ветви. В русской практике принято также после молитвы окроплять ветви святой водой.
Господи Иисусе Христе Боже наш, в вышних со Отцем на Престоле седяй, выну на крылу от Херувим носимый и певаемый от Серафим, во днех же плоти Своея на жребяти осли сести изволивый нашего ради спасения, и от детей воспевание приявый и во Святый град Иерусалим прежде шести дней бытия Пасхи на вольную страсть пришедый, да спасеши мир Крестом, погребением и Воскресением Твоим! И якоже тогда людие, седящие во тьме и сени смертней, приемши ветви древес и ваиа от финик, сретоша Тя, Сына Давидова Тя исповедуя, такожде и нас ныне в предпразднственный день сей в подражание онех ваиа и ветви в руках носящих соблюди и сохрани. И якоже онии народи и дети “осанна” Тебе приношаху, сподоби и нам во псалмах и пениих духовных душами чистыми и нескверными усты прославити вся величия Твоя в праздник сей и во всю седмицу страсти Твоея и неосужденно достигнути и причаститися Божественныя радости Святыя Пасхи в пресветлые дни Живоноснаго Воскресения Твоего, да воспоем и прославим Твое Божество вкупе со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне.
На престоле на небеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати.
Величаем Тя, Живодавче Христе, Осанна в вышних и мы Тебе вопием: Благословен Грядый во Имя Господне.
Читайте также: