Иисус въезжает в иерусалим картина
Последняя неделя земной жизни Господа Иисуса Христа начинается Царским входом Его в Иерусалим, что было в то же время шествием на Cтрасти. Это событие описано в текстах канонического Четвероевангелия, а также, с подробностями, – в апокрифическом Евангелии от Никодима.
После воскрешения Лазаря Царский вход в этот город был вторым событием, прославившим Его. Этот вход называется Царскимсогласно с пророчествами и Евангелием, где грядущий в Иерусалим Иисус Христос называется Царем: «се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле» (Зах. 9:9; Мф. 21:5).
Когда-то Господь Иисус Христос, «узнав, что хотят прийти и нечаянно взять Его и сделать царем» (Ин. 6:15), уклонился от этого. Теперь же Он, приведя все возможные «доказательства» Своего Небесного посланничества и происхождения, объявляет Себя всенародно Христом, Царем, Сыном Давидовым, грядущим во имя Господне. «Все это могло бы быть сделано с самого начала, – замечает Иоанн Златоуст, – но не принесло бы пользы», потому что, пока Он не положил прочного основания Царству Божию – Своей Церкви, до тех пор смерть Его была бы преждевременной.
Торжественное шествие Господа в Иерусалим, несмотря на необычайные почести, с какими народ и ученики приветствовали Божественного Учителя, само по себе было чуждо всяких признаков земного величия. Не видно было здесь пышности, какой обычно окружают себя земные цари, не видно было, как говорил св. Прокл, «ни оружий, ни щитов, ни копий, ни порфир, ни грозных и могучих телохранителей, а видно все противоположное: осля слабое, младое, чуждое, к ярму готовимое, и сопровождающие – ученики». В великий день посещения Иерусалима Иисус Христос является перед лицом иудейского народа с обычной простотой, кротостью и смирением.
По дороге в Иерусалим в селе Виффагия у горы Елеон Господь попросил учеников привести Ему молодого осла, на которого Он сел, и ослицу, на которую положил Свои вещи. Эти действия не являются случайными и в толковании отцов Церкви имеют пророческий и прообразовательный смысл. По словам святителя Епифания Кипрского, Христос, прежде всюду ходивший пешком, воссел на животное, чтобы показать этим, что Он вознесется на Крест и прославится на нем. «Противолежащее селение» олицетворяет строптивый дух ветхого человека, выгнанного из рая, к которому Христос посылает двух учеников, т.е. два завета – Ветхий и Новый. Ослица означает подзаконную иудейскую синагогу, которая под тяжким бременем влекла жизнь и на хребте которой когда-нибудь воссядет Иисус Христос. Осленок – это языческий народ. В ветхозаветной истории осел является символом мирного труда, тихой и скромной жизни. То, что на осленка «никто из людей не садился» (Мк. 11:2), еще более подчеркивает религиозный характер выбора: все древние считали, что вещь или животное, уже служившее целям обычным, житейским, менее пригодны для целей священных. Таким образом, являя Себя впервые израильскому народу Царем, Иисус Христос хочет, чтобы уразумели, что Он кроткий и спасающий Царь, Он воцаряется в сердцах любовью.
Между тем весть о том, что Иисус идет в Иерусалим, успела распространиться по всему городу. Многочисленные толпы народа, собравшегося на праздник Пасхи из разных стран света, поспешно вышли к Нему навстречу.
Одни постилали на дороге свои одежды, другие срезали пальмовые ветви с деревьев, бросали их по пути и восклицали: Осанна Сыну Давидову. Благословен грядый (тот, кто идет) во имя Господне, Царь Израилев. Осанна в вышних. Это приветствие означало: Осанна (т.е. спаси, помоги, даруй счастие) Господи, Сыну Давидову; Он царь Израилев. Его вход благословен для всего мира, потому что Он совершается во имя Господне. Осанна в вышних, т.е. помоги, Всевышний.
Общий восторг достиг высшей степени, когда шествие приблизилось к спуску с горы Елеон. К радостным воплям народа и ученики Господа присовокупили свои громкие восклицания: «Благословен царь, грядущий во имя Господне! Мир на небесах и слава в вышних».
Художник изобразил на миниатюре только двух апостолов – тех, кто привел осленка, – очевидно, следуя тексту Евангелия от Иоанна. Имена их не указываются. Один, в соответствии с устойчивым иконографическим типом, определяется как Петр, другой апостол, довольно юный, может быть Фомой, Филиппом или Иоанном. В Евангелии от Матфея также говорится, что Христос сел на осленка поверх одежд, которые положили ученики, поэтому в большинстве византийских изображений Господа изображают сидящим на белом покрывале, чего не скажешь о русской иконописи. На этой миниатюре, кроме большой группы людей с пальмовыми ветвями в руках у городских ворот, Иисуса Христа приветствуют и жители, высунувшиеся из окон зданий и тоже держащие пальмовые ветви.
По изъяснению Церкви, зеленеющие ветви служат знамением победы над смертью не только Иисуса Христа, но вместе с Ним и верующих в Него. Зимой ветви деревьев как будто мертвы, но с наступлением весны они снова оживают. Все люди умирают, и для них наступает смерть – эта суровая зима, но придет весна и тела, истлевшие в земле, опять соединятся с душой. Таков у Бога закон: Он тленное облечет в нетление и мертвое сделает бессмертным.
Наконец, ветви вербы означают крест, которым Господь попрал смерть и даровал верующим жизнь. Поэтому Церковь в Неделю Ваий возглашает: «днесь благодать св. Духа нас собра, и вси вземше крест Твой глаголем: благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних».
Обычай постилать под ноги царя одежды известен из книг Ветхого Завета: когда пророк Елисей помазал Ииуя на царство, слуги «поспешили, и взяли каждый одежду свою, и подостлали ему на самых ступенях, и затрубили трубою, и сказали: воцарился Ииуй!» (4 Цар. 9:13).
С XVI в. в России существовал «чин шествия на осляти», отмененный позднее Петром I. Например, в период царствования Алексея Михайловича во время праздничного крестного хода сам царь вел под уздцы лошадь, на которой ехал патриарх Никон. За это патриарх платил царю 100 золотых монет. Эти деньги царь складывал в шкатулку и пояснял, что это единственные деньги в жизни, которые он заработал сам, и потому хочет быть похороненным именно на них. Дети постилали на дороге одежды. Перед лошадью на повозке везли украшенное и увешанное сладостями вербное дерево, вокруг которого располагались певчие. По окончании чина ветки вербы раздавались участникам крестного хода.
Лошадь вместо ослика стали использовать по вполне объективным причинам: во-первых, в холодном российском климате трудно было вырастить этих теплолюбивых животных, во-вторых, праздничное облачение патриарха, обильно украшенное драгоценными камнями, не мог бы выдержать ни один ослик. Возможно, по этой же причине в русской иконографии изображение лошади часто заменяет изображение ослика (рис. 5).
При этом часто Спаситель держит в руке свиток – Новый завет, а правой благословляет встречающих Его людей. На рис. 6 иконописец как бы противопоставляет левую часть композиции – плавный изгиб дерева, силуэты гор, фигуры апостолов и Иисуса Христа – строгости и застылости толпы, изображенной на иконе справа.
На клейме новгородской иконы «Земная жизнь Христа» (рис. 7) фигура Христа еще больше разделяет и, одновременно, объединяет две ступени духовной зрелости людей. На иконе фигура Иисуса Христа выделена сверху округлой горкой и нимбом, снизу – красной попоной коня и белым цветом животного. Здесь нет ни детей, ни расстилающих одежды. Ученики в молитвенных жестах Петра и Иоанна устремлены к Христу, а иерусалимские старцы, наоборот, настороженны и неприветливы. С их стороны нет никаких жестов, иконописец даже не изображает их рук, и это еще резче подчеркивает благословляющий жест Христа, направленный в их сторону.
Всеми выразительными средствами живописи иконописец старается подчеркнуть на этой иконе не единство Нового и Ветхого Заветов, а первое столкновение нового учения со старым, неприступным Законом иудеев. Это видно в противопоставлении светлой цветовой гаммы группы Христа и учеников более темным цветам группы старцев, плавным волнам горок – вертикальности Иерусалимской стены, молитвенные жесты первой группы – отсутствию рук в другой и т.д.
Непременным атрибутом ландшафта является изображение горы Елеон с одиноко растущей пальмой. Кроме того, на византийских иконах большую часть пространства занимают пейзаж и архитектура. Обычно горный пейзаж в иконе служит фоном для выделения центрального образа. Эта стена горок выдвигает основное действие на первый план. Своим цветом, линиями и сдвигами горки влияют и на эстетическое восприятие изображения.
В ранне- и средневизантийский периоды горки изображались, как правило, в виде достаточно монолитных, плотных, массивных по цвету и форме образований (рис. 8).
Но уже в XIV–XV вв. усиливается внимание к проработке горок – они становятся вогнутыми, дробными, с расщепленными вершинами, уступами, расщелинами и т.п. Эти изобразительные элементы на Руси приобрели даже специальное иконописное название – лещадки (от древнерус. слова «лещадь», или «лещедь»: колотый на слои камень, скол горной породы, обтесанные каменные плитки). Это своего рода стилизованные ступени, благодаря которым гора приобретает смысл лестницы и является символом духовного восхождения к Богу.
Особой изощренности писание горок и лещадок в России достигло в XVI–XVII вв. (в частности, в т.наз. строгановских письмах).
Своеобразной чертой этой иконы также является изображение за стенами Иерусалима высокого столпа увенчанного киворием, под которым помещены золотые статуи языческих богов. Похожий киворий встречается не только на русских иконах, но и на некоторых иконах критской школы.
Не менее, если не более активную роль в иконописи, чем горки, играет и предельно условно написанная архитектура. Главное значение архитектурных кулис – то же, что и горного «пейзажа»: активно участвовать в создании целостного, динамичного изображения.
Архитектурные кулисы и горный «пейзаж» – это одни из тех изобразительных пространств византийского искусства, где средневековый художник давал в полной мере волю своей фантазии.
Архитектура Иерусалима представлена множеством причудливых и тесно поставленных друг к другу строений за стеной с башнями. В центре обычно изображается Иерусалимский храм. В русской иконописи в XV–XVII вв. в центре Иерусалима рядом с киворием находится постройка с куполом, увенчанным крестом (рис. 10). Иногда в иконах появляется и такая деталь: в горе изображается пещера, символизирующая будущий Гроб Господень (рис. 10).
Особенностями композиции рис. 10 и 11 тоже являются дети. На переднем плане рис. 11 изображены борющиеся дети, мальчик, вытаскивающий из ступни занозу, одна из встречающих Христа жен с сидящим у нее на плечах ребенком. Вкупе с двумя детьми, срубающими листья ваий с дерева, сюжет превращается в жанровую сцену. Также весьма необычно трактована сложная архитектура на заднем плане и гора с лещадками и расселиной, из которой выходят ученики Христовы.
Вскоре после воскрешения Лазаря, за шесть дней до еврейской Пасхи, Иисус Христос совершил торжественный вход в Иерусалим, чтобы показать, что Он есть истинный Христос Царь и идет на смерть добровольно.
Миниатюра Евангелия из Россано, 6 век
Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус Христос. Они привели ослицу и молодого осла, покрыли осла своими одеждами, и Иисус Христос сел на него.
В следующие затем дни Иисус Христос учил в храме, а ночи проводил вне города. Первосвященники, книжники и старейшины народа искали случая погубить Его, но не находили, потому что весь народ неотступно слушал Его.
ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Матфея, гл. 21, 1-17; от Марка, гл. 11, 1-19; от Луки, гл. 19, 29-48; от Иоанна, гл. 12, 12-19.
В старину с зелеными ветвями встречали царей, возвращавшихся с торжеством после победы над врагами. И мы, держа в руках первые распускающиеся весною ветви прославляем Спасителя, как Победителя смерти; потому что Он воскрешал умерших и в этот самый день входил в Иерусалим для того, чтобы умереть за наши грехи и воскреснуть и тем спасти нас от вечной смерти и вечных мук. Ветка служит у нас тогда знаком победы Христа над смертью и должна напоминать нам о будущем воскресении всех нас из мертвых.
Православная церковь вступает в Страстную седмицу, которую верующие проживают вместе со Спасителем. Эти важнейшие в истории человечества события много веков вдохновляют художников, и сегодня «Фома» знакомит вас с наиболее интересными их произведениями, посвященными последним дням земной жизни Христа в проекте «Холст, Пасха».
современного российского художника Игоря Сушенка
В Вербное воскресенье, так еще называют этот праздник, мы вспоминаем день, когда Христос пришел в Иерусалим на праздник иудейской Пасхи. Молва о Нем и Его чудесах уже разлетелась по всей Иудее, и за Ним шло множество народа. Особенно впечатлило всех чудо воскрешения Лазаря. Многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса. Это переполнило чашу терпения иудейских первосвященников, и они задумали убить и Его, и Лазаря.
В Иерусалиме Спасителя, как свидетельствуют евангелисты, встречали толпы горожан и паломников, пришедших в Иерусалим на Пасху со всего света — из Рима, Греции, с Кавказа и даже из Эфиопии. И все это пестрое людское море приветствовало Христа, держа в руках пальмовые ветви (символ победы у иудеев) и восклицая: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! («Спаси, помоги, благослови, Боже!» — хвалебное обращение к Богу).
1
Ослик, на котором Христос въезжает в город, — это символ смирения. Христос въехал в город не на коне, как победоносный царь, а на ослике, смиренно, как самый простой человек, ведь царство Его не от мира сего (Ин 18:36). Но иудеи этого не понимали. Они ликовали, кричали «Осанна!» и устилали его путь своими одеждами и пальмовыми ветвями, надеясь, что он тот самый Мессия, новый Царь Иудейский, который пришел освободить священный для них город от римлян, захвативших Иудею за 90 лет до этого (в 63 году до нашей эры).
3. Гефсиманский сад
К востоку от Иерусалима, за потоком Кедрон, во времена Христа находился масличный сад с давильней для оливкового масла («гат шманим»). До сих пор еще живы несколько деревьев, которые, возможно, помнят времена Христа. Впрочем, никто не решается подтвердить или опровергнуть это, потому что пришлось бы спилить дерево и подсчитать количество годовых колец.
Гефсимания — это место, в котором начался Крестный Путь Спасителя. Здесь Он молился о том, чтобы чаша страданий миновала Его, — но и смирялся перед волей Отца, соглашаясь на Крест. Эта молитва в Гефсимании, о которой пишут евангелисты Матфей, Марк и Лука, свидетельствует, что на мучения Иисус шел по собственной воле.
И Ему было ничуть не легче предчувствовать Свою смерть, чем другим людям — а, напротив, безмерно тяжелее.
Сразу после молитвы в Гефсимании Господь был взят под стражу — ведь именно здесь апостол Иуда Искариот предал Своего Учителя, указав воинам на Него лицемерным поцелуем. Здесь начались страдания Иисуса Христа.
Что читать: Мф 26:36-57, Мк 14:32-52, Лк 22:39-54, Ин 18:1-13.
1. Храмовая гора
По преданию, именно на эту гору, которая называлась раньше Мориа, в древности поднимался Авраам, чтобы принести в жертву своего сына Исаака. И здесь ангел Божий остановил его руку, тем самым запретив для всех верующих в Единого Бога человеческие жертвоприношения. Столетия спустя, после того как иудеи захватили эти земли у языческого племени иевусеев, именно на эту гору царь Давид перенес Ковчег Завета. А сын Давида, прославленный царь Соломон, построил здесь Храм Единого Бога — единственный в то время на Святой Земле и во всем мире. Во времена Спасителя Храм все так же являлся средоточием всей духовной жизни еврейского народа. Господь, как и все, с детства посещал Храм на праздники, а уже перед Своими Крестными страданиями именно отсюда Он изгнал торговцев, тем самым показывая, что святость этого места — несомненна. В 70 году от Р. Х. Иерусалимский Храм был разрушен римлянами, и все, что осталось от храмового комплекса — это знаменитая Стена Плача. Кстати, на самом деле это вовсе не уцелевшая стена Храма, а просто часть подпорной стены вокруг горы. На месте же самого здания сейчас стоит мечеть.
Что читать: Лк 2:41-19, Ин 7:2-29, Ин 18:19-21; Мф 21:12-16, Мк 11:15-18, Лк 19:45-48, Ин 2:13-22.
6. Гробница Пресвятой Богородицы
Уже будучи распятым на Кресте, Господь поручил Свою Матерь апостолу и евангелисту Иоанну (см. Ин 19:25-27). Как свидетельствует христианское предание, вначале Богородица жила в Иерусалиме, а потом, с началом гонений на христиан, переселилась вместе с Иоанном в Эфес. Лишь незадолго до кончины Она вернулась в Иерусалим и часто молилась у Голгофы, а также на Елеонской горе, где раньше бывал Ее Сын. Почувствовав близость кончины, Богородица завещала похоронить Себя рядом с могилами родителей Иоакима и Анны и супруга-обручника — праведного Иосифа. Апостолы все время молились у Ее гробницы. С ними не было только Фомы, и когда на третий день он пришел в Иерусалим, то попросил открыть гроб, чтобы попрощаться с Матерью Господа. Но тела в гробу уже не было — Христос воскресил Ее из мертвых. Именно поэтому кончину Богородицы называют Успением, а не смертью — ведь смерть для Нее была лишь кратким сном, от которого когда-нибудь предстоит воскреснуть и всем нам.
Что читать: в Новом Завете ничего не говорится об Успении Божией Матери — но память об этом событии сохраняет церковное Предание. С первых веков истории Церкви все христиане праздновали этот день, а пост перед ним известен как минимум с V века от Р. Х.
Икона праздничного ряда Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря.
скрыть способы оплаты
Поклонюсь я с ветвью пальмовой,
Постелю свои одежды,
Возглашу со всеми, Господи,
Я Тебе: «Осанна в вышних!»
Кроткий Ты, сидящий так,
На осляти сем невинном.
Только Сила от Тебя велика шла
Над усем Иерусалимом.
Ты Царем в сей град вошел.
Тебя встретили, Мессия!
Праздная толпа чудес ждала,
Не поняв в чем Твоя Сила.
Так же легко…
Предала.
И «Осанна»-
На «Распни» сменила.
Чудеса для них прошли.
Ты ж на Крест свой шел покорно,
Чтобы ту толпу спасти,
Заблудившуюсь невольно.
Сколько же в Тебе любви?!
Сколько простоты покорной?
Что и нам идет с Небес
Сила той Любви даренной.
Торжественный вход Господень в Иерусалим празднуется Православной Церковью в последнее воскресенье перед светлым праздником Пасхи.
Это — один из великих праздников и называется он еще Вербным Воскресеньем, потому что в этот день за всенощной службой Божией (или за утреней) раздаются молящимся освященный ветви вербы или других растений.
У людей пред праздником уборка.
В стороне от этой толчеи
Омываю миром из ведерка
Я стопы пречистые Твои.
Для кого на свете столько шири,
Столько муки и такая мощь?
Есть ли столько душ и жизней в мире?
Столько поселений, рек и рощ?
Но пройдут такие трое суток
И столкнут в такую пустоту,
Что за этот страшный промежуток
Я до воскресенья дорасту.
В старину с зелеными ветвями встречали царей, возвращавшихся с торжеством после победы над врагами. И мы, держа в руках первые распускающиеся весною ветви прославляем Спасителя, как Победителя смерти; потому что Он воскрешал умерших и в этот самый день входил в Иерусалим для того, чтобы умереть за наши грехи и воскреснуть и тем спасти нас от вечной смерти и вечных мук. Ветка служит у нас знаком победы Христа над смертью и должна напоминать нам о будущем воскресении всех нас из мертвых.
Педро Орренте. Въезд Христа в Иерусалим. 1640
Но произошло неожиданное для них: «Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» Многие подстилали свои одежды, срезали ветви с пальм и бросали по дороге, дети приветствовали Мессию. Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в Нем Царя, который пришел освободить его.
икона
Далее евангелисты повествуют: «Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: "не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле". И вошел Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей.
И говорил им: написано: «дом Мой домом молитвы наречется», а вы сделали его вертепом разбойников». Весь народ с восхищением слушал учение Господне. После чего к Иисусу приступили слепые и хромые, которых Он исцелил. Затем, покинув Иерусалим, Он вернулся в Вифанию.
икона
За утреней присутствующим раздаются зеленеющие ветви со свечами в память того, что встречали Господа с пальмовыми ветвями в руках. Красуйся и радуйся Церкве Божия: се бо Царь твой прииде в правде, на жребяти седя, от детей воспеваемый: осанна в вышних!
Фреска храма
В этот день Церковь вспоминает, что пришедшие на праздник Пасхи иудеи встречали Иисуса как мессию, как пророка, как великого чудотворца, ибо знали, что Он незадолго до этого воскресил четверодневного Лазаря. Взрослые и дети пели и ликовали, подкладывали под ноги осла, на котором Он ехал, свои одежды, встречали Его зелеными ветвями и цветами.
От обычая употреблять в этот праздник вайи (ветви финиковой пальмы) он называется Неделей «Ваий», «Цветоносия», «Цветною».
У нас же этот праздник называется «Вербным воскресением», т. к. вайи заменяются вербой, поскольку ранее других деревьев являет она признаки пробуждающейся после долгой зимы жизни.
икона
В воскресенье вечером богослужебные тексты свидетельствуют о наступлении Страстной, или Великой, седмицы. Начиная с вечерни недели Ваий, все песни Триоди Постной ведут нас по следам Господа, грядущего на вольную смерть.
стенная роспись
Навстречу Ему из ворот города вышли мужчины и женщины. За их спинами — Иерусалим. Это большой и великий город, высокие здания изображены тесно. Их архитектура указывает на то, что иконописец жил в окружении русских храмов.
Дети подстилают свои одежды под копыта осленку. Другие — ветви пальмы. Иногда в нижней части иконы бывают написаны еще две детские фигурки. Один ребенок сидит, подвернув и чуть приподняв ногу, над которой склонился другой малыш, помогающий вынуть занозу из ступни.
Эта трогательная бытовая сценка, пришедшая из Византии, придает образу жизненность, но, тем не менее, нисколько не снижает пафоса происходящего.
Одежды детей чаще всего белые, что символизирует их душевную чистоту и незлобивость.
Как обычно для русских икон, с мастерством и строгим изяществом выписаны одежды всех взрослых персонажей. За фигурой Христа вздымается в небо гора, изображенная традиционными символическими средствами.
В Вербное воскресенье за трапезой разрешаются рыба, елей и вино.
Не мир пришел Я принести, но меч (Мф 10:34).
Приближаются главные дни в судьбах всего мира, когда безвинно прольется кровь Праведника. Господь Наш Иисус Христос будет распят на кресте, принеся себя в жертву за «жизнь мира».
Предшествующее Пасхе воскресение называют Вербным. В этот день Церковь вспоминает важнейшее Евангельское событие — приход Спасителя в Иерусалим менее чем за неделю до предстоящего распятия.
За день до этого Он воскресил Лазаря в селении по другую сторону Елеонской горы от Иерусалима. Слух о чуде быстро распространился в округе, и в городе заговорили о том, что это знак — древние пророчества исполнились, и Мессия, спаситель израильского народа, уже здесь.
Иисус не стал опровергать эти слухи, а, напротив, сев на осла, въехал в город через Золотые ворота, входить в которые простым людям не дозволялось даже пешком, потому что с самого начала они предназначались для одного единственного Гостя. Подобный шаг был равносилен провозглашению себя Мессией. Жители города восприняли это именно так и стелили под ноги Иисусу пальмовые ветви (в воспоминание об этом событии в России в храмы в этот день принято приходить с ветками вербы).
Но, войдя в знаменитый Иерусалимский храм — центр ветхозаветной религии, Иисус, вопреки народным ожиданиям, вовсе не провозгласил священной войны против римлян и не повел толпу на штурм стоящей рядом крепости римского гарнизона. Он изгнал из Храма торговцев, обвинил собравшихся в попрании веры и ушел прочь из города.
Иисус больше не появится в Храме. На протяжении нескольких дней он учит возле Иерусалима, регулярно споря с фарисеями — признанными религиозными вождями Иудеи. И в то же время крепнет народное разочарование в Нем. Те, кто стлал пальмы под ноги Спасителя, все менее довольны Им.
В эти дни Иисус предрекает Иерусалиму горькую судьбу. Пророчеству предстоит исполниться уже через несколько десятков лет: в 72 году н. э. город и Храм будут стерты с лица земли римлянами, а иудеев изгонят с их родной земли.
Ты грядешь посреди обманувшейся черни,
Преклоняя свой горестный взор,
Ты вступаешь на кротком осляти
В роковые врата — на позор…
Иван Бунин
Царство любви и примирения, которое Бог открывает и предлагает всем, не смогли принять даже избранные и последовавшие за Ним ученики.
В последние дни перед распятием даже они думали о земном: апостол Петр предлагал не ходить в Иерусалим, где суждено пострадать, Саломия просила выгодных мест у царского престола для своих сыновей, Иуда, видя, что Господь не заботится о деньгах, потихоньку брал их и тратил на свои земные привязанности. Что же говорить о жителях столичного города?
Здесь все были верующие, все знали десять заповедей, все приносили Богу жертвы, соблюдали посты, давали десятину и молились не по принуждению, а по вере в значимость всего происходящего. Прогрессивные фарисеи искренно видели себя лучше многих обыкновенных людей, книжники считали, что знаний о Боге достаточно для того, чтобы учить других жить.
Бенджамин Роберт Хейдон. Вступление Христа в Иерусалим
Учителя стали «любить председания в собраниях, возлежание на пиршествах». Они превратились в «слепых вождей слепых», потому что посчитали, что Бог — такой же, какого они себе придумали: «Может, Он и живой, но нам все ясно: Бог не там, где мытарь, блудница, прокаженный, не там, где бедный и больной. Значит, искать Его там уже не надо…».
Поэтому с виду умилительный вход Господень в Иерусалим открывает последнюю страшную страницу, теперь уже ничем не прикрытой войны абсолютной Любви с духом мира сего, который, как смертельный вирус, незаметно поражает наше понимание мира и ведет нас к духовной немоте.
Иллюстрация к детской Библии
Эту войну объявляет Сам Иисус: Не мир пришел Я принести, но меч (Мф 10:34).
Приближаются главные дни в судьбах всего мира, когда безвинно прольется кровь Праведника.
Когда неправда обвиняет,
Мы поминаем Божий суд:
Напрасно молнии сверкают,
Людские громы не убьют…
А нет, выходит, не напрасно.
Страстну́ю знаем наперёд.
И к смерти рабской и ужасной
Жребя́ Царя царей несёт.
Вон исцелённые стоят,
С детьми осанною гремят.
О люди! По любому счёту
Мы не имеем права жить!
Речь не о тех, кто в нечистотах,
О мёртвых что и говорить!
Да как же так могло случиться,
Что Жизнь никто не защитил?
Мир потому самоубийца,
Что выбор свой не отменил.
Глаза от Правды отвернул
И в развлеченьях утонул.
Листвой, одеждой застилают
Дорогу в Иерусалим!
Шумят, бегут, провозглашают…
День ликованья! А за ним –
Демократичный суд Пилата,
Архиерейская молва,
Правозащитные солдаты,
И терноносная Глава!
Ведь знают, что Его распнут,
И до́смерти пред смертью бьют!
Зачем прибиты ноги, руки?
Пилаты, старцы там и тут.
Иного Рима недоумки
Порядок новый стерегут.
А мы, идущие за Светом?
Не жалим ли Его Главу?
Давно устал быть в мире этом
Да вот наказан, всё живу!
Видать, моей нечистоте
Там места не нашлось нигде.
Непременным элементом иконографии праздника является изображение Елеонской горы. Она служит фоном для выделения центрального образа на плакетке из слоновой кости второй половины Х века из Берлинского музея византийского искусства (ил. 2). В мозаиках Палатинской капеллы в Палермо (Италия, середина XII в.) (ил. 3) Христос на осле и апостолы за ним изображены спускающимися с горы. Художник прямо следовал описанию события у евангелиста Луки: "А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они» (Лк. 19: 37). Размещению горы в левой части сцены всегда соответствует изображение города в правой части. Архитектура Иерусалима представлена множеством причудливых и тесно поставленных друг к другу строений за стеною с башнями. В центре обычно изображен Иерусалимский храм. В русской иконописи XVI–XVII веков в центре Иерусалима изображается центрическая купольная постройка, увенчанная крестом.
3
Иудеи, съехавшиеся в Иерусалим со всего света на Пасху, славят «сына Давидова, Царя Иудейского», устилают Его путь своими одеждами и пальмовыми ветвями. Все они собрались здесь потому, что по законам иудаизма, каждый верующий должен был на Пасху принести жертву в Иерусалимском храме.
4. Елеонская гора
Елеонская гора к востоку от Иерусалима — это место, на котором Христос часто молился и проповедовал (см. Ин 18:1-2). На ее склоне находится Гефсиманский сад, место ареста Господа. Название этой горы в переводе с греческого означает «масличная». Она упоминается еще в Ветхом Завете как место, на котором царь Давид молился Богу в скорби (2 Цар 15:30). Возвышенность имеет три вершины, которые сейчас условно «поделены» между иудеями, христианами и мусульманами. На южной оконечности города до сих пор расположено еврейское кладбище, уже во времена Спасителя считавшееся очень древним, а также почитаемые могилы библейских пророков Аггея, Малахии и Захарии. В I веке от Р. Х. Елеонская гора еще была соединена мостом с Храмовой горой, так что поток Кедрон можно было пересечь по мосту, а не вброд. Видимо, именно по этому мосту Спаситель и шел в Гефсиманию после Тайной Вечери. Однако мост пришлось разрушить во время осады Иерусалима, потому что в 70 году от Р. Х. на северной вершине Елеонской горы стоял лагерем Десятый римский легион под командованием Тита. Для христиан Елеонская гора — одна из главных святынь Святой Земли, ведь после Воскресения именно на вершине Елеона состоялась последняя беседа Спасителя с учениками и Вознесение Господне.
Что читать: Мк 16:19, Лк 24:50-52, Деян 1:4-12.
1
Ослик, на котором Христос въезжает в город, — это символ смирения. Христос въехал в город не на коне, как победоносный царь, а на ослике, смиренно, как самый простой человек, ведь царство Его не от мира сего (Ин 18:36). Но иудеи этого не понимали. Они ликовали, кричали «Осанна!» и устилали его путь своими одеждами и пальмовыми ветвями, надеясь, что он тот самый Мессия, новый Царь Иудейский, который пришел освободить священный для них город от римлян, захвативших Иудею за 90 лет до этого (в 63 году до нашей эры).
5. Голгофа
Голгофа — это место распятия Господа Иисуса Христа. Название этой горы звучит по-арамейски как Гульгальта и обозначает «гора черепа» — или, в русской традиции, Лобное место. По преданию, именно под Голгофой был похоронен Адам, поэтому на фресках и иконах, изображающих Распятие, под Крестом часто помещается его череп.
Кроме того, тело распятого Господа было похоронено у склона Голгофы, поскольку раньше здесь находились сад и кладбище.
Так что подножие этой горы — это еще и место Воскресения Христова.
Когда после распятия и смерти Господа и двух разбойников римские солдаты сняли тела казненных с крестов, то сами кресты, видимо, просто были сброшены вниз под гору.
Именно поэтому в 325 году от Р. Х. святая царица Елена нашла в районе Голгофы все сразу: и Гроб Господень, и Истинный Крест Христов. Над Голгофой и ее склоном сразу было начато строительство христианского храма, который и поныне остается самым знаменитым в мире. В западной традиции он называется Храмом Гроба Господня, а в нашей восточной — Храмом Воскресения Христова. И это неудивительно — ведь архитектура здания была специально задумана так, чтобы охватить и место Распятия, и место Воскресения Христова.
Что читать: Мф 27:32-44, Мк 15:21-32, Лк 23:32-43, Ин 19:16-19.
2. Сионская горница
Сион, он же Цийон — один из холмов Иерусалима, который издавна считался центром города. Именно здесь стояла городская крепость, оплот Израиля, и поэтому Сион со временем стал символом Земли Обетованной, свободного государства иудеев. В Ветхом Завете говорится, что именно отсюда должно было прийти спасение, отсюда Бог явит Свою Славу.
Все пророчества о Сионе исполнились в Новом Завете. Именно здесь, в одном из домов на холме Сион, Господь совершил знаменитую Тайную Вечерю — последнюю трапезу с учениками, на которой Он установил Таинство причащения. Это Таинство поныне совершается в каждом православном храме, и любой христианин может и должен участвовать в нем.
Сейчас в Иерусалиме показывают здание, на втором этаже которого в просторной комнате состоялась Тайная Вечеря. На самом деле, конечно, это гораздо более позднее строение — но, кто знает, возможно, на этом месте действительно стояло то самое здание, которое упоминается в Евангелии.
А еще, кроме Тайной Вечери, по преданию, в Сионской горнице произошло Сошествие Святаго Духа на апостолов, а в 49 году от Р. Х. — первый Апостольский Собор.
Что читать: Мф 26:17-19, Мк 14:12-16, Лк 22:7-13.
4
Удивленный эллин (на его голове типичная для того времени шапка из коровьей кожи) взирает на пророка из Назарета. Евангелист Иоанн повествует, что эллины — речь идет о греческой общине — тоже пришли в Иерусалим на Пасху и хотели увидеть Христа (Ин 12:20—22).
Ликующий иудей, приехавший на праздник из Эфиопии. Эфиопские иудеи и по сей день живут в этой стране, считая себя потомками царя Соломона и царицы Савской.
Фарисеи — представители влиятельного направления в иудаизме, которое проповедовало точное соблюдение всех религиозных предписаний. Несмотря на то, что Христос постоянно обличал их лицемерие, фарисеи тоже встречали Христа в Иерусалиме как возможного Царя Иудейского — настолько им были ненавистны поклоняющиеся языческим богам римляне.
Книжник иудейский — представитель самой образованной прослойки общества, наделенный правом толковать закон иудейский. Книжники часто спорили с Христом, считая вместе с фарисеями, что Он нарушает религиозные предписания.
Римские воины, испуганные кричащей толпой. В то время Иудея была одной из самых неспокойных провинций Римской империи, поэтому во время Пасхи в Иерусалиме численность римского гарнизона возрастала в разы.
В каждом покоренном городе римляне в знак своей власти устанавливали статую римского правителя и обязывали местных жителей приносить жертвы своим богам за его благополучие. Этому требованию подчинялись даже правоверные иудеи.
На Пасху иудеи по закону должны были приносить в Иерусалимском храме жертву. Самые богатые из них закалывали телят, те, кто победнее, — ягнят, а самые бедные приносили в жертву голубей. Так как многие иудеи прибывали в город издалека, специально для них жертвенных животных продавали на улицах города.
Гора Елеон (Масличная гора), где находился Гефсиманский оливковый сад, в котором любил бывать Христос. С нее открывается вид на весь Иерусалим, и Спаситель, перед тем как войти в него, отсюда предрек ему скорое разрушение. Страшное пророчество сбылось в 70 году нашей эры, когда римляне полностью разрушили город во время Иудейского восстания. Здесь же Христос произнес свою последнюю проповедь (Лк 24).
Золотые Ворота, через которые вошел Христос. Через них человек попадал не в сам город, а именно на территорию храма. Таким образом, Господь прежде всего торжественно вошел в главную святыню всего Израиля, в дом Отца Своего Небесного, а в конечном итоге — и в Свой дом.
Эти ворота упоминаются в ветхозаветной книге пророка Иезекииля: когда потомок царя Давида войдет через них, они затворятся за ним навсегда.
Нынешние ворота были построены, вероятно, в 520-х годах н. э., — поверх обнаруженных рядом руин существенно более древних ворот периода Второго Храма. Они были закрыты мусульманами в 810 году и вновь открыты крестоносцами в 1102 году. Позже они были запечатаны Саладином, после того как в 1187 году он овладел Иерусалимом. А османский султан Сулейман Великолепный восстановил ворота вместе с городскими стенами, но в 1541 году замуровал. В таком виде они и остаются до сих пор.
Иконография насыщена образами торжества и праздника, что соответствует самому событию, которое во многом предваряет Светлую Пасху Христову. К таким моментам можно отнести образ нарядного Иерусалима – белые или красные строения, яркие одежды на встречающих Христа.
Центральным изображением на иконе является фигура Господа, Который въезжает в город на осле. Спаситель сидит боком, слегка повернув голову в сторону идущих за Ним апостолов, (в других вариантах – в сторону Иерусалима). Движением правой руки Он благословляет встречающих Его людей.
Группа апостолов, идущая за Христом, пишется на иконе слева. Ученики Господа изображаются спорящими между собой, так как сначала они не понимали, для чего необходимо было Спасителю так торжественно входить в город. Позже они осознали, что в этом исполнилось пророчество Захарии о Мессии: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9, 9).
Справа на иконе изображается группа людей с пальмовыми ветвями, - они встречают Спасителя. В древнем Израиле пальмовая ветвь была символом веселья, торжества и радости, с ней евреи встречали знатных людей и полководцев. Здесь люди приветствуют Христа как Победителя смерти.
Перед ослом еще пишется фигура ребенка, который постилает под ноги животного свои одежды. Дети также являются частью процессии, встречающей Мессию. Постиланием одежд под ноги евреи встречали помазанников на царство. На иконе этот сюжет связан с тем, что Христос является Помазанником на Царство Божие.
Читайте также: