Иисус на осле въехал в иерусалим
За пять дней до иудейского праздника Пасхи Господь подошел к селениям Виффагия и Вифания у Елеонской горы вместе со Своими учениками и поручил двум из них привести Ему молодого осла, на которого никто никогда не садился. Когда они исполнили повеление, Христос сел верхом на осла и стал спускаться с горы к Иерусалиму под приветственные возгласы учеников и народа, который встречал Господа, постилая свои одежды и срезанные с деревьев ветви на Его пути, радостно восклицая: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» (Мф. 21: 9; Мк. 11: 9; Лк. 19: 38; Ин. 12: 13).
Сама поездка на осле, согласно евангелистам, была осуществлением пророчества Захарии (см.: Зах. 9: 9). У Матфея оно описано как реализованное вплоть до мельчайших подробностей, поскольку говорится не об одном, а о двух животных – ослице и осленке. При этом из текста можно даже понять, что Господь воссел на них одновременно (см.: Мф. 21: 2–3, 5, 7). Для разрешения данного противоречия предлагается несколько вариантов: либо текст стиха был испорчен и Господь сел только на осленка; либо слова «поверх их» относятся только к постеленным одеждам, поскольку другие синоптики однозначно говорят о поездке на молодом осле. Возможно, второе животное было необходимо, чтобы молодой необъезженный осел шел через толпу спокойно.
Евангелисты особо подчеркивают, что на осла до Христа никто никогда не садился, и это, безусловно, указывает на ритуальную чистоту животного и возможность принесения его в жертву Богу.
Однако чрезвычайно символично следующее. По традиции, все без исключения паломники входили в Иерусалим пешими – в знак смирения и почитания Святого города и храма. Евангелисты же говорят лишь о том, что Христос приблизился к Иерусалиму, сидя на осле, и не уточняют, как именно – верхом или пешим – Он вступил в город.
|
Воскрешение Лазаря. Новгород, XV в. |
Кроме того, для последнего празднования были характерны ликование и радостные восклицания (см.: Ис. 12: 6; 42: 1–2; 44: 23; Иер. 31: 7; Зах. 9: 9), также указывавшие на будущее воскресение мертвых (см.: Ис. 26: 19). Очевидно, этим и объясняются возгласы «Осанна!»(буквально – «Спаси же!»), которые с молением о помощи обращены к Богу.
Праздник в православном богослужении
В древней (до X века) иерусалимской богослужебной практике в этот праздник вечером происходило торжественное символическое шествие с пальмовыми ветвями, которое возглавлял епископ, шествовавший, вероятно, верхом на осле – как в свое время Иисус.
Нечто подобное сохранило и соборное богослужение Константинополя IX–XII столетий. Итак, Божественная литургия начиналась не в Святой Софии, где была утреня, а в храме, посвященном 40 мученикам Севастийским, куда патриарх отправлялся верхом на жеребце.
Рассматриваемый праздник включен в цикл Постной триоди. Одной из его отличительных особенностей является отсутствие предпразднства и отдания. Хотя их функционально-литургическими заменами можно считать шестую седмицу Великого поста (особенно Лазареву субботу) и вечерню вечером в сам день праздника соответственно.
В русской богослужебной практике ХVI–XVII веков на протяжении длительного времени (вплоть до начала XVIII столетия) значительную роль играл чин шествия на осляти в Неделю ваий. Оно представляло собой усложнение предписанного Уставом праздничного крестного хода, во время которого патриарх или архиерей с крестом и Евангелием в руках ехал по городу верхом на осле или (обычно) на наряженной лошади.
Отдельного упоминания достойны молитвы на благословение и освящение ваий. Всего по рукописям известно четыре текста: «Собезначальне Слове непостижимаго Твоего Отца», «Господи Боже наш, иже кивотом», «Владыко Господи Боже наш Вседержителю», «Господи Христе Боже наш, седяй на херувимех»[2]. Однако только последняя молитва содержится в принятых ныне в Православной Церкви богослужебных книгах. Непосредственное ее чтение предваряется тем, что предстоятель кадит ветви. В русской практике принято также после молитвы окроплять ветви святой водой.
Святоотеческая экзегеза праздника
Помимо этого, несомненно соотношение данного события и с Рождеством Христовым: положение Спасителя в ясли и участие осла; свидетельство младенцев и ликование детей (преподобный Ефрем Сирин).
Праздник в дохалкидонской и западной традициях
В коптском богослужении, так же как и в эфиопском, главные особенности праздника составляют процессия с пальмовыми ветвями, в память о событии совершаемая перед литургией, а также чин поминовения усопших после литургии.
В амвросианском обряде одной из главных составляющих анализируемого праздника был первоначально обряд передачи Символа веры, позже перенесенный на день раньше.
В Галлии в IX столетии символико-аллегорические шествия с пальмовыми ветвями имели уже характер традиции, хотя начало празднования относится к самому концу VII века.
Иконография праздника
За Христом обычно находятся апостолы, впереди – дети. Они возлагают под ноги осла одежды и взбираются на деревья, срывая ветви. Жители Иерусалима, выходящие из ворот города, встречают Спасителя с ветвями в руках, среди них часто присутствуют женщины – опять-таки с детьми на руках. За стенами Иерусалима, в центре города, изображается купольное здание, иногда увенчанное крестом.
Наряду с композициями, в которых апостолы следуют за Христом, встречаются сцены, где представлены два апостола – Петр и Иоанн, по сторонам от Учителя.
В палеологовскую эпоху появилась новая иконография: Спаситель сидит на осле, обернувшись назад, к апостолам. Этот извод, отличающийся, как, впрочем, и другие, малочисленностью сюжетных деталей и изобразительной сдержанностью, получил широкое распространение в русском искусстве XV столетия.
28 марта 2010 г.
Зачем нужно было Творцу Мира и всего сущего, когда Он был в зените Своей славы, демонстрировать людям въезд в Иерусалим (в Вербное Воскресенье) на осле, скотине не очень умной, иногда упрямой (помните поговорку: "упрямый, как осел"*), но трудолюбивой, выносливой и во всем покорной человеку? Разве не мог Он - Сын Божий как-нибудь "подостойней" въехать в Иерусалим? Здесь нужно иметь в виду, все, что связано со спасительной миссией Посланника с Небес Иисуса Христа на земле и дошедшее до нашего времени Евангельским повествованием, имеет сакральное** и промыслительное значение.
Вместе с тем Он обетовал ученикам и последователям Своим перед Вознесением на Небо:
И се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мф.28:20).
Я – пастырь добрый. Пастырь добрый душу свою полагает за овец. Наемник, а не пастырь, тот, кому овцы не свои, видит, как волк приходит, и оставляет овец и бежит (и волк их похищает и разгоняет), потому что он наемник, и нет ему дела до овец. Я – пастырь добрый, и знаю Моих, и знают Меня Мои (Ин.10:11-14).
В древнем Патерике описан такой случай. Один просвещенный архимандрит, когда пытались возвеличить славу его сана, премудро ответил пытавшимся это сделать: "Напрасно хвалите меня, я лишь осел на котором въезжал Господь в Иерусалим" . Люди воссылали славу Христу: " осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! ", а глупый осел под ним улыбался и радовался, думая, что это его так приветствует толпа.
Этот пример приведен для просвещения носителей званий, санов, и прочих служителей земных церквей, которые считают, что они уже богоизбранны и достойны войти в Царство Небесное за свои "заслуги". Будучи простыми смертными, рожденными в падшем мире страстным (животным) образом и, как правило, пребывающие в плену у страстей и греха (почему благодати Духа Божия в себе не имеющие), они только ослы Христовы, которые совершают видимые действия, установленные церковным уставом, реальные же таинства в душах, а значит и судьбах людей совершает Бог по Своему, Одному Ему ведомому Промыслу, воздавая каждому должное по их отношению к закону (Слову) Божию.
" Испытующий. сердца знает " всех и от Него ничто не скрыто, простой же смертный священно-действователь людских душ знать (видеть их чистоту или нечистоту) не может по причине плотяности своей, и потому не в его власти "вязать и разрешать", но в святой Воле и Силе Божией.
Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией (Рим.8:27).
Святые отцы говорили: "На земле люди тебя крестят, а на Небе крещен не будешь, если живешь в нечестии своем (грехе)".
*въезд Спасителя в Иерусалим на осле, животном, отличающимся своим упрямым нравом, это некая Божественная ирония символизирующая упрямство и недалекость основной массы людей, рождающихся в падшем мире. Когда за малую жертву, всего лишь отказом от греха и покаяния в нем, Творец Бог обещает им вечную жизнь в Царствии Своем, а они противятся как упрямый и недалекий осел. и за "чечевичную похлебку" земных услаждений, как Исав, продают первородство свое.
Чудесный город
На следующий день хозяин повез собранный урожай в Иерусалим. Дорога туда была не очень долгой, зато очень интересной. Нужно было сначала подняться на пологую Елеонскую гору, а потом спуститься в Иерусалим по ее западному склону. Осленок весело бежал рядом с повозкой и с любопытством смотрел по сторонам. Но когда дорога перевалила через вершину горного отрога, он замер в изумлении.
Внизу перед ним лежал огромный прекрасный город. Обнесенный высокими стенами из светлого камня, он весь был залит солнечным светом и напоминал драгоценное украшение, которое жена хозяина надевала по праздникам себе на шею. Стену укрепляли высокие башни с воротами, через которые в город въезжали караваны с товарами. А на горе сиял золотом и белоснежным мрамором ослепительный храм. Это было так красиво, что ослик даже зажмурил глаза, чтобы не ослепнуть от открывшегося зрелища. Но повозка с хозяином уже катилась неспешно вниз по дороге. И осленок поспешил догнать маму-ослицу, чтобы она не волновалась.
Потом он еще много раз приходил в Иерусалим вместе с мамой и хозяином по разным надобностям. Но эта первая поездка запомнилась ему как-то особенно. Всякий раз, когда он вспоминал солнечный город с башнями и храмом, осленка посещало странное волнение. Как будто что-то очень важное должно было произойти в его жизни, связанное с этой дорогой, с этим городом…
Впрочем, осленок не особенно об этом задумывался. Он просто бегал по траве возле дома, пил вкусное мамино молоко, нюхал цветы, играл с теленком, когда их выпускали попастись вместе. Короче, осленок рос точно так же, как и все остальные ослята в Иудее. До поры его не использовали в хозяйстве: чтобы ослика нагружать поклажей, нужно, чтобы у него окрепла спина. Поэтому на нем никто не ездил, его не запрягали в повозку, не клали на спину тюки с товарами. И нужно сказать, ослику очень нравилась такая привольная жизнь.
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Осёл (евр. хамор) с древности в Палестине был ценным домашним животным. Иисус Христос, хотя и был Царем Иудейским, но шел добровольно на страдания. Поэтому он кротко въехал не на лошади, как завоеватель, а на молодом осле. Это символизировало мирный приход Мессии, Который возвещал народам мир. Об этом предвозвестил пророк Захария: Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной (Зах.9:9).
И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их. Все же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной. Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского.
Праздником Вербного воскресенья начинается для нас Страстная седмица. В течение этих нескольких дней Господь завершит Свою земную жизнь. В этом завершении будет совершение всего. Как Он Сам скажет в Своих последних словах на Кресте: «Совершилось!»
«Осанна Сыну Давидову»! — приветствует Господа народ. Этими восклицаниями собираются во Христе все чаяния Ветхого Завета, все обетования Божии. Царь Давид для народного предания и для самой подлинной веры Израиля остается непоколебимым знамением исполнения Божиих обетований. Духом Святым Давиду было возвещено, что его царству не будет конца. И ему было обещано потомство, которое воспримет престол отца, и которому будет дано помазание на вечное царство. Из этого обетования рождается образ Мессии, прихода Которого ждали все. Мессия должен быть Мессией, Царем. Он утвердит Свой престол в Иерусалиме.
Однако мы знаем, что это торжество Господа недолго продлится. Страшные Страсти и Крест, о которых возвещает нам сегодняшний праздник, обозначатся с предельной очевидностью и для них. Достаточно будет нескольких дней, чтобы все, ученики и народ, забыли торжество Вербного воскресенья. Более того, этот вход Его в Иерусалим будет объявлен обманом с Его стороны. В самом деле, скажут все, Ему недостает многого, о чем возвещают древние пророки. Но вход Господень в Иерусалим был праведен и истинен. В нем было начало великого совершения. Это было пророчество о совершении и торжестве Пасхи, того, чего никто не мог вообразить.
«И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей?» Все увидели Его. Одни изумлялись небывалому явлению, другие смеялись над незначительностью события. Одни исполнялись радости, другие — первосвященники и фарисеи — завистью и негодованием. Так по-разному отзываются умы и сердца людей на приближение Царства Христова. Жители Иерусалима восклицают: «Кто Сей?» — как будто они впервые видят Христа. Святый Божий не узнан во Святом Граде. И доныне там, где находятся Гефсимания и Голгофа, все величайшие наши святыни, и всюду, где сияет ярчайший свет, где является глубочайшее исповедание веры (как, например, небывалый в истории сонм мучеников в нашей России) — рядом с живым присутствием Христа Бога — может быть больше слепоты и мрака, чем где бы то ни было. В Иерусалиме будет отвергнут и предан смерти Христос. И в этом граде, а не где-то, будет встречен восторженной толпой — теми, кто ищет земной победы Израиля над миром — антихрист, потому что он придет во имя свое.
Господь вступает в Свои Страсти, и это есть преддверие Креста и смерти. Да знаменуется на нас свет лица Его — истинного Бога, осужденного, непостижимого Бога, Которого народ отвергнет, от Которого сами апостолы разбегутся. Кто может вместить, чтобы спасение совершилось через поражение? Кто мог когда помыслить, что всемогущество Божие откроется через полное Его крушение? Невозможно поверить, чтобы века ожидания, пророчеств, надежды, которая расцветает сейчас в этом дне, завершились смертью Того, Кто должен всех спасти. Такого не может быть никогда. Это безумие. Об этом и скажет апостол в своем вдохновенном исповедании веры: «Мы проповедуем Христа распятого, иудеям соблазн, эллинам безумие, но для нас, спасаемых — Божию мудрость и силу» (1 Кор. 1, 23—25).
Вот где истина. Наше спасение, наше избавление сегодня от всеразрушающего уныния заключено в этом. Чтобы увидеть, что Господь наш поистине Вседержитель, мы должны прежде всего узнать Бога как любовь, всю себя отдающую. И эту любовь, это Царство Божие внутри нас по дару Христа и Его Креста мы должны обрести. Когда зло торжествует, любовь не перестает быть любовью. И всемогущество Божие проявляется именно в этой любви. Это выше всякого разумения. Но чтобы наши каменные сердца стали живыми, есть только один путь — научение Христовой любви. Бог, в Которого мы веруем, не только Всесильный Бог, Творец неба и земли, Он — Бог любви. Он — любовь.
Господь торжественно входит в Иерусалим, потому что человек не имеет веры, доверия всемогуществу любви. Он верит в силу своих мускулов или своего оружия и в то, что Господь может умножить его силу. Господь грядет на вольную Страсть, потому что человек не верит, что одна только сила любви может преобразить мир. В этом ошибка мира, это то, что называется грехом. Веровать во всемогущество любви означает отвергнуться всякой другой силы. Это значит победить всякий страх. Это значит веровать, что любовь сильнее всякой другой силы при условии, что мы полагаемся только на эту единственную силу. Есть только Христос, входящий во Святый Град, без всяких иллюзий. Он знает, что Он — зерно, которое должно умереть, и теперь среди ликования толпы Он идет на смерть. Он предает Себя в руки человеческие, и всякий наш отказ от этой любви есть участие в Его распятии.
Вся история человечества сокрыта отныне в этой тайне. «Днесь благодать Святаго Духа нас собра», чтобы мы поняли вдруг, что единственное зло, единственная смерть, которые существуют в мире, — это наша замкнутость на себе и отказ от любви Того, Кто никогда не перестает любить нас.
Литургия
За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали. Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда. Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса. На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле. Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему. Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.
Мы слышали сегодня за литургией в Евангелии о трапезе Господа в доме Марфы, Марии и воскрешенного им Лазаря. И о двух образах встречи идущего на смерть Христа — Марии и Иуде. Сердце Марии разрывается от любви ко Господу. У нее было драгоценное миро нарда пистикийского. Это миро она возливает на ноги Спасителя. А безблагодатный Иуда упрекает ее за пустую трату. Иуда — один из учеников, апостол, проповедник Евангелия — осудил любовь ко Христу. Невозможно видеть — особенно среди служителей Божиих — тех, кто гасит проявления благочестия и любви. Но это был тот, кто предаст Христа. И станет вместе с первосвященниками, предающими Его на смерть.
По молитве Марии, сестры Лазаря, Господь воздвигает его к жизни и так же являет славу Свою, как сказано в Евангелии о первом чуде. Однако тогда Он сказал Божией Матери, что час Его не пришел. Теперь, спустя три года, пришел Его час. Нет больше препятствий совершить чудо. Сам Господь говорит об этом в Евангелии: «Пришел час прославиться Сыну Человеческому» (Ин. 12, 23). «Ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем» (Ин. 13, 31). Господь всегда идет этим путем, и только для тех, кто верует в Него, совершает Он чудеса и являет славу Свою.
Еще раньше в сокровенной беседе с Никодимом Господь говорил, что человек должен измениться рождением свыше — от воды и Духа, для новой вечной жизни. Даже Никодим, учитель Израилев, искавший истинную веру, не мог этого понять. И теперь, воскресив Лазаря из мертвых, Господь дал знамение полного изменения — пророчество о том, что это произойдет со всем родом человеческим. Здесь заключалась непреодолимая трудность для тех, кто не имел веры в Него, так что это неверие приводит их к замыслу убить и Лазаря, и Христа. Замысел сатаны, человекоубийцы от начала, и его слуг — убить Христа. И не только Его, но и весь род человеческий. У сатаны намерение — убить весь род человеческий, в то время как Христос хочет всем дать жизнь, и жизнь с избытком, «общее воскресение прежде Своея страсти уверяя».
Воскресение Лазаря открывает смерть Христову. Христос открыто являет Себя, входя в Иерусалим как Царь Израилев, как Господин Храма, как Господь, Который, по слову пророка, «внезапно придет в храм. И кто выдержит день пришествия Его?» (Мал. 3, 1—2). Первосвященники и книжники, хранители святынь и тайн веры, не могли вынести зрения Его. Не потому, что Он входит в Иерусалим и в храм со славою всепревосходящею, но, напротив, — именно потому, что Его вход, кроткий и смиренный — на молодом осле — обманул их ожидания. Именно с полного отвержения, уничижения, с ненависти первосвященников начинается Пасха. Он грядет смирен и кроток, и это было несовместимо с их мечтами о величии Израиля.
Христос входит в Иерусалим тесными вратами, и здесь начинается путь Креста для тех, кто любит истину. Страстная неделя начинается с Вербного воскресенья. В этот день Христу воздаются самые великие хвалы, и мы со всеми толпами взываем: «Осанна! Спаси нас в вышних, Царь Израилев! Благословен Грядый во имя Господне!»
Но и в ликовании народа, в приветствиях идущего на смерть Христа раскрывается, как глубоко падение человечества, как слепы люди перед светом любви Христовой. Он от смерти их избавляет, а они предают Его смерти! Приветствуя Христа, толпы (и даже ученики Его) ожидали земной победы. Они не думали о том, что Он идет на смерть, и в этом было предание Его на смерть. Мы удивляемся, как крики «Осанна!» становятся криками «Распни Его». Но воистину, мы могли бы уже сейчас услышать слова Христа, сказанные на Кресте: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34). И через это идет Господь, Победитель смерти.
«Благословен Грядый во имя Господне!» Благословен Грядый спасти род человеческий Страстию Креста! Господь говорит о роде человеческом, как о друге Божием Лазаре: «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий» (Ин. 11, 4). «Радуйся, Сионе, се Владыка грядет, носимый Серафимами, все содержащий в руке Своей, на жребяти осли». «Исполняя пророков проповедание, в пророкоубийственный град приходит Христос», чтобы быть убитым и нас спасти от смерти вечной.
Церковь знает, что отвержение Христа, Страдания, в которые Он вступает, — оскорбления, заушения, заплевания, Крест — тайна нашего спасения. Все приемлет кротко Господь, чтобы наши страдания и смерть, благодаря Ему, стали даром Божиим. В мире преступной несправедливости Церковь мучеников и исповедников вступает сегодня в новое испытание. Но если мы во Христе, то чем более увеличиваются наши страдания, тем более возрастает наше участие в Его Крестной жертве. Тем более укрепляется наша связь с Его победой над смертью, с Его Божественной радостью. Тем более мы узнаём Его любовь к нам.
Господь входит в Иерусалим, и значение несправедливого страдания совершенно переворачивается. Раньше это было знаком слепой тирании греха над родом человеческим по закону греховному, а теперь становится мерой дара славы Его и Воскресения. Потерпевшие поражение, мы встречаем Его с ветвями в руках и вслед Ему идем, «победы знамения носяще».
Почему заплакал Иисус?
Когда они увидали, что Иисусу воздают такие почести, они возмутились до глубины души: ведь Иисус нарушал их правила — исцелял людей в субботу. Как же можно Его прославлять?
Некоторые из них пробились сквозь окружавших Иисуса учеников и недовольно сказали Ему:
— Учитель, запрети своим ученикам называть Тебя царем, посланным от Бога.
Иисус выслушал их. Потом указал на обломки скал на обочине горной дороги. И ответил:
— Говорю вам, если я запрещу ученикам так говорить, тогда вместо них об этом начнут кричать вот эти камни.
Фарисеи не нашлись, что на это ответить, и отошли в сторону. Действительно, не одни только ученики восхваляли Иисуса, но весь народ. Как тут запретишь?
Тем временем процессия уже почти подошла к городским стенам Иерусалима. И тут произошло нечто странное.
Иисус жестом велел ученикам остановиться. Слез с ослика, посмотрел на город. И… заплакал! Ученики с недоумением смотрели на Него. \
А Иисус, утерев слезы, сказал:
— Иерусалим, о если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду. И разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего.
Ослик ничего не понял из сказанного. Не поняли и ученики. Ведь вокруг — праздник! Царь вернулся в свой город! Теперь вся жизнь народа пойдет по-другому!
Ослик не знал, что спустя всего несколько дней эти же люди будут кричать римскому правителю, указывая на избитого до крови Иисуса:
— Распни Его! Пускай Его кровь останется на нас и на детях наших!
А потом, стоя у креста, на котором умирал Иисус, будут хохотать и говорить:
— Других спасал, а себя не можешь? Сойди с креста, тогда мы поверим, что Ты — Сын Божий!
И уж совсем не мог ослик предположить, что еще через три дня Иисус воскреснет из мертвых, встретится со своими учениками, утешит их, а потом — вознесется на небеса к своему Отцу. А созданная Им Церковь тысячелетиями будет вспоминать, как молодой осленок под восторженные крики толпы ввезет на своей спине в Иерусалим иудейского Царя, способного воскрешать мертвых.
Ничего этого ослик не знал. Он лишь послушно шел по расстеленным на дороге одеждам в городские ворота. И успокаивался, чувствуя на шее ласковое прикосновение большой теплой ладони.
В рубрике "Коротко о празднике" мы рассказываем о двунадесятых праздниках Русской Православной Церкви.
Триумф Христа. Что означал Его въезд в Иерусалим верхом на осле?
На Руси празднование Въезда Господня в Иерусалим получило название Вербного Воскресения. За ним стоит рассказ о торжественном въезде Христа на осле в Иерусалим, который мы находим у всех четырёх евангелистов. Это событие памятно для нас, потому что с него начались все страдания Христа, окончившиеся его смертью и воскрешением.
Однако некоторые детали евангельского рассказа кажутся не совсем понятными. К примеру, почему Иисусу, который ходил со своими учениками из города в город пешком, в Иерусалим необходимо было въезжать верхом? И почему именно на осле? Ответить на эти вопросы могут историки.
Всё дело в том, что это событие, известное как Въезд Господень в Иерусалим, имеет все черты формального триумфального въезда в город, который практиковали все римские и иудейские правители.
Что такое Триумфальный въезд?
Изначально "триумф" имеет корни в обряде, который существовал еще у этрусков. Обряд заключался в победоносном въезде солнечного божества в город, которое часто олицетворял царь. Поэтому этот обряд пустил корни в эллинистическую культуру, где цари формально обожествлялись - это явное свидетельство упадка веры и мировоззрения людей той эпохи, о котором говорят и историки.
Вот как выглядел этот обряд: царь садился в колесницу, запряженную четвёркой белых лошадей, и под ликующие крики толпы въезжал в город через предназначенные для этого триумфальные ворота. Въехав в город, он направлялся в храм того бога, которого олицетворял, и приносил ему жертву.
Позднее триумфальные въезды стали практиковаться как военные шествия, в частности во время возвращения императоров из походов, которые несли с собой взятую награбленную добычу.
По дороге из молодой листвы
А осленок тем временем послушно шел в соседнее селение за своими новыми погонщиками. Он видел, что хозяин сам отдал им поводья. Значит, ничего плохого с ним не сделают.
Еще не доходя до Вифании, ослик увидал на обочине дороги множество народа. По разношёрстной одежде видно было, что пришли они сюда из разных мест. Одни расположились под деревьями на молодой травке. Другие собрались небольшой компанией и оживленно переговаривались о чем-то. Отдельно от других стояли люди в дорогих облачениях, расшитых золотом. Это были иерусалимские богачи — владельцы окрестных полей, садов и пастбищ. Неподалеку стояли их слуги, держа в поводу хозяйских коней.
Все эти люди пришли сюда, чтобы увидеть знаменитого Иисуса и воскрешенного Им Лазаря. Поэтому, когда Иисус вышел из дома в окружении своих учеников, разговоры и шум тут же прекратились. Народ ждал, что же скажет им Тот, Кто может воскрешать мертвых.
Но Иисус ничего не говорил. Он вышел как раз в тот момент, когда двое провожатых подвели к дому осленка. Ученики сняли с себя накидки и постелили их осленку на спину вместо седла. А Иисус сел на него верхом. Осленок очень удивился и встревожился. Еще никто не садился на него. Вдруг это будет больно или опасно для здоровья? Он встревоженно закрутил головой. Но Иисус ласково погладил его по шее. От прикосновения теплой сильной ладони осленок тут же успокоился. Он решил, что этот Человек, видимо, знает, что делает. И не причинит ему вреда.
Иисус тронул поводья. Осленок послушно шагнул вперед. И тут все вокруг, будто по команде, стали кричать:
— Иисус, спаси нас! Благословен Ты, пришедший во имя Господне! Благословенно Твое царство, сын Давида!
По дороге к толпе сопровождающих Иисуса присоединялось все больше и больше людей. Кто-то из них забегал вперед, срезал с деревьев ветви с молодой листвой и выкладывал ими дорогу перед будущим царем. А кто-то снимал с себя одежду, и ею устилал путь пришедшего Мессии.
Ослик сначала пытался обойти сброшенные накидки. Но их становилось все больше и больше. Вот уже вся дорога перед ним покрыта облачениями собравшихся людей. Тогда ослик осторожно сделал шаг и наступил на чей-то плащ. Никто его не ругал. Наоборот, все вокруг радовались и размахивали букетами из срезанных веток пальмы и других деревьев.
И вот уже ослик спокойно идет по сброшенной одежде вниз, по склону Елеонской горы. А где-то в толпе рядом с ним идут его хозяева и тоже радуются вместе со всеми. Еще бы! Люди встречают своего царя! Ученики Иисуса прямо так и называли Его, когда кричали: «Благословен Царь, пришедший во имя Господне!» — и вслух вспоминали перед людьми все чудеса Иисуса, которые Он совершил на их глазах. А люди еще больше радовались и тоже кричали:
— Слава нашему царю! Иисус, Сын Давидов, спаси нас!
Икона праздника:
В центре иконы — Сам Христос. Он боком сидит на ослике и движением правой руки благословляет вышедших Ему навстречу людей.
Слева изображены апостолы, они смущенно переговариваются, не понимая, для чего их Учителю понадобилось так торжественно въезжать в столицу.
Справа на иконе — жители Иерусалима и гости, которые прибыли на праздник Пасхи. В руках они держат пальмовые ветви — символ торжества, которыми евреи встречали триумфаторов.
В нижней части иконы изображены дети, которые постилают под ноги ослика свои одежды — так евреи встречали помазанников на царство, а Богочеловек, согласно христианскому богословию, является Помазанником на Царство Божие.
Елеонская гора
Здесь Христос беседует с учениками за несколько дней до ареста (Мф 24), а позднее — вознесется на Небо (Деян 1). Гора на иконе символизирует духовное восхождение апостолов. Кроме того, по отношению к Самому Спасителю гора, как возвышенное место, указывает на Его Божественное схождение на землю ради принесения искупительной жертвы, то есть принятия крестной смерти.
Ослик
на котором Христос въехал в Иерусалим, несет в себе сразу несколько символических значений. Так, с одной стороны, он указывает на мирный характер наступающего Царства Божия и кротость Его Царя — Богочеловека. С другой стороны, блаженный Феофилакт Болгарский замечает: «Пророчество Он (то есть Христос. — Ред.) исполняет и в историческом, и в таинственном смысле: в историческом через то, что видимым образом воссел на ослицу, в иносказательном же — воссевши на осленка, то есть на новый, необузданный и непокорный народ, язычников». То есть святой подчеркивал, что образ оседланного Спасителем ослика указывал на будущее обращение ко Христу язычников.
Дети, постилающие одежду
в особенно торжественные моменты на пути, по которому идет царь, зафиксирован в Ветхом Завете. Так, например, когда пророк Елисей помазал Ииуя на царство, то его слуги взяли каждый одежду свою, и подостлали ему на самых ступенях, и затрубили трубою, и сказали: воцарился Ииуй! (4 Цар 9:13).
Пальмовая ветвь
Вербное воскресенье один из главных церковных праздников. В этот день Иисус въезжает верхом на осле в Иерусалим, где его встречает народ, полагая на дорогу одежду и пальмовые ветви с восклицаниями: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» (Мф. 21:9).
Дело в том, что иудеи ожидали пришествия своего царя – Мессии, который бы освободил их от римских оккупантов и вновь, подобно царю Давиду, сделал бы Израиль могущественнейшим из земных царств. В Иисусе многие видели именно такого царя.
Через несколько дней некоторые из кричавших «осанна» поймут, что Иисус не собирается воевать с Римом за свободу Израиля. И станут кричать римскому прокуратору: «Распни его».
Но Иисус был истинным Мессией. Через Свои вольные страдания, смерть и славное Воскресение Он пришел открыть всем людям мира путь в Новый Израиль – Царство Божие. Поэтому христиане в этот день встречают своего Царя, приходящего отдать Себя в жертву за грехи людей.
В южных странах люди приходят на этот праздник в храм с пальмовыми ветвями. В наших краях пальмы не растут, поэтому верующие приносят в храм веточки вербы, откуда еще одно, народное название этого праздника в нашей стране - Вербное воскресенье.
История ослика, на котором ехал Христос
Ослёнку шел уже третий год. Он родился позапрошлой весной в селении, вокруг которого росло много смокв — деревьев, на которых вызревает сладкий инжир. Правда, ходить туда осленку не разрешалось. От животных сады были обнесены изгородью из длинных жердей, через которые не смог бы перепрыгнуть даже взрослый осел. Но однажды осленок все же побывал там.
Была пора сбора урожая. Под конец дня хозяин запряг маму-ослицу в повозку, чтобы забрать собранный за день инжир. А где мама — там и осленок! Хозяин открыл ворота в изгороди, повозка заехала в сад. И пока сыновья хозяина грузили на повозку корзины с инжиром, осленок успел пробежаться между деревьев.
В траве под смоквой лежали опавшие перезрелые ягоды. Осленок подобрал их своими шершавыми губами и попробовал жевать. Ягоды оказались очень сочными и сладкими. Ничего вкуснее в своей жизни он еще не пробовал! Осленок побежал под другое дерево — а вдруг там тоже есть понравившееся лакомство. Но тут мама-ослица увидела, что осленка нет рядом, и встревоженно закричала «иа-иа». Услышав мамин голос, малыш тут же оставил поиски и со всех ног кинулся к повозке.
Что мы знаем о празднике
Дата: 21 апреля
Статус: двунадесятый праздник
Событие:
Весной 30 года от Р. Х. в Иеру салим со всех сторон стека лись паломники, чтобы встретить главный религиозный праздник — Песах (ветхозаветная Пасха). Сюда же отправляется и Христос вместе с учениками.
Весть о воскрешении Лазаря уже распространилась по улицам Иерусалима. Первосвященники, обозленные возрастающей популярностью Христа, стали думать, как бы погубить Его и Лазаря. Но пока одни замышляли убийство, другие вышли встречать приближающегося к городу Спасителя.
Многие надеялись, что Христос вступает в Иерусалим, чтобы положить конец унизительной римской оккупации, что Он взойдет на царский престол и восстановит иудейское государство в его былой славе и могуществе. Каково же было всеобщее удивление, когда Христос въехал в городские ворота не на боевом коне, как подобало бы грозному освободителю, а на обычном ослике. Так Господь еще раз показал, что Царство, которое Он желает установить, «не от мира сего».
Улицы тонут во всеобщем ликовании: огромные толпы людей встречают Христа как царя и Мессию. Они постилают перед ним пальмовые ветви и свои одежды, выкрикивая: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» («Осанна» значит «Спасай нас»). Кто бы мог подумать, что уже через несколько дней эти же люди будут кричать «Распни Его!» во дворе римского префекта Иудеи Понтия Пилата.
Иисус на осле въехал в иерусалим
Почему в Евангелии уделено столько внимания осляти, на котором въехал Господь в Иерусалим? ". се Царь твой грядет, сидя на молодом осле, сыне подъяремной. ". В чем смысл этих слов, кроме смирения Христа, въезжающем не на белом коне, как положено Царю мирскому?
Зачем этим людям наш ослик?
Для ослика это был самый обычный день. Вместе с мамой-ослицей он стоял, привязанный возле ворот, и ждал, пока выйдет хозяин. Но тут случилось то, чего раньше никогда не было. Двое незнакомых мужчин вдруг подошли к воротам и стали отвязывать его. Ослик очень удивился: как так? Ведь отвязывать животных может только их хозяин. Эти люди поступают неправильно!
И точно! Из ворот выбежал рассерженный хозяин, а вслед за ним — два его сына. Хозяин крепко схватил незнакомца за рукав:
— Что ты делаешь? Зачем отвязываешь моего осленка?
Рослые сыновья хозяина грозно нависли над пришлыми людьми. Еще мгновение, и им придется несладко. Но странное дело, мужчины совсем не испугались. Один спокойно отвязал повод ослика, другой, повернувшись к возмущенным хозяевам, сказал:
— Осленок нужен Иисусу. Он послал нас взять его.
Мозолистая ладонь хозяина разжалась, он отпустил рукав незваного гостя.
— Как? Иисус из Назарета снова пришел к нам?
— Да. Он остановился в Вифании, как обычно.
Мужчины взяли ослика за поводья и повели по дороге, ведущей в соседнее селение. Хозяин смотрел им вслед, прикрывая ладонью глаза от солнца.
— Отец, почему ты отдал этим людям нашего осленка? — с изумлением спросили его сыновья.
— Дети, даже если бы Иисусу понадобился мой дом со всем хозяйством, я бы с радостью отдал его, не задумываясь.
— Кто же это такой? Быть может, он могущественный князь, который щедро наградит нас за услугу?
— Дети, поверьте мне, ни один князь не обладает таким могуществом. Вы слышали, как неделю назад в соседней Вифании воскрес умерший Лазарь? Он уже четыре дня лежал мертвый в погребальной пещере. Но тут из-за реки Иордан пришел его друг Иисус и воскресил его.
— Да, отец, мы слышали об этом и ходили смотреть воскресшего Лазаря. Там было много людей из разных мест, даже из Иерусалима. Все они тоже хотели увидеть человека, который был воскрешен из мертвых. Но как же Иисус смог сделать такое?
— Люди говорят, что Он просто подошел к пещере, велел отвалить камень от входа и сказал: «Лазарь, выходи». И Лазарь ожил. Он вышел к людям в погребальных пеленах. Сейчас он живет в своем доме, как и прежде.
— Но разве может человек сотворить такое чудо?
— Но для чего же Иисусу понадобился наш осленок? — сыновья с недоумением посмотрели друг на друга.
— Я и сам пытаюсь это понять, — задумчиво произнес хозяин. На лбу его бугрились морщины, взгляд был сосредоточен, как будто он решал какую-то сложную задачу. Вдруг он всплеснул руками и восторженно посмотрел на сыновей.
— Вспомнил! У древнего пророка Захарии сказано про Мессию: «Не бойся, дочь Сиона Так именуется у пророков город Иерусалим с его гражданами. Сион — самый высокий из холмов, на котором он был расположен. — А. Т. , вот Царь твой грядет, сидя на молодом осле». Неужели это время пришло? Неужели Иисус собирается войти в Иерусалим на нашем осленке?
— Вот это да! Отец, можно мы пойдем и посмотрим, что там будет?
— Не можно, а нужно. Я и сам немедленно отправляюсь вместе с вами в Вифанию.
И все трое поспешно зашагали по пыльной дороге вслед мужчинам, уводящим их осленка.
Читайте также: