Художник философ путешественник русский в тибете
После частичного открытия архивов Службы внешней разведки в начале 1990-х возникла легенда – чекисты помогли великому художнику Николаю Рериху организовать экспедицию в Тибет для поиска Шамбалы, включили в нее своих людей и в итоге получили бесценные знания древнейших цивилизаций. Давайте разберемся, откуда взялась эта версия, что здесь правда, а что ложь?
Злой зимний ветер заметал снегом хижины на высокогорном плато Чантанг. В одной из них сидел немолодой, бородатый мужчина - известный во всем мире художник Николай Рерих. При свете масляной лампы он писал «..теперь правительство Тибета жестоко оскорбило в лице нашей Миссии великую страну Америку…». Вот уже третий месяц его экспедиция без объяснения причин была задержана тибетскими властями. Рерих еще не знал, что в снежном плену они проведут пять месяцев, потеряют почти всех вьючных животных и нескольких членов экспедиции.
Великое путешествие Западных буддистов.
В августе 1925 года из Индии вышла экспедиция, целью которой было изучить малодоступные районы Гималаев, культуру и религиозные обычаи народов, их населявших. У возглавлявшего ее Николая Рериха, художника с мировым именем, было еще несколько личных целей…
План организации экспедиции в Тибет окончательно оформляется у художника в 1920 году. Но подобная экспедиция затратна, поэтому проходит еще несколько лет, прежде чем он прибывает в Индию, найдя на нее средства. К этому времени, у художника меняется отношение к большевикам, он встречается с советскими дипломатами и готов своими глазами оценить успехи коммунистического строительства в СССР. Между тем, в США его планы по посещению Тибета вызывают восторг. Тем более, большевики рады даже недолгому возвращению Рериха в Россию. Ведь он живописец с мировым именем и принимает советскую власть. Новый партнер художника – Луис Хорш помогает ему создать две фирмы в США, которые, через связи Рериха, должны добиться выгодных концессий в СССР. Американское правительство официально оказывает покровительство экспедиции, к ней присоединяются граждане США. Среди них много лиц, принявших новомодный буддизм…
После своих экспедиций в 1920-х и 1930-х Рерих, в итоге, осел в Индии, в предгорьях Гималаев. После своих экспедиций в 1920-х и 1930-х Рерих, в итоге, осел в Индии, в предгорьях Гималаев.Шамбала, буддизм и чекисты.
Начало 20 века было временем бурного роста человеческих знаний. Наряду с величайшими открытиями в области физики, химии, биологии общество жаждало и новых духовных практик. Мир стремительно менялся. Основавшая в 1875 году «Теософское общество» в Лондоне Елена Блаватская одна из первых рассказала европейцем о Шамбале – мистическом городе-царстве, где хранятся великие знания человечества, скрытые от глаз алчных и жестоких людей. Одновременно, в Европу и Северную Америку приходили сведения о сверхъестественных способностях людей в Индии, Индокитае и Тибете. Вспомним, никому не известная Маргарета Зелле мгновенно стала знаменитой Матой Хари, продемонстрировав свои танцы, якобы выученные у жрецов в храмах далекой Индонезии.
Наука скептически относилась и к опытам мадам Блаватской, и к описанию чудес индийских йогов, но и среди признанных ученых хватало тех, кто пытался идти путями, позднее завершившимися тупиком. Духовный поиск начала 20 века ненадолго был прерван Первой мировой войной, но затем расцвёл с новой силой. В молодой Советской России, государстве, отбросившем старые авторитеты, тоже вовсю идет поиск новых знаний. «Красные спиритические сеансы», опыты по получению знаний из ноосферы, да наконец омолаживание людей, вспомним профессора Преображенского, он имел реальных прототипов. Курирует все эти эзотерические исследования и не признаваемые официальной наукой опыты, конечно, ЧК-ОГПУ. А один из кураторов – Яков Блюмкин, загадочнейшая и весьма забавная личность – убийца германского посла фон Мирбаха, поэт и друг поэтов, ближайший сотрудник Льва Троцкого, пьяница и неудержимый хвастун – все это о нем ( подробнее читайте в нашей статье ). Этот человек, по своим личным качествам, пример того, каким не должен быть разведчик, однако ему доверяют важнейшие задания.
В начале 1920-х он ненадолго оказывается в Палестине, где пытается поднять еврейскую социалистическую революцию. Этот план проваливается, однако Яков успешно ускользает от британской полиции (Израиль и Палестина – британские подмандатные территории) и возвращается в советское Закавказье, где недолго служит представителем ОГПУ. Однако вскоре его вызывают в Москву и на какое то время его следы в архивах теряются. Тем временем к столице СССР с Востока приближается Рерих, он благополучно перевалил Гималаи, изучил китайский Синьцзян и едет договариваться с Советами и помощи на следующем этапе экспедиции. Кроме того, художник заинтересован в получении концессий для своих фирм.
Более 500 работ Николая Рериха посвящены Гималаям. Более 500 работ Николая Рериха посвящены Гималаям.Правила «Большой игры».
Термин «Большая игра» ввел в оборот Редьярд Киплинг (автор «Маугли» писал еще и шпионские романы). Это геополитическое противостояние Британии и Российской империи в Центральной Азии, формально завершившееся в 1907 году соглашением о сферах влияния. Руководству молодого советского государства игра понравилась, ведь ее правила просты – создай как можно больше угроз Британии потерять Индию в случае конфликта с СССР, и ты выиграл!
Именно поэтому Рериха ждут в Москве с распростертыми объятиями. Он прошел тем путем, которым в случае необходимости пойдут в Индию караваны с советским оружием для мятежников, готовых изгнать британских колонизаторов. Но и это еще не все, ведь великий художник побывал в Синьцзяне, где точат зубы на советскую власть сбежавшие белоэмигранты. И, главное, Рерих едет обратно, теперь он собирается достичь Лхасы – столицы Тибета. А его экспедиция пользуется поддержкой США.
В итоге в Москве Николая Рериха встречают очень хорошо. Ему организуют максимальную поддержку с экспедицией, обеспечивают машинами и провиантам. Дают команду дружественным монгольским властям обеспечить охрану и проводников. Предложения же по концессиям вежливо выслушивают, обещают помочь, однако намекают, что сначала надо завершить экспедицию. Великий живописец делится и своими планами по объединению буддистской и коммунистических философий. На словах он находит полное понимание, однако устроить немедленную революцию в Тибете ему не предлагают. Более того, сам Рерих в своих дневниках не описывает официальных сопровождающих с советской стороны. А вот противник Советов своего человека присылает. Экспедиция покидает Улан-Батор весной 1927 года, направляясь в Тибет через пустыню Гоби. В июле в одном из оазисов к ним присоединяется с отрядом полковник колчаковской армии и, с высокой долей вероятности, британский агент Николай Кордашевский. Этот офицер, чье состояние, находившееся в Литве, уцелело в гражданскую войну, вместо мирной жизни под Ковно (Каунас) неожиданно увлекается эзотерикой, продает поместье и срочно выезжает на встречу с Рерихом. Источники пишут, что завербован он был в штабе британского генерала Нокса, еще в 1919 году…
Улан-Батор (русск. Урга) до середины 1930-х был единственным настоящим городом в Монголии. Здесь Рерих зимовал перед вторым этапом экспедиции. Улан-Батор (русск. Урга) до середины 1930-х был единственным настоящим городом в Монголии. Здесь Рерих зимовал перед вторым этапом экспедиции.Странный лама из постсоветских легенд
А что же неутомимый советский разведчик Яша Блюмкин? Одна из серьезных фигур на доске «Большой игры», если она, конечно на ней действительно стояла. Ведь именно в участии этого чекиста в экспедиции и кроется загадка. По официальным документам, чекист Блюмкин отправлен еще в 1925 году на Украину. Но о его командировке нет никаких сведений, и никто из его окружения не вспоминает, что неусидчивый разведчик полгода безвылазно провел в Киеве или Одессе. Зато есть легенда и ее рассказывал сам Блюмкин, о том, что он добрался через Западные Гималаи до Индии, выдавал себя за тибетского ламу, был задержан англичанами, но благополучно бежал от них с картами самых удобных проходов в Индию. Более того, ряд авторов поздних исследований отмечают, что на первом этапе экспедиции к ней примыкает странный лама. Вскоре выясняется, что он говорит по-русски и многое знает о Рерихе. Затем лама перевоплощается в чекиста Яшу и везет Рериха в гости к наркому просвещения Луначарского.
Вышеуказанная версия приводится в очень спорной книге Олега Шишкина «Битва за Гималаи». Визит к Луначарскому описывается по воспоминаниям жены наркома. Однако, действительно, Блюмкин близкий приятель Луначарского, жил перед арестом на его квартире. А уж что он мог наплести в гостях у последнего никому не ведомо, но все приятели Блюмкина, в том числе такие литераторы как Мариенгоф и Есенин отмечали безудержное хвастовство неугомонного чекиста.
Еще одно косвенное доказательство прямого участия советских спецслужб в экспедиции Рериха - Блюмкина неожиданно посылают представителем ОГПУ в Монголию. Именно из монгольской столицы Рерих собирается начать второй этап своего путешествия. В Монголии Яков ведет себя как представитель оккупационных властей, репрессирует врагов советской власти, не советуясь с местным руководством, и очень много пьет. Но он все время на виду. На 9-10 месяцев, необходимых для сопровождения экспедиции чекист не исчезает.
Наконец, последний вопрос, на который достаточно сложно ответить. Как можно выдавать себя за ламу, не владея тибетским языком, весьма сложным, имеющим индийские корни. Вряд ли Яша был настолько талантлив, чтобы выучить его по дороге в командировку. Кроме того, одесские евреи очень талантливы, отличаются оригинальным чувством юмора, но никак не похожи на тибетцев.
По версии О.Шишкина и его сторонников Яков Блюмкин - крайний справа. Одна из уцелевших фото Блюмкина (сделанная после ареста в 1929) в левом углу. Сравнивайте. (фотография экспедиции Н.Рериха) По версии О.Шишкина и его сторонников Яков Блюмкин - крайний справа. Одна из уцелевших фото Блюмкина (сделанная после ареста в 1929) в левом углу. Сравнивайте. (фотография экспедиции Н.Рериха)Недоступная Лхаса и загадки экспедиции
До Лхасы Рерих не добрался. В октябре тибетские власти под угрозой оружия задержали экспедицию и через 5 месяцев, которые художник и его люди провели в невыносимых условиях, отправили ее в Индию. Не получилось ни беседы с Далай-Ламой, на которую Рерих так рассчитывал, ни бесед с мудрецами о Шамбале, ни заключения пакта между западным и восточным буддизмом. Тибетцы попросту выставили нежелательных иностранцев по рекомендации британского консула.
Что было дальше? Рерих нарисовал более 500 полотен, изображающих Гималаи. Концессий он не получил, в коммунизме разочаровался, а в 1930-х попытался устроить еще одну экспедицию, с японцами. В итоге художник осел в северной Индии. В войну помогал СССР и очень хотел еще раз посетить Россию.
В годы Великой Отечественной войны Николай Рерих вернулся к патриотической тематике. Он безоговорочно поддерживал СССР. В годы Великой Отечественной войны Николай Рерих вернулся к патриотической тематике. Он безоговорочно поддерживал СССР.Полковник Кордашевский всплыл в Ватикане и умер, став православным священником. Якова Блюмкина расстреляли осенью 1929 года. Он сам проболтался куче друзей про контакты с опальным Троцким. Экспедиция Рериха получила высочайшие оценки от разных географических обществ за сбор этнографической и культурной информации.
В 1993 году часть архивов СВР была передана Фонду Рериха и открыта для исследований. Документы подтвердили колоссальный интерес советской разведки к экспедиции Рериха. Однако не закрытым остался и вопрос об участии в экспедиции советских разведчиков, включая Блюмкина, и собственно работа Рериха на ОГПУ. В книге Олега Шишкина «Битва за Гималаи» об этом говорится уверенно. Его версию в СВР сначала опровергали, потом оставляли без комментариев. Другой биограф Рериха Максим Дубаев настроен более скептически, однако признает невозможность организации второго этапа экспедиции без поддержки Москвы.
Чекисты, увлекавшиеся в 1920-е годы эзотерикой вполне могли и искать Шамбалу. Вот только зачем им идти в составе заметной экспедиции, которую могут и не пропустить через границу Тибета. Незаметный паломник, бурят, калмык или монгол мог спокойно добраться до буддистских монастырей и осесть там на долгие годы. Едва ли в этом была нужна помощь Рериха. Скорее уж его группа была нужна для отвлечения внимания от настоящих агентов ОГПУ.
А вот в «Большой игре» экспедиция сыграла важнейшую роль. Троцкий, сторонник мировой революции, был еще одной из ключевых фигур в руководстве СССР. Разжечь пролетарские восстания в Европе не получилось. Англия грозит войной и ставит ультиматумы. Но она, как и 100 с лишним лет назад уязвима в Индии, где активно развивается местное движение за суверенитет. Один раз, в середине 1850-х англичане уже чуть не потеряли «жемчужину» своей империи. А если восстанет индийская беднота и северные княжества? Если по заранее размеченным тропам заблаговременно завербованные проводники поведут из Советской России караваны с оружием и военными инструкторами? Вот о чем думали в советской разведке. И вот почему, в первую очередь помогали Рериху. Кроме того, получилось собрать информацию о белых эмигрантах в Китае и слегка поссорить американцев с англичанами (американские политики впоследствии вообще открестились от Рериха во избежание международных скандалов).
В сети ходят копии протоколов Якова Блюмкина. В них он, еще уверенный, что старые друзья чекисты сильно не накажут, рассказывает о том, что проник в Шамбалу, видел древние машины, которым 12 тысяч лет, но как они работают ему не показали. Вот только, проверки эти документы не выдерживают, а Яша Блюмкин был, что называется «авантюрист от бога» и, даже если эти документы подлинные, мог врать на допросах. Причем, просто для развлечения. Человек был своеобразный, но умер как мужчина, командуя, по словам некоторых очевидцев, своим расстрелом.
А Шамбала? Многие буддистские учения говорят, что она внутри каждого из нас. Надо только ее найти!
Почему художник Верещагин отказался от звания профессора, которое получил за «Туркестанскую серию»
Отписаться можно в любой момент.Василий Васильевич Верещагин (1842-1904) - художник с широким спектром талантов и поистине человек с большой буквы. Это выдающийся русский живописец, историк, писатель, этнограф, путешественник и офицер. Верещагин был страстным исследователем новых географических ландшафтов, стран и людей. Живописец, которому удалось радикально трансформировать образ боевой фигуры в изобразительном искусстве. Один из самых известных созданных циклов работ - «Туркестанская серия», , за которую Верещагин получил звание профессора. и от которого отказался.
Противоречивость полотен Верещагина
Помимо того, что Верещагин был самым известным российским художником на международном уровне, он оставался и самым противоречивым. Его батальные сцены были сосредоточены больше не на славе и храбрости, а скорее на осуждении жестокости и бойни войны, а также на безжалостном равнодушии и некомпетентности старших командиров. Из-за этого уникального взгляда на военных многие современники называли Верещагина «апостолом мира и человечности». В 1901 году Верещагин был выдвинут на соискание первой Нобелевской премии мира.
Генералы были по понятным причинам менее благосклонно настроены. Военный министр царя Александр II - Дмитрий Милютин - признал, что Верещагин был «бесспорно талантливым», но сам он не любил наклонность художника выбирать для сюжетов самые неприятные предметы. Репутация Верещагина среди искусствоведов также была неоднозначной. В своей истории русской живописи XIX века Александр Н. Бенуа называл работы Верещагина просто фотографическими, лишенными чувствительности и утонченности. С другой стороны, начиная со сталинской эпохи, Советы имели тенденцию восхвалять Верещагина, видя в нем предшественника официального стиля соцреализма.
Василий Верещагин погиб 13 апреля 1904 года в результате гибели российского флагмана «Петропавловск», взорванного вражеской миной под Порт-Артуром. Благодаря своим сильным патриотическим идеям, глубине и остроте сюжетов и ярким образам популярных типов художник внес ощутимый вклад в жанр исторической живописи конца XIX века.
Звание профессора и отказ от него
Когда «Туркестанская серия» была продемонстрирована широкой публике, когда сам царь благосклонно отозвался о работах художнике, Верещагину в 1874 году было присвоено звание профессора Академии художеств. Однако. Верещагин решил отказаться от этого. Дело в том, что завистники художника, те, кто узнал за какую сумму Третьяков выкупил картины цикла (по тем временам баснословные 92 тыс рублей) развили крайне негативные отзывы. Они буквально вынудили Верещагина с гневом и горечью сжечь некоторые работы «Туркестанской серии» и отказаться от звания. Кроме того, свой отказ Верещагин мотивирует тем, что считает «все чины и отличия в искусстве безусловно вредными». Этот поступок получает широкий резонанс: по существу, Верещагин первый из русских художников решается гласно, открыто, демонстративно поставить себя вне традиционных порядков — делает то, «что мы все знаем, думаем и даже, может быть, желаем; но у нас не хватает смелости, характера, а иногда и честности поступить так же», — как прокомментировал его поступок Крамской.
Николай Рерих-путь в Тибет
Николай Константинович Рерих родился в России, в Санкт-Петербурге, 9 октября 1874 г. Он вырос в благополучной обстановке русской семьи, принадлежавшей к верхушке среднего класса.Его отец был нотариусом, а мать из купеческой семьи. Николай интересовался археологией, историей и культурой России, писал картины, а отец хотел, чтобы он был более «приземлённым» и продолжил семейное дело. К шестнадцати годам начал всерьез думать о поступлении в Художественную Академию, чтобы стать профессиональным художником. Осенью 1893 года Николай поступил одновременно в Художественную Академию и в Санкт-Петербургский yниверситет. Закончив Университет и получив диплом, Рерих решил провести год в Европе, чтобы посетить музеи, выставки, студии и салоны Парижа и Берлина. Перед самым отъездом он познакомился с Еленой Шапошниковой, дочерью архитектора Ивана Шапошникова и племянницей композитора Модеста Мусоргского. Между молодыми людьми мгновенно возникло взаимное притяжение, и вскоре они были помолвлены. Свадьба состоялась по возвращении Рериха из Европы.
В 1904 году Рерих написал первые из своих картин на религиозные темы. Полотна эти в основном отражали русские легенды и образы русских святых. К этой тематике Рерих возвращался не раз, и позже были написаны разные варианты этих картин. Ангелы были ранним изображением Иерархии Учителей; убежденность в их существовании была основой веры Рериха в Великое Братство, охраняющее и направляющее человечество на вечном пути эволюции. «Камень», изображенный Рерихом, часто фигурирует в той или иной форме в его художественном и литературном творчестве. Идея сокровища используется в названии многих его картин, и совершенно ясно, что он имеет в виду не материальные богатства, а духовные сокровища, которые спрятаны, как клад, но доступны тем, кто стремится их найти. В 1915 году Рерих заболел воспалением легких. Для выздоровления врачи послали его, вместе со всей его семьей, в Финляндию, в Сортавалу. К 1917 году в России бушевала революция, и возвращаться туда было опасно. Семья начала строить планы путешествия в Индию, к которой их тянуло, как магнитом, все сильнее и сильнее.Лишь однажды, в январе 1918 года, едва окрепший Рерих выехал в Петроград на собрание преподавателей и представителей учащихся школы Общества поощрения художеств. Его проект реформы учебного заведения был радостно принят, а самому Рериху было предложено возглавить школу. Однако, ссылаясь на слабое здоровье, тот отказался. Желавший обновления России и даже видевший в Ленине нового Будду великий художник с содроганием наблюдал за проявлением воспетой поэтами варварской стихии русского бунта.
Он вернулся в Сортавалу. А в мае 1918 г. отвалившаяся после распада империи Финляндия провела демаркационную линию будущей границы. И Рерихи, никуда не выезжая из дома, оказались в эмиграции.
Началась жизнь вне любимой Родины. Участие в выставках и новые работы помогают Рериху смириться с этим непреложным фактом. Через Швецию и Норвегию он едет в Англию, сотрудничает там с Дягилевым, рисует эскизы костюмов и декорации к операм Бородина, Римского-Корсакова и Мусоргского.
Увлечение Рериха Востоком не взялось из «ниоткуда», как иногда пишут. В этом смысле он даже не был оригинален: не шел вразрез со своим временем, не опережал его, а, напротив, вполне соответствовал его духу. На переломе веков Россия переживала увлечение Индией и всем ориентальным. В 1890—1891 годах наследник престола, будущий император Николай II, в сопровождении востоковеда князя Э.Э. Ухтомского посетил многие города Индии и привез оттуда огромную коллекцию предметов буддийского культа. В 1893 году в залах Зимнего дворца была устроена специальная выставка. У 19-летнего Николая Рериха захватывало дух от статуэток будд, маленьких изображений ступ, четок; нетерпеливыми пальцами он перелистывал огромный красочный каталог, описывающий все представленные предметы. От них веяло тайной.
Помимо всего прочего, в начале века России удалось непосредственно познакомиться с индийской философией. Были переведены и изданы «Провозвестие Рамакришны», книги его ученика Вивекананды, Упанишады, «БхагаватГита». Индийские метафизические доктрины, их взгляд на космические и исторические циклы захватили Рериха, как захватили многих. Тибет и тибетские чудотворцы были притягательны особо. Как раз появилось несколько книг о культуре и истории Тибета, труды Ухтомского, Потанина, Пржевальского.
К 1914 году, дате строительства в Петербурге первого буддийского храма, интерес Николая Рериха к Востоку сформировался настолько определенно, что он вошел в комитет содействия строительству и тесно общался с посланником далай-ламы XIII — Хамбо Агованом Лобсаном Дорчжиевым. В картинах и очерках Рериха Индия стала появляться все чаще и чаще.
Его крайне интересовал вопрос общих корней России и Азии. Он подозревал общность между Россией и Азией во всем: в искусстве, верованиях, складе души. Еще в 1895 году Рерих писал в дневнике: «Мне весьма любопытно, было ли на русское искусство два влияния — византийское и западное или было еще и непосредственно восточное? Кое-где нахожу смутные указания на это». На эту связь указывали уже многие, вспомнить хотя бы славянофилов, особенно подчеркивающих восточный характер Российской империи, — Киреевского, Аксакова, Леонтьева.
Помимо восточной философии Россия вслед за Западом повально увлекалась оккультизмом. Рерих и в этом не стал исключением. А к русскому двору в то время буквально приклеился французский герметик и маг доктор Папюс, организовавший в Петербурге ложу «Креста и звезды». В нее вошли, как ни странно, Николай II с супругой, вдовствующая императрица Мария Федоровна, великие князья и множество других высокопоставленных сановников. В среде художников оккультизм и спиритические сеансы тоже стали весьма популярным времяпрепровождением. Рерихи были особенными энтузиастами: в их квартире на Галерной для участия в знаменитых «столоверчениях» часто собирались друзья — Бенуа, Грабарь, Дягилев, фон Траубенберг.
Однажды у Рерихов «выступал» знаменитый медиум Янек, приглашенный в северную столицу императорской четой. Между прочим, спиритических сеансов не чурались и многие ученые, частым гостем Рерихов стал психиатр Бехтерев, изучавший гипноз. Именно Бехтерев одним из первых заметил медиумические способности Елены Рерих. И все же в этом увлечении Рерихи отличались от всех остальных: они видели в оккультизме не просто модное времяпрепровождение и экстравагантное средство развеять скуку. Когда кто-нибудь из друзей, например художники Грабарь или Бенуа, позволяли себе пренебрежительно высказываться «о вызове духов», обычно сдержанный Рерих шел пятнами от возмущения.ерихи знали: их путь лежит на Восток. Их судьба — Азия. Там они надеялись найти ответы на свои сокровенные вопросы, из тех, что зовутся «вечными». Там Рерих должен был «воочию встретиться с учителями», там ему предстояло подтвердить свои догадки о культурных и духовных связях России и Востока. Но путь в края, где для Рериха скрывалась истина, оказался нелегким. Первой преградой на дороге стала История…
Тибет – перекресток, где сошлись интересы трех империй: России, Великобритании и Китая. Первые связи с Тибетом устанавливала еще Екатерина II. Через калмыков она посылала дары Далай-ламе, когда они шли на поклонение к Живому Богу.
Начиная с конца XIX го века к Тибету проявляла пристальный интерес Англия, которая стремилась обезопасить свои позиции в Индии — жемчужине британской короны. В тот момент, когда Россия переживала революцию, Великобритания продолжала свою политику в Тибете и любое проникновение на его территорию воспринимала, мягко говоря, неодобрительно.
Придя к власти, большевики демонстративно аннулировали все договоры, заключенные царской Россией с британской империей и другими державами. В их число попала и Конвенция по делам Персии, Афганистана и Тибета 1907 года.
Впервые Тибет привлек внимание новых правителей России осенью 1918 года. 27 сентября газета «Известия» опубликовала небольшую заметку, озаглавленную «В Индии и Тибете». В ней шла речь о борьбе, якобы начатой тибетцами по примеру индийцев против иностранных поработителей. «К северу от Индии в сердце Азии в священном Тибете идет такая же борьба. Пользуясь ослаблением китайской власти, эта забытая всеми страна подняла знамя восстания за самоопределение».
Появление этой заметки объясняется тем, что в сентябре 1918 года ЧК освободила из Бутырской тюрьмы представителя Далай-ламы в России Агвана Доржиева. Последний вместе с двумя спутниками был арестован на железнодорожной станции Урбах, недалеко от Саратова, по подозрению в попытке вывоза ценностей за пределы Советской России. На самом деле это были средства, собранные среди калмыков на строительство общежития при буддийском храме в Петрограде. От неминуемого расстрела их спасло лишь вмешательство наркомата иностранных дел.Условием освобождения тибетского дипломата стало его согласие сотрудничать с советской дипломатией – привлечь Доржиева к такому сотрудничеству было не очень трудно, зная о его ненависти к англичанам и активной деятельности с целью привести Тибет под покровительство России. Перед Чичериным, руководителем советского внешнеполитического ведомства, открылась заманчивая перспектива — завязать дружеские связи с Далай-ламой.
Вскоре после освобождения Доржиева 19 октября 1918 года состоялось заседание Русского комитета для исследования Средней и Восточной Азии, на котором возникла идея организовать две экспедиции — в Восточный Туркестан, Кашмир и в Тибет. Обе экспедиции, хотя перед ними формально ставились чисто научные задачи, в то же время должны были служить политическим целям большевиков. Так, в проекте Тибетской экспедиции говорилось, что она должна собрать сведения о влиянии монгольских племен вдоль северной границы Тибета. Но из-за начавшейся Гражданской войны, отрезавшей красную Москву от Восточной Сибири и Монголии, этим экспедициям не суждено было осуществиться.
Русский художник-философ
Лотос, 1933 г.
Тибет. Гималаи, 1933 г.
Гуга Чохан. Кулута, 1931 г.
Нагарджуна — победитель Змея, 1925 г.
Твердыни стен (Монастырь Бон-по), 1925 г.
Куан-ин (Тара), 1933 г.
Миларепа Услышавший, 1925 г.
Дозор Гималаев, 1925 г.
Кулута, 1936 г.
Магомет на горе Хира, 1925 г.
Падма Самбгава,1924 г.
Дордже дерзнувший, 1924 г.
Енно-Гуйо-Дья — друг путников, 1925 г.
Странник Светлого Града, 1933 г.
Сжигание тьмы, 1924 г.
nevsepic
Держательница Мира, 1937 г.
На Кайлас. Лахул, 1932 г.
Звезда героя, 1932 г.
Художник философ путешественник русский в тибете
Русско-индийский художник Николай Константинович Рерих
Галерея мистической живописи. Тибет
Одинокая духовность Николая Рериха
Есть художники, познающие в человеке тайну одинокой духовности. Они смотрят пристально в лица людей, и каждое лицо человеческое - мир, отдельный от мира всех. И есть другие: их манит тайна души слепой, безликой, общей для целых эпох и народов, проникающей всю стихию жизни, в которой тонет отдельная личность, как слабый ручей в темной глубине подземного озера. Два пути творчества. Но цель одна. Достигая ясновидения, и те и другие художники (сознательно или невольно) создают символ. Цель - символ, открывающий за внешним образом мистические дали. Так, от вершин одинокой личности к далям безликого бытия и от них снова к загадочной правде личного человека, смыкается круг творческой прозорливости.
Оксема Петрова о Николае Рерихе
Николай Константинович Рерих принадлежит к поколению тех деятелей культуры, кому в духовных поисках впервые открылась сложная и противоречивая эпоха нашего столетия. Рерих очень рано наметил те духовные ориентиры, которые и предопределили высокую гуманистическую направленность его разносторонней деятельности: он верил в одухотворяющую силу человеческой культуры, верил в исходное единство культур различных народов и все свои силы и дарование отдавал Отечеству. Творческое наследие Николая Константиновича занимает в истории русской культуры особое место, и место это определено универсализмом деятельности Рериха.
Рекомендуем посетить сайты:
"Никто не осмелится сказать, что Гималаи - это теснины и мрачные врата, никто не произнесет там слово - однообразие. Целая часть слов будет позабыта, когда вы войдете в царство гималайских снегов. И будет оставлена именно мрачная и скучная часть словаря." (Н.К.Рерих)
Художник философ путешественник русский в тибете
Русский художник Николай Рерих
"Николай Рерих в Тибете"
Николай Рерих в поисках Шамбалы
В начале XX века Рериху удалось непосредственно познакомиться с индийской философией. В России были переведены и изданы «Провозвестие Рамакришны», книги его ученика Свами Вивекананды, Упанишады, «Бхагават-Гита». Индийские метафизические доктрины, их взгляд на космические и исторические циклы захватили Рериха, как захватили многих. Тибет и тибетские чудотворцы были притягательны особо. Как раз появилось несколько книг о культуре и истории Тибета, труды Ухтомского, Потанина, Пржевальского. К 1911 году, дате строительства в Петербурге первого буддийского храма, интерес Николая Рериха к Востоку сформировался настолько определенно, что он вошел в комитет содействия строительству и тесно общался с посланником далай-ламы XIII - Хамбо Агованом Лобсаном Дорчжиевым. В картинах и очерках Рериха Индия стала появляться все чаще и чаще.
Николай Рерих в Петербурге
Большую часть своей земной жизни Рерих прожил в Петербурге. Здесь он учился в Академии художеств и университете, здесь стал художником, археологом, поэтом, педагогом. В Петербурге он создал свои замечательные живописные работы, принесшие ему известность. Здесь он общался со многими выдающимися деятелями русской культуры - художниками, поэтами, учеными. В городе сохранилось много памятных мест, связанных с жизнью и деятельностью Рериха.
Рекомендуем посетить сайты:
"Если живописец с фотографической точностью запечатлевает на картине какой-нибудь пейзаж, или предмет, то этот способ искусства называется репродуктивным. Здесь даже цветная фотография превзошла человека. Настоящее искусство должно быть не фотографичным, а творческим, когда в творение вкладывается идея. Такое искусство переживает века." (Н.К.Рерих)
Биография
Великий русский художник, сын помещика, родился 26 октября 1842 года в Череповце. В восемь лет он был отправлен в младший кадетский корпус, а в 1853 году он был переведен в Санкт-Петербургское военно-морское училище. Именно здесь он решил попробовать себя в живописи. Хоть он и завершил свое обучение в училище, он немедленно покинул службу, чтобы целиком посвятить себя художественному ремеслу. Вопреки желанию своих родителей, Верещагин отправил свои документы в Санкт-Петербургскую Академию художеств, куда успешно поступил. Отец в ответ на подобные действия прекратил материальную помощь сыну.
Как это зачастую происходит, родители, желающие видеть своего сына на военной службе, не благословили решение Василия стать живописцем. Конечно, им показалось это несерьезным. Но кто же мог подумать, что в конечном итоге Василий Верещагин станет лицом российской живописи? Могли ли родители предположить, что картины их сына будут экспонироваться в крупнейших городах России и зарубежья (Лондон, Париж, Берлин, Нью-Йорк и др.)? Лучшие работы художника были проданы за баснословные деньги, а значительная часть картин собрана в Третьяковской картинной галерее и Государственном Русском музее. Безусловно, родители не могли об этом и подумать. С рвением и свободой, Василий Верещагин посвятил себя живописи. Однако, система преподавания Академии с ее стандартами и традициями угнетала художника. В 1863 году он покинул Академию и отправился на Кавказ писать с натуры. Его первыми самостоятельными работами стали многочисленные рисунки, жанровые сцены и кавказские пейзажи. В 1864 году Василий отправился в Париж, где проходил обучение в Академии художеств.
Художник философ путешественник русский в тибете
Русский художник Николай Рерих
"Тибет"
Николай Рерих в поисках Шамбалы
В начале XX века Рериху удалось непосредственно познакомиться с индийской философией. В России были переведены и изданы «Провозвестие Рамакришны», книги его ученика Свами Вивекананды, Упанишады, «Бхагават-Гита». Индийские метафизические доктрины, их взгляд на космические и исторические циклы захватили Рериха, как захватили многих. Тибет и тибетские чудотворцы были притягательны особо. Как раз появилось несколько книг о культуре и истории Тибета, труды Ухтомского, Потанина, Пржевальского. К 1911 году, дате строительства в Петербурге первого буддийского храма, интерес Николая Рериха к Востоку сформировался настолько определенно, что он вошел в комитет содействия строительству и тесно общался с посланником далай-ламы XIII - Хамбо Агованом Лобсаном Дорчжиевым. В картинах и очерках Рериха Индия стала появляться все чаще и чаще.
Николай Рерих в Петербурге
Большую часть своей земной жизни Рерих прожил в Петербурге. Здесь он учился в Академии художеств и университете, здесь стал художником, археологом, поэтом, педагогом. В Петербурге он создал свои замечательные живописные работы, принесшие ему известность. Здесь он общался со многими выдающимися деятелями русской культуры - художниками, поэтами, учеными. В городе сохранилось много памятных мест, связанных с жизнью и деятельностью Рериха.
Рекомендуем посетить сайты:
"Рериха можно сравнить с гигантским деревом, пустившим корни глубоко в одном месте, а свои великолепные ветви раскинувшим широко кругом - по всему миру. Из всех современных народов русские имеют, быть может, самых величайших гениев искусства, и если есть какой-либо великий Ренессанс искусства, в глубоком значении Парфенона, то выявление его выпало на долю России. Русскость Рериха не случайна и соединена с его непрерывным маршем по всему миру". (Барнет Д.Конлан)
Военные картины
Военная служба и впоследсвии участие в войнах оказали свое неизмеримое влияние. Василий Верещагин стал боевым художником и солдатом. И наибольшую известность он получил благодаря своим военным картинам, которые изобличают войну во всех ужасах и жестокости. Верещагин известен своими исследованиями туркестанской и азиатской жизни и полотнами, посвященными англо-индийской истории.
Неутомимый путешественник, он путешествовал по многим азиатским землям. За четыре десятилетия, которые он провел в юности на своей первой поездке на Кавказ до своей смерти в водах Тихого океана во время русско-японской войны, Верещагин отправился в Центральную Азию, Индию, Тибет, Османскую империю, Филиппины, Сибирь и Японию. Каждая из этих поездок порождала новые полотна и рисунки. Таким образом, взгляд на его работы - лучший способ понять, как русский художник XIX века видел Восток. И нигде его взгляды не были более поразительными, чем взгляды его двух туркестанских туров в конце 1860-х годов.
«Туркестанская серия»
«Туркестанская серия» — это цикл картин Василия Верещагина, написанная им в 1871—1873 годах под впечатлением от его пребывания в Средней Азии. Работа над коллекцией началась после возвращения художника с Востока. Он начал работать в Мюнхене и через два года создал коллекцию из 13 картин и многочисленных эскизов.
В Туркестан художник приехал в 1867 году. В то время Туркестан был горячей точкой, местом военных столкновений и насилия. Намерение художника состояло в том, чтобы засвидетельствовать войну и изобразить ее правдиво и по-настоящему. Здесь он создал множество рисунков и живописных этюдов с натуры, несмотря на трудные условия путешествия, а также недоверие узбеков и казахов к чужеземцу «кафиру». В 1868 году Верещагин вступил в русский гарнизон, защищая Самаркандскую крепость. Его успешная военная служба в осаде Самарканда принесла ему крест Святого Георгия за храбрость и мужество. Это была единственная награда, которую он принял при жизни. Война проявлялась в картинах Верещагина как драматическое событие, суровое и смелое. Художник мучительно и горько переживал огромные человеческие потери.
Вот например на этой картине из серии. На ней изображен смертельно раненый солдат и его последние минуты жизни, когда он вот-вот упадет на землю. Картина не изображает солдата как героя. Она, скорее, показывает человеческие жертвы и страдания.
Все битвы, в которые принимал участие художник, определили основную направленность творчества Верещагина. Произведения Верещагина - это знак протеста против агрессивных войн. Эта антимилитаристская позиция была не фантазией и не иллюзией, а результатом личных наблюдений художника. Верещагин придерживался мнения, что невозможно изобразить военные фигуры такими, какими они были на самом деле, не принимая участия в атаках, штормах и победах. Он хотел почувствовать и пережить все это сам.
Проведя три года в Туркестане, Верещагин создал ряд военных картин и выставил одну из них - «Апофеоз войны» с изображением пирамиды черепов. Золотая надпись, врезанная в раму картины, гласила: «Посвящается всем великим завоевателям прошедшим, настоящим и будущим». Смысл картины выходит за рамки ее исторического контекста.
Пережитые им события в Туркестане легли в основу и других картин Верещагина «Пусть войдут», «Вошли», «Окружили», «Преследуют», «Напали врасплох». Все они стали частью большой туркестанской серии. В серии боевых фигур Верещагин развил свои мысли о жестокости феодалов, о варварстве боевых порядков, о героизме и мужестве русских солдат и простых людей. Временами современники называли художника «Верещагин Ташкентский». Верещагин интересовался этнографией Востока не меньше, чем батальными сценами, и он, как правило, очаровывал своих зрителей необычными сюжетами и их обработкой. Чего только стоит изображение священных дверей.
На картине изображен портал мечети Хазрат Ясави, почитаемой мусульманами как священное место, а также нищие у дверей. Картина - прямое сопоставление богатого убранства мечети и оборванных бедняков, которым не разрешено входить. Художник пытался представить идею упадка некогда величественной и страшной цивилизации, которой он также посвятил произведение «Двери Тимура (Тамерлана)».
Все работы цикла экспонировались в Лондоне, а затем в Санкт-Петербурге и Москве. Верещагин был готов продать всю коллекцию при одном условии: покупатель должен приобрести все картины. К счастью, такой покупатель был найден. Это был выдающийся коллекционер произведений искусства - Павел Третьяков. Он выкупил работы за 92 тыс рублей.
Читайте также: