Художник эмигрировал во францию
Александр Боровский, заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея, Санкт-Петербург.
Автор фото, Tsukanov Family Foundation
Подпись к фото,Работы художников и они сами часто неразрывны. Петр Павленский, "Шов"
Павленский - очень способный человек, безусловно, художник. У него великолепное готическое тело, прямо из средневековой живописи. И оно великолепно рифмовалось с решеткой, с брусчаткой мостовой, к которой он что-то прибивал, с проволокой, которой он зашивал себе рот. Это были очень острые и красивые ситуации. Это был артивизм - то есть смесь арта и активизма.
Поджог двери здания ФСБ мне понравился меньше. Слишком там все было постановочно красиво - с тенями, с огнем. Это выглядело уже скорее не как арт, а как гламур. Вроде прямое действие, грубое, а гламур-то есть.
И с тех пор, как мне кажется, его активность слишком медийна, а раз так, в ней неизбежный налет конъюнктуры. И эта левацкая игра с порнороликами, по моему мнению, уже вышла за пределы искусства.
Это не значит, что он не может вернуться, но это тонкий лед, как у всех активистов. Грань перейти очень легко и там за гранью можно и остаться. Он переступил, переступил не через мораль, потому что мораль в искусстве понятие относительно, он вышел из той области, которую мы привыкли называть мы искусством.
Валерий Гергиев предложил объявить 2017-й Годом композитора Игоря Стравинского, ведь 17 июня исполнится 135 лет со дня его рождения. Стравинский оставил потомкам не только великую музыку, но и подробную автобиографию. В ней он говорил в основном о творчестве и крайне редко писал о личной жизни, хотя на самом деле она была полна необычных событий.
22 ноября 2016, 13:30В январе 1906 года 23-летний композитор тайно обвенчался со своей кузиной Екатериной Носенко. Императорское законодательство запрещало браки между двоюродными братьями и сёстрами, поэтому Стравинскому пришлось приложить немало усилий, чтобы найти церковь для венчания.
Мы должны были найти священника, кто повенчал бы нас, не спрашивая документов, выдающих наше родство. Такого священнослужителя мы откопали в Новой деревне близ Санкт-Петербурга. Мы поехали туда 24 января 1906 года на двух извозчиках и были обвенчаны в полдень. Никого из родственников на свадьбе не было, и сопровождали нас лишь Андрей и Владимир Римские-Корсаковы; они вместе с нами преклонили колени и держали над нашими головами золотые с бархатом венчальные венцы Игорь Стравинский. ДиалогиСвою будущую жену Стравинский знал с раннего детства. Екатерина Носенко родилась в Киеве в 1881 году и детство провела там. Она была дочерью врача и землевладельца Гавриила Носенко и Марии Холодовой, приходившейся сестрой матери Стравинского. Гавриил Носенко служил врачом при Киевском тюремном замке. В 1890-е годы он купил винокуренный завод и несколько тысяч гектаров земли в маленьком селе Устилуг в Волынской области.
Но со своей двоюродной сестрой Стравинский впервые встретился не там, а в деревне Печиски, находившейся в 400 милях южнее Устилуга, где было большое имение у его тётки Екатерины. Туда мальчик попал в девять лет, в 1891 году, и приехал повторно на следующий год.
С первого же часа, проведённого вместе, мы, казалось, отдали себе отчёт в том, что в один прекрасный день поженимся — так, по крайней мере, потом мы говорили друг другу. Наши отношения, вероятно, всегда больше походили на отношения брата и сестры. Я был чрезвычайно одиноким ребёнком и мечтал о сестре. Екатерина, которая доводилась мне кузиной, вошла в мою жизнь на десятом году как долгожданная сестра. В Печисках Екатерина была моим самым близким другом и товарищем в играх, что продолжалось и далее, вплоть до нашей женитьбы Игорь Стравинский. ДиалогиПосле свадьбы Стравинский заложил новый дом на берегу реки Луги примерно в километре от самого Устилуга. Дом строили по собственному плану композитора. В нём было два больших камина с трубами и балкон в сторону реки. С 1907 года, когда строительство было завершено, и до 1914 года семья проводила там часть каждого лета. К 1914 году в семье было уже трое детей: Фёдор (1907), Людмила (1908) и Святослав (1910). Всё шло прекрасно. Но вскоре семья Стравинских навсегда покинула Россию.
Порнополитика Павленского. Как русский художник в Париже свободу искал, а находил тюрьму
В Новый свет с новой женой
В сентябре 1939 года Игорь Стравинский переехал в США — его пригласили читать курс лекций в Гарвардском университете. На его решение повлияло и начало Второй мировой Войны. При этом его 29-летний сын Святослав, который пошёл по стопам отца и стал композитором и пианистом, был призван во французскую армию и воевал. В 1940 году к Стравинскому из Франции сумела переехать Вера Судейкина. Они поженились 9 марта, а в 1945 году композитор принял американское подданство.
Когда роман Стравинского и Судейкиной только начинался, они часто писали друг другу письма. В одном из них он призывал её вернуться к мужу.
Сейчас я не способен ничего делать. Могу только думать о тебе и сочинять музыку — такую музыку, которая связана с тобой. Что нам делать с тобой? Я много думаю об этом. О, Верочка, думаю, что это неизбежно, это важно, и ты должна вернуться к нему. Третьего не дано, и я согласен с тобой: нельзя построить своего счастья на несчастье другого из письма Стравинского Судейкиной 1921 годаНо композитор ошибался. Им, несмотря на все жизненные обстоятельства, всё-таки удалось построить своё счастье. Судейкина разошлась с мужем и вышла за Стравинского. Они прожили вместе 31 год — до самой смерти Стравинского в 1971 году. По её решению композитора похоронили на кладбище Сан-Микеле в Венеции, неподалёку от могилы его близкого друга Сергея Дягилева, 50 лет назад познакомившего Стравинского с Верой. Она пережила мужа на 11 лет и умерла в 1982 году. Ей было 94 года. Веру похоронили рядом со Стравинским в Венеции.
Михаил Трофименков, арт-критик, газета "Коммерсант"
Автор фото, Tsukanov Family Foundation
Подпись к фото,Петр Павленский, "Туша"
Петр Павленский - художник постольку, поскольку в его дипломе Мухинского училища [ныне - Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица - Би-би-си] записано, что он художник. Но его публичная самореализация за последние годы имеет отношение не столько к искусству, сколько к счастливой встрече двух патологий: социальной и индивидуальной.
Социальная патология заключается в том, что оппозиционная интеллигенция в России готова для дополнительной легитимации любого человека, называющего себя противником власти, провозгласить его художником. Так Олега Сенцова назвали кинорежиссером, Pussy Riot - музыкантами, а Павленского - не из-за того, что у него написано в дипломе, а из-за того, что делал, противясь власти - художником.
Сам Павленский - очень интересное социальное явление. Он классический социопат, то есть человек, манипулирующий людьми, реальностью, в том числе и оппозиционной интеллигенцией, которая этого не замечает. И одновременно это карьерный социопат.
То, что его акции были связаны с членовредительством - тоже карьерный ход, очень актуальный в наше время, когда карьеру, имя можно сделать через тюрьму, немного пострадав.
Ведь мы же не называем художником Яна Палаха, подвергшего себя самосожжению в знак протеста против вторжения советских войск в Чехословакию в 1968 году. Он активист, мученик, жертва, герой. Ведь Ван Гог гений не потому, что отрезал себе ухо.
А в Павленском, в его социопатии есть еще одна опасная вещь, о которой я давно говорил и писал. Это его тяготение к блатному миру, блатной эстетике. Он тот фраер, который хочет быть блатным, а, как известно из лагерных мемуаров, таких даже сами блатные опасались. И когда Павленский во время своего недолгого заключения в России набросился с кулаками на соседа по вагонзаку, потому что тот как бы мент, а Павленскому западло сидеть рядом с ментом, то он взял на себя роль уголовника, которая ему совершенно не к лицу как художнику, как человеку, принадлежащему к творческой интеллигенции.
И это желание манипулировать обстоятельствами, желание быть блатным, накладываясь на неразборчивость и безвкусие оппозиционной интеллигенции, дает такую адскую смесь, которая приводит к тому, что социально опасный персонаж продолжает делать в Европе как бы то же самое, что он делал в России, но уже никто не может сказать, что поджог парижского банка, оправданный участием парижских банкиров в разгроме Парижской коммуны или какая-то поножовщина или какая-то мутная и грязная история с порнографическим видео, имеет какое-то отношение к творчеству. Это игра, в которой человек заигрался.
В настоящий момент художник эмигрировал из России. Он и его жена обвиняются в сексуальном насилии по отношению к актрисе "Театра.doc".
16 января 2017, 10:59Акционист Пётр Павленский эмигрировал из страны вместе с семьёй и просит политического убежища во Франции, рассказали Лайфу в "Театре.doc". Его семью обвиняют по статье 132 УК "Насильственные действия сексуального характера". Потерпевшей выступает актриса Анастасия Слонина, работающая в московском "Театре.doc".
По словам художника, Слонина стремилась к общению с Павленским и его гражданской женой Оксаной Шалыгиной:
— Подозрений не вызвала. Она искала общения, поддержки и отношений. Мы были открыты к людям и дали ей возможность сблизиться с нами. Это оказалось фатальным, — цитирует художника "Громадьске ТВ".
Как утверждает Павленский, его разрабатывали спецслужбы ещё с его знаменитой акции "Фиксация" на Красной площади, когда он прибил свою мошонку к брусчатке:
— Разработка по нашей ликвидации из России длилась с "Фиксации" на Красной площади. Сначала это были уголовные дела с ограничением свободы, угрозы ареста и психиатрического преследования. Потом — более тяжёлые меры пресечения и крупные денежные штрафы.
Петр Павленский и политический скандал во Франции: это тоже искусство или уже нет?
Петр Павленский - художник-акционист. Все его художественные действия, акции нарочито и провокативно находятся на тонкой и едва уловимой грани между искусством и политическим активизмом, а иногда и совершенно сознательно переходят в область уголовно наказуемых деяний.
Сейчас Павленский находится в парижской тюрьме. В минувшую субботу он был задержан за участие в потасовке якобы с применением холодного оружия во время вечеринки в парижской квартире (применение оружия в драке он отрицает).
Затем срок содержания его под стражей был продлен в рамках расследования о публикации интимного видео, на котором был запечатлен французский политик Бенжамен Гриво. Из-за разразившегося скандала Гриво вынужден был снять свою кандидатуру с выборов мэра.
Гриво обратился в полицию с жалобой, и Павленскому предъявлено обвинение во вторжении в личную жизнь и распространении изображений сексуального характера без согласия запечатленных на них людей.
В интервью агентству Франс пресс Павленский мотивировал свои действия против Гриво тем, что тот, ведя свою политическую кампанию с позиций "традиционных семейных ценностей", сам этих ценностей не придерживается.
"Я не борюсь с моралью Гриво или его личным выбором, я борюсь с политическим обманом. Лицемерие стало во Франции нормой, а нормой оно быть не может и не должно", - заявил он.
Русская служба Би-би-си опросила нескольких арт-экспертов, задав им один простой вопрос: можно ли последние действия Павленского квалифицировать как искусство, а его самого по-прежнему считать художником.
Сара Уилсон, профессор истории искусств, Институт искусств Курто, Лондон.
Сара Уилсон давно и специально занимается Петром Павленским. По ее инициативе в конце февраля в Британии - в Пушкинском доме и в Институте Курто в Лондоне и в Оксфордском университете были намечены встречи с художником, которые теперь, после известных событий в Париже, пришлось отменить. Она встречалась с Павленским неделю тому назад в Париже.
Я ничего не могу сказать о том инциденте с потасовкой, думаю это какая-то странная история, в которую он оказался вовлечен то ли по неосторожности, то ли не по своей воле. Но публикация порновидео - акция намеренная, и он действовал тут совершенно сознательно.
В то же время нет никаких признаков того, он пытался позиционировать это свое действие как художественную акцию. Все своим предыдущим акциям он предпосылал некое поэтическое предуведомление. Во время нашей встречи он говорил мне, что планирует некую тайную акцию. Но здесь - если это, что он планировал, никакого предуведомления, никакого оформления в виде художественного действа не было.
К примеру, его поджог двери здания французского банка сопровождался специальным текстом, в котором он говорил, что вершит свою акцию на том самом месте, где стояла Бастилия и где свершилась Французская революция. И банк - как символ капитализма, писал он, сменил тюрьму, как символ тирании.
В том тексте - соглашались ли вы с действиями его автора или нет - было некое художественное содержание. И текст оформлял действие, придавал ему художественный смысл. Кроме этого там все было визуально прекрасно рассчитано и продумано и выглядело очень эффектно.
Здесь же ничего подобного нет, и я совершенно не склонна рассматривать эту акцию как художественную. И если он считает ее таковой, то мне лично не хватает того самого оформления, о котором я говорила, и которое было в прежних его работах. Это политический жест, который никак не соотносится с его прежними художественными работами.
Боюсь, что он просто не понимает французское общество, он слишком прямолинеен и склонен к простым, категоричным черно-белым оценкам и суждениям, ему не хватает знания культурных нюансов той страны, в которой он оказался.
Виктор Мизиано, куратор, основатель и главный редактор "Художественного журнала"
Подпись к фото,Павленский поджег вход в штаб-квартиру ФСБ
Ко мне довольно часто обращаются за комментариями относительно тех или иных действий, которые совершаются в социальном пространстве, но претендуют на право называться искусством, и я всегда испытываю затруднение с определенным ответом.
Акционизм - это тот вид художественной практики, который всегда находится на грани между искусством и реальностью. И для того, чтобы быть распознанными, идентифицированными как искусство такие акционистские действия должны иметь определенную историю, определенное оформление.
Без такого оформления мы не сможем понять, что перед нами: заурядное хулиганство, политический протест или все-таки искусство. Именно такая история, такое оформление делали искусством акции Александра Бреннера, Анатолия Осмоловского Олега Кулика - художников, которые теперь уже неоспоримо принадлежат к цеху искусства.
К моменту появления Петра Павленского акционизм уже имел сложившуюся историю, обрел собственную традицию, что облегчало задачу его идентификации. А в случае с Павленским достоинство его работ состояло и в том, что он всегда очень внимательно следил за художественным результатом того, что он делает. После каждой его акции оставалась очень сильная запоминающаяся картинка.
Сам он происходит из мира театра, балета, у него прекрасные физические данные, его акции были прекрасно выстроены, и в них была тонкая чувствительность. Они были эффектны, и сомнений в том, что мы имеем дело с художником, не вызывали.
То, что он делает во Франции мне оценить сложнее. Во-первых, у нас меньше информации, во-вторых, он оказался в другом контексте - национальном, социальном, культурном. И тут, мне кажется, он несколько поторопился с тем, чтобы продолжать свою работу в прежнем русле, в прежнем ключе.
Все-таки у Франции другая традиция - как эстетическая, так и политического высказывания. И все эти обстоятельства направляют художника немного в другом направлении. И поэтика очень прямых, лапидарных, однозначных жестов, адекватных для российского контекста, во Франции менее очевидна. Отсюда, как мне кажется, и многие проблемы нынешних действий Павленского.
Важнейший вопрос состоит в том, считает ли он сам то, что он делает, искусством. Ни я, ни многие другие, ответа на этот вопрос не имеем. Быть может, он просто открыл новую страницу своей жизни, своей активистской судьбы. Такое тоже возможно.
Акционист Пётр Павленский эмигрировал из России
Артем Лоскутов, художник
Искусством считается то, что искусством называет художник. Все российские акции Павленского имеют манифест, название и какой-то авторский комментарий. То же самое было и с поджогом банка в Париже, и эта акция была продолжением его действий в России - другое дело успешным или неуспешным
Потасовки, драки в которых его сейчас обвиняют, никакого отношения к искусству, разумеется, не имеют, да и сам Петр таковым их ни в коем случае не считает.
История с видео, насколько я понимаю, - это сугубо политическая акция, тоже без какой бы то ни было претензии на искусство. Художественного там ничего нет, кроме того, что сделана она художником. Но не все, что делает художник - это искусство. Тем более что из предыдущей карьеры Петра мы видим, что он очень серьезно подходит к оформлению своих акций, если считает их искусством. Здесь же ничего подобного нет.
С точки зрения политики его действие эффективно, оно было направлено против конкретного политика, который в результате вынужден был сняться с выборов - успешная политическая акция. Если цель ее была нейтрализовать этого политического деятеля, закончить его карьеру, то все получилось. Как искусство ее оценивать невозможно.
Встает в таком случае вопрос: почему художник Петр Павленский это сделал? Поначалу мне казалось, что это видео просто попало ему в руки, и роль его была чисто медийной. Но потом я понял, что никакого художественного смысла здесь нет, а Павленский просто стал политическим активистом. В Париже он нашел себя в новой сфере.
Парижская Триумфальная арка в белом. Мечту художника Христо осуществили после смерти
Одну из главных достопримечательностей Парижа Триумфальную, арку начали заворачивать в гигантские полосы белой полиэтиленовой материи. Этот арт-проект организовали родственники болгарского художника-концептуалиста Христо, который мечтал о нем еще с середины 1960-х годов, но так и не смог осуществить при жизни.
В течение следующих дней 50-метровый монумент будет полностью завернут в материю общей площадью 25 тыс. квадратных метров. Стоимость проекта составляет около 14 млн евро.
Работы на Триумфальной арке начались в воскресенье, и на улицах Парижа за ними наблюдало большое число людей. Впрочем чтобы посмотреть на инсталляцию, в Париж ехать не обязательно: на канале проекта в YouTube ведется круглосуточная трансляция с камеры, установленной на одном из соседних зданий.
Художник Христо Явашев, или просто Христо, был известен монументальными проектами, в ходе которых он заворачивал в белое известные здания по всему миру, в том числе берлинский Рейхстаг, фрагмент побережья в Австралии и даже часть каньона в американском штате Колорадо.
Пётр Павленский — человек неординарный, а скандалист поистине мирового масштаба. Прославившись в России рядом членовредительских акций в 2017 году, художник эмигрировал во Францию, где мгновенно получил политическое убежище. Французы приголубили художника как "жертву режима", но Павленский чего-то не понял и стал испытывать на прочность теперь уже европейские порядки. В октябре 2017 года художника арестовали в Париже за поджог здания Банка Франции на площади Бастилии, обвинив в "порче имущества, угрожающей жизни людей". Выйдя из тюрьмы, Павленский "жечь" не перестал и создал ресурс с обещающим названием "Порнополитика", кажется, лишь для того, чтобы снова загреметь за решётку. Лайф разбирается, может ли российский борец за свободу творить в Европе всё, что ему вздумается, или это был только призрак свободы.
18 февраля 2020, 16:00Фото © ТАСС / AP / Pavel Golovkin
Когда в 2019 году Павленского выпустили уже из французской тюрьмы, он сразу связался с протестным движением "жёлтых жилетов". У парижских протестов нет ярко выраженных лидеров, и нельзя даже сказать, что русский акционист попал в "центр событий". Фактически его приютила одна из радикальных групп. Выступая в конце года перед парижскими студентами с лекцией о современном политическом акционизме, Павленский заявил, что политическое искусство требует действий, которые заставят государственный аппарат разоблачить себя, и что для этого художник может использовать те же инструменты, что использует сама власть. Но сами инструменты он студентам тогда не назвал, а истинная суть его слов открылась только сейчас.
Гуру в жёлтом жилете
Среди размытой массы "жёлтых жилетов" Павленский нашёл себе не только новых друзей, но и, вероятно, новую любовь — 29-летнюю Александру Де Таддео. Эта молодая перспективная особа стажируется в ЮНЕСКО в качестве правозащитника и проходит магистратуру по международному праву. Александра увлечена русским современным искусством, но помимо этого написала диссертацию на тему "Внешняя политика Российской Федерации в отношении Арктики". Это уже ближе к политике, причём к международной и самой серьёзной. Северный шлейф, богатый ресурсами, во всём мире рассматривают как следующую причину и арену глобальных войн.
Слева Александра де Таддео в обнимку с Павленским, крайний справа — французский левый политик, адвокат и журналист Жуан Бранко. Фото © Facebook / Stéphane Chatry
Жуан Бранко, ещё один друг и соратник Павленского, человек неординарный и неоднозначный. Бранко был, например, главным адвокатом Джулиана Ассанджа и ратовал за то, чтобы тот получил во Франции политическое убежище, как Павленский. В Париже Бранко считается популярным писателем, в своих книгах он возвышает Ассанджа и втаптывает в грязь Макрона. Его последняя работа "Сумерки" стала безусловным хитом во Франции, в особенности среди движения "жёлтых жилетов" и им сочувствующих. Бранко считает, что Макрон — нелегитимный президент, которого избрали только благодаря шуму в СМИ. По мнению Бранко, 90% французской прессы принадлежит девяти олигархам и это сильно ограничивает свободу слова в его стране.
Бранко — гуру движения "жёлтых жилетов"
Русский акционист Павленский и Александра Де Таддео явно попали под влияние этого человека. В постах Павленского в социальных сетях сразу появились две темы: хорошего "святого" Джулиана Ассанджа и плохого тирана Эмманюэля Макрона. Парочка даже написала Ассанджу письмо в тюрьму и удостоилась его ответа.
Вскоре после той самой лекции для студентов на организованной Жуаном Бранко новогодней вечеринке в его собственной квартире на бульваре Сен-Жермен на левом берегу Сены Павленский повздорил с гостями и напал на них, вооружившись кухонным ножом. В ходе драки его "вырубили" бутылкой шампанского по затылку, но художник успел воткнуть нож в бедро одному из нападавших, а другому порезал лицо. Такие показания полиции дали участники вечеринки. По другим данным, Павленский схватил нож, обороняясь, но никого не ранил. Версию о порезах и ранении озвучивает портал Mediapart (формально независимый и существующий на подписки), который ранее активно обвинял "Сумерки" Бранко в предвзятости. А сам хозяин вечеринки старается обелить своего товарища. Павленский и Де Таддео скрылись с вечеринки до приезда полиции и с 2 января до самого задержания были в розыске.
Это не дверь ФСБ, а вход в Банк Франции. Фото © Wikipedia
Впрочем, сильно любовники и не прятались, а просто жили в одном из отелей престижного 16-го округа Парижа. В середине января они записали пилотное интервью с итальянской порнозвездой Чиччолиной, озаглавленное "Пуританство в политике — признак идеологии разочарованных политиков". Авторы интервью продвигают мысль, что практически все современные политики убеждены, что, для того чтобы сделать карьеру в политике, они должны пропагандировать пуританство, хотя большинство из них ненавидят и презирают его. Интервью с Чиччолиной не стало событием в современном искусстве или медиапространстве. Ведь никто не знал, что случится сразу после.
Порнополитика в действии
9 февраля в Интернете появился сайт с кричащим названием "Порнополитика", где Павленский выложил не только скучное интервью с Чиччолиной, но и секс-компромат на любимчика Макрона, кандидата в мэры Парижа Бенджамина Гриво. Предполагается, что Гриво сам в секс-переписке отправил видео интимного характера подруге художника, той самой Александре Де Таддеи. Переписка женатого политика с Александрой велась ещё в 2018 году, когда Павленский сидел за решёткой.
Жертва политического искусства Бенджамин Гриво. Фото © Wikiprdia
В своём манифесте на сайте "Порнополитика" художник обвиняет Гриво прежде всего в лицемерии. Мол, политик начинал как социалист, но социалистические позиции оказались невыгодными, и поэтому в 2015 году Гриво сменил свои политические взгляды, примкнул к Макрону и стал официальным представителем его движения "Республика, вперед!". И в своей предвыборной кампании Гриво сделал ставку на образ примерного семьянина, любящего своих троих детей и жену, который хочет стать защитником всех семей Парижа. И тут на "Порнополитике" появляется именно порнопереписка с характерными любительскими видеороликами.
"Вы там со своей семьёй или вы ещё не являетесь арестантом ваших детей и мужа?" — спрашивает примерный семьянин Гриво партнёршу по виртуальному сексу и просит выслать видео с грудью, на что посылает ответный "подарок" с мастурбацией. По мнению прибившего свою мошонку к брусчатке Красной площади Павленского, если бы мастурбация на камеру была бы новаторской формой предвыборной кампании, то не было бы предела уважения за свободу и смелость создателям и исполнителям такого креатива. Но поскольку на словах кандидат в мэры Парижа Бенджамин Гриво пуританин и образцовый семьянин, он попросту держит своих избирателей за умственно неполноценных и пропагандирует пуританизм, который сам же и презирает.
Скандал на уровне шпионского
Компромат довольно быстро разлетелся по Сети, что мгновенно разожгло крупный политический скандал. 14 февраля, прямо в День всех влюблённых, Гриво вынужден был снять свою кандидатуру. На этом всякие аналогии с нашумевшим фантастическим сериалом "Чёрное зеркало" и заканчиваются. На следующий день французские власти закрывают сайт "Порнополитика" и уже 16 февраля разыскивают Павленского с Де Таддео в одном из отелей. Прокуратура Парижа начинает расследование сразу по двум обвинениям: нападение с применением оружия и распространение информации сексуального характера частного лица без его разрешения.
Художник Павленский и корреспонденты. Фото © ТАСС / AP Photo / Christophe Ena
Защищать Павленского взялся всё тот же. Жуан Бранко, который признал, что незадолго до публикации материала Павленский консультировался с ним по поводу данного компромата. По словам адвоката, он одобрил публикацию секс-компромата, поскольку Павленский решил заняться скандальными публикациями, борясь с авторитаризмом Макрона, и это не порноместь и даже не политическая борьба, а просто художественный акт.
Какой из Жуана Бранко адвокат, можно понять из его постов в соцсетях. В "Фейсбуке" Бранко первым делом открещивается от любой связи со скандальной порноакцией, а далее рассыпается в патетических рассуждениях и лозунгах.
— Во Франции политик падает, потому что он показал свой. а не потому, что он солгал или воровал. Павленский успешно вскрыл эту пустоту. И торжество комментаторов бесполезно, ибо все, кто бросился это комментировать, жалки, — продолжает Бранко обличать современное французское общество, но ни одного слова не тратит на то, чтобы как-то защитить своего друга Павленского от огромного штрафа и двухлетнего заключения.
Публикация так называемой порномести во Франции — уголовное преступление. Несмотря на то что, по словам Бранко, художник опубликовал секс-компромат без ненависти, просто показывая разницу между действиями и словами политика, Павленского и Де Таддео могут приговорить к двум годам тюрьмы и штрафу в 60 тыс. евро, не говоря о том, что Павленскому могут вменить ещё и ту самую поножовщину на новогодней вечеринке. Известно, что по решению прокуратуры Бранко был отстранён от защиты Павленского, а Де Таддео частично признала свою вину. Сам же Павленский отказывается от дачи каких-либо показаний. Французские следователи разрабатывают версию, что девушка могла быть использована в качестве приманки. Журналист Патрик Эдери предположил, что Павленский никакой не художник, а русский агент, руководящий целой сетью девушек для сбора подобного компромата. Если бы речь шла о каком-нибудь Алексе Лесли с его Настей Рыбкой, то красивая версия, но чтобы художник-акционист Павленский и агент Кремля.
Тюрьма, акция и снова тюрьма
Вопрос об искренности акций Павленского вроде и не стоит. Он творец — творит что может и как умеет. Получив политическое убежище во Франции после поджога дверей ФСБ, Павленский тут же поджёг двери Банка Франции. Французские власти явно не ожидали от российского борца за свободу подобных художеств на собственной территории. И у парижских покровителей совриска сейчас всего два выбора: продолжить позволять "современному художнику с мировым именем" поджигать двери государственных учреждений и скандально вмешиваться в избирательную кампанию или пойти по тому же пути, что и на родине "политического беженца". Ведь из России Павленский уехал даже не из-за поджога дверей спецслужбы, а после заявления об изнасиловании от актрисы либерального театра.
Остаётся открытым вопрос, кто вообще такой Пётр Павленский. Гениальный современный художник и необузданный борец за свободу, как думают некоторые его поклонники, или просто Иван-дурак из сказки про свободную Европу, которого цинично использовали в грязной политике одни французы против других. И друзьям Павленского, кажется, выгоднее и удобнее, чтобы режим держал его за решёткой. Как, впрочем, и в России, где он был интересен только как потенциальный заключённый.
А грань между политическим акционизмом и вмешательством в личную жизнь известного гражданина Франции оказалась тонка, и по местным законам Павленский её перешёл. Но ещё более свободной страны, готовой принять художника Павленского теперь уже как политического беженца из Франции, пока на горизонте нет. Значит, художник снова сядет в тюрьму. До следующей акции.
Марат Гельман, галерист
Художественного смысла в этом действии Павленского [публикации видео - Би-би-си] нет. Кроме одного - готовности пойти в тюрьму. Он совершил политическое действие, устранил с арены кандидата в мэры Парижа, и художественный смысл для меня в этом только один. Он не скрывается, не прячется.
Когда террорист поджигает двери, он убегает, прячется. Когда художник поджигает двери, он стоит рядом с этой канистрой и ждет, когда его возьмут.
То же самое и здесь. Он сделал этот сайт, он запустил эту ситуацию, но он мог не звонить, не говорить, что я это сделал, не сдавать себя добровольно в тюрьму. Если бы это был чисто политический жест.
Но раз он это сделал открыто, демонстративно и сознательно пошел в тюрьму, то можно говорить о том, что с его точки зрения - по крайней мере - это жест художника.
Я к Павленскому отношусь благосклонно, и то, что я сказал, это, исходя из того, что Павленский художник, - моя попытка найти преемственность того, что он сделал сейчас, с его прежними акциями. И вижу я ее пока в одном - нарушив закон, он не скрывается, а идет в тюрьму.
Скитания по Европе
С 1910 года Стравинский часто бывал в Европе, так как этого требовали премьеры его балетов в рамках "Русских сезонов" Сергея Дягилева. Композитор попеременно жил в Париже, Швейцарии и России. В начале июля 1914 года он без семьи приехал в Устилуг, пробыл там 10 дней и уехал в Киев. Как позже он напишет в "Хронике моей жизни", возвращаясь из России через Варшаву, Берлин, Базель, он увидел, какое нервное состояние царит в Центральной Европе, и ясно почувствовал, что мир накануне серьёзных событий.
Две недели спустя была объявлена война. От военной службы я был освобождён и поэтому не был обязан возвращаться на родину, но я был далёк от мысли, что больше её не увижу, во всяком случае, такой, какой я её покинул. Военные известия глубоко волновали меня, бередили мои патриотические чувства. Мне было тяжело находиться в такое время вдали от родины, и только чтение русской народной поэзии, в которое я погрузился, утешало меня и приносило радость Игорь Стравинский. Хроника моей жизни1917 год принёс много потрясений композитору. Незадолго до Рождества он серьёзно заболел межрёберной невралгией, из-за чего он временами практически не мог дышать, а его ноги оказались почти парализованы. Весной умерла старушка-воспитательница Берта, вырастившая самого Стравинского. Он называл её второй матерью и в самом начале Первой мировой войны перевёз из России в Швейцарию, чтобы она помогала ему и его жене с детьми. Буквально через несколько недель из России пришла телеграмма, в которой родные сообщили о кончине брата композитора Гурия. Он умер на румынском фронте от сыпного тифа.
К концу года материальное положение семьи стало совсем плачевным.
Коммунистическая революция восторжествовала в России, и я был лишён последних средств к существованию, которые ещё приходили время от времени оттуда. Я остался попросту ни с чем, на чужбине, в самый разгар войны Игорь Стравинский. Хроника моей жизни8 июня 1920 года семья Стравинских покинула Швейцарию, чтобы обосноваться во Франции. Как потом напишет Cтравинский, эта страна стала для него второй родиной. Именно к этому времени относят роман композитора с Габриель Шанель. Правда, доподлинно неизвестно, были ли они на самом деле любовниками. Вышедший в 2009 году фильм "Коко Шанель и Игорь Стравинский" Яна Кунена по книге "Вилла "Бель Респиро". История любви" Криса Гринхола — это всего лишь художественный вымысел. Считается, что именно в 1920 году Шанель на время приютила нуждающуюся в средствах семью Стравинских на своей вилле "Бель Респиро" во французском городке Гарш. Жена Стравинского Екатерина на тот момент уже болела туберкулёзом.
В "Хронике моей жизни" композитор упоминает, что провёл зиму 1920—1921 годов в Гарше. Также он рассказывает о том, как Габриель Шанель помогла антрепризе Дягилева, восстанавливающей в Театре Елисейских полей знаменитый балет "Весна священная" на музыку Стравинского. Шанель была близким другом Дягилева и не раз спонсировала его антрепризу.
Также точно известно, что именно в феврале 1921 года Стравинский впервые встретил Веру Судейкину. Она была женой известного художника Сергея Судейкина, эмигрировавшего во Францию в 1920 году. 33-летнюю Веру представил 39-летнему композитору Сергей Дягилев. Уже в мае 1922 года Судейкина покидает своего мужа, которого в 1915 году она увела из первой семьи.
Современники вспоминали Веру как очень эффектную женщину. Художник Александр Бенуа писал о ней в дневнике: "Очень красивая, полногрудая, статная, лупоглазая… Ein ausgesprochen russischer Typus <ярко выраженный русский тип>. Мне говорили, что она еврейка, по отчеству как будто немка — Вера Артуровна. Судейкин, видимо, по уши влюблён". Она была разносторонней личностью: играла в театре, снималась в немом кино, рисовала.
Двойная жизнь Стравинского продолжалась почти 20 лет. В конце 30-х годов композитор пережил несколько сильных потрясений. В ноябре 1938 года от скоротечной чахотки умерла его 30-летняя дочь Людмила, которая на тот момент состояла в браке с Юрием Мандельштамом — двоюродным братом Осипа Мандельштама. Менее чем через полгода — 2 марта 1939 года — от туберкулёза умерла жена Стравинского Екатерина.
До самой её смерти мы были исключительно близки, ближе, чем иногда бывают возлюблённые, так как просто любовники могут оставаться чуждыми друг к другу, хотя и живут вместе всю жизнь и любят друг друга. И действительно, самые сильные юношеские романы были у меня с другими девушками, и ни одна из них не стала столь близкой мне, как Екатерина Носенко Игорь Стравинский. ДиалогиЛетом 1939 года умерла и мать Стравинского. После всех этих трагических событий композитор решил начать во многом новую жизнь.
Трагическая судьба Николя де Сталя: Почему успешный художник-эмигрант из России покончил с собой
Отписаться можно в любой момент.Имя художника Николя де Сталя в Европе куда более известно, чем на его родине – в России, где в течение долгих лет оно оставалось незаслуженно забытым. Даже после того, как творчество эмигрантов наконец привлекло внимание отечественных искусствоведов, о картинах Шагала и Кандинского писали гораздо больше, чем о полотнах Николя де Сталя, в то время как в Европе они оценивались в миллионы долларов. Он заслужил признание еще при жизни и стал одним из самых известных художников во Франции, но в 41 год неожиданно для всех принял решение уйти из жизни. Для многих причины этого поступка до сих пор остаются загадкой.
Николай де Сталь родился в 1914 г. в Санкт-Петербурге в очень богатой и знатной семье: его отец, барон Владимир Шталь фон Гольштейн, происходивший из древнего прибалтийского рода, был генералом русской армии и последним комендантом Петропавловской крепости, а мать, Людмила Бередникова, происходила из знаменитой петербургской семьи книгоиздателей и была родственницей композитора Александра Глазунова. После революции барон фон Гольштейн в течение 15 месяцев был вынужден скрываться с женой и детьми в доме Глазуновых, не выходя на улицу, а в 1919 г. им удалось эмигрировать в Польшу.
В 1921 г. глава семьи скончался, спустя год ушла из жизни и мать, и дети остались круглыми сиротами. Николаю на тот момент было всего 8 лет. Однако судьба была к ним благосклонна – их всех усыновили приемные родители из Бельгии и воспитывали в своей семье, как родных детей. В гостеприимном доме Эммануэля и Шарлотты Фрисеро они ни в чем не нуждались и получили хорошее образование. Приемные родители сохранили им фамилию родного отца и баронский титул и позаботились о том, чтобы они не забыли о своих корнях – с ними занимался преподаватель русского языка, им читали вслух произведения русской литературы.
Когда Николай проявил способности к живописи, приемные родители создали все условия, чтобы он развивал свой талант: он получил образование в Академии изобразительных искусств Сен-Жиль. В 19 лет он отправился в путешествие по Голландии, где изучал творчество Рембрандта, Вермеера и Хальса, а затем посетил Францию, Марокко, Алжир, Испанию и Италию. Во время поездки в Африку Николай встретил свою будущую жену, художницу Жанин Гийу. Ее портрет, написанный де Сталем, стал его единственной реалистической работой, после которой он полностью отказался от этого стиля: « Не знаю, что я написал: мертвую жизнь или живую смерть? » Вместе с Жанин художник вернулся во Францию, где решил остаться навсегда.
В это время происходит его формирование как художника, и в 1936 г. в Брюсселе состоялась его первая выставка. На стиль Николя де Сталя большое влияние оказали художники-абстракционисты. Его дочь Анна позже напишет: « Его рисунок нервный, напряженный, напоминающий натянутую и вибрирующую скрипичную струну ». А сам художник заявлял: « Я пишу, чтобы освободиться от впечатлений, всех чувствований и всего, что меня тревожит. Моей рукой водит тот, кто сидит внутри ».
В 1944 г. в оккупированном Париже хозяйка известной галереи Жанна Буше проводит полуподпольную выставку, на которой работы де Сталя экспонировались вместе с картинами Кандинского и Пикассо. После освобождения Франции от немецких захватчиков такие выставки становятся регулярными, а имя Николя де Сталя становится в один ряд с признанными мастерами живописи.
Вскоре известность художника распространилась далеко за пределы Франции. После выставки в Нью-Йорке в 1953 г. все его 25 картин раскупили, после чего де Сталь скромно сообщил своему приятелю: « Теперь я – миллионер ». Росту его благосостояния способствовало и то, что в это же время он заключил контракт с известным американским арт-дилером Полем Розенбергом.
Однако на пике своей популярности художник вдруг впадает в тяжелую затяжную депрессию. Он отказывается от активной светской жизни и уезжает на юг Франции. 16 марта 1955 г. на улице Ревели в Антибе тело художника обнаружила проходившая мимо местная жительница. Николя де Сталь выбросился из окна собственной мастерской. Этот шаг не был импульсивным – накануне гибели де Сталь зашел проконсультироваться с юристом, как будут обеспечены его дети в том случае, если с ним что-нибудь случится. В полицейском протоколе отметили: « Это был акт отчаяния ». Художник прожил всего 41 год.
Но что могло привести успешного и знаменитого художника, чьи картины высоко оценивали в Америке и Европе, к такому шагу? Знакомые де Сталя утверждают, что причиной была несчастная любовь. После смерти своей первой жены он женился во второй раз, но в последние годы жизни он встретил женщину, к которой испытывал безответные чувства. Жанна Матье была замужем, воспитывала двоих детей и отказалась уйти из семьи. За день до самоубийства художник звонил ей и просил о встрече, но она снова ответила отказом. Тогда Николя собрал все ее письма, адресованные ему, и отправил ее мужу с припиской: « Ваша взяла ». Один из английских искусствоведов написал: « Сталь был русский, толстовский персонаж, снедаемый бесами Достоевского. И если эти бесы не трогали его в начале его карьеры, то потом они буквально набросились на него ».
За 15 лет творческой жизни Николя де Сталь создал более тысячи картин, некоторые из них сейчас оцениваются в миллионы долларов. Так, одна из последних его работ, «Лежащая обнаженная», в 2011 г. была продана более чем за 7 млн евро. Только в 2003 г. в Петербурге наконец состоялась большая выставка работ Николя де Сталя, после чего в прессе появились публикации о нем, а по телевидению показали документальный фильм, посвященный его биографии и творчеству. Но до сих пор для большинства соотечественников его имя остается неизвестным.
Читайте также: