Храмовая проституция в древнем египте
И во время праздников и в обычное время при храмах Исиды жили блудницы, которые удовлетворяли жрецов и чужестранцев. Все заработанные живущими при храмах проститутками деньги шли в руки жрецов, которые распоряжались ими на своё усмотрение.
Вавилон
Геродот писал о религиозной традиции древних вавилонян: каждая женщина была обязана один раз в жизни явиться в храм богини плодородия Мелитты и отдаться первому же чужестранцу, который её выберет, бросив ей в подол горсть монет. Это касалось вавилонянок всех сословий — от рабынь до цариц. Красавицы не проводили в храме и нескольких дней, их выбирали сразу и отпускали домой. Некрасивым женщинам иногда приходилось жить при храме годами, ожидая своей участи. Не исполнив своего долга, женщина не имела права уйти домой.
Деньги, заработанные таким образом, считались священными, а женщина после свершения ритуала находилось под покровительством богини всю жизнь. Знатные дамы приезжали в храм на богато украшенных повозках, бедные горожанки проходили к храму пешком и сидели там, обвязав голову лентами. Но и тех и других ждала одна и та же участь — пойти с первым же чужестранцем, который бросит в подол монету и скажет: «Я взываю к богине Мелитте». Женщина не имела права отказаться и должны была соглашаться на любую сумму, даже самую ничтожную.
Финикия
В Финикии тоже существовали подобные храмы богини плодородия Астарты, при которых постоянно жили блудницы, обслуживающие жрецов и чужеземцев. Раз в год, в праздник Астарты, священных блудниц становилось в несколько раз больше. Финикийские женщины усаживались вдоль дорог прямо на землю, в тростниковых венках на головах. Они могли быть выбранными любым прохожим и согласно шли исполнять свой долг во имя богини, чтобы потом вернуться домой уже без венка.
Кроме этого, у финикийцев тоже существовал своеобразный культ чужестранцев, и отцы должны были отдавать им на растление своих юных незамужних дочерей. Кроме того, проституцией в Финикии занимались многие незамужние девушки, чтобы таким образом накопить на приданое и удачно выйти замуж. На въезде в торговый город Карфаген девушки разбивали палаточные городки, чтобы принимать купцов из разных стран. Накопив достаточно денег, они часто жертвовали большие суммы на строительство храмов и памятников, о чём свидетельствуют надписи на стенах. Судя по всему, куртизанки часто жертвовали большие суммы, чем богатые ремесленники и купцы, как будто благодаря богов и богинь за возможность с помощью своего ремесла удачно выйти замуж.
Египет
В Египте поклонялись богу солнца Осирису как мужскому началу и богине земли и плодородия Исиде — как женскому. Во время религиозных праздников жрицы и жрецы совершали действия, напоминающие половой акт с веялками, символами земли, и магическими ключами от всех дверей, тау, имевшими форму мужского полового органа. Жрицы, участвовавшие в шествиях, носили на груди золотые урны с фаллосами, которые являлись священными изображениями верховного божества и, по совместительству орудиями наслаждений. Во имя Исиды мужчины и женщины сплавлялись на лодках по Тигру, играя на музыкальных инструментах и распевая песни, после чего женщины поднимали платья и оголяли грудь, приглашая мужчин к совокуплению. В храмах Исиды собирались одновременно сотни тысяч паломников, которые предавались там самому грубому разврату.
И во время праздников и в обычное время при храмах Исиды жили блудницы, которые удовлетворяли жрецов и чужестранцев. Все заработанные живущими при храмах проститутками деньги шли в руки жрецов, которые распоряжались ими на своё усмотрение.
У египтян существовал обряд ритуального лишения девственности. Отцы приводили своих юных дочерей,
чтобы отдать их в жертву Осирису.
Особо процветала ритуальная проституция во время обрядов посвящения, которым предшествовало длительное воздержание. Геродот и Эпифан пишут, что эти обряды, происходившие в подземельях, уносили участвовавших в них во времена неостановимых оргий глубокой древности, со всеми сопутствующими грубыми извращениями и смешением полов.
У египтян существовал обряд ритуального лишения девственности. Отцы приводили своих юных дочерей, чтобы отдать их в жертву Осирису. Функцию бога выполняли жрецы, его прямые посредники. Интересно, что в жертву могли быть принесены только красивые девушки. После совершения обряда они благополучно выходили замуж.
Существует гипотеза, что подобные ритуалы, которые часто имели массовый характер (по некоторым данным, на праздники Исиды собиралось около 700 тысяч паломников), сильно развратили нравы египтян. В сочетании с горячей восточной кровью такая раскрепощённость приносила свои поды. Это, в частности, привело к расцвету светской проституции и чрезвычайной свободе нравов. Известно, например, что сам Хеопс, разорившись на строительстве пирамид, заставил заниматься проституцией собственную дочь. Преданная отцу, она просила каждого приходящего к ней мужчину кроме денег дарить ей камень для гробницы отца. Из этих камней, по преданию, была построена одна из четырёх пирамид.
Южная и Центральная Америка
У народов, проживавших на этих территориях, также процветала религиозная проституция, причем не только женская, но и мужская. Об этом пишет Диас дель Кастильо, испанский конкистадор. В ацтекском божественном пантеоне даже было божество, покровительствующее храмовым проституткам.
Бурбонский кодекс — ацтекский кодекс ритуально-календарного содержания. Создан незадолго до или сразу после конкисты. Бурбонский кодекс — ацтекский кодекс ритуально-календарного содержания. Создан незадолго до или сразу после конкисты.Конкистадоры пришли в ужас от широты распространения сексуальных извращений под эгидой религиозных ритуалов. Завоеватели начали борьбу с искоренением порочной практики. При этом использовались бесчеловечные методы: сожжение на костре, массовые обезглавливания. Это привело не только к искоренению культовой проституции и сексуальных извращений, но и к уничтожению народной культуры.
Шумер
Древнейшая на планете Шумерская цивилизация оставила выдающийся письменный исторический источник. Это свод законов Кодекс Хаммурапи.
Фрагмент стелы с Законами Хаммурапи (Музей Лувра в Ираке) Фрагмент стелы с Законами Хаммурапи (Музей Лувра в Ираке)В нем храмовые проститутки именуются «надиту» (иеродулы). Исторический документ дифференцирует их от обычных продажных женщин.
Фрагмент копии стелы с Законами Хаммурапи (Пергамский музей, Берлин) Фрагмент копии стелы с Законами Хаммурапи (Пергамский музей, Берлин)Репутация надиту защищалась законом наравне с замужними женщинами. Сексуальных жриц именовали «сестрами бога». Они были различных категорий, для их обозначения существовали разные названия, подробно расписанные в правовом документе. Защищались и имущественные права иеродул.
Финикия
В Финикии тоже существовали подобные храмы богини плодородия Астарты, при которых постоянно жили блудницы, обслуживающие жрецов и чужеземцев. Раз в год, в праздник Астарты, священных блудниц становилось в несколько раз больше. Финикийские женщины усаживались вдоль дорог прямо на землю, в тростниковых венках на головах. Они могли быть выбранными любым прохожим и согласно шли исполнять свой долг во имя богини, чтобы потом вернуться домой уже без венка.
У финикийцев тоже существовал своеобразный культ чужестранцев, и отцы должны были отдавать им
на растление своих юных незамужних дочерей
Кроме этого, у финикийцев тоже существовал своеобразный культ чужестранцев, и отцы должны были отдавать им на растление своих юных незамужних дочерей. Кроме того, проституцией в Финикии занимались многие незамужние девушки, чтобы таким образом накопить на приданое и удачно выйти замуж. На въезде в торговый город Карфаген девушки разбивали палаточные городки, чтобы принимать купцов из разных стран. Накопив достаточно денег, они часто жертвовали большие суммы на строительство храмов и памятников, о чём свидетельствуют надписи на стенах. Судя по всему, куртизанки часто жертвовали большие суммы, чем богатые ремесленники и купцы, как будто благодаря богов и богинь за возможность с помощью своего ремесла удачно выйти замуж.
Вавилон
О культовой проституции в Вавилоне оставил записи Геродот, называвший ее позорным явлением. Один раз за всю жизнь жительница Вавилона, вне зависимости от социальной принадлежности, должна была отдаться чужестранцу в храме Афродиты.
Астарта — греческий вариант имени богини любви и власти шумеро-аккадской мифологии Иштар Астарта — греческий вариант имени богини любви и власти шумеро-аккадской мифологии ИштарПрихрамовая территория делилась веревками на узкие коридоры. Женщины сидели вдоль проходов, чтобы их можно было хорошо рассмотреть. Если мужчина делал выбор, то он бросал избраннице на колени монеты, которые считались священными.
«Астарта Сирийская» — Данте Габриэль Россетти, 1877 (Манчестерская художественная галерея, Манчестер) «Астарта Сирийская» — Данте Габриэль Россетти, 1877 (Манчестерская художественная галерея, Манчестер)Отказаться женщина не имела права, так как это был ее долг перед богиней Иштар (Афродитой). Половой акт совершался в отведенном месте. Только после этого можно было уйти домой. Нетрудно догадаться, что в первую очередь выбирали красивых девушек. Некоторым приходилось сидеть на смотринах по четыре года.
Вавилонский рынок наложниц — картина Э. Лонга Вавилонский рынок наложниц — картина Э. ЛонгаСвященные блудницы: Как работала проституция в Древнем Египте, Риме и Вавилоне
Понятие стыда пришло к человечеству благодаря развитию цивилизации и морали. В дохристианские времена люди не были ограничены грузом греховности, поэтому могли быть свободны в воплощении любых желаний, в том числе сексуальных. Известно, что древние и первобытные народы не связывали желание с долгом и предавались удовольствиям направо и налево. Не существовало и моногамного брака в нашем привычном понимании, дети рождались от самых усердных и сильных, а женщины заботились о них сообща. Не удивительно, что с разного рода сексуальными актами были сопряжены первые ритуалы.
Иногда проституцию называют древнейшей профессией, и отчасти так и есть, однако вряд ли участие женщин в случайных и хаотичных связях с малознакомыми мужчинами несло тогда исключительно материальный характер. Самые древние проститутки были скорее жрицами в современном понимании, поскольку отдавались не за деньги, а следуя определённой традиции или обряду. Так происходило до тех пор, пока моногамный брак не вступил в свои права, оттеснив полигамию на задний план.
Религиозная проституция — это своего рода смешение физических и духовных потребностей человека, в этом случае женщина отдаётся мужчине не ради материальной выгоды, а во имя веры в одного или нескольких богов. Существует множество исторических доказательств тому, что религиозная проституция существовала многие тысячелетия как у первобытных племен, так и у высокоразвитых исторических народов.
Ритуальная проституция как явление зародилась на Востоке и уже оттуда была привезена в Грецию и Рим. Изначально подобные культы производились в храмах богинь плодородия — Инанны, или Иштар, в Месопотамии, Мелитты в Вавилоне, Астарты в Финикии, Анаис в Армении, Исиды в Египте.
Древняя Греция и Рим
Религиозная проституция пришла в Грецию с Востока, но была менее масштабной. Это были отдельные явления на окраинах греческого мира: в Сицилии, на Кипре, в Понтийском царстве. Исключение — город Коринф, где в акрополе находилось более тысячи проституток. Они являлись источником городского дохода.
Эротическая сцена с молодым человеком и гетерой, ок. 430 г. до н.э (Altes Museum — художественный музей в Берлине на Музейном острове) Эротическая сцена с молодым человеком и гетерой, ок. 430 г. до н.э (Altes Museum — художественный музей в Берлине на Музейном острове)В 464 году до н. э. некий Ксенофонт, проживавший в Коринфе, победил на Олимпийских играх. В честь этого события он подарил храму Афродиты сто девушек. Этот случай описывает Пиндар, древнегреческий поэт. Однако некоторые ученые ставят под сомнение наличие храмовой проституции в Древней Греции.
«Праздник Венеры» — Питер Пауль Рубенс (Музей истории искусств, Вена) «Праздник Венеры» — Питер Пауль Рубенс (Музей истории искусств, Вена)В Риме было огромное количество святилищ в честь Венеры. Но в них не культивировались священные совокупления. Торжества, посвящаемые богине, проходили весной, состояли из танцев, оргий, пиров. Все это происходило ночью и вне храма.
Древняя Месопотамия
Коммерческое оказание сексуальных услуг существует с глубокой древности. Как отмечает феминистская исследовательница Герда Лернер, использование сексуальности в различных культовых обрядах, обращенных прежде всего к женским божествам, к Богине-Матери, символизирующей плодородие и саму жизнь, по всей видимости, имело место уже в неолитических обществах. И уже в древнейших цивилизациях Месопотамии существовали институциализированные формы публичных сексуальных практик, имевших как сакральную, так и экономическую функцию (хотя границы между первыми и вторыми не были стабильны и некоторыми исследовательницами вообще ставятся под сомнение).
Так, например, уже в Шумере (III тысячелетие до н. э.), в частности в городе Урук, существовала довольно разветвленная и сложная система «культовых сексуальных услуг» . По всей видимости, шумеры, как и другие общества, существовавшие между Тигром и Евфратом в древности, считали, что боги и богини присутствуют в храмах не символически, но вполне буквально и материально, иногда воплощаясь в телах служительниц и служителей храмов. При храмах существовала целая система коммунальных служб, отвечавшая за приготовление еды, уборку, чистоту, сон и различные развлечения (музыку и танцы) для божеств. Поскольку считалось, что последние отвечают за важнейшие элементы мироустройства для аграрных обществ (плодородность почвы, разлив рек, погоду, смену времен года и другие), то ежедневное обеспечение их комфорта и проведение ритуалов было критически важным. Возможно, прихрамовые «культовые сексуальные услуги» играли важное значение для умилостивления божеств.
Главную роль играли дочери царей и других правителей, назначавшиеся верховными жрицами богини плодородия, сексуальности (согласно некоторым источникам, в том числе и гомосексуальности) и войны Иштар (она же — богиня Иннана или Богиня Луна). Как пишет Лернер, «они носили специальную одежду, шапку с приподнятым ободком, украшения и посох, и те же знаки отличия, которые носил [верховный] правитель. Они жили внутри священной обители, отвечали за управление храмом и делами, выполняли ритуальные и церемониальные функции и, как правило, не состояли в браке».
Раз в год жрица богини вступала в так называемый священный брак со жрецом Думузи — полумифического древнейшего царя Урука. После окончания ритуала, который, вероятно, включал в себя не только сексуальный акт между жрицей и жрецом, но и массовое оргиаистическое действие, удовлетворенная Иштар обещала своему супругу, царю и пастуху Думузи, благоденствие, спокойствие и свой присмотр. В культе богини Иштар женская сексуальность играла производительную и определяющую функцию: именно жрица делала Думузи царем и гарантировала процветание его царству.
Более того, роль Шамхат весьма почетна и значительна: она обладает знаниями и навыками, необходимыми чтобы усмирить дикаря, она играет цивилизующую роль, угодную не только правителю, но и замыслу богов.
Легитимность и признание общественной значимости женщин, занимавшихся ритуальными секс-услугами удостоверяется и их включением в один из древнейших списков занятий и ремесел (ок. 2400 г. до н. э.), наравне с докторками, переписчицами, парикмахершами и поварихами. Кстати, в этом списке есть и специальное обозначение (kur-garru) для занимающихся оказанием секс-услуг мужчин и, возможно, транс*людей (в данном случае это весьма условное обозначение). Предполагается, что последние могли переодеваться в женскую одежду и оскоплять себя во время ритуальных празднеств, посвященных богине Иштар. Скорее всего, некоторые категории древних секс-работниц и секс-работников Месопотамии (harimtu) были частью прислуги в храмах Иштар и других божеств (Шамаш и Мардук), и заработанные ими деньги передавались на поддержание храма, который был центром не только спиритуалистической, но и экономической активности. Сексуальные услуги стоили относительно дорого: от одного до полутора шекелей, в то время как оклад рядового наемного рабочего составлял примерно один шекель в месяц.
Армения
Продолжительность служения при храме определяли родные будущих блудниц. Когда же женщины покидали пределы храма, они должны были оставить все вырученные сбережения в пользу храма. После этого они с успехом выходили замуж, причём более завидными невестами считались те, у которых было больше всего клиентов. Женихи справлялись у жрецов о поведении будущих жен, успех невесты считался залогом счастливой супружеской жизни.
Израиль
У древних евреев при храмах в специально построенных для этого помещениях жили святые блудницы. Позже целомудренные христиане объясняли функцию массивных сооружений в несколько этажей вокруг храмов как «помещения для хранения священных сосудов».
В эти постройки попадали израильские юницы, чтобы посвятить себя религиозной проституции. Они шли на это сознательно, по доброй воле, а не из-за нищеты или порока. Очень часто девушки, живущие при храмах, были из очень знатных семей. В храм они приходили, потому что чувствовали неспособность служить одному мужчине, поэтому обрекали себя на супружество с целым народом.
С храмовой блудницей зачинал детей один из пророков, беря в свидетели двух священников храма. Интересно, что совокупление с блудницами ритуально обставлялось, освящалось двумя священниками (подобно как современные браки совершаются в присутствии двух свидетелей), а потому не считалось пороком, не оскверняло ни блудницу, ни приходившего к ней, как ни марает никого современный брак. Как видно из этого краткого ритуала со священниками, древние евреи не видели в подобных вещах ничего дурного, а наоборот, понимали его как кратковременный брак, венчание пары на одну ночь. Однако странники, купцы и воины входили в покои храмовых блудниц исключительно для того, чтобы снять половое напряжение, что никак не сказывалось на репутации храмовых блудниц. К ним относились с почётом, воспринимали их природный пыл как предназначение и почётно называли «супругами Израиля».
Совокупление с блудницами ритуально обставлялось,
освящалось двумя священниками (подобно как
современные браки совершаются в присутствии двух
свидетелей), а потому не считалось пороком.
Однако до окончательного издания Таблиц законов в Израиле существовали менее гуманные традиции, касающиеся проституции, например, право отца продать свою дочь в наложницы на любой срок, забрав все вырученные деньги себе. Сама девушка ничего не получала и была фактически рабыней своего отца или хозяина. Конец этому положил лишь Моисей: «Не продавай своих дочерей для того, чтобы земля не покрылась пятном и нечистью» (Кн. Левит. XIX).
Таким образом, борьба законодателей и религиозных проповедников с распущенностью нравов могла нести как отрицательный, так и положительный характер, с одинаковым успехом ломая и спасая жизни женщин, которые попадали в это ремесло из принуждения или же по собственному желанию, conjunx totius populi sacra populi sacra.
Жертвоприношения, оргии и пенсии: каким был ритуальный и коммерческий секс в древнейших обществах
Ганики, элитные секс-работницы Древней Индии, должны были разбираться в музыке, поэзии, мечах и украшениях, имели право на получение пенсии и нередко организовывали общественные мероприятия. В то же время убийство весья и саманья, секс-работниц из низших классов, могло даже не считаться преступлением. Квир-социолог, автор канала «Смерть и мебель» Даниил Жайворонок разбирается в истории секс-работниц Месопотамии, Индии и Месоамерики, показывая огромное разнообразие форм ритуального и коммерческого секса, бытовавших в древнейших государствах.
Однако именно эта неизбежная условность, нестабильность и сомнение по поводу категорий и средств описания наиболее ценны в подобных исторических экскурсах. Они заставляют нас задуматься не только над тем, как и почему были сформированы древние практики, но и почему появились наши сегодняшние практики и категории, и каково их общественное значение. Возможно, взгляд на практики публичной сексуальности, существовавшие в древнем мире, может также поспособствовать переосмыслению представлений о секс-работе в современном мире.
Древняя Греция
В Греции, как известно, существовал культ Афродиты, богини любви и плодородия. Афродита являлась одним из ликов единой для всех народов богини, следы которой тянутся из дремучей древности. Из культа Афродиты родился культ любви, а из него, в свою очередь, родилась ритуальная проституция. В Афинах процветали публичные дома — диктериады, их учредители стремительно богатели и в знак благодарности богине на вырученные деньги строили храмы в её честь.
В четвёртый день каждого месяца во время праздника Афродиты у подножия храмов и у статуй богини собирались многочисленные гетеры и работали, отдавая все деньги, полученные от мужчин, в пользу храмов. Это было возможно среди бела дня, потому что храмы Афродиты окружали глухие заросли, посаженные специально, чтобы на гетер и их клиентов опускалась тень и скрывала их ласки от посторонних глаз. При каждом храме в Афинах, Фивах, Аркадии и других греческих городах жило множество гетер, согласно воспоминаниям Страбона, при храме Афродиты в Коринфе их проживало около тысячи.
Перед Олимпийскими играми участники соревнований торжественно клялись в случае победы посвятить Афродите
50 или 100 юных девушек, чтобы они жили при храмах
и обслуживали чужестранцев.
Окружённая греховным садом и выточенная из мрамора Афродита собирала вокруг себя общество извращённых и праздных мужчин и женщин. Из-за густых зарослей, окружающих её храмы, она носила имя Milanis или Scotia, то есть богини чёрной любовной ночи и мрака. У нее существовало множество других интересных имен, наделённых двусмысленными метафорами: Porne (чувственная гетера), Mucheia (богиня тайных мест), Castnia (богиня бесстыдных совокуплений), Kallypigos (богиня с красивыми ягодицами). Были даже деревянные скульптуры Афродиты с мраморными руками и ногами, которые двигались с помощью механических пружин, и богиня совершала двусмысленные движения. Из-за таких статуй ей дали имя Mechanitis, или механическая богиня.
Древние греки также не обходились без жертв богине. Ей посвящали юных девушек перед важными событиями, чтобы задобрить её и надеяться на хороший исход дела. Перед Олимпийскими играми участники соревнований торжественно клялись в случае победы посвятить Афродите 50 или 100 юных девушек, чтобы они жили при храмах и обслуживали чужестранцев. Известны строки оды на победу Ксенофонта в Олимпийских играх. Они принадлежат поэту Пиндору:
«Вы, которые даёте у себя приют и гостеприимство всем чужеземцам, вы, жрицы богини Пито в богатом Коринфе, возжгите благоухания перед изображением Афродиты и, призывая мать любви, умолите её не отказать нам в её небесной милости и дать нам то блаженство, которым мы наслаждаемся, срывая нежный цвет вашей красоты».
Древняя Индия
По всей видимости, какие-то практики, подобные проституции, существовали в Индии с древнейших времен. Первое упоминание встречается в Ригведах, которые начали составляться около 1700 г. до н. э. Однако употребляемые в этом источнике термины, джара (jara) и джатини (jatini) , довольно широки и, по-видимому, отсылают к мужчинам и женщинам, вступающими в сексуальные отношения с женатыми людьми и получающими за это какое-то вознаграждение на нерегулярной основе.
Сукумари Бхаттачарджи утверждает, что к VII–VIII в. до н. э. в Индии практики публичной сексуальности уже успели в достаточной мере дифференцироваться и институциализироваться, соединившись в довольно сложно устроенную сеть. Универсальных и единых для всех регионов Индии наименований и установлений было не так много: почти все они варьировались от местности к местности. Бхаттачарджи приводит более двадцати терминов, обозначающих женщин, занимающихся оказанием тех или иных сексуальных услуг и различающихся по образованию, социальному статусу, уровню дохода. Однако многие из упоминаемых им именований относятся к разным эпохам или к разным регионам. Но есть и то, что объединяло всех древнеиндийских секс-работниц: уникальность их позиции, отличавшая их от всех остальных женщин, заключалась в том, что они сами должны были зарабатывать себе на жизнь. Самым успешным из них такая позиция давала возможность относительной автономии и высокий социальный статус. Для наиболее обездоленных секс-работниц необходимость самим зарабатывать на жизнь означала лишь больший уровень экономической незащищенности и неуверенности, как правило только увеличивавшейся с годами.
Самую высокую ступень в иерархии секс-работниц занимали ганики — получившие специальное образование женщины, занимавшиеся предоставлением досуга верховным правителям, знати и богатейшим купцам. Образование ганик было весьма разносторонним: кроме камасутры, то есть науки о сексуальности, они должны были среди прочего разбираться в музыке, поэзии, танцах, чтении, актерском ремесле, арифметике, архитектуре, слонах и лошадях, мечах и зонтиках, в украшениях и противоядиях, обладать искусством чтения тайных знаков и предзнаменований, знанием ритуалов. В одном из джайнистских текстов приводится список из 72 наук и искусств, которым обучались ганики. Их обучение оплачивалось из казны правителя. В то же время остальным индийским женщинам получать образование разрешалось только с разрешения мужа, и большинство из них, скорее всего, не получало никакого образования.
Услуги ганик стоили очень дорого, и позволить их себе могли лишь наиболее богатые представители индийского общества. Ганики нередко содержали при себе целый двор из музыкантов, актеров, танцовщиков и танцовщиц и разной прислуги, содержание такого двора тоже обходилось недешево. Некоторые из них имели также собственных сменщиц, замещавших хозяйку в тех случаях, когда она не могла или не хотела сама заниматься увеселением посетителей. У них также было право выбирать себе клиентов, за исключение тех случаев, когда речь шла о верховном правителе — за отказ ему полагался большой штраф.
Ганики платили ежемесячный налог, примерно равный дневному доходу. Взамен они получали гарантии соблюдения собственной безопасности и прав (преступления в их отношении очень жестко карались — гораздо жестче, чем в отношении других женщин), а также право на получение пенсии в старости.
Ганики также обладали правом передачи накопленного ими имущества: речь шла не о праве обладания, а лишь о праве пользования, однако остальные женщины Древней Индии были лишены и этого. Богатые ганики могли активно участвовать в благотворительности: они давали деньги и еду нуждающимся, вносили пожертвования на строительство мостов, колодцев и благоустройство садов, организовывали общественные мероприятия и ритуалы, покровительствовали наукам и искусствам.
Рупадживы занимали не такое привилегированное положение. Некоторые из них могли получать образование, иногда даже за счет казны правителя, но, по-видимому, оно не было настолько же разносторонним и глубоким, как у ганик. Рупадживы как правило снимали собственное отдельное жилье в черте города, но они также могли входить в состав царского гарема или оказывать услуги лишь какому-то одному мужчине. Они также платили налоги в казну и имели право на получение пенсии в старости (однако, как замечает Бхаттачарджи, мы не можем судить о том, выплачивалась ли эта пенсия на самом деле).
Может быть интересно
Успешные рупадживы могли позволить себе не только собственное жилье, но и прислугу, в то время как менее успешные из них перемещались в бордели, расположенные вдоль дорог и на окраине городов. Как правило, такие заведения управлялись бывшими секс-работницами, отвечавшими за назначение цен и переговоры с клиентами.
Отказать посетителю было нельзя — за отказ полагался значительный штраф или даже телесное наказание.
Бордели платили налоги в казну, взамен же они получали гарантию безопасности — за насилие или обман секс-работницы также полагались значительные штрафы. По достижении определенного возраста рупадживы могли быть наняты в качестве ткачих в царские мастерские.
Наиболее незавидное положение было у весья и саманья . Некоторые из этих категорий секс-работниц также располагались в борделях, но многие не имели постоянного угла. Их положение было наиболее уязвимыми как в финансовом плане (многие из них постоянно находились на грани выживания), так и в физическом — они не платили налоги и никто не беспокоился об их безопасности и правах. В некоторых текстах даже убийство таких женщин упоминается как незначительное преступление (если вообще считалось таковым). Впрочем, жизнь большинства женщин в Древней Индии была непроста: представительницы низших каст зачастую выступали в качестве предметов обмена или дарения между мужчинами.
Отдельно стоит упомянуть девадаси , чьи сексуальные услуги так или иначе были связаны с ритуальной сферой. В переводе с санскрита «девадаси» означает «раба бога». Существовало около семи различных категорий девадаси: все они жили при храмах, но занимались специфическим трудом — некоторые выполняли роль прислуги, другие только сакральные или ритуальные функции, третьи совмещали использование сексуальности со служением божеству или богине. Девадаси возникли, по всей видимости, в начале нашей эры, и изначально их функция сводилась к исполнению ритуального танца бхаратанатьям , а также к предсказаниям и общению с божествами. По мере развития храмовой системы некоторые девадаси также начали оказывать сексуальные услуги, прежде всего верховным священникам и важным покровителям того или иного храма. За услуги они получали плату в виде денег или ценных подарков: недвижимости, земли, украшений или рабов. Девадаси не просто владели имуществом, но и извлекали из него прибыль: сдавали, одалживали под процент, покупали и продавали, вели собственный бизнес. В некоторых регионах они обладали правом передавать имущество по наследству, причем только по женской линии, то есть своим дочерям или ученицам — такой привилегией не пользовалась ни одна другая категория женщин.
Девадаси обладали не только уникальными правами и экономическим достатком, но и имели довольно высокий социальный статус. Знатные вельможи и купцы ценили их компанию, они ценили их пение и мастерство танцовщиц, слушали их мнения и предсказания. В городах южной Индии некоторым девадаси удавалось накопить значительные ресурсы, и они становились важными акторами в местной политической жизни.
Институт девадаси существует до сих пор, особенно много представительниц этой группы проживает в юго-западном индийском штате Карнатака. Однако, как отмечают практически все исследователи, положение девадаси сильно ухудшилось. Ключевую роль сыграла британская колонизация. Европейцы рассматривали культ девадаси как проявление варварства, противоречащего христианской морали и нормам сексуальности, и активно с ним боролись. Под давлением колонизаторского режима девадаси начали постепенно терять свой статус и права. Сейчас от их былого величия не осталось и следа, и последовательницы культа представляют собой маргинализированную, довольно бедную и постепенно исчезающую группу.
Вавилон
Геродот писал о религиозной традиции древних вавилонян: каждая женщина была обязана один раз в жизни явиться в храм богини плодородия Мелитты и отдаться первому же чужестранцу, который её выберет, бросив ей в подол горсть монет. Это касалось вавилонянок всех сословий — от рабынь до цариц. Красавицы не проводили в храме и нескольких дней, их выбирали сразу и отпускали домой. Некрасивым женщинам иногда приходилось жить при храме годами, ожидая своей участи. Не исполнив своего долга, женщина не имела права уйти домой.
Деньги, заработанные таким образом, считались священными, а женщина после свершения ритуала находилось под покровительством богини всю жизнь. Знатные дамы приезжали в храм на богато украшенных повозках, бедные горожанки проходили к храму пешком и сидели там, обвязав голову лентами. Но и тех и других ждала одна и та же участь — пойти с первым же чужестранцем, который бросит в подол монету и скажет: «Я взываю к богине Мелитте». Женщина не имела права отказаться и должны была соглашаться на любую сумму, даже самую ничтожную.
С точки зрения генетики этот ритуал выполнял опредёленную функцию: он позволял разбавлять тесный круг горожан, ведь женщины часто рожали детей от чужестранцев, которым вавилоняне приписывали магическую силу.
Храмовая проституция: позорное явление или обоснованный ритуал?
Храмовая проституция — распространенное в Древнем мире явление, вызывающее чувство отторжения у современного человека. По бытовавшим религиозным верованиям, сексуальные действия в храме должны были повлиять на будущий урожай. Акт оплодотворения связывали с плодородием земли.
Первоначально такого рода ритуалы производились под открытым небом, позднее, по мере усложнения культа, стали проходить в храмах. Для обозначения женщин, занятых проституцией в культовых местах, применяют греческое слово «иеродулы». Историки обнаружили наличие свидетельств ритуального совокупления у разных цивилизаций.
Древний Рим
В Риме точно такую же функцию выполняли храмы Венеры. Вокруг них каждый вечер собирались куртизанки, чтобы привлекать мужчин. Часть вырученных денег они посвящали богине-покровительнице. Куртизанки принимали участие во всех религиозных празднествах. Интересно, что в Риме в праздничных оргиях участвовали и почтенные замужние дамы. Они отличались от проституток только тем, что закрывали голову мантией. Оргии с участием гетер происходили у подножий статуй, которым украшали золотыми венками не только головы, но и половые органы.
В Древнем Риме существовал бог Мутунус, которого изображали, в отличие от остальных богов, например Приапа, восседающим на троне. Перед тем как выйти замуж, девушка должна была сесть на колени к каменному изваянию Мутунуса, метафорически принося ему в жертву свою девственность. Однако в некоторых случаях статуя бога изображалась с эрегированным половым членом, и девушки, садясь к нему на колени, совершали с ним половой акт, лишаясь девственности по-настоящему. К этому же действию прибегали замужние женщины, чтобы Мутунус помог им забеременеть.
Стыд и ожидание расплаты за грехи нахлынули волной на древний мир, свободный от предрассудков. Вместе с цивилизацией, религией и культурой пришло другое, отличное от первобытного осознание человеческих желаний. Однако сами желания никуда не исчезли, поэтому проституция существует и поныне, принимая совершенно другое обличье. Из этой профессии исчез элемент святости, который несомненно присутствовал в сердцах древних блудниц, отдававших тело и душу во имя богов и богинь, в которых они горячо верили и ждали от них спасения и награды за святые и сладостные труды свои.
Мезоамерика
О практиках публичной сексуальности, сложившихся в Мезоамерике, мы можем судить главным образом по ацтекской культуре, которая, с одной стороны, основана на общих культурных традициях региона, а с другой — является относительно недавней и наиболее хорошо изученной: расцвет Теночтитлана, столицы ацтекской империи, приходится на начало XVI века, незадолго до появления испанских конкистадоров.
В ацтекском языке существовало слово «ахуиениме» (āhuienime) , обозначавшее женщин, занимающихся предоставлением секс-услуг. Ахуиениме состоит из двух корней: «ахуие», означающее избыток вещей, приносящих удовольствие и наслаждение, и «ме», сокращение от «метл», обозначающего агаву. Из агавы в Мезоамерике еще во втором тысячелетии до н. э. производили алкогольный напиток пульке . Пульке имел сакральное значение и использовался в различных ритуалах, однако употреблялся и в повседневной жизни (чрезмерное его употребление осуждалось). Исследователи полагают, что слово «ахуиенеми» содержало в себе как отсылки к удовольствию и божественному, возможно даже сакральному экстазу, так и негативные (связанные с осуждением пьянства).
Ахуиениме были связаны с Хочикветцаль (Xochiquetzal), богиней цветов, плодородия, красоты, женской сексуальности и различных ремесел, особенно вышивания, культ которой восходит как минимум ко временам Майя. Они принимали участие в культах, посвященных своей богине, а также подражали ей в своем внешнем виде: в отличие от других ацтекских женщин они носили волосы распущенными, раскрашивали лица желтой краской и носили множество украшений, в том числе с изображением цветов, символов богини. Францисканский священник Барнардино де Сахагун описывал ахуиеними как женщин, зачарованных своей собственной красотой, «разгуливающих по городам в косметике, источающими запах разных парфюмов, со множеством украшений и [обсидиановыми] зеркалами, чтобы проверять свою собственную красоту». У Хочикветцаль был парный бог Хочипилли, изображавшийся с псилоцибиновыми грибами, покровитель игр, искусств и танцев, а также занимавшихся оказанием секс-услуг мужчин и транс*людей . К сожалению, мужская проституция и ее роль в мезоамериканских обществах пока что остается практически неизученной.
Фрагмент картины Диего Риверы «Рынок Тлателолко», в центре изображена ахуиенеми, начало ХХ-го века. Источник
Ахуиеними принимали участие в ритуале, связанном с началом сезона дождей, целью которого было обеспечить плодородие. Некоторые исследователи полагают, что обряд включал в себя, помимо музыки, танцев и употребления пульке, также сексуальные акты между жрицами Хочикветцаль и ацтекскими воинами. Возможно, ахуиеними также сопровождали воинов во время их походов, дабы придать им воодушевления и храбрости. Также они участвовали в ритуалах, включавших человеческие жертвоприношения. Ахуиенеми принимали участие в праздновании Токскатль, посвященном одному из главных ацтекских богов Тецкатлипока (Tezcatlipoca), связанного с небом, обсидианом, войной и изменением посредством конфликтов.
Одним из элементов торжества был ритуал, в котором одна из ахуиеними, воплощавшая богиню Хочикветцаль, совершала сексуальный акт с одним из плененных воинов, воздерживавшимся целый год и воплощавшим самого Тецкатлипока. После сексуальной части церемонии воина убивали, а тело его съедали. Быть принесенным в жертву таким образом считалось большой честью. Ахуиеними предоставлялось право забрать оставшиеся после принесенного в жертву воина украшения и одежду.
Может быть интересно
Если в ритуальной сфере сексуальные практики ахуиеними были связаны с божественным и сакральным, то в повседневности это был всего лишь распространенный и довольно выгодный бизнес. Ахуиеними предлагали свои услуги вдоль дорог, на рынках, площадях и возле храмов. Существовали также специальные «дома женщин», чихуакалли (Cihuacalli) , в которых предоставление секс-услуг осуществлялось под надзором политических и религиозных властей. Чихуакалли представляли собой закрытый комплекс с комнатами, выходящими во внутренний дворик. В центре дворика могла размещаться статуя Тлацольтеотль — богини очищения и паровых бань, также помогавшая с исцелением от передающихся половым путем заболеваний. Цена за услуги ахуиенеми составляла порядка 8–10 плиток шоколада. Для сравнения, покупка раба могла обойтись примерно в 100 плиток, а вот суточная плата наемного рабочего могла быть в районе 50 плиток.
Европейские колонизаторы c XVI века активно боролись с ахуиеними, однако их сообщество сохранялось по крайней мере до начала XX века.
Индия
В индуистских храмах постоянно жили девушки-танцовщицы, которые совершали коитус с посетителями из числа высших каст. Профессия считалась почетной. Их называли «девадаси», в русском языке понятие определяется как «баядерка».
Девадаси, индийские танцовщицы — немецкая гравюра, ок. 1700 Девадаси, индийские танцовщицы — немецкая гравюра, ок. 1700Они танцевали в храме во время религиозных служб, а также на культовых уличных шествиях. Ставоринус, голландский путешественник XVIII века, писал, что зритель во время религиозного танца мог, заплатив, совершить половой акт с любой из них.
Эротическая скульптура Кхаджурахо Эротическая скульптура КхаджурахоКультовую проституцию в Индии запретили на законодательном уровне лишь в 1988 году. Произошло это благодаря протестным акциям борцов за права человека.
Дорогой читатель, если было интересно, то рекомендуем поставить «палец вверх» и подписаться на канал! Ещё мы публикуем материалы в Telegram ( @antike ) и во ВКонтакте .
Читайте также: