Хорошо отдыхать когда отдых является следствием усиленного труда врубель
1) Творческая манера М. Врубеля, известного художника-символиста рубежа веков, настолько самобытна потому, что он работал во всех видах и жанрах изобразительного искусства, не боялся экспериментировать, и всё это позволило выработать ему свой индивидуальный, узнаваемый стиль.
2) Самобытность художественного метода Врубеля в сочетании с душевными болезнями мастера провоцировала многих его современников называть врубелевское творчество «больным», однако психиатр Усольцев придерживался иной позиции и высоко оценивал работы художника.
3) Художник М. Врубель долгое время страдал душевными болезнями, и это, по мнению многих его современников, наложило отпечаток на всё его творчество, которое многие характеризовали как «больное».
4) Психиатр Усольцев очень хорошо отзывался о творчестве Врубеля, считал его «нормальным», опровергая тем самым мнение многих современников, называвших глубоко самобытное творчество Врубеля «больным» из-за психических расстройств художника.
5) Психиатр Ф. А. Усольцев, хорошо знавший М. Врубеля и его работы, высоко ценил творчество художника и утверждал, что оно настолько «могуче и прочно, что даже ужасная болезнь не могла его разрушить».
(1)Творческая манера Михаила Врубеля, русского художника рубежа XIX–XX вв., работавшего почти во всех видах и жанрах изобразительного искусства, настолько самобытна, что картины этого мастера невозможно перепутать с работами других авторов. (2)Многие современники Врубеля объясняли такую самобытность следствием серьёзных душевных болезней, считали его творчество «больным», художник, как известно, в последние годы жизни страдал психическими расстройствами. (3)Однако психиатр Ф.А. Усольцев, лечащий врач М. Врубеля, утверждал, что творчество художника «не только вполне нормально, но так могуче и прочно, что даже ужасная болезнь не могла его разрушить». |
Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот союз.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведём верное написание.
(2)Многие современники Врубеля объясняли такую самобытность следствием серьёзных душевных болезней, считали его творчество «больным», художник, как известно, в последние годы жизни страдал психическими расстройствами.
Ответ: потому что|поскольку|так как|ведь.
Ответ: потомучто|поскольку|таккак|ведь Правило: Задание 2. Средства связи предложений в текстеЧаще всего в заданиях под номером 2 требуется подобрать союзы (сочини-тельные и подчинительные), частицы, наречия, производные предлоги, вводные слова или словосочетания. Для выполнения задания необходимо вспомнить определения частей речи.
Союз — это служебная часть речи, которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте.
По строению союзы делятся на простые: а, и, чтобы, если и т. п.; на составные: потому что, как будто, то есть и т. п. По значению союзы делятся на сочинительные и подчинительные.
Сочинительные союзы — это союзы, которые служат для связи однородных членов предложения и равноправных по смыслу простых предложений в составе сложного.
По значению сочинительные союзы делятся на три группы
Подчинительные союзы — это союзы, которые связывают простые предложения в составе сложноподчинённого предложения. В таком сложном предложении от одного предложения к другому можно поставить вопрос.
По значению подчинительные союзы бывают
Виды подчинительных союзов | Примеры |
---|---|
Изъяснительные | как, чтобы, что, будто |
Временные | Когда, как, как только, между тем как, лишь, лишь только, едва лишь, пока |
Причинные | Ибо, потому что, оттого что, так как, из-за того что, благодаря тому что, вследствие того что, в связи с тем что |
Целевые | Чтобы (чтоб), дабы, для того чтобы, с тем чтобы |
Условные | Если, если бы, ежели, ежели бы, коли (коль), когда, когда бы, раз |
Уступительные | Хотя (хоть), хотя бы, пусть, даром что, несмотря на то что, невзирая на то что |
Сравнительные | Как, как бы, как будто, будто, будто бы, словно, словно как, точно |
Следствия | Так что |
ЧАСТИЦА
Частица — это служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов.
Формообразующие частицы. | Образуют форму повелительного наклонения у глаголов. Да, давай, давайте, пусть, пускай. | Пример: Давай сходим за грибами. Пусть ещё погуляет. |
Образуют форму условного наклонения у глаголов. Бы (б). | Пример: Мне хотелось бы познакомиться с Вами. Если б вы знали, как хорошо летом в деревне! | |
Образуют форму сравнительной или превосходной степени у прилагательных. Более, менее, самый. | Пример: Правый берег более высокий, чем левый. Эта задача менее сложная. Дик — мой самый любимый пёс. | |
Смысловые частицы — вносят различные смысловые оттенки в предложение, а также выражают чувства и отношение говорящего к тому, о чём говорится в предложении. | Выделение и ограничение: только, лишь, исключительно, почти. | Пример: Только ты не веришь мне. Лишь на западе виднелись какие-то силуэты. |
Усиление: даже, даже и, ни, и, же, ведь, уж, всё, всё-таки, -то. | Пример: А ты даже не позвонил. Даже и не думай так поступить. Ведь сколько раз тебя предупреждали об опасности. Уж сколько раз твердили миру… Всё-таки ты решился на поездку. А он всё не унимался. И кто же будет за это отвечать? | |
Вопрос: ли, разве, неужели. | Пример: Разве вы не слышали новость? Неужели ты написал письмо? Можно ли в это поверить? | |
Восклицание: что за, как. | Пример: Что за уха! Да как жирна. Голубушка, как хороша! | |
Указание: вот (а вот), вон (а вон). | Пример: Вот уже кое-где появилась травка. Вон возле ствола осины папоротник вылез. | |
Сомнение: вряд ли, едва ли. | Пример: Едва ли это получится. Вряд ли ты сможешь закончить работу к среде. | |
Уточнение: именно, как раз. | Пример: Именно об этом я и хочу сказать. А вы как раз и подойдёте к нему. | |
Смягчение требования: -ка. | Пример: Вскипяти-ка чай. | |
Отрицательные частицы | Не, ни | Пример: За лесом не большой, а маленький остров. На небе ни облачка. |
Частицы бы, ли, же пишутся раздельно, частица то ко всем словам на письме присоединяется с помощью дефиса, частица ка с глаголами пишется через дефис. |
Коротко о японском характере — библиотека Международного университета Акиты работает круглосуточно.
Библиотека является уникальным произведением японского зодчества. Во-первых, крыша здания спроектирована в виде традиционного зонтика. Во-вторых, этот зонтик построили из японского кедра – одного из символов префектуры Акита.
Санкт-Петербургский Дом Книги
Пост
Автор: Глуховский Д. А.
После короткой и яростной Гражданской войны от прежней России осталась лишь небольшая часть, которая называет себя Московской империей. Восточные границы ее проходят всего в нескольких сотнях километров от столицы, по Волге — отравленной, превратившейся в непреодолимую преграду. С самого Распада никто не приходил в Московию из-за Волги. Сама тысячелетняя Москва стоит незыблемо, надежно защищенная со всех сторон охранными постами. Тут проводит смотр казачьих войск сам император. Лучших из лучших, храбрейших из храбрых он выберет, чтобы послать их в темные земли, которые когда-то были частью великой России, — пока их не охватил мятеж и они не были преданы анафеме.
Санкт-Петербургский Дом Книги
Библиотека в Рио Royal Portuguese Literature Office, Бразилия.
Санкт-Петербургский Дом Книги
В этот день родился Фрэнсис Скотт Фицджеральд - американский писатель и голос "потерянного поколения".
Писатель обожал свою дочь, которую звали Фрэнсис Скотти Фицджеральд. В одном из писем дочери он дал подробное жизненное руководство:
«Милый цыпленок, я буду очень строго следить за тем, чтобы ты сделала все, что нужно сделать. Пожалуйста, напиши мне подробно, что ты прочла по-французски. Очень хорошо, что ты себя чувствуешь совсем счастливой, но ты знаешь, что я не особенно верю в счастье. И в несчастье тоже. И то и другое бывает только в спектаклях, в кино и в книжках, а в жизни ничего этого на самом деле нет.
Верю я в то, что человек живет так, как сам того заслуживает (по своим талантам и качествам), а если не делать того, что нужно, то приходится расплачиваться за это, и не просто, а вдвойне. Если у вас в лагере есть библиотека, попроси миссис Тайсон, чтобы она нашла сонеты Шекспира, и прочти сонет, где есть такие строчки:
Чертополох нам слаще и милей
растленных роз, отравленных лилей
Сегодня весь день ни о чем не думал, только с утра до ночи писал рассказ для «Saturday Evening Post». Вспоминаю тебя, и всегда мне при этом становится хорошо, но, если ты еще раз назовешь меня «папкой», я вытащу из ящика с игрушками твоего белого кота и нашлепаю его как следует, по шесть шлепков каждый раз, когда ты мне грубишь. Ты это твердо поняла?
Счет из лагеря пусть пришлют мне, я оплачу.
Итак, вот тебе советы твоего глупого отца.
Чего надо добиваться:
– постарайся быть смелой,
– чистоплотной,
– умеющей хорошо работать,
– а также хорошо держаться на лошади,
– и так далее.
Чего добиваться не надо:
– не старайся, чтобы ты всем нравилась,
– и чтобы твои куклы не болели,
– и не раздумывай о прошлом,
– а также о будущем,
– и о том, что с тобой будет, когда вырастешь,
– и о том, как бы тебя кто-нибудь не опередил,
– и о своих успехах,
– а также о неудачах, если они происходят не по твоей вине,
– и о том, как больно жалят комары,
– а также мухи
– и прочие насекомые,
– не раздумывай о своих родителях,
– и о мальчишках,
– и о своих разочарованиях,
– как и о своих радостях
– или просто приятных ощущениях.
О чем надо думать:
– к чему я в жизни стремлюсь,
– лучше я или хуже других
а) в учебе
б) в умении понимать людей и ладить с ними
в) в способности владеть собственным телом.
ПРЕДЛОГИ
Предлог — это служебная часть речи, которая служит для связи существительного, местоимения и числительного с другими словами в словосочетании. Предлоги могут обозначать отношения между действием и объектом (смотреть на небо), объектом и объектом (лодка с парусом), признаком и объектом (готовый на самопожертвование).
Предлоги не изменяются, не являются самостоятельными членами предложения.
По образованию предлоги могут быть разделены на
1) непроизводные (первообразные) — не связаны по происхождению с другими частями речи, например, без, при , с, от, из-за;
2) производные (непервообразные), то есть такие, которые связаны по происхождению с другими частями речи:
а) наречные: вблизи, вокруг, напротив, вдоль;
б) отыменные: ввиду, в виде , в течение, за счёт, по поводу;
в) отглагольные: благодаря, включая, исключая, начиная, спустя.
По строению предлоги могут быть разделены на
1) простые (пишущиеся без пробела): вокруг, благодаря, около, вследствие;
2) составные (пишущиеся с пробелом): в течение, в продолжение, за исключением, во время, в связи с, в зависимости от, по направлению к.
Предлоги могут выражать следующие значения
1) объектное: рассказать о себе, тоска по родине;
2) пространственное: жить в Москве / под Москвой / около метро;
3) временное: прийти к вечеру, работать до / после обеда, прийти через день;
4) причинное: не прийти из за / вследствие / по / ввиду болезни;
5) целевое: жить ради детей, подарить на память, сделать для друга;
6) сравнительное: величиной с кулак, пойти в мать;
7) образа действия: читать без выражения, есть с аппетитом;
8) определительное: лодка с парусом, юбка в клетку, пальто на пуху.
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
Оригинальная рукопись романа Джорджа Оруэлла "1984"
Нравится: 909 Официальная страница "Радио Эрмитаж 90,1 FM" (СМИ "Невская волна") Нравится: 353 тыс. Welcome to the official Facebook Editor Community page. Like this page to receive Editor Community… Нравится: 18 тыс.Санкт-Петербургский Дом Книги
Пост
Автор: Глуховский Д. А.
После короткой и яростной Гражданской войны от прежней России осталась лишь небольшая часть, которая называет себя Московской империей. Восточные границы ее проходят всего в нескольких сотнях километров от столицы, по Волге — отравленной, превратившейся в непреодолимую преграду. С самого Распада никто не приходил в Московию из-за Волги. Сама тысячелетняя Москва стоит незыблемо, надежно защищенная со всех сторон охранными постами. Тут проводит смотр казачьих войск сам император. Лучших из лучших, храбрейших из храбрых он выберет, чтобы послать их в темные земли, которые когда-то были частью великой России, — пока их не охватил мятеж и они не были преданы анафеме.
Санкт-Петербургский Дом Книги
Библиотека в Рио Royal Portuguese Literature Office, Бразилия.
Санкт-Петербургский Дом Книги
В этот день родился Фрэнсис Скотт Фицджеральд - американский писатель и голос "потерянного поколения".
Писатель обожал свою дочь, которую звали Фрэнсис Скотти Фицджеральд. В одном из писем дочери он дал подробное жизненное руководство:
«Милый цыпленок, я буду очень строго следить за тем, чтобы ты сделала все, что нужно сделать. Пожалуйста, напиши мне подробно, что ты прочла по-французски. Очень хорошо, что ты себя чувствуешь совсем счастливой, но ты знаешь, что я не особенно верю в счастье. И в несчастье тоже. И то и другое бывает только в спектаклях, в кино и в книжках, а в жизни ничего этого на самом деле нет.
Верю я в то, что человек живет так, как сам того заслуживает (по своим талантам и качествам), а если не делать того, что нужно, то приходится расплачиваться за это, и не просто, а вдвойне. Если у вас в лагере есть библиотека, попроси миссис Тайсон, чтобы она нашла сонеты Шекспира, и прочти сонет, где есть такие строчки:
Чертополох нам слаще и милей
растленных роз, отравленных лилей
Сегодня весь день ни о чем не думал, только с утра до ночи писал рассказ для «Saturday Evening Post». Вспоминаю тебя, и всегда мне при этом становится хорошо, но, если ты еще раз назовешь меня «папкой», я вытащу из ящика с игрушками твоего белого кота и нашлепаю его как следует, по шесть шлепков каждый раз, когда ты мне грубишь. Ты это твердо поняла?
Счет из лагеря пусть пришлют мне, я оплачу.
Итак, вот тебе советы твоего глупого отца.
Чего надо добиваться:
– постарайся быть смелой,
– чистоплотной,
– умеющей хорошо работать,
– а также хорошо держаться на лошади,
– и так далее.
Чего добиваться не надо:
– не старайся, чтобы ты всем нравилась,
– и чтобы твои куклы не болели,
– и не раздумывай о прошлом,
– а также о будущем,
– и о том, что с тобой будет, когда вырастешь,
– и о том, как бы тебя кто-нибудь не опередил,
– и о своих успехах,
– а также о неудачах, если они происходят не по твоей вине,
– и о том, как больно жалят комары,
– а также мухи
– и прочие насекомые,
– не раздумывай о своих родителях,
– и о мальчишках,
– и о своих разочарованиях,
– как и о своих радостях
– или просто приятных ощущениях.
О чем надо думать:
– к чему я в жизни стремлюсь,
– лучше я или хуже других
а) в учебе
б) в умении понимать людей и ладить с ними
в) в способности владеть собственным телом.
Михаил Александрович Врубель. Заметки врача
Почему полярны воспоминания? Чьё мнение ближе к истине? Правы и те, и другие. Таким разным бывал Врубель.
Жизнь и творчество художника никого не оставляли равнодушным. Его принимали или отвергали. Среднего не дано. Друзья и недоброжелатели отмечали, что Михаил Александрович владел в совершенстве всеми видами изобразительного искусства – живопись, портреты, натюрморты, керамика, скульптура, книжная графика, оформление спектаклей. Работал быстро, четко,продумано. Особо подчеркивают цепкую фотографическую память. Он был эйдетиком,-
особая образная память. Единожды просмотренное мог воссоздать по памяти,особенно запоминал цветовую гамму. Эту черту художника: «острую способность все запоминать» подчеркивают Валентин Серов и киевский художник С.П. Яремич. Эйдетики склонны к галлюцинациям, их преследуют зрительные образы, бывают слуховые и обонятельные.
Врубель не укладывается в прокрустово ложе определенного направления в искусстве, он сам – направление, сам воплощенное искусство.Писать мог в любой манере, но писал так, как виделось необходимым для воплощения конкретного замысла. Иногда замыслы менялись и автор переделывал,казалось, законченную работу. Нередко на одном холсте заметны следы совершенно разных работ. Художник не поспевал за полетом фантазии. Он творил. Врубеля очень трудно объяснить другому, его только можно показать и спросить: «приемлется это или нет» (Н.И. Мурашко Воспоминания старого учителя).
Спустя годы творчество художника по-прежнему вызывает восторг и неприятие, не утихают споры и о личности Врубеля, его болезни. Как разобраться в переплетениях жизненных коллизий,тяжелой болезни одного из лучших художников 20 века?
Следую мнению Уинстона Черчилля, что «хронология – это ключ к успешному повествованию», коснусь биографических моментов необходимых для изложения.
Михаил Александрович родился 5(17) марта 1856 года в Омске в семье военного юриста Александра Михайловича Врубеля и Анны Григорьевны Басаргиной, дочери Астраханского вице- губернатора, родственницы декабриста Басаргина. Профессия отца была причиной частых переездов и связанной с этим необходимостью менять место учебы, приспосабливаться к жизни в новых условиях, к новым знакомствам. Трагическим событием стала смерть мягкой нежной матери, умершей от туберкулеза, когда Михаилу едва исполнилось 3 года. Через три года отец женился на Елизавете Христиановне Вессель, пианистке. Судя по всему, отношения в семье были уважительными, гармоничными. Врубель хорошо учился в разных городах и разных школах, куда судьба забрасывала семью. Михаил окончил с золотой медалью Ришельевский лицей( гимназия) в Одессе. Учился легко, интересовался языками, литературой, с 3-5 лет проявилась тяга к рисованию. Отец заметил способности сына и с детства обучал рисованию. В Одессе Михаил учился в художественной школе. Познакомился здесь же с художником Леонидом Пастернаком, дружеские отношения с которым продолжались до конца жизни Михаила Александровича. В картине «Демон сидящий» друзья отмечают сходство с молодым Борисом Пастернаком. Врубель бывал в доме у Леонида Осиповича, так что сходство вполне объяснимо. ( Леонид Дубшан. Близнец Демона «Звезда» 2000, 9)
Еще в школьные годы родные и соученики нередко отмечали особую задумчивость молодого Михаила, отрешенность, поглощенность какими –то мыслями. Казалось,не видел ничего вокруг, как бы отсутствовал. Очевидно поэтому в гимназии получил прозвище «философ». Дома его называли «молчуном». Отец замечал перепады настроения сына и волновался: «опять ты впал в свое оцепенение» (Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике. Изд. Искусство. Ленинград, Москва,1963). Занимался прекрасно, увлекался не только рисованием,часто бывал на спектаклях. По словам любимой сестры и биографа Анны Александровны Врубель: «гимназические годы в Петербурге (Пятая гимназия у Аларчина моста) и в Одессе (Ришельевская) отвлекают брата значительно от любимого искусства; он увлекается в первой естествоведением (причём, между прочим, формует из мела целую систему кристаллов), а во второй — историей, по которой пишет, сверх нормы, большие сочинения на темы из античной жизни и истории средневековья». Ему все легко давалось. Он знал латынь и основные европейские языки. Студенческие годы были непростыми, средств не хватало, приходилось заниматься репетиторством и другими работами в поисках заработка. Но сложные обстоятельства не помешали Врубелю продолжить занятия рисованием в вечернем классе Академии художеств у художника П.П.Чистякова. Там же познакомился и подружился с В.А. Серовым. Бывает в театрах, влюбляется, расстается и опять влюбляется. Отбывает в течение года воинскую повинность, после чего в 1880 году наконец поступает в Академию художеств к тому же Чистякову.
Врубель талантом, увлеченностью, неординарным подходом к изображению сразу же обратил на себя внимание студентов академии. Интересовался творчеством художников из объединения « Мир искусства». Но по свидетельству биографов мало с кем из художников дружил.
В 1884 году крутой судьбоносный поворот-приезд в Киев. Немедленно включается в работу. Изучает фресковую Византийскую живопись по сохранившимся фрагментам в Кирилловской церкви и,конечно, в Софиевском соборе( 11век) Много читает. Быстро овладевает мастерством фресковой живописи, иконописью и в течение короткого времени пишет для мраморного иконостаса храма иконы « Богоматерь с младенцем», «Христос» «Кирилл» и «Афанасий». Кроме того он создал и настенные росписи. Отношения с коллегами дружеские, но как и в Академии художеств, без особой близости. Не смотря на некоторую отстраненность, известны теплые воспоминания Мурашко о совместной работе, а художник Степан Петрович Яремич стал автором первой фундаментальной биографии Врубеля.
В Киеве вскоре после приезда сложились добрые отношения с семьей Адриана Прахова, особенно с его женой Эмилией. Врубель был очень увлечен Эмилией Праховой, трагично переживал отсутствие взаимности. Михаил Александрович в состоянии отчаяния даже нанес себе повреждения ножом на груди. По словам Константина Коровина, он видел следы порезов, о причине рассказал Врубель.
Значительно позднее Сергей Судейкин вспоминал: «В 1906 году на выставке русского искусства в Париже некий молодой человек «часами простаивал над вещами Врубеля. Молодого человека звали Пикассо». Пабло Пикассо писал о Врубеле: «Я часто прибегаю к крайним возможностям чисто «скульптурной» трактовки, к острому очерчиванию плоскостей. Это есть в африканской скульптуре, в русской иконе, это было у Врубеля».(Интернетный журнал «Философия жизни» январь 20,2012).
По окончании работ в киевских соборах, Врубель какое –то время продолжает жить в полюбившемся городе, преподает в рисовальной школе у брата художника Мурашко, пишет по фотографиям картины. Денег не хватает.Но получив, распоряжается по «Врубелевски». Когда Мамонтов купил у него панно за 5000 рублей, пригласил всех друзей и знакомых в “Метрополь” и угостил так, что и этих денег не хватило. И весь вечер повторял: “Смотрите, как все рады! Я так счастлив!” ( Леонид Лернер Последний полет Михаила Врубеля « Чайка»3 марта, 2006)
В 1885 в Киеве появляются первые изображения Демона. В 1889 года едет в Москву, не думая прощаться с Киевом. Судьба совершила очередной вираж. Врубель подружился с Саввой Мамонтовым, выезжал с семьей мецената заграницу, работал в знаменитом Абрамцево, занялся керамикой, оформлением спектаклей Частной оперы. Познакомился с прекрасной певицей Надеждой Забелой, по иронии судьбы много лет учившейся в Киеве. Мало того, сценическая карьера Забелы началась в 1893 году в Киеве, в оперном театре И.Я. Сетова, так же как художественная Михаила Врубеля. Город не отпускал художника. Как не стать фаталистом! В Москве художник Петр Кончаловский, увидев Демона, заказал Врубелю иллюстрации к произведениям Лермонтова. Душевное родство поэта и художника было очевидным.
Встретились Надежда Забела с Врубелем на репетиции оперного спектакля «Гензель и Гретель» по одноименной сказке Братьев Грим в Панаевском театре (Петербург) в самом конце декабря 1895 года. В 1896 году поженились в Женеве. Врубель очень любил жену, восторгался ее артистическим мастерством, часто писал портреты в жизни и ролях.
С этого времени художник прощается с Киевом, как оказалось не навсегда. В Киеве произошло смею думать самое трагическое событие в полной трагизма жизни Врубеля. В 1903 году Врубели остановились в Киеве по пути в усадьбу известного коллекционера и общественного деятеля В.В. фон Мекка(племянник Надежды Филаретовны фон Мекк).
Внезапно заболел двухлетний Саввочка Врубель и в течение нескольких дней умер от менингита, по некоторым данным от воспаления легких. Растерянные, убитые горем родители хоронят сына и, не зная, что делать, продолжают поездку. Врубели безутешны. Михаил Александрович винит себя в смерти сына, реально не будучи повинным. Психиатрами даже было высказано подозрение о наличии у Врубеля симптома Котара-Бредовые идеи ипохондрического содержания, часто в сочетании с идеями ущерба (описан французским психиатром Жюлем Котаром, 1880).
Начиная с 1901 года состояние Врубеля выходит за пределы обывательского мнения о плохом настроении, раздражительности и.т.д. Однако художник продолжает много и увлеченно работать. Мысль о Демоне не покидает. Врубель возвращается к нему снова и снова.Меняется подход к Демону, меняется художник. Между ними создается нерасторжимая душевная связь – героя и творца. Впрочем хорошо известно, что и писатель проникается создаваемым образом, находится под его влиянием. Так например, у Флобера возник горький вкус во рту при описании отравления мышьяком Эммы Бовари. Бальзак теряет сознание описывая смерть отца Горио. Следовательно, в этом периоде вряд ли уместно утверждать о развернутой картине заболевания.
В 1902 году Врубель в последний раз писал Демона: долго и непрерывно переделывал. Можно выделить три основных изображения Демона – сидящий, Демон летящий и Демон поверженный – каждый со своей историей, очередной этап не только творчества, но и жизни художника.
К концу года в течение заболевания наметилась положительная динамика.Как всегда, в относительно благополучном периоде, художник увлеченно рисует, пишет много прекрасных портретов и автопортретов. Ремиссии сменяются обострением процесса и так все время. 9 июля 1904 года Врубеля в состоянии крайнего возбуждения, даже агрессии помещают в частную клинику доктора Ф.А. Усольцева(1863-1947). Состояние постепенно стабилизировалось и до марта 1905 чувствовал себя относительно хорошо.
Федор Арсеньевич Усольцев был истинным врачом – профессионалом и человеком. Доктор организовал частную лечебницу, в которой создал домашнюю атмосферу. Пациенты, состояние которых позволяло, обедали вместе с Федором Арсеньевичем и его женой. Организовывались совместные чтения, прогулки. Находясь в клинике Михаил Александрович сделал эскиз решетки, установленной вскоре по краям усадьбы.
От жизни лживой и известной
Твоя мечта тебя влечет
В простор лазурности небесной
Иль в глубину сапфирных вод.
Нам недоступны, нам незримы,
Меж сонмов вопиющих сил,
К тебе нисходят серафимы
В сияньи многоцветных крыл.
Из теремов страны хрустальной,
Покорны сказочной судьбе,
Глядят лукаво и печально
Наяды, верные тебе.
И в час на огненном закате
Меж гор предвечных видел ты,
Как дух величий и проклятий
Упал в провалы с высоты.
И там, в торжественной пустыне,
Лишь ты постигнул до конца
Простертых крыльев блеск павлиний
И скорбь эдемского лица!
Валерий Брюсов
Поэты – символисты восторгались творчеством художника, им была понятна и созвучна трактовка Демона, образный стиль произведений. Прекрасные стихи написаны Осипом Мандельштамом после одной из выставок:
Художник нам изобразил
Глубокий обморок сирени
И красок звучные ступени
На холст, как струпья положил.
Он понял масла густоту-
Его запекшееся лето
Лиловым мозгом разогрето
Расширенное в духоту
Александр Блок, давний почитатель художника, выступая на панихиде, сказал: «Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим». (Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.) .
Михаил Александрович Врубель умер 1(14) апреля 1910 года, 54 лет. Непосредственной причиной смерти было воспаление легких.
Отпевали в Академии художеств, академиком которой он стал в 1905 году, будучи неизлечимо больным. Священник Новодевичьего монастыря сказал: «Художник Михаил Александрович Врубель, я верю, что бог простит тебе все грехи, так как ты был работником».
По мнению профессора П.И. Карпова: «…душевные болезни обладают способностью вскрывать иногда внезапно родники творческого процесса…» и обогащать искусство «новыми ценностями», «душевнобольные творят по тем же законам, как и здоровые люди…» «Творчество душевнобольных и его влияние на развитие науки, искусства и техники» (1926).
Известно спорное утверждение Аристотеля: «Нет великих гениев без присоединившегося безумия».
Могучий талант Врубеля не перестает тревожить любителей живописи.
НАРЕЧИЕ
Наречие — самостоятельная неизменяемая часть речи, которая означает при-знак и отвечает на вопросы: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? сколько? и другие.
В зависимости от того, к какой части речи относится наречие, оно может обозначать:
— Признак действия — наречие примыкает к глаголу или деепричастию (выучить наизусть, читать внимательно, высоко поставив, сказав тихо);
— Признак предмета — примыкает к существительному (путь напрямую, совсем ребенок, платье наизнанку);
— Признак другого признака — примыкает к прилагательному, наречию, причастию (достаточно быстрый, потрясающе красивый, очень хорошо, вдвое больше, купленный вчера, сделанный аккуратно).
По значению наречия делятся на группы (разряды)
Разряды | На какие вопросы отвечают | Примеры |
---|---|---|
места | где? куда? откуда? | впереди, направо, издали |
времени | когда? | сегодня |
причины | почему? | сослепу |
цели | зачем? | назло |
образа действия | как? каким образом? | медленно |
меры и степени | в какой мере? насколько? | очень интересно |
Воспоминания Александра Бенуа о Врубеле
Автопортрет Михаила Врубеля
Из художников этой последней группы наибольшие толки вызвал Врубель. Врубель для большинства людей, даже очень внимательно следящих за русской живописью, остается до сих пор загадкой.
Отчасти это, впрочем, зависит от того, что он до последнего времени крайне редко и далеко не полно являлся на выставках, но, с другой стороны, и то немногое, что удавалось публике видеть из работ художника, скорее смущало, нежели радовало ее. О Врубеле существуют два совершенно противоположных мнения. Одни считают его за бездарность, за шарлатана, прячущего свое неумение за всякими вывертами. Другие, напротив того, превозносят его как гения, которому все доступно и который, как полагается гению, любит эксцентричность и мистификацию буржуа. Безусловно, не правы те, кто Считает этого высокодаровитого художника за шарлатана. Человек, обладающий таким огромным мастерством, такой удивительной рукой, написавший такие дивные, по своей сжатой, эмалевой живописи, образа в Кирилловском монастыре, рядом с которыми васнецовские фрески кажутся поверхностными иллюстрациями,— такой прекрасный и разносторонний техник ни в каком случае не может считаться шарлатаном, прячущимся за вывертами. Однако, действительно, Врубель не свободен от вывертов, но не следует искать причину их в его неумении, а именно в том, что Врубель не гений и что он, как большинство современных, в особенности русских, художников не знает границ своего таланта, не знает круга своих способностей и вечно возносится якобы в высшие, в сущности только чуждые ему сферы. Врубель вечно “гениальничает” и только досадливо вредит этим своему чудному дарованию.
В сущности, и его смущает grand art; только для умного, образованного, чуткого Врубеля grand art не представляется уже в избитой, наивной академической редакции. Его смущает вся история живописи, великие “фре-скисты” прошлого, ему хотелось бы быть таким же великим живописцем. Казалось бы, очень похвальное, но, в сущности, крайне опасное и крайне вредное для искусства честолюбие, погубившее уже немало народа. Нечто подобное такому же желанию во что бы то ни стало быть великим и значительным ведь сбило с толку даже такого колосса, как Репин.
Тем не менее и несмотря на то что и Врубель массу лет своей жизни потратил на театральные декорации и тому подобные эфемерные вещи, можно набрать немало его работ, дающих нам понятие о том, какой это крупный и прекрасный талант. Его фантастические разводы по стенам киевского Владимирского собора — плавные и музыкальные, как сновидения, сплетающиеся дивными линиями, переливающиеся чарующими красочными сочетаниями,— пожалуй, наиболее свободное и художественное явление во всем этом памятнике современного русского искусства и, без сомнения, оставляют позади себя прекрасные, но все же не чуждые археологии и компиляции узоры Васнецова. Некоторые декоративные панно , t Врубеля действуют своими удивительно подобранными мертвенно-серыми .я Г или золотисто-коричневыми тонами — как музыка. Некоторые его картины поражают своей стилистической каллиграфией, своей маэстрией, своей благородной и спокойной гаммой, ничего общего не имеющей с шикарным “росчерком”, сладкими красками художников старшего поколения или с паточным изяществом какого-нибудь Мюша. Хамелеонство, отзывчивость, податливость Врубеля безграничны. Человек, сумевший несравненно ближе, нежели Васнецов (к раньше Васнецова), подойти к строгим византийцам в своих кирилловских фресках и с таким же совершенством, так же свободно и непринужденно подражающий лучшим современным западным художникам,— не просто ловкий трюкер, но нечто большее, во всяком случае странное и выдающееся явление, встречающееся только в старческие эпохи, когда накопляется слишком много скрещивающихся идеалов и идет великая, трудная работа сводки самого пестрого в одно целое.
Разумеется, все это если и говорит о значительности таланта Врубеля, то все же не рисует его цельным и сильным художником. Впрочем, Врубель
сам не виновен в том, что он сбит, что его искусство затуманено и недоговорено. Виновато в том все наше общество, ограниченный интерес его к искусству и внедрившиеся нелепые взгляды на живопись. Никто не отметил в свое время такого поразительного явления, как фрески Врубеля в Кирилловской церкви, никто не оценил по достоинству его узоров во Владимирском соборе (многие приписывают их прямо Васнецову), а панно его для Нижегородской выставки, правда, в достаточной мере чудаческие, но все же в высшей степени талантливые и декоративные, вызвали лишь всеобщее негодование и бесконечное глумление. Завзятые передвижники, разумеется, и слышать ничего не хотели о таком разнузданном и сумасшедшем “декаденте”, представители академического искусства тем менее; даже справедливый, чуткий ко всему новому Третьяков не решился приобрести что-либо из врубелевских вещей для своего музея. Многие годы Врубель был всеобщим посмешищем, и лишь крошечная кучка лиц относилась к нему серьезно и любовалась его громадным живописным талантом. Естественно, однако, что эти немногие, реагируя против всеобщего негодования, перехватывали в этом восторге через край, восторгались в Врубеле решительно всем, и хорошим и дурным, тем самым потакая его эксцентричности. Это фальшивое положение отозвалось даже на технике Врубеля, заставило его перейти от прежней спокойной манеры к диким экстравагантностям, к мозаичной работе, если и сообщающей его вещам большую яркость, то все же несомненно вредящей им в смысле поэзии и настроения. За последнее время в Врубеле происходит несомненный перелом. Его “Утро”, его “Суд Париса”, его “Сатир”, “Сирень” и “Ночное” указывают на совершающееся в нем успокоение и, в связи с этим, на большую сосредоточенность мастера. В то же время он становится все более и более самостоятельным. “Кирилловские фрески” в конце концов не что иное, как изумительно ловкий и тонкий пастиччио византийских фресок, вроде подражаний ван Беерса старонидерландским мастерам; его панно с легендой Фауста, к сожалению, слишком отдают неметчиной, слишком по-мюнхенски надушены, настолько даже, что при взгляде на них трудно не вспомнить ужасной памяти Лицен-Мейера; Микула Селянинович Врубеля неприятен своим вовсе не русским ухарством, своим отсутствием всякой сказочности. Совсем другое его последние вещи. В особенности его удивительно смело задуманная “Сирень”, действительно точно передающая сладострастный, опьяняющий запах этих волшебных весенних цветов; его “Ночное”, имеющее в себе так много первобытно-загадочного, так чудно передающее эффект зловеще догорающей багряной зари на далеких степных лугах, и, наконец, его “Сатир” — совершенно новое, вполне самостоятельное толкование древнегреческого мифического мира. Чувствуется, что Врубелю нужно только глубже уйти в себя, нужно еще более сосредоточиться, нужно сковать свою технику, серьезно прислушаться к своей фантазии, окончательно успокоиться и отказаться от эпатирования, чтоб из него вышел превосходный большой живописец и поэт. Удастся ли ему сделать эти шаги, покажет будущее, и только в будущем можно будет вполне оценить этого мастера, который до сих пор если и принадлежит к самым отрадным явлениям современной русской школы, то все же далеко не представляет заключенного целого, вполне высказавшегося и выяснившегося художника. [На четвертой выставке “Мира искусства”, к сожалению, уже тогда, когда настоящие страницы были сверстаны, появилась поразительная картина Врубеля “Демон”, вообще одно из самых замечательных произведений последней четверти века. В этой картине с полной ясностью обнаружились как колоссальное дарование мастера, так и его слабые стороны. Врубель долго мучился над этим произведением, долго боролся при его создании с самим собой, со своей фантазией, со своим вкусом. Красочная декоративная красота этой картины далась ему, чего и следовало ожидать, сразу. С гениальной легкостью Врубель создал свою симфонию траурных лиловых, звучно-синих и мрачно-красных тонов. Вся павлиная красота, вся царственная пышность демонического облачения была найдена, но оставалось найти самого демона. Над исканием его Врубель измучился, постигая умом, но не видя ясно, облик сатаны. Сначала он представился ему каким-то изможденным, гадким и все же соблазнительным змеем; в его глазах, в отвратительно выгнутой шее чувствовалось что-то раздавленное, но ползучее и живучее, живучее “на зло”. К сожалению, рисунок первой версии был безобразен, и Врубель не решился его так оставить. Он принялся исправлять, и мало-помалу из кошмарного слизня его Демон превратился в несколько театрального, патетического падшего ангела. Но Врубель и на этом не остановился и все продолжал менять и менять, усиливать и усиливать выражение, пока не впал в шарж, во что-то карикатурное и дикое, в нехорошем смысле этого слова. Тем не менее и до сих пор есть большая таинственно чарующая прелесть в этой картине. Демон очеловечился, Врубель подошел к границе банальности (при этом ошибки, вернее, невероятности рисунка стали заметнее), но не перешел ее, испортил, но не погубил своего создания. По своей фантастичности, по своей зловещей и волшебной гамме красок эта картина — несомненно одно яз самых поэтичных, истинно поэтичных произведений в русской живописи.].
Александр Бенуа о Михаиле Врубеле
Автор:
Роза Сан
ВВОДНЫЕ СЛОВА. ВВОДНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ
Вводные слова — это слова (или словосочетания), грамматически не связанные с предложением и вносящие дополнительные смысловые оттенки.
Например: Очевидно, общение с детьми развивает в человеке многие добрые свойства; К счастью, тайна так и осталась тайной.
Данные значения передаются не только вводными словами, но и вводными предложениями. Например: Вечер, ты помнишь, вьюга злилась. (Пушкин). К вводным единицам примыкают вставные конструкции, которые содержат различные добавочные замечания, поправки и разъяснения. Вставные конструкции, как и вводные, не связаны с другими словами в предложении. Они резко разрывают предложение. Например: Журналы иностранной литературы (два) я велел выслать в Ялту; Маша говорила с ним о Россини (Россини только что входил в моду), о Моцарте.
Главная ошибка большинства пишущих связана с неточным знанием списка вводных слов. Поэтому прежде всего следует выучить, какие именно слова могут быть вводными, какие группы вводных слов могут быть выделены и какие слова никогда не бывают вводными.
ГРУППЫ ВВОДНЫХ СЛОВ
1. Вводные слова, выражающие чувства говорящего в связи со сказанным: к счастью, к несчастью, к сожалению, к досаде, к ужасу, на беду, чего доброго…
2. Вводные слова, выражающие оценку говорящим степени достоверности того, что он сказал: конечно, несомненно, разумеется, бесспорно, очевидно, безусловно, наверное, возможно, верно, может быть, должно быть, кажется, по всей видимости, по-видимому, по существу, по сути, думаю… Эта группа вводных слов наиболее многочисленна.
3. Вводные слова, указывающие на последовательность излагаемых мыслей и их связь между собой: во-первых, итак, следовательно, в общем, значит, кстати, далее, впрочем, наконец, с одной стороны… Эта группа также достаточно большая и коварная.
4. Вводные слова, указывающие на приемы и способы оформления мыслей: словом, другими словами, иначе говоря, вернее, точнее, так сказать…
6. Вводные слова, представляющие собой обращение говорящего к собеседнику: видишь (ли), знаете, пойми, простите, пожалуйста, согласись…
7. Вводные слова, указывающие на оценку меры того, о чем говорится: самое большее, по крайней мере…
8. Вводные слова, показывающие степень обычности сказанного: бывает, случалось, по обыкновению…
9. Вводные слова, выражающие экспрессивность высказывания: кроме шуток, смешно сказать, честно говоря, между нами говоря…
Читайте также: