Град москва святой афон к 1000 летию пребывания русского монашества на святой горе афон
Идея паломничества на Афон родилась спонтанно и во многом благодаря политической конъюнктуре. Осложнение отношений с Турцией, напряженная ситуация на Ближнем Востоке и заранее купленные билеты в Стамбул стремительно пикируют в ведро для офисного мусора. Каждый год мы с друзьями, коллегами едем на пару дней развеяться и, что называется, сменить картинку. Берлин, Амстердам, Белград, Бухарест — и вот теперь повис немой вопрос. Куда? Задумались. Внезапное предложение посетить Афон понравилось всем. Отрывочные знания об Афоне были почерпнуты из остатков фундаментального исторического образования, Википедии и молвы, периодически разносящейся по всему городу во время выставления святынь с Афона для поклонения верующих. Пояс Богородицы, Дары Волхвов — эти православные святыни в свое время преобразили город. Люди бросали работу, дела, болезни и неслись, стояли в многокилометровых многочасовых очередях, чтобы прикоснуться к чуду. Никто из нас не смог тогда увидеть святыни. И вот теперь такая возможность — поехать на Афон, в то место, где нашли свой дом основные реликвии православного мира.
Билет в Салоники, машина до Уранополиса и дальше на пароме. Транспорт — это, пожалуй, самая финансово затратная часть паломничества. Есть еще одна сложность — получение разрешения диамонитириона. Священный Кинот — главный законодательный, исполнительный и судебный орган Святой горы — разрешает посещение этих святых мест людям любых вероисповеданий. Просто с помощью так называемой визы ведется учет всех посетителей.
Монахи считают Афон осколком Византийской империи и живут в целом по законам, которые мало изменились за последнюю тысячу лет. Есть законодательные нововведения, обусловленные прогрессом и современными нравами.
На Афоне нельзя, к примеру, ездить на велосипеде или загорать.
Самолет в Салоники в мертвый туристический сезон заполнен неполностью, но практически все пассажиры — русские паломники. Кто едет в первый раз, а кто уже может многое рассказать. В порту Уранополис, откуда отходят паромы на Афон, также доминирует русская речь, в городе много надписей на русском. Русские едут на Афон особенно активно в последние годы.
Один из нас на Афоне не в первый раз. Впервые же за посещение Афона он отдал турфирме более €1500 за однодневную поездку с сыном. Много? Очень много, если учесть, что на Афоне кров и еда не стоят денег. По договоренности монахи приютят и накормят всегда. А твоя благодарность — это всегда вопрос твоих возможностей. Кто-то оставит тысячу рублей, а кто-то тысячу евро. Впрочем, даже если паломнику пожертвовать нечего, никто его не осудит.
Паром отходит затемно. На него загружаются десятки сонных паломников и монахов. Кто-то спит, но большинство на палубе встречают рассвет над Святой горой.
Свежезаваренный кофе пробуждает тело, а открывающиеся виды — дух.
Проплываем сразу несколько монастырей и уже бросаем якорь в порту Дафни. На пароме вместе с людьми едут техника, промышленные грузы. Афон исторически пытается обеспечить всем себя сам. На Афоне свое электричество, водоснабжение, агрокультура. Это касается и профессиональных знаний: здесь свои архитекторы, строители, агрономы. Но все же многое приходится привозить.
Нас встречает веселый молодой парень Саша. Скудная растительность на лице скрывает истинный возраст. Он трудник в странноприимном доме имени святого Иоанна Русского. Туда мы и направляемся. Саша — типичный «афонозависимый». Этот термин он выдает сам, рассказывая про свою жизнь. Москвич, прожигавший жизнь, несколько лет назад попадает в эти святые места, и его жизнь полностью меняется. Он уже не может находиться вдали от Удела Пресвятой Богородицы и большую часть года проводит на Афоне. Хотя сам признается, что к монашескому послушанию не готов. Саша — типичный «житель» Афона. Он живет и упорно трудится на святой земле, помогая монахам, соблюдает все обеты, молится, но мирские радости все еще живут в его душе.
29 февраля 13:14Наш разговор переходит на матч «Реала» с «Барселоной». Саша с видом знатока рассуждает об игровых схемах. Так, в беседе мы незаметно поднимаемся в горы и утопаем в густых облаках. Еще минута — и мы уже выныриваем над ними. Красота вокруг открывается необыкновенная. Пики высоких гор и зеленые холмы как бы парят над облаками. «Это земля дышит», — говорит Саша. В марте-апреле при резкой смене температуры на Афоне появляется такой природный эффект низкой облачности. Спустя 40 минут мы добираемся до места назначения.
При всей любви русского человека к Афону и большому потоку паломников из России на Святой горе не так много мест, которые в первую очередь рассчитаны на прием русских паломников. Это, конечно, Свято-Пантелеимонов монастырь — исторический оплот русского православия на Афоне. Странноприимный дом святого Иоанна Русского при монастыре Эсфигмен — еще одно место для православного паломника из России, Украины и Белоруссии. Находится он прямо рядом с афонской столицей — Кареей. Нас встречает отец Иосиф. Густая борода скрывает еле заметную улыбку. Уроженец Москвы, отец Иосиф уже больше 30 лет живет на Афоне.
Проницательный ум, познания и обширный опыт в области строительства очень пригодились на острове Святой горы. При участии отца Иосифа отреставрировано и построено множество объектов в самых различных уголках Афона. Странноприимный дом святого Иоанна Русского с церковью во имя этого святого — тоже его рук дело. Его знают во всех монастырях и скитах.
Обнявшись, мы идем в трапезную. Великий пост в самом разгаре — на столах пирог со шпинатом, чай и варенье. Мы начинаем расспрашивать о возможностях похода на гору Афон (более 2000 метров). Для нас, в меру молодых и активных жителей мегаполиса, любая высота — это вызов. Сможем ли подняться и спуститься с горы за день? Лежит ли там снег? Нас интересуют конкретные вещи. Отец Иосиф предлагает нам подумать, ведь подъем на Святую гору — это в первую очередь акт поклонения Господу и Богородице, а не спортивное соревнование. А пока отправляет нас в монастырь Ватопед.
Монастырь Ватопед — один из самых старых и влиятельных. Я услышал про него в те дни, когда в Москву привозили Пояс Богородицы.
Ватопед — прекрасен и духовной атмосферой, и внешней красотой. Монастыри на Афоне не похожи на монастыри в том понимании, к которому привыкли мы. Многоцветные, ажурные, похожие больше на маленькие домашние крепости. И здесь, и в других монастырях и скитах двери всегда были открыты для нас. Людей отца Иосифа, которые сопровождали нас, везде узнавали, и нам открывали доступ в храмы и реликварии. Вот и здесь мы смогли приложиться к Поясу, а уже потом встали на колени и монах-служитель пронес реликвию над нашими головами. Сложно описать словами тот трепет, который поразил меня в тот момент. И конечно, простояв на московской набережной восемь часов при температуре минус 15 градусов, так и не попав к Поясу в храме Христа Спасителя, не думал я, что получу эту возможность вот так, в полутемном храме Х века, где, кроме меня и моих друзей, не было больше никого.
13 февраля 17:19Далее путь наш лежал еще в одно место силы для русского человека — Андреевский скит, центр русского монашества XIX века. Это место было тесно связано с царским домом Романовых, и в XIX веке в скиту проживало несколько сотен русских монахов. Андреевский собор до сих пор остается крупнейшим храмом на Балканах. Нам удалось там приложиться к мощам святого апостола Андрея Первозванного.
Сейчас скит стал греческим. Здесь следует рассказать печальную историю русского монашества на Афоне. До революции 1917 года русские иноки составляли немалую часть местного населения, однако с падением царского режима и насаждением безбожничества в России приток новых монахов из нашей страны резко сократился, а потом и вовсе остановился.
К 80-м годам на Афоне из выходцев из России оставались лишь древние старцы.
Когда умирал последний монах в монастыре, по старому обычаю обитель переходила к тому или иному греческому монастырю, которому раньше принадлежала эта земля. И хотя в конце 80-х годов на Афон снова начали приходить русскоязычные монахи, было уже поздно, и монастыри были потеряны.
Русским местам на Афоне сейчас уделяется повышенное внимание. О поездках президента Путина греческие монахи рассказывают часто и с восхищением. Известно, что Путин будет в Греции с официальным визитом 27–28 мая. Ожидается, что и в этот раз он посетит Афон.
В этом году исполняется 1000 лет русскому монашеству на Святой горе. Россия вкладывает финансовые и человеческие ресурсы в Афон. Свято-Пантелеимонов монастырь блистает новыми корпусами, активно реставрируется скит Ксилургу, в котором, по преданию, появился в Х веке первый русский престол, посильно помогают русским обителям многочисленные паломники.
А мы возвращаемся к отцу Иосифу и спрашиваем его о людях, приезжающих на Афон. По его словам, количество паломников с каждым годом сильно возрастает. Очень много православных приезжает с Украины, из Белоруссии, России. Среди трудников странноприимного дома много украинцев — из Черновцов, Чернигова.
Жизнь в странноприимном доме приближена к монашеской аскезе. Двухэтажное каменное здание с небольшими комнатами на троих. Правда, есть душ и туалет. Храм и трапезная прямо в жилом корпусе. Едят все за одним длинным столом. Молитва в начале, молчание во время трапезы, поговорить можно после, за чаем. Еда постная, но невероятно вкусная. Например, такое простое блюдо, как рис с чечевицей и жареным луком, могло бы занять почетное место в меню лучших московских ресторанов. Видно, что на кухне работает повар с опытом.
Грек по национальности, он мастерски готовит и борщ, и похлебку из осьминогов.
Говорим опять про подъем на гору. «Сложно на Афоне не на гору подняться, а службу отстоять», — говорит отец Иосиф. Об афонских службах и ночных бдениях слагают легенды. Бывают службы по 13 часов и более. Это нам пока явно не по силам, но вот на гору упертые москвичи все же решают идти.
05 декабря 18:14Встаем на следующий день затемно. Первый пункт — монастырь Святого Павла и поклонение Дарам Волхвов. В монастыре к нам присоединяется Томас, паломник-грек. Молодой спортивный парень уже не первый раз на Афоне. В тот день он не знает, чем заняться, и решает идти с нами. Не беда, что в отличие от нас у него нет модного треккингового рюкзака с набором космонавта — ему достаточно посоха, который он приобретает тут же, в лавке. Веселый и разговорчивый, он становится хорошим попутчиком.
Уже пешком идем к скиту Святой Анны, в ските прикладываемся к мощам. Я прошу у святой Анны помощи в дороге. Греческий монах наливает нам на дорожку кофе и ципуро (крепкий виноградный напиток), дает сладости. После скита дорога из битого камня идет все время вверх под серьезным наклоном. Достаточно быстро разделяемся на три группы по скорости. Томас — бывший футболист, он в хорошей форме. Посмотрев бодрые документальные фильмы известных российских журналистов о подъеме на гору, сначала идем быстро, делая небольшие привалы каждый час.
На половине пути идти становится тяжело, сводит ноги, иногда обе сразу. Что заставляет подниматься дальше — загадка.
Бурчишь под нос молитвы, которые знаешь, и идешь. Позже, обмениваясь впечатлениями, один из участников подъема рассказывал, что во время подъема почти в бреду мечтал встретить «мулашку» — так на Афоне называют мулов, чтобы подниматься на нем, потому что сил не было никаких. В районе двух часов добираемся до Панагии — небольшой обители на высоте 1500 метров. По преданию, именно до этого места дошла Богородица. И на этом месте возник домик, в котором могут отдохнуть и даже переночевать паломники.
Нам очень хочется передохнуть, и мы с Томасом заходим. Нас встречает веселый отец Александр. Конечно же, русский. Отец Александр поднялся к Панагии за неделю до нас, когда все вокруг было в снегу — местами его было по пояс. Как выяснилось на месте, последний ушедший из Панагии осенью неплотно закрыл дверь в домик — и обитель замело.
59-летнему монаху, тащившему на себе 20 кг груза и преодолевшему тяжелейший путь, пришлось еще и расчистить дом от снега.
Уже потом мы все мысленно сокрушались: тридцатилетним москвичам было недосуг взять с собой на гору сухарей и чайных пакетиков, чтобы облегчить немолодому уже иноку заботу о других паломниках.
16 октября 19:53Но отец Александр не из тех, кто унывает. Он сразу усаживает за стол, отпаивает чаем, угощает черным хлебом и расспрашивает обо всем на свете. Отец Александр даже включает нам музыку — Александра Барыкина. Осоловевшие от подъема и горячего чая, мы с Томасом пребываем в полнейшей прострации. Наевшись хлеба с солью, мы вскакиваем и бежим наверх. Еще час карабканья в гору — и мы на самой высокой точке Афона. Помолившись и переведя дух, начинаем смотреть вниз. Под нами раскинулся весь Афон. Сквозь облака просматриваются зеленые холмы, каменистые берега. Вдруг меня охватывает такое спокойствие, умиротворение.
Обратно мы бежали. Надо было успеть засветло. В тот день мы все порядком утомились и, сидя у отца Иосифа, рассказывали о своих приключениях. Разговор зашел об огромном финансировании монастырей Афона. Количество русских монахов и паломников с каждым годом растет в геометрической прогрессии. В этом есть свои и плюсы, и минусы.
Русские несут на Святую гору не только восстановление монастырей, но и свой бизнес-подход, который не всегда сочетается с монашескими идеалами аскетизма.
Но с другой стороны, русские наконец стали возвращаться на Афон массово.
На следующий день мы уезжали. Попрощались сердечно с отцом Иосифом и отправились в русский монастырь. Приложившись к мощам святого Пантелеимона, мы ускользнули от всех вместе с трудником Сашей в пекарню. Мы попросили черного хлеба и пошли на набережную. Надкусив хлеб, я сразу узнал вкус, который надолго останется со мной. Это был хлеб отца Александра на вершине горы Афон. Прожевывая ржаные зерна и вдыхая ароматный морской воздух, я начал понимать, что же это такое — «афонозависимость». Вдали стал проступать силуэт катера, который плыл за нами. Пора было возвращаться на материк. Но на этот «остров» я еще обязательно вернусь.
История и современность Афона
Святая Гора Афон расположена на полуострове Халкидики на северо-востоке Греции (регион Центральная Македония) и омывается Эгейским морем. Высота горы - 2033 м. Добраться на Афон можно только по морю или на вертолете.
Согласно преданию в 48 г. Богородица вместе с апостолом Иоанном Богословом отправилась на Кипр. По пути их корабль попал в бурю и был отнесен к берегу Афонской горы. Дева Мария, восхищенная красотой этого места, попросила у Бога Афон себе в удел (удел - земля, которая находится под особым покровительством Божией Матери).
В 395 г. Афон вошел в состав Византийской империи. В 880-е гг. император Василий I провозгласил гору местом проживания исключительно монахов.
На Афоне расположено 20 православных мужских монастырей - 17 греческих и три славянских (русский, сербский и болгарский). Древнейший из них - греческая Великая Лавра (Лавра Св. Афанасия). Она была основана в 963 г. Помимо монастырей, на Афоне есть другие поселения - скиты (небольшие монашеские обители) и кельи (уединенные строения, где живут два-три монаха).
Спецпроект на тему "Святая пустота": что паломники ищут на Афоне и как устроена жизнь монахов Отец Ермолай рассказал ТАСС о том, как попал на Святую гору и об афонских будняхВ административном устройстве Греции Афон выделен в особую единицу - Автономное монашеское государство Святой Горы (Айон Орос) с центром в Карее (Карье). Управление осуществляется представителями всех 20 монастырей. Святая Гора находится в церковной юрисдикции Константинопольского патриарха. Согласно Уставу Святой Горы, здесь не могут находиться женщины, за нарушение данного запрета (аватона) греческое законодательство предусматривает уголовную ответственность - до года лишения свободы.
В 1988 г. Святая Гора была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В наши дни Афон является духовным центром православия, местом паломничества многих тысяч верующих со всего света.
Евгений Ванькин: Град Москва - Святой Афон. К 1000-летию пребывания русского монашества на Святой Горе Афон
История русского монашества на Святой Горе Афон. Досье
ТАСС-ДОСЬЕ /Анна Рылова/. 18 мая 2016 г. начинается официальное празднование 1000-летия присутствия русского монашества на Святой Горе Афон. Юбилейные мероприятия призваны подчеркнуть значимость русского культурного и духовного наследия. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку об истории русского присутствия на Афоне.
'YouTube/ТАСС'Открывается выставка «Русский Афон» посвященная 1000-летию Русского монашества на Святой Горе
Выставка проходит по благословению Игумена Русского Свято-Пантелеимонова Монастыря на Афоне архимандрита Евлогия. Организаторы выставки – Российская академия художеств, Русский Свято-Пантелеимонов Монастырь на Афоне, Фонд возрождения Русского Афона, Департамент культуры города Москвы, Московская Государственная картинная галерея Василия Нестеренко.
Основная часть выставки посвящена росписям храма Св.Великомученика и Целителя Пантелеимона на Старом Русике - самого большого соборного храма Русского Монастыря. Его строительство завершилось перед революцией на месте древнего храма. Был установлен иконостас, но храм не был расписан. Работы над внутренним убранством храма были продолжены в 2015-2016 гг. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Собора старцев Русского Свято-Пантелеимонова Монастыря.
В экспозиции представлены эскизы и картоны росписей, репродукции сюжетов в натуральную величину. Новые росписи продолжают традиции «афонского стиля», расцвет которого пришелся на рубеж XIX-XX веков. Убранство храма насчитывает более 80 сюжетов, разработанных специально для Старого Русика. Уникальные росписи создавались, исходя из особенностей афонских традиций, при этом учитывалась богатейшая духовная история и храма на Старом Русике, и всего Русского Афона, преемственность и связь святогорского и русского монашества.
Храм был расписан коллективом художников под руководством народного художника РФ, академика, члена Президиума РАХ, члена Патриаршего Совета по культуре Василия Нестеренко. В творческий коллектив, выполняющий работы входили известные московские мастера, имеющие большой опыт храмовой живописи: Заслуженный художник РФ, член-корреспондент РАХ Михаил Полетаев, Заслуженный художник РФ Владимир Павлов, член Союза художников России Виктор Гончаров и целая группа художников-орнаменталистов и позолотчиков.
Росписи были завершены к 1000-летнему юбилею Русского монашества на Афоне. В конце мая 2016 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил обновленный храм и отслужил в нем первую литургию. Патриарх высоко оценил работу творческого коллектива под руководством Василия Нестеренко. Благоприятный отзыв о росписях храма был получен и от Президента РФ В.В. Путина, посетившего Афон весной 2016 года.
Помимо эскизов росписей и репродукций сюжетов в натуральную величину на выставке представлены творческие работы Василия Нестеренко и его коллег. Это портретные и пейзажные произведения, созданные за последние 20 лет и посвященные Горе Афон – Земному Уделу Пресвятой Богородицы. Эти полотна показывают богатую природу Святой Горы, ее насельников, монастыри и скиты Афона, включая Русский Монастырь и скит Старый Русик.
Экспозиция, посвященная Русскому Афону – это не только творческий отчет художников перед Российской академией художеств, перед своими коллегами и зрителями, но это и вклад самой Российской академии художеств в цикл мероприятий, посвященных юбилейному году – году 1000-летия Русского монашества на Афоне.
Аннотация к книге "Град Москва - Святой Афон. К 1000-летию пребывания русского монашества на Святой Горе Афон"
В 2016 году Православный мир отмечал знаменательную дату - 1000-летие пребывания русского монашества на Святой Горе Афон. Древнейшим документальным свидетельством о русских иноках на Афоне считается подпись монаха Герасима на одном из актов, сохранившихся в обители Великой Лавры, от 1016 года, где он подписался от имени "игумена обители Роса". Именно эта задокументированная дата послужила основанием для юбилейного празднования присутствия русского монашества на Святой Горе. Афонское монашество на протяжении тысячи лет было неразрывно связано с Московским царством, а позднее Российским государством. Не только русские монахи, но и святогорцы других обителей неоднократно посылали своих представителей в православную Москву для получения царской милостыни. Афон на протяжении веков был духовным образцом для иноческого подвига в наших российских обителях, а его знаменитые святыни неразрывно вплелись в историю Москвы. Одна только чудотворная Иверская икона Божией Матери надолго стала.
В 2016 году Православный мир отмечал знаменательную дату - 1000-летие пребывания русского монашества на Святой Горе Афон. Древнейшим документальным свидетельством о русских иноках на Афоне считается подпись монаха Герасима на одном из актов, сохранившихся в обители Великой Лавры, от 1016 года, где он подписался от имени "игумена обители Роса". Именно эта задокументированная дата послужила основанием для юбилейного празднования присутствия русского монашества на Святой Горе. Афонское монашество на протяжении тысячи лет было неразрывно связано с Московским царством, а позднее Российским государством. Не только русские монахи, но и святогорцы других обителей неоднократно посылали своих представителей в православную Москву для получения царской милостыни. Афон на протяжении веков был духовным образцом для иноческого подвига в наших российских обителях, а его знаменитые святыни неразрывно вплелись в историю Москвы. Одна только чудотворная Иверская икона Божией Матери надолго стала заступницей и хранительницей Первопрестольной. Этим духовным скрепам Святого Афона и града Москвы, организации афонских подворий, малоизвестным историческим фактам и сохранившемуся афонскому наследию в столице посвящена эта книга.
Россия и Афон: единение веры, молитвы и благочестия
Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на Епархиальной конференции, посвященной празднованию 1000-летия присутствия русского монашества на Афоне (Московская епархия Русской Православной Церкви, мужской монастырь Вознесенская Давидова пустынь, 12 апреля 2016 года)
Возлюбленные Преосвященные архипастыри, уважаемый Сергей Васильевич [1] , дорогой отец Сергий [2] , дорогие отцы, братья и сестры!
В этом году мы празднуем тысячелетие присутствия русского монашества на Святой Горе Афон. Дата эта скорее символическая, поскольку формально отсчитывается от подписания одного из святогорских греческих документов в феврале 1016 года игуменом русской обители Герасимом. Исходя из этого факта, несложно предположить, что наши соотечественники пребывали на Афоне и раньше. Например, основатель Киево-Печерской лавры – отец русского монашества – преподобный Антоний прибыл туда еще в период правления Крестителя Руси равноапостольного великого князя Владимира.
Начиная с празднования 1000-летия Крещения Руси и до нынешнего юбилея Церковь вновь и вновь обращается к благословенным страницам истории православия в нашей стране. И каждый раз мы убеждаемся в том, что именно оно является духоносным и спасительным основанием исторического бытия русского народа от древности и до сего дня.
Тема, которой посвящена наша конференция, очень многогранна и важна. Она касается многих сторон жизни Церкви, общества и государства на протяжении длительного периода времени. В юбилейный год над афонской темой много работают и церковные, и светские исследователи. Не осталась в стороне и Московская епархия, о чем свидетельствует нынешняя конференция. Кроме того, в последних номерах «Московских Епархиальных Ведомостей» были опубликованы статьи Жанны Александровны Курбатовой [3] . Используя государственные и церковные архивы, она рассмотрела вопрос о том, как Русская Православная Церковь и наши гражданские институты стремились в весьма критический и ответственный для истории Афона момент энергично содействовать улучшению положения там русских иноков, а также рассказала о жизненном опыте некоторых святогорцев в тот период.
Моя память хранит рассказ начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Никодима (Ротова). Направляясь в отпуск в 1957 году, он по дороге на Родину остановился в Греции и добился разрешения посетить Пантелеимонов монастырь. Представители греческой администрации пытались эмоционально повлиять на него, чтобы отговорить от поездки. Они предостерегали о возможных инцидентах, которые якобы могли иметь и фатальный исход. Никогда не забуду, как ответил будущий Владыка Никодим одному из них: «Для меня, как монаха, будет радостью умереть на Афоне». Посетив русскую обитель, он с печалью увидел, что она фактически вымирала, и впоследствии делал всё от него зависящее для возрождения монастыря. Затем и мне довелось иметь сходные переживания и соучаствовать в спасении Русского Афона.
История связей Афона с Русской Православной Церковью исключительно богата и поучительна. Раннее появление русских иноков на Святой Горе свидетельствует о стремлении наших соотечественников приобщиться к монашескому деланию в уделе Царицы Небесной. Первоначально они подвизались в посвященном Богородице скиту Ксилургу. По мнению историков, именно оттуда пришло на Русь сугубое почитание праздника Успения Божией Матери, что выразилось, в том числе, и в возведении многих величественных соборов в честь этого события. Впоследствии число русских монахов возросло. В 1169 году они получили в свое распоряжение также и монастырь великомученика Пантелеимона, где и пребывают до сего дня.
Одновременно развивалось русское паломничество на Афон. Само по себе являясь проявлением немалого мужества в условиях непрекращающихся войн и усобиц, оно способствовало тому, что на Русь попадали не только афонские предания, но и многочисленная житийная литература, творения святых отцов и церковные уставы. Можно назвать в качестве примера «Чин о пении двенадцати псалмов» или «Тактикон» преподобного Никона Черногорца. Важным для отечественного монашества событием стало то, что во время пребывания на Афоне преподобный Паисий (Величковский) составил русское «Добротолюбие».
Примечательной чертой русско-афонских связей было также и то, что святогорские постриженники отправлялись на Русь, привлекаемые подвигами наших подвижников. Так, одним из учеников преподобного Сергия стал грек – преподобный Сергий Нуромский, впоследствии подвизавшийся в вологодских лесах. Имели хождение на Афоне и произведения русской церковной письменности. Известно, что там получило распространение «Слово о законе и благодати» святителя Илариона Киевского.
Важной духовной нитью, связывающей Россию с Афоном, стало принесение в 1648 и 1656 годах списков чудотворной Иверской иконы Божией Матери, один из которых пребывает ныне в Новодевичьем монастыре. Этот образ не только стал символом престольного града Москвы, но и распространился по всему нашему Отечеству, будучи сугубо почитаемым православным народом.
Значима роль Афона в развитии церковной книжности на Руси. Со Святой Горы прибыл к нам преподобный Максим Грек, внесший большой вклад и в исправление книг, и в богословские дискуссии своего времени. В 1654 году по благословению Святейшего Патриарха Никона Афон посетил архидиакон Арсений Суханов, привезший оттуда в Россию почти пятьсот древних богословских и церковно-исторических рукописей, которые использовались в деле исправления церковных книг.
Трагические события в истории Византии, чья государственность прекратилась в 1453 году, сказались и на Афоне. Это были и притеснения со стороны униатов, и нападения каталанских разбойников, и, наконец, установление турецкого владычества. В этих условиях Русская Православная Церковь и Русское государство оказывали Афону и духовную, и материальную поддержку. В обращении к Московскому князю святогорцы именовали его своим «кормителем и ктитором». Нескончаемым потоком шла в монастыри русская денежная помощь. Некоторые обители имели подворья в Москве для сбора средств.
Приходя в Россию, афонские монахи приносили с собой в дар древние рукописи, фактически спасая их от гибели в условиях разрушавшихся от ветхости монастырских книгохранилищ. Примером может служить глаголическое Евангелие, подаренное насельниками болгарского монастыря Зограф императору Александру II. В результате в нашем Отечестве сформировалось богатейшее собрание памятников церковной письменности, которое впоследствии пополняли посещавшие Святую Гору многие выдающиеся российские ученые.
В XVIII веке в условиях длительных русско-турецких войн монастыри Афона пришли в упадок и запустение, касалось это в том числе и Пантелеимоновой обители. После долгого периода нестроений, она начала возрождаться только в середине XIX века при иеросхимонахе Иерониме (Соломенцеве) и архимандрите Макарии (Сушкине). Эти духоносные старцы способствовали небывалому расцвету русского монашества на Святой Горе и укреплению его связей с Отечеством. Немалую роль сыграла в этом деятельная помощь русских людей на Родине, стремившихся поддержать иноков-соотечественников своими пожертвованиями.
В начале ХХ века на Афоне помимо Пантелеимонова монастыря, имевшего 1800 насельников, было еще более семидесяти русских обителей. Многие из них, хотя и назывались скитами, фактически являлись полноценными монастырями. Это, прежде всего, относится к Андреевскому и Ильинскому скитам.
Многочисленные афонские подворья в России, широкомасштабная книгоиздательская деятельность представительства Пантелеимонова монастыря в Москве способствовали тому, что Россия и Афон пребывали в единении веры, молитвы и благочестия. До самых отдаленных уголков нашего Отечества доходили также иконы, написанные святогорскими изографами.
Однако приближались тяжелые времена.
В 1913 году в результате вызывающего до сего дня много обсуждений «спора об имени Божием» Святую Гору в тех или иных обстоятельствах покинули более 800 русских иноков. Последовавшая вскоре революция 1917 года почти полностью прервала связи между Россией и Афоном. Это имело результатом дальнейшее сокращение там числа наших соотечественников – к 1945 году до чуть более пятисот. Многие из них уже находились в преклонном возрасте, и с течением времени число их катастрофически быстро сокращалось. По окончании Второй мировой войны братия Пантелеимонова монастыря обратилась за помощью к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I. С тех пор Русская Православная Церковь, несмотря на трудности своего существования в условиях атеистической власти, стремилась оказывать содействие не только пополнению братии обители великомученика Пантелеимона, но и защищала интересы всего святогорского братства от внешних попыток ограничить его традиционное самоуправление. Многое было сделано и в сфере материальной поддержки нашей обители, сильно пострадавшей от пожаров.
С наступлением религиозной свободы в России и возрождением церковной жизни появилось много возможностей для дальнейшего укрепления связей между Отечеством и Пантелеимоновым монастырем. Нет более препятствий для пополнения братии. В обитель ежегодно прибывает множество паломников из России. В 2011 году был создан Международный фонд восстановления и сохранения культурного и духовного наследия Свято-Пантелеимонова монастыря, которым осуществляется реставрация храмов и зданий. Ведется широкая книгоиздательская деятельность: публикуются исторические исследования и повествования о жизни и трудах святогорской братии. С молитвенным благоговением встречают православные люди России святыни, приносимые из афонских монастырей.
В 2013 году Афон посетил Святейший Патриарх Кирилл. Говоря о значении монашеского делания насельников Святой Горы, он отметил: «Велика ответственность всех, кто несет здесь свое служение, в том числе и для поддержания единства всех Православных Церквей, чистоты Православия, монашеской жизни».
Как видно из сделанного мною весьма краткого обзора связей России с Афоном, они имеют весьма богатую историю, повествующую о взаимной поддержке в годы невзгод и испытаний, о духовном единстве в вере и благочестии. Можно сказать словами апостола, что мы «научены Богом любить друг друга» (1 Фес. 4:9).
Первые русские обители на Афоне
Русские монахи прибыли на полуостров в конце X - начале XI в. Древнейшее русское поселение на Афоне - "обитель Росов", также известно как монастырь Ксилургу (от греч. "плотник", "древодел"), так как основным занятием местных монахов было плотничество. Именно к этому монастырю относится первое письменное упоминание о русском монашестве на Святой Горе, датированное 1016 г. Под одним из документов библиотеки Великой Лавры стоят подписи всех настоятелей афонских монастырей, среди которых - "Герасим монах, милостию Божией пресвитер и игумен обители Росов".
В 1169 г. русским монахам была передана более просторная обитель - монастырь "Фессалоникийца" во имя святого великомученика Пантелеимона (ныне известен как "Старый или Нагорный Русcик"). После этого обитель Ксилургу стала скитом. Он сохранился до наших дней как скит Успения Богородицы - Панагия Ксилургу.
Русский Афон в XX-XXI вв.
После Октябрьской революции 1917 г. и событий гражданской войны (1917-1923) существование русской обители на Афоне оказалось под угрозой. Из-за антицерковной политики советских властей в течение почти 50 лет в монастырь не прибывали новые монахи, а оставшиеся там братья остались без какой-либо помощи и оказались отрезанными от Русской православной церкви (РПЦ).
Слово Святейшего Патриарха Кирилла на открытии выставки «Русь и Афон. К 1000-летию присутствия русских монахов на Святой Горе»
21 сентября 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил церемонию открытия историко-документальной выставки «Русь и Афон. К 1000-летию присутствия русских монахов на Святой Горе» в Москве. Предстоятель Русской Церкви обратился со словом к участникам мероприятия.
Весь 2016 год прошел под знаком этого действительно замечательного юбилея — 1000-летия присутствия русского монашества на Афоне. И сегодня апогей торжества, которое совершается в Первопрестольном граде Москве.
Большое внимание юбилею придают в Русской Церкви, в том числе епископат, духовенство, богословы, сознавая важность отношений России и Афона. Но я хотел бы особенно подчеркнуть, что и государство Российское, наша общественность, ученые приняли близко к сердцу этот юбилей и также приняли самое активное участие в его праздновании.
Представленная в стенах музея Храма Христа Спасителя историко-документальная выставка «Русь и Афон», раскрывающая разнообразные исторические факты в отношениях Святой Руси и Святой Горы, является значимым приношением юбилею от научного и музейного сообщества. Хотел бы выразить сердечную благодарность нашему научному, музейному сообществу, специалистам в Вашем лице, Сергей Владимирович. Мы замечательно взаимодействовали и результатом этого взаимодействия стала выставка, на которой представлены уникальные исторические документы, свидетельствующие об особых связях России и Афона.
В самом деле, Афон — это не только место уединенной молитвы и незримых миру подвигов, но и мощный центр православной цивилизации, православной культуры, православной духовности. И, может быть, особенно значим тот факт, что с самого начала своего существования Афон был многонациональной монашеской общиной. Мы уже можем точно сказать, что и 1000 лет назад русские были на Афоне, причем один из русских был игуменом монастыря и поставил свою подпись под важным юридическим документом, назвав себя игуменом и пресвитером монастыря россов.
Этот замечательный документ свидетельствует, в частности, о том, что русские стали прибывать на Афон задолго до даты, которую мы сегодня отмечаем. Ведь не мог человек, только что приехавший на Святую Гору, стать игуменом. Мы знаем также, что еще до упоминания присутствия россов на Афоне там уже сформировалась русская община, представители которой нередко возвращались на Русь. Первые монастыри, основанные на Руси, — прежде всего Киево-Печерская лавра, — были как раз духовным плодом монашеского подвига, который русские прошли на Горе Афон.
Духовные и культурные контакты Руси с Афоном имели вполне ощутимое выражение: это рукописи, печатные издания, иконы, переписка на самых разных уровнях, начиная от царских грамот и посланий афонских игуменов и заканчивая письмами простыми людьми; это щедрые материальные вклады представителей всех сословий России, передававшиеся на Афон и фиксировавшиеся в специальных поминальных книгах. Если вы сейчас пройдете и внимательно посмотрите на подлинники писем, которые игумены афонских монастырей направляли русским государям, то у них одно содержание: просьба о помощи. Это неслучайно, потому что на Афоне сознавали: Русь, становившаяся мощным централизованным православным государством, обретала, в том числе, экономические и политические возможности помогать Святой Горе. В ответ на многочисленные письма из Москвы на Афон отправлялась помощь — не только деньги, не только утварь, но даже продукты питания, о чем свидетельствуют, в том числе, документы, представленные на этой выставке.
Мне вспоминается история моего деда: он работал машинистом и получал большую зарплату, потому что водил литерные поезда, на которых ездила царская семья и члены правительства. Жил он в скромном наемном доме около депо станции города Лукоянова в Нижегородской губернии. Семья не нуждалась, но жила очень скромно — так, как тогда жили все. Однако значительную часть своих средств дед направлял на Афон. Посещая монастырь Симонопетра, я попросил начальствующих открыть поминальные книги за 1913 год — последний перед войной. Когда их открыли, я сразу обнаружил имена всех членов нашей семьи, посланные дедом вместе с пожертвованиями в монастырь Симонопетра. Я попросил игумена, чтобы эта запись была перенесена в алтарь и чтобы в память о подвиге, который совершал дед, и сегодня совершалась молитва о моих предках. Очень надеюсь, что все это имеет место в жизни монастыря Симонопетра; уверен, что и в других монастырях есть такие записи.
О чем это свидетельствует? Русские люди не делали различий между русскими и греческими монастырями. Они направляли свои пожертвования вне зависимости от национальных или тем более политических предпочтений, они реально поддерживали Святую Гору Афон.
Было бы, конечно, неправильно идеализировать взаимоотношения Руси и Афона. Как все земное, они не лишены сложностей, — как в прошлом, так и в настоящем. Но по благодати Божией сложности преодолеваются и шероховатости сглаживаются, и над всем человеческим, мирским и греховным, которое порой вторгается и в отношения Афона и Руси, все-таки сияет немеркнущий свет Святой Горы, монашеского подвига и святости.
Надеюсь, что открываемая нами выставка «Русь и Афон» будет способствовать постижению особого мира русско-афонских связей, его многогранного исторического богатства, его духовной значимости. Я бы хотел, чтобы празднование 1000-летия присутствия русского монашества на Афоне послужило стимулом к развитию отношений Руси и Святой Горы, чтобы мы получили еще больший духовный импульс к тому, чтобы изглаживались всякого рода недоразумения и человеческие обиды. Потому что все это наносный слой, а внутри этих отношений — святость, которую являли монашествующие на Афоне и которую с огромным энтузиазмом включали в свою жизнь люди русские, благоговеющие перед Святой Горой — уделом Пресвятой Богородицы.
Я хотел бы выразить благодарность министру культуры Владимиру Ростиславовичу Мединскому за его активное участие со стороны Российского государства в подготовке и проведении празднования 1000-летия русского присутствия. Хотел бы выразить слова благодарности представителю Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Александру Дмитриевичу Беглову, который возглавлял соответствующую рабочую группу и много сил, времени и часть своего сердца отдал Афону, в том числе в контексте подготовки к этому торжеству. Хотел бы поблагодарить все наше научное сообщество, которое, как я уже сказал, очень открыто, доброжелательно приняло участие в торжествах по случаю 1000-летия русского присутствия на Святой Горе. С особым чувством открываю эту выставку в Храме Христа Спасителя и призываю на всех вас Божие благословение.
Русский Афон в XIII-XIX вв.
В XIII-XV вв. связи между русским монастырем на Афоне и Русью оказались практически прерваны из-за монголо- татарского нашествия (1237-1480 гг.). В это время на Афон не поступала помощь и не прибывали новые русские иноки, а большинство насельников были греками. Монастырь приходил в упадок. В XIII в. там случился пожар, уничтоживший большую часть имущества и архивов. Обитель разоряли крестоносцы и морские пираты, в то время часто нападавшие на Афон.
На эту тему Чему учит Афон: взгляд на Святую гору со стороны паломникаВосстановлению "Фессалоникийца" содействовала помощь византийского императора Андроника II Палеолога (1259-1332). Впоследствии монастырю оказывали поддержку и другие византийские правители, а также православные сербские короли и цари. Благодаря этому обитель начала богатеть и расширяться. С конца XV в., после окончания ига на Руси, туда вновь стали прибывать русские послушники. В 1509 г. великий князь московский Василий III взял монастырь под свое покровительство.
Сложные времена в жизни русского монашества на Афоне были связаны с распространением турецкого господства на территории бывшей Византийской империи и растущим противостоянием России и Турции. Турецкие власти стали препятствовать доступу русских монахов на Святую Гору, что привело к новому упадку русской обители в XVIII. От полного разорения монастырь спасла финансовая помощь молдавских и валашских господарей (княжество Валахия существовало в XIV-XIX вв. на территории современной Румынии).
Во второй половине XVIII в. монастырь имени святого великомученика Пантелеимона был перенесен на нынешнее место - в более удобную местность на берегу моря. Он получил неофициальное название "Прибрежный Русcик", в то время как "Старый Руссик" стал скитом.
К середине XIX в. лишь небольшое число насельников монастыря были русскими, настоятелями были греки. Однако с этого времени активную поддержку Пантелеимонову монастырю стали оказывать члены российского императорского дома, русские купцы-меценаты. На нужды обители выделяли средства Святейший правительствующий синод и правительство. Численность русских послушников снова начала расти, монастырь стал расширяться. В 1875 г. впервые после долгого времени был избран русский настоятель - архимандрит Макарий (Сушкин), а Свято-Пантелеимонов монастырь официально получил статус русской обители. К концу XIX в. монастырь стал самым многочисленным на Святой Горе.
Читайте также: