Ералаш отдохнули а теперь процедуры
«Комсомольская правда» выяснила, как устроена империя «Ералаш» и, кому в итоге она достанется после смерти её основателя Бориса Грачевского. Оказалось, что режиссёр сумел монетизировать легендарный бренд и вывести бизнес на многомиллионную прибыль.
Сегодня «Ералаш» включает в себя не только известный всем детский киножурнал, но также продюсерский центр, детские школы, актерское агентство, детский лагерь на Алтае. Под брендом «Ералаш» в разное время выпускали глазированные сырки, безалкогольные напитки, школьные принадлежности. Под указанным товарным знаком действует большая сеть стоматологических клиник.
Продюсерский центр «Ералаш» располагается в киностудии имени «Горького». Там же находятся офисы одноименного театра-школы, где стоимость занятий в месяц начинается от 9 тысяч рублей. Популярность школы зашкаливает: родители стремятся отдать своих детей Грачевскому, поскольку из «Ералаша» есть шанс попасть на съемки в сериалах или в ТВ-программах. Именно поэтому франшиза театра-школы успешно продается в регионах. Под брендом были открыты детские студии в 20 российских городах. Например, в Екатеринбурге за 10 месяцев обучения ребенка просят 63 тысячи рублей.
Сотрудники продюсерского центра также занимаются производством видео-контента: по желанию заказчика могут снять рекламу или документальный фильм. Попасть в базу актерского агентства «Ералаш» можно, заплатив 1 тысячу рублей. При этом основной статьёй доходов по-прежнему остается кинопроизводство. Детский киножурнал до сих пор активно покупали телеканалы и онлайн-кинотеатры. Суммарный ежегодный доход от деятельности только двух направлений «Ералаша» (кинопроизводство и продюсерский центр) оценивается в сумму около 125 миллионов рублей.
После смерти Грачевского вопрос о дальнейшем существовании киножурнала «Ералаш» повис в воздухе. Ранее сам режиссер заявил, что впервые за всю историю существования проекта он не получил дотации от государства на съемки киножурнала. Именно поэтому художественный руководитель активно занимался поиском спонсоров.
На прощании с Грачевским его партнер по бизнесу Аркадий Григорян, которому принадлежит половина продюсерского центра и большая часть самого «Ералаша», заявил, что киножурнал будет выходить еще как минимум два года. Далее вопросы будут решаться в рабочем порядке уже с новыми владельцами доли – вдовой Грачевского и его детьми.
Ералаш отдохнули а теперь процедуры
Воры вернули украденные олимпийские медали Весниной вместе с коробкой конфет
На Pornhub набирают популярность лекции по математике
"Гидов мы не обвиняем": выжившие после восхождения на Эльбрус рассказали о походе
25 безумных историй про очень быстрые увольнения
Убойные мемы с котом, которому всегда есть, что сказать и над чем похихикать
Мемы о том, чем отличается мальчик от мужчины
В Лас-Вегасе построят Луну
Худшие фильмы в истории кино по версии сайта Rotten Tomatoes
Американские горки: воплощение страха
Как хорошо, что этих видов спорта больше не существует!
17 картинок, вызывающих недоумение и оторопь
Белый лист: почему принтер не выводит на печать документ, а просто прогоняет бумагу?
Согревающее какао: ароматные рецепты
Дезориентирующие кадры, заставляющие ахнуть: "Привидится же такое!"
17 раз, когда природа была в ударе, создавая питомцев
В Екатеринбурге умер пациент ковид-клиники, который прошел полный курс вакцинации от коронавируса
Тина Тернер - королева рок-н-ролла
Писатель XIX века предсказал виртуальные свидания
В Ульяновске инвалид-колясочник отбил своего пса от бродячих собак
В Тюмени школьный охранник переборщил с воспитательными мерами
Итальянский падре украл церковные деньги и спустил их на наркотики и гей-вечеринки
В Липецке мужчина с ножом атаковал своё отражение в лифте
Смс-переписки с родителями, которые стоило бы сохранить для внуков
20+ полезных и бесполезных советов на все случаи жизни
В Приморье грибникам пришлось отсиживаться на дереве, пока по лесу бродил тигр
Каготы: загадочные европейские изгои
Японская принцесса откажется от титула, выйдя замуж за простого студента
У одной из баз ВВС США замечен неизвестный летательный аппарат
15 любопытных фактов из жизни Билла Гейтса
Городской ад: когда реальность выглядит как кадр из фильма-антиутопии
Цветные фото старой Норвегии
Самые впечатляющие дворцы в мире
Собака сорвала футбольный матч премьер-лиги в Боснии
20 фото на морскую тематику, от гигантизма которых у вас закружится голова
Старые деревянные дома и летние дачи: коллекция фотографа Федора Савинцева
14 раз, когда люди оказались в неловких ситуациях
Авторитетный фотожурнал наградил лучшие снимки о путешествиях
15 вещей, которые мало кто видел в жизни
Феномен улицы 40 лет Октября
Капитан Кирк из "Звездного пути" решил слетать в космос по-настоящему
Дезинсектор съел «отравленный» арбуз, чтобы доказать невиновность коллеги из Москвы
Что современные японцы думают об атомных бомбардировках Хиросимы и Нагасаки
Ералаш 848 серия - Уважительная причина смотреть онлайн
Посмотреть сериал Ералаш 848 серия - Уважительная причина онлайн вы можете совершенно бесплатно на русском языке в хорошем HD качестве. Приятного просмотра!
Со мной не пропадешь!
Я больше так не буду.
Мысли вслух
Говорите громче!
Причесочка
Неисправимый
Такое не забывается.
Будет исполнено!
Боевая ничья
Джентльмен
Загадай желание!
Что такое любовь?
Сколько лет, сколько зим.
Доступные качества
Фактическое качество воспроизведения будет зависеть от возможностей устройства и ограничений правообладателя
Ералаш отдохнули а теперь процедуры
Чужой компьютер
Просмотр темы 371
Найти сюжет Ералаш
Нравится Показать список оценивших
напишите пожалуйста название серии там мальчик пришел к девочке но во дворе его остановил другой мальчик и потребовал шоколодку а потом заставил облится водой
Новым гендиректором «Ералаша» назначен Аркадий Григорян
«Для нас важно продолжать съемки всеми любимых сюжетов киножурнала, — отметил Григорян. — В этом году проведем VI ежегодный большой фестиваль «Ералаш», который традиционно объединяет талантливых детей со всей России и стран СНГ. Главный приз фестиваля — главная роль в «Ералаше».
На Киностудии им. Горького успешно действует детский театр-школа «Ералаш». Месяц назад презентовали капсульную коллекцию одежды совместно с известным брендом. Принты основаны на рисунках Юрия Смирнова, нашего художника-аниматора. В течение года обязательно анонсируем еще несколько интересных проектов».
Бессменный глава киножурнала Борис Грачевский скончался 14 января 2021 года от последствий коронавируса. Он все еще числится в списке учредителей компаний вместе с Григоряном. Летом этот перечень может измениться, потому что по истечении шести месяцев с момента смерти основателя его родственники получат право распоряжаться наследством. Это правило прописано в пункте 1 статьи 1114 Гражданского кодекса РФ.
«Борис Юрьевич всегда лично утверждал сценарии и принимал монтаж готовых сюжетов. Утверждал музыку и мультипликацию. Все держалось исключительно на нем. Теперь «Ералаш» как киностудия закроется», — отмечал Курлаев.
По мнению Григоряна, режиссер сказал это в порыве эмоций после трагедии. В феврале нынешний гендиректор «Ералаша» написал на своей странице в Facebook, что производство детских фильмов не остановится. По словам Григоряна, главная задача команды — «продолжить дело жизни Бориса Юрьевича достойно».
«Что касается дальнейшей судьбы киножурнала, мы уверены, что на «Ералаше» вырастет еще не одно поколение зрителей, — заявил Григорян. — «Место Грачевского» всегда было одно, и оно принадлежало и будет принадлежать Борису Юрьевичу — человеку, который буквально жил своим детищем».
В прошлом году «Ералаш» впервые остался без финансовой поддержки Министерства Культуры России. По этой причине Григорян объявил о поисках партнера для запуска новых сюжетов.
«Если не найдем в ближайшее время — будем снимать за счет собственных средств, — сказал глава киножурнала. — Одно можем сказать точно: несмотря на возникшие сложности, остановка проекта даже не обсуждается».
Генеральный директор и сопродюсер «Ералаша» Аркадий Григорян после окончания экономического факультета ВГИКа работал директором по производству рекламы, а затем пришел в творческое объединение «Видеофильм». К команде «Ералаша» Григорян присоединился в 1998 году в должности администратора. Его первой продюсерской работой в киножурнале стал сюжет «Вампир Вася» режиссера Алексея Щеглова. На сайте «Ералаша» представлен большой список детских документальных фильмов, над которыми работал нынешний гендиректор.
Также он продюсировал проекты, не связанные с «Ералашем». В 2007 году Григорян работал над комедией «Трое и Снежинка», в которой снимались Иван Ургант, Михаил Ефремов, Даниил Спиваковский и Эмилия Спивак. Два года спустя продюсер был задействован в фильме Грачевского «Крыша» с участием Марии Шукшиной, Валерия Гаркалина и Ларисы Гузеевой.
В фильме «Дед 007» и его многосерийном спин-оффе Григорян выступил в качестве режиссера (совместно с Мгером Мкртчяном) и продюсера. Главные роли в проекте исполнили Вахтанг Кикабидзе и Сергей Шакуров. Кроме того, Григорян продюсировал фильмы «Ежик по имени Людвиг», «Взрослая дочь, или Тест на…», «Между нот, или Тантрическая симфония» и «Живем как обычно».
В детском лагере отдыха под Анапой прошла смена под знаком «Ералаша»
Настоящий "Ералаш" приключился с отдыхающими одного из детских лагерей в Анапе. Создатели любимого киножурнала устроили съёмки на берегу Чёрного моря, открыли школу актёрского и сценарного мастерства и провели весёлый фестиваль.
Анапа, Черное море, утро. На отдыхающих детях не купальники, а длинные платья и доспехи. Главный детский курорт превратился в средневековую арену. Сразу после завтрака отряды встретились на рыцарском турнире. Бой подушками беспощаден.
Мальчишки и девчонки уже знают, что в будущем сезоне покажет их любимый "Ералаш". В самом разгаре - съемки очередной серии детского юмористического киножурнала.
По сценарию в детский лагерь приезжает телевизионная съемочная группа. Директор лагеря, его играет Анатолий Журавлев, рассказывает, какие воспитанные дети отдыхают в этой смене. В это время за его спиной начинается драка. Достается и самому директору.
Журавлев - единственный взрослый актер, участвующий в съемках. Вся массовка - дети, отдыхающие в детском центре. Чтобы попасть в "Ералаш", они участвовали в конкурсе, рассказывали стихи, танцевали и пели.
Каждое лето съемки юмористического журнала "Ералаш" традиционно проходят на берегу Черного моря. Для этих серий специально пишутся сценарии - все те приключения, которые могут произойти в детской жизни в детском лагере
Борис Грачевский, художественный руководитель: "Здесь мы вдыхаем воздух в наш "Ералаш". Море, горы, эти лагеря - самое яркое и красивое, а то обычно парты, классы, дворы. А тот сюжет, что мы сегодня снимали – рыцари…. А еще Нептун будет. В общем, тут все будет настоящее, лагерное, летнее".
В том, что снимать кино - работа тяжелая, убедились несколько десятков подростков, попавших в летнюю школу "Ералаша". Ребята сами писали сценарии, снимали и монтировали сюжеты для своей собственной версии детского киножурнала. Взрослые лишь изредка помогали им советами.
Геннадий Курлаев, режиссер "Ералаша": "Мы учим, как включить звук, записать. Еще у нас есть актерская группа".
Как выдавить из себя слезу или рассмеяться так, чтобы подхватили все вокруг, юные актеры учились прямо на съемочной площадке. Милана будет повторять сценку до тех пор, пока в сказанное не поверят все ее подруги.
Ребята распределили между собой должности продюсеров, гримеров и сценаристов. Их старания оценивались съемочной группой киножурнала.
Имена победителей назвали на ежегодном фестивале "Ералаша". На экране сначала показали все ленты - участницы киноконкурса, потом жюри выбрало лауреатов, которым вручило награду. Маленькое кино живет по всем законам большого.
«Как "Ералаш" сделал мое детство и деградировал»
В последние годы сотрудники «Ералаша», в частности, один из создателей киножурнала Борис Грачевский жаловались на тяжелую финансовую ситуацию. По его словам, министерские бюджеты «Ералашу» существенно сократили, и это сильно помешало работе: к примеру, ему стало сложнее привлекать к съемкам знаменитостей, которые требует больших гонораров. Также от кризиса пострадали реквизит и локации. Однако слухи о закрытии проекта он отверг, назвал домыслы «глупостью».
В то же время поклонники киножурнала стали критиковать его, но не только за качество актеров и декораций: новые сюжеты кажутся им не то что несмешными, а скорее бессмысленными. Критики замечают, что советский «Ералаш» задал высокую планку, которую российскому кинопроизводству удавалось держать примерно 10-15 лет. Старые сюжеты они называют остроумными, поучительными и вневременными, а новые — вторичными и устаревшими. В пользу этой точки зрения также говорит тот факт, что некоторые «новодельные» скетчи полностью повторяют сценки прошлых лет. К примеру, YouTube-блогер James Alone в обзоре с аннотацией «Как "Ералаш" сделал мое детство и деградировал» обращает внимание на современные выпуски, где образ и поступки ребенка-неформала используются как провокационная модель поведения. «Пародия? Сатира? Юмор? Нет! Современный "Ералаш", в котором, к слову, основоположником идей, видимо, является человек прошлой эпохи, где металлист — это что-то позерское и крутое», — замечает автор ролика.
На изменения в «кухне» киножурнала намекнул также актер Станислав Садальский в ходе ток-шоу, посвященного юбилейному 1000-му выпуску «Ералаша». Рассказывая о съемках, артист, который снялся в журнале рекордное количество раз, заметил: «Очень известный факт, что самое отвратительное — играть с детьми и животными, потому что они переигрывают. И дети были тогда талантливы. А сейчас Боря берет детей чиновников, детей нефтяных магнатов » Грачевский вскрикнул и засмеялся. «Да-да, таких наглых детей, уже с этими детьми нестрашно играть!» — заключил Садальский. «За что я тебя люблю вот » — начал автор киножурнала, улыбаясь. «За правду», — оборвал актер. В ответ Грачевский посмеялся и заявил, что Садальский всегда творит нечто «страшное» вне съемок, а «человеком» становится только в кадре.
В своих домыслах Садальский не одинок: создателей киножурнала часто упрекали в том, что они поставили производство на поток и превратили его в бизнес. Журналисты замечали, что за каждым ребенком-актером в последние годы стоят агенты или родители, которые стремятся «пропихнуть» чадо на экран любым способом. Однако Грачевский эту точку зрения отрицает.
Несмотря на упомянутый диалог, Садальский признался, что ему всегда нравилось сниматься в «Ералаше», так как многие кинокартины со временем становятся неактуальными, а киножурнал «вечен» и неизменно приносит истинно народную славу. «Когда я звоню Садальскому, говорю: "Стас, привет", он говорит: "Согласен"», — подтвердил Грачевский. Точку зрения актера поддержали многие известные артисты. Как бы ни относились к киножурналу, за 45 лет своего существования он стал историческим и культурным памятником кинопроизводства. Его значение и влияние трудно переоценить: «Ералаш» символизирует детство для нескольких поколений советских и российских детей. А превратятся ли современные выпуски в ностальгическое воспоминание для современных подростков — покажет время.
Коллеги Грачевского поделились мнениями о судьбе «Ералаша»
«Работал активно — в частности, мы обсуждали проект помимо «Ералаша», — поделился Седухин. — Сериал для детей-подростков по идее Бориса Юрьевича. Я написал пилотную серию».
По словам режиссера, в последние два года он не участвовал в съемках «Ералаша» и был полностью вовлечен в новый проект.
«Сейчас предполагаю, что работа остановилась без вариантов возобновления. Была самая начальная стадия», — отметил он.
Причиной остановки производства режиссер назвал смерть Грачевского. Он добавил, что не знает о том, кто станет новым худруком «Ералаша». По словам постановщика, на эту должность могут претендовать многие сотрудники проекта.
«Про [нового] художественного руководителя не могу ничего сказать. Много достойных и талантливых людей работало на «Ералаше», — отметил Седухин.
Полную галерею можно посморетьв отдельном репортаже
На своей странице во «ВКонтакте» режиссер опубликовал совместную фотографию с Грачевским во время рабочего процесса. На снимке кинематографисты запечатлены в школьном классе у компьютерного монитора.
«Спасибо за все, Борис Юрьевич! Вы солнце, которое грело своими лучами!» — написал Седухин.
Ранее другой режиссер «Ералаша» Владимир Панжев заявил об отсутствии сплоченной команды, которая станет достойным продолжателем дела Грачевского. Он рассказал, что раньше киножурналом занимался худсовет, которой не допустил бы закрытия проекта в подобной ситуации.
«Для того, чтобы сохранить структуру в рабочем состоянии, которая работала бы без руководителя, должна быть очень слитная, хорошо работающая как часы команда руководства, которая бы знала, как эту стратегию выполнять. Сейчас в «Ералаше» нет такого, — цитирует его радиостанция «Говорит Москва».
— Когда-то там был худсовет, состоящий из нескольких человек. Если бы это сохранилось в свое время, наверное, структуру можно было бы сохранить. Сейчас об этом очень трудно говорить. Там есть директор «Ералаша», но он директор. Это административная единица. Как он поведет себя в этой ситуации, я, например, не знаю».
«Слова Панжева комментировать не берусь. Верю, что сильный талантливый руководитель может сплотить людей», — подчеркнул Седухин.
«Помимо того, что мы с ним сотрудничали много лет, нас связывала настоящая дружба. Боря обладал удивительными человеческими качествами, очень нежным отношением к ближнему, фантастическим остроумием. Он очень много работал и проявлял себя как выдающийся кинематографист. Я бы даже сказал, он был одним из «последних могикан», которые оставили след в отечественном кино, — сказал Гаркалин. — Не говоря уже о том, что он является создателем замечательного киножурнала «Ералаш», где было много сюжетов, связанных с моими персонажами. Мы с ним очень интересно придумывали каждый раз эти маленькие забавные истории. Я не могу не грустить и не печалиться, зная, что это непоправимо».
Актер не смог ответить на вопрос о будущем «Ералаша» и возможности создать подобный проект, который также объединит поколения.
«Я не могу прогнозировать, — сказал Гаркалин. — То, что было — было прекрасно, а что будет — я не знаю».
«Ералаш» как киностудия закроется»: режиссер высказался о будущем киножурнала
«Борис Юрьевич всегда лично утверждал сценарии и принимал монтаж готовых сюжетов. Утверждал музыку и мультипликацию. Все держалось исключительно на нем. Теперь «Ералаш» как киностудия закроется», — считает Курлаев.
Ранее стало известно, что Грачевский перед смертью начал работу над созданием сериала для подростков: была отснята пилотная серия. В киностудии рассказали, что после ухода худрука «Ералаша» новый проект вряд ли продолжат развивать.
Борис Грачевский умер 14 января на 72-м году жизни. Ранее он получил положительный результат на коронавирус и находился на лечении в больнице.
Во ржачка, клево, да?
В 1974 году в первых выпусках сценаристы «Ералаша» нередко использовали известные сюжеты. «Позорное пятно» из первого выпуска дословно повторяет стихотворение Агнии Барто о собрании школьников: младшеклассник Павлик выносит на всеобщее собрание актива вопрос о грязи на носу своего товарища. А эпизод «Слава Ивана Козловского» из второго выпуска стал экранизацией новеллы Виктора Драгунского о приключениях Дениса и его закадычного друга Мишки Слонова. Порой современные литераторы писали сценарии специально для киножурнала: к примеру, автором сценки-скетча «Ну почему мы так говорим?», высмеивающей молодежный жаргон, стал известный сатирик Лион Измайлов. Этот сюжет из первого выпуска стал знаковым для киножурнала, его часто цитировали. «Классно, говорю, ща один фитиль такое сморозил! Подкатывается к шкету, дай, говорит, велик погонять! Сел и почесал. А тут училка. А он давай выпендриваться, варежку разинул, да как дерябнется. Сам с фингалом, училка чуть не с катушек, а велик гикнулся. Во ржачка, клево, да?» — обращается некий Ваня к соседу (роль взрослого исполнил Спартак Мишулин).
В первые годы существования «Ералаша» авторы всерьез рассматривали его как «Фитиль» для школьников: в каждом сюжете была доведенная до абсурда ситуация, которая ярко и понятно высмеивала то или иное явление. И точно так же создатели детского киножурнала приглашали к участию в съемках уже известных актеров — они с радостью соглашались на роли учителей и родителей. Киноистории демонстрировались, как и «взрослый» «Фитиль», перед киносеансами. Каждый раз передача начиналась с фирменной рисованной заставки: желтые буквы на голубом экране, окруженные несколькими поколениями «зрителей» — школьники, их родители, бабушки и дедушки. За все время существования журнала художник Юрий Смирнов перерисовывал сюжет несколько раз, так как героев следовало «переодеть» в более современные наряды, однако в целом он оставался неизменным (за исключением последнего варианта, выполненного в формате компьютерной анимации). В 1980 году финальный титр «Конец» заменили на более подходящее для детей слово «Все!»
Известная песня-визитка про мальчишек и девчонок, а также их родителей, придуманная Хмеликом, также стала неизменной спутницей сатирических эпизодов. До 1996 года на титры накладывали композицию в исполнении артистки Елены Камбуровой, позднее ее перезаписал детский музыкальный ансамбль «Непоседы». За право быть автором мелодии боролись Владимир Шаинский и Алексей Рыбников. Создатели выбрали второй вариант.
В позднесоветское время тематика сюжетов несколько сместилась: если раньше авторы старались демонстрировать острые конфликтные или абсурдные ситуации, в которых было легко показать детские характеры или взаимоотношения детей со взрослыми, позднее в «Ералаш» проникла романтика. Типичные герои будто выросли на несколько лет: теперь на экранах были не только маленькие хулиганы, подкладывающие кнопки учительницам и скрывающие двойки в дневниках, но и подростки, мучающиеся первой любовью и ревностью.
Для многих юных актеров киножурнал стал путевкой в «большое» кино. К примеру, актер Федор Стуков начинал карьеру в 1980-е именно в «Ералаше». Позднее он не раз появлялся в киножурнале, сменив амплуа школьника-нарушителя на роли посерьезнее. Однако судьбы некоторых юных актеров оказались трагическими. Наиболее известна биография Алексея Фомкина. Фактурный школьник не прошел пробы в фильм «Чучело», однако попал в «Ералаш» — в базе студии имени Горького оставались его фото. Яркая роль в серии под названием «Аукцион» привлекла внимание киношников к школьнику, и его пригласили на роль Коли Герасимова в фильме «Гостья из будущего», ставшего для советских детей культовым. Однако жизнь Фомкина внезапно оборвалась: после короткой карьеры в МХАТе он сменил несколько работ, покинул столицу, и, обосновав наконец свой быт во Владимире, погиб в бытовом пожаре в возрасте 26 лет. Печальной оказалась также судьба актера Максима Пучкова, сыгравшего в популярном сюжете «Вовка, добрая душа», который успел после «Ералаша» сняться в более чем десяти кинокартинах, однако скончался после продолжительной болезни.
«Сделал мое детство и деградировал»
Ровно 45 лет назад на советских экранах появился киножурнал «Ералаш», который стал любимым «сериалом» для нескольких поколений детей в СССР, а позднее — на всем постсоветском пространстве. Фамилии его постоянных героев Кипятков, Кукушкина, Баранкин, Бочкин, Перепелкина и Сидоров стали нарицательными и часто использовались в школьных анекдотах, а многочисленные юные актеры быстро превратились в селебрити. «Ералаш» по сути стал первой своеобразной «Фабрикой звезд» для самых маленьких: младшеклассники и дошкольники со всей страны пачками писали письма своим новым кумирам, а сами втайне мечтали сняться хоть в массовке в каком-нибудь эпизоде. В чем секрет популярности «Ералаша»? Как сложилась судьба звезд культового киножурнала и что с ним происходит сейчас — в материале «Ленты.ру».
Фото: Киножурнал Ералаш / YouTube Киножурнал Ералаш / YouTubeИдея создания альманаха принадлежала кинорежиссеру Алле Суриковой. Она направила председателю Госкино Филиппу Ермашу письмо с предложением, которое, по ее словам, «явилось результатом долгих раздумий о судьбе детского кино» — организовать для пионеров и младших школьников юмористический киножурнал «Фитилек». Позднее инициатива была направлена в ЦК КПСС и Союз кинематографистов. За киножурнал не хотела браться ни одна студия: «Деньги небольшие, работы много», — поясняла потом Сурикова. По ее словам, сотрудников студии имени Горького буквально заставили начать съемки. Основателями журнала стали администратор кинокартин Борис Грачевский и журналист и драматург Александр Хмелик. Последний тогда уже был известен как автор пьесы «Друг мой, Колька!» и главред объединения «Юность»: в своих произведениях он обращал внимание на внутренний мир школьников и призывал их сделать свою будущую жизнь необычной.
«Фитилек» должен был стать младшим братом всесоюзного журнала «Фитиль», где в коротких зарисовках высмеивались тунеядцы, бюрократы, изменники, пьяницы и взяточники, — те, кому советское общество объявило войну. Эпизоды демонстрировались в кино перед полнометражными фильмами. Автор идеи Сергей Михалков называл их «сюжетами-выстрелами», бьющими прямо в цель. Однако предложенное название для детского журнала не прижилось, и тогда 13-летняя дочь Хмелика Мария предложила название «Ералаш», означающее хаос и беспорядок. Именно его выбрали создатели.
Лихие времена
На стыке двух десятилетий «Ералаш» пережил перерождение. Появившиеся в 1980-е абсурдные скетчи (самые известные — про детей-тройняшек и про тренировки по «бразильской системе») появлялись все чаще, и почти захватили детский киножурнал. С начала 1990-х выпуски транслировали на второй «кнопке» (канал РТР), а затем и на ОРТ, и в лексиконе школьников появились афоризмы с экрана: «Потому что мы банда!», «Дядя, я знаю, что у вас сломалось», «За жвачку мы родину не продаем» и «Ничего себе сходил за хлебушком». Ученики младшей и средней школы бежали после уроков к телевизорам, чтобы успеть посмотреть за обедом несколько серий. Актерская база «Ералаша» расширилась, появилось огромное количество новых сюжетов, — и дети со всей России мечтали появиться в роли Кукушкиной или Кипяткова. Взрослые артисты, в том числе музыканты, тоже были рады возможности сыграть классного руководителя, учителя или директора школы.
«Ералаш» того периода буквально усыпан «временными» приметами. Едва ли не в каждом выпуске появляются «Сникерсы» и «Кока-кола», а школьницы щеголяют не в коричневых платьицах, как раньше, но в модных коротких топах и с разноцветными резинками для волос. Дети внезапно стали еще современнее и раскрепощеннее: они провоцируют друг друга на признания в любви и жестоко разыгрывают одноклассников. После 20 лет «советских» декораций такие нововведения казались необыкновенными. Спустя несколько лет создатели предприняли попытку вернуть «Ералаш» в кинотеатры, подписав контракт на демонстрацию премьерных выпусков в одной из крупных сетей.
В 2000-е киножурнал продолжил курс на открытие новых звезд, попутно предоставляя площадку для уже состоявшихся знаменитостей. Например, в 2002 году сатирик Максим Галкин впервые попробовал себя в качестве актера в эпизоде «Студент». Сюжет в основном был завязан на заглавном герое: ученицы флиртовали с ним во время контрольной, чтобы смутить, и мужчине пришлось временно поменяться ролями со школьной уборщицей. С похожего скетча также началась фильмография комика и певца Александра Реввы — он сыграл робота-учителя, который пытается совладать со вздорными школьниками. Позднее выяснилось, связь артиста с киножурналом очень прочна: по его признанию, фамилию своего альтер-эго Артура Пирожкова он позаимствовал именно из «Ералаша».
Читайте также: