Директор парка культуры и отдыха
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность директора парка культуры и отдыха [Наименование организации в родительном падеже] (далее — Организация).
1.2. Директор парка культуры и отдыха относится к категории руководителей, назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Организации.
1.3. Директор парка культуры и отдыха подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Организации.
1.4. На должность директора парка культуры и отдыха назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование (экономическое, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы на руководящих должностях в культурно-досуговых организациях не менее 2 лет или среднее профессиональное образование (экономическое, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы на руководящих должностях в культурно-досуговых организациях не менее 3 лет.
1.5. Директор парка культуры и отдыха должен знать:
- законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам культуры;
- нормативные и методические документы, регламентирующие производственную и финансово-экономическую деятельность парка культуры и отдыха;
- структуру парка культуры и отдыха;
- технологию творческо-производственного процесса;
- порядок составления и согласования перспективных творческих и производственных планов; рыночные методы хозяйствования и управления;
- порядок заключения и исполнения договоров;
- художественно-творческие, научные, технические достижения в сфере культуры, искусства, народного творчества и парка культуры и отдыха;
- формы и методы организационно-творческой работы с населением с учетом национальных и демографических особенностей;
- порядок разработки и заключения отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров и регулирования социально-трудовых отношений;
- теорию и практику менеджмента;
- психологию управления;
- социологию культурно-досуговой сферы;
- основы трудового, гражданского законодательства, авторского права;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- правила по охране труда и пожарной безопасности.
1.6. В период временного отсутствия директора парка культуры и отдыха его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].
2. Должностные обязанности
Директор парка культуры и отдыха исполняет следующие обязанности:
2.1. Осуществляет руководство производственной и финансово-экономической деятельностью парка культуры и отдыха, неся ответственность за сохранность и использование имущества.
2.2. Разрабатывает и контролирует исполнение основных направлений культурно-просветительской и досуговой деятельности среди населения в зоне действия парка культуры и отдыха.
2.3. Составляет планы творческо-производственной и финансово-хозяйственной деятельности парка культуры и отдыха с учетом новых социально-экономических условий и развития рыночных отношений.
2.4. Осуществляет взаимодействие всех служб парка культуры и отдыха, направляет их деятельность на развитие и совершенствование творческо-производственного процесса с целью создания наиболее благоприятных условий для коллективного творчества с учетом конкретных художественных и социальных задач.
2.5. Обеспечивает совместно с художественным руководителем выполнение организацией всех обязательств перед работниками организации, зрителями (слушателями), авторами и исполнителями используемых произведений, федеральным, региональным и местным бюджетами, государственными внебюджетными фондами, поставщиками, заказчиками, а также партнерами по договорам.
2.6. Принимает меры по обеспечению организации квалифицированными кадрами технических и хозяйственных служб, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и умений, созданию безопасных и благоприятных для жизни и здоровья условий труда, соблюдению требований законодательства о труде.
2.7. Обеспечивает сочетание единоначалия и коллегиальности в обсуждении и решении вопросов повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности парка культуры и отдыха, применение принципа материальной заинтересованности и ответственности каждого работника технических и хозяйственных служб организации за порученное ему дело и результаты работы всего коллектива.
2.8. Участвует со стороны администрации организации в разработке, заключении и выполнении коллективного договора.
2.9. Совместно с художественным руководителем, трудовым коллективом и представительным органом работников обеспечивает на основе принципов социального партнерства разработку, заключение и выполнение коллективного договора.
2.10. Обеспечивает соблюдение трудовой и производственной дисциплины в технических и хозяйственных службах парка культуры и отдыха.
2.12. Обеспечивает создание клубных формирований, организацию разнообразных форм массового досуга населения, создает концепцию деятельности парка культуры и отдыха.
2.13. Организует фестивали, конкурсы, кинопоказы, гастроли творческих коллективов, проводит праздники и обряды, другие социальные формы работы с населением.
2.14. Обеспечивает соблюдение законности в деятельности парка культуры и отдыха, укрепление договорной и финансовой дисциплины, регулирование социально-трудовых отношений.
В случае служебной необходимости директор парка культуры и отдыха может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном законодательством.
3. Права
Директор парка культуры и отдыха имеет право:
3.1. Осуществлять руководство подчиненными.
3.2. На предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором.
3.3. На рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором.
3.4. Получать полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.
3.5. Осуществлять профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами.
3.6. Получать материалов и документов, относящихся к вопросам своей деятельности.
3.7. Осуществлять взаимодействие со всеми подразделениями Организации для решения оперативных вопросов своей профессиональной деятельности.
4. Ответственность и оценка деятельности
4.1. Директор парка культуры и отдыха несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:
4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.
4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.
4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.
4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.
4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.
4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.
4.2. Оценка работы директора парка культуры и отдыха осуществляется:
4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.
4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.
4.3. Основным критерием оценки работы директора парка культуры и отдыха является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.
5. Условия работы
5.1. Режим работы директора парка культуры и отдыха определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в организации.
5.2. В связи с производственной необходимостью директор парка культуры и отдыха обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).
«Переделка сознания» и «фабрика счастья»
Под руководством Бетти Глан парк получил мировую известность. Именно это время считается золотым веком парка. При Бетти Глан здесь появилось множество аттракционов, дом отдыха одного дня, ясли, детский городок, кинотеатры и театры, симфоническая эстрада, «уголок тишины» с аллеей гамаков, столовая, чайные-закусочные и многое другое. Тогда в парке проводилось и огромное количество мероприятий, его называли «фабрикой переделки сознания», «фабрикой счастья», «пропагандистом нового быта».
Знаменитая скульптура «Девушка с веслом» стала символом парка, так как на территории было много видов водных развлечений. Так, на набережной работали водная станция с трибунами на восемь тысяч зрителей, лодочная станция и катамаран, пляж, два 50-метровых бассейна с вышкой, трамплином и батутом для прыжков. Также здесь была школа, где учили плаванию разными стилями, прыжкам в воду, народной гребле и спасению утопающих.
В довоенные годы в парке работали дома однодневного отдыха. Это были отдельные здания для взрослых и детей. Дома располагались в южной части Нескучного сада. Путевки часто оплачивались профсоюзами. Этот день отдыха в парке был своеобразной пропагандой будущего образа жизни советского человека.
В сохранившихся от Бетти Глан путеводителях и статьях рассказывается, как был организован отдых в этих домах. В 09:00 — регистрация постояльцев, душ и групповые занятия гимнастикой. В 10:00 начинался завтрак, затем активные занятия на свежем воздухе. Это могли быть спортивные игры и соревнования, сдача норм ГТО, катание на лодках и велосипедах. Желающие принимали солнечные ванны, читали, ловили рыбу, ходили на экскурсии и катались на аттракционах.
Обед у постояльцев был в 14:00, затем час тишины и покоя — послеобеденный отдых в шезлонгах и гамаках на верандах или в тенистых аллеях под открытым небом.
В 16:00 в расписании стоял полдник, после которого можно было посетить школу сценического театра и фокстрота. Также можно было пойти на уроки пения, принять участие в многочисленных творческих конкурсах или послушать лекции в специальных павильонах на различные темы.
После ужина постояльцы отправлялись в театр или кинотеатр в парке, смотрели представления цирка шапито или детского цирка «Для ребят».
В парке специально для детей был обустроен городок пионера и школьника с аттракционами, спортивными площадками и «Залом для интересных занятий», в котором дети лепили, рисовали и выжигали по дереву. А на специально выделенном поле дети играли в различные игры, устраивали эстафеты и проводили соревнования на ходулях. Школьники могли заниматься в различных клубах по интересам: в клубах остроумных ребят, юных исследователей природы и литературном.
В 1937 году Бетти Глан арестовали вслед за мужем Миланом Горкичем, первым секретарем Компартии Югославии. Она провела в лагерях 17 лет. В 1954 году ее освободили и впоследствии реабилитировали. После этого Бетти Глан продолжила работать над сценариями праздников в парках, в том числе и в Парке Горького. В 1988 году была опубликована книга ее воспоминаний.
Новым директором Парка Горького назначена Марина Люльчук
С 4 октября в должность директора Центрального парка культуры и отдыха имени Горького вступает Марина Люльчук. Ранее она почти четыре года возглавляла Мосгорпарк, где курировала комплексное благоустройство Крымской набережной, Гончаровского парка, парка «Садовники», Сиреневого сада, Аршиновского парка и парка Олимпийской Деревни, а также отвечала за разработку планов и концепций благоустройства парковых территорий до 2018 года.
Мосгорпарк является подведомственным Департаменту культуры Москвы учреждением. В список его задач входит развитие парков культуры и отдыха, а также их благоустройство и содержание. В ведении Мосгорпарка находится 100 парковых территорий.
«На первом этапе задачей Мосгорпарка было привести парки культуры и отдыха в порядок, благоустроить центральные и самые крупные парки, ввести в парках единые стандарты. Эти задачи были выполнены», — рассказала Марина Люльчук. По её словам, в ведомстве разработали множество документов, регламентирующих работу парков культуры и отдыха, включая московский городской стандарт благоустройства, форматы проведения городских праздников, правила поведения в парках и другие.
«Теперь опыт, полученный во время работы в Мосгорпарке, я смогу применить для главного парка страны», — отметила Марина Люльчук.
Должность директора Мосгорпарка займёт Вячеслав Дунаев, который более двух лет возглавлял парк Победы на Поклонной горе.
Контакты
127018, г. Москва, ул. Полковая, д. 3, стр. 1 Я хочу подписатьсяВедомости в Facebook
Ведомости в Twitter
Ведомости в Telegram
Ведомости в Instagram
Ведомости в Flipboard
Мобильное приложениеРешение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546
Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»
И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных
Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021
Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021
Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546
Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»
И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных
День открытия и отзывы Ромена Роллана и Герберта Уэллса
Решение о создании в Москве парка культуры и отдыха принял Президиум Моссовета в марте 1928 года. Архитектором будущего парка был назначен известный московский конструктивист Константин Мельников. Именно он создал планировку партера парка, большая часть которой сохранилась и до наших дней.
В 1930-х годах Центральный парк культуры и отдыха был совершенно новой формой организации отдыха горожан. Директор парка Бетти Глан стояла у истоков самой идеи создания такого парка. В Главархиве хранится ее личный фонд документов. Среди них — статьи и воспоминания о работе парка и организации в нем праздничных мероприятий.
Так, сохранились фотографии парка, в том числе и в день открытия, а также снимки, сделанные во время посещения парка Максимом Горьким, Никитой Хрущевым, Анастасом Микояном и другими гостями. До наших дней дошло и большое количество выпусков газеты «Парк культуры и отдыха» за 1931–1935 годы.
Один из самых интересных документов личного фонда Бетти Глан — книга отзывов почетных гостей парка с автографами писателей Ромена Роллана, Герберта Уэллса и других известных деятелей культуры и искусства. В этой книге они оставили записи о своих впечатлениях после посещения парка.
Первые годы работы Парка Горького — в документах директора Бетти Глан
12 августа 1928 года — ровно 92 года назад — открылся Центральный парк культуры и отдыха имени Максима Горького. По Москве заранее расклеили афиши, оповещающие горожан об этом событии. Тогда на открытие ждали 15–20 тысяч человек, но пришли более 100 тысяч москвичей. Об истории, пожалуй, самого популярного столичного парка рассказывает Главное архивное управление Москвы.
«Стараемся выходить на самоокупаемость»
– В 2011-м выручка парка составила 135 млн руб., в 2012-м – уже 343 млн руб., а в 2014-м – 755 млн руб. Каков бюджет парка сейчас, как он формируется?– Парк Горького за 2017 г. заработал, именно заработал, 820–830 млн руб. Доход приносят арендаторы, экскурсии, проведение спонсорских мероприятий, каток зимой, прокаты. Часть этих денег уходит на заработную плату, на налоги, содержание территории и т. д. Какую-то часть этих денег мы вкладываем в развитие. Каждый год ставим планку, что должны заработать на 10% больше, чем в предыдущем году, но, конечно же, через несколько лет наступит финансовый предел. Теперь что касается финансирования. Департамент культуры нас финансирует по государственному заданию. Госзадание – это тоже зарплата, содержание территории.
– А госзадание – это сколько?– 500 млн. И плюс город нас финансирует на развитие: ремонт, капитальный ремонт, реставрация – это все целевая субсидия, которую дает город. Из своих денег берем на содержание, на зарплаты (у нас штат большой, зарплаты большие), охрану, видеонаблюдение. И какую-то часть берем на развитие инфраструктуры. На общегородские мероприятия, которые мы проводим, часть денег дает город, часть берем из своего внебюджета. Стараемся потихонечку выходить на самоокупаемость, чтобы к моменту, когда мы закончим все объекты и у нас не будет целевой субсидии, мы уже сами себя окупали.
9 дней про 90 лет
Празднование 90-летия Парка Горького открылось выставкой «Парк Горького: Фабрика счастливых людей» в Московском музее современного искусства, к этой же дате выпущена книга об истории парка по всем территориям (Музеон, партер, Нескучный сад, Воробьевы горы) с редкими фотографиями, часть из которых ранее не публиковалась.
В самом парке с 25 августа по 2 сентября пройдет юбилейный фестиваль. Церемония открытия фестиваля начнется в 20.30 на Голицынском пруду. Главным музыкальным событием церемонии станет выступление оперной певицы Анны Аглатовой. На островке, где раньше традиционно проходили танцы, соорудят понтоны в виде цифры 90 (1680 кв. м), на которые будут проецировать фотодокументы, там же покажут театральное звуковое шоу, в течение которого гости смогут прожить всю историю парка: 30-е, 50-е и т. д. После посетители смогут пройтись по всем понтонам и подойти к каждой сцене. Это шоу будет проходить 25 и 26 августа.
В течение недели гости парка станут участниками программ тематических дней: искусства, музыки, спорта, знаний, добра и театра. Одним из действующих лиц фестиваля станет лауреат «Золотой маски» Антон Адасинский. Вместе со своим театром Derevo, базирующимся в немецком Дрездене, актер, режиссер и хореограф представит световой пластический спектакль. Гостей также ждет аудиоперформанс на Воробьевых горах: зрители в наушниках исследуют городское пространство и «услышат» все, что происходит вокруг – в квартирах близлежащих домов, на набережной и на станции метро. Еще одним участником фестиваля будет петербургский «Упсала-цирк», артисты которого – дети с особенностями развития.
На закрытии фестиваля 2 сентября выступят Муся Тотибадзе, On The Go, Луна и Нене Черри. В 22.00 праздник завершится салютом на Пушкинской набережной.
– Мне сложно прокомментировать, что она имела в виду, но пока, к сожалению, полностью мы себя не окупаем, нам приходится все равно брать субсидию у города.
– По вашей оценке, сколько максимально может зарабатывать Парк Горького?– Сложно стратегически говорить, но я думаю, что 900 млн, максимум 1 млрд, больше просто невозможно. Можно, конечно, расставить торговые точки на каждом шагу и с этого получать доход, мы это не делаем только для того, чтобы было комфортно гулять, чтобы парк не превратился в рынок. Лучше мы недозаработаем.
– Как строятся взаимоотношения с арендаторами? Как выбираете, с кем работать, с кем нет?– Что касается общепита, мы работаем по 26-му постановлению правительства Москвы [от 3.02.2011 «О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности»]. В свое время все точки выбирали, концептуально решая, чтобы было качественно и модно. И с момента реконструкции эти же арендаторы и работают. К счастью, не произошло ни одного ЧП, отравления и т. д., что тоже показатель.
– Никто не закрылся?– Только Устричный бар закрылся. К сожалению, один сезон только проработали, потом наступил кризис – и все. Но владелец остался тот же, там теперь «Жаровня».
Временным директором Парка Горького назначен руководитель «Мосгорпарка»
Департамент культуры уволил директора Парка Горького Марину Люльчук после обращения мэра Москвы Сергея Собянина, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу ведомства. Собянин принял решение о ее увольнении после того, как в новогоднюю ночь в парке обрушился мост. В результате несколько человек получили травмы.
Временно исполняющим обязанности директора парка назначен руководитель объединенной дирекции «Мосгорпарк» Вячеслав Дунаев.
Собянин во вторник, 1 января, написал на своей странице «В контакте» о решении уволить Люльчук. Он пообещал наказать виновных в инциденте. Собянин отметил, что уже очевидна «серьезная недоработка» со стороны администрации парка. Он добавил, что решение об увольнении Люльчук для него «непростое». Она занимала пост директора парка с осени 2016 г.
Мэр Москвы уточнил, что в больницах находятся 12 пострадавших в результате инцидента. По его словам, тяжелых травм у них нет. «Но людям праздник испортили основательно», — написал мэр. Все пострадавшие получат компенсацию до 500 000 руб.
Я хочу подписатьсяОтвлекает реклама? Подпишитесь, чтобы скрыть её
Обратная связь«Присоединять больше нечего»
– На пресс-конференции по поводу вашего назначения вы говорили, что продолжите реализацию ранее намеченных проектов, принятых еще при прежнем руководителе департамента культуры Сергее Капкове. Что сделано сейчас?– Да, у парка есть рамочная концепция развития до 2020 г., мы работаем по ней. Если говорить о том, что сделано за время моей работы, – мы стараемся по максимуму восстановить объекты. Восстановили Ажурную беседку, обновили анфиладу главного входа. Сам вход был отреставрирован в 2015 г., в этом году мы закончили циркумференции – два исторических кассовых павильона, расположенных по бокам от арки главного входа. В помещениях специалисты полностью восстановили планировку. По оставшимся оригинальным образцам был воссоздан интерьер кассовых павильонов – лепные карнизы и розетки под люстры, а также сами светильники, выполненные из бронзы. В главных залах павильонов восстановили дубовый паркет. Если увидеть, как это все было заброшено.
Далее. Сделали ландшафтный парк, в этом году начинается реконструкция капитального здания, которое в 90-е было рестораном «Медвежонок», планируем сделать там спортивный центр. Потом сделаем ванный домик, тоже довольно известный объект. В октябре начнется работа по восстановлению домика графа Орлова и ванного домика у Екатерининского пруда – в нем разместится чайная. Планируется реставрация бывшего ресторана «Кавказ», полностью убитого, но очень красивого здания.
На следующий год мы приступим к работам по восстановлению Померанцевских оранжерей. В свое время почти все цветы, которые высаживали в парке, были оттуда. Сейчас, конечно, нам это невыгодно, мы только часть выращиваем, а большую часть нам выгоднее закупить. Но тем не менее мы восстанавливаем оранжереи. Какую-то часть, которая была совсем в аварийном состоянии и не являлась объектом охраны, объектом культурного наследия, мы снесли. Вычистили территорию, оставили основную оранжерею и те, которые к ней прилегают. Это серьезный объект, будет очень красиво. Еще мы в этом году совместно с Nike открыли спортивный центр, который будет работать круглогодично, это было необходимо. Летом много всего, а вот зимой парк чуть-чуть затихает. Да, работает каток, но этого недостаточно, у нас есть свой спортивный центр, но он не может всех вместить. Поэтому мы и открыли МКС – Московский спортивный комплекс, – в котором люди смогут получать услуги круглый год, и они все будут абсолютно бесплатными.
К нашему юбилею откроем большую детскую площадку, которая находится между первым и вторым гардеробом. Там когда-то было поле, а потом временное здание музея «Гараж». Мы сделали концепцию, вчера даже обсуждали – может, будем ее заявлять как самую крупную в России или даже в Европе. Она даже не детская – скорее игровая, от 0 и до 99 лет. Там есть зоны, которые рассчитаны на подростков.
– Но вы перечисляете локальные проекты. То есть глобально концепция реализована, парк выглядит так, как задумывался? Больше ничего присоединять не будете?– Мы все уже присоединили. Воробьевы горы у нас, Музеон тоже. Всё, присоединять больше нечего. По концепции – да, по большому счету все сделано, остались только локальные работы. Когда закончим крупные объекты, которые я вам перечисляла, будем работать над программами. Может, над созданием новых объектов, если это потребуется. А так до 2020 г. все реконструкции и реставрации мы должны закончить.
В 2020 г. должны приступить к реконструкции Пушкинской набережной. Что-то будем делать на большой площади на входе, пока мы в раздумьях.
В «Зарядье» и парке Горького сменились руководители
Иван Демидов, бывший ведущий телепередачи «Музыкальный обоз» («Музобоз»), стал директором парка «Зарядье», сообщила «Интерфаксу» пресс-служба департамента культуры Москвы. По данным источника «Коммерсанта», назначение состоялось 16 сентября. Приказ об этом пока не опубликован.
Павел Трехлеб, который занимал должность директора «Зарядья», перешел на должность руководителя парка Горького, объявила пресс-служба московского департамента. Ранее временно исполняющим обязанности директора парка Горького был Вячеслав Дунаев, который возглавляет «Мосгорпарк» – учреждение в структуре департамента культуры Москвы, которое координирует работу городских парков. Дунаев стал врио директора парка после отставки Марины Люльчук, последовавшей за обрушением моста в парке в новогоднюю ночь с 31 декабря на 1 января 2019 г.
О том, что в этих двух парках сменятся руководители, сообщал РБК со ссылкой на источники.
Демидову 56 лет. В 1990-е он был режиссером и ведущим программы «Музыкальный обоз» («Музобоз»). В 2000-е вел программы на телеканале «Московия», был главным редактором канала «Спас», созданного при его участии, а затем пошел в политику, в частности стал координатором «Молодой гвардии». В 2009 г. он перешел в Кремль, где сначала был руководителем департамента гуманитарной политики и общественных связей в управлении внутренней политики президента (УВП), а спустя год стал заместителем руководителя УВП, курировавшим общественные и религиозные организации. В 2012–2013 гг. занял пост заместителя министра культуры. В 2014 г. возглавил дирекцию парка «Россия», в 2015 г. – Фонд развития современного искусства.
42-летний Трехлеб возглавлял «Зарядье» с момента его открытия. Согласно данным «СПАРК-Интерфакса», ранее он работал в Сочи, в частности был гендиректором сочинской гостиницы «Москва» и гендиректором АО «Сочи-парк». Избирался в качестве депутата городского собрания города Сочи, свидетельствует информация на сайте избирательной комиссии Краснодарского края. В 2015 г., вслед за уходом с этой должности Демидова, стал исполняющим обязанности руководителя дирекции парка «Россия».
Парк «Зарядье» был открыт в 2017 г. на месте снесенной гостиницы «Россия». Его общая площадь – 130 000 кв. м. Затраты на создание парка оценивались в 14 млрд руб. Парк Горького в период с 2011 по 2018 г. был реконструирован. Благоустройство парка оценивалось в $2 млрд.
Наши проекты
«Парк Горького как был модным местом, так и остается»
В минувшее воскресенье исполнилось 90 лет, как в Москве открылся парк культуры и отдыха, будущий ЦПКиО им. Горького. Его задачу в протоколе об учреждении обозначили как «вести широкую политико-воспитательную и культурно-просветительскую работу среди трудящихся, быть организатором их досуга». С открытием работы по оснащению и развитию инфраструктуры парка не закончились: позже на территории установили аттракционы, оформили Пушкинскую набережную, открыли Зеленый театр, построили главный вход и т. д. В 1990-е большая часть архитектурного и скульптурного наследия парка приходит в упадок, а сам парк становится местом отнюдь не культурного отдыха, самым расхожим примером которого стало празднование Дня ВДВ.
Современная история парка начинается в апреле 2011 г. Тогдашний директор парка Сергей Капков превращает его в одно из первых «европейских» мест в городе – с современным ландшафтным дизайном, WiFi, цивилизованными кафе. Общая стоимость благоустройства первоначально оценивалась в $1 млрд, но могла достигнуть и $2 млрд, писали российские СМИ. В буквальном смысле расчистив пространство для парка нового времени (на его территории было демонтировано около 100 аттракционов и незаконных объектов, бесхозных построек, палаток, рекламных конструкций), Капков уже осенью 2011 г. уходит на повышение – министром культуры в правительство Москвы. Реконструкция парка продолжалась, но его директора долго не задерживались. Марина Люльчук, которая возглавила Парк Горького в октябре 2016 г., а до этого три года руководила Мосгорпарком, стала четвертым директором за пять лет.
– Парк Горького – один из знаковых объектов и Москвы, и России, сопоставимый по известности и посещаемости с Эрмитажем или Пушкинским музеем, здесь можно сделать большую карьеру и стать заметной публичной фигурой, как это удалось Сергею Капкову и Ольге Захаровой. Расскажите, как вы получили это предложение? Вам говорили, почему выбрали именно вас?– До прихода в Парк Горького я занималась развитием всех парков Москвы – тех, которые относились к департаменту культуры. Пришла руководить дирекцией Мосгорпарка в 2013 г., мы реализовывали развитие общественных пространств. В 2016 г. я поняла, что в Мосгорпарке сделала достаточно много и задачи, которые перед нами были поставлены мэром, мы выполнили. А задачи были какого характера – подготовить концепцию для парковых территорий, обустроить их и привести в порядок, разработать финансовую модель, чтобы дальше парки могли жить, сами зарабатывать и окупаться. Соответственно, это было сделано, и я в какой-то момент решила, что уже себя исчерпала в этом и хочу заниматься не только стратегией, а именно локально что-то сделать. В Мосгорпарке мы делали очень много, но у каждого парка есть свой директор, и, с одной стороны, ты получаешь много положительных эмоций, но при этом такого, что ты сам напрямую что-то сделал, нет. Поэтому я думала, что хочу уйти в Парк Горького. Но это решение тоже пришло не сразу. Сначала думала, что мне нужна передышка, потому что то, как мы работали с 13-го по 16-й, – просто жили на работе. И я Александру Владимировичу Кибовскому [руководителю департамента культуры Москвы] сказала, что планирую уходить, даже пока я не знаю, где себя вижу. Естественно, он очень сильно удивился, не готов был к этому, потому что я всегда работаю, знаете, как в последний раз, стараюсь по крайней мере. Но потом мы все-таки приняли решение, что я перехожу в Парк Горького. И в октябре 2016 г. я была назначена.
– Когда вы с Кибовским обсуждали ваше назначение, какие главные задачи он вам ставил?– Для него было важно, чтобы парк оставался таким же модным и креативным, каким он был с 2011 г. Это основной посыл.
– Уходы ваших предшественниц были довольно резонансными: Ольга Захарова выступила с официальным комментарием, где назвала свою отставку необоснованной и несправедливой, Елена Тюняева проработала чуть больше года, говорили, что ею недовольны в мэрии. Это медийное внимание к должности как-то на вас повлияло?– Конечно, я прекрасно понимала, что в любом случае будут сравнивать. Всегда сравнивают с твоими предшественниками, это абсолютно нормально. Но могу сказать, что коллеги, которые работали до меня, правда сделали очень много, была проделана колоссальнейшая работа. Я уверена и знаю, что и Сергей Капков, Ольга Захарова, Елена Тюняева так же жили на работе, полностью выкладывались.
– А к тому, что это публичная должность, вы готовы? Может, придется высказываться по каким-то вопросам?– Я к этому спокойно отношусь. Не могу сказать, что хочу казаться и стать суперпубличным человеком, все должно быть в меру. Моя основная задача на должности директора – это создать и сохранить то, что здесь уже было, и чтобы сотрудники парка, которые тоже работают на выдох, в том же состоянии и работали. Это самая главная задача. А медийность уже второе, в пределах разумного.
– Я видела ваши фотографии в глянцевых журналах. Такие публикации надо согласовывать с начальством?Марина Люльчук
директор Центрального парка культуры и отдыха им. Горького Родилась в 1982 г. в Ивано-Франковской обл. (Украина). Окончила Пермский государственный технический университет по специальности «промышленное и гражданское строительство» ведущий инженер по эксплуатации производственно-технического отдела ГУП Москвы «Дирекция единого заказчика района Хамовники» замдиректора договорного отдела района Тропарево-Никулино; затем директор ГУП Москвы «Дирекция единого заказчика района Тропарево-Никулино» директор Парка культуры и отдыха «Кузьминки», замдиректора Мосгорпарка директор Мосгорпарка директор ЦПКиО им. Горького– В принципе, нет, мы все свободные люди.
– В бюрократической логике переход от руководства всеми парками города к одному – понижение. У вас не было такого восприятия?– Да, это на самом деле можно отнести к понижению. Но мы с вами понимаем, что Парк Горького, хотя он входит в дирекцию Мосгорпарка, отдельное огромное учреждение. Эмоционально я абсолютно спокойно к этому относилась. Для меня самое главное, чтобы мне было комфортно.
– А в зарплате вы не потеряли?– Нет, зарплата была такая же, как сейчас в Парке Горького.
– О вас не так много известно. Путь от ведущего инженера управы района Хамовники до директора главного парка в стране занял у вас всего семь лет.– Вы считаете, что это быстро?
– Вообще, да. Как это стало возможным?– Я не могу сказать, что это быстро. Я в Хамовниках работала с 2006 г., потом работала в Тропареве-Никулине. Я считаю, что я шла постепенно, с низов, понимая, как все работает на земле. А не так, что раз – и стала руководителем, нет. Я просто работала много. И я всегда люблю свою работу, если я ее не буду любить, я не смогу работать, ни за что.
– Чем принципиально отличается работа директора Парка Горького от того, что вы делали раньше?– Здесь больше деталей, очень много операционной работы. Там [было] все более масштабно; серьезнейшая структура, которая занимается всеми парками, мы разрабатывали концепции, бизнес-планы. Это вообще жизнь другая. С нуля были созданы Садовники, Сиреневый сад, Гончаровский парк. Один из самых крупных моих проектов – Олимпийская деревня, это была территория заброшенная: в 1980-м олимпийцы тренировались, а потом все забросили, там был не пустырь, конечно, но тем не менее даже освещения не было. И так во всех других парках. Вопрос не только в финансах. Парк сам по себе не живет, нельзя его сделать и оставить, нужно постоянно что-то генерить, чтобы он жил: мероприятия, лекции, спектр услуг.
– Как возникают эти концепции?– Мы работали с теми площадками, которые раньше были парками, поэтому, когда готовили техническое задание для архитекторов, перед этим изучали всю предысторию: что там было, что бы хотели люди там увидеть. Например, танцевальная площадка. В 1980-е и 1970-е люди любили ходить в парк танцевать, было так заведено. Но потом это все было утрачено, и мы восстанавливали танцевальные площадки, именно зная о том, что здесь живут люди, которые любят сюда приходить, бабушки, дедушки, которые танцуют десятки лет. Вот по такому принципу мы шли. Восстанавливали шахматные клубы, делали коворкинги, т. е. исходили из того, что здесь может быть нужно.
– Когда начинали реконструировать Парк Горького, много было рассказов, как демонтировали шашлычные и как далеко не все были этому рады.– Это мы тоже проходили. Первым был Парк Горького, дальше то же самое по всем территориям. Было поручение мэра, что нужно развивать парки не только в центре, но и на окраине Москвы, потому что многие люди не хотят ехать в центр. Было очень много незаконных построек – скажем, аттракционы вообще непонятно у кого в управлении, парки даже не зарабатывали толком деньги. Во всяком случае, бюджет города их не видел. Например, когда мэр дал поручение проводить реконструкцию в Парке Горького, парк зарабатывал, может быть, в пределах 100 млн [руб.]. А потом начался большой прирост, потому что все, что есть в парке коммерческого, приносит доход. Сейчас это все идет во внебюджет.
В Мосгорпарке сменился директор Дунаева сместила его заместитель Виктория Хабалонова
В Мосгорпарке новый директор. На место Вячеслава Дунаева, который возглавлял организацию с 2016 года, пришла его заместитель Виктория Хабалонова. О перестановках узнал The Village, информацию нам подтвердили в пресс-службе Мосгорпарка.
Незамеченный уход Дунаева
Назначение произошло еще 26 февраля, однако изменения в структуре нигде не анонсировались. На сайте Мосгорпарка информация о новом директоре тоже отсутствовала, и только после запроса The Village появился приказ о назначении. В пресс-службе это объяснили упущением из-за разработки нового сайта.
Что касается Дунаева, Мосгорпарку о новом месте его работы неизвестно. На вопрос о причинах смены руководства в организации нам ответить не смогли.
Что известно о Виктории Хабалоновой
Карьера Хабалоновой в структурах Депкультуры началась в 2014-м. Через два года ее назначили на должность заместителя директора по развитию общественных пространств Мосгорпарка, а с 2017 по 2020 год она была первым замом Дунаева.
Хабалонова курировала вопросы стратегического развития и публичного позиционирования парков, а также контролировала их экономическую деятельность и занималась темой культурно-массовых мероприятий , рассказали нам в Мосгорпарке. Среди прочего чиновница отвечала за культурную политику «Зарядья» при его создании.
Примечательно, что информации о Хабалоновой в открытом доступе нет. The Village не удалось найти ее профиль в соцсетях.
Что о новом директоре говорят коллеги
Источник The Village в одном из главных парков Москвы, который знает Хабалонову по работе над концепцией развития парка Горького и «Сокольников», отзывается о ней в целом положительно. «В теме Виктория Петровна разбирается глубоко, так как давно работает в парках. Управленец она, конечно, очень требовательный и местами жесткий, но в то же время справедливый», — отметил он.
Еще один источник, работавший с Хабалоновой в Мосгорпарке, рассказал, что новый директор не боится экспериментировать: «За год в Мосгорпарке мы сделали огромное количество классных историй. Требовательная, но справедливая».
Есть и другое мнение. Источник, знакомый с Хабалоновой по работе в парке Горького, характеризует ее как человека авторитарного и деспотичного: «У нее довольно специфическая манера общения: неуважительная, будто из 90-х. Она курит в кабинете, ругается матом и называет подчиненных „сладкими“ и „милыми“». Собеседник The Village считает , что Хабалонова фактически руководила Мосгорпарком еще при Дунаеве.
Источник уверен, что прошлогодний развал прежней команды парка Горького связан именно с Хабалоновой, которая впоследствии привела туда своих людей из Мосгорпарка. В итоге прошлым летом парк стали активно использовать как площадку для проведения мэрских мероприятий, таких как фестиваль шашлыков.
Как на столичные парки повлияли перестановки, пока неясно. В «Сокольниках», подчиняющихся Мосгорпарку, рассказали, что с приходом Хабалоновой в их работе ничего не изменилось. The Village отправил запрос в департамент культуры и другие парки, но пока не получил ответа.
Читайте также: