Депортация украинцев в казахстан
Казахстан 1 мая отмечает День единства народа, символизирующий дружбу и взаимопонимание между представителями всех казахстанских этносов. При сталинском режиме в разные годы в Казахстан были депортированы целые народы, которых выгружали прямо из грязных вагонов в голой степи, безо всяких условий к существованию. По сути, история депортаций - это история появления многонационального государства.
По данным историка Жулдузбека Абылхожина, озвученных на лекции "Живая память", которая была организована культурологическим лекторием Open Mind, первым депортированным в Казахстан народом считаются поляки. Весной 1936 года с пограничных районов Украинской ССР было насильственно выселено 36 тысяч поляков, весной 1940 года и в начале 1941 года из Западной Белоруссии и Западной Украины депортировано еще примерно 60 тысяч, в 1942 году переселены две тысячи людей из Саратовской области.
С 1937 года началась депортация корейцев из Дальнего Востока в Казахстан, большей частью в Узбекистан и частично в Таджикистан. Если в 1926 году в республике было всего 46 корейцев, то в 1939 году насчитывалось уже 98 453 человека.
С 1938 по 1939 год из приграничных районов Турции и Ирана переселяли иранцев и азербайджанцев.
По словам историка, самой масштабной депортацией принято считать депортацию немцев. В Казахстан их было депортировано 445 тысяч человек, но, как отмечает Абылхожин, по факту немцев было намного больше.
Весной 1944 года были депортированы народы Северного Кавказа, самой крупной депортацией называется депортация чеченцев и ингушей. Операция по переселению носила название "Чечевица", которая проходила в очень тяжелых условиях: людей увозили в товарных холодных вагонах, предназначенных для скота, с собой можно было взять ограниченное количество вещей, многие умерли от голода и холода.
По информации историка, в Казахстан прибыло 411 тысяч человек, в дороге умерло 1 272 человека. В стране на 1 января 1953 года проживало: немцев - 448 тысяч, чеченцев - 245 тысяч, ингушей - 81 тысяча, карачаевцев - 36 тысяч, балкарцев - 17 тысяч, греков и турков - 38 тысяч, поляков - 36 тысяч, грузин - 44 тысячи, курдов - 5 530, татар - 2 511, армян - 575. Абылхожин отмечает, что всего депортированных насчитывалось около миллиона человек.
По мнению историка Павла Поляна, в СССР тотальной депортации (когда депортации подвергается не часть группы (класса, этноса, конфессии), а практически вся она полностью) были подвергнуты десять народов: корейцы, немцы, финны-ингерманландцы, карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары и турки-месхетинцы. Из них семь - немцы, карачаевцы, калмыки, ингуши, чеченцы, балкарцы и крымские татары - лишились при этом и своих национальных автономий.
В той или иной мере, депортациям в СССР подверглось еще множество других этнических, этноконфессиональных и социальных категорий советских граждан: казаки, "кулаки" самых разных национальностей, поляки, азербайджанцы, курды, китайцы, русские, иранцы, евреи-ирани, украинцы, молдаване, литовцы, латыши, эстонцы, греки, болгары, армяне, кабардинцы, хемшины, армяне-"дашнаки", турки, таджики и другие.
*Рассказ опубликован на страницах журнала "Ałmatyński Kurier Polonijny".
Мои родители родились на Украине. В 1936 году мать переселили из Хмельницкой области Шепетовского района, села Городыще. Отец родился в Житомирской области, Емельчинском районе, в селе Катырыновка. Мать рано осталась без родителей, а мой отец - без отца. До депортации отец работал, как он говорил, в соседнем районе, в селе Боголюбовке, на хозяина. В 1936 году отцу было 28 лет, он хотел жениться, но хозяину, а вместе с ним отцу объявили о переселении в Казахстан. Его мать, три сестры и брат остались на Украине. Моя мама до 1936 года работала в Шепетовке. Встречалась с парнем, они вместе работали на сахарном заводе. Хотели пожениться. В один из вечеров, когда жених провожал ее домой, к мостику через речку подъехал "черный воронок", его арестовали и увезли. За что, куда - неизвестно.
Депортировали маму с семьей старшего брата. По распределению на железнодорожной станции Тайнча отца направили в точку № 2, впоследствии село Донецкое. Маму - в точку № 4, названную позже село Подольское. Здесь, в Казахстане, родители познакомились и вскоре поженились. Отец переехал жить в Подольское, где они прожили всю свою жизнь. Дальнейший мой рассказ о родителях похож на судьбы всех депортированных.
В конце мая 1936 года объявили о переселении. На сбор дали три дня. Разрешалось брать с собой все: коров, кур, коз, лошадей. Через три дня подогнали подводы и повезли на железнодорожную станцию в сопровождении верховых милиционеров. Утром прибыли на станцию прямо на погрузку. На путях стояли телячьи вагоны с раздвижными дверьми, четыре узких окна вверху. Загружали людей по 10-15 семей в один вагон. С собой в вагон можно было взять только постель, остальные вещи были сложены в конце эшелона. Скот, домашний скарб - в последние вагоны. В каждом вагоне по одному милиционеру, а станция оцеплена людьми в форме.
Мама рассказывала, что в ходе посадки женщины плакали, кричали, а особенно перед самой отправкой плакали не только женщины, дети, старики, прощаясь с родным домом, с родными краями, но и взрослые мужчины, не раз уже сталкивавшиеся с трудностями. Ехали долго, поезд часто останавливался. Остановки короткие - накормить, напоить людей и скот - в конце эшелона цистерна с водой. Во время остановки люди в поле разводили костры, готовили горячую пищу. У сопровождавших милиционеров были свистки. Услышав два свистка и команду "по вагонам", люди бросали все и бежали в вагоны.
В начале июня поезд прибыл на станцию Тайнча в Северном Казахстане. Прозвучала команда "разгружаться". На станции стояли большие зеленые палатки, подводы, запряженные лошадьми, быками, машины-полуторки. Когда из поезда выгрузили последние вещи, эшелон уехал. Как вдруг небо потемнело, заревел скот, люди заволновались, стали плакать. "Конец света!" - запричитали старушки. Оказывается, это было солнечное затмение. От станции Тайнча переселенцев отвезли за 20 километров в степь. Везли степной дорогой, кругом ковыль, в небе жаворонки, целые поляны земляники, ни деревца, ни тени, ни строений. Такого на Украине люди никогда не видели. Выгрузили в голой, бескрайней степи у единственного колодца, где были вбиты лишь колышки. Мама, как уже говорилось выше, попала в точку, где был вбит колышек с цифрой 4, а отец - с цифрой 2.
На обустройство дали три дня, установили палатки. Палатки белые, которые могли защитить лишь от солнца, и большие - зеленые. Сначала жили в палатках, но практически сразу же стали строить землянки. В одной землянке проживали две-три семьи, примерно 12-20 человек.
Для того, чтобы приготовить кушать, копали яму из дерна делали печку. Топили бурьяном и кизяком (высушенный навоз животных), который собирали в степи и неподалеку от старых сел. На четвертый день сбор у комендантской палатки. Здесь представили троих стрелков и коменданта, который сказал: "Забудьте о возвращении!" - и сразу предупредил, что зимы здесь очень суровые, морозы до 40-50 градусов, страшные бураны, каких на Украине никогда не видели. С этого дня глава каждой семьи должен был один раз в неделю отмечаться в комендатуре. А на работу надо было выходить всем, кроме кормящих матерей. Здесь же была поставлена задача построить жилье, школу, больницу, сарай для скота. Люди недоумевали: как и из чего строить? Тут же на земле был начерчен эскиз "двухквартирного дома" - "сталинки". Строили из самана (сушеный на солнце кирпич, сделанный из глины и сухой травы). Таким было начало основания нашего села, значившегося "точкой № 4". А всего таких точек в нашем бывшем Чкаловском районе Кокчетавской области было 13.
В первые месяцы умирало очень много людей, особенно дети. Хоронили родных и близких в степи, не имея возможности поставить крест - не из чего было.
Рядом с нашим селом был казахский аул - соседи нечасто наведывались - опасались властей, да и языковой барьер мешал. Зато дети быстро наладили отношения, наши дети учили казахских русскому языку, а они угощали куртом и баурсаками. Казахи приезжали в село (спецпереселенец не имел права без пропуска выходить за пределы села), и переселенцы меняли свои вещи на хлеб, на продукты питания, строительные материалы. Переселенцев местные жители не обижали, наоборот, старались хоть чем-нибудь помочь. Относились дружелюбно. Мальчишки, познакомившись со сверстниками-аульчанами, дружили, поддерживали отношения.
В первые годы войны мужчин из переселенцев на фронт не брали, они были мобилизованы в трудармию. В основном в Нижний Тагил. Как рассказывал отец, в трудармии давали скудный паек, хлеба давали очень мало, и это все при тяжелом физическом труде. Люди умирали от тяжелого труда и от истощения.
Мне хорошо запомнилось, когда к Рождеству, как у нас говорили, на вигилию, мама готовила рыбные блюда. Мы, дети, им очень радовались, а отец не хотел есть рыбу, а особенно камбалу. Я никак не мог понять - почему? Ведь рыбные блюда у нас на столе встречались нечасто. Ел и камбалу, мне она очень нравилась, была очень вкусной, а главное - мало костей, а отец на нее даже не хотел смотреть. Вначале мы думали, что отец специально не ел, чтобы нам больше досталось. После неоднократных расспросов отец ответил: "Я ее в трудармии наелся на всю свою жизнь".
После мобилизации в трудармию в селе остались престарелые мужчины, женщины, дети. Вся тяжесть легла на их плечи. Подростки в возрасте 13 лет тоже обязаны были трудиться. День и ночь от мала до велика все трудились для фронта. Тыл помогал фронту чем мог: вязали носки, шили рукавицы. Возросли налоги: на танковую колонну, военный налог. Надо было сдавать топленое масло, мясо, яйца, кожу.
Когда отца мобилизовали, мама осталась одна с тремя малыми детьми. Нужно было платить налоги и растить детей. Тех, кто не платил налоги, вызывали после работы в контору, в сельский совет, где комендант, председатель сельского совета требовали сдачи налогов, спрашивая: сколько сдашь и когда. Маму тоже вызывали, она объясняла, что муж в трудармии, живет с тремя детьми очень бедно. В очередной раз ее вызвали в контору к уполномоченному, который предложил посмотреть, как она живет. А жила она очень бедно с тремя детьми, в хозяйстве была одна лишь корова-кормилица. Маме предлагали продать корову и заплатить налог. Посмотрев, он сказал: я такого не ожидал никогда, даже не мог подумать. Мать, продашь корову - потеряешь детей, сохранишь корову - спасешь детей. Сказав это, ушел.
Мама собирала молоко, делала сыр, масло для продажи в Тайнче или у проходящих поездов. Оставив детей, ночью 20 километров пешком шла к поезду и продавала. Также обратно возвращалась пешком домой, не оглядываясь, потому что хорошо знала, что ее никто не подвезет. Таким образом платила налоги. В очередной раз продала масло и возвращалась домой, ее остановили милиционеры для выяснения личности. Спросили фамилию. Кулаковская - значит, из кулаков. Куда? Зачем? Мама объяснила. Пока отпустили, времени прошло достаточно. Естественно, мама очень переживала за детей. Пришла домой, когда соседи уже были на работе, а она просила их присмотреть за детьми. Со старшими все было в порядке, а младший лежал и только всхлипывал. Что ни делала, он умер.
Мама очень плакала, упрекала себя. Его она очень любила, он был смышленым, веселым, красивым и кудрявым мальчиком. Много раз я с волнением слушал это воспоминание, как мама себя корила, упрекала, как переживала, как остановили милиционеры, как пришла домой, а он, Витя, уже только всхлипывал. Последний раз это воспоминание слушал в конце ноября 1980 года, а 7 декабря 1980 года мамы не стало. Так с этой своей болью она ушла из этого мира.
В 1946 году мама вынуждена была все же продать корову. В этом году стали возвращаться выжившие трудармейцы, в том числе и наш отец. С Нижнего Тагила до Тайнчи он доехал поездом. Дальше до села пешком. Доходя до речки Чаглинки, отец увидел мужчину и женщину, ведущих за собой на веревке корову. Он сразу узнал свою корову. Начал расспрашивать: где и у кого купили? Когда они ему рассказали, отец сказал, что он муж этой женщины и хозяин этой коровы. Отдав им деньги и забрав корову, вернулся с ней домой. Была великая радость: отец и кормилица вернулись!
В 1947 году разрешили уехать на Украину. Многие этим воспользовались. Хотел уехать старший брат матери, но никак не мог продать дом. Решил его оставить и ехать. Приехав в Тайнчу, билетов не купили, и их вернули обратно, так как разрешение на выезд уже отменили. У дяди 8 июля 1936 года родилась дочь, ее назвали Надя - надежда на возвращение. Но этой мечте не суждено было осуществиться.
В 1956 году отменили комендантский надзор. Последующие законы, связанные с реабилитацией депортированных поляков, приняты уже после смерти родителей. Спецпереселенцы пережили голод, холод, страдания, унижения, смерть близких людей. Не раз задавался вопросом: почему в таких условиях люди выжили, основали село, колхоз, воспитали детей, сохранили, несмотря ни на что, свои обычаи, традиции, культуру? Ответ таков: жили дружно, помогая друг другу во всем.
Против гражданских готовили военную операцию
Операция "Запад" разрабатывалась сотрудниками МГБ по всем военным канонам. Была разработана специальная таблица радиосигналов: например, комбинация цифр "470" - означала "выселение закончил".
Автор фото, Фонды Отраслевого архива СБУ
Підпис до фото,Приказ министра государственной безопасности СССР Виктора Абакумова № 00430 от 22 08. 1947 г. о выселении семей из западных областей Украины
На военных картах сотрудники МГБ отобразили места специальных сборных пунктов, путь следования транспорта с депортироваными. А рядом указали количество вагонов, семей и лиц спецконтингента - так сотрудники обозначали переселенцев.
Заблаговременно были изготовлены бланки - "Эшелонный список выселяемых семей", "Протокол обыска", "Акт описи имущества".
В операции были задействованы почти 14 тысяч сотрудников МГБ, МВД и военнослужащих. Накануне им прочли лекции о "враждебной сущности украинских националистов" и успехах Советской власти в развитии народного хозяйства.
Сверхсекретное выселение готовили два месяца
Операция "Запад" была частью многолетней борьбы сталинского режима с украинскими повстанцами. Весной 1947 года вышел приказ министерства госбезопасности (МГБ) УССР, где ставилась задача "в кратчайшие сроки ликвидировать бандитизм и национальное подполье на территории западных областей Украины".
Депортация мирных жителей является эффективным инструментом борьбы с оуновским подпольем, говорилось в совместном письме инициаторов переселения - заместителя министра государственной безопасности СССР Сергея Огольцова и министра государственной безопасности УССР Сергея Савченко. Оба уверяли главу МГБ СССР Виктора Абакумова, что депортация затрудняла вербовку новых членов ОУН, заставляла подпольщиков сдаваться и сеяла страх среди местных жителей.
Автор фото, Фонды Отраслевого архива СБУ
Подготовка длилась всего два месяца. Прежде всего сотрудники МГБ и министерства внутренних дел (МВД) составили списки кандидатов. Операция затронула жителей тогдашних Волынской, Ровенской, Львовской, Тернопольской, Станиславской (современная Ивано-Франковская), Дрогобычской (часть современной Львовской) и Черновицкой областей.
Под выселение подпадали все совершеннолетние и несовершеннолетние члены семей повстанцев, осужденных, активных националистов, а также проживавшие вместе с ними близкие родственники.
Организационные мероприятия проходили в режиме абсолютной секретности. В частности, совместные совещания спецслужб и партийных органов провели за несколько дней до начала операции. А в отдельных случаях местные партийцы узнавали о депортации только с началом её реализации.
Депортация украинцев в казахстан
Украинцы в Казахстане
Из истории эмиграции украинский в Казахстан
Одиночные поселения выходцев из украинских земель на территории современного Казахстана имели место еще в XV-XVI веках, когда отдельные землепроходцы начинали осваивать просторы Зауралья, Сибири, Северного и Восточного Казахстана, Дальнего Востока.
Массовые переселения носили преимущественно насильственный, депортационного характер и происходили во второй половине XVIII века. 1768 года, после подавления царскими и польскими войсками антифеодального освободительного движения «Колиивщина» в Западной Сибири (куда входил и Северный Казахстан) ссылали гайдамаков, а потом, после уничтожения Запорожской Сечи (в 1775 г.) – запорожских казаков. И первых, и вторых, несмотря на их желание, заставили строить форпосты царизма для защиты земель, захваченных империей в «добровольно присоединенных» казахов, и дальнейшего проникновения России по долинам рек Яик (Урал), Тобол, Илек, Есиль (Ишим), Иртыш все дальше и дальше, вглубь казахских степей. На берегах Иртыша, в частности, сводились военные укрепления, позже получили в народе название «Горькой линии». Вслед за казаками и военными отправились в эти края безземельные украинские крестьяне, которых привлекали байками о якобы «свободные земли».
Впоследствии, в XIX веке переселение выходцев из Украины в казахские степи были связаны с реализацией царским правительством политики военно-казачьей колонизации территории Казахстана, осуществляемой с 20-х годов XIX века до Февральской революции 1917 года.
После отмены крепостного права (в 1861 г.) «Крестьянская колонизация» приобрела достаточно больших масштабов. А наибольший прирост переселенцев за всю историю переселений украинский в Казахстан проходил на грани XИХ-XX веков и в первые годы Столыпинской реформы. В конце XIX века в Казахстане проживало, по данным первой всеобщей переписи населения Российской империи (1897 г.) 86,7 тыс. Украинских, а до 1917 г. Это число увеличилось до 700 тыс. человек.
Большой импульс этому процессу дало принятие царским правительством после отмены крепостного права «временных правил в переселение крестьян на свободные Казенный земли» от 1881г.и закона «Об добровольно переселения сельского обывателей и мещан на Казенный земли и порядке переселения лиц означенных сословий, переселившихся в прежнее время»от 1889г.), а также открытие Сибирской железной дороги (1894 г.), проходившей через Оренбург (тогдашний административный центр Казахстана) с ответвлением на восток. По ней, а также по Транссибирской магистрали, западная трасса которой (Челябинск – Новосибирск) была сооружена уже в начале XX в., Массово прибывали украинские крестьяне, выходцы из Киевской, Волынской, Екатеринославской, Подольской, Полтавской, Таврической, Харьковской, Херсонской и Черниговской губерний.
Они оседали преимущественно на территории нынешних Акмолинской, Костанайской, Западно-Казахстанской, Северо-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областей.
В 1871-1917 годах в Казахстане «осело» 1,5 миллиона человек 60-ти национальностей. Удельный вес украинский в здешнем населении увеличилась с 1,9 процента в 1897 г.до 10,5 процента в 1917 г. Именно в тот период, считают ученые, был заложен «фундамент» украинской диаспоры на территории Казахстана.
В 1926 г. украинцы составляли 13,8 процента населения Казахстана. В некоторых северных и юго-восточных регионах республики доля украинский достигала 30-40 процентов от всего населения.
В конце 20-х - начале 30-х гг. всеверо-западной и северо-восточной частях нынешнего Казахстана заметно активизировалось украинское национально-культурную жизнь.
С развертыванием сплошной коллективизации, индустриализации и массовых репрессий 30-х годов начался также процесс принудительного выселения из Украины так называемых раскулаченных крестьян. Большое количество украинский переселено в Казахстан и после так называемого «золотого сентября» - в 1939-1940 гг., В результате депортации из Западной Украины.
В 1941 г.из Украины эвакуированы немало заводов и десятки тысяч специалистов, многие из которых остались здесь на постоянное жительство. В конце Второй мировой войны лагеря и спецпоселение Караганды, Джезказгана, Акмолы пополнялись бывшими военнопленными, побывавших в фашистском плену, а также заключенными-Украинской, которые принимали участие в составе повстанческих соединений ОУН-УПА, воюя и против фашистских оккупантов, и против советских войск.
Немало наших соотечественников осело в Казахстане в 1954-1960 годах – в период освоения целинных и залежных земель. Только в первые целинные годы, практически из всех регионов Украины в Казахстан прибыли за «комсомольским путевкам» и «оргнаборы» более 300 000 молодых людей. Они создали здесь, в частности, 54 зерновых совхозы.
Целинная «волна» переселений продолжалась до конца 1960-х годов.
Согласно переписям советского периода, украинский в Казахстане 1926 было 860 000, в 1939 году – 656 тыс., 1959 года - 762,1 тыс., В 1970 году - 933 тыс., 1979 года - 897,8 тыс., В 1989 году – 896 тыс. человек. Динамика численности украинского населения в Казахстане периода независимости, по официальным статистическим данным, выглядит так: в 1992 г. – 890 тыс., В 1999 г.– 547 тыс., В 2006 г. – 445 тыс. Человек. По итогам Второго Национального переписи (25 февраля – 6 марта 2009г.) в РК проживало 333,2 тысячи этнических украинский (2,1% от общего количества населения).
Украинское национальное меньшинство в Казахстане
Общая численность: официально 308 тыс. Этнических украинский; неофициально - более 800 тыс. человек.
Местами компактного проживания наших земляков есть Костанайская (80 тыс. Человек), Карагандинская (45 тыс.), Павлодарская (36 тыс.), Северо-Казахстанская (36 тыс.), Акмолинская (35 тыс.) Области.
Объединение Украинский: действуют 2 общественных объединения «Совет Украинской Казахстана» (4 общества) и Ассоциация «Украинцы Казахстана» (8 обществ), а также 4 национально-культурные центры.
Казахская национальная меньшинство в Украине
Общая численность: по данным Всеукраинской переписи населения 2001 г., в Украине проживают 5526 казахов.
Общественные объединения: действуют 2 казахские общественные организации - культурное общество «Достык» ( «Дружба», г. Киев) и «Бирлик» («Единство», г. Харьков), крымское объединения казахов и киргизов «Бирлик» («Единство», г. Симферополь) и культурный центр «Донбасс».
Депортация украинцев в казахстан
Постановлением Кабинета Министров Украины от 2 июня 2021 № 583 внесены изменения в постановление Кабинета Министров Украины от 9 декабря 2020 № 1236.
Всем иностранным гражданам и гражданам Украины, а также лицам без гражданства нужно иметь один из указанных документов:
• документ, подтверждающий получение полного курса вакцинации от COVID-19 вакцинами, включенными ВОЗ в перечень разрешенных для использования в чрезвычайных ситуациях; или
• экспресс-тест на определение антигена коронавируса SARS-CoV-2 (RAT), который сделан не более чем за 72 часа до въезда; или
• отрицательный результат теста на COVID-19 методом полимеразной цепной реакции (PCR), проведенный не более чем за 72 часа до въезда.
Тест, вакцинация и самоизоляция не требуются для детей до 12 лет.
Тимчасове призупинення прийому документів на оформлення паспортів громадян України та відкриття віз в Україну
Крестьяне брали в кольцо авто с депортированными
По городу Львову операция "Запад" стартовала в 2 часа ночи 21 октября. После этого сотрудники МГБ отправились к жителям Равы-Русской, Жовквы, Энергодара.
К концу дня вывезли почти всех. Кое-где возникали проволочки из-за размытых от дождя и снега дорог.
Автор фото, Фонды Отраслевого архива СБУ
Підпис до фото,Сергей Савченко, министр государственной безопасности Украинской ССР (1946-1949 гг.)
Представители властей не зафиксировали особого сопротивления со стороны подпольщиков. Вместе с тем, в Ровенской области при выезде автомашины с депортированными местные жители окружили ее плотным кольцом, чтобы задержать выход авто из села. В ответ оперативники открыли предупредительный огонь.
За один день сотрудники карательных органов вывезли 76 тысяч украинцев. Из них - 19 тысяч мужчин преимущественно старшего возраста, 35 тысяч женщин и 22 тысячи детей.
Все имущество и землю - "властям Советов!"
Собственность "контингента" описывали и оценивали представители райисполкомов, сельских советов и земельных общин.
Жилые помещения и надворные постройки областные партийцы передавали в пользование школам, больницам, детским садам, и . местным активистам. Бывали случаи, когда выселенцы бежали из Сибири, возвращались домой, а там уже хозяйничали односельчане.
Мельницы, крупорушки, а также сельхозмашины и инвентарь отдавали колхозам, машинно-тракторным станциям, а сельскохозяйственную продукцию - кооперативам на продажу.
Операция "Запад": массовое переселение жителей Западной Украины
"Правильно делает наше правительство, что вывозит тех, кто идет против советской власти, кто мешает нам честно работать на благо нашей Родины", - цитировал слова рабочего в своей докладной записке секретарь Дрогобычского обкома КП(б)У Иван Горобец.
Партийный работник отметил, что в целом выселение прошло без эксцессов, а население городов и сел к акции отнеслось одобрительно. В том же документе он упомянул слова энергетика дрогобычской электростанции: "Сколько я прожил на свете, но такой власти еще не видел. Это не люди, а варвары. Не разобравшись, хватают детей, женщин, стариков и зимой вывозят в Сибирь".
Кого власть оставила без поддержки
Большинство выселенцев работали на шахтах или лесозаготовках Казахстана, Красноярского края, Иркутской, Молотовской, Челябинской и Читинской областей России. Пятую часть депортированных привлекли к сельхозработам.
Предприятия авансом выдавали украинцам продукты питания и деньги. Однако три с половиной тысячи нетрудоспособных семей прозябали в бедности. Об этом партруководство докладывало в Москву и предлагало предоставить им бесплатную помощь из расчета 15 граммов муки, 50 - крупы, 15 - соли на одного человека в сутки.
Акцию "Запад" провели через полгода после переселения украинцев из Польши. Операцию продумали до мелочей, поэтому все было организовано в кратчайшие сроки. В обоих случаях украинское подполье лишилось возможных новобранцев и материальной поддержки.
В конце 40-х годов президиум Украинской Главной Освободительной Рады - руководящего органа национально-освободительного движения - принял решение свернуть деятельность УПА как вооруженной единицы.
Украинцы в Казахстане
Украинцы в Казахстане 1. Депортация украинцев в Казахстан Украинцы в Казахстане – одна из этнических общин на территории Казахстана. Численность Казахстанских украинцев составляет.
Украинцы в Казахстане
1. Депортация украинцев в Казахстан
Украинцы в Казахстане – одна из этнических общин на территории Казахстана. Численность Казахстанских украинцев составляет 301346 человек (1,76% население страны) – это четвертая по численности этническая группа Казахстана.Многие украинцы обрусели, ассемилировались в русской среде. С учетом этих граждан Казахстана, имеющих украинское происхождение, включая носителей исконно украинских фамилий, это число значительно превышает официальные данные, достигая более 1млн. человек.
Первыми украинцами на казахской земле считаются высланное в Казахстан участники подавленного в 1768 г. гайдамацкого движения, известного в истории под названием «Колиивщина». Сюда же была выслана и часть запорожских казаков после ликвидации в 1775 году «Запорожской Сечи» российской императрицей Екатериной ІІ. Эти первые массовые переселения, относящиеся ко второй половине XVIII века, имели депортационный характер.
В 1920-1940 –е годы авторитарная власть Советского Союза стала осуществлять насильственные выселения неугодных ей народов с обжитых, обустроенных земель. Их выселяли из родных мест, которые затем заселялись другими поселенцами. В 1928–1936 годах в Казахстан из Украины и Белоруси было выселено 360 тысяч человек. После 1939 года из Галиции, Волыни и Северной Буковины было переселено в СССР 100310 человек, большая часть из которых была расселена в Казахстане, в основном в Карагандинской и Костанайской областях. В 1948 –1952 гг. списки спецпереселенцев пополнились украинцами, освобожденными из КарЛАГа и СтепЛАГа. Помимо трудпереселенцев и спецпереселенцев, на территории Карагандинской области находились ссыльные и адмиистративно-высланные украинцы. Самая большая по численности иммиграция в республику была обусловлена освоением целинных и залежных земель, которое шло одновременно с крупным промышленным строительством, премущественно в северных регионах республики, в т.ч. Павлодарской области.
Процесс количественного уменьшеия представителей украинского этноса на территории независимого Казахстана, очевидно, следует увязывать в первую очередь с двумя факторами– миграционными и ассимилятивными процессами.Вместе с тем, наряду с уменьшением количества проживающих в Казахстане украинцев, в республике возникают украинские этнокультурные организации, усиливается интерес к украинскому языку, культуре, традициям.
В независимом Казахстане происходит активный процесс национально-культурного возрождение представителей украинского этноса. Многочисленные общественные организации и национально-культурные центры при поддержке властей способствуют объедению украинской диаспоры, припятствуют размытью украинской самоидентификации и процессам ассимиляции среди этнических русских, утере украинской культуры, истории, традиций, языка и других важнейших национальных атрибутов, таких как: украинская кухня, народные танцы, литература, музыкальное творчество, песенное творцество на украинском языке.
Украинцы широко представлены и активно участвуют в общественно-политической, культурной, спортивной жизни страны, экономической сфере, как и в исторические периоды прошлого вносят вклад в развитие независимого Казахстана. В современном Казахстане самая большая украинская диаспора проживает в Федровском районе Костанайской области, 26%.
Тарас Шевченко оставил заметный след не полько в украинской, но и в казахской культуре. На казахской земле украинский поэт провел 10 лет, находясь в ссылке по царскому указу. Эти годы были наиболее трудными в его биографии, но в то же время и очень плодотворными. В Казахстане он смог не только реализоваться как творческая личность, но также ярко запечатлел жизнь местного населения.
Местное население уважало поэта, называя его « ақын-Тарази». Общаясь с местным казахским населением, Шевченко находил много общего в исторических судьбах казахского и украинского народов. В формировании украинского этноса участвовали многие тюрские племена: касоги, хазары, шеркеши, черные клобуки, берендеи и другие. Его творчества стало неотъемлемой частью истории и культуры, важной страницей истории духовного родства народов Казахстана и Украины. Казахский писатель Габиден Мустафин выразился лаконично: « В Тарасе Шевченко мы видим одного из первых пишущих поэтов казахской земли. Он был одним из первых художников нашего народа. Не только Украина, но Казахстан воспитал в нем пламенного борца за свободу. Не зря наш народ назвал его «ақын Тарази»– «поэт Справедливости».
В названном в честь украинского поэта казахском городе Форт-Шевченко создан уникальный и самый крупный за пределами Украины музей Тараса Шевченко, которой много лет своей жизни провел в Казахстане, исследовал Аральское море и проходил службу в военном укреплении Новопетровское, пребывая в ссылке. Более сотни лет форт-шевченковцы берегли как самую дорогую реликвию священное дерево, называвшееся в народе «Тарасовой вербой». Сохранился также колодец, вырытый Тарасом Шевченко в период лютой засухи,- он спас от смерти целый аул, расположенный неподалеку от крепости. Сегодня колодец сохранился почти в неизменном виде.
Для многих поколений украинцев и казахов Т.Шевченко стал учителем, его по праву считают сыном двух народов. Он стал первым, кто своими стихами и живописью проложил мост дружбы между Казахстаном и Украиной.
Помимо города Форт-Шевченко, имя украинского поэта носят улицы многих городов Казахстана, кроме того в его честь воздвигнуты памятники в городах Алматы, Актау, Форт-Шевченко.
24.08.2017 г. Украина отметила 26-ую годовщину независимости. Аннексия Россией Крыма, война и разруха в Восточной Украине болью отзываются в сердцах представителей украинской диаспоры.
2. Тамырство
Рассказ долгожительницы Бекбаевой Бадеш , с. Жамбыл.
Украинцы– первые европейцы, переселившиеся в Актогайский район. Украинцы переселились к нам после Столыпинской реформы. Появились новые населенные пункты: Киевка, Полтавка, Сычевка, Ивановка, Алексеевка, Харьковка, Красный Кут, Кубань, Жанатаныс. В селе Алексеевка 1907 году была построена церковь. Между казахами и украинцами установились дружеские отношения, мы называли друг друга «тамыр». У нас был свой тамыр, его звали Шодыр (Федор), жену его звали Мәриям (Мария), сына – Бәңке (Иван). Шодыр приглашал нас в гости, на дастархан ставили самую различную вкуснятину. Украинцы привезли в наш край семена овощей, ягод и плодовых деревьев. Они были хорошими огородниками и садоводами. Мы тоже резали скатину, приграшали к себе гости украинских тамыров, устаивали праздник. В те времена в казахской степи законы не действовали. Нарушившие закон просто изгонялись из аула. В нашем ауле жил украинский изгой Қарабала. За что его изгнали мы не интересовались. В ауле он прижился, научился разговаривать по-казахски. Из нашего аула за вступление в близкородственный брак был изгнан Сейсенбай. Он переехал к украинцам, нашел с ними общий язык. Конфликтов между переселенцами и местными казахами не было.
Сачко Александра , с. Жанатаныс.
Мы с киргизами (казахами) жили дружно, друг друга называли «тамыр». При встрече делились новостями, обменивались опытом ведения хозяйства. Весной на скотине ставили метку и выгоняли на пастбище, осенью пригоняли. Иногда скот смешивался или поподал в чужое стадо. Каждый хозяин по метке распознавал свой скот и забирал. Расходились мирно, без скандалов. Обмен скота и товаров между украинцами и киргизами было обычным явлением. По Иртышу плавали пароходы, делали остановку в Красном Куте. Красный Кут киргизы называли Тұзүйген, причал назывался Ветловая Гора. Красный Кут в переводе с украинского языка означает красивый уголок, кроме того есть такой город на Украине. Некотрое переселенцы и местные киргизы на волах возили соль из озер Тайконур и Бестуз и сдавали ее на пароход. Моя сестра вышла замуж за киргиза. Тогда это было редкое явление. У них было двое детей. Зять ушел на войну и не вернулся.
3. Зоя апай.
Мой отец, Ельтинов Каирбай, вернулся из войны израненным, но полным энтузиазма, с глубокой верой в коммунизм, с партбилетом в кармане. Работал в украинском колхозе им. Куйбышева(с. Харьковка) зав. красным уголком, секретарем партийной организации, заведующим фермой, бригадиром. Наверное, поэтому у него были самые близкие отношения с украинцами. Вместе с ним работали такие руководители колхоза (потом совхоза) Безуглый Иван Иванович, Скиба Иван Логовинович. Все в колхозе «балакали» между собой на украинском языке. Казахов в с. Харьковка было всего 5-6 семей. Первые мои слова были на украинском. Меня называли «хлопец», «хлопчик». Мы с друзьями играли в «ховалки», отца своего на украинский манер называл «тато». Когда наша семья переехала в Краснокутск, соседями вновь оказались украинцы Беловы Михаил и Зоя, Хижняки, Скиба, Гиричи. Нагорная (Белова) Зоя Ивановна работала детской патронажной медсестрой. В 60-ые годы в Краснокутсе было много многодетных семей, особенно среди казахов. Поэтому Зоя Ивановна неплохо знала казахский язык. Маленькая, хрупкая украинская девушка Зоя с утра до позднего вечера обходила всех своих пациентов. Ее знали все: и взрослые, и дети. Дети ее любовно называли «Зоя апай», зная что от нее зависит их исцеление. Зоя апай умела находить общий язык с маленькими детьми. Все медицинские процедуры выполняла быстро, четко, ласково приговаривая и успакаивая детишек. Дети даже не замечали как они проглотили пилюлю или получили болезненный укол. Взрослые доверительно спрашивали у Зои Ивановны советы, средства излечения от самых различных недугов. Оставались довольными полученным советом: кому-то предложит пойти на прием к узкому специалисту, кому-то порекомендует соответствующие лекарства и средства, предложит диету.
В нашей семье было восемь детей. Наверное, поэтому наши семьи крепко сдружились. В нашем доме она была своим человеком. Очередное ее посещение квартиры мои братья и сестры встречали с радостным возгласом «Зоя апай идет», «Зоя апай идет». Все казахи приглашали Зоя Ивановну на свои дни рождения, свадьбы и другие торжества. На приглашение отвечала: «Приду, только не спаивайте моего мужа, тормоза у него держит плохо. Перепьет, болеет, может на следующий день на работу не выйти». Зоя апай ни чем не брезговала: ела конину, пила чай. Беловы были хорошими огородниками, часто со своих грядок угощали нас свежими овощами и ягодами. Приносила нам в гостинцы такую редкость для казахов как жаренные или соленые грибы. Одна из моих сестер была очень болезненна. Бывало, во время болезненных кризисов, отец стучится в полночь в дверь к Зое Ивановне. И Зоя Ивановна приходила, оказывала девочке необходимую первую медицинскую помощь. Моя сестра и ныне здравствует, часто вспоминает Зою апай и слова матери: «Если бы не Зоя апай, ты бы не выжила».
Мои родители вели разговор с Зоей Ивановной на самые различные житейские темы. Помню, однажды моя мать спросила: «Зоя, как ты выбирала своего мужа?» «Идеальные парни встречаются только в сказках. Самое главное, чтобы муж был трудолюбив, уважал свою жену»,– ответила Зоя Ивановна. И добавила: « Мой Михаил умеет делать всю домашную работу, никогда не делит работу на мужскую или женскую. Уважает и ценит меня, знает что я весь день на ногах. Бывает, иногда выпьет, такое случается со всеми. Надо уметь прощать». Будучи отцом, эти ценные мысли я пересказывал своим дочерям, а теперь рассказываю внучкам. В канун 80- летия образования Актогайского района, на вопрос: «Кто из краснокутцев наиболее остался в вашей памяти?» Я, как и многие мои равесники, не задумываясь отвечаю: «Нагорная Зоя Ивановна, которая всю свою сознательную жизнь посвятила служению людям».
Дочь Зои Ивановны, Белова Галина Михайловна, пошла по стопам матери, работает врачом-терапевтом, заведующей Жалаулинсой врачебной амбулатории.
4.Интересные факты
1. Президент Казахстана Н. Назарбаев свою первоначальную профессию получил в Украине.
Читайте также: