Депортация украинцев из польши
Верховная рада в первом чтении поддержала законопроект, который признает преступной депортацией выселение в 1944—1951 годах украинцев из Польши в Украинскую ССР. Выселение произошло на основании соглашения между руководством Украинской ССР и Польским комитетом национального освобождения. С сентября 1944 по 1951 год из Польши на Украину переселили более 700 тысяч этнических украинцев, говорится в документе. Реально же перевоз польских украинцев из Польши начался в 1946—1947 годах, в ходе советско-польской операции «Висла».
Согласно документу, жертвам этой «депортации» и их потомкам положены государственные компенсации за материальный и моральный ущерб. По своему социальному статусу жертвы «депортации» приравнены к ветеранам войны.
Документ одобрили 280 депутатов из 328 присутствовавших. За проголосовала вся фракция «Слуга народа». «Батькивщина», «За майбутне» и «Голос» — почти всеми составами этих фракций. Документ одобрили более десяти депутатов от ОПЗЖ.
«Европейская солидарность» дружно бойкотировала «патриотический» законопроект. Авторы законопроекта — четверо членов фракции «Слуга народа» плюс трое от партии Игоря Коломойского «За майбутне». Нардепы от партии Петра Порошенко сознательно проваливают в парламенте те инициативы «Слуги народа», которые соратники Порошенко хотели бы присвоить себе. С Игорем Коломойским пятый президент Украины враждует с 2015 года, надежд на примирение нет.
Есть и другой пикантный момент. Такой же законопроект, практически с теми же формулировками, Верховная рада обсуждала в президентство Порошенко, в декабре 2018 года. Форму закона проект документа тогда не принял. Но «Блок Петра Порошенко» тогда всей фракцией одобрил постановление о том, что в 2019 году на Украине отметят 75-летие начала депортации украинцев с Лемковщины, Холмщины, Подляшья, польских Карпат, земель к северу от реки Сан и других приграничных с Украинской ССР территорий. Ответственным за организацию траурных мероприятий назначили нынешнего верного соратника Порошенко — тогдашнего директора Украинского института национальной памяти Владимира Вятровича.
В «Европейской солидарности» резонно думают о следующем. Сейчас имиджево и финансово выгодное «одеяло» с трагедией польского украинства утянул на себя Владимир Зеленский. У него все козыри в руках. Смысл Порошенко подыгрывать своему сопернику? Вот если бы законопроект внес первым кто-то из фракции Порошенко (тот же Вятрович, например), то другое дело. В «Европейской солидарности» тогда бы дрались за каждую запятую в законопроекте и пояснительной записке к нему. А если бы «слуги народа» стали артачиться, тогда возле стен Верховной рады запылали бы покрышки и фаеры нанятых Порошенко неонацистов…
По регламенту, чтобы законопроект был окончательно утвержден и отправлен на подпись президенту Украины, нужно не менее 300 голосов. Законопроект отправлен на второе чтение.
Если документ будет принят положенным большинством голосов во втором чтении, Украину ждут интересные последствия. Киев будет должен платить материальные компенсации семьям выселенных в тот период из Украинской ССР граждан Польши. Выселение было обменом населением между Украинской ССР и Польшей. На Украину выселяли из Польши этнических украинцев, русинов и лемков, а с Украины в Польшу переселяли этнических поляков и евреев. В 2002 году Конституционный суд Польши признал выселение поляков из Украинской ССР депортацией, преступлением против польского народа без срока давности.
По международному праву за эти действия отвечает нынешняя Украина. В 1991 году Украина не только обрела независимость в границах Украинской ССР, но и взяла на себя как независимое государство все обязательства Советской Украины — республики, которая как субъект международного права была одной из основательниц СССР, участвовала в образовании ООН. В выселении поляков из западных регионов Украинской ССР в Польшу Украина действовала как самостоятельный правовой субъект, без вмешательства союзных органов.
В сентябре 1944 года второй стороной переговоров с Польским комитетом освобождения был первый секретарь ЦК Компартии Украины Никита Хрущев. За безопасность во время вывоза и ввоза обменянного населения отвечали органы внутренних дел и безопасности Украинской ССР, а не их коллеги союзного значения.
Таким образом, по отношению к событиям 77-летней давности Украина — не жертва, а правопреемник организатора действий, которые в Польше признаны преступлением без срока давности. Эту формулировку утвердят в любом польском суде и в ЕСПЧ, если туда вдруг обратятся семьи поляков, выселенных из Галиции и Волыни в Польшу по распоряжению Хрущева и Эдварда Осубки-Моравского — председателя Польского комитета национального освобождения, признанного потом в Москве временным правительством социалистической Польши.
Официальные польские власти будут содействовать своим гражданам — истцам к Украине в ЕСПЧ. Правящая в Польше партия «Право и справедливость» к Украине относится прагматически. В Варшаве могут объединиться с Киевом в каких-то действиях против России. Президент Польши Анджей Дуда — потомок этнических украинцев, двоюродный внук бандеровца — может и поставить обелиск в честь ликвидированных в Польше террористов из ОУН-УПА (организация запрещена в РФ). Но руководство «Права и справедливости» не пойдет против своего потенциального электората в вопросах, которые касаются материальных претензий поляков к Украине. К своей восточной соседке нынешняя Польша относится, как польский шляхтич к своему украинскому холопу.
В такое положение перед Варшавой себя все больше и больше ставит Киев после 2014 года. Холопское положение Киева усугубляется разгулом на Украине неонацизма, глорификацией ОУН-УПА. Для каждого поляка — пусть это будет и беспринципный делец из партии братьев Качиньских — не является пустыми словами польская клятва, сложенная после Волынской резни 1943−1944 годов: «Если я забуду об этом, то ты, Боже, забудь обо мне».
Если уж смотреть правде в глаза, Хрущев и Осубка-Моравский спасали людей, вывозя поляков с Украины, а украинцев из Польши.
Украинцы, русины и лемки вывозились из таких приграничных с Украиной районов Польши, где преобладает малопроходимая лесистая местность. Подобные места, которые сложно контролировать органам безопасности и пограничникам, всегда любили террористы, которые там обустраивают свои схроны. На оперативном жаргоне такие места называют «карманами». В «карманах» на границе нынешней Украины и Польши, в окружении населенных украинцами сел, в годы Великой Отечественной войны обустраивали свои схроны боевики ОУН-УПА. В близлежащих селах — где путем угроз, а где силой пропаганды — оуновцы создавали свои вспомогательные отряды. Селяне-украинцы давали оуновцам приют и убежище, снабжали их продуктами и спиртным.
По соседству с этими «карманами» находились польские поселения. В 1944 году было ясно, что поддерживающая оуновцев Германия проиграет войну. Всю Польшу потрясла Волынская резня, сведения о которой молниеносно перешли «линию Керзона». Поляки видели, что украинцы в Польше служат в охране лагерей смерти и вспомогательной гитлеровской полиции. Политика нацистов в Польше, построенная на принципе «разделяй и властвуй», натравливала облагодетельствованных с виду гитлеровцами польских украинцев на поляков, а тех — на украинцев.
Выселение польских украинцев в Украинскую ССР было подрывом внутри Польши социальной базы ОУН-УПА. Не будет возле схрона украинской деревни — неоткуда оуновцам будет брать дармовую еду, самогон и новых боевиков. Кроме того, таким образом польские украинцы спасались от стихийных и организованных расправ со стороны польских отрядов самообороны, скорых на суд Линча. Вместе с бандеровцами от действий польских мстителей могли пострадать и невиновные украинцы, русины, лемки. Финансируемая из Лондона польская Армия Крайова (АК) убивала без разбора и суда всякого, кого АК считала этническим врагом Польши, будь то украинец, русский, немец или еврей.
То, как выселяли из Польши украинцев, не имеет ничего общего со страшилками из украинской пропаганды. Переселенцам давали достаточно времени на сборы. Их вывозили в товарных вагонах — но это непременный факт военного времени, когда каждый вагон, каждый паровоз на счету. Ездить в теплушках не брезговали офицеры Красной армии. На месте переселенцам местные власти оказывали посильное содействие в обустройстве и приеме на работу. Помимо Украины, вывезенных из Польши людей селили в освобожденных от немцев Белоруссии и Прибалтике.
Конечно, происходили эксцессы, когда противящихся вывозу людей заталкивали в вагоны силой, а имущество выселяемых присваивалось конвойной службой. Но это уже на совести польской стороны. Потомок униженного и ограбленного таким образом украинца имеет право возбудить судебное преследование против Польши. Россия, на которую в Киеве волюнтаристски возлагают вину за «депортацию», юридически и фактически к этому не имеет никакого отношения.
Вывозя с Украины поляков, власти Украинской ССР и Польская социалистическая партия лишали потенциальных жертв таившихся до 1950-х годов в лесах террористов ОУН-УПА. Помимо этого, оставалась без своей потенциальной базы внутри Украины Армия Крайова, где считали территорией Польши не только Волынь и Галицию, но и всю Украину, а также Белоруссию и западные территории РСФСР. В Армии Крайовой на полном серьезе рассчитывали на то, чтобы с помощью западных держав организовать военные действия против обессиленного войной Советского Союза и восстановить Польшу в границах Речи Посполитой в период ее расцвета. Ради этих замыслов в АК были готовы пожертвовать не поддерживавшими АК поляками, которые жили на территории СССР…
Возвращаемся к законотворческим кунштюкам в Верховной раде. С кого Украина хочет требовать компенсации за «депортацию» украинцев из Польши? С себя самой, раз распоряжение подписывал тогдашний партийный хозяин Украины Хрущев? С Польши? В Варшаве Владимира Зеленского с такими претензиями, как говорится, пошлют на три известные буквы русского алфавита. Получается, что к России. В России на это ответят, как однажды Владимир Путин сказал насчет территориальных претензий к нашей стране: «Получат от мертвого осла уши». Выйдет в итоге, что Украине никто не должен, кроме нее самой. Зато Украина должна Польше такую сумму, которая, возможно, превысит полтора-два текущих профицита в бюджете Незалежной.
Тогда зачем «Слуге народа» нужен был этот, прямо говоря, цирк? Отвечаем. Гражданский род деятельности главковерха Украины Зеленского — клоун. Клоуну нужны арена и восторженные зрители.
Украинский «Обозреватель»: В Польше наших заробитчан унижают и избивают
В Польше трудовых мигрантов с Украины избивают, унижают и пытаются лишить заработанных денег. При этом местные правоохранительные органы далеко не всегда расследуют такие преступления. О жестоких реалиях жизни украинцев-заробитчан в Польше пишет киевский портал «Обозреватель».
Например, украинский актер Юрий Чеботарев из Познани не так давно попал в неприятную ситуацию. По его словам, он совмещал работу в местной пиццерии поваром и выступления в театре (что говорит о многранном таланте. — EADaily ). Однажды, когда ему нужно было ехать на выступление на театральный фестиваль, менеджер пиццерии заявил, что ему нужно выбирать между работой и театром. Чеботарев выбрал театр. Через некоторое время украинец вернулся в заведение за причитающимися ему деньгами — 1700 злотых (28 тыс. рублей), однако получил он только 900. Между мужчинами возник конфликт. Менеджер попытался силой вытолкать своего бывшего повара и «даже душил его». Однако Чеботарев, по его словам, пытался сдерживать себя, опасаясь депортации и других неприятностей.
В итоге украинец позвонил в полицию, оставшись в помещении пиццерии. Ближе к закрытию менеджер вновь попытался вытолкать Чеботарева из пиццерии, сломам ему при этом нос. Когда же прибыла полиция, мужчина тотчас отдал украинцу оставшиеся деньги, заявив, что рану он нанёс себе сам. Полицейские вызвали пострадавшему скорую помощь и сказали, что он может написать заявление в полицию. «Я уверен, что если бы я себя защищал и на лице руководителя пиццерии был бы хоть один синяк, меня бы уже сегодня депортировали», — считает Чеботарев.
По словам экс-почетного консула Украины в Польше Витольда Хоровского, подобные случаи с украинцами в Польше нередки.
«Честно говоря, я вынужден подтвердить, что такое в Польше происходит. Поляки, несмотря на огромное количество украинцев, которые приехали в Польшу в последнее время, в целом очень позитивны или нейтральны по отношению к украинцам. Но, к сожалению, это относится не ко всем полякам», — сообщил он.
Сам Чеботарев отметил, что подобное с ним произошло впервые. Тем не менее, по его словам, ранее с ним произошёл инцидент, когда к нему на улице подошли подвыпившие поляки. По акценту они поняли, что он с Украины. Тогда они посоветовали ему «убираться отсюда».
«Завязалась небольшая толкотня. Потом они стали убегать, но одного я догнал, он извинился. Другого встретил через несколько дней, он тоже извинился и сказал, что просто был пьян», — рассказал он.
«С одной стороны, такие инциденты случаются слишком часто. Это очевидно. С другой стороны, вы должны помнить, что украинцев много, поэтому по статистическим причинам такие ситуации происходят. Задача наших средств массовой информации, местных политиков, волонтеров, польского общества состоит в том, чтобы свести к минимуму такие события, клеймить виновных и поддерживать жертв», — отметил по этому поводу экс-консул.
По словам Чеботарева, за три года работы в Польше он не раз слышал о случаях дискриминации украинцев.
«Но многие предпочитают не спорить и не обращаться в полицию, чтобы не иметь проблем… Есть те, кто кормят семьи, или работают нелегально. Поэтому терпят унижения, предпочитают молчать и сдерживать себя в разных ситуациях. Даже в случаях, когда работодатель тебя обдурил. А однажды моего знакомого актера, например, побили в автобусе. Он разговаривал с женой на украинском языке и за это получил сумкой по лицу. Дело в полиции тянется уже полгода», — добавил украинец.
Ещё более «дикая история» произошло с двумя братьями — Николаем и Владиславом Саенко, которые поехали в Польшу на заработки, причём легальные. Находясь в одном из польских ночных клубов, они, по словам невесты Николая Анны Хайбуры, вели там себя спокойно, однако с самого начала их начали оскорблять польские охранники, услышавшие украинскую речь. Когда украинцы вышли на улицу за сигаретами, охрана набросилась на них и сбила с ног. В результате молодые люди упали на асфальт и потеряли сознание. После этого поляки продолжили избивать их ногами. После того, как прибыла скорая помощь и вертолётом доставила Николая Саенко в больницу в Гданьске, тот провёл в коме ещё 18 дней. Из-за тяжёлых травм у 23-летнего украинца оказалась парализована левая сторона и появились провалы в памяти. При этом владелец отеля, в котором работал пострадавший, не только оплачивает лечение украинца, но и взял на работу его невесту. Кроме того, по факту происшествия полиция открыла дело и даже задержала двух охранников клуба.
В целом украинцы жалуются, что в последнее время поляки стали чаще оскорблять и унижать их из-за национальности. Тем не менее адвокат Ирина Мизина, которая занимается делами украинцев в Польше, говорит, что это субъективное мнение.
«Польская полиция обычно старается, если есть возможность и никого не убили, отказывать в приеме заявлений на месте вызова. Но она расследует все дела вне зависимости от национальности. Главное, самому подать заявление в письменном виде. Но есть и другие ситуации, когда наши соотечественники совершают преступления против поляков по тому же национальному признаку. И в одном, и в другом случае это незаконно», — считает она.
При этом, по словам Мизиной, случае нарушения прав украинцев со стороны работодателей в Польше не больше, чем в любой другой стране со значительным притоком иммигрантов. Однако глава «Трудовой солидарности» — организации, отстаивающей права украинцев в Польше, Виталий Махинько уверен, что случаев нарушения прав украинских граждан намного больше, чем может показаться.
«Эти вопиющие случаи с убийствами, избиениями, унижениями — лишь вершина айсберга. Польская полиция очень часто отказывает в принятии заявлений от украинцев. А если приняли, то вряд ли проведут расследование, они не хотят этим заниматься. Я могу сказать, что неприятные инциденты с нашими людьми в Польше случаются каждый день. И поляки не боятся, потому что знают — им ничего не будет. Если бы польские власти регистрировали все нарушения, то и отношение к украинцам было бы другим», — констатировал он.
Могендавиды куда попало: украинская пропаганда заигралась в Холокост
В новом украинском учебнике истории для 11 класса есть кощунственная фальсификация. Раздел, повествующий о выселении в 1947 году польских украинцев из послевоенной Польши в СССР (операция «Висла») проиллюстрирован фотографией… депортации нацистами евреев из гетто Лодзи в Аушвиц-Биркенау в 1944 году.
На одежде выселяемых из Польши украинцев хорошо видны пришитые звезды Давида (могендавиды) — отличительные знаки евреев в гитлеровской Германии и на оккупированных гитлеровцами территориях.
«Рассмотрите фотодокументы. О каких деталях операции „Висла“ они свидетельствуют? Какие ощущения и настроения показывают лица, позы и жесты? Сочувствуете ли вы этим людям?», — спрашивают авторы учебника у украинских старшеклассников.
С целью усугубить у школьной молодежи чувство ненависти к «польско- советским оккупантам», в учебнике дается пояснение, куда, в частности, польское руководство отправляло украинцев, уличенных в сотрудничестве с запрещенными в России ОУН-УПА. «В апреле 1947 года Политбюро Польской рабочей партии решило создать для устрашения непокорных украинцев концлагерь в Явожно (Силезское воеводство) — на месте бывшего филиала нацистского концлагеря Аушвиц (Освенцим). Туда были брошены почти 4000 человек. За время функционирования концлагеря (май 1947 — январь 1949) в Явожно погибли около 200 узников», — сообщают авторы учебника, Виталий Власов и Станислав Кульчицкий.
Такая пятиминутка печатной ненависти имеет одну цель — оправдать террористическую деятельность бандеровского подполья в Польше и СССР. Повествуя о выселении бандеровцев и их пособников в Украинскую ССР, Власов и Кульчицкий тенденциозно заявляют:
«Не все украинцы хотели переселиться в Советский Союз. Десятки тысяч отказались от переселения (которое было добровольным — EADaily). «В СССР, куда нас хотят вывезти, и где проживает остаток почти 40-миллионного украинского народа, наш народ не имеет никаких национальных, политических, религиозных, социальных, человеческих прав. Украинский народ терпит в СССР небывалое угнетение. Советский режим, при котором приходится жить украинскому и другим народам — режим тоталитарной диктатуры, при которой наши братья лишены элементарных прав человека» (курсив EADaily — Ред.).
Выделенный курсивом фрагмент выдается авторами учебника за открытое письмо простых польских украинцев к представителям Запада. На самом деле это документ УПА, распространенный курьерами террористической организации в сентябре 1947 года среди аккредитованных в Варшаве иностранных дипломатов, и переведенный руководством УПА на английский, немецкий и французский языки. Власов и Кульчицкий в очередной раз солгали украинской молодежи насчет истории их народа.
Аналогичный подлог со свидетельствами Холокоста совершило посольство Украины в США, повествуя о депортации крымских татар 18 мая 1944 года.
Перевод:
«18 мая 1944 года был днем, когда мы не смогли остановить Сталина. Как следствие, мы скорбим о жертвах депортации крымских татар. С 2014 года Россия наметила себе целями аресты крымских татар, полное выселение их из Крыма. Теперь наша задача — не допустить повторения горьких страниц истории».
«Крымские татары» на фото слева — хорошо знакомые нам узники гетто Лодзи, отправляющиеся в свой последний путь — в газовые камеры Аушвица-Биркенау. На фото справа — задержание спецназом ФСБ в Крыму адептов террористической организации «Хизб ут-Тахрир», запрещенной в России и большинстве стран Евросоюза.
Соавтор лживого украинского учебника истории, 83-летний Станислав Кульчицкий — один из основоположников теории, что массовый голод на Украине в начале 1930-х якобы был спланированным из Москвы геноцидом украинцев, героизатор военных преступников из ОУН-УПА. Примечательно, что в 1963 году Кульчицкий защитил кандидатскую диссертацию по выдающимся достижениям социалистической экономики в Украинской ССР. Вплоть до 1991 года Кульчицкий занимался идеологическими вопросами в аппарате ЦК Компартии Украины.
Как проходила операция "Висла"?
Украинский давали 2 часа на сборы. Вещей разрешили брать не более 25 килограммов на семью. Некоторым удавалось взять с собой скот, что их и спасло. Украинцам после депортации обещали равноценное возмещение имущества на новой территории, однако этого не случилось.
Затем украинцев везли в товарных вагонах. Долго и неизвестно куда для них.
Тех, кого заподозрили в сотрудничестве с УПА, расстреливали без суда. Для гражданских украинцев Минобороны устроило концлагерь в Явожно. Много украинцев погибли от нечеловеческих условий во время выселения.
Многие села во время "зачистки" сожгли. На их месте – сейчас пустота. А вместо разрушенных церквей выросли леса.
"Добровольное переселение" с "равноценным возмещением имущества" обернулось колхозным рабством, голодом и нищетой, годами унижений и лишений без права возвращения на родные земли,
– рассказал председатель Украинского института национальной памяти Владимир Вятрович.
Верховная Рада признает депортацией выселение украинцев из Польши после войны
Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект о признании депортированными украинцев, которые были насильно вывезены руководством СССР с территории Польши в 1944-1951 годах. Об этом в своем Telegram-канале сообщил депутат от фракции «Слуга народа» Максим Бужанский.
Законопроект предполагает признание ответственности польских и советских властей за насильственное выселение людей со своей земли после Великой Отечественной войны. Инициатива позволит начать работу над возмещением материального и морального ущерба для таких лиц, и выделить им социальные льготы.
«Депортация в 1944-1951 годах является одним из трагических последствий Второй мировой войны, осуществленной коммунистическими тоталитарными режимами Советского Союза и Польши», — говорится в тексте документа.
«Раньше они нас резали, а теперь работать к нам едут» Почему поляки и украинцы не любят друг друга, но больше всего — Россию
Отношения украинцев и поляков никогда не были простыми: от любви до ненависти здесь всегда было полшага. Один из самых спорных моментов совместной истории — Волынская резня: геноцид поляков, устроенный в годы Второй мировой войны украинскими партизанами. По сей день этот эпизод вспоминается каждый раз, когда речь заходит об истории соседних народов. Корреспондент «Ленты.ру» отправился в Польшу, чтобы выяснить, помнят ли нынешние поляки обиды прошлого и что они думают об украинцах сегодня.
Тарас Бульба против бандеровцев
«Он надеялся, что родственники-украинцы его защитят. Но когда его пришли убивать, то семья об этом даже не узнала (. ). Он был на улице, к нему просто подошли и разрубили голову топором. Зашли в дом — в постели спала жена. Когда ее ударили топором по голове, то мальчик — ему было девять-десять лет — подскочил и начал кричать: "Степан, не убивай меня! Я тебе хлеба дам!" Видимо, он был знаком с убийцей, знал его имя. А тот взмахнул топором — и мальчик рухнул на пол», — сегодня страшные воспоминания очевидцев, переживших Волынскую резню, не дают забыть о тех преступлениях ни Варшаве, ни Киеву.
С 1921 по 1939 годы западная Волынь с преобладающим украинским населением входила в состав Польши. При этом власти страны в открытую проводили политику ассимиляции украинцев: массово закрывали православные церкви, раздавали волынские земли польским ветеранам войны. Украинцев не брали на престижную работу — они почти официально были людьми «второго сорта».
Во время Второй мировой волынские крестьяне с лихвой отплатили своим мучителям: в это время нацисты контролировали только волынские города, а в окрестных лесах действовала полубандитская вольница: «бандеровской» Украинской повстанческой армии (УПА), боевиков польской Армии Крайовой (подчинявшихся правительству Польши в изгнании) и красных партизан. При этом украинские партизаны не были едины — бандеровцев УПА, например, не признавал полевой командир Тарас Боровец, известный под псевдонимом Тарас Бульба, создавший собственную организацию «Полесская сечь».
Причем тот же Тарас Бульба сотрудничал с немцами, но отказался участвовать в карательных операциях против евреев. Местные поляки и солдаты Армии Крайовой скорее сочувствовали СССР, а украинские националисты — немцам. Так, например, в местную полицию гитлеровцы набирали в основном украинцев, но не поляков.
С 1943 года УПА начала массовое уничтожение польских деревень. Тарас Бульба, кстати, эту акцию осудил. При этом сознательно делалась ставка на устрашение: то есть требовалось убивать и женщин, и детей, чтобы вынудить всех поляков покинуть Волынь, — так началась «волынская резня». В ответ солдаты Армии Крайовой провели ответные акции против украинцев.
По последним данным, в Волынской резне погибли около 50 тысяч человек, в основном поляки. Польский сейм квалифицирует Волынскую резню как «геноцид, совершенный украинскими националистами в отношении граждан Второй Речи Посполитой в 1939-1945 годах». Лидеры украинских националистов Степан Бандера и Роман Шухевич признаны в Польше государственными преступниками.
Соперник Киева и Владимира
Во времена Киевской Руси Владимир-Волынский был столицей Галицко-Волынского княжества — одного из самых могущественных государств восточных славян того времени. По своей древности этот город может соперничать с Киевом, Владимиром и Великим Новгородом.
В городе и сегодня сохранились великолепный Успенский собор XII века и несколько шедевров православной архитектуры более поздних веков. Кстати, «Волынским» город стал называться только после присоединения к Российской империи, чтобы избежать путаницы со знаменитым «тезкой».
Впрочем, сейчас от былой славы в городе осталось не так уж и много. Сегодня 40-тысячный Владимир-Волынский — олицетворение западной украинской провинции. По сравнению с соседней Львовской областью и Закарпатьем, здесь практически нет зарубежных туристов, и город выглядит очень провинциально.
Местная архитектура представляет собой причудливую эклектику из древних православных соборов, польских костелов, советских хрущевок и преобладающей частной застройки.
Местные жители, хоть и очень приветливы, просты до невольной грубости и в этом напоминают донбасцев, несмотря на то, что говорят исключительно на украинском. Во время Второй мировой войны именно в окрестностях этого древнего города УПА проводила наиболее масштабные этнические чистки поляков. Увы, в центре города поставлен памятник бойцам УПА, но отнюдь не их жертвам.
Материалы по теме
10:23 — 24 января 2020«Нас спасла Красная армия. Мы это помним»
Россию обвиняют в искажении правды о холокосте. Но узники концлагерей не забыли своих спасителей 00:02 — 20 мая 2018Консул высшей расы
Украинский дипломат не любил евреев и считал себя арийцем. Коллеги молчалиПо словам Бужанского, хотя новая норма и поспособствует восстановлению справедливости, но может создать прецедент, когда Украине придется признать депортацией и принудительное выселение поляков во время и после войны. «Не возникнут ли у Украины как правопреемницы УССР обязательства материального характера перед ними? Иными словами, не выкатят ли нам счет с претензиями?» — написал депутат.
Принудительное выселение украинцев с польских территорий началось в 1944 году, когда Польский комитет национального освобождения заключил соответствующие договоры с БССР, УССР и ЛитССР. Согласно тайной части соглашения, польская армия получила право депортировать население принудительно. В последующие несколько лет это обернулось акциями подавления и кровавыми расправами в приграничных селах. В Советский Союз были насильно отправлены около 480 тысяч человек.
5 июля 2021 года несколько десятков украинских депутатов призвали Верховную Раду вернуть звание «Герой Украины» участникам коллаборационистских движений Роману Шухевичу и Степану Бандере. Предложение было выдвинуто в рамках законопроекта о праздновании на государственном уровне 80-летнего юбилея со дня создания Украинской повстанческой армии (УПА, запрещена в России).
«Убей свою жену»
Для того чтобы понять «польскую точку зрения», я решил посетить местный католический собор. Службу здесь ведет гражданин Польши — заросший бородой монах Лешик. «Чистых поляков на Волыни уже практически нет, а вот полукровки остались. Именно они и приходят к нам. Обычно на службу собирается около 70 человек, а по большим праздникам, Рождество или Пасху, до нескольких сотен», — рассказывает мне ксендз.
Пан Лешик категорически отказывается обсуждать со мной тему Волынской резни: «Вы поймите, это уж слишком деликатная тема. Мне как священнослужителю и к тому же иностранцу ее лучше не касаться. Вот, лучше возьмите в подарок шоколадное яйцо, я его из Польши привез».
К слову, позднее выяснилось, что осторожность проявлял не только господин Лешик, но и другие поляки, живущие на Волыни. Так, Марек Запур, вице-консул Польши в городе Луцке, согласился говорить со мной только не под запись: «Вы поймите, здесь слишком большая смена кадров. Я не хочу лишиться места из-за одного неверного слова». Я ответил ему, что понимаю: помню, что недавно был скандал с каким-то польским вице-консулом, заявившим, что Львов был польским городом.
«Это как раз был я. Меня спровоцировали. Я на самом деле лишь сказал, что до Второй мировой войны во Львове жили в основном поляки. Но это же общеизвестная истина, а ее представили так, что я считаю Львов польским городом», — признался Запур.
Еще больше удивил меня главный председатель общества поляков Волынской области Валентин Вакулюк. По его мнению, главная проблема не в украинцах и поляках, а в России, которая издавна пытается покорить как Польшу, так и Украину. При этом, в отличие от польского сейма, господин Вакулюк категорически отказывался признать ответственной за геноцид УПА, так как он «не историк». То, как вел себя «главный поляк Волыни», очень напоминало мою беседу с одним львовским раввином, утверждавшим, что евреи и бандеровцы жили душа в душу.
Когда я рассказал своим местным знакомым о необычных взглядах главного волынского поляка, они ничуть не удивились. «Если бы Вакулюк клеймил УПА. В тюрьму бы не посадили, а вот кинуть камень в окно, напугать детей вполне бы могли», — рассказали они. Впрочем, один из прихожан костела города Владимира-Волынского, 60-летний программист Роман, ругать УПА не побоялся. Выяснилось, что Роман поляк лишь на четверть: его дед был женат на польке. Во время войны деду регулярно подкидывали записки: «Убей свою жену». Напряженные отношения с местными у бабушки Романа сохранялись и в советское время.
«Хотя бабушка и жила в деревне, она всегда подчеркнуто одевалась как городская. В перестройку, когда с продуктами было совсем худо, моя бабушка, нарядившись, пришла в сельпо, где уже стояла длинная очередь за хлебом. "О, наша польская пани пожаловала!" — стали иронизировать из очереди. "Я-то пани, а вы как были крестьянками, так ими и остались!" — парировала бабушка», — поделился Роман семейной историей.
Впрочем, сам он с национальной проблемой никогда не сталкивался: «Это было характерно для людей военного поколения. Чем меньше их остается в живых, тем меньше взаимного недоверия между поляками и украинцами». Он привел пример: во время войны недалеко от города немцы построили концлагерь для советских военнопленных. Еще лет двадцать назад туда регулярно приезжали родственники погибших, на братской могиле концлагеря всегда стояли цветы, а сейчас это место почти заброшено. То же самое происходит и с волынской трагедией — все большего числа ее очевидцев уже нет в живых, а молодежи эта проблема неинтересна.
В то же время, как утверждает Роман, сейчас Волынскую резню вновь пытаются использовать и в Польше, и на Украине, но уже как искусственно раздуваемую политическую проблему. Кстати, даже при потере интереса к ней полностью забыть о резне просто нереально. Так, в 1944 году всех волынских поляков депортировали в Польшу, а в их дома заселили украинцев из Польши — с тех пор там живут их потомки.
«Польская тема будет еще долго напоминать о себе. Так, например, мои родители живут в бывшем польском селе. От поляков здесь сохранилось многое: колодцы, яблоневые сады. Часто, копаясь в огороде, мы находим какие-то предметы, оставленные бывшими хозяевами. Но я не считаю, что в произошедшем виноваты украинцы. Бабушка мне рассказывала, что сначала они жили с поляками очень дружно, ну а потом Москва решила нас искусственно рассорить, применив свой излюбленный прием "разделяй и властвуй"», — рассказала мне 40-летняя продавщица из Владимира-Волынского.
Пугливые поляки
Недалеко от Владимира-Волынского находилось польское село Островки, дотла сожженное бойцами УПА во время войны. Сейчас на месте деревни осталось лишь поле, а захоронения погибших поляков и монумент в честь жертв УПА находятся на бывшем сельском кладбище.
Когда я приехал туда, то с удивлением обнаружил рядом с ним живущих в палатках поляков. Старшим у них оказался заведующий отделом поиска захоронений польского Института национальной памяти из города Люблин Леон Попек. Он встретил меня очень приветливо — поздравил с православной Пасхой и провел небольшую экскурсию по кладбищу, показав в том числе и могилу своего деда.
Интересно, что на кладбище есть могила польских солдат и красноармейцев, погибших в боях друг с другом в 20-е годы прошлого столетия. «Мертвые все равны, поэтому и польских солдат, и красноармейцев мы похоронили вместе, поставив по кресту и тем, и другим», — рассказал мне ученый.
В общем, мое общение с польским активистом проходило очень хорошо, но ровно до того момента, как я начал фотографировать палатки поляков. Мои новые знакомые были этим очень недовольны, а Леон Попек даже вспомнил русский и сказал, что я им оказываю «медвежью услугу». И как не слишком охотно объяснили мне поляки, работают на кладбище они «не совсем официально».
Дело в том что эксгумацию поляков и заботу об их памятниках курирует украинский Институт национальной памяти. Этот институт, взявший на себя, по сути, функции министерства культуры, был создан по инициативе бывшего украинского президента Виктора Ющенко «для воссоздания справедливой истории украинской нации» и «формирования и реализации государственной политики в этом направлении».
С 2016 года на Украине Институтом национальной памяти запрещена эксгумация захоронений поляков, а также уход за их могилами. С точки зрения Киева, это «ответная мера» на демонтаж памятника УПА в польском селе Грущевицы. Сначала памятник там просто уничтожили местные власти, а через год местные археологи провели эксгумацию и пришли к выводу, что в могиле похоронены не бандеровцы. Что интересно, поляки не против могильных плит на захоронениях бандеровцев, но не соглашаются на мемориалы УПА. В Польше это выглядело бы так же дико, как памятники нацистам в СССР.
Что такое операция "Висла" и кто ее провел?
Это этническая чистка, проведенная по решению партийного и государственного руководства СССР, Польской республики и ЧСР. Этой операции предшествовали мероприятия, которые проводились на территориях Западной Украины коммунистическими режимами СССР и Польши. Так, 9 сентября 1944 года в Люблине СССР и Польша заключили соглашение о "взаимном обмене населением". Выгоняли украинцев из Польши, а поляков – из Украины. Несмотря на заявления, будто переезд будет осуществляться добровольно, коммунистические режимы СССР и Польской Народной Республики массово использовали репрессивные методы. Выселение превратилось в принудительную депортаци..
Ключевым этапом в процессе этнических чисток стала операция "Висла", которая длилась с апреля по июль 1947 года. Официальным поводом для проведения операции стало убийство заместителя министра обороны Польши, в котором обвинили УПА. Ответственность же положили на всех украинцев, которые жили в Польше.
Операция заключалась в принудительной, с использованием войск, депортации украинцев с их этнических территорий – Лемковщины, Надсяння, Подляшья и Холмщины.
Быстрыми темпами переселить украинцев и смешанные семьи на возвращенные территории (прежде северную Пруссию), не образуя компактных групп и не ближе, чем 100 километров от границы,
– говорилось в постановлении Политбюро ЦК ПРП.
"Возвращенные земли" – это территории, которые отошли Польше после войны от Германии. Именно сюда решили депортировать украинцев с Закерзонья. Так называли небольшую полоску этнических украинских земель, после присоединения Западной Украины к СССР, которые оказались в составе Польши. С апреля по октябрь отсюда было выселено 150 тысяч украинцев из двух сотен тысяч, которые еще остались после предыдущих переселений в Союз.
Неправильные украинцы
Надо сказать, что предвзятость в работе украинского Института национальной памяти проявляется очень четко — он интересуется лишь «идеологически выдержанными покойниками». По словам председателя общества поляков Украины Владислава Зварича, он рассказывал местным ученым о ветхих могилах советских воинов Первого украинского фронта в Венгрии, — среди них большинство были украинцами. «Мне прямо ответили: "Да, это украинцы, но это червонные украинцы, то есть неправильные"», — жалуется он.
Еще один пример: украинский военный Вадим Дорофеенко занимался поисками останков советских воинов, а на их могилах ставил «звезды». Возник скандал: Дорофеенко обвинили в нарушении закона о декоммунизации. Правда, «виновнику» удалось доказать, что закон о декоммунизации не распространяется на захоронения, но паспорт на «идеологически невыдержанные» захоронения ему не дают. Это означает, что могилы не включены в официальные реестры — и их безнаказанно может разрушить любой желающий.
Для полноты картины следует отметить, что Украина сохраняет преимущественно памятники погибшим во Второй мировой войне, но их «деидеологизируют». Так, например, памятники советским воинам считаются «крамольными», и их убирают — шуму наделал и незаконный снос памятника Георгию Жукову в Харькове. Впрочем, случаются и исключения: так, в одном из закарпатских сел перед советским памятником солдатам Красной армии поставили большой крест и тем самым спасли его от уничтожения.
Из Владимира-Волынского я отправился в соседний польский городок Хелм (Холм). Город был основан в XIII веке князем Даниилом Галицким как резиденция правителя Галицко-Волынского княжества. После смерти Даниила в 1264 году Холмщина была поделена между его сыновьями, затем внуками. Холм упоминается в летописном «Списке русских городов дальних и ближних». Это был центр граничащей с Волынью исторической области Холмщина, где до 1944 года проживало значительное количество украинцев.
«С 1944-го по 1946 год из Холмщины насильно на Украину было выслано 530 тысяч украинцев. Еще 150 тысяч уже в послевоенные годы было депортировано в ходе операции "Висла" на запад Польши», — рассказывает мне переселенец из Польши, почетный председатель общества «Холмщина» Волынской области Николай Онофрийчук.
Он, кстати, не считает волынские события геноцидом поляков. «Это просто чушь. Убивали обе стороны. У нас на Холмщине поляки разрушили 213 сел. Польские бандиты врывались в наши села, наставляли пистолет на лоб и заставляли креститься. Если человек крестился как православный, то его убивали», — поведал он.
Сейчас Хелм выглядит небольшим типичным польским провинциальным городом, но напоминания о былом присутствии украинцев здесь все же есть. Так, например, я остановился в гостинице Кozak. Выяснилось, что это просто фамилия хозяина отеля, у которого есть очень далекие украинские корни. Впрочем, полностью о связях со своей исторической родиной владелец гостинцы все же не забывает: так, в столовой отеля висят портреты украинских казаков. Есть в Хелме и достаточно внушительная православная церковь. Ее священник отец Иоанн родом из польского Белостока, в окрестностях которого немало белорусских сел.
75-ая годовщина начала депортации украинцев из Польши: что известно о печальном событии
75 лет назад началась принудительная депортация украинцев с их этнических территорий. Вследствие этнических чисток своих домов лишились 700 000 человек. Продолжением депортации украинцев, которая началась еще в заключительные годы Второй мировой, стала акция "Висла", проведена в 1947 году польским и советским коммунистическими режимами.
8 сентября этого года Украина впервые на государственном уровне отмечает годовщину депортации. В прошлом году Верховная Рада установила второе воскресенье сентября Днем памяти принудительного выселения автохтонных украинцев с Лемковщины, Надсяння, Холмщины, Южного Подляшья, Любачивщины, Западной Бойкивщини в 1944-1951 годах.
Вывезены и замучены: в Украине чтят память жертв сталинских депортаций
Основанием для принудительного выселения было установление новых государственных границ в Европе, в частности между СССР и Польшей.
Что стоит знать о депортации украинцев
Для определения советско-польской границы 9 сентября 1944 года в Люблине СССР и Польша заключили соглашение о "взаимном обмене населением": украинского – с территории Польши в УССР и польского – с территории Украины в Польшу.
Фактически, это было принудительное переселение этнических украинцев:
- Холмщины,
- Подляшье,
- Надсяння,
- Лемковщины.
Их депортировали в восточные и южные области нашего государства.
Принудительная депортация украинцев из этнических земель: смотрите архивное видео
Процесс депортации был жестоким
Украинцев не спрашивали, хотели ли они возвращаться на Родину. К тому же сам процесс депортации имел форму военных операций против мирного населения. Все это сопровождалось:
- грубым нарушением прав и свобод человека и гражданина,
- полным запретом возвращение на родные земли,
- изъятием имущества,
- безальтернативным закреплением за новыми местами поселения, покидать которые было запрещено,
- ограничением политических, социальных, экономических и культурных прав.
Как следствие – это привело к разрушению украинского культурного и исторического наследия, поставило под угрозу уничтожение ряд этнографических групп украинского народа.
Принудительная депортация украинцев из Польши / Фото Украинского института национальной памяти
Люди собирали вещи под дулами автоматов / Фото Украинского института национальной памяти
Читайте также: