Депортация поляков в казахстан
Депортация народов начались задолго до войны: в 1935 году из приграничных районов с Финляндией стали выселять финнов (30 000 человек), затем депортировали 40 000 немцев и поляков из Винницкой и Киевской областей Украины.
Фото: Русская семерка Русская семеркаВ 1937 году «освободили» от курдов иранцев и армян приграничные районы Закавказья, потом занялись Дальним Востоком, переселяя корейцев, китайцев, поляков, прибалтов и немцев в Среднюю Азию. Когда Красная армия вошла в Прибалтику, началось выселение поляков и тех, кто недавно перешел через границу, то есть евреев.
С началом войны депортация приняла новый размах. Для этого в аппарате НКВД был создан Отдел спецпоселений. Зная, что перед войной в Германию уехало 406 000 немцев, Сталин счел их нелояльными и летом 1941 года подписал Указ «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья», по которому «Республика немцев» была ликвидирована, а ее жители — 440 200 человек на 188 эшелонах оперативно вывезены в 107 населенных пунктов Сибири и северного Казахстана; на сборы давалось 24 часа.
Затем занялись немцами в европейской части СССР, депортация которых завершилась к лету 1942 года; из Закавказья через Каспий было вывезено 25 000 немцев в Казахстан. По данным историка Аркадия Германа («Депортация советских немцев из европейской части СССР») было депортировано 950 000 русских немцев, 73 % перевезли в Сибирь, 27 % – в голые степи Казахстана.
Под депортацию попали финны-ингерманландцы, которых ссылали в Иркутскую область, в Якутию и в Красноярский край.
В конце января1942 года из Керчи выселили 438 итальянцев; их заподозрили в симпатии к фашистам.
Депортация продолжилась на освобожденных от фашистов землях. 11 мая 1944 года Сталин подписал постановление о выселении из Крыма крымских татар; обоснованием стала записка наркома Берии, в которой указывалось дезертирство 20 000 татарских бойцов, организация угона русских в Германию. Позже узнали о преступлениях спецподразделений татар, действовавших совместно с СС. Немецкий фельдмаршал Эрих Манштейн вспоминал, что отряды крымско-татарских добровольцев по жестокости превосходили части СД.
На депортацию отвели двое суток, на сборы давали полчаса. Боестолкновений избежали, но изъяли много оружия и 49 минометов. По данным Отдела спецпоселений в Узбекистан вывезли 151 136 татар, в Марийскую АССР — 8 597, в Казахстан – 4 286, остальные попали в трудовые колонны. Всего было депортировано 193 865 татар, из которых в первые полгода от голода, холода и болезней умерло 16 052 человек. Под репрессии попали цыгане, которые в годы войны выдавали себя за татар, чтобы выжить.[С-BLOCK]
Болгары, греки и армяне
Далее Сталин подписал поставление о выселении 37 000 «немецких пособников из числа болгар, греков и армян». Депортацию провели за один день — 27 июня 1944 года а после выслали под Фергану всех, у кого были просроченные иностранные паспорта: греков, турков, иранцев, венгров, румын, итальянцев и немцев. В докладной Берии значилось, что с полуострова выселено 12 422 болгар,15 040 греков, 9 621 армян, 1 119 немцев и 3 652 иностранцев. Прошли «чистки» в Красной армии, на спецпоселения были отправлены 559 греков, 582 болгарина, 574 армянина и 184 офицеров других национальностей.
С 1945 по 1950 год умерло 16 055 человек из депортированных.
Чеченцы и ингуши
Причиной высылки вайнахов стало дезертирство из РККА, «антисоветская» деятельность муфтиев и восстания 1942 года. Историк Николай Гродненский в книге «История вооруженного конфликта в Чечне», рассказывает, что в 1943 году на оперативном учете НКВД состояло 8 535 вайнахов, 457 человек подозревали в связях с фашистами. Было известно, что в 1942 году чеченцы учредили подпольную «Партию кавказских братьев», предусматривающую создание Федеративной республики «по мандату Германской империи».
С1941 год по 1944 НКВД ликвидировал 55 банд, по горам ходили еще 200. Решение о ликвидации Чечено-Ингушетии было принято на заседании политбюро, и Берия лично провел операцию. Для депортации вайнахов было привлечено 100 000 военных, но она растянулась с 23 февраля 1944 года по 9 марта: население сопротивлялось и сбегало в горы. Было застрелено 780 человек, арестовано 2 016 человек, изъято 20 000 автоматов, пулеметов и винтовок. 6 544 горца сумели сбежать в горы. Всего в Казахстан и Киргизию вывезли 493 269 вайнахов, затем еще 28 000 – из Дагестана, 2 700 – из Грузии.
Кроме этого, были депортированы: карачаевцы, балкарцы, азербайджанцы, эстонцы, литовцы и латвийцы, хемшины, русские и многие другие, – всего около 30 народов России. Несправедливость коснулась многих, ведь тысячи татар, чеченцев, калмыков, греков, армян и немцев честно воевали на фронтах Великой Отечественной или работали в тылу. Но слова Сталина «Сын за отца не отвечает» оказались лживыми: за преступления одних людей расплатились сотни тысяч других, невинных.
Из истории депортации поляков в Казахстан (первая пол. XX в.)
По переписи населения 1999 г. в Казахстане на рубеже XX - XXIвв. проживало 40 тыс. польских жителей, что составило 0,3% населения республики. Поляки более компактно проживают в Северном Казахстане: Северо-Казахстанской, Акмолинской и Костанайской областях. Больше всего поляков в Северо-Казахстанской области - 17054 чел., что составляет 2,6% населения области. Это вполне оправданно и объяснимо, поскольку именно в эту область была выселена большая часть польских граждан в 1930-е – 1940-е годы, вошедшие в историю как годы политических репрессий и депортаций.
Общество
Тысячи поляков против собственной воли оказались в казахской степи. Постановление об этом подписал Сталин в апреле 1936 года. Сегодня в Казахстане проживает 35 тысяч поляков. О том, как теперь живут потомки депортированных поляков, и их желании вернуться в Польшу рассказало Polskie Radio.Поляки в Казахстане: жизнь в степи (Polskie Radio, Польша)
28 апреля 1936 года было принято постановление, согласно которому поляков, проживающих на нынешних территориях Украины, депортировали в Казахстан. После этого последовало еще несколько волн депортаций польского населения на эти территории. Сегодня в Казахстане проживает около 35 тысяч поляков.
В 1936 году Иосиф Сталин одним росчерком пера изменил судьбы нескольких поколений поляков. 28 апреля 1936 года было принято постановление, согласно которому, поляков, проживающих на нынешних территориях Украины, депортировали в Казахстан. НКВД окружило польские деревни, людей вынудили покинуть их жилища. Поляков отправили в казахскую степь, где они были вынуждены строить землянки и жить в ужасных условиях.
На сегодняшний день в Казахстане проживает около 35 тысяч поляков. Условия жизни улучшились, но даже сейчас назвать их хорошими очень сложно. Чтобы узнать лучше, как сегодня живется потомкам депортированных поляков в Казахстане, я обратилась за комментарием к журналисту, международному аналитику, председателю Фонда Иоахима Лелевеля Пётру Косьциньскому.
— Прежде всего, расскажите, пожалуйста, подробнее, как тысячи поляков против собственной воли оказались на территории Казахстана:
— Волна массовой депортации происходила в 1936 году. В 1935 году были ликвидированы разнообразные польские учреждения в СССР. Были закрыты все газеты, которые издавались на польском языке. В Киеве была закрыта газета Sierp («Серп»), в Минске — Orka («Пахота»), в Москве — Trybuna Radziecka («Советская Трибуна»). В 1936-37 годах были проведены депортации, прежде всего, с территории современной Центральной Украины. В межвоенный период это был значительный приграничный участок. Сегодня это территории Житомирской, Винницкой, Хмельницкой областей. Людей сажали в вагоны. У них было несколько дней на то, чтобы собрать свои вещи. Их везли в Казахстан. Они доезжали до какого-то места, до какого-то пункта, к примеру, до Тайынша на севере Казахстана. Затем их везли в степь. Им приказывали построить там село. Обычно все происходило именно так. Такие села называли точка или пункт. Таких пунктов было множество, они были пронумерованы. На севере Казахстана, но также в окрестностях Нур-Султана, который ранее назывался Астаной, до сих пор можно натолкнуться на польские села. Там проживает как минимум 35 тысяч поляков.
Контекст
Польский историк: в этот день освобождения Варшавы не было, лишь сменился оккупант (DGP)
SvD: жертв сталинизма было больше, чем жертв Холокоста
Polskie Radio: целью Сталина была ликвидация Польши, а не Западная Белоруссия
— Много ли поляков вернулось на те земли, где они проживали до депортации, в послевоенное время?
— Конечно, часть вернулась в Украину. Не все смогли вернуться в свои дома. Я общался с человеком, которому удалось сбежать из Казахстана в Украину. Конечно, после 1936 года, в 1940-41 годах, были следующие волны депортаций с восточных территорий Второй Речи Посполитой в Казахстан. Те люди были гражданами Польши. Если они выжили, то могли вернуться на современную территорию Польши. В этом году мы отмечаем круглую годовщину депортации поляков, которая происходила в 1940 году. Однако те люди, которые были вывезены в 1936 году, были советскими гражданами, у них не было возможности вернуться в Польшу. Конечно, какая-то часть этих людей в рамках так называемой репатриации приехала в страну.
— В каких условиях живут сегодня поляки в Казахстане?
— Сегодняшние условия поляков в Казахстане приближены к тем, в которых живет большинство граждан этой страны. Если они проживают в городах, то, конечно, условия их жизни гораздо лучше, чем у жителей сел. В селах все еще сложно жить. Конечно, в 1936 году этим людям приходилось рыть землянки. Они копали подвалы, а над ними возводили саманные стены, это что-то наподобие кирпича из глины вперемешку с навозом. Только потом уже они строили нормальные дома. Я четыре раза посещал Казахстан, бывал в разнообразных польских деревнях, как на севере страны, в Озёрное, в Келлеровке — это польско-немецкое село, откуда уже выехали все немцы, так и в окрестностях Астаны, например, в Первомайке. На западе от Астаны расположилось несколько польских сел. Там все еще очень суровые зимы. Хотя, возможно, из-за глобального потепления зимой столбик термометра редко опускается ниже 35 градусов. Однако —25 градусов мороза зимой — это нормальная температура для этой местности. Лето очень короткое. Там суровый климат. Я думаю, что условия жизни поляков, как и всех жителей Казахстана, постепенно улучшаются.
— Поляки, которые сейчас проживают на территории Казахстана, говорят на польском или украинском языках, или преимущественно на русском?
— Преимущественно они говорят на русско-украинском. Конечно, с течением времени молодые люди больше говорят на русском языке, чем на украинском. Родным языком тех людей, которые были депортированы в 1936 году, является украинский или русский. На польском языке говорит меньшинство. К примеру, я встречал людей, которые могли молиться на польском языке, прочесть весь молитвенник, знали все молитвы, но при этом они говорили на русском. Это понятно, потому что там нет так много возможностей выучить польский. Есть учителя польского, которые были отправлены туда из Польши, но их не так много. В основном люди общаются на русском. Хотя и происходит постепенная казахизация, но русский язык преобладает. Поэтому все же основным языком остается русский с налетом украинского.
— Много ли поляков, которые проживают сейчас в Казахстане, хотят переехать в Польшу?
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Депортированные поляки на голых полях в Казахстане
Массовой депортации поляков в Казахстан исполняется 80 лет. Из западных районов Украины в Казахстан в довоенные годы было депортировано от 40 до 95 тысяч поляков (точное число не установлено). Среди них была и семья Креницких.
МАЛАЯ РАДОГОЩЬ
Леонтин Креницкий склоняется над географической картой и показывает место, где находится село, из которого была выселена его семья — отец, мать, четверо детей.
— Это средняя Украина, Каменец-Подольская область, Изясовский район, село Малое Радогощь.
Село, известное с 14-го века, делилось на правобережье с русско-украинским населением и левобережье с польским населением. У отца Леонтина Креницкого, Франца Креницкого, было четыре брата. Они работали кузнецами, имели цех по производству обуви. До революции 1917 года их нередко приглашал живший недалеко польский князь, чтобы подковать его арабских скакунов, гласит семейное предание.
К началу коллективизации в годы советской власти у отца Леонтина Креницкого было сто десятин своей земли. Он долго не хотел вступать в колхоз и вступил самым последним, но и это не спасло от грянувшей волны сталинской насильственной депортации миллионов людей.
И вот наступил июнь 1936 года. Поляков из села погрузили в вагоны для перевозки скота и повезли на восток. К моменту депортации поляков в Малой Радогощи, по рассказу Леонтина Креницкого, жило около тысячи. Депортировали не всех, а тех, «кто побогаче», кто имел родственников в Польше, кто ездил в Польшу за разными товарами. Но выселяли даже тех, кто служил, воевал в Красной армии.
На момент высылки в семье Креницких было четверо детей. Леонтин Креницкий родился уже в Казахстане.
ПРИВЕЗЛИ В ГОЛУЮ СТЕПЬ
Высылаемым полякам власти обещали, что на новом месте их ждут дома, обеспечат тяглом, скотом и они будут жить лучше, чем в Украине. Люди поверили и с собой взяли самый минимум — какую-то бытовую утварь. Однако реальность оказалась совсем другой. Привезли в Северный Казахстан — вокруг голая степь и колышек. Люди спрашивают: «А где дома?» Комендант отвечает: «Кто вам обещал, с того и спрашивайте. На этом месте будете строить село. Всё необходимое привезем».
Это место находилось в 60 километрах от Кокшетау и в 35 от Келлеровки. Вся партия депортированных состояла из 1200 поляков и 800 немцев.
Леонтин Креницкий продолжает рассказ:
— На следующий день привезли палатки и начали их ставить. Немцы оказались предусмотрительнее. Они взяли из Украины скот, мебель, швейные машины. А поляков обманули. Через какое-то время привезли стропила, доски. И сказали строить дома из самана. И что, если до осени не построитесь, погибнете. Но никто не знает, как их строить. Рядом были украинские села, основанные еще в царское время. Туда ходили и смотрели, как строить. Приехал прораб из Омска. Он стал учить, как саман делать.
Первоначально село называлось Абдильман. После смерти Максима Горького на общем собрании села было предложено переименовать в его честь. Начальство одобрило. С тех пор оно называется Горькое. В селе создали колхоз. К осени 1936 года уже стояли дома типа бараков («сталинки») на несколько семей — 18 квадратных метров на каждую. Недалеко были аулы.
— Беднота там была. Казахи только пережили Голодомор. Их загнали в колхоз, у них забрали весь скот, а опыта сеять, пахать у них не было.
Леонтин Креницкий подчеркивает, что выжить в новых, суровых условиях помогала и поддержка жителей соседних сёл, аулов. При этом обмен с ними был обоюдовыгодным. Например, с казахами делились опытом разного ремесленничества.
Условия в Северном Казахстане сильно отличались от тех, что были в Украине.
— Зимой минус 45 градусов. Сейчас там таких морозов нет. Одежды даже соответствующей не было. Жизнь заставила научиться валять валенки, делать кожухи.
На первых порах ничего выращенного своими руками не было. Хлеб, зерно привозили и раздавали на каждую семью. Скотину не дали. Каждый сам покупал в соседних селениях. Построили медпункт, магазин. Засевать поля в новом колхозе начали на следующий год. Зимой до начала посевной был голод. Было много умерших. В 37-м умер семилетний старший брат Вацлав, вскоре — брат Владислав.
Первое время колхозники пахали землю быками, лошадьми и даже коровами. В 18 километрах была машинно-тракторная станция. Оттуда через год получили первый трактор.
Депортированные поляки и немцы получили статус спецпереселенцев. У них сразу отобрали документы, чтобы не сбежали. Без письменного разрешения дальше километра от села выезжать было запрещено. Иначе тюрьма. Они не имели избирательных прав, в армию их не брали, в институты и техникумы не принимали. Административный надзор осуществлял комендант.
Так продолжалось до самой смерти советского диктатора Иосифа Сталина. С 1953 года началось послабление. В 1956 году поляков признали жертвами политических репрессий. Причем постановление вышло под грифом «секретно».
В ДОБРОВОЛЬНОЙ ССЫЛКЕ
Жена Леонтина Креницкого, Валентина, наполовину полька. Ее отец поляк, мать русская. Ее отец Альбин Якубинский еще до войны окончил в Киеве учительский институт на польском языке. Когда узнал, что поляков выселили в Казахстан, добровольно отправился вслед за ними, чтобы преподавать им родной язык.
«Какой польский, дорогой? Будешь учить русскому!» — одернуло его местное начальство. — «Я знаю польский и украинский, а русского не знаю». — «Научишься!»
Так он стал учителем русского языка и литературы. Позже был директором одной из сельских школ в Кокчетавской области.
В годы войны Альбин Якубинский вступил в Войско Польское, формировавшееся в СССР, и участвовал в разгроме гитлеровской Германии. Имел звание поручика артиллерии, дошел до Дрездена. После войны служил под Познанью в Польше, имел возможность остаться там, однако вынужден был вернуться в Казахстан, где ждали его жена Александра и дочь Раиса.
ПОСЛЕ 56-ГО
После секретной реабилитации жизнь в Горьком стала налаживаться. Колхоз укрепился. Стало больше скота, техники (тракторы, комбайны). Леонтин Креницкий работал с малых лет. В десять лет уже пахал на быках. Затем трудился помощником комбайнера. В 1963 году его призвали в армию. После демобилизации готовился поступать в сельскохозяйственный институт. Служить он заканчивал в Ташкенте, и его друг уговорил поступать вместе в школу милиции.
Окончил ее с отличием. Затем учеба в Высшей школе МВД, работа на различных руководящих должностях в правоохранительных органах. На пенсию ушел в звании полковника с выслугой 32 года. После переезда сына в Алматы тоже перебрался туда с женой Валентиной.
— Как переехали, приходит вызов из Польши на постоянное место жительство. Я подавал документы еще в Ташкенте. Они рассматривались четыре года. Искали мне место под солнцем. Мы решили не уезжать, хотя сын уговаривал. Там пенсию дают. И мне, и жене. На наши деньги 800 злотых. Но ехать опять туда и жить на копейки не захотел.
Дочь Яна сейчас живет с семьей в Польше. Окончила там университет. Жизнь семерых выживших в детстве сестер и братьев Леонтина Креницкого сложилась по-разному.
— Валентина работала в колхозе. Стася работала учительницей, на пенсию уходила директором сельского детского сада. Полина окончила медицинский техникум. Галина заведовала сельской почтой. Брат после учебы в кинотехникуме работал киномехаником. Маня окончила индустриальный техникум и работала на заводе.
В семье Креницких дома говорили по-польски. Поэтому польским Леонтин Креницкий владеет с детства. Когда в Ташкенте при культурном центре открылся польский класс, стал туда ходить, чтобы подтянуть знания языка. Хотя работа не позволяла делать это регулярно. В Алматы Леонтин Креницкий участвует в работе Центра польской культуры «Вензь».
Родители Леонтина Креницкого так и остались жить в селе Горьком до самой смерти. Словно оторванные от прежних корней, они не стали возвращаться в Малую Радогощь.
Семь дней в Алматы с Польшей
С 1795 по 1918 год Польша после ряда исторических событий не имела собственной государственности. Ее земли находились в составе России, Пруссии / Германской империи и Австрии/Австро-Венгрии. В 2018 году Польша отмечает столетие восстановления своей независимости. День независимости празднуется 11 ноября. Этой знаменательной дате посвящена Неделя Польши, которая проводится в Алматы с 24 апреля по 1 мая. Одних только гостей из Польши на ней 50 человек. В программе Недели — выставка польской истории, встречи польской и казахстанской научной общественности, святая месса в римско-католической церкви, открытие построенной Польшей спортивной площадки, выступление фольклорного ансамбля из Польши, мастер-классы польских поваров, демонстрация польских фильмов.
Фоторепортаж Азаттыка рассказывает о том, как проходили некоторые из уже состоявшихся мероприятий.
Показать больше Сократить текст2 На выставке представлены фотографии из архивов и музеев Польши и Великобритании о судьбах поляков с момента подписания в 1939 году пакта Молотова — Риббентропа между СССР и Германией до создания на территории Советского Союза польской армии. Во главе этой армии был польский генерал Владислав Андерс, который в сентябре 1939 года попал в советский плен и до августа 1941 года находился в тюрьме НКВД.
Армия Андерса была создана на основе договора между советским правительством и польским правительством в изгнании и просуществовала до 1946 года. В нее вошли польские граждане, оказавшиеся на территории СССР, многие из которых до этого находились в заключении в сталинских лагерях или в ссылке. Владислав Андерс отказался воевать вместе с Красной армией, и после вывода его армии в Иран она в составе британской армии воевала на итальянском фронте Второй мировой войны.
Депортация поляков: 80 лет в Казахстане
В Алматы проходят мероприятия, посвященные 80-летию депортации поляков. О нескольких из них – в фоторепортаже Азаттыка.
Хотя отдельные поляки жили и трудились в границах нынешнего Казахстана
еще в царский период истории Российской империи, основная масса поляков в Казахстан попала в результате депортаций. Первая из них – в 1936 году, затем в 1939–1941 годах. Всего же в Казахстане к началу войны в 1941 году насчитывалось не менее 100 тысяч поляков. После окончания войны тем, кто имел гражданство Польши, разрешили уехать в Польшу. Поляки с советским гражданством в основном остались в Казахстане.
Показать больше Сократить текст
1 Месса в Римско-католическом соборе прихода Пресвятой Троицы по случаю 80-летия депортации поляков. Алматы, 5 ноября 2016 года.
2 Отец Элиот Марецки (стоит на кафедре) и настоятель прихода Непорочного Зачатия Девы Марии (город Капшагай) отец Артур Зарась (на заднем плане). Месса в Римско-католическом соборе прихода Пресвятой Троицы совершалась на польском языке. Алматы, 5 ноября 2016 года.
3 В соборе есть уголок истории и реликвий католиков Южного Казахстана. Там выставлены и предметы поляков, привезенные из мест их проживания до депортации. Например, этот молитвенник на польском языке 1931 года издания из семейного архива Вереники Кардаш из поселка Жанашар (Алматинская область).
4 Генеральный консул в Алматы, титулярный посол Анджей Папеж выступает на открытии мероприятий, посвященных 80-летию депортации поляков. Алматы, 4 ноября 2016 года.
5 Из Польши в Алматы приехала группа поляков. В том числе и представители государственной организации "Совет по делам ветеранов и репрессированных". Совет учредил медаль Pro patria, которую и вручил нескольким активистам культурных центров поляков в Казахстане и нескольким представителям других народов. У микрофона Магдалена Бригида Мерта из Совета, которая зачитывает фамилии награжденных.
6 Президент Союза сибиряков Кордиан Юзеф Борейко вручает почетный знак сибиряка. Алматы, 4 ноября 2016 года.
7 Среди награжденных медалью Pro patria были и супруги Кикинадзе – Амирия и Аслан (на фото в центре). Они турки, живут недалеко от Мерке в Жамбылской области. Они бесплатно отдали свою землю для польского кладбища и ухаживают за могилами на нём.
8 Кадр из документального фильма «Братья» Войцеха Староня (Польша). Режиссер работал над ним восемь лет, и фильм участвовал в нескольких международных кинофестивалях, на трех из которых (в Локарно, Лейпциге, Минске) получил призы. Фильм рассказывает о моментах жизни двух братьев – Альфонса и Мечислава Кулаковских. Их отец был арестован НКВД в 1928 году, а его семью сослали в Сибирь. Оттуда Альфонс и Мечислав бежали в Казахстан. Позднее Альфонс стал художником, а Мечислав - геодезистом. В 1999 году они репатриировались в Польшу. Сейчас живут в доме для престарелых (младшему, Альфонсу, 89 лет). В фильме сцены из жизни братьев в Польше перемежаются кадрами любительских фильмов, которые на протяжении жизни снимал Мечислав.
9 После показа документального фильма «Братья» один из его героев - известный польский художник Альфонс Кулаковский - беседует с алматинским писателем Юрием Серебрянским (слева). Выставки Альфонса Кулаковского проходили в Москве, Ленинграде, Самаре, Казани, Саратове, Варшаве, Кракове, Брюсселе. В Польше его творчество сравнивают с картинами Марка Шагала, Анри Матисса, Ван Гога. В фильме показан эпизод пожара, который случился в 2009 году в доме, в котором жили братья. Сгорели почти шесть тысяч картин и сотни эскизов Альфонса. Алматы, 4 ноября 2016 года.
10 Научно-теоретическая конференция, посвященная 80-летию депортации в Казахстан. Профессор Казахского национального педагогического университета имени Абая Султан Урашев выступил с докладом «Поляки в Казахстане: вместе с 19-го века». Ранее он опубликовал несколько статей о поляках, живших в Казахстане. Например, об офицере русской армии (еще в царское время) Иване Ягелло. Алматы, 5 ноября 2016 года.
11 Весной этого года из Польши приезжала фотограф Ивона Войдовская, чтобы сфотографировать представителей польской диаспоры, их дома, кладбища. 4–6 ноября из ее работ в Алматы была организована выставка «Депортированные».
12 В одном из ресторанов Алматы генеральный консул Польши в Алматы Анджей Папеж устроил торжественный прием. Алматы, 4 ноября 2016 года.
Как поляки пришли в Казахстан?
Такой вопрос мне задают довольно часто, когда узнают что я поляк.
Этим постом отвечу и на вопрос и внесу свой вклад к 70-летию Победы над немецкими фашистами и их пособниками во Второй Мировой войне.
Поляки в Казахстан (в основной своей массе) пришли по чужой воле. После начала войны в 1939 году к СССР отошла Восточная Польша, ставшая Западной Украиной и Белоруссией. На этой территории проживало много поляков. Жили они своими селами и хозяйствами, в городах они были как интеллигенцией, так и в гос.администрации. Вот они и стали первой волной выселенных. Затем были и другие волны, говорят вплоть до начала 50-х годов.
Вот так представляли большевиков в Польше. Надпись на плакате: Вы хотите, чтобы так стало с вашими женами и детьми? Всеми силами боритесь с большевизмом!
Многие военнопленные поляки тоже были высланы на восток.
Феликс Кай-Кржевинский. "Польские пленные на пути в Сибирь". 1940 г.
В Казахстане селились в сельской местности, занимались сельским хозяйством. Часть ушла в 41-42 году с армией генерала Андерса в Иран и дальше. Но многие остались, особенно из простых крестьян.
Феликс Кай-Кржевинский. "Голодная степь. Казахстан". 1945 г.
Депортированные поляки в Средней Азии. На картине предположительно сестра художника Элизабет Кржевинская.
Почти все поляки к настоящему времени язык уже забыли, старики только помнят немного. Но практически все сохранили нашу Христианскую католическую веру.
Сейчас с этим проблем нет - есть и костелы, и ксензы, и епископы, и нунций из Ватикана. И даже сам Папа Иоанн Павел (кстати он был поляк!) приезжал в Астану!
Кто хочет почитать подробнее, посмотрите по ссылкам. Там с документами и датами пишут настоящие историки.
- По изысканиям казахстанских ученых с февраля 1940 г. по июнь 1941 г., на территорию КазССР было депортировано от 60 тыс. до 102 тыс. именно польских граждан (среди которых было немало украинцев и евреев). По мнению польских историков (только по их «предварительным подсчетам), в Казахстан тогда было депортировано 200 тысяч поляков.
Этот факт (не упоминавшийся ни в одном исследовании) вплоть до начала 21-го века считался военной тайной. Связан он с двумя документами: амнистией польских граждан в августе 1941 года и соглашением тогдашнего польского премьер-министра Владислава Сикорского с И. В. Сталиным в середине декабря 1941-го, согласно которому численность Польской армии было решено довести до 96 тыс. человек.
автор статьи - Алексей Волков — чрезвычайный и полномочный посол Казахстана в Польше.
Поляки в Казахстане - статья в Википедии, правда небольшая.
Депортация поляков в казахстан
Ассамблея народа Казахстана Медиаконтент Проекты Этно СМИ Библиотека Тезисы Мультимедиа Фотогалерея Видеогалерея ИнфографикаПоляки в Казахстане: Жизнь в степи
Тысячи поляков против собственной воли оказались в казахской степи. Постановление об этом подписал Сталин в апреле 1936 года. Сегодня в Казахстане проживает 35 тысяч поляков. О том, как теперь живут потомки депортированных поляков, и их желании вернуться в Польшу рассказало Polskie Radio.
28 апреля 1936 года было принято постановление, согласно которому поляков, проживающих на нынешних территориях Украины, депортировали в Казахстан. После этого последовало еще несколько волн депортаций польского населения на эти территории. Сегодня в Казахстане проживает около 35 тысяч поляков.
В 1936 году Иосиф Сталин одним росчерком пера изменил судьбы нескольких поколений поляков. 28 апреля 1936 года было принято постановление, согласно которому, поляков, проживающих на нынешних территориях Украины, депортировали в Казахстан. НКВД окружило польские деревни, людей вынудили покинуть их жилища. Поляков отправили в казахскую степь, где они были вынуждены строить землянки и жить в ужасных условиях.
На сегодняшний день в Казахстане проживает около 35 тысяч поляков. Чтобы узнать лучше, как сегодня живется потомкам депортированных поляков в Казахстане, я обратилась за комментарием к журналисту, международному аналитику, председателю Фонда Иоахима Лелевеля Пётру Косьциньскому.
— Прежде всего, расскажите, пожалуйста, подробнее, как тысячи поляков против собственной воли оказались на территории Казахстана?
— Волна массовой депортации происходила в 1936 году. В 1935 году были ликвидированы разнообразные польские учреждения в СССР. Были закрыты все газеты, которые издавались на польском языке. В Киеве была закрыта газета Sierp («Серп»), в Минске — Orka («Пахота»), в Москве — Trybuna Radziecka («Советская Трибуна»). В 1936-37 годах были проведены депортации, прежде всего, с территории современной Центральной Украины. В межвоенный период это был значительный приграничный участок. Сегодня это территории Житомирской, Винницкой, Хмельницкой областей. Людей сажали в вагоны. У них было несколько дней на то, чтобы собрать свои вещи. Их везли в Казахстан. Они доезжали до какого-то места, до какого-то пункта, к примеру, до Тайынша на севере Казахстана. Затем их везли в степь. Им приказывали построить там село. Обычно все происходило именно так. Такие села называли точка или пункт. Таких пунктов было множество, они были пронумерованы. На севере Казахстана, но также в окрестностях Нур-Султана, который ранее назывался Астаной, до сих пор можно натолкнуться на польские села. Там проживает как минимум 35 тысяч поляков.
— Много ли поляков вернулось на те земли, где они проживали до депортации, в послевоенное время?
— Конечно, часть вернулась в Украину. Не все смогли вернуться в свои дома. Я общался с человеком, которому удалось сбежать из Казахстана в Украину. Конечно, после 1936 года, в 1940-41 годах, были следующие волны депортаций с восточных территорий Второй Речи Посполитой в Казахстан. Те люди были гражданами Польши. Если они выжили, то могли вернуться на современную территорию Польши. В этом году мы отмечаем круглую годовщину депортации поляков, которая происходила в 1940 году. Однако те люди, которые были вывезены в 1936 году, были советскими гражданами, у них не было возможности вернуться в Польшу. Конечно, какая-то часть этих людей в рамках так называемой репатриации приехала в страну.
— В каких условиях живут сегодня поляки в Казахстане?
— Сегодняшние условия поляков в Казахстане приближены к тем, в которых живет большинство граждан этой страны. Если они проживают в городах, то, конечно, условия их жизни гораздо лучше, чем у жителей сел. В селах все еще сложно жить. Конечно, в 1936 году этим людям приходилось рыть землянки. Они копали подвалы, а над ними возводили саманные стены, это что-то наподобие кирпича из глины вперемешку с навозом. Только потом уже они строили нормальные дома. Я четыре раза посещал Казахстан, бывал в разнообразных польских деревнях, как на севере страны, в Озёрное, в Келлеровке — это польско-немецкое село, откуда уже выехали все немцы, так и в окрестностях Астаны, например, в Первомайке. На западе от Астаны расположилось несколько польских сел. Там все еще очень суровые зимы. Хотя, возможно, из-за глобального потепления зимой столбик термометра редко опускается ниже 35 градусов. Однако —25 градусов мороза зимой — это нормальная температура для этой местности. Лето очень короткое. Там суровый климат. Я думаю, что условия жизни поляков, как и всех жителей Казахстана, постепенно улучшаются.
— Поляки, которые сейчас проживают на территории Казахстана, говорят на польском или украинском языках, или преимущественно на русском?
— Преимущественно они говорят на русско-украинском. Конечно, с течением времени молодые люди больше говорят на русском языке, чем на украинском. Родным языком тех людей, которые были депортированы в 1936 году, является украинский или русский. На польском языке говорит меньшинство. К примеру, я встречал людей, которые могли молиться на польском языке, прочесть весь молитвенник, знали все молитвы, но при этом они говорили на русском. Это понятно, потому что там нет так много возможностей выучить польский. Есть учителя польского, которые были отправлены туда из Польши, но их не так много. В основном люди общаются на русском. Хотя и происходит постепенная казахизация, но русский язык преобладает. Поэтому все же основным языком остается русский с налетом украинского.
— Много ли поляков, которые проживают сейчас в Казахстане, хотят переехать в Польшу?
Читайте также: