Депортация народов в казахстан в
Казахстан 1 мая отмечает День единства народа, символизирующий дружбу и взаимопонимание между представителями всех казахстанских этносов. При сталинском режиме в разные годы в Казахстан были депортированы целые народы, которых выгружали прямо из грязных вагонов в голой степи, безо всяких условий к существованию. По сути, история депортаций - это история появления многонационального государства.
По данным историка Жулдузбека Абылхожина, озвученных на лекции "Живая память", которая была организована культурологическим лекторием Open Mind, первым депортированным в Казахстан народом считаются поляки. Весной 1936 года с пограничных районов Украинской ССР было насильственно выселено 36 тысяч поляков, весной 1940 года и в начале 1941 года из Западной Белоруссии и Западной Украины депортировано еще примерно 60 тысяч, в 1942 году переселены две тысячи людей из Саратовской области.
С 1937 года началась депортация корейцев из Дальнего Востока в Казахстан, большей частью в Узбекистан и частично в Таджикистан. Если в 1926 году в республике было всего 46 корейцев, то в 1939 году насчитывалось уже 98 453 человека.
С 1938 по 1939 год из приграничных районов Турции и Ирана переселяли иранцев и азербайджанцев.
По словам историка, самой масштабной депортацией принято считать депортацию немцев. В Казахстан их было депортировано 445 тысяч человек, но, как отмечает Абылхожин, по факту немцев было намного больше.
Весной 1944 года были депортированы народы Северного Кавказа, самой крупной депортацией называется депортация чеченцев и ингушей. Операция по переселению носила название "Чечевица", которая проходила в очень тяжелых условиях: людей увозили в товарных холодных вагонах, предназначенных для скота, с собой можно было взять ограниченное количество вещей, многие умерли от голода и холода.
По информации историка, в Казахстан прибыло 411 тысяч человек, в дороге умерло 1 272 человека. В стране на 1 января 1953 года проживало: немцев - 448 тысяч, чеченцев - 245 тысяч, ингушей - 81 тысяча, карачаевцев - 36 тысяч, балкарцев - 17 тысяч, греков и турков - 38 тысяч, поляков - 36 тысяч, грузин - 44 тысячи, курдов - 5 530, татар - 2 511, армян - 575. Абылхожин отмечает, что всего депортированных насчитывалось около миллиона человек.
По мнению историка Павла Поляна, в СССР тотальной депортации (когда депортации подвергается не часть группы (класса, этноса, конфессии), а практически вся она полностью) были подвергнуты десять народов: корейцы, немцы, финны-ингерманландцы, карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары и турки-месхетинцы. Из них семь - немцы, карачаевцы, калмыки, ингуши, чеченцы, балкарцы и крымские татары - лишились при этом и своих национальных автономий.
В той или иной мере, депортациям в СССР подверглось еще множество других этнических, этноконфессиональных и социальных категорий советских граждан: казаки, "кулаки" самых разных национальностей, поляки, азербайджанцы, курды, китайцы, русские, иранцы, евреи-ирани, украинцы, молдаване, литовцы, латыши, эстонцы, греки, болгары, армяне, кабардинцы, хемшины, армяне-"дашнаки", турки, таджики и другие.
*Рассказ опубликован на страницах журнала "Ałmatyński Kurier Polonijny".
Мои родители родились на Украине. В 1936 году мать переселили из Хмельницкой области Шепетовского района, села Городыще. Отец родился в Житомирской области, Емельчинском районе, в селе Катырыновка. Мать рано осталась без родителей, а мой отец - без отца. До депортации отец работал, как он говорил, в соседнем районе, в селе Боголюбовке, на хозяина. В 1936 году отцу было 28 лет, он хотел жениться, но хозяину, а вместе с ним отцу объявили о переселении в Казахстан. Его мать, три сестры и брат остались на Украине. Моя мама до 1936 года работала в Шепетовке. Встречалась с парнем, они вместе работали на сахарном заводе. Хотели пожениться. В один из вечеров, когда жених провожал ее домой, к мостику через речку подъехал "черный воронок", его арестовали и увезли. За что, куда - неизвестно.
Депортировали маму с семьей старшего брата. По распределению на железнодорожной станции Тайнча отца направили в точку № 2, впоследствии село Донецкое. Маму - в точку № 4, названную позже село Подольское. Здесь, в Казахстане, родители познакомились и вскоре поженились. Отец переехал жить в Подольское, где они прожили всю свою жизнь. Дальнейший мой рассказ о родителях похож на судьбы всех депортированных.
В конце мая 1936 года объявили о переселении. На сбор дали три дня. Разрешалось брать с собой все: коров, кур, коз, лошадей. Через три дня подогнали подводы и повезли на железнодорожную станцию в сопровождении верховых милиционеров. Утром прибыли на станцию прямо на погрузку. На путях стояли телячьи вагоны с раздвижными дверьми, четыре узких окна вверху. Загружали людей по 10-15 семей в один вагон. С собой в вагон можно было взять только постель, остальные вещи были сложены в конце эшелона. Скот, домашний скарб - в последние вагоны. В каждом вагоне по одному милиционеру, а станция оцеплена людьми в форме.
Мама рассказывала, что в ходе посадки женщины плакали, кричали, а особенно перед самой отправкой плакали не только женщины, дети, старики, прощаясь с родным домом, с родными краями, но и взрослые мужчины, не раз уже сталкивавшиеся с трудностями. Ехали долго, поезд часто останавливался. Остановки короткие - накормить, напоить людей и скот - в конце эшелона цистерна с водой. Во время остановки люди в поле разводили костры, готовили горячую пищу. У сопровождавших милиционеров были свистки. Услышав два свистка и команду "по вагонам", люди бросали все и бежали в вагоны.
В начале июня поезд прибыл на станцию Тайнча в Северном Казахстане. Прозвучала команда "разгружаться". На станции стояли большие зеленые палатки, подводы, запряженные лошадьми, быками, машины-полуторки. Когда из поезда выгрузили последние вещи, эшелон уехал. Как вдруг небо потемнело, заревел скот, люди заволновались, стали плакать. "Конец света!" - запричитали старушки. Оказывается, это было солнечное затмение. От станции Тайнча переселенцев отвезли за 20 километров в степь. Везли степной дорогой, кругом ковыль, в небе жаворонки, целые поляны земляники, ни деревца, ни тени, ни строений. Такого на Украине люди никогда не видели. Выгрузили в голой, бескрайней степи у единственного колодца, где были вбиты лишь колышки. Мама, как уже говорилось выше, попала в точку, где был вбит колышек с цифрой 4, а отец - с цифрой 2.
На обустройство дали три дня, установили палатки. Палатки белые, которые могли защитить лишь от солнца, и большие - зеленые. Сначала жили в палатках, но практически сразу же стали строить землянки. В одной землянке проживали две-три семьи, примерно 12-20 человек.
Для того, чтобы приготовить кушать, копали яму из дерна делали печку. Топили бурьяном и кизяком (высушенный навоз животных), который собирали в степи и неподалеку от старых сел. На четвертый день сбор у комендантской палатки. Здесь представили троих стрелков и коменданта, который сказал: "Забудьте о возвращении!" - и сразу предупредил, что зимы здесь очень суровые, морозы до 40-50 градусов, страшные бураны, каких на Украине никогда не видели. С этого дня глава каждой семьи должен был один раз в неделю отмечаться в комендатуре. А на работу надо было выходить всем, кроме кормящих матерей. Здесь же была поставлена задача построить жилье, школу, больницу, сарай для скота. Люди недоумевали: как и из чего строить? Тут же на земле был начерчен эскиз "двухквартирного дома" - "сталинки". Строили из самана (сушеный на солнце кирпич, сделанный из глины и сухой травы). Таким было начало основания нашего села, значившегося "точкой № 4". А всего таких точек в нашем бывшем Чкаловском районе Кокчетавской области было 13.
В первые месяцы умирало очень много людей, особенно дети. Хоронили родных и близких в степи, не имея возможности поставить крест - не из чего было.
Рядом с нашим селом был казахский аул - соседи нечасто наведывались - опасались властей, да и языковой барьер мешал. Зато дети быстро наладили отношения, наши дети учили казахских русскому языку, а они угощали куртом и баурсаками. Казахи приезжали в село (спецпереселенец не имел права без пропуска выходить за пределы села), и переселенцы меняли свои вещи на хлеб, на продукты питания, строительные материалы. Переселенцев местные жители не обижали, наоборот, старались хоть чем-нибудь помочь. Относились дружелюбно. Мальчишки, познакомившись со сверстниками-аульчанами, дружили, поддерживали отношения.
В первые годы войны мужчин из переселенцев на фронт не брали, они были мобилизованы в трудармию. В основном в Нижний Тагил. Как рассказывал отец, в трудармии давали скудный паек, хлеба давали очень мало, и это все при тяжелом физическом труде. Люди умирали от тяжелого труда и от истощения.
Мне хорошо запомнилось, когда к Рождеству, как у нас говорили, на вигилию, мама готовила рыбные блюда. Мы, дети, им очень радовались, а отец не хотел есть рыбу, а особенно камбалу. Я никак не мог понять - почему? Ведь рыбные блюда у нас на столе встречались нечасто. Ел и камбалу, мне она очень нравилась, была очень вкусной, а главное - мало костей, а отец на нее даже не хотел смотреть. Вначале мы думали, что отец специально не ел, чтобы нам больше досталось. После неоднократных расспросов отец ответил: "Я ее в трудармии наелся на всю свою жизнь".
После мобилизации в трудармию в селе остались престарелые мужчины, женщины, дети. Вся тяжесть легла на их плечи. Подростки в возрасте 13 лет тоже обязаны были трудиться. День и ночь от мала до велика все трудились для фронта. Тыл помогал фронту чем мог: вязали носки, шили рукавицы. Возросли налоги: на танковую колонну, военный налог. Надо было сдавать топленое масло, мясо, яйца, кожу.
Когда отца мобилизовали, мама осталась одна с тремя малыми детьми. Нужно было платить налоги и растить детей. Тех, кто не платил налоги, вызывали после работы в контору, в сельский совет, где комендант, председатель сельского совета требовали сдачи налогов, спрашивая: сколько сдашь и когда. Маму тоже вызывали, она объясняла, что муж в трудармии, живет с тремя детьми очень бедно. В очередной раз ее вызвали в контору к уполномоченному, который предложил посмотреть, как она живет. А жила она очень бедно с тремя детьми, в хозяйстве была одна лишь корова-кормилица. Маме предлагали продать корову и заплатить налог. Посмотрев, он сказал: я такого не ожидал никогда, даже не мог подумать. Мать, продашь корову - потеряешь детей, сохранишь корову - спасешь детей. Сказав это, ушел.
Мама собирала молоко, делала сыр, масло для продажи в Тайнче или у проходящих поездов. Оставив детей, ночью 20 километров пешком шла к поезду и продавала. Также обратно возвращалась пешком домой, не оглядываясь, потому что хорошо знала, что ее никто не подвезет. Таким образом платила налоги. В очередной раз продала масло и возвращалась домой, ее остановили милиционеры для выяснения личности. Спросили фамилию. Кулаковская - значит, из кулаков. Куда? Зачем? Мама объяснила. Пока отпустили, времени прошло достаточно. Естественно, мама очень переживала за детей. Пришла домой, когда соседи уже были на работе, а она просила их присмотреть за детьми. Со старшими все было в порядке, а младший лежал и только всхлипывал. Что ни делала, он умер.
Мама очень плакала, упрекала себя. Его она очень любила, он был смышленым, веселым, красивым и кудрявым мальчиком. Много раз я с волнением слушал это воспоминание, как мама себя корила, упрекала, как переживала, как остановили милиционеры, как пришла домой, а он, Витя, уже только всхлипывал. Последний раз это воспоминание слушал в конце ноября 1980 года, а 7 декабря 1980 года мамы не стало. Так с этой своей болью она ушла из этого мира.
В 1946 году мама вынуждена была все же продать корову. В этом году стали возвращаться выжившие трудармейцы, в том числе и наш отец. С Нижнего Тагила до Тайнчи он доехал поездом. Дальше до села пешком. Доходя до речки Чаглинки, отец увидел мужчину и женщину, ведущих за собой на веревке корову. Он сразу узнал свою корову. Начал расспрашивать: где и у кого купили? Когда они ему рассказали, отец сказал, что он муж этой женщины и хозяин этой коровы. Отдав им деньги и забрав корову, вернулся с ней домой. Была великая радость: отец и кормилица вернулись!
В 1947 году разрешили уехать на Украину. Многие этим воспользовались. Хотел уехать старший брат матери, но никак не мог продать дом. Решил его оставить и ехать. Приехав в Тайнчу, билетов не купили, и их вернули обратно, так как разрешение на выезд уже отменили. У дяди 8 июля 1936 года родилась дочь, ее назвали Надя - надежда на возвращение. Но этой мечте не суждено было осуществиться.
В 1956 году отменили комендантский надзор. Последующие законы, связанные с реабилитацией депортированных поляков, приняты уже после смерти родителей. Спецпереселенцы пережили голод, холод, страдания, унижения, смерть близких людей. Не раз задавался вопросом: почему в таких условиях люди выжили, основали село, колхоз, воспитали детей, сохранили, несмотря ни на что, свои обычаи, традиции, культуру? Ответ таков: жили дружно, помогая друг другу во всем.
Депортация польского народа
В марте 2016 года Сенатом Польши было утверждено постановление о восьмидесятой годовщине первого насильственного переселения поляков в земли казахской республики.
Первыми депортированными стали польские осадники. Они были высланы в казахские степи вместе с семьями. Решение относительно депортации поляков было принято советом народных комиссаров 05.12.1939 г. В принятом постановлении говорилось о необходимости создания специальных поселений для 21 тыс. семей польских осадников. В каждом из спецпоселков планировалось расселить до пятисот польских семей. На подготовку спецоперации по депортации поляков ушло 60 дней.
После одобрения инструкции НКВД, арест и последующая за ним депортация поляков должна была осуществиться в течение одних только суток. Все имущество, ранее принадлежавшее осадникам, было конфисковано.
Значительное количество депортированных поляков, которым был присвоен статус спецпоселенцев, зимней стужей оказалось в суровых казахских степях. Медобслуживание и продовольственное оснащение не было налажено. На этом фоне немалое количество депортированных в Казахстан поляков погибло. Условия работы в специальных посёлках Казахстана почти ничем не отличались от условий работы в лагерях.
Покидать спецпоселок депортированные права не имели.
Вторая депортация была начата 7.03.1940 г. На этот раз в ссылку отправлялись:
- бывшие военнопленные;
- офицеры;
- заключённые тюрем;
- помещики.
В обязанность казахстанского совнаркома входило обеспечение 25 тысяч польских семей жильём и постоянной работой. В основном людей трудоустраивали на предприятиях цветной металлургии и лесной промышленности.
Сегодня в Казахстане проживает 32263 поляков. Современные поляки живут в крупных городах. Также на территории Казахстана действует крупная польская община. В 2006 году во всех городах Казахстана был проведен крупный фестиваль польской культуры.
Депортация народов в Казахстан
Депортация немецкого народа
Переселение немцев было осуществлено на заре 40-х годов. Помимо казахских земель, немцев переселяли в Омскую и Новосибирскую области. В Казахстане немцев расселяли по следующим областям:
- Семипалатинская.
- Целиноградская.
- Павлодарская.
- Джамбульская.
- Костанайская.
Депортированным немцам присваивался статус спецпоселенцев. Указом от 30.12.1955 г. статус спецпоселенцев был с немцев снят. С этих пор де-юре люди получили разрешение жить там, где они желают. Но на самом деле депортированные немцы не имели права покидать место своей ссылки.
Немцы-спецпоселенцы в Казахстане. 1954 г.
Отношение местного населения к немцам менялось постепенно. Если в 40-е годы к представителям этого народа относились с недоверием, то уже во второй половине 50-х годов в казахстанские школы вернулось преподавание немецкого языка. Даже казахский язык не преподавался так активно, как немецкий.
Взаимоотношения людей на бытовом уровне оставались дружескими. Многие казахстанцы свидетельствуют о том, что многому научились именно у депортированных немцев. Представители этого народа оказали серьёзное влияние на культуру Казахстана.
Сегодня в Казахстане проживает 181958 немцев. На фоне последних событий в Европе этнические немцы, родители которых некогда были депортированы в Казахстан, возвращаются в эту страну из Германии вместе со своими семьями. Они селятся в основном на территории живописного курортного посёлка Боровое.
Немного истории
Сегодня Россия, Казахстан и многие другие страны СНГ активно популяризируют различные программы переселения, актуальные для соотечественников. Основной целью большинства программ является восстановление исторической справедливости. Но не менее приоритетной целью является переселение соотечественников в слаборазвитые регионы страны.
Из истории известно, что первым популяризатором идеи переселения народов на необжитые территории был реформатор П.А. Столыпин.
В мае 1911 года был издан закон, предполагающий расширение прав комиссий по землеустройству. Новый закон предполагал разрушение крестьянской общины и увеличение числа владельцев земли. Для решения проблемы малоземелья предполагалось переселение крестьян в среднеазиатские и сибирские земли. Также предполагалось активное развитие ремесленных и кустарных крестьянских хозяйств. Это могло способствовать уменьшению потребности крестьян в земле.
Почему именно Казахстан был выбран для депортации народов СССР
Александр Солженицын в книге «Архипелаг ГУЛАГ» писал: «Куда же ссылали нации? Охотно и много — в Казахстан, и тут вместе с обычными ссыльными они составили добрую половину республики, так что с успехом её можно было теперь называть Казэкстан». За три десятилетия в Казахстане оказались несколько миллионов человек.
В 1921 г. в Казахстане начался голод. Виной тому были засуха, погубившая урожай, и насильственная конфискация скота новым правительством. За два года погибло около миллиона человек. Через десятилетие голод вернется. Новый голодомор вызовет коллективизация, политика по «уничтожению кулачества как класса», и очередная волна конфискации скота. В начале 30-х погибли около двух миллионов человек.
За десятилетие нация сократилась почти вполовину. Советское правительство решило заселить огромные пустующие территории «неугодными» людьми из других регионов.
Во время первой волны депортации в Казахстан переселяли в основном кулаков и их семьи. Малонаселенные территории необходимо было поднимать, причем советскими методами, то есть максимально быстро. Нужна была рабочая сила, желательно дешевая.
Подобную схему позже возьмут на вооружение немцы, депортировавшие людей с оккупированных территорий. В Казахстане многие советские граждане трудились действительно на совесть, считая, что старанием они докажут лояльность к режиму и заслужат возвращение в родные края.
Первых переселенцев селили в коровниках, бараках, многих подселяли к местным. По воспоминаниям, казахи сочувствовали людям, оказавшимся вдали от родины.
Будущий нарком Ежов в Казахстане
Возможно, Казахстан в качестве места, куда ссылали неугодные народы, был выбран не только из-за пустующих территорий. В республике начал свою карьеру будущий всесильный нарком Ежов.
Он работал секретарем Семипалатинского губкома, а с 1924 г. – заведующим оргинструкторским отделом Казкрайкома партии. Ежов добивается закрытия популярной местной газеты «Ак жол», настаивает на отставке многих известных военных деятелей Казахстана, постоянно пишет письма на имя партийной верхушки. В письмах он жалуется на «отсутствие здоровых партийных сил». Летом 1925 г. после снятия первого секретаря Казкрайкома и назначением нового Ежов был фактически главой республики. За это время он успел снять с постов многих казахов, знавших специфику края и имевших опыт руководящей работы.
При нем начались депортации и аресты обеспеченных казахов. Репрессии продолжил первый секретарь партии Голощекин. Именно его политика спровоцировала второй голод в стране.
Активная деятельность Ежова в Казахстане помогла ему занять хороший пост в Москве. Но Казахстан остался в поле его интересов.
Создание сети лагерей
При Ежове в Казахстане начали создаваться лагеря, которые станут частью ГУЛАГа. В республике находились самые крупные: Степлаг, Карлаг. Там же был основан АЛЖИР – Акмолинский лагерь жен изменников родины. В нем в нечеловеческих условиях содержались десятки тысяч женщин, среди которых были жены партийных деятелей из Москвы и бывших казахстанских коллег Ежова. За годы сталинских репрессий в казахстанских лагерях оказались более 6 миллионов человек.
Благодаря удаленности от центральной России и малонаселенности Казахстан стал идеальным местом для расположения там лагерей. Их проще было охранять, к тому же случайные люди в республику не попадали, а депортированные должны были регулярно отмечаться и не имели права покидать населенные пункты, в которых оказались.
Первое массовое переселение в Казахстан целого народа произошло в 1937 г. Туда сослали корейцев, живших на Дальнем Востоке. Им объяснили, что грядет война с Японией, а японские шпионы могут маскироваться под корейцев. Также корейцев подозревали в пособничестве врагам, несмотря на то что в Россию они когда-то приехали из-за конфликтов с японцами. Селиться вместе им запретили, расселяли группами. В Казахстане они должны были заниматься рисоводством, рыболовством, охотой.
Руководствуясь принципом «отселить подальше от границ», советская власть депортировала в Казахстан поляков. Они, как и многие другие переселенные народы, должны были строить в республике промышленность.
За один 1939 г. в Казахстане было построено почти четыре тысячи домов для переселенцев. Но эшелоны все прибывали.
Еще одним народом, заподозренным в потенциальной измене, были немцы из Поволжья. За одну осень 1941 г. было депортировано около 400 тысяч немцев.
А в 1944 г. в Казахстан сослали жителей Чечено-Ингушской АССР. Депортацию объяснили тем, что во время войны многие чеченцы и ингуши изменяли родине.
По оценкам ученых, всего с 1920 г. и до смерти Сталина в СССР прошли 52 депортационные кампании. Казахстан стал «пунктом назначения» для многих эшелонов с людьми.
Напоследок
Депортированные люди внесли огромный вклад в историю и культуру древней казахской земли. Нередко ссыльные вступали в брак с местными жителями. Многие потомки этих союзов до сих пор живут на территории Казахстана.
Похожие статьиНет похожих статей.
Ваш комментарий отправлен и будет опубликован на сайте после модерации
Добавить комментарий Отменить ответ СССР 19.07.2019 г.что бы не делали в начале развития страны все же делалось для блага всего народа которое все же построили и народы все зажили хорошо. после равзала СССР делается лишь обратное тому что не этим предателям рассуждать о тех временах.
Пилигрим 01.09.2019 г. Антон 01.04.2019 г.Наверное, люди, которых тогда депортировали, это благом не считали.
Пилигрим 26.05.2019 г. Пилигрим 12.11.2019 г. Иван 05.12.2019 г.Видимо, никто тебя не любит, злой ты.
Я как вспомню рассказы моей прабабушки, как их из Крыма в Казахстан переселяли, у меня мурашки по коже.
Люди в чужой стране начали всё с нуля, поднялись, стали богатыми, у них всё забрали и выкинули в поле без ничего.
Поставь себя на их место, тебе хорошо?
Переселение кавказцев
В первой половине двадцатых годов советская власть на территории Чечни была ещё достаточно слаба. Де-факто она существовала исключительно на бумаге. Реальная власть в этих молодых республиках принадлежала имамам и шейхам.
Различные тейповые структуры ставили перед собой цель защиты гражданского населения от банд. На этом фоне создавались многочисленные шариатские отряды. Гражданская жизнь тоже не была спокойной. Во многих чеченских аулах действовали мусульманские школы. Влияние духовных наставников на подрастающее поколение было очень велико.
Депортация кавказских народов
На руках у горных чеченцев было огромное количество стрелкового оружия. На этом фоне регулярные части постоянно проводили спецоперации по разоружению воинственного кавказского населения. По причине резкого неприятия советской власти, вплоть до 1938 года чеченцев брали в армию выборочно. Даже в местную милицию представителей этого этноса старались не брать. Не смотря на изъятие оружия, в 20-40-е годы чеченцы регулярно поднимались на восстание.
Всего за этот период насчитывалось до 6 крупных антисоветских восстаний.
Когда началась ВОВ, мобилизация была проведена и в Чечне. На фронтах сражалось около 30 тыс. чеченцев. Многие из них стали героями. Во время войны погибли 2,3 тыс. чеченцев и ингушей.
Важно понимать, что фактически территория республики не была оккупирована. Потому говорить о предательстве проживающих там людей некорректно. Насильственное переселение чеченцев состоялось тогда, когда советские войска отбросили нацистов на сотни километров от республики. На этом фоне переселение чеченцев в казахские земли объясняется карательным актом.
Насильственное переселение чеченцев в Казахстан
Решение о принудительном переселении чеченцев было принято Президиумом Верховного Совета Советского Союза. Основным обоснованием было обвинение кавказцев в массовом дезертирстве и переходе на сторону гитлеровцев. Ещё одной причиной переселения чеченцев в Казахстан было создание влиятельной повстанческой организации.
Играло свою роль и активное создание мусульманских религиозных организаций. В этих организациях, по некоторым данным, состояло около 20 тысяч чеченцев. Руководителей мусульманских организаций обвиняли в помощи диверсантам и различным горным бандитам.
Реабилитация чеченского народа произошла только в конце 80-х годов. Но некоторые противоречия и конфликты до сих пор не решены. Сегодня на территории Казахстана проживает 32516 человек.
Почему для депортации народов СССР был выбран Казахстан
Александр Солженицын в книге «Архипелаг ГУЛАГ» писал: «Куда же ссылали нации? Охотно и много — в Казахстан, и тут вместе с обычными ссыльными они составили добрую половину республики, так что с успехом её можно было теперь называть Казэкстан». За три десятилетия в Казахстане оказались несколько миллионов человек.
Фото: Русская Семерка Русская СемеркаВ 1921 г. в Казахстане начался голод. Виной тому были засуха, погубившая урожай, и насильственная конфискация скота новым правительством. За два года погибло около миллиона человек. Через десятилетие голод вернется. Новый голодомор вызовет коллективизация, политика по «уничтожению кулачества как класса», и очередная волна конфискации скота. В начале 30-х погибли около двух миллионов человек.
За десятилетие нация сократилась почти вполовину. Советское правительство решило заселить огромные пустующие территории «неугодными» людьми из других регионов.
Во время первой волны депортации в Казахстан переселяли в основном кулаков и их семьи. Малонаселенные территории необходимо было поднимать, причем советскими методами, то есть максимально быстро. Нужна была рабочая сила, желательно дешевая.
Подобную схему позже возьмут на вооружение немцы, депортировавшие людей с оккупированных территорий. В Казахстане многие советские граждане трудились действительно на совесть, считая, что старанием они докажут лояльность к режиму и заслужат возвращение в родные края.
Первых переселенцев селили в коровниках, бараках, многих подселяли к местным. По воспоминаниям, казахи сочувствовали людям, оказавшимся вдали от родины.
Будущий нарком Ежов в Казахстане
Возможно, Казахстан в качестве места, куда ссылали неугодные народы, был выбран не только из-за пустующих территорий. В республике начал свою карьеру будущий всесильный нарком Ежов.
Он работал секретарем Семипалатинского губкома, а с 1924 г. – заведующим оргинструкторским отделом Казкрайкома партии. Ежов добивается закрытия популярной местной газеты «Ак жол», настаивает на отставке многих известных военных деятелей Казахстана, постоянно пишет письма на имя партийной верхушки. В письмах он жалуется на «отсутствие здоровых партийных сил». Летом 1925 г. после снятия первого секретаря Казкрайкома и назначением нового Ежов был фактически главой республики. За это время он успел снять с постов многих казахов, знавших специфику края и имевших опыт руководящей работы.
При нем начались депортации и аресты обеспеченных казахов. Репрессии продолжил первый секретарь партии Голощекин. Именно его политика спровоцировала второй голод в стране.
Активная деятельность Ежова в Казахстане помогла ему занять хороший пост в Москве. Но Казахстан остался в поле его интересов.
Создание сети лагерей
При Ежове в Казахстане начали создаваться лагеря, которые станут частью ГУЛАГа. В республике находились самые крупные: Степлаг, Карлаг. Там же был основан АЛЖИР – Акмолинский лагерь жен изменников родины. В нем в нечеловеческих условиях содержались десятки тысяч женщин, среди которых были жены партийных деятелей из Москвы и бывших казахстанских коллег Ежова. За годы сталинских репрессий в казахстанских лагерях оказались более 6 миллионов человек.
Благодаря удаленности от центральной России и малонаселенности Казахстан стал идеальным местом для расположения там лагерей. Их проще было охранять, к тому же случайные люди в республику не попадали, а депортированные должны были регулярно отмечаться и не имели права покидать населенные пункты, в которых оказались.
Первое массовое переселение в Казахстан целого народа произошло в 1937 г. Туда сослали корейцев, живших на Дальнем Востоке. Им объяснили, что грядет война с Японией, а японские шпионы могут маскироваться под корейцев. Также корейцев подозревали в пособничестве врагам, несмотря на то что в Россию они когда-то приехали из-за конфликтов с японцами. Селиться вместе им запретили, расселяли группами. В Казахстане они должны были заниматься рисоводством, рыболовством, охотой.
Руководствуясь принципом «отселить подальше от границ», советская власть депортировала в Казахстан поляков. Они, как и многие другие переселенные народы, должны были строить в республике промышленность.
За один 1939 г. в Казахстане было построено почти четыре тысячи домов для переселенцев. Но эшелоны все прибывали.
Еще одним народом, заподозренным в потенциальной измене, были немцы из Поволжья. За одну осень 1941 г. было депортировано около 400 тысяч немцев.
А в 1944 г. в Казахстан сослали жителей Чечено-Ингушской АССР. Депортацию объяснили тем, что во время войны многие чеченцы и ингуши изменяли родине.
По оценкам ученых, всего с 1920 г. и до смерти Сталина в СССР прошли 52 депортационные кампании. Казахстан стал «пунктом назначения» для многих эшелонов с людьми.
Депортация чеченцев и ингушей в Казахстан 75 лет назад. Как это было 23 февраля 2019, 09:30
23 февраля 1944 года началась депортация чеченцев и ингушей с Северного Кавказа в Казахстан. В Акмолинскую область насильно переселили 30 460 человек, 6969 семей ингушей, чеченцев, балкарцев и карачаевцев, 27 семей из них, а это 908 человек, умерло в течение года от болезней, недоедания и жестокого обращения со стороны местных властей, передает корреспондент Tengrinews.kz.
В марте 1944 года Кокчетавскую область (ныне Акмолинская) облетела неслыханная весть: "Везут людоедов!" Так вспоминал депортацию ингуш Салман Нагоев, переживший ее будучи 14-летним подростком.
"23 февраля 1944 года, утром, всех от 16-ти и выше собрали в сельском совете, предупредили, что с собой нужно взять только самые необходимые вещи. А потом загрузили в скотские вагоны, и дорога, дорога, дорога. 26 марта мы только приехали в Кокшетау. Целый месяц ехали в голоде, холоде и страхе", - вспоминает Салман Нагоев.
В документах, что сохранились в Акмолинском областном архиве, депортированных называют спецпереселенцами, эвакуированным населением. Во всех районах области были созданы специальные отделы, которые должны были заниматься хозяйственным и трудовым устройством депортированных.
"Местные жители приняли нас. Было приказано, куда было деваться. Позже нам рассказали, что перед нашим приездом якобы показали киножурнал о том, что едут "людоеды", то есть это мы. Но люди, конечно, поняли, что мы никакие не людоеды, помогали кто чем мог", - рассказал мужчина.
Однако если местное население относилось с пониманием к депортированным, то были и неоднократные случаи жестокого обращения с депортированным населением.
Старший преподаватель кафедры истории и международных отношений Кокшетауского университета имени Абая Мырзахметова Ермек Ельжанова рассказала о причинах массовой депортации народов Северного Кавказа.
"Депортацию чеченцев в 1944 году правительство оправдывало "пособничеством фашистским захватчикам". Но это не так. Среди чеченцев и ингушей были настоящие героические личности, жертвовавшие своими жизнями во имя свободы от немецко-фашистской оккупации. Всего за все время войны были мобилизованы 18,5 тысячи чеченцев и ингушей, среди которых почти 70 процентов были добровольцами. Из них пятеро были удостоены звания Героя Советского Союза во время войны и еще четверо - в 80-90-х годах", - сказал он.
Между тем из архивных материалов стало известно, что советское руководство выделяло немалые средства на хозяйственное обустройство депортированных, на строительство домов, на приобретение скота, пошив одежды и обуви. Но деньги эти должным образом не распределялись, а, как писали в документах, "разбазаривались". Вследствие этого переселенцы вплоть до 1948 года еще продолжали ютиться на уплотнении в колхозных домах местных жителей либо в нежилых помещениях.
"Я хочу сказать, что нашей семье по счастливой случайности повезло. Мы все остались живы: отец, мать и нас семеро детей, я самым младшим ребенком был. Судьба занесла нас в Щучинск, где нас приняла женщина-казашка, тоже многодетная мать, так и жили в маленьком доме одной большой семьей. У них я и выучил казахский язык", - рассказал Магомед Аушев.
Тамара Хамхоева. Фото Шанхи Голубевой
В памяти у Тамары Хамхоевой из города Кокшетау на всю жизнь остались эпизоды нескончаемой дороги, в которой она потеряла родных и близких.
"Мне 9 лет тогда было. Никогда не забуду, как женщины прятали умерших детей, чтобы по приезду похоронить их по-человечески, ведь погибших в дороге выбрасывали прямо на ходу из вагонов. Никто не церемонился".
Остается малоизвестен тот факт, что на местах политикой о спецпереселении народов Северного Кавказа занимались сами представители чечено-ингушской диаспоры. В архивных документах можно увидеть подписи А.М. Газдиева, Кодзоева, Накастоева. Это объяснялось тем, что среди департированного населения необходимо было проводить информационно-разъяснительную работу, ведь не зря в документах нигде не указывается о депортации. Это понятие заменили в то время спецпереселением, эвакуацией.
Лишь в 1957 году с депортированных семей был снят надзор комендатуры, и вынужденные переселенцы были реабилитированы, получили право самостоятельно выбирать место жительства, вернуться на родину.
Страшная страница казахской истории
1921 год выдался богатым на бедствия. Сначала эти богатые, плодородные земли поразил страшный джут, а лето было не просто жарким, но и засушливым. Джут способствовал гибели 80% домашнего скота. Осенью 1921 года число голодающих составило более 1,5 млн. человек, то есть примерно треть всей республики.
Голод в Казахстане
В марте 1922 года число голодающих увеличилось до 2,300 млн. человек. В западных землях республики число голодающих выросло до 82% от общей численности населения. Всего за страшные два года голода погибли около миллиона человек. Это негативно сказалось на общей демографической картине республики.
Начало депортации
Территория Киргизской АССР официально не предполагалась для депортации народов вплоть до 1925 года. Решение о начале плановой депортации было принято только в 1928 г. В 1-й половине 30-х годов власти СССР начали активное расширение крупных баз в восточных районах бывшей РИ. На этом фоне возникла необходимость транспортирования кадров.
В 1-й половине 30-х годов началась первая волна депортации народов в Казахстан. Это был пробный шар, обоснованный необходимостью борьбы с кулачеством. Статистика утверждает, что во время первой волны депортации в казахские замели было переселено около 2 млн. человек. Переселенные крестьяне именовались следующим образом:
В Казахстан не только ссылали людей. В 1931 году оттуда, руководствуясь необходимостью пресловутой борьбы с кулачеством, также и высылали. В это время с территории республики было депортировано 5,5 тыс. местных баев и тех, кто сегодня именуется индивидуальными предпринимателями.
Они получили гражданство Казахстана и стали базой казахстанской индустриализации.
Начало этнической депортации
Во второй половине тридцатых годов резко активизировались миграционные потоки. Нередко депортации в Казахстан подлежали целые народы. Именно в это время стала активно распространяться политика принудительного переселения народов. Главным критерием была этническая принадлежность.
Депортация народов в Казахстан
Так, в 1936 году из приграничных районов УССР были депортированы поляки. Их переселили в северные области Казахстана. За это время на территорию республики переселили:
- представителей армянского народа;
- курдов;
- представителей турецкого народа;
- азербайджанцев.
На этом фоне этнический состав и численность молодой казахской республики претерпели существенные изменения.
Переселенцы сороковых годов
Немалый след в этнодемографической истории республики оставила ВОВ. На тот момент население Казахстана составляло только 7,6 млн. человек.
В 1-й половине 40-х годов было переселено 444 тыс. немцев. В это же время в Казахстане появилось 2 тыс. поляков. За год до окончания войны решением госкомитета обороны в Казахстан были высланы крымские татары. Это решение было мотивировано тем, что коренное население Крыма оказывало содействие нацистам. Как это, к сожалению, бывает нередко, пострадали не только настоящие предатели, но и невинные люди.
Также в 1944 году была упразднена Чечено-Ингушская республика. Зимой на территорию казахской республики было насильственно переселено 310 тыс. чеченцев.
Условия жизни депортированных людей нельзя было назвать лёгкими. Огромная часть людей остро нуждалась в жилье. Тысячи спецпоселенцев умирали от голода. Статистика утверждает, что в период 1944-1948 гг. погибло почти 145 тыс. человек. Это составило около 24% общего количества.
Ситуация осложнялась постепенно. Во время ВОВ в Казахскую Республику стали прибывать эвакуированные, которые размещались в северо-восточных и северных землях Казахстана. На этом фоне постепенно решалась проблема с дефицитом трудовых ресурсов, предназначающихся народному хозяйству. Количество служащих и рабочих за время войны в среднем выросло на 7 процентов. Работа в Казахстане была всегда.
Депортация корейского народа
Первым народом, испытавшим на себе ужасы насильственного переселения, были корейцы. Причины депортации корейцев были обнародованы относительно недавно.
Указ, который был принят Совнаркомом в 1937 году, говорил о тотальном насильственном переселении корейцев.
Представителей этого народа выискивали даже в непограничных и соседних областях Дальневосточного края. Корейцы, жившие и обучавшиеся в городах центральной России, подозревались в шпионаже и безоговорочно высылались в казахские земли.
Принудительная высылка корейцев в земли казахской республики должна была быть завершена к концу октября 1937 г. Переселяемых корейцев вывозили не в пассажирских, а в товарных вагонах. Многодневный путь нельзя было назвать лёгким. Немалая часть депортированных корейцев скончалась до подъезда к Казахстану.
Депортация корейского народа
Во второй половине сентября эшелоны, перевозившие корейцев, прибыли на территорию Казахской Республики. Отсюда и начинается история казахстанских корейцев.
Большая часть представителей этого народа поселились на Северо-Казахстанских землях. Меньшая часть последовала в узбекские земли. На территории Казахстана корейцы столкнулись со многими проблемами. Не хватало не только работы, но и продовольствия. Многие корейцы, в пику строгому надзору НКВД, стали покидать негостеприимные, суровые земли Северного Казахстана и селиться южнее.
За всё время существования тоталитарного режима корейцы потеряли значительную часть своего этноса и лишились гражданских прав.
По данным переписи населения, которое проводилось в 2015 году, в Казахстане на данный момент проживает 106287 корейцев. Этот народ, со своей уникальной культурой и кухней, внес ощутимую лепту в развитие Казахстана. Переехать в Казахстан корейцы желают и сейчас. Сегодня на территории Республики действует немало корейских школ. Смешанные казахско-корейские и русско-корейские браки встречаются очень часто.
Молодежное движение корейцев в Казахстане
Читайте также: