Депортация лезгин в киргизию
Историческое заявление Джохара Дудаева по Лезгистану (Видео)
И оставить кавказцев по сути дела без Кавказа
«Планировалось здесь вот что: Аджария, Абхазия, Нагорный Карабах, Лезгинистан, вычлененный из Дагестана и Азербайджана, Южная Осетия — все они должны быть полностью под юрисдикцией России, с присутствием российских войск на Кавказе. Далее – побережье Каспийского моря, включая Лезгинистан по периметру до иранской границы. Всех рабочих, потерявших смысл и работу на Крайнем Севере, Дальнем Востоке, на Урале, в Сибири, должны были заселить сюда, изменить демографическую ситуацию, вытеснить дагестанцев с побережья Каспийского моря в горы».
Об этом и других намерениях Кремля в 1995 году рассказал первый президент Чеченской республики Ичкерия Джохар Дудаев в интервью программе «Взгляд». Видео этого малоизвестного интервью на днях выложил в YouTube его сын Деги Дудаев.
По словам Дудаева, это показано на карте, спланированной в Генеральном штабе российских Вооруженных Сил. На этой карте дагестанско-чеченская граница отсутствует.
Что касается Прибалтики, то в Эстонии Россия планировала захватить и оккупировать Нарвский район, добавил Дудаев. В Средней Азии же, по его словам, Казахстан и Кыргызстан Россия хотела присоединить как колонии, а с остальными вести войну силами Казахстана, чтобы среднеазиатские страны боролись друг с другом.
Упомянул Дудаев и Крым, и о военном противостоянии между Россией и Украиной.
-3 Спам
При всем уважении к покойному генералу,
он рассуждает о России 90-х как о государстве,
способной вести самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику.
Страна находилась фактически под полным внешним управлением,
и если непризнанные республики Абхазия и Южная Осетия состоялись,
то в первую очередь по причине их
абсолютной поддержки в столицах республик Северного Кавказа,
где доминируют черкесы и осетины.То есть,
это скорее результат национально-освободительной борьбы народов
нежели чьей-то имперской политики.
1 Спам
Лукавствуете! Если бы не имперские планы РФ ( Путина) по восстановлению Раши в пределах границ СССР, то не было бы отторжения территорий независимых государств.
-2 Спам
Абхазия и Южная Осетия были де-факто независимыми от Грузии уже в 1993 году, что отражено в Конституциях этих республик, принятых примерно в это же время. Путин в тот период находился Смольном в правительстве Петербурга, занимаясь хозяйственными вопросами этого города, и от того, что ему тут предписываете, по объективным причинам был весьма и весьма далек.
Матчасть изучите прежде, хотя бы чуть-чуть , чтобы выглядеть в лучшем свете..
2 Спам
Вы правы, Путин был в Петербурге. Но не имеет значения, кто у власти в России.
Россия всегда проводила имперскую политику на Кавказе. Разделяй и властвуй.
Депортация лезгин в киргизию
Все проекты
Для бизнеса
Другие проекты
добавлена 12 января 2016 в 20:49
Братья не материтесь даже если вы кого то ненавидите или недовольны им по веским причинам. Передал имам аль Бухари в "Сахихе" от Амра Ибн аль-Аса что он сказал: "Посланник Аллаха мир ему не был порочным в словах, и не был тем кто старается быть порочным, и говорил: "Воистину, лучшие из вас те кто лучше своим нравом" Сахих аль Бухари, 6035
Абу Хурайра поведал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Худшими в моей общине являются те, кто много говорят, те, которые многословны, и те, у кого рот не закрывается. Лучшие в моей общине — это те, у кого лучший нрав». Аль Бухари 1308.
добавлена 8 ноября 2014 в 17:21
Лезгины первый народ принявший Ислам на Кавказе и в России. Основатель Мюридизма на Кавказе Мухаммад Аль Яраги(на лек. Ярагъ Мугьамад; 1771—1838). Из-за того что Лезгинский народ был самый крепкий в Исламе, было организованно массовое давление на этот народ. Именно с этого народа коммунисты начали уничтожать Исламскую религию на Кавказе. Если среди других народов Дагестана были открыты несколько атеистических школ, то именно среди лезгин были открыты несколько десятков таких школ. После Великой
добавлена 22 сентября в 11:48
добавлена 1 августа в 06:16
Немного о национализме. Часто можно встретить, как люди задают различным шейхам и студентам вопрос касательно национализма и о достоверности известного хадиса, в котором есть слова, высказанные в грубой форме в отношении националистов. Естественно задающие вопросы не уточняют что они имеют в виду под национализмом, и отвечающий дает им общий ответ в короткой форме, а потом эти люди бегают с этой "фатвой" и приводят везде хадис призывающий националистов схватиться за определенную часть тела св
23 просмотра
добавлена 22 мая в 03:05
добавлена 8 мая в 00:19
452 просмотра
добавлена 3 мая в 02:09
ДЖУНГЛИ СОВРЕМЕННЫХ МУСУЛЬМАН. СИЛУ КАК ОБРЕСТИ ? РУСЛАН КУРБАНОВ.
добавлена 15 апреля в 07:17
МашаАллагь. Хвала Аллагьу. Да воздаст тебе Аллах благом Стха наш в Исламе, и сын нашего народа, за прекрасное наставление, нашим горе патриотам, и как сам Руслан Стха сказал, узко мыслящим националистическим такфиристам.
91 просмотр
добавлена 15 апреля в 07:17
МашаАллагь. Хвала Аллагьу. Да воздаст тебе Аллах благом Стха наш в Исламе, и сын нашего народа, за прекрасное наставление, нашим горе патриотам, и как сам Руслан Стха сказал, узко мыслящим националистическим такфиристам.
103 просмотра
добавлена 16 марта в 02:28
Всевышний Аллах сравнил выход людей из могил в день Суда к месту расчета с выходом саранчи из земли. «Они с униженными взорами выйдут из могил, словно рассеяная саранча» (Сура 54:7) Просто посмотрите на это удивительное сравнение, которое Аллах приводит в своей книге.
добавлена 15 марта в 01:24
Мухаммад Фатих – когда он был ребёнком, его мать будила его на рассвете, чтобы показать стены Константинополя, и говорила ему: «О Мухаммад, ты тот, кто разобьёт эти ворота» Салахуддин аль-Айюби – когда он был ребёнком, его отец увидел, как он играет с детьми, потому он подошёл к нему, взял сына на руки, поднял высоко к небу и обращаясь к сыну сказал: "Я женился на твоей матери и породил тебя не для того, чтобы ты здесь среди детей игрался. Я породил тебя для того, чтобы ты стал освободите
добавлена 4 марта в 13:20
По-моему, каждый был свидетелем того, как учитель в школе надменно произносит заурядную фразу, типа "Тарсар чир тавуртlа квекай чубанар жеда" (если не будете учиться, то станете чабанами). Мне кажется, что учитель, как человек, практически идеализированный в глазах ребёнка, который не видит в нём изъян, не может позволить себе говорить подобные вещи в присутствии детей. Своими банальными и необдуманными фразами они зарождают в сердцах школьников неприязнь и неуважение к деятельности чабанов. Ра
Обсуждаемые
Вы отметили максимальное количество друзей (64) на этой фотографии.
В данный момент вы не можете отметить человека на фотографии. Пожалуйста, попробуйте позже.
Фотография недоступна этому человеку
Чтобы отметить человека, наведите на него курсор и нажмите левую кнопку мыши. Чтобы отметиться на фото, наведите на себя курсор и нажмите левую кнопку мыши.
за просмотры фотографий!
24 фев 2015
В группе 1 602 участника
ДЕПОРТАЦИЯ И РАСКУЛАЧИВАНИЕ ЛЕЗГИН.
10 июн 2015
это правда.мой прадед тоже побывал в ссылке .а прадеда моего двоюродного брата расстреляли.у кого дома находили коран - расстреливали.очень много мужчин с моего села было сослано в ссылку или растрелены.в селах были доносчики,которые доносили властям кто читает коран,делает никях,и устраивает шариатские суды
Лезгинские общины Средней Азии в XVIII–XIX веках
Одной из важных вех в истории Восточного Кавказа XVIII в. является ожесточённая и самоотверженная борьба дагестанцев против попыток правителя Ирана Надир-шаха покорить и закабалить этот регион. Надир-шах с 1734 г. до своей смерти в 1747 г. пытался взять контроль над Восточным Кавказом, причинив огромный ущерб народам Дагестана.
Нашествия Надир-шаха
Становление Надир-шаха происходило в условиях почти развалившейся страны, когда центром Ирана правили афганцы, а окраинами завладели соседние страны. В это время появился новый лидер, который смог постепенно захватить власть в свои руки. Выходец из туркменского племени Афшар, Надир вначале представлял себя как военачальника, призванного спасти Иран от иноземной оккупации, но постепенно стал фактическим правителем страны, а в 1736 г. официально короновался и стал именоваться Надир-шахом.
После крупных побед в Средней Азии и Индии в 1739–1740 гг. Дагестан оставался для Надир-шаха досадным напоминанием о его беспомощности перед лицом мужественного и свободолюбивого народа, который неоднократно наносил ему тяжёлые удары. Кроме того, после убийства аварцами Цора в 1738 г. его брата Ибрагим-хана Надир-шах, согласно персидским источникам, «день и ночь проводил в мыслях о мести и наказании жителей Дагестана». На обратном пути из Индии Надир-шах отправлял послания дагестанским правителям и кадиям, призывая их к покорности и угрожая карательными экспедициями. Не получив ответа и опасаясь расширения вооружённого восстания в Ширване, Надир-шах снарядил большой отряд под командованием сардара Мухаммед-Али-хана и Гани-хана Абдали. Им был дан приказ организовать массовые депортации дагестанцев в иранскую провинцию Хорасан, расположенную на границе с Афганистаном и Туркменистаном.
В фирмане Надир-шаха от раджаба 1154 г. х. (с 12 сентября по 11 октября 1741 г.) говорится, что «шла подготовка трёх тысяч семей для переселения: тысяча — из кайтагских селений, тысяча — из акушинских и тысяча — из кумухских. Аварцы, которые живут в этой стороне, являются зачинщиками бунта, не отдают своих семей. По этой причине сбор людей в этой области приостановить. Необходимо их наказать, затем возобновить выселение людей тех мест». Таким образом, из слов Надир-шаха следует, что сопротивление в Дагестане только частично сорвало его планы по выселению горцев в Иран.
После того как Надир-шах потерпел поражение в сентябре 1741 г. в Андалале, он вернулся в Дербент и решил подорвать военный потенциал дагестанцев путём массового переселения жителей Южного Дагестана, в то время как выселение жителей Горного Дагестана было отложено.
Историограф Надир-шаха подробно описывает попытку Надир-шаха в конце 1741 года организовать выселение дагестанцев. Первым делом иранцы попытались покорить и выселить табасаранцев. Согласно Мухаммад-Казиму Мерви, «часть лезгин, известная под названием табасаранцев, была зловреднейшей из упомянутого племени. У этих табасаранцев было два предводителя, один из которых звался Каранаф, а другой — Кади-хан. У каждого из них было под властью тридцать тысяч лезгинских семей. В это время некоторые из предводителей [которые были у Надира] пошли и успокоили предводителей табасаранского племени многими доводами и бесчисленными обещаниями и доставили их с большими подношениями и подарками к победоносному стремени владыки эпохи. Они удостоились чести целования престола и были возвеличены шахиншахской милостью. Те два предводителя в присутствии шахиншаха эпохи заверили, что приведут к мироукрашающему двору все племена и народы Дагестана. Несколько дней хакан, покоритель мира (Надир), пробыл в тех пределах в ожидании, не прибудут ли шамхал и Сурхай к победоносному стремени. Каждый день он отправлял строгих и суровых сборщиков к лезгинскому племени для доставки продовольствия и заложников».
Организация депортаций лезгин
Уже упомянутый выше Мухаммад-Казим пишет, что лезгины, узнав о предстоящем переселении, рассудили следующим образом: «Не потребует ли теперь двух тысяч заложников, а когда подчинит всех целиком, то не отправит ли большую часть из нас в Хорасан? Лучше будет, если мы доберёмся до неприступных укреплений, прибегнем к защите тех мест и будем там сражаться. Может быть, и не будем изгнаны из исконной родины в малоизвестную страну».
Надир-шах укрепился в своём лагере, располагавшемся около селения Дарваг Табасаранского района, и приказал своим военачальникам строить большие заграждения и старательно охранять укрепления. По словам придворного историографа, «от коварного поведения тех племён [Дагестана] разгорелось пламя гнева у владыки эпохи [Надир-шаха]. [Он] назначил Мухаммад-Али-хана каджара, разведчика Ата-хана и Курбан-бека узбека с примерно двенадцатью тысячами человек пойти на табасаранское, ахты-паринское и прочие племена, подчинить их и сделать так, чтобы по возможности без боя снять их с места и привести к победоносному стремени».
В итоге Надир-шаху путём подкупа местных правителей и угроз удалось добиться того, что жители низовий Самурской долины покорились воле правителя Ирана. По словам Мухаммад-Казима, «племена, жительство и убежище которых было около Самуркапи», т. е. в равнинной части Самурской долины, кто с боем, а кто без боя подчинились Надир-шаху, а их предводители явились в лагерь Надир-шаха. Поимённо названы следующие микрорегионы исторического Дагестана: Курели (ныне Сулейман-Стальский и Курахский районы Дагестана), Кубели (Кусарский и отчасти Кубинский районы Азербайджана), Угурлу (восточная часть Магарамкентского и южная часть Дербентского районов), Ахты-паре (Ахтынский район).
По словам историографа Надир-шаха, «волей-неволей люди тех племён согласились с этим, снялись со своих родных мест и прибыли в Дербент». На приказ Надир-шаха готовиться к переселению в Среднюю Азию они якобы ответили: «Как пожелает вдохновенная воля сахиб-кирана, так мы поступим, при условии, если никто не нанесёт ущерба нашему имуществу и нашему положению». Всего к переселению было подготовлено около «четырёх тысяч с небольшим семей», которым Надир-шах «пожаловал вьючный скот и дорожные припасы, на некоторое время поселив их в Шемахинском крае».
В конце 1741 – начале 1742 года Надир-шах ещё несколько раз посылал людей в округа Дагестана в надежде, что, может быть, они подчинятся и станут служить ему, однако дагестанцы, зная о планах Надир-шаха, оказывали ожесточённое сопротивление и наносили ощутимые удары по войскам каджаров. Особенно выделяется в хронике Мухаммад-Казима «табасаранское племя», представители которого «больше других упорствовали в злобности и испорченности… Желая отомстить за кровь [своих родственников], они днём и ночью не спали и не ели, подстрекая жителей Дагестана на борьбу и битву». Повторная попытка Надир-шаха покорить Табасаран закончилась безуспешно, и ему пришлось вернуться к берегам Самура.
Поселение лезгин в туркменском городе Мерв
Английский купец Джонас Хенвей, побывавший в 1740-х гг. на Каспии, пишет в этой связи следующее: «Однако страх пред его оружием побудил некоторых лезгин в южных регионах подчиниться. Часть из них он перевёз в значительном количестве в Хорасан, дабы населить эту провинцию и предотвратить их будущие попытки вторжения в персидские пределы. Сделано это было только для того, чтобы досадить остальным лезгинам».
Поскольку 1155 год хиджры наступил 7 марта 1742 года, то логично предположить, что выселяемые в Среднюю Азию лезгинские семьи были оставлены в Шемахе до наступления весны 1742 года, когда под конвоем были направлены на территорию современного Туркменистана. Здесь лезгины были поселены на восточной окраине города Мерв (с 1936 года этот город переименован в Мары), за пределами крепостной стены в квартале Дарвазее Джума. Около 300 лезгин были записаны в число мулазимов, т. е. в число военного сословия, обязанного состоять на службе у местного хана — наместника. Около 1200 семей занимались сельским хозяйством на государственных землях, а остальные занялись ремеслами и стали таким образом полноценными горожанами Мерва. Судя по имеющимся источникам, лезгины Мерва составляли на тот момент около трети населения города.
В 1745 г. наместник Надир-шаха пытался переселить население Мерва в Бухару, однако, как следует из источников, «из числа жителей Мерва от переселения в Бухару отказалась группа находившихся там лезгин, мукаддамов и муганцев» . Однако, на наш взгляд, часть лезгин, особенно записанные в состав военного сословия, была переселена всё же в Бухарское и Хивинское ханства. Основанием для такого вывода является наличие в историческом источнике «Гулыпан-уль-мулюк» сведений о первой большой партии лезгин, пришедшей в эти ханства в составе войск Надир-шаха в середине XVIII в.
Переселение лезгин из Мерва в Бухару
Та же участь постигла и основную часть лезгин, проживавших в восточной части города Мерв. В 1785 году бухарский хан Шахмурад покорил независимое Мервское ханство и расселил его жителей по своему ханству в окрестностях Бухары. Мир Абдул-Карим ал-Бухари пишет, что «как только Шах Мурад-бек, правитель Бухары, захватил Мерв у Байрам Али-хана, каджара, он убил Байрам Али-хана и переселил население города в Бухару». Это переселение помогло возродить Бухару. Например, восстановление шелкоткачества в Бухаре связывается с поселением там жителей Мерва, переселённых Шахмурадом в Бухару. Тогда же в Бухару были переселены и лезгины Мерва.
Весьма ценные сведения о лезгинах Средней Азии мы встречаем в сочинении военного офицера Российской империи, направленного в 1820 году в Бухарское ханство в составе дипломатической миссии. При руководителе посольства находился военный офицер гвардейского генерального штаба Е.К. Мейендорф. Ему предписывалось составлять маршруты путей, на основании чего подготовить «Общую генеральную карту», и вести журнал «путеследования в Бухару и обратно». В его труде подробно описан этнический и племенной состав населения Бухарского ханства. По его словам, «помимо узбеков и таджиков, в Бухаре обитают туркмены, арабы, калмыки, киргизы, каракалпаки, афганцы, лезгины, евреи, цыгане и, наконец, несколько тысяч персов, большая часть которых является рабами. Трудно, я думаю, встретить маленькое государство, которое включало бы в себя такое множество национальностей». Всё население Бухарского ханства он оценивал в 2 млн 478 тысяч человек, из которых 1,5 млн составляли узбеки, 650 тысяч — таджики, 200 тысяч — туркмены, 50 тысяч — арабы и т. д. Численность лезгин им оценивается в 2000 человек.
Вместе с тем он ошибочно полагал, что «часть афганцев и лезгин в Бухаре происходит от заложников, взятых Тимуром. Мне передавали, что в этой стране есть также китайцы подобного же происхождения. Лезгины весьма немногочисленны; они живут вокруг Самарканда и ещё говорят на родном языке. Об этом я узнал в Бухаре от одного армянина, понимающего по-лезгински».
Логично предположить, что лезгины, будучи относительно немногочисленной группой в крупных городских центрах Средней Азии, довольно быстро ассимилировались. По крайней мере, к концу XIX века, когда регион вошёл в состав Российской империи, исследователи и чиновники уже не пишут о лезгинских общинах в Самарканде и Бухаре.
Вместе с тем пребывание лезгин в этом крае не прошло бесследно. Этнографу О.А. Сухаревой удалось установить интересный факт, что одна из трёх частей крупного квартала Шохи Ахси в Бухаре (к югу от Самаркандских ворот) носила название Лязгихо («лезгины»). В конце XIX – начале XX в. лезгин в квартале уже не было, но название сохранилось.
Данный квартал находится на северо-восточной окраине старой Бухары. Таким образом, лезгины проживали в районе расположения в Бухаре мечети и ханака (местопребывание суфиев) Файзабад, которые были построены в 1598–1599 годах. Эта мечеть, прихожанами которой состояло население квартала Шохи Ахси, служила как для ежедневных пятикратных намазов, так и для пятничных, общих молитв. Она была также местом совершения ритуальных собраний суфиев и местом временного пристанища дервишей. Благодаря поселению лезгин в этом квартале Шахмураду удалось восстановить функционирование мадраса и ханака, которые пришли в запустение в прошлые годы.
Новая волна лезгинских переселенцев появилась в этом крае уже на рубеже XIX–XX веков, когда началось активное строительство Среднеазиатской железной дороги. В частности, на самаркандском участке железной дороги работало 330 лезгин. К примеру, в Самарканде в местном железнодорожном депо некоторое время работал известный впоследствии лезгинский поэт Сулейман Стальский.
В Кыргызстане есть маленький кусочек Дагестана
Мне говорили, чтобы я ни в коем случае туда не ездил. Мол, могут покалечить, машину разбить, в лучшем случае прогнать. Говорили, что в начале 1990-х местные старейшины ввели в селении шариат. По слухам, иногда сильно избивали даже приезжих, которые случайно там появлялись.
Прибытие в «шариатский анклав»
Один из местных исламоведов, который настоятельно рекомендовал мне туда не ездить из-за грозящей опасности, сказал даже, что первые на постсоветском пространстве так называемые «шариатские селения» появились именно в Киргизии. Только потом этот опыт внедрили дагестанцы в Губдене, Карамахи, Кировауле. Но я все-таки решил съездить. Селение, которое я посетил, было одним из таких «шариатских анклавов». Дагестанское селение в сердце киргизской степи.
Первое впечатление было не очень приятным. Подозрительные взгляды молодых ребят в типично дагестанских тюбетейках. Какая-то женщина спряталась за углом, а детишки быстро убежали, едва завидев незнакомца. В школе, в которую я сразу же направился, тоже очень удивились. Учителя-киргизки из ближайших селений приняли открыто, рассказали про селение, его жителей, проблемы с обучением.
То что близких отношений между учителями и местными нет, видно как на ладони. На просьбу посоветовать, с кем можно встретиться, побеседовать об истории аула, сегодняшней ситуации, исламе и прочем, педагоги отвечают молчанием. Приходится искать самому.
В 30-40-е годы XX века, во время самых страшных сталинских репрессий и борьбы с религией, спецпоселенцы-изгои исламизируют кыргызских кочевников! Учат их, как надо молиться и следовать шариату. Это оказалось возможным, как говорит имам, благодаря тому, что в кыргызских степях советская власть была намного слабее, чем на Кавказе.
Следующая волна охвативших Кавказ репрессий бросает в Кыргызстан чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев, представителей других народов СССР. Дагестанцы помогают, как могут, братьям по вере и крови, но, в отличие от новых переселенцев, не хотят возвращаться на историческую родину после смерти Сталина. Они остаются жить в Киргизии, к которой уже привыкли.
По окончании эпохи сталинизма ситуация успокаивается. Многим живется неплохо, появляются хорошие дома, машины. Связь с Дагестаном восстанавливается. Жители аула начинают вливаться в общесоветскую уравниловку, религия из года в год теряет свое прежнее значение, шариат соблюдается уже не так строго.
Все конфликтные ситуации в селении решаются с помощью шариата, он регулирует семейные и имущественные отношения. Продажа алкоголя и даже сигарет, естественно, запрещена, за плохое поведение наказывают, женщины одни в город или соседние селения не ездят.
В ауле есть центральная джума-мечеть и несколько обычных мечетей. Строится также новая, огромная мечеть. Это при населении всего в 2 тыс. человек. Но медресе в селении нет. Молодежь ездит учиться исламу в Дагестан.
В отличие от жителей соседних сел, дагестанцы не жалуются на свою судьбу. Живут нормально, много состоятельных семей. Источником богатства является сплоченность джамаата, который живет по нормам шариата.
В начале 1990-х жители не дали разворовать имущество колхоза. Землю разделили справедливо между членами джамаата, часть оставили как вакф на нужды мечетей. Платят закят, который идет на обеспечение малоимущих или тех семей, которые собрали недостаточный урожай. Более того, из года в год они расширяют свои земли, покупая участки у уезжающих в Россию жителей соседних селений, в основном русских. Сельское хозяйство развито в этом ауле до такой степени, что киргизы из окрестностей нанимаются к даргинцам на работу. Сельчанам даже не надо искать рынки сбыта, так как покупатели зерна и быков сами приезжают к ним за товаром. И то, и другое славится своим хорошим качеством во всей северной Киргизии.
Не мешайте жить
Развитие ситуации в этом ауле после развала СССР (введение шариата и изоляция от внешнего мира) надо рассматривать как естественную реакцию традиционного общества на царивший вокруг хаос и упадок авторитета государства. Это нормальное поведение людей, у которых есть на что опереться и к чему вернуться. Если жители этого уникального селения не нашли бы спасения в исламе, наверное, не нашли бы его вообще, перестав существовать как социальный организм, джамаат.
Я не сделал в этом селении ни одной фотографии. Никогда туда уже не поеду и не приведу здесь его названия. Не потому, что мне там не понравилось или приняли меня там плохо, нет. Просто не хочу этим людям мешать. Не хочу нарушать их хрупкого спокойствия и мира, которого они с таким трудом добивались, который так берегут и который легко может рухнуть.
Возможно, придет время, и это селение откроется для внешнего мира. Но это должны решить сами его жители. Пока они этого не хотят.
Депортация лезгин в киргизию
Почему Россия уступает соседним странам свою территорию?
«Россия вновь уступила часть своей территории. На этот раз вслед за Норвегией и Китаем облагодетельствован Азербайджан. Причём столь щедрый подарок в Баку принимают уже второй раз за три года. Москва по-русски щедра: вслед за двумя сёлами с 600 лезгин нашим соседям отходит целый кусок Дагестана вместе с 300 тыс. местных лезгин. Чем вызвана подобная щедрость и почему ей больше не сопротивляются в Махачкале – ведь южная автономия теряет не просто землю, а пастбища, которых республике и так не хватает? И правда ли, что бывший дагестанский руководитель Муху Алиев лишился поста за то, что публично устыдил главу МИДа Сергея Лаврова за сдачу российских интересов? Корреспондент «Нашей версии» Руслан Горевой пытался ответить на эти и некоторые другие вопросы, касающиеся территориальных уступок соседним странам.
Для начала давайте выясним природу территориальных претензий официального Баку к нашей стране. Весной 1954 года часть пастбищ Хачмазского района Азербайджана была передана колхозникам Магарамкентского района Дагестанской АССР на 30 лет. Решение принималось Советом министров СССР, и азербайджанские власти, разумеется, не возражали. Для чего решено было передать эти пастбища? Дело в том, что собственных выпасов в Дагестане почти нет. Издавна местные жители гоняли пасти свой скот в соседние угодья – в Азербайджан и на Ставрополье. В 50-е годы процедуру зачем-то решили узаконить, хотя до этого такой необходимости не возникало ни в Российской империи, ни в СССР. В 1984 году Совет министров Азербайджанской ССР продлил действие договора ещё на 20 лет.
А затем Советский Союз распался. Россия и Азербайджан официально признали друг друга в границах, сложившихся к 1991 году. Другими словами, в Баку формально отказались от части своей территории. Но в сентябре 2010 года президенты Дмитрий Медведев и Ильхам Алиев подписали двусторонний договор о демаркации границ. И Дмитрий Медведев, будучи главой государства, признал права Азербайджана на утраченную этой страной территорию. Сложно сказать, чем он при этом руководствовался: после выхода из СССР Азербайджан окончательно утратил юридические права на дагестанскую землю. И апеллировать к международным инстанциям в Баку не могли, так как договор об аренде не был межгосударственным, а касался лишь внутренних административных границ СССР.
Заявление стоило Алиеву высокого поста
Замглавы МИДа Григорий Карасин докладывал депутатам Госдумы о подписанном протоколе так, как будто Россия одержала очередную геополитическую победу. Суть его доклада состояла в следующем: есть такая река, Самур, протекает она по российской земле. Теоретически её воды должны служить россиянам, но на практике азербайджанцы отбирают на свои нужды девять десятых всего водного ресурса. Проживающим рядом лезгинам воды уже не достаётся. После того как Москва и Баку демаркировали границу, Россия, терявшая до 90% воды, стала терять только половину. Летом 2011 года Азербайджану отошли половина водозабора реки Самур, два дагестанских села с 600 лезгин и горные пастбища. «Обоснование, представленное Карасиным, «договор-де заключается во имя дружбы и кооперабельности», есть не что иное, как замыливание мозгов, – считает политолог Лев Вершинин. – Ведь земли переданы соседу, экономические и геополитические интересы которого нередко противоположны российским».
Почему же Россия отказалась от части своей территории, в то время как стоило подавать на Азербайджан в международный арбитраж и судиться до победного конца, тогдашний глава Дагестана Муху Алиев понять так и не смог. Дагестанский руководитель присутствовал на процедуре подписания договора в Баку и, говорят, чуть не сорвал торжественную церемонию, без обиняков заявив Лаврову в лицо: «Я думал, что вы министр иностранных дел России, а оказывается, вы азербайджанский министр». Это заявление, как полагают политологи, впоследствии и стоило Муху Алиеву высокого поста.
Вода в южном Дагестане дороже золота
Помимо реки и земельных угодий Азербайджан внезапно получил от России и нечто значительно большее – первое в своей новейшей истории международное признание границ. Ни Грузия, ни тем более Армения этих границ не признали. Соседний Иран в целом согласен с сухопутной границей, но наотрез отказывается признавать водную, проходящую по Каспию. И даже дружественная, почти братская, казалось бы, Турция не подписывает договор о границе с Азербайджаном, рассчитывая вернуть себе Нахичевань. А пикантности подписанному договору добавляет тот факт, что его текст отсутствует в открытом доступе. На официальном сайте президента России можно найти лишь закон о ратификации договора, но не сам договор. Не потому ли, что этот документ оговаривает передачу Азербайджану 3 тыс. гектаров дагестанской земли – чуть ли не втрое больше, чем Баку уступил Махачкале в 1954 году? И что, собственно, россияне получили взамен, кроме того, что азербайджанцы перестанут воровать воду?
Пока главой Дагестана оставался Муху Алиев, двусторонний договор, на тот момент ещё не ратифицированный Госдумой, удавалось блокировать. Но недолго. «Дождались, когда Алиев покинет свой пост, – вспоминает заведующий сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований РАН Энвер Кисриев, – и осенью 2010 года, при новом руководителе Магомедсаламе Магомедове, договор о демаркации границ был подписан в кулуарной обстановке. Дагестанцы были просто поставлены перед фактом… Среди жителей южной части республики это вызывает серьёзные волнения. 90% воды в реке Самур образуется на территории Дагестана, из ледников, но почти всю воду использует Азербайджан. А вода в южном Дагестане, можно сказать, дороже золота. Согласно международным нормам о водопользовании за воду Азербайджан должен был бы платить колоссальные деньги, но там никогда не платили и уже, получается, не будут платить».
Тем не менее незаконный отбор воды азербайджанцами продолжился и после ратификации договора. Мало того, сразу же после того, как договор о демаркации границ одобрили депутаты Госдумы, Азербайджан поднял арендную плату за Габалинскую РЛС с 7 до 300 млн и тем самым вынудил Москву отказаться от её аренды. «Может, наши политики приведут свои аргументы в пользу договора, но люди не станут их слушать, когда столкнутся с нехваткой воды, с проблемой выпаса скота, – уверен Энвер Кисриев. – А это неизбежно повлечёт за собой эскалацию напряжённости на границе с Азербайджаном».
Лезгины отказались от азербайджанских паспортов
Пока велась демаркация, происходили удивительные вещи. После того как на территории Азербайджана оказались два дагестанских села, Урьян-Уба и Храх-Уба, 600 местным жителям предложили получить азербайджанские паспорта. Лезгины наотрез отказались. Им пригрозили депортацией, а для пущей убедительности азербайджанские военные подогнали к границам села Урьян-Уба несколько армейских грузовиков. И сельчане смирились. Зато жители Храх-Уба проявили твёрдость: против военных, вооружённых автоматическим оружием, они вышли с древними винтовками. Началась беспорядочная стрельба. Были ли жертвы и пострадавшие в результате перестрелки, узнать у бакинских властей не удалось. Азербайджанских паспортов люди в итоге так и не получили, но чуть не лишились российских. Выяснение, кто теперь чей, длилось полтора года. В конце концов правительство Дагестана выделило храх-убинцам землю, где они могли бы обжиться. На эти земли переехали несколько десятков человек. Остальные 140 семей продолжают мыкаться по знакомым, лишившись своего угла, но всё ещё не желая покидать родные места.
Дальше – больше. В ходе демаркации обнаружилось, что два села и 600 человек – это только начало передела. «Азербайджан получил земли, за счёт которых живут около 300 тыс. лезгин, – заявил недавно один из лидеров Федеральной лезгинской национально-культурной автономии (ФЛНКА) Сабир Мамедов. – В республике даже между представителями дагестанских народов возникают трения и конфликты по поводу каждого метра земли, но дело даже не в этом – федеральные власти совершенно не учли реалии жизни на Кавказе». Почему? Да потому, что всего в Дагестане живёт чуть менее 400 тыс. лезгин. Это четвёртая по численности нация. Традиционно во власть лезгин не пускают более многочисленные аварцы с даргинцами, деля её между своими представителями. Таким образом, лезгинам была уготована роль вечных оппонентов власти, вечных оппозиционеров. И теперь у аварцев с даргинцами появилась возможность уладить все споры с оппонентами радикальным путём, раз и навсегда, просто передав практически всех их Азербайджану.
Разумеется, лезгины с таким поворотом не могли согласиться. «Мы не собираемся выдвигать какие-то националистические лозунги, хотя нас пытаются выставить радикальными националистами, – объясняет один из лидеров лезгинского движения «Садвал» Альберт Эседов. – Мы лишь пытаемся достучаться до федеральных властей, объяснить им, чем может быть чреват договор о демаркации российско-азербайджанской границы». Эседов надеется, что всё ещё можно повернуть вспять.
Передачу сёл расценили как слабость Москвы
На сегодняшний день Азербайджану успели передать пять сёл. Конфликта удалось избежать только в одном-единственном случае. И вновь лезгины не могут получить точную информацию о числе пострадавших в столкновениях с азербайджанскими полицейскими и военными – в Баку делают вид, что не пострадал никто. Пока выясняют отношения лезгины и азербайджанцы, но всё может измениться в самой ближайшей перспективе. По мнению представителя Российского института стратегических исследований, специалиста по проблемам Северного Кавказа Василия Иванова, решение о передаче части горной территории России Азербайджану «повлечёт за собой крайне негативные последствия в Дагестане, где высоки безработица и социальная напряжённость, и существенно ухудшит материальное положение огромного числа лезгин». Кроме того, происходящее воспринимают в республике как слабость Москвы. А уж насколько это обострит проблему исламского экстремизма в регионе, можно только гадать.
Территориальная уступка Азербайджану – далеко не первый подобный акт в новейшей российской истории. Пять лет назад наша страна передала Китаю 337 квадратных километров российской земли близ Хабаровска. Формально демаркация российско-китайской границы завершена. Поднебесная получила остров Тарабаров (Иньлундао) и часть острова Большой Уссурийский (Хэйсяцзыдао). Ранее наша страна уже потеряла остров Даманский (Чжэньбао), за который в 1969 году отдали жизни 58 советских пограничников. Кстати, потери китайской стороны в Даманском конфликте стремятся к 3 тыс. человек – представьте себе, насколько ожесточённо защищали каждую пядь родной земли наши воины. Но на этом территориальные претензии Китая к нашей стране не исчерпались – теперь речь идёт о нескольких десятках километров земли Горного Алтая, которую китайцы считают своей.
В 2010 году депутаты Госдумы, несмотря на протесты учёных, подарили часть Баренцева моря Норвегии – порядка 80 тыс. квадратных километров шельфа. В итоге наша страна утратила 12% акватории – площадь, на которой могли бы разместиться Дания, Швейцария, Голландия и Бельгия, вместе взятые. Ориентировочный объём добычи углеводородов в этой части шельфа стремится к 565 млн кубометров – если судить по сегодняшним ценам на нефть и газ, под толщей воды скрыты ценности примерно на 30 млрд евро.
Если бы не военный конфликт в Южной Осетии 2008 года, Россия могла бы подарить Грузии часть Чечни и Дагестана. О чём договаривались стороны, сегодня уже вряд ли кто-то узнает: вооружённое противостояние, развязанное Михаилом Саакашвили, положило конец переговорному процессу. Предположительно речь шла о Цунтинском высокогорном районе Дагестана и части Аргунского ущелья.
Тем не менее говорить о некоем политическом курсе, ориентированном на отказ от своих территорий, едва ли возможно. Стоило Латвии обозначить свои претензии на Пыталовский район Псковской области, как последовала жёсткая публичная отповедь президента Владимира Путина: «Не Пыталовский район они получат, а от мёртвого осла уши».
Сергей Решульский, депутат Государственной думы, уроженец Дагестана:
– Большой материальный урон наносится не только южному Дагестану, но и всей России в целом. Мы даже не можем пока оценить последствия – они могут быть непредсказуемыми. Ведь очевидно, что российско-азербайджанский договор разделяет речной водозабор несправедливо и непропорционально. Да он и не меняет ничего: Азербайджан как использовал эту воду незаконно, на 5 млрд рублей в год, так и продолжает это делать. Хотя 96% водостока – российская земля. В советские времена внутренняя граница проходила по правому берегу Самура, по территории Азербайджана, а Медведев согласился провести линию границы по центру реки.
Но самое опасное и болезненное то, что водораздел Самура разделил лезгинский народ надвое. Трудно представить, что будет с лезгинами, оказавшимися на территории Азербайджана. Их уже начали вытеснять оттуда под угрозой физического уничтожения. Принимать азербайджанское гражданство лезгины не хотят, а бросить всё и уйти с насиженных мест – не могут. Это будет означать для них нищенство.
Кто ещё из соседей претендует на территорию России
Япония – на острова Курильской гряды Итуруп, Кунашир, Шикотан и группу островов Хабомаи (формально они остаются в ведении префектуры Хоккайдо).
Азербайджан и Туркмения– на часть Каспийского шельфа.
Грузия – на часть Черноморского шельфа.
Украина добивается раздела Азовского моря – пока оно формально числится «внутренним морем России и Украины» и не имеет чётких границ.
Литва – на часть Калининградской области. Российско-литовский договор о демаркации границы подписан, но не ратифицирован из-за «калининградской проблемы».
Эстония – на часть территории Псковской области.
Финляндия традиционно претендует на российскую Карелию, часть Ленинградской области и приграничные земли в районе Белого моря, хотя территориальные претензии после Второй мировой войны там озвучиваются исключительно на уровне парламентских фракций и отдельных парламентариев этой страны.
Норвегия претендует на острова Земли Франца-Иосифа. Говорят, что в начале 90-х Борис Ельцин чуть было не подарил норвежскому королю эту землю, но его вовремя одёрнули военные. Острова – стратегически важный объект.
Мало того, у российских субъектов Федерации имеется более 30 территориальных претензий друг к другу, но это тема для отдельного материала».
Более половины киргизских кавказцев – дагестанцы
Календарь
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 |
Молодежь Дагестана
ГБУ РД «Редакция республиканской газеты «Молодежь Дагестана».
Юридический адрес: 367018, РФ, РД, г. Махачкала, проспект Петра Первого, 61
ИНН: 0561055365 / 057101001
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: ПИ № ТУ 05-00409 от 22 апреля 2019 года
ГБУ РД «Редакция республиканской газеты «Молодежь Дагестана»
Раджабов Рамазан Абакарович
Контакты
367018, РФ, РД, г. Махачкала, проспект Петра Первого, 61
Мы в соцсетях
Внимание
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.
Читайте также: