Депортация курдов из армении
Происходящие в Турции события демонстрируют, как глубоко мировое сообщество погрязло в двойных стандартах. Защищая права всевозможных меньшинств (например, геев в Чечне, которых никто не видел), в то же время игнорируются права целого народа, который десятилетиями сопротивляется политике уничтожения. Речь идёт в частности о курдах. Если в Ираке последние смогли создать автономию, которая хоть в какой-то степени гарантирует их права и безопасность, то в Турции о создании такой автономии приходится только мечтать. К тому же мечтать в Турции приходится осторожно, иначе власть покарает. Акции устрашения, карательные операции, целенаправленное уничтожение народа по этническому признаку, все это стало привычным явлением для страны, где власть не в состоянии цивилизованным образом общаться с частью своего народа. Курды, населяющие юго-восток, оказались на грани истребления.
На территории современной Турции проживает почти 15 млн. курдов, которые составляют от 15 до 20% населения страны. По данным самих курдских организаций, их количество достигает 20 млн. Основная их масса, как уже было отмечено, проживает в провинциях юго-востока, однако значительное количество курдского населения проживает и в центральных районах, на западе страны, в особенности в Измире, а также в таких крупных городах как, Стамбул, Мерсин и Адана.
Курды оказались в центральных и западных провинциях страны в результате организованных турецкими властями репрессий. Ещё в 80-х годах прошлого столетия турецкие войска, воюя с отрядами Рабочей партии Курдистана (РПК), депортировали из своих домов свыше миллиона человек, якобы сотрудничающих с РПК. Пять попыток примирения с РПК не увенчались успехом. Более того, власти Турции начали преследовать и представителей «Партии мира и демократии», которая является самой влиятельной политической структурой курдов в стране. Будучи политической преемницей запрещённой в декабре 2009 года Партии демократического общества, эта структура возглавляет администрации 98 городов и районов, в том числе 1 мегаполиса, 7 областных центров, 51 районных центров, 39 иных муниципальных образований. Ныне 6 депутатов «Партии мира и демократии» содержатся под стражей по обвинению в пособничестве деятельности запрещенной РПК. Под данным предлогом турецкие войска с декабря 2015 года ведут силовую операцию в регионах компактного проживания курдов.
Неофициальная столица турецкого Курдистана — Диярбакыр периодически оказывается в окружении турецких войск. Жизнедеятельность города полностью парализована. Так называемая «контртеррористическая операция» привела к тому, что были разрушены сотни населённых пунктов, а некоторые вообще исчезли с лица земли. Территории вокруг Нусайбина, Джизре и Силопи оказались в руинах. По свидетельству очевидцев, турецкие военные применяют против мирного населения различные виды запрещенного оружия, включая, кассетные бомбы, в дополнение к авианалетам и артиллерийским обстрелам. На данный момент более миллиона человек вынужденно покинули места проживания, и процесс исхода курдского населения продолжается.
Турецкие правозащитные организации бьют тревогу. В результате силовых акций, предпринятых военными, число жертв среди мирного населения только растёт. Жертвами этих операций становятся семьи, которые никак не связаны с повстанцами. Методы борьбы против мирного населения отличаются жестокостью. По данным очевидцев, в Нусайбине турецкие войска бомбили дома, в которых находились женщины, дети и старики. Их также сжигали в подвалах, где они скрывались от бомбардировок турецкой авиации. В деревнях рядом с Мардином и Мидьятом обнаружены десятки сожженых трупов, в основном мирных жителей. Недалёко от Нусайбина были найдены обезглавленные тела курдских повстанцев. Население в Джизре подвергалось расстрелу, при этом турецкие войска были прекрасно осведомлены, что повстанцы ранее покинули город. Не удивительно, что власти Турции не разрешают иностранным журналистам посещать данные регионы. Те, кто осмеливаются, подвергаются аресту, в том числе и иностранные журналисты. Комендантский час на юго-востоке только усиливает методы преследований и гонений. По данным различных источников, включая турецкий генеральный штаб, местных СМИ и неправительственную организацию Human Rights Watch (HRW), потери среди мирного населения, силовых структур и партизан достигают нескольких тысяч человек. Нанесен непоправимый урон инфраструктуре региона.
Стоит отметить, что за последние годы курды активно восстанавливали Диярбакыр, а также Мардин, Мидьят и другие города региона, развивая в частности туристический сектор. Представительные органы местного самоуправления помогали этническим и религиозным группам региона открывать свои молельные дома, культурные и духовные центры, организации. Диярбакыр становился символом толерантности в Турции. Но в Анкаре малейшее проявление толерантности рассматривается как угроза национальной безопасности. Не исключено, что нынешняя расправа над курдами является также очередной попыткой насильственным образом изменить демографию в регионе. Дестабилизация обстановки в районах, где доминирует курдский этнический элемент приводит к тому, что население, как уже было отмечено, выбирает путь эмиграции, и не только в другие турецкие провинции, но и в страны Запада, где существует большая курдская община. Целенаправленно уничтожается генофонд народа, ликвидируются представители современной курдской элиты, создаются невыносимые условия для проживания, что приводит к ухудшению социально-экономической ситуации и к нищете. Власти также боятся усиления политических институтов в регионах, где проживают курды. На всеобщих выборах в основном выигрывают лояльные властям политики, а оппозиционно настроенные оказываются в тюрьмах. Разобщенность курдов Турции помогает властям вести успешную политику по окончательному вытеснению курдского фактора из повестки дня. К примеру, многие депутаты национального собрания имеют курдское происхождение, однако последние не только не защищают права своих соотечественников, но и помогают проводить репрессии. В правительстве страны также достаточно этнических курдов, в том числе несколько вице-премьеров и ключевых министров. Но они также бездействуют. Кроме того власти стараются создавать новые партии и организации, чтобы искусственно разделить народ на лояльных и нелояльных, что важно и с точки зрения раздробления курдского электората.
На наш взгляд, нынешний турецкий президент пытается решить курдский вопрос силовым путём. Во-первых, жесткая политика Эрдогана по сирийским курдам помогает также вести и внутреннюю борьбу. Власти страны считают, что сирийские курды и курды турецкого юго-востока имеют общие интересы. Поэтому на первом этапе турецкие войска попытаются вытеснить курдские военизированные отряды с ключевых позиций в Сирии. Как США, так и Россия не будут активно препятствовать Турции. Далее будут продолжены контртеррористические операции на юго-востоке, что поможет ослабить боевой потенциал местных повстанцев. Турция и далее будет вести диалог с иракскими курдами, которые не вмешиваются во внутренние дела своих турецких соотечественников. Общие экономические интересы Турции и Иракского Курдистана давно превратились в некий формат взаимодействия против турецких и сирийских курдов.
Ну и наконец, по результатам референдума в Турции Эрдоган получил всю полноту власти, что в целом негативно отразится на решении курдского вопроса.
Многие годы международные структуры закрывали глаза на зверства турецкой армии в курдских районах страны. Более того в кооперации с турецкой стороной страны Запада включали в список террористических организаций курдские военные и политические формирования. Сейчас, когда отношения между Турцией и ЕС ухудшились, в Брюсселе стали вспоминать и о существовании курдского вопроса.
И пока часть мирового сообщества пытается «сочувствовать» курдам, на юго-востоке Турции продолжаются этнические чистки, остановить которые в нынешних геополитических условиях практически невозможно.
Депортация курдов из армении
15 ноября 1944 г. три эшелона с 26 591 переселенцем были отправлены на восток. За 10 дней из южных районов Грузии вывезли 91 095 человек. 31 января 1945 г. из Тбилиси ушел последний эшелон с оставшимися переселенцами (695 семей) для расселения в Узбекистане. Общая численность спецпереселенцев составила 94 995 человек. Среди них было 8694 курда, 1385 хемшинов, а также военнослужащие, принадлежавшие к этническим меньшинствам Грузии.
18 апреля 1956 года года вышел Указ Президиума Верховного Совета о снятии ограничений с депортированных крымских татар, балкарцев, турок-месхетинцев, курдов и хемшилов.
История появления в Российской Империи/СССР
Курды, или курманджи, - один из древнейших народов Передней Азии. Они оставили заметный след в истории, внесли значительный вклад в развитие народов Турции, Ирана и ряда арабских стран. В ХII веке курд Саладин, легендарный полководец, основавший впоследствии знаменитую Эюбидскую династию в Сирии, остановил продвижение крестоносцев на Восток. Населявшие в XIV - XIX веках территорию нынешнего Курдистана сорок курдских племен попали в номинальную зависимость от шахского Ирана и Османской империи.
В СССР их насчитывалось, по официальным данным, около 150 тысяч, а по неофициальным - втрое-вчетверо больше, и рассыпаны они были по всей стране, но основные скопления наблюдались в Казахстане - 120 тысяч и в Киргизии - 10 тысяч. В XIX веке после русско-персидских войн часть территории исторического Курдистана, согласно условиям Гулистанского мирного договора 1813 года и Туркманчайского договора 1828 года отошла во владение Российской империи, и курды оказались в административных границах Азербайджана, Армении и Грузии.
В 30-е гг. началась последовательная ликвидация Курдской национальной автономии. Вся просветительская работа с курдским населением стала сокращаться, закрывались школы, перестали выходить газеты, исчезло из обихода само слово "курды", их численность стала резко сокращаться. В 1937 году была арестована большая часть коммунистов, советских и партийных работников, курдской интеллигенции, закрыты школы на курдском языке, перестали выходить национальные газеты, печататься книги. Курдские дети, оставшись без своих школ, перешли сначала в армянские, грузинские, азербайджанские, но проучились там недолго - сказалось незнание языков, и поэтому почти все были исключены за неуспеваемость.
В 1937-38 годах курдов из Азербайджана и Армении стали переселять в среднеазиатские республики и в Казахстан. Расселение велось так: по 3-4 семьи в каждый населенный пункт с целью растворения нации среди других. Автономию курдов уничтожили.
Если в годы образования Курдистанской автономии здесь проживало 48 тысяч курдов, то по данным переписи 1979 года - ни одного. Такова же участь многотысячного курдского населения в Туркмении, проживающего по границе с иранским Курдистаном. По данным переписи 1926 года в республиках Закавказья и в Туркмении проживало более 300 тысяч курдов. Сегодня сотни курдов обнаруживаются среди азербайджанцев, армян, грузин, туркмен, турков.
Из воспоминаний
Депортация курдов из армении
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Нет аккаунта? Зарегистрироваться Мир Курдистана / Cîhana Kurdistan 26 August 2010 @ 03:26 pm Из Армении насильственно выдворяются курды-езиды и ассирийцы- Исторически в Азербайджане курды проживали в Лачинском, Кельбаджарском, Губадлинском, Зенгиланском районах и в Нахчыванской Автономной Республике. Согласно статистике в 1929 году в Азербайджане проживали 50 тысяч курдов, в Армении 250 000 .
После прихода к власти большевиков в 1923-1929 гг в Азербайджане были сформированы несколько уездов, в том числе уезд Красный Курдистан. Заявления некоторых исследователей якобы о создании в Азербайджане в те годы автономии Красный Курдистан не соответствует действительности. Об этом не упоминается также в архивных документах. В те годы в регионе на курдском языке издавалась газета Курдистан, в Шушинском Педагогическом техникуме действовал факультет курдского языка, в селах населенных курдами преподавался родной язык.
Позже все уезды были упразднены, также был ликвидирован факультет курдского языка в педагогическом техникуме в Шуше. До развала Советского Союза кроме несколько учебников и художественных книг , изданных в тридцатые годы в Азербайджане не было других публикаций на курдском языке. Шестидесятые годы прошлого века в Институте Востоковедения Академии Наук Азербайджана действовала курдская научная группа, где работали Рахим Гази, Али Галавеж, Зумруд Шафиева, Гусейн Курдоглы, Шамиль Аскеров и др.
Процессы шли не без присутствия армянской политики и коварства. Армяне,используя свои связи в Кремле, развивали сеть курдских исследований в Армении, имелось эфирное время на курдском языке, в Союзе писателей Армении действовало курдское отделение . Первая моя книга тоже была издана в Ереване. При Институте Востоковедения Академии Наук Армении действовал отдел Курдоведения, где работали такие известные ученые как Наджие Джинди,Амине Авдал, Шакрое Мгои и др. Они изучали этнографию, литературу курдского народа. В 1932 году издавалась газета Рия Tаза (Новый путь). Армяне ,изучая курдскую литературу зачастую присваивали ее достижения. Целью же такого внимания к курдам было ни что иное , как желание найти друзей среди курдов и использовать их как инструмент в своей политики.
- Имеют ли место факты азербайджанизации курдов, как это утверждают некоторые?
- В 1937 году при помощи Москвы армяне позаботились о выселении курдов из Армении, в том числе из приграничных районов Нахчывана с Арменией. Следует заметить, что выселялись только курды мусульмане. Исторически в Азербайджане не проживали курды езиды. В Азербайджане никогда не было насильственной азербайджанизации . Курды спасаясь от депортации меняли свою национальность и регистрировались азербайджанцами. Я сам был репрессирован.В сороковые годы курды из Армении были выселены в Казахстан, Киргизию, Туркменистан и Узбекистан. Армянские политики, используя начало II мировой войны как повод, под покровительством Анастаса Микояна очистили эти земли. В дальнейшем Ереван планировал присоединение Нахчывана к Армении. В тот же период в опустошенные курдские селения были переселены армяне из Сирии, Турции и Ирана. Только в 1947 году репрессированным было разрешено вернуться обратно. 5 тысяч курдских семей , в том числе и наша решили вернуться в Армению. Когда наши эшелоны добрались до Азербайджана, армяне ,вновь опираясь на свои связи в Кремле препятствовали нашему возвращению в свои родные дома. Курдским семьям пришлось разместиться в азербайджанских районах. Позднее в 1947, 1953, 1967 и, наконец, в 1988 гг. в результате политики этнических чисток из Армении вместе с азербайджанцами были насильственно выдворены 20 000 курдов мусульман (позже нашу судьбу разделили также курды езиды). Большинство из них нашли убежище в Азербайджане, а потом часть из них в связи с бытовыми проблемами уехали к своим родственникам в разные страны. Курды покинувшие свои дома в результате оккупации армянскими агрессорами Лачыни, Губадлы ,Келбеджер и Зенгиланского районов оказались беженцами. Азербайджанские и курдские народы тесно связаны друг другом с глубокими корнями. Кроме всего нас еще объединила трагедия оккупации наших земель. Курды привязаны к азербайджанскому государству и верны ему. Кто-то может это назвать ассимиляцией, а я это оцениваю как духовной близостью народов. Ассимиляция является историческим процессом. В нашей стране каждая нация может считать себя талышом , лезгином, курдом и т.п., но он является гражданином Азербайджана. Например, некоторые, чьи предки являются курдами , не считает себя курдом. Никто его не вынуждает отказываться от своих корней, просто он ассимилирован. Этой процесс происходит в любом конце света и среди всех народов.
С 1990 года этнические группы Азербайджана получили в возможность развивать свой язык, традиции и обычаи. Были созданы культурные центры этнических групп ,начали издаваться газеты. Курдский культурный центр Ронаи один из них. С 1993года начало свое издание газета Денге курд (Голос курда). В 1992 году был издан закон Об этнических меньшинствах, который расширил возможности для деятельности этнических групп.
- Сталкиваются ли курды в Азербайджане с притеснением на национальной почве?
- Могут рассказывать всякие небылицы. Но если я никогда не скрывал свою национальную принадлежность и гордился этим, то никогда не сталкивался ни с какими притеснениями. Если культурные центры этнических групп , в том числе Ронаи неактивны в свой деятельности ,то в этом никто не виноват.
Я нахожусь в гуще этих процессов и имею связь с другими культурными центрами. Например, если талыши ,аварцы ,лезгины и др. желают развивать свою культуру ,или издавать книгу на своем языке никто им это не запрещает. Но выступление против государства не может быть одобрено ни одним государством.
- Армянские политики вновь начали активно «заботиться» об этнических группах ,проживающих в Азербайджане. Наряду с этим вновь усиливаются попытки манипуляций этническими группами наших зарубежных доброжелателей.
- Эта моя боль. Глазами политически недальновидных курдов ,армяне являются их друзьями ,которые заботятся о них. Но в действительности под этой «заботой» скрывается большая армянская политика. Если это действительно правда, то почему армяне оккупировали азербайджанские территории ,где компактно проживали курды, были убиты курдские дети, женщины и старики. Земли компактного проживания курдов на Ближнем Востоке, включены в карту Великой Армении. Курды должны знать что их врагами являются те , кто использует курдскую карту.
В Армении фактически не проживают этнические меньшинства. В свое время в селе Двин проживали ассирийцы. Они тоже были насильственно выселены из Армении. Теперь в Армении против курдов применяется иная политика- курды езиды предоставляются как отдельная нация. О том, что езидизм является религией науке известно давно . Курды езиды говорят на курдском языке,нас с ними связывают традиции, обычаи . Нас разделяет только религия . Армяне выдавая езидов как иной народ ,пытаются разделить курдов на два враждующих крыла. Для укрепления своей политики, в 2006 году в Ереване был издан учебник езидского языка. Эта большая трагедия курдского народа.
Все права этнических менщинств, прожевающих в Азербайджане соблюдаются. Тот ,кто живет по современным требованиям , он может служить своему народу во благо государственности. Человек , который правильно расценивает процессы разворачивающиеся в мире , осознает политику глобализации и его требования, будет далек от сепаратизма. Даже многочисленные народы постепенно исчезают, идет процесс сближения народов. Самое большое счастье этнических меньшинств Азербайджана это права, предоставленные им азербайджанским государством.
- Некоторые представители отдельных этнических меньшинств ,свои сепаратистские притязания оправдывают якобы с нарушением их прав по национальному признаку.
-Как человек тесно связанный с этнической тематикой, после развала СССР посетил все страны бывшего Советского Союза, кроме Армении.
И уверенностью могу сказать, что самое лучшее положение этнических групп в Азербайджане. Разве азербайджанские тюрки не имеют проблем. Талыш, курд или лезгин ,не поступивший в ВУЗ, или по объективным причинам уволенный с работы считает что нарушаются его права только потому, что он принадлежит этническому меньшинству. Разве все представители тюркского этноса получают образование или обеспечены работой.
-Можно ли считать удовлетворительным эфирное время на радио, представленное этническим меньшинствам на государственном телерадиовещательном компании AZTV?
- Безусловно, 15 минутного эфирного времени 2 раза в неделю очень мало. Я об этом неоднократно говорил в беседах с представителями Совета Европы и Президентского Аппарата Азербайджана. Нам хотелось бы иметь хотя бы двадцатиминутное эфирное время 3 раза в неделю , и передачи на языках этнических меньшинств на Общественном Телевидении. Но как специалист могу сказать, что сложно находиться в эфире ежедневно с часовой передачей. Подобные требования, озвучиваемые некоторыми персонами бессмысленны. Как теперь быть? Оценить ли это как трагедию, политизировать ли вышеназванные мной желания и выйти на улицы с протестами? Или может если на курдском языке нет телепередач, то как некоторые представители этнических меньшинств участвовать на конференции проводимой Ереваном. С каких это пор Армения стала попечителем этнических групп Азербайджана. Ведь их не связывают никакие этнографические, демографические, антропологические узы. Принимая опекунство Армении и некоторых «дружественных» наших соседей нужно задумываться над этим. Как говорится, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Должен возникать вопрос о том, почему Армения ,где почти не проживают этнические группы вдруг выступает в роли попечителя этнических меньшинств Азербайджана.
- После оккупации исторических азербайджанских территорий, на этих землях была попытка создания Курдистанской автономии.
- Процессы протекали следующим образом. В 1993 году некий Векил Мустафаев курд по национальности работал в органах МВД Али-Байрамлинского района. Семья Мустафаева в 1937 году была депортирована из Армении. Он вырос и учился в Ошской области Киргизии, занимал высокие посты в министерстве внутренних дел Киргизии . Далее в семидесятых годах прошлого века избегая ответственности за правонарушения, он приехал в Азербайджан ,поселился в Нахчывани и работал в правоохранительных органах, потом получил назначение в Али Байрамлы.
В 1993 годы он вдруг появился в Армении и вместе с несколькими курдами езидами выступили по армянскому телевидению, и было объявлено
о восстановлении бывшего Курдистанского уезда. Из Азербайджана в этой группе был только В.Мустафаев. Судьба новоявленной автономии длилась всего несколько дней. Ныне Мустафаев проживает в Италии и занимается бизнесом.
- Какую цель при этом преследовало армянское правительство ?
- В то время оккупация армянами близлежащих с Нагорным Карабахом районов со стороны мирового сообщества оценивалось негативно. Нужно было создать мнение , что это курды восстанавливают бывший Курдистанский уезд, а армяне никакого отношения к оккупации Губадлинского, Зенгиланского и Лачинского районов не имеют.
PS: Как гражданин, чья судьба связана с судьбой своего народа ,хочу заметить, что ни одно сильное государство, и ни один политик не должен манипулировать судьбами народов. Рано или поздно они получат свое наказание.
Но ведь советские курды не были уничтожены полностью даже товарищем Сталиным
В Первой мировой войне курды-езиды воевали с Османской империей на стороне России. Курды- заза (одно из курдских племён) спасли армян от резни. Называют цифру более 150 тысяч армян, преимущественно женщин и детей, которых скрыли семьи заза в ходе геноцида армян в 1876-1921 гг..
А я вот припоминаю что курды-скотоводы, жившие локально в высокогорьях советской Армении никак не казались мне сколь-нибудь воинственными. С ними, ходившими в странных штанах и ярких шерстяных носках навыпуск трудно было поговорить Особенно удивительными казались высокогорные жилые постройки курдов с плоскими крышами, сопрягаемые со скалами и повсеместным использованием в качестве перегородок разнообразных тканей и шкур животных. Всюду можно было видеть различные фазы превращения овечьего навоза в кизяк, который, как мне объяснили, использовался и как строительный материал вместо кирпичей и как основное печное топливо холодной зимой.
Но вот рядом с этим убожеством обычно располагалось роскошнейшее тщательно ухоженное курдское кладбище с невероятно богатыми памятниками и строениями, свидетельствующими о великом их прошлом .
Так что я понял, что в их жизни мне не разобраться.
О впечатлениях в Армении см. бесплатно мои
«Разноцветные воспоминания» Петр Новыш
На новых местах разрешалось компактно помещать не более 10 курдских семей без права выезда и перемещения. Общение между родственниками, проживавшими в других кишлаках, разрешалось лишь при выдаче спецпропусков. Несложно объяснить, какие именно международные и внутренние причины вызвали репрессии против курдов. Так как характер и цели национально-освободительного движения в Курдистане, расположенном недалеко от границы СССР, были искажены, сталинский режим не доверял советским курдам, подозревая их в симпатиях к Турции. В обстановке нагнетания шпиономании и ожесточенного поиска внутренних врагов этого было достаточно, чтобы подвергнуть целый народ массовым выселениям подальше от государственной границы.
Несмотря на жестокие репрессии, горе и страдания, курды Центральной Азии сохранили свой язык, обычаи и нравы, национальную культуру.
«Первая операция по выселению курдов была осуществлена на основании постановления СНК СССР № 2123-420сс от 17 декабря 1936 г. Вторая операция по депортации курдов была произведена в порядке выполнения указанного постановления ЦИК и СНК СССР от 17 июля 1937 г. В конце 1937 г. имела место еще одна операции по «очистке» пограничных районов от курдов. В «Меморандуме» НКВД СССР от 28 ноября 1937 г., подписанном зам. наркома НКВД СССР Л.Н. Бельским, отмечалось: «На основании решения Правительства из пограничных районов Армении в ближайшие дни выселяются 425 курдских хозяйств, что ориентировочно составит 2100 человек. Выселяемых расселить в Киргизской ССР». В соответствии с постановлением ГКО № 6279сс от 31 июля 1944 г. из пограничных районов Грузинской ССР были выселены турки, курды, хемшилы.: 15 ноября 1944 г. три эшелона с 26 591 переселенцем были отправлены на восток. За 10 дней из южных районов Грузии вывезли 91 095 человек. 31 января 1945 г. из Тбилиси ушел последний эшелон с оставшимися переселенцами (695 семей) для расселения в Узбекистане. Общая численность спецпереселенцев составила 94 995 человек. Среди них было 8694 курда, 1385 хемшинов, а также военнослужащие, принадлежавшие к этническим меньшинствам Грузии .»
"И то не выбросишь из памяти, - замечает курд Азиз Алиев, - как на новом месте поселенцы-курды под Алма-Атой по весне ели траву, как умирали от голода в ту лютую зиму - ниже сорока градусов опускался столбик термометра. Курды и подумать не могли, что возможен такой мороз. Раздетые, голодные, бездомные закутывались в подручное тряпье. Страшно вспомнить! Казахи помогли. Спасибо им" .
И вот рассказывают, что сегодня, приехавшие на Тамбовщину курдские переселенцы из Средней Азии все-таки приспособились и со временем сформировали мощную диаспору, живущую по законам, далеким от цивилизации. Причем, флагманом являются курдские бизнесмены, построившие свой бизнес по законам криминала. Курдские фермеры,, обратились к использованию рабского труда гастарбайтеров из Средней Азии и местных крестьян, которых насильно удерживали и избивали на фермах в Тамбовской области. Горячая молодежь также ударилась в разбои и криминал. Молодые родственники держат в страхе весь Тамбов, устраивая по улицам гонки без правил, провоцируя драки в общественных местах, из которых всегда выходят безнаказанно, пользуясь большими связями главы семейства..
Территории, где живут курды, сейчас прозываются Курдистаном, который находится на стыке современных Турции, Ирана, Ирака и Сирии. Всего в мире насчитывают около 30 миллионов курдов, в том числе и значительные курдские диаспоры в Европе, например, в Германии живёт около 800 000 курдов, 100 000 в Швеции, 90 000 в Великобритании (из Ирака) и около 150 000 во Франции. Живут курды также в России и Казахстане.
Среди курдских кланов единства не было никогда. Между собой курды сильно различаются как по этническому, так и по религиозному признакам. Даже сейчас одни курды в своей борьбе руководствуются политическими мотивами, идеологически исповедуя марксистские и коммунистические идеи, другие – национально-освободительными, третьи – радикально религиозными. Этнический состав курдских племен также неоднороден. Достаточно сказать, что в Израиле сейчас проживает 200 тысяч евреев-репатриантов курдского происхождения, а клан Барзани считается по происхождению еврейским. Армию Барзани по признанию израильского генерала]]> готовили израильские специалисты, а сам Мустафа Барзани и его сын являются офицерами МОССАД.
Курдский национализм как таковой организационно оформился лишь во 2-й половине XIX в., когда в немногочисленной курдской интеллигентской среде Османской империи возникли «Партия союза и прогресса», а затем в Каире стал издаваться журнал «Курдистан», едва ли не впервые засветивший в СМИ это название, а также идею общекурдского единства. Далее было «Общество развития и прогресса Курдистана» и даже «Гражданское государство турецких курдов».
Замечено, что в истории человечества было три народа, чьи бунтарские качества часто использовались для разжигания революций, войн, региональных конфликтов. Это армяне, евреи и курды. Причина - все они не имели своей государственности на протяжении тысяч лет, семьи были разбросаны по миру и идеи объединения не давали спокойно жить многим поколениям упомянутых народов. У них нет страха перед государством и законом. После создания государства Израиль евреям осталось только защищать свою страну, что они и делают весьма успешно. Армяне, хоть и получили своё государство при помощи России, всё ещё мечтают о "Великой Армении". Курды не дают расслабиться Турции, Ирану, Сирии, Ираку. Их волю не смог уничтожить в СССР даже товарищ Сталин…
Михаил Саркисян мудро подытоживает эту противоречивую тему:
«Курды рано или поздно создадут свое государство, а то что сейчас они пока не могут этого сделать, то в этом виноваты - Турция, Иран, Ирак, Сирия и даже - Азербайджан, т.к. слово азербайджан это курдское слово и переводится с курдского языка а не с тюркского,как -"Страна огней". Все страны, которые в настоящее время против образования государства Курдистан, в настоящее время присвоили курдские земли и не собираются от них отказываться "добровольно". Например- турки присвоили себе большие курдские территории, а лиц курдской национальности,так вообще считают -террористами и это в то время, как сами турки проводят против курдов политику -геноцида.Не совсем порядочно ведет себя и Иран, т.к. курды внесли не малый вклад в историю Персии, т.к. именно курды были союзниками персов и воевали на стороне персов, во время создания "великой" - Персии. Что же касается жизни курдов в Закавказье, то в их бедах виноват - Сталин,на которого наверняка у турок был компромат относительно того - почему вдруг Сталин решил отдать исконно армянские и курдские земли, пришлым - туркам огузам или как их сейчас называют - азербайджанцы. Мы армяне и евреи добились своего и даст бог и курды добьются.»
Наши курды?
В Первой мировой войне курды-езиды воевали с Османской империей на стороне России. Курды- заза (одно из курдских племён) спасли армян от резни. Называют цифру более 150 тысяч армян, преимущественно женщин и детей, которых скрыли семьи заза в ходе геноцида армян в 1876-1921 гг..
А я вот припоминаю что курды-скотоводы, жившие локально в высокогорьях советской Армении никак не казались мне сколь-нибудь воинственными. С ними, ходившими в странных штанах и ярких шерстяных носках навыпуск трудно было поговорить Особенно удивительными казались высокогорные жилые постройки курдов с плоскими крышами, сопрягаемые со скалами и повсеместным использованием в качестве перегородок разнообразных тканей и шкур животных. Всюду можно было видеть различные фазы превращения овечьего навоза в кизяк, который, как мне объяснили, использовался и как строительный материал вместо кирпичей и как основное печное топливо холодной зимой.
Но вот рядом с этим убожеством обычно располагалось роскошнейшее тщательно ухоженное курдское кладбище с невероятно богатыми памятниками и строениями, свидетельствующими о великом их прошлом .
Так что я понял, что в их жизни мне не разобраться.
О впечатлениях в Армении см. бесплатно мои
«Разноцветные воспоминания» Петр Новыш
На новых местах разрешалось компактно помещать не более 10 курдских семей без права выезда и перемещения. Общение между родственниками, проживавшими в других кишлаках, разрешалось лишь при выдаче спецпропусков. Несложно объяснить, какие именно международные и внутренние причины вызвали репрессии против курдов. Так как характер и цели национально-освободительного движения в Курдистане, расположенном недалеко от границы СССР, были искажены, сталинский режим не доверял советским курдам, подозревая их в симпатиях к Турции. В обстановке нагнетания шпиономании и ожесточенного поиска внутренних врагов этого было достаточно, чтобы подвергнуть целый народ массовым выселениям подальше от государственной границы.
Несмотря на жестокие репрессии, горе и страдания, курды Центральной Азии сохранили свой язык, обычаи и нравы, национальную культуру.
«Первая операция по выселению курдов была осуществлена на основании постановления СНК СССР № 2123-420сс от 17 декабря 1936 г. Вторая операция по депортации курдов была произведена в порядке выполнения указанного постановления ЦИК и СНК СССР от 17 июля 1937 г. В конце 1937 г. имела место еще одна операции по «очистке» пограничных районов от курдов. В «Меморандуме» НКВД СССР от 28 ноября 1937 г., подписанном зам. наркома НКВД СССР Л.Н. Бельским, отмечалось: «На основании решения Правительства из пограничных районов Армении в ближайшие дни выселяются 425 курдских хозяйств, что ориентировочно составит 2100 человек. Выселяемых расселить в Киргизской ССР». В соответствии с постановлением ГКО № 6279сс от 31 июля 1944 г. из пограничных районов Грузинской ССР были выселены турки, курды, хемшилы.: 15 ноября 1944 г. три эшелона с 26 591 переселенцем были отправлены на восток. За 10 дней из южных районов Грузии вывезли 91 095 человек. 31 января 1945 г. из Тбилиси ушел последний эшелон с оставшимися переселенцами (695 семей) для расселения в Узбекистане. Общая численность спецпереселенцев составила 94 995 человек. Среди них было 8694 курда, 1385 хемшинов, а также военнослужащие, принадлежавшие к этническим меньшинствам Грузии .»
"И то не выбросишь из памяти, - замечает курд Азиз Алиев, - как на новом месте поселенцы-курды под Алма-Атой по весне ели траву, как умирали от голода в ту лютую зиму - ниже сорока градусов опускался столбик термометра. Курды и подумать не могли, что возможен такой мороз. Раздетые, голодные, бездомные закутывались в подручное тряпье. Страшно вспомнить! Казахи помогли. Спасибо им" .
Территории, где живут курды, сейчас прозываются Курдистаном, который находится на стыке современных Турции, Ирана, Ирака и Сирии. Всего в мире насчитывают около 30 миллионов курдов, в том числе и значительные курдские диаспоры в Европе, например, в Германии живёт около 800 000 курдов, 100 000 в Швеции, 90 000 в Великобритании (из Ирака) и около 150 000 во Франции. Живут курды также в России и Казахстане.
Замечено, что в истории человечества было три народа, чьи бунтарские качества часто использовались для разжигания революций, войн, региональных конфликтов. Это армяне, евреи и курды. Причина - все они не имели своей государственности на протяжении тысяч лет, семьи были разбросаны по миру и идеи объединения не давали спокойно жить многим поколениям упомянутых народов. У них нет страха перед государством и законом. После создания государства Израиль евреям осталось только защищать свою страну, что они и делают весьма успешно. Армяне, хоть и получили своё государство при помощи России, всё ещё мечтают о "Великой Армении". Курды не дают расслабиться Турции, Ирану, Сирии, Ираку. Их волю не смог уничтожить в СССР даже товарищ Сталин…
Анкара хочет устранить сирийских курдов
В Первой мировой войне курды-езиды воевали с Османской империей на стороне России. Курды- заза (одно из курдских племён) спасли армян от резни. Называют цифру более 150 тысяч армян, преимущественно женщин и детей, которых скрыли семьи заза в ходе геноцида армян в 1876-1921 гг..
А я вот припоминаю что курды-скотоводы, жившие локально в высокогорьях советской Армении никак не казались мне сколь-нибудь воинственными. С ними, ходившими в странных штанах и ярких шерстяных носках навыпуск трудно было поговорить Особенно удивительными казались высокогорные жилые постройки курдов с плоскими крышами, сопрягаемые со скалами и повсеместным использованием в качестве перегородок разнообразных тканей и шкур животных. Всюду можно было видеть различные фазы превращения овечьего навоза в кизяк, который, как мне объяснили, использовался и как строительный материал вместо кирпичей и как основное печное топливо холодной зимой.
Но вот рядом с этим убожеством обычно располагалось роскошнейшее тщательно ухоженное курдское кладбище с невероятно богатыми памятниками и строениями, свидетельствующими о великом их прошлом .
Так что я понял, что в их жизни мне не разобраться.
О впечатлениях в Армении см. бесплатно мои
«Разноцветные воспоминания» Петр Новыш
На новых местах разрешалось компактно помещать не более 10 курдских семей без права выезда и перемещения. Общение между родственниками, проживавшими в других кишлаках, разрешалось лишь при выдаче спецпропусков. Несложно объяснить, какие именно международные и внутренние причины вызвали репрессии против курдов. Так как характер и цели национально-освободительного движения в Курдистане, расположенном недалеко от границы СССР, были искажены, сталинский режим не доверял советским курдам, подозревая их в симпатиях к Турции. В обстановке нагнетания шпиономании и ожесточенного поиска внутренних врагов этого было достаточно, чтобы подвергнуть целый народ массовым выселениям подальше от государственной границы.
Несмотря на жестокие репрессии, горе и страдания, курды Центральной Азии сохранили свой язык, обычаи и нравы, национальную культуру.
«Первая операция по выселению курдов была осуществлена на основании постановления СНК СССР № 2123-420сс от 17 декабря 1936 г. Вторая операция по депортации курдов была произведена в порядке выполнения указанного постановления ЦИК и СНК СССР от 17 июля 1937 г. В конце 1937 г. имела место еще одна операции по «очистке» пограничных районов от курдов. В «Меморандуме» НКВД СССР от 28 ноября 1937 г., подписанном зам. наркома НКВД СССР Л.Н. Бельским, отмечалось: «На основании решения Правительства из пограничных районов Армении в ближайшие дни выселяются 425 курдских хозяйств, что ориентировочно составит 2100 человек. Выселяемых расселить в Киргизской ССР». В соответствии с постановлением ГКО № 6279сс от 31 июля 1944 г. из пограничных районов Грузинской ССР были выселены турки, курды, хемшилы.: 15 ноября 1944 г. три эшелона с 26 591 переселенцем были отправлены на восток. За 10 дней из южных районов Грузии вывезли 91 095 человек. 31 января 1945 г. из Тбилиси ушел последний эшелон с оставшимися переселенцами (695 семей) для расселения в Узбекистане. Общая численность спецпереселенцев составила 94 995 человек. Среди них было 8694 курда, 1385 хемшинов, а также военнослужащие, принадлежавшие к этническим меньшинствам Грузии .»
"И то не выбросишь из памяти, - замечает курд Азиз Алиев, - как на новом месте поселенцы-курды под Алма-Атой по весне ели траву, как умирали от голода в ту лютую зиму - ниже сорока градусов опускался столбик термометра. Курды и подумать не могли, что возможен такой мороз. Раздетые, голодные, бездомные закутывались в подручное тряпье. Страшно вспомнить! Казахи помогли. Спасибо им" .
Территории, где живут курды, сейчас прозываются Курдистаном, который находится на стыке современных Турции, Ирана, Ирака и Сирии. Всего в мире насчитывают около 30 миллионов курдов, в том числе и значительные курдские диаспоры в Европе, например, в Германии живёт около 800 000 курдов, 100 000 в Швеции, 90 000 в Великобритании (из Ирака) и около 150 000 во Франции. Живут курды также в России и Казахстане.
Замечено, что в истории человечества было три народа, чьи бунтарские качества часто использовались для разжигания революций, войн, региональных конфликтов. Это армяне, евреи и курды. Причина - все они не имели своей государственности на протяжении тысяч лет, семьи были разбросаны по миру и идеи объединения не давали спокойно жить многим поколениям упомянутых народов. У них нет страха перед государством и законом. После создания государства Израиль евреям осталось только защищать свою страну, что они и делают весьма успешно. Армяне, хоть и получили своё государство при помощи России, всё ещё мечтают о "Великой Армении". Курды не дают расслабиться Турции, Ирану, Сирии, Ираку. Их волю не смог уничтожить в СССР даже товарищ Сталин…
Читайте также: