Депортация евреев из польши
Восемьдесят лет назад в польском местечке Едвабне под Белостоком несколько сотен евреев были убиты согражданами-поляками без участия немецких оккупантов. Польские власти, в отличие от населения, признали это еще в 2001 году, хотя все обстоятельства трагедии до сих пор не до конца прояснены. Историк Борис Соколов рассказывает подробности трагедии и напоминает, что случаи массового убийства евреев советскими партизанами не признаны и не расследуются.
Депортация по-европейски. О былых делах наших сегодняшних критиков
Война – самое страшное событие в жизни общества. Но не менее страшными могут быть и последствия войны
В том числе – переселения и депортации, когда территория населенная одним народом, переходит в состав государства, населенного другим. Вторая мировая война привела к масштабной перекройке границ. Сначала их «кроил» Гитлер, потом новые границы рисовали победители, разгромившие Третий Рейх.
Всего в Европе было выгнано с мест своего проживания примерно 10 млн. немцев. До сих пор почти не поднимается и не обсуждается тема депортаций немецкого населения территорий, отошедших к Польше, и особенно – к Чехословакии. В последней немцев выгоняли на территорию советской оккупационной зоны (будущей ГДР) … голыми. В буквальном смысле слова. Советские военные власти были вынуждены одевать германских женщин, стариков и детей в трофейную форму вермахта, чтобы просто прикрыть наготу. В советское время об этом не говорили: как-никак братские социалистические страны. Однако солдаты армии ГДР, вошедшие в 1968 году в Чехословакию, прекрасно помнили, что творилось на части её территории чуть более 20 лет назад. И потому действовали крайне жестко.
Сегодня тема депортаций немцев замалчивается по другой причине: надо выставить СССР исчадием ада. Поэтому валом идут статьи про сотни тысяч якобы изнасилованных красноармейцами немок. Про то, что наша армия и власть не издевались над немцами, и переселение из отошедшей к СССР Восточной Пруссии было цивилизованным, отлично организованным и без унижений и убийств, практически никто не пишет. Материалы о том, что чехи и поляки вели себя вовсе не так благородно и гуманно, как русские, могут испортить тщательно создаваемую картину «советских зверств».
У граждан СССР были миллионы поводов вести себя с немцами не гуманно. Но наши деды оставались людьми…
Наш рассказ будет о депортации по окончанию Второй мировой войны немцев из стран Восточной Европы. Хотя это была самая массовая депортация XX века, о ней по непонятным причинам в Европе не принято говорить.
Исчезнувшие немцы
Карта Европы кроилась и перекраивалась многократно. Проводя новые линии границ, политики менее всего думали о людях, живших на этих землях. После Первой мировой войны у поверженной Германии странами-победительницами были отторгнуты значительные территории, естественно, вместе с населением. 2 миллиона немцев оказались в Польше, 3 миллиона в Чехословакии. Всего вне Германии оказались более 7 миллионов её бывших граждан.
Многие европейские политики (премьер-министр Великобритании Ллойд Джордж, президент США Вильсон) предупреждали, что такой передел мира несет в себе угрозу новой войны. Они были более чем правы.
Притеснения немцев (действительные и мнимые) в Чехословакии и Польше стали прекрасным поводом к развязыванию Второй мировой бойни. К 1940 году в состав Германии вошли населенные преимущественно немцами Судетская область Чехословакии и польская часть Западной Пруссии с центром в г. Данциг (Гданьск).
После войны оккупированные Германией территории с компактно проживающим на них немецким населением были возвращены прежним владельцам. Решением Потсдамской конференции Польше были дополнительно переданы немецкие земли, на которых проживало ещё 2,3 миллиона немцев.
Но не прошло и ста лет, как эти 4 с лишним миллиона польских немцев бесследно растворились. По данным переписи 2002 года из 38,5 млн. польских граждан немцами себя назвали 152 тыс. В Чехословакии до 1937 года проживали 3,3 миллиона немцев, в 2011 году их было в Чехии 52 тыс. Куда же подевались эти миллионы немцев?
Народ как проблема
Проживавшие на территории Чехословакии и Польши немцы отнюдь не были невинными овечками. Девушки встречали солдат вермахта цветами, мужчины выбрасывали руки в нацистском приветствии и кричали «Хайль!». Во время оккупации фольксдойче были опорой немецкой администрации, занимали высокие посты в органах местного самоуправления, принимали участие в карательных акциях, жили в домах и квартирах, конфискованных у евреев. Неудивительно, что местное население их ненавидело.
Правительства освобожденных Польши и Чехословакии обоснованно видели в немецком населении угрозу будущей стабильности своим государствам. Решением проблемы в их понимании было изгнание из страны «чужеродных элементов». Однако для массовой депортации (явления, осужденного на Нюрнбергском процессе) требовалось одобрение великих держав. И такое было получено.
В заключительном Протоколе Берлинской конференции трех великих держав (Потсдамское соглашение) XII пункт предусматривал будущую депортацию немецкого населения из Чехословакии, Польши и Венгрии в Германию. Документ подписали Председатель Совета народных комиссаров СССР Сталин, президент США Трумэн и премьер-министр Великобритании Эттли. Отмашка была дана.
Чехословакия
Немцы были вторым по численности народом в Чехословакии, их было больше чем словаков, каждый четвертый житель Чехословакии был немцем. Большая часть их проживала в Судетах и в пограничных с Австрией районах, где они составляли более 90% населения.
Мстить немцам чехи начали сразу после победы. Немцы должны были:
- регулярно отмечаться в полиции, они не имели права самовольно сменить место жительства;
- носить повязку с буквой «N» (немец);
- посещать магазины только в установленное для них время;
- у них конфисковались движущие средства: автомобили, мотоциклы, велосипеды;
- им было запрещено пользование общественным транспортом;
- запрещено иметь радио и телефоны.
Это неполный список, из неперечисленного хочется упомянуть ещё два пункта: немцам запретили говорить в публичных местах по-немецки и ходить по тротуарам! Прочитайте эти пункты ещё раз, трудно поверить, что эти «правила» вводились в европейской стране.
Порядки и ограничения в отношении немцев вводились местными властями, и можно было бы рассматривать их как перегибы на местах, списать на глупость отдельных ретивых чиновников, но они были лишь отголоском настроений, царивших на самом верху.
В течение 1945 года чехословацкое правительство, возглавляемое Эдвардом Бенешем, приняло шесть декретов в отношении чешских немцев, лишив их с/х угодий, гражданства и всей собственности. Вместе с немцами под каток репрессий попали венгры, также отнесенные к категории «врагов чешского и словацкого народов». Еще раз напомним, что репрессии проводились по национальному признаку, в отношении всех немцев. Немец? Значит, виновен.
Простым ущемлением немцев в правах не обошлось. По стране прокатилась волна погромов и бессудных расправ, вот только самые известные:
Брюннский марш смерти
29 мая Земский национальный комитет г. Брно (Брюнн – нем.) принял постановление о выселении проживающих в городе немцев: женщин, детей и мужчин возрастом до 16 и старше 60 лет. Это не опечатка, трудоспособные мужчины должны были остаться для ликвидации последствий военных действий (т.е. как дармовая рабсила). Выселяемые имели право взять с собой только то, что могут унести в руках. Депортируемых (около 20 тыс.) гнали в сторону австрийской границы.
У села Погоржелице был организован лагерь, где был проведен «таможенный досмотр», т.е. депортируемых напоследок ещё и ограбили. Люди гибли в пути, умирали в лагере. Сегодня немцы говорят о 8 тыс. погибших. Чешская сторона, не отрицая самого факта «Брюннского марша смерти», называет цифру 1690 жертв.
Пршеровский расстрел
В ночь с 18 на 19 июня в г. Пршеров подразделением чехословацкой контрразведки был остановлен поезд с немецкими беженцами. 265 человек (71 мужчина, 120 женщин и 74 ребенка) были расстреляны, имущество их разграблено. Командовавший акцией лейтенант Пазур впоследствии был арестован и осужден.
Устицкая резня
В г. Усти-над-Лабой 31 июля произошел взрыв на одном из военных складов. Погибли 27 человек. По городу пронесся слух, что акция – дело рук «Вервольфа» (немецкого подполья). В городе началась охота на немцев, благо найти их было несложно по обязательной повязке с буквой «N». Схваченных избивали, убивали, сбрасывали с моста в Лабу, добивая в воде выстрелами. Официально сообщалось о 43 жертвах, сегодня чехи говорят о 80-100, немцы настаивают на 220.
Представители союзников высказали недовольство по поводу эскалации насилия в отношении немецкого населения и в августе правительство занялось организацией депортации. 16 августа было достигнуто решение о выселении с территории Чехословакии оставшихся немцев. В министерстве внутренних дел был организован специальный отдел по «переселению», страна была поделена на районы, в каждом из которых был определен ответственный за депортацию.
По всей стране формировали маршевые колонны из немцев. На сборы давали от нескольких часов до нескольких минут. Сотни, тысячи людей, сопровождаемые вооруженным конвоем, шли по дорогам, катя перед собой тележку с пожитками.
К декабрю 1947 года из страны были изгнаны 2 170 тыс. человек. Окончательно в Чехословакии «немецкий вопрос» был закрыт в 1950 году. По различным данным (точных цифр нет), были депортированы от 2,5 до 3 миллионов человек. Страна избавилась от немецкого меньшинства.
К концу войны на территории Польши проживали свыше 4 млн. немцев. Большая их часть проживала на территориях, переданных Польше в 1945 году, бывших ранее частями немецких областей Саксония, Померания, Бранденбург, Силезия, Западная и Восточная Пруссия. Как и чешские немцы, польские превратились в абсолютно бесправных лиц без гражданства, абсолютно беззащитных перед любым произволом.
Составленная польским Министерством общественной администрации «Памятная записка о правовом положении немцев на территории Польши» предусматривала обязательное ношение немцами отличительных повязок, ограничение свободы передвижения, введение специальных удостоверений личности.
2 мая 1945 года премьер-министр временного правительства Польши Болеслав Берут подписал указ, согласно которому вся брошенная немцами собственность автоматически переходила в руки польского государства. Во вновь приобретенные земли потянулись польские переселенцы. Всю немецкую собственность они рассматривали как «брошенную» и занимали немецкие дома и хутора, выселяя хозяев в конюшни, свинарники, на сеновалы и чердаки. Несогласным быстро напоминали, что они – побежденные, и не имеют никаких прав.
Политика выдавливания немецкого населения давала свои плоды, на запад потянулись колонны беженцев. Немецкое население постепенно замещалось польским. (5 июля 1945 года СССР передал Польше город Штеттин, где проживали 84 тыс. немцев и 3,5 тыс. поляков. К концу 1946 года в городе жили 100 тыс. поляков и 17 тыс. немцев.)
13 сентября 1946 года был подписан декрет об «отделении лиц немецкой национальности от польского народа». Если ранее немцев выдавливали из Польши, создавая им невыносимые условия жизни, то теперь «очистка территории от нежелательных элементов» стала государственной программой.
Однако масштабная депортация немецкого населения из Польши постоянно откладывалась. Дело в том, что ещё летом 1945-го для взрослого немецкого населения начали создавать «трудовые лагеря». Интернированные использовались на принудительных работах и Польша долгое время не желала отказываться от дармовой рабочей силы. По воспоминаниям бывших заключенных, условия содержания в этих лагерях были ужасными, процент смертности очень высок. Только в 1949 году Польша решила избавиться от своих немцев, и к началу 50-х вопрос был решен.
Венгрия и Югославия
Венгрия во Второй мировой войне была союзницей Германии. Быть немцем в Венгрии было очень выгодно и все, кто имели на это снования, меняли свою фамилию на немецкую, указывали в анкетах родным языком немецкий. Все эти люди попали под принятый в декабре 1945 года указ «о депортации изменников народа». Их имущество полностью конфисковывалось. По разным оценкам, было депортировано от 500 до 600 тыс. человек.
Изгоняли этнических немцев из Югославии и Румынии. Всего, по данным немецкой общественной организации «Союз изгнанных», объединяющей всех депортированных и их потомков (15 млн. членов), после окончания войны из своих домов были выгнаны, изгнаны от 12 до 14 миллионов немцев. Но даже для тех, кто добрался до фатерланда, кошмар не кончался с пересечением границы.
Депортированные из стран Восточной Европы немцы были распределены по всем землям страны. Мало в каком регионе доля репатриантов была менее 20% от численности всего местного населения. В некоторых она достигала 45%. Сегодня попасть в Германию и получить там статус беженца для многих заветная мечта. Беженец получает пособие и крышу над головой.
В конце 40-х XX века все было не так. Страна была разорена и разрушена. Города лежали в развалинах. В стране не было работы, негде было жить, не было лекарств и нечего было есть. Кто были эти беженцы? Здоровые мужчины погибли на фронтах, а те, кому повезло уцелеть, находились в лагерях военнопленных. Пришли женщины, старики, дети, инвалиды. Все они оказались предоставлены сами себе и каждый выживал как мог. Многие, не видя для себя перспектив, кончали жизнь самоубийством. Те, кто смог выжить, запомнили этот ужас навсегда.
«Особенная» депортация
По данным председателя «Союза изгнанных» Эрики Штайнбах, депортация немецкого населения из стран Восточной Европы обошлась германскому народу в 2 миллиона жизней. Это была самая масштабная и самая страшная депортация XX века. Однако в самой Германии официальные власти о ней предпочитают не вспоминать. В перечне депортированных народов крымские татары, народы Кавказа и Прибалтики, поволжские немцы.
Однако о трагедии более 10 миллионов немцев, депортированных после Второй мировой войны, молчат. Неоднократные попытки «Союза изгнанных» создать музей и памятник жертвам депортации постоянно наталкиваются на противодействие властей.
Что же касается Польши и Чехии, то эти страны до сих пор свои действия незаконными не считают и не собираются приносить какие-либо извинения и каяться. Европейская депортация преступлением не считается.»
«Завершим работу Гитлера» – еврейский погром в польском городе Кельце
Похороны погибших
75 лет назад, 4 июля 1946 года, в польском городе Кельце произошёл самый крупный послевоенный еврейский погром в Европе. Это привело к тому, что оставшиеся после войны в стране евреи покинули Польшу.
Национальный вопрос
Предвоенная Польша была многонациональным государством – большой процент от населения Второй Речи Посполитой составляли русины, белорусы и малороссы (русские), немцы, евреи (8–10 %), литовцы и т.д. При этом польская верхушка проводила националистическую политику, угнетая и притесняя национальные меньшинства, особенно русских (русинов, белорусов и украинцев). Процветал и антисемитизм.
В Польше практически на государственном уровне ходил лозунг «евреев на Мадагаскар!». В Варшаве с симпатией смотрели на антисемитские действия Гитлера. В частности, польский посол в Берлине пан Липский в 1938 году горячо приветствовал инициативу фюрера выслать евреев в Африку, точнее – на Мадагаскар. Более того, туда даже выезжала польская комиссия, чтобы проверить, сколько туда можно депортировать евреев.
Об этой своей истории в современной Польше предпочитают не вспоминать, акцентируя внимание лишь на «невинной польской жертве», которую раздавили Германия и СССР.
Вторая мировая война произвела кардинальные перемены в населении Польши. Западнорусские области вернулись в состав России-СССР. Также был завершён обмен населением между Польшей и УССР. На Украину выселили сотни тысяч русинов-русских (бывших польских граждан). В ходе войны и оккупации гитлеровцы устроили геноцид польских евреев.
После войны к Польской республике, по предложению Сталина, присоединили некоторые славянские области Германии, земли, расположенные восточнее линии рек Одер-Нейсе. В состав Польши вошли Западная Пруссия (часть), Силезия (часть), Восточная Померания и Восточный Бранденбург, бывший Вольный город Данциг, а также округ Щецина. Немецкое население Польши (граждане старой Польской республики) частично бежало на запад во время войны, а затем было депортировано в оставшуюся Германию.
Погромы
Поляки, пережившие войну и германскую оккупацию, встретили репатриантов неласково. Причин этого множество. От исторических – традиционного антисемитизма, простые поляки (как и малороссы) не любили евреев, которые в прошлом часто исполняли роль управляющих при панах и сдирали с хлопов по семь шкур. Позднее евреи, частично переселившиеся из сельской местности в города, заняли место городского среднего класса. Это вызывало массовое возмущение простых поляков во время Великой депрессии. До бытовых – соседи-поляки не желали возвращать присвоенное во время войны имущество сбежавших или угнанных евреев – земли, дома, различное добро. Также польские националисты ненавидели «евреев-комиссаров», с которыми олицетворяли представителей власти новой польской республики.
Польские власти отмечали, что с ноября 1944 года по декабрь 1945 года в стране был убит 351 еврей. А в период с капитуляции рейха до лета 1946 года было убито 500 человек (по другим данным – 1500). Нападения чаще всего происходили в небольших местечках и на дорогах. Большинство происшествий произошло в Келецком и Люблинском воеводствах. Среди убитых были узники концлагерей и даже партизаны. Евреи, чудом выжившие в нацистском аду, попали в лапы польских погромщиков. Нападения на евреев вызывались обычно религиозной неприязнью (слухи о ритуальных убийствах детей), материальным интересом – желание выгнать вернувшихся евреев, отнять их собственность, ограбить.
В июне 1945 года произошёл погром в Жешуве, все евреи бежали из города. Из-за вмешательства советских военных никто не погиб. 11 августа 1945 года произошёл погром в Кракове – 1 погибший, несколько тяжело раненных. Погром начался с метания камней в синагогу, затем начались нападения на дом и общежития, где жили евреи. Погром, который мог вызвать массовые жертвы, прекратили с помощью частей Войска Польского и Красной Армии.
Драма в Кельце
А вот в Кельце советских войск не было. До германского вторжения в 1939 году в городе было около 20 тыс. евреев, треть населения. Большинство из них фашисты уничтожили. После войны в Кельце осталось около 200 евреев, многие из них прошли немецкие концлагеря. Большая часть членов келецкой общины проживала в доме № 7 на улице Планты. Здесь располагался еврейский комитет и организация «Сионистская молодёжь». Этот дом стал целью польских антисемитов.
Поводом для нападения стало исчезновение польского мальчика Генрика Блащика. Он пропал 1 июля 1946 года. Его отец заявил об этом в милицию. 3 июля ребёнок вернулся домой. Но в городе уже пошёл слух о ритуальном убийстве, которое совершили евреи. В ночь на 4 июля отец ребёнка снова появился в отделении милиции и сказал, что его сына похитили евреи и держали в подвале, откуда он сбежал. Позднее следствие выяснило, что мальчика отправили к родственникам в деревню и научили, что говорить.
Утром 4 июля милицейский патруль, вокруг которого быстро собралась большая возбуждённая толпа, отправился к дому № 7. Около 10 часов к дому прибыли подразделения Войска Польского и госбезопасности, но они ничего не сделали для успокоения толпы.
Толпа зверела и кричала: ««Смерть евреям!», «Смерть убийцам наших детей!», «Завершим работу Гитлера!»
К месту происшествия приехал окружной прокурор Ян Вжещ, но военные помешали ему пройти. Два священника пытались успокоить людей, но им также помешали. К обеду толпа окончательно озверела и начала самосуд. Причём в первых рядах были солдаты. Погромщики ворвались в дом и начали избивать и убивать людей. Погром распространился на весь город. Лишь через несколько часов войска навели порядок. Выживших евреев доставили в комендатуру, в больницы, куда привезли раненых, выставили охрану. Вечером в город прибыли дополнительные войска, введен комендантский час. На следующий день евреев вывезли в Варшаву.
В результате погибло 42 еврея, среди них дети и беременные женщины, более 80 человек получили ранения. Многие погибли от огнестрельных ранений или были убиты штыками. Также погибло несколько поляков, которых или приняли за евреев, или они пытались защитить своих еврейских соседей.
Дом № 7 по улице Планты
Итоги
В этот же день было арестовано около 100 погромщиков, включая 30 «силовиков». Польские власти заявили, что за погром отвечают эмиссары польского правительства на Западе и генерала Андерса и боевики армии Крайова. Однако эта версия не подтвердилась.
Погром был стихийным, вызван давними традициями ксенофобии и антисемитизма в Польше, поддержанными политикой крайнего национализма во Второй Речи Посполитой (1918–1939 гг.). Уже 11 июля 1946 года Верховный военный суд приговорил к смертной казни 9 человек, 1 погромщик получил пожизненное заключение, 2 – тюремные сроки. 12 июля осужденных на смерть расстреляли. Позже состоялось ещё несколько судебных процессов.
Погромы и антисемитизм привели к тому, что значительная часть оставшихся в Польше еврее уехала из страны. Польша стала мононациональной страной. Поляки, кричавшие 4 июля 1946 года в Кельце «Завершим работу Гитлера!», могли быть довольны.
В своей автобиографии бывший узник Освенцима и офицер польской контрразведки Михал (Моше) Хенчинский, эмигрировавший в США, выдвинул версию, что за погромом стояли спецслужбы СССР. После 1991 года советскую версию, а также версию о причастности властей и спецслужб Польской Народной Республики поддержала прокуратура и Институт национальной памяти Польши (ИНП). Однако доказательств не нашли.
Поэтому наиболее очевидная и разумная версия – события были стихийными и произошли в результате неудачного стечения обстоятельств.
Стоит отметить, что в современной Польше национализм снова популярен.
Варшава не желает вспоминать и отвечать за свои преступления. В частности, польский сейм принял поправки к Административному кодексу, в котором введен 30-летний лимит на обжалование решений об изъятии собственности. Фактически потомки польских жертв холокоста теряют даже теоретическую возможность на возврат имущества, отобранного у их предков во время и после Второй мировой войны. Польша блокирует реституцию (материальное возмещение ущерба) и сваливает всю вину только на фашистскую Германию.
Еврейский Мир
В 1967-1968 гг. в Польше была развернута широкомасштабная антисемитская кампания. Ее возглавил первый секретарь ЦК Польской объединенной рабочей партии — ПОРП Владислав Гомулка. Эта позорная кампания привела к эмиграции из этой страны евреев, чудом уцелевших после Холокоста.
Польша была первой страной в Европе, оказавшей вооруженное сопротивление гитлеровским захватчикам. Ни одно воинское подразделение под польским флагом не сражалось на стороне фашистской Германии. Польша была единственной европейской страной, где не было марионеточного правительства. Многие поляки сражались в армиях антигитлеровской коалиции, а в самой стране действовало широкое движение Сопротивления.
Немецкая оккупация Польши отличалась особой жестокостью. Гитлер включил часть Польши в состав Третьего рейха. Остальные захваченные территории были превращены в генерал-губернаторство. Промышленное и сельскохозяйственное производство Польши подчинены были военным нуждам Германии. Польские университеты и другие вузы оккупанты просто закрыли, а интеллигенция подвергалась гонениям. Казалось бы, в такой ситуации полякам не до евреев и не до антисемитизма. Ан, нет. Даже в условиях оккупации юдофобы, которых в Польше всегда хватало, спешили себя проявить на этой позорной ниве.
Антисемитизм в Польше не исчез и после войны. Особенно он подогревался в связи с тем, что в состав нового руководства страны входили несколько евреев, в частности Якуб Берман и Хиляри Минц. Кроме того, несколько евреев работали на руководящих постах в органах госбезопасности, и это обстоятельство вовсю использовали юдофобы.
Прежде всего, познакомим читателя немного подробнее с героем или скорее антигероем настоящей публикации.
Лидеры ЦК ПОРП, в центре — Владислав Гомулка
Владислав Гомулка и Леонид Брежнев
В 1944 году под покровительством советских властей в Люблине был создан Комитет национального освобождения Польши. В его состав вошел и Гомулка. После освобождения Польши он вернулся в Варшаву с т. н. Люблинским правительством, в котором стал заместителем премьер-министра. Был избран генеральным секретарем Польской рабочей партии. После создания Польской объединенной рабочей партии вошел в состав руководства этой партии. В 1949 году Гомулка и его ближайшее окружение были обвинены в правом националистическом уклоне и исключены из партии, а затем арестованы. Из тюрьмы Гомулка вышел в 1954 году. И в обстановке разразившегося в стране политического кризиса произошло возвращение Владислава Гомулки к власти. 21 октября 1956 года его избрали первым секретарем ЦК ПОРП. Были проведены некоторые реформы. Ликвидирована часть коллективных хозяйств на селе, прекращено преследование Римско-католической церкви, смягчена цензура и др. Однако в целом Польша и при Гомулке шла в фарватере Москвы, и новое руководство страны проводило политику, одобренную Кремлем.
Реформистский запал у Гомулки быстро иссяк, а многие возникшие проблемы новые руководители Польши или не замечали, или просто игнорировали. Это привело к политическому кризису, который разразился в стране в конце 60-х годов прошлого века.
Одной из целей антисемитской кампании, развернутой в Польше в 1967-1968 гг., было отвлечь внимание общества от насущных проблем, и в ход был пущен старый испытанный метод — сделать крайними евреев. Даже Гитлер говорил, что, если бы не было евреев, пришлось бы их выдумать. То, что в Польше почти не осталось евреев, Гомулку и его окружение не волновало. Катализатором стала Шестидневная война в июне 1967 года. На совещании в Москве руководители социалистических стран получили указание разорвать дипломатические отношения с Израилем. Гомулка и другие поспешили выполнить желание Кремля. Исключение составила Румыния. Чаушеску отказался это сделать.
— Нам не нужна пятая колонна!
19 марта 1968 г. Гомулка выступил на одном из митингов и заявил:
— Евреи, которым Израиль дороже, чем Польша, должны покинуть нашу страну.
В результате кампании по борьбе с сионизмом были уволены с работы тысячи людей. В первую очередь изгоняли евреев, работавших в госучреждениях, в вузах и школах, в сфере культуры. В результате около 20 тысяч человек покинули Польшу. Для евреев, желающих ехать в Израиль, дорога была открыта. Им выдавали оригинальный документ, в котором было написано, что предъявитель сего не является гражданином Польши. Страну покинули инженеры, врачи, ученые, университетские профессора, журналисты, музыканты и др.
В итоге этой кампании авторитет Гомулки сильно пострадал. Вся эта кампания вызвала глубокое возмущение в США, Западной Европе. Да и в самой Польше, многие люди крайне отрицательно отнеслись к затеянной Гомулкой и Мочаром кампании. Они прекрасно поняли ее подлую цель.
14 лет правил Польшей Владислав Гомулка. За это время он прошел долгий путь. В октябре 1956 г. только что избранный первый секретарь ПОРП заявил, если рабочие выходят на улицу, то правда на их стороне. В 1970 году он же приказал стрелять в рабочих, которые вышли на улицу. Гомулке пришлось уйти в отставку с поста первого секретаря ЦК ПОРП. Его сменил Эдвард Герек. Надежды Мочара на власть не сбылись. После ухода в отставку Владислав Гомулка превратился в обычного пенсионера, забытый друзьями и врагами, он умер в Варшаве в сентябре 1982 года.
Тема мартовских событий 1968 года, антисемитской кампании того периода, находит все больший отклик в современной Польше. На собрании в связи с 40-летием тех событий ныне президент Польши Лех Качиньский назвал антисемитскую кампанию позором, которому нет оправдания. В теперешней Польше нет государственного антисемитизма. Между Польшей и Израилем установились хорошие, даже дружеские отношения. Варшава всячески подчеркивает приязнь к нашей стране. Но так называемая бытовая юдофобия все еще иногда дает себя знать. Но что делать, есть много людей для которых антисемитизм стал их призванием, их профессией, хотя часто их и людьми трудно назвать.
Как Польша и Третий рейх вместе решали еврейский вопрос
В 1938 году власти Третьего рейха приступили к первому этапу практической реализации еврейского вопроса, к его «окончательному решению» в терминологии идеологов национал-социализма. Речь шла о насильственном выселении иностранных евреев за пределы рейха (так называемая Polenaktion, польская акция). Это стало первой депортацией евреев нацистами и прелюдией холокоста.
На тот момент на территории рейха проживало примерно 100 тыс. евреев-иностранцев, большинство из них (60 тысяч) составляли польские евреи. О планах нацистов депортировать их обратно в Польшу Варшава знала, но принимать своих же граждан еврейской национальности не собиралась; 1938 год был периодом особо тёплых отношений между Адольфом Гитлером и президентом Польши Игнацием Мосцицким.
Антисемитизм являлся неотъемлемой частью тогдашней польской политики. Посол Польши в Берлине Юзеф Липский обещал фюреру поставить «прекрасный памятник в Варшаве», если немцы выселят всех евреев из Европы куда-нибудь в Африку. Своих евреев польские власти планировали выселить на Мадагаскар, где специально побывала польская правительственная делегация для выбора места поселения. С 1935 года в Польше по инициативе министра иностранных дел Юзефа Бека действовала спецкомиссия по решению еврейского вопроса (Specjalna Komisja Studiów).
По словам британского историка и исследователя холокоста Мартина Гилберта, польские власти опасались возвращения из Германии в Польшу евреев – участников гражданской войны в Испании. Гитлеровская Германия и Польша оказывали в этой войне поддержку диктатору Франко, но 2250 польских евреев (самая многочисленная группа среди евреев-интернационалистов) воевали на стороне республиканцев, поддержанных Советским Союзом.
В Варшаве надеялись, что решать еврейских вопрос они будет вместе с гитлеровцами, но «польская акция» Берлина застала польских руководителей врасплох. Чтобы помешать евреям въехать в Польшу, польский сейм принял в марте 1938 г. драконовский закон о лишении гражданства, согласно которому гражданин Польши переставал быть таковым, если проживал за границей более пяти лет. Большинство польских евреев, очутившихся в Германии в вихре Первой мировой войны и экономической миграции послевоенных лет, подпадало под эту категорию. Если гражданства лишался один из супругов или родителей, второго супруга и детей лишали статуса граждан автоматически.
9 октября 1938 г. польские дипломаты получили из Варшавы указание ставить в паспорта поляков за границей специальную отметку, которая давала право въезда в Польшу. С 30 октября паспорт без отметки становился недействительным. Тайным распоряжением предписывалось задерживать паспорта евреев, чтобы увеличить количество лишённых гражданства.
В Берлине сочли такое поведение Польши угрозой собственным планам избавиться от еврейского населения, потребовали от Варшавы отменить закон и, не дожидаясь ответа, приступили к депортации.
Вскоре первые эшелоны с польскими евреями оказались на германо-польской границе. Польские пограничники ставили евреям в паспорта штамп «недействителен». Вмиг превратившись в людей без гражданства, не имея средств к существованию, тысячи евреев кочевали по нейтральной полосе по болотистым низинам, в ужасных условиях – без денег, еды, тёплой одежды; многие были в пижамах и тапочках. Были там и беспомощные старики, и дети без родителей, так как немцы часто сажали членов одной семьи в разные поезда и вывозили на КПП в разные города – Бытом, Збоншин, Кшиж…
Варшава настолько не хотела видеть евреев в Польше, что предпочла этому их уничтожение в нацистских концлагерях. После заявления поляков о том, что, если депортация евреев в Польшу не прекратится, из Польши будут депортированы немцы, рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер распорядился отправлять евреев уже не в Польшу, а в газовые камеры. Так начался холокост.
В июле 1938 г. по предложению президента США Рузвельта в Эвиан-ле-Бен (Франция) состоялась международная конференция 32 государств – пример поразительного лицемерия её участников. На конференции обсуждались варианты решения участи жертв нацизма, но спасать их никто не собирался.
США отказались менять ради евреев иммиграционную квоту. Бельгия, Дания, Нидерланды сослались на маленькую площадь и высокую плотность населения их стран; Франция и Канада – на экономические сложности. Великобритания отказалась пересматривать квоту на въезд евреев в Палестину (75 тыс. человек в течение 5 лет). Ирландия заморозила свою квоту, Австралия испугалась проникновения в страну политических активистов. Аргентина и Бразилия, где у власти находились сочувствующие Гитлеру режимы, тоже отказались принять евреев. Только Доминиканская Республика согласилась поселить 100 тыс. человек, но за большие деньги. Позже под давлением США доминиканцы отказались от затеи.
Итогом конференции в Эвиан-ле-Бен стала телеграмма в Берлин, сообщавшая, что ни одна из 32 стран не оспаривает права германского правительства вводить законодательные ограничения в отношении некоторых своих граждан. О том, что «некоторые граждане» были исключительно евреями, в телеграмме не говорилось ни слова.
В марте 1939 года еврейская организация "Агудас Исраэль" и Сионистическая организация в Польше от имени 3,5 млн. польских евреев обратились к премьеру Великобритании лорду Чемберлену с призывом позволить евреям, спасавшимся от неминуемой смерти, перебраться в Палестину. Это был крик отчаяния, но британских политиков он не тронул.
Единственным выходом оказалась эвакуация через СССР в Японию и далее в голландские колонии в Южной Америке и Палестину (британцы согласились пускать вне квоты тех, кто сможет заплатить 1 тысячу фунтов стерлингов – большую сумму по тем временам). Необходимые визы выдавал сочувствовавший евреям голландский консул в Литве Ян Звартендейк, транзитные визы в Японию для проезда через СССР – принявший православие японский консул Тиунэ Сугихара. При содействии Москвы сотни тысяч европейских евреев именно так и спаслись.
За что в XVIII веке поляки выгоняли из Варшавы евреев
В 1770-х еврейское население Варшавы было очень небольшим, всего около 5% населения (что примерно соответствует их доле в общей структуре населения Речи Посполитой: 5% от примерно 13 млн человек в 1765 году). Но оно бросалось в глаза всем, кто смотрел. Как на самом деле относились к евреям в Польше накануне Второй мировой войны
Так, уже после изгнания, где-то в 1777 году, через этот город проезжал английский дипломат Натаниэль Враксалл. Враксалл отметил диспропорцинально большую роль, которую евреи играли в общественной и экономической жизни города.
Что характерно, важность евреев возрастала по мере удаления от «экваториальной Польши» в глубь её восточных территорий, где непосредственно поляков было сильно меньше, а львиную долю населения составляли местные восточнославянские автохтоны-крестьяне.
Ещё один англичанин, архидьякон и историк Уильям Кокс, писал о еврействе Литвы (т.е. земель Великого Княжества Литовского) как ключевом поставщике всех услуг, требующих хоть какой-то квалификации: привести почтовых лошадей, исполнить роль переводчика и пр.
Весьма интересно, что именно в Восточных кресах нередко можно было встретить евреев, занимающихся непосредственно сельским хозяйством (в польских областях евреев-земледельцев было исчезающе мало) — возделыванием земли, разведением лошадей и пр.
К началу XIX века евреи составляли наиболее значительный (после поляков, конечно же) процент населения в городах Правобережной Украины. Это, кстати, было логично: чем дальше от поляков и погромов, тем больше была экономическая и социальная свобода евреев (в 1813 году евреи составляли около трети 6-тысячного населения Житомира). В 1760-х гг., например, евреи составляли около 30% сельского населения в Волыни и аж 36% в области рядом с Киевом. «Свинья антисемитская». Еврейский вопрос и «план Мадагаскар» в межвоенной Польше
Собственно, центр еврейской жизни Речи Посполитой располагался именно в Восточных кресах: в начале 1770-х гг. в огромной «основной» Польше проживало только 29% евреев этого государства — остальные проживали в Литве-Белоруссии (27%) и Украине (44%).
Нежелательные, но необходимые
Относительно привилегированное положение евреев в экономической жизни объясняется неразвитостью и чудовищным неравенством этого государства: львиную долю населения Речи Посполитой составляли бесправные крестьяне-холопы, которых нещадно угнетали находившиеся на самой вершине социальной пирамиды весьма многочисленные по европейским меркам (от 6% до 10% населения) аристократы-шляхтичи.
Евреи находились где-то посередине — шляхта, как бы это помягче сказать… не проявила себя как особенно производительный и креативный класс, сосредоточившись на следующих вещах: выжимании максимума из своих крестьян с целью получения доходов от сырьевого экспорта, политической борьбе (главным образом с целью не допустить излишнего усиления королевской власти или чрезмерного укрепления позиций наиболее крупных магнатских группировок) и войне (но после Северной войны уже в меньшей степени). Польские паны и «еврейский заговор». Кто жил в городах Правобережной Украины в начале XIX в.
Однако даже в грубых условиях такого дикого и архаичного государства нужен был класс населения, который бы выполнял предпринимательские функции и был производителем услуг, которые были нужны правящему классу. Поэтому евреев в Речи Посполитой будет уместнее всего сравнить со свободным цветным населением Юга США эпохи до отмены рабства: полезные контрагенты, дискриминируемые правящим плантаторским классом.
При это будет полезно держать в уме то, что рост еврейского населения имел место параллельно с усилением экономического веса Польши на международной арене (сфокусировавшегося, однако, на сырьевом по сути экспорте зерна): евреи составляли всего 0.5% от населения Польши в 1500-м, но уже 3% в 1672-м, достигнув пика в 5% от населения в том самом 1775 году, когда их изгнали из Варшавы.
Возможно, такой рост еврейского населения в условиях того, что шляхте приходилось полагаться на евреев в экономическом плане, и приводил к периодическим погромам — шляхта ввиду своего культурного и политического упадка небезосновательно опасалась конкуренции с евреями.
Существует точка зрения, согласно которой в начале XVII века у еврейства Речи Посполитой был золотой век при практически полном отсутствии угнетений, и ситуация резко поменялась в XVIII веке, но это большое упрощение. Когда дело доходило до имущественных споров в суде даже в начале XVII века, то евреям очень быстро напоминали о том, какой класс в этом государстве является господствующим.
Но главным образом такое обманчивое впечатление создается потому, что это был век расширения Речи Посполитой и её относительно успешных (до середины XVII века) войн с соседями. Шляхтичи увлеченно грабили население свежеприсоединенных земель и/или были заняты войнами с соседями, не особенно заглядываясь на евреев, которые к тому же были «при деле» и позволяли развивать городскую жизнь не отличавшейся особенным уровнем урбанизации страны. Черта оседлости. Украинские евреи и Российская империя
Но после первого раздела Речи Посполитой в 1772 году кормовая база шляхты сильно сократилась, и уже не возникало вопросов о том, за счет грабежа какой группы населения пополнять казну.
Так, в том самом 1775 году повысили налоги для евреев (в полтора раза). Изгнание же евреев из Варшавы было отчасти политической инициативой сверху, а отчасти результатом действий городских поляков. Кстати, эта история повторилась ещё раз в 1790 году.
Евреи в Речи Посполитой в целом проявили себя как лояльная и продуктивная община, но это никак не исправило их положения — оно даже стало хуже в XVIII веке, потому что польский политический класс привык сражаться за пирог, размеры которого не только не увеличивались, но даже сократились. Лояльным меньшинствам современной Украины следует сделать выводы из этой истории.
Читайте также: