День отдыха у христиан
В книгах сторонников седьмого дня можно прочитать следующее:
«Случилось так, что праздник Воскресения совпал с веселым римским празднеством в честь Солнца. Поклонники Солнца ничего не имели против проводимого в день Солнца христианского праздника».
Таким образом, Сикст (Папа Римской церкви), вдохновив христиан праздновать Воскресение в первый день недели, тем самым заставил их чествовать день Солнца.
Следующее важное действие в этой драме разворачивалось в 200 г. по Р.Х., когда Папа Виктор насильно ввел ежегодное празднование Воскресения в воскресенье. Первый закон, закрепляющий воскресенье как день отдыха, был издан императором Константином в марте 321 года по Р.Х. Первый день недели был посвящен самому главному светилу - солнцу, отсюда его название. История свидетельствует, что обычай поклонения в день Солнца (воскресенье) существовал за многие сотни лет до воскресения Христа. Вот откуда идет обычай поклонения в день воскресный, который был «принят и освящен отступническим папством». Но это мнение лишь одной христианской конфессии!
Попытаемся разрешить и эту достаточно острую для христиан проблему. Как получилось, что совпали языческий праздник Солнца и праздник христианского Воскресения? Попытаемся проследить историю соединения этих праздников и то, как слились день Солнца и первый праздничный день недели христианской веры.
Мы упоминали, что у египтян десятый день имел праздничный характер, значит, между нами и египетской неделей связи нет.
Германский теолог Rordorf, автор специальной работы, озаглавленной «День Солнца», пришел к выводу, что нет никакой связи между культом Солнца и первым днем недели у христиан. Он пишет: «Существование культа Солнца не защищает вывод, что от этого культа исходит постоянное почитание определенного дня, который может быть идентичным с первым днем в еврейской неделе. Наоборот, - говорит он, - поклонение Солнцу не включает соблюдение воскресного дня, ибо Солнце почиталось каждое утро одинаково. Мы должны твердо утверждать, что в планетарной неделе день Солнца занимает второе место в ряде дней. Он ничем не отличается от остальных дней».
Также Kenneth в своей книге «Проблемы воскресения» утверждает, что нет никакой связи между днем Солнца в христианстве и культом Солнца, «хотя культ Солнца был в дохристианской эре, но не существует веских доказательств, что это было связано с определенным днем. Также не знаем, существовала ли неделя с названием планет до Иисуса Христа».
Константин только 3 марта 321 г. устанавливает день Солнца как день отдыха. Это наводит на мысль, что в языческой религии античности, которая была родной для Римской империи, не было особого дня, установленного законом или религиозной идеей, поставленной как день поклонения. И потому римский император, который был «pontifex maximus» для язычников, пришел к необходимости его установить и привязать к самому могущественному культу земледельческих и скотоводческих цивилизаций - культу Солнца. Существует иная теория: когда Константин Великий определил день Солнца как день отдыха, он уже был днем отдыха для христиан. Император посредством своего указа желал завоевать симпатию христиан и распространить власть Римской империи как можно дальше. Он понимал, что христианство было популярно в восточных землях, где властвовал тогда Личиниус, последний его независимый соперник. Издавая этот указ, он стремился расположить к себе христиан Востока и окончательно взять вверх над соперником (что действительно произошло позже).
Название этого дня, тем не менее, имеет много общего с богом Солнца. И виновата в этом тогдашняя царица оккультных наук - астрология. Семь дней недели получили свои названия по названиям планет. Суббота названа днем Сатурна, воскресенье - днем Солнца, понедельник - днем Луны, вторник - днем Марса, среда - днем Меркурия, четверг - днем Юпитера, пятница - днем Венеры. Воскресенье должно быть связано с поклонением Солнцу, а в субботу лучше следовать характеру Сатурна! Однако с историко -религиозной точки зрения мы можем отметить, что не Константин ввел в христианство воскресенье как день поклонения, он только утвердил этот факт указом, ибо последователи Христа уже праздновали его как день поклонения. Значит, он, преследуя определенные политические цели, узаконил то положение вещей, которое существовало уже достаточно давно.
Воскресенье - день поклонения в христианстве
Обычай торжественно праздновать этот первый день недели начался еще во времена апостолов. Церковь, таким образом, не отошла от учения Павла о днях. Христиане не придали воскресенью особого освящения и не поставили его на более высокий уровень. В первоапостольской церкви традиционная литургия отсутствует, любое служение свободно и духовно.
Таким образом, мы можем понять, почему первый день недели был установлен как день поклонения в христианстве. Наибольшее влияние на это оказало воскресение Иисуса Христа, ибо оно имело самое большое влияние на жизнь христиан. Он - фундамент их веры, и потому их сердце более связано с первым днем недели, чем с седьмым. Чтобы окончательно укрепить эту оценку в их сердцах, было признано, что в первый день недели был излит Дух Святой на Церковь.
После принятия Русью христианства воскресеньем назывался только один день года - день начала празднования Пасхи. В смысле дня недели слово «воскресенье» начали употреблять только в XVI ст. в память о воскресении Христа, слово же «неделя» сохранилось для всего семидневного периода вместо слова «седмица».
Мусульманские народы, приняв семидневную неделю, почитают седьмым, т. е. нерабочим, днем пятницу, так как именно в этот день якобы родился пророк Мухаммед.
Семидневная неделя играла важную роль в астрологии. В расположении семи планет от-носительно Земли астрологи много веков усма¬тривали некую тайну, которую выражали осо-бым чертежом. Они чертили окружность, делили ее на семь равных частей и в точках пересечения ставили знаки планет (включая Солнце и Луну) в порядке синодических времен их обращений или предполагаемых расстояний от Земли.
Потом от каждой точки проводили две прямые линии к концам противоположной дуги. Таким образом из семи взаимно пересекающихся линий составляли вписанную семиконечную звезду. Этот чертеж астрологи расшифровывали следующим образом: если от вершины одного угла идти к вер¬шине другого по общей их стороне, от верши¬ны второго - к вершине третьего также по общей стороне и т. д., то получится принятый порядок дней недели. Так, если начать от Луны и идти Марсу, то от Марса нужно будет идти к Мер¬курию, от Меркурия - к Юпитеру, от Юпите¬ра - к Венере, от Венеры - к Сатурну, от Сатурна - к Солнцу; отсюда возвратимся опять к Луне. Таким образом, будет изображена последовательно вся неделя - от понедельника до воскресенья.
Нужна ли семидневная неделя? История развития календарных систем показывает, что «неделя» является неудачной единицей измерения времени, так как не согласуется ни с продолжительностью месяца, ни с длительностью года. В лунных календарях она имела еще некоторое значение как приблизительно четверть лунного месяца, но в солнечных календарях утратила всякий смысл. Один из первых солнечных календарей, зародившийся в Древнем Египте, не знал семидневной недели. Не было ее и во французском республиканском календаре.
Историческая справка:
1. В 321 г. н. э. первый христианский император Константин ввел в Римской империи семидневную неделю, в которой воскресенье было объявлено первым днем. Согласно верованиям христиан, это был день отдыха и отправления культа. Имена римских богов распространились также на названия дней недели. В таких языках, как английский, французский и немецкий, это прослеживается в названиях дней недели. В честь тех же богов были названы и планеты. Например: Сатурн - Saturday - Samedi - Samstag.
2. По вавилонской традиции последний день недели, которым управляет Сатурн, - самый несчастливый. В этот день старались воздерживаться от любых работ, и слово «шаббат» (по-вавилонски - «покой») стало обозначением вынужденного выходного дня.
Для иудеев это суббота (Sabbath). В этот день Бог отдыхал после сотворения мира и заповедовал отдыхать людям: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2:3). Слово «суббота» перешло во многие языки.
Большинство христиан отмечают воскресенье - день, когда воскрес Иисус. Некоторые христианские секты (например, адвентисты) следуют Ветхому Завету и соблюдают субботу.
3. Мусульмане соблюдают пятницу. Коран называет этот день священным «царем дней».
Арабские дни недели следует, вероятно, возводить к девяти дням, соответствовавшим 9 богам
в солнечном календаре Древнего Египта. В другом источнике встречаются упоминания о 10-дневной неделе - «декаде».
Пятница ныне по-арабски называется Jum'ah (хвала Богу). Арабские мистики верили, что когда наступает смерть, то от тела отделяется субстанция. Тело и «душа» начинали вести фактически самостоятельное существование, а место единой личности занимал Ах - не вполне ясная категория, возможно, в какой-то степени соответствующая нашему понятию «дух».
Возможно также, что арабские соответствия зашифрованы не в звучании названий дней, а в их написании.
4. В иудаизме мифологическое царство Сатурна, Золотой век благоденствия, помещен в Конец Времен, в пришествие Машиаха. Сатурн вообще - это планета ограничения, законотворчества (которое можно понимать и как приведение Хаоса в Порядок, в Космос). Однако точных указаний на это нет, и, что характерно, в алхимии о периоде «нигредо» также говорится как о «времени Сатурна». Иудаизм - это «традиция-свинец», она вся связана с правилами Закона. Это религиозная традиция, видящая в посмертном существовании перспективу быть перевоплощенным («гилгулим» в Каббале), и в то же время по сути дела родоначальница взгляда на время как на линейный процесс. Благодаря влиянию Сатурна - Хроноса древние алхимики пытались экспериментировать со временем.
5. Последняя версия, предложенная Эйнштейном, утверждает, что время относительно. И это утверждение будет неполным, если забыть иную сторону «культа Сатурна». Это так называемые Сатурналии, то есть карнавалы, где все «шиворот навыворот, задом наперед» - как бы воплощение неверности и перевернутости. Древние язычники уже тогда чувствовали и воплощали относительность этого времени. Трудно, даже при всем желании, отрицать роль и влияние астрологии и календаря на становление современной «карнавальной» цивилизации Запада, начиная от крушения Средневековья и до создания основы современной процентно-банковской паутины. Падение и забвение мистической культуры Средневековья вообще были восприняты как знак «улучшения времени», приближения царства Мессии, причем не только ростовщиками и банкирами, но и вполне «традиционными», ортодоксальными каббалистами и астрономами. Суббота - это алхимическая «черная голова ворона», мудрой птицы с удивительной тайной в глазах, созерцающая нарастающий темп течения времени.
6. Пятница в исламе - священный день. В исламе судьба человека строго линейна. Управителем пятницы является Венера. «Путь Венеры» - это дорога возвращения в Рай, в сады Эдема, силовой прорыв к центру Мира. Для человека это прохождение «лунной мистерии» воспринимается как возвращение к состоянию райского Адама. Пятница - это «альбедо», время работы в белом (Луна) или зеленом (Венера). Алхимическая «традиция серебра» у мусульман становится понятной, если знать эту связь.
Перевоплощение и воплощение вообще (в частности, христианское единение в Иисусе Христе) - это ересь и грех для правоверного мусульманина. Развитие же мира, наоборот, циклично. Гейдар Джемаль писал: «Творец сказал человеку о том, что его история - это экзамен (искра божественного духа должна превозмочь ту глину, из которой человек создан), но экзамен по своему мистическому содержанию предполагает два смысла: его можно провалить или сдать, все зависит только от экзаменующегося. Человек уже много раз проваливал этот экзамен, я имею в виду не в нашем, а в предыдущих циклах истории. До тех пор, пока он будет проваливать, цикл истории будет возобновляться. Коран говорит, что "до вас было много поколений, которые взрыли землю больше, чем вы, и были могучее, чем вы, но разве ты слышишь от них хотя бы шорох?"».
Астрологи ислама связывают судьбы Востока с «женскими» планетами - Венерой и Полумесяцем (Луной), хотя это произошло не сразу. По некоторым данным полумесяц пришел в ислам с герба Царьграда; вообще, присутствие на мечетях какого-то «астрального» символизма выглядит как-то очень по-язычески. Белые одежды хаджа и зеленое знамя пророка - все это знаки этих планет, знаки Полюса. Что интересно, одним из характерных «этапов» Великого Деяния было появление «Зеленого Льва». Львом же в исламе именовали и Али ибн Абу Талиба, первого имама.
7. Христианство создало Воскресенье. Наконец мы добрались до так называемой «работы в красном». Как тут не вспомнить багряные одежды Царя Царей в Апокалипсисе. «Незаходящее Солнце верных» ведет нас к «солнечным мистериям», к Небесному Раю, Царствию Бога. Христианство напоминает об этом каждый седьмой день. Христианская мистика чудесным образом преображает свинец Ветхого Завета в золото Нового. В христианстве и человеческая жизнь, и жизнь Вселенной линейны, конечны, окончательны. Окончателен выбор, окончательны решения, окончательно спасение или гибель.
Воскресенье – малая Пасха
Каждое воскресенье для христианина – это малая Пасха. Главное дело этого дня – присутствие на литургии в храме. Именно с этим связно правило не делания (см. выше происхождение слова неделя) обычных житейских дел в этот день – они не должны помешать молитве. Воскресенье – всегда праздничный день. При этом в православной традиции сохраняется память и о особом статусе субботы.
Праздничность этих дней отражается в церковных канонах. Некоторые из них неизвестны даже многим воцерковленным людям – так, например, в воскресенье и субботу не положено делать коленопреклоненные поклоны.
Наиболее ярко это видно на примере порядка богослужений в Великий пост, главной тональностью которых становится покаяние.
Воскресные и субботние дни выделяются из дней Великого Поста. В них совершается праздничное, не постовое богослужение. Служится полная Литургия, а не литургия Преждеосвящённых даров, не читается покаянная молитва Ефрема Сирина, не делаются земные поклоны.
Об особых посвящениях семи дней недели: когда и кому нужно молиться
– Богослужебная жизнь Православной Церкви циклична. Существует три богослужебных круга: годовой, седмичный и суточный. Годовой содержит в себе подвижные и неподвижные праздники, повторяющиеся из года в год; седмичный состоит из дней недели, которые посвящены самым важным событиям земной жизни Спасителя и наиболее чтимым святым; суточный круг составляют девять богослужений. Они повторяются каждый день.
Таким образом, каждый из семи дней недели в Православной Церкви имеет свое повящение. Некоторые из них, как то воскресение, среда и пятница, особо чтились еще во времена Древней Церкви, и их смысловая нагрузка не менялась на протяжении веков. Итак, понедельник посвящен Небесным Силам, вторник – Иоанну Предтече, среда – день предательства Иудой Спасителя, потому особо чтится Крест Христов, четверг посвящен святым апостолам и Святителю Николаю, пятница – день Крестной Жертвы Спасителя, в субботу особо почитаются все святые, первая среди которых Богородица, а также поминаются все усопшие. Воскресенье – малая Пасха – день Светлого Христова Воскресения, благодаря которому дарована вечная жизнь всему человечеству.
– Что значит: понедельник посвящен Ангелам?
– В понедельник Церковь особо почитает святых Ангелов. Это почитание выражается в молитвенном призывании Небесных Сил бесплотных. За богослужением понедельника звучат молитвословия, в которых верующие просят помощи у своих Ангелов Хранителей, а также и у прочих Ангелов, чтобы они сопутствовали человеческой жизни и помогали спасти душу христианскую. В Православной Церкви есть учение, согласно которому у каждого христианина есть Ангел Хранитель, который дается человеку во время Таинства Крещения. Да и вся жизнь человеческая тесно связана с невидимым ангельским миром. Некоторые благочестивые христиане, усугубляя свой подвиг, берут в этот день на себя бремя поста. Такая же практика существует и в некоторых монастырях. Монахи подражают Ангелам, посвящая жизнь служению Богу и восхвалению Его Небесной Славы, потому и отмечают особо день почитания Небесных Сил бесплотных.
– А как понять: вторник посвящен Иоанну Крестителю? Как посвятить этот день ему?
– Во вторник Церковь прославляет всех ветхозаветных праведников и пророков, которые своей верностью Богу сделали возможным пришествие Спасителя мира. Святой Иоанн Креститель является олицетворением верности Богу, праведности и подвижничества. По словам Спасителя, Предтеча «Больший среди рожденных женами». Посвятить день святому – значит, прежде всего, если вы не знакомы с его житием, то поинтересоваться главными вехами жизни и подвига святого. Основой подвига Иоанна Крестителя является аскеза и служение Богу. Исследуя жизнь Предтечи, каждый христианин увидит яркий пример для подражания. Потому, посвящая день святому, проанализируйте свою жизнь и определите те добродетели, которые объединяют нас. Если таких нет, перед вами большое поле для духовного делания.
– Среда посвящена Кресту. Чем отличается этот день от других?
– В среду заканчивается воспоминание Церковью Ветхого Завета и начинается прославление новозаветных событий. Среда и пятница являются днями воспоминания о страданиях и крестной смерти Спасителя. В среду Иуда предал Спасителя. С этого дня фактически начались страдания Спасителя. В святи с этим особенно почитается Крест как орудие нашего спасения. В этот день на протяжении всего года нужно держать пост.
– Четверг посвящен апостолам и Святителю Николаю Чудотворцу. Как вести себя в этот день?
– В четверг Церковь вспоминает святых апостолов, трудами которых христианство утвердилось на земле. В этот же день мы почитаем преемника апостолов, одного из самых почитаемых святых Православной Церкви – Святителя Николая, архиепископа Мирликийского, чудотворца. Сегодня фактически в каждом православном доме находится иконка этого великого Угодника Божьего. И потому почтение Святителя должно выражаться не просто в памятовании, а в живой и реальной молитве.
– В пятницу мы как-то особенно должны вспоминать Распятие Христа? Служат ли особые молитвы в храмах в этот день?
– Пятница – день вспоминания страстей и Крестной смерти Спасителя. День постный. Церковь молитвенно состраждет и прославляет искупительный подвиг Христа.
– Суббота посвящена всем святым. Как ее отметить?
– В субботу мы чтим всех святых. Первая среди них Богородица. В традиции русской Церкви каждому христианину нарекается имя в честь какого-то святого. Таким образом, в субботу, почитая всех святых, мы прибегаем к молитвенному предстательсвтву своего святого, а также и к другим святым, близким нашему сердцу, но для которых нет особо установленного дня на протяжении недели.
В этот день христиане особо молятся об упокоении усопших, вспоминая своих родных, близких и всех, от века почивших. Поминание может выражаться как в келейной молитве, так и через участие в панихиде, совершаемой традиционно в храмах в этот день.
– Воскресенье посвящено Господу. Как правильно провести этот день?
– Воскресный день – малая Пасха. Он посвящен Господу и почитается христианами с апостольского времени. В этот день каждый верующий должен посетить храм для участия в Божественной литургии. Поскольку воскресение Христово является надеждой для всех людей, то и почитание этого дня особо. Лучше всего после богослужения провести день в доброделании: посетить больных, помочь нуждающимся, проведать престарелых. Также в воскресенье следовало бы посвятить несколько часов чтению Священного Писания и совершению молитвы. Правильно было бы проанализировать события прошедшей недели (что доброго и плохого случилось за этот период) и постараться выстроить определенный план действий в духовной жизни на следующие семь дней. Таким образом, стержень духовной жизни, который формируется благодаря участию человека в богослужении и нравственному совершенствованию, поможет человеку даже в трудных жизненных обстоятельствах не сходить из пути, ведущего к Истине.
Архимандрит Назарий (Омельченко),
преподавателm Киевских духовных школ
Беседовала Наталья Горошкова
Суббота в ветхозаветном Израиле
Из всех народов Древнего мира израильтяне были единственным народом, который получил Откровение и поклонялся Единому Богу. Но тем не менее под влиянием окружающих народов евреи постоянно отступали от единобожия. За 1500 лет до Рождества Христова через пророка Моисея израильтяне получают от Бога Закон. Его цель — через систему запретов уберечь народ от языческого влияния и подготовить к принятию Спасителя. Именно поэтому из 613 заповедей более половины имеют частицу «не» и повелительное наклонение. Сердцевина Закона — десять заповедей. Они были написаны на двух скрижалях (каменных досках). На одной — первые четыре заповеди, говорящие о непосредственных отношениях человека с Богом. На второй — остальные, посвященные отношениям между людьми. Установление о субботе (шаббат — покой — евр.) завершало первую скрижаль.
Ее смысл в том, чтобы человек постоянно помнил о Боге, Его делах, о том, что Господь тоже помнит о человеке. Раз в неделю евреи откладывали в сторону свои обычные житейские заботы и посвящали все свое время Богу. Они собирались на богослужение в синагоги, молились, слушали и изучали Священное Писание. Говоря о субботнем покое, Бог постоянно напоминает: «это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши…» (Левит, 23:32). Итак, воспоминание о Боге, радость о Его заботе, о том, что Он помнит о тебе, но, одновременно, и смирение — осознание невозможности спастись от власти греха своими силами — лежат в основе ветхозаветной заповеди о субботе.
Но Библия не говорит, какие именно дела запрещены, потому что смысл заповеди не отрицательный и формальный (не делать чего-либо), а положительный и духовный (помнить о Боге и служить Ему). Но человеку всегда проще выполнить какие-то формальные требования, чем следить за своим внутренним духовным ростом. Поэтому постепенно суббота обросла гигантским количеством формальных дополнительных запретов, которые вводили уже сами фарисеи и книжники (религиозные учителя Израиля), которые думали, что угождают этим Богу.
В итоге ко времени Рождества Христова суббота фактически стала днем ничегонеделания. Например, появился лимит на расстояние, которое человек мог пройти в субботу — переступив порог своего дома, человек мог сделать не более 2000 шагов. Нельзя было разводить огонь, чтобы приготовить пищу, кормить животных и так далее. Малейшее нарушение субботы считалось великим грехом и очень строго каралось.
Ко времени земного служения Иисуса Христа для большинства израильтян самым главным в заповеди о субботе стала ее обрядовая сторона. Однажды Христос спросил религиозных учителей народа: «Должно ли в субботу добро делать, или зло делать?» (Мк. 3:4). Ответом стало молчание.
Всем было очевидно, что исцелить человека от неизлечимой болезни — это добро, но сказать этого никто не мог, настолько внешние формы иудейского субботнего ничегонеделания заслонили суть этой заповеди. Такое лицемерие, возвышение буквы над сутью, Спаситель обличал до конца земного служения. Вот почему Церковь отвергла буквальное, иудейское исполнение заповеди о субботнем покое.
Воскресенье – день субботний?
У почитания воскресенья довольно долгая и сложная история. Существуют разногласия по поводу того, каким днем недели является воскресенье – первым или седьмым. Иногда говорят, что воскресенье и вовсе подменило собой субботу.
Также мы помним, что убийство Христа состоялось в пятницу – «день перед субботою» (Мк 15:42). Прийти ко гробу Учителя жены-мироносицы смогли только про прошествии субботнего дня – дня, когда Господь был в аду. И уже после этого, на третий день свершилось чудо Воскресения: «Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов» (Мк 16:9).
Вера в Воскресение Христа является основой веры во Христа вообще. Апостол Павел в Первом Послании Коринфянам говорит: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор 15:14).
В этот день свершилось все то, что ждали люди Ветхого завета – поэтому в почитании Воскресения нет забвения четвертой заповеди, а есть ее переосмысление: день, посвященный Богу теперь тот, в который свершилось Спасение.
Какой день Господень – суббота или воскресенье?
Почему главным выходным днём недели считается воскресенье? Ведь в Законе Божьем предписано день покоя соблюдать в субботу. Многие христиане считают, что отмечая таким образом воскресный день, они празднуют воскресение Христа. Но Сам Иисус Христос и апостолы соблюдали субботу и ничего не говорили об отдыхе в воскресенье. Чью же волю исполняем мы, нарушая Божью заповедь о субботе?
Хотите заработать 100 000 евро?
Украинский юрист Николай Гунько обратился к священникам с просьбой подтвердить святость воскресенья библейским текстом. Для священника, который найдёт в Священном Писании Божье указание святить воскресенье вместо субботы, было обещано вознаграждение в сумме ста тысяч евро. Время показало, что обещание щедрой награды не помогло проводящим богослужение в храмах по воскресеньям, подтвердить основание своей веры цитатами из Библии. В Священном Писании нет текста о святости воскресенья. Выходит, что Бог не переносил день покоя и поклонения с субботы на воскресенье?
Божья заповедь о субботе — памятник творению Земли
Бог не изменяет Своих заповедей
Если же поверить, что Бог разрешил христианам изменить субботу на воскресенье, то получается, что Господь после жертвенной смерти Иисуса Христа снял освящение и благословение с субботы?! Но почему, ведь после служения Иисуса Христа, Бог не перестал быть Творцом Земли и её обитателей? Более того, в Своём Слове, Господь неоднократно заявлял, что Он и Его Закон неизменны. «Бог не человек, … чтоб Ему изменяться» (Числа 23:19); «Все заповеди Его верны, тверды на веки и веки» (Псалом 110:7,8).
Господь не изменяется, и Его заповеди тверды и даны навеки, именно поэтому Иисус Христос, приступая к служению, сразу сделал заявление: «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить … доколе не прейдёт небо и земля, ни одна йота или ни одна черта (знаки и буквы в тексте закона) не прейдёт (не упразднится) из закона пока не исполнится всё (пока не воплотится предназначение этой заповеди)» (Матфея 5:17,18).
Слушайте наш подкаст на эту тему
Иисус Христос заботился о правильном соблюдении субботы
Иисус Христос и апостолы соблюдали субботу исполняли заповедь о субботе. Более того, Иисус Христос учил людей тому, как нужно правильно соблюдать субботу: «Можно в субботы делать добро» (Матфея 12:12). «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Марка 2:27).
Религиозные устои, царившие в иудейском обществе того времени, были таковы, что духовные лидеры считали, в субботу, в день Господень, ничего нельзя делать в буквальном смысле. Поэтому они внимательно следили, чтобы евреи по субботам ничего не выносили из дома, далеко не ходили, ничего не делали и даже не лечили заболевших.
Иисус Христос был глубоко огорчён тем, что субботний день, данный людям для отдыха, радости и возрастания в Боге, был превращён в день рабства, уныния и абсурда. Иисус Христос пытался обличить и вразумить людей: «Если у кого из вас осёл или вол упадёт в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу?» (Луки 14:5).
Ученики соблюдали субботу после смерти и воскресения Христа
Библия ничего не говорит о праздновании воскресенья
Во всём Новом Завете не найти прямого указания апостолов на отмену заповеди о субботе или переносе её на воскресенье. Более того, Библия ни разу не предписывает отмечать первый день недели, в который воскрес Иисус Христос. (По Библии, суббота — седьмой день недели, а следующее за ним воскресенье — первый день. — прим. редактора). Вот что по этому поводу писал доктор богословия, православный архиепископ С. Спасский (1830-1904 гг.) в труде «О почитании икон»: «Эта заповедь … изменена в Новозаветной церкви: христиане посвящают Богу следующий после субботы день — день Воскресения Христова. Есть ли на это прямая заповедь Господа Иисуса Христа или апостолов в Писании Нового Завета? Нет!»
Первый день недели (воскресенье) упоминается всего в нескольких стихах Нового Завета, поэтому многие богословы пытаются разглядеть в них соблюдение первыми христианами воскресного дня. Однако при внимательном их прочтении видно, что наказа будущим христиан как-то выделять первый день среди остальных дней недели, в этих текстах нет.
Христианский праздник установлен язычником
Исторические свидетельства показывают, что лишь спустя 100 лет после воскресения Иисуса Христа ряд христиан, обращённых из язычников, начали отмечать вместо субботы — воскресенье.
Доподлинно известно, что умаление авторитета субботы на уровне всей церкви началось с издания императором Константином в 321 г. указа о назначении дня Солнца (первого дня недели), празднуемого язычниками, днём покоя и поклонения во всей Римской империи: «Все судьи, городское население и ремесленники в досточтимый день Солнца пусть покоятся».
Задача императора состояла в объединении и примирении христианства и язычества в своём огромном государстве. Сохранились неоспоримые доказательства происхождения выходного воскресного дня из прежде языческого праздника дня Солнца. Воскресенье в английском и немецком языках буквально означает «день Солнца»: англ. Sun-day, нем. Sonn-tag. В Индии также воскресенье называется Равивар — «день Солнца». Между тем, русское и греческое название субботы, как и в некоторых других языках, происходит от еврейского шаббат.
А вы соблюдаете Божью заповедь о субботе или человеческое установление?
Не все христианские конфессии полностью отвергают субботу как день покоя и поклонения Богу. Если католики утверждают, что церковь имела право перенести святой день с субботы на воскресенье, то православные богословы так не считают. В православных храмах в субботу проводится специальное служение, но остальные повеления Бога, данные в 4-ой заповеди (отдыхай, не делай в этот день обыкновенных своих дел, посвяти субботу Господу) на практике не исполняются.
Что же делать нам? Сможем ли мы оправдаться перед Богом, сказав, что не соблюдали субботу, потому что наша церковь учила нас соблюдать другой день? Делая выбор между субботой и воскресеньем, человек определённым образом принимает решение, кого он считает своим господином: Бога или людей — руководителей церкви, которую посещают. Отдавая предпочтение субботе, верующий оказывает уважение и доверие Творцу неба и Земли. Господь через своих вестников дал обетование: «… Я предлагаю вам … благословение …, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего» (Второзаконие 11:26, 27).
Кто как называет воскресенье?
День Солнца
В языках многих народов день, соответствующий воскресению, носит название дня Солнца. Это традиция наглядно видна в языках германской группы. В Древнем Риме название дня — dies Solis — «день Солнца» было заимствовано от греков и является дословным переводом греческого heméra helíou. Латинское название в свою очередь перешло к германским племенам. Так, по-английски воскресенье будет «Sunday», а по-немецки – “Sonntag”, на датском и норвежском — “søndag”, на шведском — “söndag”, что дословно и значит «день Солнца».
В большинстве языков Индии воскресенье именуется — Равивар (от «Рави») или Адитьявар (от «Адитья») — происходящих от эпитетов солнечного божества Сурьи и одного из Адитьи.
В китайском для обозначения всех дней недели используются иероглифы, обозначающие числа от одного до шести, а воскресенье пишется с иероглифом «солнце».
В Японии дни недели также именуют при помощи иероглифов, при этом значение их связано скорее с традициями, бытом, историческим прошлым японцев, чем с какой-то конкретной системой (пятницу пишут с иероглифом «деньги», а субботу – с иероглифом «земля»). Однако в написании воскресенья, как и у китайцев, присутствует иероглиф «солнце».
В ряде языков дни недели называются по порядку и сохраняется традиция почитания воскресенья как первого дня. На иврите воскресенье называют «йом ришон» - день первый.
День Господа
В греческом все названия дней понедельника, вторника, среды, и четверга переводятся как «второй», «третий», «четвертый» и «пятый». Воскресенье когда-то именовали «началом», но сегодня за ним закрепилось название «Кирьяки», то есть «день Господа». Так же и в армянском – понедельник – уже «второй день», а воскресенье – «кираки».
Выделяется и группа наименований, которые происходят от латинского слова Dominica (Господь). Так, на итальянском воскресенье звучит как «la domenica», на французском – «dimanche», а на испанском – «domingo».
В русском языке день недели «воскресенье» назван в честь Воскресения Иисуса Христа. Слово произошло из старославянского въскрьсениѥ, въскрѣшениѥ и в русский язык пришло через церковнославянский.
День «неделя»
В других же славянских языках сохранились названия, происходящие от славянского ne dělati «не делать» и тем самым знаменуют «день отдыха»: на украинском этот день называется «неділя», на белорусском - «нядзеля», на польском - «niedziela», на чешском – «neděle». Подобные названия существуют во всех славянских языках. В русском языке такого значения за словом «неделя» не сохранилось, однако оно присутствует в церковном обиходе: когда мы говорим «Неделя о Блудном сыне», «Фомина неделя» и т.п. – подразумевается как раз день недели.
Воскресенье: день Господа
Воскресенье обычно воспринимают лишь как день отдыха, долгожданный выходной после рабочей недели. В этом смысле он выглядит просто – как свободное от забот время: хочешь – иди в гости, хочешь – лежи дома на диване. Словом, «сделал дело – гуляй смело».
Однако, важность этого дня нам должно подсказать уже одно его русское название. Ведь в русском языке воскресенье так называется в память воскресения из мертвых Иисуса Христа. Столь же значимо это слово на языке Нового Завета. По-древнегречески воскресенье называется Ἡ Κυριακὴ ἡμέρα (kuriakē hēmera), и переводится как Господний день или день Господа.
Таким образом, воскресенье для христиан является самым главным и ответственным днем недели, поскольку оно должно принадлежать Господу Богу.
Воскресенье и является в христианстве этой Субботой, то есть днем Покоя, который освящен Богом. В этот день христианин не должен делать никаких мирских дел, но, как говорит заповедь, обязан посвятить его Богу. Нужно отрешиться от будничных забот – зарабатывания денег, домашних работ и прочего, потому что «не хлебом единым жив человек». Ведь все заботы и их успешность зависят в последнем счете не от наших усилий (хотя и от них, конечно, тоже). Воскресенье – это Божественная пауза, воспоминание о Вечности. Четвертая заповедь говорит о радости покоя, который по большому счету можно обрести только в Боге. Ведь рано или поздно умный человек (если ему, впрочем, повезет) придет к горькой мудрости Екклесиаста относительно любых земных дел, конец которым кладет смерть: «Все это суета и томление духа».
Поэтому христианин призван посвятить каждое воскресенье Богу и Божиим делам: посещению храма, духовному чтению и молитве, а также делам милосердия – посещению больных, заключенных в тюрьме и т.д.
Кстати, неслучайно в Церкви воскресенье называют неделей. Это не-деля, потому что в этот день не положено заниматься житейскими делами, а следует обратиться к Тому, Кто выше обычных забот и Один только и способен оправдать их и освятить.
День рождения воскресного дня
Почему именно в воскресенье в Православии принято обязательно ходить в храм? Какова история воскресенья? Связаны ли воскресенье и Воскресение? Почему этот день мы считаем днем отдыха и радости? Как и почему этот день называют в других странах?
День рождения воскресенья как выходного дня
Статус праздничного выходного дня воскресенье получило благодаря святому императору Константину Великому. Именно он издал Миланский эдикт о веротерпимости, согласно которому христианство обрело статус государственной религии.
7 марта 321 года император Константин издал указ, по которому воскресный день (в римской языческой традиции это был день Солнца) стал днем отдыха. Теперь в этот день нужно было отложить все мирские дела: рынки закрывались, государственные учреждения прекращали свою работу. Только земельные работы не облагались никакими ограничениями.
Важность воскресного дня подтверждалась и дальнейшими указами. В 337 году принят закон об обязательном участии солдат-христиан в воскресной литургии. Позже императором Феодосием был издан эдикт, запрещавший устраивать публичные зрелища по воскресеньям. Этот указ не сохранился, но эдикт 386 года запретил судопроизводство и торговлю по воскресеньям.
Место воскресенья в календаре
В настоящее время в большинстве стран Европы воскресенье считается завершающим днём недели. Существует международный стандарт ISO 8601, согласно которому первым днём недели является понедельник, а воскресенье — последним. Однако воскресенье официально продолжает оставаться первым днём недели в Польше, США, Израиле, Канаде и некоторых африканских странах.
Отступила ли Церковь от заповеди о почитании субботы?
В Ветхом Завете есть заповедь о почитании субботы. Почему же христианская Церковь ее фактически отменила, хотя заявляет о своей преемственности от религии древнего Израиля? Такие вопросы порой возникают у тех, кто только начинает знакомство с христианским вероучением.
В Православной Церкви заповедь о субботе не забыта. Убедиться в этом помогает само субботнее богослужение — более торжественное по сравнению с будничными службами. Однако в восприятии субботы произошли серьезные изменения. У израильтян субботняя заповедь связана с множеством правил, ограничений и запретов. В этот день нельзя совершать практически никаких действий.
Православная Церковь, во-первых, не приняла все эти запреты, а во-вторых, у христиан появилось воскресенье. Причем воскресный день по своей значимости выше субботнего.
Суббота в Евангелии
В Евангелии описано немало случаев столкновения религиозных учителей Израиля с Христом из-за того, что Господь нарушал субботний покой в его буквальном законническом толковании.
Первый случай происходит, когда Христос с учениками проходит в субботу засеянными полями. Апостолы были голодны, срывали колосья, растирали их руками и ели зерна. Религиозные учителя Израиля обвинили их в нарушении субботы, приравнивая такое поведение к молотьбе, запрещенной в этот день. В ответ Христос говорит им очень важные слова. Во-первых, Он — Господин субботы. Таким образом Иисус исповедует Свое Божество, то есть Он — Творец мира и Законодатель, установивший заповедь о покое. Но Бог не может заниматься произволом — устанавливать законы, а потом, когда Ему выгодно, их отменять. Поэтому Христос произносит: «суббота для человека, а не человек для субботы». То есть заповедь о субботе была установлена для того, чтобы люди помнили о своем Творце, прославляли Его в своих делах. Но не для того, чтобы быть рабом этого дня, чтобы с дрожью в коленках думать, что Бог создал тебя для того, чтобы раз в неделю ты, как истукан, сидел дома и не мог пошевелить пальцем, иначе на тебя обрушится гнев Божий.
Затем Евангелие повествует, как Христос в субботние дни исцелял неизлечимо больных. За это религиозные учителя Израиля хотели убить Иисуса. Ведь нарушался закон! Они утверждали, что лечение в субботу допустимо только в случае смертельной опасности для пациента. Никто из тех, кого исцелял Иисус, под такое определение не подходил. Вот, например, как среагировал начальник синагоги, где Христос на его глазах исцелил женщину: «…начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний» (Лк. 13:14). Отсюда видно, насколько народные вожди были ослеплены ненавистью к Иисусу — даже исцеление неизлечимо больных ставилось ему в вину.
Тем не менее субботние правила неукоснительно исполнялись учениками Христа, даже когда они переживали самый страшный момент своей жизни — смерть Учителя. Из Евангелия мы знаем, что Христа казнили накануне иудейской Пасхи, которая в тот год попадала как раз на субботу. Поэтому хоронили Его очень спешно — наступал субботний покой. И в течение всей субботы люди, которые больше всего любили Христа, не могли подойти к Его Гробу и ждали утренней зари «первого дня недели», чтобы прийти туда и по обычаю помазать Его Тело благовониями. Но когда, наконец, они пришли, то обнаружили, что Он Воскрес…
Многие до сих пор говорят, что христианство — это секта, возникшая в среде иудеев, которые хотели обновления своей религии, а Иисус из Назарета был ее «харизматическим лидером». Он реформировал Моисеев Закон, отменил субботу… Если бы Христос учил Своих учеников именно так, зачем им надо было даже в этот трагический момент сидеть по старому иудейскому обычаю дома и исполнять «отжившую» свой век субботнюю заповедь. Вряд ли ученики соблюдали заповедь из-за боязни быть побитыми камнями за ее нарушение, ведь почти все они приняли потом мученическую смерть за Христа.
Поэтому именно этот день, первый день иудейской недели, они назвали седьмым, Днем Господним, а позже — воскресеньем. Таким образом, для христиан днем памятования о Боге стало воскресенье. Это не было нарушением Ветхозаветной Заповеди, наоборот, это означает ее окончательное исполнение. В Ветхом Завете в субботу человек вспоминал, что Бог его не забыл, что Он придет и спасет от греха и смерти Свой народ. В Новом Завете человек вспоминает именно в воскресенье, что Бог уже пришел и уже спас нас, воскреснув из мертвых. Все «субботние» ожидания исполнились. Какой смысл теперь соблюдать субботу?
Это было бы ровно то, что сделали с четвертой заповедью фарисеи. Смысл этой заповеди полностью реализовался в почитании воскресенья.
Возникает вопрос: можно ли христианам работать в воскресенье? Если есть такая возможность — лучше оставить в этот день свои обычные дела и работу. Причем поскольку церковный день начинается с вечернего богослужения, как и в ветхом Завете, то и субботний вечер должен быть посвящен Богу. Недаром традиция сделала оба этих дня выходными. Посвятить день Богу — значит пойти на богослужение, всей семьей почитать дома Священное Писание, помочь нуждающимся людям. Главное — не праздность, а молитва и добрые дела. В наше время многие вынуждены работать без выходных, но Православная Церковь не одобряет работу в субботу и воскресенье лишь в том случае, когда человек не помнит о Боге, а занимается исключительно своими делами, даже если они очень важные, нужные и добрые. Господь ждет от человека единственной жертвы — любящего сердца, а заповедь о дне, посвященном Богу — это средство, которое помогает сердцу не потухнуть.
Читайте также: