День отдыха у евреев
Сказано в Торе, которая является частью Танаха, христиане называют его Библией или Ветхим Заветом:
"Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему."
У евреев день начинается вечером с появлением первых звезд. Значит и суббота начинается вечером в пятницу.
У любой хозяйки к пятнице дом аккуратно прибран и с утра готовятся блюда для встречи Царицы-Субботы или Шабата на иврите.
Обязательными блюдами на субботнем столе должны быть субботнее вино - не очень крепкое, красное, сладкое. А также на столе должна быть хала - хлеб, испеченный из дрожжевого, сдобного теста, по форме похожий на косичку, сплетенную из шести жгутов теста.
Сейчас, как правило, халу покупают в магазине, а вообще изготовление ее очень интересный обряд.
Раньше, когда у евреев был свой Храм, халу могли есть только Коэны- высшая, скажем, каста у иудеев. Простой народ халы не ел, это была еда, посвященная Богу.
Сейчас, когда Храм разрушен, эта заповедь не соблюдается и халу едят все. Но в любом случае при изготовлении халы отделяется кусочек теста и, с молитвой, "отдается" Богу.
У готовой, купленной, халы также отщипывают кусочек и, с молитвой, сжигают его, отдавая Богу.
Женщина печет халу только будучи "чистой". В критические дни ей это запрещено делать.
Приступает она с молитвой, старается, чтобы в кухне не было никого, чтобы не отвлекаться, сосредоточиться и сделать все, как это следует по Заповедям.
У иудеев существует 613 Заповедей, которые они должны исполнять. Из них 365 (количество дней в году) запретительные (не делай!) и 248 (число органов в теле человека) побудительные: делай так!
Во время разрушенного Храма невозможно выполнять двести с чем-то ( простите мою религиозную малограмотность) Заповедей. Поэтому сейчас жизнь иудея немного проще.
Для всего человечества существуют семь Заповедей. Не будучи иудеем и, выполняя эти Заповеди, для иудеев ты будешь праведным человеком.
Вот эти семь Заповедей:
Не поклоняться идолам.
Не проклинать Бога.
Создавать справедливые суды.
Не есть мясо, взятое у еще живого животного.
В субботу еврей посвящает день Богу. Это значит, что перед наступлением Шабата мужчины отправляются в синагогу или Бейт-Кнессет, буквально: дом собраний.
Это удивительное зрелище: идет папа, а рядом с ним вышагивает один или несколько сыновей разного возраста, но не малыши. Все обязанности по выполнению Заповедей накладываются на мальчика с 13 лет и на девочку с 12 лет.
Мужчины одеты нарядно: обязательно в белых рубашках, на голове кипы или по-русски ермолки.
Шагают солидно, не суетно.
Часто с ними идут жены, также одетые очень нарядно, но обязательно рукава закрывают локти, юбка прикрывает полностью колени. На ногах чулки или колготы. Голова прикрыта головным убором.
Женщинам ходить в синагогу каждый шабат не обязательно, но желательно. "Грязная", т.е. в критические дни, женщина в синагогу не ходит.
Перед наступлением Шабата старшая в семье женщина зажигает субботние свечи и произносит молитву, благославляющую приход Шабата.
Наступление шабата происходит всегда в разное время. В Израиле во всех, практически, СМИ печатают время наступления шабата на каждой неделе. Причем в Иерусалиме он всегда начинается раньше на неколько минут, чем в остальных городах Израиля. Хотя Тель-Авив находится в шестидесяти километрах от Иерумалима. Но Святой город раньше всех начинает праздновать Царицу-Субботу. И раньше заканчивается Шабат, калька с иврита: выходит Шабат.
После молитвы вся семья усаживается за стол. Вот тут и преломляется хала и выпиваются бокалы с вином и трапезничает семья всякими вкусностями, приготовленными хозяйкой.
Нет обязательных блюд, кроме халы и вина. Тут уж кто на что горазд. Часто бывает гефилте фиш (фаршированная рыба) у европейских евреев.
У восточных евреев - рыба по-мароккански. Очень вкусное, острое блюдо.
Приготовленное мясо с разными гарнирами, обязательно несколько салатов.
Принято на Шабат приезжать взрослым детям к родителям. Если мама уже старенькая, то взрослые дочери и невестки договариваются кто что привезет для стола.
Вся семья за столом, поются специальные шабатные молитвы или просто песни у светских евреев, сидят и гомонят внуки и внучки - что может быть радостнее для родительского сердца? Поверьте - ничего!
В Шабат еврей не может делать ничего! Даже зажигать свет, включить плиту, разогреть еду.
Как же быть?
Нынче прогресс дошел до всего! У верующих стоят автоматы, которые сами включат свет при наступлении темноты и выключат по заранее настроенному времени.
Существуют специальные электрические плиты, которые включаются до шабата и на них стоит всегда горячая еда.
Кипяток можно залить в термосы.
А что делали раньше? А раньше приглашали нееврея, платили ему деньги и он топил печь в субботу, разогревал пищу.
Утром в шабат мужчины опять отправляются на утреннюю молитву. А потом проводят день дома. Ездить на машине нельзя, даже если ты не за рулем. Можно гулять, играть с детьми, чем и занимаются мужчины. И дети очень любят этот день. Вечно занятый папа - всецело принадлежит детям. Папа рассказывает детям о Боге, да просто играет и гуляет.
А что же едят на обед в субботу? Утром можно обойтись салатами, бутербродами и чаем-кофе. А в обед?
Существует такое специальное субботнее блюдо, называется на иврите хамин ( хам - жарко), а на идише - чолнт.
По сути - это первое-второе в одном горшке. У хамина миллионы рецептов. У ашкеназов (европейских евреев) одни, у восточных - другие.
Объединяет обязательный набор продуктов: мясо, бобовые, картофель. Но сочетания и добавки в виде специй могут быть разные.
Вот рецепт, который знаком мне, я это делала.
В большую кастрюлю, не менее пяти литров, наливается вода, кладется кусок говядины (лучше грудинка с костями) с килограмм, не менее половины курицы, а то и вся курица целиком, одна-две луковицы порезанные, стакан фасоли, предварительно замоченной, одна-две некрупные моркови целиком или порезанные пополам.
Можно положить три-четыре-пять круто сваренных и очищенных яиц. Несколько очищенных картофелин целиком или пополам, если крупные.
Кастрюля ставится на огонь, доводится до кипения, убирается пена, затем минимум час кипит на маленьком огне. Посолить, поперчить нужно после закипания воды.
А затем кастрюля убирается в духовку, нагретую до 70 градусов и оставляется там на всю ночь и до обеда в субботу. Единственно важно: проследить, чтобы в кастрюле было достаточно воды перед тем, как вы поставите ее в духовку. Кастрюля, конечно, закрыта крышкой.
Что вам сказать? Чолнт - это очень сытное и даже тяжелое блюдо для желудка. Сочетание бобовых, картофеля и мяса - это не шутка! Готовим мы его только зимой. И то редко. Вкусно? Конечно!
В чолнт можно добавить и чернослив несколько штучек, и три-четыре кураги, это придаст интересный оттенок. Уже не говорю о любимых приправах.
Простор для фантазий у хозяйки - неограничен! Кроме фасоли можно положить и чечевицу и разные сорта гороха.
Заканчивается суббота также походом в синагогу и вечерней трапезой, отделяющей субботу от будней. А через неделю повторится маленький семейный праздник.
Как отдыхать? [↑]
В таком случае, когда и как человеку отдыхать? На самом деле, жизнь религиозного еврея выстроена таким образом, что «лишнего» времени в ней практически нет. Он занят серьёзной учёбой и работой. Кроме того, у него есть семейные обязанности, друзья и и родственники, и нужно еще время для выполнения заповедей и добрых дел. Проблема религиозного человека не в том, как убить время, а как выкроить время для полноценного отдыха.
Человек умственного труда предпочтет отдохнуть, занимаясь спортом или выращивая цветы. Тот, кто работает физически, находит отдохновение в чтении или в музицировании. Выбирая себе занятие для досуга, стоит посмотреть, как влияет на духовность человека «потребление» тех или иных жанров литературы и искусства. Если они духовно приподнимают — можно читать и слушать их. Если, наоборот, «приземляют», уводят от духовности — от них надо держаться подальше. То же самое касается выбора вида спорта или хобби.
Когда появляется больше времени, например, в каникулы, во время отпуска, можно выехать на природу, на экскурсию. Вавилонский Талмуд (Ктубот 111а) говорит: «Каждому, кто прошел четыре локтя по Земле Израиля, обещан Грядущий мир».
Можно сделать множество шагов по Земле Израиля так, что это будет полезно и увлекательно — и при этом совершенно в духе Торы. В Израиле существуют кошерные пляжи, как на Мертвом море, так и на Средиземном. Вариантов вовсе не мало: и на корабле покататься, и древние синагоги посмотреть, и пещеры сталактитовые, и пешим походом пройтись по ущельям и горам. Такой отдых позволит отвлечься от будничной рутины, набраться сил и впечатлений, чтобы в месяц Элуль, в преддверье Рош а-Шана и Йом Кипура — вернуться к привычной жизни со свежим зарядом энергии.
В наше время существует специальная отрасль заграничного туризма для религиозных евреев. Создаются отдельные группы, которым обеспечивают кошерную еду и условия, позволяющие избежать нарушения законов шаббата. Следует отметить, что, прежде чем принять решение о выезде за границу, непременно нужно посоветоваться с опытным раввином, так как еврейский закон разрешает евреям покидать Страну Израиля лишь при определенных обстоятельствах.
Какой бы вид проведения летнего отпуска мы ни выбрали, мы помним, что от Торы у нас — не бывает отпуска. Студенты ешив и колелей продолжают учиться даже во время каникул. Этот период предоставляет уникальную возможность поучить те аспекты и те книги наших Учителей, которые не включены в общий учебный план. Каждый может поставить перед собой (и детьми) в постижении Торы — совершенно новые, увлекательные задачи, решение которых способно дать толчок в повышении духовного уровня. Ведь на все это в «текучке» учебного заведения обычно не хватает времени.
Главное правило в вопросе отдыха и проведении досуга звучит так: «Хофеш — свобода — неприемлема для еврея, а вот нофеш — отдых — необходим!» И в наших силах сделать так, чтобы наш отдых стал не упразднением Торы (битуль Тора), а укреплением Торы.
Отдых для мира в семье [↑]
Есть еще один аспект отдыха, о котором нельзя не сказать. Мир в доме, то есть «совет да любовь» между мужем и женой, от которого зависит семейное благополучие — зачастую ставится под угрозу только из-за чрезмерной усталости как мужа, так и жены, что ведет к раздражению и ссорам.
Известно, что женщина ответственна за дом и за ту атмосферу, которая царит в этом доме. Женщина должна так сбалансировать свою жизнь, чтобы все потребности — физические (хорошее самочувствие), эмоциональные (общение с друзьями), умственные (работа и учеба, хобби), духовные (верность своим религиозным убеждениям) — занимали свое место и не вторгались в чужие границы.
Каждая женщина сама определяет для себя — что именно поможет ей обрести новые силы ради своей семьи. Некоторые женщины выходя из дома на кружок рисования или танцев, на встречу с подругой или на концерт, поступают абсолютно правильно, если делают это ради дома — это так называемый «уход ради прихода».
Для мира в семье совершенно необходимо, чтобы мама, постоянно занимающаяся важнейшей, но рутинной работой, периодически отдыхала, набиралась сил и вдохновения для самой дорогой вещи в мире Вс-вышнего — Еврейского Дома.
Кроме того, у детей в самом раннем возрасте формируется представление о хозяйке и хозяине дома и о семейных отношениях. Если в квартире идеальная чистота, в доме никогда не переводятся заработанные отцом деньги, но родители измученные, нервные, выясняют отношения при помощи крика и никогда не находят времени на детей — дети это воспримут как норму, этот образ будет запечатлен в их подсознании и повлияет на строительство их собственных семей.
Сон как отдых [↑]
Самым естественным видом отдыха является сон, который абсолютно необходим каждому живому существу, обладающему душой нешама.
Слово нешама образовано от того же корня, что и слово «нешима», то есть «дыхание». Образно говоря, нешама — это система обеспечения циклических процессов, которые, в свою очередь, являются основой силы, необходимой для движения. Ведь любое движение фактически состоит из двух основных, постоянно чередующихся элементов, — усилие и отдых. Отдых, как очевидно, нужен, чтобы набраться сил для следующего шага вперед, а также — чтобы удерживать достигнутую позицию.
Для восстановления физических сил организма Вс-вышний заложил в нас потребность в сне. Рамбам пишет (Законы мнений 4:4), что человеку достаточно спать 8 часов. Не советуется спать днём больше, чем полчаса, (Шульхан Арух, Орах Хаим 4, 16). Есть на это также объяснение и по кабале (Аризаль пишет, что во время дневного сна могут зайти в человека души грешников. Однако, по мнению Аризаля, в субботу это не происходит).
Нам известно, что многие еврейские мудрецы ограничивались гораздо меньшим количеством часов сна и не признавали никаких других видов отдыха, посвящая все время бодрствования изучению Торы, молитве и выполнению заповедей. Мало кто из нас находится на том же духовном уровне, что Виленский Гаон или рав Эльяшив (заца"л). Каждый человек на опыте выясняет, сколько сна ему нужно, чтобы нормально функционировать, и какие виды отдыха ему необходимы, чтобы восстановить затраченные на работе или учебе силы.
Шаббат — Еврейская Суббота
Шабат, или Шаббат (иврит: שַׁבָּת) — седьмой день творения, он же — седьмой день недели, еврейская Суббота. В иудаизме Шаббат — святой день, который заповедано чтить и соблюдать в знак того, что семь дней Б-г творил этот мир, а в седьмой — отдыхал. Само слово «шабат»/«шаббат» происходит от ивритского корневого глагола «лишбот» и означает «отдыхал», «прекратил деятельность», что имеет общий корень с «шева» — «семь» (отсюда, например, «швиит» — заповедь соблюдения седьмого, «субботнего» года). Традиционно Шаббат — это день отдыха, день субботнего покоя: в Шаббат запрещено совершать 39 видов деятельности (т.н. 39 видов работ). Евреи отмечают Шаббат как праздник: встречают Субботу зажиганием свечей, устраивают трапезы с шаббатними песнями, посвящают Шаббат духовному росту, изучению Торы, проводят время с семьей и близкими друзьями, непременно желая друг другу «Шабат шалом!» (традиционное субботнее приветствие, пожелание мира в Шаббат) или «гут Шабес!» (на идиш — «хорошей субботы!»). Соблюдение Субботы считается одной из базовых заповедей иудаизма: соблюдая Шаббат и отстраняясь от работы в этот день, еврей провозглашает веру в то, что Б-г — Творец мира, который управляет всеми процессами в нем.
Проблема досуга [↑]
В течение многих веков для того, чтобы выживать, человеку было необходимо работать с утра до вечера, чтобы прокормить себя и свою семью. Но с началом технического прогресса у человека появилась возможность работать меньше. Это породило крайне острую проблему, которую в последние десятилетия пытается решить общество — что делать со свободным временем. В мире это так и называется: проблема досуга. Жизнь, не занятая работой, оказалась проблемой.
Выяснилось, что человеку недостаточно быть сытым: его пустой и скучающей душе тоже требуется пища. Чтобы решить эту проблему, человечество вынуждено было придумать массовую культуру развлечений, которая призвана чем-то занять и отвлечь человека в свободное время. Выход найден в том, чтобы это проблематичное время «провести», «скоротать», а то и «убить».
Телевидение, шоу, ночные клубы, дискотеки, бары, рулетка, социальные сети заполняют пустоту жизни миллионов людей. При отсутствии общего смысла не столь важно, чем человек занимается, главное, чтобы он был этим доволен. Понятно, что такое проведение досуга разрушает как связи между людьми, так и стремление человека духовно развиваться.
Мидраш говорит: досуг и праздники чреваты у многих народов пьянством, обжорством, потасовками. Не так у евреев. В будни люди огрубевают. Заботы о хлебе насущном вынуждают многих находиться в среде, которая плохо на них влияет.
Но вот наступает праздничный день. Как проводит его еврей? Либо в синагоге, где он молится и слушает слова Торы, пророков, мидрашей, Талмуда; либо за праздничным столом дома или в гостях, где он слушает кидуш, слова о значении и истории этого дня, рассказы из жизни наших предков, предания о чудесах, происходивших с ними; либо в играх и разговорах с детьми и спокойном общении с женой. Такое времяпрепровождение возвышает его духовно, придает ему уверенность и надежду.
Как соблюдали Шаббат в древности
У нас нет свидетельств о том, как именно соблюдали Шаббат в древности, однако уже с XI века до н. э. иудейские пророки писали о важности этой традиции Амос 8:5, Исаия 1:13, Иер. 17:21–25, Иез. 20:12 и др. . Более того, соблюдение Шаббата было важнейшим маркером еврейской идентичности и нарушение его каралось смертью. Объяснялось это тем, что Шаббат, как и обрезание, — это зримое воплощение завета между Богом и евреями, знак принадлежности к избранному народу.
Зачем евреям делают обрезание? И еще 6 вопросов об иудаизмеВ условиях, когда религия оказывалась связанной с общинной идентичностью, нарушить эту традицию означало предать свой народ. А предательство у всех народов каралось смертью. Впрочем, в еврейских текстах есть всего один рассказ о том, как человек был казнен за то, что собирал в субботу дрова (Числа 15:32–36). Сегодня с точки зрения еврейского законодательства смертная казнь за нарушение Шаббата невозможна хотя бы потому, что не существует института, который может вынести такой приговор. Постановление о смертной казни мог вынести только Синедрион (Великое собрание законоучителей), и только в Иерусалимском храме, разрушенном римлянами в 70 году н. э. Да и сам Синедрион прекратил свое существование в 425 году по приказу императора Феодосия II.
Постепенно, по мере развития традиции, в иудаизме получает распространение идея о том, что соблюдение Шаббата — заповедь, которая вбирает в себя все остальные: «Всякий соблюдающий Шаббат как будто соблюдает все заповеди Торы, а нарушающий Шаббат нарушает все ее заповеди», — написано в Талмуде. Все заповеди так или иначе связаны или с любовью к Богу, или с любовью к ближнему. Соблюдение Шаббата — это возможность проявить и то и другое. Тщательность соблюдения предписаний — проявление любви к Богу. Открытый в субботу дом, общение с друзьями и близкими — проявление любви к ближнему. Именно поэтому соблюдение Шаббата во времена иноземного, греческого или римского, владычества в Иудее становится знаком подлинной верности закону отцов.
Известна история, произошедшая во II веке до н. э., когда Иудея находилась под властью Селевкидской державы. В 167 году до н. э. по приказу правившего Селевкидами Антиоха IV Епифана Иерусалимский храм превратили в святилище Зевса. Вспыхнуло восстание, известное как Маккавейская война, и часть восставших бежала в пустыню. Отправленный за ними в погоню карательный отряд настиг восставших иудеев в субботу. Вместо того чтобы дать нападавшим отпор, повстанцы предпочли умереть, но не нарушать традицию: «Но они не отвечали им, ни даже камня не бросили на них, ни заградили тайных убежищ своих, и сказали: мы все умрем в невинности нашей; небо и земля свидетели за нас, что вы несправедливо губите нас» (1Макк. 2:36–38).
Иуда Маккавей перед войском Никанора. Гравюра Гюстава Доре. 1876 год Wikimedia Commons
Очень скоро стало ясно, что, соблюдая столь строго закон Шаббата, иудеи не смогут выиграть войну. Маттафия Хасмоней, инициатор и первый вождь маккавейского восстания, принял беспрецедентное решение: ради спасения жизни народа Израиля можно сражаться в Шаббат. Позже, в первые века нашей эры, в Талмуде было сформулировано правило пикуах нефеш, или «спасение души», гласящее, что спасение человеческой жизни оттесняет любые религиозные законы, в частности закон о соблюдении Шаббата. Правило вызвало массу споров между законоучителями: все ли законы могут отменяться? какие именно ситуации следует считать угрожающими жизни? Однако суть правила остается неизменной по сей день: ради того, чтобы спасти конкретного человека, чья жизнь находится в очевидной опасности, можно нарушить субботний покой. Прежде всего это касается военных действий или оказания медицинской помощи. Хотя и после появления правила пикуах нефеш находились люди, которые предпочитали не спасти собственную жизнь, а быть верными закону, считая акт мученичества за веру «освящением Божьего имени».
Отдых, или как отдыхать по-еврейски
Досуг — это свободное от работы, учебы и других обязанностей время, которое человек обычно использует для отдыха. Время досуга дается нам не для безделья, а для восполнения душевных и физических сил. Сон — это необходимый каждому живому существу отдых. Суббота — это не просто выходной. Существует множество видов кошерного увлекательного отдыха. Отдохнувшие муж и жена — залог мира в семье.
Оглавление
Субботний и юбилейный годы
Библейская заповедь о соблюдении Шаббата связана еще с двумя календарными предписаниями.
Первое — закон шмиты, или субботнего года (Левит 25:1–7). Не только каждый седьмой день года, но и каждый седьмой год священен. Каждый седьмой год земля должна отдыхать, оставаясь «под паром»: нельзя сеять, нельзя убирать. Можно есть только импортированные сельхозпродукты. Именно к этому предписанию восходит традиция так называемого «академического субботнего года», или саббатикала, распространенная в университетах и крупных компаниях Европы и США. Суть ее в том, что каждый седьмой год сотрудник имеет право уйти в годовой оплачиваемый отпуск.
Второй закон — юбилейный год. Это каждый пятидесятый год, то есть год, следующий за семью семилетними циклами. Правило юбилейного года сформулировано в книге Левит 25:10: «И освятите пятидесятый год, и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя». В этот год проданные или заложенные земельные наделы возвращались своему исконному владельцу, а рабы получали свободу. Естественно, в современном мире закон об освобождении рабов утратил актуальность, но в сельском хозяйстве «право земли на отдых» для соблюдающих предписания Торы иудеев остается актуальным.
Как встречают Шаббат
Идея о том, что Шаббат — праздничный день, достаточно древняя. Уже в 23-й главе книги Левит, начинающейся словами «И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им о праздниках Господних», перечень праздников открывается именно субботой. Неудивительно, что наступление и завершение субботы отмечается особыми ритуалами.
Вечер пятницы
Согласно еврейской традиции, день сменяется следующим не в полночь, а с заходом солнца. В пятницу днем люди уходят с работы пораньше, приводят дом в порядок, готовят субботнюю трапезу. На стол, накрытый нарядной скатертью, обязательно кладут две халы Хала — еврейский праздничный хлеб, который едят в Шаббат и по праздникам. Две халы на субботнем столе символизируют двойную порцию манны небесной, которую Господь посылал евреям во время их сорокалетнего скитания в пустыне. Двойная порция дается в канун субботы для того, чтобы евреи не собирали манну в субботу. , «плетенки», ставят особый красивый бокал, над вином в котором будут читать благословение, и само вино. За 18 минут Считается, что минимум 18 минут требуется на возведение эрува — границы, в пределах которой разрешено переносить вещи в Шаббат. до захода солнца женщины зажигают субботние свечи. Это очень торжественный и важный момент. Он прекрасно описан в книге Беллы Шагал Белла Шагал (1895–1944) — писательница, переводчица. Первая жена художника Марка Шагала. «Горящие светильники»:
«Вот шуршит платье. Изящные ботинки, легко ступая, приближаются к столовой. На пороге мама на миг застывает, будто ослепленная видом белоснежного стола и серебряных подсвечников. Но медлить некогда!
Она споласкивает водой лицо и руки, поправляет свой любимый кипенно-белый кружевной воротничок и, преобразившись, другим человеком подходит к свечам. Чиркает спичкой и зажигает их одну за другой. Семь свечей оживают, разгораются и ярко освещают мамино лицо. Она завороженно опускает глаза. Медленно, три раза подряд обхватывает огни кольцом рук, будто включает свое сердце в эту оправу. И все будничные дела и заботы тают вместе со свечным воском.
Мама произносит благословение над субботними свечами. Молитвенный шепот струится из-под приложенных к лицу ладоней и еще сильнее разжигает язычки пламени. Мамины руки над свечами светятся, как скрижали Завета над священным ковчегом».
После этого (в синагоге или дома) читают субботнюю молитву, поют специальную богослужебную песнь, или пиют Пиют — авторский поэтический текст, стих-молитва, ставший частью богослужения. Древнейшие пиюты датируются первыми веками нашей эры. , «Леха доди» («Выйди, мой друг, встретить невесту, вместе мы встретим Субботу»). Затем все собираются вокруг стола и произносят субботнее благословение над вином и халами. Потом начинается вечерняя трапеза.
Одно из самых известных блюд в Шаббат — гефилте фиш, фаршированная рыба. Почему именно рыба? Потому что считается, что время и пространство на время Шаббата становятся священными: люди соприкасаются с раем, из которого они были изгнаны и в который вернутся с приходом Мессии, и тогда они будут есть тушу морского чудовища Левиафана — ее и символизирует рыба. Субботняя трапеза, в частности, символизирует тот будущий пир мессианских времен. Затем рыбу со стола убирают и подают мясные блюда. Во время вечерней субботней трапезы принято петь субботние песни.
Утро субботы
Оно начинается с общей молитвы в синагоге, во время которой из специального шкафа торжественно достают большой свиток Торы, написанный на пергаменте, и читают «недельную главу». Затем потомки коэнов — священников Иерусалимского храма — благословляют общину. После службы во время субботнего обеда принято есть чолнт — жаркое из мяса, овощей, крупы и фасоли, приготовленное накануне.
подробнее о чолнте читайте в нашем материале 13 слов на идише, помогающих понять еврейскую культуруВечер субботы
Завершается Шаббат через час после захода солнца ритуалом «Авдала» («Отделение субботы от будней»). Во время этого обряда женщины снова зажигают свечи, мужчины читают благословение над бокалом вина. Есть древнее предание о том, что в субботу Бог дает каждому еврею дополнительную душу, а после субботы — забирает, и для того, чтобы смягчить горечь расставания, на исходе субботы принято нюхать успокаивающие благовония.
Суббота — день отдыха? [↑]
Сказано в Торе (Шмот 23:12): «Шесть дней делай свои дела, а на седьмой день покойся…» Так значит, суббота — это день отдыха? И да, и нет. В какой-то степени, это действительно отдых — если называть отдыхом смену вида деятельности.
Суббота — не просто выходной, не просто «уик-энд», когда мы можем развлечься, отключившись от нашей профессиональной деятельности, чтобы, отдохнув душой и телом, с восстановленными силами начать новую напряженную трудовую неделю. Человек, который в субботу «активно отдыхает», занимаясь спортом, разбирая свои бумаги и обсуждая с соседями последние события на бирже, не останавливает потока материальности, властвующего над ним всю неделю, и не реализует духовный потенциал этого святого дня.
В субботу уместно и прогуляться, наслаждаясь видами, и поесть без спешки в приятной компании семьи и друзей, и выспаться или расслабиться на диване — но мы должны помнить, что суть субботы не в «социальном» или «физическом» отдыхе как таковом, а в наполнении духовностью нашего материального мира.
СУББОТА — Шаббат, седьмой день недели
Суббота, седьмой день недели, день отдыха… На иврите все дни называются по числу их отстранения от Субботы — первый, второй и т. д., но имя собственное есть только у одного дня — Субботы.
Согласно Торе, заповедь соблюдать субботу установлена Всевышним, Который, закончив за шесть дней Творение мира, благословил и освятил седьмой день. Читаем в книге Шмот, в главе о получении евреями на горе Синае Десяти заповедей: «Помни субботний день, чтобы освящать его. Шесть дней работай и делай любое свое дело. Но седьмой день — суббота Всевышнему: не делай никакого дела, — ни твой сын, ни твоя дочь, ни твой слуга, ни твоя служанка, ни твой скот, ни твой пришелец, который в твоих воротах. Ибо шесть дней создавал Всевышний небо, землю, море и все, что в них, а в седьмой день отдыхал. Поэтому благословил Всевышний субботний день и освятил его».
Тора называет субботу праздником, в который запрещено делать работу — даже в разгар полевой страды; кроме того, в субботу запрещено зажигать огонь. Всякий, нарушивший эти запреты, строго наказывается судом. В тех местах Торы, где перечисляются праздники, суббота упоминается первой. Пророк Йешаяу предвидел, что еврейский народ будет возвеличен, если будет считать субботу своей отрадой, святым Б-жьим днем (см. 58:13).
Лишенный будничных забот, субботний день предназначен для духовных занятий. Субботняя молитва провозглашает: «Да возрадуются в Твоем царстве все, кто хранят субботу, народ, освящающий седьмой день… Ты назвал этот день украшением дней».
Евреи во все времена столь ревностно относились к выполнению субботней заповеди, что в глазах инородцев соблюдение субботы стало самым характерным признаком еврейства. Римляне называли евреев «сабаториями», субботниками. Сенека, Тацит, Овидий в открытую издевались над евреями за их привязанность к этому дню. Интересно, что ненависть чужеземных властителей к иудеям всегда сопровождалась запретами на субботу. Впрочем, все эти гонения в античные времена кончились тем, что семидневную неделю с заключительным днем отдыха приняли все народы Средиземноморья. Неделю, но не субботу. Соблюдение шаббата осталось чисто еврейской заповедью.
Предлагаем вашему вниманию подборку статей и аудиоуроков по теме «Шаббат», представленных на сайте Толдот Йешурун.
Что такое Шаббат и как его соблюдать
Слово «Шаббат» буквально переводится как «суббота» и восходит к древнееврейскому корню שבת, который означает «отдыхать», «покоиться», «прекращать». Но для иудеев это не просто день недели и не просто выходной. В Шаббат нужно оставить обычные повседневные дела, любую работу, посвятив его Богу и общению с близкими. Предписание о соблюдении Шаббата — одна из десяти заповедей, полученных Моисеем от Бога на горе Синай, и, соответственно, один из наиболее строгих религиозных законов иудаизма. Вот как эта заповедь описана в двадцатой главе библейской книги Исход: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его».
Седьмой день творения. Миниатюра из книги Бытия. Англия, XIV век Egerton MS 1894, f. 1v / British Library
Что можно, а что нельзя делать в Шаббат
В самом тексте заповеди нет четкого ответа на этот вопрос. Сказано лишь: «Не делай никакого дела» (то есть работы). Но что именно считать работой? Над ответом на этот вопрос мучились много поколений законоучителей, изучавших и комментировавших священные тексты. В результате был сформирован список из 39 работ — млахот, охватывающий практически все формы человеческой деятельности, существовавшие в тот момент — то есть в первые века новой эры. Этот список зафиксирован в Вавилонском Талмуде Вавилонский Талмуд — одна из редакций Талмуда (наряду с Иерусалимским Талмудом), составленная раввинами Вавилонии в III–VII веках. , в трактате «Шаббат»:
1. Посев. 2. Пахота. 3. Жатва. 4. Вязка снопов. 5. Молотьба. 6. Веяние. 7. Сортировка. 8. Помол. 9. Просеивание. 10. Вымешивание теста. 11. Печение. 12. Стрижка шерсти. 13. Беление ее. 14. Трепание. 15. Крашение. 16. Прядение. 17. Прикрепление основы к навою. 18. Перемещение нитей основы. 19. Ткание двух нитей. 20. Разъединение двух нитей. 21. Завязывание узла. 22. Развязывание узла. 23. Шитье двух стежков. 24. Распарывание ради зашивания такого участка, который можно скрепить двумя стежками. 25. Ловля оленя. 26. Убой его. 27. Снимание с него кожи. 28. Соление кожи. 29. Обработка кожи. 30. Скобление. 31. Разрезывание. 32. Написание двух букв. 33. Стирание ради написания двух букв. 34. Стройка дома. 35. Разработка его. 36. Тушение огня. 37. Зажигание огня. 38. Битье молотом. 39. Вынос из одной области в другую. Список приводится по изданию: Мишна. Трактат «Шаббат». // Талмуд. Мишна и Тосефта. Стр. 3–110. Пер. Н. Переферковича. М., 2004 (репринт 1903).
Понятно, что значительная часть этого списка не очень актуальна для человека, живущего в современном мире. Поэтому со временем список довольно сильно трансформировался. Так, например, в наши дни по субботам запрещено включать или выключать электричество, пользоваться телефоном, стирать, рисовать, ухаживать за садом, готовить, чинить что бы то ни было и т. п. Кроме этого, запрещены занятия, «не соответствующие духу субботы», например катание на роликах или игра в футбол. Примечательно, что занятие сексом не относится ни к талмудическим, ни к более поздним запретам, а потому разрешено. Современность породила и ряд вполне законных с точки зрения традиции способов разрешения проблем, возникающих при соблюдении субботы. Например, «субботний лифт»: в самом по себе использовании лифта в субботу нет проблемы — она возникает тогда, когда человек нажимает на кнопку, то есть приводит механизм в движение или останавливает его. Так вот, «субботний лифт» ездит сам, останавливаясь на каждом из этажей. Существуют холодильники с кнопкой «субботнего режима», отключающей все лампочки и датчики, загорающиеся обычно при открывании двери.
В XIX веке внутри иудаизма появилось движение, получившее название «реформированный иудаизм». Его идеологи заговорили о том, что со времен дарования Торы мир сильно изменился, а потому законы соблюдения Шаббата должны измениться тоже, сместиться из практической сферы в духовную. Как следствие, сторонники реформированного иудаизма смягчают некоторые ограничения, например разрешают ездить в субботу на машине, а также допускают возможность заниматься творчеством (рисовать, вышивать и т. п.).
Четвертая заповедь, день Седьмой: что же такое шаббат?
Про шаббат у евреев слышали наверное все, даже те, кто никогда не был в Израиле. И о том, что евреи по субботам не работают - тоже. А вот откуда эта традиция и в чем её суть знают совсем немногие. Как мне кажется, шаббат - это первое, о чем должны знать все туристы, направляющиеся в Землю Обетованную.
Так что же такое шаббат?
В переводе с иврита шаббат означает "отдых". Согласно Торе, шесть дней Творец создавал этот мир, и седьмой день, Субботу, он выделил особо и оставил для отдыха. Так и называются до сих пор на иврите дни недели - Первый (воскресенье), Второй (понедельник), Третий, Четвертый, Пятый, Шестой - по мере удаленности от субботы. И только Суббота имеет собственное название.
Любая работа в этот день под строгим запретом, это одна из основных религиозных заповедей. Шаббат отмечают как праздник, это время для молитвы, общения с семьей и друзьями, время духовного роста.
это время для чтения священных книг это время для чтения священных книгНемного из истории
Как написано в Торе (свод законов иудаизма), заповедь соблюдать субботний день была четвертой в числе десяти заповедей, переданных на горе Синае Моисею: "Шесть дней работай и делай свое дело. Но седьмой день — отдай Всевышнему: не делай никакого дела — ни твой сын, ни твоя дочь, ни твой слуга, ни твоя служанка, ни твой скот, ни твой гость, который в твоих воротах"
Моисей получил скрижали с заповедями Моисей получил скрижали с заповедямиСоблюдение евреями недели и шаббата стало их самым ярким религиозным признаком. В античные времена евреев называли "субботниками", обвиняли в лени (из-за отказа от работы) и неподчинении властям, устраивали погромы и даже устанавливали запреты на шаббат.
Упоминание семидневной недели есть в описании исхода евреев из Египта. И есть версия, что со времен Моисея семидневную неделю с завершающим выходным днем постепенно приняли все народы, проживавшие на Средиземном море. Дни недели получили другое название, выходным стало воскресенье. А традиция шаббата осталась только у евреев.
Как празднуют шаббат
Празднование Субботы начинается с подготовки к ней. В пятницу лучше не ходить на знаменитый рынок Тель-Авива Шук а Кармель: с утра там просто не протолкнуться - все закупаются на шаббат, а после обеда там будет все закрыто.
С утра пятницы женщины готовят самые вкусные блюда, потому что шаббатный стол должен выглядеть празднично. Обязательно пекут халы - специальный хлеб, напоминающий о манне небесной, дарованной евреям во время скитаний по пустыне.
Хала - шаббатный хлеб Хала - шаббатный хлебШаббат начинается за несколько минут до захода солнца в пятницу и длится до появления первых звезд в субботу вечером. В некоторых городах Израиля висят электронные табло, на них показывают сколько времени осталось до шаббата.
"Шаббат шалом!" - так встречают праздник и до вечера субботы эти слова используют как приветствие. Начинается шаббат вечерним ужином: женщина зажигает две свечи (символы отказа от запрещенной работы и чистоты слов, поступков и мыслей), преломляется хала , читается кидуш (благословение) на вино. После, как на обычном празднике, все ужинают, разговаривают, поют песни. Важно чтобы настроение у всех было праздничное - чтобы забыли о работе, волнениях и неурядицах, в первую очередь шаббат - это время радости и покоя.
Свечи, хала и вино (виноградный сок) обязательно должны быть на столе Свечи, хала и вино (виноградный сок) обязательно должны быть на столеВсего шаббат предполагает три приема пищи: в пятницу вечером, в субботу в обед, и в субботу вечером.
Субботу евреи должны посвятить чтению священных книг, молитвам, посещению синагоги, прогулкам с семьей, друзьями или приему гостей.
В субботу вечером шаббат провожают. Окончание праздника называется авдала (отделение) - это отделение святого дня от будней, от начинающейся рабочей недели. После авдалы все приступают к будничным обязанностям, открываются кафе, город возвращается к жизни.
После захода солнца, друг другу уже говорят "шавуа тов!" - "хорошей недели".
Что нельзя в шаббат
Никого не хочу обидеть или оскорбить, и сразу извиняюсь, но при упоминании запретов в шаббат, мне вспоминается анекдот:
- Скажите, рэбе, а в шабат с парашютом прыгать можно?
- Прыгать можно, парашют открывать нельзя.
В Торе перечислены 39 видов работ, которые нельзя выполнять в шаббат. Понятие этих работ и их производных рассматривают в Талмуде (книга толкования) - это вторая по величине его часть, в ней 24 главы.
Не все перечисленные в Торе виды работ связаны с физическим трудом и работой в том виде, как понимаем её мы. И, естественно, с развитием науки и техники запреты толкуются по-новому.
Если говорить в общем: запрещено любое творчество или созидательный труд, то есть запрещено что-то создавать или изменять: строить, разжигать и тушить огонь, готовить еду, включать электричество, писать, перемещать предметы с места на место на расстояние больше чем четыре локтя (чуть больше 4,5 метра) и многое другое. Также запрещены непристойные разговоры, решение деловых или финансовых вопросов.
Интересный факт : евреи, строго соблюдающие шаббат, экономят на страховке автомобиля, так как в неё не включена суббота.
читать священные книги и молиться - можно и нужно читать священные книги и молиться - можно и нужноТема запретов в шаббат очень большая и широко обсуждается на многочисленных специализированных форумах, там же можно найти очень много толкований от раввинов, которые тщательно разбирают каждый случай. Не менее интересны советы от евреев, проживающих в других странах, но соблюдающих шаббат.
И конечно же, на почве запретов возникают технические решения вопросов, связанных с ними. Например, специальные шаббат-таймеры для электрических приборов и освещения, которые сами включают и выключают технику. Или специальное приложение Shabbos для смартфонов, которое позволяет пользоваться телефоном в шаббат.
Что нужно знать туристам о шаббате
- в это время не работает общественный транспорт(кроме некоторых линий)
- на некоторых улицах запрещено движение любого транспорта
- экстренные службы работают, потому что жизнь человека - превыше всего. Помощь больному, даже не в критической ситуации тоже считается обязательной
- в многоэтажных зданиях лифты автоматически останавливаются на каждом этаже - и вверх и вниз
- из-за того, что общественный транспорт не работает цены на такси в это время выше примерно на 25%
Полноценный выходной после рабочей недели - это правильно и хорошо, независимо от религиозных взглядов. В наше сумасшедшее время, мы очень часто забываем о том, что иногда нужно отдыхать)
Для меня шаббат в Израиле - это возможность прогуляться по пустынным улицам, отдохнуть от шума и суеты, и изнутри посмотреть еще на одну национальную особенность Израиля.
Отдых и смысл жизни [↑]
Отдых для религиозного еврея — это творческая смена деятельности, приносящая внутреннее удовлетворение, духовно его обогащающая, способная стать источником прилива свежей энергии, вдохновения и сил. Ведь у жизни есть смысл, есть высшая цель, и все подчинено этой цели.
Рамбам пишет в Мишне Тора (раздел «Законы образа жизни»):
3.5 (2). «Во всех своих поступках, без исключения, человек должен стремиться к одному — приблизиться к Вс-вышнему. И каждое его действие, и отдых, и разговор должны соответствовать этой цели».
3.12. «И даже в момент сна, если человек засыпает с намерением дать отдых телу и душе, чтобы не заболеть, не потерять возможность служить Вс-вышнему — его сон будет служением Вс-вышнему». Эту мысль подчеркивали Учителя, говоря: «Да будут все дела твои посвящены Небесам».
Читайте также: