День отдыха у евреев 7
Когда его жена Песя читала вслух по субботам на идише что-нибудь из Книги Бытия, Абба воображал себя Ноем, а сыновей -- Симом, Хамом и Яфетом, или представлял себя в образах Авраама, Исаака, Иакова.
И вот в очередную субботу начальник вычислительной лаборатории объекта Матес Менделевич Агрест с утра - как видят и чувствуют все сотрудники - активно работает: он отдает распоряжения, изучает отчеты, просматривает расчеты, дает руководящие указания - дело кипит!
Вообразил себе эту нездешнюю алафу и беру обязательство: что б ни случилось, какие ни передряги, ни прочее -- Луговой Субботе в текущем существовании визит нанести.
В субботу 22 августа, то есть как раз за неделю до моего приезда в Амстердам, в Алмазной фирме на два часа дня было назначено очередное заседание комиссии ученых.
Люси в течение пяти дней, с того самого часа, как Нат Тарт под кедром в прошлую субботу выказала глубокомысленную проницательность, все время искала хоть намек на какие-нибудь отклонения, на анормальность, неуправляемость, и что?
Суббота — день отдыха? [↑]
Сказано в Торе (Шмот 23:12): «Шесть дней делай свои дела, а на седьмой день покойся…» Так значит, суббота — это день отдыха? И да, и нет. В какой-то степени, это действительно отдых — если называть отдыхом смену вида деятельности.
Суббота — не просто выходной, не просто «уик-энд», когда мы можем развлечься, отключившись от нашей профессиональной деятельности, чтобы, отдохнув душой и телом, с восстановленными силами начать новую напряженную трудовую неделю. Человек, который в субботу «активно отдыхает», занимаясь спортом, разбирая свои бумаги и обсуждая с соседями последние события на бирже, не останавливает потока материальности, властвующего над ним всю неделю, и не реализует духовный потенциал этого святого дня.
В субботу уместно и прогуляться, наслаждаясь видами, и поесть без спешки в приятной компании семьи и друзей, и выспаться или расслабиться на диване — но мы должны помнить, что суть субботы не в «социальном» или «физическом» отдыхе как таковом, а в наполнении духовностью нашего материального мира.
Шаббат — Еврейская Суббота
Шабат, или Шаббат (иврит: שַׁבָּת) — седьмой день творения, он же — седьмой день недели, еврейская Суббота. В иудаизме Шаббат — святой день, который заповедано чтить и соблюдать в знак того, что семь дней Б-г творил этот мир, а в седьмой — отдыхал. Само слово «шабат»/«шаббат» происходит от ивритского корневого глагола «лишбот» и означает «отдыхал», «прекратил деятельность», что имеет общий корень с «шева» — «семь» (отсюда, например, «швиит» — заповедь соблюдения седьмого, «субботнего» года). Традиционно Шаббат — это день отдыха, день субботнего покоя: в Шаббат запрещено совершать 39 видов деятельности (т.н. 39 видов работ). Евреи отмечают Шаббат как праздник: встречают Субботу зажиганием свечей, устраивают трапезы с шаббатними песнями, посвящают Шаббат духовному росту, изучению Торы, проводят время с семьей и близкими друзьями, непременно желая друг другу «Шабат шалом!» (традиционное субботнее приветствие, пожелание мира в Шаббат) или «гут Шабес!» (на идиш — «хорошей субботы!»). Соблюдение Субботы считается одной из базовых заповедей иудаизма: соблюдая Шаббат и отстраняясь от работы в этот день, еврей провозглашает веру в то, что Б-г — Творец мира, который управляет всеми процессами в нем.
Сон как отдых [↑]
Самым естественным видом отдыха является сон, который абсолютно необходим каждому живому существу, обладающему душой нешама.
Слово нешама образовано от того же корня, что и слово «нешима», то есть «дыхание». Образно говоря, нешама — это система обеспечения циклических процессов, которые, в свою очередь, являются основой силы, необходимой для движения. Ведь любое движение фактически состоит из двух основных, постоянно чередующихся элементов, — усилие и отдых. Отдых, как очевидно, нужен, чтобы набраться сил для следующего шага вперед, а также — чтобы удерживать достигнутую позицию.
Для восстановления физических сил организма Вс-вышний заложил в нас потребность в сне. Рамбам пишет (Законы мнений 4:4), что человеку достаточно спать 8 часов. Не советуется спать днём больше, чем полчаса, (Шульхан Арух, Орах Хаим 4, 16). Есть на это также объяснение и по кабале (Аризаль пишет, что во время дневного сна могут зайти в человека души грешников. Однако, по мнению Аризаля, в субботу это не происходит).
Нам известно, что многие еврейские мудрецы ограничивались гораздо меньшим количеством часов сна и не признавали никаких других видов отдыха, посвящая все время бодрствования изучению Торы, молитве и выполнению заповедей. Мало кто из нас находится на том же духовном уровне, что Виленский Гаон или рав Эльяшив (заца"л). Каждый человек на опыте выясняет, сколько сна ему нужно, чтобы нормально функционировать, и какие виды отдыха ему необходимы, чтобы восстановить затраченные на работе или учебе силы.
Отдых для мира в семье [↑]
Есть еще один аспект отдыха, о котором нельзя не сказать. Мир в доме, то есть «совет да любовь» между мужем и женой, от которого зависит семейное благополучие — зачастую ставится под угрозу только из-за чрезмерной усталости как мужа, так и жены, что ведет к раздражению и ссорам.
Известно, что женщина ответственна за дом и за ту атмосферу, которая царит в этом доме. Женщина должна так сбалансировать свою жизнь, чтобы все потребности — физические (хорошее самочувствие), эмоциональные (общение с друзьями), умственные (работа и учеба, хобби), духовные (верность своим религиозным убеждениям) — занимали свое место и не вторгались в чужие границы.
Каждая женщина сама определяет для себя — что именно поможет ей обрести новые силы ради своей семьи. Некоторые женщины выходя из дома на кружок рисования или танцев, на встречу с подругой или на концерт, поступают абсолютно правильно, если делают это ради дома — это так называемый «уход ради прихода».
Для мира в семье совершенно необходимо, чтобы мама, постоянно занимающаяся важнейшей, но рутинной работой, периодически отдыхала, набиралась сил и вдохновения для самой дорогой вещи в мире Вс-вышнего — Еврейского Дома.
Кроме того, у детей в самом раннем возрасте формируется представление о хозяйке и хозяине дома и о семейных отношениях. Если в квартире идеальная чистота, в доме никогда не переводятся заработанные отцом деньги, но родители измученные, нервные, выясняют отношения при помощи крика и никогда не находят времени на детей — дети это воспримут как норму, этот образ будет запечатлен в их подсознании и повлияет на строительство их собственных семей.
Отдых, или как отдыхать по-еврейски
Досуг — это свободное от работы, учебы и других обязанностей время, которое человек обычно использует для отдыха. Время досуга дается нам не для безделья, а для восполнения душевных и физических сил. Сон — это необходимый каждому живому существу отдых. Суббота — это не просто выходной. Существует множество видов кошерного увлекательного отдыха. Отдохнувшие муж и жена — залог мира в семье.
Оглавление
Отдых и смысл жизни [↑]
Отдых для религиозного еврея — это творческая смена деятельности, приносящая внутреннее удовлетворение, духовно его обогащающая, способная стать источником прилива свежей энергии, вдохновения и сил. Ведь у жизни есть смысл, есть высшая цель, и все подчинено этой цели.
Рамбам пишет в Мишне Тора (раздел «Законы образа жизни»):
3.5 (2). «Во всех своих поступках, без исключения, человек должен стремиться к одному — приблизиться к Вс-вышнему. И каждое его действие, и отдых, и разговор должны соответствовать этой цели».
3.12. «И даже в момент сна, если человек засыпает с намерением дать отдых телу и душе, чтобы не заболеть, не потерять возможность служить Вс-вышнему — его сон будет служением Вс-вышнему». Эту мысль подчеркивали Учителя, говоря: «Да будут все дела твои посвящены Небесам».
Как отдыхать? [↑]
В таком случае, когда и как человеку отдыхать? На самом деле, жизнь религиозного еврея выстроена таким образом, что «лишнего» времени в ней практически нет. Он занят серьёзной учёбой и работой. Кроме того, у него есть семейные обязанности, друзья и и родственники, и нужно еще время для выполнения заповедей и добрых дел. Проблема религиозного человека не в том, как убить время, а как выкроить время для полноценного отдыха.
Человек умственного труда предпочтет отдохнуть, занимаясь спортом или выращивая цветы. Тот, кто работает физически, находит отдохновение в чтении или в музицировании. Выбирая себе занятие для досуга, стоит посмотреть, как влияет на духовность человека «потребление» тех или иных жанров литературы и искусства. Если они духовно приподнимают — можно читать и слушать их. Если, наоборот, «приземляют», уводят от духовности — от них надо держаться подальше. То же самое касается выбора вида спорта или хобби.
Когда появляется больше времени, например, в каникулы, во время отпуска, можно выехать на природу, на экскурсию. Вавилонский Талмуд (Ктубот 111а) говорит: «Каждому, кто прошел четыре локтя по Земле Израиля, обещан Грядущий мир».
Можно сделать множество шагов по Земле Израиля так, что это будет полезно и увлекательно — и при этом совершенно в духе Торы. В Израиле существуют кошерные пляжи, как на Мертвом море, так и на Средиземном. Вариантов вовсе не мало: и на корабле покататься, и древние синагоги посмотреть, и пещеры сталактитовые, и пешим походом пройтись по ущельям и горам. Такой отдых позволит отвлечься от будничной рутины, набраться сил и впечатлений, чтобы в месяц Элуль, в преддверье Рош а-Шана и Йом Кипура — вернуться к привычной жизни со свежим зарядом энергии.
В наше время существует специальная отрасль заграничного туризма для религиозных евреев. Создаются отдельные группы, которым обеспечивают кошерную еду и условия, позволяющие избежать нарушения законов шаббата. Следует отметить, что, прежде чем принять решение о выезде за границу, непременно нужно посоветоваться с опытным раввином, так как еврейский закон разрешает евреям покидать Страну Израиля лишь при определенных обстоятельствах.
Какой бы вид проведения летнего отпуска мы ни выбрали, мы помним, что от Торы у нас — не бывает отпуска. Студенты ешив и колелей продолжают учиться даже во время каникул. Этот период предоставляет уникальную возможность поучить те аспекты и те книги наших Учителей, которые не включены в общий учебный план. Каждый может поставить перед собой (и детьми) в постижении Торы — совершенно новые, увлекательные задачи, решение которых способно дать толчок в повышении духовного уровня. Ведь на все это в «текучке» учебного заведения обычно не хватает времени.
Главное правило в вопросе отдыха и проведении досуга звучит так: «Хофеш — свобода — неприемлема для еврея, а вот нофеш — отдых — необходим!» И в наших силах сделать так, чтобы наш отдых стал не упразднением Торы (битуль Тора), а укреплением Торы.
Суббота — не день отдыха!
Написано в книге Шмот (31:12—13): «И сказал Всевышний, обращаясь к Моше: скажи сыновьям Израиля: только бы вы соблюдали Мои Субботы, ибо она (Суббота) — знак между Мной и вами во всех ваших поколениях. Чтобы Вы знали, что Я — Всевышний, освящающий вас». Обратите внимание, здесь Суббота названа знаком. Но — знаком для кого и о чем?
Древний еврейский мыслитель рав Саадия Гаон поясняет, что Суббота сообщает народам мира буквально следующее: перед вами — еврей, сын народа, который избран Всевышним. Т.е. еврея всегда можно узнать по его поведению в Субботу. Находясь в городе, он в этот день недели закрывает свой магазин; находясь в пути, останавливается на отдых…
Представьте себе большой торговый город, например, Нью-Йорк. Известно, что в нем половина недельного торгового оборота приходится на один день — на Субботу. Так и говорят, что американцы делают «шопинг» по Субботам. Нетрудно представить себе, как выглядят торговые кварталы днем в пятницу: работа кипит, подвозят новые товары, моют витрины, все готовятся к завтрашнему дню. Вдруг мы замечаем хозяина одного магазина, который ведет себя по меньшей мере странно: вместо того чтобы готовиться к большому рабочему дню, уже в полдень он закрывает свой магазин и спешит домой! Одно из двух: либо приболел, либо еврей. Третьего не дано…
Суббота — своего рода еврейский флаг, именно она выделяет потомков Авраама, Ицхака и Яакова из всех народов мира. Причем выделяет куда больше, чем кашрут или национальные праздники.
И в самом деле, соблюдение законов Субботы свидетельствует о еврейской сути в человеке. Прекратить в Субботу все виды рабочей деятельности — единственное ритуальное предписание, упомянутое Торой в Десяти Заповедях.
Но, насколько велико значение Субботы в иудаизме, настолько же велико непонимание ее смысла за пределами круга изучающих Тору евреев. Законы Субботы вызывают у людей массу вопросов. Вот только некоторые из них:
— Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
— Почему в Субботу еврей вынужден ходить пешком? Это утомительно, куда удобнее проехать на машине!
— Почему у людей должна быть какая-то установленная форма отдыха? Если кому-то нравится ходить в синагогу — на здоровье. Но другие предпочитают активный отдых (походы, занятия спортом), третьим по нраву ездить на море, четвертым — ходить в театр. Почему все это запрещено в Субботу?
Нетрудно заметить, что эти и многие другие вопросы исходят из одной предпосылки: Суббота — день отдыха. И если это действительно так, то они, эти вопросы, вполне уместны. Но в том-то и дело, что Суббота — не просто выходной, не просто «уик-энд», когда мы можем развлечься, отключившись от нашей профессиональной деятельности, чтобы, отдохнув душой и телом, с восстановленными силами начать новую напряженную трудовую неделю. Нет сомнения, в седьмой день можно помимо прочего и отдохнуть, но разве только для этого дана нам Суббота?
Вернемся к отрывку Торы, с которого мы начали. Суббота в нем названа знаком. Многие комментаторы Торы не соглашаются с раби Саадией Гаоном, трактующим Субботу как знак народам мира о том, что тот, кто ее соблюдает, — еврей. Тогда о чем этот знак, это свидетельство? Как пишут комментаторы о том, что мир создан в шесть дней. Написано в книге Берешит: «И были завершены небо и земля со всем их воинством. И закончил Всевышний в седьмой день Свой труд, которым занимался, и прекратил в седьмой день всю работу, которую делал. И благословил Всевышний седьмой день, и освятил его, ибо в этот день прекратил всю Свою работу, которую, созидая, делал».
Прекратив, подобно Творцу, работу в седьмой день недели, человек свидетельствует: этот мир однажды был создан, у него есть Хозяин, Творец. Другими словами, наш мир существует не потому, что подчиняется вечным и неизменным законам природы. Он был создан Высшей силой с определенной целью, и лишь она дает смысл всему Творению. Таким образом, субботний покой — не что иное, как акт веры!
Впрочем, в Создателя мира верят миллионы людей на земле, им трудно не признать роли Творца, но сознание того, что мир неслучаен, что он сотворен, никак не влияет на их повседневную жизнь. Это сознание, правда, проявляется в посещении храмов, в молитвах и литургиях. Но еврей призван выразить свою веру в действии. Еврейский ребенок, не срывающий цветок в Субботу, даже если ему очень хочется его сорвать, свидетельствует о Творце больше, чем десятки толстых фолиантов религиозных философов.
Так мы подошли к первому выводу. Субботний покой — не способ отдыха в выходной день, а свидетельство перед всеми людьми о том, что мир сотворен и у него есть цель.
Однако субботним покоем еврей свидетельствует о сотворении мира не только перед теми, кто его окружает, но в первую очередь перед самим собой. И снова вопрос: свидетельствовать перед собой — что это значит?
Французский писатель Альбер Камю говорит: «Существует разрыв между теоретическим, воображаемым знанием и знанием реальным. Этот разрыв позволяет спокойно уживаться с идеями, способными перевернуть привычную жизнь, если бы идеи эти были пережиты истинно». Даже тот, кто верит во Вседержателя, может жить так, будто Его нет. Человек ощущает способность преобразовывать мир, в котором живет, подчинять и ставить себе на службу силы природы. Чувствуя власть над природой, он забывает о своем происхождении и начинает мнить себя хозяином миpa. «Человек проходит как хозяин необъятной родины своей,» — пелось в известной песне 30-ых годов. Еще бы, ведь он научился запускать ракеты на луну, перекрывать и пускать вспять реки, выпустил ядерного джина из бутылки. Чем не хозяин!
Спору нет, стремление к подчинению сил природы — в разумных рамках, конечно, — не противоречит замыслу Творца. Наоборот, Всевышний повелел только что созданному первому человеку (Берешит 1:28): «Плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю и осваивайте ее». Беда лишь в том, что, осваивая и завоевывая мир, человек склонен забывать, Кто послал его на эти завоевания.
Рассказывают об одном царе, отправившем боевого генерала усмирять восставшую провинцию. Армия готовилась в поход, а царя стали посещать сомнения. Из истории он знал, что нередко полководцы настолько свыкались с ролью завоевателей, что не в силах были передать власть над покоренными землями своим государям, а потому объявляли себя самостоятельными правителями новых провинций. И хотя генерал казался проверенным и надежным, все же на душе у царя было неспокойно. Долго он решал эту проблему и наконец придумал. Когда генерал пришел на аудиенцию, чтобы получить последние наставления, царь сказал: «Приказываю тебе раз в неделю, какая бы тяжелая обстановка ни сложилась на фронте, бросать всё — штаб и офицеров, абсолютно всё! — и являться ко мне во дворец с докладом о ходе кампании».
Расчет царя был прост: опасность состоит в том, что на фронте генерал чувствует такую власть, что постепенно начинает забывать о своем господине. Забывает, что на самом деле он только солдат, пусть с аксельбантом и эполетами, но все же один из военнослужащих, посланных для того чтобы выполнить задачу царя. То есть, теоретически-то он, конечно, об этом догадывается, ведь когда-то давал присягу, точно такую же как и остальные солдаты, но все же, реально ощущая свое могущество в действующей армии, считает себя хозяином положения, властелином. Несколько раз в месяц прекращать бои, чтобы посетить царский дворец, — для него этого будет достаточно, чтобы истинное положение вещей укрепилось в его реальном знании, а ощущение власти не затмило понимания своей роли при господине-царе, по воле которого он и воюет.
Так и мы — раз в неделю должны приостановить свои «завоевания», отказаться на двадцать четыре часа от проявлений нашего господства над природой, оставить ее в покое. Мы не хозяева земли! Шесть дней мы покоряли природу, ставя ее силы себе на службу. Но в седьмой день не вмешиваемся в естественный ход явлений, не изменяем мир, а только вновь и вновь испытываем удовольствие от служения настоящему Хозяину.
Кстати, кто сказал, что в Субботу нельзя работать? Можно! Ведь Суббота — отнюдь не выходной день. К примеру, человек может работать официантом в гостинице, накрывая и убирая столы хоть все двадцать четыре субботних часа и при этом нисколько ее не нарушать. Или работать сторожем, воспитателем, преподавателем… Работать в Субботу не запрещено! Нельзя только проявлять свою власть над природой.
Однако давайте уточним термины. Есть общая работа, а есть некоторые запрещенные в Субботу действия. У последних в Торе есть общее название — мелаха (множественное число — мелахот). Только за неимением более подходящего эквивалента этот термин обычно переводят как работа. На самом деле в слове мелаха можно усмотреть женскую форму понятия малах, что означает ангел, посланник Всевышнего. Здесь есть своя логика: человек послан Творцом освоить и завоевать мир. Так вот, те самые действия, которыми он выполняет свое посланничество, и должны быть прекращены в Субботу — вне зависимости от того, связаны они с тяжелыми усилиями или нет.
СУББОТА — Шаббат, седьмой день недели
Суббота, седьмой день недели, день отдыха… На иврите все дни называются по числу их отстранения от Субботы — первый, второй и т. д., но имя собственное есть только у одного дня — Субботы.
Согласно Торе, заповедь соблюдать субботу установлена Всевышним, Который, закончив за шесть дней Творение мира, благословил и освятил седьмой день. Читаем в книге Шмот, в главе о получении евреями на горе Синае Десяти заповедей: «Помни субботний день, чтобы освящать его. Шесть дней работай и делай любое свое дело. Но седьмой день — суббота Всевышнему: не делай никакого дела, — ни твой сын, ни твоя дочь, ни твой слуга, ни твоя служанка, ни твой скот, ни твой пришелец, который в твоих воротах. Ибо шесть дней создавал Всевышний небо, землю, море и все, что в них, а в седьмой день отдыхал. Поэтому благословил Всевышний субботний день и освятил его».
Тора называет субботу праздником, в который запрещено делать работу — даже в разгар полевой страды; кроме того, в субботу запрещено зажигать огонь. Всякий, нарушивший эти запреты, строго наказывается судом. В тех местах Торы, где перечисляются праздники, суббота упоминается первой. Пророк Йешаяу предвидел, что еврейский народ будет возвеличен, если будет считать субботу своей отрадой, святым Б-жьим днем (см. 58:13).
Лишенный будничных забот, субботний день предназначен для духовных занятий. Субботняя молитва провозглашает: «Да возрадуются в Твоем царстве все, кто хранят субботу, народ, освящающий седьмой день… Ты назвал этот день украшением дней».
Евреи во все времена столь ревностно относились к выполнению субботней заповеди, что в глазах инородцев соблюдение субботы стало самым характерным признаком еврейства. Римляне называли евреев «сабаториями», субботниками. Сенека, Тацит, Овидий в открытую издевались над евреями за их привязанность к этому дню. Интересно, что ненависть чужеземных властителей к иудеям всегда сопровождалась запретами на субботу. Впрочем, все эти гонения в античные времена кончились тем, что семидневную неделю с заключительным днем отдыха приняли все народы Средиземноморья. Неделю, но не субботу. Соблюдение шаббата осталось чисто еврейской заповедью.
Предлагаем вашему вниманию подборку статей и аудиоуроков по теме «Шаббат», представленных на сайте Толдот Йешурун.
Проблема досуга [↑]
В течение многих веков для того, чтобы выживать, человеку было необходимо работать с утра до вечера, чтобы прокормить себя и свою семью. Но с началом технического прогресса у человека появилась возможность работать меньше. Это породило крайне острую проблему, которую в последние десятилетия пытается решить общество — что делать со свободным временем. В мире это так и называется: проблема досуга. Жизнь, не занятая работой, оказалась проблемой.
Выяснилось, что человеку недостаточно быть сытым: его пустой и скучающей душе тоже требуется пища. Чтобы решить эту проблему, человечество вынуждено было придумать массовую культуру развлечений, которая призвана чем-то занять и отвлечь человека в свободное время. Выход найден в том, чтобы это проблематичное время «провести», «скоротать», а то и «убить».
Телевидение, шоу, ночные клубы, дискотеки, бары, рулетка, социальные сети заполняют пустоту жизни миллионов людей. При отсутствии общего смысла не столь важно, чем человек занимается, главное, чтобы он был этим доволен. Понятно, что такое проведение досуга разрушает как связи между людьми, так и стремление человека духовно развиваться.
Мидраш говорит: досуг и праздники чреваты у многих народов пьянством, обжорством, потасовками. Не так у евреев. В будни люди огрубевают. Заботы о хлебе насущном вынуждают многих находиться в среде, которая плохо на них влияет.
Но вот наступает праздничный день. Как проводит его еврей? Либо в синагоге, где он молится и слушает слова Торы, пророков, мидрашей, Талмуда; либо за праздничным столом дома или в гостях, где он слушает кидуш, слова о значении и истории этого дня, рассказы из жизни наших предков, предания о чудесах, происходивших с ними; либо в играх и разговорах с детьми и спокойном общении с женой. Такое времяпрепровождение возвышает его духовно, придает ему уверенность и надежду.
Читайте также: