Дамская комната для отдыха и приема друзей
Если с ответом на первый вопрос касательно финансовых возможностей всё ясно, то с потребностями нужно разобраться⬇️⬇️⬇️.
Здесь вариантов может быть два:
1. Гости могут провести у вас, например, чудесный вечер, остаться переночевать и на следующий день покинуть ваш дом.
2. Гости могут приехать навестить вас из другого города будут гостить у вас несколько дней.
В первом случае можно разместить гостей на раскладывающимся диване прямо в гостиной⬇️⬇️⬇️.
БУДУАР
БУДУАР — БУДУАР, будуара, муж. (франц. boudoir) (устар.) Туалетная, она же приемная дамская комната в богатом доме. || Обстановка, мебель такой комнаты. Продается будуар красного дерева. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
будуар — гостиная комната Словарь русских синонимов. будуар сущ., кол во синонимов: 3 • гостиная (3) • комната … Словарь синонимов
БУДУАР — БУДУАР, а, муж. Гостиная хозяйки в богатом доме для неофициальных приёмов, а также обстановка такой гостиной. | прил. будуарный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
БУДУАР — муж., франц. дамский кабинет; комната, где светская женщина проводит день свой и принимает близких; хозяйская, теремок, светёлка, горенка. Будуарные шашни. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
будуар — душистый (Фофанов) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон . А. Л. Зеленецкий. 1913 … Словарь эпитетов
будуар — БУДУАР, а, м Небольшое помещение в богатом доме, квартире, принадлежащее хозяйке и предназначенное для отдыха и неофициальных приемов гостей. По уходе хозяйки горничная <…> прошла по всем комнатам и везде открыла форточки, а потом отдернула … Толковый словарь русских существительных
дамская комната
дамская — ой, ж. dame f. устар. Зал ожидания, комната для женщин на вокзале. Наружность и прием незнакомки сразу разсеяли во мне враждебное настроение с которым я вошел в крошечную дамскую , где она повидимому меня ожидала. Д. Позняк Леночка. // РВ 1885 10 … Исторический словарь галлицизмов русского языка
уборная — См … Словарь синонимов
туалет — См … Словарь синонимов
ДАМСКИЙ — ДАМСКИЙ, ая, ое. 1. см. дама. 2. Предназначенный для женщин или относящийся к обслуживанию женщин. Дамская одежда. Д. портной. Д. парикмахер. Дамская комната. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Туалет — Унитаз в туалете … Википедия
Будуар — Слово это перешло к нам от фр. boudoir, французы же производят его от глагола bouder сердиться, хмуриться, дуться, и этим глаголом принято обозначать капризы и причуды молодой светской женщины. Будуаром называется изящно убранная дамская комната … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
БУДУАР — БУДУАР, будуара, муж. (франц. boudoir) (устар.) Туалетная, она же приемная дамская комната в богатом доме. || Обстановка, мебель такой комнаты. Продается будуар красного дерева. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Малкович, Джон — Джон Малкович John Malkovich Джон Малкович в 2009 г … Википедия
15 В усадебном доме
Видели ли вы когда–нибудь вестибюль? Где?
За вестибюлем находился парадный зал – непременная часть помещичьего дома. Ведь помещик обязательно должен был устраивать обеды, балы, приемы. Зал выходил окнами в парк, в нем было много света и воздуха. Просторным он казался еще и потому, что его стены украшали зеркала – это зрительно увеличивало размеры зала.
Глаз радовали лепные потолки и расписные стены – золото на белом фоне. А полы были подлинными произведениями искусства! По рисункам художников их выкладывали паркетными плитками различных пород дерева, составляя разнообразные орнаменты. Чем богаче был паркетный пол, тем наряднее выглядел зал.
Какие же еще комнаты существовали в дворянском доме? По левую и правую стороны от вестибюля находились, как правило, гостиные. Обычно в них принимали гостей (отсюда и само слово «гостиная»). Верх стен в гостиной украшали красивым карнизом, потолок – лепным орнаментом, живописью.
Парадные гостиные дворянских домов были уставлены диванами, креслами и другой мягкой мебелью. Ее обивка по цвету должна была соответствовать обивочной ткани, которой отделывали стены гостиной (бумажные обои получили распространение лишь в конце XVIII в.). И часто гостиная так и называлась – розовая, зеленая и т. д.
Стол и шкаф для библиотеки
Чтобы гостям было удобно, в гостиных устраивали специальные «уголки», отделенные от основного помещения высокими растениями в кадках или жардиньерками– специальными полочками для цветов. В гостиных также непременно ставили ломберные столы для игры в карты, покрытые зеленым сукном. На небольших изящных столиках раскладывали альбомы для стихов, на стенах развешивали портреты предков, картины.
Есть ли в современных квартирах гостиная? Напоминает ли она гостиную XVIII–XIX вв.?
Были в дворянском доме и диванная– комната для отдыха и домашних занятий, кабинет и библиотека – строгие комнаты, отделанные лакированным деревом, со шкафами для книг, бюро, секретерами, бильярдная – специальная комната для игры в бильярд, будуар – дамская комната для отдыха и приема друзей. Непременно имелись парадная столовая и буфетная – комната рядом со столовой для хранения дорогой серебряной и фарфоровой посуды, скатертей. В буфетную доставляли готовые блюда из кухни. Саму же кухню размещали подальше от дома, чтобы не раздражать хозяина и его гостей неприятными запахами.
Гостиная в доме Юсуповых. Художник И. И. Кольман. 1833 г.
Анфилада комнат. Картина «Семейный портрет» Ф. П. Толстого. 1830 г.
Комнаты в доме были проходными. Они располагались в ряд, одна за другой, составляя анфиладу. Двери во всех комнатах были открыты, и создавалось впечатление их бесконечности.
Парадная спальня в усадьбе Кусково. XVIII в.
Парадный интерьер был продуман так, чтобы в его пространстве разворачивалось действо: обеды и балы, приемы и беседы, чтение книг и музицирование, наслаждение произведениями искусства и игра в карты. Трудно было в таких открытых комнатах, да еще при большом стечении гостей, найти уединение и покой.
Побыть в одиночестве хозяева могли только в низких и тесных комнатах второго этажа. Жилые помещения и спальни второго этажа небольшими окнами выходили в парк или на боковые фасады. Часто эти комнаты называли антресолями.
Знаете ли вы, что сегодня мы обозначаем этим словом?
В спальнях стояли кровати, широкие, с легкими, почти прозрачными пологами и балдахинами, которые защищали спящих от мух и других насекомых.
Помещения первого этажа по традиции были прохладными, но тем не менее в них все равно стояли печи. Печи по–прежнему облицовывали изразцами или каменной плиткой. «Изразить» (т. е. вырезать узор) поручалось специальным художникам. В первой четверти XVIII в. изразцы стали покрывать муравой– прозрачной зеленой глазурью. В зависимости от того, сколько времени изразец держали в печи, получался тот или иной цвет. С середины XVIII в. печные изразцы делали уже любых цветов.
В XVIII в. стало модным строить камины, которые иногда соседствовали в комнате с печью. Однако дворяне все же больше любили печь: она дольше хранила тепло в доме и требовала гораздо меньше дров.
Свет в огромных залах и гостиных давали люстры, канделябры, жирандоли. Жирандоль – это подсвечник, на котором по кругу располагались свечи. Ставили жирандоли на стол, на камин. А вот канделябры прикрепляли на стены. В скромных дворянских домах или в помещениях для слуг использовали каганцЫ– глиняные плошки с жиром и фитилем. Но это скорее исключение. Как правило, в доме дворянина горело огромное количество свечей. Золоченая бронза светильников в сочетании с хрусталем и цветным стеклом при зажженных свечах создавала незабываемое впечатление.
Повседневная жизнь в дворянской усадьбе текла неспешно. Основу этой жизни составляли простые естественные радости – еда, питье, прогулки, развлечения.
Дворянин просыпался очень рано, на заре. Прежде чем вылезти из–под пуховиков, он звонил в колокольчик. Тут же в спальню входил лакей с подносом. В зависимости от пристрастий барина ему подавали рюмку водки, чашку чая или кофе со сливками. Приносили раскуренную трубку. В красном углу перед иконами в красивых окладах зажигали лампады, и барин, надев широкий бархатный или стеганый атласный халат, начинал день с молитвы.
После молитвы помещик обыкновенно принимал в кабинете с докладами и рапортами дворецкого, ключника, деревенского старосту. Они заходили по одному по команде горничной, докладывали, какие работы предстоят в имении в ближайшее время, отчитывались о доходах и расходах, внимательно записывали распоряжения помещика. Барин обычно задавал всем один и тот же вопрос: «Ну что? Все ли здорово, ребята, и благополучно у нас?» В ответ дворецкий докладывал о состоянии дел в усадьбе, ключник рапортовал о запасах в кладовых, а староста описывал обстановку в деревнях.
Помещик на уборке хлеба. Гравюра. 1791 г.
Положение старост зависело от того, каким был барин. Большинство дворян не занимались хозяйством, поэтому обвести их вокруг пальца, обворовать, прибрать к рукам все, что плохо лежит, и даже разорить не составляло большого труда. Но были и другие помещики: они зорко следили за выполнением работ, лично объезжали поля и угодья, проверяли конюшни и кладовые, не терпели вранья от дворецких и ключников.
Выслушав донесения, помещик отпускал дворецкого и ключника, и ему приносили чай. Напившись чаю, барин отправлялся в церковь. А после обедни ему подавали завтрак. Завтракал дворянин с семьей или гостями, которые у него проживали. Частыми гостями могли быть родственники, соседи, местный батюшка – священник усадебной церкви.
За завтраком обычно ставили на стол самовар и пили чай, гораздо реже – кофе. Байховый чай предпочитали цветочному. Разливала обычно его хозяйка дома. Если это был завтрак в обычный день, то подавали бутерброды с ветчиной (слово «бутерброд» появилось в России только в XVIII в.). На столе были также яйца всмятку, горячий картофель. К чаю подавали варенье, сливки, печенье, кренделя. А если на завтрак приглашали гостей, то лакеи несли холодные закуски, кулебяку, жаркое, водку. Вообще в XVIII в. завтрак еще по старинной привычке часто называли перехваткой. За ним следовали полдник, обед, ужин и паужин. Позже стали есть 2–3 раза в день.
Помещик с семьей
День в усадьбе делился строго на две половины: до и после обеда. Обед нередко длился три часа: с трех до шести. Лакеи в напудренных париках и белых перчатках несли вереницей несметное количество блюд. Подавали их к столу в определенном порядке, нередко подолгу дожидаясь, пока будет приказано заменить одно содержимое тарелки на другое. А господам спешить было некуда: они вели длинные застольные беседы. Иногда сами повара в белых фартуках и колпаках приносили каждый свое кушанье. После обеда подавали десерт, или заедки, пили кофе, шоколад.
В будни сервиз на столе был оловянный и только в праздники – фарфоровый или серебряный. Ели помещики обильно и жирно. Вести себя за столом и культурно есть дворян учили с детства.
Общество в Рязани. Художник П. Хвощинский. 1834 г.
В послеобеденное время по старинной русской привычке наступало «сонное царство». Господа спали в доме, дворовые – прямо на улице. Те, кто не хотел спать, тихо читали или шли в парк.
Если не было праздника и бала, то вечера в помещичьем доме проходили достаточно скучно. Ужина, как правило, не было. Просто пили чай. Барин сидел с домашними или гостями, играл в карты, бильярд, слушал сплетни и вел светские беседы. Женщины занимались плетением кружев и вышиванием на пяльцах. В XIX в. вечера проводили более интересно и шумно, с этого времени даже в будни вечером в усадьбе можно было слышать музыку.
Помещик не мыслил деревенской жизни без атмосферы дружеского общения: с друзьями, с семьей, с родственниками. Во время приемов гостей и хозяев связывал воедино именно закон дружбы. Совсем необязательно в гостиной собирались единомышленники и льстецы. В учтивой и непринужденной беседе нередко сталкивались противоположные мнения, вкусы и мировоззрения.
Ложились спать в усадебном доме в обычные дни очень рано, только праздники были исключением. Приготовления ко сну начинали приказом закрывать ставни. Ставни закрывали со стуком и запирали их железными болтами. В 8–9 часов вечера слуги или сам хозяин обходили усадьбу, проверяли запоры и спускали собак. Спала прислуга в людской на полу и лавках очень чутко: вдруг что барину понадобится! А сам–то барин, помолившись, давно уже погрузился в сон. Тишину в доме нарушали лишь мыши, лай собак на улице да стук сторожей в деревянную доску.
Так проходили дни в дворянских усадьбах.
Вопросы и задания
1. Чем отличается усадебный дом от современного? Нарисуйте план усадебного дома. Перечислите, какие там были комнаты. Отметьте их на плане.
2. Расскажите, как проходил день в доме помещика. Напишите распорядок дня дворянина XVIII–XIX вв.: в будни; в праздники.
3. Перепишите, вставьте пропущенные буквы и объясните слова:
дамская комната
дамская — ой, ж. dame f. устар. Зал ожидания, комната для женщин на вокзале. Наружность и прием незнакомки сразу разсеяли во мне враждебное настроение с которым я вошел в крошечную дамскую , где она повидимому меня ожидала. Д. Позняк Леночка. // РВ 1885 10 … Исторический словарь галлицизмов русского языка
уборная — См … Словарь синонимов
туалет — См … Словарь синонимов
ДАМСКИЙ — ДАМСКИЙ, ая, ое. 1. см. дама. 2. Предназначенный для женщин или относящийся к обслуживанию женщин. Дамская одежда. Д. портной. Д. парикмахер. Дамская комната. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Туалет — Унитаз в туалете … Википедия
Будуар — Слово это перешло к нам от фр. boudoir, французы же производят его от глагола bouder сердиться, хмуриться, дуться, и этим глаголом принято обозначать капризы и причуды молодой светской женщины. Будуаром называется изящно убранная дамская комната … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
БУДУАР — БУДУАР, будуара, муж. (франц. boudoir) (устар.) Туалетная, она же приемная дамская комната в богатом доме. || Обстановка, мебель такой комнаты. Продается будуар красного дерева. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Малкович, Джон — Джон Малкович John Malkovich Джон Малкович в 2009 г … Википедия
Дамская комната для отдыха и приема друзей
Видели ли вы когда–нибудь вестибюль? Где?
За вестибюлем находился парадный зал – непременная часть помещичьего дома. Ведь помещик обязательно должен был устраивать обеды, балы, приемы. Зал выходил окнами в парк, в нем было много света и воздуха. Просторным он казался еще и потому, что его стены украшали зеркала – это зрительно увеличивало размеры зала.
Глаз радовали лепные потолки и расписные стены – золото на белом фоне. А полы были подлинными произведениями искусства! По рисункам художников их выкладывали паркетными плитками различных пород дерева, составляя разнообразные орнаменты. Чем богаче был паркетный пол, тем наряднее выглядел зал.
Какие же еще комнаты существовали в дворянском доме? По левую и правую стороны от вестибюля находились, как правило, гостиные. Обычно в них принимали гостей (отсюда и само слово «гостиная»). Верх стен в гостиной украшали красивым карнизом, потолок – лепным орнаментом, живописью.
Парадные гостиные дворянских домов были уставлены диванами, креслами и другой мягкой мебелью. Ее обивка по цвету должна была соответствовать обивочной ткани, которой отделывали стены гостиной (бумажные обои получили распространение лишь в конце XVIII в.). И часто гостиная так и называлась – розовая, зеленая и т. д.
Стол и шкаф для библиотеки.
Чтобы гостям было удобно, в гостиных устраивали специальные «уголки», отделенные от основного помещения высокими растениями в кадках или жардиньерками– специальными полочками для цветов. В гостиных также непременно ставили ломберные столы для игры в карты, покрытые зеленым сукном. На небольших изящных столиках раскладывали альбомы для стихов, на стенах развешивали портреты предков, картины.
Есть ли в современных квартирах гостиная? Напоминает ли она гостиную XVIII–XIX вв.?
Были в дворянском доме и диванная– комната для отдыха и домашних занятий, кабинет и библиотека – строгие комнаты, отделанные лакированным деревом, со шкафами для книг, бюро, секретерами, бильярдная – специальная комната для игры в бильярд, будуар – дамская комната для отдыха и приема друзей. Непременно имелись парадная столовая и буфетная – комната рядом со столовой для хранения дорогой серебряной и фарфоровой посуды, скатертей. В буфетную доставляли готовые блюда из кухни. Саму же кухню размещали подальше от дома, чтобы не раздражать хозяина и его гостей неприятными запахами.
Гостиная в доме Юсуповых. Художник И. И. Кольман. 1833 г.
Анфилада комнат. Картина «Семейный портрет» Ф. П. Толстого. 1830 г.
Комнаты в доме были проходными. Они располагались в ряд, одна за другой, составляя анфиладу. Двери во всех комнатах были открыты, и создавалось впечатление их бесконечности.
Парадная спальня в усадьбе Кусково. XVIII в.
Парадный интерьер был продуман так, чтобы в его пространстве разворачивалось действо: обеды и балы, приемы и беседы, чтение книг и музицирование, наслаждение произведениями искусства и игра в карты. Трудно было в таких открытых комнатах, да еще при большом стечении гостей, найти уединение и покой.
Побыть в одиночестве хозяева могли только в низких и тесных комнатах второго этажа. Жилые помещения и спальни второго этажа небольшими окнами выходили в парк или на боковые фасады. Часто эти комнаты называли антресолями.
Знаете ли вы, что сегодня мы обозначаем этим словом?
В спальнях стояли кровати, широкие, с легкими, почти прозрачными пологами и балдахинами, которые защищали спящих от мух и других насекомых.
Помещения первого этажа по традиции были прохладными, но тем не менее в них все равно стояли печи. Печи по–прежнему облицовывали изразцами или каменной плиткой. «Изразить» (т. е. вырезать узор) поручалось специальным художникам. В первой четверти XVIII в. изразцы стали покрывать муравой– прозрачной зеленой глазурью. В зависимости от того, сколько времени изразец держали в печи, получался тот или иной цвет. С середины XVIII в. печные изразцы делали уже любых цветов.
В XVIII в. стало модным строить камины, которые иногда соседствовали в комнате с печью. Однако дворяне все же больше любили печь: она дольше хранила тепло в доме и требовала гораздо меньше дров.
Свет в огромных залах и гостиных давали люстры, канделябры, жирандоли. Жирандоль – это подсвечник, на котором по кругу располагались свечи. Ставили жирандоли на стол, на камин. А вот канделябры прикрепляли на стены. В скромных дворянских домах или в помещениях для слуг использовали каганцЫ– глиняные плошки с жиром и фитилем. Но это скорее исключение. Как правило, в доме дворянина горело огромное количество свечей. Золоченая бронза светильников в сочетании с хрусталем и цветным стеклом при зажженных свечах создавала незабываемое впечатление.
Повседневная жизнь в дворянской усадьбе текла неспешно. Основу этой жизни составляли простые естественные радости – еда, питье, прогулки, развлечения.
Дворянин просыпался очень рано, на заре. Прежде чем вылезти из–под пуховиков, он звонил в колокольчик. Тут же в спальню входил лакей с подносом. В зависимости от пристрастий барина ему подавали рюмку водки, чашку чая или кофе со сливками. Приносили раскуренную трубку. В красном углу перед иконами в красивых окладах зажигали лампады, и барин, надев широкий бархатный или стеганый атласный халат, начинал день с молитвы.
После молитвы помещик обыкновенно принимал в кабинете с докладами и рапортами дворецкого, ключника, деревенского старосту. Они заходили по одному по команде горничной, докладывали, какие работы предстоят в имении в ближайшее время, отчитывались о доходах и расходах, внимательно записывали распоряжения помещика. Барин обычно задавал всем один и тот же вопрос: «Ну что? Все ли здорово, ребята, и благополучно у нас?» В ответ дворецкий докладывал о состоянии дел в усадьбе, ключник рапортовал о запасах в кладовых, а староста описывал обстановку в деревнях.
Помещик на уборке хлеба. Гравюра. 1791 г.
Положение старост зависело от того, каким был барин. Большинство дворян не занимались хозяйством, поэтому обвести их вокруг пальца, обворовать, прибрать к рукам все, что плохо лежит, и даже разорить не составляло большого труда. Но были и другие помещики: они зорко следили за выполнением работ, лично объезжали поля и угодья, проверяли конюшни и кладовые, не терпели вранья от дворецких и ключников.
Выслушав донесения, помещик отпускал дворецкого и ключника, и ему приносили чай. Напившись чаю, барин отправлялся в церковь. А после обедни ему подавали завтрак. Завтракал дворянин с семьей или гостями, которые у него проживали. Частыми гостями могли быть родственники, соседи, местный батюшка – священник усадебной церкви.
За завтраком обычно ставили на стол самовар и пили чай, гораздо реже – кофе. Байховый чай предпочитали цветочному. Разливала обычно его хозяйка дома. Если это был завтрак в обычный день, то подавали бутерброды с ветчиной (слово «бутерброд» появилось в России только в XVIII в.). На столе были также яйца всмятку, горячий картофель. К чаю подавали варенье, сливки, печенье, кренделя. А если на завтрак приглашали гостей, то лакеи несли холодные закуски, кулебяку, жаркое, водку. Вообще в XVIII в. завтрак еще по старинной привычке часто называли перехваткой. За ним следовали полдник, обед, ужин и паужин. Позже стали есть 2–3 раза в день.
Помещик с семьей.
День в усадьбе делился строго на две половины: до и после обеда. Обед нередко длился три часа: с трех до шести. Лакеи в напудренных париках и белых перчатках несли вереницей несметное количество блюд. Подавали их к столу в определенном порядке, нередко подолгу дожидаясь, пока будет приказано заменить одно содержимое тарелки на другое. А господам спешить было некуда: они вели длинные застольные беседы. Иногда сами повара в белых фартуках и колпаках приносили каждый свое кушанье. После обеда подавали десерт, или заедки, пили кофе, шоколад.
В будни сервиз на столе был оловянный и только в праздники – фарфоровый или серебряный. Ели помещики обильно и жирно. Вести себя за столом и культурно есть дворян учили с детства.
Общество в Рязани. Художник П. Хвощинский. 1834 г.
В послеобеденное время по старинной русской привычке наступало «сонное царство». Господа спали в доме, дворовые – прямо на улице. Те, кто не хотел спать, тихо читали или шли в парк.
Если не было праздника и бала, то вечера в помещичьем доме проходили достаточно скучно. Ужина, как правило, не было. Просто пили чай. Барин сидел с домашними или гостями, играл в карты, бильярд, слушал сплетни и вел светские беседы. Женщины занимались плетением кружев и вышиванием на пяльцах. В XIX в. вечера проводили более интересно и шумно, с этого времени даже в будни вечером в усадьбе можно было слышать музыку.
Помещик не мыслил деревенской жизни без атмосферы дружеского общения: с друзьями, с семьей, с родственниками. Во время приемов гостей и хозяев связывал воедино именно закон дружбы. Совсем необязательно в гостиной собирались единомышленники и льстецы. В учтивой и непринужденной беседе нередко сталкивались противоположные мнения, вкусы и мировоззрения.
Ложились спать в усадебном доме в обычные дни очень рано, только праздники были исключением. Приготовления ко сну начинали приказом закрывать ставни. Ставни закрывали со стуком и запирали их железными болтами. В 8–9 часов вечера слуги или сам хозяин обходили усадьбу, проверяли запоры и спускали собак. Спала прислуга в людской на полу и лавках очень чутко: вдруг что барину понадобится! А сам–то барин, помолившись, давно уже погрузился в сон. Тишину в доме нарушали лишь мыши, лай собак на улице да стук сторожей в деревянную доску.
Так проходили дни в дворянских усадьбах.
Вопросы и задания.
1. Чем отличается усадебный дом от современного? Нарисуйте план усадебного дома. Перечислите, какие там были комнаты. Отметьте их на плане.
2. Расскажите, как проходил день в доме помещика. Напишите распорядок дня дворянина XVIII–XIX вв.: в будни; в праздники.
3. Перепишите, вставьте пропущенные буквы и объясните слова:
Два женских царства XIX века: будуар и дамская уборная
С чем у вас ассоциируется слово красивое и давно уже вышедшее из употребления слово "будуар"? У меня - с чем-то нежным, женственным, с кружевами, цветами и милыми дамскими мелочами. Что и логично - ведь это дамское гнёздышко!
Однако в XIX веке в доме с хорошим достатком таких дамских гнёздышек было два. И они не взаимозаменяемы! Можно сказать, это два отдельных женских царства.
Первое царство - это тот самый будуар.
Дамская рабочая комната, дамский кабинет. Как писали в одной из книг по этикету той поры, это то место, " куда удаляется хозяйка дома, если она желает остаться наедине, например, для чтения книги, для письма, для работы, для отдыха или для приёма посещений, хотя для последних целей назначается особая приёмная комната ". Словом, это место, где, с одной стороны, женщина может побыть, а с другой - куда можно пригласить других.
"Ответ, вызывающий смущение", Густав Леонард де Йонге, 1870-е. (сс) Wikimedia Commons "Отдых", Густав Леонард де Йонге, 1870-е. (сс) Wikimedia Commons "Ответ, вызывающий смущение", Густав Леонард де Йонге, 1870-е. (сс) Wikimedia CommonsТак что в будуарах ставили письменный стол, рабочие столики, низенькие диваны и кресла. " Тут же должны находиться и те бесчисленные мелкие предметы, которые, смотря по вкусу и потребностям их обладательницы, принадлежат к комфорту и перечисление которых заняло бы слишком много времени и места ".
Однако среди этих мелочей не было ничего для наведения красоты! Ни косметических средств, ни драгоценностей, ни аксессуаров, ни прочего в том же роде. Они были во втором царстве!
Это второе царство - дамская уборная.
И вот в это место, в идеале, не было хода никому, кроме хозяйки и горничных. Даже мужу! Из этой комнаты женщина выходит во всеоружии, а какими средствами она этого добивается, другим знать не нужно. Заветная комната!
"Тщеславие", Густав Леонард де Йонге, 1870-е. (сс) Wikimedia Commons "За туалетом", Густав Леонард де Йонге, 1870-е. (сс) Wikimedia Commons Камиль Кабайо-Лассаль, 1874. (сс) Wikimedia Commons "Тщеславие", Густав Леонард де Йонге, 1870-е. (сс) Wikimedia CommonsНередко стены обкладывали кафелем - ведь именно там проводились, хотя бы частично, гигиенические процедуры. Хотя и обои из ткани тоже были популярны - например, из ситца или кретона. При необходимости ткань можно было снять и постирать. А ещё пол и нижнюю часть стен (особенно возле умывальника) обивали белой клеёнкой. Правда, дамы обеспеченные могли себе позволить даже натянуть поверх ткани тюль и кружевные розетки, а на пол постелить ковёр.
Окна могли быть с матовыми стёклами - чтобы никто не заглядывал в святая святых!
На автопортрете Зинаиды Серебряковой туалетные столики как раз друго потив друга. 1909. (сс) Wikimedia Commons На автопортрете Зинаиды Серебряковой туалетные столики как раз друго потив друга. 1909. (сс) Wikimedia CommonsДалее - "два туалета". То есть туалетных столика. При возможности их ставили друг напротив друга, и делали в одном стиле, но разных размеров. Тот, что побольше - гигиенический. На нём ставили кувшин и таз, а в совсем уж роскошных уборных был и кран. Тут же полочки с флаконами - туалетные воды, ароматические уксусы, зубные эликсиры, порошки, мыльница и прочее.
А напротив - собственно туалетный столик с зеркалом, который, как правило, пышно драпировали тканью и украшали рюшами. "Здесь коробки со шпильками, ящичек с гребнями и щётками. <. > Здесь же ставятся душистые воды нежного аромата, благовонные масла и помады, коробка с пудрой и пуховкой и проч., несессеры с прибором для очистки и отделки ногтей и т.д. "
Генриэтта Гиршман, Валентин Серов, 1907. (сс) Wikimedia Commons "Мися за туалетом", Феликс Валлотон, 1898. (сс) Wikimedia Commons Генриэтта Гиршман, Валентин Серов, 1907. (сс) Wikimedia CommonsВ уборной могли стоять кушетка, пуфы, стулья, шкафы. К концу века вошли в моду шкафы с зеркальными створками, так чтобы можно было рассмотреть себя в полный рост со всех сторон. В шкафах хранились запасы отрубей, крахмала, мыла, паст и прочего, могла быть и одежда - если не было отдельной гардеробной.
На виду не было принято держать ни предметы одежды, ни ковшики. Всё пряталось в шкафы, под столики, вешалось на стену и закрывалось драпировками.
Конечно, у кого-то там стояли корзинки с розами и висели канделябры с хрустальными розетками, а кто-то сам расписывал дверцы шкафчика, а дешёвую раму зеркала маскировал воланами из остатков ткани. Но суть одна - место, где женщина приводит себя в порядок.
б у д у а р
• «Bouder» по-французски — «дуться, сердиться», а как во французских буржуазных домах называли комнату, в которой жена могла находиться в уединении после ссоры с мужем?
• комната из песни Петра Налича
• обстановка комнаты хозяйки
• приемная комната богатой хозяйки
• дамский аналог домашнего кабинета
• личная комната хозяйки дома
• гостиная хозяйки в богатом доме
• Гостиная хозяйки в богатом доме
• Небольшая гостиная в доме богатой женщины для приёма близких знакомых
• "Bouder" по-французски — "дуться, сердиться", а как во французских буржуазных домах называли комнату, в которой жена могла находиться в уединении после ссоры с мужем
• м. франц. дамский кабинет; комната, где светская женщина проводит день свой и принимает близких; хозяйская, теремок, светелка, горенка. Будуарные шашни
б у д у а р
• «Bouder» по-французски — «дуться, сердиться», а как во французских буржуазных домах называли комнату, в которой жена могла находиться в уединении после ссоры с мужем?
• гостиная богатой дамы
• комната из песни Петра Налича
• обстановка комнаты хозяйки
• приемная комната богатой хозяйки
• дамский аналог домашнего кабинета
• личная комната хозяйки дома
• гостиная хозяйки в богатом доме
• Гостиная хозяйки в богатом доме
• Небольшая гостиная в доме богатой женщины для приёма близких знакомых
• "Bouder" по-французски — "дуться, сердиться", а как во французских буржуазных домах называли комнату, в которой жена могла находиться в уединении после ссоры с мужем
• м. франц. дамский кабинет; комната, где светская женщина проводит день свой и принимает близких; хозяйская, теремок, светелка, горенка. Будуарные шашни
Читайте также: