Дачный отдых в живописи
Весна в разгаре. Совсем скоро — первые теплые майские денечки, а значит, нас ждет любимая русская забава — шашлыки.
А как все начиналось?
Пикникъ — м. (англ.) угощение складчиной или загородная пирушка братчиной (Толковый словарь Даля).
Под это всеобъемлющее определение подходит все, что угодно, например, приготовление на костре первобытными людьми свежеубитого мамонта и ритуальные пляски на сытый желудок. Но если не забираться так далеко, то легко представить, что «прообразом» пикника, скорее всего, служил пир после удачно проведенной охоты. Постепенно охотничьи пиры превратились в загородную прогулку.
В Англию само слово «пикник» пришло из французского языка и вошло в обиход в 1692 году. Глагол «picquer» — означает «накалывать», а «nique» — «незначительная вещица».
Россияне, естественно, тоже не могли остаться в стороне от такого увлекательного времяпрепровождения и «отрываться» на природе начали уже в середине 18 века. Волшебной музыкой в наших ушах зазвучало персидское «шашлык». Точнее, «шаш-лик»: шаш — «шесть » и лик — дословно «фаланга пальца».
Когда шашлык или «верченое» мясо окончательно «подвинул» всю остальную закусь, доподлинно неизвестно, но теперь в России чаще ходят не на пикник, а на шашлыки. Повинна в этом, может быть, та первобытная радость бытия, которая просыпается в душе каждого россиянина, задумчиво глядящего в огонь и вдыхающего аппетитные ароматы. Мужчины, готовящиеся к шашлыкам, чувствуют в себе энергию охотников, загнавших вепря, и все кулинарные заботы берут на себя. Их действия приобретают священный ритуальный характер. Закупается мясо, выбираются место и время проведения мероприятия, которые изменить нельзя. И вот уже все готово: отвоевана любимая поляна, «с одной спички» разожжен костер, кто-то тихо бренчит на гитаре, из маринада достается «не терпящий женских рук» шашлык. И теперь уже не так важно, насколько удастся мясо, и правильно ли к нему подобрано вино. Потому что «процесс пошел».
Эдуард Мане. Завтрак на траве (год создания 1863). Картина великого французского художника-импрессиониста Эдуарда Мане (1832-1883). Первоначальное название картины — «Купание». Картина стала по-настоящему скандальной и подвергалась большой критике, однако сейчас занимает почётное место среди шедевров мировой живописи.
Мане пытался выставить свою картину «Завтрак на траве» в Парижском салоне. После бурной критики и недовольства экспертов и публики, картину вместе с многими другими выставили в Салоне Отверженных. Эдуарда Мане обвинили в декадентстве и плохом вкусе. Эта картина, как и картины многих художников-новаторов того времени, показывает, как резко художники захотели порвать с академизмом и подарить миру новое искусство, которое основано не на точных схемах и законах живописи, а на чувствах и эмоциях художника.
Пьер Огюст Ренуар (фр. Pierre-Auguste Renoir); 25 февраля 1841, Лимож — 3 декабря 1919, Кань-сюр-Мер) — французский живописец, график и скульптор, один из основных представителей импрессионизма.
Василий Григорьевич Перов (21 декабря 1833 (2 января 1834) — 29 мая (10 июня) 1882) — русский живописец, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.
Eugen Johann Georg Klimsch (29 ноября 1839 в Франкфурте-на-Майне — 9 июля 1896), немецкий живописец и иллюстратор.
Английский живописец Эдмунд Блэр Лейтон (1852г. — 1922г.) писал в манере, близкой прерафаэлитам, хотя и не входил в знаменитое Братство. Художника следует назвать скорее последователем этого направления, перенявшим его стилистику. Лейтон был утончённым мастером, создающим тщательно прорисованные, декоративные картины.
Юлий Леблан Стюарт (6 сентября 1855 года — 5 января 1919 года). Первую известность ему принесли жанровые рисунки представителей своего сословия. В период творческого становления художника его работы представляли собой: портреты и групповые портреты в быту, на природе, сцены отдыха, путешествий. Позже Стюарт писал пейзажи Венеции, картины религиозной тематики.
Джеймс Тиссо (англ. James Tissot, собственное имя Жак-Жозеф Тиссо, 15 октября 1836 г. — 8 августа 1902г.) — французский художник, жил и работал в Англии.
William Kay Blacklock (1872-1922). Художник писал жанровые сцены и пейзажи маслом и акварелью. Живописи обучался в Школе Искусств в Эдинбурге и Королевском Колледже искусств в Лондоне.
Австрийский художник Rudolf Alfred Hoger (1877-1930). Известен как автор жанровых картин исполненных в салонно-академической манере. В своём творчестве художник часто обращался к историческим сценам и жанровым сюжетам периода XVII-XVIII века. Большое внимание он уделял реалистическому изображению костюмов, предметов интерьера, атрибутов эпохи, мастерски передавая их фактуру и материальную осязаемость.
Нико́ Пиросма́ни (настоящее имя Николай Асланович Пиросманашвили (Пиросманишвили), (1862г. -1918г.) — российский художник-самоучка грузинского происхождения, представитель примитивизма. Понемногу учился живописи у странствующих художников, расписывавших вывески лавок и духанов. Постоянно повторяющимся сюжетом творчества Пиросмани являются сцены праздника или пира. Они могут быть частью пейзажа, а могут быть предметом самостоятельного произведения. Эти сцены представляют яркий контраст с полуголодным существованием самого художника.
Известный американский художник Эдвард Кукуэль родился в 1875 году (иногда указывается год 1879-й) в Сан-Франциско. Став популярным живописцем, тяготевшим к импрессионизму, он достиг успехов в рисовании портретов, женских фигур в природе, часто на залитых солнцем берегах морей, рек и озер. Эдвард Кукуэль умер в Пасадене в 1954 году.
Михаил Богатырев (1924—1999) — советский художник, живописец. Основные темы творчества художника — Великая Отечественная война и жизнь тружеников села. Значительное внимание он уделял также натюрморту и пейзажу. Картины М. Г. Богатырёва находятся в музейных собраниях (Кабардино-Балкарский музей изобразительных искусств, Тверская областная картинная галерея), а также в частных коллекциях в России и за рубежом (Франция, Япония, Германия, Италия)
Фернандо Ботеро Ангуло (Fernando Botero Angulo; род. 19 апреля 1932) — колумбийский художник, скульптор, работающий в технике фигуративизма, называющий себя «самым колумбийским из колумбийских художников», стал известен после того, как выиграл первый приз на «Выставке колумбийских художников» в 1959 году.
Harold Anderson (1894 -1973) — американский художник, живописец. Рисовать любил с детства и всю свою жизнь мечтал стать профессиональным художником. В школе искусств, которая находится в Нью-Йорке, он получил превосходное образование. Здесь же он открыл в себе талант мастера живописи. Во время Великой Депрессии он, как и другие художники, испытывал большие трудности, так как совершенно не было работы, однако сумел перебороть в себе желание бросить живопись и в скором времени стал сотрудничать как иллюстратор с различными известными издательствами. Является обладателем многих престижных наград и премий.
Кисти Владимира Гусева (год рождения 1957) знакомо жанровое разнообразие. Он одинаково успешно трудится и над портретами, пейзажами, натюрмортами, и над жанровой живописью. Категорически не приемля натурализм в художественном отображении мира, в своих творениях Владимир Гусев не игнорирует достоверность. В пейзажах Гусева интересная композиция, всегда оригинальны пространственное и колористическое решения. Он воспринимает природу с оптимистической точки зрения, и это позволяет ему отображать действительность поэтично. В целом, его картины воспринимаются легко, непринужденно.
Josef Tali родился в 1960 году на Украине в городе Виноградов. 1981-1985 — учёба в художественном училище в г. Ужгород. В 1990 г. поступил в Академию Художеств и в мастерскую Ю. М. Непринцева и в 1996 получил диплом. Член Союза Художников с 1997г. Работы хранятся в Фонде Академии Художеств и частных коллекциях США, Франции, Испании, Канады, Германии.
Живопись
Шагал Марк Захарович | Окно на даче
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея
Иван Иванович Шишкин | На даче
Местонахождение: Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
Илья Ефимович Репин | На Академической даче
Академическая дача существовала на самом деле, она была создана 22 июля 1884 года общественным деятелем России Василием Кокоревым. Летом здесь работали 35 учеников Академии художеств и 2 ученика Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Неоднократно приезжал на Академическую дачу и Илья Ефимович Репин. Ученик «Академички» А.Г. Орлов писал другу: «7-го числа посетил дачу И. Репин и прожил два дня, написавши большой этюд, и подарил его даче… Играл в рюхи и пел песни во время отъезда (его провожали гурьбой), дал денег на четверть водки, которая и была моментально куплена и с ним же распита, причем кричали « ура!» и бросали вверх шапки».
Местонахождение: Государственный Русский музей
Борис Кустодиев | На террасе
Местонахождение: Нижегородский художественный музей
Константин Коровин | За чайным столом
Местонахождение: Музей В.Д. Поленова
Юрий Репин | На даче у Репиных
Местонахождение: музей-усадьба И.Е. Репина «Пенаты»
Николай Быковский | На даче. Девочка за чисткой ягод
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея
Сергей Власов | Послеполуденный сон на даче
Владимир Маковский | Кукольное представление на дачах
Исаак Ильич Левитан | На даче в сумерки
Местонахождение: Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник
Дача в литературе и живописи: 5 книг, 10 картин
Атмосфера дома: 30 интерьерных картин Станислава Жуковского
Сохраненные жемчужины дворянского быта так или иначе связаны с громкими именами великих людей. Без важного «звания» сохранить наследие практически невозможно. И всё то, что пострадало от вандализма и исчезло, теперь можно лишь отыскать в воспоминаниях или картинах таких деятелей, как Станислав Юлианович Жуковский. Недаром Жуковского называли (и называют до сих пор) певцом русской усадьбы. Художник в какой-то степени сохранил для нас эту атмосферу, рисуя на своих картинах интерьеры старинных усадеб, природу, пейзажи.
Терраса в поместье. Конец 1900-х
На террасе. 1904
Вечерний интерьер. 1900–1909
Увлечение рисованием раздражало отца. Мрачный и суровый, он настаивал на изучении точных наук, а успехи на художественном поприще приводили его в гнев, несмотря на благосклонность матери к таланту сына. После окончания училища Станислав стал учеником Сергея Никитича Южанина, который впоследствии стал известным пейзажистом, и окончательно определил судьбу юного художника.
Интерьер библиотеки помещичьего дома. 1910-е
Праздник весны. 1911
Брошенная терраса. 1911
В старом доме. 1912
Поэзия старого дворянского дома. 1912
Дачные домики на полотнах известных художников
Как там говорят? Хорошо в деревне летом? В деревне и на даче хорошо всегда. И воздух чище, и работается лучше, и активный отдых на пользу. Порой душа сама просится подальше от города, шума и суеты. Ритм жизни здесь замедляется, мысли совсем другие, как настроение и общее самочувствие. В творчестве многих известных художников находилось место и для дачной романтики. Их полотна с изображением милых деревенских домиков, имений, усадеб наполнены вдохновением и теплом.
Русский художник-маринист Алексей Петрович Боголюбов или как он себя называл, моряк-художник, родился в небольшом новгородском селе в 1824 году. Он, между прочим, внук революционера-демократа Александра Николаевича Радищева (по матери). Боголюбов начал заниматься живописью будучи кадетом морского корпуса. Служил Алексей Петрович адъютантом у вице-адмирала Александра Дурасова. Побывал в Португалии, Англии, Голландии. Потом он поступил и
окончил с большой золотой медалью Академию художеств в Петербурге. Боголюбов стал художником-маринистом Главного морского штаба. Но не морскими пейзажами едиными знаменит Алексей Петрович. Есть у него замечательная работа 1877 года - Дача Боголюбова и Нечаевой - такая домашняя, уютная и светлая. Старый деревянный дом с крылечком, ставни нараспашку, куры бегают по двору, трава зеленеет - все это уносит зрителя далеко от суеты, куда-то под крыло близких и родных, в простое человеческое счастье, для которого по сути много и не надо.
Народный художник РСФСР, Член Союза художников СССР и ученик Сергея Герасимова, живописец Игорь Александрович Попов , родился в 1927 году в Харькове. Окончил институт им. В. И. Сурикова. В середине 1970-х гг. возглавлял МОСХ. Его полотна находятся в собраниях в Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Киевского музея русского искусства и др. Похоронен художник на Ваганьковском кладбище Москвы. Свое внимание он концентрировал на пейзажах Москвы, городской жизни, людях. Его работа «Июль» , написанная в 1976 году, трогательная, пропитанная семейной идиллией, спокойствием и лирическим настроением. Пышный букет на столе, мягкий свет, проникающий в дом, разбросанные игрушки и мама с ребенком на крыльце загородного дома - все эти детали покоряют своей непосредственностью и душевной теплотой. Хочется присесть рядом и обнять обеих.
Дача в Крыму. 1906 год. Художник Александр Киселёв. Фото:pinterest.es Дача в Крыму. 1906 год. Художник Александр Киселёв. Фото:pinterest.esДолгим и сложным был путь к признанию художника, профессора Петербургской Академии художеств Александра Александровича Киселева . Родился он в финском городе Свеаборе в 1838 году. Его дед участвовал в Отечественной войне 1812, отец тоже был военным, поэтому Александра семья отправила во 2-й Кадетский корпус Петербурга. Служба, армия - всё это было парню не по душе, ведь у него проявились способности к творчеству - писать стихи любил, рисовать. Так, после окончания кадетского корпуса он поступил на филфак Петербургского университета, правда, был через пару лет отчислен за бунтовское поведение. Судьба привела его в Петербургскую Академию художеств, где он успешно отучился, получив малую и большую серебряные медали. Потом Киселев уехал с другом в Харьков, там женился и чтобы прокормить семью пошел работать в Харьковский Государственный банк. Он уже был отцом троих детей, когда в город приехали художники-передвижники. Сходив на их выставку, Александр Александрович решает показать им свою работу. Товарищество художников – передвижников высоко оценило его талант, здесь приняли одну из его работ для дальнейшей демонстрации по разным городам. Киселев рискует и возвращается в искусство. Его приняли в члены Товарищества. Семью он перевез в Москву. Сначала было туго, деньги, накопленные для жизни в столице заканчивались быстро, но судьба ему наконец улыбнулась. Художник набирал обороты - картины раскупали, Александр Александрович стал популярен. К счастью, поступали и крупные заказы. Когда семья стала материально стабильна, то перебралась в Петербург, где Киселев возглавил пейзажную мастерскую в Академии (после ухода Куинджи). Он написал более 800 полотен и одно из них - «Дача в Крыму» 1906 года - особенно прекрасно. Эта картина как будто стоп-кадр из жизни, фрагмент сюжета фильма, чудесный сон о том, как бывает хорошо летом, в своем домике. Южное солнце, голубое небо, буйная зелень, уютный домишко и его счастливые обитатели в окружении питомцев - что еще надо человеку для безмятежной жизни? С любовью, восторженно пишет художник о том, что греет его душу, что радует и впечатляет. Работа его поэтична, настроение чувствуется в каждой детали.
Значение слова "дача" и дачная жизнь в живописи русских художников
На протяжении многих лет усадьбы были привилегией дворянства. К концу XIX столетия, дача стала появляться у людей разного достатка. Более состоятельные могли себе позволить возведение роскошных дворцов с цветущими парками, а небогатые помещики строили простые, небольшие дома из недорогого материала.
Большинство русских писателей были представителями дворянства и имели свое родовое поместье, так называемые "дворянские гнезда". Усадьба стала для них главным центром притяжения. Именно здесь рождались свежие мысли и идеи для творчества. Дачная жизнь-излюбленная тема произведений русской литературы и живописи. К ней обращались И.А. Гончаров, Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, А.П. Чехов, И.А. Бунин и другие.
Многие русские художники, живущие в городах, тоже старались сбежать от мирской суеты, чтобы послушать тишину и насладиться единением с природой. Именно поэтому художественное наследие богато на холсты с изображением природы и усадеб. К таким художникам можно отнести И.Е. Репина, И.И. Шишкина, И. Левитана и многих других.
В Тверской области находится старейшая творческая база союза художников России, "Академическая дача им. И.Е. Репина". Знаменитый художник был здесь частым гостем. Основателем Академической дачи стал В.А. Кокорев-русский купец и меценат. Во время одной из совместных прогулок, Репин предложил Кокореву организовать здесь место для прохождения летней практики. Купец одобрил идею построить на полуострове дачу для студентов. В 1884 году, дача впервые открыла двери для будущих художников.И.Е.Репин "На Академической даче" (1898г) И.Е.Репин "На Академической даче" (1898г)
Картина 1898г, была написана Репиным на даче Академии. Здесь мы видим студентов, работающих на пленэре, а кто-то просто прогуливается, ищет вдохновение, наслаждается летней погодой, любуется красотой природы. От картины веет душевным покоем. Художник использует спокойные цвета, светло-голубой, зеленый, что помогает зрителю расслабиться, отдохнуть и полностью погрузиться в эту умиротворяющую атмосферу.
Следующий художник, о котором хотелось бы рассказать, является пожалуй самым гениальным пейзажистом. И.И. Шишкин -мастер реалистического изображения леса.
И.И. Шишкин "Около дачи" (1894г) И.И. Шишкин "Около дачи" (1894г)Картина "Около дачи ", написанная в 1894 году, дает зрителю возможность погрузиться в природный мир, наполненный мягким солнечным светом. Пейзаж написан в теплых, светлых тонах, лишь легкая тень деревьев, дарит ощущение прохлады в этот жаркий летний день. В центр композиции художник поместил фигуру девушки, которая пришла помечтать, насладиться красотой и звуками природы. В руках она держит зонт, который прикрывает ее от солнца. Видно, что она никуда не спешит, а просто пришла отдохнуть и почитать книгу. На заднем плане картины видна гладь реки, от которой веет легкой прохладой и спокойствием.
И. Левитан -еще один известный художник, о творчестве которого хочется рассказать. Знаменитый пейзажист тоже любил приезжать в разные загородные уголки.
И. Левитан "На даче в сумерки" (1890г) И. Левитан "На даче в сумерки" (1890г)Картина "На даче в сумерки" , написанная в 1890 году четко передает ощущение сумерек на даче. Мы видим уединенный дачный домик, окруженный деревьями. В окне видны мягкие, теплые, греющие душу огоньки. Главное в этом пейзаже для художника, соотношение света и темноты, поэтому он не заостряет внимание на предметах. Природа постепенно погружается во мрак, можно почувствовать легкий шелест ветерка, услышать как стрекочут сверчки, а весь воздух наполнен умиротворяющей тишиной и романтикой.
Русская душа всегда стремилась к единению с природой, а дачная жизнь-всегда была и остается популярным видом летнего отдыха. Так и слово "дача" остается исконно русским словом, которое не переводится на другие языки.
Если вы дочитали эту статью до конца, не забудьте оценить, поставить лайк, написать комментарии и подписаться на канал.
Здесь вы можете прочитать другие статьи. Просто нажмите на гиперссылку.
Почувствуйте дух курортной жизни, увидев ее глазами известных художников.
Курортная жизнь — это особая атмосфера, жизнь, наполненная только ей присущими впечатлениями, звуками, запахами, цветом и светом. Во все времена художники стремились запечатлеть это короткое, но очень яркое время.
В обзоре журнала об искусстве Точка ART — курортная жизнь XIX-XX веков в картинах известных художников.
Клод Моне «На досках в Трувиле»
Моне множество раз изображал на своих картинах трувильские пляжи, окрестные морские пейзажи и сам прелестный курортный городок, и картина «На досках в Трувиле» является типичной для творчества художника начала 1870-х.
Пляж, солнце, синее небо с легкими облаками, этот прекрасный солнечный день просто создан для неспешных прогулок по дощатому променаду, проложенному вдоль пляжа. Этот пейзаж французского импрессиониста входит в число редких работ Моне, которые никогда не показывались широкой публике. С 1883 по 1997 годы картина принадлежала семье Фрейдов, членами которой был основатель психоанализа Зигмунд Фрейд и художник Люсьен Фрейд, и не выставлялось по желанию владельцев. Впервые картина была выставлена в 2014 году в парижском музее Мармоттан-Моне, вместе с малоизвестными работами Камиля Писсаро и Альфреда Сислея.
Хомер Уинслоу «Папа идет!»
Американский художник и график Хомер Уинслоу считается основоположником американского реализма, оказав влияние на последующее развитие американской живописи. Уинслоу был замечательным мастером морских пейзажей, все его творчество посвящено взаимоотношениям человека и морской стихии. Герои его картин живут рядом с морем и зависят от него — рыбаки, выходящие в своих лодках на ловлю крабов, женщины, ремонтирующие сети, чистящие рыбу и ждущие своих мужей на берегу. В ранний период творчества Уинслоу задумывался над взаимоотношением человека и моря, более поздние его картины показывают драматизм непосредственно самой стихии.
Хомер Уинслоу «Папа идет!», 1873. National Gallery of Art, Washington © nga.gov Хомер Уинслоу «Папа идет!», 1873. National Gallery of Art, Washington © nga.govЛето 1873 года Уинслоу провел в Глостере, штат Массачусетс. В воскресенье, 24 августа, на море случилась особенно сильная буря, которая разбила девять лодок и унесла жизни 128 человек. Этот драматический момент послужил основой для картины «Папа идет!». Жизнь рыбака всегда была опасной, а ураганы и трагедии оставались в памяти женщин и детей навсегда. Можно предположить, что мальчик в соломенной шляпе, пристально вглядывающийся в уже успокоившееся море, вскоре сам окажется в одной из рыбацких лодок, а на берегу его кто-то так же будет ждать.
Жорж Сёра «Воскресный день на острове Гранд-Жатт»
«Он отвлекся и от обыденного, и от поэтического взгляда на вещи и перешел в область «чистой и почти абстрактной гармонии».
Жорж Сёра «Воскресный день на острове Гранд-Жатт», 1884. Институт искусств, Чикаго © artic.edu Жорж Сёра «Воскресный день на острове Гранд-Жатт», 1884. Институт искусств, Чикаго © artic.edu«Воскресный день на острове Гранд-Жатт» — не только самая известная, но и самая большая картина художника — 207×308 см. Американский историк искусства и критик Линда Ноклин считала этот шедевр родоначальника пуантилизма Жоржа Сёра своего рода антиутопией, «мастерским изображением разочарованного ожидания чего-то и бессмысленности «сладкого ничегонеделанья». А немецкий философ Эрнст Блох назвал картину «Мозаика скуки». Что касается современников Сёра, то они использовали эпитеты «бедлам», «скандал» и «веселье», именно такими словами встречая одну из самых замечательных картин XIX века на выставке в Париже.
Сёра работал над картиной в течение двух лет, делая многочисленные эскизы и наброски маслом, с почти научной точностью решая вопросы цвета, света и формы, каллиграфически накладывая крошечные мазки, образуют единый, более яркий светящийся оттенок. В итоге, разместив всех персонажей, ему удалось запечатлеть на холсте остановившееся время.
Чарльз Кондер «Выходные в Ментоне»
В конце XIX века австралийские художники увлеченно искали средства художественного выражения, которые помогли бы адаптировать язык современного европейского импрессионизма к австралийскому ландшафту. Этот процесс дал поразительные и оригинальные результаты.
Чарльз Кондер «Выходные в Ментоне», 1888. Художественная галерея Южной Австралии, Аделаида © agsa.sa.gov.au Чарльз Кондер «Выходные в Ментоне», 1888. Художественная галерея Южной Австралии, Аделаида © agsa.sa.gov.auВо второй половине 1880-х годов австралийские импрессионисты вдохновлялись лесами штата Виктория, пригородами Мельбурна (в частности, в одном из таких пригородов, Гейдельберге, возникло одноименное художественное объединение, ключевой фигурой которого был Чарльз Кондер), Канберры, Сиднея, природой Нового Южного Уэльса, пляжами Куджи и Ментона.
«Выходные в Ментоне» стали первой картиной Кондера, написанной им по возвращении из Сиднея в Мельбурн. Одна из самых известных картин художника заслуженно считается шедевром австралийского импрессионизма, а ведущий куратор австралийского искусства Национальной галереи Виктории называет ее «высокопарной, почти сюрреалистичной», но композиционно и эмоционально «блестящей, великолепно солнечной, как сама Австралия».
Петр Нилус (Словецкий) «На мостике. Лето»
«Если живопись вообще деликатна, как пыльца на крыльях бабочки, то марина (морской пейзаж — ред.) — это совсем нерукотворная вещь; не удалось в час — ничего не выйдет, хоть бейся месяц…» Так считал Петр Нилус, выдающийся южнорусский живописец и график, ученик Констанди и Репина.
Становление Нилуса как художника прошло в Одессе, где он закончил Художественную школа, а продолжить обучение в 1889 году отправился в Санкт-Петербург, в Академию Художеств. Учеба в столице была недолгой: Илья Репин, будучи его наставником, рекомендовал молодому художнику побыстрее начать выставочную деятельность и вернуться в родной город, где уже набирало обороты Товарищество Южнорусских художников.
На одесский период творчества Нилуса большое влияние оказали импрессионисты, с которыми художник познакомился во время поездки в Париж. Именно в конце 90-х годов XIX века он пишет морские пейзажи и небольшие жанровые картины, многие из которых посвящены Одессе. «На мостике» — одна из них. Близкий друг Нилуса, Иван Бунин называл художника поэтом живописи.
Константин Коровин «Пристань в Гурзуфе»
За спиной сидящей на веранде кафе женщины виден характерный крымский пейзаж: горы, море, парусная яхта выходит из бухты, по живописному склону Дженевез-Кая прямо к морю сбегают разноцветные домики. Свет — стихия художника — и именно через него он передает настроение южного жаркого летнего дня.
В живописи Коровина, одного из крупнейших представителей русского импрессионизма, свет — такой же непосредственный выразитель чувств, как звук в музыке. Коровин говорил: «Я пишу для тех, кто умеет радоваться солнцу, бесконечному разнообразию красок, форм, кто не перестает изумляться легко меняющейся игре света и тени».
Коровин считал, что только «краски и форма в своих сочетаниях дают гармонию красоты». И Крым давал художнику возможность в полной мере проявлять свой удивительный дар колориста.
Норман Роквелл «Содовая»
Норман Роквелл — культовый американский художник и иллюстратор, на рисунках которого выросло целое поколение. Роквелл не просто рисовал, он рассказывал истории, показывал миру повседневную жизнь в мельчайших подробностях, всегда изображая своих героев —будь то «Девочка с синяком под глазом» или «Продавщица в канун Рождества» — с большой симпатией, которой неминуемо проникался и зритель.
Идею «Содовой» Роквелл взял из рассказов своего сына, который работал в летнем кафе. Девочки любили приходить в кафе явно не ради содовой и мороженого, а ради бесед с веселым продавцом за стойкой. Парень в углу картины смотрит на беседующих с явной обидой и завистью, он тоже хотел бы так же непринужденно болтать и весело проводить время, но его не приглашают в компанию.
Обаятельные и ироничные рисунки Роквелла — это своеобразная ностальгия по «золотой эпохе» 50-х годов прошлого века, а еще — по детству, когда еще так просто верить в добро.
Александр Дейнека «В Севастополе»
Александр Дейнека — уникальный художник: в его творчестве было как минимум три совершенно разных стилистических периода; действительность 1920-х, 1930-х, 1940-1960-х годов диктовала ему свои жестокие правила, в рамках которых Дейнека находил возможность не менять вектор своего творчества.
Будучи истинным певцом соцреализма, Дейнека идеализировал и романтизировал мир советской реальности, страшная нужда и суровые условия жизни трансформировались на его картинах в подвиг, достаточно вспомнить его женщин, волокущих неподъемные тачки и с радостными улыбками выполняющих самые тяжелые работы на стройке новых цехов.
Люди Дейнеки не только тяжело трудились, они занимались спортом, культивировали здоровый образ жизни, отдыхали. Севастополь в творчестве Дейнеки занимает особое место и неоднократно появляется на его картинах, достаточно вспомнить одну из самых известных его картин — «Оборона Севастополя» (1942). Но Севастополь, залитый солнцем, с его «презагорелыми, с фиолетовым отливом» мальчишками, отдыхающими, строгими набережными и сверкающим морем, пленил художника еще в середине 30-х годов во время командировки в Крым. Отдых советского человека на морском побережье мы видим и на акварели «Севастополь. Водная станция Динамо» (1934) и на картине 1959 года «В Севастополе».
Зинаида Серебрякова «Пляж с зонтиками»
Зинаида Серебрякова жила и работала во Франции сорок три года, и период с 1924 по 1939 год стал расцветом французского периода ее творчества. Каждое лето Серебрякова старалась уехать из Парижа, использовала любую возможность и малейший повод, чтобы сын Александр и дочь Екатерина побывали на море. Да и для самой художницы поездка на море — это еще один мотив для работы.
В 1931 году в художница оказалась в Ментоне, курортном городе на Лазурном берегу, где создала большой цикл зарисовок, объединенных общей темой — «Пляж». Наброски, запечатлевающие быстро меняющуюся курортную жизнь, кажутся кадрами из фильма, в каждом — свой акцент: море, люди, дочь Катя в купальнике, зонтики, коляска, раздевалка, фигура с полотенцем. Отдыхающие беседуют на берегу, купаются в море, сидят в шезлонгах.
Такое большое количество пляжных зарисовок говорит, возможно, о том, что Серебрякова планировала написать произведение, продолжающее тему «ню», а, может, чувствуя все нарастающий динамизм жизни ХХ века, хотела «поймать» его в этой серии
Сезон пикников объявляется открытым! Отдых на свежем воздухе в картинах великих художников
Как чудесны летние прогулки на природе!
Как приятно долго бродить по траве, наслаждаясь пением птиц, шумом листвы, синем небом и пушистыми облаками, сделать привал под кроной широкого дерева и устроить пикник, полакомиться чем-нибудь вкусненьким!
Кроме того, пикник на свежем воздухе — прекрасная возможность запечатлить всё великолепие окружающей природы, не забыть только взять с собой кисти и краску!
Пришло время открыть летний сезон и полюбоваться небольшой подборкой картин великих художников, посвящённых самому прекрасному виду отдыха — пикнику!
Книги
Иван Алексеевич Бунин | На даче
Антон Павлович Чехов | Вишневый сад
Фёдор Михайлович Достоевский | Идиот
Максим Горький | Дачники
Лиля Брик | Пристрастные рассказы
Дачный отдых в живописи
Юрий Пименов. Женщина в гамаке (фрагмент)
Летняя пора во многих советских семьях была тесно связана с дачным участком. Небольшой надел земли с фанерным домиком без удобств, водопровода и прочих излишеств стал местом отдыха и единения с природой, куда можно было сбежать от городской пыли и суеты.
Многие художники, проводившие время за городом, отдыхали на общих творческих дачах предоставленных государством, в их пленэрных произведениях присутствовали и виды рабочих садоводств. Александр Дейнека, мастер изображения советской действительности, наполненной спортивными достижениями и сильными людьми, был также непревзойденным пейзажистом. На полотне «Подмосковные дачки», написанном в 1950 году, художник запечатлеет современный ему пригород. Русский пейзаж с березами и чистым голубым небом напоминает наполненные лирикой произведения дореволюционных художников. Но это уже не деревня, это – советское садоводство.
Александр Дейнека «Подмосковные дачки»
Простые одноэтажные домики с высокой мансардой, заменяющей еще запрещенный в дачных постройках второй этаж, тесно поставлены в бессистемном порядке и выкрашены в доступные советскому человеку непритязательные цвета. В незатейливом виде Дайнека сумел передать красоту неизменной русской природы, и радостное ощущение свежего, наполненного солнцем летнего утра дачника.
Дача для советского человека была не только местом отдыха, главным на участке всегда оставался огород. Для людей, многие из которых были выходцами из деревень, была важна связь с землей. В стране, пережившей голод и войны, возможность собственноручно выращивать урожай вселяла уверенность в завтрашнем дне, приравнивалась к необходимому условию выживания. Этого не принято было показывать на позитивных полотнах соцреализма, пропагандирующих дачу как место оздоровления и отдыха, но на полотнах таких представителей сурового стиля как Виктор Попков отражены земледельческие моменты.
Виктор Попков. «Огороды весной»
В этюде «Огороды весной», написанном в 1965 году, люди в прохладный майский день заняты посадкой картофеля на огороженных заборами участках. Быстрыми пастозными мазками художник пишет вспаханную землю, влажную зелень кустов и деревьев и узкую полоску пасмурного неба. Условные, стаффажные люди усердно трудятся, они сосредоточенны на своем нехитром занятии и не обращают внимания на порывы неласкового ветра. Попков простыми художественными средствами воссоздал на этюде атмосферу воссоединения городского жителя с землей.
Юрий Пименов. «Женщина в гамаке»
И все же большинство «дачных полотен» посвящено отдыху на природе. Картина «Женщина в гамаке» художника Юрия Пименова написана в 1934 году. В жаркий летний день девушка расположилась в прохладной тени сосен. Она полностью расслаблена и нежится в пробивающихся сквозь ветви лучах солнца. Это не мимолетный отдых уставшей от тяжелого труда работницы, который часто становился сюжетом для художников. Пименов пишет городскую женщину, выехавшую на дачу, которая может не думать о трудностях жизни и неустроенности быта, а просто наслаждаться отдыхом. Дачная атмосфера подчеркнута принесенным из находящегося за пределами холста дома и натюрморта, состоящего из кувшина молока и букета садовых цветов.
Александр Герасимов. «Художники на даче у Сталина»
Отдыхать на даче любили не только простые граждане, но и высокопоставленные политики. На картине художника соцреалиста Александра Герасимова «Художники на даче у Сталина» изображено событие, произошедшее в 1933 году. 6 июля Ворошилов привез на дачу Сталина художников Александра Герасимова, Исаака Бродского и Евгения Кацмана. Люди расположились в саду за накрытым столом. Живописец, а также непосредственный участник события Герасимов передал свое отношение к товарищам. Сам он сидит на заднем плане рядом с покровительствовавшим ему Ворошиловым, непринужденно зарисовывая вождя. Сталин с неизменной трубкой в руке разъясняет явно скованному Бродскому принципы живописи социалистического реализма. Из-за спины товарища смотрит на вождя явно испуганный Кацман.
Дача много значила для советского человека. Для многих российских семей традиции дачного отдыха словно перешли по наследству от старшего поколения в почти неизменном виде. От этого многие полотна, на которых художники изображали эти нехитрые летние радости, кажутся близкими и знакомыми.
Читайте также: