Быт и досуг древней греции
В развитие культуры Греции III-1-й половины I тыс. до н. э. включают период древнейших цивилизаций (III-II тыс. до н. э.), гомеровский период (XI-IX вв. до н. э.) и архаический период (VIII-VI вв. до н. э.)
Помимо мифов о богах и начале мира, у греков были очень распространены всевозможные мифы о героях, причем наиболее популярные объединялись в циклы, например, о Троянской войне, о подвигах Геракла, Персея и многих других героях.
- культ тела и духа
Античный гуманизм прославляет лишь культ тела - физическое совершенство человека, но субъектность личности, ее духовные возможности еще не раскрыты. Эталоном гармонии была телесная развитость человека. Даже греческие боги — прежде всего вечные совершенные тела. Отсюда вытекает соразмерность пропорций греческой архитектуры, расцвет скульптуры. Показательным выражением телесности античного гуманизма было исключительное положение физической культуры в системе общественного воспитания.
Однако в античном обществе признавалась биосоциальная природа человека, закрепленная в формуле Аристотеля: «Человек — животное общественное». Тело осмысливалось как эстетический символ греческого города-государства, «полиса». Древние греки пытались через тело и благодаря ему воспитывать в себе соответственно гармонические духовные качества, усматривая в нем наличие чувства и ума в их взаимном единстве и противоречии, но слабое развитие индивидуальности личности не позволило греческой культуре отразить высоты проявления человеческой эмоциональности и духа.
Возвеличивая тело, в целом античные искусство и культура, как и на Востоке, решали противоречие между личным и общественным в пользу последнего. Личность считалась полезной обществу лишь благодаря своим гражданским добродетелям. Противоречия объекта н субъекта как сторон человеческой личности можно назвать главным нервом античной культуры. Если во взаимоотношениях с социумом личность находила какой-то выход, то по отношению к судьбе и личность, и общество были лишь объектами, слепыми орудиями Рока.
Идея неумолимости Рока тесно связана с античным рабством, ибо в античном мире свободные люди мыслили себя рабами общего мироустройства. Единичные прорывы человеческого духа в античной культуре не стали парадигмой античного мировоззрения, не выразили его сути.
- индустрия развлечений
у древних греков отсутствовало как слово «скука», так и описания соответствующих симптомов.
Немало времени проводилось в гимнасиях и палестрах, где занимались физическими тренировками. В гимнасиях, кроме того, вели беседы софисты, Сократ, возникали политические и философские споры. Особым местом общения был рынок, где, делая покупки, обменивались новостями. Довольно часто устраивались симпосионы - дружеские пирушки, на которых пели песни, иногда состязались в красноречии, поэзии, вели философские споры. Участвовали в симпосионах только мужчины, но нередко для развлечения пирующих приглашались флейтистки, другие музыканты, гетеры. ( Гетера (от греч. hetaira - подруга, любовница) - в Древней Греции образованная незамужняя женщина, ведущая свободный, независимый образ жизни.)
2.Театр как основа духовного воспитания граждан, досуга и развлечения
В VII-VI вв. до н. э. зарождаются греческий театр, выросший из хороводов, песен, молитв, исполнявшихся на религиозных праздниках в честь Диониса. Развитие драматических представлений связано с выделением из хора действующего лица - актера.
Искусство периода архаики характеризуется поисками формы, выражающей эстетический идеал прекрасного телом и духом гражданина полиса.
Творцом классической греческа трагедии является Эсхил (525-456 до н. э.). Он оживил драму, введя в нее второго актера, сделал театральное действие более динамичным, интересным, кроме того, с его именем связано применение декораций, масок. Один из основных мотивов творчества Эсхила - прославление гражданских добродетелей, патриотизма, особенно характерна в этом отношении трагедия «Прометей прикованный». Еще одна важная тема Эсхила - идея возмездия и фактор судьбы, лучше всего выраженные в трилогии «Орестея».
Тема неотвратимой судьбы занимает большое место и в творчестве другого знаменитого греческого трагика - Софокла (ок.496-406 до н. э.). Показывая борьбу свободной человеческой воли против несправедливости слепого рока, Софокл подчеркивает бессилие человека, неизбежность уготованной ему участи. Наиболее известны трагедии Софокла о легендарном царе Эдипе. Софоклу приписывают слова: «Я изображаю людей такими, какими им надлежит быть, а Еврипид изображает их такими, какие они есть.»
Творцом психологической драмы был Еврипид (485/484 или 480-406 до н. э.). Основной конфликт в его произведениях - борьба рассудка и страстей, которые так же неотвратимо, как и судьба, приводят человека к гибели. Особенно выделяются среди трагедий Еврипида «Медея» и «Федра».
Великолепным комедиографом был Аристофан (ок. 445 - ок. 386), придавший комедии политическую остроту и злободневность. В его творчестве (комедии «Мир», «Всадники», «Лисистрата» и др.) отразились политические взгляды аттического крестьянства. Аристофан был горячим сторонником демократии, приверженцем традиционных полисных идеалов, поэтому в его комедиях часто высмеиваются софисты и Сократ как сторонники индивидуализма, противоречащего коллективистской морали.
Вся жизнь афинских граждан в V в. до н. э. была связана с коллективными интересами, проходила в постоянном общении. Большинство граждан - мужчин - принимало участие в работе народного собрания, органов управления,
4.Олимпийсике игры как единство духа и спортивный потенций человека
Важным фактором культурного развития Греции были игры, устраивавшиеся в честь некоторых богов. Самыми значительными из них были: Олимпийские игры - спортивные состязания, посвященные Зевсу, проходившие раз в четыре года в Олимпии, начиная с 776 г. до н. э.; Пифийские игры - спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах (раз в четыре года); Истмийские - в честь Посейдона, проводившиеся под Коринфом раз в два года.
В играх в честь богов проявляется один из важнейших элементов древнегреческой культуры - агонистика. (Агностика (греч. agon - борьба) - стремление к успеху в спорте, музыке, поэзии и т. д. )
Стремление к противоборству, состязаниям, органично присущее мировоззрению древних греков, пронизывает практически все сферы их деятельности. Характерно, что в системе воспитания архаической эпохи главное - превзойти остальных, стать лучшим. Образованный человек должен был владеть всеми видами оружия, играть на лире, петь, танцевать, участвовать в спортивных и игровых состязаниях и т. п.
Они происходили в Олимпии на Пелопоннесе и, по древнейшему сказанию, возникли ещё во времена Кроноса, в честь Идейского Геракла. По этому сказанию, Рея передала новорождённого Зевса Идейским Дактилам (Куретам). Пятеро из них пришли с Критской Иды в Олимпию, где был уже воздвигнут храм в честь Кроноса. Геракл, старший из братьев, победил всех в беге и был награждён за победу венком из дикой оливы. При этом Геракл установил состязания, которые должны были происходить через 5 лет, по числу прибывших в Олимпию идейских братьев.
Существовали ещё и другие сказания о возникновении национального праздника, приурочивавшие его то к той, то к другой мифической эпохе. Несомненно, во всяком случае, что Олимпия была древним святилищем, давно известным на Пелопоннесе. В «Илиаде» Гомера упоминается о гонках квадриг (колесниц с четвёркой лошадей), устраиваемых жителями Элиды (область на Пелопоннесе, где находилась Олимпия), и куда присылали квадриги из других мест Пелопоннеса (Илиада, 11.680).
Первый исторический факт, связанный с олимпийскими играми — это возобновление их царём Элиды Ифитом и законодателем Спарты Ликургом, имена которых были начертаны на диске, хранившемся в Гереоне (в Олимпии) ещё во времена Павсания. С этого времени (по одним данным год возобновления игр — 884 до н. э., по другим — 828 до н. э.) промежуток между двумя последовательными празднованиями игр составлял четыре года или олимпиаду; но как хронологическая эра в истории Греции был принят отсчёт с 776 до н. э. (см. статью «Олимпиада (хронология)»).
Тем не менее женщины, могли стать олимпийскими чемпионами заочно — просто прислав свою колесницу. Так например первой олимпийской чемпионкой стала Киниска — родная сестра спартанского царя Агесилая[1].
Олимпийские игры были запрещены христианами в 1-м году 293-й Олимпиады (394 г.) императором Феодосием как языческие и были заново возрождены лишь в 1896 г.
5.Древне Греческие праздники
Роль виночерпиев обычно исполняли молодые юноши, в обязанности которых входило разносить вино среди собравшихся и разводить его водой. Во время симпосиев кифаристки и флейтистки исполняли музыкальные произведения, а приглашённые танцоры, акробаты и певцы обоих полов услаждали взоры гостей. Сами гости тоже исполняли песни, называвшиеся сколиями. Ксенофан сообщает, что на симпосиях устраивались артистические представления, проводились конкурсы импровизированных речей и игры в сравнения, и разгадывались загадки. Принимать участие в симпосиях приглашались и гетеры.
В античное время существовало немало сосудов различных форм, получивших в современной литературе название сосудов «грязной шутки» (dirty tricks). Среди них были килики с отверстием в ножке, вино из которых неожиданно проливалось на пьющего, сосуды с двойным дном, сосуды, в конструкции которых использовался эффект сообщающихся сосудов, а вино то появлялось, то исчезало. Все эти сосуды использовались во время симпосиев, чтобы повеселить собравшихся на пирушке.
Из числа присутствующих на симпосии выбирался симпосиарх. Он руководил пирушкой, следил за порядком и выбирал темы для бесед. От порядочного человека ожидалось, что выпивая он сохранит добродетели и самостоятельно найдёт дорогу домой.
Единственные сохранившиеся письменные предписания по проведению симпосиев содержатся в «Законах» Платона. Одноимённое стихотворение Ксенофана Колофонского свидетельствует о том, что симпосии проводились ещё в VI в. до н. э. В описанной форме традиция симпосиев сохранялась до самого конца античного времени.
Дионисии — одно из основных празднеств в Древней Греции. Праздник посвящен богу Дионису. Сельские дионисии отмечались в ноябре — декабре. Городские дионисии (Великие дионисии) праздновались пять дней в феврале — марте. Во время Великих дионисий ставились представления в театре, во время этого периода драматурги представляли на суд зрителей свои произведения и участвовали в конкурсе.
Дни дионисии были не рабочими. В празднестве участвовало все городское население.
По преданию афинское празднество Афинеи учредил мифологический царь Эрехтей, а Тесей, объединив аттические поселения в единое государство, дал празднику новое название — Панафинеи, то есть «праздник для всех афинян». При архонте Гиппоклейде за шесть лет до царствования тирана Писистрата, в празднествах уже принимали участие соседние государства.
Панафинеи проводились Большие и Малые. Малые Панафинеи проводились ежегодно, а Большие, отличавшиеся большей продолжительностью, — один раз в пять лет, в третий олимпийский год. Малые Панафинеи проходили с 25 по 28 число месяца гекатомбеона по афинскому календарю, Большие — с 21 по 29. Апогей празднества приходился на последний праздничный день. Во время празднеств совершались жертвоприношения, проводились шествия, театральные представления и состязания: с 566 г. до н. э. — гимнические и со времён Перикла — музыкальные агоны. Музыкальные состязания, открывавшие празднества, проводились в Одеоне.
От десяти афинских фил выбиралось десять судей Панафинейских игр — агонотетов, или атлотетов. Награду победителю состязания составляли венок из ветвей освящённого оливкового дерева и большие красивые глиняные кувшины — так называемые панафинейские амфоры, наполненные святым маслом.
Кульминацией Панафиней была праздничная процессия, в которой участвовали не только все граждане Афин независимо от пола и возраста, но и поражённые в правах жители Афин и метэки. Во главе процессии двигалась специальная повозка — так называемый панафинейский корабль — с расшитым одеянием богини Афины шафранового цвета, которое для каждого празднества Панафиней ткали и шили женщины Аттики. После шествия афиняне совершали ритуал жертвоприношения — гекатомбу, за которым следовало совместное застолье, завершавшее программу Панафиней.
Именно в ходе Панафиней 514 г. до н. э. Гармодий и Аристогитон, получившие впоследствии прозвище тираноубийц, совершили неудачную попытку покушения на афинских тиранов Гиппия и Гиппарха, которая однако вошла в историю как дата рождения демократии.
В первый день тесмофории женщины собирались в определённом пункте и все вместе отправлялись в Галимунт, обмениваясь по дороге шутками и насмешками цинического характера. В Галимунте находился храм Деметры Законодательницы: сюда и направлялась процессия. Во второй день праздника приносились в жертву свиньи; в третий день женщины возвращались в Афины, неся на головах священные книги с установлениями Деметры. Четвёртый день праздника проводился в посте и унынии, в пятый же день устраивался веселый пир, с играми и плясками. Характер праздника изображён в дошедшей до нас комедии Аристофана «Женщины на празднике Тесмофорий». Тесмофорический культ Деметры существовал, кроме Афин, во многих других городах.
Быт и досуг древней греции
Города в Древней Греции были окружены каменными стенами. Внутри стен стояли частны е дома, храм ы, мастерски е ремесленников. В центре каждого города находился рынок с различными магазинами и большой закрытой галереей.
Агора ( так назывался рынок) была также центром общения, где обсуждали сь повседневные проблемы. Это было большое открытое пространство, которое греки использовали в качестве рынка и места встречи.
Во многих греческих городах был и акрополи, стадионы, где проходили спортивные состязания и театр под открытым небом. Театр был одним из главных развлечений древних греков, иногда спектакль мог длиться целый день (во время состязаний драматургов). Поэтому греки старались в эти дни как можно раньше выйти из дома, чтобы занять лучшие места.
Дома в Древней Греции были простыми и строились из глиняных кирпичей, покрытых штукатуркой. Потолки были выложены плиткой. В окнах не было стёкол, они были простыми дырами в стене. Обычно жилые комнаты располагались вокруг центрального двора. В комнатах было мало мебели, только само е необходимо е .
В каждом греческом городе был высший класс благородного происхождения, средний класс и класс рабов, не имевших политических или юридических прав.
Когда ребенок ро ждался , его не признавали, пока ему не исполнилось пять дней, затем проводилась специальная церемония. Родители имели законное право отказаться от своего новорожденного, его мог ли усыновить другие пары у которых не было детей.
До семи лет мальчики были с родителями дома, затем их отдавали в школу. Там они учились считать, писать, читать, играть на гитаре и лире. После школы их забирали в армию.
Девочки не учились в школе. Мама учила их вести домашнее хозяйство. Молодые девушки выхоли замуж в пятнадцатилетнем возрасте обычно за своего сосед а.
Женщины несли ответственность за финансовое управление домом и за домашние дела. Женщины из высшего сословия редко покидали дом и отправляли рабов по всем нуждам дом а . Но всем женщинам, независимо от их сословия, приходилось шить семейную одежду. Однако это не означает, что они не интересовались собой. Многие красиво одевались, красились, меняли прически. У некоторых было много горничных, которые выполняли свои обязанности.
В Спарте девочки учились в школе, женщины Спарты принимали участие во многих городских мероприятиях и вели себя более свободно.
О снову рациона древних греков составляли хлеб и сыр из козьего молока. Мясо считалось роскошью, но рыбы и овощей было много. Основными элементами древнегреческого рациона были оливки, лук-порей, лук, чеснок и гусиные яйца, а также изюм, абрикосы, яблоки, инжир, гранаты и груши.
Древние греки пили в основном воду, которую часто подслащ али медом. Вино также было широко распространено в Древней Греции, оно разбавлялось водой, так как считалось слишком крепким, чтобы употреблять его в чистом виде .
Городские выборы
Одним из самых главных подарков древнегреческой цивилизации современному миру является демократия. Каждый эллин был невероятно патриотичным человеком и с гордостью носил звание гражданина своего полиса. Изгнание из города считалось одним из самых жестоких наказаний.
К проводившимся выборам древние греки подходили очень серьезно. Считалось неприличным игнорировать голосование, которое было долгом и привилегией каждого гражданина.
Быт и досуг древней греции
Древняя Греция – родина философии, демократии, театра, Олимпийских игр, врачевания, точных наук. Огромен вклад античной Греции в мировую архитектуру, поэзию, скульптуру. Культура Древней Эллады развивалась тысячелетиями, её считают началом современной европейской цивилизации.
От времён расцвета древнегреческой культуры нас отделяют 2500 тыс лет. Но сила античного искусства, история и быт древних греков оказались вечными, заставляя современников познавать тайны греческой цивилизации.
Археологические раскопки дают нам представления о том как выглядели древнегреческие жилища и о жизни эллинов.
Быт древних греков был прост: дома строились из глины и из кирпича-сырца, поэтому они быстро ломались и также быстро восстанавливались. Дома были одноэтажные, глухой стеной выходили на улицу, а окна были обращены во двор, стёкол не было, только ставни. Внутри дом чётко разделялся на 2 половины - мужскую и женскую. В центре дома располагался двор, предназначенный для отдыха домочадцев.
Самой красивой комнатой в доме была столовая, где древние эллины принимали гостей на симпосии (весёлые пирушки). Из мебели были столы-трапезья, сундуки для одежды, стулья и сиденья-апоклинтры для возлежания на симпосиях.
Улицы были кривые и такие узкие, что открывая дверь можно было ударить ей прохожего. Не было никакой планировки и дома лепили один к другому. В целом д ревнегреческие города были однообразны и походили один на другой.
Утром обычно мужчины уходили из дома, одни на работу в мастерской, другие на философские дебаты и возвращались домой к вечеру. Домом занималась женщина - готовила еду, воспитывала детей, шила одежду, ходила за колодезной водой.
Одежда была свободного покроя, как мужская так и женская состояла из туники и хитона (кусок материи скреплялся на плечах и подвязывался на талии). Обовью служили сандалии, их делали из кожи, реже из войлока. Известно, что греки любили яркие цвета.
Женщины применяли косметику: крема, румяна, помаду, тушь для ресниц. Крема делали из полезных растений, оливкового масла, молотых кофейных зёрен, мёда. Тушью для ресниц была сажа, румянами были красные ягоды, пудрой - белая глина. Для изготовления помады использовали совсем не полезные материалы, это красная глина, хна и что совсем невероятно - ржавчина.
Отсюда делаем вывод, что во все времена, женщина ради красоты шла на любые испытания.
Кстати, мужчины тоже пользовались косметикой в частности румянами, на волосы наносили маски (навозом животных боролись с плешью), ухаживали за бородой.
Еда древних греков была простой - оливки, сыр, вино, орехи, мёд, хлеб, рыба. Мясо ели по праздникам, чаще на столе присутствовали бобовые: горох, чечевица и разные специи (мята, ореган, лавр, чебрец). В приготовлении пищи применяли уксус и соль, десертом являлись сухофрукты, орехи залитые мёдом, кунжут с мёдом.
Браки в Древней Элладе закреплялись законом, разницей в возрасте было принято считать 13-15 лет. Девушку могли выдать замуж в 12 лет, для этого согласия от неё не требовалось. Никаких прав женщина не имела, от неё требовалось только рождение потомства и уход за мужем. Отец девушки с будущим мужем заключали договор, где описывалось состояние невесты и в случае развода всё возвращалось обратно.
В канун свадьбы, родители невесты и жениха приносили жертву богам, обычно это была молодая корова, которую они приносили в храм Артемиды или в храм Афины. В свой дом жених должен был невесту занести на руках - древняя примета благополучия семейного счастья.
Свадебный обряд
Женились древние греки обычно зимой. Обряд носил ритуальный характер и строго соблюдался в течение многих веков. Самому бракосочетанию предшествовала помолвка, сопровождавшаяся молитвами и жертвоприношениями у домашнего алтаря. Юная невеста посвящала свои молитвы покровительницам женщин – Гере и Артемиде.
Занимательный факт.
В Древней Греции мальчишник устраивался не до, а после свадьбы, на следующий день. Молодой муж устраивал праздничное застолье для мужчин из своей фратрии.
Быт и досуг древней греции
Древняя Греция – родина философии, демократии, театра, Олимпийских игр, врачевания, точных наук. Огромен вклад античной Греции в мировую архитектуру, поэзию, скульптуру. Культура Древней Эллады развивалась тысячелетиями, её считают началом современной европейской цивилизации.
От времён расцвета древнегреческой культуры нас отделяют 2500 тыс лет. Но сила античного искусства, история и быт древних греков оказались вечными, заставляя современников познавать тайны греческой цивилизации.
Археологические раскопки дают нам представления о том как выглядели древнегреческие жилища и о жизни эллинов.
Быт древних греков был прост: дома строились из глины и из кирпича-сырца, поэтому они быстро ломались и также быстро восстанавливались. Дома были одноэтажные, глухой стеной выходили на улицу, а окна были обращены во двор, стёкол не было, только ставни. Внутри дом чётко разделялся на 2 половины - мужскую и женскую. В центре дома располагался двор, предназначенный для отдыха домочадцев.
Самой красивой комнатой в доме была столовая, где древние эллины принимали гостей на симпосии (весёлые пирушки). Из мебели были столы-трапезья, сундуки для одежды, стулья и сиденья-апоклинтры для возлежания на симпосиях.
Улицы были кривые и такие узкие, что открывая дверь можно было ударить ей прохожего. Не было никакой планировки и дома лепили один к другому. В целом д ревнегреческие города были однообразны и походили один на другой.
Утром обычно мужчины уходили из дома, одни на работу в мастерской, другие на философские дебаты и возвращались домой к вечеру. Домом занималась женщина - готовила еду, воспитывала детей, шила одежду, ходила за колодезной водой.
Одежда была свободного покроя, как мужская так и женская состояла из туники и хитона (кусок материи скреплялся на плечах и подвязывался на талии). Обовью служили сандалии, их делали из кожи, реже из войлока. Известно, что греки любили яркие цвета.
Женщины применяли косметику: крема, румяна, помаду, тушь для ресниц. Крема делали из полезных растений, оливкового масла, молотых кофейных зёрен, мёда. Тушью для ресниц была сажа, румянами были красные ягоды, пудрой - белая глина. Для изготовления помады использовали совсем не полезные материалы, это красная глина, хна и что совсем невероятно - ржавчина.
Отсюда делаем вывод, что во все времена, женщина ради красоты шла на любые испытания.
Кстати, мужчины тоже пользовались косметикой в частности румянами, на волосы наносили маски (навозом животных боролись с плешью), ухаживали за бородой.
Еда древних греков была простой - оливки, сыр, вино, орехи, мёд, хлеб, рыба. Мясо ели по праздникам, чаще на столе присутствовали бобовые: горох, чечевица и разные специи (мята, ореган, лавр, чебрец). В приготовлении пищи применяли уксус и соль, десертом являлись сухофрукты, орехи залитые мёдом, кунжут с мёдом.
Браки в Древней Элладе закреплялись законом, разницей в возрасте было принято считать 13-15 лет. Девушку могли выдать замуж в 12 лет, для этого согласия от неё не требовалось. Никаких прав женщина не имела, от неё требовалось только рождение потомства и уход за мужем. Отец девушки с будущим мужем заключали договор, где описывалось состояние невесты и в случае развода всё возвращалось обратно.
В канун свадьбы, родители невесты и жениха приносили жертву богам, обычно это была молодая корова, которую они приносили в храм Артемиды или в храм Афины. В свой дом жених должен был невесту занести на руках - древняя примета благополучия семейного счастья.
Праздник в честь бога веселья
Одним из самых любимых народных праздников был Брумалий, который проводился в честь Диониса - бога веселья и покровителя виноградной лозы.
Брумалий длился 2-3 недели, начинаясь в конце ноября и заканчиваясь в середине декабря. Празднества сопровождались обильными возлияниями, шумными пирами, народными гуляниями, переодеваниями и обязательными жертвоприношениями.
Позднее после покорения Эллады римскими легионами Брумалий стал предшествовать римским сатурналиям, постепенно сливаясь с этими религиозными праздниками.
Интересные традиции и обряды Древней Греции
В свое время древние греки создали одну из величайших цивилизаций в истории человечества. Достижениями эллинской культуры, архитектуры, скульптуры до сих пор восторгаются во всем мире.
Жизнь древних греков, как и всех языческих народов, содержала в себе большое количество ритуалов и обрядов. Многие из них были утрачены за прошедшие тысячелетия, но о некоторых нам известно и сейчас.
Жизнь в Древней Греции
В каждом древнегреческом городе функционировали театры, работали мастерские, где изготовлялись роскошные произведения искусства: расписанные картинками из мифологических сюжетов керамические изделия, статуи.
Зодчие возводили грандиозные постройки с могучими, но изящными колоннами, украшенными мозаикой стенами. Регулярно производились различные спортивные состязания, выступления музыкантов, певцов и поэтов. Состязания атлетов были неотъемлемой частью самого грандиозного древнегреческого празднования — олимпийских игр, которые регулярно проводились на Пелопоннесе в городе Олимпия в честь древнегреческих божеств .
состязания атлетов состязания атлетовОчень большое внимание древние греки уделяли своей образованности, просвещенности в искусстве. Многие гордились тем, что знали наизусть древние поэмы «Илиаду» или «Одиссею».
Показ трагедии в древнегреческом театре Показ трагедии в древнегреческом театреВ жизни каждого греческого полиса большую роль играла общественность. Поскольку каждый город управлялся сам по себе, гражданам было нетрудно следить за порядком в своей среде. Все дети граждан получали образование. В раннем возрасте они обучались грамоте и общественным манерам у домашнего учителя-раба — педагога (буквально: «детский проводник»).
Затем получали общественное образование сначала в школах (греческое «схола — досуг»), где учились известным в то время наукам и искусству, а в подростковом возрасте — в гимнасиях (от «гимнос — раздетый») — спортивно-учебных заведениях, где овладевали разными гимнастическими навыками.
Греки-мужчины были хорошо физически подготовленными, ловкими и выносливыми. Быть слабым, дряблым или, наоборот, толстым , считалось позором. Поэтому греческие воины — гоплиты, были в бою очень грозным противником.
Семейные отношения древних греков в классическую эпоху были строго патриархальными . Женщина не была рабыней, однако была окутана многочисленными запретами и правилами, не участвовала в общественных собраниях, часто даже не покидала пределов дома без сопровождения мужа, а по особым дням — даже женскую половину дома.
Городская община следила за моральным обликом своих членов. В Афинах граждан штрафовали за тунеядство. А взрослый сын, ранее не обученный отцом какому-либо ремеслу, позволявшему зарабатывать на жизнь, освобождался от обязанности содержать отца в старости. Важное место в жизни греческого общества занимала наука, так как развитие дальней морской торговли, интенсивное градостроительство, облагораживание земель требовали накопления сложных знаний. Особенно высокий авторитет имели философы — ученые, строившие заключения о сущности окружающего бытия, природе общественных и семейных отношений, человеческой психологии.
Умевшие трезво и беспристрастно оценивать окружающую обстановку, философы влияли на умонастроения людей, выступали ценными советниками в политических вопросах. Некоторые философы осмеливались активно критиковать сложившиеся устои греческого общества. Среди таких был афинский мудрец Сократ , учивший, что в мире существует лишь одна объективная справедливость, независимая от человеческих наций и законов (афиняне же считали идеалом справедливости собственные законы и обычаи). В конце концов Сократ был обвинен в отвержении греческих богов, развращении афинской молодежи и принужден принять яд .
Смерть Сократа (худ. Жак-Луи Давид) Смерть Сократа (худ. Жак-Луи Давид)В экономике греческих полисов все большую роль играл рабский труд . Рабы трудились в мастерских, строили здания, поддерживали общественный порядок. До половины населения города могло быть рабами. Помимо рабов, к негражданам относились еще метеки — чужеземцы, получившие за уплату налога жить в городе и заниматься в нем ремеслами. Рабство уже оформилось как классическое: рабы больше не считались младшими членами семейства, как это было при архаичной патриархальности, а по сути превратились в живые, говорящие вещи. Их десятками и сотнями продавали на городских рынках, обменивали на дорогую утварь.
продажа рабов продажа рабовИзвестен случай, когда греческий отец, желая помочь своему нерадивому в учебе сыну овладеть грамотой , подарил тому несколько мальчиков-рабов, имя каждого из которых начиналось на отдельную букву греческого алфавита . Рабов обычно берегли, потому что они стоили дорого, но если кому-то вздумалось бы жестоко истязать, не кормить или просто убить раба, наказания это не влекло.
Погребение
Эллины четко соблюдали традиции погребения умерших. Покойников они тщательно готовили к путешествию в царство Аида. Интересно, что в Древней Греции одновременно существовало два обряда погребения: кремация и закапывание в землю. При этом даже после сожжения прах человека помещался в урну, которую затем опускали в могилу.
Вместе с умершим клали его личные вещи, которые могли бы пригодиться ему в загробной жизни. Кроме того, покойнику обязательно оставляли как минимум одну монету, чтобы он смог заплатить легендарному лодочнику Харону за переправу через реку Стикс, отделявшую мир живых от мира мертвых.
Как жили люди в Древней Греции?
Древняя Греция – колыбель нашей цивилизации. В ней жило столько ученых и философов! В ней рождались такие интересные мифы и легенды! Наконец, Древняя Греция – это родина демократии!
В те времена Греция не была единым государством. Она была раздроблена на множество городов, которые назывались полисами (πόλις ). Наверняка, вы слышали самые известные из них: Спарта, Афины, Дельфы, Халкида и т.д. Каждый из этих городов можно представить как маленькое государство. Часто их так и называют: города-государства. Каждый их них владел определенной территорией, чеканил свою собственную монету, имел собственные вооруженные силы и независимого правителя.
Греческие города-государства постоянно враждовали друг с другом. Не проходило и года, чтобы кто-нибудь не шел на кого-нибудь войной. По сути, их можно сравнить с разными бандами, которые постоянно друг на друга нападают и просто не умеют жить в мире. Иногда случались редкие перерывы в бесконечных походах – обычно из-за того, что на территорию полисов нападал внешний враг. Тогда греки вспоминали пословицу «враг моего врага – мой друг» и объединялись, чтобы дать отпор. Через некоторое время все возвращалось на круги своя. Кстати, оружие и доспехи каждый греческий воин обязан был покупать за свой счет.
Итак, что бы вы предпочли: быть облитым горячей смолой при штурме вражеского города, быть проткнутым копьями фаланги или быть раздавленным колесницей в гуще боя? Может быть, вы бы не хотели воевать и мечтали стать миролюбивым пахарем? Тогда добро пожаловать в «тыл».
Так как половина жителей полиса часто была занята войной, другая половина заботилась о выживании государства и, в основном, работала на полях или занималась выпасом скота. Забудьте о непривередливых генно-модифицированных культурах, которым не страшны неожиданные заморозки или засухи. Внезапное изменение погоды убьет ваш урожай, и поставит семью на грань выживания. Хотя выход всегда есть! Чтобы прокормить семью, отдать часть урожая государству и заплатить все налоги, вы можете продать себя или одного из своих родственников в рабство.
Конечно, дом есть, а в нем есть и комната. Но она только одна, как и в большинстве жилищ того времени. Да и она с сырым земляным полом. Так что приготовьте деньги на лечение ревматизма. Возможно, вам повезет, и придет врач, который сделает настой из трав, собранных с другой стороны городской стены. Но, скорее всего, врач будет в походе вместе с войском. Ничего страшного, терпеть осталось недолго – ведь средняя продолжительность жизни составляла 35 лет.
И в этом варианте ещё не упоминались различные эпидемии, выкашивающие античные города, захват полиса другими войсками и угон в рабство всех его жителей, пожары, которые за несколько часов уничтожали весь город, почти весь состоящий из деревянных домов и другие «приятные» события.
Конечно, все описываемые ужасы не всегда выпадали на долю античного человека. В этом океане хаоса часто попадались и спокойные места, в которых можно было жить и творить. Но и то, что пишут в восторженных книгах о Древней Греции, не всегда является правдой.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Читайте также: