Бриллиантовая рука экскурсовод в стамбуле
Доброго времени суток, дорогие друзья! Моя статья понравится всем любителям старых добрых советских комедий. Сегодня я вам расскажу, где снимали бриллиантовую руку.
Эта кинолента может похвастаться обширной географией съемок – это и Баку, Москва и Сочи. Фильм показали в кинотеатрах в 1969 году в июне.
Итак, давайте пройдемся по маршруту съемок прекрасной кинокартины.
Корреспондент «Огонька», диспетчер автобазы и жена Никулина: кто сыграл в эпизодах «Бриллиантовой руки»?
Комедия Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» своим успехом у зрителей во многом обязана блестящему актёрскому составу. На экране собрались звёзды советского кино — Юрий Никулин, Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Нина Гребешкова, Нонна Мордюкова. Однако в эпизодах легендарного фильма появились непрофессиональные актёры, которые оказались в кадре совершенно случайно.
Экскурсовод в Стамбуле
На съёмки «Бриллиантовой руки» Юрий Никулин взял всю свою семью. Его жена Татьяна — по образованию садовод — сыграла небольшую роль гида в Стамбуле, а сын Максим исполнил роль мальчика, идущего по воде с сачком. Для Татьяны Никулиной «Бриллиантовая рука» была не единственной картиной: она появилась в эпизодах фильмов «Смелые люди», «Маленький беглец», «Новенькая», а в ленте «Точка, точка, запятая. » они вместе с Юрием Никулиным сыграли родителей школьника Алёши Жильцова.
Жрица любви
Творческая карьера киевской актрисы Виктории Островской складывалась непросто. Она трудилась слесарем на заводе, служила в театрах Сызрани и Днепропетровска, жила на Камчатке. В Москве актрисе пробиться было сложно, поэтому она устроилась диспетчером на автобазу. Именно в это время фигуристую девушку на улице заметил ассистент Леонида Гайдая и пригласил на пробы в «Бриллиантовую руку». Сам режиссёр, как только увидел фотографии Островской, сразу утвердил её на роль путаны в Стамбуле. Эпизоды с участием Виктории отсняли всего за пару дублей, и хотя её роль была небольшой, зрители навсегда запомнили её «Цигель, цигель, ай лю лю». Казалось, после успешного дебюта карьера пойдёт в гору. Однако с тех пор в фильмографии Островской появился только один фильм — она сыграла девушку в душе в продолжении «Карнавальной ночи» под названием «Старый знакомый». После этого Виктория больше тридцати лет работала библиотекарем в отделе искусств Российской государственной библиотеки. А когда у неё начались проблемы со спиной, бывшая актриса начала усиленно заниматься лечебной физкультурой. Островская помогла не только себе, но и другим: вот уже много лет она работает тренером по аэробике и кинезиотерапии в одном из оздоровительных центров Москвы.
Бородач у туалета
«Папаша! Огоньку не найдётся?» — этот вопрос не на шутку напугал Семёна Семёновича. Сыграл грозного типа с черепом на груди корреспондент Леонид Плешаков. Он приехал на съёмки «Бриллиантовой руки», чтобы взять интервью у Юрия Никулина. Но когда режиссёр заметил колоритного журналиста, то сразу нашёл для него роль в фильме. Комедия Гайдая стала актёрским дебютом для Плешакова. В титрах его тогда не указали, однако в базу «Мосфильма» занесли. Типаж крепкого журналиста оказался востребован: впоследствии он появился ещё в 14 картинах, среди которых — «Почти смешная история», «Сибириада», «Васса», «Похождения графа Невзорова».
В 1969 г. на советские экраны вышел фильм Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». С момента первого показа этот фильм в июне эксцентричная кинокомедия стала лидером проката – ее посмотрело 76 миллионов 700 тысяч человек! В 1995 г. по результатам опроса российских телезрителей была признана лучшей комедией за сто лет.
Если во всех городах бывшего Советского Союза фильм приняли восторженно, то в Баку его приняли с восторженностью, возведенной в энную степень. Потому что заграничные сцены с участием корифеев советского кино Андрея Миронова и Юрия Никулина снимались в Баку.
И хоть экранного времени эти сцены заняли минут десять, экзотический мусульманский город, предположительно Стамбул, стал полноправным «главным героем» фильма. По крайней мере, одним из главных. Ведь именно там закрутился весь сюжет.
Как же Баку стал Стамбулом? Причем если учесть, что за несколько лет до этого Баку был «загримирован» под латиноамериканский Буэнос-Айрес в фильме «Человек-амфибия»? Наверное, потому, что Баку – город в прямом смысле слова уникальный.
Выбор в пользу Баку Леонид Гайдай сделал, в общем-то, вынуждено. После утверждения сценария весь творческий коллектив фильма был уверен, что все время съемок они будут нежиться где-нибудь на заграничных капиталистических югах, в том же Стамбуле. Ведь если маршрут круиза героя Юрия Никулина пролегал по Средиземному морю, то вполне очевидно, что последний город – это Стамбул. Без него не обойтись, там все и начинается.
Каково же было разочарование съемочной группы, когда Гайдай во всеуслышание объявил: снимать он будет в СССР. Ничего не попишешь, заграница стоит дорого… Да и не отправлялись без лишнего повода советские режиссеры на зарубежные съемки, тем более в капстрану.
Но Гайдай нашел отличный выход – снял Стамбул в Баку. Съемки начались в конце апреля 1968 г. и продолжались до середины ноября. В середине сентября группа приезжает в Баку для съемок эпизодов «за границей» и съемки продолжались около двух недель.
Для натуры был выбран Ичери-Шехер. В кадр попал и символ Баку – Девичья башня, и крепостные стены, и идущая вдоль стен улица Кичик Гала, а также Дворец Ширваншахов, названный экскурсоводом дворцом выдуманного султана, Джума мечеть, где Семен Семеныч Горбунков снимал верблюдов с закрытым объективом, улица Сабира, где советских туристов «облико морале» соблазняла дамочка легкого поведения, улица Асафа Зейналлы, где Горбунков вместе с Козодоевым уворачиваются от аборигена на осле…
Любители «Бриллиантовой руки» с точностью до дома и поворота вычисляли потом маршрут бегающего Козодоева – героя Андрея Миронова. Правда, вычислить его окончательно так, похоже, никому так и не удалось, т.к. монтаж переносит героя из одного переулка в другой, но основные улочки все же удалось опознать.
Сакраментальная сцена «Чьерт побьери!» у аптеки «Чиканук» снималась на улице Кичик Гала ближе к Сальянским воротам. Аптеку поместили в обычную подворотню, за которой никакого помещения не было, а был обычный крепостной дворик. Внутренности снимали в декорациях, выстроенных в павильоне уже в Москве.
Несколько утренних кадров, которыми начинается фильм, сделано в Ичери-Шехер и с Южно-Советской площади в районе памятника Нариманову – в несколько метрах от лестницы, спускающейся к улице Буйнакской. Там же снимают и двух главных героев перед исчезновением Козодоева. Другой план этой же сцены был сделан из дворца Ширваншахов и в кадр попали вполне советские дома.
Чтобы придать Баку «заграничного» налета, места съемок украсили разнообразными вывесками и рекламами. Тут тебе и «Lampade-Radio», и «Cafe’s Scifo», и «Philips», и просто «АВС», и вывески почему-то на арабском (или на фарси), и даже некая «Ferreteria», что, как утверждает «Википедия», есть испанский термин для обозначения магазинов по продаже разного рода инструментов. Прямо на Девичью башню прилепили загадочные буквы «NIP INDIA»…
Помимо знаменитых на весь Союз актеров, в «Бриллиантовой руке» снимались и азербайджанские – в эпизодах. Для среднестатистического жителя СССР азербайджанцы и сами по себе выглядели достаточно экзотично, поэтому для придания еще больше экзотичности ограничились переодеванием женщин в чадру.
А еще в фильме снялся знаменитый бакинский чудо-регулировщик, тогда еще старшина Курбан Мазанов. Сыграл, можно сказать, самого себя, изображая экзотического полицейского, который энергично наводил порядок в круговороте машин, людей, ослов и верблюдов. Он не был заявлен в сценарии, но Леонид Гайдай, узнав, что в Баку есть такое чудо, пожелал включить его в свой фильм. Подробнее о Курбане Мазанове можно прочитать здесь.
«Бриллиантовая рука» – поразительно современный и раскованный фильм, особенно для 1968 года. Девушки в мини-бикини, Светличная в купальнике и без него, демонстрация сразу двух проституток: заграничной и советской – сложно представить, как пропустили такую аморалку партийные цензоры… Но пропустили, и теперь весь мир любуется на этот шедевр. И, конечно, на Баку.
Географические несуразности
Они состоят в вопросе расстояний. Рыбалка в основной части снималась у Туапсе, как уже было сказано. Но там не было мели, позволявшей Миронову пройти по воде (мальчика, за которым он следовал, играл сын Никулина, очень обидевшийся на «дядю Андрея» за крепкие пинки под зад в нескольких дублях).
Поэтому эту часть перенесли под Новороссийск, где в море тянулась Суджукская коса. Получилось, что Миронов преодолел приличное расстояние по воде! Мало того – береговая охрана не поняла, что наблюдает процесс создания кино, и их катер рванул на помощь актеру, очень убедительно звавшему на помощь.
Но еще большее расстояние под водой пришлось преодолеть Лелику (Анатолию Папанову)! Дело в том, что он насаживал рыбу на удочку Миронова… возле крымского Нового Света! Тут вообще телепортация какая-то получилась!
Немного интересной истории
В конце 60 – х годов Леонид Гайдай уже был известным режиссером, создававшим эксцентрические комедии. В 1965 году на экраны вышла «Операция Ы», а в 1966 году зрители увидели «Кавказскую пленницу».
Но «Бриллиантовая рука» имела оглушительный успех. За первый год ее посмотрели 77 млн. зрителей.
Идея сценария была навеяна серий статей журналиста Сахнина, которые рассказывали о методах борьбы с контрабандистами. И там упоминалось о таком способе провоза ценностей – как гипс.
В целом сценарий получил одобрение, но попросили сделать меньше эпизодов с участием управдомши Плющ и сделать больше сцен с милицией.
3 января 1968 года сценарий был полностью одобрен Главным управлением кинематографии. В феврале были начаты пробы актеров.
Сплетни или факты?
А теперь пройдемся по интересным фактам из периода съемок:
- Изначально фильм планировали назвать «Контрабандисты».
- По политической причине из сценария были убраны некоторые реплики. Например, «партию и правительство оставили на второй год».
- В реплике управдомши: «я не удивлюсь, если ваш муж тайно посещает любовницу», вместо слова «любовница» хотели вставить «синагогу».
- «Песню про зайцев» сначала исполняли на пароходе, а потом заменили ее на «остров невезения». А эту спели в ресторане, чтобы атмосфера стала менее пафосная.
- Песню «вулкан страстей» исполняла не роковая красотка советского кино, а Аида Ведищева. Она же была исполнительницей и в «Кавказской пленнице». За это Светличная очень обиделась на режиссера. Кроме этого, актриса и говорила не своим голосом. За нее это делала Зоя Толбузина. Единственная настоящая реплика актрисы «не виноватая я…».
- Все песни к фильму создал композитор Александр Зацепин.
- А из всех актрис, участвующих в пробах на роль управдомши, Нона Мордюкова понравилась Гайдаю меньше всех. Еще актриса конфликтовала с Андреем Мироновым, которого считала «маменькиным сынком».
- В эпизоде, где здоровый верзила просит у Горбункова закурить, снимался Л. Плешаков, корреспондент журнала. Он согласился на роль ради интервью Никулина.
- Во время съемок использовалось множество декораций. У поселка Атой возле Туапсе был создан настоящий остров из песка.
Если хотите поделиться интересной информацией по поводу фильма, или своими впечатлениями, напишите в комментариях.
Смотрите хорошие фильмы и больше смейтесь, дорогие друзья! До новых встреч!
За кадром комедии «Бриллиантовая рука». 16 фактов о создании культового фильма Гайдая
Сценарий этой зажигательной комедии был написан на основе реальных событий. В советской газете «Правда» в 60-х годах вышла серия статей про контрабандистов, придумавших хитроумный способ перевозки своего товара – в гипсе. Первый вариант текста так и назвался – «Контрабандист», а главную роль Семена Семеныча Горбункова с самого начала писали под Юрия Никулина.
1. Изначально жуликов в сценарии было трое: Граф, Механик и Малыш. Но худсовет рекомендовал сократить их количество до двух человек, сделать более значимой работу милиции в фильме и уменьшить роль «управдомши» Плющ. В первом варианте сценария из уст героини Мордюковой звучали фразы с политическим подтекстом. Их было приказано убрать. Менее выпуклой стала и роль Шефа, который по ходу фильма должен был отпускать шутки про социализм.
2. Юрий Никулин на роль Горбункова был утвержден сразу. В «Союзгосцирке» артисту даже предоставили полугодовой отпуск. Зато на другие ключевые роли фаворитов не было. Гешу Козодоева (Графа) могли сыграть Георгий Вицин, Валерий Носик, Михаил Пуговкин. Однако Гайдай решил попробовать Андрея Миронова, который тогда еще не был звездой. Михаил Пуговкин претендовал и на роль Лелика. Но худсовет и режиссер сошлись во мнении, что лучше всего в этом образе смотрится Анатолий Папанов.
3. Контрабандиста-аптекаря мог сыграть Спартак Мишулин. Но на пробах его обошел Леонид Каневский, который великолепно вошел в образ. В роли эффектной блондинки Анны Сергеевны режиссер видел молодую Клару Лучко. Но после прочтения сценария та категорически отказалась. Пришлось выбирать из трех актрис – Светланы Светличной, Лилии Юдиной, Эвы Киви. Но Юдина получалась слишком вульгарной, Киви – слишком «не советской», а Светличная выглядела чересчур откровенно. После долгих споров утвердили-таки именно Светлану Афанасьевну.
4. Во время кинопроб на роль «управдомши» режиссеру не понравилась Нонна Мордюкова. Но актрису все же утвердил худсовет. На съемочной площадке с ней постоянно конфликтовал Андрей Миронов. Когда она неправильно произносила реплику из сценария, Миронов постоянно поправлял кинозвезду. Мордюкову это жутко злило, и она называла актера «маменькиным сынком».
5. Пароход, который фигурировал в фильме как «Михаил Светлов», на самом деле назывался «Победа». Просто Гайдаю очень нравилось творчество советского поэта, что и отразилось в сценарии. Режиссер уговорил капитана «переименовать» судно всего на один день. В итоге съемки на теплоходе прошли в рекордно быстрые сроки.
6. Во время съемок происходило много всяких курьезов – веселых и не очень. На весь Союз даже распустили слух, будто Юрия Никулина не стало. А дело было в следующем. У Никулина имелся «двойник» – точная копия артиста из папье-маше. Она была нужна для съемок сцены, где Горбунков выпадал из багажника «Москвича», подвешенного к вертолету. Кукла хранилась в подвале гостиницы, где жила съемочная группа. Ценный реквизит прикрыли простыней. Однажды в подвал заглянула уборщица. Приподняв простыню, она приняла куклу за настоящего Никулина. А поскольку уборку в гостинице она совмещала с работой в аэропорту, весть об уходе великого артиста мгновенно разлетелась на всю страну.
Занимательные персонажи
Роль Семена Горбункова была создана для Юрия Никулина специально. Что интересно, даже в Союзцирке, где в то время работал актер, ему оформили отпуск продолжительностью в полгода.
Хотя это было большим исключением. На роль второго главного героя был выбран тогда еще малоизвестный 27-летний актер – Андрей Миронов.
Образ харизматичной личности, контрабандиста и модника прославил кинозвезду.
По местам съемок
Теперь выясним, в каком городе происходили съемки. Съемочная группа была уверенна, что съемки будут происходить заграницей. Но Гайдай объявил, что фильм будет сниматься в СССР.
Это стало настоящим разочарованием для киношного народа. Таким образом, Баку трансформировался в Стамбул. Ресторан «Плакучая Ива» был отснят на «Мосфильме», а морские пейзажи в Адлере.
Москва и Подмосковье
Первый эпизод снимался в апреле в 1968 году в студии Мосфильма. В студии были организованы квартиры Графа и Шефа. Позже там происходили съемки квартиры Горбунковых, гостиничный номер с соблазнительницей и каюты капитана теплохода.
Выполнялись в Москве и натурные съемки. Одну сцену делали на Ленинском проспекте, у одного из входов в парк Горького.
На Комсомольском проспекте в универмаге снимали кадры в комиссионном магазине. Место съемок автомобильных сцен – Павловская слобода в Подмосковье.
Съемки на Черном море
Город, в котором идут главные события фильма, был экранизирован на курортах Черного моря – В Сочи и Адлере. Во время проекта группа остановилась в гостинице «Горизонт».
Там же осуществлялись и съемки с теплоходом, настоящее название которого не «Михаил Светлов», а «Победа». Название поменяли, так как Гайдаю увлекался творчеством Михаила Светлова, и по его просьбе на один день название было заменено.
Его сменили даже на всех спасательных кругах. Все эпизоды были сделаны за день.
Где снимали рыбалку?
Место, где сняли неудавшуюся рыбалку – Белая скала, которая находится недалеко от Туапсе. Там же снимали черные камни.
Вот один интересный факт. Звуки над водой распространялись очень хорошо и поэтому крики персонажа Андрея Миронова о помощи услышали люди за два километра от объекта съемок.
На подмогу был послан катер, но как только он приблизился к утопающему, грозный голос из громкоговорителя попросил уйти из кадра.
А вы помните сцену, в которой Миронов дает пинка мальчику, наклонившемуся за удочкой? Это был сын Никулина.
Сцена долго не выходила, так как мальчик падал в море еще до того, как Миронов замахивался. А потом Гайдай заверил его, что Миронов пройдет мимо.
А сцену, где во время подводной охоты с Папанова стянули трусы, снимали с дублером. И в те времена не было видеокамер с защитой под водой, и поэтому один умелец слепил из смолы специальный бокс.
Что происходило в Баку?
Сначала актер долго пытался правильно упасть на банановой кожуре, но только зря тратил эти редкие по тем временам фрукты. Когда кончились бананы, Никулину пришлось падать на арбузных корках.
Кстати, многие кинематографисты в советские времена использовали улочки Азербайджана в улицы Стамбула, Аргентины или Тегерана.
Съемки продолжались в течение 15 дней.
Были сняты многие старинные сооружения столицы Азербайджана:
- Крепостная стена.
- Девичья башня.
- Джума-мечеть.
- Дворец Ширваншахов.
Все эти объекты по фильму представляла экскурсовод. Кстати, эту роль исполнила жена Никулина. Кроме того, в фильме зрители могут увидеть великолепные пейзажи Каспийского моря.
А вы знали, что язык, на котором общаются персонажи Шпигеля и Каневского – это простой набор тарабарщины, выдуманной Каневским.
Например, слово «мордюк» в сердцах сказал Гайдай после конфликта с Нонной Мордюковой.
"Бриллиантовая рука": как Баку стал Стамбулом – ФОТО
Режиссеру культовых советских комедий: "Операция "Ы", "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика", "Бриллиантовая рука", "12 стульев", "Иван Васильевич меняет профессию" - Леониду Гайдаю сегодня 30 января исполнилось бы 90 лет.
Несомненно, особую роль в творчестве великого режиссера и многих актеров сыграла комедия "Бриллиантовая рука". "Бриллиантовая рука", снятая в 1968 году, один из самых популярных фильмов в истории советского кино. Эксцентричная кинокомедия вышла в прокат в июне 1969 года, и принесла Гайдаю триумф: фильм посмотрело 76 миллионов 700 тысяч человек! Пресса встретила фильм восторженно, и это было справедливо! Кстати, комедия "Бриллиантовая рука", по результатам опроса российских телезрителей в 1995 году, была признана лучшей комедией за 100 лет.
Основные сцены фильма снимались в Сочи и в древней части Баку - Ичеришехер. Помните, как герой Андрея Миронова Граф заблудился на тех улочках, и пытался как можно быстрее попасть к отплытию теплохода? А помните ту улочку, где скромный служащий "Гипрорыбы" Семен Семенович Горбунков (Юрий Никулин), случайно поскользнувшись, получает вывих руки. Произнесенные им при этом слова "Черт побери!" стали паролем для контрабандистов. Горбункову накладывают гипсовую повязку, под которую спрятаны золото и бриллианты.
Ичеришехер, или как Баку стал Стамбулом
Творческий коллектив фильма был уверен, что все время съемок они будут нежиться на заграничном капиталистическом курорте. Каково же было разочарование съемочной группы, когда Гайдай во всеуслышание объявил: снимать он будет в СССР. Так как маршрут круиза пролегал по Средиземному морю, очевидно, что последний город - это Стамбул. Понятно, что в СССР без лишнего повода режиссеры не отправлялись на зарубежные съемки, тем более - в "капстрану". И Леонид Гайдай нашел отличный выход - снял Стамбул в. Баку! Так Баку - город контрастов, где до этого уже снимались фильмы известными советскими режиссерами, превратился в турецкий Стамбул.
Съёмки кинофильма "Бриллиантовая рука" начались в конце апреля 1968 года и продолжались до середины ноября. В середине сентября группа приезжает в Баку для съемок эпизодов "за границей" и съемки продолжались около двух недель.
Во время съемок в Ичери шехер в кадры попадают достопримечательности древней части столицы Азербайджана - Крепостная стена, Девичья башня, мечеть Джума, Дворец Ширваншахов, которые туристам из СССР показывает экскурсовод (играла жена Никулина). И, наконец, ставшая знаменитой после выхода картины на экраны, улица с аптекой "Чиканук", где прозвучало знаменитое "Чьерт побьери!" - улица Малая Крепостная (Кичик Гала), 8.
А сколько туристов радостно плюхались тут на горячий летний бакинский асфальт под объективы любительских фото- и видеокамер с сакраментальным "Чьерт побьери!".
"Чьерт побьери"
Сцена падения у аптеки у Андрея Миронова получилась с первого дубля, а вот Юрий Никулин никак не мог упасть как надо. Кстати, первоначально предполагалось, что он поскользнется на банановой кожуре. Под это дело закупили несколько килограммов дефицитных по тем временам фруктов и хранили их в холодильнике. Однако поскользнуться на банановой кожуре Никулину никак не удавалось. И тогда купили арбуз, которых в Баку было сколько угодно. Падать Никулин должен был на надувной пляжный матрас серого цвета. Но если падение ему удалось практически сразу, то вот на арбузную корку он никак удачно наступить не мог. И тут на помощь пришел Леонид Каневский (актёр, игравший контрабандиста, накладывавшего гипс Никулину). Он торопился на съемки в Свердловск, поэтому предложил режиссеру заменить Никулина. На него надели брюки и туфли Никулина, и он мастерски поскользнулся - с первого же дубля. Так что нога в кадре его, а не Никулина. Но во время монтажа возникла проблема "совмещения", поскольку сцена была снята крупным планом. Подмена так и осталась видна: когда показывают арбузную корку, видно коричневые туфли, а Никулин был обут в туфли чёрного цвета.
"Иностранная речь", на которой говорят герои Леонида Каневского и Григория Шпигеля - тарабарщина, придуманная Каневским. Слово "мордюк", несколько раз звучащее в ней, было привнесено Гайдаем после того, как он на съёмках поругался с Мордюковой. А фраза "березина команит" была придумана Каневским по девичьей фамилии его жены Анны Березиной.
История о чудо-регулировщике
А помните экзотического полицейского, который энергично наводил порядок в круговороте машин, людей и верблюдов. Так вот, это и был старшина Мазанов. Доблестный бакинский милиционер-регулировщик.
Его "выставляли" всегда на центральном перекрестке Коммунистическая - Чкалова. Правительственный пятачок. Вся элита проезжала там. Именно там и мастерски регулировал движение (тогда светофорам еще не отдавали предпочтения) милиционер-регулировщик старшина Мазанов.
Люди часами стояли на "его" перекрестке, любовались артистизмом, сноровкой и абсолютным профессионализмом регулировщика. Жезл в руке у него вращался как пропеллер. Сам он разворачивался четко, эффектно, непременно цокая каблуками и по-голливудски улыбаясь. Старшина Мазанов стал как бы символом города. Он демонстрировал изящество, тонкость, искусство!
Разве Леонид Гайдай мог не заметить этого чудо-регулировщика, и не пригласить старшину Мазанова сняться в этой комедии? Именно в своем основном амплуа!
В статье использованы материалы из открытых источников в интернете.
Нажмите на фотографии для увеличения:
Приключения дома
География той части сюжета, что развивается в СССР, оказалась более обширной. В основном фильм снимался в помещениях Мосфильма (квартиры персонажей), в Москве (универмаг и «огоньку не найдется?»), в Подмосковье (финальные сцены с погонями и драками) и на Черноморском побережье.
Город, где проживал Горбунков, получил в сценарии название Черноморск. Населенный пункт с таким названием имеется в Одесской области, но в то время он звался Ильичевском. К Черноморскому в Крыму город из фильма тоже отношения не имеет – он выдуман. Сыграли его Сочи и Адлер.
На курортной набережной были отработаны сцены перед отбытием Горбункова в турне, его переговоры с милицией, тут стоит «дом Горбункова» и отель «Атлантик», где героя соблазняла Светличная (хотя существует альтернативное мнение – номер соблазнительницы был оборудован на Мосфильме).
Вероятно, здесь же отыскался и ресторан «Плакучая ива» (тут тоже нет ясности, и есть предположение, что это были павильонные съемки). Прогулка Горбункова с семьей и встреча с Козодоевым («дитям – мороженое, бабе – цветы») сняли в Адлере.
Немало пришлось попутешествовать группе по побережью ради съемок рыбалки Горбункова и Козодоева. Белая скала, возле которой клев будет просто бешеный, снималась в окрестностях Туапсе (это скала Киселева). С этой рыбалкой возникла географическая несуразность. Их в фильмах бывает немало, но картина должна стать истинно популярной, чтобы об этом узнал кто-то, кроме членов съемочной группы.
Где был снят фильм «Бриллиантовая рука»
Комедия Гайдая о хитрых контрабандистах и скромном главном экономисте, помогающем в их разоблачении, оказалась самым популярным и любимым в России советским фильмом (по результатам опроса РТР). Места, где снята «Бриллиантовая рука», ныне отмечены памятными табличками и памятниками. И даже нынешние жители «дома Горбункова» борются за право установить табличку у его подъезда. Но где это все находится географически? И в какие Марсель и Стамбул ездили Горбунков с Козодоевым?
Журнал
Драматурги Яков Костюковский и Морис Слободский придумали сценарий фильма после прочтения серии статей о контрабандистах. В одной из заметок упоминался хитроумный способ провоза — швейцарские контрабандисты вывозили золото в гипсе на руке. Сценаристы написали историю о Семёне Семёновиче, который в заграничном туре случайно попал в центр контрабандистской махинации. Закон больше обращал внимание на вывоз драгоценностей из СССР, поэтому для комедийного эффекта золото и бриллианты решили тайно ввозить…
«Бриллиантовая рука», к/с «Мосфильм», 1968, реж. Л. Гайдай
Драматурги уже работали с Леонидом Гайдаем над «Операцией Ы» и «Кавказской пленницей», поэтому сценарную заявку писали сразу «под Гайдая», который стал не только режиссёром, но и соавтором сценария. Роль Горбункова была написана специально для Юрия Никулина, которого, кстати, история с тайным ввозом тоже поначалу сильно удивила. В фильме снялась вся семья актёра — жена Татьяна сыграла экскурсовода в Стамбуле, а сын Максим появился в эпизоде с мальчиком, который ходил по воде.
Руководство «Мосфильма» сценарий одобрило, но потребовало внести принципиальные правки — сделать более выпуклой и активной роль милиции, вырезать сцену с поздравляющими Шефа пионерами, сократить бытовые сцены, вычеркнуть политически окрашенные фразы, убрать некоторые сцены с управдомом, а также порекомендовало взять на роль контрабандиста Геши Георгия Вицина. Гайдай к рекомендации не прислушался, так как зрители начали бы ждать появления и Евгения Моргунова…
«Бриллиантовая рука», к/с «Мосфильм», 1968, реж. Л. Гайдай
Андрей Миронов сам пришел пробоваться на роль Геши Козодоева, так как он напомнил ему Фигаро — роль, которую актёр недавно начал играть в театре. Пробы Миронов прошел блестяще, но на съемках у него неожиданно возникли напряженные отношения с Нонной Мордюковой. Их сцены редко пересекались, но актёры и так старались лишний раз не общаться — Мордюкова презрительно называла Миронова «маменькиным сынком», а он в свою очередь во всеуслышание указывал ей на все случайные промашки на съемочной площадке.
«Бриллиантовая рука», к/с «Мосфильм», 1968, реж. Л. Гайдай
Иностранная речь, на которой говорят и контрабандисты, и девушка легкого поведения — тарабарщина, придуманная Леонидом Гайдаем и Леонидом Каневским. Слово «мордюк» было посвящено Нонне Мордюковой, «березина команит» — супруге Каневского Анне Березиной.
«Бриллиантовая рука», к/с «Мосфильм», 1968, реж. Л. Гайдай
Девушку легкого поведения, чьё «цигель-цигель ай-лю-лю» помнят до сих пор, сыграла Виктория Островская. Она работала диспетчером автобазы и о кино даже не думала, но попалась на глаза помощнице режиссёра и та пригласила сыграть крошечный эпизод — привлекла внимание эффектная внешность Виктории. Актрисой Островская не стала, снялась в двух фильмах и больше на экране не появлялась.
«Бриллиантовая рука», к/с «Мосфильм», 1968, реж. Л. Гайдай
Журналист «Огонька» Леонид Плешаков приехал на съемочную площадку, чтобы взять интервью у Юрия Никулина. Его увидел Гайдай и решил, что такой типаж должен быть в кадре. В образе мрачного типа с медальоном в виде черепа журналист спрашивал у Семён Семёныча не найдется ли «огоньку». После выхода фильма Леонид Плешаков стал совмещать основную работу со съёмками в кино.
«Бриллиантовая рука», к/с «Мосфильм», 1968, реж. Л. Гайдай
Сцену с рыбалкой снимали очень долго, и Анатолию Папанову пришлось сидеть в воде температурой не выше +8 градусов. Когда по вине оператора был испорчен очередной дубль, Папанов высунулся из воды и экспрессивно крикнул: «Идиот!». Это сняли случайно, но Гайдаю очень понравилась реакция актёра и он решил вставить эпизод в картину.
«Бриллиантовая рука», к/с «Мосфильм», 1968, реж. Л. Гайдай
В сцене «дитЯм — мороженое, бабе — цветы!» герой Андрея Миронова подходит к столику с двумя эскимо на палочке и двумя (!) цветочками для жены Горбункова, а в следующем кадре довольные дети едят шарики мороженого из вазочек… А там, где сын Горбункова кидался мороженым в Гешу, на самом деле ассистент режиссёра 8 дублей кидал в Миронова творог. Творог прилипал гораздо красивее.
У фильма был задуман лиричный финал. Вся семья Горбункова выходит из подъезда, у Семёна Семёновича загипсованы обе руки. Надежда берет мужа под руку и тихо говорит: «Сеня, я хотела тебе сказать… У нас будет ребёнок!». Но так как Гайдая ругали за бытовые зарисовки — финал он изменил. Кстати, крюк подъемного крана в финальной сцене ударил актёра по-настоящему — Никулин не ожидал, что его опустят до конца. Этого не было в сценарии, но эпизод оставили.
Успех, который был у «Бриллиантовой руки», можно назвать триумфальным. В восторге были все — и зрители, и пресса, и критики, и прокатчики… Фильм посмотрело больше 76 миллионов человек! Он завоевал первое место не только в прокате, но и в сердцах многих зрителей. «Бриллиантовая рука» вошла в тройку лидеров за всю историю советского проката — комедию обошли только « века» и «Москва слезам не верит».
Память великих
Оглушительный успех комедии вызвал интерес к вопросу, где снимался фильм. «Бриллиантовая рука» пересматривалась зрителями множество раз и большинство мест съемок вскоре стали известны.
Немедленно началась и трансформация действительности под картину – так, во множестве городов появились рестораны «Плакучая ива», интерьер которых копировал заведение из фильма.
Время шло – популярность не уходила. И уже XXI век решил широко отметить достижения любимых актеров. В 2010 году в Причерноморье появилось сразу два памятника героям комедии.
Так, на Сочинской набережной, в месте, где проходили съемки, установлена скульптурная группа, изображающая семью Горбунковых и наблюдающих за ними Козодоева и Лелика. А под Новороссийском скульптуру Миронова в роли Козодоева с плавками Лелика на палке установили прямо на Суджукской косе.
Невзирая на независимость Азербайджана, Баку тоже не забыл своей роли в легендарном фильме. На улице Кичик-Гала, на доме, где «располагалась» аптека контрабандистов, установлена памятная табличка.
А рядом, по другую сторону, открылся ресторан со звучным названием «Черт-Побери». Его интерьер изображают фигуры персонажей фильма.
Да и жители сочинского жилого дома, мало изменившегося с тех пор (в нем и сейчас живут люди, помнящие съемки) полны решимости отстоять свое право на табличку «Дом Горбункова».
Никакого Стамбула
Начнем с разочарования – никакого Стамбула! Хотя группа Гайдая рассчитывала работать за границей, разрешения и соответствующего финансирования ей не дали. А признать «заграницей» Азербайджан в 1968 г., когда шли съемки, в СССР было сродни государственной измене.
Однако «заграницу» успешно отыграли исторические кварталы города Баку. Их дополнили «заграничными» вывесками и парой макетов – и все. В Баку сняли экскурсию, с которой пытался убежать Козодоев (экскурсовода играла жена Никулина), эпизод с «цигель-цигель-ай-лю-лю», бегство Козодоева.
Особо прославилась улица Кичик-Гала, где была устроена аптека, возле которой Горбункову предстояло ломать руку. На ней группа задержалась надолго – сцена никак не удавалась. Никулин извел несколько килограммов дефицитных бананов и почти целый арбуз – и все не мог убедительно упасть. Ему даже матрас подкладывали.
В результате эпизод получился комбинированным – на арбузной корке в нем поскальзываются ноги Леонида Каневского (контрабандист из аптеки), опаздывавшего на другие съемки и сильно рассерженного задержкой. Зато Миронов на той же улице плюхнулся на пятую точку без всяких корок и с первого раза.
Полвека спустя: по следам любимой киноленты "Бриллиантовая рука"
Sputnik продолжает путешествие во времени, наслаждаясь прогулками по площадям, улочкам и крепостям Ичери Шехер (Старого города) Баку. На этот раз мы вместе с известным телеведущим, знатоком истории Старого города Рахибом Азери отправились на улицу, где снималась "Бриллиантовая рука".
БАКУ, 1 мар – Sputnik. Продолжая знакомства с Ичери Шехер, стоит обязательно совершить путешествия по следам любимых фильмов, которые снимались в Баку.
Sputnik Азербайджан продолжает проект "Экскурсии по Городу ветров" – о культурных и исторических достопримечательностях Баку.
Мы уже прошлись по центральным улицам и оглядели главные памятники Старого Города. Познакомились с историей и легендами Девичьей башни ("Гыз Галасы"), являющейся на протяжении многих столетий главным символом Баку.
В прогулках по Ичери Шехер нельзя не вспомнить советский комедийный кинохит "Бриллиантовая рука" режиссера Леонида Гайдая – с Юрием Никулиным, Анатолием Папановым и Андреем Мироновым в главных ролях. По следам съемок мы и отправились, вместе с известным телеведущим, знатоком истории Старого города Рахибом Азери, который согласился побывать нашим гидом.
Каждый поклонник и любитель этой киноленты знает, что "заграничная" часть фильма снималась в Азербайджане. Так, в "Бриллиантовой руке" Баку превратился в турецкий Стамбул.
Улица с аптекой "Чиканук", где прозвучало знаменитое "Черт побери!" (ныне улица Малая Крепостная (Кичик Гала), 8) Улица Малая Крепостная (Кичик Гала) 8 в наши дни © Sputnik / Murad Orujov Во время съемок в Ичери шехер в кадры попадают достопримечательности древней части столицы Азербайджана Улица в Ичери-шехер © Sputnik / Murad Orujov Вид на Девичью башню в кадре из культового фильма "Бриллиантовая рука" Вид на Девичью башню (Гыз галасы) с бакинского бульвара © Sputnik / Murad Orujov Улица с аптекой "Чиканук", где прозвучало знаменитое "Черт побери!" (ныне улица Малая Крепостная (Кичик Гала), 8)Съемки кинофильма начались в конце апреля 1968 года и продолжались до середины ноября. В середине сентября группа приезжает в Баку для съемок эпизодов "за границей", которые растянулись почти на две недели.
Старинные улочки Баку до сих пор напоминают кадры из картины: вот у этой двери героя картины Горбункова соблазняла знойная красавица, а уже на следующей улице он упал на брусчатку со знаменитым выражением "Черт побери".
Кстати, во время съемок в Ичери Шехер в кадры попадают и другие достопримечательности древней части столицы Азербайджана – Крепостная стена, Девичья башня, мечеть Джума, Дворец Ширваншахов, которые туристам из СССР показывает экскурсовод.
Вот мы и на улице с аптекой "Чиканук", где прозвучало знаменитое "Чьерт побьери!" – улица Малая Крепостная (Кичик Гала). Сегодня каждому желающему бакинские экскурсоводы устроят прогулку по следам "Бриллиантовой руки", но наш гид начал с того, что эта улица привлекает внимание не только туристов, но и глав государств.
Сегодня там, где находилась аптека, и целая банда валютчиков, возглавляемая загадочным шефом и его помощником Графом орудовала в подвале, расположен жилой дом с двориком.
"Операция по созданию необычного гипса проходила именно в этом дворике. Сегодня дом живет своей жизнью, но интерес к этому месту даже полвека спустя, не ослабевает", — говорит гид.
Как рассказал Рахиб Азери, по сценарию фильма Никулин должен был поскользнуться на банановой кожуре. Однако не все шло так гладко.
"Советский Союз, да и еще жара на дворе – банановую кожуру так и не нашли. Поэтому режиссер нашел другой оригинальный выход, а точнее подменил кожуру на корки арбуза, которых в Баку было достаточно. Хотя, многие до сих пор не обращают на эту деталь внимания", — рассказал гид.
А многие источники утверждают, что Никулин падал на надувной пляжный матрас, но на арбузную корку все же не попадал. Тогда Леонид Каневский, игравший иностранного контрабандиста, предложил режиссеру заменить Никулина. Каневский надел брюки и туфли Никулина и мастерски приземлился. А сколько туристов по сей день приземляются на этот асфальт под объективы любительских фото-и видеокамер с сакраментальным "Чьерт побьери!".
Идем дальше. Помните, как герой Андрея Миронова заблудился в узких улочках и пытался как можно быстрее попасть к отплытию теплохода? Фразу "Цигель, цигель, товарищи! Ай-лю-лю", "Руссо туристо! Облико морале!" и сейчас можно услышать в разговорах.
"Самая интригующая сцена фильма была снята на улице, которая выходит к Крепостным воротам. Помните, группа туристов с экскурсоводом движется по одной из старых улочек, а яркая девица зазывает гостей словами "Цигель, цигель! Ай-лю-лю". Второй раз улица попала в кадр, когда Миронов искал Никулина, и уже тогда была произнесена фраза "Хорошо бы ай-лю-лю, но руссо туристо, облико морале!", — поделился воспоминаниями Азери.
Пока мы рассматривали и снимали эти места, группа туристов, произносив эти фразы, ставшими крылатыми, ностальгировала и наслаждалась необычайно теплой для февраля погодой – чувствовалось, что весна уже на подходе и первой она вступает на улочки Старого города.
Азербайджан всегда привлекал внимание известных кинорежиссеров, которые считали страну загадочной и немного "заграничной". Поэтому наш гид провел нас не только по следам кинофильма "Бриллиантовая рука", но и местам, где снимался другой известный фильм – "Человек-амфибия".
Съемки этой ленты проходили на море в Крыму, а сцены заграничного портового города – в Баку. Группа приехала в Баку снимать фильм жарким летом 1960 года. Съемки шли в Крепости, в известном старым бакинцам легендарном кафе "Наргиз", на Площади Фонтанов, в Мардакяне, на Шыховской дороге, в Бакинском морском порту. Тогда старые кварталы Ичери Шехер превратились на время в далекий Буэнос-Айрес, возле Девичьей башни вывесили логотип Philips – и Баку превратился в заграницу.
"Одна из известных улочек, где снималась сцена, когда Ихтиандр (Владимир Коренев) заходит в магазин поговорить с главной героиней Гуттиэре (Анастасия Вертинская) – по сей день сохранилась и носит имя Асефа Зейналы" — рассказал гид.
Особенно красиво было декорировано место, где был построен бассейн для Ихтиандра. Коренев сделал восемь дублей в фильме, когда он ныряет в бассейн.
"После съемок фильма бассейн, к сожалению, решили убрать, а напрасно", — заключил Рахиб Азери.
Со времен съемок этих фильмов миновало полвека, но иногда кажется, что все происходило будто вчера. А наши прогулки на этом не заканчиваются и в следующий раз в стенах Старого Города нам расскажут, как выпекается национальный тендир (хлеб), и мы с нашим гидом отправимся на экскурсию во дворец Ширваншахов, являющимся чудом старинного зодчества.
Читайте также: