Берут ли в японии фамилию мужа
Японская семья имеет свои уклады и устои, о которых мы сегодня и поговорим.
Японское современное общество становится более демократично в своих взглядах на то, какой должна быть семья. Однако во многих ячейках общества до сих пор соблюдаются тысячелетние традиции.
Японская семья раньше и сейчас. Традиции заключения брака.
Японская семья за всю историю развития цивилизации перетерпела множество изменений. Так в некоторых источниках говорится, что до эпохи Мейдзи японки сами выбирали себе мужа. Иными словами, когда дело касалось брака, инициатива исходила всегда от женщины. Мужчина мог, конечно, ответить отказом, но не более трех раз. В эпоху Мейдзи такой обычай был официально упразднен, но, тем не менее , в некоторых регионах Страны Восходящего Солнца традиция выбирать себе жениха сохранялась вплоть до Второй Мировой Войны.
Однако в высших сословиях Японии всё происходило несколько иначе. Брак заключался посредством смотрин – миай. Родители жениха выбирали невесту и засылали в ее семью своего свата – накоодо.
Интересен тот факт, что миай сохранился в Японии и по сей день. Около 30% японских семей образуются благодаря этой древней традиции. Правда, происходит это в основном в семьях аристократов, которые с почтением относятся к своему роду и уважают традиции. В современном обряде миай принимают участие и жених, и невеста. Без их взаимного согласия брак невозможен. Роли накоодо (сватов) теперь берут на себя специальные фирмы, которые помогают подыскать клиентам идеальных спутников жизни и организуют ужин-смотрины в ресторане.
Прочие 70% браков Японии заключаются по любви. В моде свадебные церемонии в европейском стиле, поэтому многие молодые пары клянутся друг другу в вечной любви в специальных зданиях – макетах католических церквей, а после отправляются в медовый месяц (так же заимствованный с Запада).
К слову сказать, средний возраст вступления в брак в Японии – 28 лет у женщин и 30-32 года у мужчин.
Японская семья и старики
С давних времен в японском доме под одной крышей жило сразу 3-4 поколения семьи. Бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки жили вместе со своими детьми и внуками. Самый старший мужчина в этом доме, как правило, был главой, и ему подчинялись все остальные. До 1947 года женщина в Японии и японской семье практически не имела прав. И только после принятия новой конституции были провозглашены равные права между мужчинами и женщинами, а также были введены принципы равного наследования между детьми и свободного выбора карьеры и супруга.
Сейчас дедушки и бабушки редко живут в одной семье с молодыми. Особенно если речь идет о больших городах и маленьких японских квартирках. Всё чаще престарелые родители живут либо в отдельной квартире или доме, либо в специальном Доме Престарелых. Дело в том, что в современной японской семье часто заняты целый день оба супруга: и у них просто нет возможности приглядывать за престарелыми родителями. А если старички имеют проблемы со здоровьем и нуждаются в уходе и присмотре, то Дом Престарелых становится наиболее приемлемым решением. Тем более что многие заведения подобного плана позволяют приводить бабушек и дедушек на день: этакий детский сад для старичков. Здесь за ними присмотрят, здесь их накормят и развлекут. В конце концов, здесь бабушки и дедушки могут общаться со сверстниками. Вечером же их забирают домой дети.
Патриархат японской семьи
Несмотря на бурное влияние Запада, в Японии по-прежнему существует патриархат. Муж и его интересы всегда на первом месте, именно он принимает самые главные решения, касающиеся жизни его семьи. Как правило, муж выступает основным кормильцем, поэтому часто работает столько, что появляется дома только глубокой ночью.
Многие современные замужние японки работают, однако большинство из них оседают дома с появлением на свет ребенка. Причин этому две. В Японии не принято отдавать ребенка в детский сад, поэтому большинство женщин опекает своё чадо до 5 лет. Вторая причина – как ни крути, а патриархальный японский муж имеет определенные запросы. А именно: дома должно быть прибрано, ужин всегда должен быть готов, дети должны быть помыты-накоромлены – иными словами, работающей японке бывает не по силам приглядеть за всем сразу, поэтому японские женщины часто предпочитают посвятить себя ведению семейного быта.
Если говорить о типичном японском папе и типичной японской маме, то можно в двух словах описать их так: типичный японский папа много работает, много устает и видит своих детей и супругу фактически только по выходным; типичная японская мама наполняет японский дом уютом и теплом, она готовит, убирает, шьет, занимается воспитанием детей и решением всех прочих бытовых проблем, создавая тем самым атмосферу, необходимую для комфортного возвращения домой супруга и прочих домочадцев.
Часто, если в семье работают оба супруга, то детей заводят достаточно поздно или не заводят вообще, т.к. элементарно некогда. Но это явление достаточно редкое, т.к. в Японии по-прежнему считается, что главная ценность семьи – дети.
Дети в японской семье
В Японии не принято отдавать ребенка в детский сад, поэтому малыш до 5 лет в японской семье – неотъемлемая часть его японской мамочки. Японка носит и водит своё чадо повсюду, куда бы ни отправилась: в парикмахерскую, в магазины, на встречу с подругами и пр. Даже часто спит с ним в одной кровати. В японских городах нередко можно встретить женщин на велосипедах с детьми. Японские дизайнеры разработали невообразимое количество способов переносок малышей (рюкзачки, слинги, специальные куртки), чтобы японская мама оставалась по максимуму мобильной и не разлучалась со своим карапузом.
Почему ребенка не отдают в детский сад? Во-первых, это дорого. Во-вторых, женщин, которые занимаются карьерой, а не ребенком, часто осуждает общество. Поэтому японские мамы целиком и полностью посвящают себя воспитанию чада.
И уже в 5 лет ребенок, отправляясь в школу, постепенно погружается в атмосферу запретов, ограничений и строгих правил, коими живет всё японское общество. Теперь меняется и его положение в семье. Он более не король и не божество, а помощник. Но это уже совсем другая история.
Японская семья поражает своей самобытностью. А что вы знаете о японской семье? Какие вы знаете японские семейные традиции?
Воспитанный в патриархальном обществе бизнесмен встретил феминистку, а дальше как в тумане. Он влюбился, примкнул к движению за равноправие, уже носит фамилию жены и выходит вместо неё в декрет. Но что самое главное, он безумно счастлив и призывает повторять за ним.
Шу Мацуо из Японии провёл большую часть своей юности в США, но когда он вернулся на родину, то пережил кризис идентичности. Он успел привыкнуть к нормам американского общества, а на родине от него тут же потребовали соответствовать стереотипному образу японского мужчины, чье мнение и статус априори выше и значимее женского.
Жизнь японца Шу Мацуо изменилась после встречи с феминисткой
Но патриархат не успел увлечь Шу: в 2014 году во время работы в Гонконге, где он открыл собственный бизнес-проект, Мацуо познакомился с американкой Тиной Пост. Новая знакомая сходу объявила ему, что она феминистка и борется с гендерным неравенством, пишет Japan Times. В разговорах с ней молодой японец узнал, что, оказывается, ему не нужно быть мачо и можно не платить за девушку на свидании.
Отношения с Тиной Пост изменили молодого человека
Позиция Тины увлекла Шу, и он не успел оглянуться, как влюбился в неё и стал убеждённым феминистом. Это помогло ему по-новому взглянуть на то, насколько шовинизм распространён в его родной Японии. Хотя он с самого детства слышал о превосходстве мужчин от родителей, учителей и друзей.
Дискриминация по половому признаку существует повсюду: начиная от того, как мужчины относятся к девушкам до отношений и после. В ресторанах женщине никогда не подадут блюдо первой, во главе всегда должен быть только мужчина.
Когда влюблённая пара решила связать себя узами брака в 2017 году, Шу Мацуо уже стал закоренелым феминистом. Так что вопроса о том, кто чью фамилию возьмёт, перед молодыми людьми не стояло. Шу и Тина решили сохранить обе и обменялись ими.
Шу взял фамилию своей жены
Но если у американки ушло всего 15 минут, чтобы получить новые документы, то её муж попал в бюрократический ад на восемь месяцев. В Японии попросту не привыкли к такому: 96 процентов женщин берут фамилию мужа.
Большинство мужчин никогда не проходило через это. Почему женщина должна брать фамилию мужа в браке? Если это её выбор, прекрасно, но если нет, то почему мы должны ожидать, что женщина потеряет свою индивидуальность в пользу мужской?
А тиктокерша показала, как в Китае обращаются к незамужним девушкам, и комментаторам стало больно. Такой патриархат не понравится даже тем, кто не слышал о феминизме.
Компания друзей хотела пощекотать себе нервы на старинном кладбище, но больше всего эмоций испытала после того как узнала, кого там похоронили. Они поняли: равноправие опаздывает минимум лет на 200.
yaponskiebudni1
В Японии при заключении брака нужно определиться: либо жена берет фамилию мужа, либо наоборот. Разных фамилий у супругов быть не может. Я в свое время жутко не хотела фамилию менять, все думала, как бы этой процедуры избежать. И не потому, что фамилия мужа мне чем-то не нравится. Просто не хотелось мне лишней мороки с документами: сами понимаете, каково это, с документами бегать. Особенно если документы российские, а ты сам в Японии находишься. Можно, конечно, брак и вовсе не регистрировать, но тогда возникают проблемы с визой и пр. В общем, гражданский брак с иностранцем – вариант не самый удобный.
А ну вот. Пришли мы в местную контору расписываться, а мне и говорят, мол, делай ты, что хочешь. Иностранцев наше правило «одной фамилии» не касается. Я не ожидала такого простого решения вопроса и некоторое время стояла с раскрытым ртом, не смея поверить в свое счастье.
(Так выглядит заявление о заключении брака)
Вообще же в Японии в 96% процентах жена берет фамилию мужа. Муж берет фамилию жены как правило, если у нее нет братьев, а значит, род стоит перед угрозой вырождения. Т.о. муж не просто меняет фамилию, он ВХОДИТ В СЕМЬЮ ЖЕНЫ, а не наоборот, как это было бы, если бы жена взяла фамилию мужа. Кстати, за свой род особенно переживают люди обеспеченные, у кого еще и свой бизнес имеется, который тоже должен кто-то наследовать. Так что как правило мужчина, входя в семью жены, в деньгах выигрывает.
Тем не менее менять фамилию и «входить в семью жены» считается для мужчины несколько постыдным. У окружающих складывается впечатление, что такой мужчина живет на всем готовом в чужом доме, а значит сам он там на птичьих правах – что сами понимаете, как-то не по-мужски. У Накадзимы (моего мужа) тоже есть такой знакомый, так вот я хорошо помню, как в разговоре друзей всплыл было тот факт, что парень взял фамилию жены, но все быстренько закрыли эту тему, как явно неприятную для самого мужчины. Кстати, семья жены там очень богатая. А парень хоть и очень положительный, но без богатства за спиной.
Хорошо помню, как свекровь мне рассказывала о наказе своей матери. Мол, ты смотри. У тебя 3 сына – значит, явно будут к тебе приходить с просьбами отдать одного из них в какую-нибудь семью без наследника. Но ты, мол, не смей соглашаться. Свекровь с молодости была намерена свято блюсти сей наказ, видимо считая, что сын, отданный в семью жены – это «как-то стыдно».
Кстати, я была первой невесткой в семье, поэтому имела счастье наблюдать за женитьбой двух братьев своего мужа. Особенно много шума было, когда женился старший сын. У его жены есть брат, но у него тяжелая родовая травма, так что «наследником рода» в полном смысле этого слова он быть не может. Свекровь очень утешил тот факт, что ее сын остался при своей фамилии, но тем не менее она до сих пор переживает, к чьему же роду он теперь относится.
Кстати, когда свекровь узнала, что я не поменяла фамилию, первой ее реакцией было, «А КАК ЖЕ МОГИЛА. »
Нет, представляете, да? Я тут замуж выхожу, жизнь новую начинаю, а она мне про могилу. Но это потому, что могилы тут семейные, и класть туда человека с другой фамилией как-то не того.
Ну, могила могилой, а по осени в Японии опять начинаются обсуждения вопроса, не отменить ли правило «одной фамилии». Посмотрим, к чему люди придут. А как вы считаете? Обязательно супругам и меть одну и ту же фамилию?
Лед тронулся
Нельзя сказать, что гражданские браки в Японии — явление повсеместное, но все-таки немалое число пар, даже заводя детей, в последние годы предпочитали жить так, чтобы каждый мог остаться при своей фамилии, пусть и жертвуя при этом налоговыми льготами, положенными официально женатым людям.
В начале октября японскую прессу обошла история 46-летней медсестры, спокойно живущей 19 лет в гражданском браке с тремя детьми. Она никогда не чувствовала, что разные фамилии делают их семью менее прочной ячейкой общества, чем все остальные. Но в коронавирусную эпоху у нее, равно как и у всех японских гражданских пар, нашелся серьезный повод для беспокойства. Если один из партнеров попадает в больницу, второй не может получать важную информацию о лечении или подписывать согласие на медицинское лечение от имени супруга. Наконец, дети в таких семьях, как правило, берут фамилию отца, а значит, в случае его внезапной смерти их матери с другой фамилией будет крайне сложно доказать свои родительские права.
Премьер Японии Есихидэ Суга (справа)
Фото: Global Look Press/Yoshio Tsunoda/AFLOВ ноябре вопрос о фамильном праве был задан премьеру страны. Есихидэ Суга заявил, что готов поддержать пересмотр давнего положения Гражданского кодекса. Чем в немалой степени удивил своих однопартийцев. «Ответ превзошел наши ожидания и отразил личные мысли премьер-министра», — осторожно сказал прессе один из правительственных чиновников от Либерально-демократической партии.
А вот в сторонников уравнивания гражданских пар в правах с официально женатыми и тех, кто хотел бы жить с девичьей фамилией и после брака, слова главы правительства вселили надежду. Но оправдается ли она, пока большой вопрос.
— Японская корпоративная культура предполагает, что женщина не только должна менять фамилию после замужества, но и уходить с работы ухаживать за детьми. Эта административно-правовая система очень консервативна, ее трудно менять по частям, надо менять всю систему, а юристы противостоят таким нововведениям, — пояснил «Известиями» заведующий кафедрой востоковедения МГИМО японист Дмитрий Стрельцов.
При этом, по его словам, в отличие от правящей элиты общество настроено куда более либерально в отношении прав женщин: например, большинство японцев были совершенно не против того, чтобы в стране женщины могли наследовать престол.
Абсолютно спокойное отношение у японцев и к практике разных фамилий у супругов. Как показал опрос, проведенный в октябре Университетом Васэда, 70,6% респондентов высказались за свободу выбора в этом вопросе и лишь 14,4% категорично заявили, что муж и жена должны обязательно жить под одной фамилией.
Южнокорейская массовая церемония обручения
Фото: Global Look Press/Lee Jae-Won/AFLOПримечательно, что в ряде стран мира действуют обратные законы: женщине предписывается жить с именем, данным при рождении, даже после замужества. Это относится, в частности, к Нидерландам, Франции, Греции, Италии, Южной Корее, Китаю и Вьетнаму. А вот в тех странах, где есть выбор, — даже в таких лидерах по гендерному равенству, как Норвегия, — большинство женщин после свадьбы добровольно берет фамилию мужа. В России, согласно исследованию 2014 года, фамилию супруга при вступлении в брак брали 85% россиянок.
Бойкот и девичья фамилия: как COVID изменит вековую традицию Японии
Пандемия коронавируса обнажила одну из давних социальных ран Японии — обязанность женщины брать при замужестве фамилию мужа. Введенное еще в конце XIX века положение Гражданского кодекса, тщетно оспариваемое в XXI как дискриминационное, привело к тому, что многие пары предпочли жить в гражданском браке, лишь бы не менять фамилию. Но в эпоху COVID-19 такой статус показал свое несовершенство: нерасписанные японцы оказались лишены возможности получать сведения о заболевшем партнере, а матери с девичьей фамилией вынуждены доказывать свои права на детей в случае смерти их отца. Впрочем, недавно премьер Японии Есихидэ Суга дал понять, что готов поддержать пересмотр постулата единой фамилии для семьи, чем несколько ошеломил своих консервативных однопартийцев, зато порадовал борцов за гражданские права.
Под одну гребенку
До 1868 года, пока в Японии не закончился период Эдо, простолюдины вообще жили без фамилий. Но с началом эпохи Мейдзи (1868–1912) было решено, что фамилии нужны как минимум для упрощения сбора налогов и управления военным призывом. Правда, прожить каждый под своей фамилией супруги смогли недолго — уже в 1896 году в Гражданский кодекс Японии были внесены поправки, вводившие обязанность мужьям и женам иметь одну фамилию. И хотя закон не указывал, что общей должна обязательно быть фамилия мужа, в консервативной Японии просто не могло быть по-другому. Даже 100 с лишним лет спустя японки продолжили брать фамилию супруга в 96% случаев. Счастливым исключением все эти годы оставались только гражданки, сочетавшиеся браком с иностранцем, — в этом случае закон позволяет сохранять девичью фамилию.
— Япония переняла множество западных свадебных традиций вроде белых свадебных платьев, обмена кольцами или медового месяца. Но в главном аспекте страна этому примеру так не последовала — в том, чтобы разрешить парам сохранять свои добрачные фамилии, после того как они связали себя узами брака, — посетовала в беседе с «Известиями» 37-летняя жительница Токио Изуми.
Японская традиционная свадьба
Фото: ТАСС/ZUMA Wire/Takahiro Yoshida/SOPA ImagesПонимание того, что статья 750 Гражданского кодекса, диктующая постулат «одна семья — одна фамилия», стала пережитком прошлого, возникло в Японии еще в 1990-х годах. В 1996-м законодательный совет министерства юстиции рекомендовал пересмотреть это положение и позволить женщинам самим решать, с какой именно фамилией вступать в семейную жизнь. В 2002 и 2010 годах минюст подготовил еще два аналогичных законопроекта, но каждый раз любые попытки разрешить разные фамилии членам одной семьи разбивались о сопротивление Либерально-демократической партии, считавшей, что это нанесет ущерб семейным ценностям.
Попытки противостоять системе предпринимали и сами женщины. В 2011 году пять японок подали иск в Верховный суд с требованием отменить такую гендерную дискриминацию, но судьи постановили, что необходимость брать фамилию мужа никоим образом «не ранит индивидуальное достоинство и принцип равенства мужчин и женщин».
Оспорить противоречивое постановление эпохи Мейдзи пытался даже мужчина. В 2018 году президент компании по разработке программного обеспечения Cybozu Есихиса Аоно, оказавшийся одним из редких японцев, взявших фамилию жены Нисихата, но продолживший по жизни пользоваться своей, предъявил иск к правительству за ущерб в работе, к которому привела смена фамилии. И это, кстати, не считая издержек в 3 млн иен ($28,2 тыс.), которые он потратил на смену имени на банковских счетах и акциях своей компании. Но и он потерпел в суде фиаско.
Участники марша в Токио за продвижение общества, свободного от предрассудков и дискриминации
Фото: Global Look Press/Alessandro Di Ciommo— Необходимость брать другую фамилию создает дополнительные расходы на смену официальных документов, ставит вопрос о потенциальном непризнании публикаций и работ до вступления в брак (а это широко известная проблема в академических кругах) и создает неудобства во время развода — из-за необходимости либо сохранить имя партнера, либо пройти через все хлопоты по изменению имени еще раз, а также несет в себе психологическое бремя из-за предполагаемой потери индивидуальной автономии, — пояснила «Известиям» профессор антропологии токийского Университета Темпл Сатико Хоригути.
Общий характер с проблемой однополых браков
Наряду с изложенной проблемой в последние годы в качестве проблемы законодательства, связанной с брачными отношениями, в поле общественного интереса быстро выдвинулся еще один вопрос: может ли брак заключаться и между лицами одного пола, то есть проблема однополых браков. В 2015 году в токийских районах Сибуя и Сэтагая было положено начало системе однополого партнерства, что наглядно проявило тот факт, что такой стиль жизни как однополые пары существует и в Японии. С тех пор эта система распространяется во все регионы Японии, и по состоянию на данный момент – 6 мая 2021 года – она охватывает 105 муниципалитетов, число жителей которых составляет 37% от общего населения страны.
В 2019 году в пять окружных судов по всей стране были разом поданы иски с требованием компенсации государством законодательного бездействия в отношении непризнания гражданским правом однополых браков, которое противоречит Конституции Японии (иски о свободе брака для всех людей). Если до тех пор имели место несколько отдельных судебных исков с требованием определенной законодательной защиты однополых пар (по таким вопросам как предоставление вида на жительство иностранным однополым партнерам граждан Японии, возможность компенсации пострадавшему от преступления, требования к родственникам о передаче собственности однополого партнера после его смерти, требования компенсации, приведшие к распаду фактически брачных отношений однополой пары и т. д), то теперь наконец дело дошло до прямого рассмотрения в суде требований предоставить полноценные супружеские права однополым парам.
Самый первый вердикт суда первой инстанции по этим искам был вынесен 17 марта Окружным судом Саппоро, который признал нарушающим Статью 14 Конституции гражданское право страны, не предоставляющее никакой юридической защиты однополым парам. При этом в требовании выплаты компенсации за законодательное бездействие в отношении нарушения основного закона суд отказал, определив, что он «не может заключить, что Парламент на протяжении длительного времени без надлежащих оснований пренебрегал принятием законодательных мер по отмене или внесению поправок». Тем не менее, это судебное решение побуждает к исправлению гражданского права, будучи формальным призывом к изменению системы, ориентированному в конечном счете на перемены, делающие возможными однополые браки, и в этом смысле вынесение вердикта о неконституционности гражданского права является большим шагом вперед к реализации однополых браков – можно сказать, что данный вердикт является фактической победой. Истцы подали апелляцию в суд вышестоящей инстанции, и дальнейшая борьба переместилась в Апелляционный суд Саппоро. По всей вероятности, окончательное решение предстоит принимать Верховному суду.
Со второй половины 2021-го и на протяжении 2022 года предстоит вынесение целой серии судебных решений по данным искам окружными судами в Токио, Нагое, Осаке, Фукуоке. По всей вероятности, за этот период система однополого партнерства получит еще более широкое распространение среди муниципалитетов страны, что сделает еще более зримым существование такого явления как однополые пары, а это, как ожидается, приведет в свою очередь к дальнейшему росту осведомленности о вопросе однополых отношений населением страны. По всей вероятности, рациональные основания для дифференцированного отношения в зависимости от разнополости или однополости пары будут исчезать, и длительное непринятие парламентом законодательных мер будет становиться все менее и менее оправданным.
Почему, так принято, что после свадьбы жена берет фамилию мужа, а не наоборот?
А мужское самолюбие даже в таких вещах надо тешить, дать понять что они Лучшие. пусть так и думают, а мы их любить просто будем.
Алексей, истенное тому подтверждение. хи-хи.
Остальные ответы
бывает и наоборот
а бывает, что каждый остается при своей :)
Мужики себя увереннее чувсвуют
испокон века! берут в жены. берут в свою семь и фамилия семьи присваивается.
Это по желанию, бывает и нааборот, а ещё и при своих остаются !
Потому что у нас патриархальное государство. Вобще по закону можно и наоборот.
Можно и наоборот, но обычно продолжатель рода мужчина и его фамилия должна передаваться
Фамилия - по отцу, национальность - по матери. Традиция.
Интересно, а у нас что- матриархат наступил? Вот когда наступит, тогда может и будет наоборот, а пока мужчина хозяин и голова и глава и пр.
Потому что в жены берут, а замуж выходят,
Можно сделать, как угодно, хоть двойную. Просто такова традиция, ведь с древних времен муж забирал жену в свой дом, в свою семью, и поскольку она уже была частью этой его семьи, она брала и его фамилию.
Кто как хочет, а получается потому что муж ведь глава семьи как ни как, своеобразный ритуал подчинения.
так не принято,это происходит по общему согласию,если он захочет фамилию жены и она не против то они берут фамилию жены,а иногда вообще остаються каждый со своей)ну вот так вот))))))
Потомучто мужчина это продолжитель рода и наследник.
А мне было бы всё равно, если бы жена не взяла мою фамилию. Но дети должны быть с моеё или с двойной - оригинальненько и никому не обидно. А жениться я пока вааааааааще не собираюсь, так что не гружусь этим :)
При большом желании её можно и не менять.Наверно, это связано с желанием мужчины ощутить чувство собственности, но некоторые мужчины, особенно с забавными фамилиями, с радостью берут фамилию жены.
Это можно сейчас решить, можешь и свою оставить и через черточку написать. Но раньше родители решали за невесту, за кого она выйдет, а мальчик в семьье всегда радость- вот и решали за мальчиком сохранять фамилию, лишь для того чтобы род не вымер
Да, мне тоже интересно! Еще бы и отчество по маме давали, точнее матчество! Что-нибудь типа Ксеньвна, Иринович! Прикольно, мне кажется, звучит!
По традиции жена берет фамилию мужа, но при желании можно сделать и наоборот, так, чтобы после бракосочетания супруг взял фамилию благоверной.
В Японии наоборот, муж берет фамилию жены.
А вобще это связано с тем что раньше мужикам было намного легче обеспечить средства к сушествованию для семьи и соответственно он принимал жену в свою семью, а не наоборот.
Как быть с однополыми парами, заключившими брак за рубежом?
В настоящее время 29 стран по всему миру, включая Мексику, имеют законодательство, исключающее дифференцированное отношение в вопросах брака в зависимости от пола (иначе говоря, допускающее брачный союз между лицами одного пола). Страны Европы, Америки, Афники, Южной Америки и Океании 24 мая 2019 года пополнил близкий сосед Японии – Тайвань. К концу апреля 2021 года на Тайване заключила брак 5871 однополая пара (4088 женских и 1783 мужских). В общем количестве браков однополые составили в первый год введения этой практики 2,2%, а в 2020 году – 2%. Признание однополых браков приводит к увеличению числа семейных пар примерно на 2%.
Нет никаких прецедентов, когда сообщалось бы о том, что законодательное признание однополых браков стало причиной разрушения института семьи, нигде не наблюдается и ситуации, когда из-за того, что браком сочетаются однополые пары, которых набирается всего лишь 2%, каким-то образом серьезно изменились бы основы семейных отношений. И это тоже уже давно доказано на практике в самых разных странах.
Имеются случаи, когда однополые пары иностранцев, заключившие брак за рубежом, приезжают и живут в Японии. В случае, когда один партнер получает рабочую визу, японское правительство предоставляет другой стороне статус пребывания, именуемый «особые виды деятельности», и пара получает возможность проживать в Японии. Фактически государство относится ко второму однополому супругу как к члену семьи. По данным Министерства юстиции, с 2013 по 2020 год таких прецедентов насчитывается по меньшей мере 93.
Между тем в случае, если японец или японка заключает за рубежом однополый брак с иностранцем или иностранкой, брачному партнеру этого человека вид на жительство в Японии в качестве члена семьи не предоставляется. Следствием того, что виза не предоставляется в случае, если законодательство страны партнера по брачному союзу не признает однополых браков, можно назвать то, что второй супруг-иностранец оказывается в преимущественном положении относительно второго супруга-японца, иначе говоря, мы имеем дело с противоречивым отношением, при котором гражданин Японии может оказаться в ущемленном положении.
Будь то возможность по выбору супругов носить разные фамилии или однополые браки, в международном сообществе – по крайней мере, в промышленно развитые странах – это уже стандартная система. Причем по мере того, как все более распространенными становятся перемещения людей через государственные границы, происходит и постепенное увеличение числа ситуаций, ставящих под вопрос то, как японское законодательство обращается с заключенными за рубежом браками с разными фамилиями супругов и однополыми браками. Более того, уже сейчас, пусть и отчасти, возникают ситуации, когда фактически признается действительность браков с разными фамилиями и однополых браков.
Япония живет отнюдь не в изоляции от внешнего мира. Ей неизбежно необходимо заниматься гармонизацией отношений с международным сообществом. Безусловно, есть и те, кто заявляет: «Япония – не заграница», «Совершенно незачем во всем следовать иностранным подходам», «Япония – это Япония», но при столь сильной приверженности японской самобытности им, вероятно, остается только покинуть большую деревню под названием Земля и переселиться к какой-нибудь другой звезде.
Почему в Японии не реализована возможность разных фамилий для супругов и однополые браки: консерваторы крепко держатся за «мужскую власть»
В последние годы всё громче звучат призывы ввести систему, позволяющую супругам по собственному выбору носить разные фамилии. В ответ на сбор по всей стране подписей под петицией местные законодательные собрания одно за другим принимают резолюции, выражающие позицию местного самоуправления, и, согласно опросам общественного мнения, одобряющие введение системы находятся в подавляющем большинстве. Казалось бы, подходящий момент уже настал, да не тут-то было – набирает силу и контрнаступление противников. Дошло до того, что в ходе заседания 16 марта 2021 года резолюцию против возможности для супругов выбирать жизнь под разными фамилиями приняло законодательное собрание префектуры Окаяма. Как утверждают, это стало первым вынесением такого решения законодательным органом на уровне префектуры за 10 лет.
И в парламенте страны до сих пор остаются депутаты, выступающие против разных фамилий для супругов. Для того, чтобы этого не допустить, 1 апреля в рядах Либерально-демократической партии было даже сформировано депутатское объединение «Лига парламентариев за распространение использования добрачной фамилии в качестве общепринятого обращения и повышение осведомленности» (инициатор и официальный представитель – депутат Палаты советников Накасонэ Хирофуми). Поскольку в учреждении непосредственно участвовали 88 депутатов, а еще 56 направили своих заместителей, то есть общая численность составила 144 парламентария, а единожды сказанного уже не воротишь, приходится констатировать: в то время как среди граждан страны противники все более оказываются в меньшинстве, о депутатах от ЛДП этого решительно не скажешь. При этом, вероятно, на ловкую замену формулировкой «распространение практики использования общепринятого обращения» им пришлось пойти из-за того, что прямо заявлять: «Мы против того, чтобы дать супругам возможность выбирать жизнь под разными фамилиями» становится все труднее.
Почему даже сегодня, когда на дворе уже 2021 год, в политических кругах так и не исчезают консерваторы, яростно противящиеся введению системы, позволяющей супругам выбирать жизнь под разными фамилиями? Роль данной статьи состоит в том, чтобы попытаться разгадать эту загадку.
Речь идет о желании появления системы, которая дает возможность супругам иметь разные фамилии «по выбору». Она никоим образом не задевает выбор тех, кто желает носить одну фамилию (более чем в 90% случаев – фамилию мужа). Иными словами, противники стремятся лишить возможности выбора тех, кто сам желает состоять в браке и при этом носить разные фамилии. В чем причина столь серьезного вмешательства в дела других людей? Противники утверждают, что опасаются «утраты чувства семейного единства», но речь при этом идет о чувстве единства в посторонней для них семье. Разве не говорят сами желающие выбрать разные фамилии, что их выбор никоим образом не повлияет на их чувство семейного единства? Откуда такое беспокойство о том, чем живут люди в другом доме? Или несчастье других действительно слаще меда? Ситуация кажется все более и более странной.
Волна перемен из-за рубежа
Таким образом возникла ситуация, когда среди браков, в которые вступают японцы, сосуществуют заключенные внутри страны браки с одной фамилией и заключенные за рубежом браки с разными фамилиями супругов (по крайней мере временно), при этом лица, заключившие последние, не могут быть внесены в домовой реестр. Смогут ли пары, которые могут оформить брак за рубежом, заключив за рубежом брак с сохранением разных фамилий, жить в супружестве по возвращении на родину? Пожалуй, как раз отказ регистрировать таких супругов в домовом реестре, создавая наглядное исключение из общего порядка демонстрации обществу отношений между людьми, является ничем иным как изменением подхода к семье.
За исключением Японии, в наши дни уже не осталось стран, которые принуждают супругов носить одну фамилию. При этом мне не доводилось слышать о том, что не только возможность выбора, но и в принципе жизнь под разными фамилиями привела бы где-нибудь к разрушению института семьи. Тот факт, что ношение супругами одной или разных фамилий никоим образом не связано с продолжением существования или разрушением данного института общества, исчерпывающе доказывает практический опыт самых разных государств.
История принципа «одна семья – одна фамилия» в Японии
В Японии статья 750 Гражданского кодекса определяет обязанность принять одну фамилию для мужчины и женщины, состоящих в браке. Для заключения официального брака один из них должен сменить фамилию, единственное исключение сделано для международных браков, в которых допускается сохранение прежней.
Пары могут выбрать между фамилией мужа или жены, но демографическое исследование 2017 года показало, что в 606 866 браках, заключённых за год, только 25 049 (4,1%) выбрали фамилию жены. Для подавляющего большинства женщин брак неразрывно связан со сменой фамилии.
В последнее время растёт общественный запрос на возможность иметь разные фамилии, поскольку женщины играют всё большую роль на рынке труда, и мужчины и женщины становятся более равноправными партнёрами, совместно занимаясь домашними работами и уходом за детьми. Однако в правящей Либерально-демократической партии существует сильное сопротивление этой идее, в том числе распространено мнение, что разные фамилии ослабляют единство семьи. Из присутствующих на дебатах перед выборами в верхнюю палату парламента в июле 2019 года семи лидеров различных партий на вопрос, поддерживают ли они разные фамилии для мужа и жены, только премьер-министр Абэ Синдзо не поднял руку. Министр юстиции заявляет, что Япония является единственной развитой страной с такой системой.
Фамилия и брак
Период Эдо (1603-1868) | Крестьянам и горожанам запрещено иметь фамилии. Женщины из семей самураев сохраняют свою фамилию и после вступления в брак. |
1870 | Использование фамилии допускается для всех. |
1875 | Вводится обязательное использование фамилий (для сбора налогов и в целях военной регистрации). |
1876 | Женатые пары имеют разные фамилии. Жена использует свою девичью фамилию. |
1896 | (Старый) Гражданский кодекс гласит, что супружеские пары должны использовать одну и ту же фамилию. |
1947 | Пересмотренный Гражданский кодекс (действующий закон) предусматривает, что пара должна использовать фамилию мужа или жены. |
1988 | Женщина-исследователь в национальном университете подала в суд требование допустить использование девичьей фамилии на работе. Она проиграла своё первоначальное дело в 1993 году, но добилась решения дела в свою пользу Верховным судом в 1996 году. |
1996 | Законодательный совет представляет план пересмотра Гражданского кодекса, который вводит систему, позволяющую парам выбирать разные фамилии. |
2001 | Правительственным чиновникам разрешено использовать имена, под которыми они до сих пор известны. |
2002 | Министерство юстиции готовит законопроект, разрешающий разные фамилии, но сильная оппозиция в Либерально-демократической партии препятствует его представлению. |
2006 | Обычно используемые фамилии могут быть указаны в паспортах. |
2010 | Министерство юстиции готовит ещё один отдельный законопроект о фамилии, однако из-за несогласия внутри правящей коалиции он не представлен. |
2011 | Впервые пять человек подали иск, утверждая, что положения Гражданского кодекса являются неконституционными. В 2015 году Верховный суд постановил, что положение Гражданского кодекса об использовании одной и той же фамилии для пар является конституционным. Он указал, что это устоявшаяся в обществе система, и для семьи разумно иметь одно и то же имя. |
2018 | Аоно Ёсихиса, президент компании по разработке программного обеспечения Cybozu, который выбрал имя своей жены, когда они женились, но использует свою прежнюю фамилию для бизнеса, предъявляет иск правительству за ущерб, утверждая, что смена фамилии помешала его работе. Токийский районный суд отклонил иск в 2019 году. |
Национальный институт исследований в области народонаселения и социального обеспечения проводит общенациональный опрос по изменениям в семье каждые пять лет. Впервые в 2018 году более 50% респондентов согласились с тем, что для пар вполне нормально иметь разные фамилии.
Противники, ратующие за сохранение в семье патриархального уклада
Что же делает столь непреклонной оппозицию, будь то возможности выбрать жизнь в браке под разными фамилиями или однополым бракам? Сами они почему-то избегают говорить о том, что лежит в самом центре их претензий. По моим наблюдениям, все дело в распределении власти в семье, при котором мужчина властвует над женщиной, иначе говоря, речь идет о сохранении патриархального семейного уклада. Если муж и жена будут иметь разные фамилии, то это будет означать, что теперь они на равных. А с появлением однополых браков исчезнет предпосылка о том, что брак есть «сосуд, в котором мужчина властвует над женщиной».
С этой точки зрения становится видна суть позиции противников, скрытая за словами о разрушении традиционной семьи и о связи с семейными основами. Сопротивляются те, кому хотелось бы сохранить структуру семейных отношений по формуле «мужчина властвует над женщиной» - пережиток довоенного понимания «дома». А наличие в данной лиге (и даже в роли знаменосцев) немалого числа женщин-депутатов от ЛДП, вероятно, объясняется тем, что они хорошо понимают, что самим им удалось подняться наверх как раз за счет использования таких неравноправных отношений между мужчиной и женщиной.
Если большинство японцев, в особенности, молодых, воспринимают брак как союз, связывающий двух равноправных людей, и желают законодательного оформления такого понимания, то у них нет иного пути, кроме как соответствующим образом голосовать на выборах. Во всяком случае, ключ к этой долгосрочной работе состоит в том, чтобы пойти на выборы и воспользоваться собственным правом голоса, внимательно обращая внимание на тех, кто отчаянно отстаивает систему власти мужчины.
Сколько бы ни твердили о том, что здесь Япония, приходит пора, когда эти проблемы необходимо решить.
Фотография к заголовку: Группа поддержки с флагом «Вердикт о неконституционности!» после вынесения судебного решения по иску о возмещении ущерба в связи с несоответствием Конституции Японии непризнания однополых браков, 17 марта 2021 г., город Саппоро, район Тюо (© Jiji Press)
Читайте также: