Антонис ван дейк отдых на пути в египет
Галерейный подрамник вешается на стену без рамы в виде постера. Галерейная натяжка — вид безрамного оформления репродукций на холсте. Картина на холсте натягивается на подрамник, и закрепляется не на боковой стороне, как принято а сзади. На боковые стороны обычно попадает или часть изображения или специально напечатанное фоновая заливка цветом в тональности картинки (пожелания лучше уточнять по телефону). Холст аккуратно заворачивается в углах и выглядит прекрасно без рамы.
Выберите обычный подрамник для выбора рамы.
Эрмитаж - Ван Дейк, Антонис - Отдых на пути в Египет
«Мадонна с куропатками» Ван Дейка
Ван Дейк — не только портретист. К числу его лучших сюжетных композиций принадлежит эрмитажная «Мадонна с куропатками». Традиционный в европейском искусстве сюжет — отдых святого семейства на пути в Египет — у Ван Дейка получает своеобразное воплощение. Сцене, где изображены мадонна с младенцем, св. Иосиф и фигурки младенцев, развлекающих Христа, он придает несколько театральный характер. Почти постановочно, по-балетиому, выглядит детский хоровод, яркие и нарядные детали вносят в картину декоративный элемент. Эти детали имели аллегорический смысл, связанный с культом девы Марии (роза п лилия — цветы Марии; яблоко — напоминает о том, что она искупает грех Евы; подсолнечник, который всегда тянется к солнцу,— намек на возвышенные помыслы богоматери; куропатка — символ беспутства — улетает). Вместе с тем Ван Дейк придает сцене интимность и теплоту. Чувственно-осязателен женский образ, дети, играющие в «золотые ворота», грациозны и изящны; мягкость и прнтушенность колорита картины хорошо передают атмосферу и освещение наступающего вечера.
«Отдых на пути в Египет» - Антонис ван Дейк
Картина голландского живописца Антониса ван Дейка не единственная, написанная на эту тему. Очевидно, в тот период творчества, мастера интересовал именно этот драматичный сюжет. Но почему? «Отдых на пути в Египет» - авторское название библейского эпизода «Бегство в Египет», который можно найти во 2 главе Евангелия от Матфея: «. Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет. » (Мф.2:13,14).
Художник представил сцену отдыха Святого семейства во время их вынужденного похода. Под кроной деревьев расположилась Богородица с младенцем Христом. Он безмятежно спит, прильнув к материнской груди. Иосиф внимательно смотрит на дитя, жесты старца символизируют его желание защитить и одновременно испросить разрешения отлучиться, очевидно, чтобы найти более безопасное пристанище для семьи. Задумчивый взгляд Богоматери словно отвечает на вопрос Иосифа и кажется, что она вот-вот кивнет ему.
Антонис ван Дейк в данном произведении использовал классическое построение композиции, в основе которой лежит крест, и на пересечении этих линий как раз и находится лик Христа.
Цветовые пятна в своей картине художник расположил таким образом, чтобы зритель сначала смотрел на светлое, теплое тело спящего младенца, затем на нежный лик его матери, подчеркнутый блестящими складками ее оранжевой одежды. И только потом привлекает внимание озабоченный мужской образ, находящийся над ними. Крона раскидистого дерева закрывает семейство, создавая своеобразную стену от внешнего мира. Эти люди вынуждены бежать из родного дома, и даже природа готова взять их под свою защиту. Невероятным образом художник сумел передать это высокое и трогательное чувство через созданный им, объединенный образ. Если его сердце переполнено любовью, он способен излить это благостное состояние на холст, применив свой выразительный талант, чтобы показать зрителям божественную красоту. «. И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем . ». (1Ин. 4:16).
История создания.
Антонис ван Дейк в юности несколько лет отработал в мастерской одного из самых гениальных живописцев, Петера Пауля Рубенса. Как любой мастер кисти того времени, ван Дейк вынужден был искать заказы и переезжать из одного города в другой и из одной европейской страны в соседнюю.
В 1627 году он покинул Германию, вернулся в Антверпен и стал придворным художником Изабеллы Клары Евгении - испанской инфанты, эрцгерцогини и правительницы испанских провинций Нидерландов. За 4 года до этого, должность придворного живописца у принцессы выполнял Рубенс. Но он был отослан инфантой по важному политическому делу, в качестве международного дипломата. Теперь при ее дворе появился Антонис ван Дейк. Но эрцгерцогиня Изабелла в тот момент уже была одинокой вдовой, больше не надевала мирские платья и украшения, а носила только монашеское одеяние францисканского ордена кларисс. Все ее мысли и устремления были обращены к Богу, при этом от своего нового художника она ожидала проявления таланта отнюдь не меньшего, чем демонстрировал гениальный Рубенс. Антонис ван Дейк проникся чуткостью к своей патронессе и для нее выполнил нежный и полный любви образ Богоматери.
Отношение автора к вере.
Ван Дейк без устали молил Бога о помощи в своем профессиональном деле. Только божественное вмешательство в творчество молодого художника, чья душа всегда была открыта, помогло художнику создать произведения такого же гениального мастерства и красоты, как и у его бывшего учителя.
Отношение к Богу Антониса ван Дейка чётко прослеживается и на его картине «Отдых на пути в Египет». Персонажи сюжета вынуждены бежать из родного дома, потому что волхвы предсказали царю Ироду рождение в Вифлееме нового правителя. Иудейский монарх принял решение убить всех детей в возрасте до трех лет. И Мария с сыном, а также Иосиф, фактически находятся в шаге от неминуемой смерти. Однако на их лицах нет ни страха, ни ужаса, ни усталости, ни гордыни от того, что могущественный царь испугался их невинного младенца. Но почему талантливый автор не передал эти, казалось бы, естественные и, в данный момент, нужные человеческие эмоции на лицах своих героев? Потому что Антонис ван Дейк, как истинный христианин, отлично знал, что «. любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. » (1Кор.13:1-8). Поэтому, при взгляде на умиротворенную картину гениального голландского живописца, у зрителей в сердце тоже возникает тепло — огонек нежной божественной любви, которую так стремился передать ван Дейк.
Биография.
Антонис ван Дейк родился 22 марта 1599 года в Антверпене, в семье богатого торговца тканями Франса ван Дейка. Мальчик был седьмым ребенком из 12 детей и поэтому уже в 10-летнем возрасте, его отправили обучаться ремеслу, только это было художественное творчество. Антонис ван Дейк проучился в мастерской известного живописца Хендрика ван Балена 6 лет, и уже в свои 14 лет получил первый заказ на портретные изображения апостолов Христа.
В 1618 году молодого ван Дейка приняли в Гильдию живописцев Антверпена, и в это же время он начал работать в мастерской Петера Пауля Рубенса. Далее ван Дейк отправился странствовать в поисках новых художественных заказов. Сначала он работал в Англии, при дворе короля Якова I, графа Эрендела и герцога Бекингема. Затем он писал в Италии, в Германии, вернулся в Нидерланды и работал при дворе эрцгерцогини Изабеллы Клары Евгении. В марте 1632 года Антонис ван Дейк переехал в Англию, где стал придворным художником короля Карла I. Монарх был настолько очарован его работами, что произвел живописца в рыцари.
В дальнейшем ван Дейк женился на фрейлине Мери Рутвен и окончательно обосновался в Лондоне. 1 декабря 1641 года жена родила ему дочь, а восемь дней спустя Антонис ван Дейк скончался в возрасте 42 лет. Его торжественно похоронили в Кафедральном соборе святого Павла в Лондоне.
ЖИВОПИСЬ МИНЕРАЛЫ ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ И МНОГОЕ ДРУГОЕ
ВАН ДЕЙК Anthony van Dyck
- Получить ссылку
- Электронная почта
- Другие приложения
АНТОНИС ВАН ДЕЙК
1599-1641
Репродукция
Отдых на пути в Египет
Эрмитаж Санкт-Петербург
ОТДЫХ ПО ПУТИ В ЕГИПЕТ (Мадонна с куропатками) находится в Эрмитаже с 1779 г. Приобретен из собрания Р. Уолпола в замке Хоутон Холл (Англия)
На картине Ван Дейка сцена отдыха Святого семейства дополнена изображением ангелов, развлекающих Христа шумными веселыми танцами - мотив, пришедший в живопись в конце XV в. Придав сцене земной, светский характер, художник обогатил ее целым рядом аллегорических элементов. Подсолнечник, возвышающийся в центре над фигурой Богоматери, подчеркивает внутренний, духовный смысл всего изображения - божественную сущность Марии как непорочной Девы.
То же значение имеет и попугай, сидящий на ветке слева от Мадонны. Улетающие куропатки, которые, следуя "Иконологии" Чезаре Риппа, являются символом распутства, указывают на то, что чистота Марии обращает в бегство все греховное. Среди плодов, изображенных художником у ног Богоматери, особенно выделяется гранат - аллегорический символ одновременно целомудрия, девственности и воскресения.
Яблоня, у подножия которой расположилось Святое Семейство, символизирует преодоленный Марией первородный грех, а белые розы, виднеющиеся за деревом, наряду с лилией являются атрибутом Мадонны и олицетворяют любовь, красоту и радость.
Ван Дейк вошел в историю живописи как художник-портретист, его считали вторым по значимости фламандским живописцем семнадцатого века, и его слава уступала (может да, а может и нет!) только славе Рубенса. Он был невероятно богатым человеком и жил в такой же роскоши, как и те аристократы и короли, портреты которых он писал.
Репродукция
Взятие Христа под стражу
Музей Прадо Мадрид
Первый свой шедевр Антонис написал, когда ему было 14 лет - портрет семидесятилетнего старика, тогда же он написал и свой первый автопортрет. В 1618 году молодого ван Дейка зарегистрировали в Гильдии живописцев Антверпена, и приблизительно в это же время он стал работать в мастерской Рубенса, и писал заказы не только для Рубенса но и находил время для собственных полотен. В 20-х годах семнадцатого века ван Дейк едет в Англию, где выполняет заказы короля Якова I, графа Эрендела и герцога Бекингема. Затем на 6 лет уезжает в Италию. Вернувшись в Антверпен становится ведущим художником Фландрии.
Репродукция
Святая Розалия
Музей Прадо Мадрид
В марте 1632 года переехал в Лондон, где становится придворным художником короля Карла I, который был настолько очарован его работами, что произвел его в рыцари. Последующие годы, ван Дейк живет в основном в Лондоне, в 1639 году женится на фрейлине Мери Рутвен. Художник окончательно перебирается в Лондон к ноябрю 1641 года, но к этому времени, художник был уже серьезно болен. 1 декабря 1641 года жена родила ему дочь, а восемь дней спустя Антонис ван Дейк скончался. Художник умер в возрасте 42 лет, и был похоронен в Кафедральном соборе святого Павла. Могила его была утеряна после большого пожала в Лондоне в 1666 году.
Репродукция
Мистическое обручение святой Екатерины
Музей Прадо Мадрид
Репродукция
Отдых на пути в Египет
Старая Пинакотека Мюнхен
Репродукция
Портрет двух придворных дам королевы Генриетты-Марии - Анны Киллигрю, миссис Керк, и Шарлотты, леди Стрейндж
Эрмитаж Санкт-Петербург
Говорят, что портреты ван Дейка сохранили для нашего времени целую эпоху английской аристократии. Ван Дейк, работая в конце жизни в Лондоне при дворе Карла I, писал главным образом портреты английской знати. Эта работа - пример позднего периода творчества ван Дейка. "Портрет Анны Далькит и Анны Керк", придворных дам королевы Генриетты-Марии. Одна из них, Анна Керк, была сестрой поэтов и драматургов Томаса и Уильяма Киллигрю. Сохраняя традиционную для заказного портрета идеализацию, ван Дейк продолжает реалистическую традицию национальной портретной живописи. Типичные для парадных портретов строгие позы, нарядные туалеты и эффектный антураж в виде пейзажа и парчового занавеса. Наряды, занавес прописан в мельчайших деталях, техника мастера поразительная. И вместе с этим ван Дейк старался передать характеры изображаемых людей. Посмотрите на поджатые губки дамы в великолепном сером платье! Чудо, что за кудри обрамляют ее лицо.
Репродукция
Снятие с креста
Музей Прадо Мадрид
Репродукция
Портрет королевы Генриетты-Марии Эрмитаж Санкт-Петербург
(Это мой любимый портрет ван Дейка в Эрмитаже, что называется никогда не прохожу мимо)
Цветы, королевский венец, невероятной красоты платье!
Генриетта Мария, супруга короля Карла I и мать двух английских королей, родилась в Луврском дворце и была младшим ребёнком из шести детей короля Франции Генриха IV и его второй жены Марии Медичи.
Репродукция
в соавторстве с Рубенсом
Иисус с Иоанном Крестителем и Агнцем
Музей Прадо Мадрид
Репродукция
Медный змий
Музей Прадо Мадрид
Репродукция
Святой Мартин делится своим плащем
Репродукция
La Lapidation de saint Etienne
Tatton Park, The Egerton Collection
Репродукция
L'Assomption de la Vierge
Репродукция
Cupidon et Psyche
Репродукция
Ван Дейк (Anthony van Dyck)
Самсон и Далила
Музей истории искусств Вена
Первой я поместила версию картины 1630 года (позднюю). Как и её ранняя версия 1620 года, картина сохраняет влияние бывшего великого учителя, Ван Дейка, Рубенса. Однако, в отличие от Рубенса, Ван Дейк в этом варианте показывает, что Далила, похоже, потрясена своим предательством и, возможно, сожалеет о нем в то время как в первом варианте женщина предстаёт перед зрителем как беспринципная соблазнительница. Она даже изящно ручку поднимает, в характерном жесте, не будите мол, любимого, пока стричь будете. Пусть спит.
Репродукция
Ван Дейк (Anthony van Dyck)
Самсон и Далила
Музей истории искусств Вена
Картина 1620 года. Ван Дейк нарисовал ее сразу после его возвращения из Италии и вскоре перед отъездом в Лондон. Влияние Рубенса в этом варианте настолько велико, что до девятнадцатого века, картину приписывали кисти самого Рубенса. (к слову, Рубенс тоже написал полотно на эту же тему).
Эта картина рассматривается как один из первых шедевров Ван Дейка, выполненный, когда ему было около 20 лет, и он работал у Рубенса в Антверпене.
Репродукция
Ван Дейк (Anthony van Dyck)
Музей Прадо Мадрид
Репродукция
Ван Дейк (Anthony van Dyck)
Policena Spinola, marquesa de Leganés
Музей Прадо Мадрид
Репродукция
Ван Дейк (Anthony van Dyck)
Конный портрет Карла I
Музей Прадо Мадрид
В 1625 году король Карл I (1600-1649 гг.) Сменил своего отца Джеймса I став королем Великобритании и Ирландии. Ван Дейк будучи его придворным художником создавал образы, которые выражали веру короля в его божественное право управлять.
Конный портрет традиционно считался особым жанром, к которому художники прибегали в тех случаях когда надо было создать образ правителя или героя. В Древнем Риме верхом на коне разрешалось изображать только императоров.
Карл любил Ван Дейка, искренне восхищался его талантом, проявлял заботу о нем, в частности распорядился выстроить для него мастерскую на берегу Темзы, и с удовольствием приплывал туда на лодке, чтоб понаблюдать за работой художника.
Репродукция
Ван Дейк (Anthony van Dyck)
Конный портрет Карла I (первый у Ван Дейка)
Royal Collection of the United Kingdom Лондон
Репродукция
Ван Дейк (Anthony van Dyck)
Сусанна и старцы
Старая Пинакотека Мюнхен
Репродукция
Ван Дейк (Anthony van Dyck)
Мадонна с младенцем, св. Розалией, Петром и Павлом
Музей истории искусств Вена
Репродукция
Ван Дейк (Anthony van Dyck)
Amalia de Solms-Braunfels
Музей Прадо Мадрид
Репродукция
Ван Дейк (Anthony van Dyck)
Коронование терновым венцом
Музей Прадо Мадрид
Репродукция
Ван Дейк (Anthony van Dyck)
Национальная Галерея Лондон
Репродукция
Ван Дейк (Anthony van Dyck)
Явление Христа ученикам (неверие Фомы) Эрмитаж Санкт-Петербург
Репродукция
Ван Дейк (Anthony van Dyck)
Святое семейство
Музей истории искусств Вена
Репродукция
Ван Дейк (Anthony van Dyck)
Мадонна с младенцем
Walters Art Museum Балтимор
Репродукция
Renaud et Armide
Baltimore Museum of art
Репродукция
Amaryllis et Mirtillo Huile sur toile
Pommersfelden, Collection Graf von Schonborn
Репродукция
La Vierge a l'Enfant avec deux donateurs
АВТОПОРТРЕТ находится в Эрмитажной коллекции с 1772 г. Приобретен из собрания барона Л.А. Кроза де Тьера в Париже. "Автопортрет" находится в Эрмитаже, и принадлежит к числу его шедевров. Скорее всего в нем идеал творческой личности, артистичной, независимой, утонченной, как это понимал художник. Вместе с тем, полуразрушенная античная колонна, на которую опирается ван Дейк, придает картине философский подтекст, напоминая о быстротечности времени, бренности земного бытия и недолговечности красоты, молодости и славы.
Отдых на пути в Египет - Антонис ван Дейк
Иллюстрируя историю о бегстве Иосифа с Девой Марией и младенцем Христом в Египет, ван Дейк придал своей работе несколько светскую тональность. Праведный Иосиф и Богоматерь с Младенцем размещены в левой части полотна, а в правой на фоне великолепного пейзажа ван Дейк изобразил ангелов путти, развлекающих Иисуса радостными танцам.
Пейзаж, в который художник поместил действие, своей живописностью и растительным богатством напоминает райский сад. Множество аллегорических деталей, присутствующих на полотне, раскрывают для зрителя богословский смысл сюжета. Разноцветный попугай и расцветший подсолнух говорят о Богоизбранности Марии и Ее непорочности. Улетающие куропатки являются символом изгнания всего греховного. Яблоня напоминает о первородном грехе, искупить который пришел в мир Христос. Гранат трактуется как плод целомудрия, а белые розы и лилии повествуют о любви, красоте и радости.
История создания
Картина Антониса ван Дейка «Отдых по пути в Египет» имеет второе название «Мадонна с куропатками» и является одной из двадцати четырех работ художника, хранящихся в Эрмитаже. Эта работа мастера носит выраженный барочный характер, с характерной для эпохи динамичной композицией, пышностью форм и яркостью красок.
Отношение автора к вере
Антонис ван Дейк родился в набожнойкупеческой семье. Мальчик был крещён 23 марта 1599 года. У Антониса было одиннадцать братьев и сестер, которые обучались языкам, истории и теологии. Некоторые из детей продолжили дело отца, но один из братьев стал священником, а несколько сестёр избрали монашеский путь.
Талант Антониса проявился рано, в четырнадцать лет он написал автопортрет, в настоящее время хранящийся в Академии изобразительных искусств в Вене. В лице подростка, изображенного на нём виден ум и по юному дерзкий вызов, говорящий о том, что Антонис осознает ответственность за данный Богом талант: "И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут" /Лк.12,48/.
Своим призванием ван Дейк считал портретную живопись. Интересуясь людьми, их внутренним миром, Антонис умел показать изящность и глубину, героизм и возвышенность личности модели.
По отзывам современников Ван Дейк был набожен и даже вступил во Фландрии в иезуитское «Братство холостяков», однако позже женился на королевской фрейлине Мэри Ратвен.
Биография
Антонис ван Дейк родился 22 марта 1599 года в Антверпене в семье богатого торговца тканями Франса ван Дейка и Марии Конинкс. В десятилетнем возрасте он поступил в мастерскую известного живописца Хендрика ван Балена, писавшего картины на мифологические сюжеты.
С 1615 года у ван Дейка уже имелась собственная мастерская, в которой он вместе с рядом молодых художников создал серию "Головы апостолов". К ранним его работам относится Автопортрет (ок. 1615, Вена, Музей истории искусств). В 1618—1620 годах ван Дейк написал цикл из 13 досок, изображающих Христа и апостолов.
В феврале 1618 года художник был принят мастером в Антверпенскую гильдию живописцев Святого Луки. Уже имея собственную мастерскую, мастер начал сотрудничать с Рубенсом, работая с 1618 по 1620 годы в качестве помощника в его мастерской. Рубенс называл девятнадцатилетнего ван Дейка «лучшим из своих учеников».
У Антониса рано проявился талант портретной живописи и создания произведений на религиозные и мифологические сюжеты. Ван Дейк пишет множество полотен на религиозные темы, часто в нескольких вариантах: «Коронование терновым венцом» (1621); «Поцелуй Иуды» (ок. 1618—1620); «Св. Мартин и нищие» (1620—1621) и т. д.
В конце 1620 — начале 1621 года художник некоторое время жил в Италии, в Генуе, где его творчество испытало влияние живописи Тициана. Ван Дейка приглашали для написания портретов при дворе английского короля Якова I в Лондоне. В 1621—1627 годах живописец жил и работал в Германии. В 1627 году он вернулся в Антверпен и стал придворным художником Изабеллы Клары Евгении. С 1632 года снова жил в Лондоне, работая придворным художником Карла I. В 1632 году король посвятил ван Дейка в рыцари, а в 1633 году пожаловал ему статус королевского художника. В Англии в 1639 году ван Дейк женился на дочери лорда Рутвена Мэри Рутвен.
Творчество Ван Дейка оказало огромное влияние на европейское и особенно английское искусство. Ван Дейк признается лучшим и самым известным из учеников Рубенса, сумевшим соединить экспрессию стиля барокко, достижения фламандской школы живописи и артистизм Рубенса с собственной изящной и тонкой техникой письма. Художник написал более полутора тысяч картин, не считая гравюр и рисунков.
Ван Дейк скончался 9 декабря 1641 года в Лондоне и был погребён в Соборе святого Павла в Лондоне.
Отдых на пути в Египет - Антонис ван Дейк
В центре полотна ван Дейка представлены образы Девы и Марии и младенца Христа. Их фигуры особенно выделены цветом и светом. Выбранный художником образ восходит к иконографическому типу "Млекопитательница". Согласно канонам барокко, фигуры имеют выраженную телесность, однако, художнику в этом случае было важно выделить человеческую природу Иисуса и перенесение Им всех земных скорбей, которые выпадают на долю человека от рождения. Младенец Иисус показан таким уставшим от тяжелого и долгого пути, что уснул прямо у материнской груди.
История создания
Упоминание о бегстве Святого Семейства в Египет есть лишь у евангелиста Матфея, но живописцы, иллюстрируя этот сюжет, зачастую опираются на апокрифические сказания. На картине ван Дейка Святое Семейство показано отдыхающим в тени раскидистого дерева, его ветви как будто укрывают путников, заботливо окружают своей тенью и прохладой. Согласно Преданию, во время пути в Египет, уставшим беглецам негде было отдохнуть. При дороге росло лишь одно дерево, но, как только они присели у его корней, ветви опустились создав подобие шалаша. Этот трогательный момент, в котором отражается идея заботы и Божественного Промысла, изобразил ван Дейк на своей картине.
Отношение автора к вере
Антонис ван Дейк родился в набожной купеческой семье. Мальчик был крещён 23 марта 1599 года. У Антониса было одиннадцать братьев и сестер, которые обучались языкам, истории и теологии. Некоторые из детей продолжили дело отца, но один из братьев стал священником, а несколько сестёр избрали монашеский путь.
Талант Антониса проявился рано, в четырнадцать лет он написал автопортрет, в настоящее время хранящийся в Академии изобразительных искусств в Вене. В лице подростка, изображенного на нём виден ум и по юному дерзкий вызов, говорящий о том, что Антонис осознает ответственность за данный Богом талант: "И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут" /Лк.12,48/.
Своим призванием ван Дейк считал портретную живопись. Интересуясь людьми, их внутренним миром, Антонис умел показать изящность и глубину, героизм и возвышенность личности модели.
По отзывам современников Ван Дейк был набожен и даже вступил во Фландрии в иезуитское «Братство холостяков», однако позже женился на королевской фрейлине Мэри Ратвен.
Биография
Антонис ван Дейк родился 22 марта 1599 года в Антверпене в семье богатого торговца тканями Франса ван Дейка и Марии Конинкс. В десятилетнем возрасте он поступил в мастерскую известного живописца Хендрика ван Балена, писавшего картины на мифологические сюжеты.
С 1615 года у ван Дейка уже имелась собственная мастерская, в которой он вместе с рядом молодых художников создал серию "Головы апостолов". К ранним его работам относится Автопортрет (ок. 1615, Вена, Музей истории искусств). В 1618—1620 годах ван Дейк написал цикл из 13 досок, изображающих Христа и апостолов.
В феврале 1618 года художник был принят мастером в Антверпенскую гильдию живописцев Святого Луки. Уже имея собственную мастерскую, мастер начал сотрудничать с Рубенсом, работая с 1618 по 1620 годы в качестве помощника в его мастерской. Рубенс называл девятнадцатилетнего ван Дейка «лучшим из своих учеников».
У Антониса рано проявился талант портретной живописи и создания произведений на религиозные и мифологические сюжеты. Ван Дейк пишет множество полотен на религиозные темы, часто в нескольких вариантах: «Коронование терновым венцом» (1621); «Поцелуй Иуды» (ок. 1618—1620); «Св. Мартин и нищие» (1620—1621) и т. д.
В конце 1620 — начале 1621 года художник некоторое время жил в Италии, в Генуе, где его творчество испытало влияние живописи Тициана. Ван Дейка приглашали для написания портретов при дворе английского короля Якова I в Лондоне. В 1621—1627 годах живописец жил и работал в Германии. В 1627 году он вернулся в Антверпен и стал придворным художником Изабеллы Клары Евгении. С 1632 года снова жил в Лондоне, работая придворным художником Карла I. В 1632 году король посвятил ван Дейка в рыцари, а в 1633 году пожаловал ему статус королевского художника. В Англии в 1639 году ван Дейк женился на дочери лорда Рутвена Мэри Рутвен.
Творчество Ван Дейка оказало огромное влияние на европейское и особенно английское искусство. Ван Дейк признается лучшим и самым известным из учеников Рубенса, сумевшим соединить экспрессию стиля барокко, достижения фламандской школы живописи и артистизм Рубенса с собственной изящной и тонкой техникой письма. Художник написал более полутора тысяч картин, не считая гравюр и рисунков.
Ван Дейк скончался 9 декабря 1641 года в Лондоне и был погребён в Соборе святого Павла в Лондоне.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Исполненная по заказу ревностных католиков-аристократов, эта картина располагает не столько к созерцанию, сколько к чтению. За ее эффектной театральной внешностью скрывается назидательный текст, насыщенный христианскими аллегориями: подсолнухи символизируют любовь Марии к Иисусу, яблоня – торжество над первородным грехом, гранат – целомудрие и объединяющую силу Церкви, а улетающие куропатки – отвергнутые Богоматерью пороки.
А. Шестаков. «Рождественские сюжеты». Санкт-Петербург. «Арка». 2011 год.
Описание картины - Отдых на пути в Египет (1630)
( Дейк ван Антонис (1599 - 1641) )
После того, как царю Ироду волхвами было предсказано о рождении в Вифлееме младенца, который станет новым правителем, он принимает решение убить всех детей в возрасте до трех лет. Той же ночью ангел явился во сне Иосифу и приказал всему семейству бежать в Египет и ждать там, пока он снова не явится. Иосиф вместе с Марией собрли нужные вещи и с ребенком удалились из города. Преодолев длинный переход, они прибыли в селение Матариэ и стали искать место для отдыха. Они расположились под деревом, которое наклонило свои ветви, чтобы дать путникам прохладу. Неподалеку от дерева из земли вдруг пробился ручей с чистой водой, где утоляли жажду беглецы. Художник изобразил момент, когда семья отдыхает под деревом, а к ним спустились ангелы и развлекают маленького Христа. Кругом роскошная природа, с дерева свисают фрукты, летают птицы. Картина, благодаря разнообразию красок, не выглядит тревожной, наоборот, она создает радостное, оптимистическое настроение.
Антонис ван дейк отдых на пути в египет
В своих религиозных картинах Ван Дейк выразил те сладость и трепетность, на которые была способна его кисть. Сюжет одной из мюнхенских работ живописца основан на евангельском событии — бегстве Святого семейства в Египет после полученного святым Иосифом от Ангела Господнего известия о том, что Ирод ищет маленького Христа, собираясь погубить Его.
Спящий Младенец трогательно положил голову и руки на грудь сидящей под деревом юной, красивой Богоматери. Стоящий рядом Иосиф что-то говорит Ей, в его лице видны тревога и нежность. Теплая, мерцающая живопись детского тельца оттенена красным и синим цветами в одеждах Девы Марии и белизной пеленки. Изображение отмечено равновесием реального и идеального, земного и возвышенного, фламандской полнокровности и той улыбчивой грации, что наполняет работы итальянцев, у которых учился Ван Дейк, прошедший до этого школу Рубенса. Вблизи фигур пейзаж написан темными тонами, что подчеркивает тревожное настроение, присутствующее в картине, но светлеющая даль намекает на благополучный исход путешествия.
Антонис ван дейк отдых на пути в египет
Как ни странно, именно на этой картине "Она с величием, Он с разумом в очах", и смотрит Иисус на одного ангела, который как будто читает стихи или поёт. Но, конечно, литературоведы костьми легли и ещё лягут, только чтобы в стихотворении "Мадона" была именно рафаэлевская "Сикстинская Мадона", ИМХО. Хотя для понимания мысли автора можно сходить в Эрмитаж, а не ездить в Дрезден и удивляться: где величие, где разум, что за сень у Рафаэля, почему ангелы, выведенные за рамку, мешают Пушкину, кто остался кроме ангелов и Девы Марии, с кем себя отождествляет Пушкин на той картине - Сикст или Елизавета?))).
Читайте также: