Айвазовский едет в италию посещает различные города
Предавая такое мнение мое на уважение Вашего сиятельства, имею честь возвратить всеподданнейшее письмо г. Тончи с приложенными при оном выпиской из письма госпожи Нарышкиной и рисунком действительно даровитого мальчика Гайвазовското» [2] .
А. Тыранов. Портрет И. К. Айвазовского. 1841 Ночь. Голубая волна. 1876Осенью 1833 Ованес Гайвазовский оказался в столице Российской империи, где изменил свое имя на «Иван Айвазовский». Юноша был зачислен в пейзажный класс к одному из известнейших представителей русской пейзажной живописи начала XIX века Максиму Никифоровичу Воробьеву. В его мастерской он постиг не только постулаты академической школы, но и воспринял некоторые приемы мастерства, свойственные учителю. Будучи прекрасным пейзажистом, Воробьев очень рано заметил склонность Айвазовского к изображению морской стихии, которую впоследствии не только поддерживал, но и развивал.
Буря на Ледовитом океане. 1864Большое значение для творческого становления молодого художника имело знакомство с картинами классических мастеров в собрании Императорского Эрмитажа. Здесь он копировал морские пейзажи К. Лоррена и работы голландских мастеров XVII века, славившихся изображением моря, кораблей и прибрежной жизни.
В первый же год пребывания в Петербурге, благодаря рекомендательному письму своего благодетеля А. И. Казначеева, Иван Айвазовский познакомился со страстным коллекционером произведений искусства Алексеем Романовичем Томиловым, в петербургском доме которого были собраны картины известных русских и европейских художников, а также Томилову принадлежала богатейшая коллекция офортов Рембрандта.
Кораблекрушение у скал. 1870-е
После окончания Айвазовским второго курса Академии Томилов пригласил его провести летние каникулы в своем поместье — селе Успенском. Здесь, на живописном берегу — Волхова, близ Старой Ладоги, художник впервые увидел красоту совершенно другой — северной природы. Результатом этой поездки стала созданная в имении акварель «Крестьянский двор» (1834).
В 1833 по приглашению Николая I в Санкт-Петербург приехал французский маринист Филипп Таннер — человек весьма авантюрного склада, не останавливающийся ни перед чем для достижения своих целей. Будучи довольно скромно одаренным живописцем, Таннер тем не менее обладал талантом завоевывать сердца любителей искусства из аристократических слоев. Желая иметь хорошие заработки, француз не отказывался ни от одного заказа. Достаточно скоро их стало настолько много, что ему понадобился помощник, которым и был назначен Иван Айвазовский. Молодой художник весьма воодушевился таким поворотом дел и даже просил у своего покровителя Томилова прислать некоторые работы, чтобы показать их Таннеру: «Милостивый государь Алексей Романович! Вчера я был в Эрмитаже у Ладюрнера и даже честь имел тут же видеть несколько картин великого Таннера. Не могу выразить мое удивление [которое я испытываю], смотря на его произведения. Не знаю, кого не удивит. Он сам очень ласков и просил что-нибудь из моих работ показать ему. Так прошу Вас, Алексей Романович, прислать с сим подателем зарисовки натурные, мои зарисовки с папкой, и даже, если можно, рисунки, которые в Вашем альбоме, особливо последнюю бурю, чем Вы меня весьма обрадуете, ибо я желаю с ним познакомиться хорошенько. Я их доставлю Вам обратно на этой неделе. Если Вам нужно сегодня до 2 часов в Эрмитаж, кстати бы, Чернецова „Парад“ видели бы и, вероятно, Таннера тоже. Чем раньше, тем лучше, ибо после они заняты натурщиками. Прощайте. Остаюсь благодарный покорный Ваш слуга И. Гайвазовский» [3] .
Берег моря. Штиль. 1843
Морской вид с часовней. 1845 Вид Феодосии. 1845 Вид Константинополя ночью. 1846С этого периода на молодого Айвазовского обрушился огромный объем работ. Стараясь не отставать в Академии, он совершенно не имел никакого свободного времени и работал практически круглосуточно. И даже при таком напряженном графике Айвазовский «выкраивал» время для написания собственных работ. Так, в конце года художник представил на Академической выставке два полотна — «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем».
Ответное письмо президента Академии художеств министру Двора князю Волконскому о необходимости принятия И. К. Гайвазовского в Академию ввиду его исключительного дарования и содержании его на казенный счет. От 13 июля 1833. См. И. К. Айвазовский. Документы и материалы. Ереван, 1967.
Записка И. К. Айвазовского к А. Р. Томилову, от 8 января 1835. См. И. К. Айвазовский. Документы и материалы. Ереван, 1967.
АЙВАЗОВСКИЙ ИВАН КОНСТАНТИНОВИЧ
По словам известного художника Мартироса Сарьяна, все картины Айвазовского можно разглядывать как огромную эпическую поэму о море. Действительно, ни в российском, ни в мировом искусстве не было художника, творчество которого было бы в основном посвящено одной теме.
Будущий живописец вырос в маленьком крымском городе Феодосии в семье армянского купца. Талант мальчика проявился в раннем детстве и был замечен другом семьи Кохом, городским архитектором Феодосии. Он выхлопотал для него разрешение на обучение в симферопольской гимназии, закончив которую юноша поступил в петербургскую Академию художеств. Он обучался в пейзажной мастерской, руководимой известным художником тех пор М.Воробьевым.
Будучи еще студентом Айвазовский стал показывать свои картины на академических выставках. В 1837 году за картину «Спокойное море» ему была вручена золотая медаль Академии художеств и подарена бесплатная поездка в Италию.
Но юный художник возвратился в Феодосию, где продолжил занятия живописью. В Крыму Айвазовский познакомился с адмиралами В.Корниловым, М.Лазаревым и П.Нахимовым. Его увлекала морская баталистика, и скоро он отправляется в свой 1-ый морской поход, во время которого участвует в операциях российских войск в районе турецкого города Субаши. После похода Айвазовский рисует картину «Высадка русских войск при Субаши». Эта картина, вместе с написанными в походе видами Черного моря и Крымского побережья, вызывает восторг зрителей на ежегодной академической выставке, и Айвазовский отправляется в Италию.
Он посещает разные города и постоянно рисует. Написанная в Риме картина «Хаос» даже была куплена музеем Ватикана. Воодушевленный успехом художник делает в Риме выставку собственных работ, центральной среди которых была только что написанная им картина «Неаполитанский залив при лунном свете». О данной выставке сохранились восторженные отзывы многочисленных художников, в том числе британского мастера Джона Тернера.
По совету художника Александра Иванова Айвазовский отправляется в путешествие по Европе, во время которого устраивает выставки в Париже, Венеции, Амстердаме и Лондоне. Амстердамская Академия художеств выбирает Айвазовского своим почетным иностранным членом. Возвратившись в Петербург, он узнает, что его также выбрали членом Российской Академии художеств.
Несмотря на признание, живописец не стал оставаться в столице и вернулся в свой родной город Феодосию. Там он выстроил для себя дом, мастерскую и открыл художественную школу. С того времени вся жизнь Айвазовского пошла по размеренному графику. Летние месяцы он проводил в Феодосии, и практически каждую зиму уезжал в Петербург, где делал выставки собственных картин.
В 1844 году Адмиралтейство назначило Айвазовского своим официальным художником. В этой должности он совершил несколько экспедиций совместно с будущим известным полярным исследователем Федором Петровичем Литке. Во время этих экспедиций Айвазовский посетил Турцию и страны Ближнего Востока. Он не переставая рисовал, сохраняя в картинах свои впечатления.
По заданию Адмиралтейства Айвазовский начал работу над серией картин, посвященных победам российского флота. Нужно отметить, что Айвазовский отличался редкой отвагой и по собственному желанию отправился в Севастополь во время шедшей там Крымской войны.
Он как никто иной умел передавать движение моря, игру света и тени непрерывно меняющейся морской стихии. По словам В.Стасова, на его полотнах мы впервые лицезреем живое море. При всем этом интересно, что главные свои работы- «Девятый вал» (1850), «Черное море» (1881), «Среди волн» (1898) - Айвазовский писал не с натуры, а в мастерской на основе множества этюдов. Объясняя творческую манеру автора, один из его учеников А.Рылов писал, что Айвазовский делал этюды Черного моря через каждые 2 часа, чтобы отследить изменения цвета и света.
Всю свою жизнь художник занимался меценатством и значительную часть средств, приобретенных от продажи полотен, тратил на покупку произведений искусства для открытия им в Феодосии картинной галереи и Археологического музея.
Начинание Айвазовского вдохновило и остальных живописцев - Л.Лагорио, А.Куинджи и П.Богаевского - пожертвовать собственные картины городу. Сам Айвазовский оставил после себя завещание, в котором передал городу свой дом и все свои полотна, потому Феодосийская художественная галерея является хранительницей наибольшего собрания картин мастера.
Места, вдохновлявшие Айвазовского на его шедевры
Иван Константинович Айвазовский - выдающийся русский художник, любимый и почетаемый ценителями живописи во всем мире. Его жизнь и творчество охватывают весь XIX век. И всю свою долгую интересную жизнь мастер много путешествовал. В этой заметке хочу поделиться своими любимыми морскими пейзажами Айвазовского из разных красивейших мест.
Еще во время обучения молодого Айвазовского в Императорской Академии художеств, его картина «Десант отряда в долине Субаши» привлекла внимание императора. Николай I приобрёл это творение и пожелал использовать талант Айвазовского для изображения подвигов русского флота. Так, сразу по окончании Академии, художник на 4 года отправился в свою первую заграничную командировку (1840-1844 гг). Сначала его путь лежал в Рим через Венецию и Флоренцию. Затем долгое время Айвазовский работал на юге Италии (в том числе в Сорренто, Амальфи, Неаполе, на островах Искья и Капри). Отсюда, на полотнах Айвазовского мы можем видеть множество завораживающих итальянских видов.
Дальнейший его путь лежал через Швейцарию и долину Рейна в Голландию, потом Англию, а также во Францию, Португалию и Испанию. Интересно сравнить, насколько по-другому ощущаются северные моря, написанные Айвазовским. Вот, например, Амстердам:
В продолжение темы прохладных вод, взгляните также на Санкт-Петербург, Кронштадт и Таллин (прошлое название - Ревель). Эти полотна уже не относятся к первой заграничной командировке Айвазовского, но они, по-моему, потрясающе смотрятся именно на контрасте с южными пейзажами.
Иван Айвазовский - самые известные картины художника
Среди самх известных полотен художника стоит выделить:
- Девятый вал;
- Гнев морей,
- Черное море;
- Синопский бой;
- Сошествие Ноя с горы Арарат;
- Корабль у скал Шибралтара;
- Вид Константинополя и Босфора;
- Морской берег;
- Вид Одессы в лунную ночь.
Великий художник был первым, кто удостоился звания почетного гражданина Феодосии. Благодарные горожане установили в пределах города памятник-фонтан с надписью «Доброму гению» и монумент у стен картинной галереи, изображающий Айвазовского сидящим в удобном кресле с палитрой в руках. Взор бронзового гения обращен к Черному морю, столь любимому художником и неоднократно изображенному в разных ипостасях. Памятник Ивану Константиновичу и его брату Гавриилу - армянскому священнослужителю, учёному-историку, лингвисту и полиглоту – есть и в Симферополе.
«Иван Айвазовский и русские художники-маринисты»: гид по выставке в Малаге
30 апреля 2021 года картины величайшего художника Ивана Айвазовского отправились на выставку в филиал Русского музея в Испании . Посетители в Малаге смогут увидеть шедевры из собрания Русского музея, Петергофа и Царского села, в частности «Девятый вал» (1850) и «Волна» (1889).
На выставке «Иван Айвазовский и художники-маринисты в России» представлено около 40 произведений основоположника маринизма в России Ивана Айвазовского и выдающихся мастеров марины Алексея Боголюбова, Григория Чернецова, Александра Беггрова и других из собрания Русского музея и музея-заповедника «Царское Село». На экспозиции показана лишь малая часть из множества картин Ивана Айвазовского. Однако среди них — опорные произведения прославленного живописца: «Вид Одессы», «Вид Константинополя», «Девятый вал», «Сотворение мира», «Буря над Евпаторией», «Волна» и другие. В этих полотнах глубоко и полно отразились важнейшие черты художника-мариниста Айвазовского, ставшего одной из самых заметных фигур в истории отечественной, да и мировой художественной культуры. При жизни Айвазовского его персональной выставки в Испании не было. Впоследствии на экспозициях русского искусства в этой стране встречались лишь отдельные произведения великого мариниста. Обосновавшись в родной Феодосии, долгие годы Айвазовский провел в путешествиях. Он побывал в Азии, Африке и Америке, был во многих европейских странах, в том числе и в Испании — посетил Мадрид, Гранаду, Севилью, Кадис, Гибралтар и, кстати, Малагу, запечатлев виды этих городов и местностей в своих произведениях.
11 наиболее ярких произведений Ивана Айвазовского и художников-маринистов, представленных на выставке, журнал Точка ART включил в «Экскурсию для чтения» .
И.К. Айвазовский «Девятый вал»
В 1840-х годах художник много путешествовал по Европе. Осенью 1844 года корабль, на котором находился Айвазовский, попал в сильный шторм в Бискайском заливе, возможно, тогда живописец и увидел настоящую волну невиданного размера. Свой живописный «Девятый вал» художник создал в уже 1850 году в Феодосии, у себя в мастерской. Он писал картину по памяти, а на природе лишь делал небольшие наброски, считая невозможным писать природные явления с натуры, из-за того, что они постоянно меняются: «Движения живых стихий неуловимы для кисти».
Исследовательская работа на тему "Иван Айвазовский. Путешествие в Италию"
Корней Чуковский о Репине писал, что тот «вcюдy нaxoдил бypлaкoв — и в Рoccии, и в Итaлии, и в Aвcтpии» . Айвазовский же всюду находил воду, поэтому неудивительно, что первую серьезную остановку он пожелал сделать в Венеции. (слайд4)музыка
Она покорила своей неповторимой красотой и очарованием. Айвазовский будет памятью возвращаться к этому городу и в восхищении воспевать в своих картинах его волшебную красоту.
Художник воссоздал на своих полотнах недвижные, словно уснувшие, воды лагуны, в которых отражаются, удваиваясь, совершенные в своей архитектурной красоте венецианские дворцы и самые обычные строения.
Неслышно скользят по тихой воде гондолы, непременная примета венецианской жизни. От прозрачного неба, тихой воды, медленного движения гондол веет покоем, гармонией, идиллией природы и жизни.
(слайд9)В Венеции, в армянском монастыре Святого Лазаря уже много лет жил старший брат Айвазовского - Габриэл. Он принял монашество и жизнь свою посвятил ученым занятиям богословием.
Братья встретились после многих лет разлуки. Монахи поселили Айвазовского в келье, которую когда-то занимал великий Байрон. (слайд10) Айвазовский на склоне лет написал картину, изображающую Байрона среди монахов армянского монастыря. С братом у Айвазовского никогда не прерывалась связь.
Кроме того, изучая историю своего рода, старший брат узнал, что фамилия предков – Айвазян. В итоге братьями было принято решение убрать из своей фамилии букву «Г». С тех пор Ованес Гайвазовский (а именно так юноша подписывал свои полотна) стал Иваном Айвазовским. Случилось это в 1841 году на 24 году жизни мастера.
(слайд11)За несколько первых месяцев жизни в Италии Айвазовский побывал, кроме Венеции, во Флоренции, объехал все Неаполитанское побережье, работал в Сорренто, Амальфи, Вико; в самом Неаполе ему не терпелось ощутить особенность ландшафта, увидеть прибрежные пейзажи.
(слайды12-16)Двигаясь по дорогам Италии, он всматривался в синеву небесного свода, чутко улавливая богатое разнообразие оттенков утреннего, полуденного или вечернего неба. Память художника фиксировала, как огненный шар солнца медленно опускался в море, и тогда на зыби волн начинали играть причудливые оттенки золотого цвета. Эти первые впечатления, пополняясь новыми, возрождались на холстах под его кистью.(Грот-конец)
(слайд17=музыка) Например, на одноимённой картине мы видим Неаполитанский залив, изображенный на рассвете. Лёгкий туман ещё не исчез над водой. Он сливается в слегка ощутимую дымку. Совсем недавно выглянуло солнце из-за горизонта. Голубая с изумрудными отсветами гладь воды залита тёплым солнечным светом. Мы видим залив, который переполнен особыми переливами красок: розовыми, лазоревыми, голубыми. Сюжет абсолютно незатейлив. Но Айвазовский сумел сделать из него полный истинного очарования пейзаж. Вся композиция четко выверена, каждая краска звучит по-особенному. Все творение переполнено солнцем и воздухом
(слайд18)Рим потряс Айвазовского. "Я видел творения Рафаэля и Микеланджело, видел Колизей, церкви Петра и Павла. Смотря на произведения гениев и громады, чувствуешь свое ничтожество! Здесь день стоит года", - писал он в Петербург о своих первых впечатлениях от Вечного города. "Я, как пчела, сосу мед из цветника, чтобы принести благодарную дань царю и матушке России", - заканчивал он свое письмо.
(слайд19)Обосновавшись в Риме, Айвазовский часто встречался с Николаем Васильевичем Гоголем, с которым познакомился в Венеции .
(слайд19прордолжение)Судьба была щедра к Айвазовскому на интересные встречи, знакомства и дружбу. Вечерами он часто бывал в маленькой квартирке Гоголя, которую тот называл "моя келья". Туда приходил друг Гоголя, художник Александр Иванов . Здесь бывали писатели Иван Панаев, Василий Боткин, английский художник Уильям Тёрнер. Последнего настолько потрясли картины И. Айвазовского, что он посвятил ему сонет, сочинённый на итальянском языке: (слайд20)
Un grande artista! Mi dispiace per errore mio,
quando ho preso per la validità foto tua
ma così affascinante il lavoro è tuo,
che delizia preso possesso di me e ancora non mi abbandona.
L'arte è la tua su e monumentale e non lascia alcun dubbio
che ti ispira un genio.
Великий художник! Прости меня за ошибку мою,
когда я принял за действительность картину твою,
но настолько очаровательна работа твоя,
что восторг овладел мною и до сих пор не покидает меня.
Искусство твоё высоко и монументально и не оставляет никаких сомнений,
что тебя вдохновляет гений.
Здесь, в Италии, окончательно сложился метод работы Айвазовского. Он был очень индивидуален, ни на кого не похож.
(слайд21 Берег моря. Штиль)Он не мог сидеть с мольбертом и кистями у берега моря и, часами наблюдая изменчивость освещения, движение волн, кропотливо переносить это на холст. Его феноменальная память удерживала множественные состояния атмосферы, эффектные, единственные в своем роде мгновения жизни природы, а выработанная годами, отточенная техника, филигранное профессиональное мастерство позволяли безошибочно и убедительно воспроизводить созданную воображением картину природы.
Айвазовский выработал свою теорию.
(слайд22. Музыка – шум моря)Он был убежден, что "движение живых стихий неуловимо для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волн - немыслимо с натуры. Для этого художник должен запомнить их, и с этими случайностями, равно как и эффектами света и теней, составлять сою картину".
(слайд23- половина)Он начинал писать картину с изображения неба или, как он любил говорить, - воздуха. И как бы ни был велик холст, заканчивал эту часть картины в один сеанс, не отходя от полотна иногда по двенадцать часов кряду.
(слайд24)Этим достигалось ощущение особого единства цвета, воздушной атмосферы, убедительности и правдивости в ее передаче.
Работал Айвазовский с упоением и очень быстро.
(слайд25. Гондольер на море)За несколько первых месяцев жизни в Италии в 1840 году Айвазовский написал тринадцать больших картин. В следующем - семь, еще через год - двадцать. В их число не входят работы небольших размеров, альбомы рисунков, набросков.
С удовольствием работая над разнообразием морских пейзажей он стремился найти и свою, новую тему в пейзаже, свойственную только ему.
Такой картиной стала большая композиция, которую художник назвал Хаос. (слайд26) Она изображает движение необузданной первозданной стихии, которую озаряет комета, являя собою создателя стихий - неба, земли, воды. За основу идеи картины Айвазовский взял слова из книги Бытия: "Земля же была безвидна и пуста и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою". Картина привлекла внимание Папы Григория XVI. Он приобрел ее для Ватикана и наградил художника золотой медалью.
(слайд27)Гоголь с веселой шуткой поздравил Айвазовского: "Исполать тебе, Ваня! Пришел ты, меленький человек с берегов Невы в Рим и сразу поднял Хаос в Ватикане".
Но не только «Хаос» нашёл себе приют в Европе. (слайд28)
Айвазовский был заботливым и любящим сыном. Половину скромного содержания, что он получал от Академии художеств, он отсылал матушке в Феодосию
Однако п ервоначальные материальные затруднения его вскоре закончились. Продажа картин приносила достаточное и уверенное обеспечение. Это давало возможность художнику не только помогать родным, но и много путешествовать.
(слайд29) Он предпринял поездку в через Швейцарию в Германию, посетил Голландию, Англию, Францию, Португалию, Испанию, Мальту.
(слайд30.Буря в Бискайском заливе) Его влекли места, где он мог пополнить свои впечатления, связанные с морем, накопить новый опыт. Айвазовский не упускал возможности выставлять свои картины в европейских городах.
На каждой выставке ему сопутствовал успех. Курьезные отзывы появились неожиданно в берлинских газетах. Мастерство в передаче воды, тончайших световых эффектов вызывало такое изумление, что критики решили - очевидно, русский художник глухонемой. Только при недостатке слуха и речи может так остро развиться зрение.
(слайд31)За выставленные в Лувре картины Айвазовский был награжден золотой медалью. Парижские газеты писали, что при таком успехе, который имеет русский живописец в Европе, он вряд ли захочет вернуться в Россию. Айвазовский выбрал самое эффектное опровержение слухов: досрочно вернулся в Петербург.
(слайд32)К 27 годам он стал членом Петербургской, Римской и Амстердамской Академии художеств.
Итальянский период в жизни, и в творчестве художника стал переломным : алмаз безграничного таланта превратился в настоящий бриллиант, который заиграл неповторимой многогранностью.
Уезжая из Италии Айвазовский не говорил ей: «Прощай!» , а говорил: « Arrivederci ! До свидания, до новых встреч!» И действительно, на протяжении всей своей жизни он обращался к «итальянской теме». Например, Неаполитанский залив он изобразил в разные годы на более чем 10 полотнах.
Айвазовский Иван Константинович (Ivan Aivazovsky)
Имя: Айвазовский Иван Константинович (Ivan Aivazovsky)
Годы жизни: 1817-1900 годы
Направление: Романтизм
Биография: Иван Константинович Айвазовский родился 17 июля 1817 года в Феодосии. Предки великого художника переселились из Армении на юг Польши, откуда в начале XIX века отец Айвазовского переехал в Феодосию. Кроме Ивана (Ованеса) на попечении родителей будущего художника было еще четверо детей: две девочки и два мальчика. Отец был торговцем, знал несколько языков. Мать Айвазовского была искусной вышивальщицей.
В детстве Айвазовский очень любил рисовать. В то время бумага была очень дорогая, и когда ее не хватало, мальчик рисовал углем на выбеленных стенах. Однажды нарисованный маленьким Айвазовским на стене солдат в натуральную величину случайно попал на глаза феодосийскому градоначальнику А.И. Казначееву. Увиденное произвело на главу города столь сильное впечатление, что он разрешил мальчику вместе со своими детьми брать уроки рисования у городского архитектора. После того, как Казначеева перевели на службу в Симферополь, он устроил Айвазовского в симферопольскую гимназию. В период обучения в Симферополе Айвазовский показывает отличные успехи в живописи. 23 августа 1833 года будущий художник едет в Петербург и поступает в Академию художеств на казённый счет. Одним из первых преподавателей Айвазовского в Академии был известный живописец М.Н. Воробьев.
В 1835 году за картину «Этюд воздуха над морем» Айвазовский был награжден серебряной медалью. В 1836 году художник познакомился с французским художником Ф. Таннером, который нуждался в подмастерьях, и на эту роль к нему был определен Айвазовский. Несмотря на то, что Таннер не давал Айвазовскому работать самостоятельно, к осенней выставке в Академии художеств он втайне от Таннера написал пять картин: «Моряки-чухонцы, стоящие на берегу», «Вид части Кронштадта с идущим на парусах стопушечным кораблем в бурливую погоду», «Мальчики, играющие в бабки», «Вид парохода «Геркулес», идущего посредством паровой машины при бурливой погоде», «Два мальчика на ловле рыбы удою». Выставленные картины получили хорошие отзывы у публики. Однако успех «подмастерья» сильно задел Таннера, который пожаловался царю на неблагодарного ученика, самовольно выставившего свои работы, после чего царь приказал убрать все произведения «выскочки» Айвазовского. А.Н. Оленин, И.А. Крылов, М.Н. Воробьев хлопотали о прощении молодого художника, однако Айвазовский был «реабилитирован» только в марте 1837 года, после того как профессор Академии художеств А.И. Зауэрвейд, осмелился просить об этом Николая I. Айвазовский был переведен в класс батальной живописи, где проучился несколько месяцев, после чего в сентябре 1837 года на академическом конкурсе за картину «Штиль» ему была присуждена Большая золотая медаль. Художник получил право на пенсионерскую поездку Крым, а затем за границу.
В 1838 году художник посещает Феодосию, где пишет картины «Вид Керчи», «Вид Ялты», «Феодосия», «Лунная ночь в Гурзуфе». В 1839 году Айвазовский по приглашению Н.Н. Раневского участвует в высадке десанта на Кавказском побережье в бухте Субаши. Будучи впечатленным увиденным, художник пишет картину «Десант в Субаши». 23 сентября 1839 года Айвазовскому был вручен аттестат о присвоении звания художника.
В 1840 году Айвазовский уезжает в Италию, где он знакомится с выдающимся русским живописцем А.А. Ивановым. В Риме благодаря упорной и напряженной работе к молодому Айвазовскому приходит общественное признание. Картины, экспонированные в городах Италии, имели большой успех у зрителей. Критики отмечали, что никто до Айвазовского прежде не изображал воду так живо и достоверно. За картину «Хаос» Папа Григорий XVI наградил художника золотой медалью, а само произведение вошло в постоянную экспозицию Ватиканского музея. Однако материальное положение все еще остается довольно тяжелым: до отъезда за границу Айвазовский подал прошение о перечислении своей матери в Феодосию четверти своего пенсионерского жалованья, а плата за художественную мастерскую, холсты, краски отнимали много средств. В 1842 году Айвазовский совершает четырехмесячное путешествие по Европе: он посещает Германию, Голландию, Англию, Швейцарию, Испанию, Францию, Португалию. За четыре года пребывания за границей художник написал около пятидесяти произведений, самые известные из которых — «Неаполитанский залив в лунную ночь», «Лодка греческих пиратов», «Буря», «Тишь на Средиземном море», «Хаос», «Остров Капри». Эти картины были выставлены в 1843 году в Париже, а сам живописец был удостоен золотой медали Парижской Академии художеств. Айвазовский был избран членом четырех академий художеств: Российской, Римской, Парижской и Амстердамской.
В 1844 году царь Николай I отзывает Айвазовского из пенсионерской поездки, чтобы загрузить получившего европейское признание художника государственными заказами. По возвращении в Россию Айвазовский получает звание академика и должность живописца Главного морского штаба.
Летом 1845 года художник отправляется в средиземноморскую экспедиции вместе с Ф.П. Литке. После плавания Айвазовский в 1845-46 годах создает около двадцати произведений, среди которых картины морских сражений при Выборге, Ревеле, Наварино и Чесме. Затем художник работает в Петербурге. В 1847 году с 26 февраля по 8 марта прошла персональная выставка тридцатилетнего Айвазовского. Это был один из первых опытов выставок посвященных творчеству одного художника.
В 1848 году Айвазовский переезжает в Феодосию, где целиком отдает себя творчеству. Здесь в 1850 году художник пишет одно из самых своих известных произведений «Девятый вал».
Помимо творчества Айвазовский много времени посвящал общественной деятельности, заботясь о людях и благополучии Феодосии. Кроме того художник организовывал благотворительные выставки в пользу нуждающихся учеников Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Академии художеств, помогал людям, пострадавшим от войн, стихийных бедствий, неурожаев. В 1853 году Айвазовский представил властям Петербурга проект художественной школы в Феодосии, который так и не получил одобрения. Несмотря на это, в 1865 году, Айвазовский все же открыл художественный класс в Феодосии.
Во время Крымской войны 1853-56 годов Айвазовский посетил осажденный Севастополь, после чего написал ряд произведений, в очередной раз проявив себя как баталист. Эти картины, среди которых были два вида Синопской битвы, два вида боя «Перваз-Бахри» с «Владимиром» и вход «Владимира» с «Перваз-Бахри» в Севастополь, художник посвятил обороне города. Картины получили одобрение главного героя сражения — адмирала Нахимова.
После завершения Крымской Войны художник отправляется во Францию, где принимает участие в художественной выставке в Париже. На выставке были представлены семь из двадцати пяти написанных им здесь картин, среди которых «Сибирская степь зимой с транспортом золота на дороге», «Малороссийское поле с хлебом при начале жатвы», «Степь со стадом мериносов при закате солнца в Новороссийском крае», «Крымская ночь в Гурзуфе» и другие.
В 1868 году Айвазовский совершает поездку по Кавказу, во время которой побывал в Дагестане, Дарьяльском ущелье, Владикавказе, Тифлисе, Сухуми, Армении. В Тифлисе художник организовал благотворительную выставку, специально для которой здесь же написал 12 картин. Весь доход, полученный от выставки, Айвазовский передал местному детскому приюту. Таким же образом художник распоряжался доходами практически от всех выставок.
В 1869 году Айвазовский совершил поездку на открытие Суэцкого канала в Египет, написав картину «Суэцкий канал». В 1872-73 годах Айвазовский побывал с выставкой в Италии, по возвращении откуда художник написал одно из своих лучших произведений — «Радуга».
Помимо творческой деятельности Айвазовский продолжает заниматься общественной деятельностью. Благодаря усилиям художника и его финансовой помощи в его родном городе Феодосия был проложен водопровод, сооружен торговый порт, в 1880 году открывается картинная галерея. Айвазовский передал в фонд музея 23 свои картины, античные слепки и скульптурные портреты Глинки и Пушкина.
В 1887 году в содружестве с И.Е. Репиным Айвазовский пишет картину «Прощание Пушкина с морем». Репин писал в картине Пушкина, Айвазовский — пейзаж. В 1889 году художник пишет большое произведение «Волна», которая считается одной из лучших картин Айвазовского.
В 1894 году художник совершает далекую поездку в Америку, где организует выставку своих картин. Часть картин Айвазовский привез из России, остальные были написаны на месте. Выставка прошла с огромным успехом.
Из картин, написанных художником в последние годы жизни, наиболее известны «Шторм» (1897) и «Среди волн» (1898). Примечательно, что картину «Шторм» Айвазовский написал в мастерской художника А.И. Куинджи на глазах его учеников менее чем за 2 часа.
Айвазовский умер 19 апреля 1900 года во время работы над произведением «Взрыв корабля». Незавершенная работа осталась на мольберте в мастерской художника. Дом в Феодосии, в котором находилась мастерская Айвазовского, преобразован в музей.
Айвазовский Иван Константинович
Профессор живописи, лучший русский маринист. Родился в Феодосии в армянской семье, еще мальчиком обратил на себя внимание своими рисунками и в 1833 г. попал в качестве пансионера в Академию художеств. Первым его учителем в области живописи “морских видов” был Филипп Тоннёр, от которого он перенял приемы изображения воды, впоследствии оставленные им. Первой работой Айвазовского в этом роде был “Этюд воздуха над морем”, написанный в 1835 г., за который он получил первую серебряную медаль.
С тех пор Айвазовский посвятил себя исключительно этому роду живописи. Ежегодно он совершал поездки то по Финскому заливу, то по Черному морю, изучая эффекты освещения и природу моря.
Его необыкновенная художественная память воспроизводила даже по прошествии долгого времени какой-нибудь подсмотренный момент в природе.
В 1840 г. Айвазовский поехал в Италию, а затем посетил Германию, Францию, Англию и Испанию. Везде картины его имели успех, и слава его как замечательного художника-мариниста установилась повсеместно. Главнейшие работы Айвазовского:
“Высадка десанта в доме Субаши” и “Вид Севастополя”; “Неаполитанская ночь”, “Буря” и “Хаос”, написанные в Риме; “Лодка черкесских пиратов”, “Тишь на Средиземном море” и “Остров Капри”, награжденные на Парижской выставке 1843 г. и доставившие Айвазовскому звание академика; “Виды Черного моря”' и “Монастырь св. Георгия”, за которые художник признан в 1847 г. профессором; “Четыре богатства России”, доставившие ему в 1857 г. орден Почетного легиона; “Зима”, “Камыши на Днепре”, “Стадо овец во время урагана”, “Всемирный потоп”, “Момент сотворения мира” (1864), “Цепь Кавказских гор” (1871). Выставка картин Айвазовского во Флоренции (1874) возбудила восторг, и Флорентийская академия художеств предложила ему написать свой портрет для помещения в галерее дворца Питти, где собраны портреты знаменитейших художников с эпохи Возрождения. Из русских художников такой чести удостоился раньше только О. Кипренский.
Айвазовский едет в италию посещает различные города
Урожденный Ованес Айвазян, появившийся на свет 29 июля 1817 года в городе Феодосии, известен всему миру как Иван Айвазовский, великий художник-маринист, автор сотен великолепных полотен, сегодня выставленных в самых именитых музеях планеты.
Иван Константинович Айвазовский с раннего возраста обнаружил художественные и музыкальные способности, самостоятельно обучившись игре на скрипке. Талантливый мальчик без особых трудностей оканчивает феодосийское уездное училище, симферопольскую гимназию и поступает в петербургскую Академию художеств с обучением за казенный счет (иными словами – на бюджет). В учебе Айвазовский успешен, и имеет выставки, еще будучи студентом.
Ввиду этих особых успехов, было принято необычное для академии решение — выпустить одаренного художника из академии на два года раньше и послать его на этот срок в Крым для самостоятельных работ, а после этого — в командировку за границу на шесть лет. Вернувшись домой, Айвазовский уделяет внимание не только морским пейзажам, но и батальной живописи. Одну из картин военной тематики высоко оценивает и приобретает сам император Николай I.
Летом 1840 года Иван Константинович отправляется в европейскую командировку, посещая Италию, Испанию, Португалию, Швейцарию, Францию, Голландию, и на родину возвращается через четыре года.
Практически всю жизнь проведя в родной Феодосии, Айвазовский всегда был уважаем горожанами, но не только за свой талант. Иван Константинович трепетно любил отчий дом и делал все возможное, чтобы Феодосия становилась краше и комфортнее.
Благодаря покровительству художника в городе появляются картинная галерея и гимназия, возводятся фонтан с питьевой водой и здание Феодосийского музея древностей. Также мастер инициирует строительство железной дороги Феодосия – Джанкой и расширение Феодосийского порта. При своем доме Иван Константинович открывает мастерскую, послужившую своеобразной школой жизни для многих живописцев, ставших в последствии знаменитыми.
«Мой адрес всегда в Феодосии» - писал Третьякову Айвазовский. Здесь творец оставался до самой своей смерти, однако, не прекращая путешествовать. В возрасте 75 лет Иван Константинович с супругой едет в США, после чего пишет картину «Ниагарский водопад».
Перед кончиной (а это произошло в почтенном возрасте, художнику было 82 года), Иван Константинович завещает похоронить его на родине, на территории феодосийской средневековой армянской церкви Сурб Саркис (Святого Саркиса).
Читайте также: