Афон почему нельзя женщинам посещать
Многие слышали про греческую святыню – гору Афон, но не всем известно, что женщинам там бывать строго запрещено. На ней можно найти более двух десятков мужских монастырей, на порог которых не ступала нога женщин еще со времен Византии. Почему же здесь так заведено?
Путь к Афону
Есть места на земле, где небо становится близким. Православные христиане их называют святыми. Одна из таких территорий, где присутствие Бога становится таким же близким, как воздух, - Святой Афон. Паломники «со стажем» утверждают: Афон - это не место, это путь. Путь куда и откуда? С этим вопросом в год 1000-летия появления русского монашества на Святом Афоне наш корреспондент поехал паломником в единственную в мире монашескую республику
Удел Богородицы
По преданию Богородица попала на этот полуостров, прилегающий к территории современной Греции, когда корабль, на котором Она плыла вместе с апостолами на Кипр, попал в бурю. Корабль отнесло к берегам Афона, который в то время был культовым местом, где язычники приносили человеческие жертвы. При приближении корабля с Богородицей языческие храмы стали рушиться - после такого явного знака силы Божией идолопоклонники, как гласит предание, приняли христианство. А полуостров стал местом покровительства Божией Матери.
В «Небесном городе» (именно так переводится с греческого Уранополис), как правило, дожидаются своих мужей, отцов и братьев женщины - им посещение Афона не благословлено. Причём такая рекомендация дана не кем-нибудь, а самой Игуменьей Святой горы - Богородицей. Об этой истории нам рассказали в одном из крупнейших афонских монастырей Ватопед. Согласно историческому свидетельству, дочь императора Феодосия Великого, уничтожившего последние следы язычества на Афоне, царица Плакидия пожелала посетить Святую Гору и приехала в Ватопед в 382 году. Но при входе в Благовещенский храм услышала от одной из икон Божией Матери голос, повелевавший ей удалиться из пределов Афона. Это событие послужило основанием каноническому установлению, запрещающему женщинам появляться на Святой Горе. А икона, перед которой царица услышала предупреждение Богородицы, стала одной из семи чудотворных икон Богородицы, которые хранятся в Ватопедском монастыре.
В этой обители, где мы побывали, предварительно переправившись из Уранополиса в Афон на большом белом пароме (время хода около двух часов), к паломникам из России очень теплое отношение. Хотя на Афоне не делят паломников на «любимых» и «не очень», некоторые монахи, с которыми удалось поговорить, признались: на всех произвело огромное впечатление то, с каким благоговением в России люди встречали одну из главных святынь православия - Пояс Пресвятой Богородицы, который хранится именно в Ватопеде. На Афоне утверждают, что такие святыни нельзя вывезти куда-либо без воли Самой Богородицы: если таковой нет, то всегда возникают барьеры, мешающие осуществить поездку святыни в ту или иную страну. А вот в России Пояс Богородицы даже задержался на целую неделю - уникальный случай в истории! И на Святой Горе никто не сомневается: это особый знак покровительства Божией Матери нашей стране.
Ватопед - один из двадцати афонских монастырей. Таково незыблемое число обителей Святой Горы, и расширение этого числа уставом Афона запрещено. Почти все монастыри являются греческими и только три имеют иную государственную принадлежность - это Зограф (Болгария), Хиландар (Сербия) и Свято-Пантелеимонов монастырь, который пестует Россия. Проживание и трапезы в монастырях для паломников бесплатные. При этом только один Ватопед за год принимает десятки тысяч паломников со всего мира! Сложно представить, сколько труда требуется монахам, чтобы все это обеспечить. И даже в самые сложные времена, например, в ходе Второй мировой войны или оккупации Греции турками, эта афонская традиция гостеприимства не прерывалась.
Встреча со старцем Илием Оптинским
Многих такие ночные бдения пугают. Но в афонских монастырях служат ночью потому, что живут здесь по времени византийскому, которое ориентируется на восход и заход солнца. Зимой расхождение афонского времени с московским составляет примерно «плюс 6,5 часа», летом - «плюс три часа». И перестройка на святогорский ритм жизни дается, прямо скажем, без больших потерь, о которых фантазируешь до прибытия на Афон. Помогает и особое духовное состояние (его христиане называют благодатью) и помощь в физическом плане. Речь о специальных стасидиях, в которых принято стоять на богослужениях: это деревянные одноместные скамьи с откидывающимся двухуровневым сиденьем и поручнями на уровне подмышек, в которых можно находиться и стоя, и полусидя. Потому во время ночных бдений нередко приходили на ум слова одного их самых известных ныне здравствующих афонских наставников, игумена Ватопедского монастыря Ефрема: «Монах на службе ощущает себя так же, как младенец в утробе матери».
На одной из таких служб с нами случилось «обыкновенное чудо», которое в повседневной жизни и не заметишь. Так устроилось, что в русском монастыре на Афоне мы оказались на службе вместе со старцем нашего времени – схиархимандритом Илием Оптинским. Не так много людей знают, что он почти 15 лет подвизался на Афоне, в Свято-Пантелеимоновом монастыре, прежде чем вернулся обратно в Россию. Именно в год тысячелетия служения русских монахов на Святой Горе нам посчастливилось получить его благословение и задать свои личные вопросы – в России, чтобы пробиться к нему с этим, люди могут ждать не один месяц и даже не один год!
С отцом Илием оказалось связано и еще одно переживание, в реальность которого до этого сложно было поверить. В середине ночной службы отец Илий вышел из своей стасидии и ушел в алтарь готовиться сослужить литургию. И спустя всего две-три минуты мы почувствовали явный холод, как будто кто-то открыл в храме дверь или окно. И наоборот, когда старец вышел из алтаря под конец службы, тепло «вернулось». Как говорится, хотите верьте, хотите нет…
Богат тот, кому много не надо
Устроилась нам на Афоне встреча и с другим старцем – греком Гавриилом Карейским. Одно время его грозные «пророчества» кто-то тиражировал в Интернете. Хотя монахи-святогорцы хорошо знают: пророчества являются не «приговором», а скорее предупреждением, что если люди не изменят образ жизни и образ мысли, то мир неизбежно постигнут гибельные последствия. И война на Украине, на Ближнем Востоке, глобализация терроризма имеют в своей основе духовные, а совсем не «геополитические» причины. Но надежда на сохранение мира при всех предсказаниях о «третьей мировой» сохраняется. И надежду на Святом Афоне многие связывают с возрождением духовности в России.
Обо всем этом нам довелось услышать не от старца Гавриила, а от других духоносных подвижников Святой Горы. Удивительно, что самые жесткие предсказания здесь не вызывают страха, внутренней оторопи – здесь тебе даются силы воспринять это как призыв к действию. К действию по изменению прежде всего себя. И понимаешь, почему на Афоне с великим почтением относятся к «нашему» Серафиму Саровскому – именно «дивеевскому заступнику» принадлежат слова, которые каждый человек, старающийся стать христианином, имеет перед глазами: «Спаси себя, и вокруг тебя спасутся тысячи».
Но с герондой Гавриилом Карейским, который не говорит ни на каком языке, кроме греческого (послушник, который мог бы перевести наши вопросы, отсутствовал), нам все же удалось поговорить – заочно. Узнав, что мы из России, он жестами пригласил нас к себе в келью и вручил небольшой «адрес», напечатанный на русском языке (еще одно свидетельство того, что россияне на Афоне – частые гости). Всего две страницы включают в себя высказывания старца, которые, как маяки, указывают путь духовной «лествицы». И в каждом из них краткость и простота сплетается с глубинной радостью – радостью обретения настоящих смыслов. И только в тиши удивительных афонских пейзажей, вмещающих в себя горные тропы и лиственные леса, камнепады и кипарисовые аллеи, понимаешь, насколько эта простая, как камень, мудрость выше агрессивных притязаний современного мира.
«Богат не тот, у кого много, а тот, кому много не надо. Беден не тот, кто не имеет ничего, но кто хочет много». …Да, становится очевидным, что Афон – это путь. Путь, по которому человек восходит от реальности жизни с ее дергающей, как зубная боль, неопределенностью и ее кажущейся тотальной несправедливостью к настоящим ценностям, над которыми в современной России, увы, чаще посмеиваются, чем преклоняются. Побывав на Афоне, с неведомой доселе остротой понимаешь, что именно такие ценности способны дать человеку настоящую, неподдельную свободу.
«Афон — это место, куда люди бегут от славы»
Об этом, а также о других ярких впечатлениях от Афона вообще и от афонского монастыря Дохиар в частности порталу «Православная жизнь» рассказывает протодиакон Свято-Троицкого Ионинского монастыря Александр Плиска.
Впервые побывать на Афоне — это как ребенку в сказку попасть. Но самое яркое — общение с людьми, для которых Афон есть дом
— Помните Вашу первую поездку на Афон? Наверняка, слышали разные истории о святом месте - и правдивые, и не очень? Какое было первое впечатление, что поразило?
— Вероятно, это был 2004 год. Тогда все говорили об Афоне, впрочем, как и сегодня. Много всего слышал и, конечно, очень хотелось поехать, но я об этом даже не мечтал. В то время таких частых, как сегодня, поездок на Святую гору ещё не было. Один знакомый священник, помню, сказал мне: “Если будет на то воля Пресвятой Богородицы, обязательно туда поедешь”. Именно чудесным образом все и сложилось. Чудеса, правда, как правило, происходят через людей. Ко мне Господь явил милость через отца Игнатия (Пакулова), благодаря которому неожиданно для себя самого и оказался впервые на Афоне.
— Вот Вы оказались на Афоне.
— Впервые — это как ребенку в сказку попасть, именно так все и было. Море впечатлений, даже дневник вел. Каждый день записывал, где были, что видели, что слышали, что ели. Пытался фотографировать.
Хотелось всё вместить в себя, наполниться афонской атмосферой, всё запомнить и запечатлеть…
Но самые яркие воспоминания – это общение с людьми, когда с кем-то поговоришь. Всё остальное стирается – природа, пейзажи, архитектура, службы, хотя всё и невероятно красиво. Но то ли из-за того, что пытаешься как можно больше увидеть, стараешься ничего не пропустить, — наступает момент, когда всё сливается в одну сплошную стену, и ты перестаёшь восхищаться красотами.
И самым ярким впечатлением, «вспышкой», остаётся в памяти — получасовой или десятиминутный разговор в поездке, те мгновения, когда ты общался с живым источником, с людьми, для которых Афон является домом.
Афон — это то место, куда уходят в безызвестность. В современном мире это не модно. А афонский дух создают люди своим бытом
— А о чём общались? Бытует мнение, что люди ездят на Афон, чтоб пообщаться с почти святыми людьми, решить свои житейские проблемы. Помолиться, отстоять многочасовые службы. А зачем Вы ездите на Афон?
— Люди не обязательно ездят на Афон решать проблемы. Афон – это уникальное место на земле, которое не оставляет равнодушным никого. Некоторые считают, что там такая уникальная атмосфера оттого, что это место – удел Пресвятой Богородицы. Может, так оно и есть. Но ведь существуют и другие уделы Пресвятой Владычицы.
Что же касается меня, Афон — это прежде всего место, где сложилась и хранится от века в век определённая система повседневного уклада христианской жизни, что именно и создаёт особенную афонскую атмосферу. Как сказал один мой друг, после долгих уговоров побывавший на Святой горе, Афон — это институт христианства, где можно увидеть всё воочию. Афонский дух создают люди своим повседневным бытом.
Афон – это место, куда люди бегут от славы. Когда мы слышим о пустынях, читаем жития пустынников, то представляем верблюдов, дремучие пески, отсутствие воды и растительности. Да, были и такие случаи. Но пустыня, в первую очередь, подразумевает безлюдность и тишину. Это когда человек может остаться наедине с самим собой. Афон — это тоже своего рода пустыня. Целью ухода в пустыню, пустынное место, у великих наших отцов было – найти самого себя, познать себя перед лицом Бога. Один из важных моментом для таких людей был уход в безызвестность.
Никто из пустынников никогда не стремился создать какую-то свою ситуацию, не искал своего, но бегал от мира. К примеру, прп. Антоний Печерский, уроженец Любеча, ушёл на Афон и, скорее всего, не собирался возвращаться на родину и создавать монастырь. Но сложилось иначе. Это называется послушанием. Пресвятая Владычица Богородица велела игумену монастыря, в котором подвизался преподобный, послать Антония домой на Русь. И, придя на киевские горы, преподобный не ищет своего, не стремится к известности, но ищет себе пещеру и уходит опять в безызвестность. И эта та черта, с которой каждому новому поколению всё тяжелее справляться. В современном мире безызвестность не в моде, на каждом шагу реклама и самореклама.
На Афоне, как говорил однажды игумен Дохиар геронда Григорий, лучше всего спрятаться в монастыре. Если пойдёшь жить в отдельную келию, в пещеру, — быстро станешь известным, люди пустят слух, что есть такой монах-пустынник, отшельник, не общается с миром, и выстроятся к нему в очередь.
Так, однажды геронда Григорий на трапезе говорит: «Есть такой-то монах на трапезе?» - «Нет, он болеет.» – «Вот, братия, посмотрите, – геронда специально говорил в отсутствие этого монаха. – Вы слышите его имя когда-либо в монастыре, на службе?» - «Нет.» – «А почему не слышно, как вы считаете? Потому, что он всегда везде вовремя: на Богослужении, на работе,- не выделяется, не опаздывает, старается быть ровным, незаметным. И так годами, из года в год . Никто о нём ничего не слышит, ничего не знает. Вот так люди сегодня прячутся от мира. Это не потому, что они такие скромные или «крутые», а потому что они уверены: ничего они из себя не представляют такого, что можно рекламировать».
Наверное, это именно то, чему стоит на Афоне поучиться.
Геронда Григорий узнав, что пришли друзья Макария, сказал: «Пусть поют Литургию». Это ошеломило нас — и пели, уж как могли.
— Как давно Вы знакомы с герондой Григорием Дохиарским?
— С декабря 2005 года, во время второго посещения Святой горы Афон. По благословению настоятеля Свято-Троицкого Ионинского монастыря отца Ионы (ныне епископа Ионы ) с некоторыми из братии Ионинского монастыря вновь посчастливилось посетить Афон. В конце поездки мы пришли в Дохиар к монаху Макарию, уроженцу Ялты, с которым все мы были знакомы. Так и познакомились с герондой Григорием (Зумисом).
Кстати, в этой поездке выпало счастье познакомиться и пообщаться с ещё одним прекрасным человеком, отцом Павлом из монастыря Григориат, лет шестидесяти, — греком, изучившим русский язык с целью ознакомления с богословским наследием русских святых. Все были под впечатлением.
— Чем они Вас впечатлили?
— Более прочего, кротостью и простотой. В книге «Иова» Господь, характеризуя Иова, первым делом говорит, что он прост, всё остальное потом.
Итак, через о. Макария нам посчастливилось познакомиться с герондой. Геронда узнав, что пришли друзья Макария, сказал: «Пусть поют Литургию». Это ошеломило нас, что всё вот так просто — узнали, что друзья, и пойте! Так и было, пели, уж как могли, на славянском в греческом монастыре. По окончании же Литургии мы пришли в восторг от того, как вся братия монастыря «едиными устами и единым сердцем» пела утешительный канон Пресвятой Владычице Богородице перед честным Ее образом «Скоропослушницей».
После же трапезы вдруг геронда говорит: «Ну что, Макарий, пойдём, что ли, пообщаемся с твоими друзьями». И мы провели два часа в уникальной, весёлой, жизнерадостной беседе с герондой Григорием. Пели всё, что просил геронда – и народное, и церковное, на украинском, на русском. Нас было много, ионинских, – отец Паисий, отец Иоасаф, отец Силуан… Прекрасное время, прекрасные воспоминания. Было очень весело, мы были в шоке от того, насколько геронда прост и жизнерадостен в обхождении, какой он любвеобильный человек.
Люди очень часто «играют роли». Геронда никогда не пытается кому-то понравиться или произвести впечатление. И пощёчину может залепить.
— Сколько лет он настоятель?
— В Дохиаре настоятель с 1980 года.
У всех людей есть какая-то стилизация, хотят они этого или не хотят. Люди очень часто «играют роли» — что священнослужители, что миряне, без разницы, кто они по профессии, по своему призванию, служению. Такова природа человека. Даже в быту люди играют, подстраиваются под выбранный имидж, подстраиваются под других людей, под ситуацию. Менее стилизованного человека, чем геронда Григорий, я в жизни не встречал. Этот человек такой, какой он есть. Я никогда не видел у него даже тени игры, желания выглядеть перед кем-то хорошо или плохо. Он чрезвычайно жизнерадостный и любвеобильный человек, с необычайной энергией, но он никогда не пытается кому-то понравиться или произвести на кого-либо впечатление. Никогда.
— Говорят, бывает, что геронда и пощёчины даёт?
— Не только пощёчины, и палкой ещё может дать. И многие иногда получают. Удивительно, но у таких счастливчиков не видал я ни тени обиды и горечи.
Геронда — нам: «Ну, я на работу, устраивайтесь, и жду Вас, приходите трудиться ». Чтоб вы понимали, мы приехали в Дохиар на один день
— А Вам давали, отче?
— Конечно, много раз (смеётся). Когда Геронда рассержен или огорчен, — пощечины не будет. Не от досады они и не от раздражения. Спросит, например, тебя о чём-то, ты ответишь, а он тебе в ответ пощёчину залепит. Подумаешь, поразмыслишь, все верно, по делом. Многие за счастье считают получить такую затрещину.
Один из друзей ошеломлённо произносит: «Да, меня уже давно безответно никто не бил», — счастливо улыбается. Тут геронда ко всем нам: «Ну, я на работу, устраивайтесь, и жду Вас, приходите трудиться ». Чтоб вы понимали, мы приехали в Дохиар на один день, на следующий уже уезжали. А дело было в обед. То да се, традиционное угощение в архондарике в виде ракии, лукума и кофе, поселение, прошло немало времени. Я друзьям: «Сейчас душ, пол часика сон и. » И тут они: «Куда отдохнуть, ты что?! Там геронда на работе, ждёт нас!». Да, думаю, вот дела — не собиравшиеся трудиться бегут первыми. Чем занимались? Тем же, чем и вся братия в тот день: заготавливали камень для стройки на каменоломне. В результате все были счастливы.
На Афоне монахи ходят в храм — как современный человек, живущий в миру, в кинотеатр, с радостью
— Что отличительного в афонских службах? Говорят, что это — нечто особенное, будто поднимаешься на Небо.
— Служба воспринимается очень естественно, нет ощущения напряженности и искусственности. На Афоне монахи ходят в храм — как современный человек, живущий в миру, в кинотеатр, с радостью. Это создаёт спокойную атмосферу на службе, все знают, зачем они здесь, это их дом. И ещё на Святой горе Афон большая разница между праздниками и буднями, что создаёт определённый ритм: праздничные службы — это одно, воскресная служба — это другое, ежедневные службы — это третье. Все в совокупности: умиротворенные молящиеся монахи, архитектура и убранство храмов, иконопись, византийское пение, — всё это создаёт незабываемые ощущения и переживания.
Есть такая глава Типикона — «О светильниках», регламентирующая зажигание лампад и свечей в храме в определенные моменты Богослужения. В года учебы в духовных школах все мы задавались вопросом, зачем кому-то сегодня нужно знать, когда во время службы зажигать, когда тушить свечи. Так думает большинство современных церковных людей. Зажгли паникадило, электричество включили, вот вам и всё. А лампады, мол, зажигают только для того, чтобы принести жертву Богу.
И вот на Афоне, где электричество при Богослужении не употребляется, пришло понимание: “зажечь” и “потушить” оказалось настоящей музыкой. И вся эта музыка начинает звучать, когда служба совершается в три часа ночи. Вы приходите в храм — горят несколько лампад, потом зажигается лампада ещё и ещё, потом зажигается свеча… Это целая поэзия, выражающаяся в светильниках. Как пример, лампада перед иконой Спасителя — мы не просто приносим жертву Спасителю, но свет от лампады освещает лик Спасителя, чтоб мы Его могли лицезреть. Когда же мы включаем электрический свет, что освещает лампада? Ничего.
— А цветы в храмах на Афоне есть?
— У каждого монастыря — свои традиции. В Дохиаре много традиций с острова Патмос. На каждый большой праздник пол устилают различной зеленью. Например, на Вербное воскресенье храм будет завешен крестиками из пальмовых ветвей, а на Пасху пол будет устлан лавандой. На другие же праздники — листьями цитрусовых деревьев. Также могут украшаться цветами иконы. От этого такой изумительный аромат в храме…
Здорово, что женщин на Афон не пускают. Афон — это пустыня. Монах уходит в пустынное место. О каких женщинах может идти речь?
— Вы так рассказываете, что возникает желание увидеть всю эту красоту, почувствовать. Напрашивается вопрос, правильно ли, что не пускают женщин на Афон?
— Очень здорово, что их туда не пускают. Афон — это пустыня. Монах уходит в пустынное место. О каких женщинах может идти речь? Для чего в пустынном месте женщина?
Афон изначально сформировался как территория мужского монашества. Может быть, когда-то сформируется где-нибудь “женский Афон”, и там будут одни женщины, за исключением приходящего для совершения Богослужений духовенства.
В женских монастырях в Греции есть “закрытые часы”, когда не пускают мужчин — ни священников, ни монахов, ни мирян. Вы приедете в монастырь как паломник, а Вам скажут: «Вот часы посещений, всё остальное время монастырь закрыт». И это очень правильно, и испытано временем.
— Рассказывают страшные истории, будто все женщины, нога которых ступала на Афон, чуть ли не умирали на месте или в ближайшее время, или же тяжело болели всю жизнь.
— Проникали женщины на Афон, и ничего страшного с ними не происходило. Продолжали жить дальше. Дело ведь не в том, ступала ли женская стопа на Афон, а монахи на этом сосредоточились и это отслеживают. Нет, совершенно не так! Просто нет смысла в пребывании женщин на Афоне. Афон, повторюсь, — это пустыня.
А вообще были различные исторические случаи: так, однажды прибило к берегам Афона лодку с женщинами, пытавшимися нелегально из Турции проникнуть в Грецию. Приехали полицейские, составили протокол, Афон продолжает свое бытие.
Главное — чтоб у монаха не было праздности, чтоб он был всё время занят, чтоб не жил более обеспеченно, комфортно, чем человек в миру
— Полуостров, море, закаты, рассветы… Романтика. На Афоне это замечают?
— Нельзя сказать, чтоб этого не замечали. Но эта красота Афона для афонских монахов, как Крым для крымских жителей, которые никогда не купаются в море.
Вот для геронды Григория главное — чтоб у монаха не было праздности, чтоб монах был всё время занят, чтоб не жил более обеспеченно, комфортно, чем живёт человек в миру. Кто-то разделяет мнение геронды, кто-то — нет…
В воскресенье, к примеру, геронда иногда даёт монахам, послушникам, а то и гостям некоторую небольшую работу. Некоторые возмущаются, а он говорит: «Что, женщина, у которой пятеро детей, отдыхает в воскресенье, ложится на кровать и лежит? Воскресенье — для того, чтобы лежать ?»
Многие представляют себе Афон так: «Монахи сходили на службу и вернулись в келию, сели, читают духовные книги, созерцают красоты, читают молитву Иисусову, пока Ангела не увидят, таким образом приближаясь к Вечности». Всё не так. На Афоне монахи молятся и трудятся, пытаясь избежать всякой праздности.
Главное на Афоне — Богослужение, вокруг него всё созидается. И любой человек может найти здесь себе монастырь по духу
— Чем уникален Афон?
— На Афоне двадцать крупных монастырей, у которых подобно филиалам есть скиты, келии. И любой человек может найти себе подходящий по духу монастырь. Человек трезвомыслящий и адекватный может подвизаться в любой обители. По воле Божьей, безусловно. Есть монастыри, где акцент — на физическом труде, есть монастыри — где интеллектуальный труд.
— Чем занимаются монахи в свободное от молитвы время? Какие виды работы Вам предлагали?
— Монастырь — это достаточно большая территория, хозяйство. Следить за чистотой храма, территории, братских корпусов, гостиниц для паломников. Кто-то трудится на трапезе, другие в садах и огородах, иные в прачечной, иные в иконописной, другие в столярной мастерской и кузне.
Есть монастыри, где все эти обязанности разграничены, а есть такие монастыри, где стараются делать всё все вместе. Дохиар — один из таких монастырей. Стройки, ремонты, труд в огородах и садах, — работу искать не нужно, работы очень много.
Каждый монастырь сам определяет, сколько времени уделять труду. Главное — Богослужение, вокруг него всё созидается.
Надо ехать на Афон просто — как в деревню к любимому дедушке. Главное — понять, для чего едешь, и погрузиться в молчание, чтоб услышать Бога
— Как настраиваться на Афон?
— Никак не настраиваться. Можно много всего умного сказать: настраиваться на покаяние, на молитву. Надо ехать на Афон просто — как в деревню к любимому дедушке. Много в голову не брать, главное — понять, для чего ты едешь и не тратить своё время понапрасну, погрузиться во внутреннее молчание, чтоб услышать, что Бог тебе скажет.
В заключение приведу одну историю, которую рассказывал геронда Григорий. Однажды на Афон приехал человек, который состоял в организации по охране архитектурных памятников, шел он по монастырю и все время что-то рассказывал геронде. Геронда вывел его обратно к воротам монастыря и говорит так, с любовью: «Слушай, кто сюда заходит в первый раз, тот имеет право только молчать и внимать, кто второй раз заходит, тот может еще смотреть и слушать, кто третий раз заходит, может что-то говорить».
Почему на Афон не пускают женщин?
Вот уже более тысячи лет действует строгий закон под названием «Аватон», запрещающий пребывание на Афоне всем лицам женского пола. Главная причина, почему женщинам нельзя на Афон, не имеет ничего общего с ущемлением женских прав и имеет исключительно религиозную подоплеку: единственная женщина, удостоенная права быть и царствовать на Святой Горе — это Божья Матерь.
Тем не менее, сегодня у наших сестер во Христе есть замечательная возможность увидеть святые обители Афона, не нарушая строгих заповедей здешних мест и сохраняя спокойствие монахов.
Особое отношение церкви к женщинам
Из вышесказанного можно сделать вывод, что представительницы женского пола ущемлены в своих правах. Им запрещено заходить в алтарь, помещать мужские монастыри, принимать сан священника, даже побывать на горе Афон. Но истинно верующие женщины абсолютно не чувствуют себя обиженными, поскольку церковь не допускает даже размышлений на этот счет.
Про последствия в виде тюремного заключения теперь широко известно, поэтому от посещения горы Афон стоит воздержаться. Но и мужчинам запрещено заходить во многие женские монастыри Греции. Так оба пола уравновешены в своих правах. В любом случае следует уважать традиции любого государства, чтобы избежать непредвиденных проблем.
Почему женщинам запрещено посещать Афон?
Христианская вера проповедует гуманное, доброе отношение ко всем людям, в независимости от пола, социального статуса и известности. «Возлюби ближнего своего», — гласит одна из главнейших заповедей православия, ясно говорящая о том, что каждый человек — одинаково важен, ценен и уважаем.
Однако можно заметить, что женский пол в некотором роде «ущемлён». Женщина не может быть священником, прекрасному полу нельзя входить в церковный алтарь, а также, посещать некоторые святые места.
Всем известная гора Афон — одно из главных мест, почитаемых христианами, связанная с реальным местонахождением известных святых.
Так почему же на полуостров, который многие желают посетить, дабы соприкоснуться с благодатными местами, запрещено въезжать женщинам и даже животным женского пола?
В чем заключается тайна «несправедливого» отношения к слабому полу?
Единственная женщина, однажды побывавшая на Афоне
Устав , установленный на территории монашеского государства: «Женщинам на территорию Афона въезд запрещён». Этого формального факта недостаточно, чтобы объяснить загадку данного ограничения.
Для того, чтобы понять смысл подобных постулатов, необходимо обратиться к христианским преданиям.
Святые книги гласят, что однажды Пресвятая Богородица и евангелист Иоанн отправились в путешествие, но вследствие непогоды и шторма, были вынуждены остаться на острове Афон некоторое время. Божьей Матери несказанно понравилось данное место. Настолько, что она попросила Господа благословения остаться здесь, дабы святая гора была её уделом . Кроме того, Богородица завещала, чтобы здесь не обитало ни одной женщины, кроме неё. Такая мера была необходима для воздержания и укрепления в духовной службе монахов Афона, а также, чтобы не вводить их в смущение и мысли о земном.
Икона Богородица и Иоанн Богослов Икона Богородица и Иоанн БогословСтрогие правила
Кроме почитания рассказанной выше православной традиции, существует официально принятый документ, созданный в 1045 году при императоре Византии. Он гласит о том, что на территории, а также на расстоянии полкилометра от побережья Афона, кроме женщин, не могут находиться даже животные женского пола.
В 1953 году за несогласованное проникновение женщины на территорию монашеского государства даже присуждалось тюремное заключение от 2 до 12 месяцев.
Единственное исключение — кошки!
В настоящее время многие паломники, бывшие на Афоне, утверждают, что всё-таки встретили существ женского пола на территории монашеского государства.
И это всеми любимые существа — кошки ! Как ни странно, все относятся к ним спокойно, не обращая внимания на нюансы пола, все потому, что от кошек много пользы, да и в целом их присутствие на полуострове некритично.
Реалии Афона 21 века — что изменилось?
Много раз вышестоящие власти Греции пытались оспорить традиционный уклад жизнь монахов, пытаясь изменить политический статус закрытого монашеского государства.
Однако остров лишь по части документов является частью Греции, на деле территория принадлежит афонским монастырям, а святая гора является автономной местностью.
Аргументы против женщин-священников
Сам апостол Павел заявил, что женщинам в соборах негоже говорить, они должны молчать. Если у них есть желание постигнуть что-либо, им следует вопрошать своих мужей. Даже в начале 20 века данное правило строго соблюдалось православными. Первое участие женщин в Поместном Соборе датируется лишь 1971 годом.
Согласно сложившейся традиции Православной Церкви, женщины не могут быть ни епископами, ни священниками. В первую очередь это связано с тем, что священник должен являться литургической иконой Христа, а его архетип – мужской. Кроме того, в церковном Предании напрочь отсутствует сама идея женского священства, что является глубоко религиозной традицией.
История Святой горы
Согласно преданию, гору считают уделом Богородицы на земле. Однажды Божья Матерь путешествовала на корабле вместе с Иоанном, но во время плавания случилось несчастье – сильный шторм. Сбившийся с курса корабль спустя некоторое время пристал к подножию Афона. В этом месте теперь находится Иверский монастырь. Именно по просьбе Марии Господь сделал найденную путешественниками землю ее уделом.
Согласно завету Богородицы, лишь одна она может бывать в здешних местах, прочим женщинам ступать на эту землю запрещено. Константин 12, император Византии, в середине 12 века принял устав, который запрещал подниматься на гору Афон не только женщинам, а и животным женского пола. Однако во время турецкого владычества запрет нарушался неоднократно, а в период с 1946 по 1949 год здесь скрывалась беженка.
В 1953 году президент Греции издал указ, согласно которому любая женщина, ступившая на землю Афона, подлежала наказанию в виде лишения воли до одного года. При вступлении в ЕС власти страны выдвинули требования, среди которых был и данный запрет. Органы Союза время от времени предпринимают попытки оспорить это необычное положение, однако на данный момент оно по-прежнему имеет юридическую силу. Территория Афона распределена между монастырями, расположенными здесь, и находится в частной собственности.
Строжайший византийский запрет актуален и по сей день. Мужские монастыри по-прежнему могут посещать только мужчины, а женщинам сюда вход запрещен. Однако и в женских монастырях не должна ступать нога мужчины, если он не принадлежит к служащему духовенству.
Возможно ли женщине увидеть монастыри Афона и прикоснуться к их святыням?
Неоднократно в нашей группе на Facebook нам задавали вопрос, могут ли побывать женщины на Афоне. К сожалению, это невозможно.
Почему женщинам запрещено посещать гору Афон?
Президент России Владимир Путин отправляется на святую гору Афон в Греции для того, чтобы отметить тысячелетие пребывания русских монахов на этой горе. Гора, или, вернее, полуостров площадью в 335 квадратных километров - крупнейшее в мире место, куда запрещен въезд женщинам и даже животным женского пола.
Если вы хотите посетить гору Афон, то первым делом необходимо представить копию паспорта Бюро паломников на горе Афон. Каждый день 100 православных и 10 неправославных паломников мужского пола приезжают на полуостров, чтобы провести трое суток в одном из 20 монастырей.
Женщинам въезд запрещен. Мужчины прибывают на гору Афон на пароме из одного из двух ближайших греческих портов.
Въезд женщинам был запрещен более тысячи лет тому назад. Они также не могут приближаться ближе, чем на полкилометра, к побережью полуострова.
Как говорит доктор Грэм Спик, автор книги "Гора Афон: Возрождение в раю" (Mount Athos: Renewal in Paradise), в уставе горы Афон, утвержденном в 972 году византийским императором Иоанном Цимисхия, говорится, что присутствие животных женского пола на полуострове запрещено, но женщины не упоминаются, так как в те времена "все знали, что женщинам запрещено входить в мужской монастырь".
По его словам, это было самым простым способом соблюдать целибат. Единственное, что отличает Афон от остальных монастырей, это то, что в данном случае весь полуостров считается одним большим монастырем.
Но есть и другие причины для запрета на въезд женщин - причины, связанные с православной традицией.
Как попасть на Афон женщине?
Приобщиться к афонскому наследию и преклониться святогорским святыням стало возможно благодаря организации специальных «круизов» — однодневных паломнических поездок, во время которых корабль подходит на максимально близкое разрешенное расстояние к берегу и все монастыри видны, как на ладони.
Во время групповой экскурсии вдоль западного побережья полуострова можно увидеть монастыри и скиты, в которых хранятся величайшие святыни православия:
-
— Чудотворная Икона Скоропослушница. — Чудотворная Икона Одигитрия (Путеводительница), Георгия Победоносца; — Икона и Глава Целителя Пантелеймона и многие другие; — Честной и Животворящий Крест Господень, останки 40 мучеников Севастийских; — Нетленные Мощи Марии Магдалины, сохраняющие по сегодняшний день (почти 2000 лет) температуру тела; — Чудотворная икона Млекопитательница, Николая Чудотворца; — Чудотворная икона Одигитрия, Акафистная, мощи Иоанна Крестителя (правая рука, которую он возлагал на Спасителя во время Крещения); — дары Волхвов, мощи Бессребреников Космы и Дамиана, Великомученика и Чудотворца Пантелеймона; — могила Старца Иосифа Исихаста; — Чудотворная Икона, исцеляющая от бесплодия.
Во время поездки у всех паломников есть уникальная возможность прикоснуться к святыням обителей Святой Горы, которые монахи на лодках специально доставляют на корабль.
При желании, возможно организовать индивидуальный круиз вокруг Святой Горы, по предварительной договоренности с монастырями, на корабль также можно доставить важные святыни. При индивидуальной поездке появляется возможность пообщаться с монахами наедине и даже исповедоваться.
Как женщине попасть на Святую Гору?
Паломничество на Афон для женщин
В соответствии с Уставом Святой Горы, посещать Афон могут лишь мужчины. Женщинам въезд на территорию монашеской республики воспрещен. Запрет действует уже более полутора тысячелетий; с ним связано предание, основанное на случае, произошедшем в IV веке на территории нынешнего монастрыя Ватопед.
Согласно преданию, Плакидия (лат. Galla Placidia; ок. 388 — 27 ноября 450) — дочь византийского императора Феодосия Великого (годы правления 379-395) прибыла на Святую Гору Афон, чтобы полюбоваться красотой храма, построенного её отцом в честь чудесного избавления своего брата, цесаревича Аркадия. Войдя в храм, Плакидия услышала голос, исходящий от иконы Пресвятой Богородицы, который приказал ей покинуть Святую Гору и больше не возвращаться сюда. С тех пор не было другой женщины на Афоне, кроме Пресвятой Богородицы — запрет на посещение полуострова беспрекословно выполняется по сегодняшний день.
В настоящее время женщины, желающие приблизиться к монашеской республике и ощутить святость этого места, могут совершить круиз вокруг Святой Горы Афон. Корабли подходят к монастырям, расположенным на побережье Афона, практически вплотную, давая возможность насладиться их красотой и сделать памятные фотографии.
Для тех, кто не может посетить Афон, монахи Святой Горы подвозят чудотворные иконы и мощи святых к круизным кораблям
Самый благоприятный период для паломничества — с апреля по октябрь, поскольку в это время море наиболее спокойно. Узнать дни, в которые можно поклониться мощам и святым иконам можно, оставив заявку на нашем сайте с указанием удобных вам дат. Наш паломнический центр предлагает индивидуальные и групповые паломнические круизы вокруг Святой Горы Афон.
Читайте также: